Как понять — одушевленное или неодушевленное существительное: правило, примеры

Одушевленные и неодушевленные существительные – правила для 5 класса

Сравним выделенные слова в предложении:

  • Приехав во Владимир, я неожиданно встретил Иванова Владимира – одноклассника и друга.

Оба имена существительные, род – мужской, склонение – второе, падеж – винительный. Почему в словах с одинаковыми характеристиками разные окончания? Дело в том, что одно из них – название города, неодушевленное, а второе – имя человека, одушевленное.

Как отличить неодушевленные существительные от одушевленных? Что такое категория одушевленности? Зачем нужно различать одушевленные (ОИС) и неодушевленные (НИС) имена существительные (ИС)? Ответы на вопросы – в статье.

Что такое одушевленность–неодушевленность существительных

Знакомясь с ИС, дети запоминают вопросы, на которые отвечают слова, которые относятся к этой части речи – Кто? Что? Ученикам начальной школы несложно понять, что первый вопрос – для «живого», а второй – для «неживого».

Уже на этом этапе у детей возникает вопрос: почему дерево и розы – это неодушевленные существительные. Ведь они живые: рождаются и умирают, пьют воду, растут, болеют.

В русском языке эта категория формировалась веками. В древности растения не считались живыми, потому что они не могут самостоятельно передвигаться в пространстве. Эта способность и сейчас остается главным отличием ОИС и НИС:

  • Дикая лисичка повадилась воровать молоко из миски нашего пса Рыжика.
  • Вчера мы набрали целую корзину лисичек и рыжиков.

В первом предложении выделенные слова – существительные одушевленные. Лисичка – название хищного зверя, а Рыжик – кличка собаки. Задаем вопрос: Кто?

Во втором примере оба слова уже относятся к неодушевленным: это названия грибов. Они отвечают на вопрос: Что?

Как отличить одушевленное от неодушевленного

По грамматическим признакам отличают одушевленные и неодушевленные ИС по окончаниям в Р. и В. падежей в форме множественного числа:

Трудности при определении одушевленности-неодушевленности

В младших классах правило для определения категории одушевленности у ИС простое: все, что живое, может передвигаться самостоятельно, отвечает на вопрос: Кто?, относится к одушевленным именам существительным. Остальные слова отвечают на вопрос: Что? – это уже НИС.

А к 5-му классу знания углубляются, словарный запас расширяется. Зная особенности склонения одушевленных и неодушевленных, ученики замечают несовпадение правил русского языка и бытовой логики. Оказывается, что одушевленными считаются некоторые ИС, которые обозначают неживое, неспособное передвигаться самостоятельно. У выделенных в примерах слов В.п. совпадает с Р. п., а это признак ОИС:

  1. Шахматист потерял ферзя. Речь о шахматной фигуре из дерева или пластика. Это неживой предмет. Двигает фигуры игрок – сами они не могут шагать с клетки на клетку.
  2. На обед подавали барашка, жаренного на вертеле. Животное уже неживое.
  3. На берег вынесло утопленника. Мертвеца нашли рыбаки. В этих предложения речь об умершем человеке.

В то же время слова, обозначающие скопление, единство живых существ, относятся к НИС:

  • Правительство надеется на свой народ.
  • Командование оставило резервный полк в засаде.

В этих предложения слова «народ», «полк» обозначают объединения людей, но при склонении В. П. совпадает с И. п., как у неодушевленных ИС.

И у детей возникают новые вопросы.

Когда «неживое» одушевленное

Слова, обозначающие названия людей, животных, которые по физиологическим понятиям уже не относятся к живым, сохраняют постоянный признак одушевленности. Если говорить о ИС «мертвец», «покойник», то их когда-то употребляли для обозначения человека умершего, пока его душа еще витает где-то рядом. С этим связаны обряды 3-го, 9-го, 40-го дня после кончины. После душа уходит в другой мир. То есть душа уже не в теле, но рядом. Склонение слов сохраняет эти представления о смерти человека.

Тело после 40 дней называли словом «труп» – души уже нет, поэтому слово склоняется по правилам неодушевленных ИС.

Шахматные фигуры, марионеточные и другие куклы, игральные карты – это тоже с точки зрения грамматики одушевленные существительные:

  • Вытянул козырного туза;
  • Смеялись над проделками Петрушки;
  • Пешка угрожает ферзю;
  • Подарили куклу Машу.

К одушевленным относят названия художественных или музыкальных произведений, картин, которые состоят из имен главных героев:

  • Прочитали «Руслана и Людмилу»;
  • Постановка «Евгения Онегина»;
  • Хор девушек из «Князя Игоря».

Но если это название автомобиля, журнала, кинофильма, в котором нет имени собственного, то оно изменяется как неодушевленное. Сравните:

  • Пригласили в гости москвича (житель Москвы – одушевленное);
  • Испытывали новенький «Москвич» (название автомобиля – неодушевленное);
  • Завели дома крокодила (животное – одушевленное);
  • Привезли свежий «Крокодил» (название журнала – неодушевленное).

Когда «живое» неодушевленное

К НИС относятся слова со значением объединения живых существ – людей или животных:

Слова среднего рода

Одушевленные существительные – это обычно слова женского или мужского рода. Ведь все живое делится по этому признаку. Но среди ИС среднего рода тоже есть те, что отвечают на вопрос Кто?:

милое дитя
официальное лицо
дорогое чадо
чудище лесное
редкое животное
морское млекопитающее
опасное насекомое

Переход между категориями

В начале статьи в примерах про грибы и животных слов «лисичка» употреблялось как одушевленное и как неодушевленное. Это не значит, что постоянный признак ИС вдруг становится непостоянным. Существительное «лисичка» – многозначное. Значение влияет на одушевленность. Та же ситуация с омонимами: только в контексте определяют, одушевленное ИС или нет:

  • Древние римляне почитали Юпитера (бог – одушевленное);
  • В безоблачную ночь хорошо видно Юпитер (планета – неодушевленное);

Почему важно определять одушевленность существительных

Не задумываясь о категории одушевленности, допускают грамматические ошибки. Вспомнив, что у ОИС Р. п. = В. п., выберите правильный вариант:

  1. А вы видели в замке страшного призрака // страшный призрак?
  2. Для охраны выделили три полицейские // трех полицейских.
  3. На входе заметили два охранника // двух охранников.
  4. Да мы сами напугаем это привидение // этого привидения.

Неодушевленные имена существительные

Неодушевленные име­на суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нежи­вые пред­ме­ты, а так­же рас­те­ния и отве­ча­ют на вопрос что?

Выясним, по каким грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные.

В началь­ной шко­ле, когда ребя­та толь­ко зна­ко­мят­ся с основ­ны­ми частя­ми речи, они полу­ча­ют зна­ние, что сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­ме­ты, — это име­на суще­стви­тель­ные. Существительные быва­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные. Категория одушевленности/неодушевленности явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком име­ни суще­стви­тель­но­го.

Как узнать, это сло­во явля­ет­ся оду­шев­лен­ным или неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным?

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленные име­на суще­стви­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся как назва­ния людей, живот­ных, птиц, рыб и отве­ча­ют на вопрос кто?

Соответственно неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нежи­вые пред­ме­ты и отве­ча­ют на вопрос что?

К нежи­вым пред­ме­там при­чис­ля­ют так­же пред­ста­ви­те­лей рас­ти­тель­но­го мира:

И вот здесь, ока­зы­ва­ет­ся, поня­тие оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти рас­хо­дит­ся с общи­ми пред­став­ле­ни­я­ми о живом и нежи­вом. Ведь в при­ро­де мы при­вык­ли счи­тать любое рас­те­ние живым объ­ек­том, кото­рое рас­тет, пита­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся. В сред­ней шко­ле, начи­ная с 5 клас­са, поня­тие об оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти суще­стви­тель­ных углуб­ля­ет­ся. В рус­ском язы­ке эта кате­го­рия явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ской. Следует иметь в виду, что она не все­гда соот­вет­ству­ет обще­при­ня­тым поня­ти­ям о живой при­ро­де.

Как определить неодушевленные существительные?

Чтобы понять, это сло­во явля­ет­ся оду­шев­лен­ным или неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, опре­де­ля­ем, что оно назы­ва­ет, чело­ве­ка, живот­ное или пред­мет, и зада­ем вопрос кто? или что?

Примеры:

  • (кто?) хозя­ин, уче­ник, мастер, герой, веду­щий, соба­ка;
  • (что?) дом, крас­ка, полот­но, ука­за­ние, ветошь, фасоль.

Но быва­ют труд­ные слу­чаи, когда такой под­ход не сра­ба­ты­ва­ет. Как быть, напри­мер, со сло­ва­ми «гном», «Золушка» или «тол­па», «табун», «стая», кото­рые обо­зна­ча­ют сово­куп­ность живых существ?

Тогда при­бе­га­ем к помо­щи грам­ма­ти­че­ско­го пока­за­те­ля оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти — падеж­ной фор­ме вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Запомним, что у оду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных фор­ма роди­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ет с фор­мой вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Проверим:

  • гном — мно­го гном ов , вижу гном ов ;
  • Золушк а — несколь­ко Золушек , зовем Золушек ;

Как видим, фор­мы ука­зан­ных паде­жей этих слов сов­па­да­ют. Значит, это оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные.

Таблица с примерами

ОдушевлённыеНеодушевлённые
Вопроскто?что?
ЗначениеОбозначают назва­ния пред­ме­тов
живой при­ро­дынежи­вой при­ро­ды
ФормулаВ.п. = Р.п (во мн. чис­ле)В.п. = И.п. (во мн. чис­ле)
ПримерыИ.п уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п. сто­лы

Укажем, что в соот­вет­ствии с этой грам­ма­ти­че­ской фор­му­лой к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отно­сят так­же:

  • назва­ния кукол, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, мат­рёш­ка, робот, Чебурашка, Щелкунчик, кук­ла);
  • назва­ния мифи­че­ских и ска­зоч­ных существ (Марс, Гера, фея, ангел, леший, баба-яга);
  • назва­ния карт, шах­мат­ных фигур (валет, король, конь, ладья);
  • сло­ва в пере­нос­ном зна­че­нии, назы­ва­ю­щие чело­ве­ка (язык);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник» (но не «труп»).

Чаще все­го оду­шев­лен­ны­ми явля­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го и муж­ско­го рода. У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода, но не слов жен­ско­го рода, так­же сов­па­да­ют фор­мы роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла:

  • р. п. совет (кого?) друг а — в. п. позо­ву (кого?) друг а ;
  • р. п. голос (кого?) настав­ник а — в. п. слу­шаю (кого?) настав­ник а .

Неодушевленные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют

  • пред­ме­ты (авто­мо­биль, стул, тет­радь);
  • явле­ния при­ро­ды (гро­за, раду­га, ливень, град, мороз);
  • рас­те­ния (бере­за, оду­ван­чик, кра­пи­ва, лан­дыш);
  • сово­куп­ность живых существ (моло­дёжь, детво­ра, род­ня, армия).

У неоду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных сов­па­да­ют фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Убедимся:

  • и. п. рас­тут (что?) берёз ы — в. п. рису­ем (что?) берёз ы ;
  • и. п. сто­ят (что?) толп ы — в. п. вижу (что?) толп ы ;
  • и. п. летят (что?) ста и — в. п. смот­рят (на что?) на ста и

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Как правило, смысл терминов «одушевленность» и «неодушевленность» современный школьник связывает с отработанным на уроке русского языка в пятом классе методическим приемом: если к слову задать вопрос «кто?», то оно входит в группу одушевленных существительных и обозначает названия людей и различных существ (учитель, девочка, белка и др.); если существительное отвечает на вопрос «что?» — оно составляет группу неодушевленных существительных, называющих явления и предметы неживой природы (дом, песок, мечта и др.).

С основными теоретическими сведениями об одушевленных и неодушевленных именах существительных можно познакомиться в учебнике «Русский язык. 5 класс» (УМК М. М. Разумовской) на с. 236-238, «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 100 в разделе «6 класс».

Закрепляем на практике

Актуализировать знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных помогут такие упражнения из учебника по русскому языку для 5 класса УМК М. М. Разумовской:

    Вспомнить, какие слова являются одушевленными, а какие – неодушевленными, привести примеры и записать их в две колонки (упражнение 699 на с. 237). Например, в таблице, которую можно назвать «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Подобрать по пять одушевленных и неодушевленных имен существительных, составить и записать с ними предложения (упражнение 700 на с. 237).

  • С помощью суффиксов (например, -ец-, -ич-, -ин-, -ник-, -чик-, -анин- (-янин-), -щик-, -онок- (-енок-), -тель-) образовать существительные со значениями «житель какой-нибудь местности», «человек определенной профессии», «детеныш животного»; определить, к одушевленным или неодушевленным относятся образованные существительные, составить с ними предложения, записать их в тетрадь, подчеркнуть в них грамматические основы (упражнение 701 на с. 237).
  • В учебнике «Русский язык. Практика. 6 класс» (УМК В. В. Бабайцевой) в упражнении 66 на с. 30 дается задание просклонять существительные «фестиваль» и «комар» в единственном и множественном числе и сделать вывод о том, в чем проявляется различие морфологических форм одушевленных и неодушевленных существительных.

    Универсальность такого способа деления существительных на группы по принадлежности их к живой или неживой природе можно подвергнуть сомнению с помощью создания проблемной ситуации на уроке. Необходимо предложить ребятам альтернативный прием: различение слов осуществляется не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа.

    Совпадение этой формы и формы родительного падежа множественного числа свидетельствует, что перед нами одушевленное существительное (например, вижу школьников — нет школьников), ее совпадение с формой именительного падежа множественного числа указывает на то, что существительное неодушевленное (лежат тетради — вижу тетради).

    Выполнение задания, направленного на определение одушевленности / неодушевленности слов, лексическое значение которых в толковых словарях связывается с категорией неодушевленности, а по формальному признаку эти слова относятся к одушевленным существительным (кукла, мертвец, покойник, туз). И, наоборот, обозначающих совокупность живых существ, но относящихся к неодушевленным (например, народ, толпа, взвод, стая, группа и др.), поможет ученикам сформулировать правило отнесения существительных к той или иной группе слов.

    Включение информации об олицетворении как изображении неживых существ живыми позволяет сформировать у школьников умение находить примеры олицетворения в «вершинной» речи писателей и поэтов, анализировать художественный текст с точки зрения его образности, выразительности, а использование школьниками этого приема в собственной речи сделает ее разнообразной, яркой, богатой.

    Например, в учебнике для пятого класса (УМК М. М. Разумовской) в упражнении 702 на с. 237 перед школьниками ставится задача записать сочетания слов, которые иллюстрируют прием олицетворения, и сделать вывод, с помощью какой части речи создается такой прием.

    В учебник по русскому языку для 6 класса УМК В. В. Бабайцевой включено задание (упражнение 67 на с. 30), которое актуализирует знания школьников об олицетворении («Какое неодушевленное существительное употреблено в значении одушевленного? Как называется этот прием и где он часто используется?»).

    Кроме того, применение этих сведений об олицетворении создает логический «мостик», который системно представляет и связывает воедино информацию, получаемую школьникам на уроках словесности. Фрагменты художественных текстов (например, «И стоит себе лес, улыбается. », «Уж небо осенью дышало. », «Дремлет чуткий камыш. » и др.), рассматриваемых с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных средств, часто становятся предметом анализа на уроках русского языка, развития речи, литературы и риторики.

    На уроке русского языка школьники получают задания, с помощью которых у них формируется умение находить олицетворение в художественных текстах, понимать цель использования такого приема, осознавать глагол как часть речи, с помощью которой создается олицетворение:

    1. выразительно прочитать фрагменты стихотворений; записать сочетания слов, которые иллюстрируют использование приема олицетворения;
    2. выписать из стихотворений, которые помещены в хрестоматию по литературе, примеры использования олицетворения.

    #ADVERTISING_INSERT#

    Имя существительное

    Что такое имя существительное

    Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в категориях числа и падежа и в категории рода.

    При этом по падежам и числам существительное изменяется (категории словоизменительные), а по родам — нет (постоянная категория).

    Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия

    • вещей ( стул , пол , окно , гусли , сани )
    • лиц ( ребенок , барышня , отрок , красавица , человек , муж )
    • веществ ( молоко , сливки , компот , опилки )
    • живых существ и организмов ( кошка , собака , малиновка , карась ; бактерия , вирус , микроб )
    • фактов, событий, явлений ( пожар , интервью , каникулы )
    • названных как независимые качеств, свойств, действий, состояний ( радость , отвага , белизна , бег , пение , суета , вой , хрюканье ).

    Является ли именем существительным слово экзистенциализм ?

    Разряды имен существительных

    В школьной программе выделяют следующие разряды существительных: собственные и нарицательные ; одушевленные и неодушевленные . Эти разряды пересекаются: каждое имя существительное является либо собственным, либо нарицательным и при этом либо одушевленным, либо неодушевленным.

    Марина — существительное одновременно и собственное, и одушевленное.
    Кот — нарицательное и одушевленное.
    Лондон — собственное и неодушевленное.
    Дерево — нарицательное и неодушевленное.

    Рассмотрим указанные разряды.

    Собственные и нарицательные имена существительные

    Собственные имена существительные называют конкретный индивидуальный предмет.

    Нарицательные имена существительные называют предмет как представителя целого класса.

    К именам собственным относятся следующие группы слов:

    • имена людей и богов, клички животных ( Анна , Алексей , Юнона , Тор , Владимир Иванович Петухов , Акакий Акакиевич Башмачкин , Белый Бим Черное ухо )
    • географические названия ( Австралия , Чехия , Венесуэла , Прага , Москва , Сестрорецк , Тихий океан , Урал , Марианская впадина )
    • астрономические названия ( Земля , Марс , Венера )
    • названия праздников ( День знаний , День открытых дверей )
    • названия предприятий, организаций, СМИ, художественных произведений и т.п. ( ООО «Паритет» , радио «Эхо Москвы» , «Бесконечная книга» М. Энде , «Травиата» Дж. Верди ).

    Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями — прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: донкихот (благородный наивный мечтатель), георгин , мерседес .

    Отметьте имена собственные.

    «Красное и черное»

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные

    Одушевленные существительные — это названия людей и животных.

    кот, сверчок, шмель, тигр, лигр, черепаха, девушка, девица, молодец, младенец, врач, красавица, друг, сын

    Неодушевленные существительные — это названия всех предметов и явлений, кроме людей и животных.

    Не только диван, тетрадь, картина, вдохновение, полет,
    но и природа, луг, поле, куст, ромашка, василек,
    а также семья, группа, коллектив.

    Таким образом, деление существительных на одушевленные и неодушевленные не отражает полностью существующее в мире деление на живое и неживое. К одушевленным существительным не относятся, во-первых, названия деревьев и растений ( ель , ясень , кактус , роза , лилия ), во-вторых, названия совокупностей живых существ ( семейство , компания , толпа , стая , армия ).

    Одушевленные существительные морфологически отличаются от неодушевленных.

    1. Одушевленные существительные во множ. числе имеют форму вин. падежа, совпадающую с формой род. падежа.

    — Род. падеж: нет братьев и сестер , нет зверей ;

    — вин. падеж: встретил братьев и сестер , увидел зверей .

    Неодушевленные существительные во множ. числе имеют форму вин. падежа, совпадающую с формой имен. падежа.

    — Им. падеж: абрикосы и сливы лежат на столе ;

    — вин. падеж: собрал абрикосы и сливы .

    Единственным отступлением от последовательного выражения одушевленности во множ. числе является форма вин. падежа, равная именительному (а не родительному) падежу, у слов — названий лиц в составе конструкций типа идти в солдаты, взять (кого-нибудь) в курьеры, пойти в няньки.

    Особо следует сказать о словах, которые в лексических значениях совмещают понятия о живом и неживом. Существительные мертвец , покойник , кукла употребляются как одушевленные. Наши сети притащили мертвеца . А.С. Пушкин. Покажи мне своих кукол . Но: играть в куклы .

    Неодушевленные существительные, примененные к живым существам, приобретают приметы одушевленности. О человеке можно сказать: нашего мешка обманули, видел я этого тюфяка.

    2. Одушевленные существительные, как правило, относятся к мужскому или женскому роду и лишь немногие — к среднему роду, при этом существительные мужского рода чаще всего называют лицо или животное мужского пола (например, кот ), а существительные женского рода — женского пола (например, кошка ). Одушевленные существительные среднего рода называют живые существа безотносительно к полу. Например: дитя , существо , животное , насекомое , земноводное , пресмыкающееся .

    Неодушевленные существительные распределены между тремя морфологическими родами — мужским, женским и средним, причем их род никак не обусловлен смыслом (о них говорят, что они семантически не мотивированы). Например, нет никаких объективных причин, по которым стол мужского рода, а еда женского рода.

    Отметьте одушевленные существительные.

    Морфологические категории существительного

    Существительные имеют морфологические категории рода , числа и падежа .

    Категория падежа

    Как носители категории падежа существительные делятся на склоняемые , или изменяющиеся по падежам, то есть имеющие разные падежные формы, и несклоняемые — с омонимичными падежными формами.

    Примеры несклоняемых существительных: кофе , пальто , кино , домино , кенгуру .

    В любом падеже слово кофе имеет одну и ту же форму: нет кофе (родительный падеж), ем пирожное с кофе (творительный падеж), мечтаю о кофе (предложный падеж).

    Отметьте несклоняемые существительные.

    Категория числа

    Все существительные можно разделить на три группы:

    1. имеющие обе формы числа ( глаз — глаза , конь — кони );
    2. употребляющиеся только в форме единственного числа ( листва , вино , бархат , ситец , олово , сталь , аспирин , овес , мука , юмор , сладость , гнев , движение , сюрреализм , импрессионизм );
    3. употребляющиеся только в форме множественного числа ( духи , часы , весы , чернила , деньги , брюки , колготки , ножницы , грабли , сутки , зверята ).

    Однако у некоторых существительных второй группы могут образовываться формы множ. числа — при этом существительное приобретает другое лексическое значение: вода — воды ( вода замерзла , но: минеральные воды , вешние воды ).

    Кроме этого, формы ед. и множ. числа могут отражать не числовое противопоставление, а соотношения по массе, объему: тяжелый песок — зыбучие пески , февральский снег — снега выпадают .

    Какие существительные имеют только форму единственного числа?

    Категория рода

    Все существительные, имеющие форму ед. числа, делятся на слова мужского , женского и среднего рода ; небольшую группу слов составляют существительные общего рода . Не имеют морфологического значения рода существительные, имеющие только форму множ. числа. Морфологическая категория рода выявляется в формах ед. числа, однако она принадлежит существительному как слову в целом, во всей системе его форм.

    Категория рода существительного выявляется при согласовании существительного с прилагательными, причастиями (полными и краткими) или глаголами в прошедшем времени или условном наклонении: мой друг , танцующая девушка , высокое дерево ; форточка открыта , ночь светла ; суп остыл , балерина танцевала бы .

    Помимо мужского, женского и среднего рода у существительных есть так называемый общий род . Сюда относятся слова с окончанием – а в имен. падеже ед. числа, называющие лиц по характерному действию или свойству: зануда , пьяница , жадина , привереда , плакса , недотрога , лакомка , неженка , умница (свыше 200 существительных). Как правило, они называют лиц по определенному, характерному для них признаку, чаще всего — отрицательному; обладают яркой эмоционально-оценочной и экспрессивной характеристикой и употребляются в основном в разговорной речи. (Обратите внимание: слова врач , доктор , секретарь , режиссер и др. — мужского рода!)

    Деление всех существительных на слова мужского, женского и среднего рода не имеет последовательного содержательного объяснения (семантической мотивированности). Отнесенность неодушевленных существительных к тому или иному роду необъяснима и условна. Так, не имеет объяснения тот факт, что слова душ , день , дом , свет принадлежат к мужскому роду, слова ванна , ночь , квартира , тень — к женскому роду, а слова доказательство , окно , ведро , чудо — к среднему роду. Деление неодушевленных существительных на существительные мужского, женского и среднего рода определяется только системой падежных окончаний и синтаксической сочетаемостью.

    Род существительного имеет реальную семантику в тех случаях, когда им характеризуются названия лиц или животных: названия лиц и животных мужского пола являются существительными мужского рода, названия особей женского пола — существительными женского рода. Существительные среднего рода в большинстве случаев связаны с названиями неодушевленных предметов. Из одушевленных существительных значение среднего рода имеет небольшая группа слов: дитя , лицо (в значении личность), существо (живое существо), животное , божество , ничтожество (о человеке), чудовище , чудище , страшилище — и названия зоологических видов, подвидов и родов, например: пресмыкающееся , беспозвоночное , млекопитающее , земноводное .

    Иногда определение рода существительного может вызывать трудности. Например, надо запомнить, что слово кофе мужского рода. Об определении рода в сложных случаях можно прочитать здесь .

    Отметьте все существительные мужского рода.

    Одушевленные и неодушевленные существительные – как определить? Одушевленные и неодушевленные существительные

    Как определить: одушевленные или неодушевленные существительные перед нами? Общепринятая практика рекомендует задать вопрос “кто?” к одушевленному, а вопрос “что?” к неодушевленному имени существительному. Можно, конечно, и таким путем пойти, только какой вопрос можно отнести к слову “покойник”? Он “кто?” или “что?”. Категорию одушевленности к этому понятию можно применить весьма условно. А что можно сказать о таком персонаже русских сказок, как леший? Его можно отнести к одушевленным существительным, или он в противоположной категории? Вопросы, вопросы. попробуем найти ответы.

    Живая и неживая природа

    Вам будет интересно: Значение слова «подвизаться» в быту и в храме

    Все, что нас окружает, в русском языке определяется именем существительным. Оно представлено двумя категориями: одушевленных и неодушевленных имен существительных.

    Суть этих понятий кроется в их корне: он у них один – “. душ. ” и, стало быть, слова эти – однокоренные. Что же касается того, как определить одушевленные и неодушевленные существительные, то рассмотрим их кардинальное отличие друг от друга.

    Смысл слова “душа” достаточно всеобъемлющий и восходит к понятиям “живое” и “мертвое”. Если некая часть окружающего нас мира определяется словом и имеет отношение к “душе” как фрагмент живой природы, то мы здесь имеем дело с одушевленным существительным.

    Если более предметно подойти к смыслу понятия “живая природа”, то оно означает ту часть окружающего мира, которая имеет отношение к процессу жизни, т. е. самостоятельному движению, физиологическим проявлениям, в частности, дыханию, воспроизведению, питанию и т. п.

    Соответственно, понятие “неживая природа” несет совершенно противоположную смысловую нагрузку, и слова, определяющие подобные фрагменты нашего окружения, относятся к категории неодушевленных имен существительных.

    Задаем вопросы

    Переходим к вопросительной части. Как известно, имена существительные склоняются по падежам и отвечают на вопросы “кто?” или “что?”. Согласно правилу, к одушевленным именам существительным имеет отношение вопрос “кто?”, а к неодушевленным – “что?”. И здесь, вроде бы, все просто: надо задать нужный вопрос к существительному – и все становится на свои места.

    Перейдем к примерам. Определим категорию слов: щенок, соловей, рыба, ребенок, учитель. Все они, разумеется, относятся к живой природе, и к ним уместно задать вопрос “кто?”.

    Переходим к следующему словесному ряду: стол, кровать, тетрадь, карандаш, дерево, телефон. Этот список из неживой природы, и перечисленные существительные отвечают на вопрос “что?”.

    Теперь разберем слово “мертвец” с точки зрения его принадлежности к живой или неживой природе. Возникает тупиковая ситуация, и здесь необходим другой путь.

    Они “иные”.

    Вам будет интересно: Объем правильной шестиугольной призмы. Объем шестиугольной призмы: формула

    В русском языке существует группа слов, которая не укладывается в рамки понимания как живой природы, так и неживой.

    Вышеупомянутое слово “мертвец” относится именно к таким понятиям. И обычный алгоритм действий, применяемый для определения одушевленных и неодушевленных имен существительных, здесь не работает. Тогда как быть в этих случаях? В спорных случаях можно вспомнить правила склонения имен существительных.

    Воспользуемся пошаговой инструкцией для того, чтобы узнать, как определить одушевленные и неодушевленные существительные:

    • Склоняем слово “мертвец” в родительном падеже, употребляя множественное число: нет (кого, чего?) мертвецов.
    • То же самое делаем с множественным числом в винительном падеже: вижу (кого, что?) мертвецов.
    • Вывод: оба ответа на падежные вопросы идентичны друг другу, следовательно слово “мертвец” относится к одушевленным существительным.

    Если так же просклонять слово “покойник”, то в результате получим подобный ответ.

    • Особый подход в данном контексте к мужским именам собственным и существительным мужского рода. Если их просклонять в единственном числе, то можно увидеть, что в винительном и родительном падежах они идентичны.

    “Мертвая натура”

    Применяем тот же порядок действий для того, чтобы выяснить, как определить одушевленные и неодушевленные существительные и в чем их отличие:

    • Задаем вопросы родительного падежа к слову “труп”, поставив его во множественном числе: нет (кого, чего?) трупов.
    • Повторяем эти же действия с винительным падежом: вижу (кого, что?) трупы.
    • Вывод: слово “труп” относится к неодушевленным существительным, т. к. при склонении формы слова изменились.

    Применяя данное правило, вы сможете всегда отличить одушевленные и неодушевленные существительные с учетом их природы.

    Понятия “с секретом”

    Русский язык, как шкатулка с секретом полон тайн, касающихся тем жизни и смерти. Так, понятия, не имеющие отношения к жизни, могут переводиться в область живой природы. Рассмотрим примеры:

    • Как уже выяснилось выше, слова “мертвец”, так же как и “покойник” относятся к одушевленным существительным, вследствие того, что ранее они проявляли признаки жизни.

    • Человек в силу своего желания наделяет душой определенные объекты, не являющиеся явной реальностью, переводя их в сферу живой природы. К таким понятиям относятся Бог, леший, домовой.
    • В определенных случаях неодушевленным предметам придаются свойства живых персонажей, наделяя их всеми качествами личности. Наглядный случай – шахматные фигуры.

    • Еще происходит перевод неживой природы в живую при объединении множества разрозненных элементов в единую сущность, представляющую собой своего рода “коллективный разум”.

    Так происходит с понятиями прайда, стаи, народа, коллектива.

    Средний род

    Итак, мы разобрались с одушевленными и неодушевленными существительными “иного” происхождения.

    Рассмотрим еще одну разновидность понятий живой природы. Сюда входит средний род одушевленных существительных, таких как насекомое, имеющее отношение к живым организмам; млекопитающее, также обладающее всеми живыми признаками.

    • Ко всем подобным представителям живой природы уместен вопрос “кто?”, а также определение “оно мое”.
    • Часто можно услышать обращение к малышу: дитя или чадо. Эти существительные также подразумевают живое существо среднего рода, ввиду невозможности определиться с мужским или женским родом младенца без дополнительных уточнений.
    • Понятия, имеющие отношение к мифическим персонажам, например, “чудовище” – представляют собой существительные, относящиеся к категории одушевленных и к среднему роду. Они также обладают качествами живых существ.

    Теперь вы знаете, что делать в случае затруднений с определением одушевленного или неодушевленного существительного.

    Что такое имена существительные одушевленные и неодушевленные: правило и примеры

    Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами, связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами).

    Одушевленные и неодушевленные предметы

    Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.

    Что такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью, используются имена существительные первого типа.

    Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.

    Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.

    Категория одушевленности и неодушевленности существительных

    В русском языке возможен перенос названий с объектов, не обладающих признаками жизни, на противоположные:

    • Например, слова «мертвец» или «покойник» принадлежат к одушевл., так как подразумевается, что в прошлом им были присущи признаки жизни.
    • Еще один случай, когда человек что-либо одушевляет, представляет реальным, существующим в жизни. Например: леший, бог, робот.
    • Также возможен случай, когда подразумевается подобие имеющего жизнь. Например, король в шахматах. С одной стороны – это фигура из дерева, но в игре ему присущи признаки реального персонажа.
    • Последний случай – общность, совокупность чего-либо живущего. Например: народ, толпа, прайд и т.д.

    Перечислим все категории:

    • одушевленные;
    • неодушевл., но в прошлом с признаками жизни;
    • неодушевл., но подразумевается как живое;
    • неодушевл., но является подобием существующего в жизни;
    • скопление, совокупность живущего;
    • неодушевленные.

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные – правило

    Во-первых, для того чтобы определить категорию существительного, нужно задать к нему вопрос. Если поставленный вопрос «что?», то это неодушевл. сущ., а если «кто?», то одушевл.

    Во-вторых, существует еще одно правило, связанное со склонением слова. В нем говорится о том, что:

    • у одушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова с родительным падежом множественного числа (в.п. бабочек, котят, ребят; р.п. бабочек, котят, ребят).
    • у неодушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова не с родительным, а с именительным падежом множественного числа (в.п. острова, моря, дома и.п. острова, моря, дома). Если запомнить это правило, то ошибок в склонении слов не будет.

    К неодушевл. сущ. принадлежат все объекты неживой природы. То есть косное вещество или абиотические факторы (песок, камень, гроза, землетрясение и т.д.), также сюда относятся и антропогенные предметы, то есть созданные руками человека (книга, телевизор, стол, шифоньер, диван и т.д.).

    Особую подгруппу составляют одушевленные существительные среднего рода. Наиболее распространены варианты мужского или женского рода, но встречаются и слова, относящиеся к среднему роду.

    Например: млекопитающее, животное, насекомое относятся к среднему роду (оно мое), а также эти слова одушевл. (отвечают на вопрос «кто?» и они обладают признаками жизни, относятся к живой природе).

    Еще один пример: дитя, чадо тоже принадлежат к среднему роду, и это живущие организмы. Без контекста мы не можем определить пол ребенка.

    Также слова чудовище, чудище относятся к среднему роду и одушевл. сущ., так как подразумевается, что они обладают признаками живущих организмов.

    Это интересно! Основы правописания: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных

    Одушевленное или неодушевленное – примеры

    Является ли слово кукла одушевленным? Исходя из определения одушевл. сущ., она относится к группе неодушевл. предметов, ведь она сделана руками человека и не имеет особенностей, которые есть у организмов, наделенных жизнью.

    Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст.

    А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.

    А к какой категории отнести слово «стадо» ? Опираясь на данные, которые указаны выше, разберем данную задачу.

    Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы. Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.

    Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.

    Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.

    Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».

    Перечислим категории одушевленности:

    • одушевленные (группы живых существ и неодушевл., которым приписаны качества живых организмов);
    • неодушевленные.

    Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.

    Это интересно! Какие бывают и что такое синонимы в русском языке

    Виды имен существительных, изучаем русский язык

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке


    Читайте также:  Как в резюме написать про знание компьютера, оргтехники и программ? Офисные базовые компьютерные программы: список и название для резюме
    Ссылка на основную публикацию