Фонетический разбор слова «еж», по звукам: звуко-буквенный разбор, цветовая схема слова

Фонетический разбор слова «еж»

Значение

У слова “еж” два значения. Это существительное чаще всего употребляется с семантикой обозначения животного (отряд “Насекомоядные”), у которого на теле иголки. Во втором значении это слово используют для называния оборонительного заграждения из брусьев с колючей проволокой.

Транскрипция

Фонетический разбор

Слово «ё́ж» – 1 слога (ёж). Ударение падает на букву ё.

Количество букв – 2.

Количество звуков – 3.

Звуко-буквенный разбор

ё — [ й’ ] — согласный , непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
— [ о ] — гласный , ударный
ж — [ ш ] — согласный , парный глухой, непарный твёрдый , шипящий

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 62% ответили правильно)

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Инга Парастаева 524
  2. 2. Алина Сайбель 341
  3. 3. Игорь Проскуренко 158
  4. 4. Таня Брыксина 145
  5. 5. В Ц 104
  6. 6. Никита Алкин 77
  7. 7. Алексей Неизвестно 76
  8. 8. Дарья Хейл 71
  9. 9. Руслан Минатков 70
  10. 10. Николай Липко 66
  1. 1. Алина Сайбель 14,916
  2. 2. Мария Николаевна 14,570
  3. 3. Кристина Волосочева 14,380
  4. 4. Ekaterina 14,276
  5. 5. Юлия Бронникова 14,185
  6. 6. Лариса Самодурова 14,110
  7. 7. Liza 13,645
  8. 8. Darth Vader 13,301
  9. 9. TorkMen 13,016
  10. 10. Влад Лубенков 12,350

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Еж разбор по звукам

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова ЕЖ

На странице выполнен разбор слова еж по буквам и звукам.
е́ж
Транскрипция (звучание слова) .
е — согласный, звонкий, мягкий
— гласный, ударный
ж — согласный, глухой/парный, твёрд.
Итого 2 буквы и 3 звука в слове.
Пояснения по фонетическому разбору слова еж :
БВГДЖЗ в конце слов и перед буквами ХЦЩПФКТШС ‘приглушаются’, то есть дают глухие парные звуки соответственно.
Буквы Я, Ё, Ю, и Е после согласных дают звуки , , и . Когда Я, Ё, Ю, и Е после гласных, мягкого, твердого знака или в начале слова, то дают так называемые йотированные звуки , , и .
Для Я и Е есть исключение, когда они безударные, тогда дают звук ( после Ж Ш и Ц) или .
Все правила в материале «Фонетический разбор слов от А до Я!».
Смотрите также фонетические разборы слов: люлька, вдруг, линия, жить, согласных, течет, якорь, гласных, звуки, школа, ручьи, найти, жизни, поешь, земля, очень, слез, урок, белок, коньки, жили, записывая, письменный, звука, лето, конечно, зуб, человек, рука, йод, индюк, синтаксический, глуши, подсказка, анализа, съежился, бурьян, велосипед, мачты, зной, алфавита, ливень, паук

Для другого слова воспользуйтесь формой фонетического разбора онлайн :

Как составить звуковую схему слова для 1 класса: примеры разбора на звуки, слоги, их обозначение в русском языке, построение моделей предложений + таблица

С началом осени взрослым зачастую приходится садиться за уроки вместе с детьми. Сложно приходится родителям первоклассников, поскольку программа младшей школы быстро забывается, а образовательные стандарты часто меняются. Еще до начала чтения и письма, когда вчерашние дошкольники в 1 классе проходят азбуку, им дают задание составить звуковую схему как слова, так и целого предложения. В таких случаях родителям на помощь приходит интернет с примерами и образцами.

Звуко-буквенный разбор слов

Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.

Таблица гласных и согласных звуков русского языка

Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же — на глухие и звонкие, парные и непарные.

Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: , , , , .

Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.

Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:

Остальные согласные парными не являются:

Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:

  • Ч, Щ, Й — всегда мягкие.
  • Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые.

Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый — нет.

Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:

В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:

  • Гласный — красный цвет;
  • Согласный твёрдый — синий;
  • Согласный мягкий — зелёный.

Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую — красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.

Примеры

Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.

Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.

Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.

Для слова «дуб» она выглядит так: . Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий — твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:

  • Сначала нарисовать прямоугольник.
  • Его разделить пополам по диагонали.
  • Первую часть закрасить синим цветом, вторую — красным.
  • Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.

Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.

Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:

    кит, йод — схема такая:

мяч, ель, день — схема следующая:

  • конь, гусь, рысь, лось, соль — схема:
  • мышь — учитывая, что буква Ш всегда твердая, получается схема, аналогичная слову «дуб».
  • Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:

    • Зонт, торт, бант:
    • Стол, слон:
    • Хлеб, гриб: есть смягчающая гласная
    • Дверь: есть смягчающая гласная и мягкий знак

    Слова из 2 слогов:

    • Розы, луна, сова:
    • Зима, лиса: слова со смягчающей гласной
    • Юла, яма: благодаря йотированным гласным, получаем такой же результат, как в случае со смягчающей гласной.
    • Утка, окно:
    • Осел, утюг, ирис: здесь мягкая согласная во втором слоге
    • Овощ, окунь: на конце есть мягкий знак или всегда мягкая согласная.

    Еще несколько примеров из 2 слогов и более:

    • Шишка, сосна:
    • Белка, чашка: есть мягкий согласный
    • Юбка: буква Ю в начале
    • Банан, жираф:
    • Лимон, петух:
    • Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале
    • Пальто:
    • Пчела, слива:
    • Ворона, собака:
    • Ракета:

    Как составить схему предложения

    Распространенный вариант заданий для первоклассников — составить схему предложения. Это простая задача. Здесь не требуется вспоминать обозначения для подлежащих и сказуемых. Все слова в предложении обозначаются горизонтальными линиями. Если слово пишется с заглавной буквы, то вначале линии рисуется вертикальная черта. В конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

    Образцы, как разложить несколько предложений:

    • Бабушка приготовила варенье из груш.
    • Целый день льет дождь как из ведра.
    • Где братья собирали ягоды?
    • Лед замерз. Доставай коньки!

    Образцы слоговой схемы

    При обучении чтению первоклассников учат, как разложить слово на слоги. Для этого достаточно помнить, что слог образует гласная. Например, в слове «лист» один слог, а в слове «листья» — два.

    Таким образом, слог может состоять:

    • Из одной гласной: Аист, Якорь.
    • Начинаться на согласную и содержать гласный: Дерево.
    • Согласные без гласной, Й, Ь и Ъ отходят предыдущему слогу: Мальчик, Цапля, Чайка, Чайник.
    • Согласные отходят к слогу из гласной: Арбуз, Экран, Астра.
    • В начале слова все согласные присоединяются к первой гласной: Стриж, Стрекоза.

    На картинках примеры слов, разложенных на слоги:

    • Машина, капуста, улитки, баранки, малина, барабан.
    • Курица, яблоко, чемодан, солнышко, звёздочка, кубики.
    • И целое стихотворение про лягушку, разложенное на слоги.
    • Пример полного разбора слова «Медведь».

    Теперь можно попробовать самим разложить слово «Дельфин» на слоги. И решить следующую задачу.

    Как составить звуковую схему слова?

    Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

    Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

    Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

    Гласных звуков в русском языке шесть – , , , , ,

    Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

    Есть непарные согласные.

    Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

    Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

    В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

    Например, буквой Б обозначают два звука , . Буквой Ж один звук .

    Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

    Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742 )

    Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук обозначает мягкость согласного. Первый звук – мягкий согласный, второй звук – гласный.

    Второй слог – СЬМО. Первый звук – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук обозначает твёрдость согласного. Звук – твёрдый согласный. Звук – гласный. Ставим ударение.

    В итоге получается такая схема:

    Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

    А затем записываем слово: письмо.

    Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

    Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук тоже обозначает мягкость согласного.

    Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: , , . Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: , , .

    Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

    Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

    В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

    Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

    В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

    Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё

    Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно, раскраски из сказок и мультфильмов.

    Учебное пособие Махачкала 2007 ббк 74. 261. 3 Удк-372

    Главная > Документ

    Информация о документе
    Дата добавления:
    Размер:
    Доступные форматы для скачивания:

    Образец звуко-буквенного (фонетического) разбора слова

    письмó – пись/мо – 2 слога

    п [п′] – согласный, глухой, мягкий, парный

    и [и] – гласный, безударный

    с [с′] – согласный, глухой, мягкий

    м [м] – согласный, звонкий, твердый

    о [о] – гласный, ударный

    6 букв, 5 звуков

    Образец звуко-буквенного разбора слова ель

    ель – ель – 1 слог

    [й′] согласный, звонкий, мягкий непарный

    е

    [э] гласный, ударный

    л [л′] согласный, звонкий, мягкий, непарный

    3 буквы, 3 звука

    Образец звуко-буквенного разбора слова воробьи

    воробьи – во/ро/бьи – 3 слога

    в [в] – согласный, звонкий, твердый, непарный

    Читайте также:  Как грамотно, красиво и вежливо отказать начальнику: 10 лучших советов

    о [а] – гласный, безударный

    р [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный

    о [а] – гласный, безударный

    б [б′] – согласный, звонкий, мягкий, парный

    [й′] согласный, звонкий, мягкий, непарный

    и

    [и] гласный, ударный

    7 букв, 7 звуков

    Жедек П.С. Содержание и порядок проведения звукового анализа. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993. С. – 93-98.

    Порядок проведения и образец звукового 1 разбора слова

    Скажи слово и послушай себя.

    Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

    Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

    Обозначь выделенный звук условным значком.

    Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его, охарактеризуй и обозначь условным значком. Выдели третий звук… (и т.д.).

    Проверь, получилось ли слово.

    11 «Б» класс. Учитель говорит (на с.97):

    – Послушайте слово, которое мы будем сейчас разбирать: [кон′]. Повторите слово. (Учащиеся повторяют хором и поодиночке).

    – Разбирать слово будет Наташа.

    Ученица выходит к доске и начинает разбор:

    – Произношу слово: [кон′]. В слове один слог. Ищу первый звук: [ккккон′]. Звук [к] – он согласный глухой твердый, обозначаю его одной черточкой.

    Ищу второй звук: [коооон′]. Второй звук гласный, обозначаю его на схеме кружком. Ищу следующий звук: [кон′н′н′н′]. Это звук [н′] – он согласный мягкий звонкий, обозначаю двумя черточками со «звоночком». Проверяю, получилось ли слово. (Проводит указкой вдоль схемы и читает: [кон′]).

    Примечание. Преобразование собственно звукового разбора в звуко-буквенный потребует дополнения плана одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему? Иначе говоря, ученик объясняет выбор букв не одновременно и параллельно с выделением звуков, а после того, как звуковой анализ им полностью выполнен.

    Шклярова Т.В., Картунова Л.И. Справочное пособие для начальных классов. Русский язык. Математика. Риторика. РИИПП, 1994. С. – 9-10 .

    Схема фонетического разбора

    Количество звуков, букв, слогов.

    Пример. Первый способ:

    схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;

    гласные звуки – э, а

    согласные звуки – с, х′, м

    звонкие согласные – м

    глухие согласные – с, х′

    твердые согласные – с, м

    мягкие согласные – х′

    схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;

    с [с] согласный, твердый, парный глухой

    х [х′] согласный, мягкий, непарный глухой

    м [м] согласный, твердый, непарный звонкий

    Родничок. Таблицы и правила по русскому языку и математике. 1-3 классы. – Тула: «Арктоус», 1996. С. – 61. Редакторы: Г.Губанова, Е.Винокурова.

    Фонетический разбор слова

    Бук/вáрь – 6 звуов, 7 букв, 2 слога

    б [б] – согласный, твердый, парный звонкий

    у [у] – гласный, безударный

    к [к] – согласный, твердый, парный глухой

    в [в] – согласный, твердый, парный звонкий

    а [а] – гласный, ударный

    р [р′] – согласный, мягкий, непарный звонкий

    Слова для звуко-буквенного разбора

    Обучение звуко-буквенному разбору лингвистически грамотно и методически целесообразно начинать, используя данные ниже слова. В них учтены условия отбора для звуко-буквенного анализа. Слова расположены по принципу перехода от простого к сложному, т.е. от слов односложных к многосложным.

    Задание. Сделайте звуко-буквенный разбор данных слов. (Разбор делается по выбору).

    Сын, дочь, мать, соль, день, ночь, мир, край, ель, ёж, дым, двор, час, пять, лёд, мять, лук, люк, мёд, медь, сеть, лом, шар, жить, шить, мел, рожь, мышь, грач, брошь, сталь, выть, лить, труба, рука, дуга, судья, мáмы, рáны, сова, трава, лиса, дома, поля, мороз, леса, ведро, петух, часы, пятак, жена, цена, жара, щавель, пятно, нога, лицо, глаза, пальцы, подъем, боец, вагон, восток, вбегать, вдали, вóйны, взойти, гасить, гроза, зажечь, жизнь, паук, махать, матрос, крючок, лимон, лыжи, лыжник, любой, мотор, набрать, одеть, нигде, ночной, опыт, осёл, острый, плясать, арбуз, полёт, предмет, прибить, принять, приятный, пьесы, свободный, серьезный, сорвать, спасать, строгий, сутки, уносить, уронить, утонуть, увеличить, угощать, хозяин, художник, целый, динамит, грузовик, дубликат, услужить, усилитель, ширина, южный; дуб, прорубь, дробь, ров, кровь, мазь, газ, сыновья, семь, друг, род, медь, приезд, гвоздь, кольцо, легкий, мягкий, здесь, честь, жизнь, след, снег, кончик, бантик, скучный, нарочный, что, чтобы, учится, учиться, честный, сердце, солнце, здравствуй, учусь, любуюсь, автобусный, бегом, булавки, сегодня, итого, того, праздник, яичница, взгляд, включать, вкусный, ложки, просьба, отбыть, вокруг, вперёд, втроём, гладкий, гриб, грудь, далёкий, дешёвый, звёздный, известный, кувшин, подъезд, багаж, рукав, редкий, резкий, родник, скобки, словарь, счёт, сшить, творог, фуражка, язык, друзья, польёт, полёт, кузнечик, лестница, отвезти, объявить, без соли, и порт, нос бы, без жира, с дровами, без имени.

    Обучение звуко-буквенному разбору слова

    Образцы звуко-буквенного разбора слов

    Для лучшего усвоения младшими школьниками (2-4 классы) звуко-буквенного разбора слова целесообразнее, на наш взгляд, использовать на уроках русского языка план проведения звуко-буквенного разбора, предложенного нами выше, который будет ориентировать ученика на способ получения четких, точных фонетико-графических знаний.

    Задание 1. Сделайте звуко-буквенный разбор слова «дом».

    Образец разбора 1 :

    1. Правильно произнеси слово для разбора и послушай себя. Обозначь его в транскрипционных скобках.

    – Произношу слово «[дом]» (дом) правильно, то есть в соответствии с нормами русского литературного произношения и вслушиваюсь в его звуковую форму и обозначаю его в транскрипционных скобках: [дóм].

    2. Найди ударный слог и произнеси слово, правильно деля на слоги.

    – Я знаю правило: «В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков». В слове «[дóм]» (дом) один слог, потому что в нем один гласный звук [о].

    Нет надобности найти ударный слог и произнести слово «[дом]» (дом) по слогам.

    3. Напиши слово, поставь знак ударения над буквой, обозначающей ударный гласный звук.

    – Напротив звукового состава слова «[дом]» пишу слово «дом»: [дом] – дом.

    Над буквой о, обозначающей ударный гласный звук [о], не ставлю знак ударения «′ », потому что помню правило: «Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё» 2 .

    4. Раздели слоги на звуки и обозначь их по порядку с помощью транскрипционных скобок.

    – Делю слово «[дом]» (дом) на звуки и обозначаю их по порядку с помощью транскрипционных скобок: [дом]:[д], [о], [м].

    5. Произнеси правильно первый звук и охарактеризуй. Обозначь его нужной буквой и т.д.

    – Произношу первый звук правильно: [д] и обозначаю его в столбике (слева), характеризую и обозначаю нужной буквой.

    [д] – согласный твердый парный ([д] – [д′]), звонкий парный ([д] – [т]), обозначаю буквой д («дэ»).

    – Произношу второй звук правильно: [о] и обозначаю его в столбике, характеризую и обозначаю нужной буквой:

    [о] – гласный ударный, после твердого парного, обозначается буквой о, буква о обозначает также твердость согласного [д].

    – Произношу правильно третий звук: [м] и обозначаю его в столбике, характеризую и обозначаю нужной буквой:

    [м] – согласный твердый парный ([м] – [м′]), звонкий непарный, обозначаю буквой м («эм»).

    6. Сравни звуковую и буквенную формы слова, установи соответствие звуков и букв.

    – Сравниваю произношение и написание разбираемого слова: [дом] – дом.

    Считаю количество звуков и букв в слове и устанавливаю: в слове «[дом]» (дом) количество звуков равно количеству букв: 3 звука и 3 буквы.

    7. Посчитай и запиши количество слогов, звуков, букв, гласных и согласных звуков.

    – Я думаю, что правильно произносил слово «[дом]» (дом), делил его на звуки, правильно характеризовал каждый звук и правильно обозначил их буквами, правильность звуко-буквенного разбора контролировал по ходу анализа и теперь посчитаю и запишу количество слогов, звуков, букв, гласных и согласных звуков:

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова ночь :

    В слове один слог: [н′óч′]. Он ударный.

    [н] – согласный звук, твердый, парный ([н] – [н′]), звонкий непарный, перед гласным, обозначается буквой н («эн»).

    [о] – гласный ударный, после твердого парного, обозначается буквой о, буква о обозначает также твердость согласного звука [н].

    [ч′] – согласный, мягкий непарный, глухой непарный, на конце слова, обозначается буквой ч («че») и буквой ь 1 .

    В слове ночь ([нóч′]) букв больше, чем звуков.

    1 слог, 3 звука, 4 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова мир :

    В слове один слог: [м′ир]. Он ударный.

    [м′] – согласный звук, мягкий, парный ([м] – [м′]), звонкий непарный, перед гласным, обозначается буквой м («эм»).

    [и] – гласный ударный, после мягкого парного, обозначается буквой и, буква и обозначает также мягкость согласного звука [м′].

    [р] – согласный звук, твердый, парный ([р] – [р′]), звонкий, непарный, на конце слова, обозначается буквой р («эр»).

    В слове мир ([м′ир]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова край :

    В слове один слог: [крáй]. Он ударный.

    [к] – согласный звук, твердый, парный ([к] – [к′]), глухой, парный ([к] – [г]), перед внепарным звонким (сонорным) согласным звуком [р], обозначается буквой к («ка»).

    [р] – согласный, твердый, парный ([р] – [р′]), звонкий, непарный, перед гласным, обозначается буквой р («эр»).

    [а] –гласный ударный, после твердого парного, обозначается буквой а, буква а обозначает также твердость согласного звука [р].

    [й] – согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный, на конце слова, обозначается буквой й («и краткое»).

    В слове край ([крáй]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 4 звука, 4 буквы, 1 гласный звук, 3 согласных звука.

    Образец разбора слова ель:

    В слове один слог: [йэл′]. Он ударный.

    [й] – согласный звук, мягкий, непарный, звонкий, непарный, в начале слова, обозначается буквой е («е»).

    [э] – гласный ударный, после внепарного мягкого согласного [й], обозначается буквой е («е»).

    [л′] – согласный звук, мягкий, парный ([л′] – [л]), звонкий, непарный, на конце слова, обозначается буквой л («эль») и буквой ь, мягкий знак обозначает мягкость [л′].

    В слове ель ([йэл′]) количество звуков равно количеству букв 1 .

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова ёж :

    В слове один слог: [йóш]. Он ударный.

    [й] – согласный звук, мягкий, непарный, звонкий, непарный, в начале слова, обозначается буквой ё («ё»).

    [о] – гласный ударный, после внепарного мягкого согласного [й], обозначается буквой ё.

    [ш] – согласный звук, твердый, непарный, звонкий, парный ([ш] – [ж]), на конце слова, обозначается буквой ж («жэ»).

    В слове ёж звуков больше, чем букв, потому что одна букве ё в начале слова обозначает два звука: [й]+[о].

    1 слог, 3 звука, 2 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова дым :

    В слове один слог: [дым]. Он ударный.

    [д] – согласный звук, твердый, парный ([д] – [д′]), звонкий, парный ([д] – [т]), перед гласным, обозначается буквой д («дэ»).

    [ы] – гласный звук, ударный, после твердого парного, обозначается буквой ы, буква ы обозначает также твердость согласного звука [д].

    [м] – согласный звук, твердый, парный ([м] – [м′]), звонкий, непарный, обозначается буквой м («эм»).

    В слове дым ([дым]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова двор :

    2. В слове один слог: [двóр]. Он ударный.

    [д] – согласный звук, твердый, парный ([д] – [д′]), звонкий, парный ([д] – [т]), перед согласным звуков [в] 1 , обозначается буквой д («дэ»).

    [в] – согласный звук, твердый парный ([в] – [в′]), звонкий, парный ([в] – [ф]), перед гласным, обозначается буквой в («вэ»).

    [о] – гласный звук, ударный, после твердого парного, обозначается буквой о, буква о обозначает также твердость согласного [в].

    [р] – согласный звук, твердый, парный ([р] – [р′]), звонкий, непарный, обозначается буквой р («эр»).

    В слове двор ([двóр]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 4 звука, 4 буквы, 1 гласный звук, 3 согласных звука.

    Образец разбора слова час :

    2. В слове один слог: [ч′áс]. Он ударный.

    [ч′] – согласный звук, мягкий, непарный, глухой, непарный, перед гласным, обозначается буквой ч («че»).

    [а] – гласный звук, ударный, после внепарного мягкого согласного, обозначается буквой а 2 .

    [с] – согласный звук, твердый, парный ([с] – [с′]), глухой, парный ([с] – [з]), в конце слова, обозначается буквой с («эс»).

    Читайте также:  Как правильно намотать леску на катушку спиннинга для дальнего заброса, в какую сторону: схема

    В слове час ([ч′áс]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова труба :

    2. В слове два слога: [тру/бá]. Второй слог ударный.

    [т] – согласный звук, твердый, парный ([т] – [т′]), глухой, парный ([т] – [д]), перед внепарным звонким (сонорным) согласным [р], обозначается буквой т («тэ»).

    [р] – согласный звук, твердый, парный ([р] – [р′]), звонкий, непарный, обозначается буквой р («эр»).

    Учебное пособие Махачкала 2007 ббк 74. 261. 3 Удк-372

    Главная > Документ

    Информация о документе
    Дата добавления:
    Размер:
    Доступные форматы для скачивания:

    Образец звуко-буквенного (фонетического) разбора слова

    письмó – пись/мо – 2 слога

    п [п′] – согласный, глухой, мягкий, парный

    и [и] – гласный, безударный

    с [с′] – согласный, глухой, мягкий

    м [м] – согласный, звонкий, твердый

    о [о] – гласный, ударный

    6 букв, 5 звуков

    Образец звуко-буквенного разбора слова ель

    ель – ель – 1 слог

    [й′] согласный, звонкий, мягкий непарный

    е

    [э] гласный, ударный

    л [л′] согласный, звонкий, мягкий, непарный

    3 буквы, 3 звука

    Образец звуко-буквенного разбора слова воробьи

    воробьи – во/ро/бьи – 3 слога

    в [в] – согласный, звонкий, твердый, непарный

    о [а] – гласный, безударный

    р [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный

    о [а] – гласный, безударный

    б [б′] – согласный, звонкий, мягкий, парный

    [й′] согласный, звонкий, мягкий, непарный

    и

    [и] гласный, ударный

    7 букв, 7 звуков

    Жедек П.С. Содержание и порядок проведения звукового анализа. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993. С. – 93-98.

    Порядок проведения и образец звукового 1 разбора слова

    Скажи слово и послушай себя.

    Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

    Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

    Обозначь выделенный звук условным значком.

    Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его, охарактеризуй и обозначь условным значком. Выдели третий звук… (и т.д.).

    Проверь, получилось ли слово.

    11 «Б» класс. Учитель говорит (на с.97):

    – Послушайте слово, которое мы будем сейчас разбирать: [кон′]. Повторите слово. (Учащиеся повторяют хором и поодиночке).

    – Разбирать слово будет Наташа.

    Ученица выходит к доске и начинает разбор:

    – Произношу слово: [кон′]. В слове один слог. Ищу первый звук: [ккккон′]. Звук [к] – он согласный глухой твердый, обозначаю его одной черточкой.

    Ищу второй звук: [коооон′]. Второй звук гласный, обозначаю его на схеме кружком. Ищу следующий звук: [кон′н′н′н′]. Это звук [н′] – он согласный мягкий звонкий, обозначаю двумя черточками со «звоночком». Проверяю, получилось ли слово. (Проводит указкой вдоль схемы и читает: [кон′]).

    Примечание. Преобразование собственно звукового разбора в звуко-буквенный потребует дополнения плана одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему? Иначе говоря, ученик объясняет выбор букв не одновременно и параллельно с выделением звуков, а после того, как звуковой анализ им полностью выполнен.

    Шклярова Т.В., Картунова Л.И. Справочное пособие для начальных классов. Русский язык. Математика. Риторика. РИИПП, 1994. С. – 9-10 .

    Схема фонетического разбора

    Количество звуков, букв, слогов.

    Пример. Первый способ:

    схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;

    гласные звуки – э, а

    согласные звуки – с, х′, м

    звонкие согласные – м

    глухие согласные – с, х′

    твердые согласные – с, м

    мягкие согласные – х′

    схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;

    с [с] согласный, твердый, парный глухой

    х [х′] согласный, мягкий, непарный глухой

    м [м] согласный, твердый, непарный звонкий

    Родничок. Таблицы и правила по русскому языку и математике. 1-3 классы. – Тула: «Арктоус», 1996. С. – 61. Редакторы: Г.Губанова, Е.Винокурова.

    Фонетический разбор слова

    Бук/вáрь – 6 звуов, 7 букв, 2 слога

    б [б] – согласный, твердый, парный звонкий

    у [у] – гласный, безударный

    к [к] – согласный, твердый, парный глухой

    в [в] – согласный, твердый, парный звонкий

    а [а] – гласный, ударный

    р [р′] – согласный, мягкий, непарный звонкий

    Слова для звуко-буквенного разбора

    Обучение звуко-буквенному разбору лингвистически грамотно и методически целесообразно начинать, используя данные ниже слова. В них учтены условия отбора для звуко-буквенного анализа. Слова расположены по принципу перехода от простого к сложному, т.е. от слов односложных к многосложным.

    Задание. Сделайте звуко-буквенный разбор данных слов. (Разбор делается по выбору).

    Сын, дочь, мать, соль, день, ночь, мир, край, ель, ёж, дым, двор, час, пять, лёд, мять, лук, люк, мёд, медь, сеть, лом, шар, жить, шить, мел, рожь, мышь, грач, брошь, сталь, выть, лить, труба, рука, дуга, судья, мáмы, рáны, сова, трава, лиса, дома, поля, мороз, леса, ведро, петух, часы, пятак, жена, цена, жара, щавель, пятно, нога, лицо, глаза, пальцы, подъем, боец, вагон, восток, вбегать, вдали, вóйны, взойти, гасить, гроза, зажечь, жизнь, паук, махать, матрос, крючок, лимон, лыжи, лыжник, любой, мотор, набрать, одеть, нигде, ночной, опыт, осёл, острый, плясать, арбуз, полёт, предмет, прибить, принять, приятный, пьесы, свободный, серьезный, сорвать, спасать, строгий, сутки, уносить, уронить, утонуть, увеличить, угощать, хозяин, художник, целый, динамит, грузовик, дубликат, услужить, усилитель, ширина, южный; дуб, прорубь, дробь, ров, кровь, мазь, газ, сыновья, семь, друг, род, медь, приезд, гвоздь, кольцо, легкий, мягкий, здесь, честь, жизнь, след, снег, кончик, бантик, скучный, нарочный, что, чтобы, учится, учиться, честный, сердце, солнце, здравствуй, учусь, любуюсь, автобусный, бегом, булавки, сегодня, итого, того, праздник, яичница, взгляд, включать, вкусный, ложки, просьба, отбыть, вокруг, вперёд, втроём, гладкий, гриб, грудь, далёкий, дешёвый, звёздный, известный, кувшин, подъезд, багаж, рукав, редкий, резкий, родник, скобки, словарь, счёт, сшить, творог, фуражка, язык, друзья, польёт, полёт, кузнечик, лестница, отвезти, объявить, без соли, и порт, нос бы, без жира, с дровами, без имени.

    Обучение звуко-буквенному разбору слова

    Образцы звуко-буквенного разбора слов

    Для лучшего усвоения младшими школьниками (2-4 классы) звуко-буквенного разбора слова целесообразнее, на наш взгляд, использовать на уроках русского языка план проведения звуко-буквенного разбора, предложенного нами выше, который будет ориентировать ученика на способ получения четких, точных фонетико-графических знаний.

    Задание 1. Сделайте звуко-буквенный разбор слова «дом».

    Образец разбора 1 :

    1. Правильно произнеси слово для разбора и послушай себя. Обозначь его в транскрипционных скобках.

    – Произношу слово «[дом]» (дом) правильно, то есть в соответствии с нормами русского литературного произношения и вслушиваюсь в его звуковую форму и обозначаю его в транскрипционных скобках: [дóм].

    2. Найди ударный слог и произнеси слово, правильно деля на слоги.

    – Я знаю правило: «В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков». В слове «[дóм]» (дом) один слог, потому что в нем один гласный звук [о].

    Нет надобности найти ударный слог и произнести слово «[дом]» (дом) по слогам.

    3. Напиши слово, поставь знак ударения над буквой, обозначающей ударный гласный звук.

    – Напротив звукового состава слова «[дом]» пишу слово «дом»: [дом] – дом.

    Над буквой о, обозначающей ударный гласный звук [о], не ставлю знак ударения «′ », потому что помню правило: «Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё» 2 .

    4. Раздели слоги на звуки и обозначь их по порядку с помощью транскрипционных скобок.

    – Делю слово «[дом]» (дом) на звуки и обозначаю их по порядку с помощью транскрипционных скобок: [дом]:[д], [о], [м].

    5. Произнеси правильно первый звук и охарактеризуй. Обозначь его нужной буквой и т.д.

    – Произношу первый звук правильно: [д] и обозначаю его в столбике (слева), характеризую и обозначаю нужной буквой.

    [д] – согласный твердый парный ([д] – [д′]), звонкий парный ([д] – [т]), обозначаю буквой д («дэ»).

    – Произношу второй звук правильно: [о] и обозначаю его в столбике, характеризую и обозначаю нужной буквой:

    [о] – гласный ударный, после твердого парного, обозначается буквой о, буква о обозначает также твердость согласного [д].

    – Произношу правильно третий звук: [м] и обозначаю его в столбике, характеризую и обозначаю нужной буквой:

    [м] – согласный твердый парный ([м] – [м′]), звонкий непарный, обозначаю буквой м («эм»).

    6. Сравни звуковую и буквенную формы слова, установи соответствие звуков и букв.

    – Сравниваю произношение и написание разбираемого слова: [дом] – дом.

    Считаю количество звуков и букв в слове и устанавливаю: в слове «[дом]» (дом) количество звуков равно количеству букв: 3 звука и 3 буквы.

    7. Посчитай и запиши количество слогов, звуков, букв, гласных и согласных звуков.

    – Я думаю, что правильно произносил слово «[дом]» (дом), делил его на звуки, правильно характеризовал каждый звук и правильно обозначил их буквами, правильность звуко-буквенного разбора контролировал по ходу анализа и теперь посчитаю и запишу количество слогов, звуков, букв, гласных и согласных звуков:

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова ночь :

    В слове один слог: [н′óч′]. Он ударный.

    [н] – согласный звук, твердый, парный ([н] – [н′]), звонкий непарный, перед гласным, обозначается буквой н («эн»).

    [о] – гласный ударный, после твердого парного, обозначается буквой о, буква о обозначает также твердость согласного звука [н].

    [ч′] – согласный, мягкий непарный, глухой непарный, на конце слова, обозначается буквой ч («че») и буквой ь 1 .

    В слове ночь ([нóч′]) букв больше, чем звуков.

    1 слог, 3 звука, 4 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова мир :

    В слове один слог: [м′ир]. Он ударный.

    [м′] – согласный звук, мягкий, парный ([м] – [м′]), звонкий непарный, перед гласным, обозначается буквой м («эм»).

    [и] – гласный ударный, после мягкого парного, обозначается буквой и, буква и обозначает также мягкость согласного звука [м′].

    [р] – согласный звук, твердый, парный ([р] – [р′]), звонкий, непарный, на конце слова, обозначается буквой р («эр»).

    В слове мир ([м′ир]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова край :

    В слове один слог: [крáй]. Он ударный.

    [к] – согласный звук, твердый, парный ([к] – [к′]), глухой, парный ([к] – [г]), перед внепарным звонким (сонорным) согласным звуком [р], обозначается буквой к («ка»).

    [р] – согласный, твердый, парный ([р] – [р′]), звонкий, непарный, перед гласным, обозначается буквой р («эр»).

    [а] –гласный ударный, после твердого парного, обозначается буквой а, буква а обозначает также твердость согласного звука [р].

    [й] – согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный, на конце слова, обозначается буквой й («и краткое»).

    В слове край ([крáй]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 4 звука, 4 буквы, 1 гласный звук, 3 согласных звука.

    Образец разбора слова ель:

    В слове один слог: [йэл′]. Он ударный.

    [й] – согласный звук, мягкий, непарный, звонкий, непарный, в начале слова, обозначается буквой е («е»).

    [э] – гласный ударный, после внепарного мягкого согласного [й], обозначается буквой е («е»).

    [л′] – согласный звук, мягкий, парный ([л′] – [л]), звонкий, непарный, на конце слова, обозначается буквой л («эль») и буквой ь, мягкий знак обозначает мягкость [л′].

    В слове ель ([йэл′]) количество звуков равно количеству букв 1 .

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова ёж :

    В слове один слог: [йóш]. Он ударный.

    [й] – согласный звук, мягкий, непарный, звонкий, непарный, в начале слова, обозначается буквой ё («ё»).

    [о] – гласный ударный, после внепарного мягкого согласного [й], обозначается буквой ё.

    [ш] – согласный звук, твердый, непарный, звонкий, парный ([ш] – [ж]), на конце слова, обозначается буквой ж («жэ»).

    В слове ёж звуков больше, чем букв, потому что одна букве ё в начале слова обозначает два звука: [й]+[о].

    1 слог, 3 звука, 2 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова дым :

    В слове один слог: [дым]. Он ударный.

    [д] – согласный звук, твердый, парный ([д] – [д′]), звонкий, парный ([д] – [т]), перед гласным, обозначается буквой д («дэ»).

    [ы] – гласный звук, ударный, после твердого парного, обозначается буквой ы, буква ы обозначает также твердость согласного звука [д].

    [м] – согласный звук, твердый, парный ([м] – [м′]), звонкий, непарный, обозначается буквой м («эм»).

    Читайте также:  Куда пойти работать в 50 лет мужчине: идеи, советы, востребованные мужские работы после 50 лет, отзывы. Где и как найти работу мужчине после 50 лет?

    В слове дым ([дым]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова двор :

    2. В слове один слог: [двóр]. Он ударный.

    [д] – согласный звук, твердый, парный ([д] – [д′]), звонкий, парный ([д] – [т]), перед согласным звуков [в] 1 , обозначается буквой д («дэ»).

    [в] – согласный звук, твердый парный ([в] – [в′]), звонкий, парный ([в] – [ф]), перед гласным, обозначается буквой в («вэ»).

    [о] – гласный звук, ударный, после твердого парного, обозначается буквой о, буква о обозначает также твердость согласного [в].

    [р] – согласный звук, твердый, парный ([р] – [р′]), звонкий, непарный, обозначается буквой р («эр»).

    В слове двор ([двóр]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 4 звука, 4 буквы, 1 гласный звук, 3 согласных звука.

    Образец разбора слова час :

    2. В слове один слог: [ч′áс]. Он ударный.

    [ч′] – согласный звук, мягкий, непарный, глухой, непарный, перед гласным, обозначается буквой ч («че»).

    [а] – гласный звук, ударный, после внепарного мягкого согласного, обозначается буквой а 2 .

    [с] – согласный звук, твердый, парный ([с] – [с′]), глухой, парный ([с] – [з]), в конце слова, обозначается буквой с («эс»).

    В слове час ([ч′áс]) количество звуков равно количеству букв.

    1 слог, 3 звука, 3 буквы, 1 гласный звук, 2 согласных звука.

    Образец разбора слова труба :

    2. В слове два слога: [тру/бá]. Второй слог ударный.

    [т] – согласный звук, твердый, парный ([т] – [т′]), глухой, парный ([т] – [д]), перед внепарным звонким (сонорным) согласным [р], обозначается буквой т («тэ»).

    [р] – согласный звук, твердый, парный ([р] – [р′]), звонкий, непарный, обозначается буквой р («эр»).

    Фонетический разбор слова «еж», по звукам: звуко-буквенный разбор, цветовая схема слова

    В русском а лф а в и т е 33 буквы. Из них 10 гласных , 21 согласная и 2 буквы, которые звуков не обозначают, – Ъ и Ь.

    Йотированные буквы Я , Е , Ё , Ю в начале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ обозначают 2 звука:

    Я – [ЙА], Ю – [ЙУ], Ё – [ЙО], Е – [ЙЭ].

    Важно запомнить!

    Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной .
    Например:
    М ясной
    6 букв, 6 звуков буква Я обозначает звук [И]. Исключение – слова с сочетаниями ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А (чаща 4 буквы, 4 звука);
    Л юк 3 буквы, 3 звука – б
    уква Ю обозначает звук [У]. Исключение – слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Слышим [Ю], а пишем У (щука – 4 буквы, 4 звука);
    П ёс 3 буквы, 3 звука буква Ё обозначает звук [О];
    Л есной 6 букв, 6 звуков буква Е обозначает звук [И].

    Важно знать!

    Ударение в русском языке может падать на любую часть слова.
    Ударение всегда падает на гласную букву.
    Если в слове одна гласная, то она всегда ударная.

    Для правильной постановки ударения пользуйтесь Словарём ударений, например:
    Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2006 г.;
    Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2008 г.

    Звуко-буквенный разбор слова, примеры:

    Е ль – ( е ль – [ йэ л])
    3 буквы, 3 звука (буква е обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Ё ж – ( ё ж – [ йо ж])
    2 буквы, 3 звука (буква е обозначает 2 звука).

    Ю ркий – ( ю́ ркий – [ йу ркий])
    5 букв, 6 звуков (буква ю обозначает 2 звука).

    Я нтарь – ( я нта́рь – [ йа нтар])
    6 букв, 6 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Бо я рин – (бо я́ рин – [бо йа рин])
    6 букв, 7 звуков (буква я обозначает 2 звука).

    Ба ю кать – (ба ю́ кать – [ба йу кат])
    7 букв, 7 звуков (буква ю обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Бо е ц – (бо е́ ц – [бо йэ ц])
    4 буквы, 5 звуков буква (е обозначает 2 звука).

    По ё шь – (по ё́ шь – [по йо ш])
    5 букв, 5 звуков (буква ё обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Семь я – (семь я́ – [сем йа ])
    5 букв, 5 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Пь ё т – (пь ё т – [п йо т])
    4 буквы, 4 звука (буква ё обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Вь ю га – (вь ю́ га – [в йу га])
    5 букв, 5 звуков (буква ю обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Ла ю т – (ла́ ю т – [ла йу т])
    4 букв, 5 звуков (буква ю обозначает 2 звука).

    Ла я ть – (ла́ я ть – [ла йа т])
    5 букв, 5 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Крючь я – ( крю́чь я – [ крюч йа ])

    6 букв, 6 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Подъ е зд – (подъ е́ зд – [под йэ зд])
    7 букв, 7 звуков (буква е обозначает 2 звука, буква ъ звука не имеет).

    Съ е л – (съ е л – [с йэ л])
    4 буквы, 4 звука (буква е обозначает 2 звука, буква ъ звука не имеет).

    Коньки – (коньки́ – [конки])
    6 букв, 5 звуков (буква ь звука не имеет).

    Пружины – (пружи́ны – [пружыны])
    7 букв, 7 звуков.

    Фонетический разбор слова

    П а л ь – т о – 2 слога.
    п а ль т ó – ударение падает на гласную второго слога

    п [л] – согл., глух., тв.
    а [а] – гл., безуд.
    л [л] – согл., зв., мягк.
    ь [-]
    т [т] – согл., глух., тв.
    о [о] – гл., уд.

    Что такое фонетический разбор слова, что это значит?

    Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.

    Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор. У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.

    Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.

    Как выполнять фонетический разбор?

    Лингвисты рекомендуют, как правило, такую последовательность действий:

    1. Написать разбираемое слово без ошибок.
    2. Разделить его по слогам.
    3. Определить слог под ударением.
    4. Отразить, как можно его переносить, не разрывая слогов.
    5. Указать в порядке очерёдности, какие звуки входят в слово.
    6. Охарактеризовать все звуки по очереди, перечислив их основные характеристики.
    7. Посчитать и записать, сколько всего букв и звуков.
    8. Отметить все факты, когда звук и обозначающая его буква не идентичны.

    Основная характеристика у гласных одна — расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.

    Рекомендации при выполнении фонетического разбора

    1. Проговаривайте вслух предмет разбора.
    2. Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
    3. Помните про орфограммы.
    4. Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).

    Что надо знать, делая фонетический разбор

    Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков. Их немного: б — п, в — ф, г — к, ж — ш, з — с.

    Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

    Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука — [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель .

    А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий .

    Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).

    Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению , которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] — как [ы].

    Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой .

    Так, «гриб» произносится [гр’ып].

    Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар , у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.

    Образец фонетического разбора

    Приведём несколько примеров.

    ко-рА-бль, три слога, ударный второй

    К — [к] согласный, твёрдый, глухой, парный

    О — [а] гласный, безударный

    Р — [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный

    А — [а] гласный, ударный

    Б — [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

    Л — [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

    Семь букв и шесть звуков.

    грИб, один слог, ударный

    Г — [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный

    Р — [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный

    И — [ы] гласный, ударный

    Б — [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный

    Четыре буквы и четыре звука.

    Ёж, один слог, ударный

    Ё — [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

    — [о] гласный, ударный

    Ж — [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.

    Две буквы и три звука.

    Что ещё полезно знать?

    В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

    В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

    Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

    Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

    В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

    Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

    Ссылка на основную публикацию