Воспитание детей

Воспитание детей начинается с воспитания их родителей.

Катерина Шелякина
Воспитание детей начинается с воспитания их родителей.

Воспитание детей начинается с воспитания их родителей

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А. Г. Лидерс, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок – взрослый.

Родительство – это счастливая, но трудная и драматичная миссия, которая невозможна без проблем и противоречий. Эти трудности и противоречия неизбежны и объективны. [1]

Воспитание-это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации образовательных целий в условиях педагогического процесса. [4, с. 87]

Родительскую компетентность можно рассматривать как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Готовность родителя к осуществлению воспитательных функций определяется сформированностью у него значимых личностных качеств, наличием теоретических знаний, практических умений и мотивации. [2, с. 7-8]

Компетентный родитель характеризуется следующими качествами: любит своего ребенка, осмысливает приоритетный вид деятельности, умеет общаться с ребенком, используя адекватный стиль общения, знаком с возрастными психическими особенностями развития детей.

Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеала. Зачастую в семье царят: ссоры, тревожность, напряженность. В такой семье ребенок растет нервным, испытывая психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

В психологии есть понятие: невроз ребенка – это невроз семьи. Компетентный родитель должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к психологам, педагогам. Но и сам «компетентный родитель» должен наблюдать за собой, анализировать свои слова и поступки, в общении с ребенком. Компетентный родитель должен знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания: гипоопекающий тип, гиперопекающий тип.

Гипоопекающий тип проявляется в следующем: наблюдается эмоциональное неприятие ребенка, ему уделяют недостаточно заботы и внимания, ребенок чувствует себя одиноким, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка и в дальнейшем ребенок воспринимает мир враждебно, ведет себя агрессивно, растет неудачником, в семьях царит авторитарный тип управления семьей.

Гиперопекающий тип проявляется в следующем: ребенку многое прощается, беспрекословно выполняются все его желания и капризы, ребенок лишается воли, самостоятельности, требует к себе повышенного внимания. В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и либерально – попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами. [3, с. 353-354]

Мы предлагаем проект – дисциплину «Школа молодого родителя», которую необходимо ввести в курс обучения для учеников 10-11-х классов.

Целью предлагаемой дисциплины является: формирование начальных представлений о семье и правилах воспитания будущих детей.

Задачи дисциплины следующие:

• Конкретизировать сущность понятия «компетентный родитель».

• Создать представление будущих родителей о стилях воспитания детей.

• Сформировать знания будущих родителей об использовании методов поощрения и наказания в процессе воспитания детей.

• Научить решать педагогические задачи, связанные с воспитанием детей.

В содержание курса входят знания дошкольной педагогики, анализ опыта собственной семьи и создание собственной модели семьи. Данную дисциплину могут преподавать классный руководитель, родители (имеющие педагогическое образование, психолог, социальный работник и медицинский работник.

Мы провели исследовательскую работу, по изучению родительской компетенции у студентов первого курса исторического и педагогического факультета. Исследование проводилось при помощи анкетирования. Количество студентов составило 36 человек. Ниже представлены вопросы анкеты.

1. Планируете ли вы быть родителем? да/нет

2. Как Вы считаете в чем состоит сущность родительства?

3. Какие методы воспитания на ваш взгляд наиболее эффективны? поощрение; физическое наказание; ограничение в чем-либо; пример взрослых; другое.

4. Есть ли различие в методах воспитания мальчика и девочки? Если да, то какие?

5. Какой стиль воспитания вам более приемлем? авторитарный; либеральный; демократический.

6. Допускаете ли вы участие бабушек/дедушек в процесс воспитания детей?

7. Какие качества присущие компетентным родителям? (расположите в порядке ранжирования).

любовь к детям; разумная строгость; требовательность; степень контроля над действиями детей; уважение к выбору ребенка (учет его собственного мнения).

8. Кто по вашему мнению должен быть главным в семье?

мать; отец; семья; ребенок.

9. Смогли бы вы пожертвовать ради воспитания собственных детей карьерой, социальным статусом, и т. д? да/нет

10. Что есть «счастливая семья»?

По результатам нашего исследования:

1) 98%- планируют быть родителями.

2) 100% дали позитивный ответ, например: передача ЗУН своим детям; воспитание детей и т. д;

3) 40%- в качестве метода воспитания выбирают ограничения и поощрение.

59%- в качестве метода воспитания выбирают пример взрослых.

1%-в качестве метода воспитания выбирает физические наказания.

4) 90% считают, что в воспитании мальчика и девочки есть различия, т. е в мальчиках воспитывают мужество, а в девочках хозяйственность.

10% считают, что в их воспитании нет различия.

5) 85% в качестве стиля воспитания выбирают – демократический.

14% в качестве стиля воспитания выбирают – авторитарный.

1% в качестве стиля воспитания выбирает – либеральный.

6) Из 100% опрошенных, все допускают к воспитанию детей бабушек и дедушек.

7) 100% – являются компетентными родителями по вопросу ранжирования.

8) 40% считаю, что в семье главный отец.

60% считают, что в семье важен тандем.

9) 90% считаю, что смогли бы оставить свою карьеру и социальный статус ради воспитания детей.

10% не готовы идти на такие жертвы.

10) Позитивный ответ, что соответствует видению этого понятию, например: любовь, уважение друг к другу и детям.

Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника.

Обобщая, детерминанты родительского отношения в различных психологических концепциях, можно выделить следующие: особенности личности родителя (концепция А. Адлера, Дж. Боулби, Л. Лоевингер); личностные и клинико-психологические (работы М. И. Лисиной, Н. Ньюсона); этилогические факторы (С. Лейбовичи); социокультурные детерминанты (X. Харлоу, М. Лаоса); особенности внутрисемейных отношений (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер).

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.

Таким образом для полноценного развития детей необходим ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

2. Анисимова А. В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения//Молодой ученый. —2014.—№17.1.

3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. –М.: Владос- пресс, 2004.-365 с.

4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А Сластенин, И. В Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А Сластенина. Издательский центр «Академия», 2002.-576с.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания Подпроект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания» в рамках инновационного проекта «Гендерное воспитание.

Консультация для родителей «Я и моя семья. Все начинается с семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 “Аистёнок” Старооскольского городского округа Консультация.

Анкета для родителей «Изучение эффективности семейных традиций воспитания детей» Инструкция. Внимательно прочтите вопросы, в большинстве из них даны возможные варианты ответов. Выберите из них один или более ответов,.

Консультация для родителей «Утро начинается с зарядки» Утро начинается с зарядки Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить».

Консультация для родителей «Воспитание начинается с семьи» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ». С тех пор как существует семья, главной заботой людей является воспитание детей.

Памятка для родителей «Законы нравственного воспитания детей» Памятка для родителей Законы нравственности: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку. Основы.

Патриотическое воспитание в детском саду начинается со знакомства с «малой Родиной» quote=Д. С. Лихачев]«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к.

С чего начинается Родина. Патриотическое воспитание дошкольников Патриотизм – не простое и высокое человеческое чувство, оно так глубоко по своему содержанию, что несколькими словами его не передать. Чувство.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей. Ошибки родителей» Каждый родитель желает своим детям всего самого лучшего в жизни и мечтает воспитать их умными, порядочными, успешными и счастливыми людьми.

Воспитание ребенка начинается в семье Воспитание- это процесс взаимодействия детей и родителей, который в итоге должен доставлять удовольствие и детям и родителям. Семья является.

Воспитание детей

Дети растут, и не всегда их решения бывают удачными: тогда их нужно воспитывать.
скачать видео

Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?
скачать видео

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

Среди родителей осознанных воспитателей – немного, осознанно воспитывают детей – единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое “Так вышло”, а озаглавить – “Что выросло, то выросло”. Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично – это родители и дети: какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание – это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность. Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: “С детьми нужно просто жить!”. Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда – глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный – такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача – воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком – это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!

Какими мы хотим видеть наших детей?

Но есть факт: вы уже читаете эту статью, а это значит, вы думаете о том, что: “Ребенка нужно воспитывать!” – Верно, только во имя чего, что мы хотим получить в результате? Чтобы был удобным и нам не мешался? В принципе, неплохо и это, но кажется, что миссия быть родителем в чем-то другом. “Чтобы был здоровеньким и не хуже других” – а это не мало? “Чтобы не повторил моих ошибок. ” – а может быть, у ребенка должна быть своя жизнь? Мамы не согласны с папиными взглядами на воспитание, они в целом не согласны с позицией бабушки; религиозная семья воспитывает детей в других ценностях, чем семья светская, местная культура и обычаи также вносят свой вклад, ставя свои рамки и определяя – нередко очень жестко – свои ценности. Но дети – наши, и нам эти вопросы нужно решать. Подробнее об этом в статье Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

А вот и не скажем. Точнее, скажем только тогда, когда вы определитесь с задачами воспитания и выберете свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать. Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников. Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы. Хотим предупредить, что Психологос развивает в первую очередь синтон-подход как в психологии, так и в педагогике.

Читайте также:  Пословицы и поговорки о здоровье, здоровом образе жизни для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ и взрослых: сборник лучших пословиц с объяснением смысла

Мы убеждены, что методы воспитания нужно подбирать “под рост” родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации “старайтесь понимать детей”, “разговаривайте с детьми”, “учитесь слушать детей”, “просто дружите с детьми” – вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Лучшими методами воспитания вы сможете воспользоваться только тогда, когда воспитаете себя должны образом. Знакомиться с приемами и удачными решениями родителей в общем для всех нас на деле воспитания детей – конечно, очень полезно, но все рекомендации имеют свои ограничения. То, что подойдет одному ребенку, будет противопоказано другому ребенку в другой семье. А некоторые эффективные формулировки у вас не сработают просто потому, что вы их не выговорите (смешно, но это часто именно так), или у вас не будет нужного голоса и нужной интонации. Фразы на детей действуют не сами по себе – их говорят родители, у которых с детьми свои отношения и своя история. Кроме того, все эти воспитательные тактики и подборка арсенала методов – это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему.

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание – одно: “авторитетное воспитание”. Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания – нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания – тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание – это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как – правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания​ и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Да, хорошие книги вам в помощь. Литературы по воспитанию детей – море, потеряться легко. Тут – подборка полезной литературы по воспитанию детей. Тут – онлайн курс по воспитанию детей “Ступеньки”, рекомендуем. Ну, и приходите на тренинги в Синтон!

Воспитание детей. Уроки психологии для родителей

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.

Что такое детская психология — определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.

На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.

Детский негативизм — явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.

Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.

Как реагировать на капризы детей — советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.

Как поощрять ребенка — советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании — когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей — самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

10 основных ошибок в воспитании детей

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Читайте также:  Почему и когда зарастает родничок у ребенка? Размеры родничка у детей в 2, 3, 4 и 5 месяцев

Ошибка первая — обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья — слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».

Ошибка четвертая — детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая — навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг»

Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая — денежная

«Больше денег — лучше воспитание»

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка седьмая — наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая — слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая — ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

О воспитании детей в помощь родителям

Каждый заботливый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Однако само по себе счастье в дом обычно не приходит. Оно формируется под воздействием атмосферы, которую в семье выстраивают мама и папа. Так, любым детям для счастья нужны любовь, забота, внимание и… воспитание.

Что такое воспитание ребенка

Воспитание детей – это деятельность, способствующая формированию ребенка с целью его разностороннего развития и привития ему определенных нравственных норм. Это долгий 18-летний проект, в котором главная роль отводится родителям. И роль это, конечно, деятельная, а не просто стороннего наблюдателя, смотрящего на детей по принципу «пусть вырастет то, что вырастет»

Воспитание детей — процесс серьезный и ответственный. В одной мудрой книге говорится — «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем». Поэтому от воспитания детишек в семье будет напрямую зависеть будущее их самих, а также их семей и всего поколения в целом.

Правильный подход к воспитанию позволяет из мальчиков и девочек вырастить самостоятельных сильных личностей. А неправильный подход создает детишкам, а потом и взрослым людям, которые из них получаются, множество трудностей и проблем.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В ходе воспитания мальчикам и девочкам прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Нужно развивать малыша физически, нравственно и творчески.

Воспитание детей не приравнивается только к наказанию ребенка. Оно включает в себя:

Хотя в воспитании детей применяются различные методы, но их основу составляют три главных понятия. Именно они позволяют воспитать детей зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми. При этом сами детишки будут расти в наиболее благоприятных для них условиях, будут счастливыми и жизнерадостными.

Итак, основной успешного воспитания детей являются:

  1. Любовь. Именно любовь позволяет заботиться о ребенке не только физически, но еще эмоционально и нравственно. Любящий ребенок понимает, что когда родители ставят перед ним какие-то ограничения или даже наказывают его, то это делается для его же блага. Также любовь побудит хвалить малыша, и не быть с ним слишком суровым.
  2. Благоразумие. При воспитании мальчиков и девочек нужно учитывать все их обстоятельства, особенности, способности и пределы возможностей. Важно не требовать от ребенка лишнего, но и не быть к нему чрезмерно попустительным. Также не нужно сравнивать детей между собой: каждый ребенок неподражаемая личность и подход здесь должен быть индивидуальный.
  3. Последовательность. У родителей слова не должны расходиться с их делами. Если ребенок услышал, что за плохое поведение его накажут, то нужно обязательно сдержать свое слово. Также в семье не должно быть двойных норм. Нельзя учить ребенка, к примеру, переходить дорогу только на зеленый свет, а самим перебегать и на красный.

Воспитание детей – это годы самоотверженного труда, который требует много времени и сил. Однако процесс это приятный, и чаще всего вознаграждающийся. В противном случае: «Ребенок, которому родители позволяют делать все, что угодно, опозорит мать». Так что прилагать усилия по воспитанию детей нужно обязательно, хотя это и не всегда легко.

Популярные школы воспитания детей

Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.

Популярные школы воспитания детей:

  1. Система Макаренко. Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
  2. Система Монтессори. Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
  3. Система Дьюи. Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
  4. Система Кершенштейнера. Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
  5. Система Икудзи. Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.

Подробнее о школе Икудзи – обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.

6. Немецкая система. Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.

Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание. Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание. В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание. Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание. Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание. Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание. Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.
Читайте также:  Ребенок вздрагивает во сне: причины, что делать? Почему ребенок вздрагивает при засыпании, от звуков?


Подробнее о развитии творческих способностей детей – статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.

Воспитание детей по возрастам

При воспитании детей обязательно нужно учитывать психофизические особенности, которые у мальчиков и девочек на разных возрастных этапах совершенно различные.

Основные периоды развития ребенка по возрастным группам выглядят следующим образом:

  1. Дошкольный период. Возраст детей здесь — с рождения и до 7 лет. Ребенок всему активно учится и быстро познает мир. Именно в это время его мозг работает наиболее активно, и как губка все в себя впитывает. Происходит становление малыша как личности.

Для большинства детей это наиболее счастливый период в жизни, хотя и детских страхов в указанное время формируется немало. Ну, а чтобы у малыша не формировались страхи, не нужно ему читать страшные сказки или пугать бабайками, цыганами и полицией. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые.


Подробнее о детских страхах – причины и как с ними бороться в статье на Эвио-Клаб

В начальный период своей жизни малыш особенно нуждается в любви, заботе, внимании, развитии и формировании нравственных качеств. Причем отдельно принято выделять время до года (младенческий период) и время, проведенное им в детском саду (дошкольный период). Везде есть свои особенности воспитания.

В целом же с малышом нужно много играть, читать ему добрые сказки и небольшие рассказы. Еще все дети в указанный период очень любят рисовать. Поддержите такое увлечение ребенка. Пусть он раскроется в рисовании. Это вид детского творчества, который разовьет его моторику, фантазию, восприятие цвета, форм, научит быть более наблюдательным и усидчивым.

  1. Младший школьный период. Речь идет о возрастной группе с 7 до 12 лет. При воспитании нужно учитывать характерные особенности ребенка, его темперамент, сглаживать и переводить в благоприятное русло нежелательное развитие мальчика или девочки.

К примеру, нужно учить его управлять своими эмоциями, когда кто-то обидел. Известно мудрое выражение — «обида гнездится в сердце глупых». И, на самом деле, если с обидой вовремя не справиться, то она принесет обидевшемуся человеку больше вреда, чем пользы.

Школьников нужно развивать физически, умственно и нравственно. Здесь должно быть много игр и наглядных примеров. Нужно поддерживать те творческие или спортивные интересы, которые ребенок сам выбирает. Познавательный процесс на этом этапе связан больше с социумом. Поэтому для детишек в этом возрасте важны групповые виды деятельности: младшие школьники от них в восторге.

  1. Старший школьный возраст. Возраст подростков – это с 12 до 17 лет. Они не случайно называются у детских психологов кризисные годы. Человек активно формируется как самостоятельная личность и стремится выйти из-под влияния родителей и учителей.

По мере взросления такую свободу ребенку обязательно нужно давать. При этом поведение подростка может быть неуравновешенным и противоречивым. Здесь нужно чаще заниматься с юношей и девушкой общими делами, разговаривать с ним, выслушивать и стремиться понять. Причем важно не критиковать и не раздражаться, а стать для своего ребенка в этот непростой для него переходный период другом и советчиком.

Но, конечно, на бумаге рассказывать о том, как воспитывать детей, просто. На самом деле, воспитание сына или дочки это, долгий, тяжелый и кропотливый труд. Однако именно в нем заключается счастье как детей, так и родителей. И пренебрегать им ни в коем случае не нужно.

В помощь родителям мы выпускаем уникальные статьи о детях, их готовят психологи с профильным образованием, у нас вы можете найти:

Воспитываем своего ребенка правильно: простые советы

Главным правилом как воспитать ребенка остается комбинация 2 действий: уважать и любить. Родители должны помнить, что в свете всех методик воспитания нет идеальных, но общие советы учитывать нужно.

При этом мамам и папам, бабушкам и дедушкам надо придерживаться рассудка и не забывать о своих интересах. Дети – цветы жизни, но нуждаются в выспавшихся и отдохнувших «садовниках» с крепкой нервной системой.

Воспитание: да здравствует система?

Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.

После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.

О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.

1. Азиатская система.

Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.

2. Методика Никитиных.

Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.

3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.

Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.

4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.

Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.

5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.

Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.

Советы на каждый день

Перед тем как воспитать послушного ребенка, важно учесть: даже самые непоседливые малыши могут быть воспитанными. Другое дело, что егоза не всегда удобен родителям. Но вины его в этом нет. Существует теория о гиперактивности, о поколении «зет», думающем и смотрящем на мир иначе, чем взрослые. Но нормы общественного поведения, послушания, уважения к другим им вполне могут быть привиты.

Разные системы воспитания детей дают мудрые советы, которые с легкостью заимствуются и внедряются. Если родителям сложно, можно насильно заставлять себя выполнять постулаты в течение 21 дня. Именно столько времени формируется привычка. Дальше и дети, и взрослые будут жить по установленным правилам.

  • Современное воспитание детей требует придерживаться определенного графика. Не поминутного, конечно. Но время ночного и дневного отдыха должно быть регламентированным. Полноценный сон – залог здоровья и нормального развития.
  • Обязательно проведение времени с родителями. Лучше заниматься с сыном или дочерью систематически. Пусть это будут 20 минут в день чтения любимой литературы (причем и маминой тоже, но с выражением), лепка из теста (пусть и приготовление вареников) или хенд-мейд, когда маленький внук, нехотя, порвал бабушкины бусы, и вместе с мамой собирает их заново.
  • Право выбора. Самостоятельно малышу не стоит давать планировать свой день, если ему 2 года. И выбор блюд и одежды для прогулки прохладным днем лучше не доводить до предела. Не хочет одеваться вообще? А если предложить ему на выбор теплую красную кофту или шерстяной синий свитер? Кроха почувствует себя самостоятельным, но в рамках, установленных мамой.
  • Секреты воспитания детей базируются на образе родителей. Можно повторять о том, что плохо смотреть телевизор во время еды, а самим приемы пищи сопровождать любимыми сериалами. Что выберет сын или дочь: совет мамы или пример?
  • Говорить детям правду. Не обманывать, не откладывать разговор, а говорить, как есть, но в щадящей форме. О появлении детей 5-летнему сыну можно сказать, что они рождаются у взрослой любящей пары после обмена физиологическими жидкостями. Но в 11 лет разговор должен быть более содержательным. Только без называния половых органов нецензурными или уменьшительно-ласкательными словами.
  • Говорить малышу, что его любят. Просто так, а не за красивую поделку или высокую оценку по математике.
  • Правила воспитания ребенка не мыслимы без общения. Родителям придется запастись терпением и стать живым «радио». Особенно сложно тем, кто работает в сфере общения с людьми, но ради своих наследников стоит это взять на заметку.

Нужно сопровождать все действия словами: почему на улице бывает темно или светло, птицы улетают на юг, деревья нужно обрезать, а собак выгуливать. Не нужно бояться брать малыша с собой везде – в магазин, на дачу, на генеральную уборку дома. Пусть растет и все видит сам, а не получает информацию только из гаджетов.

Важно! Техника нужна: она дает возможность получить больше информации, чем дают взрослые. Но тут важно установить на смартфон фильтр. Нельзя допустить, чтобы малыш в череде развивающих мультфильмов увидел рекламу или ссылку на травмирующую его психику рекламу или кино.

Не пряником едины

Метод кнута тоже должен быть в педагогике, как надо воспитывать детей отлично знают представители старшего поколения и Антона Макаренко. Но на сегодняшнее подрастающее поколение радикальные методы воспитания не действуют, даже наоборот.

Поднять руку на девочку – значит, сделать ее потенциальной грушей для битья будущими мужем. Но наказывать и ограничивать малышей и подростков стоит.

Доктор Комаровский утверждает, что дети должны знать слово «нет». Но оно должно быть категоричным, а не временным. Нет – значит, нет. Нельзя лезть в розетку бабушкиными спицами: ни сегодня, ни в пятницу, ни чуть-чуть, ни после ужина.

Этой системы обязаны придерживаться все члены семьи. Но таких «нет» должно быть немного, только в случае опасности для жизни наследника или кого-то еще. Драгоценные вещи, книги, документы просто убираются в замыкающийся шкаф, или переставляются наверх.

Главное в воспитании ребенка до 2-3 лет – переключение внимания. Нельзя что-то трогать, но оно явно бросается в глаза малышу? Тогда мама дает ему что-то, что представит для него живой интерес и заставит забыть о том, что нельзя.

Также особенности воспитания детей отражаются на речи родителей. Нельзя говорить «ты плохой». Наоборот: «Ты хороший, но поступок меня расстроил».

И тут же пора учить кроху, что другие дети тоже хорошие. Каждый – лучший для своих родителей, но других детей надо уважать, нельзя бить, забирать игрушки, брать без спроса. Смоделировать ситуацию можно во время игры с куклами, роботами, плюшевыми игрушками. Так, в возрасте до 4-5 лет, быстрее усваивается информация.

Воспитание детей даже младшего возраста может содержать наказание. Достаточно изъять на время любимую игрушку, гаджет, или посадить на стул для размышлений. Родители остынут, а маленький виновник придет к выводам, что так нельзя.

Важно! Перед тем как воспитать непослушного ребенка, задаться вопросом: Почему он так себя ведет? Старается привлечь внимание уставшей на работе мамы? Сказывается нарушение графика отдыха? Недостаток витаминов, в частности железа, или переходный возраст, кризис?

Нужно обнять, поговорить по душам, если сын или дочь маленькие, пронаблюдать за ними. Бунт на корабле часто связывают с внутренним недовольством малыша.

Когда начать, чтоб не было поздно

Советы по воспитанию детей потому и называются советами, что они носят рекомендательный характер. Не более. Но общая система взглядов на домашнюю педагогику должна быть: для того, чтобы семья жила спокойно и развивалась.

С самого начала родители должны учитывать: они – главные в воспитании. Бабушки и дедушки играют вторую скрипку, поэтому последнее слово всегда за матерью с отцом. Важно и воспитание обоих родителей. Если в семье нет мамы или папы, их роль пусть возьмут на себя бабушка или дедушка, тетя или дядя. Малыш должен видеть воспитание во всех гендерных аспектах.

Задумываясь, с какого возраста нужно воспитывать ребенка, родители сами себе ответят: с рождения.

1. До года это полное восприятие мира через маму, введение системы «можно – нельзя», привитие интереса к музыке и сказкам с добрыми сюжетами.

2. До 3-4 лет – это включение в игру с наследником, приобщение к домашним делам.

3. Дальше – развитие возможных способностей, помощь в уроках.

Если все идет правильно, ребенок приходит к таким родителям за советом и во взрослой жизни, умеет быть благодарным и счастливым. Но он всегда хочет видеть и маму с папой здоровыми и улыбающимися. Для этого помнят: надо уделять время и себе, своим примером показывая, что и как нужно делать.

А когда с непоседами совсем сложно и опускаются руки, нужно вспомнить фразу американской юмористки Эрмы Бомбек: дети больше всего нуждаются в любви, когда меньше всего на это заслуживают. После этого можно обнять ребенка и помолчать. Решение в ситуации родится само собой, ведь его начало – неоспоримые и вечное: родительская любовь.

Ссылка на основную публикацию