Театральные куклы: как сделать своими руками? Мастер-классы по изготовлению театральных кукол. Виды театральных кукол: технология их создания, фото, выкройки, шаблоны, советы

Шаблоны с выкройкой куклы. Куклы тильды своими руками, пошаговые мастер классы.

Шаблон можно сохранить на компьютер и в любом редакторе изменять размер по вашему желанию. Шаблон можно распечатать или приложить к экрану компьютера белый или полупрозрачный лист бумаги и карандашом легонько перевести все части куклы на лист, после вырезать детали куклы.

Все детали переносим на ткань в нужном количестве, не забываем о припусках на швы, заранее рассчитываем размер деталей.

Вырезаются все детали очень аккуратно и также аккуратно прошиваются, чтобы все загибы были ровными и красиво смотрелись с наружной стороны.

На всех деталях оставляется небольшое отверстие, для того чтобы их можно было вывернуть, Выворачивать можно с помощью любого тонкого и длинного предмета.

После того как вывернули, детали наполняем плотно, любым подходящим наполнителем.

Оставшееся отверстие зашиваем потайным стежком.

На подошве ноги находим середину, отмечаем ее и подгоняем к швам на голени.

Ноги нижнюю подошву скалываем с голенью булавками

Выворачиваем и набиваем наполнителем.

Следующая часть работы -это голова, для ее изготовления потребуется шар из пенопласта, они продаются в рукодельных магазинах разных диаметров. А также прямоугольный кусочек синтепона или другого наполнителя.

Оборачиваем шар синтепоном

И вкладываем полученный шар в выкроенную деталь головы с туловищем, сверху голову зашиваем.

Для статичности для туловища наполнитель накручиваем на деревянную зубочистку смазанную клеем.

Подворачиваем выкройку туловища и вставляем накрученный наполнитель внутрь тела

Все детали готовы

С обоих сторон нужно отметить одинаковое расстояние куда будут пришиваться руки.

Для того, чтобы пришить детали к туловищу нам понадобятся маленькие пуговки.

Ноги прошиваются подобным образом

Пришиты все части, осталось только сшить одежку, прикрепить волосы и нарисовать глазки.

Все куколка готова)

Вот еще один шаблон с выкройкой куклы тильды

С обоих сторон нужно отметить одинаковое расстояние куда будут пришиваться руки.

Картинка к сочинению Помещики в поэме Кому на Руси жить хорошо

Тем не менее, эти помещики – лишь остаточные образы уходящего в прошлое крепостного строя. Автор верит, что в недалеком будущем простой русский народ станет по-настоящему свободен от угнетения.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(769 слов) Одно из важнейших произведений в творчестве Н.А. Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней он рассказывает о тяжёлой доле русского народа и обличает угнетателей крестьянства. Рассмотрим наиболее яркие образы угнетателей, созданные Некрасовым в этом произведении.

В поэме сатирически изображаются антинародные силы. Помещики, управляющие, купцы, а также предатели народных интересов. Персонажи, противостоящие крестьянам, расположены в поэме по степени усиления их социально-психологической деградации: поп, помещики Гаврила, А. Оболт-Оболдуев, Шалашников, Поливанов, «последыш» князь Утятин, пан Глуховский и другие. Однако дворян Некрасов изобразил реалистично, без гротеска, свойственного, например, М.Е. Салтыкову-Щедрину. Рассмотрим их образы подробнее.

Интересно, что автор не только создает в своём произведении антитезу «счастливых» верхов и «несчастливых» низов. Верхи тоже в каком-то смысле несчастны в том плане, что и они пребывают в кризисе, когда старое обрушивается, а новое ещё не определилось. Поэт замечает и демонстрирует несостоятельность, жалкость и отсутствие благополучия в как будто бы благополучной на первый взгляд жизни.

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — типичный крепостник, не изменивший своих привычек после реформы 1861 года. Он румяный, осанистый, полный; ему шестьдесят лет; имел седые усы, длинные, что создавало ему важный, солидный вид. В его облике чувствуется и молодцеватость. Гаврила Афанасьевич именитого рода: татарин Оболт-Оболдуев потешил государыню в её именины разными зверями двести с лишним лет назад. Его прапрадед по матери, князь Щепин пытался поджечь Москву с Васькой Гусевым: их казнили триста лет назад. Помещик живет в деревне безвыездно сорок лет и характеризует барскую и помещичью жизнь в прошлом и в настоящем. И рассказ о ней очень многогранен. Он повествует о былой идиллии дворянских усадеб: о псовой охоте и роскошных пирах на праздники. В настоящем помещичье сословие переживает кризис: дворяне вроде Оболта-Оболдуева не могут приспособиться к новой жизни, потому что ничему не учились и ничего не умеют. Раньше он паразитировали на крестьянском труде и были беспечны, но теперь им приходится приводить хозяйство в порядок самим, изучать новые реалии и правила, а они совершенно не способны этого сделать. После многих лет праздности помещики потеряли саму способность к обучению. Речь героя — не просто обличение ленивого и глупого барина, который ставит себе в заслугу разумное руководство подневольными людьми. Она о всеобщей беде, обо всех захватывающем кризисе. И о том, что народ в этой ситуации, — единственная сила, полная здоровья, силы и красоты, которая является главным условием развития нашей страны и обновления жизни. Из речи родовитого помещика мы можем сделать вывод, что дворянское сословие деградирует и больше не может служить единственной опорой для государства.

Шалашников — уже более жестокий барин, который требует со своих крестьян очень многого. В отличие от Оболт-Оболдуева, он не пытается стать для крепостных «отцом» и благодетелем, не отмечает с ними праздники и не дарует милости. Он заинтересован только в прибыли — любой ценой. Особое внимание помещик уделял телесным наказаниям, которые должны были сделать людей более сговорчивыми и трудолюбивыми.

Одним из угнетателей народа является князь Утятин. Он олицетворяет упадок, вырождение помещиков. Это существо не только полуживое, но и полуживотное. Он выглядит странным, почти сказочным энциклопедическим персонажем. И описывается-то не столько он сам, сколько его незрячее око: именно оно, мёртвое, ненавидящее, — единственное, что живёт в нём. Утятин никак не может поверить в то, что крепостное право уже отменили, и ведёт себя так, как будто ничего не произошло. Стоит отметить, что мёртвая, отжившая система отношений, уложений, «привычек» держала в своих руках живые силы страны.

Поливанов стал воплощением помещика-самодура, поступки которого сложно интерпретировать логически. Он жесток не только по отношению к крестьянам, но и к своей семье. Выдав дочь замуж, он выпорол ее мужа и прогнал наследников «нагишом». Удовольствие герой находил в связях с крепостными девушками, которые были лишены права на отказ. Даже своего верного холопа Якова, который служил ему всю жизнь, барин бесчеловечно наказал: отдал его племянника в рекруты, чтобы самому позабавиться с его молодой невестой. За свою жестокость он был наказан: Яков отвез его в лес и повесился на его глазах, а парализованный помещик всю ночь отбивался от волков возле трупа своего слуги. Его образ внушает читателю омерзение.

Пан Глуховский — садист, наделенный привилегиями дворянина. В тексте не упоминаются многочисленные преступления этого убийцы, но автор дает понять, что этот герой замучил не одну сотню человек, раз превзошел даже разбойника Кудеяра. Сравнение барина с бандитом показало, что помещик ничуть не лучше и даже хуже вора, ведь он губит людей не из-за желания заработать денег, а просто так, забавы ради. Безнаказанность, вседозволенность и праздность дворян приводят к тому, что они превращаются в убийц и насильников: их ничего не сдерживает, им ничего не мешает проявлять самые порочные стороны своей натуры.

Таким образом, Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» многопланово показывает главных угнетателей народа — его прямых владельцев. Он демонстрирует их пороки и обличает их нравственное и духовное убожество, чтобы убедить современников в правильности отмены крепостного права и в необходимости совершенствовать реформы.

Поливанов стал воплощением помещика-самодура, поступки которого сложно интерпретировать логически. Он жесток не только по отношению к крестьянам, но и к своей семье. Выдав дочь замуж, он выпорол ее мужа и прогнал наследников «нагишом». Удовольствие герой находил в связях с крепостными девушками, которые были лишены права на отказ. Даже своего верного холопа Якова, который служил ему всю жизнь, барин бесчеловечно наказал: отдал его племянника в рекруты, чтобы самому позабавиться с его молодой невестой. За свою жестокость он был наказан: Яков отвез его в лес и повесился на его глазах, а парализованный помещик всю ночь отбивался от волков возле трупа своего слуги. Его образ внушает читателю омерзение.

Анализ главы «Помещик»

Было бы неверно говорить, что каждая встреча делает героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» мудрее. Так, встречая «барина кругленького» – помещика Оболта-Оболдуева, крестьяне ведут прежнюю речь:

Скажи ж ты нам по-божески,
Сладка ли жизнь помещичья?
Ты как – вольготно, счастливо,
Помещичек живешь?

Поведение и реакция странников на рассказ помещика свидетельствует о том, как трудно протекает процесс действительного освобождения – уже нравственного – русских крестьян: их робость перед помещиком, нежелание сидеть в его присутствии – все эти детали складываются в характеристику «деревенских русских людей», привыкших к тому, что они люди «низкого рода».

В сущности, вся глава представляет собой «мерочку господскую» – здесь в основном представлено мнение помещика о помещичьем сословии и о крестьянах. И в то же время мужики – не безмолвные свидетели рассказа: не осмеливаясь возражать помещику, они вольны в своих мыслях. И эти мысли позволяют сопоставить «мерочку господскую» с «мерочкой крестьянской», увидеть оборотную сторону нарисованной Оболт-Оболдуевым идиллической жизни помещиков и крестьян при крепостном праве и одновременно постичь душу крестьянскую.

Глава обнаруживает пропасть, сложившуюся за годы рабства: помещик и крестьяне говорят на разных языках, одно и то же событие ими воспринимается по-разному. То, что помещик считает «хорошим» для крестьянина, странникам не кажется «счастьем». У крестьян и помещика разное понимание и «почета», что и открывает разговор о родословной. Автор не случайно начинает разговор о «счастье» помещика с истории его рода. История предков Оболта-Оболдуева обнаруживает, при всем сатирическом заострении, реальные черты жизни России: вершители судеб крестьянских получали дворянство за умение потешить русского государя. «Почет» для помещика – древность рода, а не его подлинные заслуги перед государством, перед народом.

Слушая идиллический рассказ помещика о прошлом «благоденствии», крестьяне по-своему воспринимают это «благоденствие», особенно когда рассказ касается «вотчины». Они не спорят с помещиком, не возражают ему. Но переданные автором мысли мужиков обнаруживают подлинный смысл «идиллии», за которой стоят все те же унижения крестьян и насилие над их душами. Так, когда помещик рисует картину «духовного родства» помещиков и крестьян, вместе молившихся в господском доме во время «каждого почитаемого двунадесятого праздника», крестьяне, соглашаясь вслух, про себя недоумевают:

«Колом сбивал их, что ли, ты
Молиться в барский дом. »

Что же составляло «счастье» помещика в еще недавней жизни? Первое, чем так гордится помещик, что называет он «почетом», – покорность крестьян и даже самой природы:

Пойдешь ли деревенькою –
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами –
Столетними деревьями
Преклонятся леса!

Его рассказ действительно убеждает: «жил он, как у Христа за пазухой»: праздники, охота, вольная и праздная жизнь составляли «счастливую» жизнь помещиков. Но «счастлив» был и народ, уверяет помещик. «Счастье» его, как полагает Оболт-Оболдуев, заключалось – в ласке помещика, в угождении помещику. Вспоминая о недавнем еще прошлом, когда он был безраздельным хозяином вотчины («Ни в ком противоречия, / Кого хочу – помилую, / Кого хочу – казню. / Закон – мое желание! / Кулак – моя полиция! »), он искренне убежден, что прежде он «хорошо жил» со своею «вотчиной».

Но «господская мерочка» не совпадает с крестьянской. Соглашаясь с тем, что «житье» помещика и впрямь было завидное, крестьяне-странники весьма скептически выслушивают его рассказы о «счастье» вотчины. Не случайно на вопрос Оболт-Оболдуева: «Так вот как, благодетели, / Я жил с моею вотчиной, / Не правда ль, хорошо. », крестьяне в своем ответе «хорошей» признают только жизнь помещика: «Да было вам, помещикам, / Житье куда завидное, / Не надо умирать!»

Однако нынешние несчастья помещика не кажутся странникам ни надуманными, ни смешными. За жалобами помещика действительно встает очень важная проблема российской жизни. Целые поколения русского дворянства, жившие за счет чужого, дарового труда, оказались абсолютно не способными к иной жизни. Оставшись хозяевами земли, но лишившись даровых рабочих, они и принадлежащую им землю воспринимают не как мать-кормилицу, а как «мачеху». Труд несовместим для них с «чувствами деликатными» и «гордостью». Перефразируя Некрасова, можно сказать, что «привычка и над помещиком сильна», – привычка к праздной жизни. И потому упреки устроителям реформы, звучащие из уст помещика, не столько смешны, сколько исполнены драматизма, – за ними определенное отношение к жизни, которое формировалось в течение столетий:

Читайте также:  Плохая память у ребенка: причины — что делать? Препараты и занятия для улучшения памяти у детей

А если и действительно
Свой долг мы ложно поняли,
И наше назначение
Не в том, чтоб имя древнее,
Достоинство дворянское
Поддерживать охотою,
Пирами, всякой роскошью
И жить своим трудом,
Так надо было ранее
Сказать. Чему учился я?

Не случайно в центре главы – символическая картина колокольного похоронного звона. Похоронный звон по умершему крестьянину помещик воспринимает как прощание с помещичьей жизнью: «Звонят не по крестьянину! / По жизни по помещичьей / Звонят. Ой, жизнь широкая! / Прости – прощай навек! / Прощай и Русь помещичья!» И, что важно, эту драму помещика признают и крестьяне: их мыслями о всеобщем неблагополучии и завершается глава:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Поведение и реакция странников на рассказ помещика свидетельствует о том, как трудно протекает процесс действительного освобождения – уже нравственного – русских крестьян: их робость перед помещиком, нежелание сидеть в его присутствии – все эти детали складываются в характеристику «деревенских русских людей», привыкших к тому, что они люди «низкого рода».

Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – сочинение

В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, – бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

Гавриил Афанасьич Оболт-Оболдуев.

В главе V — «Помещик» повествуется о Гаврииле Афанасьиче Оболт-Оболдуеве:

Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый.
Шестидесяти лет;
Усы седые, длинные,
Ухватки молодецкие,
Венгерка с бранденбурами,
Широкие штаны.

Встретив 7 мужиков, он достаёт пистолет с опаской: струсил, подумав о разбойниках. Сам Гавриил выглядит так же, как и большинство из помещиков: румяный, толстый, усатый, хорошо одет. Такой вид вызывает неприязнь. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов добавляет к описанию слащавости. Оболт-Оболтуев смеется над вопросом крестьян о счастье, не ожидая от них такого. Он даже проверяет их на ощупь: вдруг больны. А после всё же говорит, как хорошо ему жилось до отмены крепостного права:

Летело время соколом,
Дышала грудь помещичья
Свободно и легко.
Во времена боярские,
В порядки древнерусские
Переносился дух!
Ни в ком противоречия.
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный.
Удар зубодробительный.
Удар скуловорррот.

Однако после этого события всё изменилось, ведь без крестьянского труда стало тяжелее. В поместье «порядку нет следа». Теперь ему, как и всему остальному социальному слою, придётся самому зарабатывать на хлеб:

Кричат: „Довольно барствовать!
Проснись, помещик заспанный!
Вставай! — учись! трудись. “

Некрасов в данной главе рассказал о тяжести бытия помещиков после отмены крепостного права. Они ничему не обучены и не привыкли делать всё то, что делали крестьяне. В конце главы уже начинаешь понимать, как сложно им переходить к новой жизни.

В части «Последыш» автор пишет о князе Утятине, о его жизни и жизни крестьян на тот момент времени. Знакомство с ним начинается с приплытии трёх лодок на берег реки Волги. Некрасов, описывая помещика, создает ещё один внешний образ:

Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.

Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.

Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.

Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.


Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Образы помещиков в поэме “кому на Руси жить хорошо”

u041fu043eu043cu0435u0449u0438u043au0438 u043du0438u0447u0435u0433u043e u043du0435 u0434u0435u043bu0430u044eu0442, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u00a0u0447u0442u043e u00a0u043fu0440u0438u0432u044bu043au043bu0438 u043fu0440u043eu0441u0442u043e u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u0442u044cu0441u044f ” u043au0440u0435u0449u0435u043du043eu0439 u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u044cu044e “. u041eu043du0438 u043fu0440u0438u0432u044bu043au043bu0438 u043au0430u0437u043du0438u0442u044c u0438 u043cu0438u043bu043eu0432u0430u0442u044c u0431u0435u0437 u0432u0441u044fu043au0438u0445 u043fu0440u0430u0432u0438u043b.

u0412u043eu0442 u043au0430u043a u0432u0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u0435u0442 u043e u00a0u043fu0440u043eu0448u043bu043eu043c u041eu0431u043eu043bu0442 – u041eu0431u043eu043bu0434u0443u0435u0432 :

u0417u0430u043au043eu043d u2014 u043cu043eu0451 u0436u0435u043bu0430u043du0438u0435! u00a0

u041au0443u043bu0430u043a u2014 u043cu043eu044f u043fu043eu043bu0438u0446u0438u044f! u00a0

u0423u0434u0430u0440 u0438u0441u043au0440u043eu0441u044bu0439u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439, u00a0

u0423u0434u0430u0440 u0437u0443u0431u043eu0434u0440u043eu0431u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439, u00a0

u0423u0434u0430u0440 u0441u043au0443u043bu043eu0432u043eu0440u0440u0440u043eu0442. u00a0

u0412u043eu0442 u043eu0442u043cu0435u043du0438u043bu0438 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u043du043eu0435 u043fu0440u0430u0432u043e, u0438 u00a0u0431u0430u0440u0435 u0441u0442u0430u043bu0438 u0440u0443u0431u0438u0442u044c u043fu0430u0440u043au0438, u0440u0430u0437u0431u0438u0440u0430u0442u044c u00a0u0434u043eu043cu0430, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u00a0u043bu043eu043cu0430u0442u044c – u043du0435 u0441u0442u0440u043eu0438u0442u044c.

u00a0u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u00a0u0441u043e u0441u043cu0435u0445u043eu043c u043eu0442u043du043eu0441u0438u0442u0441u044f u043a u0431u044bu0432u0448u0438u043c u0445u043eu0437u044fu0435u0432u0430u043c u00a0u0436u0438u0437u043du0438 u00a0u0438 u00a0u00a0u0434u0430u0435u0442 u0438u043c u0433u043eu0432u043eu0440u044fu0449u0438u0435 u0444u0430u043cu0438u043bu0438u0438 : u041eu0431u043eu043bu0442 – u041eu0431u043eu043bu0434u0443u0435u0432, u0423u0442u044fu0442u0438u043d ( u043fu043eu0441u043bu0435u0434u044bu0448 ). u0422u0430u043au0436u0435 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u043du044b u0438u0445 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0438u0441u0442u0438u043au0438. u0423u0442u044fu0442u0438u043d ” u0432u0435u0441u044c u0432u0435u043a u0447u0443u0434u0438u043b , u0434u0443u0440u0438u043b”. u0410 u043fu043eu0441u043bu0435 u043fu0435u0440u0435u043cu0435u043d u00a0 u043fu044bu0442u0430u0435u0442u0441u044f u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u0438u0442u044c u0434u0430u0436u0435 u0438u0445 u043bu0438u0447u043du043eu0439 u0436u0438u0437u043du044cu044e.

u041du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440 , u043eu043d u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u00a0u0432u0434u043eu0432u0443 u00a0u0422u0435u0440u0435u043du0442u044cu0435u0432u0443 u043du0443u0436u043du043e u0432u044bu0434u0430u0442u044c u0437u0430u043cu0443u0436 u0437u0430 u0413u0430u0432u0440u0438u043bu0443 u0416u043eu0445u043eu0432u0430 u0438 u00a0u043fu043eu043fu0440u0430u0432u0438u0442u044c u0438u043c u0438u0437u0431u0443. u041fu0440u0438 u044du0442u043eu043c u043eu043d u0437u0430u0431u044bu0432u0430u0435u0442 , u0447u0442u043e u0432u0434u043eu0432u0443u0448u043au0435 u0441u0435u043cu044cu0434u0435u0441u044fu0442, u0430 u0436u0435u043du0438u0445u0443 – u0432u0441u0435u0433u043e u0448u0435u0441u0442u044c u043bu0435u0442.

u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u043du0435 u0432 u0441u0435u0431u0435 u043eu043d u043du0430u0437u043du0430u0447u0430u0435u0442 u0441u0442u043eu0440u043eu0436u0435u043c, u0430 u043fu0430u0441u0442u0443u0445u0430u043c u0432u0435u043bu0438u0442 u00a0u043fu0440u0438u0443u0447u0430u0442u044c u0441u0442u0430u0434u043e ” u043a u043cu043eu043bu0447u0430u043du0438u044e”, u0438u0431u043e u043au043eu0440u043eu0432u044b u0431u0443u0434u044fu0442 u0431u0430u0440u0438u043du0430. u00a0u0412u0441u0435 u044du0442u0438 u043fu0440u0438u043au0430u0437u044b u0432u044bu0437u044bu0432u0430u044eu0442 u043du0435u0434u043eu0443u043cu0435u043du0438u0435, u0434u0430 u0438 u0441u0430u043c u043eu043d, u0434u0430u0436u0435 u0432u043du0435u0448u043du0435, u0441u043cu0435u0448u043eu043d :

u041du043eu0441 u043au043bu044eu0432u043eu043c, u043au0430u043a u0443 u044fu0441u0442u0440u0435u0431u0430, u00a0

u0423u0441u044b u0441u0435u0434u044bu0435, u0434u043bu0438u043du043du044bu0435 u00a0

u0418 u2014 u0440u0430u0437u043du044bu0435 u0433u043bu0430u0437u0430: u00a0

u041eu0434u0438u043d u0437u0434u043eu0440u043eu0432u044bu0439, u0441u0432u0435u0442u0438u0442u0441u044f, u00a0

u0410 u043bu0435u0432u044bu0439 u2014 u043cu0443u0442u043du044bu0439, u043fu0430u0441u043cu0443u0440u043du044bu0439, u00a0

u041au0430u043a u043eu043bu043eu0432u044fu043du043du044bu0439 u0433u0440u043eu0448! u00a0

u0415u0449u0435 u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0438. u0421u0430u043cu043eu0434u0443u0440 u0438 u00a0u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043a u0428u0430u043bu0430u0448u043du0438u043au043eu0432. u041eu043d u043fu043eu043au043eu0440u044fu0435u0442 u00a0u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u043du044bu0445 u00a0u0442u043eu043bu044cu043au043e ” u0432u043eu0438u043du0441u043au043eu044e u0441u0438u043bu043eu044e . ” u041du0435u043cu0435u0446 u0424u043eu0433u0435u043bu044c . u042du0442u043eu0442 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u00a0u0432u043eu043eu0431u0449u0435 u043eu0442u043fu0440u0430u0432u043bu044fu0435u0442 u043du0430 u043au0430u0442u043eu0440u0433u0443 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043d, u043eu0431u0438u0440u0430u044f u0438u0445.

u041du0435u0443u0432u0430u0436u0435u043du0438u0435 u043a u0442u0440u0443u0434u0443 u0438 u043a u0442u0435u043c, u043au0442u043e u00a0u0441u043eu0437u0434u0430u0435u0442 u043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043bu044cu043du044bu0435 u0431u043bu0430u0433u0430, u00a0u0441u043fu0435u0441u0438u0432u043eu0441u0442u044c, u0436u0435u0441u0442u043eu043au043eu0441u0442u044c – u0432u043eu0442 u00a0u0433u043bu0430u0432u043du044bu0435 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0430 u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043au043eu0432 , u043fu043eu043au0430u0437u0430u043du043du044bu0445 u0432 u043fu043eu044du043cu0435.

u0411u0430u0440u0438u043d u0438 u043cu0443u0436u0438u043a – u0432u0435u0447u043du043e u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0441u0442u043eu044fu0442 u0434u0440u0443u0433u0443, u0430 u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u043du0435u0442 u0438 u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u0441u0447u0430u0441u0442u043bu0438u0432u044bu0445 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043d, u043fu043eu043au0430 u0436u0438u0440u0443u044eu0442 ” u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0430″.
“>]” data-test=”answer-box-list”>

u0423u0434u0430u0440 u0441u043au0443u043bu043eu0432u043eu0440u0440u0440u043eu0442. u00a0

Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Основой в написании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» стали многочисленные наблюдения и записи за окружающей обстановкой, на протяжении более двадцати лет самим автором.

Здесь были заметки и о судьбах и образах крестьян и об образах помещиков. На фоне бедноты и нищеты простых людей, помещики особо ярко выделяются на их фоне.

И кто же счастлив, и кому живется вольготно на Руси. Этот вопрос и попробуем отнести к богатому сословию. Счастливы ли они? На этот вопрос стараются ответить странники, путешествуя по разным уголкам, по всей Руси.

Они задавали этот вопрос каждому помещику, который встречался у них на пути. Так седовласый старичок шестидесяти лет от роду, лишь вспоминает, как он был счастлив когда-то до отмены крепостного права. Как он был беззаботен, весел и имел в подчинении много душ. А сейчас везде разруха, пьянство. Нет прежнего дома, вырублен на дрова сад. – Никто не хочет работать, – говорит он. Но и сам Оболт-Оболдуев ни рвется трудится, даже ради самого себя, надеясь также выехать на чужой шее. Вся окружающая атмосфера его раздражает помещика. И весь разговор меж ними происходит на повышенных тонах. Он в корне недоволен дальнейшей судьбой крестьян их свободой, и сильно переживает по этому поводу. Ему невыносима сама мысль «свободы» крестьян. Ведь это неправильно, не по уставу не по порядку. Держание в строгости – только так был мир и порядок.

Другой помещик Утятин был не очень образованным, недалеким и слушал всех окружающих о законодательстве и прочих вещах. Когда произошла крепостная реформа, все его окружающие обманывали его о том, что отмены крепостного права не было, и все осталось как прежде на своих местах. Так делали его дети, поскольку они, как и он сам боялись остаться без наследства и подчиненных. Они продолжали разыгрывать сценку в спектакле помещик и крестьянин. Но действующими лицами были не только близкие окружающие, но и сами крестьяне, которые были вольными, помогали в этом по просьбе детей.

И таких помещиков по всей Руси очень много, выжившие из ума, пытающиеся всеми правдами и неправдами остановить время, восстановить прошлое и вернуть себе власть. Некрасов описывая русских помещиков нисколько не сочувствуя им и их судьбе, без какой либо идеализации, а наоборот осуждения и неодобрения.

Необходимо было сломать сатирой их идеологию о том, что с отменой крепостного права Россия не может быть счастливой.

Другой помещик Утятин был не очень образованным, недалеким и слушал всех окружающих о законодательстве и прочих вещах. Когда произошла крепостная реформа, все его окружающие обманывали его о том, что отмены крепостного права не было, и все осталось как прежде на своих местах. Так делали его дети, поскольку они, как и он сам боялись остаться без наследства и подчиненных. Они продолжали разыгрывать сценку в спектакле помещик и крестьянин. Но действующими лицами были не только близкие окружающие, но и сами крестьяне, которые были вольными, помогали в этом по просьбе детей.

«Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»»

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20-70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется – «Помещик».

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ.

Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную». Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид». Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники, и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Читайте также:  Когда и как вводить мясо в прикорм ребенку? С какого мяса начинать прикорм: готовим сами, покупаем мясное пюре

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме – князя Утятина – обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом.

Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура – «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Рассказывая о диких выходках «последыша» – последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили «непокладистого» мужика Агапа Петрова.

В главе «Савелий – богатырь Святорусский» Некрасов показал еще одного помещика-крепостника – Шалашникова и его способ выколачивания оброка с помощью жестокой порки крестьян. С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами Оболдуевых и Утятиных отношения Шалашникова с крепостными мужиками могут показаться относительно простыми и естественными, а с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность народу.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя. Опора этого строя – помещики – изображены в поэме «последышами», доживающими-свой век. Давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет карт тина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).

Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» хорошо: характеристики, анализ

ОБРАЗЫ В ПОЭМЕ

«Жгучее беспокойство», которое испытывал Некрасов думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Судьбе крестьянки посвящены многие отдельные эпизоды поэмы и целиком – вся вторая её часть. На судьбе Матрёны Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была её жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у неё была «хорошая, непьющая семья», говорит Матрёна Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».

Тяжёлый труд, однако, не сломил её.

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

говорит о себе Матрёна Тимофеевна.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет труженицы-крестьянки:

Широкая и плотная.

Лет тридцати осьми.

Счастья на долю ей выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребёнка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда -вот как сложилась её жизнь. «Во мне,-говорит Матрёна Тимофеевна.

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой. »

«Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам и сама Матрёна Тимофеевна. «Не дело – между бабами счастливую искать».

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила её в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живёт «с гневом на сердце», помнит, что «обиды смертные» прошли по ней «неотпла-ченные». «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»,- говорит Матрёна Тимофеевна.

Этот святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твёрдо верит в её будущее.

ОБРАЗ ПОМЕЩИКОВ

Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Ленин, когда писал: «Еще Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов. » (В. Й. Л е н и н, Сочинения, т. 13, стр. 40).

Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где всё ему «покорствовало».

Ни в ком противоречия,

Кого хочу – помилую.

Кого хочу – казню. –

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности, бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон – моё желание!

Кулак – моя полиция!

Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». Без всякого сожаления говорит поэт о том, как «под топором крестьянина» валятся дворянские парки, как «по кирпичику» разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин – «Последыш»,- и в их портретных характеристиках.

Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина – «Последыша». Это барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861 г. Совершенно не зная своих крестьян, «Последыш» отдаёт нелепые распоряжения по вотчине: приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове- под семьдесят, а жениху – шесть лет!» Глухонемого дурака «Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина.

Нелепы не только «дурацкие приказы» «Последыша», ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один здоровый, светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Крутым самодуром-угнетателем показан и помещик Ш а-лашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём «настала каторга корёжскому крестьянину – до нитки разорил!»- говорит Савелий.

Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим существованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость -таковы типические черты характера помещиков, изображённых в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Мужики и барин – непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,- говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину,- вот тот вывод, к которому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы. Анализ поэмы.

Кулак – моя полиция!

Сочинение: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20—70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется — «Помещик».

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную». Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид». Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники, и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме — князя Утятина — обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом. Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура — «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Рассказывая о диких выходках «последыша» — последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили «непокладистого» мужика Агапа Петрова: «Не будь такой оказии, не умер бы Агап». Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права остался фактически хозяином жизни («Известно, не корысть, а спесь его подрезала, Соринку он терял»). Утятина опасаются и странники: «Да барин глуп: судись потом…» И хотя сам Последыш — «юродивый помещик», как зовут его крестьяне, — скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по-прежнему остается в руках дворянства. Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.

В главе «Савелий — богатырь Святорусский» Некрасов показал еще одного помещика-крепостника — Шалашникова и его способ выколачивания оброка с помощью жестокой порки крестьян. С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами Оболдуевых и Утятиных отношения Шалашникова с крепостными мужиками могут показаться относительно простыми и естественными, а с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность народу.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя. Опора этого строя — помещики — изображены в поэме «последышами», доживающими свой век. Давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).

Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господа помещиков и мир крестьянства. Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.

Читайте также:  Полный письменный анализ лирического стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкина: образы, символы, средства художественной выразительности, идея, композиция, сочинение

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Автор: Guru · 13.11.2020

Рассмотрим образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», написанной Некрасовым. В ней автор задался целью показать читателю ту тяжесть, с которой живут русские крестьяне, а также указать на тех, кто гнетет их. Какие же образы есть в поэме?

В произведении ярко и комично показаны различные силы, которые являются антинародными – это помещики, дворяне, богачи и те, кто предал интересы своего народа. Все эти персонажи в повести расставлены в порядке возрастающей отдаленности их от народа – поп, помещики, один из которых наделен автором весьма красноречивой фамилией Оболт-Оболдуев, за ними князь Утятин, потом пан… впрочем, представителей дворянского сословия автор показал без выдумок и преувеличений, в отличие от других писателей.

Примечательна созданная Некрасовым антитеза у верхушки и дна общества относительно их счастья или несчастья. Верхи тоже бывают несчастны, когда начинает рушиться привычный им уклад жизни, и они не знают, чего им ждать от новшеств. На этом автор заостряет внимание, ведь в такие моменты жизнь верхов становится жалкой и ничтожной, благополучной только внешне.

Начнем с Оболдуева. Итак, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – помещик-крепостник, который проигнорировал реформу, прошедшую в 1861 году. Он толст и осанист, румян и сед, имеет длинные усы, которые делали его внешне более солидным. В нем слегка заметна легкая, не по годам, молодцеватость. Он происходит из весьма известного рода, ставшего известным главным образом тем, что более двух столетий назад его родич тешил императрицу и ее свиту подобием зоопарка. Более того, его прапрадед с подельником еще тремя веками ранее собирался сжечь столицу, за что их обоих казнили.

Помещик ведет относительно замкнутый образ жизни – живет в своей деревне на протяжении сорока лет и не выезжает из нее никуда. Своим образом жизни он показывает, каким был быт баринов и помещиков прошедшей и нынешней эпох. Повествование об этом быте весьма разносторонне, и рассказывает о том, какая идиллия царит в усадьбах тех, кто имеет дворянский титул, о том, как они любят развлекаться на псовой охоте, с каким размахом они пируют.

В нынешнем сословии помещиков сейчас наступает кризис, поскольку такие, как Оболдуев, не в состоянии привыкнуть к жизни, которая диктует свои новые правила. По большей части, их неспособность к этому истекает из того, что они не учились никаким ремеслам и жили праздно. Поэтому они ни к чему не приспособлены и ничего не умеют. До перемен они жили тем, что брали все нужное с крестьян, отбирая у них все, что хотели. Они жили праздно и беспечно, не знали тяжелого труда. А в нынешнем своем положении этим помещикам нужно самолично содержать свое хозяйство. При этом им нужно приспосабливаться к новым реалиям, чего они сделать не в состоянии. Они не могут ничему обучиться вследствие своей праздности, которая длилась годами.

Речь персонажа не только обличает неумного лодыря, считающего себя заслужившим правление горсткой крепостных крестьян, но и дает понять, что кризис назрел, скоро что-то произойдет, потому что грядущая беда будет иметь большие масштабы, так как она захватила и крестьян, и высшее сословие. Но именно народ в этой беде является силой, при которой страна развивается, становясь более здоровой и красивой, все чаще обновляясь. На примере именитого помещика мы видим, как деградирует верхушка общества.

Помещик Шалашников является куда более жестоким по отношению к своим крепостным хозяином. Он требователен – для него главное – прибыль. Он не выказывает крепостным милостей и добра, как Оболдуев, не празднует с ними. Зато он ввел телесные наказания. По его мнению, эта мера делала его крепостных более работоспособными.

Князь Утятин. Еще больший дегенерат, чем Шалашников. В его лице показан упадок, который царит в среде помещиков. Он уже не человек, а наполовину животное. Он наполовину мертв. По большей части, описывается его незрячий глаз – в нем живет ненависть. Он не верит в отмену крепостного права и живет, как прежде.

Поливанов показан в поэме, как неадекватный богач, который относится жестоко, как к подопечным крестьянам, так и к своей семье – так, он выдал свою дочь замуж, а потом выпорол зятя, после чего выгнал своих наследников голыми. Для него источником удовольствия были связи с крепостными девушками – они не имели права отказать барину. Кроме того, он жестоко обошелся со своим верным слугой Яковом – отдал его племянника в армию, для того, чтобы развлечься с его невестой. Но за это он понес наказание – Яков, едучи с ним через лес, повесился. На помещика это оказало большое воздействие, и он до ночи был, словно парализован. А ночью он отбивался от волков рядом с трупом холопа. Он омерзителен.

А пана Глуховского сравнивают с бандитом Кудеяром, которого он превзошел по количеству жертв. Но причина была различна – Кудеяр убивал, чтобы заработать, а Глуховский – потому что это приносило ему удовольствие. Он был садистом, которого наделили титулом дворянина. Он не сдерживает свою порочность и жестокость.
Именно так Н.А. Некрасов в своей поэме показывает угнетателей своего народа во всей их негативности, глупости. Они морально убоги и порочны, и именно этим он убеждает в нужности и необходимости проведения реформ.

Речь персонажа не только обличает неумного лодыря, считающего себя заслужившим правление горсткой крепостных крестьян, но и дает понять, что кризис назрел, скоро что-то произойдет, потому что грядущая беда будет иметь большие масштабы, так как она захватила и крестьян, и высшее сословие. Но именно народ в этой беде является силой, при которой страна развивается, становясь более здоровой и красивой, все чаще обновляясь. На примере именитого помещика мы видим, как деградирует верхушка общества.

Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» хорошо: характеристики, анализ

Сюжетной основой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”. Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Жесток “жадный, скупой” господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается. В главах “Помещик” и “Последыш” Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России.

Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы “Помещик”, начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно “ломается”, с издевкой звучат его слова:

Сатирически гневно рассказывает Н. А. Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”. Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью. Барин, владевший “крещеной собственностью”, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему “покорствовало”:

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню, —

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло. “Теперь не та уж Русь!” — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила “одним концом по барину, другим по мужику. ” Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем.

Глава “Помещик” подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе “Последыш” Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам — привычка покоряться.

Князь Утятин — барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар:

Известно, не корысть,

А спесь его подрезала,

Соринку он терял.

И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. “Последыш” становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных. Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения: приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава “Последыш” уточняет смысл главы “Помещик”. От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности. Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется:

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

“Легенда о двух великих грешниках” подводит своеобразный итог размышлениям Н. А. Некрасова о грехе и счастье. В соответствии с представлениями народа о добре и зле убийство жестокого пана Глуховского, который, хвастаясь, поучает разбойника:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

—становится способом очистить от грехов свою душу. Это призыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тиранов.

Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы “Помещик”, начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно “ломается”, с издевкой звучат его слова:

Ссылка на основную публикацию