Непослушный ребенок. Как вести себя, если ребенок не слушается?

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка

Подходя к решению проблем воспитания непослушных детей, психологи рекомендуют не смотреть на проблему только с одной стороны, а изучать ее в контексте образа жизни ребенка, его окружающей среды. Это позволяет выявить индивидуальные особенности каждого малыша и комплексно подойти к проблемам родителей.

Для того чтобы понять, что делать, если дети не слушаются родителей, нужно учесть или исключить те факторы, которые могут повлиять на особенности поведения детей:

  1. Наличие заболеваний у ребенка. Некоторые хронические формы болезней могут влиять на общее состояние детей, вызывая обеспокоенность и раздражение в поведении, что приводит к непослушанию.
  2. Склонность к частым простудам. Слабый детский организм, не способный сопротивляться вирусам и инфекциям, расшатывает еще не сформированную до конца нервную систему ребенка. Это приводит к снижению хорошего настроения у детей, повышению уровня невнимательности и раздражительности.
  3. Отсутствие режима питания и сна. Для детей важно выстроить систему приемов пищи, так как это одна из базовых потребностей человека. Если режима нет, то поведение ребенка неорганизованно. Отсутствие правильной смены процессов сна и бодрствования приводит к отсутствию простейших правил образа жизни у ребенка и нарушению распорядка дня.
  4. Несформированность причинно-следственных связей. В норме данный механизм мышления формируется не раньше 7 лет. Поэтому родителям важно помнить, что до этого возраста ребенок не может довериться только вашим словам и опыту. Дети должны сами методом проб и ошибок научиться понимать, например, что брать чужое — это плохо.

Обращая внимание на факторы, которые могут повлиять на поведение именно вашего ребенка, можно воспользоваться общими рекомендациями специалистов.

Что делать, если ребенок не слушается? Это проблема родителей, и только они самостоятельно или с помощью детского психолога должны найти пути ее решения.

Если дети не слушаются родителей, значит, что-то ОНИ делают не так. Основная задача понять — кто в таком случае ОНИ: дети или родители. На рассмотренном нами примере психологи рекомендуют не использовать взрослым при разговоре с ребенком любого возраста таких слов, как: «запрещаю», «нельзя», «стоп», «опасно» без объяснения. Наша мама запретила трехлетнему малышу кататься на более высокой горке, конечно, из-за желания уберечь ребенка от травм, которые он может получить, если не справится с управлением санок, но ребенку она о своих опасениях ничего не сказала.

О вредной привычке

Примерно 30% детей регулярно грызут ногти на руках. В подростковом возрасте это делает почти половина мальчиков и девочек. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.

По словам Комаровского, формируется она (как и другие вредные привычки) как частая и многократная последовательность определенных идентичных действий. Постепенно это действие перестает управляться мозгом и становится рефлекторным. Ребенок совершенно не задумывается о том, начать ли ему грызть ногти или нет, он просто это делает. Из привычек, которые формируются в детстве, постепенно складывается характер человека.

Родители довольно часто обращаются к детским врачам с вопросом, как объяснить ребенку весь вред его привычки. Но проблема от этого быстрее не решается, поскольку она выходит за пределы чисто медицинской и становится частично педагогической, а частично психологической.

В разных странах и социальных кругах свои представления о вредных привычках и норме. Однозначно вредными Евгений Комаровский советует считать те действия ребенка, которые наносят ему физический и другой вред.

Грызть ногти — вредно:

  1. Регулярное обгрызание кожи вокруг ногтевой пластины может привести к утончению кожного покрова, повышению чувствительности кончиков пальцев, к воспалительным процессам в глубоких кожных слоях. От этого может меняться цвет и внешний вид ногтей, они выглядят нездоровыми, а также ломаются.
  2. Дети, которые часто грызут ногти, в большей степени рискуют заболеть, ведь микробы, обитающие в ротоглотке, могут проникнуть в кровоток через микроскопические ранки в районе травмированных зубами ногтевых пластин и вызвать довольно серьезные недуги.

Под ногтями обычно есть множество не самых полезных микроорганизмов и паразитов, которые при нахождении пальцев во рту легко проникают в полость рта, откуда отправляются в путешествие по организму, попутно вызывая самые разные болезни. Достаточно твердые ногтевые пластины при попытке разгрызть их могут травмировать эмаль зубов.

Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.

Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.

Советы психолога

Так как, это не просто плохая манера поведения, а психологическое заболевание, опытный психолог поможет найти причину поведения.

Психологи советуют, чтобы избавиться от привычки нужно устранять фактор, который вызывает у ребенка стресс.

Привычка чаще проявляется в раннем возрасте. Психологи утверждают, что не стоит затягивать с отучением, так как дети легче отказываются от занятия, чем взрослые.

При проявлении агрессивного поведения, специалисты советуют завести его в секцию по активным видам спорта. Например, на борьбу. Она поможет избавиться от лишней агрессии, негативных эмоций.

Нельзя ругать и наказывать малыша за проступок. Он еще больше разнервничается и будет искать способ успокоиться.

К основной причине добавится еще один стресс. В возрасте 3 года дети изучают меры дозволенного, хотят само реализоваться. Часто идут наперекор старшим. Этот период формирует социальность.

В 2 года начинается период «исследователя». Они внимательно наблюдают за окружающими, пытаются копировать поведение старших. Важно следить за своим поведением, чтобы малыш не копировал взрослых. Больше внимания уделять домочадцу, занимать его чем то интересным.

Обязательно приучать детей к самостоятельности. Частая причина стресса возникает, когда родители ведут малыша в садик. Его оставляют в незнакомом месте, с чужими людьми. Заставляют придерживаться правил.

Дети должны понимать, что родители имеют свои дела, что поход в садик не только нужно, а интересно. К походу в садик малышей нужно заранее подготовить.


К основной причине добавится еще один стресс. В возрасте 3 года дети изучают меры дозволенного, хотят само реализоваться. Часто идут наперекор старшим. Этот период формирует социальность.

Народные рецепты

Не всегда устоявшиеся традиционные способы избавления от подобной вредной привычки считаются гуманными. Многие мамочки отказываются применять подобные методики, считая их чрезмерно жёсткими («не могу издеваться над крохой»). Однако перечислить их всё же следует.

  1. Пожалуй, наиболее распространённый и одновременно неоднозначный метод – мазать детские пальцы острым перчиком, горчицей и подобной натуральной горечью. Считается, что, попробовав единожды или несколько раз столь неприятную острую приправу, ребёнок после этого перестанет грызть ногтевые пластины.
  2. Старшее поколение часто советует обрабатывать ноготки зелёнкой, поскольку столь неприятный внешний вид способен оттолкнуть малыша настолько, что он прекратит обкусывать ногти. Если всё же пальчики окажутся во рту, собственные зелёные губы, увиденные после в зеркале, могут отвратить ребёнка от вредной привычки.
Читайте также:  Как сделать красивую карету из тыквы своими руками: идеи, пошаговая инструкция, фото лучших поделок

Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.



Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.

Ребенок грызет ногти: для кого характерна эта вредная привычка

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно выяснить, почему дети это делают. На эти вопросы ответил тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Преимущественно грызут ногти дети, обладающие особыми свойствами характера — кожным вектором.

Кожный ребенок живой и активный, как будто внутри у него находится моторчик, и ручки у него постоянно находятся в движении. Он везде лезет, все трогает, хватает. Такой ребенок сразу может заниматься несколькими делами. Ему быстро все надоедает, бросает одно, ищет себе другое занятие.

Ребенок с кожным вектором может грызть ногти, обкусывать до корней, не дает им отрастать, повреждая кожу вокруг ногтя. Последствия обкусывания ногтей не радуют: они ломаются, истончается кожа вокруг ногтей, возникают воспалительные процессы. Он также может постоянно чесать голову, расчесывать кожу на теле.

Знакомые спрашивают, почему он грызет ногти, почему нельзя взять и запретить, почему я не борюсь с этой привычкой. Со стороны кажется, что с этим легко справиться. Другие детки его дразнят. А он себя не может контролировать. Неосознанно тянет руки ко рту. Ребенок не виноват. Наказывать, ругать его бесполезно.


При правильном воспитании и развитии свойств ребенка вредная привычка уйдет. Ее заменят другие занятия, которые будут приносить большее удовлетворение. Не будет возникать необходимости грызть ногти.

Другие методики

В минуту стресса не всегда может оказаться возможность выполнить упражнение. Например, если переживания застали на уроке или в магазине, нельзя нарушать дисциплину — прыгать или вставать на голову. Поэтому всегда должны быть запасные варианты. Что может стать альтернативой:

  • простейшие дыхательные упражнения;
  • методика визуализации (закрыть глаза и представить себя в тихом, уютном местечке);
  • выпить стакан воды небольшими глотками;
  • нарисовать что-нибудь;
  • досчитать до 100 и обратно (про себя);
  • дышать животом;
  • обнять кого-нибудь из родителей (на улице или в магазине);
  • попробовать сдвинуть стену.

Если психическое состояние ребёнка оставляет желать лучшего (психотравма слишком глубокая или депрессия затянулась), психотерапевт может назначить успокаивающие лекарства в соответствии с возрастом. Но они идут лишь как вспомогательная часть основного курса лечения.

  • деформация ногтевой пластины: утолщение, расслоение;
  • инфекции, возникновение местных воспалительных очагов в окружающих тканях;
  • повреждения кутикулы;
  • прекращение роста ногтей;
  • абсцесс ногтевого валика;
  • повреждение и инфицирование дёсен из-за неровно обкусанных краёв ногтевых пластин;
  • кишечные расстройства из-за попадания в ЖКТ микробов и вирусов (содержатся в грязи под ногтями);
  • возникновение психических проблем: замкнутость, социальная дезадаптация;
  • неэстетичный внешний вид.

Как повлиять на поведение ребенка?

На самом деле уже придуманы разные варианты, как это сделать. Но к каждому нужен свой подход. Методы, помогающие одному, могут совсем не работать для другого.

Что стоит попробовать?

  • Уделяйте ребенку больше внимания. Чаще обнимайте, разговаривайте, вместе играйте, гуляйте, читайте книжки. Иногда причины онихофагии в банальном дефиците родительского внимания;
  • Попробуйте методы релаксации. Дайте послушать успокаивающую музыку, проговаривайте позитивные установки. Делайте расслабляющие ванны, массажи. Давайте на ночь травяные чаи с ромашкой или мятой. Это благотворно влияет на нервную систему, поможет преодолеть беспокойство и тревогу, которые лежат в основе такого поведения;
  • Расскажите о последствиях. Покажите, сколько на руках бактерий, и что, когда ребенок грызет ногти, они попадают в рот и начинают вредить организму. В интернете есть много картинок на эту тему, предназначенных специально для детей;
  • Замените вредную привычку более полезной. Например, перекатывание в руках мячика с антистрессовым действием. Найдите хобби, где будут задействованы руки: рисование, вышивка или лепка из глины;
  • Создайте отрицательные ассоциации с откусыванием ногтей. Методика называется «якорение». Многие советы психологов для ребенка, который грызет ногти, основаны на этом принципе. Надо научить осознавать, что он делает, создать связь между «грызть ногти» и чем-то неприятным, чтобы в следующий раз, когда ребёнок потянет руки в рот, он вспоминал неприятные ощущения. Самый простой способ – надеть на запястье резинку и каждый раз, когда ребенок будет пытаться погрызть ногти, щелкать ею по руке. Это вызовет отрицательную физическую реакцию на навязчивое действие;
  • Давайте поощрение. Спросите, чего он очень хотел бы. Повесьте календарь и отмечайте наклейкой каждый день, когда получилось не грызть ногти. В зависимости от цены подарка определите количество наклеек, за которое ребенок получит приз. Вместо подарков можно договориться о денежном вознаграждении. Это будет хороший стимул для ребенка самому заработать на то, что он хочет.

Создание препятствий для того, чтобы откусывать ногти, не влияет на причину появления привычки и не стимулирует контролировать свои действия, но для некоторых детей они работают.

Теории о причинах привычки грызть ногти

Привычка грызть ногти может и нести под собой никакого мотива, никакой подсознательной причины, но такое, пишут психологи, бывает крайне редко. В основном эта тайная причина есть.

Одна из теорий – биологическая – утверждает, что ногти грызут люди, у которых в моменты стресса срабатывает потребность в уходе за собой. То же самое бывает и у животных: в состоянии тревоги в мозге вырабатывается потребность кусать собственную шерсть или выдергивать ее.

Привычка грызть ногти может также быть выражением тревоги, вины и стыда. Если родители стыдят ребенка за эту привычку, она может только усугубиться, но никуда не исчезнуть.

Нельзя ругать ребенка за эту привычку, кричать на него, потому что малыш будет более тревожен, у него появится еще больше психологических проблем – теперь уже из-за страха перед взрослыми.

Почему ребенок грызет ногти на руках, ногах, во сне, губы? Ребенок грызет ногти: психосоматика. Как отучить ребенка грызть ногти: системно-векторная психология

По результатам наблюдения медицинских работников, дети в возрасте от 3-х до 6-ти лет очень редко обкусывают ногти, а в возрасте от 7-ми до 10-ти лет их количество резко возрастает. А среди подростков количество любителей грызть ногти доходит до 45%, причем меньше всего контролируют себя в этом возрасте мальчики и поэтому они больше увлекаются этой привычкой.

Читайте также:  Что такое глютен, и чем он вреден, опасен? Как проявляется непереносимость глютена и аллергия на него у взрослых и детей: симптомы. В каких продуктах содержится глютен, и какие продукты без глютена: список, таблица

Многие родители в том, что ребенок грызет ногти, не видят ничего плохого и не придают этому значения, полагая, что с возрастом эта привычка пройдет само собой. Однако подавляющее количество взрослых людей, грызущих ногти, в детстве делали то же самое. Поэтому, отучать ребенка от обкусывания ногтей необходимо до того, как это войдет у него в привычку. Ведь обкусанные ногти не только некрасиво, но они могут стать причиной насмешек сверстников.

Особенно тогда, если ребенок, забывшись, начинает грызть ногти в присутствии других людей. Привычка обкусывать ногти не прибавляет хорошего мнения никому, она вредная и некрасивая. Кроме того, она может привести к негативным последствиям. Обкусывая ногти, ребенок может поранить кожу вокруг ногтей и тем самым создать ворота для инфекции. В этом случае кожа рядом с ногтями воспаляется и может нагноиться. А если под ногтями имеется грязь, то, обкусывая их, в рот ребенку попадает инфекция и возрастает вероятность заболеть кишечной инфекцией.

Почему же дети грызут ногти? Конечно, в первую очередь виноваты в этом сами родители. Родители воспитывают правильным манерам поведения ребенка, прежде всего, своим примером. Если родители сами грызут ногти, то же самое будет повторять и ребенок.

Привычка грызть ногти имеет свой психологический смысл: таким образом, ребенок снимает напряжение. Такая привычка появляется в основном тогда, когда ребенок переживает серьезные изменения в жизни. Например, поход в детский сад или поступление в первый класс. Данная проблема говорит о том, что ребенок испытывает некоторые трудности в адаптации к новым условиям и ему характерны такие личностные особенности, как тревожность, ранимость и впечатлительность. Желание грызть ногти у него будет увеличиваться каждый раз, когда найдется повод волноваться. И если родители постоянно будут одергивать ребенка, делать ему замечания и упрекать его, то привычка грызть ногти будет быстро укрепляться.

Родители заметив, что ребенок начал грызть ногти сначала пытаются заставить его немедленно прекратить эту привычку. Ругать, требовать и наказывать ребенка за это нельзя ни в коем случае. Родители должны сохранить спокойствие, на самом деле привычка грызть ногти, хоть и неприятна с эстетической точки зрения, но ничего страшного для здоровья ребенка не представляет. Вместо демонстрации раздражения и одергивания попробуйте отвлечь ребенка от его мыслей, предложите вместе поиграть или заняться чем-то, при котором руки ребенка будут заняты.

Ни в коем случае не делайте ребенку замечания и не осуждайте его поведение с другими людьми в присутствии сына. Также не старайтесь фиксировать излишнее внимание на этой привычке ребенка, в противном случае он будет грызть ногти только для того, чтобы привлечь ваше внимание к себе.

Устранить любую привычку человека невозможно, не исключив причину порождавшую ее. Поэтому, надо постараться найти причину тревожности ребенка. Определите ситуацию, которая провоцирует ребенка грызть ногти, и измените ее. Если причина вам известна, то надо сделать так, чтобы ребенок рассказал вам о своих переживаниях. Например, это может быть развод родителей или то, что его обижают сверстники. Только обсудив вместе с ребенком ситуацию, которая заставляет его нервничать, можно снять напряжение ребенка.

Родители должны постоянно интересоваться жизнью своего ребенка, его привычками, увлечениями и кругом общения. Понаблюдайте, в каких ситуациях ваш ребенок начинает грызть ногти. Поговорите с ним о его проблемах, спросите, что его беспокоит. Когда провоцирующие ситуации будут вам известны, в дальнейшем избегайте их и сделайте все возможное, чтобы ребенок изменил свое отношение к ним.

Иногда ребенок сам даже может не заметить, как он начал опять грызть ногти. Это у многих детей происходит автоматически. Каждый раз одергивать ребенка или бить его по пальцам крайне непедагогично. Сначала попробуйте придумать договориться с ребенком о том, что как только пальцы у него окажутся во рту вы ему подадите сигнал в виде смешного жеста, который будет понятен только вам двоим.

В любом случае, родители детей, которые грызут ногти, должны задуматься правильно ли воспитывают они своего ребенка. Ведь часто у многих родителей просто не хватает времени на воспитание детей. Старайтесь больше играть с ребенком, читать ему книжки и обсуждать вместе волнующие его темы. Каждому ребенку необходимо чувствовать свою защищенность и любовь родителей.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Устранить любую привычку человека невозможно, не исключив причину порождавшую ее. Поэтому, надо постараться найти причину тревожности ребенка. Определите ситуацию, которая провоцирует ребенка грызть ногти, и измените ее. Если причина вам известна, то надо сделать так, чтобы ребенок рассказал вам о своих переживаниях. Например, это может быть развод родителей или то, что его обижают сверстники. Только обсудив вместе с ребенком ситуацию, которая заставляет его нервничать, можно снять напряжение ребенка.

Причины, почему ребенок грызет ногти и совершает другие навязчивые действия

Почему ребенок грызет ногти, выдергивает волосы, чешется или совершает другие навязчивые действия — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.

Грызет ногти до крови, выдергивает волосы на голове, расчесывает кожу, совершает какие-то непонятные ритуалы, без которых не ложится спать. Что стоит за навязчивыми действиями у детей с точки зрения психологии?

Проще всего понять смысл этих действий на примере ритуала. Ребенку нужно пять раз помыть руки с мылом, чтобы пойти играть или обедать. А что будет, если он этого не сделает? Если ребенок помоет руки недостаточно тщательно, останутся микробы, которые попадут в рот, из-за чего будет болеть живот. Знакомая страшилка? Мытье рук в гипертрофированной форме защищает ребенка от больного живота и от тревоги, что живот может заболеть.

Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги. Если я совершу определенное действие, то не наступят нежелательные последствия.

Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги.

Школьник старается сделать все по пять раз, чтобы получить пятерку. Этот ритуал снижает тревогу получить плохую отметку.

Читайте также:  Стишки для детей 5-6 лет — о лете, осени, зиме, весне, короткие для заучивания, логопедические, о детях: лучшая подборка

Контролировать получается не все, даже взрослым. Тогда желание контроля смещается на навязчивые действия, никак не связанные с желанием. Я могу мыть руки пять раз, и тогда я получу пятерку. Я могу целовать маму на ночь непременно три раза, и тогда она будет жить долго и счастливо. Я могу создать иллюзию контроля того, чего по сути контролировать не могу. И тогда моя тревога снижается. Снижается страх неудачи, страх смерти.

Ребенок грызет ногти на руках, выдергивает волосы — благодаря им ребенок справляется с тревогой, с аффектами, которые его переполняют. И хорошо, что психика справляется хотя бы таким образом.

Задача родителей и психолога — понять, что скрывает за собой навязчивое действие, и как можно выразить это чувство, эту эмоцию, это желание более рациональным способом.

Расссмотрим основные причины, почему ребенок грызет ногти.

Проще всего понять смысл этих действий на примере ритуала. Ребенку нужно пять раз помыть руки с мылом, чтобы пойти играть или обедать. А что будет, если он этого не сделает? Если ребенок помоет руки недостаточно тщательно, останутся микробы, которые попадут в рот, из-за чего будет болеть живот. Знакомая страшилка? Мытье рук в гипертрофированной форме защищает ребенка от больного живота и от тревоги, что живот может заболеть.

Что делать, если ребенок грызет ногти: рекомендации психолога

Дурные привычки малыша осуждаются окружающими людьми: обкусанные кончики ногтей, сосание пальца, ковыряние в носу – некрасиво и негигиенично. Но редко кто задумывается, что вредная наклонность – часто не пробел в воспитании, а следствие неблагоприятного психологического состояния. Поэтому важно не только найти метод, как отучить ребенка грызть ногти, но и решить проблему в отношениях.

Из этой статьи вы узнаете


Причин, почему ребенок грызет ногти, немало. В корне вредной привычки обычно лежит психосоматика. Проявляется наклонность еще в младенчестве. Маленькому ребенку в минуты душевного дискомфорта свойственно тянуть что-либо в рот. Чаще всего для этой цели малыш использует собственные пальчики, так как они всегда доступны. Следующий симптом: кроха начинает кусать ноготки, потом привычка формируется окончательно.

Причины, побуждающие детей грызть ногти

Заболевание возникает по причине появления в жизни ребенка проблем, с которыми справиться он не может самостоятельно. Внешне это часто может не быть выражено, но в душе ребенка имеется сильное напряжение.

Психологи утверждают, что онихофагия является необычным способом наказать себя, который выражается в обкусывании ногтей и кожи вокруг них. Таким образом ребенок пытается справиться с нервами и чувствами, которые его беспокоят.

Иногда родители так сильно опекают и любят своих детей, что готовы разрешать им есть что угодно. Неправильное питание приводит либо к снижению веса, либо к излишней полноте.

Что делать с привычкой грызть ногти

Евгения Голобокова журналист

Ирина Кудинова семейный педагог

  • Почему ребенок грызет ногти: наблюдаем и записываем
  • Как отучить ребенка грызть ногти: 5 способов
  • Во что поиграть с ребенком, который грызет ногти

Привычка грызть ногти обычно появляется у ребенка как реакция на стресс, но может сохраниться и тогда, когда стрессовый фактор ушел. Так со многими вредными привычками — сначала они помогают пережить какую-то непростую ситуацию, а потом от них нелегко избавиться. Что делать родителям, дети которых грызут ногти?

Обгрызание ногтей — привычка, которая есть у 25% детей (и у 15-20% подростков). Выглядит это, мягко говоря, неприятно: повреждается и сам ноготь, и тонкая кожа вокруг него, и в ранки легко могут попасть грязь и микробы. Пальчики жалко, да и проблема гигиены тут присутствует, не говоря уж о том, что непрочные молочные зубки тоже могут пострадать.

Есть мнение, что склонность грызть ногти передается по наследству, так что первым делом советуем вспомнить собственное детство — было такое, признавайтесь? А если да, что вам помогло справиться с привычкой?

Некоторые психологи считают, что это некая замена сосанию пустышки и пальца — просто более социально приемлемая. Чем раньше вы обратите внимание на эту привычку, тем легче будет с ней справиться, так что начинайте мягко вмешиваться сразу же, как заметите ее.

Помните: малыш грызет ногти неосознанно, и чем раньше вам удастся перевести его в плоскость осознанности, научить обращать внимание на то, что он делает в данный момент и что при этом чувствует, тем успешнее вы справитесь с проблемой.

Ребенок грызет ногти?

А ведь это не просто увлечение, а болезнь — онихофагия. Ребенок получает временное удовлетворение от этого процесса. Часто родители, когда застают ребёнка за обсасыванием пальцев, а также обгрызанием ногтей, не относятся к этому явлению достаточно серьёзно.

Это большая ошибка: если ребёнок грызёт ногти, значит, он испытывает дискомфорт.


Исследователи детской психологии утверждают, что, грызя ногти, ребёнок таким образом выгрызает свои недостатки, проблемы и ошибки, им совершённые.

Что такое онихофагия

Онихофагия – это навязчивое действие, которое проявляется постоянным обкусыванием ногтей и окружающих их мягких тканей. Это расстройство развивается часто у детей в возрасте с 3 до 10 лет, но это не значит, что оно не может возникнуть у людей из старших возрастных групп.

Данное расстройство не несет опасности для здоровья, поэтому является проблемой скорее эстетического характера. Но эта вредная привычка имеет и другую негативную сторону – ногти становятся хрупкими, деформированным, а поврежденная вокруг них область сильно воспалена, поэтому есть риск занесения инфекции.

Сам термин «онихофагия» имеет греческое происхождение, что буквально означает «поедание ногтей». В МКБ-10 это расстройство является вариантом навязчивого действия, которое носит характер неврозоподобного или невротического ритуала.

Желание грызть ногти и обкусывать заусенцы – это выражение аутоагрессии. Ядром этого расстройства является отсутствие возможности или неспособность выражать негативные эмоции (гнев, раздражение и т.д.). Часто проявление таких эмоций порицается взрослыми, поэтому ребенок подсознательно меняет их направление, т.е. возникает агрессия, которая направлена на него самого. При этом эти действия помогают устранить возникшую у малыша напряженность.

Это достаточно распространенная проблема среди школьников – порядка 35% от общего числа. Особенно заметно в возрасте от 7 до 9 лет, что объясняется стрессом и периодом адаптации к учебному процессу, который часто сопровождается сильными эмоциональными и психическими нагрузками. При этом проблема может возникать у детей и взрослых.

Выделяют основные причины онихофагии:

Ссылка на основную публикацию