Научные эксперименты для детей в домашних условиях: 15 поразительных и развивающих опытов с описанием и объяснением, идеи

Эксперименты для детей с хлорофиллом

Если выделить вещество, используя растворитель, то этот процесс представляет собой экстракцию. Можно провести такой опыт и выделить, скажем, хлорофилл из растения, поместив его в спирт. Детям уже известно, что листья деревьев зеленые потому, что в них содержится зеленый пигмент – хлорофилл. В них еще постоянно присутствуют пигменты ксантофилл и каротин – соответственно, желтый и оранжевый. Именно они придают цвет листьям осенью. Летом хлорофилл их «забивает», а осенью разрушается сам, «освобождая место» другим.

Эксперименты для детей в домашних условиях могут наглядно показать, как выделяется хлорофилл и что с ним случается в ходе дальнейших опытов.

  1. Сорвав несколько листьев с дерева, предложите ребенку опустить их в чашку со спиртом. Листья на глазах побледнеют, а спирт, наоборот, приобретет зеленый цвет. Значит, этот пигмент растворим в спирте.
  2. Ускорить процесс растворения можно, если спирт подогревать на водяной бане. Спиртовой экстракт из листьев имеет яркий изумрудно-зеленый цвет. А если его рассматривать в отраженном свете, то оттенок будет вишнево-красным.
  3. Продолжая домашние эксперименты для детей с хлорофиллом, можно в спиртовой экстракт добавить бензин. Взболтав полученную смесь, через пару минут увидите, что бензин оказался наверху: он легче спирта. При этом он приобретет тот самый изумрудно-зеленый цвет, который до этого был у спирта, а спирт станет золотисто-желтым. Почему? А потому, что в нем остались ксантофил и каротин, вместе с хлорофиллом растворенные в спирте и оставшиеся в нем, когда зеленый пигмент «ушел» в бензин. Следовательно, можно сделать вывод, что хлорофилл легче растворить в бензине.


Эксперименты для детей дома могут быть посвящены любым наукам. Так, для юных физиков будет интересен опыт под условным названием “лимонная батарейка”.

Опыты для детей – отличное средство для расширения знаний об окружающем

Дети дошкольного возраста любознательны и пытливы по своей природе. Они с интересом изучают окружающий мир и хотят все знать. Об этой важной психологической особенности дошколят говорят многочисленные наблюдения за ними, поведение самих ребятишек. Наверняка каждый родитель может припомнить случай из жизни своего дитя, когда разбираются до единого винтика машинки, разламываются заводные игрушки. А что стоят детские вопросы о природных явлениях, событиях окружающей жизни! Например, дети спрашивают: почему самолеты не падают, как получается радуга, откуда берутся дети, что такое лед? Все это свидетельствует о желании дошколят познать окружающий мир. Родители могут удовлетворить любознательность детей подробным рассказом, чтением научно-популярной литературы. Помогает дошколятам самостоятельно найти ответы исследовательская деятельность. Занимательные опыты в домашних условиях развивают детское мышление, пытливость ума, внимание, память, активизируют словарь. Доступные эксперименты для детей взрослый легко может вписать в досуг или праздники, в общение на даче, на прогулке, в семейные вечера.


Дети дошкольного возраста любознательны и пытливы по своей природе. Они с интересом изучают окружающий мир и хотят все знать. Об этой важной психологической особенности дошколят говорят многочисленные наблюдения за ними, поведение самих ребятишек. Наверняка каждый родитель может припомнить случай из жизни своего дитя, когда разбираются до единого винтика машинки, разламываются заводные игрушки. А что стоят детские вопросы о природных явлениях, событиях окружающей жизни! Например, дети спрашивают: почему самолеты не падают, как получается радуга, откуда берутся дети, что такое лед? Все это свидетельствует о желании дошколят познать окружающий мир. Родители могут удовлетворить любознательность детей подробным рассказом, чтением научно-популярной литературы. Помогает дошколятам самостоятельно найти ответы исследовательская деятельность. Занимательные опыты в домашних условиях развивают детское мышление, пытливость ума, внимание, память, активизируют словарь. Доступные эксперименты для детей взрослый легко может вписать в досуг или праздники, в общение на даче, на прогулке, в семейные вечера.

11. Смешиваем разные цвета

Этот опыт не совсем про воду и ее свойства, он скорее про цветовую палитру и смешивание цветов. Но как не включить его в эту подборку? Дочь в него прям влюбилась, и самостоятельно потом несколько раз повторяла. Конечно, любимые колбы и пипетка стали одним из важных факторов успеха этого эксперимента Но повторить опыт можно и с помощью обычных стаканов.

Объясните ребенку, что существует три основных цвета – красный, желтый, синий – из которых можно получить какой угодно цвет. И приступайте

Сначала с помощью гуаши покрасьте воду в стаканах / колбах, а затем, перемешивая их друг с другом, получайте новые цвета. В первую очередь попробуйте стандартные цветовые миксы:

А затем, если будет интерес, то можно поэкспериментировать с получением более экзотических цветов.


Эксперимент будет еще эффектнее, если в воду добавить красители. Тогда вы сможете не только наблюдать, как крашеная вода постепенно впитывается в салфетку, но и отследить, как постепенно смешиваются цвета.

1. Опыты для детей: лимонный вулкан

Вам понадобится:

– 2 лимона (на 1 вулкан)

– пищевые красители или акварельные краски

– средство для мытья посуды

– деревянная палочка или ложечка (при желании)

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.

3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой “помните” лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона – вулкан начнется пениться.

8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

– 1/2 ложки уксуса

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Лариса Калсанова
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Сборник игр предназначен для занятий с детьми 4-8 лет, содержит многофункциональные игры с вариациями, что позволяет создать условия для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с миром эмоций, способами адекватного выражения своих чувств, развитию навыков рефлексии и саморефлексии, повышению самооценки, формированию положительного образа будущего и выхода из конфликтных ситуаций. В зависимости от возраста детей правила игр могут усложняться. Может быть использован в работе родителя, воспитателя, психолога для занятий с детьми дома, в детском саду и начальной школе.

ИГРА «ЧУДИКИ»

-развивать у детей творческое воображение и фантазию;

– учить осознавать свои личностные особенности через проигрывание взятой на себя роли;

-учить детей обмениваться информацией, разыгрывая ситуацию прихода в гости.

Описание игры

ИГРА 1 РАССКАЖИ ПРО ЧУДИКА

Игра для детей 3-4 лет. Количество участников от 1 до 8. Взрослый раскладывает перед детьми карточки с нарисованными чудиками, ребенок выбирает себе понравившегося персонажа и придумывает о нем историю или сказку. Ведущий помогает ему с помощью наводящих вопросов.

ИГРА 2 ЧУДИК ИДЕТ В ГОСТИ

Игра для детей 5-6 лет. Количество участников от 2 до 8. Каждый игрок из имеющихся деталей на липучках составляет своего Чудика. Далее Чудики знакомятся приходят в гости, знакомятся, рассказывают о себе. Дети помогают и с помощью вопросов: С кем ты живешь? Что ты любишь кушать? Кто твой друг? Есть ли враг? Что любишь делать? О чем мечтаешь? и т. д.)

ИГРА «КАКАЯ Я ПТИЦА, КАКОЙ Я ЗВЕРЬ…»

– повысить осознание человеком своих сильных и слабых сторон;

– повысить уровень мотивации,

-сформировать позитивное отношение к себе, повысить самооценку;

-развивать у детей творческое воображение и фантазию;

Описание игры

ИГРА 1 НА КОГО Я ПОХОЖ

Для игры подойдут любые наборы карточек с изображениями зверей, птиц и насекомых.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточки с птицами (зверями, насекомыми, разложенные на столе и представить себя в образе этого животного. Выбрать карту, которая символизирует его в данный момент. Объяснить, чем именно эта птица похожа на него (назвать 5 качеств, которые ей присущи).

ИГРА 2 ПОЛЁТ В БУДУЩЕЕ

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточки с птицами (зверями, насекомыми, разложенные на столе, и выбрать карту с птицей, в которую хотелось бы превратиться в будущем. Описать своё животное, объяснить, почему выбрано именно оно.

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

-познакомиться с названиями чувств;

-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях;

– развивать мышление, воображение, внимание, память.

В комплекте 5 пар игровых карточек, на которых представлены ситуации и эмоции, которые они вызывают (подарок-восхищение, грязный ребенок – брезгливость, отняли игрушку – обида, расставание на вокзале – грусть, выступление клоуна – радость, фокусник в цирке – удивление, злая собака – испуг, драка – злость, решение задачи – задумчивость, ласка кота – спокойствие).

Читайте также:  Имена по Святцам для мальчиков в июне: значение, происхождение, святой покровитель. Православные мужские имена в июне по церковному календарю – полный список

Количество участников от 2 до 5. Все карточки разложены на столе рубашками вверх. Участники берут себе карточку из стопки и ищут ей пару. Необходимо рассказать о ситуации и назвать подходящее чувство. Побеждает тот, кто составил больше всего правильных пар.

ИГРА «ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ»

-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;

– развивать мышление, воображение, внимание, память.

Описание игры

В комплекте 2 игровых поля и 32 карточки с 4 персонажами (мальчик, девочка, кошка, собака, которые выражают одну из 8 эмоций (горе, радость, самодовольство, испуг, злость, удивление, отвращение, обида). Два игрока выкладывают на поле карточки соответственно указанной схеме. По горизонтали должны оказаться персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым.

ИГРА «ЛИЦА»

– учить распознавать эмоции по выражению лиц людей;

– учить ребенка составлять лицо человека в разных эмоциональных состояниях;

– развивать мышление, воображение, внимание, память.

Описание игры

В набор входит шаблоны – основания для лица, детали для составления гримас человека, характеризующие эмоции – радость, печаль, злость, страх, удивление и пренебрежение, 6 карточек – образцов для сборки и 2 игральных кубика.

ИГРА 1 МОЗАИКА

Игроков может быть от 1 до 6. Перед ребенком шаблон лица, части лица и 1 карточка с образцом. Ребенок должен назвать эмоциональное состояние на картинке и изобразить эту гримасу на своем лице (можно делать это перед зеркалом). Затем ребенку предлагается собрать из деталей по образцу эту гримасу.

ИГРА 2 СОБЕРИ ЛИЦО

Игроков может быть от 1 до 6. Детали для составления гримас располагаются в доступном для каждого игрока месте. Шаблоны эмоций перемешиваются и переворачиваются картинками вниз. Каждый из игроков берет себе 1 карточку и игроки по очереди кидают 2 кубика сразу. Если на кубиках выпадают части лица соответствующие эмоции на карточке игрока, он выкладывает их на свой шаблон. Затем очередь кидать кубики переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым выложит на своем шаблоне лица соответствующую гримасу.

ИГРА 3 ЧТО ЧЬЁ

Игроков может быть от 1 до 6. Перед детьми шаблоны лиц. Игроки по очереди кидают кубики с изображениями частей лица. Выигрывает тот, кто быстрее назовет и покажет эмоцию, которой оно соответствует.

ИГРА 4 ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРИК

Игроков может быть от 2 до 4. Водящий показывает шаблоны лиц, а игроки должны угадать эмоцию. Проверяется ответ с помощью фонарика, который высвечивает правильный ответ. Выигрывает тот, кто первым правильно назовет эмоцию.

ИГРА «ИМЕНИННИКИ»

– способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми;

-учить детей говорить комплименты.

Описание игры

В игру можно играть с группой детей (не более 5-6 воспитанников) на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка (его происхождение, что оно означает). Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится именинником. В его честь пекут торт, а задача остальных детей – украсить его. Каждый украшающий должен сказать комплимент имениннику. Комплимент может быть прямой (хвалится непосредственно сам человек — его прическа, улыбка, внешний вид, поступки) и косвенный (когда восхищаются делами человека, местом, где он играет или занимается и т. д.). В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее.

ИГРА «ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ»

-закреплять приобретенный словарь названий эмоций;

-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях.

Описание игры

Формы работы: индивидуальная, групповая с 5 лет.

Задание: Послушай отрывок из сказки. Какое чувство испытывают герои? Изобрази его с помощью мимики и жестов.

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка …» (грусть, печаль)

Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»: «Спрятала печка брата с сестрой, а гуси уже налетели, кружат над ними» (страх).

Отрывок из сказки «Репка»: «Выросла репка большая – пребольшая!» (удовольствие, радость).

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг).

Отрывок сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут» (печаль, грусть).

Отрывок сказки «Царевна – лягушка»: «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление)

ИГРА «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ»

– развить умение выражать чувства словами, расширять эмоциональный словарь;

развить эмпатию, рефлексию;

Описание игры

ИГРА 1 Проводится с детьми с 4 лет и старше индивидуально или подгруппой из 2-8 человек. Ребенок берет из колоды карточку с эмоцией. Он должен назвать чувство, которое испытывает персонаж. Вариант: показать чувство с помощью мимики и жестов. Далее дети отвечают на вопросы: Почему у этого человека такое настроение? (подсказка на карточке вверху). Бывает ли у тебя такое настроение, когда и почему?

ИГРА 2 Проводится с детьми с 5 лет и старше подгруппой из 2-8 человек. Ведущий берет из колоды карточку с эмоцией. Дети должны назвать эмоцию и подобрать к нему синонимы. Выигрывает тот, кто подберёт больше всего названий.

ИГРА «ЛОТО ЧУВСТВ»

-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;

– развивать воображение, внимание, память.

Описание игры

Проводится с детьми с 4 лет и подгруппой из 2-6 человек. В комплекте 6 игровых полей с эмоциями людей и 36 карточек к ним. Игроки должны заполнить ячейки своего игрового поля соответственно указанной эмоции. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым. Во втором варианте игровое поле необходимо заполнить карточками с эмоциями животных

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта» Актуальность исследования. Оказание своевременной психолого-педагогической.

Развитие социального интеллекта в музыкальной деятельности Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ коллективных качеств и воспитания гуманного обращения к другим людям.

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Такое понятие, как «Эмоциональный.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» подготовил воспитатель Коновалова О. В. Способность.

Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры Тема по самообразованию воспитателя Матвеевой Т. В. на 2017-2018 гг. Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры.

Развитие эмоционального интеллекта у детей Большую часть своей жизни мы тратим на карьеру, живем своей работай. Однако у каждого из нас есть главная сторона жизни- семья. Недавно.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие социального интеллекта у дошкольников» Семинар для педагогов Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций ФГОС ДО одной из.

– учить распознавать эмоции по выражению лиц людей;

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.
  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

Этапы формирования интеллекта

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Читайте также:  Почему родители запрещают детям, подросткам какие-то вещи? Что родителям нужно и что нельзя запретить ребенку? Как правильно запрещать что-то ребенку: советы психолога

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир. На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например игровые интеллект тренировки онлайн.

Малышей обучают читать, писать и считать.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями, кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. Интеллектуальное развитие ребенка влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант — онлайн тренажеры для мозга «Викиум».
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.

«Найди тайник»

Что дает игра: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.

Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.

Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.

Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.

  • «Какой он?»
  • «Составь предложение»
  • «Ответь на вопрос»
  • «Найди предмет»
  • «Кто кем будет?»
  • «Найди лишнее слово»
  • «Спрятанное слово»
  • «Сказки-перевертыши»
  • «Находчивый»
  • «Изобретатель»
  • «Что будет, если …?»
  • «Я – луна, а ты – звезда»
  • «Чепуха»
  • «Телеграмма»
  • «Сочиняем сказку»
  • «Дверная скважина»
  • «Дерево – это …»
  • «Сложи картинку»
  • «Времена года»
  • «Бег ассоциаций»

Возраст и развитие интеллекта

Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.

В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.

Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, то есть 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.

Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится. В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что-то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем-либо.

Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.

Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.

Дети развиваются по-разному, и требовать о своего ребенка такого же уровня интеллектуального развития, как у кого-то другого, бессмысленно. Это может привести в итоге к формированию у него низкой самооценки и неуверенности в себе.

  • Кто пропал?

Виды интеллекта и их особенностей у детей

Развитие умственных способностей детей – это важная часть жизни любых родителей. Решение разноплановых задач и выполнение комплексных упражнений помогает всесторонне развивать умственные способности. Важную роль в этом играет дисциплина и методичность. Занятия должны проводиться систематически. Они формируют усидчивость и развивают память.

Выделяют следующие способности интеллекта:

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка – 4 шага. Инструкция для родителей

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства и что с ними делать. Да и во взрослой жизни мы сами не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать свое эмоциональное состояние. В нашей культуре распространено отношение к эмоциям, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако, современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и, как максимум, к стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Умение «дружить» или сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность можно и нужно развивать с раннего детства.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов.

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка, станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага:

  1. Научитесь распознавать эмоции;
  2. Научитесь использовать эмоции в решении задач;
  3. Развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций);
  4. Учитесь регулировать эмоциональные состояния

Как же двигаться по этим 4-м шагам?

Шаг 1. Учимся распознавать эмоции

Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?

Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.

Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в семье.

Ведите «Дневник эмоций» вместе с ребенком каждый день, записывайте, зарисовывайте вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня – это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.

Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.

Изучайте азбуку и основные проявления эмоций вместе с ребенком – чем отличается радость от грусти, удивление от страха. Например:

  1. Радость проявляется в виде улыбки, смеха. Характеризуется открытой позой, энергичными движениями, может сопровождаться танцем, хлопками в ладоши. Характерной чертой искренней радости является «улыбка глазами», когда вокруг глаз появляются складочки-лучики.
  2. Печаль – хмурый взгляд, поникшая голова, плечи, уголки губ опущены, нижняя губа заметно выступает. Для печали характерно снижение активности: движения и жесты становятся медленные, речь замедленная, голос слабый и тихий.
  3. Страх – верхние веки сильно приподняты, брови сведены вместе, губы сжаты или рот открыт, непроизвольно вырывается крик. Руки задействованы для отталкивания или удара, тело отклоняется назад. Эмоция страха влечет за собой инстинктивную реакцию противостоять пугающему объекту или стремление избежать, уйти от угрозы или замереть. В зависимости от этого различаются способы поведения в пугающей ситуации. Кого-то страх парализует, и он не способен ничего поделать с собой и ситуацией. В других случаях происходит мобилизация энергетических ресурсов на активное разрешение ситуации или ее избегание.
  4. Злость – сведенные брови, сверкают широко раскрытые глаза, челюсти плотно сжаты. Губы могут быть открыты, придавая рту прямоугольное очертание, или же они могут быть плотно сжаты. Повышается громкость голоса, иногда человек переходит на крик, угрозы. Жесты становятся резкими, отрывистыми, движения могут быть хаотичные.
  5. Удивление – широко раскрытые глаза, поднятые, изогнутые брови, наморщенный лоб и открытый круглый рот, ослабленная челюсть. При крайней степени удивления происходит повышение тембра голоса, а также изменение интонации.
  6. Интерес – внимательный и сконцентрированный взгляд, приподнятые или слегка сведенные брови, слегка приоткрытый рот. Все движения направлены к предмету интереса. Обычно интерес сопровождается замедлением сердечного ритма (человек будто замирает на мгновение), однако продолжительный и интенсивный интерес вызывает противоположный эффект – человек чувствует себя воодушевленным и оживленным, что вызывает познавательную и двигательную активность.
  7. Отвращение – сморщенный нос, брови сдвинуты, верхняя губа может быть приподнята. Активное отстранение от объекта отвращения, которое проявляется в позе, движениях. Иногда возникает передергивание по телу, в крайних случаях – тошнота и рвота (организм словно изгоняет из себя неприятное).
Читайте также:  Маска Овцы из бумаги, из бумажных тарелок на голову своими руками: инструкция, шаблоны

Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач

  1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое.
  2. Злость поможет отстоять свою точку зрения.
  3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.
  4. Страх поможет держаться вдали от опасности.
  5. Удивление научит узнавать новое.
  6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.
  7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.

Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае. Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации. А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.

Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.

Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций. Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Для себя, в первую очередь проанализируйте ситуации, в которых вы среагировали эмоциональнее, чем следовало по вашему мнению. Что послужило причиной такой эмоциональной реакции?

Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями

Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является – определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.

Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом.

Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев. Например:

Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?

Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.

Итак, 4 шага развития эмоционального интеллекта:

Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.

Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта эмоция решению моей задачи. Как она влияет на меня, мой настрой, мои действия и решения? Какая эмоция может мне сейчас помочь?

Шаг 3. Причины появления эмоций. Проанализировали, почему она возникла и с чем связана и как эмоция будет меняться со временем?

Шаг 4. Управления эмоциями. Определили эффективные для вас стратегии управления эмоциями, что помогает именно вам?

Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребенка.

Почему развивать эмоциональный интеллект важно

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи. В школе у детей с высоко развитым EI растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению. В свою очередь, дети с низким EI более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью, с концентрацией внимания чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех во взрослой жизни – это научно доказанный факт. Исследования Йельского центра развития эмоционального интеллекта показали, что дети с высокоразвитым EI с большей вероятностью (на 54% больше чем дети с низким EI) поступают в престижные школы и университеты и шансы получить высокооплачиваемую работу в будущем у них увеличиваются на 46% по сравнению со сверстниками с более низким EI [1] .

Уже сейчас уровень EI соискателя становится все более значимым критерием при приеме на работу и в развитии карьеры. И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников. А по данным Всемирного экономического форума в Давосе (World Economic Forum) – эмоциональный интеллект – это ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации.

Тренировать данные способности вы можете дома, а также записав ребенка на занятия по развитию эмоционального интеллекта. При выборе таких занятий важно руководствоваться критериями качества обучения, данные программы должны иметь четкую научную основу развития эмоционального интеллекта и методическую базу.

Желаем вам успехов в увлекательном и познавательном мире эмоций!

Записывайтесь на пробный урок в школу “ЭИ дети” в вашем городе – 8 800 333 9690

[1] Caruso, Brackett et al., 2013 – 2017 Yale Center for Emotional Intelligence

Шаг 1. Учимся распознавать эмоции

7. Я удивлюсь, если…

Суть игры проста. Вы придумываете забавные ситуации, которые могут вызвать удивление. Например, я удивлюсь, если ты наденешь мое платье. Я удивлюсь, если папа вернется домой в костюме супергероя. И так далее. Это не только возможность повеселиться, но и отличная тренировка воображения и находчивости. Игра так же помогает детям понять, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».

Обратите внимание! Многие упражнения и игры помогут занять ребенка дома, если нет возможности погулять на улице.

Интеллект дошкольников

«Это интересно. Мозг ребёнка формируется до трёх лет на 80%. Постарайтесь не пропустить этот момент для формирования интеллекта малыша».

Игра — основной вид жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста. Благодаря игре ребёнок и познаёт окружающий его мир: учит цвета и формы, узнаёт о растениях и животных, учится общаться. Игра же и выступает основным методом развития интеллекта.

Увидев игрушку впервые, малыш её тщательно исследует: осматривает, крутит, трясёт, пробует на вкус, прислушивается к ней. Зная об этой «исследовательской» природе маленьких детей, нужно предлагать им игрушки, стимулирующие их мыслительную способность:

  • блочные конструкторы
  • игрушки, которые можно разбирать
  • простые бытовые предметы, с которыми можно играть.

Как ещё малыш может изучать мир, развивая мозг?

  1. Постарайтесь покупать не все игрушки. Игрушки можно изготовить собственными руками, трансформировать бытовые предметы в игрушки: так будет интереснее их изучать.
  2. Привлекайте ребёнка к совместному творчеству. Изготовьте игрушку вместе с ребёнком и поиграйте с ним.
  3. Разрешайте ребёнку использовать в качестве игрушки разные предметы, которые его заинтересовали. Естественно, в разумных рамках: они должны быть безопасны.
  1. Множество игрушек рассеивают внимание. Поэтому лишние игрушки лучше убирать.
  2. Дети любят многофункциональные игрушки.
  3. Игрушки из магазина обычно быстро надоедают малышу.
  4. Ребёнка больше заинтересуют сложные игрушки, которые можно исследовать бесконечно.

Наряду с играми в игрушки, занимайтесь с ребёнком дидактическими (обучающими) играми, играйте на улице в спортивные игры, читайте и обучайте малыша чтению, начните постигать с крохой азы иностранного языка, занимайтесь рисованием и лепкой, музыкально развивайте ребёнка. Не нужно перегружать ребёнка. Идеально, когда занятия проходят в игровой форме, увлекательны и приносят удовольствие. Только тогда интеллект дошкольника будет развиваться естественно и гармонично.


Увидев игрушку впервые, малыш её тщательно исследует: осматривает, крутит, трясёт, пробует на вкус, прислушивается к ней. Зная об этой «исследовательской» природе маленьких детей, нужно предлагать им игрушки, стимулирующие их мыслительную способность:

Ссылка на основную публикацию