Как правильно пишется слово: фортепиано или фортепьяно?

Чем отличается пианино от фортепиано: общие вопросы

Многие читатели и любители фортепианной музыки очень часто задаются вопросом, чем отличается пианино от фортепиано. Одни полагают, что ничем, другие думают, что это совершенно разные понятия. Неправы и те, и другие. Рассмотрим фортепиано и пианино – в чем разница?

История возникновения

Итак, перед нами стоит вопрос отличия этих двух терминов. Давайте попробуем разобраться, чем отличается пианино от фортепиано. Для этого необходимо совершить небольшой экскурс в историю.

Дело в том, что возникновение клавишных фортепианных инструментов относят к 1709 году, в частности к дате приема у герцога Фердинанда Медичи. Тогда впервые в истории его гости были поражены звучанием инструмента, который был создан придворным мастером по имени Бартоломео Кристофори. В отличие от повсеместно использовавшихся тогда клавесинов и клавикордов, новый инструмент обладал поразительной экспрессией извлечения звука. Это было связано с новой системой резонирования и молоточкового механизма между клавишами и струнами. Инструмент поражал своими массивными форте и в то же время передавал нежнейшие звуки томительного пиано.

Сам же Бартоломео Кристофори назвал свое новое детище Gravicembalo con piano e forte, что, собственно, в дальнейшем и предопределило общее и частное название всех инструментов этого ряда.

Понятно, что на поприще производства новых инструментов возникло очень много мастеров и компаний, чьи имена известны и сегодня. Кто не слышал о таких известных именах как August Forster, Steinway, Bosendorfer, Fasioli, Seiler?

Кстати, сегодня можно встретить элитные инструменты, выполненные даже из слоновой кости. В этом особо преуспела фирма August Forster, специализирующаяся на выпуске концертных роялей белого цвета.

Сегодня многие считают, что можно выделить три основных, однотипных понятия: пианино, фортепиано, рояль. Что сказать? К сожалению, такое утверждение в корне неверно, равно как и постановка нашего вопроса: чем отличается пианино от фортепиано? Фортепиано – это общее название, во-первых, группы инструментов, во-вторых, музыкального образования, и в-третьих, самой музыки. Согласитесь, ведь когда говорят «звучит фортепианная музыка», в качестве инструмента представляется либо пианино, либо рояль. Третьего не дано. Так что сам вопрос, чем отличается пианино от фортепиано, изначально является совершенно некорректным. Другое дело в том, что в этой группе имеется два инструмента, имеющих достаточно большие различия, несмотря на схожесть завукоизвлечения. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Что такое пианино

Пианино представляет собой клавишный инструмент небольшого размера, который имеет вертикальное исполнение. Это обуславливает и устройство системы звукоизвлечения. В пианино струны находятся именно в вертикальном положении, равно как и молоточки, бьющие по ним.

Как правило, пианино имеет две педали для придания различных оттенков звучания, хотя сегодня нередко можно встретить и модели с тремя педалями. Среди таких инструментов отдельно можно выделить серию Petrof.

Кстати, некоторые модели пианино этого производителя отличаются от множества стандартных моделей, поскольку имеют уменьшенную высоту корпуса.

Что такое рояль

Рояль же является концертным инструментом горизонтального типа. Он сохранил первоначальную форму своего предка – того самого инструмента, который когда-то продемонстрировал восхищенной публике Бартоломео Кристофори.

Система звукоизвлечения здесь построена несколько иначе – струны и молоточки находятся в горизонтальном положении. Для усиления эффекта звучания рояль имеет три положения верхней крышки над струнами. Глухое звучание получается при полностью закрытой крышке, а самое звонкое – при максимально открытом положении (на самой крышке имеется специальный подставочный стержень, регулирующий угол открытия).

Раньше считали, что рояль должен иметь три педали. Современные рояли могут иметь их всего две, однако это не слишком принципиально.

Основные отличия между инструментами

Кроме того, что было сказано о системе положения струн и молоточков, еще одним существенным различием между пианино и роялем считается сама клавиатура. У рояля она намного тяжелее и жестче (пианисты поймут, о чем речь).

Кроме того, пианино принято использовать как домашний инструмент или инструмент для обучения технике игры на фортепиано. Рояль, как уже понятно, является концертным инструментом. Да и дома поставить такую громадину просто негде (конечно, если у вас не замок, а обычная квартира).

Как правильно: пианино или фортепиано?

Материал, описанный выше, дает общее представление о фортепианных клавишных инструментах. Мы вплотную подошли к ответу на вопрос о том, чем отличается пианино от фортепиано. Ответ этот может быть однозначным: ничем. Разница может быть только между пианино и роялем, и никак иначе. Хотите сказать вместо рояля «фортепиано» или назвать термином «фортепиано» пианино? Да нет проблем. И один, и второй вариант будут правильными. Самое главное – не путать пианино с роялем. Теперь вы знаете о фортепиано и пианино (в чем разница) и будете правильно употреблять данные слова.

Чем отличается пианино от фортепиано: общие вопросы

Многие читатели и любители фортепианной музыки очень часто задаются вопросом, чем отличается пианино от фортепиано. Одни полагают, что ничем, другие думают, что это совершенно разные понятия. Неправы и те, и другие. Рассмотрим фортепиано и пианино – в чем разница?

История возникновения

Итак, перед нами стоит вопрос отличия этих двух терминов. Давайте попробуем разобраться, чем отличается пианино от фортепиано. Для этого необходимо совершить небольшой экскурс в историю.

Дело в том, что возникновение клавишных фортепианных инструментов относят к 1709 году, в частности к дате приема у герцога Фердинанда Медичи. Тогда впервые в истории его гости были поражены звучанием инструмента, который был создан придворным мастером по имени Бартоломео Кристофори. В отличие от повсеместно использовавшихся тогда клавесинов и клавикордов, новый инструмент обладал поразительной экспрессией извлечения звука. Это было связано с новой системой резонирования и молоточкового механизма между клавишами и струнами. Инструмент поражал своими массивными форте и в то же время передавал нежнейшие звуки томительного пиано.

Сам же Бартоломео Кристофори назвал свое новое детище Gravicembalo con piano e forte, что, собственно, в дальнейшем и предопределило общее и частное название всех инструментов этого ряда.

Понятно, что на поприще производства новых инструментов возникло очень много мастеров и компаний, чьи имена известны и сегодня. Кто не слышал о таких известных именах как August Forster, Steinway, Bosendorfer, Fasioli, Seiler?

Кстати, сегодня можно встретить элитные инструменты, выполненные даже из слоновой кости. В этом особо преуспела фирма August Forster, специализирующаяся на выпуске концертных роялей белого цвета.

Сегодня многие считают, что можно выделить три основных, однотипных понятия: пианино, фортепиано, рояль. Что сказать? К сожалению, такое утверждение в корне неверно, равно как и постановка нашего вопроса: чем отличается пианино от фортепиано? Фортепиано – это общее название, во-первых, группы инструментов, во-вторых, музыкального образования, и в-третьих, самой музыки. Согласитесь, ведь когда говорят «звучит фортепианная музыка», в качестве инструмента представляется либо пианино, либо рояль. Третьего не дано. Так что сам вопрос, чем отличается пианино от фортепиано, изначально является совершенно некорректным. Другое дело в том, что в этой группе имеется два инструмента, имеющих достаточно большие различия, несмотря на схожесть завукоизвлечения. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Что такое пианино

Пианино представляет собой клавишный инструмент небольшого размера, который имеет вертикальное исполнение. Это обуславливает и устройство системы звукоизвлечения. В пианино струны находятся именно в вертикальном положении, равно как и молоточки, бьющие по ним.

Как правило, пианино имеет две педали для придания различных оттенков звучания, хотя сегодня нередко можно встретить и модели с тремя педалями. Среди таких инструментов отдельно можно выделить серию Petrof.

Кстати, некоторые модели пианино этого производителя отличаются от множества стандартных моделей, поскольку имеют уменьшенную высоту корпуса.

Что такое рояль

Рояль же является концертным инструментом горизонтального типа. Он сохранил первоначальную форму своего предка – того самого инструмента, который когда-то продемонстрировал восхищенной публике Бартоломео Кристофори.

Система звукоизвлечения здесь построена несколько иначе – струны и молоточки находятся в горизонтальном положении. Для усиления эффекта звучания рояль имеет три положения верхней крышки над струнами. Глухое звучание получается при полностью закрытой крышке, а самое звонкое – при максимально открытом положении (на самой крышке имеется специальный подставочный стержень, регулирующий угол открытия).

Раньше считали, что рояль должен иметь три педали. Современные рояли могут иметь их всего две, однако это не слишком принципиально.

Основные отличия между инструментами

Кроме того, что было сказано о системе положения струн и молоточков, еще одним существенным различием между пианино и роялем считается сама клавиатура. У рояля она намного тяжелее и жестче (пианисты поймут, о чем речь).

Кроме того, пианино принято использовать как домашний инструмент или инструмент для обучения технике игры на фортепиано. Рояль, как уже понятно, является концертным инструментом. Да и дома поставить такую громадину просто негде (конечно, если у вас не замок, а обычная квартира).

Как правильно: пианино или фортепиано?

Материал, описанный выше, дает общее представление о фортепианных клавишных инструментах. Мы вплотную подошли к ответу на вопрос о том, чем отличается пианино от фортепиано. Ответ этот может быть однозначным: ничем. Разница может быть только между пианино и роялем, и никак иначе. Хотите сказать вместо рояля «фортепиано» или назвать термином «фортепиано» пианино? Да нет проблем. И один, и второй вариант будут правильными. Самое главное – не путать пианино с роялем. Теперь вы знаете о фортепиано и пианино (в чем разница) и будете правильно употреблять данные слова.

Толковый словарь Ефремовой

1. Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука. 2. Общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов (рояль, пианино).

Смотреть значение Фортепиано И Разг. Фортепьяно Ср. Нескл. в других словарях

Фортепиано — и фортепьяно (тэ), нескл., ср. (фр. forte-piano от ит. pianoforte). Клавишный музыкальный инструмент в виде ящика с металлическими струнами и с педалями для усиления и ослабления звука.
Толковый словарь Ушакова

Имущество, Бесхозяйное (бесхозное – Разг.) — –
имущество, которое не имеет
собственника или собственник его неизвестен. Как правило, Б.и. берется на
учет местным финорганом, и по истечении года со дня.
Экономический словарь

Кусающий За Лодыжки, Моська, Жучка (разг.) — Выпуск акций, рыночная капитализация (market capitalisation) которого составляет менее 500 млн. долл. Вообще говоря, подобные акции с малой капитализацией считаются спекулятивными.
Экономический словарь

Принять Предложение Наивысшей Иены, Предлагаемой По Акциям (разг.) — Например, если
цена
предложения акций составляет 50/4 долл., а
текущая цена
спроса – 50 долл., то
продавец принимает
предложение наивысшей
цены.
Экономический словарь

Читайте также:  Красивые скатерти крючком: схемы, описания

Whoops: Разг. Название Системы Общественного Энергоснабжения Вашингтона (washington Public Power Sup — В конце 70-х – начале 80-х годов WHOOPS привлекла миллионы долларов путем предложения муниципальных облигаций (municipal bond) для профи-нансирования постройки пяти атомных электростанций.
Экономический словарь

Фортепиано — см. фортепьяно
Толковый словарь Кузнецова

Фортепьяно — , ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], неизм.; ср. [итал. fortepiano] Ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино. Окончить класс ф.
Толковый словарь Кузнецова

Механическое Фортепьяно — фортепьяно с вмонтированным или приставнымустройством для механического воспроизведения музыки. Известны фонола,пианола и др.
Большой энциклопедический словарь

Фортепьяно — (итал. fortepiano – от forte – громко и piano – тихо), общееназвание клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой(рояль, пианино). было изобретено в нач. 18 в. Появлениесовременного.
Большой энциклопедический словарь

Фортепиано — Зайдите в нотный магазин. На витрине, на полках лежат ноты: сборники фортепианных пьес и этюдов, сочинения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано, фортепианные.
Музыкальный словарь

Фортепьяно — — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой — рояль, пианино.
Исторический словарь

Механическое фортепьяно — фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством для воспроизведения музыки. К струнным инструментам принцип построения механических музыкальных инструментов.
Музыкальная энциклопедия

Фортепьяно — фортепиано (старинное рус. – фортепьяны; нем. Fortepiano, Hammerklavier, Klavier, франц. и англ. piano, итал. pianoforte), – собирательное назв. семейства клавишно-струн. муз. инструментов, снабжённых.
Музыкальная энциклопедия

Нескл. — несклоняемое слово
Словарь аббревиатур

Разг — разговорное слово, выражение
Словарь аббревиатур

Разг. — разговорное слово или выражение
Словарь аббревиатур

ВОН (разг.) — ВОН(разг.). 1. парен. Прочь, долой. Сглаз долой – из сердца в. (поел.). Выйти в. 2. частица. Требование уйти, убраться. В. отсюда!
Толковый словарь Ожегова

ФОРТЕПИАНО — ФОРТЕПИАНО [тэ], нескл. и ФОРТЕПЬЯНО [тэ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестрам. Играть на ф. || прил. фортепианный.
Толковый словарь Ожегова

Фортепиано

(для 88 клавиш)

Фортепиано
Разновидности: Пианино, Рояль (на илл.)
КлассификацияКлавишный струнный музыкальный инструмент
Родственные инструментыКлавесин, Клавикорд, Спинет
Диапазон
(и строй)
Фортепиано на Викискладе

Фортепиа́но или фортепья́но [1] (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент [2] .

Содержание

История

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре легато, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1731), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультер, фенгер, демпфер. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—1721).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

В 1721 году немецкий музыкант и педагог Готтлиб Шрётер (1699—1782) изобрёл принципиально другой механизм, в котором молоточек, укреплённый на конце клавиши, подбрасывался и ударял по струне (Prellmechanik). Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г. Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн (1728—1792), ученик Г. Зильберманна (1683—1734), реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 году усовершенствовал этот механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.

С 1750-х гг. в Лондоне Иоганн Кристоф Цумпе [en] (1726—1790) стал делать четырёхугольные фортепиано, снабжая их немного изменённым механизмом Кристофори.

С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.

Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши, а значит — при этом демпфер успевал заглушить струну.

В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом [3] . Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя [4] . Известны имена более 700 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г. Этими исследованиями [5] , а также вопросами атрибуции и экспертизы [6] фортепиано занимается кандидат филологических наук, фортепианный мастер С.-Петербургской консерватории М. В. Сергеев. Им подготовлен «Иллюстрированный каталог музыкальных фирм России 1725—1918».

В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных. С 1828 года по сей день в Австрии (Вена) существует фортепианная фабрика Bösendorfer — старейшая из ныне действующих.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000 [7] фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Разновидности

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным.

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшему его в 1745 г. Однако уже в 1742 году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Söcher ) в Зантхофене (Бавария) вышел подобный инструмент, а в 1748 году такие же инструменты делал и Г. Зильберманн.

Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только пианино и рояли.

Устройство фортепиано

Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).

Действие фортепианной механики

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре [8] ) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda («одна струна»), её снятие — пометкой tre corde («три струны») или tutte le corde («все струны»). Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

Из необычных педалей:

  • Изменение громкости или тембра. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Бывает, что на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности, эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.
  • Педаль резонанса. В этом режиме, как и с обычной правой педалью, поднимаются все демпферы; при отпускании клавиши демпфер останавливает струну и снова отходит от неё. Основная струна перестаёт играть, но остальные продолжают гудеть в унисон [8] . Этот режим удобен для отыгрывания стаккато, лучше передаёт органную музыку. Бывает, что полное нажатие правой педали работает как обычно, а полунажатие — даёт режим «резонанс».
  • Отдельный мануал, который играется ногами, например, для репетиций органистов. См. Педальное фортепиано.
  • В XVIII в., на волне увлечения турецкой военной музыкой, существовали так называемые «янычарские педали», дававшие различные звуковые эффекты (погремушки, колокольчики, барабанчики) [9][10][11] . До нас дошли инструменты с шестью такими эффектами. С янычарскими педалями иногда играют Турецкое рондо Моцарта.

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и самоотдачи.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей — гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 °С до +25 °С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила [12] :

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте.
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2—3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» — исключительном праве на продажу — не подтверждаются европейской практикой.

Конвейерное производство клавишных в СССР

В 1951 году Черниговская фабрика музыкальных инструментов освоила производство пианино марки «Украина», а с 1955 года малогабаритного пианино (впервые в УССР). В 1955 работниками предприятия создан первый в стране конвейер по сборке клавишных музыкальных инструментов — каждые 12 минут со 100-метровой конвейерной ленты сходило новое пианино [13] .

Транспортировка фортепиано

Вибрация судовых корпусов при работе судовых машин негативно сказывается на настройке фортепиано, так что фрахт на их перевозку безальтернативно получали парусные суда, вплоть до самого конца их существования [14] .

Фортепиано

(для 88 клавиш)

Фортепиано
Разновидности: Пианино, Рояль (на илл.)
КлассификацияКлавишный струнный музыкальный инструмент
Родственные инструментыКлавесин, Клавикорд, Спинет
Диапазон
(и строй)
Фортепиано на Викискладе

Фортепиа́но или фортепья́но [1] (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент [2] .

Содержание

История

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре легато, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1731), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультер, фенгер, демпфер. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—1721).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

В 1721 году немецкий музыкант и педагог Готтлиб Шрётер (1699—1782) изобрёл принципиально другой механизм, в котором молоточек, укреплённый на конце клавиши, подбрасывался и ударял по струне (Prellmechanik). Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г. Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн (1728—1792), ученик Г. Зильберманна (1683—1734), реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 году усовершенствовал этот механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.

С 1750-х гг. в Лондоне Иоганн Кристоф Цумпе [en] (1726—1790) стал делать четырёхугольные фортепиано, снабжая их немного изменённым механизмом Кристофори.

С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.

Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши, а значит — при этом демпфер успевал заглушить струну.

В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом [3] . Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя [4] . Известны имена более 700 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г. Этими исследованиями [5] , а также вопросами атрибуции и экспертизы [6] фортепиано занимается кандидат филологических наук, фортепианный мастер С.-Петербургской консерватории М. В. Сергеев. Им подготовлен «Иллюстрированный каталог музыкальных фирм России 1725—1918».

В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных. С 1828 года по сей день в Австрии (Вена) существует фортепианная фабрика Bösendorfer — старейшая из ныне действующих.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000 [7] фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Разновидности

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным.

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшему его в 1745 г. Однако уже в 1742 году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Söcher ) в Зантхофене (Бавария) вышел подобный инструмент, а в 1748 году такие же инструменты делал и Г. Зильберманн.

Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только пианино и рояли.

Устройство фортепиано

Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).

Действие фортепианной механики

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре [8] ) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda («одна струна»), её снятие — пометкой tre corde («три струны») или tutte le corde («все струны»). Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

Из необычных педалей:

  • Изменение громкости или тембра. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Бывает, что на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности, эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.
  • Педаль резонанса. В этом режиме, как и с обычной правой педалью, поднимаются все демпферы; при отпускании клавиши демпфер останавливает струну и снова отходит от неё. Основная струна перестаёт играть, но остальные продолжают гудеть в унисон [8] . Этот режим удобен для отыгрывания стаккато, лучше передаёт органную музыку. Бывает, что полное нажатие правой педали работает как обычно, а полунажатие — даёт режим «резонанс».
  • Отдельный мануал, который играется ногами, например, для репетиций органистов. См. Педальное фортепиано.
  • В XVIII в., на волне увлечения турецкой военной музыкой, существовали так называемые «янычарские педали», дававшие различные звуковые эффекты (погремушки, колокольчики, барабанчики) [9][10][11] . До нас дошли инструменты с шестью такими эффектами. С янычарскими педалями иногда играют Турецкое рондо Моцарта.

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и самоотдачи.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей — гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 °С до +25 °С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила [12] :

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте.
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2—3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» — исключительном праве на продажу — не подтверждаются европейской практикой.

Конвейерное производство клавишных в СССР

В 1951 году Черниговская фабрика музыкальных инструментов освоила производство пианино марки «Украина», а с 1955 года малогабаритного пианино (впервые в УССР). В 1955 работниками предприятия создан первый в стране конвейер по сборке клавишных музыкальных инструментов — каждые 12 минут со 100-метровой конвейерной ленты сходило новое пианино [13] .

Транспортировка фортепиано

Вибрация судовых корпусов при работе судовых машин негативно сказывается на настройке фортепиано, так что фрахт на их перевозку безальтернативно получали парусные суда, вплоть до самого конца их существования [14] .

Ссылка на основную публикацию