Техники рисования красками. Рисуем красками с детьми

Как научить правильно рисовать человека?

Задача красиво нарисовать человека вызывает сложности у родителей. Многие взрослые изображают людей просто: кругом обозначают голову, а прямыми линиями – тело и конечности.

Если раньше малыш никогда не рисовал человека, то можно начать с такого алгоритма:

  • нарисовать овал (это голова);
  • под ним изобразить прямоугольник (это тело);
  • соединить эти геометрические фигуры двумя прямыми линиями (это шея);
  • справа и слева от прямоугольника нарисовать еще две таких фигуры (это руки);
  • снизу также изобразить два прямоугольника (это ноги);
  • по бокам головы нарисовать два круга, добавив внутри завитушки (это уши);
  • внутри большого круга изобразить два маленьких (это глаза);
  • вертикальной линией сделать нос;
  • вогнутой линией нарисовать губы;
  • добавить элементы одежды;
  • раскрасить.


Детей 6-8 лет легко научить рисованию при помощи книг, в которых приведено множество вариантов с поэтапным графическим изображением деталей. Такие изделия продаются в специализированных магазинах.

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Классный час «Что такое совесть?»

Подготовила и провела: Ковба Татьяна Геннадьевна

24 октября 2016

Тема: Что такое совесть?

Цель: Сформировать представление учащихся об ответственности за

свои поступки, нравственный выбор;

помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Форма: Классный час-рассуждение.

Информация к размышлению: Совесть! Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животными. (Жан Жак Руссо).

Оборудование: книга Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Ход классного часа

  1. Вступительное слово учителя.

– Мы попытаемся помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.

2. Работа над ситуацией.

Отрывок из романа Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.

Он ведь сам виноват, – оправдывался Незнайка. – Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?

Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! – отвечал голос. – Ну, толкнули тебя, и ты толкнул бы!

Толкнул бы! – проворчал Незнайка. – Значит, я драться должен? Драться нехорошо!

Ишь ты! Нехорошо! – передразнил голос. – А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?

А чего он толкается? – упрямо твердил Незнайка.

Ну что ты заладил, толкается, толкается! Ты ведь знаешь, что он нечаянно.

Ничего я не знаю.

Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!

А кто ты, что от тебя ничего не скроешь? – насторожился Незнайка.

Кто? – с усмешкой переспросил голос. – Будто не знаешь! Ведь я твоя совесть.

А! – вскричал Незнайка. – Так это ты? Ну, тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет.

А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты ещё увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него.

Послушай, – сказал Незнайка. – А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаилась там где-то, сидит и молчит… Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит.

Я не так виновата, как ты думаешь, – начала оправдываться совесть. – Вся беда в том, что я у тебя слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос.

Еще долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка-осел голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом…

Учитель организует обмен мнениями среди учащихся по вопросам:

  1. Почему Незнайка не мог заснуть?
  2. Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?
  3. Что такое ответственность?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять поставленные задачи.

Если человек нарушил законы, наступает ответственность юридическая , а если нравственные нормы – моральная ответственность , но в любом случае за безответственное поведение человеку обязательно придется нести ответственность.

Незнайка не нарушал законов Солнечного города, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.

  1. Почему Незнайка не доволен своей совестью?
  2. Мог Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?
  3. Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?
  4. Чтобы вы посоветовали Незнайке?

Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что такое совесть.

СОВЕСТЬ – это нравственный ориентир человека, его душевный компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных, действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.

Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась маленькой.

Давайте посоветуем не только Незнайке, но и себе почаще разговаривать со своей совестью, советоваться, постоянно будить ее, чтобы потом не раскаиваться.

Выбор поступков всегда имеет определенные последствия, как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.

Незнайка не нарушал законов Солнечного города, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»

Лариса Покидова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»

Цель: формирование у воспитанников понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности нашего общества.

познакомить детей с понятием «совесть»;

– формировать личностно-ценностное отношение к окружающим людям;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; – формировать толерантность и толерантное поведение;

– помочь воспитанникам понять, что значить жить в ладу со своей совестью;

– формировать способность и готовность к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни;

– воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы: сердечко из картона, цветные квадраты по количеству детей, атрибуты к сюжетно-дидактической игре «Поможем Машеньке».

Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных качеств»,чтение-обсуждение рассказов: В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Толстой «Косточка».

I. Сообщение темы и цели занятия.

– Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Совести. В этой стране познакомимся с честностью, справедливостью, и поможем ее жителям научиться жить, не обижая друг друга.

– Как вы понимаете пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».

Совесть помогает человеку быть неравнодушным к чужим проблемам.

– Работать по совести – значит стараться все сделать как можно лучше.

Совесть не позволяет человеку поступать неправильно даже тогда, когда его никто не видит.

Совесть позволяет нам поступать справедливо в любых ситуациях.

Вопрос к детям: «Как вы понимаете, что такое совесть

II. Чтение сказки А. Лопатиной, М. Скребцовой «Голос сердца».

Беседа по вопросам:

1. Как ты думаешь, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?

2. Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?

3.Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?

4. Какую роль в жизни человека играет сердце?

5. Как ты думаешь, «о чем стучит твое сердце»?

III. Проблемная ситуация «Как поступить?».

Мальчики во дворе играли в мяч. Миша неудачно бросил мяч и разбил стекло.Мама спросила: «Кто разбил стекло?». Все промолчали.Мама сказала: «Если виновный не признается, все будут лишены прогулки в зоопарк».

– Как ты поступишь:

1. Скажешь, что это сделал Миша?

3. Спокойно попросишь Мишу признаться?

– Что значит поступить справедливо?

– Что значит поступить честно?

IV. Физкультминутка «Друзья».

Мы шагаем дружно в ногу, я твой друг и ты мой друг.

(Ходьба на месте, руками указывать на себя и на друга).

Только дайте мне дорогу, обойдём мы всё вокруг.

(Руки вперёд, ладони вверх, ходьба на месте, руки вниз).

Дружим с лесом, полем, лугом.

(Остановиться, обозревают верх и низ).

Крепко дружим мы друг с другом.

(Взяться за руки, сомкнутые руки поднять вверх).

V. Чтение стихотворения А. Лопатиной, М. Скребцовой.

– Мама, что такое совесть?

Совесть, дочка, – это повесть

Про хорошие дела –

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живёт –

Никого не подведёт.

Совесть – клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасёт тебя от бед.

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит.

Вопросы к стихотворению:

1. Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?

2. Что значит «поступать по совести»?

VI. Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Машеньке».

Машенька подружилась с тремя медведями и решила сделать им приятный сюрприз на Мишуткин день рождения. Вместе с любимым котом Мурзиком Машенька направилась в дом трех медведей.Она украсила дом к празднику: вымыла везде полы, постелила мягкие коврики, а на стол решила поставить вазочку с цветами. Машенька нечаянно уронила вазу, когда наливала воду. Ваза разбилась, а это была любимая ваза мамы – медведицы. И Машенька решила сказать, что вазу разбил кот Мурзик.

Дети объясняют, как бы они поступили на месте Машеньки, и обосновывают свой выбор.

VII. Игра «Сердечко совести»

Дети стоят в кругу, у каждого по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко совести», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко совести».

Продолжи фразу: «Поступать по совести – это значит…» (При ответах помочь детям раскрыть понятие «совесть»).

1. Алпатова К. А., Барсукова С. А. Когнитивный подход к проблеме формирования нравственности и совести // Философия, вера,духовность: истоки, позиции и тенденции развития: Монография / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Кн. 26. Воронеж, 2011.

2. Барсукова С. А. Понимание совести в отечественной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». Т. 1. 2009. № 4. С. 15–21

3. Барсукова С. А. Проблема исследования нравственных представлений (на примере исследования представлений о совести). М., 2013.

4. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – 2-е изд. – М. : Армита, 2011. – 112 с.

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД с ИКТ «Что такое космос» в подготовительной к школе группе .

Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

6. Объясните своим детям, почему совесть бывает разной

Не бывает двух людей с одинаковой совестью. По этой причине существуют такие места Писания как Римлянам 14 и 1 Коринфянам 8. Мы склонны предполагать, что наша собственная совесть – это стандарт, который идеально соответствует Божьей воле, но у нас у всех есть «белые пятна», в которых нам нужно перенастроить нашу совесть таким образом, чтобы она работала более точно. Это было весьма непросто объяснить в книге для взрослых. Как бы вы объяснили это детям?

Читайте также:  Как правильно пишется слово: «неудобно» или «не удобно», слитно или раздельно?

В моей детской книге я пробую это сделать, сравнивая правила одной семьи с правилами другой. Одна семья может требовать от детей мыть руки перед едой или заправлять кровать утром, а другая – нет. Поступки сами по себе не являются праведными или греховными. Что касается семейных правил, то ребенок обязан подчиняться Посланию к Ефесянам 6:1: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость».

Пусть Бог поможет вам указывать на Иисуса, когда вы объясняете своим детям, что такое совесть.

Заключение

Замечательно просто и верно о совести сказал Лев Толстой: «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть».

Способствуйте зарождению у своего ребенка совести, развивайте ее, и вы направите его на путь к истинному счастью.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru


Способствуйте зарождению у своего ребенка совести, развивайте ее, и вы направите его на путь к истинному счастью.

Тема урока: «Совесть»

Цель и задачи урока:

  • помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе;
  • учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

  • Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

  • развитие рефлексии «чистая совесть»,
  • умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ожидаемые результаты:

  • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
  • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
  • Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Ход урока

Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Конечно, разум – первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

– Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

– Назовите тему урока. (Совесть).

Прочитайте эпиграф урока.

«Самое главное украшение человека – чистая совесть».
Цицерон

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

  1. Что такое совесть?
  2. Нужна ли она человеку?
  3. Что значит поступать по совести?
  4. Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

– Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

  • «Закон, живущий в нас, называется совестью».
    И. Кант
  • «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
    Суворов А. В.
  • «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».
    Пушкин А. С.
  • «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
    Антуан де Сент-Экзюпери
  • «Совесть – это правильный суд доброго человека».
    Аристотель

Ребята работают в паре.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)

1. Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть – внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.

Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

А) – Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

– Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

– С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Б) – Что такое стыд?

По В. Далю «Стыд – это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка».

В) Работа с текстом учебника.

– Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

– А есть ли в их значении какое-то различие?

Работа в паре.

– Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

– В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)

Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

– Как поступит герой притчи?

– Почему он вернет кошелек хозяину?

– Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

– В чем смысл притчи?

– Чему она нас учит?

– Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).

– Мы ответили на второй вопрос урока.

«Честный и нечестный сказочный герой»

Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):

– Кот Базилио и Лиса Алиса;

– Маша из сказки «Маша и Медведь»;

Ж) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

  • заставляет размышлять о своих поступках,
  • критически оценивать свои поступки,
  • напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
  • игнорирует хитрые оправдания,
  • заставляет говорить о себе правду.

– Что значит поступать по совести?

Работа с пословицами.

  • От человека утаишь, а от совести нет.
  • Совесть без зубов, а грызет.

– Чему учат нас эти пословицы?

– А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)

Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой

– Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.

и) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 2, 3 абзацы.

– Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

– Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

– Прочитайте эпиграф нашего урока.

– Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека.

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  • Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  • Это – человек (справедливый, добросовестный, ответственный. )
  • Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  • Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  • Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  • Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

3. «Муки совести»

Как понять выражения:

  • меня мучает совесть;
  • бессовестный человек;
  • совестливый человек;
  • моя совесть молчит;
  • моя совесть чиста?

4. «Раскаяние»

Как вы понимаете значение слова «раскаяние».

Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .

5. «Совесть»

Согласны ли вы с утверждениями:

  • у всех людей есть совесть;
  • «голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
  • плохих людей, преступников совесть не мучает;
  • бессовестному человеку жить легче?

6. «Собиралки»

Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)

  • Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
  • Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
  • Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
  • Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
  • В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)
Читайте также:  Как кормить ребенка в 9 месяцев? Меню, рацион и режим питания ребенка в 9 месяцев

– Кто выиграл в наших соревнованиях?

– Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.

– Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.

– Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека.

– Прочтите сами, раздайте друзьям.

VI. Рефлексия.Оценка.

  • Урок сегодня был удачный,
  • Не прошёл для вас он зря.
  • Вы все очень постарались.
  • Вам понравилось, друзья?

1. Закончи предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Урок дал мне для жизни…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

VIII. Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу по данной теме.

1) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.

2) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр. 48-49.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Значение слова «совесть»

СО́ВЕСТЬ, -и, ж. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Упреки совести. Голос совести. Совесть мучает. Совесть нечиста. Не иметь ни стыда ни совести. Потерять совесть.Среди зверей я зверем стал, Вином я совесть усыплял И ум гасил. Н. Некрасов, «Несчастные». Редко отыщется человек, который на вопрос совести — как он живет? — ответил бы, что живет вполне правильно. Федин, Первые радости.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

СО’ВЕСТЬ, и, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто. едина разве совесть. Пушкин. Меня и совесть никогда не грызла. Пушкин. Жгучие упреки совести язвили его, как иглы. Гончаров. Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь. Пушкин. Спокойная с. С. не позволяет. Угрызения совести. Усыпить с. Поступить по совести. Есть ли в тебе с.? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение). ◊

разг.) — говоря откровенно, чистосердечно. Никем, по совести, она не дорожит. Грибоедов. Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Маяковский.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Совесть: балласт или необходимость?

Ж ить по совести, в ладу с природой — часто можно слышать такую рекомендацию, и в общем и целом, вроде бы, всё здесь предельно ясно. Но если попытаться разобраться, что же конкретно это означает, то возникает много вопросов. Предположим, с рекомендаций «жить в ладу с природой» всё более-менее ясно, хотя и здесь иногда встречаются разные недоразумения, которые порой не укладываются в голове.

К примеру, человек может утверждать, что не ест мяса, а на деле оказывается, что в его понимании рыба, морепродукты, а порой даже и курица — к мясу не относятся. На дереве, видимо, растут. Поэтому в вопросе жизни «в ладу с природой» — тоже недоразумений встречается много. Однако в целом здесь всё понятно — не причинять вреда живым существам. Понятие «вред» тоже есть понятие относительное, и каждый в него вкладывает что-то своё, но углубляться не будем.

Гораздо более интересным является вопрос о том, что же такое совесть? И что значит «жить по совести»? Помните, как в детстве? Совершишь, бывало, некий нелицеприятный поступок, и родители сразу этаким строгим голосом задают риторический вопрос: «У тебя совесть есть?» А ты стоишь и не знаешь, что ответить. Интуитивно чувствуешь, что отвечать «Нет» нельзя, но и говорить «Да» тоже глупо, ибо сам-то в таком возрасте толком и не знаешь, есть она у тебя, совесть эта, али нет. Да и вообще, что это за зверь такой — совесть? Вот и стоишь, молчишь, скучаешь. А разгневанный родитель и дальше сыпет риторическими вопросами, говорит тебе что-то вроде: «Я что, со стенкой разговариваю?» Тут уж тебе и вовсе не по себе. И уже не до вопроса, есть ли у тебя совесть, — тут бы выпутаться из такой передряги да отделаться парой часов в одном из углов родного дома.

Однако годы идут. Меняется понимание добра и зла. И рано или поздно мы начинаем на каком-то глубинном уровне понимать, что такое совесть. Нет, мы, быть может, и в словаре прочитаем, и учитель нам в школе что-то про совесть скажет, но это всё не то, это всё, что называется, от ума. А понимание совести должно идти от души, от сердца. И именно на каком-то глубинном уровне мы начинаем различать, что значит «жить по совести» и что значит — наоборот. Это истинное чувство, это истинное знание есть в каждом из нас. О нём не прочитаешь в книжках, это понимание либо есть, либо скрыто под слоем наших омрачений и заблуждений.

Первый раз совесть проявляется ещё в глубоком детстве, мы конечно не знаем, что это вот она и есть — совесть. Но мы её начинаем чувствовать. Это то чувство, когда, к примеру, пнув безобидного и беззащитного котёнка, нам потом весь день пакостно на душе. И ночью мы не можем заснуть. Мы ещё не понимаем, что с нами происходит, но важно, что это происходит.

Идут годы… И каждый из нас идёт своим путём. Кто-то в себе эту совесть давит. Пинает её как бездомную собачонку каждый раз, когда она пытается нас облаять или укусить в тот момент, когда мы совершаем недостойный поступок. А кто-то, напротив, совесть эту в себе взращивает, начинает прислушиваться к ней, начинает синхронизировать с её голосом всю свою жизнь. И такая совесть становится естественным состоянием человека, его природным пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо.

Это не то понимание, которое порой бывает почерпнуто из каких-то умных книжек. «Книжное» понимание совести часто становится просто догмой, и такой человек всех, что называется, «под одну гребёнку»… У такого человека вместо совести какая-то книжно-религиозная формула, которая делит этот мир на чёрное и белое. И всё, что не похоже на чёрное, является белым, а всё, что не похоже на белое, — чёрным. Но этот мир многообразен, и в нём множество оттенков. Поэтому такая позиция по отношению к нему в корне не верна. Вот это важно понимать.

Однако годы идут. Меняется понимание добра и зла. И рано или поздно мы начинаем на каком-то глубинном уровне понимать, что такое совесть. Нет, мы, быть может, и в словаре прочитаем, и учитель нам в школе что-то про совесть скажет, но это всё не то, это всё, что называется, от ума. А понимание совести должно идти от души, от сердца. И именно на каком-то глубинном уровне мы начинаем различать, что значит «жить по совести» и что значит — наоборот. Это истинное чувство, это истинное знание есть в каждом из нас. О нём не прочитаешь в книжках, это понимание либо есть, либо скрыто под слоем наших омрачений и заблуждений.

Есть ли совесть у ребенка?

  • Проекты (3)
  • Робототехника (3)
  • Совместная деятельность родителей и детей (1)
  • Опыты (2)
  • Целевые прогулки (4)
  • Изобразительная деятельность (11)
  • Здоровьесберегающие занятия (22)
  • Игровая ситуация (5)
  • Добрый мир (2)
  • Любовь к животным (3)
  • Безопасность детей (9)
  • Занятия на развитие логического мышления (2)
  • Игра – драматизация (12)
  • Игры -эксперименты (11)
  • Дидактические игры на развитие моторики (2)
  • Занятия по развитию речи (24)
  • Развлечения (9)
  • Кукольный театр (3)
  • Театр картинок (4)
  • Игровой тренинг (4)
  • Семинар – практикум (13)

— Я хороший! Всё в порядке!

Понятие «совесть»

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

День рождения совести

Свой рассказ я назвала так по очень простой причине – дело в том, что дети не рождаются с совестью. Совесть как разумное нравственное качество появляется позже.

Недавно я зашла в гости и услышала такую историю: в доме были няня и ребёнок – девочка 6,5 лет. Девочка подошла к ванной комнате, открыла дверь и замерла. Она простояла в молчании возле ванной несколькоминут. Потом позвала няню. Няня подошла, увидела, что свет в ванной не горит. Посмотрела на девочку, а у той покатились градом слёзы. Няня испугалась, решила, что ребёнок испугался темноты. Включила свет и стала спрашивать, что случилось. Девочка горько плакала, вытирала слёзы кулачками и твердила: «Прости меня, я иногда тебя обманывала». Няня говорит: «Конечно, я тебя прощаю, я даже знаю, когда ты меня обманывала. Когда хотела шоколадку и конфеты. Но девочка продолжала плакать.

«Что произошло? Что это было?» — с таким вопросом няня обратилась ко мне. Мы пообщались с ребёнком. И знаете, что я поняла? Няня была свидетелем «рождения совести». Такие моменты происходят с каждым нормальным человеком. У кого-то раньше, у кого-то позже.

Кто-то запоминает этот день, этот момент на всю жизнь, но, согласитесь, редко кто рассказывает о своих переживаниях. Да и вряд ли ребёнок сможет передать смысл того, что с ним произошло. Ведь понятие «совесть» относится к философии. Религиозные деятели, философы и психологи не могут придти к единому толкованию, что такое совесть и каково её происхождение.

Некоторые люди считают, что жить без совести гораздо проще, что она вовсе не нужна. От неё только комплекс вины и неприятности. Но основная масса людей и учёных говорят о том, что без совести человечество погибнет. Без совести мы обречены на мучительную смерть.

Сейчас я не буду вдаваться в философские рассуждения, но, всё-таки, дам простые определения совести, которые нравятся мне.

Говоря, ещё проще: Совесть — нравственная ответственность.

Почему взрослым, особенно родителям, важно знать, когда у ребёнка появляется совесть?

Потому что с этого момента ваш ребёнок стал Человеком. До этого момента он был послушным или не послушным, следовал вашим правилам или проверял их на прочность, а теперь у него есть свои собственные представления о том, что такое хорошо, что такое плохо. Теперь у маленького человека есть свои нравственные принципы, которые он будет развивать и которым он готов следовать.

Задача взрослого человека разъяснять, беседовать, быть примером, чтобы у ребёнка складывалась здоровая картина его действий. С этого момента модель поведения родителя может быть и даже обязательно должна быть изменена. Теперь вы можете советоваться и вместе решать важные для ребёнка нравственные проблемы.

Читайте также:  Как быстро укачать ребенка перед сном? Способы укачивания ребенка, чтобы уложить спать. Нужно ли качать ребенка на руках?

Очень важно избегать таких слов и выражений как «бессовестный», «как тебе не стыдно!», вернее говорить их можно, но только в очень серьёзных случаях, когда без таких заявлений обойтись никак нельзя.

Избегайте давления на ребёнка. Если он не хочет = не готов делать что-то, уважайте его мнение. Договаривайтесь. Учите ребёнка чувствовать, слышать голос своей совести. Так вы вместе сможете избежать ситуаций с чужими людьми, когда ребёнок не может сказать «нет!» тем предложениям и требованиям, которые он не готов и не хочет совершать, но совершает, потому что боится быть плохим, боится, что родители узнают и будут ругать.

С этого момента вы знаете, что у вашего ребёнка есть серьёзная внутренняя жизнь, свои тайные мысли. Выуживать разными способами их не нужно. У каждого человека есть право на свой внутренний мир. Но беседовать о том, что ребёнок думает по этому поводу нужно. И поощрять его честные ответы, даже если они не совпадают с вашими.

Мне очень понравилось объяснение одной воспитательницы детского сада. Проходил конкурс на то, как пятилетнему ребёнку объяснить, что такое совесть. Этот ответ занял первое место:

Говоря, ещё проще: Совесть — нравственная ответственность.

Как утверждается в детском возрасте понятие «Совесть»?

Психология детского возраста может дать представление, как утверждается в душе понятие совести. Главную основу развития совестливости у маленьких детей составляют чувство стыда и страх перед наказанием. Малыши не хотят быть плохими мальчиками и девочками, и, когда за проступок их начинают стыдить, они переживают, понимая, что попали в категорию нехороших детей из-за своего поведения.

Нравственные чувства (уважение, человеколюбие, сострадание, честность, дружба, терпимость, ответственность и др.) закладываются уже в дошкольном возрасте во время игры и в эпизодах труда, когда дети помогают взрослым. Именно в игре малыш испытывает первые коллективные радости и огорчения. Труд ребёнка в семье в дошкольном и младшем школьном возрасте представляет, в основном, самообслуживание, но он приносит ему большую радость при правильном воспитании уважительного отношения.

Для подростка же характерным является осознание чувства совести, играющего роль внутреннего судьи. Если у подростка не развито чувство собственного достоинства, сочувствия, справедливости, дружбы, то и с совестью у него не будет благополучно, а ведь она очень важна для регуляции собственного поведения. Чувство совести побуждает, к тому же, подростка и старшеклассника к самовоспитанию.

Отправным пунктом для воспитания у детей гуманизма, любви, дружбы являются эмоции на отношения людей друг к другу. Ребёнок принимает нормы нравственности, предлагаемые взрослыми, усваивает их, и, как следствие, у него возникает оценочное отношение к собственным поступкам — регулятор его нравственного поведения, называемый совестью. На родителях лежит большая ответственность за воспитание детей — научить их жить в согласии с совестью: уважая чужие жизни, не злословя, не предавая, не обманывая…

Оценочное отношение к собственным поступкам, а также поступкам других людей, всегда эмоционально, поэтому совесть и выступает эмоционально-оценочным отношением к поведению. Путем сложной эволюции и дифференциации чувство стыда и нравственный опыт многих поколений поднялись до высокого понятия «Совесть». Дети по-разному одарены стыдливостью, и так же различно действуют на них воспитание и среда. Если Вы, дорогие родители, сумеете внушить своему ребёнку с ранних лет, что распущенность не может быть целью жизни, что душа человека драгоценнее тела (над телом властвует природа, а душу составляют ум, совесть, чувства справедливости, доброты, человечности, ответственности за свои поступки), то, возможно, избавите его в дальнейшей жизни от множества страданий.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте понятие совести, как правило, связано с неэтичным поведением или проявлением стыда, то у старшеклассников её проявлением могут быть переживания, побуждающие к нравственно-справедливым поступкам. В случае отклонения от принятых норм поведения у детей появляются стыд и самоосуждение, стимулирующие самоисправление.

У взрослого человека сильные угрызения совести могут появиться не только при неэтичном поведении, но и при упущении возможностей совершить нравственный поступок: «Почему не навестил?», «Почему не писал?», «Почему не помог?». Совесть является важным фактором при принятии человеком ответственных решений, выражая способность осуществлять нравственный самоконтроль, требуя от себя выполнения различных обязательств и производя самооценку совершаемых поступков.

Рождается ли человек с совестью? Этот вопрос издавна интересовал философов, ведь общеизвестен факт, что маленьким детям приходится объяснять, что это такое. Люди появляются на свет с чувством интуиции, и это явление природное: у одних она развита в большей степени, у других — в меньшей, однако основы нравственности прививаются воспитанием. Во многих языках словообразование указывает на связь понятий «Сознание» и «Совесть», и это неслучайно: сознание является основой всех проявлений психики, а совесть представляет основу нравственности.

Оценка человеком поступков происходит в виде суждений и выражает чувство удовлетворения, если они согласуются с индивидуальными понятиями добра и зла или угрызениями совести, если совпадения нет.
Существуют разные теории возникновения и утверждения у человека совести: в одних развитие совести объясняется психологическими и социологическими условиями жизни людей, в других совесть связывают с объективным добром или природой человека.

Общеизвестно, что эгоизм человека, приносящий вред окружающим, вызывает порицание общества. Альтруизм же, наоборот, поощряется. Различия эгоизма и альтруизма объясняют детям, которым прививают убеждённость в том, что есть зло, которое порицается, а что есть добро, которое поощряется.

И эгоизм, и альтруизм — явления природные, унаследованные человеком, одобрение же и порицание вошли со временем в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно переносит эту оценку на свои поступки, испытывая чувство или удовлетворения, или раскаяния и угрызения. Иногда переживания совести могут быть такими сильными, что толкают людей на подвижничество.

И тогда появляются в мире человечества такие личности, как мать Тереза, которая «будучи успешной директрисой католической школы для девочек, купила однажды на рынке дешевое сари и растворилась в трущобах Калькутты с двумя рупиями в кармане», или «святой доктор» Гааз Фёдор Петрович, которого угрызения совести сделали подвижником человеколюбия, и он стал жить, чтобы делать других счастливыми: «Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая советом и делом». Расскажите своим детям об этих и других примерах человеческой нравственности.

Совесть… Особое чувство, присущее человеку и отличающее его вместе с процессом мышления от остального животного мира. Для человека совести основу нравственности представляет суд над самим собой, его мысленный диалог внутри себя, в котором он сам и защитник, и обвинитель. Берегите бесценный дар — свою душу, учите детей жить в согласии со своей совестью.

И эгоизм, и альтруизм — явления природные, унаследованные человеком, одобрение же и порицание вошли со временем в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно переносит эту оценку на свои поступки, испытывая чувство или удовлетворения, или раскаяния и угрызения. Иногда переживания совести могут быть такими сильными, что толкают людей на подвижничество.

Аргументы для сочинения 9.3: Что такое мечта (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 13.12.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 13.12.2019

Что такое совесть: определение, объяснение для детей, примеры

Две крайности

Существуют люди без каких-либо моральных принципов, «бессовестные», которые говорят одно, а делают другое, обычно то, что хочется им, не взирая на запреты и законы и при этом, зачастую, оставаясь безнаказанными.
Другой полюс – люди, живущие с постоянной оглядкой – «Правильно ли Я поступаю?», «Что обо мне подумают?». Такой человек часто и по малейшему поводу испытывает «муки совести» и считает себя никчемным человеком.
Нормой можно считать состояния, находящиеся между этими полюсами, которые не доставляют человеку жизненных проблем, дают ему чувство свободы и уверенности в себе, ощущение своей ценности и значимости.

Источники совести

Основы этой части личности у ребенка закладываются родителями в раннем детстве, а процесс ее формирования называется воспитанием. О важности раннего этапа говорит народная мудрость – «Учить надо, пока поперек лавки лежит, а когда вдоль – поздно будет». Важнейшую роль здесь играют не слова родителей, а их собственное поведение и реакция на поведение ребенка, по которой он понимает, довольны ли им родители. Ведь в этом возрасте родители для ребенка подобны всемогущим волшебникам, которые все знают, все умеют, даже могут знать его мысли и их просто невозможно обмануть, ведь они ВЗРОСЛЫЕ. Позднее в процесс воспитания включаются и другие люди, обладающие для ребенка определенным авторитетом – учителя, тренеры, родители друзей, общественные организации, и даже общественный строй государства.
Еще лет 20 назад, в эпоху «великого и могучего Советского Союза» был создан образ «строителя коммунизма». Это должен был быть человек строгих моральных принципов – «Прежде думай о Родине, а потом о себе!». А для формирования такого человека существовала широкая сеть организаций – пионерия, комсомол, коммунистическая партия. Подобный человек мог жить только в обществе людей, подобных себе, образуя с ними единую общность, так называемый «советский народ».

Как воспитать нормального человека?

Существует множество различных стилей воспитания – от жесткого, ограничивающего до полной вседозволенности. Как выбрать правильный? Как уберечь ребенка от опасностей внешнего мира и при этом не воспитать его трусом или эгоистом? Важную роль в этом играют запреты – слова «Да» и «Нет», «Можно» и «Нельзя». Процесс формирования совести у ребенка основан на его полном и безоговорочном доверии к родителям, которые (являясь, по мнению ребенка, всемогущими) обеспечивают ему чувство безопасности и комфорта во внешнем мире.
Совсем маленький ребенок не понимает, что нельзя совать пальцы в розетку и за его безопасность отвечают родители, которые точно уверены, что этого делать нельзя. Для этого родители убирают подальше острые предметы, закрывают розетки и т.п., как бы говоря тем самым «Нет» опасностям внешнего мира.
Когда ребенок немного подрастет, он начинает понимать, что это делать нельзя потому, что будет больно. Тогда родительские «Да» и «Нет» уже предназначены ему. Лучший путь для ребенка – воспитание в базисе «Да». Иначе говоря, вокруг него постепенно появляется все больше предметов, про которые мама говорит «Да». Такое развитие ребенка больше основано на поощрении, чем на запрещении. Слово «Да» образует основу, к которой добавляется «Нет».
Третья стадия этого процесса – стадия объяснений, в процессе которой у ребенка возникает основа для понимания, почему этого делать НЕЛЬЗЯ. Именно с этого возраста родительское «нельзя» относится уже не только к опасностям внешнего мира, но и к поведению самого ребенка – «что такое хорошо и что такое плохо».
Очень важен в этом процессе единый подход к «Нельзя» со стороны родителей. Ведь совсем маленький ребенок не различает близких людей, для него все они – мама. Но затем он начинает отличать маму, говорящую «Да» от мамы, говорящей «Нет». Именно тогда на горизонте ребенка появляется папа в виде той жесткой части матери, которая говорит «Нет» и настаивает на этом. Только после этого в жизни ребенка появляется папа, как родной человек, которого любят, уважают, который при случае может отвесить шлепок-другой, ничего при этом не теряя. Но он должен заслужить это право тем, что находится рядом и не принимает сторону ребенка против матери.
На самом деле, маленькие дети любят, когда им говорят «Нет». Им необходимо научиться проявлять агрессию, не разрушаясь при этом. Они не хотят играть только мягкими игрушками. Им нравятся камни, палки и другие острые предметы и иногда они провоцируют на слово «Нельзя», чтобы еще раз почувствовать нашу любовь и заботу о них.

Как воспитать нормального человека?

Цитаты о совести

Многие известные люди, будь то учёные или писатели, приводили свои высказывания о совести. Некоторые из них:

  1. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен (Публий Овидий Назон).
  2. Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь (Артур Шопенгауэр).
  3. Без совести и при большом уме не проживёшь (Максим Горький).
  4. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (Альберт Эйнштейн).
  5. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Денис Фонвизин).

Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.

Ссылка на основную публикацию