Сочинение, эссе на тему «Мои летние каникулы»: аргументы, рассуждения, примеры

Сочинение на тему: «Как я провел лето»

Я всегда с нетерпением жду лета, ожидая чего – то особенно интересного. Оно дает мне полную свободу, так как можно целыми днями быть на улице со своими друзьями, путешествовать, отдыхать. Позади остались задачи, диктанты, контрольные работы и экзамены.
Первый месяц лета я провел в городе, но мы очень часто выезжали с родителями на дачу. Я помогал им садить овощи, пропалывать грядки и поливать. Неподалеку от участка находится лес. Он всегда привлекал меня своей красотой и чистым воздухом. Мне нравится одна полянка, где я иногда провожу время, любуясь цветами и поедая ягоды душистой земляники.

Однажды, как обычно, пришел на поляну, это было под вечер, и заметил, что трава немного шевелится. Решил посмотреть и увидел ежа. Он сразу же свернулся клубком. Но как только я отошел, ежик побежал со всех ног. После этого случая я снова приходил на свое любимое место, но так больше его не встретил.

По вечерам мы с друзьями любим кататься на велосипедах, осматривая окрестности города, а еще играем в футбол на площадке перед домом. Поэтому вечера не были скучными.

В июле с родителями поехали к морю на своей машине. Получилось настоящее путешествие. Мы часто останавливались и устраивали завтрак на природе. Когда проезжали красивые места, то обязательно старались выходить, осматривать их, много фотографировались. Особенно мне понравились цветущие лотосы, я никогда не видел такую красоту с близка!

По дороге побывали во многих красивых и больших городах, любовались памятниками архитектуры, заходили в музеи. А впереди нас ждал отдых на море.

Как только приехали и распаковали вещи, то сразу же побежали на лазурный берег. Как раз прошел грозовой дождь и пляж был полупустым. Когда зашли в воду, то она была ласкающей и очень теплой. Мы с большим удовольствием поплавали, немного позагорали. Было приятное ощущение полной свободы, ведь на море забывается все. Кажется, что уже нет никаких трудностей и проблем.

По вечерам, мы ходили в парк, там катались на аттракционах, любовались красивыми и ароматными клумбами, сидели в кафе и ели мороженное.

Море привлекает своим разнообразием – оно может быть спокойным или взволнованным с пенящимися волнами. Однажды мы поплавали на волнах, это непередаваемое ощущение, когда какая – то сила подбрасывает вверх и бросает. В этот день я насобирал много больших ракушек, принесенных морским прибоем.

На обратном пути заехали к родственникам в деревню, чтобы пообщаться и отдохнуть с дороги. Нас напоили теплым парным молоком. А ранним утром мы с папой отправились на рыбалку. Мне сразу же повезло и я вытащил большого карася, через некоторое время еще одного. Папа тоже поймал несколько небольших рыбешек и ему еще попался зеркальный карп.

Впереди нас ждала снова дорога к дому. Но осталось множество приятных впечатлений, которые не забудутся долго. Радовало то, что еще месяц отдыха до школы. Хотя я уже соскучился по своим одноклассникам. Можно снова начать учиться, радовать родителей отличными оценками, познавая и открывая для себя что-то новое.

Лето прошло быстро, я хорошо отдохнул, но оно оставило много приятных воспоминаний и впечатлений. Все таки лето – это мое самое любимое время года!

Понимая, что поклонники летнего отдыха на берегу моря все равно поедут если не в Европу или в Турцию, то хотя бы на юг России, местные санатории решили крупно заработать. Цены на отдых и проживание стали космическими (чего, собственно, и следовало ожидать), только условия в некоторых местах, кажется, наоборот, ухудшились.

Holidays in summer camp.

I spent this summer holidays in the summer camp «Star». The camp is not far from the Volga River. It was very interesting in the camp. We swam there, played soccer and other games, watched concerts, and went to the discos in the evenings. We also went on excursions and visited many interesting places – museums, art galleries, theatres. I made many new friends. I really enjoyed in the camp.

ПЕРЕВОД: Каникулы в летнем лагере.

Эти каникулы я провела в летнем лагере «Звезда». Лагерь находится недалеко от Волги. В лагере было очень интересно Мы плавали, играли в футбол и другие игры, смотрели концерты и по вечерам ходили на дискотеки. Мы также ездили на экскурсии и посетили множество интересных мест — музеев, художественных галерей, театров. Я завела много новых друзей. Мне очень понравилось в лагере.

Я люблю лето. Это не значит, что мне не нравятся весна, зима или осень, но тот факт, что не нужно рано вставать, чтобы пойти в школу, не нужно делать домашнее задание каждый день, делает лето моим любимым сезоном.

Holidays in a summer camp

I spent these summer holidays in a summer camp «…». I liked this camp very much. The camp «…» is a very beautiful place by the sea/in the forest. I had a lot of fun with my new friends. We played different sports games, watched and took part in concerts. Also we went on excursions and visited many interesting places. I will never forget this time.

Every summer I go to the country to visit my grandparents. I stay there for a week or two. I love my grandparents and I really enjoy time when we together. I help them to work in the garden or to look after chickens and ducks. In the village I often go on long bike rides with my friends which I see every summer. Sometimes we go fishing or go on a hike in the forest. I like to go to the river when it is not very hot. Holidays in the country are amazing. I love my family and my friends. Summer time is a great opportunity to spent more time together.

Поспешишь – людей насмешишь.

В этой пословице говорится о том, что серьезное дело не терпит спешки, быстрый результат может оказаться хуже чем ожидали.

В этой пословице говорится что в каждом деле надо хорошо подготовиться и все проверить, прежде чем делать.

Смысл и значение пословиц

Объяснение смысла популярных русских пословиц и поговорок.

Пословицы и приговорки признаны поучать и советовать. Но нравоучение не всех пословиц понятно. Пословицы можно понимать и трактовать по-своему. У некоторых пословиц и поговорок не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя.

Возьмем популярные пословицы школьной программы и разберемся, что же они означают. Мы воспользуемся рассуждениями из книг писателей и фольклористов, авторов заметок в газетах и журналах, мнения пользователей интернет-ресурсов. Объединим все суждения и добавим своё мнение.

Пословицы и поговорки:

  • о Боге
  • о ворах
  • о временах года
  • о времени
  • о глупости
  • о гостях
  • о деньгах
  • о добре и зле
  • о достоинствах
  • о дружбе
  • о женщине
  • о жизни
  • о здоровье
  • о клятве и поруке
  • о любви
  • о молодости
  • о пороках
  • о правде и лжи
  • о расточительстве
  • о родине
  • о родной речи
  • о семье
  • про смех
  • с советами
  • о сплетнях
  • о счастье
  • о труде
  • об учёбе
  • о человеке
  • с числами

Пословицы и приговорки признаны поучать и советовать. Но нравоучение не всех пословиц понятно. Пословицы можно понимать и трактовать по-своему. У некоторых пословиц и поговорок не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя.

Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о справедливости: сборник с объяснением смысла

Справедливость маленькие дети иногда путают с равенством. Это суждение является ошибкой. К примеру, малыш обижается на своих родителей, потому что у его друга есть детский электромобиль, а у него нет. В таких случаях следует объяснять своему чаду, что не у всех одинаковые возможности. Кто-то может позволить себе такую дорогую игрушку, а кто-то нет. Справедливость же заключается в совсем другом. Нужно совершать такие поступки, за которые потом не придется краснеть.


Добро и справедливость — неразделимые понятия. Добро всегда побеждают зло

  • Все справедливо в любви на войне — легко понять, кто прав, кто виноват, если идет война или человек влюблен.
  • Справедливая критика – делу подмога — на справедливые замечания обычно никто не обижается. В таких случаях умные люди прислушиваются к советам других, чтобы в дальнейшем не совершать ошибок.
  • Знает и зло правоту, да молчит — нельзя сказать, что несправедливые люди совершенно не учились в детстве, как себя вести, и когда поступки человека вызывают всеобщее недоумение. Просто — доброта и другие хорошие качества не присущи данному индивидууму.
  • Не бей Кузьму за Темкину вину — если вы справедливый человек, то разбирайтесь непосредственно с виновным в совершенном проступке, а не высказывайте свои недовольства его родственникам, друзьям.
  • Все справедливо в любви на войне — легко понять, кто прав, кто виноват, если идет война или человек влюблен.
  • Справедливая критика – делу подмога — на справедливые замечания обычно никто не обижается. В таких случаях умные люди прислушиваются к советам других, чтобы в дальнейшем не совершать ошибок.
  • Знает и зло правоту, да молчит — нельзя сказать, что несправедливые люди совершенно не учились в детстве, как себя вести, и когда поступки человека вызывают всеобщее недоумение. Просто — доброта и другие хорошие качества не присущи данному индивидууму.
  • Не бей Кузьму за Темкину вину — если вы справедливый человек, то разбирайтесь непосредственно с виновным в совершенном проступке, а не высказывайте свои недовольства его родственникам, друзьям.

«Сделал дело — гуляй смело». Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста и начальных классов

Что касается малышей и учеников начальной школы, то им детская пословица поможет сформировать интерес к родному языку, также детские пословицы и поговорки значительно обогатят словарный запас и станут прекрасным элементом для обучающих игр.

Для малышей подойдут короткие, веселые пословицы, которые всегда на слуху. Например, «Один в поле не воин» — эта пословица поможет ребенку понять, как важна помощь друзей и взаимовыручка.

С помощью пословицы «Поспешишь — людей насмешишь» можно объяснить ребенку, как важно делать работу не спеша и качественно.

Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем.

При изучении детских пословиц и поговорок с учениками начальных классов и ребятами дошкольного возраста, особенно важно научить понимать их смысл: не просто заучивать, а приводить ситуационные примеры, которые помогут ребенку мыслить логически и уже самому применять полученные знания в своей речи.

Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)

Часто в пословицах встречаются иносказательные обороты, сравнения и метафоры, что станет отличной основой для развития у ребенка абстрактного мышления и фантазии.

Например, всем известная пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Здесь на примере быстро вспорхнувшей птички ребенку можно объяснить, что все, что мы говорим друг другу, а особенно сгоряча, имеет большое значение, и легче исправить негативные последствия поступка, нежели исправить то, что было уже сказано.

Изучение истории, языка и фольклора может быть не таким скучным, как иногда нам их преподносит школа. Пробудить у ребенка любовь и интерес к родному языку, народным традициям и культуре, расширить кругозор и сделать речь грамотней и насыщенней, помогут пословицы и поговорки, которые могут стать замечательными помощниками во многих внешкольных и самостоятельных занятиях.

Ниже приведем списки пословиц, которые будут полезны и школьникам разных классов.

Без дела жить — только небо коптить.

Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников

Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников.

Пословица – коротенькая притча.

Это суждение, приговор, поучение.

Поговорка – сложное, короткое –

высказывание, которое бытует в

народе, но не составляет полной пословицы.

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат – В них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам: «Родина», «Смелость, трусость», «Терпение, вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь». Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.

Читайте также:  Как правильно подобрать размер зимней обуви ребенку в интернет магазине Ламода? Брендовая детская зимняя обувь на Ламода для мальчиков и девочек: как правильно выбрать и купить?

Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок должен в уме соотнести сложившуюся ситуацию с имеющейся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности, некоторые не имеют переносного смысла, например, “Говорить легко – делать трудно”, “Играй, играй да дело знай” – такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения; другие имеют и прямой и переносный смысл: “Без труда не вынешь рыбку из пруда”. Действительно, чтобы выудить рыбку, нужен труд, но так говорят и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы получить результат. Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например, “Назвался груздем – полезай в кузов”, т.е. взялся за дело – доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй. Последние не всегда понятно детям и требует разъяснения. Однако использование пословиц в контексте деятельности при соответствующих условиях делает для ребенка ясным их общий смысл. Для этого взрослый подбирает пословицы всех трех категорий с единым смыслом и параллельно применяет их в момент события, поступка, действия ребенка. Например, ребенок охотно взялся за дело, но вскоре остыл к нему и готов бросить, взрослый обращается к нему: «В народе говорят: заделано (начато) – надо доделывать (нет иносказания); или ещё говорят: затянул песню, так веди до конца (имеет и прямой смысл, и иносказательный). Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?» Чтобы ребенок закончил дело, взрослый помогает ему и, работая с ним вместе, находит повод сказать: “Назвался груздем – полезай в кузов” (полное иносказание). В подобной ситуации может быть и другой вариант применения пословиц с разной степенью иносказательности, взрослый сокрушенно произносит: “И вправду сказано, не мудрено начать – мудрено кончить, т.е. просто начать, да не просто закончить. Мы с тобой, Коля, сейчас вместе закончим работу, а то ведь дело без конца что кобыла (лошадь) без хвоста. Так ведь и дела без конца не бывает – это смешно. Давай закончим, чтобы над нами не посмеялись».
Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, радостью, удовлетворением, сожалением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами и мимикой. Например, когда дети отвлекаются от работы разговорами, можно с сожалением воскликнуть: “Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов на мешок!”, – жестом показать, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы и побуждают к желаемому поступку.
Какие же пословицы, поговорки, прибаутки можно рекомендовать использовать по ходу, например, трудового процесса? Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению .
• Была бы охота – заладится всякая работа.
• Доброе начало – половина дела.
• Где хотенье – там и уменье.
• Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Бывает и так, что кто-то отказывается от работы, явно с неохотой отзывается на предложение. Шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение, поставят ребенка перед выбором формы поведения.
• Люди жать, а мы с поля бежать.
• В работе разгар, а он на базар.
• У лодыря Егорки всегда отговорки.
• Люди пахать, а он руками махать.
Высказав таким образом своё отношение к поведению ребенка, взрослый может и настаивать на его участии в работе. Но если ребёнок решает участвовать, надо поддерживать его радостной улыбкой, жестом (погладив по голове, прижав ласково к себе), взрослый может пошутить: “Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?”
Всякое, даже самое маленькое дело, требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознали планирование, как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц легко подчеркивает именно это:
• И по малу делу большая дума.
• Голова научит – руки сделают.
• Семь раз отмерь – один отрежь.
• Чем больше науки, тем умнее руки.

• Ум хорошо, а два лучше.
Робких детей можно поддержать следующими изречениями:
• Лиха беда – начало.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Смелость города берет.
Взрослый может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:
• Под лежачий камень вода не течет.
• Не бравшись за топор, избы не срубишь.
• Волков бояться в лес не ходить.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:
• Умел начать – умей и кончить.
• Усталость пройдет, а добрая слава останется.
• Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Тем, кто отвлекается во время работы на разговоры, на игру, в зависимости от конкретной ситуации можно сказать:
• Где много слов, там мало дела.
• Большой говорун – плохой работун.
• Языком не торопись, а делом не ленись.
• Один пашет, а семеро – руками машут.
• Люди за дело, а мы за безделье.
Если дети проявляют терпение, сами стараются преодолеть возникшие трудности, то их надо поддержать:
• Горька порой, работа, да хлеб от неё сладок.
• Терпенье и труд всё перетрут.
• Над чем постараешься, тому и порадуешься.
• Всякое уменье трудом даётся.
Но бывает и наоборот: дети проявляют поспешность, нетерпение во время работы, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как, в таких случаях можно высказать свое отношение через пословицу:
• Делом спеши, а людей не смеши.
• Поспешишь – людей насмешишь.
• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
• Кто делает все на авось, у того все хоть брось.
А о бойком, ловком, все успевающем умельце можно сказать:
• Мал телом, да велик делом.
Похвала, высказанная в пословицах, несет в себе оттенок шутки, игры (т.к. ребенок называется птичкой, пострелом, муравьем и т.д.), а потому не дает повода для зазнайства.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучения, замечания, будет эффективнее сказать:
• Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь – и сам лопнешь!
• Не смейся квас – не лучше нас!
• Не смейся горох, не лучше грибов:
Грибы пожарим и тебе не оставим.

Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство . Упражнения:

1. Упражнение: «Закончи пословицу»

Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

2. Упражнение: “Завиральные пословицы”

Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

3. Упражнение: “Кто знает, пусть продолжает”

Первый ребёнок произносит пословицу, следующий – проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

4. Упражнение: “Объяснялки”

Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: “О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? “, “Кому следует говорить: не спеши языком – торопись делом?”, “Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?”, “Почему голова без ума – лукошко?”.

5. Иллюстрирование пословиц:

При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелегафе или магнитной доске.

6. Моделирование пословиц:

С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

7. Инсценирование пословиц:

Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

8. Подбор пословиц к определённому тексту:

Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно придложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: “Каждой вещи – своё место”. А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, “Кончил дело – гуляй смело”), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

9. Упражнение: “Восстанови пословицу и объсни её”:

Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

10. Упражнение: “Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы”.

Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, “Добрая слава дороже богатства”).

11. Упражнение: “Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение свекрху вниз”. (по усмотрению воспитателя).

Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.

12. Упражнение: “Собери слоги в слова, слова в предложения”.

Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де – ляй, гу, ло, сме (“Кончил дело – гуляй смело”).

Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём “переделывания” пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.

Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.

Проводимая работа позволила сделать вывод, что пословицы и поговорки – эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов; формирования рече-мыслительной деятельности детей, обогащение и уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

Тип «у кого больше»

В данном случае также участвует взрослый человек (один из родителей ребенка или воспитатель в детском саду) и непосредственно малыш. Мероприятие напоминает игру с определенными условиями. Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику». Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.

Никто никого за язык не тянет.

Русские пословицы

Русские пословицы очень колоритны. В них заключена мудрость русского народа.

Аппетит приходит во время еды.
Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше это узнаёшь.

Баба с возу – кобыле легче.
Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.

Беда не по лесу ходит, а по людям.
Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.

Беда никогда не приходит одна.
Она обязательно «прихватит» за собой минимум ещё одну.

Бедность не порок.
Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

Береги платье снову, а честь смолоду.
О нормах поведения в обществе и т.п. А потеряв что-либо или изодрав, восстановить уже не удастся.

Бережёного Бог бережёт.
Осторожному в своих поступках человеку легче избежать опасностей, неоправданных рисков.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями.

Бог шельму метит.
Злые деяния и прочие отрицательные качества не остаются безнаказанными.

Читайте также:  Зачем нужно держать ребенка столбиком после кормления? Как правильно держать ребенка столбиком и что запрещено делать при этом? Ребенок заснул после еды: держать ли его столбиком?

Болтун – находка для шпиона.
Если хвастаться людям о своём успехе, о возвышении своих дел, то найдутся завистники с попыткой утянуть вас обратно вниз. Подобно пословице Чем похвалишься, без того и останешься.

Большому кораблю – большое плавание.
Человеку с большими способностями достаются большие возможности.

Будешь долго мучиться – что-нибудь получится.
Действительно постаравшись в сложном деле, можно добиться хоть чего-то.

Бумага всё стерпит.
Бумага, в отличие от людей, стерпит любую ложь, любую ошибку, написанную на ней.

В гостях хорошо, а дома лучше.
Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.

В здоровом теле – здоровый дух.
Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благосостояние.

В семье не без урода.
В любой семье или коллективе всегда найдётся человек с отрицательными качествами.

В темноте все кошки серы.
Внешность человека может быть обманчива, если не знать его душевного качества.

В тесноте, да не в обиде.
Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного.

В тихом омуте черти водятся.
В тихих и спокойных с виду людях часто скрывается сложная натура.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
В чужом коллективе, обществе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.

В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
Ошибки и недостатки окружающих людей более заметны, в отличие от собственных.

Век живи, век учись, а дураком помрёшь.
О невозможности знать всё, даже при постоянном и упорном наборе знаний.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.

Видна птица по полёту, а человек – по делам.
О людях, которые своими делами, своей внешностью показывают окружающим свою натуру.

Вода камень точит.
Даже незначительный труд, проявляющийся долго и настойчиво, даёт хорошие плоды.

Пословицы о весне познакомят поближе с этим временем года.

Пословицы и поговорки о зависти для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки о зависти для детей?

Пословица – краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. Рассмотрим обучающие активности с пословицами.

«Объясни пословицу». Научите ребенка объяснять пословицы своими словами. Такая деятельность прекрасно развивает мышление, умение делать собственные выводы. Рекомендуем каждый день читать по одной или несколько пословиц. Можно обсуждать пословицы в произвольном порядке, а можно их рассматривать тематическими блоками:

Пословицы о труде. Сделал дело — гуляй смело. Дело мастера боится. Любишь кататься — люби и саночки возить. Терпенье и труд все перетрут. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу время, потехе час. Что посеешь, то и пожнешь. Труд человека кормит, а лень портит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, спеши делом. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Пословицы об учебе. Больше узнаешь — сильнее станешь. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Ученье свет, а не ученье – тьма. По одежде встречают, по уму провожают. Век живи – век учись.

Пословицы о дружбе. Друга ищи, а найдешь — береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Гусь свинье не товарищ. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Старый друг лучше новых двух.

Пословицы о книгах. Не красна книга письмом, красна умом. С книгой жить – век не тужить. Книга мала, а ума придала. Хорошая книга – лучший друг. Кто много читает, тот много знает. Книги читать — скуки не знать. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Пословицы о внешности. Не всё то золото, что блестит. Снаружи мило, а внутри гнило. Не по виду суди, а по делам гляди. Дело не в названии, а в содержании. Снаружи — красота, внутри — пустота.

Пословицы о манере поведения. Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь. Язык мой — враг мой. Никто за язык не тянет. Семеро одного не ждут. Тише едешь — дальше будешь. Поспешишь — людей насмешишь. Делая зло, на добро не надейся. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Запряг прямо, да поехал криво. Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о характере. Смелость города берет. За правое дело стой смело. Яблоко от яблони недалеко падает.

Таких рубрик очень много – о семье и родителях, о погоде и природе, временах года, о растениях и животных, о судьбе, о деньгах, о человеческих достоинствах и недостатках.

«Продолжи пословицу». Ведущий произносит начало пословицы, ребенок договаривает конец пословицы. Можно играть с использованием мяча.

«Кто больше». Ребенок и взрослый произносят пословицы по очереди. Повторять пословицы нельзя. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

«Подбери пословицу». После прочтения сказки или рассказа ребенок с помощью взрослого пытается подобрать подходящую пословицу, которой можно кратко охарактеризовать героя или сюжет. Это игровое упражнение развивает способность объяснять смысл литературных произведений и делать вывод (мораль).

«Придумай пословицу». Можно научить детей придумывать пословицы, аналогичные уже существующим. Объясните детям, что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов. Нужно составить новую пословицу, сохранив прежнюю форму. Если внимательно посмотреть ка пословицы, то можно заметить, что некоторые из них содержат слова: «каков – таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани. Какой отец, таков и сын), «кто-тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто везде — тот нигде. Кто весел, а кто и нос повесил. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт, Кто не работает, тот не ошибается), «как-так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили). Эти клише можно взять за основу для сочинения собственных пословиц.

Для того, чтобы пословицы способствовали развитию детей, объясняйте им пословицы, так как многим из них присуща иносказательность, уместно используйте пословицы в своей речи, побуждайте детей самостоятельно использовать пословицы в различных ситуациях.

«Придумай пословицу». Можно научить детей придумывать пословицы, аналогичные уже существующим. Объясните детям, что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов. Нужно составить новую пословицу, сохранив прежнюю форму. Если внимательно посмотреть ка пословицы, то можно заметить, что некоторые из них содержат слова: «каков – таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани. Какой отец, таков и сын), «кто-тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто везде — тот нигде. Кто весел, а кто и нос повесил. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт, Кто не работает, тот не ошибается), «как-так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили). Эти клише можно взять за основу для сочинения собственных пословиц.

Пословицы про семью и детей

  • В дружной семье и в холод тепло;
  • За общим семейным столом еда вкуснее;
  • В своем доме и стены помогают.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Семья в куче — не страшна и туча.
  • Согласие да лад в семье клад.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
  • Материнская молитва со дна моря достает.
  • Отца с матерью почитать — горя не знать.
  • Семьей дорожить — счастливым быть.
  • Свои люди — сочтемся.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • Хоть тесно, да лучше вместе.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Где мир да лад, там и Божья благодать.
  • Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Изба детьми весела.
  • Птица рада весне, а дитя — матери.
  • Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
  • Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
  • Где любовь, тут и Бог.


И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.

Беседа о пословицах

  • Презентации (3)
  • Лепка (1)
  • Аппликация (1)
  • Рисование (2)
  • Экологические сказки (1)
  • Конструирование (3)
  • Рельефная лепка (1)
  • Рисование с элементами аппликации (1)
  • Игры (1)
  • Информационно-творческий проект (1)
  • Экспериментирование (1)
  • Окружающий мир (1)
  • Беседы (1)

Дети: чистоговорки, загадки, считалки, потешки, песенки, пословицы, поговорки.

Влияние пословиц и поговорок на развитие ребенка

Влияние пословиц и поговорок на развитие ребенка

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.

Пословицы, поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом. Пословицы и поговорки, по словам А. М. Горького, «формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа. ». В пословицах отразились, писал К. Д. Ушинский, «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многое другое.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. «Грибы ищут – по лесу рыщут» – это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу. Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл – она приложима ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.

Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству ребенка с ними: сначала дети отдают себе отчет о прямом смысле пословицы, а затем усваивают ее переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Актуальной задачей речевого развития является выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, “проглатывание” окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, загадки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают “выломать язык ребенка на русский лад”.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Читайте также:  Как стать отличником: методы достижения хороших результатов в учебе, советы учителей и реальных отличников школьникам. Как родителям помочь ребенку стать отличником?

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Значение загадок, как малой формы фольклора, для развития ребенка

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей “поэтический взгляд на действительность”.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Использование загадок, пословиц и поговорокв процессе обучения

Пословица по содержанию характеризуется тем, что заключает в себе определенную мысль, законченное суждение. Поэтому ее композиции чаще всего двучленна: в первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.

Поговорка – это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение, распространенный устойчивый оборот речи. Пословицы и поговорки в учебных пособиях чаще всего представлены в пяти тематических группах: о Родине, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о дружбе, о природе. Понятно, что огромное число только одних русских пословиц и поговорок может быть распределено по неизмеримо большему числу тематических гнезд. Однако и эти пять тематических подборок позволят показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к определенной теме, за которой соответственно стоит определенная сторона жизни, какое-то конкретное явление действительности.

Образовательно-воспитательная важность такого понимания состоит в том, что оно облегчает использование пословично-поговорочных форм в повседневной речевой практике учащихся, обостряет их внимание к этим фольклорным жанрам в речи других людей, в литературе, способствует их запоминанию и оперативному применению.

Выдающийся советский методист, литературовед и фольклорист профессор М. А. Рыбникова писала: «Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: «Пословица к слову молвится». Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное – уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется – выделяется сконцентрированной в художественном образе мыслью, выделяется ладностью и звучностью».

Итак, в работе над пословицами и поговорками в учащимися необходимы следующие условия:

1) понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;

2) владение известным запасом произведений данного жанра;

3) умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;

4) выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.

Загадка – это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления, имеющее сходные черты с другим предметом или явлением, которое остается скрытым и о котором нужно догадаться. Загадка побуждает человека порассуждать, сопоставить нередко трудно сопоставимое, перебрать множество предметов и явлений, их признаков и проявлений, чтобы обнаружить какое-либо сходство. Загадка развивает сообразительность, открывает в самых привычных и повседневных предметах и явлениях неожиданное, образно-поэтическое.

В отличие от пословиц, которые заключают в себе суждения, обобщенную мысль, загадки предельно конкретны, они выражают определенный предмет, зачастую построены на описании его деталей, видовых и частных признаков, внешних качеств и свойств, их назначения, иногда и происхождения.

Загадки тесно связаны с трудовой деятельностью народа, окружающей его действительностью. Они также группируются по темам, за каждой из которых стоит определенная сторона жизни.

В «Книге для чтения» представлено пять тематических групп загадок – о явлениях природы, об инструментах, о саде и огороде, о животных, и наконец, о книге и письме.

Пример занятия с использованием малых фольклорных форм

1. Урок начинается с того, что учитель предлагает детям медленно перелистать книгу для чтения и на страницах, где напечатаны вопросы и задания к прочитанному, найти такие, в которых предлагается подобрать пословицы, соответствующие содержанию определенного текста или даже целой темы. Подобные задания имеются, например, к сказке «Два Мороза» или в обобщении к теме «Великая радость – работа» и других. Каждый раз мы будем выяснять, как понимают дети прямой и переносный смысл той или иной пословицы. Свои ответы ученики будут подкреплять толкованием прочитанного текста.

2. Далее обращаемся к тематическим подборкам пословиц, которые даны в разделе «Устное народное творчество». Прочитывается каждая пословица (учащимися), выясняется ее смысл, приводятся факты, случаи и т. п., почерпнутые из окружающей жизни или прочитанных произведений, которые могут быть связаны с содержанием пословицы. Например, ученик прочитывает пословицу «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку):

1) раздобыть и отладить снасть – удочку или сеть;

2) заготовить червей, приманку;

3) дойти до реки или какого-иного водоема, найти рыбное место;

4) изготовить снасти;

5) насадить на крючок червяка;

6) умело закинуть удочку;

7) следить за поплавком;

8) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;

9) снять пойманную рыбу с крючка и опустить в ведро с заранее налитой в него водой.

Действительно, чтобы все это выполнить, надо поработать. Переносный смысл пословицы выявляется посредством приложения ее к различным ситуациям из жизни учеников. Например, ученики говорят:

– Одна девочка все собирается четверки и пятерки получать, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как. Ее подруга смотрела-смотрела на нее и говорит: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Или разбираем смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит»:

– Мы говорим: «Ребята заготовили корм для кроликов», «Птичница кормит кур», «Мальчик кормит собаку». А как это труд может кормить?

Дети догадываются, что тот, кто работает, тот трудится: изготовляет станки, машины, водит поезда, пашет землю, сочиняет книги. За труд человеку платят деньги, выдают зарплату. Кто лучше трудится, того больше уважают. А кто ленится, убегает от труда, того все осуждают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека.

Переносный смысл пословиц уясняется детьми также при соотнесении той или иной пословицы с содержанием прочитанных текстов. Например, пословица «Поспешишь – людей насмешишь» применима к рассказу Н. Носова «На горке», точнее, к тому решению, которое поспешил принять Котька Чижов, когда ничего лучшего не придумал, как

посыпать ледяную горку песком, чтобы можно было побыстрее прокатиться.

3. После того как все пословицы из каждой тематической подборки прочтены, можно предложить детям заранее заготовленные карточки или полоски бумаги с записанными на них пословицами, например:

«Каков мастер, такова и работа»;

«Делаешь наспех, сделаешь на смех»;

«Не сиди сложа руки, не будет и скуки»;

«Книга для ума – что теплый дождь для всходов»;

«Ум без книги, как птица без крыльев»;

«Читает – летает, да ничего не понимает»;

«Ленивому Микишке все не до книжки» и другие.

Получивший карточку выразительно ее прочитывает классу. Устанавливается, в чем ее смысл и к какой теме можно отнести. То обстоятельство, что среди прочитанных по карточкам пословиц будут такие, которые можно отнести к новой теме «Книга, чтение», используется для того, чтобы показать детям, что тематика пословиц выходит за круг тем, названных в книге для чтения.

4. В заключение работы над пословицами молено провести игру. Кто-то из учеников читает начало пословицы и предлагает другому вспомнить и договорить ее конец. Выполнивший это задание сам прочитывает начало новой пословицы и называет следующего ученика, чтобы он ее договорил и в свою очередь продолжил начатую цепочку. Или по-другому: ученики перелистывают свой учебник по чтению и, остановив свое внимание на рассказе или каком-то эпизоде, который им лучше других запомнился, кратко его пересказывают; другие ученики называют подходящую пословицу.

5. Вторая половина урока посвящается знакомству с загадками. К. Д. Ушинский писал, что на этот жанр он смотрел, как на «картинное описание предмета». Изучение загадок, считал великий педагог, надо построить так, чтобы «доставить уму ребенка полезное упражнение: приладить отгадку, сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой и все объяснения, к ней привязанные».

Лучше всего урок, точнее, ту часть урока, которая запланирована для знакомства с загадками, построить по методике, предложенной М. А. Рыбниковой (см. «Очерки по методике литературного чтения», с. 60-62).

Загадки записываются на карточки: по две на каждую тематическую подборку. У нас окажется десять карточек, которые мы раздадим по одной на две парты, т. е. на четыре ученика. Даем время для прочтения каждой группой своей карточки, а затем загадки читаются классу. Сообщаем условие соревнований: плюс получает та группа, которая не только отгадает загадку, но и сможет объяснить, как это удалось отгадать ее. С другой стороны, та группа, которая вызовется отгадывать, также должна будет для получения плюса рассказать, по каким предметам догадалась, о чем говорится в загадке.

Затем учитель может всему классу загадать свою загадку, например: «Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит – воет, падает – землю роет». (Жук.) Основной признак, по которому удается догадаться, о ком вдет речь в загадке, – это то, что жук имеет шесть ног и может летать.

6. Задание на дом: подобрать по одной загадке, пословице и научиться читать прибаутки, считалки, приговорки и скороговорки; подумать, где, когда, в каких случаях их можно услышать.

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”; Высшая школа, 2000.

2. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

3. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. – 2004. – №10.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Пословицы и поговорки для развития речи детей дошкольного возраста

Ждал и-ждал и

Ссылка на основную публикацию