Ребенок после года: первые слова, фразы, развитие речи

Кто в траве шныряет? Мышь!
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

Развитие речи детей раннего возраста

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 1).

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий» (1).

1. Понятие речи, этапы её становления.

2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.

1. Понятие речи, этапы её становления.

В методике обучения родному языку приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Про организованное обучение на занятиях поговорим в следующий раз, а сегодня остановимся на развитии речи детей в повседневной жизни.

Что же такое речь?

Речь — 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. (Леонтьев А. А., Шаповал С. А. Словарь общей психологии)

Ещё в процессе нашей работы мы используем такие понятия, как:

Понимаемая речь – то, что ребёнок понимает, хотя сам возможно не может произнести.

Активная речь – речь, которую непосредственно произносит малыш.

Развитие речи — это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. (Рузская А. Г. Словарь психологии развития)

Стадии развития речи:

1. Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Хотя речь начинает развиваться ещё до рождения: ведь дети рождаются со способностью отдавать предпочтение голосу одного, определённого взрослого. Задолго до того, как ребёнок начинает говорить, он может общаться посредством мимики, жестов, звука, плача, затем у ребёнка появляется гуление, лепет, чуть позже модулируемый лепет (ребёнок овладевает речевым подражанием: повторяет за взрослым слоги с разнообразными интонациями – ко-ко, ав-ав). Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т. е. возникновением у детей пассивной речи.

2. Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в 2 года – 200слов, то к 3-м годам словарный запас может составить 1000-1500 слов. Психолог Свирская выделяет несколько особенностей развития речи детей на этом этапе – это, так называемая автономная речь. Как узнать её? Ребёнок использует аморфные слова-корни. Корень «ку» обозначает – кушать и курица, корень «де» – может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать, а корень «па» – упал, папа, лопатка, палка. Характерны однословные сочетания (с помощью одного слова ребёнок выражает смысл целого предложения. «Пить» – я хочу пить. «Собака» – по улице бежит собака. «Папа» – Папа пришёл с работы и т. п.) и «телеграфная речь». Дети начинают употреблять двусловные предложения. «Телеграфный» стиль предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иногда других частей речи (Мама иди, дай лялю, Киска спит, и пр.) «Телеграфная» речь способствует освоению грамматики языка. Заканчивается этот период развитием связной речи, когда ребёнок использует полные и распространённые предложения, включающие почти все части речи. Малыш овладевает многими падежными окончаниями. Постепенно в речь ребёнка входит множественное число, прошедшее и будущее время. Речь становится сложной и грамотной.

3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.

2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев:

1. Развитие понимания речи взрослого. Учить понимать:

– слова, обозначающие людей,

– своё имя, имена близких людей,

– слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных,

– бытовые процессы (умывать, одеваться, есть, пить, спать, идти, гулять,

– игровые действия (покатай, сними, закрой,

– наиболее часто употребляемые предметы обихода (одежда, мебель, посуда,

– названия животных и растений, находящихся в ближайшем окружении,слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный флажок,

– слова и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, даёт поручения, учит понимать их и выполнять,

– простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.

2. Формирование способности подражать звукосочетаниям и словам.

а). Побуждать детей, используя и создавая моменты сильной заинтересованности:

– к лепету и произнесению отдельных облегчённых слов (1г. -1г. 3м.,

– называть словами облегчёнными и произнесёнными правильно (би-би – машина) (1г. 4м. -1г. 6м., предметы и действия.

б). Формировать умение:

– подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам,

– воспроизводить некоторые интонации удивления и радости, огорчения и неудовольствия…

в). Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, мишка, кукла).

г). Расширять речевое общение детей со взрослыми: побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств (слов и звукосочетаний).

д). Воспитывать умение прислушиваться к речи взрослого, отвечать на простейшие поручения.

е). Развивать как инициативную, так и ответную речь ребёнка.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 год 6 месяцев — 2 года:

1. Развитие активной речи.

– произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий с ними, их качества,

– пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти)

– правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить,

– слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка)

б). Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).

в). Учить составлять предложения из 3 и более слов.

2. Совершенствование понимания речи.

а). Расширять пассивный запас слов:

– обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка,

– некоторых животных и растений, их части и свойства,

– действия людей и животных,

– назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.

б). Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке,здесь кубики, а там колечки,

в). Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.

г). Учить понимать и запоминать названия и признаки предметов, явлений, событий, происходящих на расстоянии (в саду, во дворе, на улице, а не только в непосредственном окружении.

Задачи развития речи детей на третьем году жизни:

1. Формирование словаря.

а). Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств.

б). Обогащать словарь словами – названиями: людей, растений, животных, предметов питания, овощей, фруктов, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус).

в). Обогащать словарь названиями деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колёса и кузов у машины и т. д.).

г). Обогащать словарь глаголами, обозначающими: трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).

д). Обогащать словарь прилагательными, обозначающими: цвет, величину, вкус, температуру предметов и наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

е). Учить детей в играх соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.

2. Развитие грамматического строя речи.

Содействовать освоению грамматического оформления высказываний:

а). изменению слов по числам, падежам, временам, лицам, видам, согласованию их в предложениях разной структуры (учить правильно употреблять: существительные и местоимения с глаголами; глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, видам; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

б). образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

а). Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных,

б). Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.

в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

г). Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

д). Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», Кто стучит?»)

4. Развитие связной речи.

а). Поддерживать стремление ребёнка:

– активно вступать в общение всеми доступными – неречевыми и речевыми – средствами,

– откликаться на вопросы и предложения взрослого,

– инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли.

б). Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, желание сопровождать речью игровые действия, отношения к происходящему.

в). Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др.

г). Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда).

д). Способствовать освоению диалогической формы речи.

е). Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.

ж). Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)

Материал для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста В настоящее время много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук у детей. Как правило, чаще всего это касается детей групп раннего.

Стихи для детей Уважаемые коллеги!Моя приоритетная тема “Развитие речи детей раннего возраста через художественные произведения” На занятия я часто использую.

в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Развиваем речь ребенка 1,5-2 лет: рекомендации

  • Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
  • Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
  • В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
  • Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова. Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.
  • Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.
  • Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.

Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!

  • Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
  • Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
  • В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
  • Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова. Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.
  • Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.
  • Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.

Советы родителям: Как вытащить ребенка из плохой компании

Развитие событий в подобной ситуации можно контролировать

К сожалению, мы не можем всегда оберегать своих детей от всех неприятностей и опасностей окружающего мира. Однажды они все равно вырастут и заявят об этом. В более раннем возрасте еще можно было как-то «фильтровать» друзей своего малыша и высказывать свое мнение о том, кто вам не нравится, объясняя причину своего нежелания такой дружбы. Но вот, когда дети становятся старше, родительские слова и мнения перестают быть для них ориентиром правильной жизни.

Дети больше не хотят слушать ни маму, ни папу, уверяя, что сами смогут справиться и разобраться во всем. Все это объясняется юношеским максимализмом. Со временем ребенок поймет, что мама была права, но случиться это может слишком поздно.

К сожалению, ни один человек не застрахован от того, что может быть втянутым в дурную компанию. Казалось бы, все при нем: и ум, и сила воли, а вот в неприятности все равно попадает. И хорошо, если эта компания просто ругается нехорошими словами или прослыла своим хулиганским поведением. А если там занимаются воровством, постоянно пьют, употребляют или распространяют наркотики?

Нередки случаи, когда идеальный воспитанный мальчик попадал в круг «крутых» парней и у него резко появлялось желание стать похожим на них. Это самая сложная ситуация, ведь при сильном желании подражать в чем-то человек может пойти на многое!


К сожалению, ни один человек не застрахован от того, что может быть втянутым в дурную компанию. Казалось бы, все при нем: и ум, и сила воли, а вот в неприятности все равно попадает. И хорошо, если эта компания просто ругается нехорошими словами или прослыла своим хулиганским поведением. А если там занимаются воровством, постоянно пьют, употребляют или распространяют наркотики?

Ваш ребенок попал в плохую компанию. Что делать?

Время идет. Ребе­нок взрос­леет, наби­ра­ется сил — и вот уже роди­тели недо­уме­вают, где про­па­дает их отпрыск, почему он стал обма­ны­вать взрос­лых или и вовсе не хочет общаться. Как пра­вило, ответ один — вино­вата пло­хая компания.

Что делать? Запе­реть дома. Отобрать теле­фон. Отклю­чить от Интер­нета. Собы­тие на грани конца света: ваш вос­пи­тан­ный, домаш­ний ребе­нок свя­зался с дур­ной ком­па­нией и пре­вра­тился в неуправ­ля­е­мое и озлоб­лен­ное суще­ство. Пер­вые же кар­ди­наль­ные реше­ния по исправ­ле­нию ситу­а­ции, как пра­вило, самые невер­ные, а потому в рядо­вой, в сущ­но­сти, ситу­а­ции стоит разо­браться без скан­да­лов и седых волос.

А вспом­ните, как все начи­на­лось. Малыш абсо­лютно бес­по­мо­щен, он пол­но­стью зави­сим от своих роди­те­лей. Они забо­тятся о нем, ста­ра­ются уга­дать его жела­ния и про­блемы, пока он еще не может выра­зить и решить их само­сто­я­тельно. В резуль­тате у малень­кого чело­вечка появ­ля­ется устой­чи­вый рефлекс, что именно он «центр все­лен­ной». Но вот ребе­нок под­рас­тает и попа­дает в новые для себя усло­вия: дет­ский сад, школа, кру­жок. И везде наш «центр все­лен­ной» пыта­ется при­ме­нить среди окру­жа­ю­щих его детей и взрос­лых уже сло­жив­шу­юся модель пове­де­ния. Неиз­менно воз­ни­кают кон­фликты с окру­жа­ю­щей сре­дой. Ребе­нок «экс­пе­ри­мен­ти­рует» и пыта­ется выбрать новый тип пове­де­ния, кото­рый его больше устра­и­вает. Роди­тели и дру­гие взрос­лые люди пыта­ются вновь решить соци­аль­ные про­блемы ребенка. Насту­пает вре­мен­ное затишье.

Но этот период закан­чи­ва­ется, когда ребе­нок всту­пает в так назы­ва­е­мый под­рост­ко­вый воз­раст. В под­рост­ко­вом воз­расте чело­веку пред­стоит решить две важ­ные задачи. Научиться жить само­сто­я­тельно (осво­бо­див­шись от опеки взрос­лых) и одно­вре­менно найти свое место в кол­лек­тиве, сооб­ще­стве своих сверст­ни­ков. Этот период при­нято назы­вать «пере­ход­ным возрастом».

У мно­гих детей он про­хо­дит настолько бурно, что они забы­вают не только роди­те­лей, бра­тьев и сестер, но и эле­мен­тар­ные поня­тия о добре и зле.

К сожа­ле­нию, подоб­ные исто­рии типичны: ваш при­мер­ный и домаш­ний ребе­нок свя­зался с дур­ной ком­па­нией и пре­вра­тился в злоб­ное и неуправ­ля­е­мое суще­ство. «Как такое могло слу­читься, — дума­ете, вы, — вокруг столько хоро­ших вос­пи­тан­ных детей, а он или она про­во­дят все время в ком­па­нии хули­га­нов из небла­го­по­луч­ных семей и девиц весьма сомни­тель­ного поведения?»

Стрем­ле­ние ребенка в этом воз­расте влиться в соци­аль­ную группу, объ­еди­нен­ную общими инте­ре­сами, и занять там свое место вполне есте­ственно. В пси­хо­ло­гии есть тер­мин «груп­пи­ро­воч­ная потреб­ность» и она должна быть удо­вле­тво­рена. Чело­век не в силах про­ти­во­сто­ять при­роде — он стре­мится найти свое место в коллективе.

«Кто вино­ват» и «Что делать»?

Но почему именно пло­хая ком­па­ния? Тут впору задать клас­си­че­ские вопросы «кто вино­ват» и «что делать»? Если ребе­нок пошел в плохую ком­па­нию, зна­чит он не смог найти хоро­шую, или она его по тем или иным при­чи­нам не удо­вле­тво­рила или не при­няла. И пер­вая хоро­шая ком­па­ния, кото­рую отверг ваш ребе­нок, — это ваша семья. Как ни горько при­зна­вать этот факт, но это именно так.

В пере­ход­ном воз­расте у чело­века резко меня­ются при­о­ри­теты в жизни: он пыта­ется стать само­сто­я­тель­ным, при­ни­мать реше­ния и сам за них отве­чать, у него появ­ля­ются взрос­лые вопросы об устрой­стве жизни, о мораль­ных и мате­ри­аль­ных при­о­ри­те­тах, ему хочется занять достой­ное место в ком­па­нии сверст­ни­ков, нра­виться про­ти­во­по­лож­ному полу… Бью­щая через край энер­гия тре­бует выхода.

Пло­хая ком­па­ния — самый про­стой спо­соб удо­вле­тво­рить все эти потреб­но­сти. Плюс лег­кая на пер­вых порах эйфо­рия от алко­голя и травки. Надо четко пони­мать, что НИКТО ЕГО ТУДА НЕ ЗАТАСКИВАЛ, ОН ПОШЕЛ САМ. Это его выбор! Ребе­нок, ока­зав­шийся в дур­ной ком­па­нии, вполне мог осо­знанно к этому стре­миться. Сло­жив­шийся круг обще­ния в любом воз­расте пре­вос­ходно отоб­ра­жает наши при­о­ри­теты. Прямо как в школе: отлич­ники дру­жат с отлич­ни­ками, дво­еч­ники легко нахо­дят себе подоб­ных. Быть может, и ваш ребе­нок нашел «своих» и пре­красно впи­сался в дво­ро­вую ком­па­нию. А потому обви­нять чужих маль­чи­шек, право слово, не в чем — их роди­тели также твердо убеж­дены в том, что ваш ребе­нок дурно вли­яет на их довер­чи­вых детей. И это очень важ­ная мысль. Если для ребенка это осо­знан­ный выбор, то и отказ дол­жен быть осо­знан­ным! Ника­кие запреты и репрес­сии не помогут.

Под чужими знаменами

Ноч­ной кош­мар любой матери — ребе­нок, попав­ший в какую-либо орга­ни­зо­ван­ную груп­пи­ровку. Это может быть рели­ги­оз­ная секта или экс­тре­мист­ская орга­ни­за­ция, агрес­сив­ные защит­ники окру­жа­ю­щей среды или воин­ству­ю­щие борцы за мир. Цели могут кар­ди­нально раз­ли­чаться, но пси­хо­логи счи­тают, что чле­нами орга­ни­зо­ван­ных дви­же­ний ста­но­вятся по двум причинам.

Пер­вая — оди­но­че­ство. В орга­ни­зо­ван­ных груп­пи­ров­ках пол­ным-полно детей из обес­пе­чен­ных семей, в среде анти­г­ло­ба­ли­стов немало участ­ни­ков с извест­ными фами­ли­ями и мил­ли­он­ным состо­я­нием, достав­шимся от роди­те­лей. В ран­нем дет­стве их отдали на вос­пи­та­ние няням и бабуш­кам, а недо­ста­ток вни­ма­ния при­вычно ком­пен­си­ро­вали игрушками.

Пона­чалу они про­сто гру­стили, росли замкну­тыми и необ­щи­тель­ными детьми. Про­блема обост­ря­ется в тот период, когда ребе­нок учится само­сто­я­тель­но­сти, от кото­рой, как известно, до оди­но­че­ства — один шаг. Под­ро­сток, недо­по­лу­чив­ший вни­ма­ния, охотно идет за пер­вым встреч­ным Гамельн­ским кры­со­ло­вом. «Твоя помощь будет бес­цен­ной, ты неза­ме­ним, ты часть команды» — именно с таких убеж­де­ний начи­на­ется вербовка.

Вто­рая при­чина тесно свя­зана с пер­вой и имеет тот же источ­ник. Это жела­ние заявить о своей важ­но­сти, да как можно громче. Жела­тельно так, чтобы об этом узнал весь мир. Не стоит и гово­рить, что под­ро­сток, ведо­мый таким жела­нием, и правда имеет все шансы про­сла­виться в кри­ми­наль­ной хро­нике. Таких детей в дет­стве не заме­чали. «Не мешай взрос­лым», «поиг­рай в своей ком­нате», «я сего­дня устала, в дру­гой раз», «мне неко­гда». Если жела­ние пооб­щаться с роди­те­лями день ото дня раз­би­ва­ется о глухую стену, больше всего хочется обра­тить на себя их вни­ма­ние. Выкра­сить волосы в синий цвет, устро­ить митинг у ино­стран­ного посоль­ства, встать под чужие зна­мена и кри­чать, кри­чать, кри­чать о своей важ­но­сти и нуж­но­сти. С одной сто­роны нужно дать ребенку само­сто­я­тель­ность, а с дру­гой — не дать пока­титься по наклон­ной плос­ко­сти. Как сов­ме­стить сво­боду и контроль.

Пер­вое и самое важ­ное, нужно, во что бы то ни стало сохра­нить с ребен­ком дове­ри­тель­ные отно­ше­ния. Надо дать понять, что вы при­зна­ете в нем взрос­лого чело­века и ува­жа­ете его само­сто­я­тель­ность. Если вы попа­де­тесь на слежке, лаза­нии по кар­ма­нам или про­смотре мобиль­ного либо запи­сей в соци­аль­ных сетях, вос­ста­но­вить ува­же­ние в гла­зах под­ростка будет крайне трудно. А это резко умень­шит воз­мож­ность вашего вли­я­ния. Спо­кой­ствие — дело-то житей­ское. Ребе­нок, ока­зав­шийся в дур­ной ком­па­нии, — целая семей­ная тра­ге­дия, но на раз­ных эта­пах и в раз­ной сте­пени с этим стал­ки­ва­ется подав­ля­ю­щее боль­шин­ство семей. Скан­далы, исте­рики, угрозы и пока­за­тель­ные обыски в дет­ской навсе­гда отда­лят вас от ребенка, после семей­ной бури он тут же пой­дет искать под­держки у своих дру­зей. Дер­жите себя в руках, сохра­няйте спо­кой­ствие и тща­тельно взве­ши­вайте слова.Послушайте роди­те­лей, столк­нув­шихся с под­рост­ко­выми про­бле­мами своих чад: «Мы про­бо­вали запи­рать дочку в ком­нате, дер­жали под домаш­ним аре­стом, угро­жали и бук­вально волокли к пси­хо­логу, но все бес­толку». Чест­ное слово, от такого под­хода содрог­нется даже взрос­лый чело­век с усто­яв­шейся психикой.

Чаще всего под­ростку самому хочется поде­литься ново­стями из своей новой жизни, но он опа­са­ется взрыва него­до­ва­ния или, что еще хуже, иро­нии. Все, что от вас тре­бу­ется — вни­ма­ние к его рас­ска­зам и одоб­ре­ния того, что достойно одоб­ре­ния. Поста­рай­тесь, как можно дольше воз­дер­жи­ваться от кри­тики, осо­бенно рез­кой. Нико­гда не кри­ти­куйте дру­зей вашего ребенка. Не сомне­ва­емся что вам есть, что ска­зать, но, во-пер­вых, вы и правда можете оши­баться, во-вто­рых, ваша кри­тика лишь убе­дит ребенка в своих догад­ках: вы совсем ничего не смыс­лите в жизни, моде, музыке и т. д.

У под­рост­ков сильно раз­вито чув­ство про­те­ста. И если им что-то запре­щать в уль­ти­ма­тив­ной форме, они будут еще больше к этому тянутся.

Вто­рое, что нужно сде­лать, — это понять, что ребенка нельзя выта­щить из пло­хой ком­па­нии в никуда. Ему надо пред­ло­жить выбор, кото­рый он сде­лает сам. К при­меру, начать ходить в тре­на­жер­ный зал или все­рьез заняться фото­гра­фией, музы­кой или про­грам­ми­ро­ва­нием. Напри­мер, те, кто не посе­щал регу­лярно совре­мен­ных тре­на­жер­ных залов, навер­няка не знают, насколько сильно вли­я­ние на под­рост­ков сфор­ми­ро­вав­шейся там соци­аль­ной группы. Это в боль­шин­стве своем успеш­ные, уве­рен­ные в себе моло­дые люди. Да и в их посто­ян­ном окру­же­нии ста­тус «качка», «хак­кера», музы­канта или буду­щего фото­графа может вполне удо­вле­тво­рить нарас­та­ю­щие амбиции.

Совре­мен­ные кружки фото­гра­фии или музы­каль­ные кол­лек­тивы — везде под­ростку будет инте­рес­нее, чем во дворе. Новая тех­ника, увле­чен­ные раз­го­воры, здо­ро­вая кон­ку­рен­ция — вспом­ните, что ваш под­ро­сток уже давно вырос из пеле­нок и нуж­да­ется в ярких эмо­циях и зре­лом самовыражении.

Ваша дочь водится с дев­чон­ками, кото­рые кра­сятся, как индейцы, носят вуль­гар­ные юбки и вовсю кокет­ни­чают с маль­чи­ками. Пол­ная без­вку­сица. Вме­сто того чтобы отпус­кать ядо­ви­тые ком­мен­та­рии в адрес кос­ме­тики и юбок, пока­жите дру­гой при­мер. Составьте гар­де­роб мод­ный и стиль­ный, точь-в-точь такой, какой сове­туют попу­ляр­ные моло­деж­ные журналы.

Если ребе­нок посто­янно про­пус­кает уроки, пред­по­чи­тая дво­ро­вую ком­па­нию учебе, заду­май­тесь, а ту ли спе­ци­аль­ность вы ему напро­ро­чили. Вполне воз­можно, что она ему абсо­лютно не инте­ресна. И тогда выбор между сомни­тель­ной буду­щей карье­рой финан­си­ста и реаль­ной опас­но­стью нар­ко­за­ви­си­мо­сти оче­ви­ден. Пого­во­рите с ребен­ком, о какой спе­ци­аль­но­сти он меч­тает, чем бы хотел зани­маться в жизни, куда посту­пить. Попы­тай­тесь понять его инте­ресы и помочь ему определиться.

Тре­тье, попы­тай­тесь понять, насколько плоха ком­па­ния, в кото­рую попал ваш ребе­нок. И если вы почув­ству­ете опас­ность: кри­ми­нал, бес­по­ря­доч­ный секс, нар­ко­тики, надо при­ни­мать самые реши­тель­ные дей­ствия. Если это школь­ная ком­па­ния — пере­во­дите его в дру­гую школу, если дво­ро­вая — пере­ез­жайте в дру­гой район. Это трудно, но жизнь ребенка дороже. Надо пом­нить, что подоб­ная так­тика очень трав­ми­рует ребенка, вся­че­ски ста­рай­тесь помочь ему. Если есть воз­мож­ность, про­кон­суль­ти­ру­е­тесь с пси­хо­ло­гом. Если нет — поста­рай­тесь уде­лять ребенку как можно больше вни­ма­ния и про­яв­лять мак­си­мум тер­пе­ния и такта.

Лечите при­чину, а не симптомы.

Дур­ная ком­па­ния — всего лишь след­ствие. При­чины куда серьез­нее, и каж­дая из них, в сущ­но­сти, гово­рит об одном — винить посто­рон­них людей как мини­мум нелепо, как мак­си­мум опасно. Насто­я­щие про­блемы — в миро­вос­при­я­тии сво­его ребенка и внут­ри­се­мей­ных кон­флик­тах. Винить не стоит ни дво­ро­вую ком­па­нию, ни ребенка, ни себя. Вам пред­стоит дол­гий путь к вза­и­мо­по­ни­ма­нию и дове­рию, и самым надеж­ным ком­па­сом будет ваша чест­ная оценка ситуации.

У мно­гих детей он про­хо­дит настолько бурно, что они забы­вают не только роди­те­лей, бра­тьев и сестер, но и эле­мен­тар­ные поня­тия о добре и зле.

Что делать если подросток попал в плохую компанию – советы родителям

Все родители стремится дать своему ребенку самое лучшее. Мы хотим, чтобы наше чадо получило хорошее образование, престижную работу, жило полной и беззаботной жизнью. Но не каждый задумывается, что далеко не всё зависит от родителей. Большое влияние на всех нас оказывает социум. В школе подростки проводят треть своей жизни, а это огромная её часть. И, к тому же, особенность подросткового возраста в том, что сверстники и друзья выходят на первый план, а мнение родителей становится не таким важным. Первый шаг к взрослению в жизни каждого человека – умение завести хороших друзей.

Каждый родитель боится, – что ребёнок заведёт неправильного друга. И это не лишено смысла. Ни один друг не должен мешать личному развитию. Но запрещать подростку дружить с кем-либо – бесполезно. Этим вы только оттолкнёте его от себя. Если этот друг не несёт угрозы моральному или физическому здоровью подростка, то лучше не вмешиваться в эти отношения, и просто наблюдать со стороны, искренне интересоваться делами этого друга. Тогда вы будете в курсе ситуации. А фразы типа «ну что ты с ним всё время общаешься! Он не учится/не лучшая компания тебе/у него татуировки и т.д» – только отдалят вам от ребёнка, и вы вообще не будете ни о чём знать.

Каждый родитель боится, – что ребёнок заведёт неправильного друга. И это не лишено смысла. Ни один друг не должен мешать личному развитию. Но запрещать подростку дружить с кем-либо – бесполезно. Этим вы только оттолкнёте его от себя. Если этот друг не несёт угрозы моральному или физическому здоровью подростка, то лучше не вмешиваться в эти отношения, и просто наблюдать со стороны, искренне интересоваться делами этого друга. Тогда вы будете в курсе ситуации. А фразы типа «ну что ты с ним всё время общаешься! Он не учится/не лучшая компания тебе/у него татуировки и т.д» – только отдалят вам от ребёнка, и вы вообще не будете ни о чём знать.

Как понять, что друзья ребенка – плохие? По каким «симптомам» можно определить, что друзей пора менять?

  • Отношения с друзьями существенно отражаются на учебе.
  • Отношения ребенка с родителями стали напоминать «войну».
  • Новые друзья приобщают ребенка к чему-либо противозаконному (секты, наркотики, сигареты, и др.).
  • Друзья становятся для ребенка важнее семьи.
  • Среди новых друзей ребенка появились реальные хулиганы или даже дети, которых уже «взяли на карандаш» в полиции.
  • Родители новых друзей ребенка привлекались к уголовной ответственности либо являются алкоголиками (наркоманами). Стоит отметить, что дети за родителей не в ответе, и дети алкоголиков не обязательно должны быть хулиганами и асоциальными «элементами», но руку на пульсе все-таки держать стоит.
  • Ребенок начал пробовать то, что всегда находится под запретом (курил, выпивал, пусть даже просто «пробовал»).
  • В компании новых друзей пропагандируются идеи, идущие в разрез с законодательством или с моралью.
  • Друзья постоянно подначивают ребенка на какие-либо экстремальные действия (пусть даже в качестве ритуала «посвящения»). Очень серьезно нужно присматриваться к таким компаниям, особенно, в свете появления в последнее время многочисленных «групп смерти», в которых детей склоняют к суициду.
  • Поведение ребенка кардинально изменилось (стал замкнутым или агрессивным, игнорирует родителей, скрывает свои контакты и переписки, и проч.).

Важно понимать, что в каждом возрасте влияние «плохих друзей» отражается на ребенке по-разному.

Важно понимать, что в каждом возрасте влияние «плохих друзей» отражается на ребенке по-разному.

Почему подростки начинают общаться с плохой компанией?

Причин, по которым дети попадают в плохую компанию – несколько. Прежде всего, подростки хотят научиться существовать в обществе обособленно. Отдельно от взрослых.

При этом, они также хотят и начать принадлежать к определенному коллективу. Найти свое место в нем. И существовать в определенной группе людей.

Большинству подростков везет, и они находят себя в хорошем коллективе. Например, в спортивной секции, среди студентов или на каких-либо курсах (например, иностранных языков). Но некоторые подростки сталкиваются с плохим кругом общения. Находят себя в компании людей, которые живут бесцельно. Скитаются по улице. Употребляют алкоголь, наркотики, курят сигареты. И делают другие ужасные вещи. К сожалению, подросток, в силу своей неопытности, думает, что иметь вредные привычки – “крутой” образ жизни. И перенимает его.

Давайте рассмотрим основные причины, по которым подростки начинают примыкать к плохим компаниям.

Большинство подростков начинают связываться с плохой компанией потому, что им не хватает внимания со стороны взрослых. Они считают, что сверстники могут заменить им близких. И начинают доверять им больше, чем родителям.

Что делать, если ребенок связался с плохой компанией: советы психолога

Спокойный и послушный ребенок стал огрызаться, задерживается после школы, у него появились от вас секреты? А может, он захотел сделать татуировку и бросить учебу? Скорее всего, у него появились новые друзья, влияние которых на него может быть не слишком позитивным.

Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся, что делать, если ребенок попал в плохую компанию.

Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»

— Какие перемены в поведении ребенка могут подсказать родителям, что что-то идет не так и ребенок находится под влиянием сомнительной компании?

— Любые контрастные изменения — это повод если не насторожиться, то как минимум быть более внимательным к своему ребенку, продемонстрировать открытость и готовность к обсуждениям. Ребенок не в состоянии скрыть о себе все. Он так или иначе дает понять, что есть проблемы, перемены в жизни. И когда родители настроены на ребенка, внимательны к нему — они улавливают, когда что-то идет не так. Особенно важно быть чуткими к подросткам.

Явные подсказки для родителей

  • Внезапные изменения в поведении.
    Общительный ребенок вдруг становится замкнутым, тихий и спокойный — агрессивным и несдержанным.
  • Резкие перемены в окружении ребенка, его привязанностях, интересах, стиле одежды.
    Если ребенок стал проводить больше времени вне дома, это может говорить о том, что у него появились новые знакомые. Конечно, необязательно, что эта компания «плохая», но родителям важно быть внимательными, проявить интерес.
  • Серьезным сигналом тревоги является пропажа денег или вещей из дома.
    Совсем необязательно, что деньги или вещи взял сам подросток. Может быть, он приглашал домой кого-то и скрыл от вас то, что у него были гости. В любом случае на это необходимо обратить внимание.
  • Явное изменение успеваемости, прогулы в школе, резкий отказ от посещения любимых кружков, секций.
  • У ребенка преобладают апатия, подавленность, он часто встревожен, скрытен и нервничает при разговоре с вами, все время проводит в уединении.

— По каким причинам примерный ребенок может заинтересоваться общением с «плохой компанией»?

— Чаще связи с сомнительными компаниями происходят в переходном возрасте, так как в этот период становится значимым мнение сверстников и принадлежность к какой-нибудь группе.

Группа — это полезное пространство для подростка, потому что можно перенять способы поведения у сверстника, который тебе нравится, повысить самооценку.

Здесь дети проходят все этапы: от вступления в группу до лидерства, учатся отстаивать свое мнение, защищать слабого. Все это важно пройти, чтобы научиться гармонично чувствовать себя в обществе, налаживать контакты. К сожалению, группы не всегда бывают социально приемлемыми.

Я подвожу к тому, что примерный подросток, который имеет родительскую поддержку и эмоциональный контакт, чувствует заботу и любовь родителей, интересуется общением с компанией, в которой близкие ему по духу ребята. Хорошо, если дети занимаются в кружках, находят свое хобби.

Если наряду с отсутствием качественного общения в семье нет и увлечения, дети заполняют пустоту извне.

Решение ребенка о том, что ему подходит именно эта выбранная компания, где пьют пиво, курят, ругаются матом, — сигнал о том, что есть трещина в семейных отношениях, ценности разрушены, а новые не найдены. Что-то пошло не так, и нужно искать проблему, налаживая доверительные отношения в семье, качественное общение, совместный поиск увлечений, объяснения, как устроен мир, что такое добро и зло.

— Правда ли, что тяга к общению с плохой компанией чаще возникает у детей, у которых властные, авторитарные родители? Дети из каких семей чаще попадают в плохую компанию?

— Отношения с родителями влияют на то, как подростки выстраивают отношения со сверстниками. Ребята, которые имеют доверительные отношения с родителями, уверены в себе и испытывают меньшую потребность подстраиваться под требования сверстников. Поэтому, когда им приходится принимать какие-то решения, они ориентируются в первую очередь на мнение своих родителей.

В «плохую компанию» могут попасть дети из семей как с авторитарным стилем воспитания, так и с попустительским (отсутствие какого-либо контроля, безразличие, вседозволенность). Нередко в таких компаниях оказываются ребята с низкой самооценкой либо патологическим нарциссизмом, родители которых не очень в них заинтересованы.

— Насколько подростки подвержены чужому влиянию?

— Чем ниже самооценка ребенка, тем более он подвержен чужому влиянию.

Так, у строгих, но последовательных родителей, которые заботятся о своих детях и проявляют интерес к ним, ребенок чаще имеет высокую самооценку. Подростки с низкой самооценкой уязвимы, тревожны и, как следствие, более подвержены чужому влиянию. Им трудно постоять за себя, отстоять свои убеждения или точку зрения. Таким детям очень легко внушить любые идеи, ими просто управлять и манипулировать .

— Что должны делать в этой ситуации родители? Нужно ли объяснять детям, что такая «дружба» добром не кончится? Нужно ли менять школу, район?

— Однозначно необходимо разговаривать с ребенком, налаживать контакт и переформировывать его ценности. Но разговор должен строиться на доверии и не носить авторитарный характер (вроде «чтобы я больше не видел тебя в этой компании!»).

Важно быть тактичным, понимающим собеседником, чтобы понять, что движет ребенком, какая у него мотивация. Он хочет быть, как все, или им движет чувство страха? А может, это поиск ярких эмоций, адреналина или просто интерес, например, попробовать алкоголь? Спросите, чего хочет он сам, комфортно ли ему в этой группе, что ему там нравится, хотелось бы ему иметь других друзей.

Помогите ребенку найти здоровую альтернативу посиделкам в «плохой компании»: тренажерный зал, курсы, подростковые тренинги, кружки по интересам. Все это позволит ему попасть в другой круг общения, где ребенок сможет увидеть разницу в ценностях новых и старых приятелей.

Если ребенок попал в плохую компанию, то зачастую это значит, что он не смог найти себе хорошую. Помогите ему в этом.

Когда вам будут понятны причины, по которым ребенок связался с «плохой компанией», тогда вам удастся найти и совместное решение этой проблемы. Если вы не выясните мотивы ребенка, не наладите с ним контакт, а просто переедете в другую школу, другой район — перемены вряд ли произойдут.

— Как научить детей говорить сверстникам «нет»?

— Подростки зависимы от мнения сверстников, они боятся стать предметом насмешек и издевок, если перестанут, например, общаться с детьми из плохой компании. И чтобы сказать «нет» или «мне это неинтересно», нужна смелость и уверенность, поддержка и опора.

В этой истории подросток нашел безопасное пространство (родители), чтобы получить опыт сопротивления, отказа, потренировать умение говорить «нет». Чуть позже он перенесет полученный им опыт в окружающую среду, в отношения с людьми.

Для того чтобы научить ребенка отвечать «нет», необходимо дать ему возможность говорить о том, что ему не нравится, с чем он не согласен, высказываться от первого лица и, что немаловажно, аргументировать свой отказ.

Это поможет ему понимать себя, сделает его более сильным и зрелым, психологически устойчивым к влиянию окружения. Понятно, что не все «не буду» подростка родители должны принимать. Важно сказать, что он услышан и понят, но в семье есть, например, правила, которые необходимо соблюдать.

— Есть ли работающие способы, как оградить ребенка от плохой компании?

— Самый верный и действенный способ оградить ребенка от плохой компании — это близкие доверительные семейные отношения. Также это:

  • поддержка, которая так нужна подростку с его неустойчивой самооценкой;
  • правила и ограничения, которые дают ребенку ощущение безопасности и чувство любви;
  • организация свободного времени подростка согласно его возрасту, увлечениям и интересам.

Серьезная ошибка родителей — слишком раннее снятие всех ограничений, попустительское отношение к ребенку или в противовес этому слишком авторитарный стиль воспитания, когда желания и планы ребенка не имеют никакого значения. Важно найти золотую середину!

— По каким причинам примерный ребенок может заинтересоваться общением с «плохой компанией»?

Психолог: Попадают в плохие компании дети из семей с явными проблемами

Подросток так устроен, что ему нужно принадлежать к какой-то общности, чтобы не быть изолированным от общества и не чувствовать себя изгоем, но есть и исключение – это те, у которых иная типология личности, то есть они сами по себе, им не нужно общение. Они, как правило, увлечены какой-то интеллектуальной деятельностью, им нравится чтение, и зачастую их мировоззрение не совпадает с мировоззрением сверстников. Такие ребята чувствуют себя вполне комфортно наедине с собой, но их единицы. А в целом ребёнок счастлив и находится в зоне комфорта, если активно общается со сверстниками и состоит в какой-либо социальной группе. И чтобы избежать сомнительного влияния со стороны, важно позаботиться о том, чтобы подросток контактировал со сверстниками, реализовывал свои социальные потребности, так как одна из важных целей в этом возрасте — межличностная коммуникация.

Причины, по которым подростки попадают в «плохую компанию»

Для подросткового периода очень важно решить две задачи: научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе , сообществе своих сверстников. Каким способом и в каком окружении ребенок приступит к решению поставленных задач, зависит от исходных данных.

Исходными данными в условиях жизни принято считать родительский дом или семью. Это фундамент, на основе которого совершаются те или иные действия или принимается решение.

Решение о том, что «мне подходит эта компания и парни, которые пьют пиво на лавочке и ругаются матом» является следствием трещины в фундаменте собственной семьи. Значит, что-то пошло не так и копать нужно именно здесь.

Обида на родителя и желание отомстить. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы мне сделали плохо – пусть и вам тоже будет плохо!». Это может произойти при разводе родителей, когда один из родителей ругает другого при ребенке, настраивая его против. Или тогда, когда родители больше любят младшего ребенка. Уход в плохую компанию может быть ответом на частые замечания или несправедливое наказание, которое осуществил родитель, не разобравшись в ситуации. Подросток при этом осознает, что поступает плохо, но делает это назло, не осознавая до конца, что вредит не родителям, а в первую очередь себе.

Плохая компания: как уберечь ребенка?

Что делать, если ребенок попал в плохую компанию? Ответ на этот вопрос incamp.ru помог найти Даниил Равнушкин, исполнительный директор центра « 12 коллегий », психолог, ведущий групп и руководитель смен в одноименном лагере.

̶ Существует ли понятие «плохая компания»? Может ли ребенка, подростка испортить та или иная компания, либо она просто раскрывает его негативный потенциал?

̶ Возможны оба варианта. Под плохой компанией чаще всего подразумевается некоторая группа детей или подростков, которая мотивирует других детей пробовать или постоянно употреблять сигареты, алкоголь, наркотики, нарушать закон: воровать, заниматься вандализмом. Иногда родители также называют «плохой» компанию ту, в которой «модно» нарушать запреты, считается классным плохо учиться, материться, но противоправных действий она при этом не совершает.

Ребенок может прийти в сообщество, сложившуюся компанию, в которой присутствуют перечисленные признаки. Но вряд ли можно говорить о раскрытии негативного потенциала ребенка — скорее он просто попадает под чужое влияние. Если понятие «негативный потенциал» и существует, то он будет раскрываться у ребенка и без компании, в каких-то других ситуациях.

̶ Что приводит детей в плохие компании и что они в них находят?

̶ К сожалению, сейчас модно быть «плохишом», «плохим парнем». Если раньше, в СССР, молодежь призывали быть доброй, отзывчивой, высокоморальной, то сейчас чаще встречается обратная ситуация. Быть «плохишом» — значит: заявить о себе, привлечь внимание, выделиться. Столь неконструктивный способ самопрезентации кажется более простым и эффективным, чем остальные.

Также часто хулиганство — способ выразить негативные эмоции, которые накопились в школе, семье. «Плохая» компания дает возможность, объединившись, всем вместе выразить то, о чем поодиночке каждый молчит. Еще одна причина – дружба, которую ребенок нашел и не хочет терять.

Но родителям стоит понимать, что хулиганство до разумных пределов – это нормальная характеристика возраста, которая помогает психике развиваться. Иначе у ребенка складывается ригидное мышление, то есть он способен жить только по правилам, не готов выходить за рамки. Есть разница между шалостью – поступком, который можно простить, и хулиганством или вандализмом. Все дети шалят, но далеко не все занимаются хулиганством.

̶ Существуют ли типы личности или черты характера, которые увеличивают вероятность попадания в плохую компанию?

̶ Конечно, есть. Самая важная характеристика – так называемый конформизм, то есть ведомость. Человек с высоким уровнем конформизма подстраивается в поведении под мнение других. Существует множество причин формирования конформизма. Например, если родители регулярно объясняли ребенку, что хорошо, что правильно, не предоставляя возможность подумать самому. В результате такой ребенок не умеет формировать и формулировать собственное мнение, позицию и поэтому принимает чужие. Также возможно, что свое мнение у него есть, но он не умеет его отстаивать. Такие дети боятся вступать в конфронтацию с «плохими» компаниями. Когда есть уже сложившаяся группа, часто кажется, что более безопасно быть частью этой силы, чем противостоять ей в одиночку.

Еще одна частая причина – страх потерять дружбу. Если есть симпатичный ребенку человек, интересный, друг, подруга, то за ним хочется идти. Друг может делать то, что ребенок не одобряет, но, чтобы не разрушить отношения, ребенок не решится об этом сказать.

Кроме того, я уже говорил про агрессию, которую надо выплескивать. Когда у ребенка высокая агрессивность от природы, или он живет в среде с повышенным уровнем агрессии (жестокость в семье, школе), то высока вероятность, что он найдет компанию, с которой вместе сможет от нее избавиться.

̶ Плохие компании часто ассоциируются только с неблагополучными районами, школами, семьями. Можно ли попасть в плохую компанию, учась в элитной школе?

̶ Можно. Вероятно, что в элитных школах или районах, эти компании будут проявлять себя по-другому. В неблагополучных районах и школах чаще встречаются воровство или драки, а в более обеспеченных — непринятие одной группой других детей, травля, игнорирование. Способы могут сильно отличаться, при этом все тенденции сохраняются и встречаются в совершенно разных школах и слоях общества.

Если мы говорим про травлю, то она в большей степени связана с поведением учителя, а не характеристиками школы. Если учитель обращает внимание на отношения между учениками, то, как правило, травля, или, как её ещё называют, буллинг, невозможна. Это правило также работает и с остальными взрослыми, которые руководят группами детей: воспитатели, вожатые. Если у руководителя группы есть тесный контакт с детьми, то это снижает большинство негативных тенденций в коллективе, в том числе формирование «плохих» компаний.

̶ Как не допустить попадание ребенка в плохую компанию?

̶ Следует работать с озвученными ранее причинами: конформизм, невыраженная агрессия, демонстративность, неуверенность в себе.

Существует много способов решения этих проблем. Во-первых, учите ребенка формировать свою точку зрения, спрашивайте, как он к чему-то относится, что бы он в этой ситуации делал.

Во-вторых, учите дружить и заводить друзей. Если один его друг – член «плохой» компании, то всегда можно будет найти другого.

Найдите способы выражения агрессии, например, спорт – если вы чувствуете, что у ребенка есть какие-то сложности с ее выражением.

Если есть возможность – учите его ассертивности, то есть умению противостоять влиянию. Чаще всего это делается с психологом, потому что тема достаточно непростая. На весенних каникулах у нашего центра как раз будет тренинговый лагерь , посвященный теме противостояния влиянию.

̶ Эту работу желательно проводить заранее, до попадания в плохую компанию?

̶ Желательно, конечно, заранее. Но даже если ребенок уже оказался в ней — не поздно развить эти навыки, потому что дети учатся достаточно быстро. Часто детям самим не очень нравится то, что происходит в компании. И если они научатся приспосабливать окружение под себя, а не наоборот, они могут что-то поменять.

̶ Если родителю, кажется, что компания плохо влияет на ребенка, как понять, действительно ли это влияние плохое или это результат возрастных особенностей?

̶ Нередко возрастные особенности, в частности подростковые, проявляются в некотором негативизме, хулиганстве. Существует одна опасность: если все проделки будут проходить успешно, что они закрепятся как успешная форма поведения.

Чтобы отличить плохое влияние от особенностей возраста желательно посмотреть, как ребенок проявляет себя в других компаниях, сообществах, общении со взрослыми. Если то, что вы считаете плохим влиянием компании, у него не проявляется или мало проявляется в других ситуациях, скорее всего, это просто стиль поведения данной компании.

̶ Если взять классическую ситуацию из анекдотов: мама подростка 14-17 лет считает, что у нее золотой послушный ребенок, но однажды, вернувшись с дачи домой, застает дома вечеринку со всеми радостями жизни. Что ей делать в такой ситуации – запретить общаться?

̶ Давайте по порядку попробуем разобраться. Прежде всего, запретить общаться, скорее всего, не получится, особенно если речь идет о компании из школы или двора. Как правило, группы настроены на удержание участников. Простого запрета не хватит.

Если с подобной ситуацией вы сталкиваетесь впервые и, действительно, в остальном ребенок прекрасно справляется с учебой, посещает разные дополнительные занятия, стремится к знаниям, более или менее понимает, чего он хочет, – скорее всего, это некоторое опробование на себе признаков взрослого поведения. Высока вероятность, что ничего особенно страшного в этом нет. По статистике, подавляющее число подростков пробует алкоголь; чуть меньше, но тоже многие – курить. Первый сексуальный опыт также у большинства проходит в этот период. Поэтому бить тревогу, особенно если это разовая ситуация, смысла не имеет.

Если ситуация повторяется, то пропускать ее уже нельзя. Даже если вы, как родитель, не знаете, что с этим делать, что сказать подростку, то все равно стоит пробовать говорить, потому что подросток должен почувствовать хотя бы какие-то неприятные последствия такого поведения, хотя бы неприятный разговор с вами.

Кроме того, постарайтесь занять ребенка: кружками, секциями, хобби – тем, что ему интересно. Можно отвести к психологу на занятия или тренинги. Надо пробовать вытянуть ребенка, а для этого показать другие способы проводить время.

Переводить в другую школу не вижу смысла: если он попал в такую компанию, значит: особенности характера, про которые мы говорили раньше, у него есть. В следующей школе может произойти то же самое. Лучше работать с причиной, а не следствием. Если ситуация выглядит совсем плачевно: угрожает здоровью, проблемами с законом, ничего не помогает, тогда, конечно, возможен вариант перевода в другую школу.

В таких ситуациях всегда помогает тесный контакт с ребенком. Если ребенок чувствует себя частью семьи, у него есть связь с родителями, то ему сложно переступать через ценности, которые есть в семье, нормы поведения. Если семья-опора, то нет смысла пытаться найти себя в хулиганстве.

̶ Несколько слов на прощание.

̶ Желаю родителям, детям, каждому искать себя, думать самостоятельно, а не стремиться приспособиться.

Даниил Равнушкин – психолог, ведущий групп, исполнительный директор центра «12 коллегий», закончил факультет психологии СПбГУ, получил дополнительные образование в институтах «Иматон» и «Гармония», постоянно посещает супервизорские программы.

С 2009 года Даниил консультирует и ведет группы для подростков, проводит диагностику детей от 6 лет, консультирует родителей по вопросам детско-родительских взаимоотношений.

Вы можете забронировать путевку в лагеря « 12 коллегий» , которыми руководит Даниил, прямо сейчас:

Тематический лагерь:

Психологический лагерь:

̶ Желательно, конечно, заранее. Но даже если ребенок уже оказался в ней — не поздно развить эти навыки, потому что дети учатся достаточно быстро. Часто детям самим не очень нравится то, что происходит в компании. И если они научатся приспосабливать окружение под себя, а не наоборот, они могут что-то поменять.

Разговор о происходящем: пять правил для взрослого

Надо помочь подростку ясно увидеть, что его привлекает в группе, почему он ей так дорожит и продемонстрировать ему ситуацию с обратно стороны.

1. Н ельзя говорить с подростком из позиции обвинителя — скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты. Вы лишь убедите подростка в уже известной ему печальной истине — кроме как в той самой компании, его нигде не принимают таким, какой он есть.

2. Н ужно провести разговор с ребёнком так, чтобы он сумел посмотреть на себя, на события и на свои поступки со стороны. Тогда он увидит какие-то вещи, которые на самом деле осуждает. При этом важно, чтобы к этим вывода подросток пришёл самостоятельно, только так он сможет считать их своими.

3. Н ужно предоставить ребёнку альтернативу. Покажите группы, которые дают то же, что ценит ребёнок в своей нынешней компании, но в которых при этом не будет дурного влияния. К примеру, почувствовать себя защищённым он может в клубе фехтования, а обрести популярность — в школьной музыкальной группе. Чтобы понять, что именно стоит предложить, нужно правильно поговорить.

4. В ходе беседы надо задавать наводящие вопросы, но не предлагать ребёнку готовых ответов. Чтобы откровенно поговорить, нужно максимально отойти от оценочных суждений и дать ему возможность самому делать выводы. Вам нужно помочь ребёнку в безопасном пространстве разобрать ситуацию, а не убедить его, что он плохой и не умеет самостоятельно думать.

5.В оспользуйтесь языком метафор. Он поможет вести разговор о проблеме. Сюжетно-ролевая игра — один из вариантов его использования.

В ходе игры становится понятно, как мнение большинства и система поощрений внутри компании могут поменять нормы морали у тех, кто изначально и не был настроен деструктивно. Например, пираты боятся того, кто вызывает на бой своих и побеждает. Это проще и приносит больше уважения, чем, например, честная работа на команду.

Что дальше?

На основе собранных разведданных вырабатывается план действий. При этом нужно трезво оценивать собственные возможности и ресурсы. Никогда нельзя идти в бой, владея только оборонительным арсеналом. Еще одна распространенная ошибка: пытаться решить проблему через ребенка. Запреты, домашние аресты, угрозы, скандалы окончательно разорвут ваш контакт с ребенком.
Помните, что ваше вмешательство может ставиться ребенку в вину: так называемые друзья объявят его предателем, могут угрожать, опасаясь новых встреч с вами или полицией. Если речь идет о его же сверстниках, посмотрите на их родителей — кто они: маргиналы или адекватные люди, поддержкой которых можно заручиться. Привлекайте инспекцию по делам несовершеннолетних, хотя бы сходите на прием. Наверняка те самые дети уже давно на карандаше.
При подозрении на педофилию важно располагать доказательствами: переписка, фото, видео, результаты медицинского обследования могут стать поводом для возбуждения уголовного дела. Собранные материалы и заявление у вас могут принять в полиции или Следственном комитете. Заявителем также может выступить педагог или медик, если по каким-то причинам вы не хотите быть инициатором расследования.

Любой уголовник, который опутал вашего ребенка своей паутиной, понимает лишь язык силы — чаще всего его в силах напугать лишь полиция или его же собственное окружение. Подумайте, какой путь вам ближе. Важно, чтобы с этим человеком поговорили именно те, кого он боится. Возвращаться в колонию или прослыть в криминальных кругах конченным человеком ему не захочется. Разговор должен строиться на понятном ему языке с четко обозначенной позицией: «к этому ребенку подходить больше нельзя».

В любой плохой компании, куда попал ваш ребенок, есть свое слабое место. Нужно только найти рычаги воздействия. Это требует времени, подробной информации, тщательного анализа.
Помните, ваш ребенок — это живой человек со своими эмоциями и чувствами. Печально признавать, но те самые отбросы общества в какой-то момент вдруг стали ему милее собственных родителей. Это огромное упущение. Не корите себя сейчас. Потратьте энергию на решение проблемы.

Признаки плохой компании

  1. Жесткие правила
  2. Наличие вожака, которому все подчиняются, (часто он более старший)ь
  3. Новеньких принимают неохотно и с испытаниями
  4. Компания выбирает себе врага. Это может быть другая компания, или просто группа людей, или один человек. Во всяком случае, есть тенденция «дружить против кого-то».
  5. В такую компанию не так легко попасть, а выйти еще сложнее. Желание покинуть компанию воспринимается как предательство, за это могут мстить.

Если там курят, (и не только табак), попивают и матерятся, это само по себе не является признаком плохой компании. Но в ней обычно без этого не обходится.

Если не удается, (не запрёте же вы его!), давайте понять, что вы готовы помочь в любом случае. Что бы ни случилось, ваш ребенок может прийти к вам за советом и помощью.

Читайте также:  Детские раскраски на 9 мая День Победы: шаблоны
Ссылка на основную публикацию