Краткий анализ басни Крылова «Волк и Ягненок»: мораль, план, главная мысль

План к басне «Волк и Ягненок»: основные пункты, разбор

По плану вы сможете своими словами рассказать басню и объяснить те или иные моменты. Вот план к басне «Волк и Ягненок» — основные пункты:

  1. Мораль.
  2. Появление ягненка, встреча с волком.
  3. Придирки хищника и попытки ягненка оправдаться.
  4. Нежелание Волка вникать в суть проблемы.
  5. Волк силком тащит ягненка в лес на верную погибель.

Этот план поможет выучить басню наизусть и потом ответить на все вопросы учителя, касаемо этого произведения.

Также волками бывают и люди, которые любят оклеветать кого-то, опорочить честное имя только из неприязни, создать остальным проблемы, чтобы достигнуть собственной цели. Смеются, злоупотребляя своим должностным положением.

Описание разработки

Цели:

– познакомить учеников с творчеством великого русского баснописца И. А. Крылова на примере басни» Волк и ягнёнок»;

– развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;

– воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному;

– развивать навыки выразительного чтения, умения описывать иллюстрации.

Ход урока.

1. Повторение изученного.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр-басню. А что такое басня? (Басня – это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)

– А как вы объясните понятие аллегории? (Аллегория – художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)

– Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один-древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)

Какие ещё баснописцы вам известны? (Жан де Лафонтен, Ф. А. Эмин и др.)

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с басней замечательного русского писателя, драматурга, журналиста и, наконец, баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.

Ученик: И. А. Крылов родился в 1768 году в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х годов 18 века.

Первые опыты его – драматургические (комическая опера» Кофейница» (1782). Трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедия и «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.(1786- 1788).

С 1789 по 1793 год И. А. Крылов выпускал сатирические журналы, которые впоследствии были закрыты из-за цензуры. Басней Крылов начал заниматься с 1801 года. Его первые произведения в этом жанре -« Дуб и трость» и «разборчивая невеста» (переводы из Лафонтена) – были опубликованы в 1805 году.

Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то, что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая убедительность образов, острота между требованиями нравственности и жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью и тщеславием.

Умер Крылов в 1844 году. Этот человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе была отражена война русского народа с Наполеоном.

Главное же новшество басен Крылова- успешное создание литературного образа русского характера и передачи мудрости русского народа.

– Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

Ученики перечисляют известные басни И. А. Крылова (« Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон и Моська» и др.

– Сегодня мы познакомимся с басней И. А. Крылова «Волк и ягнёнок».

Басню читает учитель.

– Кто, по- вашему, здесь положительный герой, а кто – отрицательный?

– Почему именно волк отрицательный, а ягнёнок – положительный персонаж, а не наоборот?

– Какие черты обычно олицетворяет волк (например, в русских сказках )

– Какие черты присущи ягнёнку?

– Какова же мораль басни?

– Подумайте, какой нравственный посыл этой басни? (Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его.)

– Какие строчки из этой басни стали употребляться как крылатое выражение? (Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать.)

3. Подведение итогов урока.

На уроке мы повторили и закрепили пройденный ранее материал.

Познакомились с И. С. Крыловым, с его баснями» Волк и ягнёнок»

4. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».

– Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один- древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)

Конспект урока на тему «И.А. Крылов. Басня «Волк и Ягненок»

Урок литературного чтения 3 класс (УМК «Школа России»)

И.А. Крылов. Басня “Волк и Ягненок”

Педагогическая цель

Познакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, познакомить с его биографией; учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы; развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь; воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Стр. 33 программа

Изучат особенности басенного текста. Научатся отличать басню от стихотворения и рассказа; соотносить пословицы и смысл басенного текста; определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); характеризовать героев басен; определять нравственный смысл басен.

Личностные результаты

Владеют навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные : умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

Коммуникативные : готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать

различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий ; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Основные понятия и термины

Басня, композиция басни, мораль, аллегория.

Образовательные ресурсы

Учебники литературное чтение 2 класс/3 класс, м/м презентации, наглядные картинки, репродукции картин к басням, аудио-записи басен, наглядные карточки с терминами и понятиями, наглядность на магнитной основе «Герои басен».

Технологическая карта урока

Содержание взаимодействия с учащимися.

I . Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Громко прозвенел звонок –

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Ни минуты не теряйте!

Приветствует учащихся, эмоциональный настрой на урок.

2. Проверка готовности к уроку.

– Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, простые карандаши и раздаточный материал.

Проверяет готовность учащихся.

Проверяют рабочие места.

II . Речевая разминка

Цель: развитие речи; готовность артикуляционного аппарат к чтению .

1 . Дыхательно-артикуляционные упражнения

– Перед началом урока проведём дыхательную и речевую разминку.

1) Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям.

– У вас на партах лежат листочки с текстом. Послушайте, я сначала прочитаю, затем вы читаете хором:

2) Летела муха около уха: жжжжжжжжжж

Летела оса около носа: ссссссссссссссссс

Летел комар и звенел: ззззззззззз

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали. ( Кулачек прижимается к уху)

Ззззззззз – пусть летит!

Проводит дыхательную и артикуляционную разминку.

Выполняют дыхательную и артикуляционную разминку.

III. Введение в тему урока

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.

1.Вступитель-ное слово учителя

Учитель читает:

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи”.-

“Ах, я чем виноват?”- “Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Чей диалог вы услышали? (Волка и Ягненка).

Это басня И.А. Крылова и ее название «Волк и ягненок).

– А вы знаете, что это за произведение (басня).

– Почему это басня, а не сказка или стихотворение? Назовите отличительные черты басен (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.).

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Осознают значимость чтения для личного развития.

Владеют логическими действиями обобщения и построения рассуждений

V. Постановка учебной задачи.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта уч-ся

1.Самоопределе- ние к деятельности.

– Какую басню мы будем изучать сегодня? («Волк и ягненок»).

– Как вы думаете, какой главный вопрос может возникнуть при изучении этой басни? (Предположения учащихся).

Главные понятия урока :

Ребята, вам потребуется осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват.

Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

Формулируют тему урока и планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Понятие о басне, выявление жанровых признаков басни.

-В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера.

Сл.2 (термин «Аллегория»)

Аллегория – это сравнение чего-либо или кого-либо с кем-то или чем-то. Например: лиса в произведениях сравнивается с хитрым и коварным человеком, а муравей – с сильным и трудолюбивым человеком.

– В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

2. Подготовка к восприятию (знакомство с автором)

Сл.3 (Портрет Крылова)

Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. То есть в 2009 году наша страна будет отмечать 240 лет со дня рождения великого русского баснописца.

Мы говорим – “русского”, потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Мы говорим – “великого”, потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

Сл.4 (Выставка произведений)

В баснях Крылова (их 200) отразилась современная ему русская жизнь. По тематике и идейной направленности басни И. А. Крылова чрезвычайно разнообразны. Патриотизм русских людей в войне 1812 года, социальное неравенство, произвол имущих, неправый суд, быт русского общества — вот только некоторые примеры того, что находит мастерское отражение в баснях И. А. Крылова.

Крылов обращается к своим читателям не как моралист, а как лукавый и простодушный рассказчик. Иногда он прямо высказывает свою оценку, а чаще выступает как посторонний наблюдатель и предоставляет читателям возможность самим понять скрытый смысл басни.

– В оценке героев Крылов исходит из народного представления о добре и зле, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости. Он осуждает ложь, вражду, безделье – разные пороки человеческие.

Учитель знакомит учащихся с биографией автора и его творчеством.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Слушают рассказ учителя и понимают творчество И. А. Крылова как явление национальной и мировой культуры.

3. Первичное восприятие

– Обратите внимание на название басни «Волк и ягненок». Автор в названии чётко определяет предмет сатирического изображения.

– Послушайте и скажите, какая история приключилась с героями басни? ( Читает учитель наизусть )

Даёт целевую установку перед чтением; выразительно читает басню.

Воспринимают на слух художественное произведение.

4. Проверка эмоционально-образного

восприятия конкретного содержания.

О чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)

Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях).

Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).

Определите характер каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый, жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение волка, но ничем не может помочь ягненку).

Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

– Каких людей олицетворяют герои басни «Волк и ягненок»?

Сл.5 (Изображение волка и ягненка)

В этом произведении Волк олицетворяют людей сильных, злых, грубых. ягненок показывает глупых, доверчивых, эгоцентричных людей, которые любят похвалу и внимание к своей персоне.

Проверяет уровень эмоционально образного восприятия произведения учениками.

Владеют навыками логических действий в построении рассуждений.

5. Словарная работа

– Давайте вместе определим значение некоторых слов, используя толковые словари.

Сл.6 (Словарная работа)

Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили значения слов.

закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

на добычу – на добычу;

светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

в запрошлом лете – два года тому назад;

разведаться – рассчитаться, отомстить;

досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” – некогда, нет времени;

гневаться – сердиться, возмущаться;

дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

Даёт задание определить значения слов представленных на слайде.

Используют различные способыпоиска информации в учебниках и словарях в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

6. Повторное чтение и анализ басни

– Композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования ) и вывода ( морали ).

(Чтение с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия).

Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль – «У сильного всегда бессильный виноват»)

Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с Ягненком и слова «Но я с тобой за их разведаюсь грехи», развязка – «и в темный лес Ягненка поволок».

События в басне развиваются быстро, динамично, главное внимание автор заостряет на психологическим состоянии героев.

Направляет работу учащихся с помощью наводящих вопросов по содержанию басни.

Владеют логическими действиями анализа и синтеза, построения рассуждений.

8. В ыделение характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения.

– Как в баснях, герои Крылова получают возможность разговаривать, судить, размышлять? Очень важное значение имеют их речевые характеристики. В словах героев очень часто скрывается авторская мысль.

Читайте также:  Детские раскраски на 9 мая День Победы: шаблоны

– Прочтите слова, которые волк сказал ягненку? (

Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву”.-

– Как автор подчеркнул то, что волк могуществен и силен по сравнению с ягненком? Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это отношения ягненка к волку:

“Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу”

– В чем проявилось мастерство И. А. Крылова в обрисовке волка? (описал его грубым и злым)

– Каков ягненок? ( Вежлив, сдержен)

– Какова основная мысль басни? (

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

– Кого осуждает И. А. Крылов в своей басне? (сильных, которые могущественные над слабыми)

Персонажи крыловских басен создаются по тем же принципам, что и образы русского сказочного фольклора. Звери, птицы, насекомые, рыбы… Крылов подробно описывает характеры героев своей басни, делает их зримыми и смешными.

Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет особенности героев басни.

– Как в баснях, герои Крылова получают возможность разговаривать, судить, размышлять? Очень важное значение имеют их речевые характеристики. В словах героев очень часто скрывается авторская мысль.

Краткий анализ басни Крылова «Волк и Ягненок»: мораль, план, главная мысль

Цель: заинтересовать фактами биографии баснописца И. А. Крылова; работать над выразительным чтением басен; развивать навыки анализа ли­тературного произведения; сопоставлять басни Эзопа и Крылова; воспитывать стремление к высоким моральным ценностям.

Наглядность: портрет И. А. Крылова; сборник басен поэта; иллюстрации к басням «Волк и Ягненок», «Во­рона и Лисица».

Ох, басни — смерть моя! Насмешки вечные

Над львами, над орлами!

I. Мотивация учебной деятельности

Работа с эпиграфом

— А. С. Грибоедов — известный русский драматург, автор комедии «Горе от ума». Ему принадлежат слова: «Ох, басни — смерть моя! Насмешки вечные над львами, над орлами!»

P Как, по вашему мнению, относится поэт к басне?

P Какие особенности басни подчеркивает Грибоедов в своем выс­казывании? (Аллегоричность — львы, орлы, воплощающие в себе определенные черты человеческих характеров; сатира — «насмешки вечные»)

II . Изучение нового материала

1. Знакомство с биографией И. А. Крылова (1769—1844)

Рассказ учителя

Родился И. А. Крылов 2 февраля 1769 года в семье военного Андрея Прохоровича Крылова.

А. С. Пушкин в своих подготовительных материалах к «Истории Пугачева», между прочим, отмечает, что Андрей Прохорович в чине ка­питана служил в Яицкой крепости и проявил себя как человек муже­ственный: во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка. Здесь будущий поэт провел раннее детство, а во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге.

В 1775 году отец вышел в отставку, поселился в Твери, где получил пост председателя губернского магистрата. Но через 4 года он умер, и семья осталась без средств к существованию. Маленькому Ванечке, которому шел только десятый год, пришлось идти на службу в маги­страт канцеляристом.

Однако уже в 13 лет Крылов уезжает в Петербург, где поступает в Ка­зенную палату, по-видимому, благодаря покровительству знакомых его отца.

Сюда же перебирается в 1782 году и его мать с младшим братом Ле­вушкой.

В это время, стремясь восполнить проблемы в своем образовании, Кры­лов изучает французский, немецкий, итальянский языки, учится играть на скрипке, знакомится с теорией музыки. Благодаря своей настойчиво­сти и упорству, он стал одним из просвещенных людей своего времени.

Начал литературное поприще как драматург: перу Крылова принадле­жат комическая опера «Кофейница», трагедии «Клеопатра», «Филомена».

В 80-е годы Крылов выступает в роли издателя: выпускает сатири­ческие журналы «Почта духов», «Зритель».

Первая публикация басни Крылова («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялось в 1805 году. Это были переводы из Лафонтена.

В 1809 году вышла первая книга басен поэта. Всего им написано около 200 басен. С 1809 по 1843 год состоялось девять выпусков крыловских басен общим тиражом 77 тысяч экземпляров, что по тем временам было делом неслыханным. Басни Крылова написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью и неожиданностью. Не­смотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна.

Образы крыловских басен оказались настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия. Не­которые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связа­ны с конкретным политическим или общественным событием, однако давно уже вышли за рамки произведений «на злобу дня».

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в без­вестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» отметил в русской литературе всего лишь 4 классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Параллельно с народным признанием пришло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала библиотекарем в Император­ской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивающуюся пенсию «во уважение отлич­ных дарований в российской словесности». Был избран членом Россий­ской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

2. Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок»

Чтение басни учителем

Какое впечатление произвела на вас басня? Что поразило в басне «Волк и Ягненок»?

Чтение басни в лицах

Беседа

· Из каких частей состоит басня? Как они называются?

· В чем особенность расположения морали в данной басне? Сравни­те с баснями Эзопа

(Мораль в баснях Крылова может находится как в начале, так и в конце произведения.

У Эзопа мораль представлена в конце басни.)

· Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

Волк Ягненок

«наглец» «светлейший Волк»

«нечистый рылом» «от Светлости его»

· Как обращаются герои друг к другу? (Волк грубит Ягненку, совершен­но незаслуженно его оскорбляет, а Ягненок вежливо и разумно возражает ему.)

· Какие обвинения в адрес Ягненка выдвигает Волк? (Ягненок мутит воду, смешивая ее с илом; Ягненок оскорбил его в позапрошлом году; все овцы, псы и пастухи вредят Волку.)

· Докажите, что эти обвинения беспочвенны. (Ягненок пил воду выше по течению, чем Волк, и не мог мутить ее; в позапрошлом году его еще не было на свете, и он не мог оскорбить Волка; овцы не могут вредить хищ­нику, перед которым беззащитны, а псы и пастухи стерегут стадо и по­этому неугодны Волку. Но должен ли Ягненок расплачиваться за это?)

· Напишите речь адвоката, защищающего Ягненка.

Работа со схемой

· Какие черты характера олицетворяют образы Волка и Ягненка?

Волк + Ягненок

«У сильного всегда бессильный виноват»

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

· В образе Ягненка сосредоточены положительные черты, а в образе Волка — отрицательные. Парадокс: положительный герой страдает, а отрицательный живет дальше как ни в чем не бывало. Поче­му? («У сильного всегда бессильный виноват»: сила воплощает власть, деньги, социальное положение.)

· Крылов указывает на распространенность подобного явления: «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Знаете ли вы примеры из жизни, подтверждающие слова великого баснописца?

3. Сравнение басен Эзопа и Крылова «Волк и Ягненок»

И. А. Крылов часто заимствовал сюжеты для басен у Эзопа и Лафонтена, но при этом, коренным образом изменяя некоторые моменты, создавал новые литературные произведения.

Найдите сходство в сюжетах басен. (Придирки Волка и ответы Ягнен­ка соответствуют басне Эзопа. Крылов, естественно, вносит новые детали: речь идет не об оскорблении отца Волка, а его самого; Волк, услыхав о юном возрасте Ягненка, перечисляет его «родственников», а также обвиняет псов и пастухов. Совпадают финалы басен: беззащитный герой обречен на гибель.)

Что нового привнес в басню русский поэт? (Басня Крылова больше по объему, более эмоциональна; основную часть басни составляет эмо­циональный диалог героев. Наличие экспрессивно окрашенной лексики передает накал страстей, делает басню выразительной и понятной; стихотворная окорма способствует запоминанию басни.)

4. Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица»

Инсценировка басни подготовленными учениками

Беседа

Прочитайте мораль басни.

(«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»)

Что означают слова «лесть», «льстить»? Чем отличаются слова «лесть» и «комплимент»?

Обратимся к Словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.

Лесть — лицемерное, угодливое восхваление.

Льстить — хвалить кого-либо из лести, из корыстного желания расположить к себе.

Комплимент — любезные, приятные слова.

Вывод. Лесть и комплимент — понятия разные, со знаком «+» и «-». Комплименты говорят с целью доставить удовольствие человеку, а лесть применяется для использования человека в корыстных целях.

O Как вы думаете, почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Человеку хочется верить, что он действительно так хорош, как ему об этом говорят; ему приятно слышать похвалы.)

O Чем опасна лесть? (Лесть опасна своей неискренностью, о которой восхваляемый человек может не догадываться. Кроме того, льстец лишь использует другого человека в своих интересах: искренние отно­шения дружбы и симпатии подменяются ложными, фальшивыми.>

O Какие человеческие недостатки высмеиваются автором в образах Лисицы и Вороны? (Ворона — наивная и доверчивая, не умеющая оце­нить себя объективно (ведь какая же из вороны певица!), глуповатая; Лисица — хитрая, льстивая, корыстная.)

O Какие фразы из этой басни стали крылатыми? («Спой, светик, не стыдись», «От радости в зобу дыханье сперло», «Уж сколько раз твер­дили миру, что лесть гнусна, вредна».)

5. Сравнение басен Эзопа и Крылова

O Чем отличаются басни Эзопа и Крылова? (Басня Крылова написана в стихотворной форме, в отличие от басни Эзопа; у Эзопа — ворон, а у Крылова — ворона; весь сыр-бор разгорается в одном случае из-за мяса, а в другом — из-за сыра.

В произведении Эзопа есть слова Лисицы: «О если бы ты имел еще и ум, тебе бы доставало всего, чтобы быть царем». Акценты расставлены по-разному: басня Эзопа направлена больше против глупого человека, а произведение Крылова — против льстецов.)

III . Выводы

– Что вы знаете о русском баснописце И. А. Крылове?

– Против каких человеческих пороков и общественных недостатков направлена басня

– Чему учит басня «Ворона и Лисица»?

IV . Домашнее задание

Докажите, что произведения «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица» являются баснями.

Начал литературное поприще как драматург: перу Крылова принадле­жат комическая опера «Кофейница», трагедии «Клеопатра», «Филомена».

Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)

Басня «Волк и Ягненок» относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя — в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, афористической форме:

У сильного всегда бессильный виноват.

На эту тему и написана басня, призванная как бы иллюстрировать наперед заданное.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Что подтверждается и местом «морали» в басне: она предшествует рассказу. Но что интересно и характерно: данное введение нельзя назвать моралью в строгом смысле слова. Оно не поучает, не наставляет, не требует, оно не долженствование, а констатация факта, распространенного и всеобщего, о чем и спешит заявить автор.

Итак, виновность бессильного не мораль, не наставление, не нравственная теорема, требующая доказательства. Это — истина, и, если угодно, банальная. Доказывать ее не следует: она давно доказана историей, она — первое, что бросается в глаза при первом знакомстве с историей, и последнее, что нас провожает, когда мы расстаемся с последней страницей исторического сочинения.

Таким образом, крыловское «моралите» в данном случае выполняет троякую задачу.

Первое. Оно формулирует истину.

Второе. Утверждает ее всеобщность («тьма примеров»).

Третье. Заявляет, что эта истина носит конкретно-исторический характер.

Но отсюда проистекает и четвертая функция «моралите». Оно является неким эстетическим введением в теорию басни. Оно устанавливает родство басенного рассказа с историческим повествованием. Крылов наперед говорит об историзме басни, о реальности ее содержания, о жизненности своего рассказа, облаченного в форму басни. «Тому» История знает много примеров. Но мы не пишем Истории. Мы пишем Басню.

Таково теоретическое введение в популярную басню, истинность которой подтверждается Историей на каждом шагу.

Ягненка, пьющего из ручья, увидел голодный Волк. Он «на добычу стремится». Пока что мы находимся в сфере естественной жизни животных. Это не басня. Здесь нет иносказания. Здесь царство естественности и необходимости. Голодный Волк хочет есть. Против этого возражать невозможно. Все живое должно жить, для этого оно должно питаться. Запомним: в начальных строках рассказа Крылова аллегория (еще не ставшая аллегорией, а являющаяся прямым и непосредственным изображением животных) рисует перед нами картину, очень естественную и необходимую, не способную никого удивить. Пока что это не Иван Крылов, а Альфред Эдмунд Брем, автор «Жизни животных». Но далее вступает в свои права Крылов. Волк не просто набрасывается на Ягненка. Для него — это целое дело. В канцелярско-бюрократическом, если не судебном смысле слова. Съесть, разорвать Ягненка может волк Альфреда Брема, волк с маленькой буквы. Крыловский Волк— Волк с большой буквы. Он не может так просто взять и съесть Ягненка. Он «заводит» на него дело в строгом соответствии с уставом и законом.

. «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

С песком и с илом?».

Здесь уже аллегория выступает как аллегория, как иносказание, — Брем уже сыграл свою роль, он может уйти. И он уходит. Но роль, сыгранная им, велика. Жизнь животных, став аллегорической, перекинула мостик в иной мир, она нашла к нему дорогу и сблизилась с ним. И это сближение не механическое, не пространственное, оно идет по законам родства, по законам подобия. В чем и состоит функция и действительность аллегории, и ее разумность. Аллегория тогда действительна (и только тогда рождает басню), когда она естественна. Аллегория появляется и делает свое дело на пути отыскания родства и подобия миров. Если родство отыскано, аллегория рождает басню, и басня работает, говорит, рассказывает. Если нет — работа пропала впустую, аллегория сделала «бросовый ход», и басня молчит: ей нечего сказать.

Читайте также:  Качели электронные для новорожденных детей: обзор, виды, особенности, назначение

Аллегорическая форма рассказа, родившаяся в процессе отыскания родства двух миров, является двуединой. Ее «составные» усиливают и обогащают друг друга. Но только в том случае, если найдена естественная полнота соответствия. А коли нет — басня разваливается, и никакой моралью ее не скрепить.

В Крылове удивляет не знающая границ сила отыскания родства и подобия в явлениях жизни. Его ассоциации скреплены намертво. Взаимозаменяемость художественных элементов басни полная. Аллегория настолько естественна, что она зачастую забывает о том, что она аллегория. В результате чего иносказания не замечаешь, оно ничем себя не обнаруживает. И рассказ льется в естественной непринужденности, хотя в нем соединены разнородные элементы. Из мира животных, где царят волчьи законы и «право» сильного, Крылов с помощью аллегории, отыскавшей подобие действительности, привел нас в мир человеческий, в мир людских отношений. Волк обвиняет, Волк завел «дело» на Ягненка и, не выслушав «подсудимого», уже объявил свой приговор — высшую меру: «Я голову с тебя сорву».

Это явное несоответствие «вины» и наказания, нежелание выслушать обвиняемого со всей наглядностью говорят о том, что судопроизводство ведется по каким-то другим, неписаным «законам» и «уставам». Но по законам естественным и необходимым, о чем мы узнали в самом начале басенного рассказа: Волк был голодным. И в данном случае писаные законы лишь прикрывают наготу волчьих отношений между людьми.

Не забудем, однако, что Крылов привел нас из одной сферы жизни в другую по мостику естественного уподобления и родства. Но куда же мы, собственно, попали, в какой мир?

Слушая Волка, мы уже несколько освоились в обстановке. Но вот заговорил Ягненок, после чего все прояснилось и спрашивать о чем бы то ни было надобность отпала.

От Светлости его шагов я на сто пью».

Казалось бы, полнейшее, неопровержимейшее доказательство своей невиновности представил Ягненок. Но разве в этом было дело? События развиваются по законам необходимости, не имеющим ничего общего с «законами» и «уставами» «судоговорения» и судопроизводства: Волк был голоден, к тому же он имел силу, имел власть. Это и определяет дальнейшее.

«Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!»

Теперь уже ясно, куда мы попали. Идет «распеканция», маленького чиновника большим, «Светлейшим» сановником. «Распеканция», при которой все резоны, доводы, самые несомненные доказательства ровным счетом ничего не стоят. Картина изумительно верная и написана с раздирающей душу силой. Здесь маленький человек Гоголя и Достоевского, попавший в переплет, обрисован с головы до ног. И как обрисован. Да, здесь все ясно. Но неясно одно: куда делась аллегория? Где она запропастилась? Ведь в сцене-то ничего аллегорического нет! Она жильем взята из повседневности, где волчьего было больше, чем у самых матерых волков. Потому-то и исчезла аллегория. Она пропала, она спряталась, она как бы застеснялась, застыдилась и поспешила скрыться.

Аллегория исчезла. Все дальнейшее развивается но законам человеческой логики, которая превзошла логику волчьих законов и отношений.

. И опять Ягненок оправдался, вчистую:

«Помилуй, мне еще и от роду нет году».

Но и это несомненное не имело решительно никакого значения и смысла. Виновен он иль нет, ответчик он, истец ли —все равно. Волк голоден. Это решает. Все остальное — порядковый номер, папка, закон, разбор дела, устав, суд — формальности чистейшей воды. Но Светлейший без этого не может: ведь он же носитель, олицетворение закона и права. И комедия суда, разбор дела, продолжается:

. «Так это был твой брат».—

«Нет братьев у меня».

Опять полнейшая реабилитация. Но к чему и зачем она? Все оправдания только удлиняют проволочку, дело может длиться год, два, несколько лет — конец один, он заранее известен.

Наивный ягненок! Он даже не знает, как много значат при разборе «дела» родственные связи. Стоило бы Светлейшему закричать: «А как доводится тебе та овца, которая в запрошлом лете», — чтобы для обвинительного решения было достаточное основание. Бедный, наивный Ягненок. Но он может считать себя счастливым: перед смертью ему довелось узнать правду.

Волку наскучила комедия — затянувшийся разбор «дела». И он решил быстро его окончить.

. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Последняя аллегорическая деталь не нарушает небасенного реализма всей сцены. Эта деталь в свете и пропорциях целого уже не воспринимается как аллегорическая. Крылов ввел столь разительные реплики действительной жизни в свой рассказ, что они подчинили себе аллегорию, осветив ее дневным светом.

Аллегория басни Крылова (исчезая и появляясь в рассказе, она многозначна) не столько маскирует действительность иносказанием, сколько обличает ее. Точнее, маскируя, разоблачает. Нарисовав правдиво, без всяких недомолвок и иносказаний реальную жизненную ситуацию, которую будут разрабатывать многие наши писатели, Крылов аллегорической деталью выявляет ее настоящую сущность, которую может порой недосказать сама жизнь и которую не всегда улавливает прямое, небасенное изображение. И здесь на помощь простому видению приходит басенная аллегория. Она, зачастую огрубляя, усиливает резкость и контрастность изображения. И то, что не улавливается простым обозрением, то фиксируется проекцией на экране басенной аллегории.

Басня «Волк и Ягненок» является одним из шедевров творчества Крылова. По ней можно судить о природе крыловской басни вообще.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id5583

На эту тему и написана басня, призванная как бы иллюстрировать наперед заданное.

Ворует подросток

Бывает, дети воруют. Иногда потому, что хочется есть, иногда по другим причинам. Как на это может отреагировать папа?
скачать видео

Сын снова пойман на вранье и воровстве, причем довольно крупных сумм. Поймала не я, с учетом денег дома туго (лежат себе на полке и лежат, берутся по мере необходимости, когда заканчиваются, затягиваем пояса.), учительница в школе обнаружила. Сказала – «Вы ему слишком доверяете, много свободы дали. И карманные деньги тоже нельзя было давать – он почувствовал вкус легких денег». В общем, у меня конкретный тупик – я не знаю, как мне себя с ним вести, о чем говорить. Что воровать плохо – говорилось не раз, проникся, обещал. Что вранье обязательно раскроется – его это не останавливает.

Сын снова пойман на вранье и воровстве, причем довольно крупных сумм. Поймала не я, с учетом денег дома туго (лежат себе на полке и лежат, берутся по мере необходимости, когда заканчиваются, затягиваем пояса.), учительница в школе обнаружила. Сказала – «Вы ему слишком доверяете, много свободы дали. И карманные деньги тоже нельзя было давать – он почувствовал вкус легких денег». В общем, у меня конкретный тупик – я не знаю, как мне себя с ним вести, о чем говорить. Что воровать плохо – говорилось не раз, проникся, обещал. Что вранье обязательно раскроется – его это не останавливает.

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство

Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.

Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:

1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.

2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.

3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают. Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать. У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план.

5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».

6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.

Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

Я скучаю по маме, помогите советом.

Ребенок покупает дружбу. Это тревожный сигнал. Скажите, а вы любовь свою ему тоже продаете, за хорошее поведение, хорошие оценки? Чувствует ли он ежедневно, что его любят просто так?

Карманные деньги и возможность зарабатывать

У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги. Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко. Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.

Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.

Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.

Воровство детей из бедных и богатых семей: есть разница?

Как ни парадоксально, но в богатых семьях дети воруют чаще и больше. Поскольку проблема денег здесь не стоит остро, родители не объясняют чаду, что воровство не относится к положительным чертам в поведении.

И ребенок без угрызений совести берет деньги у гостей, прислуги, родственников. Никто продолжительное время не обвиняет и не подозревает, что купюры пропадают по вине собственных детей. Дочь или сын чувствуют себя в безопасности. Они уверены в родительской любви и благосклонности, обилие денег и собственная безнаказанность со временем превращается в порок.

Что делать, если ворует ребенок из богатой семьи? Советы психолога исходят из диагноза нервного расстройства по причине отсутствия внимания, клептомании или непонимании ценности денежных купюр.

Дети из бедных семей наблюдают, как бережно родители распределяют и тратят заработанные деньги, как считают «каждую копейку» и обычно не воруют у родителей. Риск разоблачения слишком высок, после которого последуют карательные меры. К тому же ребенок начинает быстро осознавать важность денежных знаков.

Ребенку из необеспеченной семьи гораздо проще украсть пачку чипсов, шоколадку или печенье в супермаркете. С их точки зрения, это не так опасно, чем воровать у близких. И если воришка продолжительное время не попадается «за руку», то кражи будут повторяться неоднократно. Если его разоблачили, то стресс и шок окажут свое воздействие и проступок может стать единичным и не возникнуть повторно.

Читайте также:  Детские поделки на 9 мая в детский сад. Как сделать поделки из макарон, бумаги, картона, пластилина, теста, лент, бисера?

Независимо от социального статуса, дети могут воровать и дома, и в школе. Это связано с несколькими причинами:

  • сильное желание обладать чужой вещью, хотя присутствуют угрызения совести;
  • материальная необеспеченность ли психологическая неудовлетворенность;
  • несформированное понятие нравственности и силы воли.

Важно: Кражу может совершить ребенок любого возраста, если мотив для подобного действия сильный. Это временная слабость, после которой мучают угрызения совести. Украденная вещь «жжет руки» и воришка обычно старается от нее избавиться.


Советы психолога, как отучить ребенка воровать деньги, не приносят пользу, если их просто выслушать. Спасти положение помогут следующие действия:

Как отучить ребёнка красть: советы психолога

В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.

  • Не оставляйте даже единичный случай воровства без внимания. Обязательно обсудите с ребёнком его поступок и найдите совместные пути решения ситуации.
  • Не устраивайте ребёнку публичных «выволочек». Все разговоры – только наедине.
  • Если ребёнок не пойман за руку, не спешите с обвинениями в воровстве, помните о презумпции невиновности.
  • Воздержитесь от обвинений «ты – вор», «сядешь в тюрьму», «из тебя вырастет преступник». Идя по пути осуждения, родители рискуют закрепить за ребёнком репутацию вора и мошенника. Малыш, впервые попав в такую ситуацию, может озлобиться, и его кражи уже начнут носить криминальный характер. В беседе с дошкольниками лучше не употреблять слов «воровство», «ворованное», «кража». Замените на более мягкие выражения: «брать чужое», «взять вещь без спроса».
  • Постарайтесь выяснить причину, почему ребёнок стал красть чужие вещи или деньги (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой.
  • Если ребёнок начинает лгать и отрицать содеянное, не настаивайте. Дайте ему время поразмыслить над ситуацией.
  • Если вы перепробовали все способы борьбы с детским воровством и ложью, но ничего не помогает, обратитесь за помощью к психологу.

  • Интересуйтесь жизнью ребёнка, его заботами, радостями и огорчениями. Постарайтесь разделить его интересы или найти совместное занятие для всех членов семьи (спорт, прогулки, походы).
  • Важно построить в семье доверительные отношения, где каждый имеет право на своё мнение и в равной степени достоин уважения.
  • Меньше нравоучений, больше доверительных бесед.
  • Рано или поздно ребёнку самому придётся столкнуться со случаями воровства, поскольку это обыденное явление нашей жизни. Будьте готовы объяснить, что своё имущество нужно оберегать и быть бдительным, особенно при общении с незнакомыми людьми.
  • Не искушайте ни ребёнка, ни приходящих к вам гостей: храните деньги и ценные вещи в укромных местах, не разбрасывайте их по дому.
  • Ребёнок должен знать, где его вещи, которыми он распоряжается по своему усмотрению, а где вещи родителей, которые можно брать только с их разрешения.
  • Выделяйте ребёнку карманные деньги и научите грамотно ими распоряжаться.
  • Следите за разговорами в семье. Вы можете невольно транслировать ребёнку мысль о том, что в современном мире честный человек ничего не может добиться своим трудом, а получить желаемое он может только с помощью воровства и мошенничества.
  • Старайтесь удовлетворять разумные потребности детей в одежде, технике, экипировке. Договоритесь о том, что он сам сможет подзаработать на нужную ему вещь в каникулы или помогая вам.

6. Почему это случилось?

Обязательно выясните, почему же это случилось? Бывает и так, что у детей вымогают деньги, шантажируют и они идут на кражу под давлением, будучи запуганными. В этом случае надо помочь выйти из опасной ситуации, а не ругать его.

Что делать, если ситуация с воровством повторяется? Не ждать улучшения и не надеется на «авось», а незамедлительно обращаться в комнату полиции для несовершеннолетних, к участковому, к детскому психологу.

Подключайте всех специалистов, проводите профилактические беседы. Не надо закрывать глаза на подобные вещи. Выясняйте причины и искореняйте их, пока не стало слишком поздно.


Здесь дополнительная и интересная информация: Как отучить ребенка воровать

Как предотвратить воровство

Профилактика воровства – это действенный метод избежать возникновения неприятных ситуаций в будущем. Предварительные профилактические беседы помогут ребенку узнать, что брать чужие вещи без спроса категорически нельзя. Он должен знать, что все тайное рано или поздно всплывает на поверхность. Поэтому, как бы он ни пытался скрыть нехороший поступок – о нем все равно узнают в свое время. Рекомендуется преподносить уроки доверия. С этой целью можно оставлять деньги на видном месте, выявляя свое доверительное отношение к ребенку. Однако не стоит оставлять безнаказанным первый случай воровства – это повлечет за собой возникновение следующих.

  • Помогите ребенку вернуть украденную вещь. Пойдите вместе с ним к ее владельцу и объясните ситуацию, как бы стыдно Вам за это ни было.
  • Не обсуждайте эти проблемы с посторонними людьми.
  • После благополучного разрешения ситуации старайтесь больше не возвращаться к этой проблеме. Будьте уверены, что ребенок точно усвоит преподнесенный урок, если все действия были сделаны правильно. Если Вы знаете на 100%, что это ваш ребенок украл ту или иную вещь, предложите ему вернуть ее, пока никто не видит. В любом случае Ваше чадо должно знать, что Вы любите его, даже если он поступил неправильно. Однако он должен понимать, какую боль приносит всем домашним своим поведением.

Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»

Светлакова Клара
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»

Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация – новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения, или представлением о себе как о преступнике.

Неосведомленность. Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего», и, соответственно, не понимают, что такое «чужое».

Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка, – это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь.Но только в принципе: к счастью, настоящая клептомания — очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это – своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви, причем, возможно, дефицит был в прошлом, но последствия остались.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется, он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это т. н. «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что вы сделаете? Не откажетесь ли от него? А возможно, таким странным образом «выбивает» особое внимание к себе.

Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.

Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос “Почему ты это сделал?” ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь.Например: “Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?” Если не последует ответа,можно прямо спросить: “Ты взял ее?” Важно запомнить два “не” в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи.Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: “Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить”. Помните, что детям часто трудно понять разницу между “одолжить” и “взять”, поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.

Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика “нулевой толерантности”. В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку,спросите: “Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?” Ребенкапостарше можно спросить: “Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?”

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э. Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.

Игра как средство эффективного взаимодействия педагога-психолога ДОУ и родителей. Сценарий игры «Это мой ребенок» Сценарий игры «Это мой ребенок» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Задачи: способствовать развитию коммуникативных.

Консультация педагога-психолога «Как помочь дошкольнику быть внимательным» Все родители хотят, чтобы их ребенок был внимательным, умел концентрироваться. Для этого мы читаем нашим детям книги, рассказываем интересные.

Как убедить родителей не отказываться от помощи педагога-психолога Возражения родителей не всегда означают отказ. Иногда оно сигнализирует о том, что информация, которую он хочет обсудить с вами, важна для.

Консультация для родителей «Если ребенок ворует — норма, игра или отклонение?» Введение Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности,.

Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Левша в мире праворуких» Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание.

Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация педагога-психолога «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к обучению в школе. Готовить к будущему школьному обучению ребенка необходимо с пяти лет. В пять лет можно уже сделать.

Консультация педагога-психолога «Почему ребенок кусается» Ребенок стал кусаться. Не пугайтесь, если вы заметили за ним эту неприятную привычку. Лучше присмотритесь и поищите причину, почему ребенок.

Рекомендация педагога-психолога для воспитателей «Как работать с гиперактивными детьми» Как работать с гиперактивными детьми: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; — избегайте, с одной стороны,.

Консультация «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» В настоящее время в соответствии с законом Российской Федерации.

Как убедить родителей не отказываться от помощи педагога-психолога Возражения родителей не всегда означают отказ. Иногда оно сигнализирует о том, что информация, которую он хочет обсудить с вами, важна для.

Ссылка на основную публикацию