Правила поведения заложников, школьников, студентов, преподавателей, работающих при захвате террористами, во время штурма

БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Поль­зу­ясь обще­ствен­ным транс­пор­том, мы каж­дый день слы­шим фра­зу, что при «обна­ру­же­нии подо­зри­тель­ных пред­ме­тов или подо­зри­тель­ных лиц необ­хо­ди­мо сооб­щить об этом». И если в пер­вые дни после тер­ро­ри­сти­че­ских угроз люди ведут себя более насто­ро­жен­но, то спу­стя неде­лю мно­гие забы­ва­ют об этом. К сожа­ле­нию, обще­ствен­ный транс­порт так­же под­вер­га­ет­ся тер­ро­ри­сти­че­ским ата­кам. Что­бы избе­жать такой опас­но­сти сто­ит пом­нить следующее:

1. При обна­ру­же­нии бес­хоз­ной сум­ки, паке­та, мобиль­но­го теле­фо­на, дет­ской игруш­ки или дру­гих вещей в транс­пор­те, нуж­но, не тро­гая их, обра­тить­ся в соот­вет­ству­ю­щую служ­бу или к води­те­лю. В послед­нее вре­мя тер­ро­ри­сты очень часто мас­ки­ру­ют взры­ва­тель под обыч­ные повсе­днев­ные пред­ме­ты, напри­мер, метал­ли­че­ские бан­ки из под напит­ков (взрыв само­ле­та с рос­сий­ски­ми тури­ста­ми), мобиль­ные теле­фо­ны, пле­е­ры, фона­рик, тер­мос, бан­ка кон­сер­вов, крем для рук. При обна­ру­же­нии подо­зри­тель­ных вещей необ­хо­ди­мо попро­сить, что­бы окру­жа­ю­щие люди ото­шли на 100 ‑150 метров.
2. Если бес­хоз­ный пред­мет най­ден в вагоне мет­ро, необ­хо­ди­мо сооб­щить маши­ни­сту поез­да об этом с помо­щью спе­ци­аль­ной кноп­ки, назвав при этом номер ваго­на (напи­сан на кноп­ке) и место, где нахо­дит­ся предмет.

3. В обще­ствен­ном транс­пор­те не сто­ит гром­ко обсуж­дать поли­ти­ку и религию.
4. Не пере­во­зи­те в обще­ствен­ном транс­пор­те ост­рые пред­ме­ты, так как в слу­чае взры­ва они могут повре­дить вас и окружающих.
5. В слу­чае штур­ма луч­ше все­го лежать на полу. Если же это невоз­мож­но, необ­хо­ди­мо дер­жать­ся подаль­ше от окон и двер­ных проемов.
6. Если Вы соби­ра­е­тесь вос­поль­зо­вать­ся само­ле­том, выби­рай­те толь­ко извест­ные и круп­ные авиа­ком­па­нии, кото­рые забо­тят­ся о без­опас­но­сти полетов.
7. Во вре­мя сда­чи бага­жа сле­ди­те за ним, не остав­ляй­те без при­смот­ра. Ни в коем слу­чае не про­но­си­те чужие вещи на борт самолета.
8. При раз­ме­ще­нии в салоне само­ле­те вни­ма­тель­но огля­ди­тесь, опре­де­ли­те людей, сидя­щих рядом с вами, а так­же про­верь­те над голо­вой место для руч­ной кла­ди, под сиде­ньем, зазор меж­ду сиде­ньем и сте­ной само­ле­та на пред­мет обна­ру­же­ния подо­зри­тель­ных предметов.

При­зна­ки взрыв­но­го устройства:
• Нали­чие на бес­хоз­ном пред­ме­те или око­ло него про­во­дов, изо­лен­ты, верев­ки, скот­ча, антен­ны, бата­ре­ек, лес­ки, шпа­га­та, проволоки
• Посыл­ка, кото­рая при­шла от неиз­вест­но­го адресата
• Нали­чие пред­ме­та, нети­пич­но­го для дан­ной мест­но­сти (напри­мер, кон­серв­ная бан­ка в вагоне метро)
• Спе­ци­фи­че­ский неха­рак­тер­ный для места запах (запах может напо­ми­нать хозяй­ствен­ное мыло, кам­фа­ру, жже­ный пластик)
• Нали­чие на пред­ме­те радио­при­ем­ни­ка или телефона

На ули­це в местах боль­шо­го скоп­ле­ния людей очень лег­ко совер­шить тер­ро­ри­сти­че­ский акт, захва­тить залож­ни­ка, при­ве­сти в дей­ствие взрыв­ное устрой­ство. Такое может про­изой­ти в пар­ках, на ули­цах горо­да, око­ло стан­ций мет­ро, на митин­гах и кон­цер­тах, в при­пар­ко­ван­ных авто­мо­би­лях. Очень попу­ляр­ным на ули­це ста­но­вит­ся тер­ро­ризм с исполь­зо­ва­ни­ем смерт­ни­ков-жен­щин, у кото­рых на теле закреп­ле­ны взрыв­ные устройства.

Особенности поведения при захвате (попытке захвата) в заложники

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.

Во всех случаях ваша жизнь становится предметом торга для террористов. Захват может произойти в школе и на её территории.

Если ты оказался в заложниках, знай – ты не один.

Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно – террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.

  1. Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.
  2. Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи. Если веришь в Бога, молись.
  3. Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения – это невозможно.
  4. Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих.
  5. Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время провести без воды и пищи – экономь свои силы.
  6. Если в помещении душно, постарайся меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород.
  7. Если воздуха достаточно, а по зданию передвигаться запрещают, делай нехитрые физические упражнения – напрягай и расслабляй мышцы рук, ног, спины. Не делай резких движений.
  8. Помни: если заложник проводит много времени с террористами, ему может показаться, что они вместе, а весь мир – против них. Это очень опасная ошибка! Знай: в любой ситуации террорист – это преступник, а заложник – его жертва! У них не может быть общих целей!

Освобождение заложников (штурм)

Не всегда переговоры с террористами заканчиваются успешно. Иногда твоё освобождение требует штурма.

Помни: для бойцов спецназа главное – жизнь заложников, а не их собственная жизнь. Они сделают всё возможное, чтобы освободить людей без потерь.

  1. После начала штурма старайся держаться подальше от террористов.
  2. По возможности, спрячься подальше от окон и дверных проёмов.
  3. При штурме могут использоваться свето-шумовые гранаты: яркий свет бьёт в глаза, звук ударяет по ушам или чувствуется резкий запах дыма. В этом случае падай на пол, закрой глаза (ни в коем случае не три их), накрой голову руками и жди, когда сотрудники спецназа выведут тебя из здания.

После освобождения не спеши сразу уйти домой. Сначала надо связаться с сотрудниками специальных служб и врачами. Врачи помогут тебе выйти из шока и, если нужно, по их совету ты получишь необходимое лечение.

Помни: после того, как тебя спасли, тебе необходима медицинская помощь.

Вопросы, которые задают дети

Эти вопросы дети задали сотрудникам Федеральной службы безопасности России.

  • Если у меня есть газовый баллончик, как его лучше использовать против террористов?
    Детям не стоит применять газовые баллончики, электрошокеры и другие средства против террористов. Это взрослые и очень злые люди, которым ребёнок не в силах оказать сопротивление.
  • Может ли такими средствами воспользоваться взрослый?
    Нет, если он не имеет специальной подготовки.
  • Что нужно делать, если на тебя (или на другого заложника) повесили бомбу?
    Если на человеке находится бомба, если он прикован наручниками, нужно без паники голосом или движением руки дать знать об этом сотрудникам спецслужб. При планировании спецопераций мы осуществляем контроль мест содержания заложников, поэтому если человек регулярно будет повторять: “На мне бомба, на мне бомба”, то те, кому надо, это услышат.
  • Что делать, если тебе угрожают пистолетом?
    Только одно: выполнять требования террориста и ждать, когда его обезвредят. Главная цель заложника в такой ситуации – спасти собственную жизнь.
  • Что делать, если в помещение попала газовая шашка?
    Упасть на пол. Если есть какая-нибудь влажная ткань, накрыть ею лицо, чтобы было легче дышать.

Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно – террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.

О целях террористов

Глобальной целью международных террористов является распространение по всему миру хаоса, страха и отчаяния. Своими действиями они намерены:

  • разрушить мировой порядок,
  • повысить панические настроения и уровень напряженности в обществе,
  • уничтожить привычный уклад жизни,
  • подорвать доверие населения к политической власти.

Помимо боевиков захват жертв практикуют и другие преступники, а также психологически неустойчивые личности, преследующие личные и корыстные цели:

  • достижение собственной выгоды,
  • получение выкупа,
  • привлечение внимание,
  • желание доказать себе или другим свою значимость,
  • месть.

Одна из главных задач сотрудников спецслужб, прибывших на место теракта – установление цели нападающих. Зная ее, возможно предсказать дальнейшее поведение агрессоров, определить их тактику и психологические мотивы.

Читайте также:  Развивающие игрушки для малышей своими руками. Как сделать развивающий коврик для детей своими руками?


Отличительные черты:

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Для достижения своих преступных целей террористы используют различные виды террористических актов: организуют взрывы, устраивают пожары, угоняют самолёты, проводят массовые отравления, захватывают заложников или просто убивают людей.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

Для достижения своих преступных целей террористы используют различные виды террористических актов: организуют взрывы, устраивают пожары, угоняют самолёты, проводят массовые отравления, захватывают заложников или просто убивают людей.

К наиболее опасным террористическим актам можно отнести взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.); захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников; похищение людей с целью получения выкупа и угрозы физического уничтожения заложника; воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение или нарушение работы которых может вызвать массовое поражение людей); отравление систем водоснабжения, продуктов питания; искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний; искусственное заражение местности радиоактивными отходами.

Приведём некоторые рекомендации по поведению при угрозе террористического акта.

Правила поведения при возможной опасности взрыва

В настоящее время наиболее характерным действием террористов является организация взрывов в местах массового скопления людей и жилых домах.

К сожалению, взрывы на улице, во дворе, в подъездах домов и автомобилях стали частью нашей обычной жизни. У террористов имеется богатый арсенал – от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в Вооружённых Силах.

Своевременное обнаружение взрывоопасных предметов позволит сохранить жизнь вам и другим людям.

Признаки, которые могут указывать на наличие взрывных устройств:

• неизвестная деталь в машине, подъезде, во дворе дома и т. д. (взрывное устройство может быть замаскировано в пивной банке, пачке сигарет, игрушке, бутылке, обрезке трубы, молочном пакете, любом свёртке или ящике);

• натянутая проволока, шнур;

• свисающие из-под машины провода или изоляционная лента;

• свежие царапины и грязь на стёклах, дверях и других предметах;

• выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли, которых раньше не было;

• у вашей квартиры следы свежих ремонтных работ (краска, штукатурка и др.), о проведении которых вам ничего не известно;

• чужая сумка, портфель, коробка или другой предмет, оказавшиеся поблизости с вашим автомобилем, домом, квартирой.

Если произошёл взрыв

• Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

• Продвигайтесь осторожно, не прикасайтесь к повреждённым конструкциям и проводам.

• В разрушенном или повреждённом помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.), а также нельзя включать электрический свет, так как может произойти возгорание повреждённых проводов.

• При задымлении защитите органы дыхания смоченным водой платком (лоскутом ткани, полотенцем).

• Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (с помощью теле-, радио-, телефонной связи, голоса).

• В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учёт лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.

• При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и громко зовите на помощь.

• Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым.

• Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

Правила поведения в случаях захвата вас в заложники

• Не подвергайте себя излишнему риску, старайтесь ограничить контакты с преступниками, не вызывайте у них агрессии своими действиями или словами, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

• Старайтесь по возможности смягчить враждебность преступников, оставаясь покладистым, спокойным и миролюбивым.

• Не прибегайте к крайним мерам для того, чтобы освободиться самостоятельно, если непосредственно при захвате вам не удалось вырваться и бежать.

• С момента захвата контролируйте свои действия, старайтесь фиксировать все действия преступников.

• Оцените своё месторасположение и не поддавайтесь панике, старайтесь оставаться спокойным, даже если преступники угрожают вам физической расправой, а также пытаются ограничить вашу подвижность, создают тяжёлые бытовые условия, например ограничивают в пище, воде.

• Используйте любую возможность для передачи информации о своём местонахождении, приметах преступников, об особенностях их поведения своим родственникам или правоохранительным органам.

• Не реагируйте на провокационные действия террористов, не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза: это может вызвать по отношению к вам дополнительную агрессию. Выполняйте требования террористов и спрашивайте у них разрешение на любые ваши действия.

• В захваченном террористом транспортном средстве оставайтесь на своём месте, не перемещайтесь по салону, старайтесь меньше привлекать к себе внимание преступников.

• Избегайте необдуманных действий, которые могут угрожать вашей жизни и жизни других пассажиров, особенно при захвате террористами воздушных судов.

• В случае силового освобождения заложников (при штурме спец-подразделения) попытайтесь укрыться за предметами (кресло, стол и другие предметы мебели), прикрыть своё тело от пуль подручными средствами, всем тем, что может ослабить пробивное действие пуль.

• Попытайтесь отойти от входных дверей, окон, иллюминаторов, люков и занять горизонтальное положение, оставаясь в нём до поступления от командира штурмовой группы команды на выход из помещения. В дальнейшем беспрекословно выполняйте все его команды.

• В момент штурма не берите в руки оружие преступников, так как вас могут принять за бандитов и открыть огонь на поражение.

• Старайтесь по возможности не позволить бандитам занять место среди заложников.

От вашей выдержки и умения ориентироваться в сложной обстановке зависит успех вашего освобождения.

Обеспечение личной безопасности при перестрелке

Человек может оказаться под градом пуль по самым разным причинам: криминальным, политическим, военным. В последнее время такая ситуация стала довольно частой. Как вести себя в этой ситуации мирному жителю?

Правила поведения при перестрелке

• Нельзя находиться в помещении рядом с окнами. Это опасно: ведь пуля, залетев в комнату, может срикошетить от стен и потолка, и не один раз, особенно в бетонных домах.

• Необходимо немедленно отойти от окон. Если есть ванная комната, то желательно укрыться там, лечь на пол или в ванну.

• Находясь в своём укрытии, нужно следить за появлением дыма и огня. Каждая 3-5-я пуля – трассирующая, поэтому риск пожара высок.

• Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, необходимо ползком покинуть горящую комнату (квартиру), прикрыв за собой двери. В подъезде лучше всего спрятаться подальше от окон, например в нише.

• Опасно подходить к окнам и выходить на балкон даже в том случае, если стреляют далеко от вашего дома.

• Находясь на улице, необходимо найти укрытие. Это могут быть выступ здания, каменные ступени, памятник, фонтан, бетонный столб, кирпичный забор или бордюрный камень. К укрытию необходимо пробираться ползком. Бежать опасно: могут принять за противника.

Читайте также:  Какой угол называется развернутым в геометрии?

• Если вы спрятались за автомобилем, то учтите, что его металл тонкий, а в баке – горючее, но в любом случае даже такое укрытие лучше, чем никакое.

• В таких случаях нет однозначных советов, решение необходимо принимать на месте, учитывая обстановку.

1. В настоящее время серьёзную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм. Терроризм – это опаснейшее преступление против человечества, крайняя форма проявления насилия и жестокости в отношении человека, любой террористический акт является преступлением.

2. Для противодействия терроризму должна быть создана такая же многообразная по формам и сферам приложения усилий система мер, предупреждающих террористические акты и снижающих их последствия. Одним из направлений в этой работе на индивидуальном уровне является подготовка каждого человека к соблюдению мер антитеррористической безопасности в повседневной жизни и умение снизить риск стать жертвой террористического акта.

3. Необходимо знать и соблюдать рекомендации по правилам безопасного поведения при угрозе теракта.

4. Необходимо соблюдать ряд общих правил личной безопасности в повседневной жизни, которые позволят вам снизить последствия террористического акта.

К сожалению, взрывы на улице, во дворе, в подъездах домов и автомобилях стали частью нашей обычной жизни. У террористов имеется богатый арсенал – от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в Вооружённых Силах.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.


Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Нормальное речевое развитие ребенка

Во сколько малыш начинает разговаривать? В первые месяцы жизни у ребенка нет речи. Малыш проявляет желание к общению улыбкой и плачем. Ко второму месяцу у грудничка появляется гуление. Этот этап развития является очень важным. Гуление позволяет подготовить и развить мускулатуру органов артикуляции.

К 7-9-месячному возрасту малыш начинает лепетать. В речи появляются слоги, которые не несут осознанности. Ребенок просто бормочет ба-ба-ба, ма-ма-ма и другие наборы букв. В 9-11 месяцев он уже хорошо понимает разговор и интонацию окружающих. На слух знает около 50-100 слов. В 11-14-месячном возрасте грудничок начинает произносить слова. В словарном запасе уже имеются слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «гав-гав» (собака), «бо-бо» (больно), «би-би» (машина) и другие. К году должно быть 10 слов.

Годовалый ребенок внимательно следит за движениями губ родственников во время разговора, пытается повторить слова и артикуляцию взрослых. Если постоянно с грудничком разговаривать, он быстро научится повторять слова, правильно их воспроизводить.

Девочки начинают говорить раньше мальчиков на 2-4 месяца. Это происходит из-за отличий в структуре мозга. У мальчиков связь между полушариями менее развита, что незначительно затрудняет проведение нервных импульсов. Поэтому мальчики начинают разговаривать немного позже, что является нормой.

В полтора года ребенок уже формирует фразы по 2 слова. Он говорит в повелительном наклонении: «Папа. Дай», «Мама. Иди». К 18-месячному возрасту произносит слова во множественном числе.

К двум годам ребенок уже знает около 1000 слов. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы: «Что это?», «Кто там?», «Почему?». У малыша 2-х лет можно услышать небольшие предложения: «Это собака», «Это стул», «Дай мишку», «Где папа?».


Причин отсутствия речи может быть множество. Большое значение для речевой активности имеет внимание родителей, здоровье ребенка, матери и отца. Также задержку речевого развития (ЗРР) провоцируют стрессы.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:

  • Летающая снежинка

Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.

  • Бабочка порхает

Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.

  • Заборчик (артикуляционная гимнастика)

“Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы”

  • Хобот слоненка (артикуляционная гимнастика)

“Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять”

  • Веселый кораблик

Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.

Запуск на воду легкого самодельного кораблика станет для ребенка настоящей игрой, которая заодно сопряжена с артикуляционной гимнастикой на тренировку дыхания

  • Логопедические и ритмические игры с самомассажем

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу. http://www.colady.ru/lyubimye-detskie-knizhki-i-skazki-v-3-goda.html
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.
Читайте также:  Белые прыщики у новорожденного и грудничка. Как лечить белые прыщики у детей?

Отвечаем на вопросы

Почему ребенок не разговаривает в 2 года и что делать

Ребенок не говорит в 2 года. Беспокойство мам и пап по этому поводу вполне объяснимо. Ведь здоровье и нормальное развитие малыша — это важная составляющая родительского счастья. И любое отклонение от нормы неизменно влечет сомнения, тревогу, страх.

Развеять напрасные переживания и дать рекомендации по развитию речи ребенка в 2 года, либо убедить в необходимости безотлагательных действий мы постараемся в этой статье.


Ребенок не говорит в 2 года. Беспокойство мам и пап по этому поводу вполне объяснимо. Ведь здоровье и нормальное развитие малыша — это важная составляющая родительского счастья. И любое отклонение от нормы неизменно влечет сомнения, тревогу, страх.

Ребенок не разговаривает в 2 года – советы доктора Комаровского

Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.


Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.

Как научить ребенка говорить в 2 года и сколько слов он должен знать? 👶🏻

Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.

Начинать заниматься лучше начинать до двухлетнего возраста, так как чем дальше ребенок не говорит, тем большее количество усилий нужно будет приложить в дальнейшем. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, и общее состояние здоровья двухлетки, поэтому строгих границ развития навыка не существует, хотя, конечно, существуют усредненные нормы, о которых нужно знать.


Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.

Работа специалистов

При работе специалистов совместно с родителями корректируются, излечиваются причины, по которым ребёнок не может говорить. Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребёнка. Различные генетические заболевания, аутизм, умственная отсталость, синдром Дауна, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

При наличии таких проблем в первую очередь ребёнок проверяется у отоларинголога – если со слухом всё в порядке, то за дело принимается невропатолог. Помимо коррекционных занятий, он может назначить применение ноотропных препаратов, чтобы повлиять на высшие интегративные функции мозга и улучшить память и процесс обучения (Кортексин, Энцефабол, Ноотропил).

Возможно и привлечение логопеда, однако большая часть специалистов не работает с детьми младше 4-х лет, что усложняет ситуацию. Но всё же есть логопеды-дефектологи, которые берутся за лечение и самых маленьких пациентов.

Обязательно обращайтесь к квалифицированному специалисту, у которого имеется диплом об образовании. Он должен приходить, имея при себе набор пособий, при помощи которых он и занимается с ребёнком. Идеально, если это яркие картинки. У самого врача должна быть правильно поставленная, грамотная речь. Ему следует найти общий язык с малышом и проводить тренировки в игровой форме.


Ребёнку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолёт, или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.

Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста

Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?

Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Ссылка на основную публикацию