Почему ребенок не хочет ходить в школу? Как привить ребенку любовь к школе?

Что почитать взрослым

Ну или как вариант – ок, сын! Мы от тебя отстанем, если продемонстрируешь нам заказы, полученные на фотошоп, ну и заработок на них. Тебе точно-точно этого хватит на жизнь?

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу

Добрый день, дорогие родители. Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Дети вырастают и обязательно должны пойти учиться.

И когда наступает такая школьная пора, то многие родители сталкиваются с очередной проблемой – дети не хотят учиться и не хотят даже ходить в школу, прогуливают занятия, нехотя делают уроки, только для галочки.

У них складывается отрицательное отношение не только к учебе, но и к учителям, но в чем же дело, этот вопрос нельзя откладывать на дальнюю полку.

Разберемся в этой проблеме.

Причин нежелания дитя идти в школу немало. Во-первых, у первоклассника появляется страх знакомства с преподавателем, с одноклассниками, да и вообще, с этой новой неизвестной для него жизнью. Здесь может быть и другая проблема, а именно, отсутствие моральной подготовки ребенка к школе.

4. Жанр

Жанр тоже определяется очень просто, это дружеское послание.

Формально стихотворение написано на тему дружбы, что и определяется самим жанром. Однако это только внешняя сторона.

Создание стихотворения

Интересной является история создания стихотворения «К Чаадаеву». А.С. Пушкин был неравнодушен к трудностям, которые возникли в обществе после европейской кампании Александра I. Страна была в бедственном положении, что вызывало революционные настроения среди думающей интеллигенции. До декабрьского восстания 1825 года оставалось совсем немного времени, недовольство правлением самодержца возрастало.

Идея стихотворения «К Чаадаеву» возникла у Пушкина вполне закономерно. Он хотел поделиться с другом своими размышлениями о том, что происходит в обществе, и надеждами на светлое будущее страны. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) был близким другом поэта по лицею и разделял его революционные взгляды. Ему и посвящен стих, написанный в 1818 г.

В возрасте 19 лет Пушкин жил в столице, он еще не знал наказаний со стороны властей за вольномыслие и написание произведений революционного направления. Адресованный другу стих спровоцировал его первую южную ссылку в 1820 году.

  1. Жанр стихотворения — дружеское послание. Ему свойственна адресация к определенному человеку, призывание к действию, выражение идей, надежд. До XIX века подобный жанр носил название «эпистола». Стиль стихотворения — романтический.
  2. Композиция. Произведение написано по принципу «теза-антитеза» (контраст). В первой части упоминается прошлое (наивная юность). Вторая треть посвящена настоящему, остальное — будущему. Открывает и закрывает композицию мотив пробуждения страны от сна. Отсюда несложно понять, что поэт пребывал в приподнятом эмоциональном состоянии.
  3. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмой. С его помощью произведение выглядит легким, воодушевляющим.
  4. Темы стихотворения «К Чаадаеву» — патриотизм и дружба. На патриотизме основано все произведение. Лирический герой не только видит проблемы, существующие в России, но и готов принять участие в их разрешении. Нет мысли бежать из страны, но есть надежда на светлое будущее. Обращаясь к Чаадаеву, поэт пытается развеять пессимистичное настроение друга. Он мотивирует Чаадаева на достижение целей вопреки препятствиям и искренне верит, что тот сможет раскрыть свой потенциал.
  5. Метафоры (выражения, употребляемые в переносном значении). «Горит еще желанье».
  6. Оксюморон (остроумное сочетание противоречивых понятий). «Тихой славы».
  7. Инверсия (перестановка частей фразы для придания ей особой выразительности). «Власти роковой».
  8. Эпитеты (художественно-образные определения, подчеркивающие наиболее существенный признак предмета или явления). «Утренний туман», «власти роковой».
  9. Сравнение. «Как сон, как утренний туман».

Образы и символы

  • Образ лирического героя в данном стихотворении почти полностью сливается с автором – А.С.Пушкиным (на что указывает сам жанр, дружеское послание). В произведении выражено свободолюбие героя, его стремление к демократии, к устранению самодержавия, к избавлению от крепостного права. Но также читателю открывается внутренний мир автора, его переживания, душевные тревоги. Конечно, мы не можем ассоциировать лирического героя с автором в полной мере, но данное произведение явно носит автобиографический характер: речь идет о реально существующем друге Пушкина и о том, что волновало общество того времени, в том числе и самого автора. Поэтому он говорит не «я», а «мы», то есть перед нами нетрадиционный герой с набором индивидуальных черт, а некая сила, некая общность людей, которых сплотили идеи свободы и справедливости. Пушкин всячески подчеркивает, что его политические требования — не его частная инициатива, а необходимость, которую ощущают сотни граждан.
  • Образ царизма носит негативный характер в этом стихотворении. Поэт резко критикует самодержавный строй России, обличает «самовластье» («под гнётом власти роковой»). При царе страна спит, все ее силы дремлют, и лишь свобода сможет разбудить их.
  • Образ Чаадаева читатель скорее воображает, чем видит в строках поэта. Это единомышленник лирического героя, который имеет такие же жизненные ценности, как и он. Но, видимо, он пал духом, поэтому герой стремился его поддержать.

В стихотворении «К Чаадаеву» звучат важные политические проблемы того времени.

Краткий анализ стихотворения “К Чаадаеву” по плану: 1.История создания стихотворения

7.Средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и др.)

u0422u0435u043cu0430 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u2013 u0441u0432u043eu0431u043eu0434u0430 u0438 u0431u043eu0440u044cu0431u0430 u0441 u0441u0430u043cu043eu0434u0435u0440u0436u0430u0432u043du044bu043c u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du0438u0435u043c, u043du0430u0434u0435u0436u0434u0430 u043du0430 u0442u043e, u0447u0442u043e u0420u043eu0441u0441u0438u044f u201cu043fu0440u043eu0431u0443u0434u0438u0442u0441u044f u043eu0442u043e u0441u043du0430u201d.n

u041au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u044f u2013 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u043fu043eu0441u0442u0440u043eu0435u043du043e u043fu043e u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu0443 u201cu0442u0435u0437u0430 u2013 u0430u043du0442u0438u0442u0435u0437u0430u201d, u043eu0441u043du043eu0432u0430u043du043du043eu043c u043du0430 u043au043eu043du0442u0440u0430u0441u0442u0435. u041fu0435u0440u0432u0430u044f u0447u0430u0441u0442u044c u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u043e u043fu0440u043eu0448u043bu043eu043c, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u0430u0432u0442u043eu0440 u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442 u043du0430u0438u0432u043du043eu0439 u044eu043du043eu0441u0442u044cu044e. u0412u0442u043eu0440u0430u044f u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0435u043du0430 u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0435u043cu0443, u0430 u0442u0440u0435u0442u044cu044f u2013 u0431u0443u0434u0443u0449u0435u043cu0443. u041cu043eu0442u0438u0432 u043fu0440u043eu0431u0443u0436u0434u0435u043du0438u044f u043eu0442u043e u0441u043du0430 u043eu0442u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u0438 u0437u0430u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435, u0437u0430u043au043eu043bu044cu0446u043eu0432u044bu0432u0430u044f u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u044e.n

u0416u0430u043du0440 u2013 u043fu043eu0441u043bu0430u043du0438u0435 u0434u0440u0443u0433u0443, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u043fu043eu0441u043bu0430u043du0438u0435u043c u0432u0441u0435u043cu0443 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0443, u0436u0430u043du0440u043eu0432u043eu0435 u043du043eu0432u0430u0442u043eu0440u0441u0442u0432u043e u041fu0443u0448u043au0438u043du0430.n

u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u043du044bu0439 u0440u0430u0437u043cu0435u0440 u2013 u0447u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u0442u043eu043fu043du044bu0439 u044fu043cu0431 u0441 u043au043eu043bu044cu0446u0435u0432u043eu0439 u0438 u043fu0435u0440u0435u043au0440u0435u0441u0442u043du043eu0439 u0440u0438u0444u043cu043eu0432u043au043eu0439.n

u041cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b u2013 u201cu0433u043eu0440u0438u0442 u0435u0449u0435 u0436u0435u043bu0430u043du044cu0435u201c.n

u042du043fu0438u0442u0435u0442u044b u2013 u201cu044eu043du044bu0435 u0437u0430u0431u0430u0432u044bu201c, u201cu0443u0442u0440u0435u043du043du0438u0439 u0442u0443u043cu0430u043du201c, u0432u043bu0430u0441u0442u0438 u0440u043eu043au043eu0432u043eu0439u201c.n

u041eu043au0441u044eu043cu043eu0440u043eu043d u2013 u201cu0442u0438u0445u043eu0439 u0441u043bu0430u0432u044bu201c.n

u0421u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u0435 u2013 u201cu043au0430u043a u0441u043eu043d, u043au0430u043a u0443u0442u0440u0435u043du043du0438u0439 u0442u0443u043cu0430u043du201c, u201cu043au0430u043a u0436u0434u0435u0442 u043bu044eu0431u043eu0432u043du0438u043a u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0439 u043cu0438u043du0443u0442u044b u043fu0435u0440u0432u043eu0433u043e u0441u0432u0438u0434u0430u043du044cu044fu201c.n

u041eu0431u0440u0430u0449u0435u043du0438u0435 u2013 u201cu043cu043eu0439 u0434u0440u0443u0433u201d.n

u0418u043du0432u0435u0440u0441u0438u044f u2013 u201cu0432u043bu0430u0441u0442u0438 u0440u043eu043au043eu0432u043eu0439u201c.
“>]” data-test=”answer-box-list”>

u041cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b u2013 u201cu0433u043eu0440u0438u0442 u0435u0449u0435 u0436u0435u043bu0430u043du044cu0435u201c.n

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

Читайте также:  «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» – загадка с ответом и расшифровкой

Обращение – “мой друг”.

Инверсия – “власти роковой“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

Краткий анализ стихотворения “К Чаадаеву”

Вариант 1

Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.

В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой».

Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы…», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.

Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.

Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.

Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».

Вариант 2

П.Я. Чаадаев известен как философ и публицист, друг А.С. Пушкина со времен их обучения в Царскосельском лицее. Он во многом повлиял на мировоззрение поэта, его стремление к борьбе против самодержавия и идейные взгляды.

С первых строк очевидно разочарование Пушкина в прежнем романтизме. Такие светлые чувства, как любовь и надежда уже кажутся несерьезными юношескими забавами. На фоне подъема политического недовольства в стране, ощущения несправедливости и ущемления свободы людей они уже неактуальны.

Пушкин призывает посвятить себя служению Родине. Под этим понятием он имеет в виду защиту простого русского народа и отчизны от самодержцев, стоящих в ее главе. Пушкин использует лексику, присущую речи революционера: «звезда», «товарищ», «свобода», «самовластье».

Последние строки «И на обломках самовластья Напишут наши имена!» выражают полную готовность встать в ряды революционеров, которые хотят свергнуть царя и провести реформы. Идея освободить крепостных от рабства не раз звучала в стихах А. С. Пушкина, и здесь поднимается эта тема.

Хотя стихотворение посвящено Чаадаеву, оно обращено к большому числу читателей. Те, у кого «сердца для чести живы», те, кто может воевать за свою Родину, должны вступить в противодействие.

Вариант 3

Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет о произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству. А теперь все эти мечты рассеялись и разбились о горькую действительность.

Стихотворение написано во время царствования Александра I, который сначала позиционировал себя как либерал и реформатор, но все его правление сопровождалось жесткими репрессиями. И поэт понял, ничего хорошего не произойдет, пока в стране господствует самодержавие.

При этом он замечает, что в нем не погасло стремление изменить к лучшему судьбы Родины. И не все потеряно пока, есть желание и вера в свободу, которая обязательно придет. Поэт сравнивает свою любовь к Родине с чувством любовника перед первым свиданием. Он пребывает в радостном возбуждении и ожидании.

Эти стихи были написаны не для печати. Но когда Чаадаев прочитал его близкому кругу своих знакомых, то оно так понравилось, что его тут же начали переписывать, и передавать из рук в руки. В результате это послание стало ходить по стране, будоража умы. Оно стало своего рода гражданским посланием к лучшим представителям просвещенной молодежи. Здесь впервые Пушкин открыто призывает к свержению самодержавия.

Идея веры в победу над самовластием так вдохновляла, что это произведение стало неофициальным гимном декабристов, среди которых было много друзей поэта.

И позднее, после жестокого подавления восстания, Пушкин корил себя за то, что его послание сыграло определенную роль в окончательном решении членов тайного общества «Союз благоденствия» выйти на сенатскую площадь. Для 9 класса.

Вариант 4

Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение обширно распространялось в списках, служило средством политической агитации.

В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой».

Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы…», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.

Важно отметить, что тут патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.

Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.

Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».

Вариант 3

Стихотворение и декабристы

Анализ лирического стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в последних строках произведения читатель видит открытый призыв автора к свободе, свержению установившегося самодержавия. Эта дерзкая мысль, которая прозвучала в произведении великого русского поэта, была высказана впервые. Он уже не верил многочисленным обещаниям царя что-то изменить в стране, и афишировать свое мнение по этому поводу не собирался. Многие биографы подтверждают этот факт. Произведение было доставлено адресату, а сам поэт благополучно о нем забыл. Но к этому моменту Чаадаев был не только одним из участников тайного масонского общества, но и членом организации будущих декабристов.

Стихотворение великого поэта участники этой организации восприняли в качестве открытого призыва к активным действиям. Они искренне поверили в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена». По прошествии времени заговор против царя был раскрыт, и немало представителей знатных дворянских фамилий было сослано в Сибирь. Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность, сожалея, что не мог разделить участи своих близких друзей, и считая, что именно произведение «К Чаадаеву» заставило их совершить попытку государственного переворота.

Читайте также:  Кто такой маменькин сынок: характеристика мужчины. Как распознать маменькиного сынка, и что делать, если ваш муж маменькин сынок? Как не воспитать маменькиного сынка: советы для мам сыновей

План литературного анализа произведения может быть следующим:

Смысл

Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

Не обходится автор и без эпитетов («тихой славы», «пленительного счастья», «нетерпеливою душой»). Широко используются в тексте инверсии: «Души прекрасные порывы!», «Отчизны внемлем призыванье».

Анализ идеи

Помимо призыва, автор пытается отразить сложный переход, называемый взрослением человека. Особенно взросление человека в качестве полноценного гражданина, который будет участвовать в делах своей родины, отстаивать ее честь и быть по-настоящему верным. В начале стихотворения можно увидеть, как все прелести юношеской жизни (тихая слава, надежда, любовь) превращаются в ничто под гнетом взрослой и тяжелой судьбы.

Надежды маленького мальчика на свободу и славу подвергаются сомнению. Именно поэтому Пушкин и сравнивает их с мимолетным сном, туманом — они способны так же быстро рассеяться, не оставив после себя ни следа.

Во второй же части чувства Пушкина перерастают в нечто большее — обращение не к своим желаниям, а к желаниям народа, родины.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб.


Надежды маленького мальчика на свободу и славу подвергаются сомнению. Именно поэтому Пушкин и сравнивает их с мимолетным сном, туманом — они способны так же быстро рассеяться, не оставив после себя ни следа.

План анализа

В анализе стихотворения последовательно следует раскрыть такие вопросы:

  1. История написания текста (дата, год, ключевые события).
  2. Определить жанр стихотворения.
  3. Описать идею и тему, литературное направление.
  4. Определить размер стихотворения, описать композицию и ее связь с содержанием стихотворения «К Чаадаеву».

Каждый пункт плана раскрывает определенный важный аспект текста. В совокупности они представляют комплексный анализ.

Элементы истории написания стиха спрятаны в его названии. Петр Яковлевич Чаадаев был близким другом Александра Сергеевича во время обучения в лицее. Молодые люди много общались, делились своим творчеством, обсуждали политическую ситуацию в стране. Этот стих был адресован Петру Чаадаеву, когда он уже был участником движения декабристов.

259,Анализ стихотворения А, пушкина «к чаадаеву»

Стихотворение «К Чаадаеву» Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ «К Чаадаеву» по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Товарищ, верь: взойдет она,

помогите пожалуйста с литературой нужно сделать анализ стихотворения А. С. Пушкин”К Чаадаеву”

1)Дата написания. История создания стихотворения

2)Связь стих-ния с эпохой

4)Тема и идея стих-ния

5)Средство художественной выразительности использованная автором

6)Образ лирического героя

7)Ваше отношения к прочитанному

Плииииз помогите, завтра нужно сдать.

1)Дата написания.
История создания стихотворения

Стихотворение
написано в 1818 году — в петербургский период творчества Пушкина. Стихотворение
адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному
из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет.

2)Связь стих-ния
с эпохой

Оно получило
широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться
в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной
ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном
виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда» .

В данном
стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание,
обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко
всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре
послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к
интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по
жанру произведение — гражданское послание.

4)Тема и идея
стих-ния

Главная идея
стихотворения — призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и
обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что
свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна» . В
концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома
всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем
будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!» ) .

Впервые в этом
стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина
соединение гражданской тематики с интимной — любовной и дружеской. В связи с
этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в
соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что
звучало в то время крайне необычно.

5)Средство художественной
выразительности использованная автором

Послание «К
Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером — четырехстопным ямбом.
Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской
мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью.
Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви;
метафорические образы «горения» , эпитеты романтической окраски («под гнетом
власти роковой» , «минуты вольности святой» ) , метонимия высокого стиля («Россия
вспрянет ото сна» ) . Особо следует подчеркнуть символический образ звезды —
«звезда пленительного счастья» , который вошел не только в русскую литературу,
но и стал элементом сознания русского общества.

Лирический герой,
обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие
прежние его идеалы оказались «обманом» , «сном» :

Любви, надежды,
тихой славы

Недолго нежил нас
обман,

Как сон, как
утренний туман.

7)Ваше отношения
к прочитанному

Обращение к другу
переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения,
адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии
употреблено другое, более высокое слово — «друг» заменяется на «товарищ» . А
поэтический образ «звезды пленительного счастья» , завершающий стихотворение,
становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П. Я. Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу, участвовал в Отечественной войне ( в бородинском, тарутинском, Лейпцигском и других сражениях). Несмотря на разницу жизненного опыта, в их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем», высоко ценил его, сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес
А здесь он ¬¬¬¬¬¬¬¬¬– офицер гусарский.
(«К портрету Чаадаеву», 1820)

Обратимся к стихотворению. Перечтем первое четверостишие:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман… и т. д.

Как понять эти строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая», который нередко кажется учащимся «неподходящим» к слову «слава». Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях прлитического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман». Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой.
Читаем вторую строфу. Обращаем внимание на два образа, возникающие в ней: «власть роковая» и «отчизна». В сопоставлении этих двух образов возникает лаконично выраженная, глубоко трагическая тема тяжелого положения родины, народа под гнетом «роковой власти» всего четыре коротких стиха, но в них большой внутренний подтекст: у читателя возникает мысль и о крепостном рабстве, и о военных поселениях, и о жестоких расправах с поднимающимся народом. Отмечаем силу эпитета «роковая» власть. В данном контексте он значит: жестокая, бесчеловечная. Родина названа «отчизной», т. е. отобрано из ряда возможных синонимов то слово, в котором есть оттенок сердечности, интимности. В разобранной строфе поэт сказал:» Но в нас горит еще желанье». Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли многих. О каком желании он говорит?
Перечитываем следующую строфу, из ее содержания это желание определяется: наступление «минуты вольности святой». О чем говорит слово «минута»? О быстром осуществлении «вольности», очевидно, о победе дела освобождения путем революционной борьбы. Что означает в данном контексте эпитет «святой»? Высокое понимание слова «вольность». Сравнение «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья» подчеркивает и искренность и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаенного желания («верное» свиданье).
На этой строфе закончились глубокие размышления поэта, естественно подготовившие патриотический революционный призыв, заключенный в двух последних строфах.
В двух последних строфах заключен призыв «отчизне посвятить души прекрасные порывы» и выражена уверенность в том, что «Россия вспрянет ото сна, И а обломках самовластья напишут наши имена!».
Что значат слова «обломки самовластья»? Падение самодержавия, революция и ее победа. Какую же идею выдвигает поэт, к чему он призывает? К самоотверженному служению родине путем борьбы с самодержавием. Подлинный патриотизм неотделим для поэта от революционной борьбы. До призыва, заключенного в двух последних строфах, идут размышления поэта. Они и приводят к заключительному обращению к другу.
Обр

Читайте также:  Почему ребенок грызет, кусает губы и щеки? Ребенок кусает губы: психосоматика — что делать?

Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман… и т. д.

Предварительный просмотр:

В лирике Пушкина есть стихотворения, которые трудно однозначно определить по их тематике. Таким является и стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. В нем впервые в лирике Пушкина появляется столь характерное для его последующего творчества соединение гражданской тематики с любовной и дружеской.

В соответствии с этим происходит и трансформация жанра: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению и насыщается пафосом свободолюбия и патриотизма.

Петр Яковлевич Чаадаев был одним из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет поэта. Их многое объединяло, хотя не всегда на протяжении многолетней дружбы позиции зрелого Пушкина и Чаадаева совпадали. Но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и, порой, саркастическим умом, а главное – свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Ведь Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим -так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием.

Кроме этого послания, Пушкин адресовал Чаадаеву еще несколько стихотворений, написанных несколько позже. Они резко отличаются по тональности от послания 1818 года, которое поражает своим чисто юношеским воодушевлением и оптимизмом. Пожалуй, нигде более Пушкин не выражает надежды на столь скорое осуществление идеалов свободы, которая восторжествует, как ему кажется, стараниями его друзей и самого поэта:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Поразительно, но столь оптимистическому финалу предшествует совсем иное настроение, которое лишь постепенно сменяется, по ходу развития основной мысли стихотворения.

Начало его написано в элегическом стиле , очень характерном для жанра дружеского послания. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Не уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триады не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания – «веры». Но это ключевое слово еще появится в стихотворении – оно оставлено для заключительной, ударной концовки, придавая ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности.

Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что даже далеко не все близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства – дружбы и любви:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения их области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

И теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово – слово «друг» заменяется на «товарищ».

А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы для многих последующих поколений русских людей, готовых бороться за то, чтобы Россия «вспряла ото сна».

Для нас этот образ наполнен уже несколько иным смыслом, но его поэтическая сила и выразительность, как и всего пушкинского послания, продолжает пленять и волновать наших современников.

Resource id #2304

Задание для самостоятельной работы.

Ссылка на основную публикацию