Ребенок выпил перекись водорода, спирт, уксус, глицерин, ацетон — что делать?

Симптомы отравления

В случае отравления ацетоном симптомы будут зависеть от того, каким именно путём кетоновое соединение попало в организм. Если отравление произошло из-за глотания бесцветной жидкости, она будет проявляться:

  • жжением слизистых оболочек ротовой полости, глотки, пищевода;
  • появлением характерного запаха изо рта;
  • побледнением кожи лица;
  • нарушением кровоснабжения конечностей (можно заметить по их посинению и ощущению холода в руках и ногах);
  • шумным дыханием;
  • судорогами;
  • болью в области живота.

Токсическое действие при этом способе интоксикации в первую очередь сказывается на работе пищеварительного тракта, почек и печени. В дальнейшем развиваются такие симптомы:

  • падает артериальное давление;
  • воспаляются слизистые оболочки;
  • белки глаз краснеют;
  • появляется тошнота, переходящая в рвоту;
  • возникает головная боль, головокружение;
  • чувствуется сильная усталость.

Затем появляются признаки поражения центральной нервной системы, напоминающие алкогольное опьянение. У пострадавшего нарушается координация и речь, возникают зрительные и слуховые галлюцинации. При сильном отравлении возможна потеря сознания и кома.

При вдыхании паров ацетона отравление проявляется:

  • нарастающей слабостью;
  • головокружением;
  • воспалением слизистых оболочек;
  • конъюнктивитом;
  • потерей сознания.

Если контакт с парами был непродолжительным, то после выхода на свежий воздух и проветривания помещения неприятные симптомы исчезнут. В противном случае отравление может нанести серьёзный вред всем внутренним органам.

Особо опасно отравление ацетоном для маленького ребёнка. Из-за ускоренного кровообращения токсические соединения разносятся по организму гораздо быстрее. Отравление будет проявляться неуверенной походкой, сонливостью, слабостью, одышкой. В этом случае помощь должна быть неотложной.

Если контакт с парами был непродолжительным, то после выхода на свежий воздух и проветривания помещения неприятные симптомы исчезнут. В противном случае отравление может нанести серьёзный вред всем внутренним органам.

Традиционное

Медикаментозная терапия ожогов пероксидом водорода может включать следующие препараты:

  • при поражении кожи — Пантенол, Левомеколь, Метролавин, мази и спреи с лидокаином,
  • при ожогах глаз — Инокаин, Алкаин, Левомицетин,
  • при ожоговом отеке горла — аэрозольные формы новокаина с эфедрином или адреналином, Преднизолон,
  • при внутренних ожогах — капельница с гидрокарбонатом натрия (при ацидозе), Кордиамин и Кофеин (при сердечно-сосудистой недостаточности, вызванной травмой), Атропин, Папаверин, Платифиллин (при ожоговом шоке), гормональные противовоспалительные препараты (Преднизолон).

В качестве поддерживающего лечения применяют уколы витаминов группы В и антиоксидантов, а также физиотерапию (электростимуляция, магнитотерапия, франклинизация, ультрафонофорез, ферментный электрофорез).

При тяжелых поражениях необходима пластика тканей или удаление части органа.

При тяжелых поражениях необходима пластика тканей или удаление части органа.

Что будет, если выпита перекись водорода?

Сразу определимся с ответом на вопрос, что будет, если выпить 3% перекись водорода. Как правило, проглатывание небольшого количества такой перекиси не является опасным. В случае же, когда употреблен пероксид водорода более высокой концентрации, нужно бить тревогу.

Концентрированная перекись вызывает при попадании ожоги дыхательных путей, а также слизистых оболочек, кожных покровов. При этом изменения похожи по своему действию со щелочами. Для летального исхода достаточно попадания внутрь 50-100 мл 30% пергидроля. Далее обо всем по порядку.

Перекись водорода – жидкость, известная с уроков химии и находящаяся в домашних аптечках. Формула ее выглядит так: H2O2. Отличительной чертой пероксида выступают сильные окислительные свойства. Именно эта особенность нашла широкое применение как в быту, так и в промышленности.

Обычным людям в основном приходится сталкиваться с 3% перекисью водорода. Ее используют как антисептическое и очищающее средство для небольших ран. При этом люди науки говорят, что пергидроль, несмотря на прекрасные очищающие качества, не помогает затягиванию ран. А при использовании концентрированного пероксида он и вовсе способен повреждать находящиеся рядом с ранами клетки.

Но это не мешает, а наоборот, способствует его применению для санации глубоких и сложных ран, поскольку сильный обеззараживающий эффект проявляется в совокупности с большим образованием пены, что уже дает возможность размягчения и отделения отмерших клеток, запекшейся крови, гноя.

В общем же, перекись водорода имеет довольно широкий спектр применения:

  • дезинфекция поверхностей, которые технологически соприкасаются с продукцией;
  • отбеливатель текстиля, бумаги;
  • в качестве ракетного топлива;
  • в быту для выведения пятен марганцовки, осветления волос;
  • аквариумисты используют ее для очистки емкостей и борьбы с негативной флорой и фауной.

Ребенок выпил перекись водорода – что делать? Пена у рта карапуза добавляет впечатлений. Скорее всего, все будет хорошо, но при условии, что пероксид водорода был 3% и дома нигде не хранится в местах, доступных юному естествоиспытателю, его более концентрированная версия.

Самыми распространенными симптомами являются расстройство желудка, возможны приступы рвоты. Когда перекись проглатывается, создает пузырьки кислорода в просвете желудка. При достаточно большом их количестве они растягивают желудок и у малыша начинаются рвотные позывы до пены.

Пероксид оказывает раздражающее воздействие на слизистые, поэтому ребенок может высказывать жалобы на небольшую болезненность во рту и дискомфорт в желудке.


В заключение следует еще раз напомнить об ответственном подходе к имеющимся в доме медикаментам, да и вообще ко всем опасным веществам. С целью недопущения ситуаций, когда ребенок выпил перекись водорода, необходимо ограничить ему доступ к домашней аптечке. Не нужно хранить открытый флакончик с перекисью в холодильнике, а уж тем более высококонцентрированный пероксид.

Для чего применяется средство

Способ применения средства выбирается в зависимости от проблемы.

Если состояние запущенное, рекомендуется на ночь делать компрессы. В уксусно-глицериновый раствор погружают сложенную в несколько слоев марлю и прикладывают к пяткам. Стопы оборачивают полиэтиленом, надевают носки.

Окончания по падежам

Склоне́ние – это изменение слова по падежам.

В русском языке есть шесть падежей.

Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:

ПадежВопросыВозможные предлогиОкончание
Ед. числоМнож. число
I
склонение
II
склонение
III
склонение
Имени́тельный(есть) кто? что?-а, -я–, -о, -е-ы, и, -а, -я
Роди́тельный(нет) кого́? чего́?без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г-ы, -и-а, -я–, -ов, ев, -ей
Да́тельный(даю́) кому́? чему́?к, по-е, -и-у, -ю-ам, -ям
Вини́тельный(виню́, ви́жу) кого́? что?в, за, на, про, че́рез-у, -ю-о, -е–, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори́тельный(творю́, горжу́сь) кем? чем?за, над, под, пе́ред, с-ой (-ою), ей (-ею)-ом, -ем-ами, -ями
Предло́жный(ду́маю) о ком? о чём?в, на, о, об, о́бо, при-е, -и-е, -и-ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

Пе́рвое склоне́ниеВторо́е склоне́ниеТре́тье склоне́ние
все слова мужского и женского рода на -а, -явсе остальные слова мужского и среднего родавсе остальные слова женского рода
в ед. числе-а, -яв муж. роде – согласный и -ь
в ср. роде -о, -е
во множ. числе-ы, -и-а, -я, -ы, -и
примеры словма́ма па́па стена́ ли́ния тётя дя́дяроя́ль нож окно́ мо́реночь дочь пасте́ль
ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Имени́тельный-а, -я-ы, и
Роди́тельный-ы, -и–, -ей
Да́тельный-е, -и-ам, -ям
Вини́тельный-у, -ю–, -ы, -и, -ей
Твори́тельный-ой (-ою), ей (-ею)-ами, -ями
Предло́жный-е, -и-ах, -ях
Читайте также:  Первые месячные девочек: признаки и симптомы. Как начинаются месячные в первый раз?
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?па́папа́пычто?ра́нара́ны
Р.кого?па́пыпапчего?ра́ныран
Д.кому?папепа́памчему?ра́нера́нам
В.кого?па́пупапчто?ра́нура́ны
Т.кем?па́пойпа́памичем?ра́намира́ны
П.о ком?о па́пео па́пахо чём?о ра́нео ра́нах
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?дя́дядя́дичто?ви́шняви́шни
Р.кого?дя́дидя́дейчего?ви́шниви́шен
Д.кому?дя́дедя́дямчему?ви́шневи́шням
В.кого?дя́дюдя́дейчто?ви́шнюви́шни
Т.кем?дя́дейдя́дямичем?ви́шнейви́шнями
П.о ком?о дя́део дя́дяхо чём?о ви́шнео ви́шнях

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

ед. числомнож. число
И.кто?Мари́ячто?ли́ния
Д.кому?Мари́ичему?ли́нии
П.о ком?о Мари́ио чём?о ли́нии
И.кто?Фра́нциячто?исто́рия
Д.кому?Фра́нциичему?исто́рии
П.о ком?о Фра́нциио чём?об исто́рии
ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Муж. родСр. род
Имени́тельный-о, -е-а, -я, -ы, -и
Роди́тельный-а, -я–, -ов, -ев, -ей
Да́тельный-у, -ю-ам, -ям
Вини́тельный-о, -е-а, -я, -ы, -и
Твори́тельный-ом, -ем-ами, -ями
Предло́жный-е, -и-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?конько́ничто?дива́ндива́ны
Р.кого?коня́коне́йчего?дива́надива́нов
Д.кому?коню́коня́мчему?дива́нудива́нам
В.кого?коня́коне́йчто?дива́ндива́ны
Т.кем?конёмконя́мичем?дива́номдива́нами
П.о ком?о коне́о коня́хо чём?о дива́нео дива́нах
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?о́блакооблака́что?мо́реморя́
Р.кого?о́блакаоблако́вчего?мо́ряморе́й
Д.кому?о́блакуоблака́мчему?мо́рюморя́м
В.кого?о́блакооблака́что?мо́реморя́
Т.кем?о́блакомоблака́мичем?мо́ремморя́ми
П.о ком?об обла́кеоб облака́хо чём?о мо́рео моря́х
ед. числомнож. число
И.что?музе́ймузе́и
Р.чего?музе́ямузе́ев
Д.чему?музе́юмузе́ям
В.что?музе́ямузе́и
Т.чем?музе́еммузе́ем
П.о чём?о музе́ео музе́ях

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

ед. числоед. числоед. число
И.кто?Васи́лийчто?жре́бийИ.что?дове́рие
П.о ком?о Васи́лиио чём?о жре́бииП.о чём?о дове́рии
ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Имени́тельный
Роди́тельный-ей
Да́тельный-ам, -ям
Вини́тельный
Твори́тельный-ами, ями
Предло́жный-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?мышьмы́шичто?тканьтка́ни
Р.кого?мы́шимыше́йчего?тка́нитка́ней
Д.кому?мы́шимыша́мчему?тка́нитка́ням
В.кого?мышьмыше́йчто?тканьтка́ни
Т.кем?мы́шьюмыша́мичем?тка́ньютка́нями
П.о ком?о мы́шио мыша́хо чём?о тка́нио тка́нях

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

III скл.III скл.II скл.II скл.
И.кто?дочьчто?ночьИ.кто?грач_И.что?нож_

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

ед. числомнож.числоед. числомнож.число
И.что?да́чада́чиИ.что?ро́щаро́щи
Р.чего?да́чидач_Р.чего?ро́щирощ

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.

кенгуру, такси, метро, фламинго;

некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);

нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);

русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);

сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);

фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).


кенгуру, такси, метро, фламинго;

Что такое несклоняемые существительные?

Есть существительные, которые не изменяются по падежам, то есть они не склоняются. Поэтому их и называют несклоняемыми. К ним относятся:

  • Слова, которые пришли в русский язык из других языков и заканчиваются на гласный (-о, -е, -и, -у, ‑ю, -а): фламинго, безе, пенальти, авеню, такси, кофе, интервью, митенки.
  • Некоторые фамилии. Например, русские фамилии с окончаниями -ых, -их (мы говорили об Анне Мнимых и Олеге Мелких); фамилии с окончаниями на следующие гласные: е, и, о, у, ы, э, ю (я стоял перед Даниилом Юрко); женские фамилии, в окончании которых находится согласный (не было только Дарьи Хитяник) и т. д.
  • Аббревиатуры и сокращённые слова (МКАД, ФСБ, исполком).

Ком? Чём? — вопрос предложного падежа, значит и прилагательное “смелом” стоит в предложном падеже.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:



Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась.книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека.друг» — часть сказуемого)

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Падежи и падежные формы имён существительных

ПадежВспомогательное словоВопрос
ИменительныйКто? Что?
РодительныйнетКог о? Чег о?
ДательныйдатьКом у? Чем у?
ВинительныйвижуКог о? Что?
ТворительныйгоржусьКем? Чем?
ПредложныйдумаюО к ом? О ч ём?

Последовательность падежей:
Иван Родил Девчонку Велит Тащить Пелёнку

  • Вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? не являются падежными вопросами. По этим вопросам нельзя определить падеж.
  • Предлоги ПО и К указывают на ДАТЕЛЬНЫЙ падеж. Вопроса ПО ЧЁМ? НЕ существует. Есть только вопрос ПО ЧЕМУ ? Иду ( по чему?) по тропинке
  • Предлоги В, НА с вопросами КОГО? ЧЕГО? (родительный падеж) не употребляются. Эти предлоги можно употребить только с вопросами КОГО? ЧТО? (винительный падеж) или В ЧЁМ? В КОМ? НА ЧЁМ? НА КОМ? (предложный падеж)
  • Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО?, подставляйте волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: МАМЫ – родительный падеж; МАМУ – винительный падеж.

Падежи и предлоги

  • Предлоги ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, употребляются только в родительном падеже – ОТ ЧЕГО? ДЛЯ КОГО? БЕЗ КОГО? ИЗ ЧЕГО?
  • Предлоги ПОД и НАД употребляются только в творительном падеже – ПОД ЧЕМ? НАД ЧЕМ?
  • Предлог О употребляется только в предложном падеже – О КОМ ?
  • Предлоги В, НА употребляются как с винительным – В КОГО? ВО ЧТО? НА КОГО? НА ЧТО?, так и с предложным падежами – В КОМ? В ЧЁМ? НА КОМ? НА ЧЁМ?

Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

1. Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.
Расти (_______________) на опушке (________________) леса.
Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.
Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.
Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.
Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.
Приехать (_______________) в деревню (_______________) к бабушке.
Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.

2. Съехать(_____________) на санках (_____________) с горы.
Построить (_____________) крепость (_____________) из снега.
Попасть (_____________) снежком (_____________) в окно.
Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах.
Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником.
Бежать (_____________) по льду(_____________) на коньках.

Напишите в скобках падежный вопрос, определите и подпишите падеж имён существительных, выделите окончания и, конечно, попробуйте отгадать загадки.

1) Вот (______________) по небу ходит
Маляр (______________) без кистей,
И (______________) краской коричневой
Красит (______________) людей.

2) (______________) Над домом (______________) у дорожки
Висит кусок (______________) лепёшки.

3) (______________) С неба падает (______________) слезами,
(______________) По земле бежит (______________) ручьями.

4) Зимой (______________) в поле лежал,
А весной (______________) в реку побежал.

5) Рассыпалось (______________) к ночи зерно,
Глянули поутру – нет ничего.

6) (______________) Через речку переходит,
А (______________) с места не сходит.

7) Залез (______________) под потолок,
Забился (______________) в уголок.
(______________) Без рук и веретена
Наткал (______________) полотна

8) (______________) У избы побывал
Все (______________) окна разрисовал.
(______________) У реки погостил –
Всю (______________) реку замостил.

9) (______________) В поле росла,
(______________) Под жерновом была,
(______________) А из печки (______________) на стол
(______________) Караваем пришла.

Из книги: Узорова О., Нефедова Е. Большая книга загадок. – М.: Планета детства, 2004

1) Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.

2) Я взял бумагу и перо.
Нарисовал утюг.
Порвал листок, швырнул в ведро –
В ведре раздался стук.

3) Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.

4) “Не шумите!”А разве шумели
Мы? Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу её отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом, но негромко и редко.
“Не шумите!”– сказала соседка.

Раскройте скобки, поставив имена существительные в падежную форму и вставив, где необходимо, предлоги.

О, ОБ (ОБО), К (КО) и В (ВО).

Удариться (угол стола) ______________________________.
Рассказать (поездка) ______________________________.
Гулять (куртка) (двор) ______________________________.
Увидеть (окно) ______________________________.
Думать (поездка) (родители) и (подарок) (день рождения) ______________________________.

3) (______________) С неба падает (______________) слезами,
(______________) По земле бежит (______________) ручьями.

Падежные окончания

Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.

Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.

Окончания в падежах русского языка:

1 скл.НаименованиеОкончания в единственном числеОкончания во множественном числе
Именительный-а, -я-ы, -и
Родительный-ы, -и-[ ], -ей
Дательный-е, -и-ам,-ям
Винительный-у, -ю-ы,-и,-ей
Творительный-ой,-ей-ами,-ями
Предложный-е,-и-ах,-ях
2 склонениеИменительный-о,-е (ср.р.)-а,-я,-ы,-и
Родительный-а,-я-[ ], -ов,-ев,-ей
Дательный-у,-ю-ам,-ям
Винительный-о,-е (ср.р.)-а,-я,-ы,-и
Творительный-ом,-ем-ами,-ями
Предложный-е,-и-ах,-ях
3 склонениеИменительный-[ ]
Родительный-ей
Дательный-ам,-ям
Винительный-[ ]
Творительный-ами,-ями
Предложный-ах,-ях
  1. В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
  2. Главное слово в словосочетании обозначить Х.
  3. Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
  4. Над стрелочкой написать вопрос.
  5. Определить падеж.
  6. Надписать падеж над существительным.

Склонения

Также существует 3 вида склонения у существительных.

  • Первое склонение. Имя существ. мужского и женского рода с окончанием -а, -я. Например, фляга, свинья.
  • Второе склонение. Имя существ. мужского и среднего рода с окончанием -о, -е. Например, дерево, колодце.
  • Третье склонение. Имя существ женского рода с нулевым окончанием, либо на -ь. Например, конь, лошадь.

Изменение существительных разных склонений.

Вопрос1 склонение (множественное число)2 склонение (множественное число)3 склонение (множественное число)
Именительный пад.кто?, что?покрышка(покрышки), мамы(мамы)космолет(космолеты)лошадь(лошади)
Родительный пад.кого?, чего?покрышки(покрышек), мамы(мам)космолета(космолетов)лошади(лошадей)
Дательный пад.кому?, чему?покрышке(покрышкам), маме(мамам)космолету(космолетам)лошади(лошадям)
Винительный пад.кого?, что?покрышку(покрышки), маму(мам)космолет(космолеты)лошадь(лошадей)
Творческий пад.кем?, чем?покрышкой(покрышками), мамой(мамами)космолетом(космолетами)лошадью(лошадьми)
Предложный пад.о ком?, о чем?о покрышке(о покрышках), о маме(о мамах)о космолете(о космолетах)о лошади(о лошадях)

В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи — это все падежи, кроме именительного.

Все они имеют свой смысл:

  • Именительный. Эта форма обычно используется, как начальная форма существительного. Например, есть яблоко.
  • Родительный. Этот падеж обычно используется с такими предлогами, как из, от, с и обозначает точку, из которой началось движение, а также термин «родительный» произошел от древнегреческой традиции, где при помощи этого падежа путем образования от имени отца, давалась фамилия. Например, из леса.
  • Дательный. Эта форма обозначает действие в пользу кого-нибудь. Как следует из названия, ярким примером, такого действия является глагол «дать». Например, дать брату яблоко.
  • Винительный. Этот падеж обозначает объект действия. Для определения используется слово винить. Например, читать книгу.
  • Творческий. В происхождении он использовался для обозначения предмета, при помощи которого совершалось действие над каким-нибудь объектом. Например, владеть топором.
  • Предложный. И последний изначально служил для обозначения места, где происходило действие. Например, в Киеве.


Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.

Роль в русском языке

Существительные падежи играют важную роль и без них построение логичной фразы было бы невозможно. Они помогают определить принадлежность к предмету, главное лицо в предложение, признак предмета (употребляется в сочетании с прилагательным).

Можно разобрать такой пример. «Кошка поймала мышку». Определить падеж можно по вопросу (кого, что) «мышку», винительный. «Кошка» (кто, что) именительный. Так же можно определить по падежному окончанию существительного. Но стоит только поменять эти существительные падежами, как смысл предложения полностью меняется — «Кошку поймала мышка»- описывается обратная ситуация.

Все они имеют значение — отношение имени к другому слову, словосочетанию или ли же к целой синтаксической конструкции.

Таблица падежей русского языка

Падеж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя — категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.

Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

Ниже в таблице вы можете посмотреть падежи русского языка и их окончания для различных родов, склонений имен существительных.

Русское название падежаЛатинское название падежаВопросыПредлогиОкончание
Единственное числоМножественное число
1 скл.2 скл.3 скл.
ИменительныйНоминативКто? Что? (есть)— —-а, -я—, -о, -е-ы, -и, -а, -я
РодительныйГенитивКого? Чего? (нет)без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг-ы, -и-а, -я—, -ов, -ев, -ей
ДательныйДативКому? Чему? (дам)к, по-е, -и-у, -ю-ам, -ям
ВинительныйАккузативКого? Что? (вижу)в, за, на, про, через-у, -ю-о, -е—, -ы, -и, -а, -я, -ей
ТворительныйИнструментативКем? Чем? (горжусь)за, над, под, перед, с-ой (-ою), -ей (-ею)-ом, -ем-ами, -ями
ПредложныйПрепозитивО ком? О чем? (думаю)в, на, о, об, обо, при-е, -и-е, -и-ах, -ях

Стандартно считается, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее некоторые языковеды (Зализняк) выделяют ещё минимум семь, имеющих ограниченное распространение и функции. Шесть основных падежей определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто?, что?, кого?, чего? и т. д.), остальные падежи можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?)

Именительный падеж — кто?, что?, является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения.

Родительный падеж — нет кого?, чего?, определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.

Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.

Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;

Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);

Предложный падеж — думать о ком, о чём

Второй предложный падеж, или местный падеж — оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени́. Беспредложные формы до́ма и домо́й, являются, видимо, наречиями.

Звательный падеж — по форме идентичен именительному, но образует независимый оборот речи, по функциям подобный междометию. Полностью утрачен оригинальный звательный падеж, формы старорусского языка — человече, врачу и пр. Однако, можно выделить новый звательный, включающий разговорные формы некоторых имён: Петь, Саш, Тань, и т. п. и нескольких существительных.

Количественно-отделительный падеж — разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не ход).

Лишительный падеж — вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право).

Ждательный падеж фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова в той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.

Превратительный падеж или включительный падеж — отвечает на вопросы подобные винительному падежу (в кого? во что?), но употребляется исключительно в оборотах типа пойти в сварщики, баллотиророваться в президенты, взять в зятья и т. п.

Счётный падеж — несколько отличная от родительного форма, использующаяся при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.

Ниже в таблице вы можете посмотреть падежи русского языка и их окончания для различных родов, склонений имен существительных.

Ссылка на основную публикацию