«Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма. Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

Неделя до и неделя после

Начало неблагому делу закрепощения крестьян было положено при Иване III – первом государе всея Руси, окончательно сбросившем ордынское иго. Само по себе это, вообще-то, довольно грустно. 1480 год – знаменитое стояние русской и монгольской ратей на реке Угре, столь славно и бескровно завершившееся в нашу пользу. А 17 лет спустя принимается Судебник 1497 года, дозволявший «крестьянский выход» всего раз в году. Укрепление державы шло по линии ужесточения.

На принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели – неделя до Юрьева дня и неделя после

Однако даже и один раз в году – это много. Это значит, что настоящей «крепости» еще не было. Крестьянин, недовольный тем, как барин обращается с ним, мог, заплатив все положенные подати этому барину и казне, отбыть к другому феодалу. А землю можно было оставить и взять в другом месте: земли было много, людей на ней – куда меньше, чем в ХХ веке, и земельный вопрос такой решающей роли еще долго не играл.

А по многу раз в год такие переходы устраивать – тоже, в общем-то, не дело. И в наши дни менять работу по нескольку раз в год хорошим тоном не считается: такого летуна нигде особенно не ждут (еще отдельный вопрос – все ли могли с налогами рассчитаться в срок; тоже, небось, далеко не все).

Естественно, что такой переход разрешен был поздней осенью, по завершении всех полевых работ. На самом деле, на это давался не один день, что было бы крайне неудобно – а две недели. Но центральной датой взят был день рождения святого Георгия Победоносца, покровителя воинов и земледельцев, по старому стилю – 26 ноября, а по новому – 9 декабря (до нового стиля в 1497-м было еще как до звезды небесной).


Фото: М. Блинов/РИА Новости

Собственно, день мог с равным успехом именоваться и Юрьевым, и Георгиевым, и Егоровым. Потому что Георгий, Юрий и Егор считались вариациями одного и того же имени. Даже в XIX веке еще было так, и в русской классике встречаются причудливые вариации – причем, не обязательно Егор был из «простых», а Георгий – из знатных. У Чехова в «Цветах запоздалых» есть даже «князь Егорушка», что немного странно звучит для современного уха.
Но когда уже в брежневские времена герой фильма «Москва слезам не верит» говорит, что его называют «и Гоша, и Жора, и Юра» – этому верится хуже. В ХХ веке это уже имена четко разные. Остается допустить, что Гоша, как человек общительный и игривый, представлялся по-разному в разных компаниях.

Но как бы там ни было: на принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели – неделя до Юрьева дня и неделя после. Довольно, чтобы сделать выбор.

«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».

Юрьев день — только русский праздник

9 декабря Русская православная церковь отмечает день святого великомученика Георгия Победоносца. Именно с этим днем связана известная народная поговорка: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”. В этот день — точнее, за неделю до и за неделю после него — в средневековой Руси крепостные крестьяне могли переходить от одного землевладельца к другому. Отмена этого порядка при царе Федоре Иоанновиче стала одним из знаков усиления крепостного гнета.

Осенний Юрьев день (по старому стилю 26 ноября) был в те времена датой, окончательно подводившей итог полевым работам. Весь урожай собран, озимые посеяны, и наступает долгая зима. “Цыплят по осени считают”, говорит другая поговорка, но считали “по”, то есть “после” осени не только цыплят. В конце осени и начале зимы крестьяне рассчитывались с помещиками и с государством по всем денежным и натуральным налогам. А после уплаты всех положенных сборов могли с оставшимися припасами отправляться искать новую землю.

Этот порядок был установлен при Иване III Великом, когда русское государство начало прирастать новыми территориями. Массовое переселение крестьян на окраины государства могло повлечь за собой разорение хозяйств центральной России и подорвать помещичье землевладение. Однако заселение новых земель также было выгодно государству, и в новом общерусском своде законов — “Судебнике” 1497 года — великий князь закрепил: крестьяне могут уходить, но только рассчитавшись по всем своим обязательствам. Когда Иван IV Грозный в 1550 году упорядочивал законодательство и издал новый “Судебник”, право осеннего перехода крестьян было еще раз подтверждено, причем особо оговаривалось, что помещик не имеет право задерживать крестьян, уплативших все положенные налоги и пошлины. Однако в конце своего правления Иван Грозный несколько раз объявлял “заповедные лета”, то есть годы, в которые переход запрещался. Уход населения на недавно завоеванные земли среднего и нижнего Поволжья заставлял власти усиливать крепостную зависимость. В 1590-х годах царь Федор, сын Ивана Грозного, окончательно запретил переход крестьян на другие земли. “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”, говорили крестьяне, собиравшиеся, да так и не собравшиеся уйти от своего хозяина.

Сам же осенний день памяти Юрия-Георгия — чисто русский праздник, в других православных Церквах его нет. Память мученичества воина Георгия, пострадавшего за веру во Христа при императоре Диоклетиане, отмечается весной, 6 мая по новому стилю. У многих православных народов, в частности, у южных славян, Георгий считается особым покровителем земледельцев. Кроме всем известного и отображенного на гербе Москвы убийства змея, святой почитался и за другое чудо. Однажды он встретил бедного крестьянина, у которого пал единственный вол, и своей молитвой упросил Господа оживить этого вола. Победа над змеем также толковалась крестьянами как возможность молитвы святому Георгию для защиты от ядовитых змей, кусающих скот, а также и вообще от хищных животных.

Имя “Георгий” или “Юрий” стало распространенным на Руси еще с Х века. Сын святого князя Владимира, крестителя Руси, Ярослав Мудрый, в крещении был наречен Георгием. В честь своего святого покровителя Ярослав построил Георгиевскую церковь в Киеве, Юрьев монастырь в Великом Новгороде, а также основал город Юрьев в Прибалтике. Киевская Георгиевская церковь несколько раз разрушалась и перестраивалась в Средние века, а окончательно была уничтожена в 1934 году. Сейчас о ней напоминает только название Георгиевского переулка в Киеве, недалеко от Золотых ворот. Город Юрьев теперь находится на территории Эстонии и переименован в Тарту. А Юрьев монастырь в Великом Новгороде действует и является одной из главных достопримечательностей этого древнего города.

Осенний “Юрьев день”, праздник святого Георгия отмечается в России именно со времен Ярослава Мудрого — в этот день в 1051 году была освящена киевская церковь.

Читайте самое интересное в рубрике “Религия”

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.

Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.

Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.

Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.

Читайте также:  Гриб коровник — коровья губа: как выглядит свинушка, польза и вред гриба. Способы приготовления грибов коровья губа, что делать при отравлении грибами?

Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.

Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.

Русское поле

Русское поле

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Почему мы так говорим?

Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времен почитался святой Георгий. Еще в 1030 годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри св. Георгия и повелел по всей Руси чтить этого святого 26 ноября (по старому стилю; по новому — 9 декабря). Святой Георгий в православии считается покровителем земледелия и скотоводства (со времен Дмитрия Донского — и покровителем Москвы).

Примечательно, кстати, что в дохристианском, языческом пантеоне славян скотоводство находилось под «юрисдикцией» змея Велеса. Примечательно потому, что в новом веровании покровителем скотоводства и земледелия становится великомученик Георгий, явившийся жителям окрестностей города Белита (ныне Бейрут) во всеоружии на белом коне и поразивший копьем невиданного змия, жившего в озере и собиравшего дань в виде человеческих жертв с жителей всей округи.

По преданию, дошла, наконец, очередь и до дочери местного царя, которая, как водится, отличалась невиданной красотой. Народ привел ее к озеру и стал поодаль в ожидании привычно ужасного развития событий, усугубленного на этот раз красотой принцессы (да и дочь царя, все-таки!). Но поживиться столь лакомым куском противному, ужасному и гадкому змию не удалось. В разгар действа, причем, благородно упреждая его кровавую кульминацию, пред змием явился св. Георгий на белом коне и с копьем.

Увидев змия, Георгий осенил себя крестным знамением и вонзил чудовищу копье в горло. Чудовище при этом не умерло, но полностью потеряло способность к какому бы то ни было сопротивлению. Святой велел прекрасной принцессе связать змия поясом и отвести в город. Народ при виде такого развития событий стал в панике разбегаться, но Георгий уверил людей, что именно он посланник Бога и что именно в его задаче — убить чудище. Сказано — сделано: Георгий принародно убил любившего человечину змия, а жители с удовольствием сожгли труп.

Таково предание. После этой победы св. Георгий и стал называться Победоносцем, хотя и кроме этого подвига в его биографии числится великое множество не менее славных деяний. Праздновался на Руси и еще один Юрьев день — весенний (23 апреля по старому стилю), начало подготовки к следующему сельскохозяйственному сезону, — но происхождение поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» связывают именно с днем, отмечаемым 26 ноября (9 декабря по новому стилю).

В общем-то, было вполне логично отмечать праздник земледелия и скотоводства в конце ноября: урожай прибран по амбарам и сусекам, а скот давно обосновался на зимний постой — сельскохозяйственный год можно считать законченным, посчитав все прибытки и убытки ушедшего в историю очередного сезона. Наверное, именно поэтому только за неделю до и неделю после этого дня крестьянину, начиная с времен правления Ивана IV Грозного, разрешалось переходить от одного землевладельца к другому. Историки отмечают введение этого правила как очередной шаг в закрепощении крестьянства и защите прав крупного землевладельца — опоры власти.

Но — народ поворчал и привык. Долгие годы крестьяне знали, что каждый год у них есть ровно две недели для всех расчетов с прежним землевладельцем и перехода на новое место жительства. Потом этот порядок даже считался за благо. А вот Борис Годунов (с 1587 г. фактический, а с глава Российского государства, царь) в силу разных причин отменил и этот переход. Такое полное закрепощение не могло не вызвать бурного недовольства крестьянского сословия, но борьба была явно неравной, и в 1649 году Соборным уложением было законодательно подтверждено полное и окончательное закрепощение крестьян.

К царствованию Б. Годунова и приписывают время происхождения поговорки про Юрьев день. Оттуда, как говорится, все началось, и народ этого, разумеется, не забыл. И поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» — лишнее тому подтверждение.

Можно спорить о целесообразности отмены права перехода так называемого тяглового крестьянина от одного землевладельца к другому в те далекие времена, но память народная — суть не простая. И почти всегда предстают в ней события в далеком от «политической целесообразности» свете. Тем не менее, поговорка прижилась, и означает она разочарование от ожидания. Остается лишь пожелать уважаемому читателю, чтобы ему никогда не пришлось употреблять эти слова применительно к собственной персоне.

К царствованию Б. Годунова и приписывают время происхождения поговорки про Юрьев день. Оттуда, как говорится, все началось, и народ этого, разумеется, не забыл. И поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» — лишнее тому подтверждение.

Публикации

РАПСИ продолжает проект, посвященный исследованию истории прав человека в России. Темой первой серии материалов стал земельный вопрос и права крестьян. В шестой части главы кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко рассказывает о причинах возникновения крепостного права. Кому, на самом деле, была выгодна череда законодательных реформ, лишивших большую часть населения Руси базового права человека на свободу передвижения.

В период складывания и укрепления Русского централизованного государства начинается наступление государства и правящих классов на важнейшее право крестьян – на свободу передвижения.

В это время происходит юридическое закрепление феодально-зависимых крестьян за своими хозяевами, точнее – прикрепление их к земле, которую они были обязаны обрабатывать. Необходимость в этом объяснялась тем, что с расширением границ быстро растущего нового государства свободных незаселенных земель в его пределах становилось все больше. И крестьяне, уходя от феодальной эксплуатации, меняли место жительства, двигаясь из центральных районов Московского княжества на восток, на северо-восток и на юг – в «дикое поле».

Однако незанятой земли и без этого прибавления территорий было довольно много. Таким образом, коротко о причинах появления крепостного права на Руси можно сказать так: оно сложилось в нашей стране прежде всего из-за обилия свободных земель, редкости и подвижности населения и из-за территориального расширения государства.

В свою очередь, говоря об относительной малочисленности крестьянского населения, надо понимать исток этой проблемы: это тяжелое положение русских княжеств под данью в предшествующий период времени и регулярные опустошительные набеги монгольских завоевателей, к которым позднее добавилась кровавая опричнина.

И отдельно следует отметить распространение нового класса в структуре населения Руси. Речь идет о служилых людях государя, воинах и администраторах-управленцах, число которых с созданием централизованного государства и переходом к территориальным завоеваниям значительно выросло.

Этих людей надо было как-то кормить, содержать, вооружать и снаряжать. Из них и составлялось войско русского царя. Опыт такого «кормления» служилого люда был известен еще с древних времен: им стали раздавать земли, населенные крестьянами, которые теперь должны были платить сборы не великому князю, а конкретному лицу, находящемуся на службе у государя.

Именно так и поступали в древности киевские князья с боярами, наделяя их «вотчинами», положив тем самым начало феодализму. Однако, получив землю в наследственную собственность, бояре и удельные князья проявили затем излишнюю самостоятельность, что привело к раздроблению государства и уходу крупных феодалов из-под власти великого князя.

В московском государстве решили не повторять ошибок киевского. Теперь земли давали служивым только на их период службы московскому князю. Если же человек по каким-либо причинам прекращал службу, то землю снова забирали «в казну». И размеры этих наделов были значительно меньше боярских вотчин, дабы у владельцев и не появлялась мысль об автономии и самостоятельности.

Такие пожалованные угодья, на которых помещали людей князя, стали называться – поместьями, а их владельцы – помещиками. А так как они служили при дворе государя, то они и составили большинство нового сословия – дворян.

В нашей литературе «вина» за введение крепостного права обычно возлагается на весь класс феодалов. Однако отношения бояр и дворян к этому процессу существенно отличались. Так, у бояр число зависимых от них крестьян исчислялось тысячами и даже десятками тысяч душ, а у большинства дворян счет шел на десятки, а в лучшем случае – на сотни душ крестьян.

Соответственно, уровни эксплуатации крестьян в вотчинах и поместьях заметно различались. Согласно принципу «с миру по нитке – голому рубаха», бояре, чтобы жить в достатке и комфорте, могли не так уж и сильно облагать поборами своих крестьян. А вот помещики, которые стремились ни в чем не уступать боярам в смысле одежды, оружия, упряжи и боевых коней, что называется, драли со своих крестьян три шкуры.

И бежали-то крестьяне, главным образом, не от бояр, а от дворян. Более того, чаще всего они бежали даже не на свободные земли, которые могли быть далеко, а в соседние боярские вотчины. Боярские управляющие укрывали их там, так как в их интересах было прибавление работников в подведомственных им имениях.

Читайте также:  Акулий хрящ для суставов: состав и применение, дозировка, безопасность и побочные эффекты

Следовательно, не в интересах бояр было запрещение переселения крестьян. У них не складывались до крайности отчаянные ситуации, как у дворян, которые порой, приехав для производства очередных поборов, видели свои две-три деревеньки совсем пустыми, заброшенными и обезлюдевшими. Поэтому именно дворяне в высшей степени настойчиво подступали к царю с требованием запретить все переходы крестьян. Для них это был вопрос жизни и смерти.

Таким образом, к тем названным объективным факторам, способствовавшим появлению крепостного права, в виде огромных просторов свободных земель и редкости населения необходимо прибавить и этот субъективный классовый фактор – острую потребность помещиков-дворян в сохранении своих поместий, в удержании там крестьян для обработки земли.

Государство же, формируя свою социальную опору в виде служилого сословия, также оказывалось заинтересованным в том, чтобы создать соответствующие правовые условия, направленные на поддержку данного класса. Разорение дворян вело к сокращению числа людей, способных нести военную и государственную службу.

Однако совсем уж противопоставлять интересы бояр и дворян в деле закрепощения крестьян, было бы ошибочным: люди уходили и от бояр. Если бы переход крестьян совершался только в этом направлении: от дворян к боярам, то государство могло бы на это более спокойно взирать — от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но она менялась.

Крестьяне часто уходили не в боярские вотчины, а на земли недавно завоеванного Поволжья и «терялись» там, уходили в казаки, вообще в такие места, которые не контролировались государством. Таким образом, они уходили и от феодальной эксплуатации, и от государственных повинностей. Поэтому государство, сокращая, а затем и прекращая переходы крестьян, заботилось не только о помещиках, но и о своих интересах, о доходной части бюджета.

До начала складывания крепостного права крестьяне, оказавшиеся на землях дворянских поместий, оставались лично свободными людьми. Они заключали с помещиками «порядные» — нечто вроде арендных договоров. Согласно этим соглашениям крестьяне могли по своему желанию покинуть предоставленный надел, исполнив свои обязательства перед помещиком.

Время такого перехода определялось естественным циклом сельскохозяйственных работ. Где-то к Юрьевому дню – 26 ноября – все работы по сбору и обработке урожая заканчивались, и потому в этот отрезок времени, неделю до и неделю после Юрьева дня, крестьянин мог безболезненно для помещичьего хозяйства уйти на новые места, заплатив за пользование помещичьей землей оговоренное «пожилое».

Именно этот срок и был зафиксирован в Судебнике Ивана III в 1497 году. Обычай стал государственным законом, а переход крестьян в другое время уже определенно запрещался. В Судебнике Ивана Грозного 1550 года размер «пожилого» был увеличен, что делало переход невозможным для многих крестьян. Без уплаты «пожилого» крестьянин не мог уйти от помещика. В таком случае он попадал в разряд «беглых» и подлежал сыску и возвращению.

Введение платы за «пожилое» более всего отразилось на правах «старожильцев». Так, если относительно недавно поселившиеся на земле феодала крестьяне, заключившие с ним «порядную», были в состоянии уплатить помещику положенное по этому договору, то старожилам могли насчитать «пожилое» за все годы жизни здесь, включая «долги» предков. Это было неподъемно, и потому можно сказать, что для «старожильцев» крепостное право наступило раньше, чем для других. Правом перехода в Юрьев день могли воспользоваться только те крестьяне, которые не «застарели» еще за своими землевладельцами.

Введенное ограничение не прекратило переходы крестьян с места на место, и это продолжало раздражать прежде всего помещиков, которые просили у государя хотя бы на время наложить мораторий на крестьянские «выходы», что и было сделано в 1581 году. Переходы крестьян «временно» приостановили, однако срок этого запрета — «заповедные лета» — не был установлен. Со стороны государства поводом для прекращения переходов крестьян явилось начало переписи земель и населения в 1581 году.

Однако напрасно крестьяне ожидали окончания срока «заповедных лет». «Временный» запрет на крестьянские «выходы» прижился, укоренился, да так и не был снят. В следующем десятилетии, в 90-е годы XVI века, про право выхода крестьян в Юрьев день уже и не вспоминали. Одно из основных прав человека – право на свободу – отныне не распространялось на русских крестьян.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 24 октября.

Крестьяне часто уходили не в боярские вотчины, а на земли недавно завоеванного Поволжья и «терялись» там, уходили в казаки, вообще в такие места, которые не контролировались государством. Таким образом, они уходили и от феодальной эксплуатации, и от государственных повинностей. Поэтому государство, сокращая, а затем и прекращая переходы крестьян, заботилось не только о помещиках, но и о своих интересах, о доходной части бюджета.

Режим заповедных лет

“Заповедь ” означает “запрет”. По инициативе Бориса Годунова царь Фёдор Иоаннович запретил переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день в определенные годы на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда). Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, возникла поговорка: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!”

Но у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году, в правление того же самого царя Фёдора Ивановича, вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если же в течение “урочных лет” помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма “урочных лет” прикрепила к земле не только тяглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие “заповедных лет”. Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.

Далее Борис Годунов то отменял, то вновь вводил этот срок.

Соборное Уложение укрепляло централизованное управление и самодержавную власть. Это новое законодательство упраздняло некоторые традиционные для феодальной знати права – все города, а также монастырские и боярские слободы передавались под управление царской администрации; учреждался монастрыский приказ, ставивший владения церкви под контроль государства; монастырям запрещалось приобретать земли. Изъятие привилегий царское правительство компенсировало за счет крестьян. Крепостное состояние теперь становилось наследственным, а сыск беглых крестьян – бессрочным. Частновладельческие крестьяне прикреплялись не к земле, а к личности её владельца.

Юрьев день в народной традиции

С Юрия Вешнего на Руси начинались полевые работы. Этот день был важен и для огородников, но все работы старались делать либо до, либо после праздника. На Руси говорили:

«На Юрия только ленивая соха не выезжает»; «Яровые сей на Егория»; «На Егория мороз — будет просо и овес»; «Сей рассаду на Егория — будет щей вволю» и т. д.

Особо ценилась так называемая «юрьевская роса», которая появлялась в этот день рано утром. По росе катались, поскольку считалось, что она придает здоровье и силу. На покрытые росой луга утром выгоняли скотину, приговаривая:

«На Егория роса — не надо коням овса».

В Юрьев день весь скот считали именинником. Животных в этот день холили и лелеяли, хорошо кормили, мыли и чистили — вообще всячески задабривали. Чтили в этот праздник и пастухов, которых угощали яичницей, одаривали одеждой и деньгами.

В Юрьев день весь скот считали именинником. Животных в этот день холили и лелеяли, хорошо кормили, мыли и чистили — вообще всячески задабривали. Чтили в этот праздник и пастухов, которых угощали яичницей, одаривали одеждой и деньгами.

Юрьев день 2020: что нельзя делать на Георгия Победоносца

В среду, 9 декабря, православная церковь почитает память святого великомученика Георгия Победоносца. В народе праздник известен под названиями Юрьев день, Юрий Осенний, Юрий Зимний или Егорий Зимний.

Верующие молятся святому Георгию о защите семейного очага и здоровье домашних животных. Издавна считалось, что зима в этот день окончательно вступает в свои права и начинаются настоящие холода. OBOZREVATEL рассказывает о главных традициях, приметах и суевериях праздника.

Празднование дня Георгия Победоносца 9 декабря установил киевский князь Ярослав Мудрый в 11 веке. Эту дату в православии приурочили к освящению Георгиевского храма в 1051-1054 годах в Киеве.

Согласно житию святого, Георгий Победоносец родился в третьем веке в Каппадокии (современная территория Турции). Отец его был воином, а мать владела богатыми имениями. После смерти отца Георгий с матерью переехали в палестинскую Лидду (сейчас Израиль). Юноша поступил на военную службу и вскоре благодаря своему уму, силе и мужеству стал любимцем императора Диоклетиана: он был назначен тысяченачальником.

В 20-летнем возрасте Георгий стал обладателем богатого наследства. Он отправился ко двору, но с началом гонений на христиан раздал имущество бедным и перед Диоклетианом объявил себя христианином. Когда Георгия арестовали и толкали в темницу копьями, одно из них преломилось, словно соломинка. А после одной из пыток явился ангел и все раны мученика исцелились.

Также его бросали в яму с негашёной известью, перебивали кости, били воловьими жилами, заставляли выпить яд, но всякий раз Георгий Победоносец восставал исцеленным. После всех мучений святой не отрекся от Христа и совершил несколько чудес (воскрешение умершего и оживление павшего вола), чем многих обратил в христианскую веру.

В итоге мученика приговорили к казни. Ночью во сне ему явился Иисус Христос с золотым венцом на голове и поведал, что святого ждет рай. Когда Диоклетиан в последний раз предложил Георгию отречься от Христа, святой попросил отнести его в храм Аполлона. Там он осенил себя и статую языческого бога крестным знамением, от чего бес, обитавший в ней, объявил себя падшим ангелом, а все идолы сокрушились.

Читайте также:  Безопасно ли отдыхать в Тунисе в 2020 году? В каких регионах Туниса опасно отдыхать в 2020 году?

Тогда жрецы в ярости стали избивать Георгия, а жена императора, святая Александра Римская, обращенная в христианство случившимся чудом, упала к ногам великомученика и со слезами молила о прощении ее мужа. В гневе Диоклетиан приказал отсечь ей и Георгию головы. Мученическую смерть святой принял с молитвой и спокойной улыбкой.

Святой Георгий Победоносец считается покровителем воинов, храбрецов, земледельцев и волков. Ему молятся о себе и близких, а также о защите домашних животных от волчьей стаи.

В старину в Юрьев день крестьяне могли перейти от одного к другому помещику. Отмена этого права в 1649 году стала причиной появления пословицы: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”.

В народе верили, что начиная с Юрия волки нападают на скот.

Считалось, что с 9 декабря зима устанавливает свои права и начинаются настоящие холода.

По поверью, в Юрьев день нужно отдать все долги – это сулит достаток и благополучие.

Отправляясь в дальний путь, стоит помолиться о счастливом завершении путешествия или заказать в церкви молебен о здравии.

Много снега на Юрия – к маю все растает и зарастет травой.

Иней – к богатому урожаю.

Холодно – зима будет морозной.

Ветер с севера – к заморозкам.

Волк воет – к похолоданию.

Ссориться, ругаться, злиться, сквернословить.

Охотиться: этим можно навлечь беды на семью.

Лежать и бездельничать: святой Георгий благоволит трудолюбивым.

Использовать гребни, расчески, ножницы – по поверью, это навредит волосам.

Молитва Георгию Победоносцу

Святому Георгию молятся о поддержке в трудных ситуациях, укреплении в вере, помощи в поисках истинного пути, излечении болезней, а также о хорошем урожае, здоровье скота и защите от стихий.

Как сообщал OBOZREVATEL, 14 декабря 2020 года состоится солнечное затмение. По мнению астрологов, оно может повлиять на судьбу всех жителей Земли.


Верующие молятся святому Георгию о защите семейного очага и здоровье домашних животных. Издавна считалось, что зима в этот день окончательно вступает в свои права и начинаются настоящие холода. OBOZREVATEL рассказывает о главных традициях, приметах и суевериях праздника.

«Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма. Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

В этом году исполнилось 515 лет Судебнику Ивана III ( 1497 г .). Самой известной статьёй этого Судебника является 57-я статья, в которой был установлен срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Этот переход разрешался за неделю до и неделю после Юрьева дня.

Как ухаживать за вешенками в домашних условиях?

Обычно через двенадцать суток после высевания появляются первые всходы. При появлении грибов необходимо установить ежедневное освещение помещения на 8 – 10 часов. Для лучшего роста применяется слабый рассеянный свет.

Мешки опрыскивают водой для поддержания высокой влажности. В этот период требуется обязательное проветривание помещения. Рост грибов продолжается две недели.

Необходимо регулярно проводить осмотры посевов с целью выявления болезней и соблюдения климатических условий. Тонкие и длинные ножки у грибов будут свидетельствовать о недостаточном проветривании, а слабые и маленькие грибы – об избытке света. Если урожай незначительный, следует проверить субстрат. При заражении плесенью его необходимо убрать из помещения – дальнейшему использованию он не подлежит.


Обычно через двенадцать суток после высевания появляются первые всходы. При появлении грибов необходимо установить ежедневное освещение помещения на 8 – 10 часов. Для лучшего роста применяется слабый рассеянный свет.

Инкубация и культивация

Температура в месте инкубации должна быть постоянной и не колебаться более чем на 1-2°C. Если температура превысит 30°C, у мицелия случится тепловой шок, и будущие грибы могут погибнуть. Даже незначительные изменения температуры снижают вероятность всходов.

Во время инкубации помещение нельзя проветривать. Выделяющийся углекислый газ создаёт подходящие условия и немного повышает влажность. Для предотвращения плесени и болезней производите ежедневную уборку с использованием хлорсодержащих средств.

Появление плодовых тел грибов.

Как правило, инкубация занимает 18-25 дней. После этого вешенки готовы к последнему этапу – культивации. Мешки нужно осторожно перенести и разложить в подвале. Они устанавливаются вертикально на небольшом расстоянии друг от друга.

Дальнейшее успешное выращивание зависит от условий, которые вы создадите в подвале. Влажность должна составлять от 85 до 95%. Для выращивания грибов со светлой шляпкой требуется температура 10°C, а при более высоких температурах (до 20°C) шляпка получится тёмной. Впрочем, этим различия никак не влияют на вкусовые качества.

Интенсивность освещения должна составлять 5 Вт на каждый квадратный метр. Полив грибов проводится 1-2 раза в день тёплой водой с применением оросителей.

Так как во время культивации грибы выделяют много спор, лучше держать их подальше от жилых помещений. Высокая концентрация спор в воздухе может вызывать аллергию.


Интенсивность освещения должна составлять 5 Вт на каждый квадратный метр. Полив грибов проводится 1-2 раза в день тёплой водой с применением оросителей.

Особенности грибов выращиваемых в гараже

Каждый хозяин гаража сам определяет, какой именно вид грибов ему выращивать. Чаще всего в гаражах выращивают шампиньоны, вешенки, белые, маслята и лисички. Нужно помнить о том, что шампиньоны, вешенка растут намного быстрее, чем лесные грибы и через 30-40 дней реально собрать хороший урожай.

Эти грибы отлично растут и на балконе при отсутствии прямых солнечных лучей и постоянной температуре 16С выше нуля. Как известно, лесные грибы являются накопителями радиации и прочих вредных веществ, и употреблять их в пищу достаточно опасно. Домашние же грибы наоборот очень экологичны и в связи с этим их выбирают множество людей.

Одним из самых популярных грибов в мире является вешенка. Он хорошо культивируется, достаточно устойчив к болезням и вредителям, богат белками, жирами, ценными микроэлементами и аминокислотами.

Его бактерицидные свойства способствуют выведению из организма токсинов и радионуклидов. Тела плода, настоянные на спирту, применяют в целях профилактики гипертонии и атеросклероза. Вешенка распространена в диетическом питании, она дарит ощущение сытости.

Не отстают по популярности и шампиньоны. В древности монахи употребляли их в пищу как деликатес и стоили они достаточно дорого. Данный гриб успешно занял одну из ведущих ниш в мировой кулинарии и используется в самых изысканных блюдах.

Состав шампиньонов изобилует большим количеством жиров, углеводов, органических кислот и минеральных веществ. Регулярно употребляя такой гриб, возможно снизить риск возникновения атеросклероза и инфаркта, разрушить холестериновые бляшки и улучшить состояние кожи.


Не отстают по популярности и шампиньоны. В древности монахи употребляли их в пищу как деликатес и стоили они достаточно дорого. Данный гриб успешно занял одну из ведущих ниш в мировой кулинарии и используется в самых изысканных блюдах.

Поверхность пола должна быть забетонирована, так как категорически запрещается попадание к мицелию посторонних микроорганизмов. Итак, подготовительная стадия включает в себя следующие мероприятия:

При каких условиях происходит плодоношение вешенки

Совет: Плодоношение вешенок происходит лишь при строгом соблюдении условий агротехники.

В этом случае необходимо:

  • Поддерживать температуру в пределах +12 — +18°С, а влажность воздуха от 90 до 95%. В отверстиях мешков начнут появляться грибные пробки или зародыши вешенок, формирующие в будущем тела грибов.
  • Поддерживать необходимую влажность можно самостоятельно, используя стандартные опрыскиватели или установив в помещении ряд емкостей, наполненных водой, или с помощью специальных установок.
  • При орошении воздуха в помещении, следует избегать попадания жидкости на мешки и образование даже небольших луж на полу.
  • Освещение должно работать точно 12 часов. При этом достаточно наличия всего 100-180 люксов, как в пасмурную погоду. Для этого подойдут стандартные дневные светильники (см. Светильники для гаража).
  • Нельзя забывать — вешенке нужно обеспечить проветриваемые свежим воздухом помещения, что требует устройства качественной вентиляции.

Совет: Концентрация углекислого газа в гараже не должна быть выше 1%. Помимо этого, следует учитывать, что грибные споры при плодоношении могут вызывать кашель и серьезную аллергию. Для этого необходимо использовать специальную защитную маску, респиратор.


При выращивании вешенки и уходом за грибами следует выдержать несколько условий:

1 этап: закупка и обработка субстрата

Самостоятельный сбор субстрата является достаточно трудной задачей. Всем новичкам рекомендуется приобрести готовый материал, расфасованный в плотные полиэтиленовые пакеты. Во время покупки обратите внимание на его состав. Важно, чтобы он подходил для выращивания вешенок или шиитаке.

Обработка субстрата может осуществляться следующими способами:

1. гидротермия (применение горячей воды);
2. пастеризация (обдув паром увлажнённого субстрата);
3. ксеротермия (обдув паром сухого материала).

Цель такой обработки состоит в том, чтобы сделать субстрат более рыхлым, наполнить его кислородом и другими полезными веществами. Корневая система грибов будет развиваться в комфортных и ограждённых от грибка условиях. Это ускорит выращивание грибов и позволит Вам собирать несколько крупных урожаев в год.

Чтобы не допустить образования плесени, тщательно просушите субстрат после промывки. Для этого оставьте его сушиться в тёплом месте на 2 суток. За это время стечёт вся лишняя жидкость.

После этого имеющееся сырьё измельчают и перемешивают. Это поможет субстрату лучше удерживать воду. Получившийся материал полностью готов к посадке вешенки.

Дома проще всего подготовить его к использованию с помощью горячей воды. Добавьте воду так, чтобы она полностью покрывала субстрат и кипятите в течение 1,5 часов.

Как правило, инкубация занимает 18 – 25 дней. После этого вешенки готовы к последнему этапу – культивации. Мешки нужно осторожно перенести и разложить в подвале. Они устанавливаются вертикально на небольшом расстоянии друг от друга.

Ссылка на основную публикацию