Музыкальное развитие и воспитание детей: музыкально эстетическое, ритмическое и развитие слуха

1. Музыкальное развитие – это: педагогический процесс формирования музыкально-эстетического сознания ребѐнка; процесс становления и развития

    Арина Пестова 4 лет назад Просмотров:

1 1. Музыкальное развитие – это: педагогический процесс формирования музыкально-эстетического сознания ребѐнка; процесс становления и развития музыкальных способностей ребѐнка; сообщение первоначальных сведений и знаний о музыке. 2. Комплексный подход к музыкальному воспитанию и развитию проявляется в следующих принципах: музыкальное воспитание обогащает нравственный облик ребѐнка; музыкальное воспитание активизирует умственную деятельность; музыкальное воспитание активизирует физическую активность. 3. Какое содержание можно отнести к виду педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ планирование? непосредственная реализация намеченного; анализ педагогической деятельности; перспективное, календарное планирование. 4. Укажите, с какими образовательными областями интегрируется образовательная область «Музыки»: художественное творчество, чтение художественной литературы; художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье, безопасность, коммуникация, познание, социализация; коммуникация, познание, социализация, художественное творчество. 5. Укажите наиболее сильное воздействие музыки на ребенка: развивает воображение; формирует эмоциональную сферу, музыкальный вкус; развивает мышление. 6. Ведущая деятельность ребѐнка в дошкольном возрасте: учебная; игровая; предметная. 7. Выберите фактор, от которого зависит развитие музыкальности: наследственность; музыкальные способности; музыкальная среда 8. Укажите автора, определяющего музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков: Б. Теплов; С. Сишор; Г. Ревеш. 9. В начале XX века впервые разработал систему музыкально-ритмических движений: В.А.Гринер; Н.Г.Александрова; Э.Жак-Далькроз. 10. В программе Тютюнниковой Т. основным видом музыкальной деятельности является: восприятие музыки; пение; элементарное музицирование. 11. Основная направленность программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»:

2 психологическое раскрепощение ребенка; развитие двигательных навыков и умений; развитие творческих способностей. 12. Назовите программу, целью которой является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики: «Са-Фи-Дансе» (Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина); «Топ-хлоп малыши» (А.И. Буренина, Т.Сауко); «Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комарова, и др.) 13. В дошкольной музыкальной педагогике используется система методов и приѐмов: Н. А. Ветлугиной; А. В.Запорожца и Т. А. Марковой; Д. Эльконина и В. Давыдова. 14. В программе Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры» основной вид деятельности: восприятие музыки; пение; музыкально-ритмические движения. 15. Укажите тему в программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, являющуюся стержневой, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства: «Песня, танец, марш»; «Музыка рассказывает о животных и птицах»; «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей». 16. Выберите правильную версию: «Ядром беседы о музыке является. ». сведения о музыке как виде искусства; осознание ребенком настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении; сведения о композиторе. 17. Эмоциональная отзывчивость ребѐнка на музыку в наибольшей степени проявляется: в развитом ладовом чувстве; в развитом ритмическом чувстве; в наличии знаний о музыке. 18. В какой группе в разделе программы «Восприятие музыки» приоритетным является слуховое восприятие вокальных произведений. младшей; средней; старшей. 19. В какой возрастной группе в разделе восприятие музыки больше слушают инструментальные произведения: младшей; средней; подготовительной. 20. Выберите музыкальные произведения для восприятия музыки в младшей группе: Л. Хайрутдинова «Родной край» С. Прокофьев «Ходит месяц по лугам» Н. Потолвский «Лошадка» 21. Детям какого возраста предлагается для слушания музыкальное произведение, в котором представлено взаимодействие двух-трех музыкальных образов? детям 7-го года

3 детям 4-го года детям 5-го года 22. Охрана детского голоса предусматривает: подбор интересного и разнообразного певческого материала подбор репертуара в соответствии с возрастными возможностями детей опора на анатомо-физиологические особенности ребѐнка 23. Певческий диапазон детей 4-5 лет составляет: ми ля; ре ля; ре си. 24. Выберите песню для старшей группы детского сада: «На мосточке» А. Филиппенко; «Дед Мороз» В. Витлин; «Весна наступает» Д. Файзи. 25. Выберите наиболее эффективный прием обучения пению в младшей группе детского сада: оценка пения детьми; узнать песню по мелодии; пение с облегченным сопровождением. 26. Хоровой исполнительский приѐм, заключающийся в неодновременном взятии дыхания, благодаря чему достигается непрерывность звучания: цепное дыхание; верхнерѐберное дыхание; полное дыхание 27. Ценность использования колыбельной песни для развития ребенка определяется ведущим видом деятельности: предметная деятельность; эмоционально-личностное общение со взрослым; учебная деятельность; 28. Логоритмика основывается на связи: слова и музыки; слова, музыки, движения; музыки и пения 29. Выберите приемы работы над дикцией: музыкальное эхо; скороговорки, потешки; пение на слоге. 30. Укажите вид игры, способствующий развитию чувства ритма: подвижные игры; дидактические игры; творческие игры. 31. Цель применения музыкально-дидактических игр: развитие музыкальных способностей и углубления представлений о средствах музыкальной выразительности; развитие индивидуальных способностей и творчества; развитие логического мышления.

4 32. В каком возрасте дети знакомятся со способами игры на музыкальных инструментах: бубен, колокольчик: 3-4 года; 4 5 лет; 6 7 лет. 33. Выделите один из видов музыкальной деятельности, развивающий слух, способствующий творческому музицированию: музыкально-ритмическое движение; восприятие; игра на детских музыкальных инструментах. 34. Определите, в какой возрастной группе находится музыкальный уголок: арфа, ударные, аккордеон, маленький фланелеграф, портреты композиторов): младшая группа; средняя группа; подготовительная к школе группа. 35. Ударный инструмент, имеющий вид выгнутого стального прута. Звук нежный и звонкий, извлекают при помощи ударов металлического стержня это: треугольник; труба; трещетка. 36. Особый вид музыкального слуха, включающий звуковысотный, динамический, тембровый, ритмический слух, а также способность оценивать и контролировать качество собственной фонации: абсолютный слух; вокальный слух; интонационный слух. 37. Восприятие музыки, детское исполнительство, детское творчество, музыкальнообразовательная деятельность-это музыкальной деятельности: виды; формы; основы. 38. Темп, регистр, лад, жанр, драма это музыкальной выразительности: язык; виды; средства. 39. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма это музыкальные: навыки; способности; средства. 40. Классицизм, романтизм, рококо, экспрессионизм-это в музыке: направление; течение; движение. 41. Буквальный перевод слова «Барокко» это: образцовый;

5 причудливый; архаичный. 42. Композитор, написавший симфоническую сказку «Петя и волк»: Д. Шостакович; С. Прокофьев; Д. Кабалевский. 43. Создатель цикла концертов «Времена года» для струнного оркестра: Корелли; Тартини; Вивальди. 44. Какой композитор писал музыку исключительно для фортепиано: Франц Шуберт; Роберт Шуман; Фридерик Шопен. 45. Фрагментом какого произведения является «Полет шмеля»: опера Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане»; оперетта Дунаевского «Вольный ветер»; балет Стравинского «Жар птица». 46. Созвучие нескольких звуков, образующих согласованное, слитное звучание: Кантилена; диссонанс; консонанс. 47. Перемещение звуков музыкального произведения на один и тот же интервал вверх или вниз: альтерация; хроматизм; транспозиция. 48. Сочинение музыки во время ее исполнения это: композиция; интонация; импровизация. 49. Элемент танцевального движения, начинающийся с затакта (на счет «и раз, и два»): «Основной ход»; «Шаг польки»; «Переменный шаг».

1 1. Музыкальное развитие – это: педагогический процесс формирования музыкально-эстетического сознания ребѐнка; процесс становления и развития музыкальных способностей ребѐнка; сообщение первоначальных сведений и знаний о музыке. 2. Комплексный подход к музыкальному воспитанию и развитию проявляется в следующих принципах: музыкальное воспитание обогащает нравственный облик ребѐнка; музыкальное воспитание активизирует умственную деятельность; музыкальное воспитание активизирует физическую активность. 3. Какое содержание можно отнести к виду педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ планирование? непосредственная реализация намеченного; анализ педагогической деятельности; перспективное, календарное планирование. 4. Укажите, с какими образовательными областями интегрируется образовательная область «Музыки»: художественное творчество, чтение художественной литературы; художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье, безопасность, коммуникация, познание, социализация; коммуникация, познание, социализация, художественное творчество. 5. Укажите наиболее сильное воздействие музыки на ребенка: развивает воображение; формирует эмоциональную сферу, музыкальный вкус; развивает мышление. 6. Ведущая деятельность ребѐнка в дошкольном возрасте: учебная; игровая; предметная. 7. Выберите фактор, от которого зависит развитие музыкальности: наследственность; музыкальные способности; музыкальная среда 8. Укажите автора, определяющего музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков: Б. Теплов; С. Сишор; Г. Ревеш. 9. В начале XX века впервые разработал систему музыкально-ритмических движений: В.А.Гринер; Н.Г.Александрова; Э.Жак-Далькроз. 10. В программе Тютюнниковой Т. основным видом музыкальной деятельности является: восприятие музыки; пение; элементарное музицирование. 11. Основная направленность программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»:

Читайте также:  Какие книги читать детям: список литературы по возрастам

С какой пищи чего лучше начинать при введении прикорма

Своевременное и поэтапное введение прикорма при грудном вскармливании – залог здоровья и комфорта для младенца. Знакомство с новой пищей предполагает четкое соблюдение выбранной схемы. На сегодняшний день существует 4 варианта знакомства ребенка с новой пищей. ВОЗ признает только один из них.

  1. Фруктовые соки. Начинать прикорм с соков чревато проблемами с желудком в будущем. Кислоты, находящиеся в сладком напитке, могут раздражать слизистую пищеварительного тракта. Недопустимо давать концентрированные неразбавленные соки. Несмотря на то, что производители напитков указывают на упаковке возраст 4+ месяцев, знакомить малыша с таким питанием рекомендуется в более старшем возрасте.
  2. Фрукты. Педиатры допускают начало первого прикорма с фруктовых пюре. Однако родители должны приготовиться к проблемам с аппетитом у ребенка в будущем. Малыши очень сообразительны и быстро понимают, что кушать яблочное пюре гораздо вкуснее, чем гречневую кашу.
  3. Молочная продукция. Творожки и йогурты, выпускаемые популярными производителями, подходят для возраста 6+ месяцев. Однако такие блюда содержат в своем составе коровий белок, на который у некоторых детей случается аллергия.
  4. Овощи и каши. Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать первый прикорм с овощных однокомпонентных пюре. Данная схема подойдет тем детям, которые имеют достаточный или избыточный вес. Начинать прикорм с каш ВОЗ рекомендует в том случае, если ребенок имеет недостаточный вес. Следует выбирать малоаллергенные однокомпонентные каши, которые содержат большое количество полезных веществ и легко усваиваются.

Таблица первого прикорма по дням наглядно показывает, в каком объеме рекомендуется вводить выбранный продукт.

Почему не стоит торопиться с прикормом новорожденного?

Как вы уже поняли, в более раннем прикорме нет необходимости. Да и нагружать еще не созревшую ферментативную систему новыми веществами не стоит. Организм просто не способен еще усваивать новые вещества, а значит смысла в их приеме нет. К тому же

ВАЖНО: преждевременная нагрузка на пищеварительную систему может спровоцировать проблемы с кишечником ребенка.


Педиатры рекомендуют выбрать для первого прикорма овощные пюре. Первыми предложите ребенку кабачок, цветную капусту и брокколи. Эти овощи организм усваивает легко и аллергия на них бывает реже, чем на остальные. Если ваш педиатр то и дело уверяет вас, что ребенок плохо набирает вес, то начните прикорм с безмолочной каши. По тем же критериям оптимальные каши для начала прикорма: рисовая, кукурузная, гречневая. Гречневая среди этих трех каш чаще вызывает аллергию, а рисовая — запор. Учитывайте это.

Таблица введения прикорма при грудном вскармливании

Схема введения прикорма при грудном вскармливании достаточно проста. Некоторые «современные» педиатры советуют вводить прикорм чуть ли не с 3го месяца жизни ребенка. Это ни к чему, до 6 месяцев малыш получает все необходимые ему вещества из грудного молока. Так считает и авторитетный врач Е. Комаровский. Советы раннего ввода прикорма могут советовать только производители детского питания и люди, заинтересованные в увеличении продаж.

С 6 месяцев можно начинать вводить прикорм. Обратите внимание на постепенное увеличение дозы – так организм сможет адаптироваться к новой для него пище без стрессов.

Не давайте ребенку в один день несколько продуктов, поскольку при негативной реакции организма вы не поймете, на что малыш среагировал.


От 10 мл до 30 мл

Первые прикормы при грудном вскармливании, общие правила

У молодых мам всегда возникает очень много вопросов по поводу того, как правильно вводить докорм, надо ли давать воду и др. Прежде всего, важно учесть, что при полноценном грудном кормлении, то есть, если мама выдерживает график кормлений, грудничок активно растет, докорм раньше полугода ребенку не нужен.

Иногда мамы, полагая, что ребенок не получает достаточного количество грудного молока, начинают докорм смесью. Однако большинства педиатров, в том числе и Комаровский, полагают, что докармливать хорошо развивающихся малышей не нужно. Когда давать смесь дополнительно и следует ли это делать, лучше спросить у педиатра.

Как практиковать ввод нового продукта, каждой маме поможет понять таблица или схема введения прикорма при грудном вскармливании. В такой таблице четко расписано, когда вводить прикорм при грудном вскармливании по месяцам, и какие именно продукты нужно давать в определенное время.

Тем не менее, начало процесса введения прикорма вызывает много вопросов, по поводу того, как и когда начинать ребенку давать определенный продукт. Например, является ли для начала прикорма «правильным» продуктом цветная капуста или кукурузная каша, можно ли давать чернослив шестимесячному малышу, когда давать воду новорожденному и т. п.

В идеале каждая мама должна не только изучать литературу, но и регулярно консультироваться с педиатром. Именно он четко ответит на вопросы о том, можно ли тыкву при ГВ, можно ли брокколи и др., а также скорректирует ту схему введения прикорма, которую вы намереваетесь практиковать.

Тем не менее, начало процесса введения прикорма вызывает много вопросов, по поводу того, как и когда начинать ребенку давать определенный продукт. Например, является ли для начала прикорма «правильным» продуктом цветная капуста или кукурузная каша, можно ли давать чернослив шестимесячному малышу, когда давать воду новорожденному и т. п.

По каким правилам предлагать прикорм?

Важно предлагать ребенку только свежеприготовленные блюда, подавая их в красивой креманке или блюдце. Не следует кормить ребенка из своей тарелки и ложки – на приборах могут быть опасные для пищеварительного тракта и полости рта бактерии. Избежать проблем с усвоением продуктов помогут такие правила:

  • для прикорма отбирают свежие экологически чистые продукты и молодые овощи;
  • новое блюдо предлагают во время завтрака или обеда перед прикладыванием к груди;
  • продукты вводят по одному, с маленьких доз, отслеживая реакцию крохи в течение 12 часов;
  • при негативной реакции блюдо отменяют;
  • постепенно объем приводят к положенному по возрасту;
  • если малышу понравится «взрослая» еда, не стоит прекращать грудное вскармливание.

Отследить время, объем и количество прикорма позволит пищевой дневник, который рекомендуется вести в течение первых трех лет жизни. В него стоит записывать сколько, когда и какие продукты кушал малыш, а также фиксировать, после чего была отмечена негативная реакция.

Экзотические и аллергенные фрукты лучше вводить после 1 года


Экзотические и аллергенные фрукты лучше вводить после 1 года

Прикорм ребёнка по месяцам: признаки готовности, правила, схемы и таблицы прикорма

Увеличение потребности в полезных веществах непосредственно связано с ростом ребёнка. Ему необходимо начать давать новую пищу в качестве блюд прикорма.

На основании данных исследований ВОЗ были разработаны общие правила прикорма:

  • первый продукт в меню малыша вводится между 4 и 6 месяцами: в шесть месяцев для естественников, в 4 — 4,5 месяца для деток на смесях;
  • большое внимание обращается на готовность к новому виду пищи;
  • прикорм по месяцам предусматривает введение различных видов пищи: каш, овощей, мяса, кисломолочных продуктов;
  • пища должна быть в растёртом виде (пюре). При наличии зубов можно пробовать кусковое питание;
  • грудное вскармливание – залог здоровья, его необходимо продолжать до двухлетнего возраста.


Увеличение потребности в полезных веществах непосредственно связано с ростом ребёнка. Ему необходимо начать давать новую пищу в качестве блюд прикорма.

Читайте также:  Лучшие роддома Москвы — как правильно выбрать: рейтинг, отзывы

Первый прикорм при грудном вскармливании

Самый полезный и необходимый продукт для новорожденного – грудное молоко. Оно укрепляет здоровье крохи, обеспечивает функционирование организма, защищает от инфекционных болезней и иных неблагоприятных факторов. По мере созревания детского организма возникает необходимость в приучении грудничка к новой пище. Часто мама переживает, не зная, как правильно вводить первый прикорм при грудном вскармливании. Во избежание проблем этот важный момент необходимо обсудить с педиатром.

Здоровый ребенок со второго полугодия жизни нуждается в полноценном разнообразном питании


Самый полезный и необходимый продукт для новорожденного – грудное молоко. Оно укрепляет здоровье крохи, обеспечивает функционирование организма, защищает от инфекционных болезней и иных неблагоприятных факторов. По мере созревания детского организма возникает необходимость в приучении грудничка к новой пище. Часто мама переживает, не зная, как правильно вводить первый прикорм при грудном вскармливании. Во избежание проблем этот важный момент необходимо обсудить с педиатром.

Прикорм. Основные положения

Опубликовано в журнале:
« Практика педиатра » № 1, 2020, стр. 53-55

О.А. Горячева 1,2 , канд. мед. наук, О.А. Алёхина, Д.В. Горячев 3
1 Кафедра пропедевтики детских болезней педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ, г. Москва
2 ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва
3 ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ, г. Москва

Резюме. В статье изложены основные современные аспекты введения прикорма, в том числе на основании рекомендаций различных мировых школ, даны разъяснения по отличиям педагогического от педиатрического прикорма. Обсуждены преимущества промышленного прикорма над домашним.

Ключевые слова: прикорм, виды прикорма, прикорм промышленного производства, сроки введения прикорма

Summary. The article outlines the main modern aspects of the introduction of feeding up, including the recommendations of various world medical associations, provides explanations on the differences between pedagogical and pediatric feeding up. The advantages of industrial food over self-made are discussed.

Key words: complementary foods, feeding up, types of complementary foods, periods of feeding up

Самый спорный и самый частый вопрос, обсуждаемый в практической работе участкового педиатра, -вопрос прикорма. Почти каждая вторая консультация родителей с грудным ребенком посвящена этой теме. Для объяснения правил прикорма и его введения мы используем:

  • рекомендации ВОЗ (http:// www.euro.who.int/ _data/assets/ pdf_file/0005/98303/WS_115_2000FE_R.pdf);
  • рекомендации ВОЗ для стран бывшего СНГ;
  • рекомендации Американской ассоциации нутрициологов;
  • рекомендации кафедры пропедевтики детских болезней РНИМУ;
  • рекомендации НИИ питания РАМН.

Прикорм – это введение продуктов животного и растительного происхождения в целях постепенного перевода ребенка на продукты общего стола.

Правила введения прикорма

  1. Вводим один продукт в течение 7-10 дней.
  2. Начинаем всегда с гомогенного (однородного) пюре.
  3. Отдаем предпочтение продуктам промышленного производства, так как не можем отвечать за качество продуктов рыночного, непоточного производства. Плюсы использования прикорма промышленного производства:
    • удобнее;
    • безопаснее (строгий контроль качества) и экологичнее;
    • разнообразнее;
    • лучше гомогенность с дальнейшим переходом на кусочки;
    • сбалансирован состав;
    • качественное хранение и контроль за этим (целостность банки, крышки и т.д.).
  4. Вводим продукт в утренние часы (если появится нежелательная реакция, то ее проще отследить).
  5. Начинаем вводить новый продукт прикорма только тогда, когда ребенок здоров. Особенно это касается аллергических реакций и диспепсических явлений.
  6. В поездке, особенно при смене климата, новое вводить не рекомендуется.
  7. Новый продукт вводим до кормления грудным молоком или смесью.
  8. Если что-то не нравится ребенку, нужно не настаивать, а предложить чуть позже, просто докормив грудным молоком или смесью.
  9. Прикорм вводим с 5,5-6 месяцев ребенку на грудном вскармливании и с 5-5,5 месяцев на смеси, не раньше (это связано с развитием желудочно-кишечного тракта, системы глотания, ферментов).
  10. Всегда стараемся ввести прикорм, если нет медицинских показаний, только по мере появления пищевого интереса.
  11. Кормить необходимо из ложки, не ранящей нежную полость рта.
  12. Ребенка кормим на его стуле, не забыв пристегнуть, в полусидячем или сидячем положении (зависит от развития и возраста ребенка).
  13. Не надо вводить больше возрастной нормы.
  14. Начинать прикорм нужно с кончика ложки, каждый день увеличивая в два раза объем, доводя до нужного (объемы – см. таблицу).
  15. Вводимый продукт прикорма должен соответствовать возрасту ребенка.
  16. Открытую банку следует хранить в холодильнике не более 24 часов.
  17. Перед тем как дать еду ребенку, родитель должен попробовать ее сам (отдельной чистой ложкой) для исключения испорченности продукта.
  18. При вскрытии банки должен быть тихий хлопок, а до открытия следует проверить крышку: она должна быть приплюснута, так как в банке нет воздуха.
  19. Пища должна быть комнатной температуры -не холодной и не горячей (поэтому банки хранят в шкафу, молочное – в холоде).
  20. Вводить нужно один продукт за один раз!
ПродуктВозраст (месяц)
567891011121318
Грудное молоко/ смесьДо 1 лДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объема
ФруктИВ* – 20 мл5-60 мл80100150150170200
ОвощИВ* – 10-60 мл5-100 мл150 мл200200200200200
Каша безглютеновая на воде или грудном молоке/ смеси5-150 мл200 мл200 мл
Каша глютеновая на воде или грудном молоке/ смеси5-150 мл или безглютеновая200 мл200 мл200 мл
Мясное пюре5-40 г808080808080
Желток перепелиный (1/2 куриного)0,250,5111
Кисломолочный продукт (не кефир)50-100 мл150200200200
Творог50 г50 г100100100
Рыба40-60 г8080
Масло сливочное0,5 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.
Масло растительное0,5 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.
Хлеб3-5 г
Кефир200 мл
Сок120 мл
Цельное молоко200 мл
Каша натермически обработанном молоке (вместо безмолочной)200 мл200 мл200 мл200 мл
Компот, морс (не сок)До 200 мл200 мл200 мл200 мл

* ИВ – Искусственное вскармливание

Если продукт не подходит (реакция на него со стороны ЖКТ или аллергия), то его убирают, а новый вводят через несколько дней.

Выбирая банку с прикормом, всегда нужно читать состав: кроме, например, яблока быть ничего не должно (некоторые производители добавляют крахмал, витамин С, сахар и т.д.).

Напомним, что в более старшем возрасте рисовый крахмал или другой растительный загуститель уже не так вреден, но не на первых порах.

Существует несколько видов прикорма. Самые распространенные – педиатрический и педагогический.

  • основное – в том, что педагогический прикорм основан на пробе всего и сразу: что ребенок захотел, то и съел;
  • педиатрический имеет некую схему введения, он более щадящий, закономерный и рациональный.

Но при правильном педагогическом прикорме (если родители не кормят невозрастными продуктами, не дают фастфуд и т.д.) отговаривать от него не стоит ввиду возможной негативной реакции и полного отказа от прикорма в сторону смеси или грудного молока.

Прикорм бывает обучающий (так называемая подготовка ЖКТ к продуктам, отличным от молока или смеси) и основной.

Обучающий прикорм – это фрукты (чаще всего зеленое яблоко), далее груша и миксы из них. Основной прикорм при здоровье ребенка начинают с овощей (кабачок, брокколи, цветная капуста).

Иногда при малом весе или проблемах со стулом начинают с каш, а при склонности к анемии – с мяса.

Читайте также:  Как правильно написать план к эссе: правила составления плана, советы, отзывы

Существует много разных способов ввода прикорма:

  • американская школа предлагает вводить так: мясо, каша, овощи и фрукты, молочное;
  • европейская школа, считая фрукты источником повышенных сахаров и причиной энтеритов (проблем с тонкой кишкой), рекомендует такую схему: овощи, каши, мясо, фрукты;
  • ВОЗ: овощи, каши и фрукты, мясо;
  • известный украинский врач первым предлагает вводить кефир;
  • российская школа (в первую очередь НИИ питания РАМН): овощи и фрукты, каши, мясо.

В зависимости от состояния ЖКТ, особенностей роста ребенка, его стула и т.д. есть несколько вариантов введения прикорма. Но в США, например, в целях профилактики анемии рекомендуют прикорм начинать с мяса и фруктов! Так как вторые содержат витамин С, необходимый для улучшения всасывания железа.

Несомненно, у некоторых детей раннее введение фруктов способствует развитию аллергии и нарушению всасывания вторичного генеза, но не является 100% причиной этого.

У ряда детей введение овощей вызывает и/или усиливает запоры, что также требует коррекции введения прикорма.

Всегда необходимо помнить и объяснять родителям, что строгих правил нет и иногда схемы могут колебаться, как и сроки ввода, а прикорм является не только неотъемлемой частью правильного питания, но и залогом общего здоровья ребенка.

  • американская школа предлагает вводить так: мясо, каша, овощи и фрукты, молочное;
  • европейская школа, считая фрукты источником повышенных сахаров и причиной энтеритов (проблем с тонкой кишкой), рекомендует такую схему: овощи, каши, мясо, фрукты;
  • ВОЗ: овощи, каши и фрукты, мясо;
  • известный украинский врач первым предлагает вводить кефир;
  • российская школа (в первую очередь НИИ питания РАМН): овощи и фрукты, каши, мясо.

В зависимости от состояния ЖКТ, особенностей роста ребенка, его стула и т.д. есть несколько вариантов введения прикорма. Но в США, например, в целях профилактики анемии рекомендуют прикорм начинать с мяса и фруктов! Так как вторые содержат витамин С, необходимый для улучшения всасывания железа.

Первый прикорм детей до года при грудном вскармливании: таблица и схема

Грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми питательными веществами. В нем содержатся антитела, которые защищают организм от различных инфекций. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию помогут наладить лактацию. Первым правилом является начало кормления уже в первые часы после рождения ребенка. Продолжать исключительно грудное вскармливание нужно в обязательном порядке до 6 месяцев. Затем совместно с рекомендуемым прикормом продолжать кормление вплоть до двухлетнего возраста.


В таблице подробно расписано, с чего и с какого возраста начинают прикорм.

Схема введения прикорма по ВОЗ

Таблица прикорма детей до года. Прикорм по месяцам.
Молодые мамы в растерянности, старшее поколение советует по капельке вводить морковный сок в 4 месяца, подруги говорят “мясо уже нужно кушать в 6 месяцев”, в интернете масса противоречивой информации. Питание ребенка до года должно быть сбалансированным и правильным. Современные мамы осуществляют ввод прикорма при грудном и искусственном вскармливании придерживаясь рекомендациям ВОЗ для детей до года. Наша схема по дням, составленная исходя из рекомендаций нашего педиатра по воз грудным детям.

Неделя – новый продукт

Первый прикорм детей до года при грудном вскармливании: таблица и схема

Грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми питательными веществами. В нем содержатся антитела, которые защищают организм от различных инфекций. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию помогут наладить лактацию. Первым правилом является начало кормления уже в первые часы после рождения ребенка. Продолжать исключительно грудное вскармливание нужно в обязательном порядке до 6 месяцев. Затем совместно с рекомендуемым прикормом продолжать кормление вплоть до двухлетнего возраста.


Прикормом называют новый продукт, который вводят в рацион питания ребенка до года параллельно основному грудному вскармливанию. Делать это нужно, соблюдая правила, учитывая возрастные особенности, состояние здоровья и индивидуальные предпочтения самого ребенка.

Все о первом прикорме: что, как, когда

Первый прикорм у грудничков вызывает много сомнений и споров. Одни врачи советуют знакомить младенца с обычной пищей после полугода. Другие педиатры рекомендуют давать сок и пюре уже с трех-четырех месяцев. Такие разные мнения заставляют женщин самостоятельно разбираться в вопросе первого прикорма и выяснять, когда надо знакомить грудного ребенка с обычной пищей и какой продукт для этого выбрать.

  1. Первый прикорм при ГВ: общие правила
  2. Педагогический и педиатрический
  3. Когда вводить
  4. Почему прикорм не надо вводить раньше
  5. Первые продукты
  6. Покупное или домашнее детское питание
  7. Примерная схема на первый месяц
  8. Возможные ошибки и трудности
  9. Спешка с введением новых продуктов
  10. Аллергия или пищеварительные реакции
  11. Как не потерять молоко
  12. Малыш отказывается от еды: что делать
  13. Ребенок давится

Первый прикорм у грудничков вызывает много сомнений и споров. Одни врачи советуют знакомить младенца с обычной пищей после полугода. Другие педиатры рекомендуют давать сок и пюре уже с трех-четырех месяцев. Такие разные мнения заставляют женщин самостоятельно разбираться в вопросе первого прикорма и выяснять, когда надо знакомить грудного ребенка с обычной пищей и какой продукт для этого выбрать.

Прикорм: сроки и правила

Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к материнскому молоку и молочным смесям, — это и есть прикорм. Посредством прикорма дитя сознательно прикармливают — готовят к взрослой жизни и к взрослой еде.

Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к материнскому молоку и молочным смесям, — это и есть прикорм. Посредством прикорма дитя сознательно прикармливают — готовят к взрослой жизни и к взрослой еде.

Общие правила введения первого прикорма

Если вы приняли решение ввести первый прикорм, обязательно соблюдайте следующие правила:

  • ребенок должен быть совершенно здоров;
  • это не может быть недельный период перед прививкой или после нее;
  • начинать нужно только с однокомпонентных составов;
  • вводить новый продукт нужно после полного привыкания грудничка к предыдущему (не ранее, чем через 5-6 дней);
  • консистенция прикорма должна быть полужидкой, абсолютно однородной, без мельчайших комков и волокон;
  • первая порция нового продукта всегда 0,5 чайной ложки с последующим постепенным увеличением порции;
  • первые прикормы вводятся в утреннее кормление с последующим грудным докармливанием;
  • внимательно следите за изменениями самочувствия ребенка (послабление или закрепление стула, появление сыпи на теле, обильные срыгивания, метеоризм, беспокойство). В случае отрицательных реакций детского организма исключите данный продукт на время, поменяйте его на другой.

Помните, что цель первых прикормов – не накормить грудничка, а познакомить с новым продуктом, новым вкусом, новым ощущением, со скольки бы вы ни начинали его прикармливать. Это еще одна ступенька в познании ребенком окружающего мира. Не препятствуйте попыткам малыша узнать новую еду на ощупь, дайте ему возможность и время распробовать и полюбить «взрослые» продукты. Часто вкус, не понравившийся в первый раз, через время становится любимым.

Дайте возможность малышу самому определить, сколько он съест прикорма. Когда грудничок отвернется и не захочет больше есть пюре или кашу, продолжите кормление, приложив к груди.

Принимая решение о введении прикорма, изучите схемы и таблицы, которые помогут найти ответы на ваши самые главные вопросы: когда, сколько и какой продукт можно начинать давать грудничку. Любые сомнения должны рассеиваться в процессе консультации со специалистом.


Принимая решение о введении прикорма, изучите схемы и таблицы, которые помогут найти ответы на ваши самые главные вопросы: когда, сколько и какой продукт можно начинать давать грудничку. Любые сомнения должны рассеиваться в процессе консультации со специалистом.

Ссылка на основную публикацию