Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: история жизни героя, биография

Образ Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Гриша Добросклонов – это молодой, целеустремленный человек, душу которого терзает несправедливость крепостной Руси. Его манят материальные богатства, он стремится поддержать дух народа, хочет пожертвовать жизнью ради будущего его любимой страны.

Гриша Добросклонов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание

Гриша Добросклонов.
Иллюстрация В. Нагаева

Григорий Добросклонов является одним из самых ярких и запоминающихся персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.

В этой статье представлен образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание героя в цитатах.

История Гриши описана в конце поэмы в разделе под названием “Эпилог”.

Смотрите:
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Гриша мечтает о том, чтобы крестьяне жили хорошо:
“. Не надо мне ни серебра, / Ни золота, а дай Господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси. ”

Образ Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» герои, простые русские мужики, ходят по земле и ищут человека, который может назвать себя счастливым. События произведения происходят через некоторое время после того, как было отменено крепостное право. Масштабное произведение писателя о жизни целого народа, можно с уверенностью отнести к жанру романа.

  1. Краткая характеристика Г. Добросклонова
  2. Образ и характеристика Добросклонова
  3. Сочинение про Гришу Добросклонова
  4. Гриша Добросклонов в поэме Некрасова

Григорий не похож на остальных крестьян – его ум и восприятие мира выходят далеко за пределы крестьянского быта, забот и повседневной жизни. Его тесно связывает с простыми людьми общая жизнь, бедность, полуголодное существование, невозможность резко изменить своё будущее.

Кто такой Гриша?

Добросклонов изображен молодым юношей, наделенным талантом. У Гриши дар от Бога: герой умеет вести за собой народ. Добросклонов говорит правду, уста юноши глаголют истину. Обычные люди нуждаются в правде. Писатель подчеркивает, что «простым русским мужикам» не хватает правдивых слов. Фамилия Гриши очень красноречивая, «говорящая». Автор словно намекает, что герой склоняет людей к добру.

Гриша – пожалуй, самый запоминающийся персонаж некрасовского произведения. Об истории Добросклонова читатель узнает из эпилога поэмы. «Печать дара Божьего», о котором пишет автор эпопеи, возвышает Гришу как пример для интеллигентов. Интеллигенция в Российской империи отличалась приверженностью к либерально-демократическим идеалам. Отрицательное качество интеллигентов того времени – пассивность. Поэтому на первый план Некрасов выводит активного, деятельного, не по годам мудрого героя. Фактически устами Григория говорит сам Николай Алексеевич.

Добросклонов изображен молодым юношей, наделенным талантом. У Гриши дар от Бога: герой умеет вести за собой народ. Добросклонов говорит правду, уста юноши глаголют истину. Обычные люди нуждаются в правде. Писатель подчеркивает, что «простым русским мужикам» не хватает правдивых слов. Фамилия Гриши очень красноречивая, «говорящая». Автор словно намекает, что герой склоняет людей к добру.

Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была создана Н.А.Некрасовым после отмены крепостного права, поэтому основная тема произведения посвящена жизни русского народа после реформы, которую все так ждали. «Но принесла ли долгожданная свобода счастье?» – пожалуй, главный вопрос обсуждаемый в поэме.

На фоне семерых героев поэмы особенно ярко автором выделяется образ Гриши Добросклонова – молодого парня, рожденного в очень бедной семье. Отец Гриши был бездельником и увиливал от любой работы, а мать была тяжело больна. После её смерти его любовь к матери в какой – то мере стала проявляться любовью к Родине. Несмотря на то, что семья порой голодала и юность Гриши прошла в очень тяжелой обстановке это не ожесточило его, а наоборот сблизило с простым народом. В отличие от своего отца Гриша вырос трудолюбивым и вопреки всем невзгодам и лишениям остался честным и справедливым человеком, готовым всегда встать на защиту народа.

Гриша Добросклонов – борец за справедливость, который свято верит, что в скором времени все на Руси будут жить хорошо. На первом месте у него было всеобщее благополучие, а не личная выгода и ради этого благополучия он был готов идти до конца и если было бы нужно даже пожертвовать собственной жизнью. Он всячески пытается поднять боевой дух народа, в том числе и с помощью песен.

Гриша повествует читателю о двух дорогах, которые могут привести к счастью, одна из которых ведет к счастью материальному, а другая к духовному. Он выбирает для себя сложный путь, пытаясь добиться счастья для всех. Он встречает на своем пути множество единомышленников и это придает ему еще большую уверенности в успехе. Но в конце этого пути его самого ожидает вовсе не счастье, а чахотка и ссылка в Сибирь. Но несмотря на всё через что Грише приходится пройти в жизни, Некрасов именно его описывает как героя, которому на Руси живется хорошо.

В отличие от богачей чьё богатство измеряется в золоте и деньгах, но всё равно не делает их счастливыми, богатство Гриши заключается в его душевности, любви к народу и вере в светлое будущее. Даже фамилия героя – Добросклонов говорит сама за себя, характеризуя его как человека склонного к доброте. Исходя из этого становится понятно, что автор делает акцент на том, что главное богатство человека во все времена – это его душа, нравственность и самопожертвование. Автор верит, что персонаж Гриши Добросклонова для многих послужит примером для подражания.

Гриша Добросклонов – борец за справедливость, который свято верит, что в скором времени все на Руси будут жить хорошо. На первом месте у него было всеобщее благополучие, а не личная выгода и ради этого благополучия он был готов идти до конца и если было бы нужно даже пожертвовать собственной жизнью. Он всячески пытается поднять боевой дух народа, в том числе и с помощью песен.

Картинка к сочинению Характеристика Гриши Добросклонова

Я живу в большой и дружной семье, у меня есть мама и папа, сестра, две бабушки и два дедушки. Все мы живем вместе, в огромной и просторной квартире. Я учусь в школе, сестренка ходит в детский сад.

↑ 4. Мировоззрение

В возрасте пятнадцати лет в сознании Григория образы матери и Родины сливаются воедино. Он ставит перед собой главную цель в жизни: всеми силами добивать того, чтобы “каждому крестьянину//Жилось вольготно-весело”.

Добросклонов видит перед собой две дороги. Одна – широкая и просторная, по которой на протяжении веков идет огромная толпа рабов. Среди этого скопища людей ведется непрекращающаяся “бесчеловечная вражда-война”.

По второму, тесному и извилистому пути идут “лишь души сильные”, которые готовы принести себя в жертву страдающему народу. Именно этот путь выбирает для себя Гриша. Он понимает, что, скорее всего, разделит горькую участь многих других “народных заступников”: “Немало Русь уж выслала. Немало их оплакала”).

Григорий твердо убежден в том, что страдающее веками крестьянство достигнет светлого будущего. В этом ему помогут лучшие качества национального характера: вера в добро и справедливость, трудолюбие, народная мудрость.

Внешность героя

Грише около 15 лет, на это указывает то, что он учится в семинарии. Автор называет героя, то “мальчиком”, то “юношей”. Если бы не голод, то Григорий был бы крепким сильным молодым человеком. Но не смотря на “кость широкую”, его лицо “исхудалое” от постоянного недоедания. Это лишь немногое, что известно о внешности героя, в поэме нет подробного описания его лица и фигуры. Этим автор подчёркивает типичность, народность своего персонажа, которому суждено стать народным заступником.

Образ Добросклонова – человека, который выбрал тяжёлый путь – служение народу, заступничество за обиженных, неграмотных, но самых родных людей – это образ рождающего революционера. Анализ поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” позволяет сделать вывод о том, что рождение гениев из простого народа неминуемо влечёт перемены во всей русской реальности. Уклад, существующий в современной автору России, устарел и изжил себя, крепостничество, голод, нищета и чудовищная несправедливость должны смениться равенством, правдой и одинаковыми возможностями для всех людей, не зависимо от их происхождения.

Общие черты

Образ Григория Добросклонова демонстрирует, что это яркий представитель пропагандиста революции, который стремится подготовить народные массы к борьбе против капиталистических устоев. В чертах этого героя воплотились самые романтические черты революционной молодежи.

Рассматривая этого героя, надо также учитывать, что Некрасов принялся за его создание в 1876 году, т. е. в то время, когда «хождение в народ» уже усложнялось множеством факторов. Некоторые сцены произведения подтверждают, что Грише предшествовали «бродячие» пропагандисты.

Что касается отношения Некрасова к простому рабочему народу, то здесь он высказал свое особенное отношение. Его революционер ведет он жил и рос на Вахлачине. Народный заступник Гриша Добросклонов — это герой, который хорошо знает свой народ, понимает все обрушившиеся на него беды и печали. Он является одним из них, поэтому не вызывает сомнений или подозрений у простого мужика. Гриша — это надежда поэта, его ставка на представителей революционного крестьянства.

Читайте также:  Как отличить смелость от безрассудства, а трусость от благоразумия: аргументы для сочинения, ЕГЭ

Материнская история очень повлияла на Гришу. После её смерти он всегда вспоминал мать, пел её песню… Сам не доедал, страдал. Любовь к матери соединилась с любовью к Родине. И чем старше он становился, тем лучше понимал, как трудно всем его согражданам. Его ужасает, что славянина выводят на рынок в цепях, чтобы продать, что забирают у крепостных их детей. (Сыновей – в армию лет на двадцать, а дочерей, вообще, на «позор».)

Путь к вершинам мастерства

Упорная учёба и постоянные писательские упражнения в конце концов дали свои плоды. Начав заниматься репетиторством и написанием публицистических статей, водевилей и сказок, он стал зарабатывать настолько хорошо, что даже смог накопит достаточно денег, чтобы в 1840 г. издать свою первую книжку стихов «Мечты и звуки», тираж которой после разгромной критики В. Белинского сам же и уничтожил. Тем не менее, с этих пор литературная, к которой он так упрямо готовился, деятельность стала основным делом жизни Н. Некрасова.

В дальнейшем, продолжая много и упорно писать, совершенствуя своё мастерство, он начинает сотрудничество с журналом «Отечественные записки», позже арендует когда-то основанный ещё А. Пушкиным «Современник», а после его закрытия в период нарастания революционной ситуации 1860-х гг. снова возвращается к «Отечественным запискам», арендуя их у Краевского. Благодаря редакторскому и предпринимательскому таланту поэта, оба журнала надолго становятся самыми популярными в России изданиями демократического направления.

На страницах этих журналов впервые печатаются многие впоследствии знаменитые русские писатели. Здесь появляются произведения:

  • Ивана Тургенева.
  • Ивана Гончарова.
  • Александра Герцена.

Некрасов открывает для читателей имена Ф. Достоевского и Л. Толстого, печатает Чернышевского и Добролюбова, ставшими позже идейным руководством «Современника». Поэт сумел сохранить журнал даже в заключительные годы правления Николая I, когда из-за революционных событий во Франции усилилось реакционное движение внутри России.

Издание перестало существовать лишь в 1866 г., после покушения на Александра II, несмотря на неблаговидный поступок писателя в попытке избежать его закрытия, когда Н. Некрасов написал и прочитал в Английском клубе оду генералу Муравьёву-Виленскому, известному своей жестокостью во время подавления Польского восстания.

Как и каждое эпическое произведение, эта поэма, которой больше подходит определение — стихотворный роман, — населена множеством персонажей. Одни из них проходят сквозь всё повествование, другим посвящено всего лишь несколько кратко написанных эпизодических строк, третьи выходят на передний план только в отдельных главах .

Образ Григория Добросклонова

Один из спорных для некрасоведов вопросов – роль Григория Добросклонова и смысл этого образа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: создавал ли Некрасов образ «заступника народного», борца за народное счастье, «разночинца, революционера 60-х гг. и революционного народника 70-х гг.», или просветителя, воспитателя народа. В черновой редакции главы, как отмечают исследователи, был «яснее истинный смысл образа Гриши Добросклонова – народного заступника. Именно здесь Некрасов сравнивал его с Ломоносовым и предрекал ему тяжкую судьбу: «чахотку и Сибирь». «Чахотка» и «Сибирь» были, безусловно, точными указаниями на революционную, противоправительственную деятельность Гриши Добросклонова. Но Некрасов еще на начальном (доцензурном) этапе работы зачеркнул строки: «Ему судьба готовила / Путь громкий, имя славное / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь». Только по воле издателей поэмы уже в советское время эти строки были включены в текст. Но вопрос, почему автор отказался от этих строк, напрямую указывающих на революционную деятельность героя, – остается. Сделал ли это Некрасов в результате автоцензуры, т.е. заранее зная, что строки не будут пропущены? Или это было вызвано изменением концепции образа Гриши?

Возможное объяснение отказа Некрасова от указаний на трагическую судьбу Гриши Добросклонова нашел Н.Н. Скатов, который увидел причину в стремлении создать обобщенный образ представителя молодого поколения. «С одной стороны, – пишет исследователь, – он (Гриша Добросклонов) человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша – и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи».

Споры вызывает и место героя в повествовании. К.И. Чуковский склонен был отводить этому герою ключевую роль. Собственно, появление такого героя, как Гриша Добросклонов, и стало для исследователя важнейшим аргументом в определении композиции поэмы. «Счастье» народного заступника Гриши Добросклонова и должно венчать, по мнению К.И. Чуковского, поэму, а не восторженный гимн «благодетельнице»-губернаторше, который звучит в «Крестьянке». Как итоговый в размышлениях Некрасова о «счастье» воспринимают образ Гриши Добросклонова и другие исследователи. По предположению Л.А. Евстигнеевой, «в следующих главах центральной фигурой поэмы должен был стать Гриша Добросклонов, образ которого только намечен в «Пире. ».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой Гриша Добросклонов – не кульминация поэмы, не ее венец, а всего лишь один из эпизодов в поисках крестьян. «Встреча с Григорием Добросклоновым, – полагают исследователи, – была одним из эпизодов путешествия странников – важным, знаменательным, принципиальным и т.д., но все же лишь эпизодом, который вовсе не означал окончания их поисков». Эту же позицию разделяет и В.В. Жданов, автор книги «Жизнь Некрасова»: «Маловероятно, что все линии пути многосложного повествования, все многообразие образов и характеров можно свести к Грише Добросклонову, – утверждает он, – вероятно, что это один из этапов на пути к завершению всего труда». Ту же мысль высказывает и Н.Н. Скатов: «Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце». Исследователь мотивирует свои слова тем, что «счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

Для такого понимания роли героя есть все основания: путешествие мужиков, действительно, не должно было заканчиваться на Вахлачине. И в то же время, трудно согласиться и с тем, что Гриша Добросклонов – всего лишь один из многочисленных героев. Не случайно в образе Гриши Добросклонова явственны черты столь дорогих некрасовскому сердцу людей – Добролюбова и Чернышевского.

Но проблема заключается не только в определении места героя в поэме. Спорным представляется вопрос о том, принимал ли Некрасов «счастье» Григория Добросклонова как высшее представление о счастье? Обращаясь к этой проблеме, К.И. Чуковский утверждает, что в своем творчестве Некрасов соотносил с представлением о счастье жизнь только богатых и влиятельных людей, например, счастливым был назван «владелец роскошных палат» из стихотворения «Размышление у парадного подъезда». Но это утверждение не совсем точно. У Некрасова было и другое понимание счастья. И оно тоже выразилось в его лирике. Счастливцем, например, он называл И.С. Тургенева:

Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Все, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной.

Несомненным слагаемым «счастья» для Некрасова была не праздность, а труд. И потому, рисуя картины счастливого будущего в поэме «Горе старого Наума», Некрасов воспевает «вечный бодрый труд над вечною рекою». Известно и такое некрасовское признание. В мае 1876 г. сельская учительница Малоземова написала ему письмо – отклик на прочитанную поэму, которая завершалась главой «Крестьянка». Учительнице казалось, что поэт не верит «в существование счастливых людей», и она старалась разубедить его: «Я уже стара и очень некрасива, – писала она, – но очень счастлива. Сижу у окна в школе, любуюсь природой и наслаждаюсь сознанием своего счастья. В прошлом моем много горя, но я считаю его благом-счастьем, оно выучило меня жить, и без него я не знала бы наслаждения в жизни. ». Некрасов ответил ей много позднее – его письмо датировано 2 апреля 1877 г.: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Означают ли эти слова, что в дальнейшем автор хотел продолжить рассказ о жизни Гриши Добросклонова? Ответить на этот вопрос невозможно. Но нельзя не заметить, что Гришино понимание счастья действительно близко счастью сельской учительницы. Так, когда благодарный Грише за добрые слова, за помощь, Влас желает ему счастья, как он его понимает, счастья крестьянского:

Дай Бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену! –

Гриша Добросклонов отвечает несогласием с таким пониманием счастья, противопоставляет ему свое:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Исследователями давно отмечена близость судьбы и образа Гриши Добросклонова с судьбами и личностями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Семинаристское прошлое, происхождение Чернышевского, черты личности Добролюбова и даже его фамилия – становятся непосредственными источниками образа. Известно и то, как Некрасов воспринимал своих сотрудников по «Современнику»: в стихотворениях, посвященных Добролюбову и Чернышевскому, их судьбы утверждаются как воплощение идеальной судьбы. Но можно отметить еще целый ряд деталей, которые свидетельствуют об особенной значимости для автора образа Гриши Добросклонова. Некрасов явно сакрализирует образ Гриши: представляя Гришу как «посланца Божьего», отмеченного «печатью дара Божьего». На путь, избираемый им, – «дорогу тесную», «честную», призывает ангел милосердия. Песня «Средь мира дольнего», которую поет ангел милосердия, в черновой редакции называлась «Куда идти?» Исследователи видят в этом названии явную аналогию с названием романа Чернышевского «Что делать?» Но можно предположить и другой источник этих слов: они перекликаются со словами апостола Петра, вопрошавшего, как свидетельствуют древние апокрифы, Христа о цели его пути: «Куда идешь?» Отвечая на вопрос Петра, Христос сказал: «В Рим, чтобы снова принять распятие». «После этого Христос возносится на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, возвращается в Ром, где его распинают вниз головой». Эта аналогия также позволяет увидеть высший смысл Гришиного пути. Интересно отметить, что первоначально имя некрасовского героя было – Петр.

Читайте также:  Народное лечение аллергии у грудничка. Как вылечить аллергию у новорожденных на лице?

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное». Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного.

Следует согласиться с В.И. Мельником, который пишет о том, что поэт воспевал «всякую жертву человека, всякий подвиг – лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова».

Наделяя своего героя истинно «счастливой» судьбой, Некрасов тем не менее не завершает главу возвращением странников в родные деревни. Их путешествие должно было продолжиться. Почему? Ведь заключительные строки указывали не только на согласие автора с таким пониманием счастья, но и на то, что странники уже были готовы его разделить. Один из возможных ответов на этот вопрос дал Г.В. Плеханов, известный революционный деятель. Он увидел причину такой концовки в том, что народ и «народные заступники» не были едины в своих стремлениях. «В том-то и дело, что странники-крестьяне разных деревень, порешившие не возвращаться домой, пока не решат, кому живется весело, вольготно на Руси, – не знали того, что творилось с Гришею, и не могли знать. Стремления нашей радикальной интеллигенции оставались неизвестны и непонятны народу. Ее лучшие представители, не задумываясь, приносили себя в жертву его освобождению, а он оставался глух к их призывам и иногда готов был побивать их камнями, видя в их замыслах лишь новые козни своего наследственного врага – дворянства».

Это замечание, отражающее действительные реалии русской жизни, все же не совсем справедливо по отношению к некрасовской поэме: Гриша не предстает как борец-одиночка в поэме, «вахлаки» и слушают его, и прислушиваются к его мнению. И все же Некрасов не хотел завершить искания своих героев в Вахлачине. Странствие должно продолжиться, и, как справедливо пишет один из исследователей, «неизвестно, к чему оно может привести мужиков. Ведь поэма строится на основе развития авторской идеи, а Некрасову очень важно показать, чему учатся странники во время путешествия, что, в частности, они почерпнули из тех новых встреч, о которых рассказывается в «Пире. ». Поэтому события, изображенные в «Пире. », вовсе не должны быть концовкой поэмы, напротив, они становились новым стимулом в дальнейших поисках семи мужиков, дальнейшем росте их самосознания».

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное». Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Сочинение на тему: «Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)»

Литеровед предлагает вам краткое сочинение на тему: «Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)», в котором вы ознакомитесь с одним из ключевых образов в идейном плане произведения.

В названии поэмы Некрасова мы видим вопрос, на который искали ответ образованные люди времен знаменитого поэта. К сожалению, героям так и не удалось найти счастливых людей на Руси. И все же Некрасов частично отвечает на этот вопрос и рассказывает о том, в чем же он видит счастье и кого, вопреки всему, можно смело назвать счастливым человеком.

Одним из персонажей, которого автор считает счастливым, является Гриша Добросклонов. Он занимает почетное высокое место в общей идее произведения, хотя появляется только в самом конце. Гришу читатель впервые встречает на празднике в главе «Доброе время – добрые песни». Тот факт, что героя пригласили на крестьянский пир, показывает, насколько он близок к народу.

Отец Гриши – дьяк, любимец простого народа. Он вместе со своими сыновьями не стыдится веселиться с народом, опускаться до их уровня. Они также не боятся тяжелой работы и почитают праздники хорошим отдыхом. Таким образом, Добросклонов все время проводил с народом.

Судьба никогда не миловала Гришу Добросклонова. Еще с раннего детства он вынужден был голодать. Несмотря на знатное духовное происхождение его семьи, мальчик чувствовал вкус бедности не раз. Его отец часто впадал в крайности и не знал меры в алкоголе. В итоге дьячковские дети вечно были голодны. Он всем говорил, как же дороги ему дети, но в то же время совсем о них не думал. Дети слушали похвалу впроголодь.

К сожалению, семинария не стала для Гриши спасением. Там маленькие порции заслуженной еды забирал себе эконом, а Гриша снова оставался голодным. К нему подолгу не приходил сон. Молодой человек все думал о еде, конкретно о завтраке. Эта мысль не давала ему покоя, а голод не смыкал глаз. Соответственно его внешность буквально кричала о недостатке пищи в его жизни. Гриша был очень худым. Хотя его конституция говорила о том, что он мог выглядеть, как настоящий русский богатырь. У парня была широкая кость.

Еще одной особенностью внешности Гриши был рыжий цвет волос. Добросклонов является образом-символом всей России. Также и русский народ: он мог бы жить по своей воле и процветать, но сейчас вынужден оставаться в тени и довольствоваться малым. Интересно, что с самого детства Гриша, как никто другой, был очень близок ко всем народным проблемам. Тем не менее, все это не сломило героя, а наоборот – сделало его сильнее.

Он не вырос обиженным на весь мир, Гриша решил всеми возможными способами помогать своему народу. Сделать что-то для других – вот его цель в жизни. Неважно, какой человек стоит перед ним – добрый или злой, хороший или плохой, бедный или богатый, Гриша чувствовал в себе огромное желание помочь ему. Это не в последнюю очередь связано с тем, что герой хранит в памяти свою покойную любимую матушку Домнушку, которая прожила свой короткий век в беспрерывном и тяжком труде.

Читайте также:  Открытки ветеранам на 9 мая День Победы своими руками. Шаблоны для открыток к 9 мая

Сам Некрасов также очень любил образ матери Добросклонова, ведь она символизировала спокойную, всепрощающую крестьянку, которая вмещала в себе огромное количество любви и нежности. Естественно, Гриша часто вспоминал о ней после ее смерти. В его памяти не случайно оказалась песня, которую матушка часто пела ему.

Песня «Соленая» стала проводником для молодого человека на всю его жизнь. В моменты тоски, одиночества, страха Гриша все время вспоминает эту песню, напевает ее. И тогда ему кажется, что в этот момент мать находится рядом с ним. Он чувствует ее теплую, любящую руку, которая поддерживает его, не дает больно упасть. Чувство пустоты и утраты способствует тому, что Добросклонов решает помогать другим людям.

Вообще, песни в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются одними из ключевых приемов для характеристики Гриши Добросклонова. Именно они раскрывают его образ, жизненные устремления, идеи и прерогативы. Из песни мы узнаем и о патриотических чувствах героя. Так, например, из первой песни становится понятно, что Гриша очень четко видит все народные проблемы. Он понимает истинное положение вещей, не верит в то, что лежит на поверхности, но глядит в корень.

Слова его песни ужасают. Никто не может остаться безучастным. Каждый проникается смыслом и сочувствием. Также Гриша не теряет надежды на лучшее будущее. Он смело заявляет о том, что где-то на пороге уже стоит долгожданная свобода, верит в скорое счастье. Еще одну песню Гриша исполняет о бурлаке. Она оголяет все больше проблем бедного народа.

Если в первой песне мы слышали абстрактные мысли о тяжелом существовании русских людей, то здесь уже видим конкретику. Постепенно он уходит с головой в песню о Руси. В ней мы видим неиссякаемый оптимизм и невероятно чистый, искренний патриотизм Гриши Добросклонова. Он поет о том, что будет происходить в будущем, каким же радужным оно станет.

И все же народу не хватает настоящего лидера, чтобы добраться до заветных высот. Возможно, именно Гриша Добросклонов больше всех подходит на эту роль. Герой считает, что в нашей жизни есть два пути к счастью. Один из них создан для обычной толпы, которая меряет счастье такими понятиями, как богатство, слава, власть, почет. Именно такой путь ищут и путники, главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Но есть и другой. Гриша говорит о тесном и неудобном пути, о котором многие забывают, выбирая легший. Это путь честного человека, по которому следуют только высоко моральные люди, готовые уступить свои тленные приоритеты ради настоящих. Таким путем в будущем пойдет и Гриша Добросклонов. Здесь он не найдет богатства и славы, но найдет себя в любви к своему народу.

Гриша счастлив, ведь может быть полезным для других людей. Это огромный талант – радоваться успехам других и жить ради своих ближних. Гриша Добросклонов – это образ, созданный Некрасовым, который подчеркивает искаженность понятия «счастье» в современном автору обществе. Счастливы мы или же нет, зависит от нас самых.

Настоящее счастье не измеряется никакими категориями, и Гриша об этом прекрасно осведомлен. Именно поэтому он оканчивает петь свою песню о правде и мчится на крыльях счастья домой, где его радость разделяет родной брат.

Вообще, песни в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются одними из ключевых приемов для характеристики Гриши Добросклонова. Именно они раскрывают его образ, жизненные устремления, идеи и прерогативы. Из песни мы узнаем и о патриотических чувствах героя. Так, например, из первой песни становится понятно, что Гриша очень четко видит все народные проблемы. Он понимает истинное положение вещей, не верит в то, что лежит на поверхности, но глядит в корень.

Сборный образ

Сам поэт отмечает, что в образе Гриши он запечатлел черты которые были характерны революционно настроенной молодежи 1860-1870-х годов, французским коммунарам и прогрессивным представителям крестьянства. Исследователи утверждают, что образ Гриши Добросклонова несколько схематичен. Но это легко объясняется тем, что Некрасов создавал новый исторический тип героя и не мог до конца изобразить в нем все, что хотел. На это повлияли и условия, сопутствовавшие созданию нового типа, и исторические особенности времени.

Некрасов раскрывает свое видение общественного деятеля, конкретизируя глубокие исторические корни борьбы народа, изображая духовную и политическую связь героя с судьбой и надеждами народа, систематизируя их в образах конкретных личностей и индивидуальных особенностях биографии.

Итоги урока. Рефлексия.

Сюжет и образ

Однажды «на столбовой дороженьке» встретились семеро крестьян, между которыми завязался спор о том, кому на Руси жить хорошо. Каждый озвучил собственное предположение: наверняка, счастливчики имеются среди попов, помещиков, чиновников, купцов, бояр. И, наконец, вольготно живется царю. К единому мнению прийти не удалось, поэтому мужики отправились на поиски счастливого человека, чтобы лично убедиться в его существовании.

Семь крестьян

Дорога приводит путников на Волгу, где герои знакомятся с крестьянами, которые скрывают от сумасшедшего старого помещика отмену крепостного права. Взамен родственники богатея после его смерти обещают мужикам отдать пойменные луга. Однако слово так и не сдерживают.

Слух о том, что в неком городе живет «доброумная» и удачливая «губернаторша», приводит странников к Матрене Тимофеевне. Однако та разочаровывает их, утверждая – на Руси и в помине нет женского счастья. В главе «Пир на весь мир» мужики села на Волге устраивают праздник по поводу смерти помещика. Среди зачинателей гулянки и появляется Гриша Добросклонов, 17-летний сын священника.

Автор создал образ народного заступника с непростой историей жизни. Юноша родился в семье ленивого нищего дьячка и батрачки из глухого села. Голодное детство, семинария, где тоже пришлось несладко… Не умереть с голоду помогла поддержка и щедрость крестьян-соседей, поэтому любовь к простому люду с ранних лет зародилась в сердце героя.

Матрена Тимофеевна

Из характеристики персонажа понятно, что Гриша Добросклонов видит счастье не в личном благе, а в том, чтобы народу стало легче и проще жить. Смысл его жизненного пути содержит фраза:

«…и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастья
Убогого и темного
Родного уголка».

Анализ образа и общественная позиция Некрасова отвечают на вопрос, почему Добросклонов счастливый. Герой стоит особняком в россыпи персонажей поэмы, отличается бунтарским характером и особым восприятием жизни. Все остальные действующие лица демонстрируют покорность судьбе, становятся жертвами обстоятельств. А Гриша – борец, воплощенный плод размышлений автора над путями, которые бы привели российский народ к благополучию.

Как считают критики, персонаж становится продолжением образа Евгения Базарова, героя произведения Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако в отличие от него юноша из литературного труда Некрасова не одинок, революционный пожар уже основательно вспыхнул в умах людей.

Гриша Добросклонов

Поэма содержит описание интеллигентного демократа, рожденного и выросшего в нищей глубинке, который ищет правду в книгах и убивает время за думами. Добросклонов – поэт, поющий пронизанные революционным оптимизмом песни. Отношение автора к герою теплое: Николай Некрасов вложил в Гришу собственные черты и мысли о торжестве демократии.

Художественная канва произведения соткана из случайных встреч и разговоров, в ней переплелись отдельные судьбы, а все вместе создает картину бедной, грязной и пьяной Руси, стоящей на пороге изменений.

Дорога приводит путников на Волгу, где герои знакомятся с крестьянами, которые скрывают от сумасшедшего старого помещика отмену крепостного права. Взамен родственники богатея после его смерти обещают мужикам отдать пойменные луга. Однако слово так и не сдерживают.

Помощь ребенку

Для подтверждения диагноза педиатром будут назначены анализы крови и мочи, соскоб на микрофлору и пробы на аллергены. В зависимости от результата назначается эффективная терапия, направленная на снятие симптомом и борьбу с конкретным заболеванием. Но до постановки диагноза родители должны помочь ребенку избавиться от дискомфорта.

Для этого следует принять меры:

  1. Если проблема не сопровождается какими-либо дополнительными симптомами, то воспаленные места можно смазать детским средством для снятия зуда – Адвантан, Локоид.
  2. Для новорожденных можно влить в ванночку отвар череды или ромашки.
  3. При аллергической природе крохе в течение 5 дней дают антигистаминный препарат – Супрастин, Тавегил, Эриус. Его дозировка зависит от возраста и веса малыша.
  4. Устранить контакт с аллергическим веществом. Если это пищевой продукт, то его запрещено давать ребенку. По возможности исключить животных из дома и провести генеральную уборку для избавления от пыли.
  5. Высыпания, вызванные бактериальной инфекцией, лечатся при помощи антибиотических препаратов.

Если ступни и ладошки малыша покрылись пятнами, а его температура тела повысилась до критических показателей, то родители должны срочно вызвать медицинскую помощь.

Рассмотрев фото с пояснениями на страницах интернета, показывающие виды кожных высыпаний, мама должна сделать все, чтобы у нее ребенка не возникло таких проблем с кожей.

Ссылка на основную публикацию