В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке: список слов

Двойные согласные

Существует ещё такое явление, как двойные и удвоенные согласные. При их наличии в слове также мы будем иметь несоответствие количественного состава звуков и букв, например:

  • телевизионная антенна [антэна] – семь б., шесть зв.;
  • дружный коллектив [кол’икт’иф] – девять б., восемь зв.;
  • старые дрожжи [дрожи] – шесть б., пять зв.;
  • искусственный кристалл [кр’истал] – восемь б., семь зв.
  • станционный [станцыоный] домик – одиннадцать б., десять зв.;
  • стеклянный [ст’икл’аный] – десять б., девять зв.

В этих словах букв больше, чем звуков.

  • ужасный [ужасный] – семь б. и семь зв.;
  • ровесник [ров’эсн’ик] – восемь б., восемь зв.;
  • вкусный [фкусный] – семь б., семь зв.

Гласные буквы русского алфавита — сколько же их?

На самом деле, всё не так печально. Гласных звуков всё-таки шесть. Дело в том, что настоящими звуками наука признаёт гласные в том виде, как они слышатся под ударением. Все же другие варианты называются аллофонами, иначе говоря, формами, зависящими от положения в слове и ударения. Конечно, деление несколько искусственное, но всё же лучше, чем хаос.


Таким образом, если бы мы захотели писать, «как слышим», то избавившись от одних букв, пришлось вводить другие. Да ещё и менять правила орфографии. Ведь если сегодня нужно просто запомнить, что в слове «колобок» нет ни одной буквы «а», то высчитывать, какую гласную надо писать, в зависимости от положения ударных и безударных слогов — вряд ли более лёгкое занятие. Во всяком случае, грамотность от этого не повысится. Кроме того, писать «как слышишь», может стать проблемой для понимания. Ведь не факт, что все слышат одинаково. А значит, не исключены разные варианты написания одного и того же слова. Например «бигимот», «бегимот», «бигемот» и, наконец, «бегемот».

Частота букв в русском языке

Написал забавный php-скрипт. Погонял через него все тексты на « Спектаторе» на предмет языка. Всего в текстах употребляется 39110 разных словоформ. Сколько именно разных слов — определить довольно сложно. Чтобы хоть как-то приблизиться к этой цифре, я брал только первые 5 букв слова и сравнивал их. Получилось 14373 таких комбинаций. С большой натяжкой это можно назвать словарным запасом « Спектатора».

Потом я взял слова и иследовал их на предмет частоты повторения букв. В идеале надо брать какой-нибудь словарь, для полноты картины. Прогонять тексты нельзя, нужно только уникальные слова. В тексте же одни слова повторяются чаще, чем другие. Итак, получились следующие результаты:

о — 9.28%
а — 8.66%
е — 8.10%
и — 7.45%
н — 6.35%
т — 6.30%
р — 5.53%
с — 5.45%
л — 4.32%
в — 4.19%
к — 3.47%
п — 3.35%
м — 3.29%
у — 2.90%
д — 2.56%
я — 2.22%
ы — 2.11%
ь — 1.90%
з — 1.81%
б — 1.51%
г — 1.41%
й — 1.31%
ч — 1.27%
ю — 1.03%
х — 0.92%
ж — 0.78%
ш — 0.77%
ц — 0.52%
щ — 0.49%
ф — 0.40%
э — 0.17%
ъ — 0.04%

Тем, кто поедет на « Поле чудес», советую заучить эту таблицу наизусть. И называть слова в таком порядке. Так, например, казалось бы, такая « привычная» буква « б» употребляется реже, чем « редкая» буква « ы». Помнить надо также и то, что в слове не одни гласные. И что если вы угадали одну гласную, то нужно начинать идти по согласным. И кроме того, слово угадывается именно по согласным. Сравните: « **а**и*е» и « ср*вн*т*». И в том и в другом случае — это слово « сравните».

И еще одно соображение. Как вы учили английский? Помните? Э пен, э пенсил, э тэйбл. Что вижу — о том и пою. А смысл. Как часто вы в нормальной жизни говорите слово « карандаш»? Если задача — научить говорить как можно быстрее и эффективнее, то и учить надо соответствующе. Проводим анализ языка, выделяем самые употребимые слова. И учить начинаем именно с них. Чтобы более-менее говорить на английском языке, достаточно всего полторы тысячи слов.

Еще одно баловство: составлять слова из букв случайным образом, но учитывая частоту появления, чтобы было похоже на нормальные слова. В первой же десятке « случайных» четырехбуквенных слов выскочило « осел». В следующей полсотне — слова « мчим» и « нато». Но, увы, очень много неблагозвучных комбинаций, таких, как « блтт» или « нрро».

Поэтому — следующий шаг. Я разбил все слова на двухбуквенные сочетания и начал случайным образом (но с учетом частоты повторения) комбинировать их. Стали в больших количествах получатся слова, похожие на « нормальные». Например: « коивдиот», « воабма», « апый», « депоид», « дебяко», « орфа», « поеснавы», « озза», « ченя», « риторя», « урдеед», « утоичи», « стых», « сапоть», « гравда», « абабап», « обарто», « еелует», « лярезы», « мыни», « бромомер» и даже « тодебыст».

Куда применить. есть варианты. Например, написать генератор красивых фирменных игривых имен. Для йогуртов. Типа, « мемолисо» или « уторорерто». Или — генератор футуристических стихов « Бурлюк-php»: « опелдиий миатон, линоаз окмиая. деесопен одесон».

И есть еще один вариант. Надо попробовать.

Некоторые статистические данные об использовании русских слов:

Средняя длина слова 5.28 символа.

Средняя длина предложения 10.38 слов.

1000 наиболее частотных лемм покрывает 64.0708% текста.

2000 наиболее частотных лемм покрывают 71.9521% текста.

3000 наиболее частотных лемм покрывают 76.5104% текста.

  • 5000 наиболее частотных лемм покрывают 82.0604% текста.
  • После заметки мне пришло вот такое письмо:

    Проанализировав статью « Язык до Киева доведет» и ту ее часть, где Вы описываете свою программу, возникла идея.
    Вами написанный скрипт кажется мне предназначенным абсолютно не для « Поля чудес» в большей мере, а для другого.
    Первое самое разумное применение результатов работы Вашего скрипта — определение порядка букв при программировании кнопок для мобильных устройств. Да, да — именно в мобильниках и нужно все это.

    Я распределил это по волнам (см. рисунок)

    Далее распределение по кнопкам:
    1. Все буквы из первой волны уходят на 4 кнопки в первый ряд
    2. Все буквы из второй волны тоже на остальные 4 кнопки в тот же первый ряд
    3. Все буквы из третьей волны туда же на оставшиеся две кнопки
    4. 4,5 и 6 волны уходят во второй ряд
    5. 7,8,9 волны уходят на третий ряд, причем 9-я волна уходит вся полностью (не смотря на кажущееся большое количество букв) в третий ряд 9-й кнопки, что-бы 10 кнопку оставить под всякие там знаки препинания (точка, запятая и прочее).

    Я думаю все понятно и так, без детальных обьяснений. Но все же не могли бы Вы обработать Вашим скриптом (включая знаки припинания) тексты следующего содержания:

    1. Л. Н. Толстой. « Анна Каренина» (лучше конечно « Войну и мир», но я не нашел на www.lib.ru) -http://www.lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/anna_kar.txt
    2. Ф. М. Достоевский. « Игрок» — www.lib.ru/LITRA/DOSTOEWSKIJ/igrok.txt
    3. Леонид Филатов. « Про Федота Стрельца» — www.lib.ru/ANEKDOTY/fedot.txt
    4. Вильям Шекспир. Сонеты (перевод С. Я. Маршака) www.lib.ru/SHAKESPEARE/sonets.txt
    5. Б. И А.Стругацкие. Пикник на обочине. www.lib.ru/STRUGACKIE/picnic.txt

    А потом выложить статистику? Мне показалось? что тексты максимально отражают нашу современную речь, а ведь мы как говорим, так и пишем sms.

    Заранее большое спасибо.

    Итак, анализировать частоту повторения букв можно двумя способами. Способ 1. Взять текст, найти в нем уникальные (не повторяющиеся) словоформы и анализировать их. Способ хорош для построения статистики по словам русского языка, а не по текстам. Способ 2. Не искать в тексте уникальные слова, а сразу перейти к подсчету частоты повторения букв. Получаем частоту букв в русском тексте, а не в русских словах. Для создания клавиатур и прочего нужно использовать именно этот способ: на клавиатуре набираются именно тексты.

    Клавиатуры должны учитывать не только частоту букв, но и самые упортебимые слова (словоформы). Не так уж и трудно догадаться, какие именно слова самые употребимые: это, во-первых, служебные части речи, ибо роль у них такая — служить всегда и везде, и местоимения, роль у которых не менее важная: заменять в речи любую вещь/человека (это, он, она). Ну и основные глаголы (быть, сказать). По результатам анализа перечисленных выше текстов я получил такие самые « популярные» слова: « и, не, в, что, он, я, на, с, она, как, но, его, это, к, а, все, ее, было, так, же, то, сказал, за, ты, о, у, ему, мне, только, по, меня, бы, да, вы, от, был, когда, из, для, еще, теперь, они, сказала, уже, него, нет, была, ей, быть, ну, ни, если, очень, ничего, вот, себя, чтобы, себе, этого, может, того, до, мы, их, ли, были, есть, чем, или, ней» и так далее.

    Возвращаясь к клавиатурам — очевидно, что в клавиатуре буквосочетания « не», « что», « он», « на» идругие должны находится как можно ближе друг к другу, или если не вплотную, то каким-то наиболее оптимальным образом. Нужно провести исследования, каким именно образом пальцы движутся по клавиатуре, найти самые « удобные» позиции и поместить в них самые употребляемые буквы, не забывая, однако, про буквосочетания.

    Читайте также:  Как научить ребенка слову нельзя?

    Проблема, как всегда, одна: даже если и получиться создать Уникальную Клавиатуру, куда деть миллионы людей, которые уже привыкли к qwerty/йцукен?

    Насчет же мобильных устройств. Наверное, it makes sense. По крайней мере, буквы « о», « а», « е» и « и» должны точно находиться на одной клавише. Знаки препинания в порядке частоты употребления : , . – ? ! ” ; : ) (

    Запятая употребляется в 2 раза чаще, чем точка. А точка на стандартной русской клавиатуре расположена удобней.

    Статистика по приведенным выше текстам:

    По уникальным словам:

    о — 9.36%
    а — 8.40%
    е — 8.08%
    и — 6.91%
    н — 6.12%
    с — 5.67%
    т — 5.49%
    р — 5.30%
    л — 5.00%
    в — 4.67%
    п — 3.38%
    у — 3.17%
    к — 3.14%
    м — 2.97%
    д — 2.72%
    я — 2.50%
    ь — 2.08%
    ы — 2.06%
    з — 1.85%
    б — 1.61%
    г — 1.47%
    ш — 1.32%
    ч — 1.22%
    й — 1.21%
    ж — 1.01%
    ю — 0.99%
    х — 0.97%
    щ — 0.48%
    ц — 0.37%
    ф — 0.20%
    э — 0.06%
    ъ — 0.05%

    По текстам в целом:

    о — 11.35%
    е — 8.93%
    а — 8.23%
    н — 6.71%
    и — 6.48%
    т — 6.17%
    с — 5.22%
    л — 4.95%
    в — 4.47%
    р — 4.17%
    к — 3.35%
    д — 2.97%
    м — 2.93%
    у — 2.86%
    п — 2.39%
    я — 2.17%
    ь — 2.09%
    ы — 1.90%
    г — 1.811%
    б — 1.77%
    ч — 1.67%
    з — 1.65%
    ж — 1.14%
    й — 1.09%
    ш — 0.89%
    х — 0.79%
    ю — 0.66%
    э — 0.33%
    ц — 0.29%
    щ — 0.29%
    ф — 0.10%
    ъ — 0.02%

    Клавиатуры должны учитывать не только частоту букв, но и самые упортебимые слова (словоформы). Не так уж и трудно догадаться, какие именно слова самые употребимые: это, во-первых, служебные части речи, ибо роль у них такая — служить всегда и везде, и местоимения, роль у которых не менее важная: заменять в речи любую вещь/человека (это, он, она). Ну и основные глаголы (быть, сказать). По результатам анализа перечисленных выше текстов я получил такие самые « популярные» слова: « и, не, в, что, он, я, на, с, она, как, но, его, это, к, а, все, ее, было, так, же, то, сказал, за, ты, о, у, ему, мне, только, по, меня, бы, да, вы, от, был, когда, из, для, еще, теперь, они, сказала, уже, него, нет, была, ей, быть, ну, ни, если, очень, ничего, вот, себя, чтобы, себе, этого, может, того, до, мы, их, ли, были, есть, чем, или, ней» и так далее.

    Магия волос

    Всем известно, что волосы защищают нашу голову от переохлаждения, но только лишь эту функцию они выполняют? Наши прародители верили в некую сакральную силу волос, они даже воспринимали их как некие своеобразные антенны, с помощью которых можно было выходить на связь с Божественным разумом. Еще со времен Киевской Руси волосы являлись отображением мудрости человека.

    Именно в волосах, так думали наши предки, была сосредоточена вся сила человека: как психическая, так и магическая. Об этом нам повествует и библейская легенда о Самсоне-богатыре, который потеряв волосы, остался без силы. Владея такими знаниями, маги и колдуны, а также и священнослужители не стригли волосы, побаиваясь утратить навсегда связь с космосом, и вместе с волосами и свои способности.

    Слово «волосы» произошло от названия древнего бога Велеса – бога мудрости.

    Если у человека полностью отсутствовали волосы на голове, то этот факт многими обществами расценивался как повиновение и послушание. В те далекие времена люди считали, что если человек побрит налысо, то значит, он подвержен влиянию других людей. Именно по этой причине все рабы были с лысыми головами. В современном обществе существует традиция брить налысо всех призывников в армии. Кстати, требование к женщинам появляться в церкви исключительно с покрытой головой тоже объясняется этой причиной. Ведь люди с длинными волосами не так легко попадают под чужое влияние и не проявляют полного послушания и смирения. Задача церкви состояла в том, чтобы найти способ подавить силу женщины, отсюда и появилась такая традиция.

    Стоит отметить и защитную силу волос. Заплетая волосы в косы, женщины, таким образом, делали себе некую защиту, так как коса располагалась вдоль позвоночника, она воздействовала на основные чакры. А известно, что плетение – это оберег от всего злого. Незаплетенные распущенные волосы обладают свойством забирать негативное воздействие, по этой причине женщинам запрещали выходить в свет в таком обличье.

    Традиция не стричь ребенка до года объясняется с научной точки зрения и тем, что в древности уровень смертности деток младенческого возраста был очень высоким. И в случае если малыш доживал до своего первого года, считали, что он решил остаться на этом белом свете. А сам обряд первой стрижки волос ребенка, по сути, был своеобразным ритуалом, во время которого все родственники брали как-бы малыша под свою опеку. Кстати, в процессе данного обряда деток не брили наголо, а всего лишь состригали первые пряди символично, и это означало, что, таким образом, малыш готов к послушанию и почтению всех своих старших родственников.

    Почему не стоит подстригать наголо

    Стрижка для малыша может стать стрессом. Если взрослые решили постричь ребенка налысо, следует помнить, что:

    1. Лишение волосистой части головы первородного пушка повышает чувствительность кожи. После такой процедуры ребенок может остро реагировать на шапки и чепчики. Мамины поглаживания головки также могут доставлять неприятные ощущения грудничку. Во время купания младенцу, возможно, не понравится контакт прохладной воды с затылком.
    2. Стрижка наголо никак не влияет на качество волос. Доктор высшей категории, Евгений Комаровский, утверждает, что не имеет значения, стригли ребенка или не стригли, структура волос годовалого малыша и так меняется, волоски становятся наиболее прочными. Утверждения о том, что новые волоски растут более крепкими, чем были, легко объяснимо – только что вылезшая щетина любого качества будет казаться жестким ежиком.
    3. Использование машинки для стрижки волос без насадок с целью достижения прически «под ноль» может стать опасной для нежной головы ребенка. Ножи, безопасные для кожи взрослого, легко поранят в труднодоступных местах голову малыша (за ушками и у основания черепа).

    Внимание! Стрижка налысо не так плоха, как выбривание. Брить ребенка любого возраста опасно. К тому же такой способ избавления от волос точно в разы повысит чувствительность кожи головы, что негативно скажется на бытовых прикосновениях к ней.

    Если выбор родителей остановился на услугах парикмахерской, стоит отдавать предпочтение тем заведениям, внешний вид залов и сотрудников в которых не вызывает сомнений относительно гигиены. Случайное травмирование кожи, возможно, и не доставит дискомфорта ребенку, но от этого никто не застрахован. Даже профессионал может случайно оцарапать малыша, если тот неожиданно и резко повернется. Возникнет серьезная проблема заражения или нет, зависит от чистоты инструментов. Не будет лишним маме иметь с собой 99% антисептический раствор, чтобы обработать рану в случае возникновения подобной ситуации.


    Если выбор родителей остановился на услугах парикмахерской, стоит отдавать предпочтение тем заведениям, внешний вид залов и сотрудников в которых не вызывает сомнений относительно гигиены. Случайное травмирование кожи, возможно, и не доставит дискомфорта ребенку, но от этого никто не застрахован. Даже профессионал может случайно оцарапать малыша, если тот неожиданно и резко повернется. Возникнет серьезная проблема заражения или нет, зависит от чистоты инструментов. Не будет лишним маме иметь с собой 99% антисептический раствор, чтобы обработать рану в случае возникновения подобной ситуации.

    Уход за волосами

    Вне зависимости от того, в каком возрасте родители решили стричь сыночку или дочке волосики, нужно правильно ухаживать за первыми младенческими локонами. Это поможет избежать некоторых неудобств и трудностей.

    Общие правила ухода за грудничковой головой таковы.

    Не используйте детское мыло для мытья волос. Покупайте специальные младенческие шампуни с нейтральной кислотностью. Это поможет сохранять на волосяном стержне защитный липидный слой. Также не стоит мыть голову с моющими средствами чаще одного раза в неделю. Уничтожение защитного слоя чревато сухостью кожи и себореей, поскольку работа сальных желез нарушается.

    Не используйте для ухода за волосами отвары трав. Несмотря на многочисленные советы и утверждения о том, что отвар ромашки или кора дуба укрепляют структуру детского волоса, медикам удалось установить лишь одну связь – между отварами и детской аллергией. На рост волос и густоту их отвары же вообще никак не влияют.

    Не расчесывайте мокрые волосы грудничку. Подождите, пока они высохнут. Для сушки не пользуйтесь феном. Причесывайте чадо расческой детской, с тупыми зубчиками, чтобы не повредить и не поранить кожу головы.

    Читайте также:  Загадки про осень для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ, взрослых: сборник лучших загадок с ответами. Какие есть и как найти загадки об осени для детей?

    При наличии спутанного клубочка волоса (так называемого колтуна), не пытайтесь его распутать, смело берите ножницы и аккуратно выстригайте его.

    При обнаружении на головке малыша себорейных корочек, высыпаний, гнойничков, при массированном выпадении волос (лезут клоками), обязательно следует проконсультироваться с педиатром – возможны самые разные проблемы, решение которых находится в компетенции медицинских работников.

    Способ утилизации (равно как и хранения) младенческих прядей, состриженных с головки малыша, практического значения не имеет.

    Приметы и суеверия о стрижке до года

    Не только современные специалисты по эзотерике, но и древние славяне считали, что волосы обладают сильнейшей энергетикой. Они даже называли локоны «космами» от слова «космос».

    Волосы являлись связующим звеном между человеком и небесными силами. Может быть, по этой причине в древности все ходили с длинными прядями, невзирая на пол и возраст.

    У многих народов было не принято стричь девушек с момента появления на свет до замужества. Мальчики обходились без стрижки только на протяжении самого уязвимого периода их жизни.

    В былые времена детей рожали много, и умирали они часто в младенческом возрасте. Сказывались плохие условия жизни и отсутствие медицинской помощи. Так появилось верование, что в течение первого года жизни душа малыша «присматривается» к семье, чтобы покинуть родных, если они ей не понравятся.

    Чтобы матери долго «не убивались» горем, народная мудрость не рекомендовала им слишком привязываться к младенцам в это время. Вот почему нельзя было стричь детей до 1 года. Постриг годовалого малыша символизировал его полноценное «вливание» в семью.

    Кроме того у годовалых детей закладывались гендерные различия. Например, девочек не стригли коротко (обрезали прядки с четырех сторон). Считалось, что стрижка помешает встретить женское счастье.

    А мальчиков стригли очень коротко, после этого сажали на коня, давали подержать кинжал или другое оружие.

    Суеверия о том, почему нельзя стричь детей до 1 года:

    • Будут проблемы с речью. Укорачивание волос ребенка до года ассоциировалось с подрезанием языка. Суеверные люди утверждают, что остриженный раньше времени малыш не сможет разговаривать.
    • Подстригание вызовет сильный испуг. Действительно, малыши не различают волосы, которые обладают способностью отрастать, и другие части тела. Маленькие детки воспринимают себя как единое целое. Неслучайно во время процесса стрижки малыши кричать со слезами. Никому не понравится отрезание руки или ноги – а именно так кроха воспринимает процедуру с участием ножниц. Да и после стрижки ребенок чувствует себя некомфортно – так же, как и взрослый человек, которого подстригли короче, чем хотелось бы. Многие народы не стригут деток до трехлетнего возраста.
    • Нужда замучает. Древние люди считали, что подстригание ногтей и волос у ребенка до года привлекает к нему нищету. Прядь разрешалось отрезать только во время крещения.
    • Ухудшится здоровье.
    • Волосики будут плохие.

    Что касается последнего пункта, то существовало и противоположное мнение: чем раньше постричь ребенку волосики, тем лучше они будут.

    Другой вопрос: можно ли и нужно ли стричь ребенка до года наголо, не дает покоя родителям мальчиков. Стоит посмотреть в корень этой традиции. Если отбросить трудный период, когда стрижка детей «под ноль» производилась из-за гигиенических соображений (чтобы облегчить борьбу с педикулезом), становится понятен смысл ритуала – это посвящение в мужчины.

    Обряд стрижки ребенка в один год придумали, чтобы обозначить переход из младенчества в детский возраст. Ведь в это время малыш начинает ходить. Вот и обрезают волосики, чтобы они не «тянули» кроху вниз, не путались под ногами, не мешали делать первые шаги.

    Чтобы стричь ребенка в один год, в крестьянских семьях существовал целый ритуал первой стрижки. Ее выполняли в чистый четверг или в годовщину жизни чада. Подстригание происходило в присутствии повитухи, которая принимала роды, и крестных родителей.

    Ребенка усаживали посреди комнаты на овечью шкуру, а ножницы отдавали самому почитаемому гостю или старшему мужчине в семье. Сегодня право отстричь первую символическую прядку предоставляется крестным.

    Родители стремились оградить малыша от влияния темных сил, поэтому пряди на голове выстригались крестообразно. Обрезанные пряди перевязывали красной нитью и хранили до совершеннолетия отпрыска. Эти волосы обладали магической силой.

    Когда приходило время парню отправляться на службу в армии, ему отрезали прядь волос и переплетали ее с детскими волосиками. Получался мощный оберег, который подшивали в одежду призывнику. Считалось, что амулет поможет избежать мучений, болезней, гибели и ранений.

    В древнеславянской культуре принудительное бритье было наказанием за серьезные провинности, так как полное отсутствие волос на голове считалось унизительным. Да и приспособлений, позволяющих безопасно выполнять бритье головы, в те времена не существовало.

    Традиция оголения головы мальчиков появилась во времена казачества. Начиная с XVIII века, бритая голова – неотъемлемый атрибут армейской дисциплины.

    Позднее, когда «процветали» принудительные рекрутские наборы, выражение «забрить» было синонимом «забрать в солдаты». Но и тогда не существовало вопроса: можно ли стричь первые волосы ребенку до года, и нужно ли брить малыша. Детей стригли гораздо позже года, уже в сознательном возрасте.


    Существует мусульманская традиция, подстригать младенцу волосы на седьмой день жизни. Кроме религиозной подоплеки есть еще практическое объяснение целесообразности этого ритуала. У многих детей волосы до года выкатываются, лысеет затылок, образуется плешь в области шеи.

    Как правильно подстричь ребенка первый раз?

    Первую стрижку ребенка лучше проводить в домашних условиях, вызвав специалиста на дом. Однако если кроха очень любопытный и благожелательно настроен к незнакомцам, то можно подстричь его и в парикмахерской. Ребенку достаточно нескольких минут, чтобы утомить не только маму, но и мастера и это следует учитывать, собираясь проводить процедуру.

    Стрижка является достаточно простой манипуляцией, но для этого необходимо взять во внимание некоторые нюансы:

    • Во время стрижки ребенок должен сидеть у мамы или папы на руках, а не сам на стульчике. Таким образом, можно избежать нервотрепки со стороны малыша и облегчить работу мастеру.
    • Лучше всего если процесс стрижки будет превращен в игру, и чем больше в ней будет героев, тем лучше.
    • Стрижка должна осуществляться безопасными ножницами с круглыми концами. Ребенку лучше не показывать инструмент, чтобы он не переживал и не беспокоился.
    • Волосы нужно смочить при помощи пульверизатора, причем побрызгать нужно всех присутствующих в комнате, тогда карапуз не будет бояться и воспримет это как должное.
    • Стричь необходимо начинать с самых труднодоступных участков. Если ребенок начнет капризничать, а мастер еще не завершил свою работу, продолжить ее можно будет после того, как малыш поспит.
    • Работать нужно расслабленно, аккуратно и быстро. Ребенок чувствует, как парикмахер волнуется и начинает волноваться сам. Если такое произойдет, то процедуру будет необходимо перенести на другой день.

    После стрижки карапуза нужно искупать, чтобы прилипшие к телу волоски, не вызвали зуд и раздражение.

    • Во время стрижки ребенок должен сидеть у мамы или папы на руках, а не сам на стульчике. Таким образом, можно избежать нервотрепки со стороны малыша и облегчить работу мастеру.
    • Лучше всего если процесс стрижки будет превращен в игру, и чем больше в ней будет героев, тем лучше.
    • Стрижка должна осуществляться безопасными ножницами с круглыми концами. Ребенку лучше не показывать инструмент, чтобы он не переживал и не беспокоился.
    • Волосы нужно смочить при помощи пульверизатора, причем побрызгать нужно всех присутствующих в комнате, тогда карапуз не будет бояться и воспримет это как должное.
    • Стричь необходимо начинать с самых труднодоступных участков. Если ребенок начнет капризничать, а мастер еще не завершил свою работу, продолжить ее можно будет после того, как малыш поспит.
    • Работать нужно расслабленно, аккуратно и быстро. Ребенок чувствует, как парикмахер волнуется и начинает волноваться сам. Если такое произойдет, то процедуру будет необходимо перенести на другой день.

    Когда стричь волосы ребенку первый раз?

    Обратите внимание, что некоторые дети рождаются с густым волосяным покровом, а у некоторых очень тонкие, короткие волосы, в этом нет ничего страшного. Учеными доказано, что количество волосяных фолликулов, а также густота, закладываются еще в утробе матери, на 3 месяце жизни плода.

    Особенности:

    • Если ребенок родился с очень длинными волосами, которые мешают, можете состричь их, для того чтобы избежать потницы. Все же староверы не рекомендуют стричь ребенка раньше, чем ему исполнится 40 дней.
    • Хотя среди мусульман существует традиция стричь ребенка, когда он достигнет возраста 7 дней. Обратите внимание, что до года волосы ребенка могут выкатываться, появляться проплешины в области затылка и шеи. Это связано с тем, что ребенок до полугодовалого возраста в основном все время прибывает в лежачем положении. Из-за этого волосы на затылке скатываются и вытираются.
    • Не стоит волноваться, потому что на их месте скоро возникнут новые, более крепкие волосы. До года, если волосы вашему ребенку никак не мешают, не вызывают дискомфорта, не провоцируют выделений огромного количества пота и высыпаний на голове, стричь ребенка нет необходимости.
    • У многих родителей возникает вопрос, а нужно ли вообще брить ребенка в год? Что это за традиция и обряд первой стрижки? На самом деле этот обряд придумали как своеобразный переход от младенчества к детскому возрасту. Соответственно малыш меняется, растет его тело, он уже начинает ходить.
    • Соответственно младенческий пушок должен заменяться детскими волосами. Поэтому осуществляется стрижка. С ней связано много интересных, необычных манипуляций. Волосы обычно не выбрасывают, а сворачивают и хранят. Часто используют, если ребенка сглазили или он заболел. Имеет место мнение, что такие волосы являются лечебными и помогут вернуть ребенку здоровье.
    Читайте также:  Чем лечить трещины на сосках? Народные рецепты и аптечные средства от трещин на сосках. Почему возникают трещины на сосках при кормлении, чем их лечить?


    Первая стрижка

    Подстрижка девочек является наиболее проблемной, так как отращивание волос сопровождается с более частым и активным мытьем. В данном вопросе стрижка имеет место быть только для выравнивания челки, либо для оформления прически (у детей до года о косах вопрос не стоит).

    Особенности детских волос

    Волосяные луковицы формируются у эмбриона уже на втором-третьем месяце внутриутробного развития. При появлении на свет головка новорожденного покрыта трогательным мягким пушком. У каждого малыша пушок имеет свой цвет, густоту и длину.

    В дальнейшем цвет может меняться.

    Постепенно пушок выпадает и заменяется интермедиальными (детскими) волосами – примерно к 2-3 годам. И только к подростковому возрасту структура волос ребенка становится взрослой.


    Для славян первый год жизни был особой датой. Возможно, это связано с высокой смертностью среди младенцев. Ребенок, достигший года, уже мог быть принятым в семью.

    Заблуждения и мифы

    Стрижка детей в один год до сих пор остаётся популярной процедурой, ведь многие родители уверены в полезности подобных действий. Мамы и папы когда-то слышали от бабушек, что детские волосики станут погуще, потолще и поздоровее.

    Необходимо понять, имеют ли мнения родителей о пользе «юбилейной» причёски под собой основания или являются обычными распространёнными заблуждениями:

    • «Если не подстричь ребенка в годик наголо, то в дальнейшем его шевелюра будет жидкой, а волосики тоненькими». На самом деле закладывание волосяной структуры и луковиц происходит ещё в момент зачатия. То бишь если родители или бабушки/дедушки не обладают густой шевелюрой, то никакие ритуальные действия не помогут ребёнку стать обладателем шикарной гривы;
    • «Если побрить ребёнка в годик, то волосы затем будут опять же густыми и блестящими». Бритьё – достаточно радикальная методика, которая может слишком сильно навредить луковицам детских волос. Специалисты выступают против подобных неоднозначных родительских решений;
    • «Младенческий пушок необходимо стричь, чтобы «дать дорогу» настоящим волосам». У ребёнка до годика имеются так называемые пушковые тонкие волосы, которые сформировались ещё в материнской утробе. «Повзрослеет» шевелюра ближе к трёхлетнему возрасту, поэтому объективных поводов паниковать у родителей попросту нет.

    • «Если не подстричь ребенка в годик наголо, то в дальнейшем его шевелюра будет жидкой, а волосики тоненькими». На самом деле закладывание волосяной структуры и луковиц происходит ещё в момент зачатия. То бишь если родители или бабушки/дедушки не обладают густой шевелюрой, то никакие ритуальные действия не помогут ребёнку стать обладателем шикарной гривы;
    • «Если побрить ребёнка в годик, то волосы затем будут опять же густыми и блестящими». Бритьё – достаточно радикальная методика, которая может слишком сильно навредить луковицам детских волос. Специалисты выступают против подобных неоднозначных родительских решений;
    • «Младенческий пушок необходимо стричь, чтобы «дать дорогу» настоящим волосам». У ребёнка до годика имеются так называемые пушковые тонкие волосы, которые сформировались ещё в материнской утробе. «Повзрослеет» шевелюра ближе к трёхлетнему возрасту, поэтому объективных поводов паниковать у родителей попросту нет.

    Современные мифы и научные доводы

    Казалось бы, время суеверий давно прошло. Редко встретишь мамочек, которые станут катать яйца по детской головке, прятать волосы в муравейнике или закапывать их на перекрёстках. Однако некоторые приметы настолько живучи, что нынешние матери так и не могут решить – стричь ребёнка в год или не стричь.

    Звучат эти мифы следующим образом:

    1. Если не подстричь ребенка в годик, то у него на всю жизнь останутся жиденькие волосы.
    2. Если стричься в год налысо, то волосики будут расти очень быстро.
    3. Если подстригают волосы годовалому ребенку, то совсем скоро его волосы будут толстыми и густыми.
    4. Если не надевать головной убор на уличную прогулку, то кислород ускорит рост шевелюры.

    Прежде чем развеять эти и другие мифы, необходимо взглянуть на рост волос с научной точки зрения. Наружный волос – это всего лишь мёртвый стержень, живая же его часть, так называемая луковица, прячется под кожей. Число луковичек, длительность их роста, оттенок, толщина и «волнистость» волос обусловлена генетическими особенностями.

    То есть рождённый с тонкими волосами малыш не превратится в мужчину с густой шевелюрой, что бы ни делала мама.

    Можно отметить, что детишки появляются на свет с разными «причёсками»: от ёжика до густых кудряшек. Всех детей объединяет тот факт, что у них пушковые волосы. Затем, когда они выпадут или сотрутся, появятся более жёсткие волосы, потолще и потемнее. Однако стрижка на этот процесс никак не влияет.

    Каковы же аргументы специалистов, выступающих против обязательного подстригания ребенка в годик?

    1. Нет смысла. Никакие наружные мероприятия не могут повлиять на формирование луковицы, образующейся в волосяном фолликуле под кожным покровом.
    2. Обманчивость. Стрижка волос годовалому ребенку создаёт эффект более густых волос, однако истина кроется в том, что густота обязана своим появлением равномерному росту шевелюры (ровно подстригли – отсюда и обман зрения).
    3. Риск повреждения. Стрижка машинкой или ножницами чревата повреждением луковиц. Неловкими движениями можно выдернуть формирующиеся фолликулы, что замедлит рост волос.
    4. Неудобство. Стричься маленькие детки не любят, поскольку после бритья наголо появляется щетина, а вместе с нею и раздражение. Помимо этого, дискомфорт и вызывает лысая головка, поскольку ребенку становится попросту холодно.
    5. Вероятность заражения. Как бы аккуратно не умела стричь волосы мама, можно машинкой или ножницами повредить кожу на головке. А любая царапинка способна привести к воспалению, когда в неё попадёт болезнетворная бактерия.

    Таким образом, не существует научных данных, говорящих о том, что стрижка ребёнка в год помогает волосам расти быстрее и толще.

    Можно хоть сколько стричь волосы крохе, обосновывая этот обряд мнением бабушек, важностью соблюдать приметы, но обеспечить красоту причёски способен лишь правильный уход и наследственность.



    Можно отметить, что детишки появляются на свет с разными «причёсками»: от ёжика до густых кудряшек. Всех детей объединяет тот факт, что у них пушковые волосы. Затем, когда они выпадут или сотрутся, появятся более жёсткие волосы, потолще и потемнее. Однако стрижка на этот процесс никак не влияет.

    Внешние факторы

    Младенец от рождения до полугода постоянно находится в положении лежа, эпизодически крутит головой, поэтому волосы на затылке истираются, из-за чего образуется лысина. Качество детских волос страдает от одного из ведущих факторов – хронического перегрева кожи головы; при этом наблюдается их истончение и ломкость. Особенно перегревание опасно для больного ребенка: высокая температура и покрытая голова вредят не только волосяному покрову, но и терморегуляции детского организма. Для улучшения состояния волос необходимо перестать травмировать их, сделать так, чтобы голова не потела.


    Традиция подстригать ребенка не раньше, чем ему исполнится годик, уходя корнями в старославянские обряды, имеет символическое значение. Обряд пострижения несет смысл духовно-физической гармонии. Мероприятие проводилось в ясный день до полудня, с прибаутками и угощением для всех родных и приглашенных. В доправославных традициях – обычай стричь ребенка, достигшего года жизни, символизировал возрастную инициацию. Это означало, что ребенок после года перестает быть младенцем, меняется его физическое тело, а стрижка завершает этап перехода из младенчества в детство. Состриженные локоны сохранялись и служили оберегом. Традиция также связана с другим историческим значением, когда детская смертность от тифа, передающегося со вшами, была высока. Обривая голову, угрозу смерти миновали.

    Малыш долго не будет говорить

    Другое объяснение, почему маленьких детей нельзя подстригать, связано с духовным миром ребенка. Считается, что волосы символизируют связь с высшими силами. Если она разрушена, развитие личности замедляется. Из-за этого нарушается речь. В действительности научного объяснения этот факт не имеет. Малыш развивается согласно своим индивидуальным особенностям и пропорционально усилиям, приложенным родителями.


    Другое объяснение, почему маленьких детей нельзя подстригать, связано с духовным миром ребенка. Считается, что волосы символизируют связь с высшими силами. Если она разрушена, развитие личности замедляется. Из-за этого нарушается речь. В действительности научного объяснения этот факт не имеет. Малыш развивается согласно своим индивидуальным особенностям и пропорционально усилиям, приложенным родителями.

    Стрижка и подстрижка детей грудного возраста

    Стрижка ребенка чаще всего подразумевает кардинальное удаление волос. Если отбросить все суеверия и не обращать внимания на приметы, детям до года нельзя рекомендовать эту процедуру. Почему?

    Дело в том, что при неаккуратных действиях (независимо от того, собираетесь вы стричь ножницами или машинкой) можно повредить:

    • незатянувшийся родничок;
    • волосяные фолликулы, что спровоцирует истончение волос;
    • кожу головы (на месте шрама, возможно, впоследствии волосы расти не будут);
    • психику ребенка (поскольку стрижка – это незнакомая для него и зачастую пугающая процедура).

    Применительно к детям до года можно говорить не о стрижке, а о подстрижке – простом укорочении волос. Педиатры советуют родителям подстрижку ребенка в нескольких случаях:

    • при жарком лете;
    • если длинные локоны мешают малышу (закрывают глаза и уши);
    • при определенных заболеваниях (например, педикулезе).


    Дело в том, что при неаккуратных действиях (независимо от того, собираетесь вы стричь ножницами или машинкой) можно повредить:

    Ссылка на основную публикацию