Пословицы и поговорки о здоровье, здоровом образе жизни для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ и взрослых: сборник лучших пословиц с объяснением смысла

Проект
«Формирование здорового образа жизни на основе устного народного творчества»

Участники проекта: воспитатели, учитель- логопед, родители, дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Актуальность: Высокий уровень здоровья, долголетие людей – вот наиважнейшая цель любого общества, любого государства. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. А от чего зависит здоровье народа и каждого отдельного человека? Конечно от его образа жизни и образа жизни окружающих его людей. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.

В последнее время наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи. Чаще всего дети еще и соматически ослабленные. Поэтому возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, успешной адаптации, укреплению здоровья. Свой проект мы решили реализовывать через речевой материал, а наиболее благоприятной почвой является народный фольклор. О здоровье людей, их здоровом образе жизни, народом высказано много мудрых мыслей, придумано много поговорок и пословиц. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками: на прогулке, во время приема пищи, на занятиях физкультуры, в театрализованной деятельности, развлечениях, помогая находить новые формы развития двигательных способностей, прививая интерес к устному творчеству народа.

Цель: сформировать у детей понятия «Здоровый образ жизни» путем осмысления пословиц и поговорок. Пополнить активный словарный запас детей пословицами и поговорками, научить применять их в жизни.

Задачи:

– Формировать у детей понятие здоровье, систематизировать свои знания о ЗОЖ.
– формировать представления о составляющих здорового образа жизни и понятиях, противоречащих здоровому образу жизни;

– выяснить чем пословица отличается от поговорки;

– развитие познавательного интереса к фольклорным и авторским высказываниям;

– развитие чувства ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих;

– коммуникативное, этическое, эстетическое воспитание через освоение фольклорных форм о здоровом образе жизни.

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный

Гипотеза: Через устное народное творчество участники проекта научатся бережнее относиться к своему здоровью, применять полученные знания в жизни.

Этапы и сроки исследовательского проекта:

I. этап – подготовительный – опрос детей и родителей, обработка результатов, составление плана 2 недели 9.09.2013-20.09.2013

II. этап – основной – реализация проекта 8 недель 23.09.2013 – 15.11.2013

III. Этап – заключительный – подведение итогов, оформление 3 недели 18.11.2013 – 6.12.2013

База для реализации проекта: группа компенсирующей направленности №2, МБДОУ комбинированного вида д/с №15.

Методы и средства исследования: рассказ, беседа, опрос (индивидуальный, фронтальный), наблюдение, применение на практике, создание практического материала хрестоматии, книги народного фольклора, картинки, справочники, видео (мультфильмы), презентации.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Провести опрос родителей.

2. Провести опрос детей.

3. Обработать результаты опросов, наметить план дальнейшей работы.

Основной этап:

1. Определить понятие «здоровый образ жизни».

2. Выяснить что такое пословицы и поговорки.

3. Подобрать пословицы и поговорки о ЗОЖ.

4. Создать свою классификацию пословиц и поговорок о ЗОЖ.

5. Проверить значение пословиц на собственном опыте.

Заключительный этап:

1. Подведение итогов.

2. Создание альбома «Пословицы и поговорки о ЗОЖ»

3. Создание стенгазеты

Финансовое обеспечение отсутствует.

Возможные риски проекта: низкая активность родителей, трудности понимания пословиц и поговорок детьми.

На предварительном этапе нашего исследования мы провели опросы детей и родителей.

Было решено опросить 10 родителей. Родителям были заданы следующие вопросы:

1. Что является важным аспектом для формирования ЗОЖ?

Из десяти опрошенных родителей двое назвали закаливание, рациональное питание; трое – рациональное питание, двигательную активность и закаливание; двое – рациональное питание, занятие спортом, закаливание, выполнение гигиены; один родитель – рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание, соблюдение гигиены, отказ от вредных привычек; один родитель – употребление витаминов, полноценный сон.

2. Назовите пословицы и поговорки о ЗОЖ?

4 родителя назвали по три пословицы и поговорки;

3 родителя по две пословицы и поговорки;

1 родитель четыре пословицы и поговорки;

1 родитель одну поговорку;

1 родитель затруднился ответить.

Были названы следующие пословицы и поговорки:

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Еле-еле душа в теле.

В здоровом теле — здоровый дух.

Здоровье – всему голова.

Чистота – залог здоровья.

Недосыпаешь – здоровье теряешь.

Лук от семи недуг.

Кто хвори не поддается, тот здоровым остается.

До свадьбы заживет.

3. Используете ли вы пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни и при воспитании детей?

а. часто использую пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни;

б. иногда использую пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни;

в. редко используют пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни;

г. никогда не используют пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни.

3 родителей ответили, что часто используют пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни;

2 родителей – иногда;

2 родителей – редко

3 родителей не используют пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни.

Опросив родителей можно сделать вывод, что не все родители знают, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, знают ограниченное количество пословиц и поговорок о ЗОЖ и в большинстве редко их используют или не используют вообще

Также мы провели опрос среди детей подготовительной группы. Мы попросили 10 детей закончить начатую поговорку или пословицу и объяснить ее смысл.

В здоровом теле – здоровый ……….

Береги платье снову, а здоровье………..

Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял,

2 ребенка смогли закончить все пословицы и поговорки;

1 ребенок – 5 пословиц и поговорок;

3 ребенка – 4 пословицы и поговорки;

2 ребенка – 2 пословицы и поговорки;

1 ребенок – 1 пословицу;

1 ребенок не смог ответить.

Из чего мы можем сделать вывод, что большинство детей и родителей знают ограниченное количество пословиц и поговорок о ЗОЖ.

Исходя из результатов опроса мы решили уточнить и систематизировать знания о ЗОЖ и узнать, чем пословица отличается от поговорки.

Из разнообразных источников мы узнали, что пословица это – малая форма устного народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, выражающее собой народную мудрость, обобщённую мысль, вывод, иносказание имеющее назидательный смысл.

Поговорка — краткое образное выражение, метко определяющее и оценивающее то или иное жизненное явление.

В литературе и интернете мы нашли более 350 пословиц и поговорок о здоровье и здоровом образе жизни. А из чего состоит здоровый образ жизни?

Мы обратились к книгам, интернету, посетили библиотеку, пообщались со взрослыми и сделали выводы, что в понятие здорового образа жизни входят следующие компоненты:

  • Двигательная активность: зарядка, подвижные игры, физкультурные занятия, спорт.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Правильное питание: питаться полезной пищей, исключить вредную пищу: чипсы, сухарики, гамбургеры, сладкую газировку.
  • Закаливание и профилактика заболеваний: закаляться, не бояться делать прививки и стараться не простужаться.
  • Четкий режим дня: соблюдать правильный режим дня не только в детском саду, но и дома.
  • Выполнение гигиенических процедур: умываться, чистить зубы, следить за чистотой одежды.
  • Психическое здоровье: не ссориться, не расстраиваться, чаще улыбаться.
  • Умение предотвратить опасную ситуацию: знать правила поведения и соблюдать их.

Исходя из этого, мы решили создать свою классификацию пословиц и поговорок о здоровом образе жизни:

  • Общие пословицы и поговорки о здоровье;
  • Пословицы и поговорки о спорте и двигательной активности;
  • Пословицы и поговорки о правильном питании;
  • Пословицы и поговорки о режиме дня;
  • Пословицы и поговорки о гигиене;
  • Пословицы и поговорки о психическом состоянии
Читайте также:  Поделка для детского сада, школы — кораблик из бумаги: пошаговая инструкция складывания, фото. Как сделать бумажный кораблик своими руками?

Чаще всего, произнося пословицу или поговорку, мы не задумываемся о ее содержании и смысле. Мы решили попробовать понять смысл пословицы или поговорки и проверить их правдивость на собственном опыте.

Лук от семи недуг. Недуг – это болезнь. В луке содержится много полезных веществ, кто ест лук – не болеет. Мы проверили эту пословицу на собственном опыте: ели лук и чеснок дома и в детском саду, и в самом дели стали меньше болеть.

Чистота – залог здоровья. Что такое залог – гарантия. Кто соблюдает гигиену – тот гарантирует себе здоровье. Мы всегда соблюдаем правила личной гигиены и поэтому не болеем.

Утро мудренее вечера. Если вечером не получается выполнить задание, то нужно его оставить до утра. За ночь отдыхаем и утром выполняем задание. На самом деле когда мы уставшие вечером пытались выполнить задания, ошибались, а утром, отдохнув все задания становились понятнее, и мы их выполняли быстро и без ошибок.

Было бы здоровье – остальное будет. Если человек здоров, он может работать, заниматься любимым делом, покупать, что ему нужно, а больной работать не может. Мы когда здоровы – хорошо занимаемся, получаем знания, а когда болеем – заниматься не можем и ничего не запоминаем.

Результаты работы над проектом

В ходе проекта нам удалось реализовать поставленные задачи. Ребята систематизировали свои знания о ЗОЖ, узнали, чем пословицы отличаются от поговорок, узнали много новых пословиц и поговорок, научились понимать их смысл и смогли проверить их значение на собственном опыте.

Выдвинутая в ходе исследования гипотеза подтвердилась.

Была изготовлена стенгазета «Если хочешь быть здоров».

Собранные детьми пословицы и поговорки мы оформили в альбом «Пословицы и поговорки о ЗОЖ». Материалы проекта используются и прошли апробацию при работе в группе компенсирующей направленности №2 МБДОУ №15.

1. Даль, В.И. Пословицы русского народа. / В.И Даль. – М, «Художественная литература», 1989

2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю.Г.Круглов. – М: «Просвещение», 1990.

3. Маханева М. Д. «Здоровый ребенок»

4. Мосалова Л. Л. «Я и мир»

5. Сысоев, В.Д. Пословицы и поговорки. / В.Д. Сысоев. – М: АСТ. Астрель, 2007.

6. Тарасова Т.А., Власова Л.С. «Я и моё здоровье».

7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровье сберегающая система».

8. Ушакова, О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. / О. Д.Ушакова. – Санкт-Петербург: Литература, 2007

1. Даль, В.И. Пословицы русского народа. / В.И Даль. – М, «Художественная литература», 1989

Здоровый образ жизни для детей

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни.

Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?

Даём определение для взрослых: «здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». (с сайта международного общественного движения «Здоровая планета» http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh)

Определение для детей: здоровый образ жизни – это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.

Личная гигиена.

Чистота — залог здоровья (рус. нар. пословица).

Главное требование гигиены – держать тело в чистоте. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. Для этого надо соблюдать элементарные правила гигиены.

1.Обязательно чистите зубы после утреннего пробуждения и перед тем, как отходить ко сну.

2. Регулярно мойте голову.

3.Содержите в чистоте расчёски, резинки и заколки для волос.

4.Принимайте душ или ванну 2 раза в день.

5. Обязательно мойте руки по приходу домой, до и после еды, после игры с животными, после туалета.

6. Уделяйте внимание чистоте вашей одежды и обуви.

Сидеть да лежать, болезни поджидать (рус. нар. пословица).

Иллюстрация К. Ротова к стихотворению А. Митты «Чудо-кровать»

Вы скажете, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. Совершенно верно! Именно этим людям небезразлично как себя чувствуют дети, с каким настроением они принимаются за уроки и занятия, найдётся ли в течение дня время на еду и развлечения.

Итак, режим дня – это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.

Бывает, что мы нарушаем режим дня: поздно встаём, едим, когда захочется, смотрим фильмы или мультики допоздна, валяемся на диване. Но если человек будет так жить всегда, то он станет капризным лентяем, а без правильного питания и прогулок на свежем воздухе он ещё и заболеет.

Значит основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это :

Нормальная продолжительность сна (Школьник должен спать не менее 9-10,5 часов).

Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.

Соблюдение графика приёма пищи.

Соблюдение баланса между учебными занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе. (Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку).

Вы можете построить свой режим дня, посоветовавшись с родителями. Главное – найти в себе силы соблюдать этот режим!

Правильное питание.

Как жуёшь, так и живёшь (рус. нар. пословица).

Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды.

Понятно, что для детей готовят пищу взрослые. Понятно, что детям для роста и взросления нужно много сил. А получать всё необходимое они должны из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Отсутствие сбалансированного полноценного питания может обернуться испорченным на всю жизнь здоровьем. Поэтому нужно постараться есть всё полезное, что вам предлагают родители. Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты. Не отказывайтесь от тех овощей и фруктов, которые однажды показались вам невкусными, попробуйте их ещё раз, вдруг понравятся. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.

Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану и проч). Они содержат полезный белок и способствуют нормальному пищеварению.

Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют организму быть энергичным и бодрым в течение многих часов. В качестве гарнира это блюдо отлично гармонирует с мясом, рыбой и овощами.

Не отказывайтесь от мяса. В мясе содержится огромное количество полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.

Совет. Не торопитесь во время еды, хорошо пережёвывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз.

Спорт и физические нагрузки.

Двигайся больше, проживёшь дольше (рус. нар. пословица)

Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеть. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать спортивные секции, упражняться в тренажёрном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Тогда начать день необходимо с утренней зарядки, которая поможет перейти от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног.

Читайте также:  Эдипов комплекс у детей — что это такое: симптомы у мальчика, девочки, рекомендации родителям

Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнение на восстановление дыхания.

Посвятите зарядке 10-15 минут и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относится активное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры и/или ежедневные прогулки на роликах, велосипеде и проч. Физический труд, гимнастика, прогулка, бег и т.п. улучшают кровообращение, дают энергию, хорошее настроение, здоровье.

Картины Евгении Гапчинской с сайта http://www.gapart.com

Отказ от вредных привычек.

Мы не станем углубляться и долго говорить о вредных привычках. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит своё здоровье и уже давно принял решение никогда не быть зависимым.

Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать. Просто начните с малого. Давайте сами себе задание (встать вовремя, не забыть почистить зубы, поесть до выхода в школу, собраться и сделать уроки за 40 минут и др.) выполняйте их и планомерно формируйте новые полезные привычки.

Помогли понять что такое ЗОЖ книги из фонда нашей библиотеки и интернет-ресурсы :

Баль, Л. В. Букварь здоровья : Учеб. пособие для детей дошкол. возраста / Л. В. Баль, В.В. Ветрова. – М. : ЭКСМО, 1995. -127с.

Володченко, В. Ю. Игры нашего двора / В. Ю. Володченко ; Рис. И.Челмодеева. – Науч.-попул. изд. – М. : Дом : ИИК “Российская газета”, 1998. – 84с.

Залесский, М. З. Как стать сильным / М. З. Залесский ; Худож. В.Жигарев. – М. : РОСМЭН, 2000. – 124с.

Семёнова, И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой / И. Семёнова. – – Науч.-попул. изд. – М.: Педагогика, 1989. – 176с.

Сидеть да лежать, болезни поджидать (рус. нар. пословица).

О врачах

Больное сердце исцелит
Сердечный доктор Айболит!

Лечит он болезни кожи-
От фурункула до рожи.

Мне поставила вчера
Два укола …

Бормашины слышен свист –
Зубы лечит всем …

Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
Не капризничай, не плачь,
Это просто детский …

Этот доктор удалит
Мой больной аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот?

Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он как-то смог разглядеть сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё.

Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках.

Кто для блага всех людей
Кровью делится своей?

Не везёт сегодня Светке –
Врач дал горькие…

Правило для написания «по-прежнему»

Если в предложении можно задать вопросы «Как?», «Каким образом?», то написание будет через дефис.

«Костя хотел все в жизни оставить по-прежнему»;

«Марина Ивановна по-прежнему работает в школе»;

«Вопрос по-прежнему оставался открытым»;

«Все осталось по-прежнему»;

«Предыдущее название улицы было по-прежнему на слуху у жителей города».

В данном случае можно задать вопрос «Как?». Значит в данном контексте употребляется наречие. В русском языке наречия не склоняются, не имеют рода и числа.

По морфологическому составу, если наречие начинается с приставки «по-» и заканчивается суффиксами «–ому» или «–ему», то после приставки однозначно ставится дефис.

Другие примеры такого написания: «по-старому», «по-новому», «по-моему». Эти наречия образованы от прилагательных и некоторых местоимений.

Обратите внимание! Синонимами данного наречия могут быть такие слова: «по-старому», «как и прежде», «все еще» и т. д.

В данном случае можно задать вопрос «Как?». Значит в данном контексте употребляется наречие. В русском языке наречия не склоняются, не имеют рода и числа.

Неправильно пишется

Неправильное написание лексемы — слитно (попрежнему). Но при этом нельзя путать написание наречия и имени прилагательного. Здесь существует еще одна орфограма: безударная гласная в суффиксе. Нельзя писать: по прежниму или по-прежниму. Потому что не существует суффикса -иму-.

  1. Он по-прежнему не собирался менять своего мнения и легко соглашаться на условиях других участников конференции.
  2. По-прежнему у Ирины Васильевны были светлые локоны, которые она каждый день украшала красивыми шпильками.
  3. Иван посмотрел на новую книгу, которую по-прежнему не трогал и принципиально не читал.
  4. По прежнему пути не было смысла ходить, теперь это была дорога в никуда.
  5. Мы двигались по прежнему маршруту — другой альтернативы у нас просто не было.
  6. Корабль удачно двигался по прежнему курсу, и вдалеке уже виднелся какой-то остров.

Мировая экономика

Надежда Петровна сидела по-прежнему, не шевелясь, словно с ней происходил какой-то кошмар.

Примеры предложений

Для закрепления правила написания можно использовать следующие примеры:

  1. Двигаться по прежнему направлению было бессмысленно. Совершенно точно, что дорога ведет в тупик.
  2. Лодка продолжала движение по прежнему курсу. Вскоре пассажиры увидели остров.
  3. Ручей больше не мог двигаться по прежнему руслу. Люди изменили направление его течения.
  4. Она так страстно хотела двигаться по прежнему пути, но ее стремление было безнадежным. Все в ее жизни слишком сильно изменилось.
  5. В ходе короткой дискуссии было принято решение ехать к морю по прежнему автобану.

В каждом случае между частями конструкции «по» и «прежнему» можно вставить вопрос. Тем самым, проверить правильность раздельного написания прилагательного с предлогом.

Для закрепления правила рассмотрим несколько примеров предложений.

Б) Пишутся через дефис:

1. сложные существительные, образованные без соединительной гласной, каждая часть которых может употребляться как самостоятельное слово;

Диван-кровать, кафе-закусочная, купля-продажа, генерал-полковник, премьер-министр, член-корреспондент, плащ-палатка, дизель-мотор, мотор-генератор, инженер-капитан, динамо-машина, стоп-кран, кран-балка, пила-рыба, лорд-канцлер.

2. составные названия политических партий, направлений, их сторонников;

3. составные названия единиц измерений;

Человеко-день, грамм-молекула, киловатт-час, тонно-километр.

Исключения: трудодень, трудочас .

4. сложные существительные, обозначающие промежуточные части света, и их эквиваленты с иноязычными элементами;

Юго-запад, северо-восток, зюйд-вест, норд-ост.

5. сложные названия растений, городов и др., в состав которых входят частицы, предлоги и союзы;

Любишь-не-любишь, иван-да-марья, Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре.

6. сложные существительные, первый элемент которых имеет оценочное значение;

Чудо-богатырь, паинька-мальчик, аника-воин, бой-баба, гоп-компания, жар-птица, ура-патриотизм, горе-спортсмен.

7. сложные существительные с иноязычными элементами: обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, блок-, пресс-, макси-, миди-, мини- .

Обер-прокурор, унтер-офицер, штабс-капитан, штаб-квартира, лейб-гвардия, вице-премьер, экс-чемпион, блок-схема, пресс-центр, макси-пальто, миди-юбка, мини-платье.

Исключения: блокпост, блокгауз, блокнот ;

8. сложные научные термины, в состав которых входят названия букв (обычно греческого и латинского алфавита);

Гамма-лучи, икс-лучи, альфа-измеритель.

9. составные фамилии и некоторые географические названия.

Жолио-Кюри, Новиков-Прибой, Усть-Ишим, Йошкар-Ола, Ново-Архангельск, Лас-Вегас, Нью-Йорк.

Обер-прокурор, унтер-офицер, штабс-капитан, штаб-квартира, лейб-гвардия, вице-премьер, экс-чемпион, блок-схема, пресс-центр, макси-пальто, миди-юбка, мини-платье.

Дефисное написание наречий

  • ПО + местоимение прилагательное + ОМУ/ЕМУ, СКИ/КИ, ЬИ =>по-моему, по-боевому, по-январски, по-лисьи.
  • КОЕ + наречие + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ =>кое-как, когда-то, куда-либо, где-нибудь
  • В, ВО- + порядковое числительное + ИХ, ЫХ =>во-первых, в-третьих.

НО

Дефисное написание наречий

  • ПО + местоимение прилагательное + ОМУ/ЕМУ, СКИ/КИ, ЬИ =>по-моему, по-боевому, по-январски, по-лисьи.
  • КОЕ + наречие + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ =>кое-как, когда-то, куда-либо, где-нибудь
  • В, ВО- + порядковое числительное + ИХ, ЫХ =>во-первых, в-третьих.
Читайте также:  Учим геометрические фигуры для детей 1-3 лет: методики обучения, игры, раскраски

НО

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

1. Правописание -то, -либо, -нибудь, -таки, кое-

Через дефис пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки.
Например: все-таки, кое-где, что-либо
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно.
Например: полуботинки, полустанок.
Правописание слов с приставкой пол-
1) Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л.
Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
2) В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно.
Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов;
Например: мало-помалу, тихо-мирно
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и;
Например: по-старому, по-летнему, по-дружески
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых.
Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
– обозначающие оттенок цвета:
Например: ярко-красный, светло-зеленый
– образованные от сложных существительных
Например: северо-восточный
– обозначающие оттенок качества
Например: горько-соленый
– первая часть которых заканчивается на -ико
Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
– между частями которых можно поставить сочинительный союз и.
Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
– образованные от подчинительных словосочетаний
Например: железнодорожный (железная дорога).
– образованные от сложных существительных, пишущихся слитно
Например: железобетонный
– образовавшиеся путем сращения слов
Например: дикорастущий

Азбучные истины

КРАСИВО НАРИСОВАТЬ (наречие + глагол)

5. «Экономкласс», а не «эконом‑класс»

Здесь очень хочется поставить дефис по аналогии с «бизнес‑классом», но так делать не стоит. «Экономкласс» — сложносокращённое слово, которое произошло от «экономичный класс» и поэтому пишется слитно. По такому же принципу образовано, например, слово «демоверсия» — «демонстрационная версия».

Здесь очень хочется поставить дефис по аналогии с «бизнес‑классом», но так делать не стоит. «Экономкласс» — сложносокращённое слово, которое произошло от «экономичный класс» и поэтому пишется слитно. По такому же принципу образовано, например, слово «демоверсия» — «демонстрационная версия».

Правила

Согласно русской орфографии, степени наречий могут образовываться с употреблением приставок «в-», «до-», «за-», «не-» и «по-». В таком случае все употреблённые в каждом конкретном случае приставки пишутся с исходными словами слитно:

  1. вольно – невольно – довольно – недовольно;
  2. мало – немало – помалу; много – немного – понемногу;
  3. рано – заранее; рано – раньше – пораньше; поздно – позднее – попозже;
  4. редко – нередко; реже – пореже; часто – нечасто – почаще – зачастую;
  5. следовательно – вследствие – впоследствии,

и др. Степени сравнения, уподобления и превосходства наречий могут быть качественными (п. 1), количественными, (п. 2), временны́ми (п. 3), частотными (п. 4), причинными (п. 5). Данное правило не распространяется на следующие слова и выражения:

  1. Если исходное наречие совместно с «по-» порождает наречие иного смысла (иной лексической категории), см. ниже. Тогда правильное написание приставки будет через дефис: «прежде» (обстоятельственное времени) – «по-прежнему» (определительное сравнения и уподобления – «так, как всегда»). В таком случае будет ошибочным уже слитное написание: «попрежнему» – неправильно!
  2. Также через дефис с «по-» пишутся наречия сравнения и уподобления, образованные от прилагательных и притяжательных местоимений: «по-женски» (от «женская», «женский», «женское»), «по-моему» (от «мой», «моя», «моё»), и т.д.
  3. Если «в», «до», «за», «не», «по» и др. являются предлогами в высказывании, а не приставками к слову. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. В этом случае предлог относится к другому слову в предложении, так как наречия – неизменяемые слова и с предлогами не употребляются. Например: «По ранее (раньше) означенному соглашению …» (предлог «по» относится к существительному «соглашение» в дательном падеже). Для проверки перестраиваем фразу, сводя предлог с его «целевым» словом: «Посоглашению, означенному ранее (раньше) …» – смысл предложения не изменился, значит, «по» здесь и в самом деле предлог; «Пробираясь по чаще леса» (тут «чаще» – тоже дательный падеж от «чаща»). Для проверки меняем предлог на синонимический (того же значения в данном контексте): «Пробираясь в чаще леса».

  1. Если исходное наречие совместно с «по-» порождает наречие иного смысла (иной лексической категории), см. ниже. Тогда правильное написание приставки будет через дефис: «прежде» (обстоятельственное времени) – «по-прежнему» (определительное сравнения и уподобления – «так, как всегда»). В таком случае будет ошибочным уже слитное написание: «попрежнему» – неправильно!
  2. Также через дефис с «по-» пишутся наречия сравнения и уподобления, образованные от прилагательных и притяжательных местоимений: «по-женски» (от «женская», «женский», «женское»), «по-моему» (от «мой», «моя», «моё»), и т.д.
  3. Если «в», «до», «за», «не», «по» и др. являются предлогами в высказывании, а не приставками к слову. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. В этом случае предлог относится к другому слову в предложении, так как наречия – неизменяемые слова и с предлогами не употребляются. Например: «По ранее (раньше) означенному соглашению …» (предлог «по» относится к существительному «соглашение» в дательном падеже). Для проверки перестраиваем фразу, сводя предлог с его «целевым» словом: «Посоглашению, означенному ранее (раньше) …» – смысл предложения не изменился, значит, «по» здесь и в самом деле предлог; «Пробираясь по чаще леса» (тут «чаще» – тоже дательный падеж от «чаща»). Для проверки меняем предлог на синонимический (того же значения в данном контексте): «Пробираясь в чаще леса».

Общие правила слитного и дефисного написания слов

1. Пишутся слитно сложные слова с элементами (независимо от их количества в слове): авто-, авиа-, аэро-, био-, библио-, вело-, гео-, гелио-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псвевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, электро- .

Автошкола, авиабилеты, автомотовелогонки, аэросани, библиография, велотрек, гелиотерапия, геополитика, гидроузел, зоомагазин, киноплёнка, лжепророк, радиоволны.

Исключения:

    сложные слова, вторая часть которых – имя собственное.

Лже-Иванов, лже-Анастасия, лже-Дмитрий (но истор.: Лжедмитрий), авиакомпания «Аэро-Мехикан», кино-Остап.

Теле- и радиопрограмма, авто- и мотогонки.

2. Пишутся слитно слова с иноязычными приставками: анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пан-, псевдо-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- .

Антиисторический, архиважный, гиперурбанизм, интерпозиция, инфракрасный, контрнаступление, панамериканский, псевдорусский, субпродукты, супермодный, транссибирский, ультраправый, экстраординарный.

Исключения:

  • слова с этими приставками и следующей за ними прописной буквой: Пан-Европа.
  • контр-адмирал, экстра-класс .

3. Пишутся слитно сложные слова с первой частью – числительным в родительном падеже (с суффиксами -и-, -у-, -ух-, -а- и др.).

Сем и летка, дв ух дюймовка, дв у личный, сорок а летие, пят и кратно, тридцат и пят и летний, тр ёх килограммовый.

4. Пишутся слитно слова с первым элементом полу-, полутора-, четверть- .

Полумеры, полуоткрытый, полушутя, полутораметровый, четвертьфинальный.

Сочетания, в состав которых входит слово половина , пишутся раздельно.

Трёх с половиной километровое расстояние.

Исключения: трёхсполовинный, четырёхсполовинный.

5. Слова с первым элементом пол- пишутся:

    слитно, если вторая часть начинается с согласной, кроме согласной л;

Полмира, полдня, ползимы.

Пол-огурца, пол-лимона, пол-Москвы.

Пол засеянного поля, пол фруктового сада.

6. некоторые сложные географические названия;

Ссылка на основную публикацию