Слова, которые имеют несколько значений: примеры

Слова, имеющие одно значение

Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются однозначными. То есть независимо от рядом стоящих слов и ситуации речи они не меняются.

Выделяется несколько типов таких слов:

  1. Всегда однозначны имена собственные, то есть имена людей, названия городов, стран, газет и прочее. И несмотря на то, что имя Иван могут носить тысячи мужчин по всему миру, каждое имя однозначно и в конкретной ситуации обозначает конкретного Ивана.
  2. Практически все слова с узкопредметным значением сохраняют одно единственное значение, даже выходя из повседневного обихода. Например, бинокль, бидон, троллейбус.
  3. Большинство терминов и профессиональных слов являются однозначными. Например, гастрит, глагол, электричество, трансформатор. Если слово, ставшее впоследствии термином, пришло из общего языка, то его профессиональное значение как бы обособляется и выносится отдельно. Например, головка в значении важной части инструмента или коробка передач в автомобиле.
  4. Недавно пришедшие в русский язык слова сохраняют свое первоначальное и часто единственное значение. Например, пиццерия, брифинг, акселерация.

Слова однозначные и многозначные.

Внимание! На распространенный вопрос: как распознать многозначные слова, ответить довольно просто. Чтобы определить, сколько значений есть у слова, надо составить с ним несколько противоположных или совершено различных по значению словосочетаний. Например, иностранный язык, непонятный язык, красный язык, вареный и заливной язык. Если же получается одно понятное, а остальные бредовые, то это однозначное.

Скачать:

ВложениеРазмер
mnogoznachnye_slova.pptx1.52 МБ

Все значения многозначного слова связаны между собой по смыслу. Рассмотрите рисунок. Каково общее значение слова ножка во всех словосочетаниях?

Тест по теме

  • 19
  • 21
  • 27
  • 36

Можно использовать разные способы подбора проверочных слов:

Что такое парные согласные?

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке различают

  • звон­кие согласные
  • глу­хие согласные

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат приглушённо.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие согласные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таблице.

И толь­ко сонор­ные соглас­ные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие согласные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать слова:

  • пар — бар;
  • кол — гол;
  • тос­ка — доска;
  • жар — шар.

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Понаблюдаем:

  • ворон [в] — верёв­ка [в’]
  • доли­на [д] — дере­во [д’]
  • гомон [г] — герб [г’]
  • сок [с] — село́ [с’].

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные [ж] и [ш] не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких согласных:

  • ж ёлудь [ж о л у т’]
  • про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
  • ш о́рох [ш о р а х]
  • ш ёлк [ш о л к].

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.


Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р’], [п] – [п’], [м] – [м’], [в] – [в’], [д] – [д’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [з] – [з’], [б] – [б’], [г] – [г’], [н] – [н’], [с] – [с’], [л] – [л’], [т] – [т’], [х] – [х’]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].

Шипящие и свистящие согласные звуки

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж] и [ш] — это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:

железо [жэл’эзо], шесть [шэст’];

но в сочетаниях жи, ши не пишется буква ы. Сочетания жи, ши всегда пишутся с буквой и:

живот, гара жи, шило, каранда ши.

Звуки [ч’] и [щ’] — это непарные мягкие шипящие согласные звуки:

часы [ч’асы], щука [щ’ука],

но в сочетаниях ча, ща пишется буква а, а в сочетаниях чу, щу пишется буква у:

чашка, пло щадь, чулок, щука.

Звуки [з], [з’], [с], [с’], [ц] называются свистящими согласными звуками.

    Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил, [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое,
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята,
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо,
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом,
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э],
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид,
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове. Твердые и мягкие звуки

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Согласные звуки и буквы

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Из шума и голоса состоят звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р]. Эти согласные звуки называют звонкими.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: [б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з][с], [ж][ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу!».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Всего в русском языке есть 21 согласная буква.

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Твёрдые[б][в][г][д][з][к][л][м][н][п][р][с][т][ф][х]
Мягкие[б’][в’][г’][д’][з’][к’][л’][м’][н’][п’][р’][с’][т’][ф’][х’]

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые[ж][ш][ц]
Мягкие[ч❜][щ❜][й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А , О , У , Ы , Э .

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е , Ё , И , Ю , Я , а также буквой Ь (мягкий знак).

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ж] , [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими.

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с гласным звуком.

Читайте также похожие темы:

Много правил по орфографии смотрите в книге «Курс русского языка»

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу!».

Примеры слов с парными согласными: в корне слова, в конце слова?

Примеры слов с парными согласными в середине слова:

  • сказка – сказание, сказочка
  • дорожка – дороженька
  • травка – трава, травушка
  • узкий – узенький, узок
  • березка – береза, березовый
  • мягкий – мягонький
  • ножки – ноженьки
  • ягодка – ягода
  • броский – бросок
  • вражда – вражеский
  • подружка – подруженька

Примеры слов с парными согласными на конце слова:

  • луг – луга
  • морковь – моркови
  • сад – сады
  • столб – столбик
  • стог – стога
  • снег – снега
  • репортаж – репортажи

Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка – ошиблись, мороз – морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.

Есть еще слова с парными согласными в корне, которые никак нельзя проверить. Такие слова-исключения нужно выписать отдельно и заучить, либо же каждый раз подглядывать в словарь.

Примеры слов-исключений, которые нужно запомнить:

То есть изменяем слово так, чтобы “сомнительный” звук находился в сильной позиции и было понятно, какую букву писать.

Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов

Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков – одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме. “Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка”, – писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот.

Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?

Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.

На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость.

Из всего вышеизложенного выявляется цель исследования: основываясь на теоретических аспектах обучения орфографии, разработать систему упражнений по формированию орфографической зоркости младших школьников на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предмет исследования: развитие орфографической зоркости у учащихся на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слов.

Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным:

– если будут выявлены возможности развития орфографической зоркости младших школьников;

– если будет разработана система упражнений, предполагающая строгий отбор дидактического материала с учётом характера развития орфографической зоркости у учащихся, установлением последовательности их выполнения с учётом возрастающей сложности словарного материала.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть сущность основных орфографических понятий;

2) проанализировать психологические аспекты формирования и развития орфографической зоркости;

3) рассмотреть методические приемы работы над формированием орфографической зоркости младших школьников;

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

– работы Н.С.Рождественского, М.М.Разумовской, М.Р.Львова по методике обучения орфографии в школе;

– исследования Д.Н.Богоявленского, П.С. Жедек по психологии формирования и развития орфографической зоркости у младших школьников.

– изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

– наблюдение за деятельностью учащихся.

Система упражнений состоит из 4-х разделов

Развитие навыков грамотного письма у школьников – одна из трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников недостаточно использовать материал учебника. Поэтому нами были разработаны специальные упражнения, направленные на развитие умения обнаруживать и распознавать орфограммы. В каждом разделе упражнения располагаются в определённой последовательности с учётом возрастающей сложности и самостоятельности учащихся. Задания составлены с учётом психологических аспектов формирования орфографической зоркости младших школьников. В упражнения вошёл разнообразный языковой материал: загадки, пословицы и поговорки, стихи, отрывки из произведений художественной, научно-популярной литературы, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческие способности, интерес к русскому языку, воспитывают любовь к Родине, к природе.

/. Подготовительно-ознакомительный раздел: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

//. Тренировочный раздел: учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами.

///. Закрепительный раздел: сюда вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы.

IV. Контрольно-диагностический раздел: включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки.

/. Подготовительно-ознакомительный раздел

Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.

Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.

Клуб, гриб, улыбка, народ, город, сад, обед, загадка, вперед, лодка, мороз, сказка, нож, рожь, кружка, подружка, друг, снег, лев, рукав, травка, автобус.

Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот.

Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.

Морковь, год, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, сапог, рассказ.

Красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов.

Рыбка, лапка, ложка, блузка, грядка, походка, лошадка, крошка, ножка, повязка, указка, загадка, палатка, лепешка, стружка.

Жидкая кашка, резкий ветер, редкий лес, сладкий пирог, гладкая дорожка, мягкий хлеб.

Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки.

Сколько раз встречается звук [т]?

Документ подписан директором.

Сколько раз встречается звук [г]?

На вокзале его встретил друг.

Посчитайте количество звуков [п]?

На поляне стоял дуб в два обхвата.

//. Тренировочный раздел

Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.

Ено. – красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок – сколь . кий.

Гибок – ги . кий. Резок – ре .кий.

Гладок – гла, кий. Робок – ро . кий.

Сладок – сла . кий. Лёгок – ле . кий.

Близок – бли . кий. Крепок – кре . кий.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Вот иголки и була . ки
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят. (К.Чуковский)

Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова.

Наш . порося . ки
Выросли на гря . ке,
К солнышку боч ? ком,
Хвостики крюч ? ком.
Эти порося . ки
Играют с нами в пря . ки. (Г.Сапгир)

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:

  1. ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;
  2. д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;
  3. л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;
  4. мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;
  5. оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.

Какое слово является лишним во всём упражнении?

Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

  1. ду . ок, ду . ки, ду .;
  2. зу . ки, зу ., зу . ок;
  3. коло ., коло . ки, коло . ок.;
  4. сторо ., сторо . ит, сторо . ка;
  5. голу . ь, голубо ., голу . ка. Образец: дуб, дубки – дубок.

Прочитай пословицы и поговорки.

  1. У наших ворот всегда хоровод.
  2. Был бы покос, да пришёл мороз.
  3. В мае дождь, будет рожь.
  4. Сорвать прут — небольшой труд.
  5. Добрая пословица не в бровь, а в глаз,
  6. Книга — твой друг, без неё как без рук.

Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?

Прочитай, приготовься писать по памяти.

Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В.Берестов).

Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.

Прочитай однокоренные слова.

  1. Груз, грузило, погрузка, грузить.
  2. Ловить, улов, ловушка, лов.
  3. Садовник, сад, садовый.
  4. Сенокос, косилка, косить, косьба.
  5. Обиход, ходьба, поход, ходок.
  6. Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой

Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне.

Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.

1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.

2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.

Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке-
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора. (Е.Благинина)

Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову?

Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.

  1. Островки, островок, островком.
  2. Пирожки, пирожок, пирожком.
  3. Дружки, дружок, дружком.
  4. Холодок, холодком, в холодке,
  5. Медок, медком.
  6. Покрышка, покрышкой, покрышек.

Буквы — значки, как бойцы на парад,
В стройном порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит. (С.Маршак).

Выпиши только то предложение, в котором парный по глухости-звонкости согласный стоит в середине слова. В каких еще словах этого предложения надо проверить букву согласного.

Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными.

Образец: Прокладывать пути — прокладка путей.

Плавить металл -. Переписать бумаги

Посадить лес -. Отправить письма

Заготовить сено -. Поливать огород

Рубить дрова -. Доставить мебель

Смазать колеса -. Погрузить багаж

Какое из однокоренных слов является проверочным?

IV. Контрольно-диагностический раздел.

Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова (время предъявления записи 15-20 секунд, после чего запись закрывается):

Робкий, ловкий, дерзкий; Селедка, сливки, рожки; Пятка, ножка, головка. Выполните следующие задания:

  1. напишите слова, которые начинались на букву С;
  2. напишите слова с парным согласным Ж в середине;
  3. напишите слова с парным согласным В в середине;
  4. напишите слово с парным согласным Т в середине;
  5. напишите два оставшихся прилагательных.

Кто как питается.

Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.

Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев.

Продиктуй первую часть товарищу по парте, а вторую часть напиши под его диктовку. Проверь по тексту. Обозначь графически орфограмму парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Букварь, пенал, тетрадки – держи ты их в порядке (Ю.Коринец).

Сын на ножки поднялся, в дно головкой упёрся (А.С.Пушкин). Гриб растёт среди дорожки – голова на тонкой ножке (С.Маршак). Мягкие лапки – на лапках царапки (Загадка). Выгляни в окошко, дам тебе горошку (Из народной сказки). На грядках низко растёт редиска. Кошке игрушки, а мышке слёзки (Пословица). Стал дед репку из земли тянуть (Из народной сказки).

Зрительный диктант. Загадки.

  1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко.
  2. Бегут по дорожке доски, да ножки.
  3. Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.

Скорый поезд подъезжал к Байкалу. Было раннее летнее утро. Дороге тянулась между сопок. Вдруг внизу показалась синяя гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие горы окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны гор покрывали хвойные леса. Широкие речки и мелкие речушки стекали с гор и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.

Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений.

Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать.

Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю.

Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть.

Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз – льдинки. Вместо носа – морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красивая снегурушка вышла.

Дописать предложения словами противоположного значения.

  1. Смелый там найдёт, где . потеряет.
  2. Редька горькая, а морковка .
  3. Дорожка широкая, а тропка .
  4. Дуб высокий, а орешник .

Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.

Запись звуков

В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.


В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Парные глухие и звонкие согласные в корне слова

План урока:

Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?

Парные согласные звуки

Согласные звуки выделяются в отдельные пары по следующим признакам:

  1. По соотношению шума в голосе (звучности):
  • Звонкие (Например, «в» и «д»: вода)
  • Глухие (Например, «ф» и «т»: фата)
  1. По положению языка при произношении:
  • Мягкие;
  • Твердые.

В процессе произношения звонких согласных различаются:

  • Шум;
  • Голос.

А в процессе произношения глухих только шум.

Глухие не дают возможности проговорить их громко (прокричать).

По данному признаку образуются пары звуков:

  • [б] — [п], [б’] — [п’] (бар — пар);
  • [з] — [с], [з’] — [с’] (злой — слой);
  • [в] — [ф], [в’] — [ф’] (враг — флаг);
  • [г] — [к], [г’] — [к’] (гол — кол);
  • [д] — [т], [д’] — [т’] (дрова — трава);
  • [ж] — [ш] (жить — шить).

Звонкие парные согласные [б], [б’]; [з], [з’]; [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’]; [ж] могут изменяться на глухие [п], [п’]; [с], [с’], [ф], [ф]; [к], [к’]; [т], [т’], [ш] в двух случаях:

  1. в конце слова (плод [т]);
  2. перед глухим согласным (дуд[т]ка).

Глухие парные согласные звуки могут изменяться на звонкие — только в положении перед звонким согласным, кроме [р], [р’]; [й’]; [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [в], [в’] (с[з]делать, прос[з’]ба).

Каждый парный звук (звонкий и глухой) имеет в слове одну из следующих позиций:

  • Сильную, в которой отчётливо различается звук;
  • Слабую, в которой звук сложно определяется.

Сильной позицией считается:

  • перед гласными (вар, фара, дом, том, бинт, пена, сон, зонт, гол, кол, жир, шина);
  • перед сонорными (власть, флаг, дно, тля, блок, плот, слон, зло, гном, клоп, жмых, шлак).

Слабой позицией считается:

  • в конце слова (ров, плод, лоб, зуб);
  • перед глухими, когда звонкие оглушаются (лод[т]ка, нож[ш]ка, круж[ш]ка);
  • перед звонкими, когда глухие озвончаются (кос[з’]ьба, вок[г]зал.

При написании, чтобы проверить парную согласную букву, надо изменить слово так, чтобы из слабой позиции она оказалась в сильной (плод — плоды, лоб — лбы, нет ягод — ягодка).

Но есть исключительные звуки, которые не имеют своей пары:

  • По глухости (они всегда звонкие):
  • [р], [р’];
  • [л], [л’];
  • [н], [н’];
  • [м], [м’];
  • [й’].

Это сонорные звуки, при произношении которых практически не слышно шума (воздух выходит через нос или боковые края щек). Когда такие звуки стоят в конце слова, не происходит оглушения (в отличие от парных звонких):

  • Короб [п] — колокол [л];
  • Мороз [с] — мотор [р];
  • Плед [т] — плен [н];
  • Лев [ф] — лом [м];
  • Берег [к] — бой [й’].

А глухие согласные, стоящие после сонорных, не получают звонкости:

Горка [к], вулкан [к], банка [к], конфета [ф].

  • По звонкости (они всегда глухие):
  • [ц];
  • [ч’] (шипящий);
  • [щ’] (шипящий);
  • [х], [х’].

Формирование пар по мягкости и твёрдости — важный признак согласных звуков. Их произношение отличается позицией языка во рту:

  • При произношении мягких — тело языка сдвигается вперед так, что его середина приподнимается к небу ([н’], [м’], [з’]).
  • При произношении твердых — тело языка полностью оттягивается назад ([н], [м], [з]).

По данному признаку образуются пары звуков:

  • [б’] — [б] (белка — бор);
  • [п’] — [п] (пила — плот);
  • [в’] — [в] (вилка — волк);
  • [ф’] — [ф] (фиалка — флот);
  • [з’] — [з] (зеркало — зонт);
  • [с’] — [с] (сено — стон);
  • [к’] — [к] (кит — кот);
  • [г’] — [г] (гиря — гора);
  • [д’] — [д] (день — дуб);
  • [т’] — [т] (тина — торт);
  • [м’] — [м] (мина — мост);
  • [н’] — [н] (низ — ноль);
  • [л’] — [л] (лень — лук);
  • [р’] — [р] (рис — рот);
  • [х’] — [х] (хек — хор)

Но существуют звуки, которые не создают пар:

  • по мягкости (они всегда твердые):
  • [ж] (жизнь);
  • [ц] (цирк);
  • [ш] (шина).
  • По твердости (они всегда мягкие):
  • [ч’] (чайник);
  • [й’] (йог);
  • [щ’] (щука).

На письме свидетельствуют, что согласные мягкие следующие буквы после согласных (кроме всегда твердых):

  • [б] — [п], [б’] — [п’] (бар — пар);
  • [з] — [с], [з’] — [с’] (злой — слой);
  • [в] — [ф], [в’] — [ф’] (враг — флаг);
  • [г] — [к], [г’] — [к’] (гол — кол);
  • [д] — [т], [д’] — [т’] (дрова — трава);
  • [ж] — [ш] (жить — шить).

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

  1. На конце слова:

(Много) цветов — [цв’ито́ф].

2. Перед глухим согласным:

Под полом — [патпо́лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

С другом — [здру́гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик — [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

Учил — [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению.

С жуком — [жжуко́м].

Из шерсти — [ишшэ́рс’т’и].

В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].

В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные — безударные слоги .

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Есть — [й’э́с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет — [прал’й’о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют — [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.

Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к [а]:

Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к [и]:

Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных [ч’], [щ’], [й’] обозначает звук, близкий к [и]:

Буква И после непарных твёрдых [ш], [ж], [ц] обозначает звук [ы]:

В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.

Воспользуйтесь школьной подсказкой — фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.

Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.

Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.

Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.

Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также перед звуками [в], [в’]. Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:

весь (4 буквы, 3 звука),

решить (6 букв, 5 звуков),

чувство (7 букв, 6 звуков).

Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:

яркий (5 букв, 6 звуков),

стоял (5 букв, 6 звуков).

Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звон­кий соглас­ный ока­зал­ся в кон­це или перед глу­хим соглас­ным в сере­дине сло­ва, то эта пози­ция явля­ет­ся сла­бой для него. При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва неиз­беж­но про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го. Послушаем, как зву­чат конеч­ные соглас­ные в словах:

В сере­дине слов глу­хой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий звон­кий и меня­ет каче­ство его зву­ча­ния. Звонкий упо­доб­ля­ет­ся ему и при про­из­но­ше­нии сло­ва ста­но­вит­ся глу­хим. Убедимся в этом:

Аналогично могут воз­ник­нуть сомне­ния в напи­са­нии слов с конеч­ны­ми глу­хи­ми согласными:

Глухие соглас­ные, ока­зав­шись перед звон­ки­ми, так­же меня­ют своё зву­ча­ние. Происходит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния глу­хих согласных:

Как видим, зву­ча­ние пар­ных соглас­ных и напи­са­ние соот­вет­ству­ю­щих букв в сло­ве не совпадают.

После сомни­тель­но­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его звучание.

Читайте также:  Анализ стихотворения «К Чаадаеву» А.С. Пушкин: история создания, характеристика лирического героя, тема, композиция
Ссылка на основную публикацию