Медицинские показания абсолютные и относительные к кесареву сечению: список. Экстренное кесарево сечение: показания к операции

Кесарево сечение: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.

Кесарево сечение– хирургическая операция, предназначенная для извлечения плода и последа через разрез брюшной стенки (лапаротомия) и матки (гистеротомия), когда роды через естественные родовые пути по каким-либо причинам невозможны или сопровождаются различными осложнениями для матери и плода.

Частота этой операции в акушерской практике в настоящее время состав­ляет 13 – 15 %. За последние 10 лет частота операции возросла примерно в 3 раза (3,3 % в 1985 г.) и продолжает расти. Риск материнской смертности при проведении кесарева сечения в 10 – 12 раз выше, а риск развития других осложнений в 10-26 раз выше, чем при родах через естественные родовые пути; перинатальная смертность при оперативном родоразрешении снижается.

Причинами роста числа операций:уменьшение паритета родов (снижение рождаемости); увеличение числа возрастных (пожилых) первородящих; усовершенствование пренатальной диагностики состояния плода; кесарево сечение в анамнезе; стремление расширить показания к кесареву сечению в интересах плода; усовершенствование техники КС.

Абсолютные показания для кесарева сечения:

1. Анатомически узкий таз III и VI степени сужения.

2. Клиническое несоответствие таза матери и головки плода.

3. Полное предлежание плаценты.

4. Неполное предлежание плаценты с выраженным кровотечением при неподготовленных родовых путях.

5. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты с выраженным кровотечением при неподготовленных родовых путях.

6. Угрожающий или начавшийся разрыв матки.

7. Опухоли органов малого таза, препятствующие рождению ребенка.

8. Неполноценный рубец на матке после оперативных вмешательств.

9. Состояние после операций по восстановлению мочеполовых и кишечно-половых свищей.

10. Незажившие разрывы шейки матки III степени, грубые рубцовые изменения шейки матки и влагалища.

11. Тяжелый гестоз беременных при неподготовленности родовых путей.

12. Резко выраженное варикозное расширение вен в области влагалища и вульвы.

13. Экстрагенитальный рак и рак шейки матки.

14. Экстрагенитальные заболевания: миопия высокой степени, отслойка сетчатки, заболевания головного мозга, заболевания ССС с признаками декомпенсации, сахарный диабет, заболевания нервной системы и др.

P.S. Для проведения операции КС достаточно 1 абсолютного показания.

Относительные показания для кесарева сечения:

1. Аномалии родовой деятельности, не поддающиеся консервативной терапии.

2. Неправильные положения плода.

3. Тазовое предлежание плода.

4. Неправильное вставление и предлежание головки.

5. Предлежание и выпадение петель пуповины.

6. Пороки развития матки и влагалища.

7. Возрастные первородящие (старше 30 лет).

8. Хроническая фетоплацентарная недостаточность.

9. Переношенная беременность.

10. Многоплодная беременность.

11. Длительное бесплодие в анамнезе.

P.S. Для проведения операции КС необходимо 2 и более относительных показаний, операция в данном случае выполняется по сочетанным (комбинированным) показаниям, они являются совокупностью нескольких осложнений беременности и родов, каждое из которых в отдельности не служит показанием к КС, но вместе они создают реальную угрозу для жизни плода в случае родоразрешения через естественные родовые пути.

Показания к операции кесарева сечения в родах:

1. Клинически узкий таз.

2. Преждевременное излитие околоплодных вод и отсутствие эффекта от родовозбуждения.

3. Аномалии родовой деятельности, не поддающиеся медикаментозной терапии.

4. Острая гипоксия плода.

5. Отслойка нормально или низко расположенной плаценты.

6. Угрожающий или начинающийся разрыв матки.

7. Предлежание или выпадение петель пуповины при неподготовленных родовых путях.

8. Неправильные вставления и предлежания головки плода.

9. Состояние агонии или внезапная смерть роженицы при живом плоде.

Противопоказания для кесарева сечения:

1. Внутриутробная гибель плода (за исключение случаев, когда операция производится по жизненным показаниям со стороны женщины).

2. Врожденные пороки развития плода, несовместимые с жизнью.

3. Глубокая недоношенность.

4. Гипоксия плода, если нет уверенности в рождении живого (единичные сердцебиения) и жизнеспособного ребенка и нет неотложных показаний со стороны матери.

5. Все иммунодефицитные состояния.

6. Продолжительность родов более 12 часов.

7. Длительность безводного промежутка более 6 часов.

8. Частые мануальные и инструментальные влагалищные манипуляции.

9. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в акушерском стационаре.

10. Острые и обострение хронических заболеваний у беременных.

Противопоказания теряют силу, если возникает угроза для жизни женщины (кровотечение вследствие отслойки плаценты, предлежания плаценты и др.), т.е. являются относительными.

При высоком риске развития инфекции в послеоперационном периоде производят кесарево сечение с временной изоляцией брюшной полости, экстраперитонеальное кесарево сечение, которое можно выполнять при длительности безводного периода более 12 часов.

Условия для выполнения кесарева сечения;

1. Наличие живого и жизнеспособного плода (не всегда выполнимо при абсолютных показаниях).

2. У беременной нет признаков инфицирования (отсутствие потенциальной и клинически выраженной инфекции).

3. Согласие матери на операцию, что отражается в истории (если нет жизненных показаний).

4. Общехирургические условия: хирург, владеющий операцией; квалифицированные анестезиолог и неонатолог; наличие оборудования.

Виды кесарева сечения:

1. По срочности: плановое, с началом родовой деятельности (запланированное), экстренное.

P.S. Плановое КС должно составлять 60-70% по отношению к экстренному, так как

именно оно способствует снижению перинатальной смертности, снижается гипоксия

плода в 3-4 раза, осложнения у женщин в 3 раза, травматизм в 2 раза.

2. По технике выполнения:

а) абдоминальное (через переднюю брюшную стенку). Абдоминальное кесарево сечение с целью прерывания беременности называется малое кесарево сечение, оно проводится в сроке 16 – 22 недель беременности, в тех случаях, когда продолжение ее опасно для жизни женщины (гестоз, не поддающийся терапии, сердечно-сосудистая патология в стадии декомпенсации, тяжелые болезни крови и др.) – выполняется обычно по типу корпорального кесарева сечения.

б) влагалищное (через передний свод влагалища).

3. По отношению к брюшине:

а) интраперитонеальное (трансперитонеальное) – со вскрытием брюш­ной полости: корпоральное (классическое); в нижнем сегменте матки поперечным разрезом; истмико-корпоральное кесарево сечение с продольным разрезом матки – выполняют при недоношенной беременности, когда не развернут нижний сегмент матки.

б) экстраперитонеальное – внебрюшинное (по методике Е.Н. Морозо­ва).

в) КС в нижнем сегменте с временной изоляцией брюш­ной полости.

В настоящее время наиболее распространенным методом является интраперитонеальное кесарево сечение в нижнем сегменте матки.

Осложнения при кесаревом сечении:

1. Интраоперационные: кровотечения; ранение соседних органов; трудности выведения головки; трудности извлечения ребенка; осложнения наркоза.

2. Послеоперационные: кровотечения внутренние и наружные; тромбоз глубоких вен; тромбоэмболия; ателектаз легкого; осложнения анестезии; гематомы различной локализации; гнойно-септические осложнения: эндометрит, сальпингит, инфицирование раны, акушерский перитонит, сепсис; непроходимость кишечника; мочеполовые и кишечно-половые свищи.

Этапы операции кесарева сечения:1. Лапаротомия; 2. Разрез матки; 3. Извлечение плода; 4. Ушивание матки; 5. Ушивание передней брюшной стенки.

1. Лапаротомия. Методы:

а) нижнесрединная – разрез выполняется по белой линии живота на 4 см ниже пупочного кольца и заканчивается на 4 см выше лонного сочленения.

б) поперечная надлобковая лапаротомия по Пфанненштилю – разрез дугооб­разной формы проводится по надлобковой складке, длиной 15-16 см.

в) поперечная лапаротомия по Джоэл-Кохен – поверхно­стный прямолинейный разрез кожи на 2,5 см ниже линии, соединяющей передневерхние ости подвздошных костей; затем скальпелем производят уг­лубление разреза по средней линии в подкожной жировой клетчатке; одно­временно надсекают апоневроз, который осторожно рассекают в стороны концами прямых ножниц; затем хирург и ассистент одновременно разводят подкожную жировую клетчатку и прямые мышцы живота путем бережной билатеральной тракции по линии разреза кожи; брюшину вскрывают в попе­речном направлении указательным пальцем, чтобы не травмировать мочевой пузырь; затем рассекают пузырно-маточную складку.

2. Разрез на матке.

1) Классический разрез (на теле матки):

а) продольный разрез передней стенки матки по её средней линии (по Сангеру);

б) лонный (от одного трубного угла к другому) – по Фритчу.

2) Разрез в нижнем сегменте:

а) поперечный в нижнем сегменте длиной до 10 см (по Русакову Л.А.);

б) полулунный разрез без дополнительного расслаивания мышц (по Doerfler);

в) продольный (вертикальный) разрез в нижнем сегменте с продолжением на тело матки (по Сельхайму).

3. Извлечение плода производят после разреза матки и вскрытия плодных оболочек рукой, введенной в полость матки (ладонь); плод извлекают в зависи­мости от вида и позиции. При тазовом предлежании плод извлекают за паховый сгиб или за ножку, в случаях поперечного положения плода его извлекают за ножку; головку из полости матки выводят приемом, идентичным приему Морисо-Левре. После извлечения плода пуповину пересекают между двумя зажи­мами, послед удаляют рукой.

Если нет уверенности в проходимости цервикального канала, необходимо пройти его расширителями Гегара или пальцем (после чего сменить перчатку).

4. Ушивание матки. Методы:

1) Двухрядный шов:

а) оба ряда отдельными швами (по В.И. Ельцову-Стрелкову) – первый ряд с обязательным захватом эндометрия (слизисто-мышечный), второй ряд мы­шечно-мышечный с погружением швов первого ряда.

б) первый ряд – непрерывный обвивной или скорняжный шов с захватом эн­дометрия и 1/3 миометрия без захлеста; второй ряд – П- или Z-образными отдельными швами с захватом 2/3 миометрия, обеспечивающим надежный гемостаз.

в) оба ряда – непрерывными швами. Первый ряд непрерывный обвивной с за­хватом слизистой и 1/3 миометрия без захлеста; второй также непрерывный мышечно-мышечный с захватом 2/3 миометрия и захлестом по Ревердену.

2) Однорядный шов:

а) однорядный мышечно-мышечный шов отдельными швами (Л.С. Логутова, 1996) – разрез на матке ушивается через всю толщу миометрия отдельными швами без захвата слизистой оболочки с интервалом 1-1,5 см.

б) однорядный непрерывный шов с одномоментной перитонизацией.

в) непрерывный обвивной однорядный шов синтетическими нитями с прока­лыванием слизистой и последующей перитонизацией пузырно-маточной складкой.

г) непрерывный шов с запирающим захлестом по Ревердену.

После ушивания матки производится перитонизация раны с помощью пузырно-маточной складки брюшины непрерывным рассасывающимся швом.

5. Ушивание передней брюшной стенки производится послойно: на апоневроз накладывают или отдельные шелковые, дексоновые, викриловые швы или уши­вают непрерывным швом. В отношении ушивания подкожной жировой клет­чатки единого мнения нет. Кожу ушивают отдельными швами, металлическими скобками или непрерывным (косметическим) швом.

2. Послеоперационные: кровотечения внутренние и наружные; тромбоз глубоких вен; тромбоэмболия; ателектаз легкого; осложнения анестезии; гематомы различной локализации; гнойно-септические осложнения: эндометрит, сальпингит, инфицирование раны, акушерский перитонит, сепсис; непроходимость кишечника; мочеполовые и кишечно-половые свищи.

Показания

Показания к проведению кесарева сечения бывают абсолютными, относительными и экстренными:

ПротивопоказанияАбсолютныеОтносительныеЭкстренные
ОписаниеПри наличии абсолютных показаний проводят исключительно кесарево сечение — женщине запрещено рожать самостоятельно.При наличии относительных показаний кесарево сечение разрешено в крайнем случае; также врач может принять решение о проведении кесарева сечения, в зависимости от индивидуальных особенностей организма пациентки, течения беременности.Экстренное кесарево сечение проводят при наличии резких осложнений течения беременности и родов.
ПротивопоказанияК абсолютным показаниям к кесареву сечению относятся:

Рекомендуемый срок проведения кесарева сечения — после наступления 39 недели беременности. В этот период плод уже готов к извлечению и менее подвержен риску развития респираторных заболеваний.

  • наличие противопоказаний к общему наркозу, эпидуральной анестезии и другим видам обезболивания и наркоза (из-за аллергии, тяжёлых травм);
  • тяжёлые патологии сердца и сосудов;
  • нарушения свёртываемости крови (относительное противопоказание)
  • внутриутробная смерть плода;
  • сильная недоношенность;
  • инфекционно-воспалительные заболевания в стадии обострения;
  • диагностированные пороки плода, несопоставимые с жизнью.

27. Кесарево сечение: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.

Кесарево сечение – хирургическая операция, предназначенная для извлечения плода и последа через разрез брюшной стенки (лапаротомия) и матки (гистеротомия), когда роды через естественные родовые пути по каким-либо причинам невозможны или сопровождаются различными осложнениями для матери и плода.

Частота этой операции в акушерской практике в настоящее время состав­ляет 13 – 15 %. За последние 10 лет частота операции возросла примерно в 3 раза (3,3 % в 1985 г.) и продолжает расти. Риск материнской смертности при проведении кесарева сечения в 10 – 12 раз выше, а риск развития других осложнений в 10-26 раз выше, чем при родах через естественные родовые пути; перинатальная смертность при оперативном родоразрешении снижается.

Причинами роста числа операций: уменьшение паритета родов (снижение рождаемости); увеличение числа возрастных (пожилых) первородящих; усовершенствование пренатальной диагностики состояния плода; кесарево сечение в анамнезе; стремление расширить показания к кесареву сечению в интересах плода; усовершенствование техники КС.

Абсолютные показания для кесарева сечения:

1. Анатомически узкий таз III и VI степени сужения.

2. Клиническое несоответствие таза матери и головки плода.

3. Полное предлежание плаценты.

4. Неполное предлежание плаценты с выраженным кровотечением при неподготовленных родовых путях.

5. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты с выраженным кровотечением при неподготовленных родовых путях.

6. Угрожающий или начавшийся разрыв матки.

7. Опухоли органов малого таза, препятствующие рождению ребенка.

8. Неполноценный рубец на матке после оперативных вмешательств.

9. Состояние после операций по восстановлению мочеполовых и кишечно-половых свищей.

10. Незажившие разрывы шейки матки III степени, грубые рубцовые изменения шейки матки и влагалища.

11. Тяжелый гестоз беременных при неподготовленности родовых путей.

12. Резко выраженное варикозное расширение вен в области влагалища и вульвы.

13. Экстрагенитальный рак и рак шейки матки.

14. Экстрагенитальные заболевания: миопия высокой степени, отслойка сетчатки, заболевания головного мозга, заболевания ССС с признаками декомпенсации, сахарный диабет, заболевания нервной системы и др.

P.S. Для проведения операции КС достаточно 1 абсолютного показания.

Относительные показания для кесарева сечения:

1. Аномалии родовой деятельности, не поддающиеся консервативной терапии.

2. Неправильные положения плода.

3. Тазовое предлежание плода.

4. Неправильное вставление и предлежание головки.

5. Предлежание и выпадение петель пуповины.

6. Пороки развития матки и влагалища.

7. Возрастные первородящие (старше 30 лет).

8. Хроническая фетоплацентарная недостаточность.

9. Переношенная беременность.

10. Многоплодная беременность.

11. Длительное бесплодие в анамнезе.

P.S. Для проведения операции КС необходимо 2 и более относительных показаний, операция в данном случае выполняется по сочетанным (комбинированным) показаниям, они являются совокупностью нескольких осложнений беременности и родов, каждое из которых в отдельности не служит показанием к КС, но вместе они создают реальную угрозу для жизни плода в случае родоразрешения через естественные родовые пути.

Показания к операции кесарева сечения в родах:

1. Клинически узкий таз.

2. Преждевременное излитие околоплодных вод и отсутствие эффекта от родовозбуждения.

3. Аномалии родовой деятельности, не поддающиеся медикаментозной терапии.

4. Острая гипоксия плода.

5. Отслойка нормально или низко расположенной плаценты.

6. Угрожающий или начинающийся разрыв матки.

7. Предлежание или выпадение петель пуповины при неподготовленных родовых путях.

8. Неправильные вставления и предлежания головки плода.

9. Состояние агонии или внезапная смерть роженицы при живом плоде.

Противопоказания для кесарева сечения:

1. Внутриутробная гибель плода (за исключение случаев, когда операция производится по жизненным показаниям со стороны женщины).

2. Врожденные пороки развития плода, несовместимые с жизнью.

3. Глубокая недоношенность.

4. Гипоксия плода, если нет уверенности в рождении живого (единичные сердцебиения) и жизнеспособного ребенка и нет неотложных показаний со стороны матери.

5. Все иммунодефицитные состояния.

6. Продолжительность родов более 12 часов.

7. Длительность безводного промежутка более 6 часов.

8. Частые мануальные и инструментальные влагалищные манипуляции.

9. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в акушерском стационаре.

10. Острые и обострение хронических заболеваний у беременных.

Противопоказания теряют силу, если возникает угроза для жизни женщины (кровотечение вследствие отслойки плаценты, предлежания плаценты и др.), т.е. являются относительными.

При высоком риске развития инфекции в послеоперационном периоде производят кесарево сечение с временной изоляцией брюшной полости, экстраперитонеальное кесарево сечение, которое можно выполнять при длительности безводного периода более 12 часов.

Условия для выполнения кесарева сечения;

1. Наличие живого и жизнеспособного плода (не всегда выполнимо при абсолютных показаниях).

2. У беременной нет признаков инфицирования (отсутствие потенциальной и клинически выраженной инфекции).

3. Согласие матери на операцию, что отражается в истории (если нет жизненных показаний).

4. Общехирургические условия: хирург, владеющий операцией; квалифицированные анестезиолог и неонатолог; наличие оборудования.

Виды кесарева сечения:

1. По срочности: плановое, с началом родовой деятельности (запланированное), экстренное.

P.S. Плановое КС должно составлять 60-70% по отношению к экстренному, так как

именно оно способствует снижению перинатальной смертности, снижается гипоксия

плода в 3-4 раза, осложнения у женщин в 3 раза, травматизм в 2 раза.

2. По технике выполнения:

а) абдоминальное (через переднюю брюшную стенку). Абдоминальное кесарево сечение с целью прерывания беременности называется малое кесарево сечение, оно проводится в сроке 16 – 22 недель беременности, в тех случаях, когда продолжение ее опасно для жизни женщины (гестоз, не поддающийся терапии, сердечно-сосудистая патология в стадии декомпенсации, тяжелые болезни крови и др.) – выполняется обычно по типу корпорального кесарева сечения.

б) влагалищное (через передний свод влагалища).

3. По отношению к брюшине:

а) интраперитонеальное (трансперитонеальное) – со вскрытием брюш­ной полости: корпоральное (классическое); в нижнем сегменте матки поперечным разрезом; истмико-корпоральное кесарево сечение с продольным разрезом матки – выполняют при недоношенной беременности, когда не развернут нижний сегмент матки.

б) экстраперитонеальное – внебрюшинное (по методике Е.Н. Морозо­ва).

в) КС в нижнем сегменте с временной изоляцией брюш­ной полости.

В настоящее время наиболее распространенным методом является интраперитонеальное кесарево сечение в нижнем сегменте матки.

Осложнения при кесаревом сечении:

1. Интраоперационные: кровотечения; ранение соседних органов; трудности выведения головки; трудности извлечения ребенка; осложнения наркоза.

2. Послеоперационные: кровотечения внутренние и наружные; тромбоз глубоких вен; тромбоэмболия; ателектаз легкого; осложнения анестезии; гематомы различной локализации; гнойно-септические осложнения: эндометрит, сальпингит, инфицирование раны, акушерский перитонит, сепсис; непроходимость кишечника; мочеполовые и кишечно-половые свищи.

Этапы операции кесарева сечения: 1. Лапаротомия; 2. Разрез матки; 3. Извлечение плода; 4. Ушивание матки; 5. Ушивание передней брюшной стенки.

1. Лапаротомия. Методы:

а) нижнесрединная – разрез выполняется по белой линии живота на 4 см ниже пупочного кольца и заканчивается на 4 см выше лонного сочленения.

б) поперечная надлобковая лапаротомия по Пфанненштилю – разрез дугооб­разной формы проводится по надлобковой складке, длиной 15-16 см.

в) поперечная лапаротомия по Джоэл-Кохен – поверхно­стный прямолинейный разрез кожи на 2,5 см ниже линии, соединяющей передневерхние ости подвздошных костей; затем скальпелем производят уг­лубление разреза по средней линии в подкожной жировой клетчатке; одно­временно надсекают апоневроз, который осторожно рассекают в стороны концами прямых ножниц; затем хирург и ассистент одновременно разводят подкожную жировую клетчатку и прямые мышцы живота путем бережной билатеральной тракции по линии разреза кожи; брюшину вскрывают в попе­речном направлении указательным пальцем, чтобы не травмировать мочевой пузырь; затем рассекают пузырно-маточную складку.

2. Разрез на матке.

1) Классический разрез (на теле матки):

а) продольный разрез передней стенки матки по её средней линии (по Сангеру);

б) лонный (от одного трубного угла к другому) – по Фритчу.

2) Разрез в нижнем сегменте:

а) поперечный в нижнем сегменте длиной до 10 см (по Русакову Л.А.);

б) полулунный разрез без дополнительного расслаивания мышц (по Doerfler);

в) продольный (вертикальный) разрез в нижнем сегменте с продолжением на тело матки (по Сельхайму).

3. Извлечение плода производят после разреза матки и вскрытия плодных оболочек рукой, введенной в полость матки (ладонь); плод извлекают в зависи­мости от вида и позиции. При тазовом предлежании плод извлекают за паховый сгиб или за ножку, в случаях поперечного положения плода его извлекают за ножку; головку из полости матки выводят приемом, идентичным приему Морисо-Левре. После извлечения плода пуповину пересекают между двумя зажи­мами, послед удаляют рукой.

Если нет уверенности в проходимости цервикального канала, необходимо пройти его расширителями Гегара или пальцем (после чего сменить перчатку).

4. Ушивание матки. Методы:

1) Двухрядный шов:

а) оба ряда отдельными швами (по В.И. Ельцову-Стрелкову) – первый ряд с обязательным захватом эндометрия (слизисто-мышечный), второй ряд мы­шечно-мышечный с погружением швов первого ряда.

б) первый ряд – непрерывный обвивной или скорняжный шов с захватом эн­дометрия и 1/3 миометрия без захлеста; второй ряд – П- или Z-образными отдельными швами с захватом 2/3 миометрия, обеспечивающим надежный гемостаз.

в) оба ряда – непрерывными швами. Первый ряд непрерывный обвивной с за­хватом слизистой и 1/3 миометрия без захлеста; второй также непрерывный мышечно-мышечный с захватом 2/3 миометрия и захлестом по Ревердену.

2) Однорядный шов:

а) однорядный мышечно-мышечный шов отдельными швами (Л.С. Логутова, 1996) – разрез на матке ушивается через всю толщу миометрия отдельными швами без захвата слизистой оболочки с интервалом 1-1,5 см.

б) однорядный непрерывный шов с одномоментной перитонизацией.

в) непрерывный обвивной однорядный шов синтетическими нитями с прока­лыванием слизистой и последующей перитонизацией пузырно-маточной складкой.

г) непрерывный шов с запирающим захлестом по Ревердену.

После ушивания матки производится перитонизация раны с помощью пузырно-маточной складки брюшины непрерывным рассасывающимся швом.

5. Ушивание передней брюшной стенки производится послойно: на апоневроз накладывают или отдельные шелковые, дексоновые, викриловые швы или уши­вают непрерывным швом. В отношении ушивания подкожной жировой клет­чатки единого мнения нет. Кожу ушивают отдельными швами, металлическими скобками или непрерывным (косметическим) швом.

б) первый ряд – непрерывный обвивной или скорняжный шов с захватом эн­дометрия и 1/3 миометрия без захлеста; второй ряд – П- или Z-образными отдельными швами с захватом 2/3 миометрия, обеспечивающим надежный гемостаз.

Пальчиковое рисование как метод развития мелкой моторики детей

Бурлият Минатулаева
Пальчиковое рисование как метод развития мелкой моторики детей

Пальчиковое рисование – это один из первых видов рисования, с которым можно познакомить ребенка уже с 6-8 месяцев. Пальчиковые краски абсолютно безвредны для здоровья и не токсичны. Они изготовлены на водной основе желеобразной консистенции, не растекаются и не капают, если перевернуть баночку. Пальчиковые краски медленно высыхают и легко смываются с рук. Испачканная пальчиковыми красками одежда легко отстирывается любым моющим средством и водой.

А между тем польза от пальчикового рисования огромная:

Рисование пальчиками хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Благодаря тому, что в головном мозге центры отвечающие за движение и речь, расположены рядом, поэтому стимулируя центр отвечающий за движение, стимулирует и речевой центр.

Рисование пальчиками развиваеттактильную чувствительность: при макании пальчика в краску и при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования, возникают новые ощущения для ребенка, ребенок учится осознавать свое тело.

– Рисуя пальчиками тренируется ловкость пальцев и кистей рук – это своего рода подготовительный этап к переходу к рисованию кистью. Раскрашивая пальчиком раскраски, малыш учится чувствовать границы.

Развитие цвета восприятия – пальчиковые краски легко смешиваются, малыш учится получать различные оттенки.

Пальчиковое рисование развивает воображение, образное мышление и творческие способности ребенка.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же,.

Игры для развития мелкой моторики детей 1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые,.

Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5-6 лет 1. Бусы Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов. Что.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Консультация «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников» Консультация “«Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»Современная школа предъявляет большие.

Методическая разработка. Рисование, как метод развития мелкой моторики Рисование, как метод развития мелкой моторики Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым,.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего развития Моя тема по самообразованию «Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего развития».

Развитие мелкой моторики, сенсорного развития детей Развитие мелкой моторики, сенсорного развития детей. Сенсорное восприятия направленно на то, чтобы научить детей точно и полно и наглядно.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Развитие мелкой моторики, сенсорного развития детей Развитие мелкой моторики, сенсорного развития детей. Сенсорное восприятия направленно на то, чтобы научить детей точно и полно и наглядно.

Предварительная подготовка

На упаковках с красками написано, что они рекомендованы для детей старше 2–3 лет. Многие родители на собственном опыте убедились, что можно приступать к рисованию гораздо раньше.

Чем меньше малыш, тем серьезнее надо подойти к подготовительному процессу, чтобы увлеченный ребенок не разрисовал все вокруг. От первого занятия зависит, полюбит ли малыш рисование. Убедитесь, что ребенок сыт, не хочет спать, у него хорошее настроение.

Прежде чем усадить кроху за столик, подготовьте все необходимое:

  1. Переоденьте юного художника в одежду, которую не жалко запачкать.
  2. Наденьте передник из клеенки.
  3. Подготовьте лист плотной белой бумаги. Ее вполне можно заменить остатками обоев, используя обратную сторону.
  4. Отберите понемногу краски разных цветов, переложите ее в небольшие емкости, например пластиковые крышки или игрушечные чашки.
  5. Подготовьте влажные тряпки, салфетки.

Самое удобное место для занятий для самых маленьких – столик для кормления. Ребенку комфортно сидеть в нем, есть специальные выемки для красок, чтобы малыш ненароком не смахнул их на пол.

Если вы решили заниматься за обычным столом, возьмите малыша на руки. Далее поэтапно показывайте ему, как работать с пальчиковыми красками:

Подготовка к творческому процессу

Необходимые предметы для рисования:

  • емкость с водой, где можно смывать с детских рук краску;
  • салфетки и полотенце;
  • бумага либо ватман;
  • газета или пленка, если процесс будет проходить на полу.

Самое главное подготовить самого ребенка к творческому занятию. Если температура в помещении позволяет, то лучше снять всю лишнюю одежду и оставить только памперс либо трусики. Состав очень легко отмывается от кожи теплой водой.

Для первого знакомства с этим занятием можно предусмотреть площадь в ванной комнате. И саму ванну, и стены можно легко вымыть струей воды из душа. Лучше всего, чтобы не ограничивать фантазию малыша, использовать ватман или обратную сторону обоев. Маленький лист бумаги быстро заканчивается и ребенку может надоесть рисовать руками.

Если ребенок перестал рисовать, увлекся чем-то другим, не нужно ему навязывать это занятие снова.

  • емкость с водой, где можно смывать с детских рук краску;
  • салфетки и полотенце;
  • бумага либо ватман;
  • газета или пленка, если процесс будет проходить на полу.

Обучение ребенка

На первом занятии важно показать ребенку, для чего предназначены краски. Надо обмакнуть палец в колер, провести им по бумаге — так чадо поймет, что рисование интересно и безопасно. Когда кроха заинтересуется, нужно взять его пальчик и повторить манипуляцию. После стоит отдать инициативу в его руки: ребенок сам станет выбирать нужный тон и рисовать на бумаге. Родителям остается только контролировать работу и почаще называть цвета — так малыш их быстро запомнит.

Нарисовать картинку можно спустя несколько занятий. Вначале мама или папа показывают ребенку, как это делается, выбирая самый простой вариант (например, солнышко). Дети хорошо рисуют траву, снег, дождь, тучки. При помощи рисования радуги можно познакомиться со всеми цветами сразу.

По мере взросления можно применять различные техники рисования:

  1. Отпечатки ладошек. Нужно обмакнуть ладонь в краску, приложить к бумаге, выполнив отпечаток. Далее можно сделать из таких отпечатков цветочек, провести линию зеленой краской, на ней выполнить отпечатки ладошек в виде листьев.
  2. Отметки ножек. Смазав пальчиковыми колерами ступни ребенка, можно получить оригинальные отпечатки. В будущем они помогут узнать, как быстро растет ножка крохи.
  3. Рисование губкой, спонжем. Обычная губка отлично впитывает краску, легко отжимается, потому ее вполне можно применять в творчестве.
  4. Оттиски, трафареты. Входящие в набор дополнительные приспособления тоже помогают создавать разные формы, картинки. В продаже нередко бывают штампы, ролики, целые трафаретные доски.
  5. Паспарту. После разрисовывания картины на нее наклеивают готовые аппликации из цветной бумаги. Например, можно сделать рисунок травки и цветочков, а рядом разместить две взрослые фигурки и третью — детскую.
  6. Смешивание тонов. Даже четырех цветов в наборе хватает для получения различных новых оттенков, и технику соединения красок стоит обязательно показать ребенку. Вместо палитры можно применять непосредственно ладошку крохи.
  7. Раскрашивание поделок. При помощи пальчиковых колеров можно выкрасить кубики, шаблоны — это будет интересно детям и взрослым.

После окончания рисования нужно высушить картину. Ее можно повесить на стену — пусть ребенок гордится работой.

Как рисовать пальчиковыми красками и сохранить помещение чистым? Лучше выбрать для занятий одно место, чтобы ребенок привык и после не выходил за границы. Хорошо подойдут столик, уголок на полу. Ковры, дорожки надо убрать либо застелить клеенкой. Следует защитить диван, кровать, иную мебель, которая находится рядом.

Пальчиковые краски своими руками за 5 минут!


Возможность рисовать руками без специальных инструментов предоставляют широкий простор для творчества. Отпечатки делаются пальчиками, ладошками, ножками ребенка. Для детей до 3 лет рисование будет стихийным. Дайте малышу творить, не задумываясь о форме и названии. Покажите малышу, каким образом он может оставить отпечатки пальцев на листе бумаги, как можно провести линии или смешать цвета. Начинайте обучение с одной баночкой краски, постепенно увеличивая число цветов для рисования.

Рисунки красками для детей

ручка малыша в красках разных цветов

  • уборка неизбежна после каждого занятия, но оно того стоит
  • научите малыша мыть кисточки после творческого процесса
  • разрешайте ему смешивать все цвета сразу и рисовать этой кашицей
  • с определенного возраста обеспечьте свободный доступ ребенка к краскам и остальным принадлежностям
  • помните, малышу важен процесс, а не результат
  • выделите область в доме/квартире, где будут постоянно выставляться работы юного художника и периодически их меняйте
  • никогда не выбрасывайте творения малыша на его глазах
  • придумывайте веселые и увлекательные истории до и во время рисования с ребенком
  • экспериментируйте с созданием красок на основе муки и пищевых красителей, которые есть в доме
  • помогайте малышу творить в разных техниках, например, с парафиновыми мелками, со штампами

бабочка над лугом с цветами

радуга, солнышко и тучка

пошаговые прорисовки разных животных и игрушек


радуга, солнышко и тучка

Какие пальчиковые краски купить

Рынок развивашек для малышей достаточно широк. Порой очень трудно определиться с выбором. Тем более, абсолютно все производители заявляют, что их продукция самая-самая нетоксичная, безопасная, гипоаллергенная и так далее. Потенциальному потребителю тяжело разобраться, что правда, а что ложь (или небольшое искажение фактов) и какие бренды действительно заслуживают внимания. Именно поэтому и появилась рубрика с рейтингом проверенных изготовителей.

Рынок развивашек для малышей достаточно широк. Порой очень трудно определиться с выбором. Тем более, абсолютно все производители заявляют, что их продукция самая-самая нетоксичная, безопасная, гипоаллергенная и так далее. Потенциальному потребителю тяжело разобраться, что правда, а что ложь (или небольшое искажение фактов) и какие бренды действительно заслуживают внимания. Именно поэтому и появилась рубрика с рейтингом проверенных изготовителей.

2. Рисунок пальцами «Дождь»

Рекомендуется для детей от 1 года до 2 лет.

Для выполнения этой работы достаточно одного синего или голубого цвета. В процессе занятия мама показывает малышу, как изобразить падающие капли дождя при помощи пальцев.

Трудно ждать от ребенка идеального выполнения задания. Главная задача — научить его рисовать пальчиками полоски в одном направлении.

Каменистое дно создается за счет коротких мазков пальцами. Цвет камешков может быть любым, в зависимости от фантазии детей и их родителей. Вертикальными длинными волнистыми линиями зеленого и красного цвета мама рисует несколько водорослей — и предлагает малышу повторить ее движения.

Пальчиковое рисование для детей в детском саду

  • Пальчиковое рисование в детском саду
  • Польза пальчикового творчества для малышей
  • Как творить пальчиками
  • Как и на чем рисовать
  • Меры предосторожности и правила
  • Идеи для рисования пальчиками и ладошками

Рисование — простое и увлекательное детское творчество, которое детвора осваивают с самого раннего возраста. Этот процесс формирует у детей чувство прекрасного, развивает их всесторонне. В детском саду рисованию учат даже самых маленьких детишек.


Рисование пальцами для детей можно начинать тогда, как только малыш начал сидеть. Ему будет интересно наблюдать, как остаются разные следы на бумаге.

Как научить ребенка рисовать? Развитие творческих способностей у детей

Маленькие детки проявляют огромный интерес и любопытство ко всему, что их окружает. Творчество не является исключением. Рисование — это первый шаг к развитию художественно-творческих способностей у детей. Малыши сначала рисуют совсем неосознанные рисунки, каракули и линии. Они ещё не уверенно держат карандаш, разливают краски. Но сам процесс рисование может доставлять им огромное удовольствие. Помимо этого, занятие таким творчеством очень полезно.

Рисуем с детьми

Рисуем с детьми

2-3 года

Многие родители отдают детей в садик с 2-3-летнего возраста. При поступлении в дошкольное учебно-воспитательное учреждение, развитие ребенка проверяет психолог. Одним из обязательных тестов выступает рисование.

Способность изображать на бумаге определенные фигуры является для специалиста показателем развития малыша. Поэтому у молодых родителей часто возникает вопрос, как научить ребенка рисовать в 3 года.

Независимо от того, какими способностями обладает трехлетний малыш, прививание ему навыков рисования должно строиться по определенной схеме обучения:

  • пользоваться пальчиковыми красками;
  • правильно держать в руке карандаш;
  • рисовать круги, квадраты, прямые линии, спирали, прямоугольники, треугольники;
  • схематичного изображения животных и людей;
  • держать в руке кисточку и пользоваться красками. Показать, как акварелью можно нарисовать на листе различные простые объекты.

Существует несколько техник обучения рисованию детей, для трехлетних малышей подходят такие методики:

  • свободное творчество. Дать малышу в руки кисть, поставить перед ним акварель и воду. Предложить ему что-нибудь нарисовать:
  • волшебная губка. Обычную губку для мытья посуды разделить на несколько частей разной формы. Обмакнуть в краску один кусочек и приложить к бумаге. То же самое проделать с остальными губками. Из полученных элементов можно создать полноценный рисунок.


Рисование – это интересное занятие, которое поможет ребенку с пользой скоротать время. Оно развивает мелкую моторику, ловкость рук, воображение, эмоционально-психологическую сферу.

Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Известно, что обучение детей дошкольного возраста рисованию существенно отличается от обучения этому взрослых (Н.А.Ветлугина (1972), Л.С.Выготский (1930), Н.П.Сакулина (1959) и другие). Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.

Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе мы сделали акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективных на наш взгляд является подход – сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

На подготовительном этапе, при планировании работы, мы учитывали, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить – сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Специалисты, занимающиеся этим вопросом утверждают: “Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка” (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)). Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.

Своё общение с детьми мы организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми мы строим в два этапа.

На первом этапе мы решаем следующие задачи:

1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать относительную устойчивость замысла.

4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых,
оригинальных замыслов.

7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Нами изучено и освоено более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Эти техники привлекают – новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. В работе с детьми мы использовали следующие нетрадиционные техники.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

“Оттиск печатками из пробки или ластика “.

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Восковые мелки или свеча + акварель”.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашинным.

Печать по трафарету”.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

Кляксография обычная”.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой”.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Тычок жёсткой полусухой кистью”.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Свою работу в этом направлении мы начинаем с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п. (см. Рис. 1, Рис. 2). В старших группах эти техники становятся более сложными (монотипия, кляксография с трубочкой и т.д.) (Рис. 3, Рис. 4).

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Так, на занятии по теме: “Кто сказал, МЯУ!”, каждый ребенок в процессе работы хотел показать разный характер своего котенка, его позу, размер. Итогом занятия стало изображение мордочки, где отражалось настроение котенка, придумывание имен. Затем, была организована “выставка кошек” для родителей и педагогов, где каждый ребенок самостоятельно и по желанию рассказывал о своем персонаже (Примеры рисунков – см. Рис. 5, Рис. 6, Рис. 7, Рис. 8).

Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться. Очень важно ребёнку установить последовательность действий и не забывать об основном содержании.

Занятия с использованием нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используются как самостоятельные, где дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, а в старшем дошкольном возрасте проводятся, как правило, после занятий с использованием традиционных методик. Такая последовательность применения техник позволяет сформировать у детей способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности. Так, в младшем дошкольном возрасте дети рисуют снежинки используя карандаш, восковой мелок, а в старшем дошкольном возрасте дети изображают снежинки кистью, фломастерами. Применяя нетрадиционную технику – рисование по трафарету – дети научились не только изображать снежинку, но и готовить собственные трафареты. Последовательность выполнения была такова, что детям сначала необходимо было придумать образ снежинки (здесь большую роль играет опыт ребенка и предварительная работа со взрослыми по рассматриванию снежинок), вырезать ее из бумаги (то есть изготовить сам трафарет), и только потом изобразить. Причем, при изображении важным аспектом выступало и желание подобрать варианты цветового решения при работе с трафаретом (см. Рис. 9).

Интересны работы детей и с использованием техники – работы с восковыми мелками. Которую мы начинали с младшего возраста. На первом этапе работы дети просто создавали образ отдельного изображения (снежинка), на следующем – дети учились использовать сюжетное решение картины, с использованием нескольких материалов (восковой мелок и акварельные краски). Работы выполнялись по следующим темам: “Рыбки”, “Аквариум”, “Природные мотивы” , “Морозные узоры” и другие (см. Рис. 10, Рис. 11). В подготовительной группе детям предлагались творческие задания, где ребенок сам подбирал материал для реализации своего замысла (“Улицы нашего города”, “Зима в деревне/городе”) (см. Рис. 12, Рис. 13).

Особое направление по использованию нетрадиционных техник – рисование шерстяной ниткой. В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым (см. Рис. 14, Рис. 15).

Хорошую эффективность показывает практика применения этих занятий для гиперактивных, закомплексованных, агрессивных детей. Например: агрессия снимается при рисовании петлеобразных узоров.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью, монотипия, кляксография с трубочкой, рисование зубной пастой и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и выставляемся на городских конкурсах. Многие работы становятся призерами, за счет оригинального решения изобразительных задач.

Литература.

  1. Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1972.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.-Л.: Госиздат, 1930.
  3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.:ТЦ “Сфера”, 2004.
  4. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965.
  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф.. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. – М.: ГНОМ и Д, 2001.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

Читайте также:  Лучшая подборка песен про школу: названия, слова, видео
Ссылка на основную публикацию