Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»
Иван Андреевич Крылов (13.02.1769-21.11.1844) — поэт, издатель, публицист. Известен читателям как талантливый баснописец. Из-под его пера вышли 236 басни и были изданы еще при жизни автора. Многие басни были переведены им на русский язык и переделаны на собственный лад. А басни И.А.Крылова переведены на 53 языка.
Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.
Герои басни: лебедь, рак и щука — три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям. Стихия лебедя – небо, все мысли и действия птицы направлены ввысь. Щука инстинктивно тянется в воду. А рак, в принципе, ничего не может, кроме как, пятиться назад. И как бы они не старались, сдвинуть с места телегу они не смогут.
Мораль: В командной работе, важна не только единая общая цель, но и слаженность действий всех участников мероприятия. Даже если возникают обстоятельства, которые противоречат личным жизненным идеалам, для достижения коллективной цели, иногда нужно отступить от своих принципов и пойти на уступки, на благо общего дела. Конечно же, героям надо было договориться о роли каждого из них. Проблема еще и в том, что они не способны даже осознать в чем причина их неудачи. Так и в жизни, люди живут в своем маленьком мирке, со своими примитивными способностями. Работают в коллективе и выполняют какие-то совместные проекты, но так и остаются в рамках своих ограниченных стихий, с узким кругом способностей и умений. Пересмотреть свое отношение к жизни, к своим действиям, за гранью их разума.
Соотечественники Крылова считали, что прототипами героев произведения стали члены общественного совета. Видимо сказалась очевидность схожести ситуации с неподвижным возом и не слаженной работы.
Крылов вырос среди простого народа, и не понаслышке знал обо всех трудностях жизни обычного человека. Иван Андреевич, отличался умением увидеть суть проблемы. Прекрасно знал народную речь, поговорки и пословицы, и уместно применял их в обычном разговоре. Подмечая суть проблемы, мастерски излагал в её тексте. Поэтому его произведения не только приятны на слух, но и наполнены глубоким смыслом. Темы басен актуальны во все времена. Фразы из басен Крылова стали крылатыми выражениями и не потеряли своей актуальности и в современном мире.
Герои басни: лебедь, рак и щука — три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям. Стихия лебедя – небо, все мысли и действия птицы направлены ввысь. Щука инстинктивно тянется в воду. А рак, в принципе, ничего не может, кроме как, пятиться назад. И как бы они не старались, сдвинуть с места телегу они не смогут.
Анализ и мораль басни Лебедь, щука и рак Крылова
Иван Андреевич Крылов (13.02.1769-21.11.1844) – поэт, издатель, публицист. Известен читателям как талантливый баснописец. Из-под его пера вышли 236 басни и были изданы еще при жизни автора. Многие басни были переведены им на русский язык и переделаны на собственный лад. А басни И.А.Крылова переведены на 53 языка.
Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.
Герои басни: лебедь, рак и щука – три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям. Стихия лебедя – небо, все мысли и действия птицы направлены ввысь. Щука инстинктивно тянется в воду. А рак, в принципе, ничего не может, кроме как, пятиться назад. И как бы они не старались, сдвинуть с места телегу они не смогут.
Мораль: В командной работе, важна не только единая общая цель, но и слаженность действий всех участников мероприятия. Даже если возникают обстоятельства, которые противоречат личным жизненным идеалам, для достижения коллективной цели, иногда нужно отступить от своих принципов и пойти на уступки, на благо общего дела. Конечно же, героям надо было договориться о роли каждого из них. Проблема еще и в том, что они не способны даже осознать в чем причина их неудачи. Так и в жизни, люди живут в своем маленьком мирке, со своими примитивными способностями. Работают в коллективе и выполняют какие-то совместные проекты, но так и остаются в рамках своих ограниченных стихий, с узким кругом способностей и умений. Пересмотреть свое отношение к жизни, к своим действиям, за гранью их разума.
Соотечественники Крылова считали, что прототипами героев произведения стали члены общественного совета. Видимо сказалась очевидность схожести ситуации с неподвижным возом и не слаженной работы.
Крылов вырос среди простого народа, и не понаслышке знал обо всех трудностях жизни обычного человека. Иван Андреевич, отличался умением увидеть суть проблемы. Прекрасно знал народную речь, поговорки и пословицы, и уместно применял их в обычном разговоре. Подмечая суть проблемы, мастерски излагал в её тексте. Поэтому его произведения не только приятны на слух, но и наполнены глубоким смыслом. Темы басен актуальны во все времена. Фразы из басен Крылова стали крылатыми выражениями и не потеряли своей актуальности и в современном мире.
Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.
Мультфильм по басне И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак»
экранизация одноименной басни И.А.Крылова. Режиссер-аниматор Шаповал А.В.
В процессе изучения литературы детям предстоит познакомиться с самыми разнообразными жанрами. У каждого из них есть своя особенность и красота. Изучая их, ребята углубляют познания о мире, а также о развитии литературы. Один из самых интересных и необычных жанров — басня. Она помогает в особой, иносказательной, форме донести важный и глубокий смысл. На примере анализа басни «Лебедь, Щука и Рак» мы покажем, как много значит изучение данного жанра для воспитания детей.
Это русская классика, золотой фонд. Ну а в наше время такой была Фаина Раневская, которая афористично и метко, одной фразой, умела выставить на показ чью-то чванливость и т.п. Таким был и рано ушедший из жизни А сколько афоризмов и эпиграмм написал Не переводятся на русской земле люди, умеющие посмотреть с другого ракурса на происходящие события.
Мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова (анализ, суть, смысл)
![]() |
Басня “Лебедь, Щук и Рак”. Художник В. Еромлаева |
Басня “Лебедь, Щука и Рак” Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике “Новые басни” в 1816 г. (ч. IV, № 6).
В этой статье представлены материалы о морали басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
“Под возом разумеется какое ни на есть дело, а под лебедем, щукой и раком разумеются товарищи по какому-нибудь делу, меж которыми нет, да и быть не может согласия, иногда по разности нрава, иногда и потому, что не одинаково дело разумеют, а иногда и потому, что одним другого надуть хочет.
Анализ басни Лебедь, щука и рак
В 1814 году чудесный баснописец Иван Крылов выпустил свое знаменитое на весь мир творение под названием «Лебедь, Рак да Щука» и поднял ее на небывалую высоту. Этой басне можно смело давать дополнительное название «Шедевр», ведь она, как и все остальные до воли оригинальна, значима даже в нынешнее время. А к написанию данного творения Ивана Андреевича, скорее всего, подтолкнуло поведение людей, которые скрывают или действительно не понимают своих возможностей и намерений для общего благого дела. Большую часть своих сатирических произведений Крылов писал, критикуя и всячески высмеивая власть царей, чиновников и всех правителей.
Три главных героя этого произведения стали абсолютно разные по натуре личности. С одной стороны мораль и смысл очень просты, а с другой все достаточно запутано и сложно. Прекрасный лебедь способен только на физические и мысленные полеты, расторопный рак постоянно двигается задом, как бы ни старался сделать шаг вперед ну, а шустрой щуке только плаванье под силу. Показав главных героев басни именно такими, автор, наверное, хотел сказать, что не всех можно переделать и переучить. И если же человеку суждено плыть, то взлететь он не сможет, как бы ни стремился.
Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания. Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются «вывернуться на изнанку» но сделать по своему. В жизни так не бывает и всегда кто-то будет прав, а кто-то виновен, а кому то придется и уступить.
В примере данного случая изложена картина, где каждый думает о себе и о своих инстинктах, а не об общем деле.
Баснописец писал не только от своего имени, а и от имени простого здравомыслящего народа. Он считал, что чиновники лишены нужного образования, острого ума и ораторской культуры, а имели всего лишь положение высшего класса, в котором родились, поэтому и не вышло из их руководства никакого толку. Эту мысль и тему автор продолжил в небольшой, но одной из наилучших и достойных вниманию читателя басен «Лебедь, Рак, да Щука».
Наличие острой сатирики помогает читателю сразу понять, о чем были мысли автора во время написания универсальной басни. Скорее всего он описывал конкретный сюжет того времени, но его произведение подходит ко многим ситуациям нынешнего часа и подойдет к будущим ситуациям. В этом и есть достоинство чудесных произведений, которые не стареют и не имеют срока давности.
Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания. Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются «вывернуться на изнанку» но сделать по своему. В жизни так не бывает и всегда кто-то будет прав, а кто-то виновен, а кому то придется и уступить.
Краткая история написания
Иван Андреевич Крылов, которого ласково именуют «дедушка Крылов», создавал свои произведения с ориентацией не на детей, а на взрослую публику. Поднимаемые им вопросы важны, актуальны не только для 19-го века, но и в наше время. Авторству Крылова принадлежит более 230 емких и выразительных текстов, строки из которых часто используются в повседневной жизни. О неловком неповоротливом человеке говорят «слон в посудной лавке», о человеке, отрицающем науку — «мартышка в очках».
А «Лебедь, рак и щука» — та басня, которую вспоминают при разногласиях в коллективе, мешающих нормальной работе команды. Текст написан в 1814 году и вошел в сборник «Новые басни Крылова», увидевший свет в 1816 году.
Главные герои обозначены в названии, но под масками рыбы, птицы и рака скрываются человеческие типажи. Создание сюжета велось на основе реальных событий современного писателю времени.
Есть две версии того, какие именно действия были высмеяны автором в тексте:
- Объединение России с европейскими государствами для борьбы с Наполеоном.
- Разногласия в работе Государственного совета, основного законодательного органа тех лет.
В любом случае мораль «Лебедь, рак и щука» можно сформулировать простыми словами: без объединенных усилий достижение положительного результата невозможно.
В любом случае мораль «Лебедь, рак и щука» можно сформулировать простыми словами: без объединенных усилий достижение положительного результата невозможно.
1 ответ
Басня Крылова «Лебедь, щука и рак» учит выполнять работу согласованно. Лебеди, рак и щука взялись везти воз с поклажей. Они не договорились, в какую сторону ехать и как, каждый делал это по-своему. Лебедь летел в одну сторону, рак пятился в другую, а щука тянула в воду. Так и у людей: если один будет мешать другому, ничего хорошего не получится. Мораль, в которой содержится основная мысль, поучение, автор поместил перед басней.
Оценка: 4.1 ( 20 голосов)
- 1. Чему учит сказка “Дикие лебеди”?
- 2. Лебедь, щука и рак – сочинение
- 3. Лебедь, рак и щука – о чем басня?
- 4. Лебедь, рак, и щука – главная мысль
- 5. Какая мораль басни Лебедь, рак и щука?
- 6. Анализ басни Лебедь, щука и рак
- 7. Тема “Лебедь, рак и щука”
Оценка: 4.1 ( 20 голосов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya.docx | 26.43 КБ |
1.docx | 11.28 КБ |
kartochki.docx | 124.27 КБ |
Какое слово получилось? (Крылов). Оцените свою работу в паре.
X. Итог урока.
Учитель. В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова.
Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?
- Что такое басня?
- Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)
Слайд 19.
Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?
- Что такое басня?
- Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)
помогите пожалуйста сделать анализ басни Крылова Лебедь щука и рак
Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука»
Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел) , граф Аракчеев (Медведь) , Завадовский (Осел) , Мордвинов (Мартышка) .
Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка ;
Затеяли сыграть квартет”
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:
Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.
Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней”,
Им отвечает Соловей.
И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
“А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь”.
Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей.. . говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванс
“когда в товарищах согласья нет
на лад их дело не пойдет
и выйдет из не го не дело,
только мука. “
на простом примере животный из разных сред обитания ясно показана проблема расхождения во мнениях, когда у оппонентов разные цели и когда они не умеют договариваться, не умеют распределять обязанности и роли в коллективе или в общем деле
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись
Из кожи лезут вон.. .
Как видим все прекрасно,
-Что выйдет из всех этих огромных усилий?
-Читаем следующую фразу: “. а возу все нет ходу! ”
-В чем же дело? В чем причина?
-Почему же “возу все нет ходу! ”?
-Может быть, им было очень тяжело?
Нет, “поклажа бы для них казалась и легка . ” Но в чем же дело?
Да Лебедь рвется в облака
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду
-А почему? Они не могут иначе. Против природы не пойдешь.
-А каков результат их совместной деятельности?
Да только воз и ныне там.
Итак, как видим, все герои басни:
1. взялись за хорошее дело – везти с поклажей воз;
2. взялись дружно, верно, “И вместе трое все в него впряглись”;
З. все старались: “из кожи лезут вон”
-Но почему ничего не получается? Им не надо было браться. Каждый хочет решить эту задачу своим способом, но действия не согласуются. В результате — провал.
-А теперь опять вернемся к морали басни, помещенной перед текстом рассказа.
-Какой смысл вкладывает Крылов в слово “Согласье”?
Видимо, единство целей, действий и способов действий.
Басня Лебедь, щука и рак – анализ
С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.
В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.
С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.
В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.
З. все старались: “из кожи лезут вон”
-Но почему ничего не получается? Им не надо было браться. Каждый хочет решить эту задачу своим способом, но действия не согласуются. В результате — провал.
Анализ басни И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”
Анализ басни И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука” для учителей начальной школы.
Сдесь представлено:
– Биография И.А. Крылова;
– Сравнение басни и сказки.
Крылатое выражение
6 вариантов
Иван Андреевич Крылов – не просто поэт или замечательный рассказчик, это самый настоящий мудрец. Его басни с нравоучительным смыслом знакомы и понятны всем, в том числе и детям. Думается, что обратившись к его текстам, можно получить ответ на тот или иной жизненный вопрос или найти выход из сложившейся ситуации.
Меткие изречения из его произведений непроизвольно слетают с нашего языка, большинство из них уже давно ушли в народ и стали крылатыми. Крылов – наставник в делах, касающихся морали и чести. Причем, все свои уроки он дает абсолютно бескорыстно.
Не выбивается из ряда текстов и басня «Лебедь, рак и щука». Она так же, как и все остальные, содержит поучение. Все басни Ивана Андреевича имеют мораль, структурно она может быть расположена в разных частях: начале или конце. Автор специально использует эту возможность, чтобы показать, в чем именно не правы герои, где и какую ошибку они совершили. Анализируемое нами произведение не стало исключением.
В нем описан случай из жизни трех разных друзей-животных: лебедя, рака и щуки. Первый большую часть времени проводит в небесном просторе. Второй привык пятиться назад и совершенно не подозревает, что расположено перед ним. А щука обитает в речных глубинах. И вот однажды эти товарищи встретились вместе, чтобы решить общее дело – отвезти воз, набитый поклажей. Вот только ничего у них из этой затеи не вышло.
Басня Крылова «Лебедь, рак и щука», мораль которой до сих пор носит актуальный характер, впервые была опубликована в девятнадцатом веке. В те времена было очень распространено написание текстов в аллегорической форме, поскольку только так можно было обойти строгую цензуру.
Это позволяло предложить читателям многоплановое трактование описываемых событий, в особенности социальных отношений и господствовавших тогда нравов в самых различных аспектах. В основе сюжета «Лебедь, рак и щука» лежит история о трёх абсолютно разных и непохожих друг на друга животных: лебеде, щуке и раке.
Персонажи басни приняли решение объединить свои усилия, чтобы везти поклажу. Вроде бы груз был не очень велик, да только повозка совершенно не хотела двигаться с места, поскольку участники не могли договориться межу собой: лебедь стремился взлететь в небеса, рак привычно пятился назад, а щука пыталась попасть в воду, в результате чего повозка осталась стоять на своём месте.
Основной смысл басни кроется в самых первых её строках: если между участниками общего мероприятия отсутствует согласие, то не стоит ждать положительного исхода. Вероятнее всего, автор не просто так выбрал столь разных персонажей. Крылов хотел как можно ярче отобразить идею о том, что стремление к общей коллективной цели должно быть выше индивидуальных интересов.
Лебедь, щука и рак рисунок
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Басня Крылова «Лебедь, рак и щука», мораль которой до сих пор носит актуальный характер, впервые была опубликована в девятнадцатом веке. В те времена было очень распространено написание текстов в аллегорической форме, поскольку только так можно было обойти строгую цензуру.
Это позволяло предложить читателям многоплановое трактование описываемых событий, в особенности социальных отношений и господствовавших тогда нравов в самых различных аспектах. В основе сюжета «Лебедь, рак и щука» лежит история о трёх абсолютно разных и непохожих друг на друга животных: лебеде, щуке и раке.
Персонажи басни приняли решение объединить свои усилия, чтобы везти поклажу. Вроде бы груз был не очень велик, да только повозка совершенно не хотела двигаться с места, поскольку участники не могли договориться межу собой: лебедь стремился взлететь в небеса, рак привычно пятился назад, а щука пыталась попасть в воду, в результате чего повозка осталась стоять на своём месте.
Основной смысл басни кроется в самых первых её строках: если между участниками общего мероприятия отсутствует согласие, то не стоит ждать положительного исхода. Вероятнее всего, автор не просто так выбрал столь разных персонажей. Крылов хотел как можно ярче отобразить идею о том, что стремление к общей коллективной цели должно быть выше индивидуальных интересов.
«Лебедь, рак да щука»: классика басенного мастерства от русского писателя
Меню статьи:
- Характеристика сути произведения
- Крыловское творение в критике
- Произведение в контексте творчества русского литератора
- Герои произведения
- Художественные особенности текста
Перу русского автора – легендарного российского баснописца – принадлежит множество произведений. Среди них – «Лебедь, рак да щука». Собственно, эта статья посвящена анализу этого текста Крылова. Творение увидело свет в 1816 году, хотя автор написал произведение в 1814-м. Таким образом, сборник «Новые басни» включил также «Лебедя, рака да щуку».
Меню статьи:
Персонажи
Чтобы подготовить анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» необходимо выделить действующих персонажей:
Лебедь. Его стихия – воздух, потому он отчаянно стремится вверх.
Рак – как и в природе, пятится назад.
Щука – тянет воз в воду, но безрезультатно.
Рис. 1. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге ()
Урок литературного чтения «Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения по теме :
И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Учитель: Каврижкина Ольга Борисовна
Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак ».
Тип урока: Комбинированный урок.
Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.
Цели и задачи урока:
продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль, делать выводы для себя;
познакомить учащихся с новой басней И.А Крылова, вспомнить другие, изученные ранее;
создавать на уроке благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;
развивать у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;
развивать навыки выборочного и выразительного чтения;
воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества;
развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы;
Оборудование:
презентация к уроку;
карточки для рефлексии;
карточки для работы с текстом:
Слова с незнакомым лексическим значением
Интересное (веселое, грустное, страшное . )
1.Организационный момент, психологический настрой на урок.
2.Стадия вызова (работа с пословицами)
3.Повторение об особенностях басен. (Работа в парах )
4.Проверка домашнего задания.
5.Сообщение темы и целей урока.
6.Работа по теме урока
а) Первичная проверка восприятия
б) Приём « Инсерт» (Работа в парах)
в) Словарная работа
7.Закрепление изученного материала.
9.Сравнение басен». ( Групповая работа)
10. Рефлексивно- оценочная часть
1.Организационный момент
-Здравствуйте, дорогие ребята, гости, друзья. Я рада видеть вас.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Психологический настрой на урок:
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю,
Умею слушать мнение других.
-Какое золотое правило речи мы знаем? (Один говорит, остальные слушают)
2.Стадия вызова
– Прочитайте пословицу, записанную на слайде: (слайд 3)
Ученье — свет, а не ученье — тьма .
-Знакома она вам? Как вы понимаете смысл пословицы? (Свет олицетворяет, представляет знания , образование , полученные в результате учения; тьма — невежество)
-Найдите в пословице однокоренные слова: (слайд 3)
-Подберите еще несколько однокоренных слов (ответы детей)
-Я предлагаю в эту группу однокоренных слов внести еще одно слово: ПОУЧЕНИЕ
-Подумайте над лексическим значением этого слова. Что такое поучение? ( Наставление, назидательный совет, нравоучение).
-В каких случаях поучают?
-Где мы встречались со словом «ПОУЧЕНИЕ»? ( На уроках литературного чтения, в баснях)
3.Повторение об особенностях басен.
-Вспомним, что мы знаем о басне?
-Посмотрите на слайд и выберите признаки, которые относятся к басне. (Слайд 4)
/ Работа в парах /
-Зачитайте ,что такое басня? (Представляют свой вариант ответа несколько пар)
Слайд 5 — проверка: Что такое басня?
-Какой признак, особенность басни вы еще можете добавить к сказанному? (Аллегория — иносказание). Что это за прием? Что такое аллегория? (Это прием, когда изображают животных, а имеют в виду людей и высмеивают человеческие пороки, недостатки, черты характера)
-Кто впервые использовал этот прием? (Эзоп)
-Басни каких авторов мы читали, разбирали, анализировали на уроках литературного чтения? (Басни Эзопа и Крылова)
-Вспомните, кто такой Эзоп? ( Древнегреческий ученый, писатель — баснописец,
философ, 6 век до н.э.)
-С какими баснями этого писателя мы познакомились? ( «Ворона и кувшин», «Мальчик вор и его мать», «Лисица и Козел»)
-Что вы можете сказать об И.А. Крылове? ( Это великий русский баснописец 19 века; ответы
-Вспомните, пожалуйста, сколько басен он написал? (более 200 басен)
-С какой басней И. А.Крылова мы уже познакомились? («Мышь и Крыса»)
4.Проверка домашнего задания.
-Дома вы должны были прочитать эту басню по ролям. ( Дети читают басню)
-Какова же мораль этой басни? Прочитайте.
-Какое человеческое качество здесь осуждается? (В образе Крысы изображается трусость)
5.Сообщение темы и целей урока.
-Кого вы видите на следующем слайде? (Лебедь, Щука и Рак)
-Догадались с какой новой басней нам предстоит познакомиться на уроке?
-Совершенно верно. Наш урок будет посвящён изучению басни И.А .Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
-Что общего у этих героев? (Место их обитания, они живут в воде)
-Посмотрите на иллюстрацию к басне. Что герои пытаются сделать? (Пытаются сдвинуть
-Предположите, получится у них сдвинуть телегу или нет? (Ответы детей)
-А вот что рассказал об этом сам И.А. Крылов. (Чтение басни учителем)
6.Работа по теме урока
а) Первичная проверка восприятия
-Понравилась вам басня? Что заставило вас улыбнуться?
-Какое событие описывает И.А .Крылов?
б) – В этой басне, так же как и в других произведениях, есть непонятные по значению слова.
-С чего начнем работу? ( С объяснения этих слов)
-Я предлагаю вам внимательно прочитать басню и сделать пометы карандашом: /Работа в
Слова с незнакомым лексическим значением
Интересное (веселое, грустное, страшное . )
в) Слайд 9 – Словарная работа
Лад — согласие, мир.
Поклажа — вещи, груз, багаж.
Воз — телега, повозка.
Впряглись — сами запряглись в повозку, чтобы перевезти груз.
Ныне — в настоящее время, теперь, до сих пор.
-Что было интересного в басне? ( Ответы детей)
-Случайно ли автор подобрал именно этих героев для своей басни? Подумайте. (Все герои живут в воде → должны быть друзьями, товарищами)
-Как Крылов называет их в своей басне? (товарищи)
-Найдите в тексте и прочитайте слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
7.Закрепление изученного материала.
а) Слайд 10 — Образ героев.
«Лебедь рвется в облака» – он стремительный, быстрый, сильная птица.
«Рак пятится назад» – идет назад , неповоротливый, медлительный.
«Щука тянет в воду» – упрямая, знает только свое дело.
-Обратите внимание на подчеркнутые слова, которые точно передают характер героев.
-Какую работу они хотят выполнить? Прочитайте.
-Как они это делают? Какими словами описано усердие героев басни?
-Получилось ли у них сдвинуть телегу с места?
-В тексте есть слово, которое подсказывает, что можно было эту работу выполнить. Найдите и прочитайте это слово. (Товарищи)
-Почему «Воз и ныне там»? (В них нет согласия, герои не смогли договориться между собой)
8.Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
б) Слайд 11
-Что такое мораль? (Поучительная часть басни)
-Чему учит данная басня? Прочитайте, то что вы отметили во время работы с текстом.
-Как вы понимаете смысл морали? (Взаимопонимание)
-Почему названия животных в басне написаны с большой буквы? (Под животными
-Какой прием здесь использовал автор? (Аллегория)
-Какие человеческие качества осуждаются в этой басне? (Упрямство, неумение
договариваться друг с другом)
в) – Итак, на уроке мы познакомились с новой басней.
-Я вам её читала, мы анализировали.
-Какой вид работы над басней вы можете предложить еще? ( Наизусть, чтение по ролям,
Гимнастика для глаз (релаксация)
-Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно читайте до 5.
– Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. «Я внимателен, я
хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».
– Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза,
посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.
– Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них
– Закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».
-Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.
-А теперь, кто хочет попробовать прочитать басню выразительно? (Чтение 2-3 человека)
г)- Для чего и зачем пишут басни?
-С какой целью Эзоп и Крылов писали басни? (Басни учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подумать, как от них избавиться)
-Как Андерсен характеризовал басню? (Басня — чудесное зеркало)
9.Сравнение басен
–Как вы думаете, басни И. Крылова и Эзопа имеют что-то общее, чем-то отличаются?
-Я вам предлагаю подумать и сравнить басни этих великих писателей. (Работа в группах)
10.Итог урока. Рефлексия.
-К сожалению, наш урок подходит к концу. Мне очень приятно было с вами, ребята, вести диалог, рассуждать, мыслить. Спасибо вам.
-Я думаю, что у вас тоже есть, что мне сказать, поделиться своими впечатлениями:
Мне было интересно…
Больше всего понравилось
Мне было трудно…
( Учащиеся продолжают предложения по своему усмотрению, делятся впечатлениями
В конце урока учитель раздает ученикам «бумажные сердечки» и предлагает выразить свои чувства, настроение, впечатления от урока.
Заключительное слово учителя:
Басни Крылова учат нас мудрости жизни.
Чтение его басен обогащает нас знаниями. Читать басни Крылова — значит стать умнее, узнать что-то новое и нужное, важное о себе и людях.
11.Домашнее задание.
-Ребята, давайте вместе выберем домашнее задание, которое поможет вам поближе познакомиться с басней.
(выразительное чтение, заучивание)
Задание выбирают по желанию. Здесь будет файл: /data/edu/files/x1454312363.ppt (Крылов 4 класс)
(рывки руками перед грудью)