Бакалавриат и специалитет: в чем разница?

Что такое специалитет: его отличие от бакалавриата и магистратуры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На сегодняшний день в России есть несколько степеней высшего образования.

Выходя из дверей школы, выпускник сталкивается со сложным выбором: куда пойти учиться дальше и какую квалификацию выбрать. Что такое специалитет, бакалавриат, магистратура? Отличия между ними не понятны, так как зачастую юноши и девушки слышат эти термины в первый раз.

Сегодня мы поговори про то, что такое специалитет, бакалавриат и магистратура. Отличия между ними не понятны, так как зачастую юноши и девушки слышат эти термины в первый раз.

Итак, специалитет – это такое образование – считается ли оно высшим? Что собой представляет эта квалификация, в чем ее плюсы и минусы – разберемся.

Специалитет — это.

До подписания Болонской конвенции в 2003 году у всех выпускников 11 классов, желающих получить высшее образование, был только один путь – поступление в ВУЗ на специалитет.

Вступление в силу вышеуказанной конвенции означало, что Россия присоединилась к европейской системе высшего образования, признанной во всем мире.

В ВУЗах появилась еще одна программа обучения, состоящая из двух ступеней – бакалавриат и магистратура (чем отличается магистратура от бакалавриата и специалитета, читайте ниже).

Специалитет же при этом остался и считается полноценным высшим образованием, которое дается человеку бесплатно, если оно первое.

Обучение длится 5 лет (иногда 5,5 лет), в течение которых студент получает углубленные знания в контексте узкой специальности.

Большим плюсом этой квалификации является высокий уровень востребованности специалистов среди российских работодателей.

Ценность таких работников состоит в том, что они знают свое дело «от и до», поэтому и платят им соответствующе.

Однако минусы никто не отменял:

  1. если вдруг человек понимает, что выбранная сфера деятельности не совсем то, что он хотел, то ему придется проходить переобучение на другую специализацию в контексте уже имеющейся или другой профессии;
  2. в Европе специалитет – это квалификация, не имеющая никакой значимости (у них его просто не существует), поэтому устроиться на работу «за бугром» будет очень проблематично.

Специалитет — русская (советская) квалификация. Теоретически за границей ее могут приравнять к магистру, но для этого вам придется сильно «попотеть», прежде чем ваш диплом будет признан законным и соответствующим образовательной программе страны, где происходит действие. Особенно это касается гуманитариев, технарям легче — они двигают прогресс, а значит, более востребованы.

В Швейцарии русские эмигранты даже не стараются это делать, так как знают, что бесполезно (если только в вас заранее не заинтересован работодатель, и вы не прибыли по приглашению). А вот в США — все реально, только не забудьте запастись примерно 100 тыс.долларов, чтобы оплатить услуги специальных фирм, которые помогут воплотить все это дело в жизнь. В Германии все более или менее стало проще после 2012 года (у них появился электронный реестр с ВУЗами других стран – «наши» дипломы признаются, если значатся в этой базе).

Эти недостатки, а также явные преимущества европейской системы обучения, закономерно привели наше Министерство образования к идее, что специалитет – это квалификация, которую необходимо упразднить в ближайшем будущем.

Кто такой специалист

Перечислим главные особенности специалиста:

  1. бывший студент, который в течение 5 лет очно (в некоторых ВУЗах 5,5 лет) и 6 лет заочно получал как базовые, так и углубленные знания по своей специальности,
  2. это высококлассный работник, который готов к трудовой деятельности сразу же после окончания ВУЗа (врач, юрист, экономист и т.д.);

Специалитет и бакалавриат — в чем разница

Мы выяснили, что такое специалитет.

Бакалавриат – это более молодая в нашей стране квалификация (существует в России с 1996 года), являющаяся первой ступенью бесплатного двухуровневого образования (вторая – магистратура), систему которого мы переняли из Европы.

Итак, чем специалитет отличается от бакалавриата:

    специалист учится 5 лет (или 5,5), бакалавр – 4 года;

И специалитет, и бакалавриат предусматривают военную кафедру.

Это значит, что во время обучения в ВУЗе юноши, годные к призыву, проходят военную подготовку, что освобождает их от традиционной службы после получения диплома.

Специалитет и магистратура — отличия

Бакалавриат, специалитет и магистратура – все это является степенями обучения, где магистратура может быть только второй ступенью. То есть поступить туда сразу после школы невозможно (просто никто не возьмет).

В случае с бакалавром магистратура является вторым бесплатным этапом обучения, занимающим 2 года. Туда идут, чтобы углубить свои знания в конкретной специализации.

С одной стороны, это удобно. После защиты дипломного проекта бакалавр может какое-то время поблуждать, попробовать себя в разных направлениях профессии, определиться, чем конкретно ему интересно заниматься, и продолжить учиться.

С другой стороны, это лишний год обучения. Ведь все это можно получить, отучившись 5 лет на специалитете вместо 6 (бакалавриат и магистратура). Но тут есть риск разочарования в выбранной специализации и потом все равно придется переучиваться.

Поэтому выбирая, что лучше – бакалавриат или специалитет, следует исходить из внутренних убеждений.

Идите на специалиста, если:

  1. вы уверены, что выбранному направлению в профессии вы точно посвятите всю жизнь, то идите на специалиста;
  2. вы ярый патриот, не собирающийся переезжать в другую страну и работать на иностранные компании.

Если есть сомнения в выше написанных пунктах – добро пожаловать на бакалавриат. В последнее время молодые люди все чаще и чаще отдают предпочтение именно ему.

Кто знает, что будет завтра? Вдруг ваша профессия выйдет из моды, перестанет быть востребованной, считаться престижной и т.д. Или выпадет шанс профессионального развития за пределами Родины?

Что касается специалитета и магистратуры – по сути, обе квалификации дают человеку одно и то же — углубленные знания в конкретной сфере.

Поэтому специалист идет в магистратуру, только если он хочет сменить профессию, иначе нет смысла тратить время.

Заключение

Ну а если у вас же есть желание не только заниматься научной деятельностью по специальности, но и нести эти знания в массы, то нужно идти в аспирантуру и обучаться искусству преподавания.

Специалитет: что это, чем отличается от бакалавриата, что лучше?

Система образования в России изменилась и на смену привычным «специалистам», которые выпускались из вузов, пришли «бакалавры». Что такое специалитет, чем отличается от бакалавриата и в чём специфика? Подробности об этом приведены ниже.

Основные определения

Специалитет – это классическое получение образования на протяжении 5 (или чуть больше, в случае некоторых специальностей) лет, по окончании которого человек получает диплом, где значится, что он специалист. Это законченное высшее образование.

Бакалавриат – это первая образовательная ступень, которая длится 4 года. После необходимо пройти вторую и получить звание магистра. Бакалавриат – законченное, но не завершенное высшее образование.

Стало всё меньше университетов, которые выпускали бы специалистов из своих дверей. Связано это во многом с тем, что РФ всё больше приравнивается к европейской системе образования. Тем не менее, в России работают вузы, которые предлагают программы специалитета.

А что говорят и думают про бакалавриат в России, узнаете из репортажа:

Чем отличается бакалавриат от специалитета?

Бакалавриат и специалитет – в чём преимущества каждого варианта? Положительные стороны законченного высшего образования:

  • специалитет в РФ – более понятное определение, чем бакалавриат, поэтому специалистам немного проще найти себе работу в России;
  • можно спокойно устроиться сотрудником в государственной сфере;
  • еще один вариант – сразу защищаться и поступать на обучение в аспирантуру.

Положительные стороны бакалавриата:

  1. Обучение длится всего 4 года. После выпускник может продолжить обучение и получить степень магистра или уйти работать.
  2. Большая гибкость в процессе обучения. Есть возможность оперативной переквалификации за счёт прохождения специализированных курсов. Обучающемуся не требуется проходить полную программу в несколько лет.
  3. Понятие «бакалавриат» более понятно для зарубежных стран. Поэтому получить образование или работу в другой стране будет проще.

В чём минусы?

Различия бакалавриата и специалитета стоит рассмотреть не только по положительным сторонам, но и по минусам этих направлений. Отличия для кого-то создают проблемы в будущем. Поэтому абитуриентам следует их знать, перед тем, как предпочесть какую-то программу.

Например, выпускник хотел получить образование и пойти в аспирантуру. Но если он получил бакалавра, то в рамках российских институтов ему будет невозможно попасть в аспирантуру, пока он не пройдёт ещё 2 года обучения на магистра. И это лишь одна тонкость, которую следует учитывать. Более подробная информация о минусах направлений приведена ниже.

Отрицательные стороны специалитета:

  1. Зарубежные странызачастую не понимают, что из себя представляет «специалист». Они не могут найти корректного эквивалента в рамках своей системы образования. Это приводит к сложностям при трудоустройстве за границей граждан РФ.
  2. После выпуска нет отсрочки от армии для мужчин, так как образование является законченным. Следовательно, уважительной причины не служить Родине больше не имеется.
  1. Отличиеот специалистов в том, что с незавершенным высшим образованием менее охотно принимают на работу российские работодатели. Это связано с тем, что «бакалавр» для них до сих пор непонятное определение или оценивается как незавершенная степень.
  2. Нельзя попасть в аспирантуру без получения второй ступени образования. Бакалавриат – начальная ступень. И только получив степень магистра, можно подавать документы на аспирантуру.

Это ключевые плюсы и минусы, которые стоит учитывать при получении высшего образования. Специалитет или бакалавриат – каждый абитуриент должен решить для себя самостоятельно, в зависимости от того, что он хочет получить в будущем и какие цели перед собой выставляет.

Следующее видео расскажет о преимуществах новой системы образования:

Что же выбрать?

Выбирая программы специалитета или бакалавриата, стоит исходить из того, что планируется в будущем. Если выпускник намерен работать за границей, стоит рассматривать для себя соответствующие программы бакалавриата, потому что бакалавру получить образование или работу за границей несколько проще, чем специалисту.

Для заграничных стран специалист – не вполне понятное понятие. Очень часто при попытках устроиться на работу у русских студентов возникают сложности. В зависимости от страны, в которую подаются документы, абитуриента могут попросить получить образование повторно, так как по правилам образовательной системы страны «специалиста» зачесть не получается. Если выпускник планирует остаться работать в РФ, в особенности на государственной должности, то ему стоит выбирать программы, которые помогут ему стать специалистом.

Что лучше – бакалавриат или специалитет? Всё зависит от личных целей абитуриента. Фактом остается одно: образование должно быть на высоком уровне. Хорошая программа позволит получить такое образование, при котором будет не так важно, кем является выпускник – специалистом или бакалавром?

При знаниях человек сможет хорошо выполнять свою работу, следовательно, он будет востребован на рынке труда. Поэтому крайне важно выбрать вуз, в котором программа позволит получить качественный уровень знаний.

Бакалавриат или специалитет?

Бакалавриат или специалитет?

Рано или поздно перед каждым выпускником 11 класса, планирующим поступить в вуз в нашей стране, встаёт непростой вопрос, какую форму высшего образования выбрать: бакалавриат или специалитет? Наш блогер Мария Кучерова рассказывает, как устроено высшее образование в России и что лучше выбрать.

Я мама двух сыновей-близнецов. Егор готовился поступить на журфак, Ваня — на прикладную информатику или информационную безопасность. Денег на подготовку к ЕГЭ, как вы понимаете, было потрачено немало, поэтому в вопросе, что лучше — бакалавриат или специалитет, мы выбирали вообще третье — бюджет, то есть бесплатное обучение. Это была наша финансовая стратегия.

Понимаю, что сейчас ещё больше вас запутала, но когда все подробно объясню, станет понятно, что я имею в виду. На семейном совете мы постановили, что в первую очередь стремимся именно к получению бюджетных мест, поэтому выбор в пользу бакалавриата или специалитета ставился нами на второе место.

По-русски, совсем уж просто, логика была такая: неважно — бакалавриат или специалитет — лишь бы попасть на бюджетные места. Оплачивать учёбу сразу двух студентов — это затратно для любой семьи, с любым достатком.

В итоге выяснилось, что журналистов в Москве уже всех готовят по Болонской системе бакалавриат + магистратура. Егор поступил на бакалавриат в РАНХиГС. С ваниным факультетом «информационная безопасность» было сложнее: где-то были программы специалитета (5 или 5,5 лет), где-то двухуровневая система — бакалавриат (4 года) плюс магистратура (2 года). Но для нас при выборе вуза этот факт не был основным.

Ваши приоритеты могут быть расставлены иначе, поэтому объективно постараюсь изложить все тонкости этой ситуации. Зная все различия, легче принимать решение, а оно должно быть взвешенным, поскольку эти две формы высшего образования, принятые сегодня в российских вузах, в некоторых ситуациях взаимоисключающие. Например, если вы захотите перевестись с одной формы обучения на другую, у вас могут быть проблемы. За примерами далеко ходить не надо. Наша родственница недавно хотела перевестись со специалитета на бакалавриат, и в родном вузе получила решительный отказ. Не предусмотрено Уставом.

Болонская система высшего образования

Итак, с 2003 года российские вузы начали участвовать в масштабном реформировании высшего образования, а именно, стали плавно переходить от одной системы обучения к другой, более современной и, главное, принятой в европейском мире. Называется эта система Болонской, по названию известного города Болонья в северной Италии. Бакалавров выпускали и раньше, но именно в 2003 году это приобрело, если можно так сказать, массовый характер.

История возникновения, все преимущества и недостатки этой системы подробно описаны в интернете. Я не буду всё это пересказывать, скажу только коротко, что в 1999 году, накануне начала нового тысячелетия, участники Болонского процесса, а именно 29 европейских стран, подписали декларацию о том, что высшее образование Евросоюза должно быть единым и двухуровневым: бакалавриат и магистратура. Почти сразу список стран, желающих вступить в Болонский процесс, стал расти. В 2003 году к этому процессу присоединилась и Россия. В 2009 году такая система «бакалавриат + магистратура» начала действовать в России официально. Сроки обучения во всех странах разные, но у нас это обычно 4 + 2 года, соответственно. Кстати, именно в 2009 году и ЕГЭ стало обязательным для всех. До этого был экспериментальный период.

Сегодня большинство российских вузов перешло на новую систему образования, но при этом осталась и классическая российская одноуровневая система, которая называется «специалитет». Таким образом, старое и новое высшее образование существуют у нас в стране параллельно, не отменяя одно другое. Как всегда, у нас все приживается с поправкой на российскую оригинальность, так что мы пошли свои путём. Поэтому сегодняшние выпускники, а также их родители (па-па-ра-ра-рам) имеют ещё одну дополнительную дилемму: что выбрать — бакалавриат или специалитет?

Специалитет

Начнём с конца — так будет проще. Специалитет — это всем привычная система пяти или шестилетнего непрерывного обучения в вузе, которая была принята в нашей стране в СССР и вплоть до начала нулевых как основная и единственно возможная. Человек учился и в итоге получал диплом специалиста. В нём, если вы помните, было написано: «специальность такая-то». Понятие «дипломированный специалист» — это как раз об этом.

Бакалавриат и магистратура

Кто такие бакалавр и магистр? Сразу Гарри Поттер почему-то на ум приходит и магистр Йода.

Тут все довольно просто: высшее образование выстроено двумя ступенями. Сначала вы поступаете на бакалавриат. Условия поступления абсолютно идентичные со специалитетом: приносите баллы ЕГЭ вместе со всеми документами, если нужно, то дополнительно сдаёте творческие экзамены. Через четыре года вы получаете диплом о высшем образовании, в котором написано «бакалавр».

Если вы захотите продолжить своё обучение, вы обязательно должны сдать вступительные экзамены в магистратуру. Кстати, на второй ступени вы можете выбрать любой вуз, не обязательно тот же самый, где учились на бакалавриате! По окончании магистратуры у вас будет диплом магистра.

Распространённое заблуждение, что степень бакалавра — это какое-то недоделанное высшее образование, что на работу не возьмут и так далее

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии высшего образования, и точка! (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Разница между двумя студентами, которые параллельно вышли из пункта А, но идут разными путями, будет, конечно, в знаниях. Бакалавр учится четыре года, а специалист — минимум пять лет (иногда 5,5 или вообще 6). Конечно, программа у них будет отличаться.

Принято считать, что бакалавриат даёт более широкие знания с размытой специализацией, а магистратура — более узконаправленное образование. Также существует стереотип, что специалитет — это более качественное образование, поскольку все пять или шесть лет обучения в вузе готовят узких специалистов-практиков. Все это спорно, на мой взгляд. Прошло слишком мало времени, чтобы вести предметный разговор на эту тему. Процесс формирования учебных программ бакалавриата в каждом вузе пока ещё в стадии становления. Эпоха перемен в высшем образовании в России только началась.

9 отличительных черт российского бакалавриата

  1. После получения диплома бакалавра можно сразу идти работать. У вас в кармане высшее образование. И точка. Период обучения — четыре года.
  2. Некоторые специальности не предусматривают в России двухступенчатого обучения. В этот список попали медицинские специальности, таможенное дело, военные специальности и другие. Невозможно стать хорошим врачом за четыре года, это и ежу понятно.
  3. После бакалавриата вы сможете претендовать на бюджетное место в магистратуре, а после специалитета — нет. Правда, не совсем понятно, зачем после специалитета нужно идти в магистратуру. В любом случае, если «приспичит», то это будет считаться вторым высшим образованием, а, значит, оно будет 100% платным (таков закон). Исключение составляют только «дипломированные специалисты» (поступившие на обучение до 2008 года включительно). Отсрочки от армии тоже не будет.
  4. На весь период обучения «бакалавриат + магистратура» на очном отделении вы получаете отсрочку от армии. Специалитет тоже гарантирует отсрочку на весь период учёбы на очном. Тут разницы нет особой.
  5. Что с аспирантурой? После специалитета можно смело идти, после бакалавриата — нет, минуя магистратуру нельзя. Из магистратуры — пожалуйста.
  6. Диплом специалиста в большинстве случаев не удастся подтвердить за границей, а дипломы бакалавра и магистра — можно.
  7. Бакалавриат можно окончить по одной профессии, а магистратуру — по другой. Например, в течение четырех лет учёбы стало понятно, что вам интересны не только технические предметы, но и гуманитарные. Магистратура по гуманитарному направлению — это вполне реально. Вариативность — это преимущество, конечно. Фактически вы получаете два диплома о высшем образовании: «бакалавр» + «магистр». Ещё раз: «бакалавриат + магистратура» — это два диплома о высшем образовании, только они разного уровня.
  8. Учёба в магистратуре возможна в зарубежных вузах и университетах. Здесь, конечно, потребуется знание иностранного языка, но сегодня это не проблема.
  9. Если вы поступили на специалитет на бюджетное место, то все годы обучения вы не будете ничего платить. Если после бакалавриата вы надумаете пойти в магистратуру, то знайте, что шансы поступить на бюджет минимальные (слишком высокая конкуренция). Вполне возможно, что в течение этих двух лет вам придётся платить за обучение. Процент бюджетный мест почти везде меньше, чем на бакалавриате. В каждом вузе статистика индивидуальная.

Недостатки двухступенчатой системы в России

1. Опять эксперимент над нашими студентами и преподавателями. Пока все «устаканится», пройдёт немало времени.

2. Конечно, можно догадаться, что есть «свистопляска» с учебными программами бакалавриата и магистратуры, ведь вузам дали свободу сформировать их самостоятельно, опираясь на государственные стандарты. Практика получения высшего образования по Болонской системе у нас фактически началась с 2009 года, то есть не прошло даже десяти лет с момента старта эксперимента. Конечно, все это требует ручной настройки ещё продолжительное время, поэтому идеал пока только маячит на горизонте.

Чтобы за четыре года сделать из абитуриента полноценного бакалавра, то есть фактически готового выйти на работу профессионала, надо очень грамотно и четко выстроить систему обучения. Согласитесь, что четыре года — срок не очень большой.

В случае со специалитетом, как вы понимаете, проблем с учебными программами нет, поскольку они достались в наследство, как говорится, от прошлых времен. Здесь все стабильнее и построено на классическом преподавании. Насколько классическое образование актуально в современных реалиях — не мне судить, конечно. Только время покажет. Я рада, что, существуя параллельно, обе системы невольно конкурируют друг с дургом. Так становятся очевиднее все плюсы и минусы.

3. Не все вузы при переходе на Болонскую систему поняли, что конкретно надо менять. Например, мало где в России в полную силу используется болонская 100-балльная система оценки знаний. Номинально она есть, но действует как-то странно, на мой взгляд.

Так называемая кредитно-модульная система оценивания European Credit Transfer System (ECTS), о которой мало кто слышал вообще, — это довольно сложная балльно-рейтинговая система, в которой оцениваются не только контрольные работы, но и посещение лекций и семинаров, практика, самостоятельное обучение и ещё что-то. Баллы потом переводятся в буквы. Короче, европейцы намудрили. Но система, справедливости ради надо сказать, оправдывает свою сложность двумя огромными преимуществами. Первое — объективность. Второе — мобильность студенческого и преподавательского состава. Любой участник учебного процесса может в любой момент поменять не только университет, но и страну обучения. Можно сложить рюкзачок и переехать жить в другую европейскую страну, чтобы продолжить обучение или работу в другом вузе. При этом заработанные студентом кредиты (оценки) «перезжают» вместе с ним и продолжают накапливаться. В случае с преподавателями — система, как вы понимаете, снимает большинство проблем адаптации к новым условия, поскольку требования и стандарты универсальные.

Спросила у своих мальчишек, они подтвердили, что «болонские» баллы вроде бы им начисляют в вузах. Оба учатся на бакалавриате, один — в РАНХиГС, другой — в РГГУ. На мои вопросы о 100-балльной системе отвечают как-то невнятно. Видно, что им подробно никто этого не объяснил до сих пор. В зачётной книжке система оценки по-прежнему старая: зачет-незачет и пятибалльная на экзаменах.

В ыбирать особенно и не придётся, поскольку специалитет активно вытесняется новой системой. При этом надо понимать, что вытесняется именно искусственно. Такова сегодняшняя стратегия развития высшего образования России. Специалитету остаются только избранные специальности, где необходима тщательная и долгая профессиональная подготовка. Поэтому разницу, разумеется, надо понимать всем.

Правильный ли путь выбрало российское высшее образование? Вопрос пока трудноразрешимый.

Первые выпускники бакалавриата массово появились в нашей стране только летом 2013 года, а магистратуры — 2015, так что вообще рано о чём-либо говорить

Есть мнение, что бакалавров неохотно берут на работу. Мне не совсем понятно, откуда взялся этот стереотип. Большинство сайтов транслируют его как под копирку. Ни о какой статистике пока речи быть не может. Я бы не стала доверять голословным утверждениям. Три с лишним года (с 2013 года), когда на рынке труда в России появились люди с дипломами бакалавров, — это капля в море. Так что никого не слушайте. Хотите устроиться на работу после бакалавриата — пробуйте. Хотите пойти в магистратуру — пожалуйста. Жалко только, что шансы поступить на бюджет будут невелики. Все равно надо не бояться пробовать. Очень интересно услышать истории и о том, как кто-то поступал с нашим дипломом бакалавра в европейскую магистратуру. Если найду такого человека, обязательно об этом напишу.

Мне лично и как маме, и как педагогу история с Болонской системой симпатична, однако апробирование её в России представляется не совсем прозрачным и понятным. Как из этого мог на нашей земле появиться монстр под названием ЕГЭ? Очевидно, что суть Болонской системы высшего образования в Европе нашими чиновниками от образования так до конца и не «переварена», хотя именно она, по сути, была отправной точкой их отечественных экспериментальных идей. А в эпоху импортозамещения иногда мне становится немного страшно, не дадут ли вообще неожиданный задний ход все эти начинания.

Первые звоночки уже есть. В начале 2017 года Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий уже сказал это: «Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырёхлетнее образование в высшей школе. Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты».

Фото: iStockphoto (Ancika)

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в соцсетях, добавляйтесь в друзья.

Специалитет и бакалавриат – в чем разница, что выбрать, что лучше?

Разобраться с тем, что такое специалитет, бакалавриат и магистратура нелегко с первого раза. Как понять, что будет лучше в будущем? Мы расскажем, чем отличается специалист от бакалавра, покажем особенности и преимущества каждого варианта. Это статья для абитуриентов и их обеспокоенных родителей. После ее прочтения, у вас не будет сомнений куда поступать.

Специалитет – что, кого и где?

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Специалитет – это уровень квалификации высшего образования в России в советское и некоторое постсоветское время. Он ориентируется в первую очередь на то, чтобы студент получил полную базу нужных навыков и специальную подготовку.

После окончания учебы студент получает квалификацию специалиста, а в дипломе указывается точное название специальности.

Обратите внимание! Срок учебы, в среднем, составляет 5 лет для дневного и 6 – для заочного отделения, однако, некоторые специальности могут требовать большего срока – к примеру, медицинские.

Специалитет – это оконченное высшее образование, и диплом специалиста дает право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Однако, такой диплом имеет некоторые сложности для образования и работы за границей, для этого нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра.

Бакалавриат – что, кого и где?

Бакалавриат – это уровень квалификации высшего образования согласно Болонской системе образования (в России бакалавриат вводился с 2003 года).

Обратите внимание! Учеба на бакалавриате длится четыре года – и по окончанию студент может забрать официальный документ – диплом бакалавра. После этого можно найти работу или же поступить на магистерскую программу и написать магистерскую диссертацию.

После завершения бакалавриата открыты возможности, как по дальнейшему обучению на территории страны, так и за границей.

Важно знать! После бакалавриата при поступлении в магистратуру вы можете выбрать не только другой ВУЗ, но и другую специальность (в таком случае, вероятно, предполагается сдача дополнительных экзаменов). Например, закончить бакалавриат на экономиста и поступить в магистратуру на нефтяника (неплохая перспектива).

Чаще всего абитуриенты выбирают бакалавриат. Для этого есть две причины. Первая заключается в том, что сегодня практически не осталось программ подготовки специалистов. Вторая же – в том, что бакалавриат дает куда большие перспективы для молодых студентов, планирующих переезд за границу или тех, кто подозревает смену вида деятельности в дальнейшем.

Отличия специалитета от бакалавриата

Сравним, что вас ждет после окончания специалитета и бакалавриата (без магистратуры).

СвойствоСпециалитетБакалавриат
Продолжение образования в России++
Продолжение образования за границей+
Трудоустройство сразу после получения диплома++
Трудоустройство в государственной власти или образовании+
Поступление в аспирантуру+

Плюсы и минусы бакалавриата

ПлюсыМинусы
Программа продолжается четыре годаПосле бакалавриата нельзя по сокращенной процедуре поступить на аспирантуру.
После окончания можно на бюджетные средства поступить в магистратуруТакой диплом не дает сразу же устроиться в некоторые сферы – к примеру, в образовательную или же в аппарат власти.
Можно легко сменить профессию – нет нужды учиться заново. Можно выбрать магистратуру с другим родом занятий.Для продолжения образования необходимо пройти и вторую ступень обучения.
Можно получить работу или продолжать образование в другой стране – диплом легко признается действительным в других странах.
Получение диплома бакалавра и последующее получение диплома магистра дает отсрочку от армии на 6 лет.

Плюсы и минусы специалитета

ПреимуществаНедостатки
Диплом специалиста в часто воспринимается работодателем благосклонно – таким претендентов считают лучше подготовленными.Такой диплом предлагает узкие возможности образования и трудоустройства за границей – с его признанием возникают некоторые сложности.
Без прохождения дальнейшем подготовки специалисты имеют возможность работать во всех сферах – к примеру, преподавать или занимать должность в органах власти.В случае поступления в магистратуру после получения специалиста не будет отсрочки от армии – в то же время, получение диплома бакалавра и последующая магистратура – дают.
Дает пути для дальнейшего обучения в аспирантуре.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Можно ли работать с дипломом бакалавра?

Естественно, работать после получения диплома бакалавра можно. Однако, нужно понимать, что работодатели более благосклонны все же к тем кандидатам, которые получили квалификацию магистра или окончили специалитет. Самую большую роль играет, естественно, опыт работы.

Вопрос 2. Можно ли бесплатно пройти обучение в магистратуре после окончания специалиста?

Да. Вы получаете возможность участвовать в конкурсе на поступление на общих основаниях. Успех будет зависеть от полученных баллов.

Вопрос 3. Можно ли пойти на магистратуру не в своем ВУЗе?

Естественно, вы можете подавать документы на магистратуру в любой ВУЗ страны или же за границу. К слову, изменить можно и специальность– однако,учиться будет сложнее – так как вы не получали основ знаний по предмету.

Вопрос 4. Можно ли поступить на магистратуру после обучения на контракте на бакалавра?

Да. Технически, вы поступаете заново – и в случае, если результаты обучения будут высокими – вы можете пройти на бюджет. Однако, обязательно обратите внимание на то, что конкуренция при таком поступлении будет крайне высокой.

Вопрос 5. Специалитет, бакалавриат и отсрочка от армии – как быть?

Получение высшего образования дает возможность получить отсрочку от армии. Однако, поступление в магистратуру после специалитетане дает дополнительной отсрочки. Однако, поступление в магистратуру после бакалавриата – гарантирует еще два года.

Вопрос 6. Перевод со специалитета в бакалаврат – возможен ли он?

Закон не предусматривает перехода между уровнями образования – такими как специалитет и бакалавриат. Однако 10 статья того же закона – ФЗ-273 говорит о том, что в рамках одного образовательного уровня можно менять смену условий обучения. Необходимо обратиться к официальной таблице – она относит оба уровня к одному – высшее образование. Это и дает возможность произведения перехода.

Подведем итоги

Специалитет и бакалавриат отличаются сроком обучения (это важно, если вы учитесь на контракте). Также есть отличия в классификации образования и дальнейших возможностях для продолжения учебы или же трудоустройства.

Нужно понимать, что никто не сможет сказать вам о том, какая система будет лучшим именно для вас. К примеру, если вы планируете переезжать за границу – то обучение на специалиста будет не самым мудрым решением – с таким дипломом получить должность в другой стране или же поступить в ВУЗ будет сложно. Если же вы планируете аспирантуру, то лучше закончить специалитет, так быстрее.

Взгляните еще раз на отличия бакалавриата от специалитета, чтобы сделать свой выбор. Надеемся, теперь вы разобрались, что такое специалитет и что такое бакалавриат.

Чем отличается бакалавриат от специалитета?

Чем бакалавриат отличается от специалитета, какой вид обучения лучше выбрать.

Очень часто людям, трудоустраивающимся за рубежом, приходилось либо подтверждать диплом, либо переучиваться.

И, хотя в Лиссабонской Конвенции, к которой Россия присоединилась в 1999 году, говорится о том, что все страны, подписавшие это соглашение должны признавать дипломы друг друга, в реальной жизни оказалось, что это случается не всегда.

Например, такие понятия, как «инженер», «доктор наук» за рубежом не имеют однозначных. Поэтому со временем назрела необходимость привести дипломы к международным стандартам, для того, чтобы их обладатели могли трудоустраиваться в любой стране без проблем.

В 1999 году участники Болонского процесса подписали декларацию о том, что высшее образование во всех странах должно быть двухуровневым: бакалавриат – 4 года, аспирантура – 2 года.

В 2003 году к этому процессу присоединилась Россия, а в 2005 году – Украина.

В 2009 году двухуровневая система образования начала действовать в России официально.

Многие ВУЗы и университеты перешли на новую систему образования, но осталась и классическая система образования (одноуровневая).

Перед будущими студентами, окончившими 11 класс стал вопрос, какую форму обучения выбрать?

Бакалавриат – это первый уровень двухуровневой системы высшего образования. Вторым (не обязательным) уровнем в этой системе является магистратура, или же студент сразу переходит к трудовой профессиональной деятельности. Чтобы получить диплом бакалавра, нужно освоить четырёхлетнюю очную программу или пятилетнюю заочную.

Специалитет – это традиционный вид высшего образования в РФ, включающий в себя усвоение как базовой теории, так и программы профильной спецподготовки. Чтобы получить диплом специалиста, нужно освоить пятилетнюю очную программу или шестилетнюю заочную.

Будущие студенты задаются вопросом: «Что лучше, бакалавриат или специалитет»?

Давайте рассмотрим, чем бакалавриат отличается от специалитета, какой вид обучения лучше выбрать.

Если сказать более понятным языком, то бакалавриат – это базовое образование. Многие называют его «незаконченным высшим», хотя бакалавриат – полноценное высшее образование.

Обучаясь на бакалавриате, студент получит в очной или заочной форме основные, общие знания по выбранной специальности. По окончании студент получит право или приступить к трудовой деятельности, или же продолжить свое обучение дальше в магистратуре.

Положительные стороны бакалавриата:

  • диплом европейского образца;
  • возможность пройти магистратуру в другом вузе и за рубежом;
  • время определиться с выбором и поменять специальность или ВУЗ.
  • мнение работодателей, что бакалавры уступают специалистам;
  • недостаток бесплатных мест в магистратуре;
  • поступления в аспирантуру возможно только после окончания магистратуры.

Специалитет – это привычное для нас 5-6 летнее обучение в ВУЗе , также полноценное высшее образование

  • более престижное образование в глазах работодателей, чем бакалавриат;
  • полноценная подготовка;
  • сразу же можно поступить в аспирантуру.
  • сложности с признанием диплома за рубежом;
  • невозможность бесплатного обучения в магистратуре (так как магистратура будет считаться вторым высшим образованием);
  • при обучении в магистратуре студент лишается отсрочки от армии.

Переход от специалитета к бакалавриату происходит довольно сложно. Некоторые специальности, как выяснилось, так и не перешли к двухуровневой системе образования, поскольку подготовить врача, например, невозможно за 4 года.

Вместо того чтобы перейти на новую систему образования полностью, в России и бакалавриат, и специалитет существуют параллельно. При этом на бакалавриате продолжают обучать старыми методами. Например, не используется 100-балльная система оценки успеваемости.

Приходится признать, что по факту, выбирая между бакалавриатом и специалитетом, разницу можно почувствовать только в количестве лет обучения.

Мы надеемся, что предоставленная информация поможет сделать вам правильный выбор и потратить деньги и время на получения нужных вам знаний !

Бакалавриат или специалитет?

Бакалавриат или специалитет?

Рано или поздно перед каждым выпускником 11 класса, планирующим поступить в вуз в нашей стране, встаёт непростой вопрос, какую форму высшего образования выбрать: бакалавриат или специалитет? Наш блогер Мария Кучерова рассказывает, как устроено высшее образование в России и что лучше выбрать.

Я мама двух сыновей-близнецов. Егор готовился поступить на журфак, Ваня — на прикладную информатику или информационную безопасность. Денег на подготовку к ЕГЭ, как вы понимаете, было потрачено немало, поэтому в вопросе, что лучше — бакалавриат или специалитет, мы выбирали вообще третье — бюджет, то есть бесплатное обучение. Это была наша финансовая стратегия.

Понимаю, что сейчас ещё больше вас запутала, но когда все подробно объясню, станет понятно, что я имею в виду. На семейном совете мы постановили, что в первую очередь стремимся именно к получению бюджетных мест, поэтому выбор в пользу бакалавриата или специалитета ставился нами на второе место.

По-русски, совсем уж просто, логика была такая: неважно — бакалавриат или специалитет — лишь бы попасть на бюджетные места. Оплачивать учёбу сразу двух студентов — это затратно для любой семьи, с любым достатком.

В итоге выяснилось, что журналистов в Москве уже всех готовят по Болонской системе бакалавриат + магистратура. Егор поступил на бакалавриат в РАНХиГС. С ваниным факультетом «информационная безопасность» было сложнее: где-то были программы специалитета (5 или 5,5 лет), где-то двухуровневая система — бакалавриат (4 года) плюс магистратура (2 года). Но для нас при выборе вуза этот факт не был основным.

Ваши приоритеты могут быть расставлены иначе, поэтому объективно постараюсь изложить все тонкости этой ситуации. Зная все различия, легче принимать решение, а оно должно быть взвешенным, поскольку эти две формы высшего образования, принятые сегодня в российских вузах, в некоторых ситуациях взаимоисключающие. Например, если вы захотите перевестись с одной формы обучения на другую, у вас могут быть проблемы. За примерами далеко ходить не надо. Наша родственница недавно хотела перевестись со специалитета на бакалавриат, и в родном вузе получила решительный отказ. Не предусмотрено Уставом.

Болонская система высшего образования

Итак, с 2003 года российские вузы начали участвовать в масштабном реформировании высшего образования, а именно, стали плавно переходить от одной системы обучения к другой, более современной и, главное, принятой в европейском мире. Называется эта система Болонской, по названию известного города Болонья в северной Италии. Бакалавров выпускали и раньше, но именно в 2003 году это приобрело, если можно так сказать, массовый характер.

История возникновения, все преимущества и недостатки этой системы подробно описаны в интернете. Я не буду всё это пересказывать, скажу только коротко, что в 1999 году, накануне начала нового тысячелетия, участники Болонского процесса, а именно 29 европейских стран, подписали декларацию о том, что высшее образование Евросоюза должно быть единым и двухуровневым: бакалавриат и магистратура. Почти сразу список стран, желающих вступить в Болонский процесс, стал расти. В 2003 году к этому процессу присоединилась и Россия. В 2009 году такая система «бакалавриат + магистратура» начала действовать в России официально. Сроки обучения во всех странах разные, но у нас это обычно 4 + 2 года, соответственно. Кстати, именно в 2009 году и ЕГЭ стало обязательным для всех. До этого был экспериментальный период.

Сегодня большинство российских вузов перешло на новую систему образования, но при этом осталась и классическая российская одноуровневая система, которая называется «специалитет». Таким образом, старое и новое высшее образование существуют у нас в стране параллельно, не отменяя одно другое. Как всегда, у нас все приживается с поправкой на российскую оригинальность, так что мы пошли свои путём. Поэтому сегодняшние выпускники, а также их родители (па-па-ра-ра-рам) имеют ещё одну дополнительную дилемму: что выбрать — бакалавриат или специалитет?

Специалитет

Начнём с конца — так будет проще. Специалитет — это всем привычная система пяти или шестилетнего непрерывного обучения в вузе, которая была принята в нашей стране в СССР и вплоть до начала нулевых как основная и единственно возможная. Человек учился и в итоге получал диплом специалиста. В нём, если вы помните, было написано: «специальность такая-то». Понятие «дипломированный специалист» — это как раз об этом.

Бакалавриат и магистратура

Кто такие бакалавр и магистр? Сразу Гарри Поттер почему-то на ум приходит и магистр Йода.

Тут все довольно просто: высшее образование выстроено двумя ступенями. Сначала вы поступаете на бакалавриат. Условия поступления абсолютно идентичные со специалитетом: приносите баллы ЕГЭ вместе со всеми документами, если нужно, то дополнительно сдаёте творческие экзамены. Через четыре года вы получаете диплом о высшем образовании, в котором написано «бакалавр».

Если вы захотите продолжить своё обучение, вы обязательно должны сдать вступительные экзамены в магистратуру. Кстати, на второй ступени вы можете выбрать любой вуз, не обязательно тот же самый, где учились на бакалавриате! По окончании магистратуры у вас будет диплом магистра.

Распространённое заблуждение, что степень бакалавра — это какое-то недоделанное высшее образование, что на работу не возьмут и так далее

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии высшего образования, и точка! (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Разница между двумя студентами, которые параллельно вышли из пункта А, но идут разными путями, будет, конечно, в знаниях. Бакалавр учится четыре года, а специалист — минимум пять лет (иногда 5,5 или вообще 6). Конечно, программа у них будет отличаться.

Принято считать, что бакалавриат даёт более широкие знания с размытой специализацией, а магистратура — более узконаправленное образование. Также существует стереотип, что специалитет — это более качественное образование, поскольку все пять или шесть лет обучения в вузе готовят узких специалистов-практиков. Все это спорно, на мой взгляд. Прошло слишком мало времени, чтобы вести предметный разговор на эту тему. Процесс формирования учебных программ бакалавриата в каждом вузе пока ещё в стадии становления. Эпоха перемен в высшем образовании в России только началась.

9 отличительных черт российского бакалавриата

  1. После получения диплома бакалавра можно сразу идти работать. У вас в кармане высшее образование. И точка. Период обучения — четыре года.
  2. Некоторые специальности не предусматривают в России двухступенчатого обучения. В этот список попали медицинские специальности, таможенное дело, военные специальности и другие. Невозможно стать хорошим врачом за четыре года, это и ежу понятно.
  3. После бакалавриата вы сможете претендовать на бюджетное место в магистратуре, а после специалитета — нет. Правда, не совсем понятно, зачем после специалитета нужно идти в магистратуру. В любом случае, если «приспичит», то это будет считаться вторым высшим образованием, а, значит, оно будет 100% платным (таков закон). Исключение составляют только «дипломированные специалисты» (поступившие на обучение до 2008 года включительно). Отсрочки от армии тоже не будет.
  4. На весь период обучения «бакалавриат + магистратура» на очном отделении вы получаете отсрочку от армии. Специалитет тоже гарантирует отсрочку на весь период учёбы на очном. Тут разницы нет особой.
  5. Что с аспирантурой? После специалитета можно смело идти, после бакалавриата — нет, минуя магистратуру нельзя. Из магистратуры — пожалуйста.
  6. Диплом специалиста в большинстве случаев не удастся подтвердить за границей, а дипломы бакалавра и магистра — можно.
  7. Бакалавриат можно окончить по одной профессии, а магистратуру — по другой. Например, в течение четырех лет учёбы стало понятно, что вам интересны не только технические предметы, но и гуманитарные. Магистратура по гуманитарному направлению — это вполне реально. Вариативность — это преимущество, конечно. Фактически вы получаете два диплома о высшем образовании: «бакалавр» + «магистр». Ещё раз: «бакалавриат + магистратура» — это два диплома о высшем образовании, только они разного уровня.
  8. Учёба в магистратуре возможна в зарубежных вузах и университетах. Здесь, конечно, потребуется знание иностранного языка, но сегодня это не проблема.
  9. Если вы поступили на специалитет на бюджетное место, то все годы обучения вы не будете ничего платить. Если после бакалавриата вы надумаете пойти в магистратуру, то знайте, что шансы поступить на бюджет минимальные (слишком высокая конкуренция). Вполне возможно, что в течение этих двух лет вам придётся платить за обучение. Процент бюджетный мест почти везде меньше, чем на бакалавриате. В каждом вузе статистика индивидуальная.

Недостатки двухступенчатой системы в России

1. Опять эксперимент над нашими студентами и преподавателями. Пока все «устаканится», пройдёт немало времени.

2. Конечно, можно догадаться, что есть «свистопляска» с учебными программами бакалавриата и магистратуры, ведь вузам дали свободу сформировать их самостоятельно, опираясь на государственные стандарты. Практика получения высшего образования по Болонской системе у нас фактически началась с 2009 года, то есть не прошло даже десяти лет с момента старта эксперимента. Конечно, все это требует ручной настройки ещё продолжительное время, поэтому идеал пока только маячит на горизонте.

Чтобы за четыре года сделать из абитуриента полноценного бакалавра, то есть фактически готового выйти на работу профессионала, надо очень грамотно и четко выстроить систему обучения. Согласитесь, что четыре года — срок не очень большой.

В случае со специалитетом, как вы понимаете, проблем с учебными программами нет, поскольку они достались в наследство, как говорится, от прошлых времен. Здесь все стабильнее и построено на классическом преподавании. Насколько классическое образование актуально в современных реалиях — не мне судить, конечно. Только время покажет. Я рада, что, существуя параллельно, обе системы невольно конкурируют друг с дургом. Так становятся очевиднее все плюсы и минусы.

3. Не все вузы при переходе на Болонскую систему поняли, что конкретно надо менять. Например, мало где в России в полную силу используется болонская 100-балльная система оценки знаний. Номинально она есть, но действует как-то странно, на мой взгляд.

Так называемая кредитно-модульная система оценивания European Credit Transfer System (ECTS), о которой мало кто слышал вообще, — это довольно сложная балльно-рейтинговая система, в которой оцениваются не только контрольные работы, но и посещение лекций и семинаров, практика, самостоятельное обучение и ещё что-то. Баллы потом переводятся в буквы. Короче, европейцы намудрили. Но система, справедливости ради надо сказать, оправдывает свою сложность двумя огромными преимуществами. Первое — объективность. Второе — мобильность студенческого и преподавательского состава. Любой участник учебного процесса может в любой момент поменять не только университет, но и страну обучения. Можно сложить рюкзачок и переехать жить в другую европейскую страну, чтобы продолжить обучение или работу в другом вузе. При этом заработанные студентом кредиты (оценки) «перезжают» вместе с ним и продолжают накапливаться. В случае с преподавателями — система, как вы понимаете, снимает большинство проблем адаптации к новым условия, поскольку требования и стандарты универсальные.

Спросила у своих мальчишек, они подтвердили, что «болонские» баллы вроде бы им начисляют в вузах. Оба учатся на бакалавриате, один — в РАНХиГС, другой — в РГГУ. На мои вопросы о 100-балльной системе отвечают как-то невнятно. Видно, что им подробно никто этого не объяснил до сих пор. В зачётной книжке система оценки по-прежнему старая: зачет-незачет и пятибалльная на экзаменах.

В ыбирать особенно и не придётся, поскольку специалитет активно вытесняется новой системой. При этом надо понимать, что вытесняется именно искусственно. Такова сегодняшняя стратегия развития высшего образования России. Специалитету остаются только избранные специальности, где необходима тщательная и долгая профессиональная подготовка. Поэтому разницу, разумеется, надо понимать всем.

Правильный ли путь выбрало российское высшее образование? Вопрос пока трудноразрешимый.

Первые выпускники бакалавриата массово появились в нашей стране только летом 2013 года, а магистратуры — 2015, так что вообще рано о чём-либо говорить

Есть мнение, что бакалавров неохотно берут на работу. Мне не совсем понятно, откуда взялся этот стереотип. Большинство сайтов транслируют его как под копирку. Ни о какой статистике пока речи быть не может. Я бы не стала доверять голословным утверждениям. Три с лишним года (с 2013 года), когда на рынке труда в России появились люди с дипломами бакалавров, — это капля в море. Так что никого не слушайте. Хотите устроиться на работу после бакалавриата — пробуйте. Хотите пойти в магистратуру — пожалуйста. Жалко только, что шансы поступить на бюджет будут невелики. Все равно надо не бояться пробовать. Очень интересно услышать истории и о том, как кто-то поступал с нашим дипломом бакалавра в европейскую магистратуру. Если найду такого человека, обязательно об этом напишу.

Мне лично и как маме, и как педагогу история с Болонской системой симпатична, однако апробирование её в России представляется не совсем прозрачным и понятным. Как из этого мог на нашей земле появиться монстр под названием ЕГЭ? Очевидно, что суть Болонской системы высшего образования в Европе нашими чиновниками от образования так до конца и не «переварена», хотя именно она, по сути, была отправной точкой их отечественных экспериментальных идей. А в эпоху импортозамещения иногда мне становится немного страшно, не дадут ли вообще неожиданный задний ход все эти начинания.

Первые звоночки уже есть. В начале 2017 года Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий уже сказал это: «Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырёхлетнее образование в высшей школе. Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты».

Фото: iStockphoto (Ancika)

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в соцсетях, добавляйтесь в друзья.

Читайте также:  Численность и среднесписочная численность: разница. Чем отличается численность от среднесписочной численности?
Ссылка на основную публикацию