Развитие ребенка в 1 месяц: что должен уметь малыш в этом возрасте. Основные рефлексы и навыки месячного ребенка, которые помогут определить правильное развитие малыша: описание

Физические

  • В этом возрасте человек уже может хорошо держать голову лежа на животе, держится более уверенно в позе столбиком, но еще с поддержкой грудного пояса.
  • Малыш учится справляться со своим телом и меньше вскидывает ручки.

В этом возрасте ребенок уже умеет показывать свое настроение мимикой и звуками.

Месячный ребенок внимательно следит за мимикой взрослого, который с ним общается, учится ее повторять.

Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

В том, что развитие ребенка в первый месяц жизни происходит в соответствии с установленными нормами, родители могут проверить дома сами. Ниже приведены основные рефлексы, присущие здоровым новорожденным деткам.

  1. Хватательный – ребенок рефлекторно схватывает и удерживает то, что касается его ладони.
  2. Поисковый и сосательный – если дотронутся до щечки малыша или провести вокруг области губ соской, ребенок поворачивает головку и делает сосущее движение губами, ища грудь.
  3. Если слегка надавить в области пальчиков стопы – пальчики согнутся, а если слегка надавить на пяточку – пальчики разойдутся «веером» и малыш пошевелит стопой.
  4. Проявляется реакция на громкий звук – малыш сводит и разводит ручки и ножки.
  5. Плавательный рефлекс – если малыша положить на животик, он совершает движения, похожие на плавательные.
  6. Имитация ходьбы – если ребенка поставить вертикально и дать опору ножкам, он будет совершать движения схожие с ходьбой.

Читаем подробно о рефлексах новорожденных – Рефлексы врожденные


1) 0.10- основные безусловные рефлексы новорожденных,
2) 0.15- новорожденный тонус,
3) 0.40- реакция на взрослого, который находится рядом,
4) 0.48- внешний осмотр головы малыша,
5) 1.07- тремор у младенцев,
6) 1.24- родничок у новорожденных,
7) 1.49- симметричность складок у младенцев,
8) 1.57- сосательный рефлекс,
9) 2.40- хватательный рефлекс,
10) 2.49- рефлекс Бабкина,
11) 3.07- подошвенный рефлекс,
12 3.47- рефлекс опоры,
13) 3.55- рефлекс ходьбы,
14) 4.30- рефлекс ползания,
15) 4.44- защитный рефлекс поворота головы в сторону,
16) 5.15- рефлекс Моро,
17 5.35- рефлекс чихания,

Уход за ребенком в 1 месяц

Ухаживать за ребенком в первый месяц не так страшно как кажется маме на первый взгляд. Кроме того, эти первые 4 недели позволят маме и ребенку привыкнуть к друг другу и понять, что и как правильно делать.

Итак, уход за ребенком 1-го месяца жизни включает:

  • Купание и другие гигиенические процедуры: подмывание, очищение ушек и носика, умывание глаз, расчесывание при необходимости, удаление корочек с головы. Особое внимание при купании следует уделять пупочной ранке. Она требует тщательного и правильного ухода. Обычно ранка промывается обычной теплой кипяченой водой, а в воду для купания добавляются специальные аптечные травы. Обо всех этих тонкостях спросите у вашего педиатра.
  • Прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Если ребенок отлично спит в коляске, не плачет, гуляйте пока позволяет время. Конечно, в зимний период следует сократить время проведения на улице. Первые прогулки в теплое время составляют примерно 30 минут.
  • Массаж и гимнастика для грудничка. Как грамотно провести массаж грудничку смотрите ниже в видео.
  • Кормление. Мама должна научиться правильно прикладывать малыша к груди. В противном случае, малыш останется голодным, а у мамы образуются трещины на сосках. Если это искусственное вскармливание, то нужно терпеливо учить ребенка брать соску. Обычно на такой навык у грудничков много времени не уходит. Бывают случаи, когда после рождения малыш может совсем не кушать в первые 2-е суток, но пытаться взять грудь или потянуть соску бутылочки. Не следует переживать, он обязательно все верно сделает и не оставит себя голодным.

Желательно, чтобы во время уходовых процедур руки мамы были теплыми, так как противоположное может испортить приятные ощущения у грудничка.

Что касается разных вопросов, которые наводят страх на новоиспеченную мамочку, то не стоит волноваться. В первые 4 недели в обязательном порядке врач педиатр и медсестра навещают малыша, проводят необходимые обследования, консультируют родителей.


Итак, уход за ребенком 1-го месяца жизни включает:

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц

От комфортного эмоционального состояния ребенка зависит его психическое развитие. Месячный малыш полностью зависит от мамы, их ни в коем случае нельзя разлучать. Крохе важен постоянный телесный и зрительный контакт. Мама должна реагировать на все нужды младенца, поскольку в первый месяц налаживается коммуникация.

Психическое развитие новорожденного оценивается по наличию или отсутствию основных рефлексов. В первый месяц жизни двигательные навыки слабо развиты, малыш только познает себя, осваивает свое тело, поэтому он все делает рефлекторно.

Что еще должен уметь ребенок к 1 месяцу? Если психологическое развитие малыша нормальное, то умения следующие:

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

Развитие социально-коммуникативных навыков детей

Главной целью в социально-коммуникативном развитии является воспитание речевой культуры, доброжелательного отношения к людям, воспитанности.

Современное общество требует уверенных в себе личностей, способных совершенствоваться и развиваться. Если посмотреть на проблему глобально, то наши дети должны быть воспитаны так, чтобы страна нравственно и духовно развивалась.

Ответственность за воспитание в ребенке вышеуказанных качеств возлагается на семью и образовательные учреждения. Личностные качества человека закладываются в первые годы жизни. И насколько позитивными будут результаты, зависит от родителей, воспитателей и учителей.

Знание правил и норм при общении

Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.

Желательно, чтобы до момента посещения детского сада родители привили ребенку знание правил общения и поведения. Воспитатели в саду также ведут активную работу с детьми.

С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения:

Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками

Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам

1. Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ

2. Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе

3. Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников

Застенчивый ребенок

  • Расширяйте круг его знакомств
  • Приглашайте знакомых детей в гости
  • Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
  • Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
  • Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах

Конфликтный ребенок

  • Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
  • Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
  • После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
  • Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу

Беспокойный ребенок

  • Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
  • Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
  • Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания

Замкнутый ребенок

  • Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
  • Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
  • Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного

Игра «Подари улыбку»

Для данной игры необходимо минимум два участника. Попросите ребенка подарить своему союзнику самую дорогую и добрую улыбку. Таким образом дети делятся улыбками и положительно относятся друг к другу.

Игра «Вежливые слова»

Дети становятся в круг. Каждый бросает другому мяч. Перед броском ребенок должен сказать любое вежливое слово (спасибо, добрый день, извини, пожалуйста, до свиданья).

Игры-ситуации

Предложите ребенку разрешить самостоятельно выдуманную ситуацию:

  • Две девочки поссорились — попробуй помирить их
  • Ты пришел в новый детский сад — познакомься со всеми
  • Ты нашел котенка — пожалей его
  • У тебя дома друзья — познакомь их со своими родителями, покажи свой дом

Освоение коммуникативных навыков — путь к полноценной жизни, полной ярких впечатлений и событий. Любящие родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным. Помогите ему адаптироваться в обществе. Чем раньше вы начнете прививать ребенку социально-коммуникативные навыки, тем легче ему будет находить общий язык с окружающими.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Юлия Лунева
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различны-ми его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для форми-рования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через сло-весные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психи-ческое состояние ребенка, его здоровье. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его даль-нейшая жизнь.

Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Успешное усвоение детьми коммуникативных умений и навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель хочет сформировать у ребенка и тем, что субъективно значимо для него. Таким образом, само содержание учебного материала и методики его преподавания детям дошкольникамдолжны опираться на имеющиеся у них потребности: потребность в игре, в общении, в движении, в продуктивных видах деятельности.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

– В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

– В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Читайте также:  Как одевать новорожденного ребенка зимой на улицу: правила одевания ребенка зимой. Как одевать грудного ребенка, до 1 года, 2, 3 лет и старше зимой на прогулку?

– Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

– Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

– Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

– Игра способствует формированию творческое воображения.

– Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

– Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

– Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

– Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Консультация для родителей. «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Беседа «Как можно общаться без слов»

Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.

Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок,дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая – грустная, довольная – сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчужденная, бодрая – усталая, спокойная – взволнованная, медленная – быстрая, теплая – холодная, ясная – мрачная.

Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

«Страна Х» (коллективный рисунок)

Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании. Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе. Оно также поможет закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях в детском саду.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствиями могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут. Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т. п.

Упражнение «Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки.Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами.Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

Игра «Скажи вежливое слово»

Цель: обучение положительному вербальному общению.

Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч.

Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова.

Вариант 3: по кругу дети называют ласковыми именами друг друга.

Вариант 4: Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Уступи место» (для детей с 5 лет, «Уступи игрушку» (для детей с 3 до 5 лет).

Цель: расширение набора тактик взаимодействия.

Процедура игры.Вариант 1: водящий подходит к кому-либо из детей, сидящих в кругу, и хлопает в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место (игрушку).Вариант 2: водящий подходит к кому-либо из детей и без слов делает так (использует различные тактики, чтобы ему уступили место (игрушку).Вариант 3: водящий подходит к кому-либо из детей и при помощи слов пытается добиться того (использует различные слова и выражения, чтобы ему уступили место.

Игра «Кто позвал?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего.Ведущий: «Кто позвал тебя?»

Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.

Игра «Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить,например: “Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно”, или “Принеси мне стакан воды, я хочу пить” и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения, передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.

Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В результате целенаправленных усилий воспитателей и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.

Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста». Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Малыш.

Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста Клубочек (для детей с 4х лет) Игра полезна в компании мало знакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек,.

Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.

Консультация для родителей «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Консультация для воспитателей ТЕМА: «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности» Подготовила:.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для закрепления речевых навыков» Консультация для родителей «Игры и упражнения для закрепления речевых навыков» Учитель – логопед О. А. Савченко МБДОУ ДС № «Красная Шапочка».

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового общения В дошкольном возрасте дети активно вступают в различные взаимоотношения с окружающими людьми. В то же время ребенок еще не владеет достаточными.

Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Развитие коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Дошкольный возраст – уникальный период.

Развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр Общение очень важно для ребенка, посредством общения дети легче находят подход друг к другу, а игра раскрепощает ребенка, раскрывает его.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Игры и игровые упражнения ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП «Учите, играя» В помощь педагогам Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит.

Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры.
консультация на тему

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

Знание правил и норм при общении

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений

ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры

Автор: Лукьянова Валентина Ивановна

Организация: СП «Детский сад № 57» ГБОУ СОШ № 21

Населенный пункт: Самарская область, г. Сызрань

Согласно Стандарту дошкольного образования особое значение придается формированию коммуникативных способностей и действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими и сверстниками, так как формирование коммуникации обусловливает всестороннее развитие дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры и оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.

Для детей дошкольного возраста характерны склонность к резким колебаниям настроения, они часто ссорятся, обижаются, не всегда складываются отношения со сверстниками и взрослыми.

Актуальность формирования коммуникативных способностей возрастает в связи с особенностями социального окружения ребёнка. Важным фактором формирования коммуникативных способностей детей является совместная деятельность. Дети сталкиваются с проблемой неумения договариваться друг с другом, неумение уступать, не стремятся помогать и сопереживать своим сверстникам. Отсюда возникают конфликтные ситуации, которые препятствуют общению детей друг с другом. Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Функции коммуникативных способностей: познавательная, воспитательная, развивающая

В современном коллективе детям не хватает эмоционального контакта, общения, так как общение заменяется просмотром мультфильмов по телевизору и компьютерными играми. Всё чаще сталкиваемся с тем, что у дошкольников наблюдаются и речевые нарушения в сфере общения.

Для разрешения всех этих проблем мною была составлена копилка игр и упражнений для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Организация данных игр и упражнений способствуют снятию эмоционального напряжения, воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми, развивают коммуникативные способности, формируют умения осознавать и адекватно выражать свои переживания, способность сопереживать и замечать положительные качества других детей, умение считаться с интересами и мнениями своих сверстников, справедливо разрешать различные конфликтные, спорные ситуации.

Читайте также:  Что должен ребенок уметь и знать в 1 год: навыки и умения. Сколько должен весить, спать, съедать, пить, говорить и знать слов ребенок в 1 год? Психология, зубы, развитие моторики у детей 1 года: норма, особенности поведения

При организации игры и упражнения сплачивают детский коллектив, дети лучше понимают друг друга, формируется чувство симпатии, уважение друг к другу, способствуют снятию психоэмоционального напряжения и тревоги. В игровой деятельности совершенствуются коммуникативные способности детей. При организации игровой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

Предполагать возможные реакции дошкольников на игру.

Правильно подбирать игру, продумывать её содержание, цель, материалы.

индивидуальные возможности и индивидуальный подход. 4. Привлекать детей к игровой деятельности, побуждать к ней интерес. Направления коммуникативных игр и упражнений:

– вовлечение в игровое действие,

– развитие психических процессов,

– коррекцию коммуникативных отклонений,

– выявление скрытых талантов

Дети имеют возможность получать определённую информацию, развивается внимание, воображение. Игры помогают настраивать детей на положительные эмоции в течение всего дня. Данные игры и упражнения можно проводить в течение дня, а также во время созревания конфликтной ситуации.

Прежде всего, это игры направленные на создание доброжелательного отношения друг к другу, проявление внимания и создания хорошего настроения:

Звучит красивая, спокойная музыка. Дети сидят на ковре в кругу, берутся за руки. Воспитатель тихим голосом предлагает детям, глядя в глаза своему соседу сказать несколько добрых слов, похвалить его, сказать что-нибудь приятное. Принимающий комплимент отвечает, может сказать спасибо, мне приятно, погладить по руке или голове.

Взрослый предлагает передать через рукопожатие, как эстафету своё настроение, дружбу, внимание друг другу со словами: «Я передаю свою дружбу, улыбку вам, она пойдёт к каждому из вас, а вы передадите мою дружбу и свою друг другу. Нашей дружбы стало много, её хватит на весь день. От наших улыбок стало ещё светлей в группе, дарите их весь день друг другу.

«Приветствие» (1 вариант)

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом необычным способом. Дети двигаются по группе под музыку и выполняют задания по словесному указанию ведущего: 1хлопок в ладоши – поздороваться руками, 2 хлопка – поздороваться плечиками, 3 хлопка- поздороваться спинками, 4 хлопка – поздороваться глазками и так далее.

2 вариант (старший возраст)

Воспитатель предлагает разные варианты приветствий: в России принято пожимать друг другу руку, в Италии горячо обниматься, в Бразилии хлопать друг друга по плечу, в Зимбабве трутся спинками, в Македонии здороваются локтями, в Никарагуа приветствуют друг друга плечами, у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть по ладоням, подпрыгнуть, толкнуть бедром. Дети под музыку выполняют.

Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель предлагает назваться любым цветком. После этого дети могут объединиться с другими цветами в «букеты» и объяснить, почему они предпочли находиться в этом букете. Можно объединяться по выбору детей, также по названию цветов или «Садовые цветы», «Полевые цветы».

Коммуникативное рисование «Рисуем облака»

Ведущий предлагает нарисовать каждому ребёнку своё облачко в любом месте, любого размера, формы и цвета. После того, как все дети нарисуют, предложить соединить своё облачко с любыми понравившимися облаками. Дети объясняют своё решение. Также можно предложить нарисовать в своём облачке всё, что захотят. Предложить детям рассказать друг другу о своих впечатлениях, рисунках.

Дети разделены на две группы. Первая группа «звери» попали в болото. У каждого три дощечки. Выбраться можно только парами и только по дощечкам. Можно предложить, что у зверей сломались и утонула дощечка. Что нужно сделать, как справиться с заданием. Каждый ребёнок должен побывать в разных ролях: роли потерпевшего и спасателя.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений: «Чего мне по-настоящему хочется, так это. »; «Особенно мне не нравится, когда. »; «Однажды меня очень напугало то, что. » ; «Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я. ».

Дети парами садятся напротив друг друга. Платками связываются ведущие руки каждой пары. В связанные руки вставляется маркер. Каждая пара рисует по образцу «Домик с трубой» (предварительно рисунок рассматривается).

У каждого ребёнка имеется картинка какой-либо части животного (хвостик, голова, лапы, голова, уши). По словесному указанию дети собирают животное.

Детям предлагается вспомнить знакомую песенку (1 куплет) про ёлочку, кузнечика, кошку и так далее. Вместо пения слов дети поют песенку коровки, утят, гусят, поросят. Сначала поют одни животные, потом другие, а потом могут объединиться.

На полу лежит кусок зелёной ткани. Воспитатель обращает внимание на то, что полянка пустая, на ней ничего не растёт. Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эту полянку? (грустное, скучное, невесёлое, печальное). Что не хватает на этой полянке? Ведущий отмечает: Так бывает и у людей: без уважения и внимания жизнь получается скучной, грустной, серой и печальной. А хотели бы вы сейчас порадовать полянку и друг друга? Давайте все вместе оживить её цветами, травой, животными, насекомыми, птицами. Какое сейчас у вас настроение? Почему?

На подносе лежат разные игрушки, открытки, конфеты. Воспитатель говорит: На подносе много подарков. Сегодня, мы с вами тоже будем дарить подарки друг другу. Вы можете взять один подарок и подарить его тому, кому захотите, скажите своё пожелание. Педагог предлагает детям рассказать детям, почему они выбрали именно этого ребёнка.

Дети делятся на три команды: рыбы, птицы, животные. Одевают маски-шапочки. У каждого есть свой дом – среда обитания. Дети рассказывают, где они живут, что умеют выполнять. Под весёлую музыку выполняют игровые упражнения: плавают, летают, прыгают, бегают. По команде: «небо», «земля», «вода» дети занимают свои домики – обручи.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Они превращаются в доброго животного. Ребёнок объясняет в кого он превратился, почему он добрый, какой добрый поступок он совершил.

«Я дарю тебе словечко»

На интерактивной доске показываются слайды, на которых изображены времена года. Дети придумывают слова, которые соответствуют определённому времени года. Например, весна: ручеёк, подснежник, листочек, солнышко, сосулька, травка, почка. Детям объясняют, почему они решили подарить это словечко.

Участники встают друг за другом гуськом, взявшись руками за талию впереди стоящего. По команде ведущего «Сороконожка» начинает движение: ходит, прыгает, приседает и так далее.

Игра способствует снятию эмоционального напряжения у детей. Дети могут передать пожелания друг другу при помощи рисования на воздушном шарике. «Солнышко» (сказочное рисование)

Детям предлагаются альбомные листы, материал для рисования. Дети самостоятельно объединяются в группы и рисуют по своему выбору и желанию любой вариант изображения солнышка. По окончании работы вырезают солнышко и наклеивают на ватман. Каждый ребёнок делится своими впечатлениями, рассказывают о том, как изобразили отдельные детали. Затем объединяют свои солнышки дорожками.

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные. Посмотрите, каких маленьких, беспомощных птенцов я нашла на улице. Они лежали около дерева и громко пищали. Протяните руки, сложите свои ладошки, я вам положу птенчика. Он маленький, мокренький. Согрейте его, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к нам! А теперь, дети вспомните, кого из своих сверстников нечаянно обидели, а пожалеть вы не захотели или забыли. У вас есть время, вы можете это сделать прямо сейчас. Организация игр и игровых упражнений способствуют развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, создаёт определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольников. В коллективной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Москва. Творческий центр, 2002г.

Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия:Развиваемся играя. Ростов-на – Дону, 2011г.

Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2011г.

Взрослый предлагает передать через рукопожатие, как эстафету своё настроение, дружбу, внимание друг другу со словами: «Я передаю свою дружбу, улыбку вам, она пойдёт к каждому из вас, а вы передадите мою дружбу и свою друг другу. Нашей дружбы стало много, её хватит на весь день. От наших улыбок стало ещё светлей в группе, дарите их весь день друг другу.

Рекомендации воспитателям по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Рекомендации воспитателям по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

Особенности общения ребенка среднего дошкольного возраста

Психологические исследования показали, что общение дошкольника со взрослым имеет ряд специфических черт.

Во-первых, дошкольник часто общается со взрослым ситуативно: в одной ситуации – это один ребенок и одни формы поведения, в другой ситуации тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает.

Во-вторых, несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми. Третья особенность общения дошкольника со взрослым касается того, что оно постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста:

►Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;

►Развитие умения входить в контакт, вести диалог;

►Развитие навыков невербального общения;

►Развитие навыков взаимодействия детей в группе;

►Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игры на умение входить в контакт, вести диалог

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Выжигалы» и т.д.).

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

Игры на телесный контакт
«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Игры на развитие невербального общения

«Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: — как говорят плечи «Я не знаю»; — как говорит палец «Иди сюда»; — как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; — как говорит голова «Да» и «Нет»; — как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Читайте также:  Пословицы и поговорки с числительными для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки с числительными для детей?

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Рекомендации для воспитателей по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого. (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят. (до свидания)», «Но давно уже от . (имя ребенка) я не слышу слова. (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

• «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

• «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

• «Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье. »). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3 Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:

Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой – хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

4.Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции». ·«Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое. ;

·Мимическая гимнастика – дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

·«Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

·«Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

·«Как ты себя сегодня чувствуешь?»— ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы.

5. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
· «Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

· «Походки» – один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

·«Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям: ·изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи; · произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

7. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

· участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

· сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

· разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

· следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру. ;

«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почемуони выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудьсвоим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

8. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», «Бармалея» и т.д.

9. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

7. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенности игр на общение

Играми на общение называют такие игры, которые нацелены на развитие коммуникативных навыков у детей. Педагоги отбирают их с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, настроем на то, чтобы ребенок мог раскрыться и проявить себя. Коммуникативные игры для детей подразумевают совместные действия участников, их взаимопонимание, сотрудничество, положительное отношение ко всем игрокам, формирование навыков общения, повышение популярности в среде сверстников. Такие совместные игры хороши также тем, что дети в результате получают положительные эмоции, непосредственную радость, являющихся основой развития жизнерадостности, оптимизма, активность в решении жизненных задач, стремлении приходить на помощь другим.

С какой трудностью могут столкнуться родители при проведении коммуникативных игр? Необходимо учитывать, что такого рода игры трудно проводить индивидуально, в основном они массовые, предназначены для нескольких участников. Поэтому, как правило, игры на общение становятся семейными и легко могут вписаться в общий досуг. В них обязательно должны принимать участие взрослые, чтобы дать возможность ребенку, особенно застенчивому, научиться контактировать не только с близкими, но и с посторонними людьми. Для индивидуального обучения полезно использовать игровые упражнения, которые отличаются краткостью и лаконичностью действий. Коммуникативные игры можно организовать дома, на даче, во время прогулки, на праздниках и семейных торжествах.


Важно: если у родителей возникают затруднения при выборе конкретной коммуникативной игры для ребенка, нужно обязательно посоветоваться с психологом или воспитателем детского сада, который посещает дошкольник. Специалисты смогут подробно рассказать о взаимоотношениях в группе, об умении малыша контактировать со сверстниками, его способности выражать чувства и эмоции. Они же помогут родителям познакомиться с наиболее доступными играми и упражнениями на общение.

Игры на различение эмоций

  • Участники показывают эмоции мимикой или рисунками. «Доброе животное»: Ведущий тихо и загадочно говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно огромное, доброе животное. Послушайте, как оно дышит! Теперь давайте подышим вместе! Вдох — шаг вперед, Выдох — шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только животное дышит, так же ровно и четко стучит его огромное доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Давайте возьмем дыхание и стук сердца этого животного себе».

  • «Море волнуется». Ведущий произносит стишок: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Пока звучат слова, дети двигаются в свободном порядке по площадке. На последнем слове участники игры замирают в причудливых позах. Ведущий старается рассмешить игроков и вынудить их пошевелиться.
  • «Дракон»: игроки встают в линию и берут друг друга за плечи — становятся драконом. «Голова» должна догнать «хвост» и коснуться его. Когда «голова»поймала «хвост», она встает на его место. Играют пока все участники не побывает в роли «хвоста» и «головы».

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Ссылка на основную публикацию