В какие игры можно поиграть с детьми 4 — 6 лет дома? Дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, настольные и подвижные игры для дошкольников

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.

Ирина Куликова
Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.

Источник: Краснощекова Н. В.

Сюжетно-ролевые игры

для детей дошкольного возраста.

У дошкольников старшей группы развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, затем к придумыванию новых сюжетов.

У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр. Целесообразно использовать детскую литературу.

Картотека сюжетно – ролевых игр для детей старшей группы

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия). Игровой материал: Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки, музыкальные инструменты, предметы – заместители).

Игровые роли: дедушка, внуки, мама, папа, брат, сестра.

Цель: Способствовать возникновению игры, объединению серии магазинов в один (книжный, овощной, одежды).

Игровой материал: Строительный материал. Игрушки, муляжи, касса, зеркало, витрины, куклы, кошельки, предметы-заместители, ширмы.

Игровые роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер.

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Игровой материал: Строительный материал. Технические игрушки – заводные машины, карта, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор игрушечных животных и птиц, предметы – заместители.

Игровые роли: Полицейский, начальник порта, кассир, продавец, капитан, дежурный, боцман, врач, матрос, пограничники,

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о разных видах транспорта:наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала., аэропорта. Расширение знаний о рабочих профессиях.

Игровой материал: Строительный материал. Технические игрушки: заводные машины, автобусы, катера, теплоходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заместители.

Игровые роли: шофер, пассажир, строитель, инженер, механик, техник, бензозаправщик, мойщик, диспетчер пульта.

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закреплять знания о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.

Игровой материал: Строительный материал. Игрушка – самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы – заместители, элементы одежды, форма летчика.

Игровые роли: летчик, стюардесса, контролер, пассажиры.

Игра «Российская Армия»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое- воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов моряков в родном городе (поселке). Расширение представле6ний детей о типах военных кораблей: подводная лодка. Крейсер, ракетный катер, авианосец, танк десантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Игровой материал: Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки, шлемы, предметы-заместители.

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей.

Игровой материал: Строительный материал, каска, предметы-заместители, набор техники.

Игра «Медицинский центр – Поликлиника – Больница”

Цель: Раскрытие деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал: ширмы, набор «Кукольный доктор», набор кукол, предметы – заместители, медицинский халаты.

Игровые роли: воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар

Цель: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

Игровой материал: ширма, сумка почтальона, открытки, почтовый ящик. Детские журналы, кошельки, карандаши, конверты, плащ.

Цель: Побуждать детей создавать сюжет игры, развивать интерес к труду библиотекаря. Воспитание бережного отношения к книгам.

Игровой материал: книги, формуляры, карандаши, карточки, полочки.

Игровые роли: библиотекарь, читатели.

Цель: Формирование трудовых умений, представлений о профессиях рабочих на нашем заводе (фабрике, развитие творческого воображения. Воспитание интереса к профессиям своих родных.

Игровой материал: наборы машин, трубы, пропуска, строительные наборы, халаты, каски, рукавицы, набор коробок.

Игровые роли: директор завода, механик, рабочий, шофер,

Игра «Театральная студия»

Цель: Формирование положительных взаимоотношений в игре.

Игровой материал: ширма, игровые атрибуты: деньги, билеты, кошельки, таблички «Касса», «Театр», наборы разных видов театра (набор мягких игрушек, набор масок.)

Цель: Формирование умений творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.

Игровой материал: самоделки, наборы животных, строительный набор, природный материал, бросовый материал.

Игра «Парикмахерская-Салон красоты»

Цель: Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера, визажиста, .

Игровой материал: предметы-заместители, реальные предметы (расчёски, бигуди, кисточки, флаконы, зеркало, набор «Детский парикмахер», журналы, ширма.

Игровые роли: Парикмахер (мастер, кассир, клиенты, уборщица.

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы) «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы. Володина Елена Васильевна «Сюжетно-ролевые игры в развитии.

Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Картотека «Игры с мячами». Для детей старшего дошкольного возраста Данная картотека игр была создана мною специально для проекта “Мячи бывают разные”, в помощь педагогам и для пополнения образовательной.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Город мастеров» для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 13» Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров» Разработала: Савина.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» для детей старшего дошкольного возраста Цель игры: расширение представлений об окружающем: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Отображать в игре знания об окружающей.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Сюжетно-ролевые игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста Слайд №1. Уважаемые члены комиссии разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификасыонную работу. Тема: сюжетные подвижные игры.

Проект нравственного патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры Проект нравственного патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры Название проекта: «Нравственное.

Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые.

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой 1 слайд Тема моего выступления Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что использование.

Активные игры для детей 4-6 лет дома

Активные игры, не включающие бег

Бывает, что игровое пространство мало для группы детей. Например, комната не слишком велика или на детской площадке негде развернуться. В этом случае можно провести достаточно подвижные игры, но бегать ребятам не придется.

Затяни в круг

На земле чертят круг (рисуют мелом на асфальте, выкладывают веревочкой на полу). Вокруг него встают дети и берутся за руки. Идут хороводом, произнося слова:

Мы идем, идем по кругу,

Держим за руки друг друга.

А сейчас, ребята, встанем,

И кого-то в круг затянем!

Все останавливаются. По команде «Раз, два, три, тяни!» каждый пытается затянуть соседей в круг, за линию, а сам при этом остаться снаружи.

Те, кому это удалось, считаются победителями. Они участвуют в следующем туре игры, а его победители – в следующем. Не забывайте перед каждым новым этапом игры уменьшать размеры круга!

Из оставшихся двоих игроков определяется победитель. Ему вручают приз, медаль или присваивают звание самого сильного и ловкого.

Игру можно проводить под музыку. Пока звучит мелодия, все идут по кругу, а на смену музыки или по какому-либо сигналу (хлопку, свистку) начинают тянуть друг друга за линию.

Если играть в эту игру на Масленицу, можно сказать, что круг на земле – это сковорода. Тот, кто на нее наступит, превращается в «жареный блин».

Шаги с именами

Если игроков немного, например трое, можно устроить между ними такое соревнование. Все участники выстраиваются перед линией. Первый начинает шагать, называя любые имена на каждый шаг. Как только имена у него закончатся, он тут же останавливается. Задумываться или повторять имена нельзя. В игру вступает второй игрок. Когда и он остановится, идет третий. Кто из игроков окажется дальше, тот и победитель.

Но может случиться и так, что у ребят очень разная длина шага. Тогда побеждает участник, назвавший больше имен.

Имена можно заменить названиями деревьев, цветов, животных и так далее.

Кто выше прыгнет

Дети делятся натри команды: «козы», «кони» и «кошки». Каждой из них отводится свое место. Все участники приседают на корточки.

Ведущий время от времени восклицает «кони», «козы» или «кошки», выделяя и растягивая слог «ко» и быстро произнося окончание слова. Дети – участники названной команды должны в этот момент подпрыгнуть на месте как можно выше.

Если кто-то из детей прыгнул не вовремя или не прыгнул, когда было нужно, то он удаляется до конца игры.

Побеждает команда, у которой осталось больше игроков. Учитывается также, насколько дружно и высоко подпрыгивала команда.

Замри!

Все дети любят игру «Море волнуется». Водящий произносит нараспев:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура, замри!

Игроки плавно двигаются, изображая волны или морских обитателей. На последнем слове все замирают в разнообразных красивых позах. Водящий оценивает изысканность и оригинальность фигур. Дети стоят неподвижно, но не более 30 секунд! Затем игра повторяется. Можно выбрать нового водящего из числа наиболее отличившихся участников.

В эту игру можно поиграть и зимой, если изменить слова. Предлагаем использовать следующий текст:

Снежинки закружатся раз,

Снежинки закружатся два,

Снежинки закружатся три,

Фигура из снега, замри!

Дети в соответствии с текстом изображают вьюгу или метель. Замирают игроки в позах фигуристов, лыжников, саночников, спящих медведей, елок, снежинок, ледяных фигур и т. п.

Шагать – стоять

На земле на расстоянии примерно десяти метров одна от другой чертят две параллельные линии. Водящий стоит перед первой линией, отвернувшись от других игроков. Остальные участники выравнивают носки ног вдоль второй линии.

Водящий начинает громко считать: «Раз, два, три!» Все игроки делают в это время три шага вперед. Водящий восклицает: «Замри!» и резко оборачивается. Все останавливаются. Водящий следит, чтобы никто не шевелился. Кто шевельнется, тот выбывает из игры.

Затем водящий снова отворачивается и начинает считать. Все повторяется несколько раз до тех пор, пока кому-то из игроков не удается пересечь первую линию (то есть ту, у которой стоит водящий). Он и считается победителем. Как правило, это тот участник, кто делал наиболее длинные шаги, а замерев, хорошо сохранял равновесие. Победитель может взять приз и, если захочет, стать новым водящим.

Перетяжки

Всем знакома игра перетягивание каната. А если каната нет? Тогда можно организовать игру иначе. Команды встают напротив друг друга. Игроки каждой из них строятся друг за другом, крепко держась за талию впередистоящего (как в сказке «Репка»). Первые участники команд берутся за обе руки. На земле между ними обозначают линию. По условному сигналу одна команда старается перетянуть другую через линию на свою сторону.

А вот другой вариант перетяжек. На земле чертят длинную линию. Игроки двух команд встают перед ней, образуя пары с соперниками, и берутся с ними за руки. По сигналу «тяни» каждый старается перетянуть противника на свою сторону, за черту. По сигналу «стоп» все останавливаются. Те дети, которых перетянули за черту, становятся игроками другой команды и сражаются уже за нее. Можно образовывать новые пары или держаться сзади друг за друга и вдвоем (втроем и так далее) перетягивать соперников на свою сторону.

Игру повторяют от трех до пяти раз, после чего определяют команду-победителя. Победившей считается та сторона, на которой к этому моменту оказалось больше игроков.

Ровным кругом

Выбирается водящий, остальные игроки встают в круг. Дети идут по кругу и приговаривают:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! С нами вместе

После чего все игроки останавливаются, а водящий в центре круга начинает показывать какие-то интересные движения (танцевальные, спортивные, подражательные, шуточные). Все дети повторяют за ним, стараясь копировать водящего в точности.

Затем водящий выбирает вместо себя другого (из числа лучших игроков). Игра повторяется, пока не надоест детям или пока не закончатся интересные движения.

Шародром

Дети делятся на две команды с равным количеством игроков. На земле (асфальте) чертят длинную линию (в помещении можно положить шнур). С обеих сторон вдоль нее встают игроки. В руках у каждого надутый шарик.

По сигналу дети начинают перебрасывать шарики на другую сторону, стараясь, чтобы как можно больше шаров оказалось у соперников, а на своей стороне шаров не осталось. Шарики, прилетевшие от соперников, так же максимально быстро возвращают им. То есть каждая команда пытается избавиться от шаров.

Перебрасывание продолжается до нового сигнала. Как только прозвучит команда «Стоп!» (свисток, хлопок, остановка музыки), все останавливаются. На чьей стороне меньше шариков, та команда и победила.

В зависимости от времени года и места проведения игры шарики можно заменить другими легкими предметами, например, самодельными снежными комочками, шишками и тому подобным.

Читайте также:  У ребенка режутся зубы: симптомы, признаки, поведение. Когда режутся первые зубы у грудничков, младенцев? В каком порядке, и в каком возрасте режутся зубы у малышей?

Передача предаета

Дети встают в круг и пускают по рукам какой-либо предмет, например платочек или цветочек. Передают ритмично, под текст, который произносят:

Наш цветочек (платочек) прогулялся

По рукам, по рукам.

У кого он оказался,

Тот плясать выйдет к нам!

У кого на последнем слове оказался предмет, тот выходит в центр круга и танцует с предметом или без него, на свое усмотрение. Если есть музыкальное сопровождение, танцевальные движения выполняются в соответствии с характером музыки.

Дети могут хлопать танцору или повторять движения за ним. Потом водящий встает в круг на свое место и предмет передают дальше.

Жмурки «Стой на месте»

Водящему («жмурке») завязывают глаза и поворачивают его несколько раз вокруг себя. Остальные дети разбегаются в это время по площадке и занимают любые понравившиеся места (пространство должно быть ограничено). Сходить с занятого места нельзя! Если «жмурка» окажется слишком близко, можно отклониться, присесть, повернуться, чтобы не попасть ему под руку.

Обнаруженного игрока водящий должен узнать по голосу или на ощупь. Об этом договариваются заранее. Можно изменять голос или меняться деталями одежды, чтобы «жмурке» было труднее опознать того, кого он нашел. Если «жмурка» ошибется и неправильно назовет имя игрока, он ищет следующего. Если угадает, то становится игроком, а узнанный им ребенок – «жмуркой».

Наседка

Выбирают «коршуна», «наседку» и «цыпленка». Все дети встают за «наседкой», плотно обхватив друг друга руками за талию. Последним к ним присоединяется «цыпленок». Получается плотная цепочка, состоящая из «наседки», детей и «цыпленка». «Коршун» встает напротив, лицом к «наседке».

По команде «коршун» начинает прорываться к «цыпленку», а «наседка» вместе с детьми пытается его не пустить. Разъединять руки в цепочке нельзя!

Если «коршун» схватил «цыпленка», он считается победителем. Если ему это не удалось в течение определенного времени (например, минуты), победившей считается наседка.

Назови соперника

Играют от двух до шести детей. Каждому на спину бельевой прищепкой взрослый прикрепляет карточку с изображением цифры (от одного до шести), или какого-либо предмета (одному – шарик, другому – флажок, третьему – кубик, четвертому – звездочка), или животного, или цветка в зависимости от тематики вечера.

Изображения на карточках должны быть достаточно крупными и разборчивыми. Наконец вместо карточек можно прикрепить на спины детей бантики, платочки или картонные квадратики разных цветов. Главное, чтобы участники не увидели раньше времени, кому что досталось.

По команде взрослого (свистку, включению фоновой музыки) дети начинают двигаться так, чтобы увидеть спины соперников, но не показать при этом своей.

Тот, чью карточку «обнаружили» и назвали, выбывает из игры. За каждого обнаруженного соперника начисляются баллы.

К концу, когда участников остается только двое, игра может затянуться, если оба противника осторожны и достойны друг друга. Тогда по истечении определенного времени (на окончание музыки или громкого отсчета) взрослый останавливает игру. Сильнейшим считается тот из двоих, кто набрал больше баллов, то есть обнаружил и назвал больше соперников в ходе игры.

Игру можно повторить, если перемешать все карточки и заново прикрепить участникам. Тогда тот, кто был сначала зайцем, может оказаться волком, ромашка стать маком, двойка – пятеркой, а карточка красного цвета – превратиться в синюю. Но соперникам это еще только предстоит узнать!

Выбей из круга

Дети стоят в кругу на расстоянии примерно полутора метров друг от друга. В центре находится водящий. Он должен выбить ногой за пределы круга мяч (зимой – льдинку).

Игроки стараются не допустить этого, используя только ноги. Какое именно пространство, слева или справа от себя, они будут защищать, следует обговорить заранее (либо все слева, либо все справа). Тот, кто пропустит вылетающий из круга снаряд или попробует задержать его рукой, становится водящим.

Змея, кусающая хвост

Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за талию. Первый в цепочке – это голова, последний – хвост, остальные – тело змеи.

По команде «лови!» голова начинает ловить хвост, а хвост пытается увернуться от «укуса» головы. Первая половина детей, стоящая непосредственно за «головой», помогает ей, вторая половина – «хвосту».

Рвать цепочку нельзя! Если разрыв произошел, тот, кто это допустил, становится головой, то есть водящим, или выбывает из игры.

«Голову», поймавшую «хвост», награждают призом. Нового водящего выбирают считалкой.

Вытолкни за круг

На снегу, на земле, на полу рисуют круг диаметром примерно метр. В него входят по очереди пары игроков, примерно равные по силе и массе. Они приседают на корточки лицом друг к другу и выставляют перед собой ладони, которые соединяют с ладонями соперника.

Необходимо вытолкнуть (использовать можно только руки) соперника за пределы круга или заставить его потерять равновесие и коснуться земли (снега, пола) рукой или какой-либо другой частью тела.

Победители из каждой пары встречаются во втором туре и состязаются уже между собой. И так до тех пор, пока не выявят одного самого сильного.

Кукольный футбол

Устанавливаются «ворота». Это может быть обыкновенная табуретка, ножки которой считаются штангами. Участники выбирают себе «игроков». Например, мама может взять кота в сапогах, сестра – куклу, а младший брат – любимого мишку. Игра может проводиться и двумя соперниками, например, папа-лошадка против сына-жирафа.

Задача: перехватить мяч у соперника и забить гол в ворота ногами игрушки. Собственные ноги-руки взрослых и детей в игре участия не принимают! Каждый забитый гол приносит одно очко.

Пятнашки в кругу

«Стрелочкой», или считалкой, выбирают двух водящих. Один из них «догоняющий», то есть «пятнашка», а второй – «убегающий».

Все дети стоят в кругу, а водящие за кругом с противоположных сторон.

Игроки говорят хором: «Раз, два, три, беги!» «Пятнашка» начинает догонять, а второй игрок – убегать. Бегать им можно только за спинами детей. Круг пересекать нельзя!

Убегающий может быстро занять место любого игрока в кругу, а тот немедленно становится убегающим вместо него.

Если водящему удается дотронуться до соперника, они тут же меняются ролями, то есть «пятнашка» становится убегающим, а тот, кого он догнал, – «пятнашкой».

Золотые вороте

Русская народная игра

Одна или две пары детей (тогда они располагаются одна напротив другой с правой и левой стороны площадки) будут «воротами». В парах-«воротах» участники встают лицом друг к другу, берутся за обе руки и поднимают их.

Когда играющих много, «ворот» может быть четверо, и располагаются они тогда по углам зала или площадки.

Остальные игроки встают друг за другом, причем каждый держится за плечи или талию стоящего впереди. Таким образом, получается «поезд». Самый первый в нем ведет всех остальных за собой по кругу, проходя через каждые «ворота».

При наличии какой-либо народной музыки «поезд» из детей двигается, пока звучит мелодия. В отсутствие таковой дети, изображающие ворота, синхронно произносят текст:

В золотые ворота!

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На окончание музыки или текста «ворота» захлопываются (соединенные руки опускаются), и те, кто оказался в этот момент внутри «ворот», считаются пойманными. Закрывать «ворота» раньше, чем прозвучит весь текст или остановится музыка, запрещается!

Попавшиеся сами становятся частью «ворот». Они встают вместе с двумя первыми игроками и берутся с ними за руки. Соединенные руки потом снова поднимают вверх (открывают новые ворота, уже из трех человек). Таким образом, «ворота» все время увеличиваются и постепенно превращаются в круги.

Игра заканчивается, когда все игроки пойманы. Выигрывают самые большие «ворота», так как они были наиболее ловкими.

Развивающие игры от 4 до 6 лет: Режиссерские игры

Одним из самых важных факторов развития дошкольника является режиссерская игра. Манипулируя игрушками, творя свой собственный сказочный мир, малыш развивает мелкую моторику и речь, фантазирует и учится общению.

Родителям важно создать условия для данного вида игровой деятельности, а также принимать в нем ненавязчивое участие.

Маленький режиссер: особенности игрового процесса у детей 4-6 лет

Режиссерскую игру ребенок осваивает одной из первых, как правило, еще в раннем детстве. По мере взросления малыша она совершенствуется и усложняется.

Некоторые педагоги считают, что режиссерская игра является прародительницей сюжетно-ролевой, как бы предпосылкой к ней. Но говорить о том, что какой-то из этих видов деятельность проще другого было бы несправедливо. Да, сюжетно-ролевая игра может даваться ребенку сложнее, так как во время нее часто необходимо взаимодействовать с другим детьми, не просто действовать по правилам, но и учитывать мнение других. В то же время режиссерская игра требует от малыша не меньшей усидчивости, смекалки, умения фантазировать. Посредством ее ребенок тренируется строить отношения со сверстниками и взрослыми, учится вести себя в той или иной ситуации.

У режиссерской и сюжетно-ролевой игр есть много общего:

  1. И там, и там деятельность ребенка осуществляется по определенному сюжету, созданной воображением ситуации;
  2. В обоих случаях происходит распределение ролей, только в сюжетно-ролевой игре их «исполняют» люди и предметы, а в режиссерской – только предметы;
  3. В процессе обоих игр ребенок переживает и воспроизводит реальные жизненные ситуации, учится и развивается;
  4. И режиссерскую, и сюжетно-ролевую игру взрослые могут использовать для достижения определенных педагогических целей.

Режиссерскому игровому процессу у дошкольников присущи такие черты:

  1. Ребенок самостоятельно выбирает тему игры. Как правило, в самом начале это – пережитые лично малышом события из жизни, позже – ситуации из сказок, мультфильмов, фильмов, спектаклей. В возрасте 5-6 лет игры ребенок уже умеет развивать сюжет или объединять несколько сюжетов в рамках одной игры.
  2. Помимо того, что малыш выступает режиссером собственной игры, он также «озвучивает» персонажей. Речь является основным инструментом данного вида детского творчества. Ребенок не просто говорит за свои игрушки, он наделяет их определенными голосами: подбирает тембр, интонацию, громкость. Иногда возможны имитация и пародирование.
  3. В роли «артистов» в равной степени могут выступать игрушки и предметы-заменители, которым ребенок задает определенные свойства и качества. Мелкий игровой инвентарь может быть представлен игровыми наборами животных, солдатиков, динозавров, пупсиками и куклами, фигурками мультипликационных персонажей, прочее.
  4. Не смотря на то, что в игре может быть задействовано большое количество игрушек, манипулирует малыш всего 2-4-мя.
  5. Ребенок выбирает себе игровое пространство, по сути, оно служит декорациями к его «спектаклю». Доски паркета могут быть дорожной разметкой, коробка из-под обуви – домиком, ковер – океаном.

Примеры режиссерских игр

Важной особенностью режиссерской игры является то, что играть в нее ребенок может самостоятельно, со взрослыми, а позже – в компании других детей дома и на улице.

1. Куклы и пупсы

Куклы и пупсы могут быть персонажами как сюжетно-ролевых, так и режиссерских игр. Обычно, для последних ребенок выбирает небольшие игрушки, которые удобно удерживать в руках. Малыш приводит куколок в движение и озвучивает их.

Разнообразие кукол, их богатое «приданое» в виде одежды, мебели, посуды, миниатюрной бытовой техники, автомобилей и даже целых домов предоставляет ребенку возможность играть по огромному количеству сюжетов. Параллельно с готовым игровым инвентарем маленький режиссер успешно использует предметы-заменители (коробка из-под обуви – кровать, кубики – стулья, носовой платочек – одеяло, прочее).

Главные роли в игровой постановке малыша 2-4 лет, как правило, отводятся маме, папе, ребенку, другим членам семьи. Сюжет игры сводится к тому, что ребенок в действительности переживает в жизни: мама-кукла ухаживает за ребенком-пупсом (кормит, купает, укладывает спать, водит на прогулку), папа ездит на работу, семья выбирается в гости, едет в зоопарк, у кого-то из них День рождения, прочее.

Чуть позже, годам к 5, с куклами ребенок играет в магазин, больницу, детский сад, а также игры по мотивам сказочных и мультяшных сюжетов. А у старших дошкольников куклы начинают «жить своей собственной жизнью», игровой процесс становится все более отдаленным от реальности.

Посредством режиссерской игры с куколками и пупсами ребенок подражает взрослым, проигрывает многочисленные жизненные ситуации, передает игрушками свои чувства и переживания, фантазирует. В этом процессе происходит социальное развитие малыша.

2. Фигурки животных

Фигурки животных из готовых наборов или отдельные маленькие игрушки особенно нравятся дошкольникам обоих полов. Их удобно держать в руках (две и больше игрушек), носить с собой просто в кармане, брать в постель. На начальном этапе развития режиссерских игр ребенок наделяет игрушечных зверей человеческими качествами, использует их тем же образом, что и кукол: селит в домики, водит в садик, к врачу и в магазин. После появляются сюжеты «Зоопарк», «Сафари» или «Затерянный мир» (для него обязательно нужен набор с динозавриками). На этом этапе малышу понадобится огромное количество дополнительных предметов – кубики, конструкторы, игрушечные деревья, прочее. Предметы-заменители выполняют функцию декораций: накрытая покрывалом подушка превращается в гору, лоскут синей ткани, расстеленный по полу – глубокая река.

Игры с фигурками животных и динозавров позволяют ребенку расширить познания об окружающем мире, флоре и фауне планеты Земля.

3. Машинки и фигурки людей

Если годовалый кроха просто катает машинку и получает удовольствие от того, что привел ее в движение своими собственными усилиями, младший дошкольник манипулирует ею сознательно. Автобус возит пассажиров, грузовик – песок и веточки на «стройку», полицейский автомобиль под вой сирены (имитируемой ребенком) мчит на задержание хулиганов, а скорая помощь – лечить больную куклу. Машинки также могут быть наделены человеческими качествами, нередко они разговаривают между собой.

В четыре года малышу становится мало одной задействованной в игре машинки, он распределяет роли между несколькими. Создается настоящее дорожное движение. Трассой для ребенка служит пол в комнате, асфальт или песочница. Он начинает использовать дорожные знаки из игровых наборов или их заменители – палочки, веточки, прочее. Из кубиков и конструкторов малыш создает гаражи, стоянки, полицейские участки. Комната может превратиться в игрушечный город. Транспорт уже не ездит сам по себе, ребенку нужны водители – фигурки людей и животных, маленькие куколки, солдатики, роботы, прочее.

В рамках одного процесса объединяются несколько сюжетов. Например, грузовик наполняется кубиками-кирпичиками, едет по дороге, останавливаясь на светофорах, привозит груз на стройку, рабочие на стройке возводят из кирпичиков дом, в котором селятся куколки.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить букву Р: советы логопеда. Скороговорки, слова, стихи на букву Р для детей. Во сколько лет ребенок говорит букву Р?

4. Игрушечный театр

В дошкольном возрасте дети просто обожают домашний театр, в котором они могут быть режиссерами и исполнителями главных ролей одновременно. В магазинах игрушек сегодня можно отыскать готовые наборы для театра с куклами-перчатками и даже марионетками. Что же, можно купить и такой. Но куда полезнее будет создать декорации самостоятельно, используя фантазию и творческий потенциал ребенка. Их можно нарисовать или сделать из предметов-заменителей. В качестве артистов могут выступать любимые игрушки малыша. Первые представления должны быть по мотивам простых детских сказок, хорошо известных малышу. Хорошо, если количество персонажей в них будет ограничено. Уже в 4 года ребенку будет по силам поставить «Колобка», «Репку» или «Курочку-Рябу». Ближе к школе уже можно организовывать представление с более сложным сюжетом, например, «Золушку», «Мойдодыра», «Красную Шапочку», прочее.

Заключение

Учитывая значение режиссерской игры в психическом, духовном и социальном развитии ребенка, для родителей важно осознать необходимость создания предпосылок для ее развития. Они должны беспрерывно расширять базу знаний малыша, развивать его фантазию, помогать придумывать игровые сюжеты, а в случае возникновения трудностей во время самого игрового процесса – оказать доставочную поддержку.

Игры для детей 5–6 лет дома

Какими бывают детские развивающие игры для дошкольников в возрасте 5–6 лет?

Игра для ребёнка-дошкольника – важнейший род деятельности, именно через игру (то есть действие по правилам в воображаемой ситуации) ребёнок познаёт окружающий мир в этом возрасте. Взрослым легко использовать игровые моменты, чтобы развивать и обучать малыша.

Наиболее общая классификация игр предполагает, что они могут возникать:

  • по инициативе самого ребёнка;
  • по инициативе взрослого;
  • по устоявшейся традиции инициативу в данном случае может проявлять и ребёнок, и родитель.

Какая же игра более полезна? Та, которая происходит по инициативе взрослого, ведь именно так тот может предложить ребёнку обучающую ситуацию, познакомить его с новыми словами, понятиями, сделать игру управляемой.

А вот какой вид игры выбрать, зависит от ситуации. На улице хороши подвижные игры с элементами спорта. Дома в минуты досуга – настольные, предметные, театрализованные, сюжетно-ролевые. В моменты занятий – дидактические или обучающие.

Все эти игры способствуют познавательной активности малыша, а заодно развивают самые разные навыки и умения.

Подвижные игры

Подвижные игры способствуют развитию ловкости, координации движений, силы, выносливости, быстроты реакции. У детей в возрасте 5–6 лет такая игра продолжается не более 25 минут, затем следует отдых.

Как правило, все подвижные игры так или иначе связаны со спортом и физической активностью. Но не обязательно. Вот примеры активных и одновременно развивающих игр, в которые можно играть в любых условиях.

  • Идём на рекорд! Правила просты: придумайте испытания для игроков: кто прыгнет дальше всех, кто дольше всех проскачет на одной ноге, кто ловче всех пронесёт варёное яйцо в столовой ложке, ни разу не уронив, кто быстрее слепит снежок и тому подобные. Соревновательный элемент в игре для детей очень важен, и такая игра сделает прогулку весёлым занятием.
  • Города шаг за шагом. Игра, в которой игроки по очереди называют слова на определённую букву алфавита, весела и сама по себе. Чтобы она стала активной, договоритесь, что сделать «ход вперёд», например три шага, может лишь тот, кто назовёт слово. Выберите дистанцию и начинайте играть. Кто первым дошёл до финиша, назвав больше всего слов, тот и победил.
  • Подушечные бои. Хороши, если дошкольникам приходится сидеть из-за непогоды дома, а выпустить энергию надо. Деритесь подушками, пусть они будут лёгкими и небольшими по размеру. Взрослым, чтобы сравняться с детьми, придётся встать на колени, но так игра станет ещё веселее. Договоритесь о правилах (не бить сильно, не бить по голове и в лицо) и начинайте бой!
  • Как выглядит песенка. Детскую песенку или стихотворение можно изобразить в лицах. Договоритесь о том, что некоторые слова будете заменять жестами. Например, «Маленькой ёлочке холодно зимой» будет выглядеть как пантомима, в которой малыш показывает, насколько маленькой, руками или пальцами, а «холодно» заменяет жестом – обхватывает себя за плечи.

Настольные игры

Настольные игры очень полезное занятие. И не только тем, что поможет скрасить досуг в непогоду. Игры с кубиками, пазлами, фигурками и карточками, в которые играют за столом, очень эффективно способствуют совершенствованию у малыша:

  • математических навыков – придётся вести подсчёт ходов;
  • пространственного мышления, особенно если речь идёт о кубиках, пазлах или играх, где требуется собрать картинку из разрозненных кусочков;
  • социального взаимодействия – в настольные игры играют компанией;
  • речи – да, договариваться о правилах игры, общаться придётся, а некоторые игры нацелены именно на развитие речи (например, «Эрудит»). К тому же управляться с карточками не всегда просто, это развивает мелкую моторику;
  • волевой функции (концентрации внимания, воли, мотивации) – прежде всего потому, что настольные игры по правилам требуют определённой регуляции от ребёнка, а ещё потому, что увлекательная игра «затягивает», и способность концентрироваться на задаче у малыша повышается;
  • разных типов мышления – стратегического, творческого. Продумывание хода игры наперёд – это стратегия. А умение видеть в фигурках и карточках реальные ситуации требует недюжинной фантазии.

В зависимости от тематики игры ребёнок знакомится с разными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни, богатым животным и растительным миром, историей, литературными произведениями, народным творчеством.

Какие настольные игры бывают? Ходилки – большая карта, кубики и фишки, лото с карточками, пазлы и мозаики. К настольным относятся и всевозможные конструкторы, и дидактические карточные игры на развитие внимания, памяти и мышления. Самые сложные «настолки», в которых без помощи взрослого не обойтись, – стратегии, это игры с правилами, в которых многое зависит от решения самого игрока (пример такой игры – «Монополия»).

  • Сделай и поиграй. Выберите вместе с ребёнком литературное произведение, например сказку, и предложите малышу создать игру на её основе. На листе ватмана расчертите и вместе нарисуйте путь героя по шагам, вместе выбирая ему весёлые приключения в зависимости от сюжета. Помните, что в процессе игры можно ходить вперёд, а можно и назад (в случае если на пути возникли препятствия). Используйте разные техники для создания карты, не только рисование, но и аппликацию, часть карты можно создать в виде пластилиновой картины. Уже само создание подобной игры – занимательный процесс совместного творчества.
  • Ещё проще создать пазл. Для этого любую привлекательную картинку нужно наклеить на картон, а затем произвольно расчертить и разрезать на кусочки. Собирать такой самодельный пазл ребёнку очень понравится!

Развивающие игры

Как можно догадаться, в развивающих играх идёт целенаправленное развитие способностей и навыков ребёнка. Что могут развивать такие игры? Всё что угодно: речь, творческие способности, физические качества, мелкую и крупную моторику, интеллектуальные навыки, воображение. Такие игры развивают мышление и память, учат размышлять и делать выбор, дают почву для развития талантов и творческих способностей ребёнка.

Главная особенность развивающих игр в том, что принцип обучения от простого к сложному в них объединяется с другим важным параметром – созданием таких условий, опережающих возможности ребёнка, при которых ребёнок должен целенаправленно и самостоятельно достичь максимума своих способностей в ходе творческой самостоятельной деятельности. И это становится мотивацией к росту и развитию малыша.

Варианты развивающих игр:

  • Нарисуй ручку. Накладываем ладонь на бумагу, обводим, разрисовываем карандашами, красками. Вырезаем. Делаем из таких «ладошек» красочное панно.
  • Кукольный домик. Его можно сделать из обычной коробки из-под обуви, а интерьер дома – из бумаги, лоскутков ткани, спичечных коробков. Малышу (при помощи взрослого) нужно продумать интерьер, вырезать и приклеить в доме «мебель». Жильцами дома могут стать маленькие фигурки или пупсы.
  • Игра с магнитом. Магнит кладётся под лист бумаги, а на лист насыпаются металлические предметы: монетка, гайка, гвоздь. Наблюдать за перемещениями предмета не только увлекательно, но и познавательно!
  • Делаем гирлянду. Поводов создать гирлянду из цветной бумаги масса. Можно сделать простейшую гирлянду-цепочку из бумажных колец, а можно нарисовать на плотной бумаге всевозможные фигуры (сердца, цветы, ангелочков, даже буквы, если малыш их знает). Раскрашиваем, вырезаем, нанизываем на шнурок и украшаем комнату.

Обучающие игры

Дидактические игры развивают память и внимательность, логику и мышление, знакомят ребёнка с понятиями, формами, цветами. Задача познавательной игры – обучать, а задача игроков в данном случае – найти правильный ответ: выход из лабиринта, лишний предмет в ряду и тому подобное.

Такими играми могут быть карточки и пазлы, игры-головоломки, раскраски и трафареты (например, «соедини по номерам»). Но задача родителей – не превращать игровую в класс. С детьми 5 и 6 лет ещё рано заниматься серьёзным обучением. Но практически любой процесс можно превратить в весёлую игру. Даже похулиганить можно познавательно!

  • «Кто обзывается?» Эта задорная игра хороша и для развития речи, и для того, чтобы переключить внимание заигравшегося ребёнка на конструктивные действия. А ещё она очень весёлая, ведь по правилам в ней надо обзываться. Только не как угодно, а, допустим, обзываться исключительно названиями животных, овощей или инструментов: «Ты такая редиска!» – «А ты – огурец!» Кто больше «обзывалок» придумает, тот и молодец. Но обязательно завершаем игру с позитивным настроем: теперь задача – придумать самое ласковое прозвище из тех же групп предметов, которые использовались для обзывания: «Ты мой любимый кабачок».

Советы для родителей

Подвижные игры на улице и дома всегда несут в себе потенциальную опасность травм. Поэтому перед игрой обязательно проведите инструктаж, чётко оговорите правила и только после этого начинайте бегать, прыгать и «выпускать пар».

Для детей возраста 5–6 лет очень важны игры на формирование правильной модели поведения. Можно воспользоваться этим, чтобы в игровой форме расставить по местам разбросанные игрушки, убрать за собой все вещи и привести в порядок комнату, где резвилась детвора.

Используйте известные вам с детства игры или придумывайте новые вместе с ребёнком, это не только служит развитию воображения, но и объединяет поколения семьи.

Не стыдите за проигрыш и хвалите за победу. Сопричастность к успеху для малыша – основа его будущей уверенности в себе.

Режиссерские и сюжетно-ролевые игры

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ.

1. Сущность режиссерских игр.

2. Режиссерские и сюжетно-ролевые игры.

3. Педагогические условия развития режиссерских игр.

СУЩНОСТЬ режиссерских игр.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и ВО
всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет
творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников
(роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).

Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном
значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за
ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс
от маминого махрового халата – змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики
разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша
получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-
заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о
развитии воображения.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью
режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или
спектакль 6н будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего
про чтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв
какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в
зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее
значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает
событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на
площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора,
празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания,
почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги,
рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов
старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны
комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка е тем, что он узнал из книг,
наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.
Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в
микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления – обе кланяются,
затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются,
происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает,
затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого,
или объясняя все, что происходит.

в режиссерской игре речь – главный компонент Часто она звучит как
«дикторский текст за экраном». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы
Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за
стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний
используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много
подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные
средства для создания образа каждого
персонажа: меняются интонация,
громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения,
эмоциональная
окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так,
изображая семейную сценку с ребенком-капризулей, Наташа говорит за него, за
бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными
нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку – ласково с
упрашивающими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу – сурово,
громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую
варить никто не собирается! Быстро все съесть!»

В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в
концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в
классе), но «активно действующих», Т.е. тех, которых ребенок переставляет,
«связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. их количество
возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и
преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из
участников действует за одного-двух персонажей.

Режиссерские и сюжетно-ролевые игры.

В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания
о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве
самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах
Е.М.ГаспаровоЙ, Е.Е.КравцовоЙ, С.Л.НовоселовоЙ и др. В современной
характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-
ролевыми играми.

Читайте также:  Сценарий Нового 2020 года Крысы для старшеклассников, молодежи: конкурсы, приколы, игры, викторины, лотерея, развлечения, новогодняя сказка, мини-сценки, стенгазета

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но
у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе
которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами,
овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо
знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать,
купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается
простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с
предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом
создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но
ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него

недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании
игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в
ролевые отношения и т. п. В значительной степени причина кроется в том, что дети
конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее
отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и
возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной
игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько
персонажей, связанных определенными отношениями.

Первоначально в такой игре преобладает интерес к событийной стороне:
действуя с игрушкой, малыш создает какую-нибудь ситуацию. Например, 3-летний
Сережа играет с плюшевым зайцем, водит его по столу, комментируя свои
действия: «Зайчик гуляет в лесу, прыг-прыг

морковку, а ее нет. Вот, ягодку нашел. Ешь, зайка, ягодку!» За этой игровой
ситуацией скрывается личный опыт малыша: он сам бывал в лесу, находил и ел
ягоды, видел на картинке зайца с морковкой. Таким образом, в режиссерской игре,
как позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать при обретенный
ранее социальный опыт, привлекает партнеров.

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их
заместители) –
неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов,
претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче,
чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию,
настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к
этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры,
планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше,
чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в
детских играх К.Д.УшинскиЙ: ребенок учится распоряжаться своими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение
посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций.
Именно таким образом
глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской
игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской
игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой
игре.

у детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры
претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У
детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них
находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни
используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения,
полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои
мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и
второстепенные действующие лица. У детей 6-7лет содержание игр динамичное, с
преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать

измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в
содержание игры много вымышленного.

Как подчеркиваете. М. Гаспарова, на протяжении всего дошкольного возраста
развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций, отправной
точкой которых могут быть предметы, игрушки, собственные впечатления, строчки
из знакомого стихотворения и др.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются
такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку
наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало
контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение)
или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу
индивидуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефекты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные
режиссерские игры.
Объединения детей обычно немногочисленны- 2-3 человека.
Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки,
предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в
совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким
образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения
сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не
исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в
жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Ролевые игры для детей 2-4 лет

В самом раннем возрасте, примерно с двух лет, человек начинает открывать незнакомый для себя необъятный мир отношений, которые существуют между людьми. Он стремится активно включиться в деятельность живущих рядом с ним взрослых людей и в мир тех вещей, которые ему пока недоступны. И он делает это посредством игры, «понарошку», крутит воображаемый руль, играя в водителя машины, и рычит, представляя себе, что он – страшный тигр. А девочка играет в маму, укачивая куклу.

Ролевые игры для детей 3-4 лет.

Первые ролевые игры.

Когда маленький ребенок становится немного старше, он начинает понимать, что способен на самостоятельные действия, как и все взрослые люди. С этого момента он начинает всем взрослым подражать. Так зарождаются первые ролевые игры для детей 2-3 лет.

Если малыш испытал какое-либо сильное впечатление, он стремится его воспроизвести, придумывая ролевую игру и представляя себя кем угодно. Если вы с ним даже недолго прокатились на поезде, малыш будет долго играть в паровозик с вагонами и усиленно пыхтеть, входя в образ. А если вы сводите его в зоопарк, он будет играть, представляя себя особенно запомнившимся ему животным.

В распоряжении ребенка всегда есть какие-то игрушки, изображающие предметы из мира взрослых – машинки, посуда, мебель. Ребенок учится ими пользоваться, водит машину, гладит утюгом. Если предметов, заменяющих настоящие, малышу не хватает, он легко находит им замену. Например, если в его машине нет руля – использует крышку от кастрюли.

Предметы-заместители.

Предмет-заместитель – важное явление в развитии мышления ребенка, опора для запоминания чего-либо. Многие дети собирают разный «мусор» по мнению мамы – камешки, фантики, железки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать эту подборку, в крайнем случае, выделите для нее картонную коробку. Ребенок активно использует такие мелочи в играх, наделяя их различными свойствами. Естественно, в своем воображении.

Отмечено, что настоящие творческие способности развиваются в значительно большей степени у детей, играющих с такими предметами-заместителями, а не у тех, которые играли с конструктором «Лего». И когда ребенок перестает играть с предметом-заместителем, он просто переходит в сферу воображаемых вещей, которые существуют в его внутреннем пространстве. Ребенок, придумывая разные роли, предмет учится видеть со всех сторон, а, значит, учится иметь несколько точек зрения.

Сюжетные игры для детей 3-4 лет.

Для ребенка ролевая игра – важнейшее занятие, примерка функций взрослой жизни, обучение взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Даже когда малыш рисует, он играет, придумывая тот сюжет, который пытается изобразить. Если ребенку дать игрушки и оставить одного с ними, он найдет себе занятие, которое его увлечет. Но желательно, чтобы в игре принимал участие взрослый человек, использующий ее как методику достижения определенных педагогических целей.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет и их цели.

Принимая участия в играх со своим малышом, родители должны понимать, что этим путем способствуют достижению некоторых важных целей:

  1. Воспитание у ребенка качеств личности. Основные понятия, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, закладываются в процессе игры. При этом он без особого акцентирования понимает, что лучше быть вежливым, чем грубым, скромным, чем нахальным, щедрым, чем жадным.
  2. В играх постепенно проявляется социализация. Малыш учится общаться с родителями и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение.
  3. Успехи в игре закладывают основы самооценки ребенка. Он получает уверенность в своих силах – важнейшее качество, необходимое в жизни.
  4. Если игра – подвижная, она способствует физическому развитию ребенка. Он учится ходить и бегать, работать с различными предметами, становится сильнее и выносливее.
  5. Мелкая моторика, точные движения, используемые в игре, чрезвычайно важна для гармоничного развития ребенка, поскольку непосредственно связана со становлением правильной речи.
  6. Наконец, сюжетные игры для детей 2 3 лет развивают внимание, память, образное мышление и фантазию ребенка, тренируют его психику.

Сюжетно ролевые игры для детей 3-4.

Сюжет ролевой игры и ее содержание.

Не следует путать сюжет ролевой игры с ее содержанием. Сюжетом является то, что малыш пытается воспроизвести в игре, он может играть в больницу, в школу или семью, в магазин: во все, что он видит вокруг и с чем сталкивается в реальной жизни.

У игры с одним и тем же сюжетом может быть совершенно разное содержание, отражающее поведение людей и сам смысл их деятельности. Например, играя в семью, приняв на себя функции мамы, одна девочка будет нянчиться с детьми, а другая ругать их и наказывать, одна будет хозяйской, которая все время готовит и стирает, а другая может быть модницей, примеряющей перед зеркалом наряды.

Содержание игры во многом зависит от возраста ребенка. Самый младший может играть в приготовление обеда, но его никто есть не будет. Средний по возрасту дошкольник уже накормит других участников игры или кукол, то есть действия будет выполнять не ради самих действий, а для определения отношений к товарищам по играм. Старшие же дошкольники во время игры обращают внимание, правильно ли они поступают в той или другой роли.

Как научить малыша играть.

Маленький ребенок сам не может изобрести ролевую игру, хотя он легко усваивает такие игры от знакомых с ними – от старших детей или от родителей. При этом не все малыши охотно занимаются ролевыми играми – некоторые могут оказаться слишком застенчивыми и скованными и предпочитают играть в спортивные игры или играют на экране компьютера. Но ролевые игры для детей 3-4 лет чрезвычайно важны для их гармоничного развития.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет.

Родителям необходимо в таком случае помочь детям:

  1. Вспомнить собственное прошлое, как сами в детстве играли, придумать несколько простейших сюжетов и самим приступить к играм со своим ребенком.
  2. Использовать в роли посредника другого ребенка – старшего брата или сестру, маленького соседа, охотно играющего в такие игры. Важно только, чтобы посредник этот не был настолько активным, что выключит вашего малыша из игрового действия.
  3. Постарайтесь, чтобы ребенок сам придумывал обстоятельства игры, даже новые слова. Застенчивому ребенку предложите маскарад – для него может играть важную роль, что его лица за маской никто не увидит. Если участником игры несколько, следите за тем, чтобы вашему малышу было интересно, вначале предлагайте ему второстепенные роли, а потом более значимые, чтобы остальные участники его не подавляли.
  4. Использовать сказки, в сложных ситуациях ссылаться на них, поступать так, как сделал бы любимый сказочный герой. Учтите, что дети до 3-5 лет предпочитают использовать в играх сказки про животных, старшие уже играют в людей – принцев, принцесс.
  5. Можно, выполняя свои домашние дела, привлекать к похожим играм малышей. Мама печет пирожки – и дочка с удовольствием напечет пластилиновых пирожков для кукол.

Первые ролевые игры для детей.

Когда совсем еще маленькому ребенку дают игрушечный грузовик и экскаватор, он может долго возиться с ними. Но это не просто возня, он уже видел эти машины в действительности и начинает придумывать свой простейший сюжет, в данном случае связанный со стройкой.

Затем ребенок определит роли, которые будут выполнять игрушки или предметы-заместители: ковер может быть и стройплощадкой, и морем, и лужайкой, диван – соседним домом, сценой и т.д. Он копирует голосом работу двигателя, разговаривает за всех своих артистов, стараясь при этом передавать необходимые эмоции.

В сюжетные игры для детей 3-4 лет ребенок может играть просто рядом с другими детьми, а к пяти годам дети уже играют друг с другом.

Для того, чтобы организовать с ребенком ролевую игру, надо иметь просторное место для игры, мягкие игрушки и определенные декорации вроде кукольного домика, зоопарка, леса и т.д.

Ролевые игры для детей 2-3 лет.

Первое время ребенок просто копирует взрослых – это ведь его ближайшее окружение. Сюжетно ролевые игры для детей 3-4 лет постепенно переходят к игре в профессии – малыш перевоплощается в продавца, повара, доктора, делая своими партнерами игрушки.

Планируя начать с малышом ролевую игру, имеет смысл заранее прикинуть ее сюжет, подготовить инвентарь. Вот несколько простейших примеров таких игр:

  1. Игра «Семья», для которой потребуются куклы с одеждой, посуда, кроватка, коляска. Роли в игре – мама, папа и ребенок. Сюжет игры – мама должна покормить ребенка, укачать его и уложить спать, затем приготовить еду и накрыть на стол. Папа приходит с работы, садится есть, потом играет с малышом, и вся семья идет гулять.
  2. Игра «Прививка», для которой нужны куклы и набор доктора. Роли, врач и мама с ребенком. Сюжет – мама приводит своего ребенка к врачу, он осматривает малыша, меряет температуру и делает ему укол.
  3. Игра «Магазин». Кроме кукол, нужно иметь кассу, игрушечные деньги, какие-то товары, игрушечную одежду или продукты. Ими могут быть предметы-заместители. Роли – покупатель и продавец, может быть, покупатель – мама с малышом. Сюжет – покупатель собирается в магазин и продумывает, что надо купить, обсуждает покупки с малышом. В магазине они выбирают покупки, рассчитываются с продавцом.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Ссылка на основную публикацию