Зачем нужен продуктивный диалог и как его правильно провести?

Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения

Мария Попова
Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать с диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом – даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.

Для того чтобы эти умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе «придут» сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, он сможет вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. При этом он надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему?

Наверное, стоит поискать объективные причины такого явления, как неумение детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других. Рассмотрим и сравним понятия «развитие речи» и «развитие речевой деятельности», так часто отождествляемые педагогами.

Говорят о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь диалогические навыки, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Но входит ли она в понятие «развитие речи»? Сначала некоторые определения.

Речь – способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения, представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру:

Потребности и мотивы;

Условия и средства достижения целей;

Действия, операции, входящие в способы;

Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка и мысли, направленный на удовлетворение коммутативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Под развитием речи подразумеваются:

Обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа под употреблением синонимов, антонимов и др.);

Развитие связной речи (обучение построению различных типов текста – описание, повествование, рассуждение).

Этим и занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Мы видим, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Считается, что он должен сначала овладеть переделенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Подавляющее большинство педагогов перекладывают обучение диалогу на школьный период. Они полагают, что, если обогатить словарный запас ребенка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог – особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.

Педагоги ДОУ надеются на то, что в начальной школе детей научат продуктивному диалогу. Педагоги среднего звена негодуют на работников начального образования – не научили воспитанников дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве, и пытаются сходу навязать детям диалог в 5-м и последующих классах. А ведь именно со среднего звена школы появляются такие модные формы и методы обучения, как проектные, исследовательские работы и т. д.

Так откуда же диалогу взяться самостоятельно? «Готовых» диалогичных детей не бывает. Здесь важно не путать с детьми, умеющими поддержать беседу о погоде и ответить на вопросы фронтального характера. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы,построить предложение, текс. Но что делать дальше, если он упорно «не говорит»? Что же еще необходимо для диалога? В первую очередь это мотивы, потребности говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем ее.

Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленький человек будет готов к нему. Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей дошкольного возраста, в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. Мы же ждем некоего взросления воспитанника, когда диалог станет доступен. А он ждет диалога от нас, взрослых. Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаждаем, не доверяя его субъективному опыту. Чего ждать потом от ребенка, если его останавливали, не поддерживали инициативу говорить, когда он хотел чем-то поделиться.

А далее мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они разучились (парадокс) при якобы развитой речи высказываться в группе, в классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности, с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность. И это – важнейшая задача педагога дошкольного учреждения.

Анализ познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте мы используем познавательно-исследовательскую деятельность с целью развития детей. Так как дети нашей группы.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Дежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог – форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Проблемы современной семьи и пути их решения» Проблемы современной семьи и пути их решения Все дети нуждаются в эмоциональном контакте с родителями, и последним нужно уметь организовывать.

Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Педагогический совет Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: Обобщить и.

Педсовет в форме педагогического путешествия на тему «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» В работе с педагогическим коллективом в ДОУ используются разнообразные формы методической работы: педагогические советы, семинары, консультации,.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

1. Что такое продуктивный диалог?

Продуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребёнка развиваются коммуникативные навыки.

Зачастую педагоги работают над обогащением словаря, развитием связной речи, считая, что умение вести диалог у ребёнка придёт само собой.

Бывает так, что у ребёнка богатый словарный запас, он умеет строить предложения, может ответить на вопрос, а диалог вести не умеет.

Поэтому нужно развивать не только речь, но и умение вести диалог.

Очень часто дети не хотят вступать в диалог, потому что их никто раньше ни о чём не спрашивал, поэтому развивать речевую деятельность нужно с потребности ребёнка говорить.

Если ребёнок хочет чем – то поделиться, нельзя его останавливать.

Чтобы стать ближе к детям, а значит по – настоящему диалогичнее, обучение должно проходить в форе сотрудничества.

Для этого нужно исключить из своей речи слова: «встали», «достали», а вместо этого говорить: «откроем тетради», «заштрихуем фигуру».

Обучение продуктивному диалогу включает в себя 3 этапа:

– обучение постановке вопроса
– работа в парах, группах
– ведение групповой дискуссии.

2. Формы работы, используемые для развития диалога у детей.

В начале года мы обследуем детей, узнаём, в каком состоянии их речь, так как зачастую дети не могут вести диалог по причине недостаточного словаря или он не может строить предложения. Мы проводим индивидуальную работу и в этом направлении.

На первом этапе, когда идёт обучение постановке вопросов, умение отвечать на вопросы и задавать их, а также формируется умение слушать и слышать собеседника, я использую разные формы работы:

«Невпопад». Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

«Продолжи разговор» — Лера, что ты делаешь? – Я рисую. – Что ты рисуешь? – Котёнка. – Что есть у твоего котёнка?…

«Снежный ком» Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Первый ребёнок говорит своё предложение. Второй начинает свою фразу с повторения предыдущей и добавляя своё предложение…

«Составим предложение» — Воспитатель начинает: «Девочка идёт…». Каждый следующий ребёнок повторяя предложение, добавляет к нему своё слово (Красивая, маленькая, хорошенькая девочка идёт со своей любимой мамой в свой детский сад и смотрит по сторонам и видит деревья, машины, людей…)

Мы ежедневно читаем художественные произведения.

После чтения обязательно проводим его анализ, чтобы усвоить содержание, оценить поступки героев. В ходе такой беседы педагог даёт образец правильной постановки вопроса, дети усваивают то, что вопросительные предложения содержат такие слова, как что, когда, почему…, учит задавать их в определённой последовательности. (Например, после чтения сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка задаются вопросы:

– Что я вам рассказала?
– Почему вы думаете, что это сказка?
– Кто из героев вам понравился и чем?…

3. Умение правильно строить вопросы, мы формируем также в беседе при обучении пересказу, при заучивании стихотворений, при составлении рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

4. Продуктивный диалог организуем также в театрально – игровой деятельности. В играх – драматизациях дети вступают в диалог, в соответствии с ролью персонажа. Мы драматизировали сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», для этого у нас имеются маски.

5. В режиссёрской игре, когда ребёнок – режиссёр управляет игрушками – актёрами. Для этого у нас имеются разные виды театра.

6. Продуктивный диалог мы организуем во время сюжетно – ролевых игр. Чтобы она возникла, проводим предварительную работу, обсуждаем план игры. Например, перед игрой «Гости»:

– Как должны вести себя хозяева по отношению к гостям? (быть вежливыми, говорить вежливые слова «будьте добры», «кушайте на здоровье», «пожалуйста»…

– Как нужно подготовиться к приёму гостей? (нужно убрать квартиру, украсить её цветами, накрыть стол, правильно расставить приборы)

– Когда придут гости, как мы их встретим, чем займём? (рассадим, предложим удобные места, во время чаепития займём их интересной беседой, будем приветливо угощать «кушайте пожалуйста», «не хотите ли чаю?»

– Как можно развлечь гостей после чаепития? (песнями, игрой)

Потом распределяются роли.

Во время игры я ненавязчиво стараюсь помочь сделать диалог интересным, продолжительным. («Спроси у Леры, не хочет ли она конфет? А какие конфеты она любит шоколадные или карамель? Какие шоколадные конфеты ей больше нравятся. )

После игры мы продолжаем диалог, в котором обсуждаем допущенные ошибки…

7. В организованной деятельности по Изо мы тоже используем диалог, чтобы уточнить приёмы рисования, лепки, поскольку на занятии сейчас не учим, а закрепляем умения.

8. На математике я часто использую приём недоопределённого задания, решаемое однозначно после того, как буден задан вопрос.

9. В повседневной жизни также организуем продуктивный диалог… Дети у нас любят беседовать на разные темы: «Как прошёл выходной день?», «Кем работают твои родители?», «Что интересного видели на прогулке?»…

10. Активизируем речевую деятельность, создавая проблемные ситуации. (Дети получают письмо от Ивана и Елены прекрасной, в котором они сообщают, что они поженились, и у них родились дочь и сын. А сын спрашивает у нас, кто в нашей семье главнее? Помогите им разобраться).

Далее идёт обсуждение: одни говорят, что папа главнее, так как выполняет самую тяжёлую работу в семье. Обеспечивает всех; другие считают, что мама главнее, так как главная по хозяйству, третьи считают, что главные в семье дети.

11. Для развития коммуникативных навыков мы используем подвижные игры с диалогом («Гуси – гуси», «Маляр и краски», речевые игры «Доскажи словечко»:

Читайте также:  Песня «Я люблю тебя жизнь»: текст, слова

– Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно…(Ёлки)

– На дворе снежок идёт,
Скоро праздник…(Новый год)

Или игра «Что растёт на ёлке» (если дети соглашаются, говорят «да2 и поднимают руки)

– Что растёт на ёлке?
– Зайчики и волки? (да)
– Плитки – шоколадки? (да)
– Детские кроватки? (нет)
– Бусинки? (да)
– Хлопушки? (да)
– Старые подушки? (нет)…

12. В самостоятельной детской деятельности также мы помогаем детям строить диалоги (Например, в игре на классификацию «Лото» Даша спрашивает: «У кого мяч?» Дима отвечает: «У меня» и Даша молча отдаёт картинку. Я вмешиваюсь и предлагаю Даше спросить Диму, почему ему нужен мяч? Дима должен ответить: «Потому что это игрушка, а мне нужны только игрушки». Далее предлагаю Даше спросить у Димы, как можно играть с мячом? (пинать, отбивать, бросать)

13. Используем также дидактические игры.

Дидактическая игра «Загадки».

Воспитатель с кем–то из детей договариваются, о чём они будут загадывать загадку. Далее между ними идёт диалог:

– Платон, эта вещь есть в нашей группе? (Эта вещь есть в нашей группе)

– Какой она величины? (Она маленькая)

– Из чего она сделана? (Эта вещь сделана из дерева)

– Какой она формы? (Она прямоугольная)

– Как она служит людям? (На неё можно поставить книги, игрушки)

– Кто догадался, что это?

На втором этапе идёт обучение детей работе в парах, которое начинается с организации их совместных действий. Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом.

Игра «Где мы были. Мы не скажем, а что делали, покажем».

Дети в парах выбирают животное для себя и своего партнёра. Договариваются между собой и изображают животное так, чтобы остальные узнали его.

Игра «Четвёртый лишний».

В паре обсуждают решение поставленной задачи и высказывают свой правильный ответ.

На третьем этапе идёт совершенствование усвоенных навыков. На этом этапе проводим сюжетно–ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. На этом этапе дети переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Вывод: Любая совместная деятельность даёт возможность развивать потребность в общении, желание и умение вступать в диалог при грамотном руководстве со стороны взрослых. Организация продуктивного диалога помогает попутно преодолевать детям также общее недоразвитие речи.

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель структурного подразделения
детский сад «Кораблик»,
г. Новокуйбышевск

Основные требования ведения продуктивного диалога

Продуктивный диалог требует соблюдения определенных условий и правил, которые касаются как его структуры в целом, так и отдельных блоков и элементов.

  • 1. Продуктивный диалог возможен лишь при наличии общего предмета обсуждения. Он предполагает взаимопонимание в оценке некоторого положения дел и наличие пунктов разногласия в этом взаимопонимании (разных, иногда противоречивых суждений) относительно одной и той же ситуации. Трудно представить диалог между людьми, имеющими абсолютно одинаковое понимание положения дел. Необходимо исходное, хотя бы незначительное различие в этом понимании. Общий предмет диалога выражается с помощью некоторой совокупности вопросов, каждый из которых содержит в себе противоречие между знанием и незнанием и побуждение к его разрешению.
  • 2. Используемые в диалоге средства должны быть общими для адресанта и адресата. Диалог невозможен без единого языка как главного исходного условия взаимопонимания. При этом важна не столько общая знаковая форма, сколько ее семантика, т.е. значения, которыми оперируют участники диалога. Отступление от этого условия ведет к путанице, и собеседники перестают понимать друг друга.
  • 3. Необходимым условием ведения диалога является наличие желания и потребности в общении у его участников. Людей может объединять язык; им, возможно, есть о чем говорить, но установлению контакта могут препятствовать личностные качества партнеров. К общению располагают, как правило, люди, вызывающие чувство симпатии, с ярко выраженными индивидуальными чертами.
  • 4. Продуктивный диалог – это не сражение, а сотрудничество, в чем-то похожее на гармоничный и красивый танец. Не всякий к нему способен. Помимо стремления к истине, развитой способности мыслить сотрудничество в диалоге предполагает умение слушать и слышать другого человека, видеть собственное мнение со стороны, выявлять то, что «излучает» оппонент. Непременное условие сотрудничества в диалоге – отдавать предпочтение слушанию перед говорением. Его выполнение надежно обеспечивает обратные связи между участниками. Отсутствие таковых разрушает диалог, превращает его в монолог, что угрожает взаимопониманию и взаимоуважению.
  • 5. Сотрудничество в диалоге исключает конформизм. Выполнение этого требования особенно важно в научной, политической, воспитательной, законотворческой деятельности. Благодаря неистребимому инакомыслию в науке и политике обнаруживаются несовершенство и недостаточность общепринятых истин (открываются новые, более совершенные и радикальные), прогрессируют общественные отношения, развиваются мировоззрение и нравственные установки людей. Отсюда проистекает необходимость критического отношения к высказываниям и взглядам партнера. Оппозиционное мнение, подобно тени, должно сопровождать всякое суждение.
  • 6. Свобода – важнейшее условие продуктивного диалога. Выразители различных взглядов должны относиться друг к другу как к автономным субъектам со своими собственными точками зрения, достойными уважения. Они имеют право непринужденно и всесторонне анализировать различные позиции, принимая или не принимая их в соответствии с объективными критериями. Каждая из сторон обладает той мерой автономности, которая несовместима с диктатом, отношениями господства и подчинения. Исключается возможность физического или социального давления, в частности приказы, угрозы, унижения, оскорбления.
  • 7. Такая форма диалога, как дискуссия, не должна ограничивать число участников диалога и число мнений, выдвигаемых к обсуждению. Чем большее число участников выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на его результативность. Чем больше мнений (пусть и абсурдных) предлагается для обсуждения, тем большая вероятность того, что среди них найдутся достойные внимания и признания.

Перечень общих требований может быть продолжен. Названные требования, на наш взгляд, составляют тот необходимый минимум, который характеризует диалог как единство противоположностей, следовательно, они раскрывают его суть. Дополним перечень общих требований к диалогу правилами постановки вопроса, формулировки ответа, тезиса аргументации, обоснования и демонстрации доводов.

Правила постановки вопросов.

  • 1. Вопрос должен быть разумным, т.е. имеющим смысл.
  • 2. Вопрос должен быть ясным и точным.
  • 3. Предпосылки вопроса должны быть истинными высказываниями.
  • 4. Вопрос должен ставиться конкретно.

Правила формулировки ответа.

Зная правила постановки вопросов и наличие их связи с ответами, нетрудно сформулировать условия, которым должен удовлетворять доброкачественный ответ (точка зрения), ведь многое из того, что сказано о вопросе, справедливо по отношению к ответу.

  • 1. Ответ должен даваться по существу вопроса. Это условие выполнимо, если ответ формулируется на языке вопроса, соответствует его основе и не содержит избыточной информации.
  • 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его.
  • 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен заключаться в указании на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения; в других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен; в третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д. Иногда мы слышим ответ вопросом на вопрос. В отдельных случаях такой «ход» вполне допустим, когда, например, нужно что-то уточнить в рассматриваемом вопросе, добиться более ясного понимания. Однако нередко ответ вопросом на вопрос выступает в качестве особого эристического приема, чтобы уйти от ответа и переложить бремя решения вопроса на кого- то другого, поставить его в невыгодное положение или даже опорочить в публичном поединке.

Правила формулировки тезиса аргументации.

В процессе развития диалога ответ, становясь тезисом аргументации (точкой зрения, позицией участника дискуссии), как бы отрывается от породившего его вопроса и приобретает некоторые специфические черты. Отсюда и особые требования к нему.

1. Тезисом становится не всякий прямой ответ на обсуждаемый вопрос. Им может быть лишь ответ, вызывающий определенные сомнения у участников дискуссии. В доказательствах, опровержениях, подтверждениях, возражениях под сомнением оказывается истинность тезиса, в других случаях – некоторая иная его ценностная характеристика.

  • 2. Тезис должен излагаться ясно, точно, однозначно и лаконично.
  • 3. Продуктивная дискуссия возможна при условии, что тезис правильно понят ее участниками.
  • 4. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса его обсуждения. Сознательное нарушение этого требования ведет к подмене тезиса, но чаще всего происходит непроизвольное его искажение, отклонение от него или даже потеря. Нередко такого рода недостатки являются следствием невыполнения предыдущего требования, когда имеет место неясное, нечеткое, неоднозначное изложение тезиса или неверное его толкование.
  • 5. Тезис каждого участника диалога должен быть логически связан с тезисом любого другого ее участника. Если тезисы логически не связаны между собой, диалог приобретает эклектический характер. Чаще всего эклектизм в диалоге состоит в том, что предмет обсуждения рассматривается с разных, внутренне не связанных сторон, причем делается это под диалектическим лозунгом всесторонности рассмотрения.

Правила обоснования довода.

  • 1. Доводы в доказательствах, опровержениях, подтверждениях, возражениях должны быть истинными высказываниями. Нарушение этого требования связано с логическими ошибками двоякого рода. В одних случаях приводятся ложные доводы, в других – доводы, истинность которых пока не установлена. Однако ни те ни другие не могут обосновать достоверность тезиса, и потому таким способом что-либо доказать, опровергнуть, подтвердить или оспорить невозможно. Обоснование с помощью недоказанных доводов называется «предвосхищением основания».
  • 2. Доводы должны быть суждениями, оценка которых с точки зрения истинности, ложности, вероятности устанавливается независимо от тезиса. При нарушении этого требования возникает ошибка, называемая «порочный круг в аргументации». Она состоит в том, что тезис обосновывается некоторыми доводами, а они, в свою очередь, обосновываются этим же тезисом.
  • 3. В доказательствах и опровержениях доводы должны быть достаточными для принятия тезиса. Нарушение данного требования приводит к ошибкам, имеющим несколько разновидностей. Одна из них формулируется как «не следует». Сущность ее в том, что для обоснования тезиса приводятся такие доводы, из которых он логически не вытекает. Другая разновидность называется «кто много доказывает, тот ничего не доказывает». При этой ошибке для обоснования тезиса приводятся такие доводы, что из них вытекает не только тезис, но и несовместимое с ним положение. С нарушением требования достаточности доводов связан ряд эристических приемов, так или иначе влияющих на формирование убеждений и умонастроений. Один из них – «довод к публике». Используя этот прием, пытаются апеллировать к мыслям, чувствам и настроениям людей без обоснования истинности (ложности) тезиса. «Довод к публике» является излюбленным приемом различного рода демагогов. С целью завоевания масс они не гнушаются воздействием на самые низменные инстинкты людей, используя в этих целях расовые, религиозные предрассудки; заискивают перед толпой. В современной политологии и журналистике данные явления обозначаются словом «популизм».

Характерной чертой «довода к личности» является наделение оппонента существующими, а иногда и несуществующими качествами. Выступающий пытается скомпрометировать его или поставить в смешное положение, чтобы убедить слушающих или даже самого оппонента в неприемлемости его точки зрения. В наше время в таких случаях напоминают о «чрезвычайно успешной карьере», или задают «невинный» вопрос о том, не пользуется ли тот какими-то «излишними» привилегиями. Этот же прием применяется часто и тогда, когда требуется защитить чей-то тезис.

С «доводом к личности» тесно связан «довод к авторитету», когда для принятия тезиса приводятся высказывания, сформулированные авторитетами. Мы нередко бываем свидетелями «довода к тщеславию», когда в адрес человека расточаются неумеренные похвалы, комплименты, а также «довода к жалости», т.е. попытки возбудить в другой стороне жалость и сочувствие. Широкое применение находит «довод к силе», т.е. угроза неприятными последствиями или прямое применение средств принуждения.

В последние годы широкое распространение получил прием, который можно было бы назвать доводом «у них». К примеру, если в дискуссии не достает убедительных доводов, говорят: «Так уже делается в цивилизованных странах». Очевидно, что такое рассуждение по аналогии может оказаться

ошибочным, хотя нередко оно гипнотически действует на доверчивого человека.

Правила демонстрации довода.

Демонстрация довода должна соответствовать требованию соблюдения логических правил, характерных для той или иной разновидности аргументации. Так, демонстрация в доказательствах и опровержениях аргумента должна соответствовать правилам дедуктивного рассуждения (если посылки довода истинные, они гарантируют истинность тезиса). Нарушение этого требования ведет к появлению паралогизмов и софизмов.

Важную роль в подготовке субъекта власти и переговорного процесса играет не только умение правильно вести диалог со своими коллегами и оппонентами, применять оптимальные методы принятия решений, но и информационное обеспечение переговорной деятельности, рискового поведения, использование различных методик его профессиональной и психологической подготовки.

Читайте также:  К чему чешется правая и левая рука, правое и левое запястье руки, чешутся кисти, ладошки, пальцы, обе руки: приметы по дням недели для мужчин и женщин

Зачем нужен продуктивный диалог и как его правильно провести?

Каждый из нас сталкивался с необходимостью вести переговоры, деловую беседу, или просто общаться с “нужным” человеком. Цель разговора – склонить собеседника к своей точке зрения, завоевать его расположение, добиться поставленной задачи. А, может быть, Вы просто хотите ему понравится, так, на всякий случай! Залог успеха любой беседы – “правильный” собеседник. Причем, достаточно одного правильного, например, Вас. Хотите стать таким?

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Если исход беседы принципиально важен для Вас, и есть время подготовиться, соберите информацию о собеседнике. В первую очередь Вас должны интересовать его увлечения. Когда с человеком говоришь о том, что ему интересно, он сам с охотой и энтузиазмом вовлекается в разговор. Ваша задача только слушать, поддакивать и иногда задавать вопросы. Если не получилось узнать об увлечениях собеседника заранее – прислушайтесь, о чем он говорит в первые минуты разговора, что его волнует. Зацепитесь за его мысль и продолжите разворачивать тему. Только никогда не касайтесь политики и религии! Чопорные англичане при соблюдении правил этикета всегда обходят именно эти темы, так как они самые конфликтные. А при конфликте конструктивного диалога не получится, и Вы сразу в проигрыше.

Понаблюдайте за близким человеком. Например, с каким воодушевлением рассказывает папа о начале своей карьеры, как его, еще совсем молодого, назначили начальником производственного отдела, конечно же, за особые заслуги! Кстати, если не знаете, чем заинтересовать собеседника, спросите о его работе. Большинство людей гордятся своими успехами на службе или в бизнесе и считают свою карьеру одной из самых удивительных.

Если Вы сумели зацепить человека за его интерес, считайте, что преимущество уже получено. Главное теперь – не упустить жар-птицу и правильно довести дело до конца.

Меньше говорите, больше слушайте

Человеку важно, чтобы его выслушали. Не перебивайте, дайте сказать собеседнику все, что он хочет. Если хотите овладеть искусством беседы, научитесь забывать о себе и думать об интересах оппонента. Слушайте внимательно, кивайте в знак одобрения, смотрите в лицо, выражайте интерес. Дейл Карнеги в своих книгах акцентирует внимание на том, что на самом деле, Вы не интересуете людей, их интересуют только они сами. Не пытайтесь понравиться, говоря о себе. Это самый неверный путь. Вы невольно понравитесь, если научитесь внимательно слушать рассказы других.

Главный тот, кто задает вопросы

А что делать, если собеседник попался неразговорчивый? Придется брать инициативу в свои руки! Только сразу вспомните предыдущее правило “Меньше говори, больше слушай”, и … начинайте задавать вопросы. Ваша задача – разговорить человека. Вопрос должен быть развернутым, чтобы на него нельзя было ответить односложное “да-нет”. “Вы любите путешествовать?” – плохой вопрос. “Я смотрю, Вы любите путешествовать! В каких странах удалось побывать?” – уже лучше. Из ответа можно понять, как дальше вести диалог. С таким подходом к разговору, Вы получаете дополнительное преимущество – контролируете ход разговора и можете плавно подвести его к интересующему Вас вопросу.

Игра “Передай другому”

Общение, конечно же, вещь двусторонняя. Не интересно разговаривать с молчуном. Поэтому спрашивайте, вставляйте в разговор свои реплики, и тут же передавайте другому возможность высказать свое мнение на эту тему. Если Вы обратили внимание, что собеседник любитель сладкого, поддержите его: “О, я тоже обожаю пирожные! Особенно вкусные их готовят в маленькой кофейне возле кинотеатра! Вы где обычно пьете кофе?” Вы вкратце поведали о своих вкусах, передали ход, и дальше можно послушать рассказ о любимых кофейнях Вашего товарища.

Согласие и противоречие

Приятно, когда с Вами согласны и поддерживают? А когда противоречат и спорят? Не очень… Несогласие с собеседником часто ведет к конфликту. Исключите фразы типа: “А вот здесь я с Вами не согласен”, или “Здесь я готов поспорить”. Вы же хотите произвести впечатление приятного собеседника и добиться для себя чего-то нужного? Тогда искренне соглашайтесь вслух и оставайтесь при своем мнении для себя.

Самое простое из НЛП: подстройка и правило трех “да”

Сейчас очень модно применять нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Попробуйте некоторые приемы. Самое легкое – подстройка. Незаметно для собеседника примите такую же позу, как и он, пользуйтесь похожими жестами. Только не перестарайтесь, чтобы это не выглядело, как пародия. Подстройка должна быть естественной и незаметной. Люди любят тех, кто на них похож.

Усыпить бдительность собеседника можно с помощью повторяющегося согласия. Задайте вопрос, с которым он однозначно согласится: “Такой приятный аромат! Это Ваша туалетная вода так замечательно пахнет?”. Затем следует второй вопрос с однозначным смыслом согласия, а третий Вы можете задать любой, который непосредственно Вас интересует: “По Вашему мнению, я хороший работник?”. Последует третий ответ “да”, по инерции подсознание продолжит соглашаться. Вот, Вы уже почти решили свой вопрос.

Успех не приходит сам. Удача не бежит за ленивым. Практикуйтесь! Тренируйтесь на надоедливом соседе, на бабушках у подъезда, на лучшей подруге. Тогда, вооруженный знаниями и опытом, легко завоюете титул приятного собеседника. А может, получите прибавку к зарплате, правильно слушая, как начальник любит ходить на рыбалку!

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Elsheep Team › Блог › Продуктивный диалог с клиентом

Написать эту статью меня вынудила статистика. Статистика, которая показывает, что современный клиент очень часто общается с нами на разных языках.

Мы в данной статье рассмотрим типичные ошибки, которые допускает как клиент, так и менеджер (назовем его так), со стороны компании, предлагающей услуги. Понимая эти ошибки, мы найдем оптимальный рецепт взаимодействия. И после этого любой клиент, прочитавший эту статью начнет разговаривать с “допщиками” практически на одном языке.

Ошибки и психотип менеджера.

их несколько и они зависят как от самого человека и его настроения на момент общения, так и от ситуации на рынке услуг, в целом.

Менеджер может не знать досконально (или даже поверхностно) тему, на которую предстоит общение. Это — бич соверменного рынка доп.оборудования. Еще хуже, когда менеджер не зная тему, начинает делать какие-то свои выводы, основанные непонятно на чем и выдавать это за единственно правильный вариант. Виной тому — интернет и различные форумы по автозвуку. Начитавшись на них всяческой ерунды и не имея большого опыта, менеджер мнит себя профессионалом и начинается цепная реакция: человек без знания темы, умножая свое невежество надвое, впихивает в голову клиента совершенную ерунду. Клиент делает какие-то свои выводы и все — тупик. Часто, после общения с такими “знатоками рынка доп.оборудования” клиента просто невозможно “вылечить”. Такое поведение свойственно менеджерам официальных дилеров, и, как не странно, небольших установочных компаний, в которых роль менеджера выполняет не владелец компании, а нанятый человек. В таких компаниях сложно отследить все входящие звонки. Именно по телефону такие “консультации” обычно и дают.

Менеджер выполняет роль менеджера по продажам. Его задача “впарить” вам товар. Тот, который есть на складе. Проблема этой ситуации в том, что вы не сможете получить полноценную консультацию по всем свойствам товара или по возможностям его применения. В большинстве случаев, менеджеры знают какие-то базовые характеристики модели и дальше начинает работать маркетинг (название бренда, известность конкретной модели оборудования и прочее). Часто, на это накладываются “знания”, почерпнутые менеджером из форумов по автозвуку и преподнесенные клиенту как единственно правильное решение при выборе. Такое свойственно продавцам на Горбушке, Митино и прочих проходных местах. Там люди работают на объеме продаж. Получить там качественную консультацию просто невозможно.

Грамотные, профессиональные менеджеры (а еще лучше — владельцы компаний), которые в этом бизнесе давно. Сами прошли все стадии развития от обычного установщика, до project менеджера, либо — до владельца компании. Именно такие люди дадут вам самую развернутую консультацию. Общение, при этом, может вестись как по телефону, так и по почте. И, разумеется, личный контакт — самый лучший вариант. Профессионалов, как везде — мало. Найти такую компанию — это и есть основная задача Клиента.

Клиент делают огромное количество ошибок при поиске той компании, которая выполнит их пожелания. Но, что вполне понятно, клиент склонны винить кого угодно, но только не себя, в неудавшемся диалоге. Ведь стереотип — “Я — клиент, у меня деньги — я всегда прав” верен далеко не всегда. И я расскажу почему.

Начнем с того, что профессионалы своего дела никогда не сидят без дела. У любой профессиональной студии по доп.оборудованию есть постоянная загрузка. Кто-то загружен на пару дней вперед, а кто-то — на пару месяцев. Много факторов, влияющих на это. Но не стоит думать, что если вы решили потратить какое-то количество денег на свой автомобиль, то при первом же звонке все будут падать ниц.

Профессионал знает сколько стоят его услуги. В любом сегменте рынка. Отсюда и второе правило — жесткий торг, который начинается со второго предложения — это неправильно. Или дурацкая фраза-вопрос — ” а че так дорого?”. Так не ведут себя адекватные клиенты. А именно с адекватными клиентами работают адекватные профессионалы. Вы же хотите чтобы услуги вам предоставили с максимальным качеством и поддерживали в дальнейшем гарантию? Да и вообще, остаться в хороших человеческих отношениях с теми, кто вам сделал инсталляцию? Так может, стоит себя вести адекватно? Если у компании есть прайс-лист, в котором указана стоимость работ, то наверно, он не высосан из пальца. В конце концов никто не мешает вам задать спокойный и адекватный вопрос — “не могли бы вы объяснить почему уровень ваших цен отличается от того, что я видел в такой-то компании?”. Любой профессионал расскажет.

Частая ошибка — недопонимание важности грамотного технического задания для мастера. Есть отличный афоризм: “Без четкого ТЗ — результат ХЗ”. Если вы не можете четко изложить свою мысль, то не стоит ожидать от менеджера, что он телепат и все поймет дистанционно. Очень хорошо в этом случае помогает общение по электронной почте. Т.к. изложение своих мыслей в виде письма помогает четко их сформулировать и отредактировать, прежде чем отсылать ТЗ мастеру. Поверьте мне — это ОЧЕНЬ сильно помогает в общении и сокращает время пустой болтовни.

Если вы сами не понимаете как это работает или что умеет конкретное оборудование — напишите профессионалу (или спросите его). Если вы — потенциальный клиент, то ни один профессионал не откажет вам в консультации. Но не стоит думать, что опытные менеджеры не могут отличить потенциального клиента от любителя потрепаться “за жизнь”, как по телефону, так и по почте. Уважайте время и труд других людей. Если человек пару дней пишет вам сметы и варианты на ваш запрос, то можно в ответ хотя бы написать “спасибо”, а не просто раствориться в воздухе. Опытный менеджер, кстати, почти сразу чувствует ваш интерес. Даже дистанционно. Даже в письме. Просто у него работа такая, что он отрабатывает 100% запросов. А если не отрабатывает, то он плохой менеджер. И отсюда вытекает следующий пункт.

Не бойтесь общения. Задавайте правильные вопросы. задавайте уточняющие вопросы. Чем больше вопросов вы зададите, тем больше информации вы получите для анализа. Самым ярким примером может являться диалог между клиентом и менеджером, который выглядит так:

клиент. Добрый день. А сколько стоит поставить автозвук на мой автомобиль такой-то
менеджер. давайте я задам вам несколько наводящих вопросов. (далее идут вопросы)
клиент. да нет. вы мне просто скажите сколько стоит вот автозвук поставить.
менеджер. сложно ответить на такой расплывчатый вопрос. но “вилка” цен примерно такая: …от…до
клиент. а че так дорого? не, меня это не устраивает.

ключевой ошибкой клиента в данном разговоре является то, что он не идет на диалог с менеджером. Он услышал какие-то цифры, которые ему не нравятся, но он даже не понимает, что в эту стоимость входит. Какие варианты, какое оборудование. И не ХОЧЕТ узнать. И прекращает общение. И, возможно, выбор он остановит на каком-нибудь гараже, где ему просто скажут какую-то цифру, взятую с потолка. Она устроит человека и на выходе он получит очередной ужастик из серии — “смотрите, как не нужно делать”. Потому что попадет не к профессионалам, а к дилетантам.

Читайте также:  Как распознать женатого мужчину: признаки, пособие для девушек

В этом случае клиенту нужно самому понимать что он ждет от общения. Если он ищет где дешевле что-то сделать (например шумоизоляцию), то, разумеется, вступать в диалог ему нет никакого резона. Он просто “прочесывает” рынок.

Но если речь идет о таком сложном вопросе как автозвук, охранные системы или перешив салона то здесь столько нюансов и подводных камней, что ни один уважающий себя менеджер не ответит сразу на вопрос стоимости. Исключение, пожалуй, составляют случаи, когда клиент видит какой-то конкретный отчет о работе по автомобилю и задает вопрос — “сколько стоила инсталляция в этот автомобиль”. При этом он понимает концепцию системы, понимает что за оборудование (и самое главное — почему именно такое оборудование) использовано. Т.е. Клиент в курсе вопроса. И уже неплохо разбирается в вопросе. В таком случае общение с менеджерами можно свести к минимуму.

Часто менеджер сразу спрашивает о том, какой бюджет клиент готов потратить на какой-то проект. Не нужно думать, что это попытка сразу понять на что готова “потенциальная жертва”. Нет. Знание максимального бюджета позволит менеджеру “выжать максимум” из данной цифры и не предлагать клиенту неподходящие по стоимости варианты и сметы. И этот максимум выжимается обычно из оборудования, т.к. стоимость работ практически не зависит от того, какую акустику, например, ставить. Это может быть и бюджетная акустика за 3000 руб. и топовая акустика за 30000 руб. Разумеется, если речь идет о какой-то эксклюзивной работе, то составляющая стоимости работ, в общем проекте, повышается.

Бывают случаи, когда и сам представитель компании не сильно заинтересован в длительном общении с клиентом. При большой загрузке. При понимании, что очередь на пару месяцев вперед. Менеджер расслабляется и перестает общаться на 100% с каждым потенциальным клиентом. Это ярко проявляется в случаях, когда спрос сильно опережает предложение на рынке данных услуг.

Вывод из данной статьи следующий: Если вы — клиент и вы реально заинтересованы в каком-либо проекте, то ОБЩАЙТЕСЬ с представителем компании. и это общение — не один звонок по телефону или письмо по электронке, а нечто большее. Не нужно думать, что если вы готовы потратить какую-то сумму, то вокруг вас будут прыгать представители разных студий и ателье. Они тоже сильно занятые люди. И если вы считаете себя адекватным человеком, то представьте себя на месте менеджера. Что бы вы хотели услышать от клиента, чтобы ваше общение было плодотворным и вылилось в создание хорошего качественного проекта?

Желаю вам приятного общения с представителями разнообразных компаний!

Elsheep Team › Блог › Продуктивный диалог с клиентом

Написать эту статью меня вынудила статистика. Статистика, которая показывает, что современный клиент очень часто общается с нами на разных языках.

Мы в данной статье рассмотрим типичные ошибки, которые допускает как клиент, так и менеджер (назовем его так), со стороны компании, предлагающей услуги. Понимая эти ошибки, мы найдем оптимальный рецепт взаимодействия. И после этого любой клиент, прочитавший эту статью начнет разговаривать с “допщиками” практически на одном языке.

Ошибки и психотип менеджера.

их несколько и они зависят как от самого человека и его настроения на момент общения, так и от ситуации на рынке услуг, в целом.

Менеджер может не знать досконально (или даже поверхностно) тему, на которую предстоит общение. Это — бич соверменного рынка доп.оборудования. Еще хуже, когда менеджер не зная тему, начинает делать какие-то свои выводы, основанные непонятно на чем и выдавать это за единственно правильный вариант. Виной тому — интернет и различные форумы по автозвуку. Начитавшись на них всяческой ерунды и не имея большого опыта, менеджер мнит себя профессионалом и начинается цепная реакция: человек без знания темы, умножая свое невежество надвое, впихивает в голову клиента совершенную ерунду. Клиент делает какие-то свои выводы и все — тупик. Часто, после общения с такими “знатоками рынка доп.оборудования” клиента просто невозможно “вылечить”. Такое поведение свойственно менеджерам официальных дилеров, и, как не странно, небольших установочных компаний, в которых роль менеджера выполняет не владелец компании, а нанятый человек. В таких компаниях сложно отследить все входящие звонки. Именно по телефону такие “консультации” обычно и дают.

Менеджер выполняет роль менеджера по продажам. Его задача “впарить” вам товар. Тот, который есть на складе. Проблема этой ситуации в том, что вы не сможете получить полноценную консультацию по всем свойствам товара или по возможностям его применения. В большинстве случаев, менеджеры знают какие-то базовые характеристики модели и дальше начинает работать маркетинг (название бренда, известность конкретной модели оборудования и прочее). Часто, на это накладываются “знания”, почерпнутые менеджером из форумов по автозвуку и преподнесенные клиенту как единственно правильное решение при выборе. Такое свойственно продавцам на Горбушке, Митино и прочих проходных местах. Там люди работают на объеме продаж. Получить там качественную консультацию просто невозможно.

Грамотные, профессиональные менеджеры (а еще лучше — владельцы компаний), которые в этом бизнесе давно. Сами прошли все стадии развития от обычного установщика, до project менеджера, либо — до владельца компании. Именно такие люди дадут вам самую развернутую консультацию. Общение, при этом, может вестись как по телефону, так и по почте. И, разумеется, личный контакт — самый лучший вариант. Профессионалов, как везде — мало. Найти такую компанию — это и есть основная задача Клиента.

Клиент делают огромное количество ошибок при поиске той компании, которая выполнит их пожелания. Но, что вполне понятно, клиент склонны винить кого угодно, но только не себя, в неудавшемся диалоге. Ведь стереотип — “Я — клиент, у меня деньги — я всегда прав” верен далеко не всегда. И я расскажу почему.

Начнем с того, что профессионалы своего дела никогда не сидят без дела. У любой профессиональной студии по доп.оборудованию есть постоянная загрузка. Кто-то загружен на пару дней вперед, а кто-то — на пару месяцев. Много факторов, влияющих на это. Но не стоит думать, что если вы решили потратить какое-то количество денег на свой автомобиль, то при первом же звонке все будут падать ниц.

Профессионал знает сколько стоят его услуги. В любом сегменте рынка. Отсюда и второе правило — жесткий торг, который начинается со второго предложения — это неправильно. Или дурацкая фраза-вопрос — ” а че так дорого?”. Так не ведут себя адекватные клиенты. А именно с адекватными клиентами работают адекватные профессионалы. Вы же хотите чтобы услуги вам предоставили с максимальным качеством и поддерживали в дальнейшем гарантию? Да и вообще, остаться в хороших человеческих отношениях с теми, кто вам сделал инсталляцию? Так может, стоит себя вести адекватно? Если у компании есть прайс-лист, в котором указана стоимость работ, то наверно, он не высосан из пальца. В конце концов никто не мешает вам задать спокойный и адекватный вопрос — “не могли бы вы объяснить почему уровень ваших цен отличается от того, что я видел в такой-то компании?”. Любой профессионал расскажет.

Частая ошибка — недопонимание важности грамотного технического задания для мастера. Есть отличный афоризм: “Без четкого ТЗ — результат ХЗ”. Если вы не можете четко изложить свою мысль, то не стоит ожидать от менеджера, что он телепат и все поймет дистанционно. Очень хорошо в этом случае помогает общение по электронной почте. Т.к. изложение своих мыслей в виде письма помогает четко их сформулировать и отредактировать, прежде чем отсылать ТЗ мастеру. Поверьте мне — это ОЧЕНЬ сильно помогает в общении и сокращает время пустой болтовни.

Если вы сами не понимаете как это работает или что умеет конкретное оборудование — напишите профессионалу (или спросите его). Если вы — потенциальный клиент, то ни один профессионал не откажет вам в консультации. Но не стоит думать, что опытные менеджеры не могут отличить потенциального клиента от любителя потрепаться “за жизнь”, как по телефону, так и по почте. Уважайте время и труд других людей. Если человек пару дней пишет вам сметы и варианты на ваш запрос, то можно в ответ хотя бы написать “спасибо”, а не просто раствориться в воздухе. Опытный менеджер, кстати, почти сразу чувствует ваш интерес. Даже дистанционно. Даже в письме. Просто у него работа такая, что он отрабатывает 100% запросов. А если не отрабатывает, то он плохой менеджер. И отсюда вытекает следующий пункт.

Не бойтесь общения. Задавайте правильные вопросы. задавайте уточняющие вопросы. Чем больше вопросов вы зададите, тем больше информации вы получите для анализа. Самым ярким примером может являться диалог между клиентом и менеджером, который выглядит так:

клиент. Добрый день. А сколько стоит поставить автозвук на мой автомобиль такой-то
менеджер. давайте я задам вам несколько наводящих вопросов. (далее идут вопросы)
клиент. да нет. вы мне просто скажите сколько стоит вот автозвук поставить.
менеджер. сложно ответить на такой расплывчатый вопрос. но “вилка” цен примерно такая: …от…до
клиент. а че так дорого? не, меня это не устраивает.

ключевой ошибкой клиента в данном разговоре является то, что он не идет на диалог с менеджером. Он услышал какие-то цифры, которые ему не нравятся, но он даже не понимает, что в эту стоимость входит. Какие варианты, какое оборудование. И не ХОЧЕТ узнать. И прекращает общение. И, возможно, выбор он остановит на каком-нибудь гараже, где ему просто скажут какую-то цифру, взятую с потолка. Она устроит человека и на выходе он получит очередной ужастик из серии — “смотрите, как не нужно делать”. Потому что попадет не к профессионалам, а к дилетантам.

В этом случае клиенту нужно самому понимать что он ждет от общения. Если он ищет где дешевле что-то сделать (например шумоизоляцию), то, разумеется, вступать в диалог ему нет никакого резона. Он просто “прочесывает” рынок.

Но если речь идет о таком сложном вопросе как автозвук, охранные системы или перешив салона то здесь столько нюансов и подводных камней, что ни один уважающий себя менеджер не ответит сразу на вопрос стоимости. Исключение, пожалуй, составляют случаи, когда клиент видит какой-то конкретный отчет о работе по автомобилю и задает вопрос — “сколько стоила инсталляция в этот автомобиль”. При этом он понимает концепцию системы, понимает что за оборудование (и самое главное — почему именно такое оборудование) использовано. Т.е. Клиент в курсе вопроса. И уже неплохо разбирается в вопросе. В таком случае общение с менеджерами можно свести к минимуму.

Часто менеджер сразу спрашивает о том, какой бюджет клиент готов потратить на какой-то проект. Не нужно думать, что это попытка сразу понять на что готова “потенциальная жертва”. Нет. Знание максимального бюджета позволит менеджеру “выжать максимум” из данной цифры и не предлагать клиенту неподходящие по стоимости варианты и сметы. И этот максимум выжимается обычно из оборудования, т.к. стоимость работ практически не зависит от того, какую акустику, например, ставить. Это может быть и бюджетная акустика за 3000 руб. и топовая акустика за 30000 руб. Разумеется, если речь идет о какой-то эксклюзивной работе, то составляющая стоимости работ, в общем проекте, повышается.

Бывают случаи, когда и сам представитель компании не сильно заинтересован в длительном общении с клиентом. При большой загрузке. При понимании, что очередь на пару месяцев вперед. Менеджер расслабляется и перестает общаться на 100% с каждым потенциальным клиентом. Это ярко проявляется в случаях, когда спрос сильно опережает предложение на рынке данных услуг.

Вывод из данной статьи следующий: Если вы — клиент и вы реально заинтересованы в каком-либо проекте, то ОБЩАЙТЕСЬ с представителем компании. и это общение — не один звонок по телефону или письмо по электронке, а нечто большее. Не нужно думать, что если вы готовы потратить какую-то сумму, то вокруг вас будут прыгать представители разных студий и ателье. Они тоже сильно занятые люди. И если вы считаете себя адекватным человеком, то представьте себя на месте менеджера. Что бы вы хотели услышать от клиента, чтобы ваше общение было плодотворным и вылилось в создание хорошего качественного проекта?

Желаю вам приятного общения с представителями разнообразных компаний!

Ссылка на основную публикацию