Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение, план

Самохарактеристика

Автор сам упоминает в тексте, что его возраст – 30 лет. Этот возраст, по его мнению, пора утихнуть, оставить юношеские забавы, стать серьёзнее и мудрее. Между делом автор сообщает, что когда-то также жил в Петербурге, но ему не подходит климат (“но вреден север для меня”). Из маленьких картинок-фраз складывается удивительно цельный образ повествователя. Судя по отступлениям от основного повествования он большой любитель красивых стройных женщин, сердцеед и ловелас. Знаток девичьих ужимок, кокетства, манер и лицемерия. Автор прекрасно разбирается в названиях деталей женского туалета, обуви, он наблюдателен и хитер. Он прозрачно намекает, что множество раз примерял на себя роль искусителя. Также сквозь общее повествование прорывается самоирония. Изящно, с юмором, без зазнайства и намёка на собственный талант повествователь даёт характеристику своему роману прямо в процессе его создания. Автор самокритичен и мнимо ленив, он сам себе хозяин, о чём с удовольствием сообщает в начале повествования: “Я кончил первую главу; пересмотрел всё это строго: противоречий очень много, но их исправить не хочу”.

Автор очень любит природную красоту, это можно увидеть в цитате: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой».

Тема урока: Образ автора в романе «Евгений Онегин»

МОБУ «Рыбкинская СОШ»

Название предмета: литература

УМК (название учебника, автор, год): Литература 9 класс, , 2014

Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый

Тема урока: Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2

Место урока в системе уроков по теме: № 7 и 8 из 11

Цель: раскрыть роль автора в романе; показать, как автор способствует созданию «энциклопедии русской жизни» расширению границ романа.

Образовательные: выявить роли автора в романе: автор-повествователь, автор-персонаж, автор – лирический герой; определить, что способствует расширению границ романа;доказать, что роман носит реалистический характер.

Развивающие: развивать навык анализа художественного произведения, разграничения автора и лирического героя, выделения из текста точки зрения автора по различным вопросам.

Воспитательные: формировать интерес к жизни, быту и нравам наших предков, культуре русского народа на разных этапах его существования.

Планируемые результаты: знать идейную направленность романа, уметь анализировать художественное произведение, выявлять авторскую позицию

Техническое обеспечение урока:

Организационный момент. Постановка цели и темы урока. Реализация домашнего задания. Практическая работа по лирическим отступлениям. Лекция о реализме романа.

2. Вступительное слово учителя. Постановка темы и цели урока.

В романе «Евгений Онегин» автор выступает не только в роли рассказчика, его можно назвать и полноценным героем произведения, им самим созданного, причем он расширяет границы романа, отходя от изображения судьбы главных героев и изображения их характеров, то есть делает лирические отступления на абсолютно различные темы, касающиеся жизни и быта русского народа. Наша задача сегодня – выявить роли автора в романе и выяснить, чему посвящены лирические отступления, сделанные автором.

3. Работа по теме урока, реализация домашнего задания.

Вопросы и задания для обсуждения

— Охарактеризуйте композиционные «роли» образа автора. Докажите, что автор в романе является персонажем, повествователем, лирическим героем, который рассказывает о себе и своей жизни.

Докажите, что автор — друг и добрый знакомый Онегина. Как он относится к Онегину? Какие взгляды автора и Онегина совпадают? (Гл. I, стр. ХLV—ХLVI, LVI.)

— Докажите, что автор — покровитель и защитник Татьяны. Как это проявляется в стилистике повествования о Татьяне? (Гл. III, стр. V—ХII, XXIV—ХХV, XXXI—ХХХII; гл. IV, стр. ХХIII—ХХIV; гл. VI, стр. XVIII; гл. VIII, стр. ХIV—ХVI, LI.)

— Каково авторское отношение к романтической поэзии и судьбе Ленского? (Гл. II, стр. Х, ХV; гл. IV, стр. ХХVI, L—LI; гл. VI, стр. ХХIII, ХХХVI—ХХХIХ, ХLIII; гл. VII, стр. VIII—ХI.)

— Какова авторская оценка Ольги? Нет ли в ней противоречий? (Гл. II, стр. ХХI, ХХIII; гл. VI, стр. ХII—ХIV; гл. VII, стр. VIII—ХII.)

— Какова авторская оценка конфликтов, проявившихся во взаимоотношениях между героями?

— Какие характерные черты автора проявились в оценках изображения «энциклопедии русской жизни»?

4. Практическая работа

Роль лирических отступлений в романе,

– Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях. Они отражают его мнение о балах, моде, еде, театре, быте, любви, русском языке, поэзии, смерти и бессмертии, отношениях человека с друзьями, родными, женщинами и т. д.

• О чем размышляет автор-повествователь в лирических отступлениях и как это его характеризует?

1. О поэзии и замысле романа (гл. I, стр. LVII—LХ).

2. О смерти и бессмертии (гл. II, стр. XXXVIII — XL).

3. О русском языке и женском образовании (гл. III, стр. XXVII—ХХХ).

4. Об отношениях человека с друзьями, родней и женщинами (гл. IV, стр. ХVIII—ХХII).

5. О вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни (гл. VI, стр. ХLIII—ХLVI).

6. О Родине и Москве (гл. VII, стр. XXXIII—ХXXVIII).

7. О музе и судьбе поэта (гл. VIII, стр. I—VI).

8. О смысле жизни (гл. VIII, стр. IХ—XII).

9. О читателях и финале романа (гл. VIII, стр. ХLIХ—LI).

Автор проявляется в романе в нескольких «ролях»: и как герой романа, и как рассказчик, и как лирический герой, выражающий свои чувства и переживания. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности, пытается привлечь читателя к обсуждению вечных, общечеловеческих проблем. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это раздумья о связях человека с окружающими людьми, о творчестве, таланте, способностях, об отношении к Родине. Образом автора в романе объединяются картины русской жизни, и он является связующим звеном в «энциклопедии русской жизни».

5. Лекция учителя. Реализм романа.

Реализм романа Пушкина проявился в новаторском характере изображения человека и действительности, демократизации литературного языка, а именно:

• Пушкин ставит своей художественной задачей показать тип современного человека, героя своего времени.

• Историческая эпоха выражается в конкретной истории каждого героя и вымышленном сюжете романа.

• В романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени.

• Герои действуют не в исключительных обстоятельствах (как в романтических произведениях), а в привычном им окружении (Петербург, Москва, деревня).

• Сама действительность и герои романа показаны в динамике; их характеры претерпевают эволюцию.

• Общее, типическое для людей пушкинской среды проявляется через их специфические, индивидуальные черты.

• Характеры героев многогранны и построены не по литературным схемам, а по законам реальной жизни.

• Автор не судит своих героев, а анализирует их характеры и поступки, как очевидец, обычный человек той же эпохи, что усиливает жизненную правдивость повествования.

• Эмоциональная окраска картин жизни и внутреннего мира человека, пафос авторского повествования отражают мировоззрение передового человека эпохи Пушкина.

• Лиро-эпический характер нового для русской литературы жанра — романа в стихах — приводит Пушкина к необходимости разнообразить традиционный для русской поэзии четырехстопный ямб и создать новую строфическую форму — онегинскую строфу. Автор стремится сблизить книжный язык с общеупотребительным, разговорным.

Роман «Евгений Онегин» по своей родовой принадлежности является лиро-эпическим произведением, где неразрывно переплетаются два поэтических мира: история взаимоотношений Татьяны и Онегина и мир автора, который рассказывает читателю эту историю. В образах главных героев отразились характерные черты людей пушкинского круга и его эпохи, причем если Онегин — герой времени, то Татьяна — своего рода вечный образ, соединивший в себе идеальные черты русской женщины. Автор в романе проявляется как «проекция» самого Пушкина или как его «автопортрет». Он соседствует со своими читателями, неоднократно обращаясь к ним, с вымышленными героями, персонажами книг, которые читают его современники и герои романа, с реальными историческими лицами, людьми из близкого круга Пушкина. «Евгений Онегин» — это всеохватная картина русской жизни. В нем отразились черты нового направления русской литературы реализма.

Рефлексия. Было интересно…

Я понял, что… Мои мысли по поводу …

8. Домашнее задание

Подготовиться к обсуждению критических откликов на роман «Евгений Онегин» (индивидуальные сообщения по плану: 1) Что критик говорит о героях романа? 2) Что говорит о личности и мастерстве автора? 3) Как оценивает изображение русской действительности? по статьям Белинского, Достоевского, Писарева ).

Роль лирических отступлений в романе,

«Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»»

В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.

На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:

О, вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:

Я думал уж о форме плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу,

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу,

Цензуре долг свой заплачу…

Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.

В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:

Условий света свергнув бремя,

Как он, устав от суеты,

С ним подружился я в то время,

Мне нравились его черты.

И дальше поэт продолжает:

Томила жизнь обоих нас,

В обоих сердца жар угас.

Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:

Цветы, любовь, деревня, праздность.

Поля! Я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.

В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» — о молодости и старости — дано в восьмой главе романа:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть сумел.

В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.

Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, — все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.

В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».

В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.

Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об : «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

И дальше поэт продолжает:

Образ автора в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме «Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Учитель: Василевская Анастасия Сергеевна, МБОУ СОШ № 80

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции через обучение анализу поэтического произведения.

Задачи урока:

1) обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности;

2) познакомить учащихся с теоретико-литературным понятием «лирические отступления»;

3) показать широту изображения русской действительности в произведении.

Задачи урока, направленные на формирование компетенций:

1) совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;

2) развивать навык сопоставления различных философских, мировоззренческих позиций;

3) формировать умение работать с различными видами информации;

4) учить планировать собственную деятельность в условиях ограниченного времени

5)формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;

6)формировать готовность быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах моделировать и регулировать процессы взаимодействия.

Тип урока: комбинированный урок

Используемые технологии обучения: технология исследовательского обучения, технология обучения на основе схемных моделей, развитие критического мышления через чтение и письмо, технология работы с аудио- и видеоматериалами.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная (статические пары).

Пояснительная записка

Данный урок входит в систему уроков по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» в 9 классе и имеет большое значение для обобщения и расширения у учащихся знаний о жанровых особенностях романа в стихах, формирования представлений об образе автора, о современной ему жизни и идеале человека. Урок продолжает работу по совершенствованию культуры речи, формированию навыков владения коммуникативной компетенцией. Включает в себя методы и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока – комментарий на основе прочитанного текста дискуссионного характера.

Планируемый результат – осмысление образа автора в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, фрагмент спектакля реж. Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Сцены из романа» (Государственный академический театр им. Вахтангова, 2013 г.), раздаточный материал, шаблон кластера.

Организационный этап и вступительное слово учителя (2 мин.) СЛАЙД 1

Приветствие. Представление учителя. Пожелание успешной работы на уроке.СЛАЙД 2

История Норберта Винера.

Когда Винеры переехали на новую квартиру, жена положила мужу в бумажник листок, на котором записала их новый адрес, иначе он мог бы не найти дорогу домой. Тем не менее, в первый же день, когда ему на работе пришла в голову очередная идея, он полез в бумажник, достал оттуда листок с адресом, написал на его обороте несколько формул, понял, что идея неверна, и выкинул листок. Вечером, как ни в чем не бывало, Винер поехал по своему прежнему адресу. Когда обнаружилось, что в старом доме уже никто не живет, он в полной растерянности вышел на улицу. Внезапно его осенило. Он подошел к стоявшей неподалеку девочке и сказал: «Извините, возможно, вы помните меня… Я – профессор Винер, и моя семья недавно переехала отсюда. Вы не могли бы сказать, куда именно?» Девочка выслушала его очень внимательно и ответила: «Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь!»

Читайте также:  Развитие ребенка в 11 месяцев: умения, рекомендации для родителей, отзывы

Я желаю вам быть на сегодняшнем уроке любознательными, умными и талантливыми, как Норберт Винер, и в отличие от него собранными, сосредоточенными и внимательными.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Вы уже очень много знаете об этом произведении, и на этом уроке нам предстоит путешествие через весь роман. О чем же мы будем говорить? Давайте выясним это, выполнив задание.

Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и цели урока (5 мин) СЛАЙД 3

Работа с иллюстративным материалом.Ребята, посмотрите на эти иллюстрации к роману. Какие эпизоды и герои изображены на них?

Учащиеся: Илл.1 Татьяна и Онегин в саду, сцена объяснения. Илл.2 Дуэль Ленского и Онегина. Илл. 3 Татьяна читает книги в доме Онегина. Илл.4 последняя сцена романа. Илл.5 Ленский перед дуэлью приезжает к Ольге. Илл. 6 Пушкин и Онегин.

Учитель: Чем отличается последняя иллюстрация от предыдущих? Какого же героя изобразил Пушкин рядом с Евгением Онегиным?

Формулирование темы урока: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока (образ автора в романе «Евгений Онегин») СЛАЙД 4

Целеполагание: Исходя из темы урока, попробуйте предположить, что будет целью сегодняшнего урока. (Ответить на вопросы: Каков автор? Равен ли образ автора создателю произведения?) СЛАЙД 4

Учебно-познавательная деятельность(3мин.)

Друзья! (2гл. 39 ст.)

Друзья мои! (3 гл. 13 ст.),(6 гл.36ст.)

Мой читатель… (4 гл. 18 ст.)

Читатель благородный…(4гл. ст.20)

Кстати, братья! Терпенья вашего прошу… (4 гл. ст.37)

Милые друзья! (6 гл.46 ст.)

Читатель благосклонный…(7 гл.5 ст.)

Ах, братцы! Как я был доволен…(7гл. 36 ст.)

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться как приятель… (8 гл.49 ст.)

Учитель: присутствие автора, его черты характера как личности мы можем обнаружить в лирических отступлениях. (на слайде запись о том, что такое лирическое отступление) СЛАЙД 5

Лирические отступления – внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в “Евгении Онегине” А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.

Учитель: Проанализируйте это определение. Кому же адресованы все слова автора, не связанные с сюжетом, в романе «Евгений Онегин»? (Читателям, т.е. нам). Давайте убедимся в этом или опровергнем это предположение. СЛАЙД 6

Работа с цитатным материалом. Посмотрите, с каких слов начинает автор свои отступления.

К кому обращается автор? Что мы можем сказать о нем, как о человеке? Учащиеся:Автор – друг, приглашающий читателя к живому диалогу, совместному размышлению, часто даже к спору.

Учитель: Чтобы собрать более полный образ автора, исследуйте в парах предложенные мною лирические отступления. У вас разные фрагменты текста и разные вопросы, на которые нужно ответить. После мы соберем все это в единую систему. Регламент работы – 5 минут. В случае затруднения можете обращаться ко мне. (1 мин)

Учащиеся анализируют предложенные тексты. (5 мин)

Учитель: Давайте проанализируем все темы, которые интересны автору. Для этого заполним кластер. (15 мин) СЛАЙД 7

Обсуждение результатов работы, заполнение кластера.

Обобщение проделанной работы и вывод: Каким же человеком представляется нам автор?

Учащиеся: личность многогранная, многосторонняя, ему интересно все.

Учитель: А что же мы, как читатели, узнаем благодаря автору?

Учащиеся: всю жизнь России, всю современную ему действительность.

Учитель: Для чего Пушкин создал именно такой образ автора?

Чтобы показать именно через образ автора всю Россию.

Учитель: Давайте оформим вывод и зафиксируем его в рабочих листах.

Вывод: Благодаря многогранному образу автора читатель узнает всю жизнь России, всю современную действительность.

Учитель: Я хочу, чтобы вы мне напомнили. Как называются книги, в которых можно найти все, что угодно?

Энциклопедия

Учитель: Подумайте, как мы можем применить это понятие к роману «Евгений Онегин»

Энциклопедия русской жизни

Не случайно В.Г.Белинский напишет: «“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Закрепление изученного.(5 мин)

Учитель: Теперь мы знакомы с автором-героем романа так же хорошо, как знакомы с Татьяной или Евгением. Но значит ли это, что наш герой-автор – это и есть сам Пушкин? (Возможный вариант – подбор аргументов за и против)

Учащиеся: нет, Пушкин только использовал какие-то автобиографические черты, но образ автора является собирательным.

Учитель: Давайте дополним наш вывод.

Автор-герой в романе не совпадает с реальным автором, т.к. является собирательным образом.

Учитель: Скажите, пожалуйста, если бы была возможность выбрать себе друга, то кому бы вы отдали предпочтение – автору-герою или Евгению Онегину?

Заслушивание ответов учащихся.

Учитель: Почему же Пушкин, создав такую гармоничную личность, не сделал именно автора главным героем романа вместо Евгения Онегина?

Заслушивание ответов учащихся.

СЛАЙД 8. Художественный руководитель театра имени Евгения Вахтангова, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Национальной премии Литвы Римас Туминас в 2013 году поставил спектакль «Евгений Онегин», где использовал пушкинский текст и очень интересно подошел к проблеме автора в романе. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент этого спектакля.

Просмотр фрагмента спектакля. Обсуждение. (2 мин) СЛАЙД 9

Учитель: кому принадлежат слова, произнесенные актерами? Кто эти герои? Как вы думаете, почему режиссер посчитал нужным ввести сразу трех авторов в спектакль? (2 мин)

Подведение итогов урока

Учитель: Давайте вернемся к целям, которые мы поставили в начале урока. Все ли получилось у нас сделать? Остались ли у вас или появились какие-то вопросы, связанные с романом «Евгений Онегин»? (1 мин)

Рефлексия (3 мин)

В конце нашего урока я хочу вам предложить выполнить задание, которое займет у вас 3 минуты. Если вы чувствуете, что вы поняли сегодняшний материал, выберите задание «А». Если испытываете затруднение, выберите задание «Б». Именно за эти задания вы получите оценку. После выполнения я соберу ваши рабочие листы, проверю и передам оценки вашему учителю.

Выполнение работы

З адание «А»: ознакомьтесь с реальным отзывом на роман «Евгений Онегин» на сайте Отзовик.ком и напишите свой комментарий к произведению.

Задание «Б»: ознакомьтесь с реальным отзывом на роман «Евгений Онегин» на сайте Отзовик.ком и напишите свой комментарий к произведению.

Заключительное слово(1мин.)

Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок. Мне очень понравилось с вами работать, и я рада, что поставленные нами цели были достигнуты. Я желаю вам удачи в дальнейшем изучении литературы.

Заслушивание ответов учащихся.

Образ автора в романе А.С Пушкина Евгений Онегин – сочинение

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

И резкий охлажденный ум, —

— так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора.

В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта. везде является. по преимуществу артистическою”. Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом.

Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.

В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

И снова, преданный безделью,

Томясь душевной пустотой,

Уселся он — с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой.

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал — а все без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет;

На всех различные вериги;

И устарела старина,

И старым бредит новизна. Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.

Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.

..Обоих ожидала злоба

Слепой Фортуны и людей, —

замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.

Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.

Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина.

Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.

Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине:

..Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей,

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом,

Вот так убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет.

В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей. Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.

Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет:

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство.

Автор требует, чтобы на этого “странного человека” взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке:

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей,

И после сытного обеда

Ко мне забредшего соседа,

Поймав нежданно за полу,

Душу трагедией в углу.

Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.

Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир.

Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение — свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.

После описания дуэли Пушкин заявляет:

Люблю героя моего.

Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.

Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению:

Не дай остыть душе поэта,

И наконец окаменеть

В мертвящем упоенье света.

Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”.

Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною”, как заметил В. Г. Белинский.

Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, — говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему. . Посредственность одна

Нам по плечу и не странна, —

пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.

В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30—50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, — сказал В. Г. Белинский об авторе “Евгения Онегина”.

Читайте также:  Роль второстепенных персонажей в романах, пьесах, драмах: живой фон, стереотипы, эксцентричность, описание, сочинение

Мне нравились его черты,

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

“Евгений Онегин” — первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна — вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей. Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина — Чаадаев, Каверин и сам Пушкин.

Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он — друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.

Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял .вызов Ленского:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь;

Он должен был обезоружить

Онегин — друг Пушкина, которому “нравились его черты”. Но Онегин и Пушкин — не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской. Пример этому — творчество Байрона. Но “всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”, — писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин — совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни:

. рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели.

Когда Онегин приехал в деревню, красота русской природы не тронула его, хотя

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок.

Насколько Пушкин восхищается красотой родной страны, настолько же она безразлична Онегину.

В романе часты лирические отступления от главной темы. Но они не заставляют читателя забыть о сюжете произведения. В этих отступлениях Пушкин уже выступает как главное действующее лицо. Он вспоминает о своих лицейских годах, ссылке, жизни в деревне, делится с читателями мыслями, планами о будущем творчестве, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, театре. Сам любитель и знаток театра, Пушкин дает краткие, но выразительные характеристики драматургам, чьи пьесы ставились в то время на сцене. В отступлениях также отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен самим тоном повествования, оценкой явлений жизни.

Во времена Пушкина в русской и западной литературе господствовали сентиментализм и романтизм. Сам поэт отрицал все эти течения за их односторонность по отношению к действительности. Пушкин стремился к реалистическому изображению, к созданию осмысленных, типических образов. Это ему полностью удалось в романе “Евгений Онегин”.

Критическое отношение к крепостному строю, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от народных масс — во всем этом виден Пушкин — единомышленник декабристов, Пушкин — представитель просвещенного дворянства, сумевший высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса. Авторский образ, образ Пушкина, с наибольшей полнотой и силой воплощает те духовные переживания, которые владели передовыми людьми страны.

Природа в романе «Евгений Онегин»

Автор: Пушкин А.С.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был закончен весной 1831 года. В романе воспроизведена картина жизни русского общества первой трети XIX века. Онегин, Ленский, Татьяна – современники, ровесники декабристов, люди поколения двадцатых – тридцатых годов. Следует отметить, что сам Пушкин охарактеризовал свой роман как «свободный». Сюжетная особенность «Евгения Онегина» включает в себя свободу авторских отступлений от основной линии повествования. Автор ведет непринужденные разговоры на различные темы, при этом одним из важнейших видов лирических отступлений являются многочисленные пейзажные зарисовки. Следует отметить, что в ранних произведениях Пушкин создавал идиллические пейзажи и рисовал экзотическую природу Кавказа, а в романе “Евгений Онегин” поэт обратился к изображению среднерусской полосы.

Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных картин, чаще всего выполняющих роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая. Картины наступления деревенской зимы предваряют описание образа жизни Онегина в деревне в главе четвертой. Сюжетное содержание большей части романа связано с деревенской тематикой. Естественно поэтому обильное наполнение этих глав пейзажным элементом. Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Пушкин высказывает свое ироническое отношение к произведениям сентименталистов, в которых были созданы идиллические пейзажи, характерные для всей дворянской лирики конца XVIII – начала XIX века. В романе «Евгений Онегин» воссоздан реалистический пейзаж, отражающий впечатления Пушкина от села Михайловское.

На протяжении всего романа, благодаря чередованию времен года, прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина. Так пейзаж из фона действия превращается в важнейший структурный элемент повествования. Пушкину важно показать, что автор его романа – это творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия и определяющий соотношение сюжетных линий. Например, забегая вперед, он повествует о развитии судеб своих героев. Так, сразу же после описания дуэли, состоявшейся зимой, рассказывается о памятнике на могиле Ленского, который летом увидела «горожанка молодая». Затем, вновь опережая события, автор сообщает о том, что Онегина в деревне «теперь уж нет», а «памятник унылый забыт». И только после этого рассказывает о замужестве Ольги и отъезде Татьяны в Москву.

Пушкинские пейзажи не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето – «мелькает », ноябрь – «приближается», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы:

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме.

Пушкин не любил лето, поэтому данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой: «карикатура южных зим». Любимому пушкинскому сезону – осени – посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени – «довольно скучная пора», что подчеркивается рядом деталей: «Реже солнышко блистало, короче становился день».

В единственном описании весны встречаются эпитеты, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой». Поэт признается, что ему «грустно» явление весны.

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег».

В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег».

В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».

Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. В первых главах романа образ природы соотносится с образом Евгения:

Два дня ему казались новы

Прохлада сумрачной дубравы,

Журчанье тихого ручья…

«Уединенные поля», «сумрачная дубрава» – это все классические признаки своеобразного «приюта» изгнанника света. В определенной мере благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина, уже ощущаются признаки чуть заметной авторской иронии. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», – то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.

Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

Романтическая окрашенность пейзажа в данном случае обусловлена романтическим мироощущением самой героини. Даны отдельные признаки летнего и зимнего состояния природы, включаемые в описание образа жизни Татьяны.

В композиции седьмой главы весенний пейзаж и сменяющие его авторские размышления не случайны. Эта глава является по-своему переломной в судьбе Татьяны. И именно через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл этого перелома. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно:

Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Татьяну прелестью своей.

Судьба Татьяны решена. И картины наступления русской зимы, сменяющие описание осени, еще более усиливают в общем контексте чувство обреченности героини:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Достаточно часто пейзаж представлен читателю таким, каким его видит Татьяна: «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор ». Пушкин отмечает, что смена времен года тесно связана с душевным состоянием его «милого идеала». Именно поэтому чистота, внутренняя строгость, величавость и сдержанная гармония, присущие зиме, оказались природными свойствами Татьяны.

Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» – стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании:

Простите, игры золотые!

Он рощи полюбил густые,

И ночь, и звезды, и луну.

Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими.

Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 501 ;

Там друг невинных наслаждений

Эстафета 2. «Лыжники»

Ребята стоят парами. На ногах у них по одной укороченной лыже. Взявшись за руки, они преодолевают расстояние до поворотной стойки, обегают ее и возвращаются обратно, передавая свои лыжи следующим участникам. Побеждает команда быстрее всех закончившая эстафету.

Ведущий 2. Ребята, вы молодцы! Очень стараетесь выполнять задания быстро и правильно. Предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть танец «Снежинки».

Танец «Снежинок» (Звучит мелодия «Вальс цветов». Группа девочек 2 класса исполняет танцевальную композицию.)

Ведущий 1. Спасибо юным танцовщицам за прекрасный танец! Мы продолжаем.

Загадка эта не легка: пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей! А называюсь я… (хоккей)

– Старый год кончается, хороший, добрый год. Не будем мы печалиться – ведь Новый к нам идет. Всем нам очень хорошо, весело сегодня, потому что к нам пришел праздник новогодний.

Сценарии спортивных праздников для 5–9 классов

Обухов Сергей Александрович
Сценарии спортивных праздников для 5–9 классов

Согласно мировой и отечественной статистике отмечается рост количества детей, имеющих тяжелые аномалии развития (в том числе ДЦП, РДА, синдром Дауна, значительные отклонения в физическом и моторном развитии, причиной которых могут быть различные социально-психологические, экологические, биологические, генетические и другие факторы. В связи с этим актуальность реабилитации, коррекционно-воспитательной работы и социальной адаптации детей с такими заболеваниями приобретает огромное значение. Характерной особенностью ребят нашей школы является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития. У многих обучающихся имеются нару-шения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной систем. У них замечено отставание в росте, весе от возрастной нормы, различные отклонения в осанке. Нередко у этих детей нарушена координация движения, пространственная ориентация, низкие способности к дифференцированию движений (пространственные, временные, силовые параметры). Для детей, имеющих такие заболевания, физическая культура является одним из способов компенсации двигательных нарушений путем повышения двигательных возможностей.

При организации внеклассной работы большое внимание уделяется проведению спортивных праздников. В спортивных мероприятиях участвуют обучающиеся 5-9 классов.

Сценарии спортивных праздников разработаны на основе знаний о физическом развитии и подготовленности психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта, практической работы, проводимой на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 39 VIII вида.

• совершенствование физического развития и психофизических спо-собностей в соответствии с возрастными возможностями;

• коррекционная деятельность, направленная на коррекцию специфических нарушений.

• способствовать коррекции недостатков познавательных процессов через различные виды деятельности путем целенаправленного восприятия;

• способствовать коррекции недостатков мыслительной деятельности, т. е. развивать анализ, сравнение, обобщение;

• коррекция и компенсация нарушений физического развития;

• коррекция недостатков общей и мелкой моторики.

• приобретение знаний, необходимых для формирования стереотипа здорового образа жизни;

• адаптация обучающихся к повышенным физическим нагрузкам;

• разнообразия и новизны в подборе спортивных мероприятий.

• воспитывать у обучающихся работоспособность, терпение, целена-правленность;

• воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Разработанные спортивные праздники включают в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших заданий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением, заканчивая операциями анализа, сравнения, обобщения, логического и творческого мышления, решению проблемных ситуаций. Участие в спортивных праздниках несет как общий, так и развивающий характер. Основное внимание обращено на такие качества ребенка,развитие и совершенствование которых очень важно для формирования личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление, на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

Содержание программы сценариев спортивных праздников направлено на:

• создание условий для развития личности ребенка;

• формирование правильной осанки;

• приобретение знаний, необходимых для формирования стереотипа здорового образа жизни;

• повышение функциональных способностей организма;

• коррекцию и компенсацию нарушений физического развития.

Принципы подбора упражнений и заданий в спортивных праздниках:

• сознательности и активности;

Читайте также:  Можно ли кормящей маме арбуз? Можно ли дыню при грудном вскармливании?

физические упражнения, гигиенические, а так же спортивное оборудование и инвентарь.

Методы и приемы, используемые при проведении спортивных праздни-ков:

• наглядный (зрительный, слуховой, мышечный).

Итогом участия обучающихся в спортивных праздниках станет закрепление:

• знаний личной гигиены;

• правил поведения на улице, в транспорте, на улице, в общественных местах;

• гигиенических навыков предупреждения травматизма, организации отдыха, выработку стереотипа здорового образа жизни;

• владения спортивным инвентарем;

• умения проявлять инициативу, самостоятельность.

Кроме этого, по итогам проведения спортивных праздниковможно оце-нить результативность освоения программного материала обучающимися: умение применять полученные навыки в свободной самостоятельной деятельности во время участия в подвижных играх и участия в спортивных праздниках.

Формы подведения итогов:

• Всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследова-ние;

• Определение уровня физической подготовленности двигательных возможностей (тестирование 2 раза в год);

• Определение уровня развития психических процессов обучающихся (тестирование 2 раза в год);

• Участие обучающихся в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

В основу разработки и подбора спортивных праздников положено применение коррекционно-развивающих игр, подвижных игр, эстафет, сюжетно-ролевых игр,ориентированных на общее развитие детей: формирование речи, эмоций, воли, интеллекта, анализаторных систем (зрительный, слуховой, тактильный, выработку саморегуляции поведения.

Использование специальной методической литературы и обобщение накопленного опыта работы с детьми, позволило разработать методическое пособие по организации спортивных праздников.

Спортивный праздник, посвященный «Золотой осени»

Задачи: Коррекция внимания, мелкой моторики, мышления, речи, коорди-нации движения.

Цели: Заинтересовать детей игровыми действиями с разнообразными спор-тивными пособиями.

Оборудование и инвентарь:

Магнитофон, мел, скамейки 3 шт., 2 баскетбольных мяча, обручи, разнообразные резиновые мячи, пособие из картона (листья осен-ние).

Спортивныйзал красочно украшен: разноцветные шары, плакаты, листья. Играет музыка. Под звуки марша команды входят в зал и выстраиваются в шеренгу.

Осень хвалит ребят и спрашивает об их следующем увлечении:

Спортивный праздник для детей в школе. Сценарий спортивного праздника в школе

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

Сценарии спортивных праздников, досугов, викторин и игровых программ для младших школьников

Воспитательная роль и значение спортивной игры для формирования личности ребенка и его развития, несомненно, очень велики.

Движение, реализуемое в спортивной игре, органически присуще детям младшего школьного возраста. Спортивная игра в состоянии изменить отношение ребенка к окружающему миру, она расцвечивает его для детей яркими красками. Спортивные игры сплачивают детей в коллектив, где есть возможность раскрыться всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей. Педагог же в подобного рода играх становится детям ближе, между ним и детьми устанавливается более тесный контакт.

Многие спортивные игры существуют с давних пор. Со временем игры корректируются, совершенствуются, становятся интереснее для детей.

Подвижные спортивные игры исходят из естественных движений человека: прыжков, лазанья, бега, бросания, ходьбы и т. д. Иными словами, данные виды игр очень близки детям, в них происходит разрядка негативных эмоций и статичности ребенка, а также оздоровление его организма.

Но останавливаться на одних спортивных играх в наше время было бы несколько неверно, поэтому в сборнике мы предлагаем не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно- практические программы по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности.

Кроме того, в пособие включены инсценировки и театрализованные представления, так или иначе связанные со спортивной тематикой. В них доходчиво и интересно для ребят говорится о значении физкультуры и спорта в жизни каждого человека.

Время движется вперед и не стоит на месте, таков закон жизни. Значит, и формы проведения мероприятий для детей должны идти в ногу со временем. Самое главное – чтобы детям было интересно! А если будет интересно, будет и результат. Как говорит один из героев инсценировки «Вижу небо!» мальчик Миша: «Свобода-это когда интересно!»

Так давайте будем, уважаемые взрослые, прислушиваться к детскому мнению и делать все, чтобы детям было интересно жить, расти и развиваться!

Надеемся, что в представленных материалах вы найдёте много полезного для своей работы: как увеличить объем двигательной деятельности детей, как определить их спортивные интересы, как красочно оформить спортивный зал или спортплощадку, как осуществить гармоничное взаимодействие ребёнка со спортом и природой (окружающей средой), как, используя предлагаемые формы спортивных мероприятий, развивать физические и моральные качества ребенка (силу воли, стремление к победе, коллективизм, экологическую культуру, выносливость, товарищество и взаимопомощь).

Пособие содержит разработки занятий, театрализованных спортивных представлений, утренников, праздников и командных игр для младших школьников.

Предлагаемые сценарии, комплексы упражнений для мальчиков и девочек, соревнования «Веселые старты», эстафеты и спортивные викторины помогут педагогам в воспитании в детях таких качеств, как сила воли, стремление к победе, выносливость, взаимопомощь.

Предназначено учителям начальных классов, физической культуры, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования для организации спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми.

Удачи всем педагогам, организующим мероприятия для детей!

Сценарий итогового мероприятия в летнем лагере по проекту «Марафону Здоровья» для детей 9-12 лет «Поход Здоровья»Цель: Организация заключительного вечера, подведение итогов. Задачи: 1. Подведение итогов по Марафону Здоровья», вручение грамот и дипломов активистам и победителям. 2. Создание условий для показа достижений в туристической и спортивной деятельности детей; 3. Создать атмосферу доброго вечера друзей. Вечер проводиться в палаточном городке. В течение дня дети устанавливают пал.

Сценарий спортивного праздника в начальной школе

Ноги вместе (положение ноги врозь); Ноги врозь (положение ноги вместе); Упражнение началось!
И теперь на радость вам, руки поднесем к плечам! (руки на пояс);
И на пояс их поставим, (руки к плечам);
Вверх поднимем, (опускают руки) – опускаем! (поднимают вверх); Руки вверх (опускают руки) и руки вниз (поднимают руки).
Ложись на пол, не ленись!
А теперь вместе с тобою машем левою ногою, (махи правой рукой);
теперь правою – дружок (махи левой рукой);
Вперёд делаем прыжок! (прыжок назад)
Три шага идём вперед и направо поворот, (три шага назад и поворот налево)
Шага три теперь назад, и наклонимся назад, (три шага вперёд и наклон вперёд)
Если вы уже устали – сели (стоят на месте) – встали (сели на пол); сели (стоят на месте)- встали (сели на пол);
Кто всё сделал, молодец, вот зарядке и конец!

Ведущий:
А провести этот замечательный праздник нам поможет компетентное жюри:
Инструктора по плаванию Стан Н.В.; Непомнящий С.В.;
Учитель физической культуры Мязин Д.А.
А теперь продолжаем наш праздник «Здоровому все здорово». И неважно, кто сегодня станет победителем. Главное – чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника. Атмосферу сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Пусть дружба объединит Вас!
Каждая команда делится пополам и выстраивается в колонну по одному за линиями, расположенными на расстоянии 15 метров друг от друга как при проведении встречных эстафет.
Ведущий: Ребята, когда вы будете готовы поднимите руки вверх и всем вместе ответьте ДА!
Ребята вы готовы?!
Учащиеся: подняли руки вверх и кричат ДА!
Ведущий: Ну, тогда начинаем!

Инвентарь: два воздушных шара и одна фишка на команду.
Содержание и ход эстафеты: у первых участников с двух сторон по воздушному шарику, на середине между командами лежат фишки. По сигналу руководителя первые игроки каждой из команд одновременно бегут навстречу друг другу останавливаются на середине, передают друг другу воздушные шарики, и, возвращаясь назад бегом, передают свои воздушные шарики следующим игрокам, которые в свою очередь, делают то же самое. Эстафета заканчивается, как только игроки последней пары поменялись друг с другом шариками и вернулись за линию старта.
Результат: побеждает команда, которая первая справилась с заданием.

Ведущий: ну ребята Вы все молодцы, очень хорошо справились с заданием, а теперь посмотрим, какие вы умелые и как справляетесь с трудностями.

Инвентарь: 2 обруча для каждой команды.
Подготовка: в руках у игроков, которые стоят первыми в командах, с одной стороны по два обруча.
Содержание и ход эстафеты: по сигналу первые игроки кладут один обруч на площадку, становятся в пространство внутри обруча, затем кладут следующий и перебегают в него, после чего, находясь внутри второго обруча, берут первый обруч и кладут его перед собой и перебегают в него и т.д., пока не переправятся на другую сторону, после чего передают оба обруча в руки своему товарищу, который повторяет задание в противоположную сторону и т.д.
Результат: побеждает команда, которая допустила меньше ошибок и первой выполнила задание.

Ведущий: Вы все большие молодцы, очень хорошо справились с заданием, а теперь посмотрим, как наши учителя помогут вам справиться со следующим заданием.

Инвентарь: 2 обруча, одна корзина и 20 шишек для каждой команды.
Подготовка: в руках у учителя корзина, он становится посередине своей команды. На расстоянии 2 метра от учителя в одну и другую сторону кладутся обручи, в каждый обруч по 10 шишек.
Содержание и ход эстафеты: по сигналу первые игроки с одной стороны бегут к обручу, становятся в него, берут одну шишку и метают в корзину, учитель старается поймать шишку. Затем игрок, который метал, разворачивается и бежит обратно в свою колонну. Учитель поворачивается, это сигнал для начала бега следующего участника с другой стороны, который повторяет задание и т.д.
Результат: побеждает команда, которая первой выполнила задание. За большее количество попаданий дополнительный балл.

Ведущий: ну вот вы справились с заданием, а учителя вам очень помогли в этом, ну а теперь мы будем соревноваться дальше, а учителя будут болеть за вас.

Инвентарь: пословицы (поговорки) о здоровье по количеству команд, состоящие из пяти слов (для каждой команды на бумаге определенного цвета).
Подготовка: на территории спортивных площадок по всей территории разложены слова для всех команд.
Содержание и ход эстафеты: по сигналу руководителя все участнику выбегают на спортивные площадки и ищут только свои слова (5 шт.). Сложив слова правильно, громко все вместе произносят пословицу (поговорку).
Результат: побеждает команда, которая первой выполнила задание.

Ведущий: ну вот и подошёл к концу наш замечательный праздник, на котором мы получили заряд бодрости, море позитива и массу положительных эмоций.
Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с вами в игру на внимание «Потопали – Похлопали».
Слово предоставляется жюри, награждение команд.
Всем желаем здоровья, никогда не болеть и заниматься спортом.
Ведущий:
Чтобы быть всегда здоровым,
Нужно бегать и скакать.
Больше спортом заниматься,
И здоровым не скучать.
До новых встреч.

Ведущий: ну вот вы справились с заданием, а учителя вам очень помогли в этом, ну а теперь мы будем соревноваться дальше, а учителя будут болеть за вас.

Сценарий спортивного праздника для начальной школы ” Веселые старты”

Работа включает в себя эстафеты, расчитанные на детей с 1-4 класс.Четко прописаны цель, актуальность, задачи и текст ведущего.

организовать досуг и активный отдых обучающихся;

Сценарий спортивного праздника “От игры к спорту”.

При всей значимости физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня большая роль в приобщении детей и подростков к ежедневным занятиям физкультурой и спорту принадлежит внеклассной спортивно-массовой работе.

Играем честно! Обидно, когда проигрываешь, но
все равно, не хитри, не злись.

Сценарий спортивного праздника “Весёлые старты”

«Весёлые старты»

Сценарий спортивного

праздника

(учащиеся и учителя)

Команда “Найк”

Команда “Адидас”

– Пропаганда здорового образа жизни.

– Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.

– Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

УЧИТЕЛЬ (ведущий): Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые учителя! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня на нашем стадионе! Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр – “Весёлые старты”!
Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке,
быстроте!
командиры представляют свои команды.

ВЕДУЩИЙ:
Вот и встретились наши команды, пожелаем им успехов.

На спортивную площадку
Приглашаем вас сейчас
Праздник спорта и здоровья
Начинается у нас
Дети! Слушайте сейчас
Олимпийский мой наказ:
Соревнуйтесь в дружбе, мире,
Места нет у нас задире.
Маленьких не обижать.
Что же, можем начинать.

1. эстафета «Кто быстрее»

Задание. В руках первого участника эстафетная палочка. По сигналу ведущего он выбегает, добегает до стойки, оббегает её и возвращается, передаёт эстафету следующему участнику. (За победу в каждой эстафете команда получает 2 очка, за поражение – 1 очко.)

2. эстафета «Футболисты»

Задание. Напротив каждой команды на расстоянии 80-100 см друг от друга стоят три кегли. Первому участнику даётся мяч, который, пиная ногой, необходимо провести между кеглями до стойки, а затем взять его в руки, оббежать стойку, вернуться и передать эстафету следующему участнику.

3. эстафета «Весёлый паровоз»

Задание. По сигналу ведущего первый участник выбегает, добегает до стойки, оббегает и возвращается, берёт за руку второго игрока, вдвоём они бегут до стойки, оббегают её, возвращаются, берут за руку третьего игрока и т.д., пока вся команда не выстроится в цепочку. Финиш – по последнему участнику команды.

4. эстафета «Передай мяч»

Задание. По сигналу ведущего мяч передаётся над головой. Последний участник команды, получив мяч, становится впереди и снова передаёт мяч и т.д., пока не пробежит вся команда.

5. эстафета «Прыгуны»

Задание. По сигналу первые участники бегут прыгая на скакалке до стойки, обегают и прыжками возвращаются передавая эстафету.

6. эстафета «Хоккеисты»

Задание. Первым участникам дается мяч и гимнастическая палка. По сигналу они бегут ведя мяч палкой до стойки и обратно передавая эстафету.

7. эстафета «Посадка картошки»

Задание. Вместо стояк лежат гимнастические обручи, в которых лежат 3 мяча. По команде первые участники бегут и забирают один мяч, возвращаются к команде, кладут его на старте и так же за остальными двумя мячами. Следующие участники выполняют то же только в обратном порядке.

8. эстафета «Умелые баскетболисты»

Задание. Каждой команде дается баскетбольный мяч, после чего по сигналу первые участники ведут мяч ударяя его о пол, обводят стойку и возвращаясь таким же образом передают эстафету.

9. эстафета «Кузнечик»

Задание. По сигналу первые участники стартуют прыгая на правой ноге, допрыгнув до стойки, возвращаются прыжками сменив ногу передают эстафету.

Подведение итогов.

Ведущий:

Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали
свою ловкость, силу, быстроту. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций!
Занимайтесь спортом, укрепляйте своё здоровье, развивайте силу и
выносливость! До новых встреч!

3. эстафета «Весёлый паровоз»

Сценарий спортивного праздника «Весёлые старты»

Инвентарь: Волейбольные мячи (3), обручи (3).

Ссылка на основную публикацию