Пословицы и поговорки с числительными для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки с числительными для детей?

Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников

Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников.

Пословица – коротенькая притча.

Это суждение, приговор, поучение.

Поговорка – сложное, короткое –

высказывание, которое бытует в

народе, но не составляет полной пословицы.

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат – В них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам: «Родина», «Смелость, трусость», «Терпение, вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь». Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.

Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок должен в уме соотнести сложившуюся ситуацию с имеющейся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности, некоторые не имеют переносного смысла, например, “Говорить легко – делать трудно”, “Играй, играй да дело знай” – такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения; другие имеют и прямой и переносный смысл: “Без труда не вынешь рыбку из пруда”. Действительно, чтобы выудить рыбку, нужен труд, но так говорят и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы получить результат. Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например, “Назвался груздем – полезай в кузов”, т.е. взялся за дело – доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй. Последние не всегда понятно детям и требует разъяснения. Однако использование пословиц в контексте деятельности при соответствующих условиях делает для ребенка ясным их общий смысл. Для этого взрослый подбирает пословицы всех трех категорий с единым смыслом и параллельно применяет их в момент события, поступка, действия ребенка. Например, ребенок охотно взялся за дело, но вскоре остыл к нему и готов бросить, взрослый обращается к нему: «В народе говорят: заделано (начато) – надо доделывать (нет иносказания); или ещё говорят: затянул песню, так веди до конца (имеет и прямой смысл, и иносказательный). Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?» Чтобы ребенок закончил дело, взрослый помогает ему и, работая с ним вместе, находит повод сказать: “Назвался груздем – полезай в кузов” (полное иносказание). В подобной ситуации может быть и другой вариант применения пословиц с разной степенью иносказательности, взрослый сокрушенно произносит: “И вправду сказано, не мудрено начать – мудрено кончить, т.е. просто начать, да не просто закончить. Мы с тобой, Коля, сейчас вместе закончим работу, а то ведь дело без конца что кобыла (лошадь) без хвоста. Так ведь и дела без конца не бывает – это смешно. Давай закончим, чтобы над нами не посмеялись».
Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, радостью, удовлетворением, сожалением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами и мимикой. Например, когда дети отвлекаются от работы разговорами, можно с сожалением воскликнуть: “Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов на мешок!”, – жестом показать, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы и побуждают к желаемому поступку.
Какие же пословицы, поговорки, прибаутки можно рекомендовать использовать по ходу, например, трудового процесса? Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению .
• Была бы охота – заладится всякая работа.
• Доброе начало – половина дела.
• Где хотенье – там и уменье.
• Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Бывает и так, что кто-то отказывается от работы, явно с неохотой отзывается на предложение. Шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение, поставят ребенка перед выбором формы поведения.
• Люди жать, а мы с поля бежать.
• В работе разгар, а он на базар.
• У лодыря Егорки всегда отговорки.
• Люди пахать, а он руками махать.
Высказав таким образом своё отношение к поведению ребенка, взрослый может и настаивать на его участии в работе. Но если ребёнок решает участвовать, надо поддерживать его радостной улыбкой, жестом (погладив по голове, прижав ласково к себе), взрослый может пошутить: “Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?”
Всякое, даже самое маленькое дело, требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознали планирование, как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц легко подчеркивает именно это:
• И по малу делу большая дума.
• Голова научит – руки сделают.
• Семь раз отмерь – один отрежь.
• Чем больше науки, тем умнее руки.

• Ум хорошо, а два лучше.
Робких детей можно поддержать следующими изречениями:
• Лиха беда – начало.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Смелость города берет.
Взрослый может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:
• Под лежачий камень вода не течет.
• Не бравшись за топор, избы не срубишь.
• Волков бояться в лес не ходить.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:
• Умел начать – умей и кончить.
• Усталость пройдет, а добрая слава останется.
• Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Тем, кто отвлекается во время работы на разговоры, на игру, в зависимости от конкретной ситуации можно сказать:
• Где много слов, там мало дела.
• Большой говорун – плохой работун.
• Языком не торопись, а делом не ленись.
• Один пашет, а семеро – руками машут.
• Люди за дело, а мы за безделье.
Если дети проявляют терпение, сами стараются преодолеть возникшие трудности, то их надо поддержать:
• Горька порой, работа, да хлеб от неё сладок.
• Терпенье и труд всё перетрут.
• Над чем постараешься, тому и порадуешься.
• Всякое уменье трудом даётся.
Но бывает и наоборот: дети проявляют поспешность, нетерпение во время работы, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как, в таких случаях можно высказать свое отношение через пословицу:
• Делом спеши, а людей не смеши.
• Поспешишь – людей насмешишь.
• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
• Кто делает все на авось, у того все хоть брось.
А о бойком, ловком, все успевающем умельце можно сказать:
• Мал телом, да велик делом.
Похвала, высказанная в пословицах, несет в себе оттенок шутки, игры (т.к. ребенок называется птичкой, пострелом, муравьем и т.д.), а потому не дает повода для зазнайства.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучения, замечания, будет эффективнее сказать:
• Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь – и сам лопнешь!
• Не смейся квас – не лучше нас!
• Не смейся горох, не лучше грибов:
Грибы пожарим и тебе не оставим.

Читайте также:  Почему ребенок грызет ногти на руках, ногах, во сне, губы? Ребенок грызет ногти: психосоматика. Как отучить ребенка грызть ногти: системно-векторная психология

Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство . Упражнения:

1. Упражнение: «Закончи пословицу»

Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

2. Упражнение: “Завиральные пословицы”

Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

3. Упражнение: “Кто знает, пусть продолжает”

Первый ребёнок произносит пословицу, следующий – проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

4. Упражнение: “Объяснялки”

Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: “О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? “, “Кому следует говорить: не спеши языком – торопись делом?”, “Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?”, “Почему голова без ума – лукошко?”.

5. Иллюстрирование пословиц:

При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелегафе или магнитной доске.

6. Моделирование пословиц:

С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

7. Инсценирование пословиц:

Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

8. Подбор пословиц к определённому тексту:

Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно придложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: “Каждой вещи – своё место”. А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, “Кончил дело – гуляй смело”), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

9. Упражнение: “Восстанови пословицу и объсни её”:

Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

10. Упражнение: “Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы”.

Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, “Добрая слава дороже богатства”).

11. Упражнение: “Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение свекрху вниз”. (по усмотрению воспитателя).

Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.

12. Упражнение: “Собери слоги в слова, слова в предложения”.

Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де – ляй, гу, ло, сме (“Кончил дело – гуляй смело”).

Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём “переделывания” пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.

Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.

Проводимая работа позволила сделать вывод, что пословицы и поговорки – эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов; формирования рече-мыслительной деятельности детей, обогащение и уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат – В них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам: «Родина», «Смелость, трусость», «Терпение, вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь». Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.

Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте.

*Труд человека кормит, а лень портит.

Когда пройдет боль от потери

Рассматривая, как пережить смерть кота, выделяют несколько стадий, через которые предстоит пройти каждому хозяину. Прежде всего это отрицание, хозяин не до конца осознал, что питомец покинул его навсегда. Далее наступают гнев, чувство собственной вины, понимание того, что жизнь несправедлива. Именно в это время боль наиболее сильна, своих слез можно не стыдиться.

Многие хозяева, переживая утрату, начинают надеяться на чудо. В глубине души они верят, что питомец к ним вернется. Следующая стадия — это принятие. Именно сейчас хозяин понимает, что любимец навсегда ушел из его жизни. Постепенно боль пропадает, оставляя вместо себя положительные воспоминания о том, как было весело проводить время с котом.

Обратите внимание! Иногда, просматривая фотографии любимца, хозяин будет испытывать светлую грусть.


Изучая, как пережить смерть кошки, психологи разработали несколько советов, которые помогут справиться с понесенной потерей. Прежде всего человек может поплакать, это естественная реакция на утрату. После слез действительно станет легче, они помогут эмоциям выплеснуться наружу, что снижает стресс.

Этапы горя

Домашнее животное — это действительно подарок, который может изменить Вашу жизнь и принести Вам настоящее счастье и любовь. Кошки учат нас ответственности, терпению, доброте, дисциплине, игривости и, самое главное, безусловной любви. Даже если Ваша кошка царапает мебель и умудряется разбить Ваш новый цветок, Вы все равно найдете способ поделиться своим домом и сердцем со своим спутником.
Также рекомендуем прочитать:

Читайте также:  Почему ребенок сосет палец, вредно ли это, что делать родителям?

В США открыли бар для белок Три основные причины расслоения клюва у домашних попугаев Причины высунутого языка у собаки Самые невероятные, смешные и нелепые законы, касающиеся животных

Люди, у которых никогда не было домашнего животного, могут не понимать Ваши чувства связаны с потерей, но не позволяйте им высмеивать Ваши чувства. Нормально чувствовать себя опустошенным после потери домашнего животного. Многие люди чувствуют себя отвратительно, если после появляются мысли завести другого питомца.

Согласно психологии Кюблера-Росса у человека существует пять стадий эмоционального реагирования на утрату:

  • отрицание;
  • гнев;
  • торг;
  • депрессия;
  • принятие.

Люди по разному проходят через эти этапы, иногда гнев оказывается на первом месте или отрицание на третьем. Это не важно. Однако все эти стадии существуют у скорбящего человека.
Отрицание является нормальной и частью процесса переживания утраты. Просто убедитесь, что Вы не отрицаете свое горе. Позвольте себе выражать свои чувства любым удобным для Вас способом. Выражение Ваших чувств может быть действительно восстанавливающим.

Гнев — нормальная стадия утраты, и владельцы домашних животных часто сердятся на то «почему» и «как» именно их животное умерло. Это был ужасный несчастный случай? Это была неизлечимая болезнь? Все причины утраты переживаются очень болезненно и человек на них безгранично злиться.

Не сдерживайте своих эмоций, отлично помогает выписывать все накопившиеся мысли на листы бумаги до тех пор пока не станет немного лучше. Гнев на причину смерти питомца может в конечном итоге привести к сделке с самим собой. И Вы начинаете уже частично понимать, что изменить в прошлом ничего бы не смогли.

Депрессия или грусть — это еще один этап в модели Кюблера-Росса и, для многих, самый длинный этап. Некоторые люди всегда будут держать немного печали в своих сердцах за своих любимых питомцев.

Принятие — это последняя стадия, но принятие потери не означает, что Вы просто забываете своего любимого кота. На этом этапе Вы можете чувствовать, что Ваша жизнь снова становится нормальной, и Вы даже можете подумать о том, чтобы усыновить другого питомца.


Люди по разному проходят через эти этапы, иногда гнев оказывается на первом месте или отрицание на третьем. Это не важно. Однако все эти стадии существуют у скорбящего человека.
Отрицание является нормальной и частью процесса переживания утраты. Просто убедитесь, что Вы не отрицаете свое горе. Позвольте себе выражать свои чувства любым удобным для Вас способом. Выражение Ваших чувств может быть действительно восстанавливающим.

Советы священника

Церковь философски относится к смерти, считая ее неизбежной и воспринимая как окончание земной и начало духовной жизни. Страдания по почившему существу – грех. Они лишь мешают ему покоиться с миром. Священнослужители рекомендуют не печалиться о кончине питомца, а радоваться тому, что он был послан и принес немало счастливых мгновений своим хозяевам.

  • Поделиться свои горем с теми, кто способен его разделить. Можно рассказать о печальном событии на тематическом форуме любителей кошек, проговорить свои переживания с близкими родственниками или друзьями, записаться на прием к психологу, если есть ощущение, что нет внутренних ресурсов самостоятельно преодолеть утрату питомца.
  • Направить переживания в полезное русло, например начать подкармливать или пристраивать бездомных животных, помогать приютам для животных пожертвованиями, лекарствами, едой или уборкой, оказывать моральную поддержку другим людям, оказавшимся в аналогичной ситуации, ухаживать за одинокими стариками, сиротами, другими обездоленными людьми. Делая доброе дело, удастся почувствовать свою нужность, прилив душевных сил и восстановиться после морального потрясения.

Как пережить смерть кошки

Когда в нашем доме появляется крошечное пушистое создание, мы не думаем о том, что век его недолог и придет время, когда оно покинет нас, оставив в душе пустоту. Многие считают, что потеря домашнего любимца и близкого человека неравнозначны. Однако для детей, пожилых и одиноких людей смерть любимого кота – настоящая душевная травма, с которой нужно уметь справляться. В американском фильме «Я увижу тебя в своих снах» из уст одного из героев прозвучала очень правильная фраза: «Тяжело терять кого-то. Неважно, сколько у него ног…»


Человек, переживая душевную травму, последовательно проходит несколько стадий, «перепрыгнуть» которые нельзя, но можно уменьшить время, необходимое на прохождение каждой. В 1969 г. американский психолог и создательница теории околосмертных переживаний Элизабет Кюблер-Росс сформулировала 5 стадий горя:

Как пережить смерть любимого кота?

Смерть любимого домашнего животного — это всегда тяжелое событие в жизни человека. Важно в этот период не уходить в себя и понимать, что со временем станет легче. Вы можете воспользоваться советами из этой статьи о том, как пережить смерть кота. Они не помогут избавиться от горечи утраты полностью, но помогут облегчить эмоциональное состояние в этот период.

Чтобы такого с вами не произошло, воспользуйтесь приведенными ниже советами:

Куда попадают кошки после смерти?

Многие люди верят в загробную жизнь. Хороший человек попадает в рай, а плохой в ад. Для животных существует отдельное место – Мост Радуги, который, согласно преданиям, находится между небом и землей. Там есть холмы и луга, много вкусной пищи, солнечного света и воды. Животные чувствуют себя тепло и комфортно, у них ничего не болит.

Старые и больные становятся вновь молодыми и здоровыми. Они все вместе резвятся, бегают, играют. Но однажды наступает момент, когда взгляд питомца устремляется за горизонт. Он покидает собратьев и бежит по зеленой траве на долгожданную встречу. Человек и кот снова встречаются, крепко обнимаются и больше никогда не расстаются.

Верить в Мост Радуги или нет, дело каждого. Но однозначно винить себя в смерти кота или кошечки не стоит. Постарайтесь утешиться, что обогрели и обласкали питомца, насколько могли. Мысленно поблагодарите его за то счастье, которое он принес в вашу жизнь.


Многие люди верят в загробную жизнь. Хороший человек попадает в рай, а плохой в ад. Для животных существует отдельное место – Мост Радуги, который, согласно преданиям, находится между небом и землей. Там есть холмы и луга, много вкусной пищи, солнечного света и воды. Животные чувствуют себя тепло и комфортно, у них ничего не болит.

Как похоронить любимца, можно ли будет его перезахоронить?

Владельцы почивших питомцев вынуждены решать вопрос, как похоронить хвостатого члена семьи. Если хозяин кошки прибегал к процедуре усыпления, ветеринарная клиника предложит самостоятельно похоронить ее, а если быть точнее, кремировать. В иных случаях, чтобы похоронить кошку, придется обратиться к ветеринарному специалисту и действовать в соответствии с его указаниями.

В России хоронить животных в земле запрещено законом. Трупы животных и птиц приравниваются к биологическим отходам и утилизируются в соответствии с приказом главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации от 4 декабря 1994 года №13-7-2/469. Согласно этому приказу трупы обеззараживают и сжигают.


Кремация кота
В некоторых муниципальных образованиях для захоронения домашних животных отводят специальные места. Чтобы похоронить питомца на таком кладбище, владелец должен предъявить ветсправку по форме №4. Труп животного будет вскрыт, причина смерти установлена, и если она наступила не в результате инфекции, его похоронят, не сжигая. В противном случае тело будет обеззаражено, кремировано и только потом захоронено.

Перезахоронить питомца, не нарушив закон, невозможно. За нарушение требований законодательства любящий хозяин, закопавший своего усопшего любимца во дворе или лесопарковой зоне, рискует заплатить штраф в размере 5000 руб.

Кремация кота
В некоторых муниципальных образованиях для захоронения домашних животных отводят специальные места. Чтобы похоронить питомца на таком кладбище, владелец должен предъявить ветсправку по форме №4. Труп животного будет вскрыт, причина смерти установлена, и если она наступила не в результате инфекции, его похоронят, не сжигая. В противном случае тело будет обеззаражено, кремировано и только потом захоронено.

Читайте также:  Как отодрать детскую соску, прилипшую к горячей плите: советы. Что делать, чтобы детская соска не плавилась?

Важные симптомы

Симптомы, предвещающие смерть кошки, должны знать все хозяева животных старше 12 лет!

Признаками и которые определяют грядущую смерть животного являются:

  • низкое давление;
  • медленное биение сердца;
  • снижение температуры;
  • неприятный запах от животного;
  • затрудненное дыхание;
  • одышка;
  • отсутствие аппетита;
  • отказ от приема пищи и воды.


Признаками и которые определяют грядущую смерть животного являются:

Кошки умирают в одиночестве

Чувствуя приближение смерти, кошки стремятся уйти подальше от людей. Когда нет такой возможности, они прячутся в укромное место.

Существуют симптомы, по которым можно определить близкую смерть кота:

  • потеря аппетита, отказ от пищи и воды;
  • одышка и затруднённое дыхание;
  • замедленное сердцебиение и пониженное давление;
  • понижение температуры и наличие неприятного запаха.

Это тревожные признаки, особенно если вашему коту больше 10 лет. Обнаружив их присутствие, обратитесь к ветеринару — быть может, у животного просто обострение хронического заболевания. В безнадёжных случаях врач, возможно, предложит усыпить животное. Если этот вариант неприемлем, окружите кошку заботой, создайте условия для спокойного ухода из жизни.


После смерти кошки перед владельцами встаёт вопрос — как и где похоронить домашнего любимца? Вариант «выбросить в мусоропровод» не подойдёт, это негуманно и запрещено Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Что чувствует человек после смерти кота

Любое событие в жизни приводит к появлению реакции. Конечно, смерть животного вызывает очень много чувств у человека.

Когда у меня умер питомец, я сначала не верила. Мне казалось, что он вот-вот постучит в окошко лапкой, а потом залезет на мою кровать и начнёт громко мурлыкать. А когда я понимала, что этого не произойдёт, то испытывала сильную душевную боль.

Как пережить смерть любимца

Если ваша кошка умерла, постарайтесь вздохнуть поглубже и… заняться делами, которые все равно кто-то из членов семьи должен будет выполнить. Всем близким, для кого событие тоже важно, нужно сообщить о смерти животного. Выбрать способ и место последнего упокоения кошки также придется. Выполнение этих тяжелых обязанностей необходимо, и это заставляет хоть немного отвлечься от своей боли. Дальше вам могут помочь следующие советы:

  1. Забыть о потере животного в первое время все равно не получится. Отпустите свои мысли, но постарайтесь направить их в нужное русло. Не развивайте тему «что было бы, если…» — это бессмысленно. Вспомните хорошие, счастливые моменты из вашей совместной жизни. Порадуйтесь, что ваша кошка жила в любви, в тепле, в сытости и умерла при вас, а не где-нибудь с чужими людьми. Смерть — естественный процесс, вам пришлось бы с ней столкнуться в будущем, если не сейчас.
  2. Не сдерживайте слезы, они облегчают боль, дайте себе выплакаться. Если есть возможность, нужно хорошо выговориться близкому человеку, который понимает вашу боль. Родные люди поддержат вас. Вы тоже подумайте о родных, их боли.
  3. Если смерть любимицы стала результатом продолжительной болезни, постарайтесь порадоваться ее уходу, который облегчил ее страдания. Если существует жизнь после жизни, то вы еще встретитесь в другом, более счастливом мире.
  4. Если вас мучает чувство вины за какие-то действия в отношении вашего животного (это нормально, так мы реагируем на любую утрату), не терзайтесь зря. В отношении своей кошки вы уже ничего не исправите, но можете помочь другим братьям нашим меньшим. Пожертвуйте деньги бездомным животным, какому-нибудь приюту, помогите с лечением кошки или собаки, пристройте одну из них или несколько в добрые руки. Когда появятся душевные силы полюбить другое животное, возьмите. С ним вы уже не сделаете тех ошибок, за которые вините себя, когда пытаетесь пережить смерть кота.
  5. Сразу после трагического события уберите с глаз все предметы, которые имели отношение к коту или принадлежали животному — его миски, игрушки, домик или подстилку, кошачий корм и предметы гигиены. Сейчас они будут только бередить душу и напоминать об утрате. Не обязательно выбрасывать все эти предметы. Можно отдать другому владельцу кота или просто пока убрать подальше. Оставьте себе что-то на память. Позже вам может захотеться иметь какой-нибудь аксессуар как память о любимом животном.
  6. Не обижайтесь на тех, кто не понимает боль вашей потери. Люди, не имевшие животных, иногда нечутки к подобной утрате просто из-за невозможности понять силу вашей привязанности к питомцу. Если вам советуют не принимать это близко к сердцу, не стоит пытаться объяснить, как вам плохо. Поговорите об этом с теми, кто перенес такую утрату и проявит сочувствие.
  7. Не давайте себе уйти в депрессию, постарайтесь отвлечься. На работе стоит с головой уйти в дела. А дома заполните свое свободное время чем-то новым.


Ребенок должен учиться переживать такие потери. Найдите для него какие-то занятия, хобби, отвлеките совместными прогулками, чтением, играми.

Советы психологов в случае смерти любимого кота.

Не торопиться отпускать его!

Можно продолжать любить питомца, переживать его смерть, скорбеть — любыми методами пытаться отпустить, но не забывать! Рассказать родным и друзьям о потери и не стыдиться этого. Можно поговорить с теми, кто уже пережил смерть пушистого друга. Они-то точно знают, какими словами можно успокоить и что дальше делать.

Заполнить пустоту.

Если любимец умер на руках хозяина, то сильнее стресс представить сложно! Это тупик, ступор и неизвестность. Хочется плакать, чувствуется апатия, но то, что любимца уже нет, осознаётся чуть позже. Рука тянется погладить пушистое чудо, но его нет рядом … Приходя домой — никто не встречает у порога и не трётся об ноги … И вот тогда, комок слёз подкатывает к горлу, щемит сердце — это пустота, которую надо заполнить, но как? Как пережить смерть любимого кота, когда умерла и часть самого хозяина?

Не навязывать свою боль утраты.

Почему потеря любимца — это так больно?

Любовь — это прекрасное чувство, но ничто в нашем мире не вечно. И рано или поздно все умирают. Самые сильные эмоциональные связи люди строят с людьми, и от их потери — и самая большая боль. Но люди живут долго, поэтому трагедии случаются у нас в жизни редко. А вот животные, к сожалению, обладают короткой жизнью относительно нас самих.

Жизнь хомяка — 2 года, жизнь кошки — 12-18 лет, жизнь собаки — до 25 лет. И все. То есть, беря животное в дом, человек проживет не только великолепную жизнь вместе со своим любимцем, но и его смерть, потерю.

Жизнь всегда заканчивается смертью, и этот процесс никто не в силах изменить. Все люди на земле чувствуют боль утраты. А самые сильные эмоции, самую сильную печаль и тоску испытывают люди со зрительным вектором. Смерть — это разрыв эмоциональной связи, трагедия, ранящая глубоко в сердце. Причем чем больше была эмоциональная связь, тем больше и пустота, образовывающаяся в момент потери того, кого любил. Боль от потери может быть настолько острой и невыносимой, что мир в прямом смысле теряет цвета.

Хотя потери любимца и не избежать, ощущение от потери можно смягчить. В зрительном векторе задан диапазон ощущений: от черной тоски (когда невыносимо больно) до светлой грусти по ушедшему в мир иной (когда можно эмоционально выдержать потерю, расстаться с тем, кого любил, без психологических потерь). Когда вспоминаешь прошлые состояния, пережитые когда-то теплые эмоций и ощущаешь признательность тому, кто дал их испытать.

Переключиться с тоски на грусть возможно при раскрытии и понимании своего зрительного вектора. Больше об этом можно узнать на бесплатных тренингах «Системно-векторная психология», для посещения — зарегистрируйтесь здесь.

Переключиться с тоски на грусть возможно при раскрытии и понимании своего зрительного вектора. Больше об этом можно узнать на бесплатных тренингах «Системно-векторная психология», для посещения — зарегистрируйтесь здесь.

Ссылка на основную публикацию