Краткий анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»: мораль, главная мысль, чему учит?

Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769-21.11.1844) — поэт, издатель, публицист. Известен читателям как талантливый баснописец. Из-под его пера вышли 236 басни и были изданы еще при жизни автора. Многие басни были переведены им на русский язык и переделаны на собственный лад. А басни И.А.Крылова переведены на 53 языка.

Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.

Герои басни: лебедь, рак и щука — три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям. Стихия лебедя – небо, все мысли и действия птицы направлены ввысь. Щука инстинктивно тянется в воду. А рак, в принципе, ничего не может, кроме как, пятиться назад. И как бы они не старались, сдвинуть с места телегу они не смогут.

Мораль: В командной работе, важна не только единая общая цель, но и слаженность действий всех участников мероприятия. Даже если возникают обстоятельства, которые противоречат личным жизненным идеалам, для достижения коллективной цели, иногда нужно отступить от своих принципов и пойти на уступки, на благо общего дела. Конечно же, героям надо было договориться о роли каждого из них. Проблема еще и в том, что они не способны даже осознать в чем причина их неудачи. Так и в жизни, люди живут в своем маленьком мирке, со своими примитивными способностями. Работают в коллективе и выполняют какие-то совместные проекты, но так и остаются в рамках своих ограниченных стихий, с узким кругом способностей и умений. Пересмотреть свое отношение к жизни, к своим действиям, за гранью их разума.

Соотечественники Крылова считали, что прототипами героев произведения стали члены общественного совета. Видимо сказалась очевидность схожести ситуации с неподвижным возом и не слаженной работы.

Крылов вырос среди простого народа, и не понаслышке знал обо всех трудностях жизни обычного человека. Иван Андреевич, отличался умением увидеть суть проблемы. Прекрасно знал народную речь, поговорки и пословицы, и уместно применял их в обычном разговоре. Подмечая суть проблемы, мастерски излагал в её тексте. Поэтому его произведения не только приятны на слух, но и наполнены глубоким смыслом. Темы басен актуальны во все времена. Фразы из басен Крылова стали крылатыми выражениями и не потеряли своей актуальности и в современном мире.

Герои басни: лебедь, рак и щука — три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям. Стихия лебедя – небо, все мысли и действия птицы направлены ввысь. Щука инстинктивно тянется в воду. А рак, в принципе, ничего не может, кроме как, пятиться назад. И как бы они не старались, сдвинуть с места телегу они не смогут.

Анализ и мораль басни Лебедь, щука и рак Крылова

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769-21.11.1844) – поэт, издатель, публицист. Известен читателям как талантливый баснописец. Из-под его пера вышли 236 басни и были изданы еще при жизни автора. Многие басни были переведены им на русский язык и переделаны на собственный лад. А басни И.А.Крылова переведены на 53 языка.

Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.

Герои басни: лебедь, рак и щука – три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям. Стихия лебедя – небо, все мысли и действия птицы направлены ввысь. Щука инстинктивно тянется в воду. А рак, в принципе, ничего не может, кроме как, пятиться назад. И как бы они не старались, сдвинуть с места телегу они не смогут.

Мораль: В командной работе, важна не только единая общая цель, но и слаженность действий всех участников мероприятия. Даже если возникают обстоятельства, которые противоречат личным жизненным идеалам, для достижения коллективной цели, иногда нужно отступить от своих принципов и пойти на уступки, на благо общего дела. Конечно же, героям надо было договориться о роли каждого из них. Проблема еще и в том, что они не способны даже осознать в чем причина их неудачи. Так и в жизни, люди живут в своем маленьком мирке, со своими примитивными способностями. Работают в коллективе и выполняют какие-то совместные проекты, но так и остаются в рамках своих ограниченных стихий, с узким кругом способностей и умений. Пересмотреть свое отношение к жизни, к своим действиям, за гранью их разума.

Соотечественники Крылова считали, что прототипами героев произведения стали члены общественного совета. Видимо сказалась очевидность схожести ситуации с неподвижным возом и не слаженной работы.

Крылов вырос среди простого народа, и не понаслышке знал обо всех трудностях жизни обычного человека. Иван Андреевич, отличался умением увидеть суть проблемы. Прекрасно знал народную речь, поговорки и пословицы, и уместно применял их в обычном разговоре. Подмечая суть проблемы, мастерски излагал в её тексте. Поэтому его произведения не только приятны на слух, но и наполнены глубоким смыслом. Темы басен актуальны во все времена. Фразы из басен Крылова стали крылатыми выражениями и не потеряли своей актуальности и в современном мире.

Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.

Мультфильм по басне И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак»

экранизация одноименной басни И.А.Крылова. Режиссер-аниматор Шаповал А.В.

В процессе изучения литературы детям предстоит познакомиться с самыми разнообразными жанрами. У каждого из них есть своя особенность и красота. Изучая их, ребята углубляют познания о мире, а также о развитии литературы. Один из самых интересных и необычных жанров — басня. Она помогает в особой, иносказательной, форме донести важный и глубокий смысл. На примере анализа басни «Лебедь, Щука и Рак» мы покажем, как много значит изучение данного жанра для воспитания детей.

Это русская классика, золотой фонд. Ну а в наше время такой была Фаина Раневская, которая афористично и метко, одной фразой, умела выставить на показ чью-то чванливость и т.п. Таким был и рано ушедший из жизни А сколько афоризмов и эпиграмм написал Не переводятся на русской земле люди, умеющие посмотреть с другого ракурса на происходящие события.

Мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова (анализ, суть, смысл)

Басня “Лебедь, Щук и Рак”.
Художник В. Еромлаева

Басня “Лебедь, Щука и Рак” Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике “Новые басни” в 1816 г. (ч. IV, № 6).

В этой статье представлены материалы о морали басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

“Под возом разумеется какое ни на есть дело, а под лебедем, щукой и раком разумеются товарищи по какому-нибудь делу, меж которыми нет, да и быть не может согласия, иногда по разности нрава, иногда и потому, что не одинаково дело разумеют, а иногда и потому, что одним другого надуть хочет.

Анализ басни Лебедь, щука и рак

В 1814 году чудесный баснописец Иван Крылов выпустил свое знаменитое на весь мир творение под названием «Лебедь, Рак да Щука» и поднял ее на небывалую высоту. Этой басне можно смело давать дополнительное название «Шедевр», ведь она, как и все остальные до воли оригинальна, значима даже в нынешнее время. А к написанию данного творения Ивана Андреевича, скорее всего, подтолкнуло поведение людей, которые скрывают или действительно не понимают своих возможностей и намерений для общего благого дела. Большую часть своих сатирических произведений Крылов писал, критикуя и всячески высмеивая власть царей, чиновников и всех правителей.

Три главных героя этого произведения стали абсолютно разные по натуре личности. С одной стороны мораль и смысл очень просты, а с другой все достаточно запутано и сложно. Прекрасный лебедь способен только на физические и мысленные полеты, расторопный рак постоянно двигается задом, как бы ни старался сделать шаг вперед ну, а шустрой щуке только плаванье под силу. Показав главных героев басни именно такими, автор, наверное, хотел сказать, что не всех можно переделать и переучить. И если же человеку суждено плыть, то взлететь он не сможет, как бы ни стремился.

Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания. Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются «вывернуться на изнанку» но сделать по своему. В жизни так не бывает и всегда кто-то будет прав, а кто-то виновен, а кому то придется и уступить.

Читайте также:  Как одевать новорожденного ребенка зимой на улицу: правила одевания ребенка зимой. Как одевать грудного ребенка, до 1 года, 2, 3 лет и старше зимой на прогулку?

В примере данного случая изложена картина, где каждый думает о себе и о своих инстинктах, а не об общем деле.

Баснописец писал не только от своего имени, а и от имени простого здравомыслящего народа. Он считал, что чиновники лишены нужного образования, острого ума и ораторской культуры, а имели всего лишь положение высшего класса, в котором родились, поэтому и не вышло из их руководства никакого толку. Эту мысль и тему автор продолжил в небольшой, но одной из наилучших и достойных вниманию читателя басен «Лебедь, Рак, да Щука».

Наличие острой сатирики помогает читателю сразу понять, о чем были мысли автора во время написания универсальной басни. Скорее всего он описывал конкретный сюжет того времени, но его произведение подходит ко многим ситуациям нынешнего часа и подойдет к будущим ситуациям. В этом и есть достоинство чудесных произведений, которые не стареют и не имеют срока давности.


Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания. Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются «вывернуться на изнанку» но сделать по своему. В жизни так не бывает и всегда кто-то будет прав, а кто-то виновен, а кому то придется и уступить.

Краткая история написания

Иван Андреевич Крылов, которого ласково именуют «дедушка Крылов», создавал свои произведения с ориентацией не на детей, а на взрослую публику. Поднимаемые им вопросы важны, актуальны не только для 19-го века, но и в наше время. Авторству Крылова принадлежит более 230 емких и выразительных текстов, строки из которых часто используются в повседневной жизни. О неловком неповоротливом человеке говорят «слон в посудной лавке», о человеке, отрицающем науку — «мартышка в очках».

А «Лебедь, рак и щука» — та басня, которую вспоминают при разногласиях в коллективе, мешающих нормальной работе команды. Текст написан в 1814 году и вошел в сборник «Новые басни Крылова», увидевший свет в 1816 году.

Главные герои обозначены в названии, но под масками рыбы, птицы и рака скрываются человеческие типажи. Создание сюжета велось на основе реальных событий современного писателю времени.

Есть две версии того, какие именно действия были высмеяны автором в тексте:

  1. Объединение России с европейскими государствами для борьбы с Наполеоном.
  2. Разногласия в работе Государственного совета, основного законодательного органа тех лет.

В любом случае мораль «Лебедь, рак и щука» можно сформулировать простыми словами: без объединенных усилий достижение положительного результата невозможно.

В любом случае мораль «Лебедь, рак и щука» можно сформулировать простыми словами: без объединенных усилий достижение положительного результата невозможно.

1 ответ

Басня Крылова «Лебедь, щука и рак» учит выполнять работу согласованно. Лебеди, рак и щука взялись везти воз с поклажей. Они не договорились, в какую сторону ехать и как, каждый делал это по-своему. Лебедь летел в одну сторону, рак пятился в другую, а щука тянула в воду. Так и у людей: если один будет мешать другому, ничего хорошего не получится. Мораль, в которой содержится основная мысль, поучение, автор поместил перед басней.

Оценка: 4.1 ( 20 голосов)

  • 1. Чему учит сказка “Дикие лебеди”?
  • 2. Лебедь, щука и рак – сочинение
  • 3. Лебедь, рак и щука – о чем басня?
  • 4. Лебедь, рак, и щука – главная мысль
  • 5. Какая мораль басни Лебедь, рак и щука?
  • 6. Анализ басни Лебедь, щука и рак
  • 7. Тема “Лебедь, рак и щука”

Оценка: 4.1 ( 20 голосов)

Скачать:

ВложениеРазмер
gotovaya.docx26.43 КБ
1.docx11.28 КБ
kartochki.docx124.27 КБ

Какое слово получилось? (Крылов). Оцените свою работу в паре.

X. Итог урока.

Учитель. В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова.

Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?

  • Что такое басня?
  • Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)

Слайд 19.

  • Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)
  • Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?

    • Что такое басня?
    • Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)

    помогите пожалуйста сделать анализ басни Крылова Лебедь щука и рак

    Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука»

    Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
    Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел) , граф Аракчеев (Медведь) , Завадовский (Осел) , Мордвинов (Мартышка) .

    Проказница-мартышка,
    Осел,
    Козел
    Да косолапый Мишка ;
    Затеяли сыграть квартет”
    Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

    И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

    Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
    И споры
    Кому и как сидеть.

    Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:

    “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
    И уши ваших понежней”,
    Им отвечает Соловей.

    И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

    “А вы, друзья, как ни садитесь.
    Все в музыканты не годитесь”.

    Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей.. . говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
    Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

    Однажды Лебедь, Рак да Щука
    Везти с поклажей воз взялись,
    И вместе трое все в него впряглись;
    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
    Поклажа бы для них казалась и легка,
    Да Лебедь рвется в облака,
    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

    Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
    Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
    Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
    В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванс

    “когда в товарищах согласья нет
    на лад их дело не пойдет
    и выйдет из не го не дело,
    только мука. “

    на простом примере животный из разных сред обитания ясно показана проблема расхождения во мнениях, когда у оппонентов разные цели и когда они не умеют договариваться, не умеют распределять обязанности и роли в коллективе или в общем деле

    Однажды Лебедь, Рак да Щука
    Везти с поклажей воз взялись.
    И вместе трое все в него впряглись
    Из кожи лезут вон.. .

    Как видим все прекрасно,

    -Что выйдет из всех этих огромных усилий?

    -Читаем следующую фразу: “. а возу все нет ходу! ”

    -В чем же дело? В чем причина?

    -Почему же “возу все нет ходу! ”?

    -Может быть, им было очень тяжело?

    Нет, “поклажа бы для них казалась и легка . ” Но в чем же дело?

    Да Лебедь рвется в облака
    Рак пятится назад,
    А Щука тянет в воду

    -А почему? Они не могут иначе. Против природы не пойдешь.

    -А каков результат их совместной деятельности?

    Да только воз и ныне там.

    Итак, как видим, все герои басни:

    1. взялись за хорошее дело – везти с поклажей воз;

    2. взялись дружно, верно, “И вместе трое все в него впряглись”;

    З. все старались: “из кожи лезут вон”
    -Но почему ничего не получается? Им не надо было браться. Каждый хочет решить эту задачу своим способом, но действия не согласуются. В результате — провал.

    -А теперь опять вернемся к морали басни, помещенной перед текстом рассказа.

    -Какой смысл вкладывает Крылов в слово “Согласье”?

    Видимо, единство целей, действий и способов действий.

    Басня Лебедь, щука и рак – анализ
    С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

    В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.

    С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

    В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.

    З. все старались: “из кожи лезут вон”
    -Но почему ничего не получается? Им не надо было браться. Каждый хочет решить эту задачу своим способом, но действия не согласуются. В результате — провал.

    Анализ басни И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”

    Анализ басни И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука” для учителей начальной школы.

    Сдесь представлено:

    – Биография И.А. Крылова;

    – Сравнение басни и сказки.

    Крылатое выражение

    6 вариантов

    Иван Андреевич Крылов – не просто поэт или замечательный рассказчик, это самый настоящий мудрец. Его басни с нравоучительным смыслом знакомы и понятны всем, в том числе и детям. Думается, что обратившись к его текстам, можно получить ответ на тот или иной жизненный вопрос или найти выход из сложившейся ситуации.
    Меткие изречения из его произведений непроизвольно слетают с нашего языка, большинство из них уже давно ушли в народ и стали крылатыми. Крылов – наставник в делах, касающихся морали и чести. Причем, все свои уроки он дает абсолютно бескорыстно.
    Не выбивается из ряда текстов и басня «Лебедь, рак и щука». Она так же, как и все остальные, содержит поучение. Все басни Ивана Андреевича имеют мораль, структурно она может быть расположена в разных частях: начале или конце. Автор специально использует эту возможность, чтобы показать, в чем именно не правы герои, где и какую ошибку они совершили. Анализируемое нами произведение не стало исключением.
    В нем описан случай из жизни трех разных друзей-животных: лебедя, рака и щуки. Первый большую часть времени проводит в небесном просторе. Второй привык пятиться назад и совершенно не подозревает, что расположено перед ним. А щука обитает в речных глубинах. И вот однажды эти товарищи встретились вместе, чтобы решить общее дело – отвезти воз, набитый поклажей. Вот только ничего у них из этой затеи не вышло.

    Басня Крылова «Лебедь, рак и щука», мораль которой до сих пор носит актуальный характер, впервые была опубликована в девятнадцатом веке. В те времена было очень распространено написание текстов в аллегорической форме, поскольку только так можно было обойти строгую цензуру.
    Это позволяло предложить читателям многоплановое трактование описываемых событий, в особенности социальных отношений и господствовавших тогда нравов в самых различных аспектах. В основе сюжета «Лебедь, рак и щука» лежит история о трёх абсолютно разных и непохожих друг на друга животных: лебеде, щуке и раке.
    Персонажи басни приняли решение объединить свои усилия, чтобы везти поклажу. Вроде бы груз был не очень велик, да только повозка совершенно не хотела двигаться с места, поскольку участники не могли договориться межу собой: лебедь стремился взлететь в небеса, рак привычно пятился назад, а щука пыталась попасть в воду, в результате чего повозка осталась стоять на своём месте.
    Основной смысл басни кроется в самых первых её строках: если между участниками общего мероприятия отсутствует согласие, то не стоит ждать положительного исхода. Вероятнее всего, автор не просто так выбрал столь разных персонажей. Крылов хотел как можно ярче отобразить идею о том, что стремление к общей коллективной цели должно быть выше индивидуальных интересов.

    Лебедь, щука и рак рисунок
    Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, только мука.
    Однажды Лебедь, Рак да Щука
    Везти с поклажей воз взялись
    И вместе трое все в него впряглись;
    Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
    Поклажа бы для них казалась и легка:
    Да Лебедь рвётся в облака,
    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
    Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
    Да только воз и ныне там.

    Басня Крылова «Лебедь, рак и щука», мораль которой до сих пор носит актуальный характер, впервые была опубликована в девятнадцатом веке. В те времена было очень распространено написание текстов в аллегорической форме, поскольку только так можно было обойти строгую цензуру.
    Это позволяло предложить читателям многоплановое трактование описываемых событий, в особенности социальных отношений и господствовавших тогда нравов в самых различных аспектах. В основе сюжета «Лебедь, рак и щука» лежит история о трёх абсолютно разных и непохожих друг на друга животных: лебеде, щуке и раке.
    Персонажи басни приняли решение объединить свои усилия, чтобы везти поклажу. Вроде бы груз был не очень велик, да только повозка совершенно не хотела двигаться с места, поскольку участники не могли договориться межу собой: лебедь стремился взлететь в небеса, рак привычно пятился назад, а щука пыталась попасть в воду, в результате чего повозка осталась стоять на своём месте.
    Основной смысл басни кроется в самых первых её строках: если между участниками общего мероприятия отсутствует согласие, то не стоит ждать положительного исхода. Вероятнее всего, автор не просто так выбрал столь разных персонажей. Крылов хотел как можно ярче отобразить идею о том, что стремление к общей коллективной цели должно быть выше индивидуальных интересов.

    «Лебедь, рак да щука»: классика басенного мастерства от русского писателя

    Меню статьи:

    • Характеристика сути произведения
    • Крыловское творение в критике
    • Произведение в контексте творчества русского литератора
    • Герои произведения
    • Художественные особенности текста

    Перу русского автора – легендарного российского баснописца – принадлежит множество произведений. Среди них – «Лебедь, рак да щука». Собственно, эта статья посвящена анализу этого текста Крылова. Творение увидело свет в 1816 году, хотя автор написал произведение в 1814-м. Таким образом, сборник «Новые басни» включил также «Лебедя, рака да щуку».

    Меню статьи:

    Персонажи

    Чтобы подготовить анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» необходимо выделить действующих персонажей:

    Лебедь. Его стихия – воздух, потому он отчаянно стремится вверх.

    Рак – как и в природе, пятится назад.

    Щука – тянет воз в воду, но безрезультатно.

    Рис. 1. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге ()

    Урок литературного чтения «Лебедь, Щука и Рак»

    Урок литературного чтения по теме :

    И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

    Учитель: Каврижкина Ольга Борисовна

    Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак ».

    Тип урока: Комбинированный урок.

    Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.

    Цели и задачи урока:

    продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль, делать выводы для себя;

    познакомить учащихся с новой басней И.А Крылова, вспомнить другие, изученные ранее;

    создавать на уроке благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;

    развивать у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;

    развивать навыки выборочного и выразительного чтения;

    воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества;

    развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы;

    Оборудование:

    презентация к уроку;

    карточки для рефлексии;

    карточки для работы с текстом:

    Слова с незнакомым лексическим значением

    Интересное (веселое, грустное, страшное . )

    1.Организационный момент, психологический настрой на урок.

    2.Стадия вызова (работа с пословицами)

    3.Повторение об особенностях басен. (Работа в парах )

    4.Проверка домашнего задания.

    5.Сообщение темы и целей урока.

    6.Работа по теме урока

    а) Первичная проверка восприятия

    б) Приём « Инсерт» (Работа в парах)

    в) Словарная работа

    7.Закрепление изученного материала.

    9.Сравнение басен». ( Групповая работа)

    10. Рефлексивно- оценочная часть

    1.Организационный момент

    -Здравствуйте, дорогие ребята, гости, друзья. Я рада видеть вас.

    На меня все посмотрели,

    Улыбнулись, тихо сели.

    Психологический настрой на урок:

    Глаза смотрят и видят,

    Уши слушают и слышат,

    Сначала думаю, а потом говорю,

    Умею слушать мнение других.

    -Какое золотое правило речи мы знаем? (Один говорит, остальные слушают)

    2.Стадия вызова

    – Прочитайте пословицу, записанную на слайде: (слайд 3)

    Ученье — свет, а не ученье — тьма .

    -Знакома она вам? Как вы понимаете смысл пословицы? (Свет олицетворяет, представляет знания , образование , полученные в результате учения; тьма — невежество)

    -Найдите в пословице однокоренные слова: (слайд 3)

    -Подберите еще несколько однокоренных слов (ответы детей)

    -Я предлагаю в эту группу однокоренных слов внести еще одно слово: ПОУЧЕНИЕ

    -Подумайте над лексическим значением этого слова. Что такое поучение? ( Наставление, назидательный совет, нравоучение).

    -В каких случаях поучают?

    -Где мы встречались со словом «ПОУЧЕНИЕ»? ( На уроках литературного чтения, в баснях)

    3.Повторение об особенностях басен.

    -Вспомним, что мы знаем о басне?

    -Посмотрите на слайд и выберите признаки, которые относятся к басне. (Слайд 4)

    / Работа в парах /

    -Зачитайте ,что такое басня? (Представляют свой вариант ответа несколько пар)

    Слайд 5 — проверка: Что такое басня?

    -Какой признак, особенность басни вы еще можете добавить к сказанному? (Аллегория — иносказание). Что это за прием? Что такое аллегория? (Это прием, когда изображают животных, а имеют в виду людей и высмеивают человеческие пороки, недостатки, черты характера)

    -Кто впервые использовал этот прием? (Эзоп)

    -Басни каких авторов мы читали, разбирали, анализировали на уроках литературного чтения? (Басни Эзопа и Крылова)

    -Вспомните, кто такой Эзоп? ( Древнегреческий ученый, писатель — баснописец,

    философ, 6 век до н.э.)

    -С какими баснями этого писателя мы познакомились? ( «Ворона и кувшин», «Мальчик вор и его мать», «Лисица и Козел»)

    -Что вы можете сказать об И.А. Крылове? ( Это великий русский баснописец 19 века; ответы

    -Вспомните, пожалуйста, сколько басен он написал? (более 200 басен)

    -С какой басней И. А.Крылова мы уже познакомились? («Мышь и Крыса»)

    4.Проверка домашнего задания.

    -Дома вы должны были прочитать эту басню по ролям. ( Дети читают басню)

    -Какова же мораль этой басни? Прочитайте.

    -Какое человеческое качество здесь осуждается? (В образе Крысы изображается трусость)

    5.Сообщение темы и целей урока.

    -Кого вы видите на следующем слайде? (Лебедь, Щука и Рак)

    -Догадались с какой новой басней нам предстоит познакомиться на уроке?

    -Совершенно верно. Наш урок будет посвящён изучению басни И.А .Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

    -Что общего у этих героев? (Место их обитания, они живут в воде)

    -Посмотрите на иллюстрацию к басне. Что герои пытаются сделать? (Пытаются сдвинуть

    -Предположите, получится у них сдвинуть телегу или нет? (Ответы детей)

    -А вот что рассказал об этом сам И.А. Крылов. (Чтение басни учителем)

    6.Работа по теме урока

    а) Первичная проверка восприятия

    -Понравилась вам басня? Что заставило вас улыбнуться?

    -Какое событие описывает И.А .Крылов?

    б) – В этой басне, так же как и в других произведениях, есть непонятные по значению слова.

    -С чего начнем работу? ( С объяснения этих слов)

    -Я предлагаю вам внимательно прочитать басню и сделать пометы карандашом: /Работа в

    Слова с незнакомым лексическим значением

    Интересное (веселое, грустное, страшное . )

    в) Слайд 9 – Словарная работа

    Лад — согласие, мир.

    Поклажа — вещи, груз, багаж.

    Воз — телега, повозка.

    Впряглись — сами запряглись в повозку, чтобы перевезти груз.

    Ныне — в настоящее время, теперь, до сих пор.

    -Что было интересного в басне? ( Ответы детей)

    -Случайно ли автор подобрал именно этих героев для своей басни? Подумайте. (Все герои живут в воде → должны быть друзьями, товарищами)

    -Как Крылов называет их в своей басне? (товарищи)

    -Найдите в тексте и прочитайте слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

    7.Закрепление изученного материала.

    а) Слайд 10 — Образ героев.

    «Лебедь рвется в облака» – он стремительный, быстрый, сильная птица.

    «Рак пятится назад» – идет назад , неповоротливый, медлительный.

    «Щука тянет в воду» – упрямая, знает только свое дело.

    -Обратите внимание на подчеркнутые слова, которые точно передают характер героев.

    -Какую работу они хотят выполнить? Прочитайте.

    -Как они это делают? Какими словами описано усердие героев басни?

    -Получилось ли у них сдвинуть телегу с места?

    -В тексте есть слово, которое подсказывает, что можно было эту работу выполнить. Найдите и прочитайте это слово. (Товарищи)

    -Почему «Воз и ныне там»? (В них нет согласия, герои не смогли договориться между собой)

    8.Физкультминутка.

    Вновь у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка!

    А теперь назад прогнулись.

    (наклон вперед, назад)

    Разминаем руки, плечи,

    Чтоб сидеть нам было легче,

    Чтоб писать, читать, считать,

    И совсем не уставать.

    (рывки руками перед грудью)

    Голова устала тоже

    Так давайте ей поможем!

    Вправо – влево, раз и два.

    Думай, думай, голова.

    б) Слайд 11

    -Что такое мораль? (Поучительная часть басни)

    -Чему учит данная басня? Прочитайте, то что вы отметили во время работы с текстом.

    -Как вы понимаете смысл морали? (Взаимопонимание)

    -Почему названия животных в басне написаны с большой буквы? (Под животными

    -Какой прием здесь использовал автор? (Аллегория)

    -Какие человеческие качества осуждаются в этой басне? (Упрямство, неумение

    договариваться друг с другом)

    в) – Итак, на уроке мы познакомились с новой басней.

    -Я вам её читала, мы анализировали.

    -Какой вид работы над басней вы можете предложить еще? ( Наизусть, чтение по ролям,

    Гимнастика для глаз (релаксация)

    -Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно читайте до 5.

    – Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. «Я внимателен, я

    хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

    – Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза,

    посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

    – Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них

    – Закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».

    -Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

    -А теперь, кто хочет попробовать прочитать басню выразительно? (Чтение 2-3 человека)

    г)- Для чего и зачем пишут басни?

    -С какой целью Эзоп и Крылов писали басни? (Басни учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подумать, как от них избавиться)

    -Как Андерсен характеризовал басню? (Басня — чудесное зеркало)

    9.Сравнение басен

    Как вы думаете, басни И. Крылова и Эзопа имеют что-то общее, чем-то отличаются?

    -Я вам предлагаю подумать и сравнить басни этих великих писателей. (Работа в группах)

    10.Итог урока. Рефлексия.

    -К сожалению, наш урок подходит к концу. Мне очень приятно было с вами, ребята, вести диалог, рассуждать, мыслить. Спасибо вам.

    -Я думаю, что у вас тоже есть, что мне сказать, поделиться своими впечатлениями:

    Мне было интересно…

    Больше всего понравилось

    Мне было трудно

    ( Учащиеся продолжают предложения по своему усмотрению, делятся впечатлениями

    В конце урока учитель раздает ученикам «бумажные сердечки» и предлагает выразить свои чувства, настроение, впечатления от урока.

    Заключительное слово учителя:

    Басни Крылова учат нас мудрости жизни.

    Чтение его басен обогащает нас знаниями. Читать басни Крылова — значит стать умнее, узнать что-то новое и нужное, важное о себе и людях.

    11.Домашнее задание.

    -Ребята, давайте вместе выберем домашнее задание, которое поможет вам поближе познакомиться с басней.

    (выразительное чтение, заучивание)

    Задание выбирают по желанию. Здесь будет файл: /data/edu/files/x1454312363.ppt (Крылов 4 класс)

    (рывки руками перед грудью)

    Ссылка на основную публикацию