Со скольки месяцев можно давать ребенку свежий банан и банановое пюре в прикорм? Вызывает ли банан аллергию у детей? Как выбрать банан для грудного ребенка? Как приготовить банановое пюре для грудничка: рецепт

Чем полезен банан для ребенка?

Банан – высокопитательный продукт. Он содержит много углеводов, мало жира, витамины: А, В 6, С, Е, ниацин, пантотеновую кислоту, полезную аминокислоту триптофан, калий, цинк, железо, кальций и магний.

Все это очень важно для раннего развития и роста детей. Кроме того, в бананах присутствуют природные антациды, которые защищают нежные стенки желудка и кишечника.

Благодаря высокому содержанию пектина, бананы легко перевариваются и являются профилактикой запоров. Спелые бананы в виде пюре поглощают воду и увеличивают объем стула. Но следует помнить, что чрезмерное употребление бананов наоборот может вызвать запор.

Лечение диареи. Незрелые бананы наоборот, обладают противоположным действием. Смесь незрелого банана с яблочным пюре поможет остановить диарею. Хотя в этом случае лучше проконсультироваться у педиатра.

Бананы — лучшие полуфабрикаты для путешествий с малышом. Мама будет себя спокойно чувствовать, зная, что всегда может очистить банан и накормить своего малыша вкусным и питательным продуктом.

Банан для ребенка помогает и при простуде. Напиток, приготовленный из перетертых бананов, поможет вылечить сухой кашель. Однако это слизистая пища, поэтому она может усугубить влажный кашель.

Этот фрукт доступен круглый год.

Этот фрукт доступен круглый год.

Как правильно организовать прикорм бананом

Банановый прикорм на данном этапе развития промышленного производства детского питания можно организовать несколькими путями:

  1. Собственно банановое пюре
  2. Банановое пюре после тепловой или иной обработки фрукта
  3. Пюре заводского производства
  4. Молочная смесь с добавлением банана
  5. Каша для детей первого года жизни с бананом

Каждый вариант имеет право на жизнь, но к двум последним целесообразно прибегать, если у ребенка часто бывает аллергия. Магазинный фрукт такому малышу сразу давать опасно. Даже, невзирая на то, что аллергия после банана бывает крайне редко.

Доктор Комаровский утверждает, что для раннего прикорма детям, у которых нормальный стул, можно спокойно использовать живой фрукт. Ложечкой скребем мякоть банана и начинаем давать с 0,5 чайной ложки. Внимательно наблюдаем за ребенком сутки. Смотрим, когда малыш сходит в туалет, — нет ли запора? Осматриваем кожные покровы, ищем аллергические проявления. Если все нормально, даем такое же количество пюре на следующий день. Так продолжаем до недели, а потом начинаем постепенно увеличивать ежедневную дозу. В 10 месяцев, кроха уже спокойно может съесть половину фрукта.

Банановое пюре промышленного производства даем по аналогичной схеме. Его можно пробовать давать даже тогда, когда у грудничка повышена склонность к аллергическим реакциям. Производители на этикетках пишут, что они берут для своей продукции не обработанные химикатами фрукты. Это делает их пюре максимально гипоаллергенными. Положительный опыт родителей показывает, что таким утверждениям верить можно. По крайней мере, утверждениям крупных производителей с мировым именем.

Возникает вопрос, а с какого возраста и как прикармливать малышей, у которых проблемный стул? Тоже с 6–8 месяцев. Но лучше использовать обработанный фрукт, рецепт такого блюда мы предложим ниже. Схема та же, что и в предыдущих случаях. Но, если вы увидите, что новая добавка к рациону ребенка крепит, придется отказаться и от этого, облегченного варианта. Попробуйте еще раз, после введения каши в 8 месяцев. Каши хорошо нормализуют пищеварение и снимают запоры.

  1. Собственно банановое пюре
  2. Банановое пюре после тепловой или иной обработки фрукта
  3. Пюре заводского производства
  4. Молочная смесь с добавлением банана
  5. Каша для детей первого года жизни с бананом

Причины ВСД у подростков: почему возникают обострения?

Развитию и прогрессированию ВСД способствуют многие факторы. Наиболее негативно на состояние нервной системы ребенка влияют сосудистые церебральные расстройства, врожденное нарушение ликвородинамики и повышение внутричерепного давления, структурная патология. В старшем возрасте к психоэмоциональному дисбалансу и невротическим нарушениям приводят психотравмирующие воздействия. Ниже представлен список основных «раздражителей»:

  • хронический стресс в семье, в дошкольном или школьном учреждении;
  • умственное и физическое перенапряжение и недостаточный отдых;
  • негативная обстановка в семье, частые ссоры, скандалы;
  • конфликты в школе;
  • изолированность ребенка от сверстников у детей, не посещающих сад и школу;
  • запугивание ребенка другими детьми;
  • малая физическая активность;
  • изменение гормонального фона в пубертатном периоде;
  • наличие сопутствующей патологии, эндокринных, неврологических заболеваний.

В лечении вегетососудистой дистонии применяются такие методы:

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей

Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации педиатра, а также (в соответствии с ведущими причинами и проявлениями) детского невролога, детского кардиолога, детского эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского отоларинголога, детского офтальмолога.

Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных показателей – данных ЭКГ, холтеровского мониторирования, ортостатической, фармакологических проб и др.

Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегето-сосудистой дистонией проводится ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, реовазография.

В ходе диагностики исключается другая патология, имеющая сходные клинические проявления: ревматизм, инфекционный эндокардит, ювенильная артериальная гипертензия, бронхиальная астма, психические расстройства и др.

Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных показателей – данных ЭКГ, холтеровского мониторирования, ортостатической, фармакологических проб и др.

Способы диагностики заболевания

Иногда заболевание протекает в спокойном ритме, но случаются и внезапные кризы. Среди признаков вагоинсулярного криза стоит отметить удушье, потливость, тошноту, мигрень, побледнение, рост АД. Симпатоадреналовый криз характеризуется повышенным мочеиспусканием, страхом смерти, подъёмом температуры, ознобом, тахикардией и головной болью.

При наличии данных признаков ребёнка срочно необходимо отвести в поликлинику, где его осмотрят следующие врачи:

  • педиатр;
  • кардиолог;
  • офтальмолог;
  • невролог;
  • ЛОР;
  • эндокринолог.

Врачи ставят диагноз ВСД после того, как будут исключены вероятные поражения органов иного характера. Назначается ряд инструментальных исследований – допплерография, реовазография, реоэнцефалография. Эти процедуры помогают локализовать очаг поражения – вегетативную систему.

Тщательно исследуются результаты ЭКГ:

  • укороченный интервал PQ;
  • уплощённый Т-зубец;
  • расположенный ниже уровня изолинии ST-сегмент.
  • укороченный интервал PQ;
  • уплощённый Т-зубец;
  • расположенный ниже уровня изолинии ST-сегмент.

Седативные препараты

Их действие основано на успокоительном эффекте. Врач их назначает деткам, у которых появилась раздражительность, нервозность, школьникам в период подготовки к экзаменам. Для детей, конечно, в начале лечения лучше использовать успокоительные препараты растительного происхождения.

Препараты этой группы:

  • Глицин. По некоторым источникам, данный препарат также обладает ноотропным действием. В его основе лежит химическое соединение — кислота, благодаря которой происходит уравновешивание работы нервной системы, регулирование мозговой активности. Отсюда и улучшение памяти. Его лучше применять, положив под язык, желательно на ночь, так как глицин вызывает сонливость;
  • Магне В6. Как видно из названия, в его основе – магний и витамин В6. Обладает достаточно хорошим успокоительным эффектом. Также улучшает работу сердца, благоприятно влияет на сердечный ритм. Магне В6 можно найти в ампулах, поэтому его смело назначают деткам до года в этой лекарственной форме;
  • Персен. Препарат растительного происхождения, рекомендуется подросткам с 12-летнего возраста.


Также противопоказанием для адаптогенов служит детский возраст до 14 лет.

Диагностика

Диагностирование ВСД – сложный, многоступенчатый процесс, так как синдром ставится методом исключения. То есть врачу необходимо провести полное обследование, рассмотреть и отвергнуть другие возможные проблемы. И лишь после этого назначать лечение.

Предварительный диагноз ставит педиатр.

Он же отправляет грудничка или подростка на консультацию к другим специалистам для исключения органической или психопатической патологии.

Диагностический процесс при ВСД складывается из трех этапов:

  1. Сбор анамнеза (истории жизни). Врача интересуют не только жалобы пациента, но и особенности развития, вредные привычки у него или у родителей в период беременности. Наследственность и период дородового развития играют важную роль в развитии проблемы. Рассматриваются результаты ЭКГ, проводится холтеровский мониторинг.
  2. Внимание уделяется работе ЦНС. Детям назначают комплекс исследований: РЭГ, ЭхоКГ, реовазографию, ЭЭГ.
  3. Получив результаты, специалисты отсеивают возможные патологии и заболевания, имеющие схожую симптоматику.
Читайте также:  Советы для девочек и девушек подростков 10-16 лет: о стиле, уходе за телом, руками, волосами, лицом, вопросы интимной гигиены: секреты красоты

Только полностью убедившись в отсутствии патологий физического и психического свойства, педиатр диагностирует ВСД.

После определения заболевания, в зависимости от тяжести симптоматики, доктор назначает комплексное лечение, которое продлится минимум 1,5- 2 месяца.

Чтоб достичь улучшения здоровья, требуется поддержать организм, подобрать оптимальный вариант терапии, выстроить поддерживающий режим дня.

Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Клинико-психофизиологические проявления и терапия (обзор)

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; №3 (сентябрь-октябрь); 2019; стр. 17-21.

Л. С. Чутко 1 , д-р мед. наук, проф. С. Ю. Сурушкина 1 , канд. мед. наук, Е. А. Яковенко 1 , канд. биол. наук, Т. Л. Корнишина 2 , канд. мед. наук

1 Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Резюме: В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению эпидемиологии, этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений и подходов к лечению вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков и проанализирован опыт применения препарата Нооклерин ® в лечении этого заболевания.
Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония у детей и подростков, Нооклерин ®

Summary: The article presents a review of scientific publications devoted to the study of epidemiology, etiology, pathogenesis, main clinical manifestations and approaches to the treatment of syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, and analyzed the experience of using the drug Nooklerin in the treatment of this disease.
Keywords: syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, Nooklerin

Психовегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем, представляющих интерес как для неврологов и психиатров, так и для педиатров. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как вегето-сосудистая дистония (ВСД).

Еще Da Costa в 1871 г. на основе наблюдений, сделанных во время гражданской войны в США, описал нарушения сердечно-сосудистой системы, названные им «возбудимым сердцем солдата» и позднее получившие название «синдром Да Коста») [5]. Он описал психогенно провоцированные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (учащенное и усиленное сердцебиение, кардиалгии), дыхательной системы (учащенное дыхание, чувство удушья и нехватки воздуха) и пищеварительной системы (учащенный жидкий стул, ощущение вздутия живота, боли по ходу толстой кишки) в структуре тревожно-ипохондрических состояний. Непосредственная связь с психогениями в наблюдениях Da Costa подтверждается редукцией функциональных нарушений и тревожной симптоматики после разрешения психотравмирующей ситуации.

Выдающийся отечественный невролог А.М. Вейн (1991) рассматривал данную патологию как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1].

В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:

G 90.8 Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.

G 90.9 Расстройства вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное.

F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.

Кроме этого, в зарубежной литературе для обозначения подобных пациентов используется термин «Medically Unexplained Symptoms» (с медицинской точки зрения необъяснимые симптомы), somatic symptom disorder (расстройство соматической симптоматики).

Вегетативная нервная система выполняет в организме две основные глобальные функции: 1) поддержка гомеостаза (постоянство внутренней среды организма); 2) вегетативное обеспечение деятельности – мобилизация функциональных систем организма в ответ на действие внешних факторов с целью адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды [4]. Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды (климат и т. д.) и др. Однако очень часто ведущей причиной являются эмоциональные нарушения, в первую очередь, тревожные расстройства. Говоря о развитии ВСД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. В основе патогенеза этого расстройства лежит нарушение равновесия между симпатической и парасимпатической системами, обусловленное дезинтеграцией высших вегетативных центров, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса [9].

Проявления ВСД у детей встречаются в 20-82% случаев [1, 2]. При этом неустойчивая вегетативная регуляция отмечена у 95% подростков [3].

Клинические проявления ВСД характеризуется полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место принадлежит расстройствам сердечно-сосудистой системы. Выделяются следующие клинические варианты заболевания, которые встречаются изолированно или в сочетаниях: синдромы артериальной гипер-и гипотензии; нейрогенные обмороки; цефалгический синдром; вестибулопатический синдром; нейрогенная гипертермия; функциональная кардиопатия; гипервентиляционный синдром; дискинезия верхних отделов ЖКТ; дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки); ангиотрофоневроз; нейрогенный мочевой пузырь; функциональная легочная гипертензия; гипергидроз; нейроэндокринный синдром; вегетативные кризы (панические атаки) [19].

При клинической диагностике следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). В подростковом возрасте усиливаются симпатоадреналовые влияния, отражая общую возрастную активацию нейроэндокринной системы [20]. Такие подростки, как правило, астеничные, пониженного питания. Их кожные покровы сухие, бледные, сосудистый рисунок не выражен, отмечается стойкий белый дермографизм. Они часто предъявляют жалобы на болевые ощущения в области сердца (кардиалгии), у них отмечается склонность к тахикардии, повышению артериального давления. Кроме того, для них типичны жалобы на запоры, редкие, но обильные мочеиспускания [21].

У подростков с ваготонией нередко наблюдается склонность к ожирению, несмотря на сниженный аппетит. Для них характерны зябкость, потливость, частая и длительная субфебрильная температура. Кожные покровы с мраморным рисунком, прохладные. Кисти рук и стопы холодные и влажные, часто цианотичные. Дермографизм красный, стойкий, разлитой, иногда возвышающийся. Для таких подростков типичны: брадикардия или брадиаритмия, тенденция к снижению артериального давления, кардиалгии, обмороки, плохая переносимость транспорта, чувство нехватки воздуха. У многих детей отмечаются боли в животе, тошнота, гиперсаливация, склонность к метеоризму, частые и необильные мочеиспускания [21].

Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б. Шварков (1999) отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза [17]. Одним из распространенных при ВСД является синдром цефалгии, отмеченный авторами у 35% детей. Наиболее часто цефалгический синдром встречался у детей с ваготоническим типом ВСД.

Проведенные нами ранее исследования показали, что ведущими жалобами у детей и подростков с ВСД являются: головные боли у 73,5% обследуемых, липотимии -у 67,9%, головокружение несистемного характера -у 45,3%, чувство нехватки воздуха – у 41,5%, обмороки -у 18,9% пациентов. Головные боли были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 41,5% случаев, мигренью в 24,5%, сочетанием ГБН и мигрени в 7,5% случаев. Нами показано, что у 71,7% подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха (Чутко Л.С. и соавт., 2018).

При психологическом исследовании нами отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) у подростков с ВСД по сравнению с контрольной группой. Данные психофизиологического исследования свидетельствовали о достоверно более высоких уровнях снижения внимания и скорости реакции, а также повышенном уровне ложных тревог в исследуемой группе. Ложные тревоги отражают импульсивность, под которой понимают невозможность контроля над своими импульсами (Чутко Л.С. и соавт., 2018).

Таким образом, основным механизмом в возникновении ВСД можно назвать дисфункцию церебрального гомеостаза, которая приводит к нарушению центральных нейромедиаторных механизмов регуляции висцеральных систем и поведения. Поэтому назначение ноотропной терапии, направленной на нормализацию регуляции мозговых процессов можно отнести к патогенетическим методам лечения. В этой связи следует сказать о препарате Нооклерин ® , который обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.

Читайте также:  Пословицы и поговорки про учебу для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки про учебу для детей?

По своей химической структуре он близок к естественным метаболитам мозга и состоит из двух компонентов, один из которых обладает структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, а второй является предшественником холина. Этот препарат можно использовать у детей с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что Нооклерин ® является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.

В рамках нашего исследования дети и подростки с ВСД принимали препарат Нооклерин ® в дозе 1-2 г сутки (дети 10-12 лет – по 1/2 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем; подростки 13-15 лет – по 1 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем) в течение 6 недель. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность терапии анализировалась при повторном исследовании, проведенном через 60 суток после начала лечения.

Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 66,0%. В беседах с подростками и их родителями отмечается улучшение общего самочувствия, уменьшение головокружений. После окончания лечения регистрируется значительное уменьшение липотимии у 83,3%. Кроме этого, следует отметить уменьшение утомляемости и дневной сонливости со 2-й недели приема препарата. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина.

Также отмечалось снижение интенсивности головной боли у 35,9% от всех пациентов с цефалгиями. Улучшение получено у детей и подростков с ГБН. Ранее в работе Е.М. Шипиловой и соавт. (2016) было показано, что применение Нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности головных болей напряжения у детей и подростков. Достоверного снижения тревожности не отмечено. После лечения у большинства пациентов регистрировалась нормализация показателей вегетативного гомеостаза (таблица). Так, у 62,3% подростков показатель индекса Кердо значительно повысился и приблизился к нулевому уровню, что свидетельствует о функциональном вегетативном равновесии. Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции.

Таблица.

Динамика клинико-психологических показателей у пациентов с СВД в ходе лечения Нооклерином


Примечания:

В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:

Симптомы ВСД

Проявление ВСД делится на жалобы самого ребенка и признаки, которые проявляет болезнь. Чаще всего симптомы возникают, когда ребенку необходимо идти в детский сад или школу, так как ему требуется освоиться в другом коллективе.

Симптомы вегето сосудистой дистонии у детей могут включать в себя:

  • покалывание в области груди;
  • нехватка воздуха в комнате;
  • боль в области живота;
  • частое появление изжоги;
  • головная боль;
  • частое чувство усталости.
  • Среди видимых симптомов вегето сосудистой дистонии у детей выделяют:
  • частую плаксивость;
  • повышение температуры без причин;
  • учащение пульса;
  • глубокие вдохи, которые делаются быстро и часто;
  • тошнота и рвота, иногда понос;
  • нарушение сна;
  • быстрое засыпание днем в неестественной позе;
  • возникновение симптомов в плохую погоду.

У подростков часто болит голова, появляется чувство жара и частая потливость, головокружение и потемнение в глазах, в некоторых случаях может сильно меняться поведение.

Симптомом может считаться изменение цвета кожного покрова. У ребенка с таким диагнозом кожный покров становится слишком белым, синим или красным. Иногда кожа может становиться тоньше, из-за чего через нее просвечиваются темные сосуды. При сильном нервном перенапряжении может начинаться сильное потоотделение, а также возможны высыпания различного рода.

Все данные симптомы очень схожи с другими различными заболеваниями, именно поэтому диагностика заболевания вызывает определенные трудности. Более того, многие врачи утверждают, что диагноз ВСД устанавливают тогда, когда попросту не могут определить настоящую причину возникших симптомов у ребенка.

На проявляющиеся симптомы необходимо обращать внимание и обратиться к врачу, так как лечить патологию в начале развития намного легче, чем запущенную.

  • покалывание в области груди;
  • нехватка воздуха в комнате;
  • боль в области живота;
  • частое появление изжоги;
  • головная боль;
  • частое чувство усталости.
  • Среди видимых симптомов вегето сосудистой дистонии у детей выделяют:
  • частую плаксивость;
  • повышение температуры без причин;
  • учащение пульса;
  • глубокие вдохи, которые делаются быстро и часто;
  • тошнота и рвота, иногда понос;
  • нарушение сна;
  • быстрое засыпание днем в неестественной позе;
  • возникновение симптомов в плохую погоду.

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – симптомы и лечение

Что такое вегето-сосудистая дистония (ВСД)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Патриной А.В., невролога со стажем в 14 лет.

От редакции: вегето-сосудистая дистония (ВСД) — устаревший диагноз, которого нет Международной классификации болезней (МКБ-10). Дисфункция вегетативной нервной системы не является заболеванием сама по себе. Симптомы, при которых зачастую ставят диагноз ВСД, говорят о спектре заболеваний, для обнаружения которых нужна дополнительная диагностика. Некоторые из этих заболеваний — неврозы , панические атаки , тревожно-депрессивные расстройства — относятся к проблемам психиатрического профиля. Более корректным и современным термином для части расстройств, относимых к ВСД, является «соматоформная вегетативная дисфункция нервной системы». Этот диагноз идёт в МКБ-10 под кодом F 45.3.

Что такое вегето-сосудистая дистония, и по каким причинам она возникает у детей?

Вегето-сосудистая дистония (ВНС) на современном медицинском языке означает сбой регуляторной и контролирующей функций вегетативной нервной системы по отношению к внутренним органам и системам. В результате этого сбоя нарушается тонус сосудов. Патология чаще всего проявляется в подростковом возрасте (10-14 лет), хотя может развиться и намного раньше.

В подростковом возрасте основным фактором развития дистонии являются сильные стрессовые перенапряжения. Патология может протекать в 2-х формах: острой и хронической. Это не болезнь, а состояние организма, вызванное рядом проблем, в основе которых лежит нарушение кровообращения.

ВСД не появляется внезапно. Ее развитию предшествует длительное влияние негативных факторов на организм человека. В основе появления вегетативной дисфункции у детей и подростков лежат:

  • частые болезни в младенческом возрасте, связанные с сердечно-сосудистой системой;
  • простуды и иные вирусные заболевания, ослабившие иммунитет ребенка;
  • дисбактериозы;
  • отрыжка;
  • гормональные перестройки (период полового созревания);
  • вредные привычки;
  • перегруженность учебой;
  • недавно перенесенное тяжелое заболевание;
  • отсутствие или недостаток физической активности (гиподинамия);
  • стрессовые и конфликтные ситуации, возникающие в кругу семьи;
  • наследственность;
  • психо-эмоциональные факторы (меланхолический тип личности, сильные физические нагрузки, проблемы в семье, склонность к переживаниям и т.п.);
  • родовые травмы;
  • воздействие на организм токсинов.

ВСД у детей и подростков провоцируют внешние факторы, которые не зависят от внутреннего состояния организма. Однако главным пусковым механизмом развивия ВСД у подростков является замедление роста периферической НС на фоне роста мышечной ткани.

  • частые болезни в младенческом возрасте, связанные с сердечно-сосудистой системой;
  • простуды и иные вирусные заболевания, ослабившие иммунитет ребенка;
  • дисбактериозы;
  • отрыжка;
  • гормональные перестройки (период полового созревания);
  • вредные привычки;
  • перегруженность учебой;
  • недавно перенесенное тяжелое заболевание;
  • отсутствие или недостаток физической активности (гиподинамия);
  • стрессовые и конфликтные ситуации, возникающие в кругу семьи;
  • наследственность;
  • психо-эмоциональные факторы (меланхолический тип личности, сильные физические нагрузки, проблемы в семье, склонность к переживаниям и т.п.);
  • родовые травмы;
  • воздействие на организм токсинов.

Дети до 10 лет

В данном возрасте дети уже могут предъявлять жалобы на ухудшение самочувствия и описывать некоторые симптомы. К основным проявлениям вегетососудистой дистонии до 10 лет относят:

  • Бессонницу, появление ночных страхов и тревоги.
  • Головную боль с головокружением и предобморочным состоянием.
  • Нарушение походки.
  • Повышенную утомляемость, снижение памяти и повышенную раздражительность.
  • Спонтанную одышку.
  • Побледнение кожных покровов с появлением холодного липкого пота, а также чрезмерной потливостью и зябкостью.
  • Периодическое повышение температуры тела до субфебрильных цифр.
Читайте также:  На кого пойти учиться после 11 класса, чтобы хорошо зарабатывать: рекомендации, список высокооплачиваемых профессий, отзывы выпускников ВУЗов

Часто, вегетососудистая дистония у грудничков является диагнозом исключения.

Массаж

Массаж является достаточно эффективным методом поддержания здоровья ребенка при ВСД, поскольку способствует снижению нервного напряжения, восстановлению нормального сна и устранению головных болей. Массаж может быть как тонизирующим, так и расслабляющим.

Способы выполнения лечебного массажа определяются специалистами в зависимости от типа патологии.

При ВСД по гипертоническому типу рекомендуется массаж воротниковый зоны, ног и живота, при этом необходимо исключить различные ударные маневры. Если у ребенка нейроциркуляторная дистония по гипотоническому типу, следует применять точечный и общий массаж. Выполняют такой массаж с помощью поглаживаний, растираний, разминаний, вибраций.

Массаж лучше делать с утра после занятий гимнастическими упражнениями. Лечебный массаж выполняют в положении лежа или сидя. Массаж можно делать или у специалиста или дома, если родители ознакомятся с техникой правильного его выполнения.

Массаж лучше делать с утра после занятий гимнастическими упражнениями. Лечебный массаж выполняют в положении лежа или сидя. Массаж можно делать или у специалиста или дома, если родители ознакомятся с техникой правильного его выполнения.

Диагностические мероприятия. К какому специалисту обратиться?

Факторы риска вегетососудистой дистонии у подростков

Первое, что необходимо сделать родителям при выявлении у ребенка каких-либо симптомов, – это обратиться к врачу, в данном случае – к педиатру. На основании анамнеза, осмотра и оценки результатов основных исследований (электрокардиограмма, общие анализы мочи и крови) специалист направит пациента на дальнейшие обследования для уточнения диагноза ВСД и назначения адекватного лечения. В диагностике и терапии недуга могут принимать участи такие врачи:

  • эндокринолог;
  • невролог;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • отоларинголог;
  • гастроэнтеролог;
  • уролог;
  • психотерапевт.

Комплексная диагностика заболевания может включать проведение таких методов:

  • исследование крови на гормоны;
  • ультразвуковое обследование щитовидной железы;
  • мониторинг артериального давления;
  • электрокардиограмма;
  • ультразвуковое обследование сосудов, расположенных в головном мозгу;
  • магнитно-резонансная томография;
  • вегетативные пробы.

Симптомы ВСД у детей 7-12 лет

Полноценная диагностика позволяет подобрать наиболее подходящее лечение, которое максимально эффективно избавит от недуга.


Терапевтическое лечение вегето-сосудистой дистонии у подростков

Вегето-сосудистая дистония у детей

Кажется, что диагноз «вегето-сосудистая дистония» (ВСД) сегодня ставят чуть ли не каждому второму подростку. Одни родители считают его серьезной угрозой здоровью ребенка, другие синонимом «воспаления хитрости». Так чем же на самом деле является вегето-сосудистая дистония у детей в подростковом возрасте, есть ли от нее лекарства и возможно ли избежать ее при помощи профилактики?

Вегето-сосудистая дистония, по разным оценкам, встречается у 20-45% подростков. Такой большой разброс связан с тем, что ВСД — не болезнь, а синдром, совокупность симптомов. Это нарушение нормальной реакции организма на стресс, нагрузки, смену привычных условий. И нередко сам человек и окружающие могут считать такую реакцию нормой. Проявления вегето-сосудистой дистонии могут быть самые разные: сердечные (боль, учащенное сердцебиение, ощущение сбоев ритма сердца), дыхательные (чувство нехватки воздуха), колебания артериального давления, расстройства работы желудочно-кишечного тракта, повышенная утомляемость, раздражительность и т. д.

Подростки на острие главного удара ВСД

Именно у подростков вегето-сосудистая дистония возникает особенно часто и именно у этой возрастной группы она является наиболее серьезной проблемой. Во-первых, одна из самых распространенных причин ее развития — рассогласование физического развития и зрелости нервной системы. Да и гормональная перестройка организма, происходящая в пубертатном периоде, может стать провоцирующим фактором.

Во-вторых, сама жизнь современного подростка — прекрасный повод для развития вегето-сосудистой дистонии. С одной стороны, огромные учебные нагрузки, стрессы, связанные с взаимоотношениями со сверстниками и родителями. С другой — недостаточная физическая активность, которая у детей сегодня отнюдь не редкость, нарушения режима сна/бодрствования из-за «ночного зависания» в интернете, бесконечных компьютерных игр и т. д. При этом вегето-сосудистая дистония у детей сама по себе может сильно осложнить жизнь ребенка, превращая ее в порочный круг: учебные нагрузки провоцируют стрессы, стрессы приводят к симптомам ВСД, которые мешают учиться, а проблемы с учебой, в свою очередь, приводят к новым стрессам.

Воспаление хитрости?

Ряд проблем связан с тем, что родители не всегда правильно реагируют на то, что у их ребенка вегето-сосудистая дистония. Одни очень долго не обращают внимания на проявления синдрома, считая их капризами, притворством — и доводят до того, что у ребенка начинаются настоящие кризы. Другие, напротив, едва услышав словосочетание «вегето-сосудистая дистония» (а иногда и поставив этот диагноз самостоятельно, без помощи врача), начинают обращаться с ребенком как с больным: постоянно измеряют ему температуру и артериальное давление, пичкают лекарствами и народными средствами, запрещают любую физическую нагрузку, от физкультуры в школе до походов и подвижных игр.

Наконец, вегето-сосудистая дистония у подростка, как правило, прогрессирует с возрастом, если ее не лечить.

Как лечить ВСД?

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей должно быть очень индивидуальным и зависит от того, как она проявляется. В первую очередь необходимо нормализовать режим дня: спать не меньше 8 часов в сутки, ложиться и вставать в определенное время, не пропускать приемы пищи, хотя бы час в день находиться на свежем воздухе, поменьше смотреть телевизор. Все эти прописные истины, как ни странно, — мощные средства профилактики развития ВСД.

Следует уделить внимание и питанию. Лишний вес, избыточное потребление сладкого, мучного, жиров — также факторы развития синдрома. А вот, например, крепкий чай или хороший молотый кофе могут оказаться полезными для здоровья ребенка — если ВСД проявляется в виде сниженного артериального давления, вялости. Обогатите пищу подростка продуктами, богатыми калием: курагой, орехами, зеленью, фасолью.

Купировать постоянные проявления ВСД способны и лекарства, но назначить их должен врач. Правильно подобранные препараты не только устранят симптомы тревоги и страха, но и помогут избавиться от аритмии, повышенного артериального давления, болевых ощущений. Однако отдавать предпочтение все же стоит немедикаментозным средствам.

В зависимости от превалирования симптомов хороший эффект могут оказать различные растительные препараты: тонизирующие (элеутерококк, женьшень) или успокаивающие (валериана, пустырник, шалфей, мята).

Разбираемся во внешних причинах ВСД

В первую очередь необходимо постараться устранить те причины, которые провоцируют проявления синдрома ВСД у ребенка. Ими вполне могут оказаться «рядовые» события его повседневной жизни:

— проблемы в семье: взаимоотношения родителей и отношение родителей к ребенку (чрезмерная опека или, напротив, изолированность ребенка от родителей);

— взаимоотношения в школе: проблемы с учителями или другими учениками;

— чрезмерные нагрузки: школа, многочисленные курсы, кружки, секции;

— в том числе — так называемая ВСД абитуриентов, часто наблюдается у “суперответственных” девушек и юношей, заканчивающих школу, сдающих экзамены в вузы и т.д. Затяжной стресс, волнение, психологическое давление: «Вот не сдашь экзамены, в армию пойдешь» и т.д. и т.п. — в результате организм подростка, и без того измученный гормональными перестройками, — дает серьезный сбой;

— проблемы со здоровьем: аллергия, нехватка микроэлементов, гиподинамия;

— жесткие нерациональные диеты, которыми нередко увлекаются девочки-подростки;

— неблагоприятная экология большого города, постоянная нехватка физической нагрузки.

Лечение ВСД ни в коем случае не должно приводить ребенка к мысли, что он болен. Не мешайте ему жить полной жизнью. Увлечения, игры, общение с друзьями — все это ему только на пользу. Не нужно также освобождать его от пресловутой физкультуры в школе, ему противопоказаны только различные соревнования и сдачи нормативов.

— проблемы в семье: взаимоотношения родителей и отношение родителей к ребенку (чрезмерная опека или, напротив, изолированность ребенка от родителей);

Ссылка на основную публикацию