В какие игры можно поиграть с детьми 4 — 6 лет дома? Дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, настольные и подвижные игры для дошкольников

Для чего дошкольникам игры

Малыш в первые 5-6 лет изучает все, что его окружает, знакомится с новыми явлениями, формирует собственное мнение. Именно в это время происходит формирование привычек и навыков, которые в будущем будут основой характера. Благодаря играм, дети познают много нового, делают собственные выводы, учатся общению, расширяют кругозор и мировоззрение. Важное значение имеют сюжетно-ролевые игры, которые помогают освоить коммуникативные навыки. Ребенок учится общаться с другими детьми, высказывать свою точку зрения, перевоплощаться в человека определенной профессии или социального статуса.

В чем состоит польза сюжетно-ролевых игр:

  1. Происходит развитие личности ребенка.
  2. Активизируются познавательные процессы.
  3. Малыши примеряют на себя различные социальные роли.
  4. Детки учатся взаимодействовать с другими игроками.
  5. Малыш должен соблюдать определенные правила игры.
  6. Развивается самодисциплина.
  7. Идет развитие творческого потенциала.
  8. Игры помогают интеллектуальному развитию.
  9. Улучшается речевой аппарат.

Виды сюжетно-ролевых игр:

Зачем и как играть в ролевые игры с детьми 3-7 лет

​​​​​​​Дети-дошкольники обязательно должны ежедневно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры (о разнице между этими двумя понятиями хорошо написано здесь).

Ролевая игра – это как «прописи», только не для обучения письму, а для обучения эффективному общению. Согласитесь, если ребенок имел достаточную практику с прописями, он потом будет красиво писать в чистых линеечках. Так же работают и ролевые игры. Если ребенок имел достаточную практику ролевых игр, то:

  • ребенку будет легко придумать, чем занять самого себя,
  • ребенку будет легче на уроках в школе: он будет с удовольствием участвовать в инсценировках на уроках литературы, английского языка, в командных играх на физкультуре,
  • ребенку будет несложно заводить друзей и располагать к себе учителей,
  • ролевые игры также уменьшат вероятность внутренних протестов по поводу учебы,
  • ролевые игры сформируют интересы к школьным предметам и к будущей профессии

Рассказывает мама 3,5 летнего ребенка:

«Я работаю репетитором, и ко мне ученики приходят на дом. Моей дочке 3,5 года. Перед уроком я просто раскладываю перед дочкой любимые игрушки, даю задание «поиграть, пока мама работает», и ухожу. Дочка прекрасно может поиграть 1 час самостоятельно. Чем она занимается? Она играет в то, во что мы с ней играли не раз: собирает пазлы, раскрашивает картинки, рисует, проигрывает на куклах сюжеты наших ролевых игр. Вчера, например, захожу к ней в комнату после занятия, а она рассадила игрушки на диване и сидит как будто бы им читает. Я узнала этот сюжет – это из нашей игры в «Детский садик». Дочке сейчас эта игра нравится больше всего».

Рассказывает учитель английского языка в начальной школе:

«Это мой первый год работы, и я удивлена, что только 4-5 детей из 25 в восторге от «инсценировок». Я придумываю игры, где детям нужно обратиться друг к другу в разных образах, и только эта небольшая группа детей с удовольствием и очень артистично это делают. Остальные, кажется, вообще не понимают, что это такое – «познакомиться по-английски, как медведь». Они могут скопировать медвежий рык, но хотя бы несколько секунд поизображать медведя им не по силам. В итоге я, кажется, подсознательно строю урок именно для тех артистичных 4-5 детей. С ними работать легко, интересно и отдача сильная».

Итак, если вы хотите вырастить ребенка не только умным, но и успешным, интересным, общительным человеком, обеспечьте своему ребенку до школы хорошую практику ролевой игры.

Как организовать эту хорошую практику?

Для разных категорий семей рекомендации будут разными. Если ребенок ходит в садик или с ним сидит няня, то тут родителям будет достаточно просто выбрать для ребенка лучшего педагога-воспитателя. Профессиональные преподаватели и гувернеры прекрасно знают о потенциале ролевых игр, умеют их правильно организовывать и знают, как заинтересовать детей участием.

Если же вы сами занимаетесь воспитанием своих детей-дошкольников, и у вас нет педагогического образования, то вот подсказки для вас:

1. Когда начинать играть в ролевые игры? Если речь ребенка достигла логопедических стандартов для 3х летних детей, то пора начинать играть. Ознакомиться с этими стандартами, можно по следующей ссылке. Если вы хотите ввести игровую практику раньше, то рекомендуем ознакомиться с этой статьей.

2. Какой сюжет выбрать? Выбирать нужно то, что вероятнее всего откликнется у вашего ребенка. Проанализируйте его интересы: какие темы ему явно нравятся больше других? Какие игрушки он выделяет среди остальных? Полезно также бывает завести разговор на тему «Кем ты хочешь стать?». Поразительно, но многие 4х-летние дети быстро отвечают на этот вопрос. Если ваш ребенок затрудняется, посмотрите вместе книжки или видео о профессиях – если ребенка что-то заинтересует, от эта тема станет сюжетом вашей первой игры.

3. А если моему ребенку ничего не интересно? А если мне некогда выяснять? Тогда мы рекомендуем взять универсальный сюжет «Магазин». Это один из самых простых в организации сюжетов.

4. Что делать дальше? Вот вы выбрали сюжет. Теперь подготовьте реквизит: подберите игрушки, сложите их вместе, смастерите или докупите что-то.

5. Обязательно ли мастерить реквизит для игры или можно пойти и купить что-то готовое в игрушечном магазине? Кажется, что на первых этапах лучше мастерить что-то из подручных средств. Если сюжет «не пойдет», или ваши первые игры будут длиться не более пяти минут, вам не будет жаль потраченных денег.

Вам в помощь примерный список того, что можно подготовить для игры в «Магазин»:

  1. Кассовым аппаратом пусть у вас будет обычный калькулятор или коробка от помадки. Оберните коробку белой бумагой, нарисуйте на бумаге цифры-кнопки.
  2. В качестве денег можно взять настоящую мелочь, вымытую с мылом. Также, можно нарезать цифры из старых настенных календарей.
  3. Возьмите любую пластиковую карточку – это будет банковская карта.
  4. Найдите какой-то старый кошелек или возьмите конверт – это кошелек ребенка.
  5. Девочки также любят «ходить в магазин» с маленькими сумочками.
  6. Разные отделы в магазине у вас могут быть представлены плакатами, которые часто есть в доме, например, такими: «Овощи», «Фрукты».
  7. Не забывайте также, что вы можете пользоваться правом «понарошку»: например, продавец может давать ребенку «невидимую» сдачу, невидимые товары – многим детям такой ход очень нравится.

6. Мы не ослышались? Вы пишете, что игра может занять 5 минут? Я на подготовку реквизита потратила 1,5 часа! Да, друзья, любой педагог-воспитатель подтвердит вам, что это нормальная ситуация в их профессии: подготовка к игре порой занимает в 10 раз больше времени, чем сама игра. Стоит ли тогда овчинка выделки? Однозначно стоит! Причины мы озвучили в начале статьи. Кстати, вы можете предложить ребенку принять участие в подготовке: вместе смастерите кассовый аппарат, вместе подберите товары для прилавков, договоритесь о правилах игры.

7. Я собрала реквизит – уже можно приступать к игре? Не торопитесь. Сначала вам нужно пойти на экскурсию. Темой этой экскурсии будет именно ваша будущая ролевая игра. Комментируйте ребенку все, что встречается вам на пути, а особенно действия сотрудников магазина: «Мы – покупатели. Мы берем корзинку и идем выбирать товары. Сотрудник магазина раскладывает товары на полках. Кассир берет деньги. Кассир дает сдачу и чек».

Почему так важно обращать внимание детей на действия людей? Приведем цитату из книги «Детская психология» советского психолога Даниила Борисовича Эльконина:

«. во время экскурсии в зоопарк детей знакомили со зверями, их повадками, внешним видом и т. п. После экскурсии в детскую комнату вносились звери-игрушки, но ролевая игра не развертывалась. В других случаях во время такой же экскурсии детей знакомили с людьми, обслуживающими зоопарк, с их функциями и взаимоотношениями — с кассиром и контролером, с экскурсоводом, со служителями, кормящими зверей, со «звериным доктором» и т. п. После этой экскурсии, как правило, развертывалась длительная и интересная ролевая игра. » Источник

Таким образом, если вы хотите, чтобы вашему ребенку захотелось с вами поиграть, обязательно продемонстрируйте в реальной жизни элементы будущей игры. Акцент сделайте на действиях людей.

Если у вас нет времени для похода в магазин, вы можете посмотреть с ребенком видео о том, как устроена работа магазина. Останавливайте видео, комментируйте ребенку деятельность людей.

8. Мы были на экскурсии! Уже можно начинать играть? Я разложила реквизит, говорю: «Идем играть в магазин!», а ребенок не хочет, убегает. Сразу предупреждаем, что ваша игра пойдет тем легче и интереснее и для вас, и для ребенка, если у ребенка будет очевидное и искреннее желание играть с вами. Вы можете мягко предложить ребенку: «Кем ты хочешь быть: продавцом или покупателем?», но вы не должны настаивать. Если вы ходите в магазин на экскурсию уже вторую неделю, а ребенок так и не проявляет желания играть в магазин, то рекомендуем следующее:

Читайте также:  Можно ли кормящей маме блины? Блины при грудном вскармливании: начинка для блинов, полезные компоненты и рецепт

9. Поищите на родительских форумах – как другим мамам удается заинтересовать детей ролевыми играми? Найдите на youtube каналы родителей, показывающих, как они играют со своими детьми. Покажите ребенку видео, как дети играют со своими мамами. Если вы будете ежедневно что-то новое узнавать о процессе организации игр, вы обязательно найдете рабочую для своей ситуации рекомендацию.

10. Мы сели играть, и я обнаружила, что я не знаю, что сказать. Мне что, надо сценарий было прописывать? Прописывать не обязательно, но примерно прикинуть в уме, что вы спросите и что может ответить ребенок – надо. Вот отрывок диалога, с которого могут начаться ролевые игры в «Магазин»:

Здравствуйте! Что вы хотите купить? – Я хочу купить картофель.

Извините, картофеля нет. Но зато есть яблоки! – Мне 5 яблок, пожалуйста.

Если вы изучаете британский английский язык с ребенком, то вот этот же диалог на английском:

Hello, Madam/ Sir. How can I help you today? – I would like to buy some potatoes today, please.

I’m sorry, we don’t have any potatoes. But we do have apples! – I’ll have 5 apples.

That would be … rubles, please.

Еще больше фраз для ролевой игры в магазин (на британском английском) – на стене в нашей группе Вконтакте

11. И все же как часто играть? Дети должны играть каждый день.

12. Как долго мне играть с ребенком? Игра может случиться всего на 5 минут, и больше внутри этого дня у вас не получится поиграть. Это нормальная ситуация. Если ваш ребенок играет дольше – прекрасно. Играйте до тех пор, пока ему не надоест. Если вы очень занятая мама, живете по плану, то сделайте следующее: выделите в своем графике, скажем, 15 минут, поставьте таймер на это время. Предупредите ребенка, что, когда «запикает» таймер, маме нужно будет идти по делам. Начинайте играть – у вас все получится!

13. Обязательно играть именно дома? Да, необязательно. Вы можете выносить ролевые игры на улицу. «Продавать» можно палочки, камешки, а листочки будут деньгами. Летом на асфальте можно мелом нарисовать «отделы», мелом же нарисовать кассовый аппарат и его цифры-кнопки.

14. Как мне понять, что игра приносит пользу моему ребенку и развивает его? На что смотреть, где высматривать прогресс? Итак, вы на верном пути, если:

  • ребенок начал сам предлагать вам поиграть в конкретную игру,
  • ребенок запомнил фразы-реплики и уже не за вами повторяет, а сам произносит их,
  • ребенок использует фрагменты ваших игр в самостоятельных играх с игрушками,
  • ребенок начал приспосабливать подручные предметы для своих игр,
  • ребенок начал использовать прием «понарошку»

Еще одна подсказка: вам может быть удобнее отслеживать «игровой прогресс», если вы заведете отдельный блокнот. Назовите его, например, так – «Наши игры». Фиксируйте в блокноте интересные идеи игр (найденные в интернете, услышанные от других мам), прогресс ребенка в речи, в памяти, в самостоятельных играх по мотивам ваших совместных игр. Вы также можете снимать видео ваших игр, потом показывать это видео близким и друзьям. Многим детям нравится смотреть на себя на видео.

Рассказывает учитель английского языка в начальной школе:

Больница

Игра в «Больницу» станет куда достовернее при наличии набора «Больница игровая» (в набор входит: ростомер, ширма, стол окулиста, кушетка, напольные весы).

Не помешает тележка доктора с инструментами (фонендоскоп, лоток, пинцет, шприц, разнообразные упаковки с «лекарствами», лейкопластырь, ножницы, термометр медицинский, молоток невропатолога и др.)

Мечта многих дошкольников – игрушечный чемоданчик доктора, в котором находится всякая всячина: лоток, ножницы, пластырь, баночка для таблеток, капсулы, шприц, фонендоскоп, очки окулиста, молоток невропатолога, аппарат для измерения объема легких и др. Такой чемоданчик будет очень кстати и для игр дома, где пациентами, конечно же, выступят члены семьи.

Разнообразные куклы, специализированные машины: «Скорая помощь», «Пожарная», и т. п. – незаменимые участники почти любой игры с сюжетом и распределёнными ролями.

Игра в «Больницу» станет куда достовернее при наличии набора «Больница игровая» (в набор входит: ростомер, ширма, стол окулиста, кушетка, напольные весы).

Таблица: классы и виды игр (по Новосёловой)

Удобна в практическом применении общепринятая в современной дошкольной педагогике классификация игр, в которой выделяется 2 основные группы: творческие и игры с правилами.

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, это период овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Дошкольник начинает чётко различать реально существующее и вымышленное. Формируется способность к саморегуляции, ребёнок готов к соблюдению правил, в игровом взаимодействии лидирующие позиции начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Старший дошкольник в значительной степени ориентирован на сверстников, испытывает потребность во взаимодействии, у него появляется чувствительность к мнениям и оценкам сверстников. Свои предпочтения во взаимодействии с другими детьми ребёнок объясняет их успешностью в игре.

Можно ли мыться после прививки

В целом врачи не ставят ограничений к тому, чтобы купаться после проведения иммунизации против дифтерии. Однако в течение первых семи дней взрослым и детям не рекомендуется ходить в баню, посещать бассейн, а также добавлять в ванну различные соли и много пены.

Противопоказано использовании мочалки в месте укола, это может спровоцировать раздражение кожи. Кроме того, желательно отказаться от купаний в море.

Несмотря на то что в большинстве случаев ее можно предугадать, не стоит забывать о том, что каждый человек индивидуален и на одно и то же воздействие может реагировать по-разному. Этим и объясняется запрет, почему нельзя мочить укол.

После прививки от кори, краснухи, паротита

Все 3 болезни, возбудителей которых включает вакцина, достаточно серьезны. Известны случаи, когда в многодетных семьях погибали почти все малыши, заражаясь друг от друга корью.

Краснуха, хоть и переносится легко, очень опасна для беременных женщин. Это заболевание способно привести к гибели плода или дефектам его развития.

Паротит, или свинка, может протекать легко, но способен перейти в тяжелую форму. Страшен он и осложнениями, к которым относятся воспаление головного мозга, артрит, панкреатит, нефрит. Особенно опасен паротит для мальчиков в возрасте от 12 лет. Он поражает половые клетки, что чревато бесплодием.

Первый раз малыша прививают в год, повторно прививку делают в 6 лет. Реакция на введение вакцины не обязательно будет одинаковой. Если первую вакцинацию ребенок перенес легко, вторая может сопровождаться повышением температуры и плохим самочувствием. Купать ребенка после прививки опасно, поскольку это может привести к переохлаждению или избыточному нагреву организма и осложнит работу иммунной системы.


Первый раз малыша прививают в год, повторно прививку делают в 6 лет. Реакция на введение вакцины не обязательно будет одинаковой. Если первую вакцинацию ребенок перенес легко, вторая может сопровождаться повышением температуры и плохим самочувствием. Купать ребенка после прививки опасно, поскольку это может привести к переохлаждению или избыточному нагреву организма и осложнит работу иммунной системы.

Через какое время можно купаться после прививки АКДС?

Введение младенцу коклюшно—дифтерийно-столбнячной вакцины выполняется поэтапно с 3-х месяцев до полутора лет, после чего курсы уколов повторяются согласно Национальному календарю вакцинации населения РФ.

Чтобы после АКДС не возникли побочные явления, младенец должен быть абсолютно здоровым. Перед иммунизацией родителям нужно провести УЗИ головного мозга своего ребёнка и получить информацию об основных показателях его крови и мочи.

В процессе подготовки к вакцинированию малышу следует давать антигистаминные препараты, т.к. при АКДС возможны проявления аллергии. Однако надо остерегаться тех противоаллергических препаратов, которые высушивают слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Не рекомендуется в период подготовки к прививке кормить дитя новыми для него продуктами и поить непривычными напитками.

Педиатры рекомендуют родителям купать ребёнка накануне вакцинации, поскольку неизвестно, что будет после неё: ведь самочувствие малютки после введения вакцины может несколько ухудшиться.

Различают три типа реакции организма малышей на действие вакцины АКДС:

  • слабая — проявляется при t° тела 37,5°С;
  • средняя — при t° 38,5°С;
  • сильная — при t° 38,6°С и выше.
Читайте также:  Правила безопасности поведения в городе, на улицах, в общественных местах, на природе: памятка. Что нельзя делать в городе, на улице, в общественных местах, на природе: основные правила

Снизить высокую температуру поможет приём жаропонижающего. Разумеется, недопустимо купать ребёнка или даже просто обтирать его водой, пока он находится в таком состоянии.

Родители обязаны учитывать тот факт, что дети реагируют на вакцину АКДС по-разному. У одних температура может повыситься в день иммунизации; у других же — только на второй день после прививки или даже на третий. Поэтому нужно проследить, чтобы и без того нестабильное состояние крохи не усугубили дополнительные неблагоприятные факторы.

Но если при инъекции АКДС у малыша отсутствуют ярко выраженные отрицательные реакции, он в хорошем настроении, с аппетитом ест, с удовольствием играет, тогда его можно купать спустя 2-3 дня от введения АКДС, соблюдая при этом все предосторожности:

  • вода должна быть кипячёной с добавлением дезинфицирующих растительных настоев/отваров;
  • температура воды — в диапазоне от +36°С до +39°С;
  • время, отведённое на мытье, следует по возможности сократить до минимума;
  • в процессе приятия водных процедур место укола оберегать от трения губкой;
  • после ванны ребёнка надо быстро обсушить полотенцем и немедленно одеть, не допуская переохлаждения;
  • в квартире не должно быть ни малейших сквозняков.

Точное исполнение комплекса требований во время купания после прививки поможет избежать различных поствакцинальных осложнений.


Точное исполнение комплекса требований во время купания после прививки поможет избежать различных поствакцинальных осложнений.

Когда купать можно?

Совет не купать малыша после введения в его организм вакцины, который часто можно услышать от педиатров, обычно связан с риском заражения из проточной воды, поскольку она является источником патогенных микроорганизмов и очищается недостаточно. Однако множество современных исследований подтвердили то, что купание ничем не вредит ребенку после вакцинации, если самочувствие малыша не нарушено.

Купать ребенка разрешено, если ему ввели прививки против таких инфекций:

  • Грипп;
  • Полиомиелит;
  • Вирусный гепатит В;
  • Корь;
  • Пневмококковые инфекции;
  • Паротит;
  • Краснуха;
  • Дифтерия;
  • Желтая лихорадка;
  • Бешенство;
  • Инфекции, вызываемые гемофильной палочкой;
  • Холера;
  • Столбняк;
  • Коклюш.

Также ребенка можно купать после введения БЦЖ, даже если на месте укола имеется гнойничок. Если введение вакцины АКДС вызвало появление местной реакции (уплотнение кожи, небольшая отечность и краснота в месте инъекции), водные процедуры тоже не запрещены.

Купание не рекомендуется при выраженной реакции на введение вакцины, в частности, при гипертермии. К тому же, ребенка не следует купать, если одновременно с получением прививки он заразился в поликлинике простудой либо гриппом. Малышей не купают при ухудшенном самочувствии, вялости, устойчиво высокой температуре тела, сонливости, сильном насморке и кашле. Водные процедуры не проводят 1-3 дня, пока состояние ребенка не нормализуется.

Можно ли мыться после прививки адс м

  • беременности;
  • осложнения аллергического характера;
  • острых респираторных заболеваний;
  • осложнения после вирусных заболеваний;
  • острой формы хронических недугов.

Иммунизация детей

С составом российского производства первую прививку малышам ставят, когда они достигают возраста в 3 месяца, а зарубежные (Инфанрикс, Пентаксим) разрешены грудничкам от 2-х месяцев. График иммунизации для малышей более сложный, чем для взрослых, поскольку им дифтерия более опасна ввиду несовершенства иммунитета. Три дозы в первый год жизни ставят детям с периодичностью в 1,5 месяца, а после берут перерыв. После вид детского календаря прививок, защищающих от дифтерии, на основе российского состава выглядит так:

  • ревакцинация АДС проводится по достижению малышом 18-ти месяцев;
  • следующая прививка (преимущественно АДС-М) ставится ребенку, достигшему младшешкольного возраста (7 лет).
  • после необходимо провести иммунизацию подростку, которому исполнилось 14 лет, а дальше применяется взрослая схема.

Однако данный график вакцинации от дифтерии не является универсальным, особенно если используются зарубежные составы. Некоторые врачи считают целесообразным прививать детей 3 раза до полугода (тоже с интервалом в 1,5 месяца), а после повторять процедуру сначала в 18 месяцев, затем в 6 лет. В зависимости от того, какое количество антител выработалось после введения анатоксинов, срок до следующей прививки может быть продлен до 10-ти лет. Так последняя иммунизация ребенку будет проведена уже в возрасте 16-ти лет.

Припухлость объясняется воспалением на местном уровне. Кожа краснеет, отекает, слегка болит. Участок покраснения не должен занимать более 8 см в диаметре, а размер шишки – боле 2 см.

Стоит ли делать прививки в разгар пандемии

Нужно делать плановые прививки ребенку в разгар эпидемии коронавируса?

Наталья Ткаченко: Категорического запрета на плановую вакцинацию детей пока не было. По совершенно понятной причине: если отказаться от прививок, то через 3-6 месяцев мы получим вспышки других заболеваний, в числе которых – коклюш, пневмококковая инфекция, корь, краснуха, паротит, ветрянка и другие. Даже в условиях эпидемии коронавируса вакцинация должна проводиться, но с соблюдением всех мер предосторожности.

Стоит опасаться, что из-за прививки ослабнет иммунитет ребенка?

Наталья Ткаченко: Нет. Прививка стимулирует иммунитет, она заставляет его вырабатывать антитела против инфекции. Суть вакцинации – это обучение иммунной системы.

Активный иммунитет, который мы приобретаем к инфекционным болезням, можно получить только двумя способами: переболеть или сделать прививку. Первый способ опасен тем, что сложно предсказать, как человек будет болеть: легко или очень тяжело.

Можно прививками перегрузить иммунную систему?

Наталья Ткаченко: Многие боятся прививаться, а уж использовать комбинированные многокомпонентные вакцины тем более! Например, есть шестивалентная вакцина против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, вирусного гепатита B и гемофильной инфекции. Приходят родители и просят все сделать по отдельности, чтобы уменьшить “нагрузку” на иммунную систему ребенка. То есть предлагают сначала три раза сделать прививку от полиомиелита, потом отдельно три раза от коклюша, дифтерии, столбняка и гепатита B. О чем они беспокоятся? Вакцина полиомиелитная инактивированная содержит 3 антигена, противококлюшная – столько же, против дифтерии и столбняка – по одному антигену. Для сравнения – нагрузка цельноклеточной вакцины АКДС, которая начала применяться во второй половине ХХ века в Советском Союзе и до сих пор широко используется, равна трем тысячам антигенов. Почувствуйте разницу: три тысячи или всего десять антигенов! От чего вы хотите освободить ребенка? Современные вакцины высокоэффективны, хорошо переносятся, не угнетают иммунную систему, а, скорее наоборот, стимулируют ее.

Осторожность в прививках необходима при врожденном или приобретенном иммунодефиците, например, в том случае, когда ребенок получает иммуносупрессивную терапию, которая снижает иммунный ответ организма. В частности, абсолютно противопоказана вакцинация живыми вакцинами после трансплантации почки, печени, сердца, легких, а также детям с онкологическими заболеваниями, которым назначена химиотерапия. Живые вакцины противопоказаны также при беременности, поэтому позаботиться о своем здоровье и здоровье будущего ребенка женщина, планирующая беременность, должна заранее!

Какие бывают противопоказания для того, чтобы на время отложить вакцинацию?

Наталья Ткаченко: Если ребенок заболел, к примеру, у него температура или понос, рвота, тогда на некоторое время вакцинация откладывается. Но нужно смотреть на общее состояние пациента. Если болезнь протекала легко и это была обычная сезонная респираторная инфекция без высокой температуры, то на самом деле через 2-3 дня после нормализации температуры прививку можно делать. Если болезнь сопровождается лихорадкой, ребенок лечится антибиотиками, лучше подождать, иногда необходимо отложить вакцинацию до месяца. Зависит от того, как будет улучшаться состояние.

Насколько оправданы прививки в грудном возрасте? Можно от них отказаться?

Наталья Ткаченко: Когда 1,5 года назад мы проводили анкетирование родителей по вакцинации детей против пневмококковой инфекции, которая начинается в 2 месяца, то были удивлены. Это одна из самых ранних вакцин в Национальном календаре профилактических прививок России. В тех случаях, когда эта вакцинация не проводилась, мы ожидали на первом месте увидеть отказы родителей от нее. Но были страшно удивлены, когда на первое место вышли рекомендации врача. Причем зачастую это были не письменные медотводы, а устные советы об отказе или переносе сроков иммунизации! Это был шок, потому что наиболее тяжело пневмококковая инфекция протекает именно у ребенка самого раннего возраста. Если это отит – то гнойный, с частыми осложнениями, если пневмония, то она зачастую приобретает деструктивный характер. Кроме того, именно у маленьких детей отмечается самый высокий уровень заболеваемости пневмококковыми менингитами!

Новорожденный ребенок рождается “стерильным”. Сразу после рождения его иммунная система сталкивается с огромным количеством антигенов. Это всевозможные бактерии, которые находятся вокруг, вирусы, пищевые антигены, например, те, что он получает с молоком матери, антигены пылевые и пыльцевые. Но его иммунная система с этим благополучно справляется. Другое дело, что она еще не обучена и не готова сопротивляться инфекционным болезням. Вакцинация восполняет собой эту слабость, позволяя заблаговременно выработать антитела к разным инфекциям.

Читайте также:  Как отличить суффикс от окончания 3 класс: у глагола, существительного, прилагательного, с примерами. Как узнать сколько суффиксов в слове? Как выделить суффикс в слове: типичные ошибки

Бывает, что организм не может справиться с вирусом или микробом, который содержит вакцина?

Наталья Ткаченко: На самом деле большинство вакцин – неживые. Это значит, что инфекционный агент в них предварительно умерщвлен. Более того, часто они содержат лишь часть бактериальной клетки или вируса. Это касается прививок от вирусных гепатитов А и B, вируса папилломы человека, полиовируса, коклюша, дифтерии, столбняка. Любая инактивированная вакцина не содержит патогена, который вызывает болезнь. Живые вирусы содержатся в вакцинах против кори, краснухи, ветряной оспы, паротита, полиомиелита, но культуры в них настолько ослаблены, что не способны размножаться в организме. Они не вирулентны, то есть не могут причинить вреда организму, в отличие от инфекции.

Что будет, если вовсе отказаться от прививок?

Наталья Ткаченко: Как только падает процент охвата вакцинацией населения в каком-либо регионе, там возникает вспышка инфекции. Так было в 90-е годы в России. Советский Союз распался в 1991 году, и уже в 1993-1994 годах было зарегистрировано порядка 40 тысяч случаев дифтерии в Российской Федерации. В 2011 году Европа получила мощнейшую вспышку кори, когда резко упала привитость населения против этого заболевания. Тогда и в Российской Федерации был отмечен резкий подъем заболеваемости корью, и мы тоже были вынуждены последние несколько лет активно проводить догоняющую вакцинацию взрослых против кори. Не будет вакцинации от гриппа – будут вспышки гриппа, колоссальные вспышки.

Насколько эффективна прививка от гриппа, учитывая, что вирус постоянно мутирует?

Наталья Ткаченко: Истинная мутация – это то, что произошло с коронавирусом: где, когда и как он мутировал, на этот вопрос не ответит никто. Доподлинно неизвестно, когда конкретно появится эффективная вакцина. А когда мы говорим о вакцинации против гриппа, это рутинная вакцинация, это обыденное дело для человечества. Истинных мутаций встречается не так уж и много. На самом деле это просто чередование видов гриппа А и гриппа B. Все штаммы хорошо известны, пути распространения гриппа тоже понятны и изучены. Как правило, шествие гриппа начинается с Юго-Восточной Азии, где сезонная вспышка начинается весной. Штаммы отбираются, исследуются, и уже летом производится вакцина для других территорий. Выбранную вакцину запускают в производство, чтобы в дальнейшем опередить волну гриппа, которая неизбежно придет.

От себя добавлю, что в предстоящем эпидсезоне 2020-2021 гг. особое внимание надо уделить именно вакцинации против пневмотропных инфекций, таких как грипп, пневмококковая инфекция и коклюш.

Наталья Ткаченко: Как только падает процент охвата вакцинацией населения в каком-либо регионе, там возникает вспышка инфекции. Так было в 90-е годы в России. Советский Союз распался в 1991 году, и уже в 1993-1994 годах было зарегистрировано порядка 40 тысяч случаев дифтерии в Российской Федерации. В 2011 году Европа получила мощнейшую вспышку кори, когда резко упала привитость населения против этого заболевания. Тогда и в Российской Федерации был отмечен резкий подъем заболеваемости корью, и мы тоже были вынуждены последние несколько лет активно проводить догоняющую вакцинацию взрослых против кори. Не будет вакцинации от гриппа – будут вспышки гриппа, колоссальные вспышки.

Какую прививки после Манту можно колоть и через сколько, можно ли сразу

Прививки после Манту можно колоть все, вне зависимости от вида, но не сразу, лучше выждать от 3 дней до недели от введения туберкулина. Примерным ориентиром может быть исчезновение следа от кожной пробы.

Допускается небольшое покраснение, но ко времени введения вакцины не должно быть припухлости на предплечье и общей реакции в виде повышенной температуры. Такие меры предосторожности, как правило, нужны часто болеющим детям, с аллергическими заболеваниями, диатезом.

Прививка в год после Манту проводится чаще всего от кори, краснухи и паротита. Ее называют КПК, но могут быть использованы и однокомпонентные препараты (от каждой болезни по отдельности) или состоящие из двух частей. Вторая вакцинация по календарю прививок проходит от коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС).

На практике соблюдается последовательность врачебных действий:

  1. Вначале врач оценивает результат пробы Манту и вносит ее итоги в документацию.
  2. Проводится осмотр кожи и слизистых, прослушивание легких и изменения температуры.
  3. Опрос родителей о поведении и самочувствии: были ли выделения из носа, кашель, понос.
  4. При отсутствии подозрений на текущий инфекционный процесс выдается направление на прививку, а при сомнениях назначают анализы крови, мочи, рентген.

Здоровым детям обычно делают прививку сразу после оценивания пробы Манту, вакцину можно ввести в тот же день (через 48-72 часа после укола туберкулина). Запрещена вакцинация до замера папулы, так как при резко положительном результате необходимо будет через время (2-3 месяца) повторить Манту.


Таких детей и подростков направляют в туберкулезный диспансер, а после исключения инфекции фтизиатр пишет заключение о возможности введения иммунных препаратов (вакцин и сывороток, иммуноглобулинов). Если подтвержден диагноз туберкулеза, то любые прививки откладываются до полного излечения.

ЧТО НУЖНО И НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ПРИВИВКИ АКДС


Важным условием при вакцинации ребенка является применение жаропонижающих средств. Рационально применять препараты парацетамола в виде сиропа или суппозиториев: Панадол, Эффералган, Калпол или препараты ибупрофена: Нурофен, Ибуфен и др. Это необходимо:

Что за прививка АДС

Расшифровка прививки АДС — дифтерийно-столбнячная адсорбированная. Эта вакцина даёт защиту от двух заболеваний — дифтерии и коклюша. Она показана следующим группам пациентов:

  • дети, перенёсшие коклюш;
  • дети с трёх лет;
  • вакцинация взрослых;
  • лица, имеющие серьёзные негативные эффекты после введения АКДС.

Если у ребёнка была резко выраженная реакция на вакцину АКДС, то, скорее всего, она возникла на антигены коклюша.

В состав АДС-вакцины входят следующие компоненты:

Соответственно эта вакцина защищает от столбняка и дифтерии.

Производителем прививки АДС является российская компания Микроген. Идентичных аналогов у прививки нет. Но таковым можно считать АДС-М, более ослабленную вакцину с тем же составом.

Смешивать препарат и вводить одновременно можно только с полиомиелитной вакциной.

Какие прививки делают детям

Вакцинация, с момента ее «изобретения» и по сей день, является самым эффективным способом профилактики инфекционных заболеваний, нередко — смертельно опасных.

Согласно Национальному календарю профилактических прививок, в наше время во всех регионах России детям (в отсутствие очевидных противопоказаний к прививкам) ставят следующие вакцины:

  1. В первые сутки после рождения — первая прививка от вирусного гепатита В;
  2. На 3-7 день жизни — прививка от туберкулеза (БЦЖ);
  3. В 1 месяц — вторая прививка от вирусного гепатита В;
  4. В 2 месяца — первая вакцинация против пневмококковой инфекции
  5. В 3 месяца — первая вакцинация против столбняка, коклюша и дифтерии (комбинированная вакцина АКДС) и первая прививка от полиомиелита;
  6. В 4,5 месяца — вторая прививка АКДС, вторая прививка против пневмококковой инфекции и вторая прививка от полиомиелита;
  7. В 6 месяцев — проводится третья прививка от вирусного гепатита В, третья вакцинация АКДС и третья прививка от полиомиелита;
  8. В возрасте 1 года проводят вакцинацию против кори, краснухи и эпидемического паротита.
  9. В 15 месяцев – ревакцинация против пневмококковой инфекции;
  10. В 18 месяцев – первая ревакцинация против полиомиелита и первая ревакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка;
  11. В 20 месяцев – вторая ревакцинация против полиомиелита;
  12. В 6 лет – ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита;
  13. В 6-7 лет проводится вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка, а также ревакцинация против туберкулеза;
  14. На пороге 14-летия детям проводят третью ревакцинацию против дифтерии и столбняка, а также третью ревакцинацию против полиомиелита.

Поскольку любая вакцина в детском возрасте – это определенный стресс для неокрепшего детского организма, нужно быть готовым к возможным осложнениям. Однако даже потенциально вероятные негативные последствия у ребенка после прививки все равно в десятки раз менее серьезные, чем последствия заражения любой из перечисленных болезней.

Родители должны понимать, что между реакциями на вакцину и осложнениями после прививки существует огромнейшая разница.

Зачастую ребенок после прививки демонстрирует не признаки болезни и осложнения на вакцину, а лишь реакцию на прививку. Причем симптомы этой реакции могут быть пугающими для родителей, но при этом совершенно нормальными с точки зрения врачей.

Реакции у ребенка после прививки могут быть:

Ссылка на основную публикацию