Какими должны быть условия, чтобы была жизнь на других планетах? Есть ли жизнь на других планетах нашей Солнечной системы и за ее пределами: исследования, мнения ученых

Исследовательская работа «Есть ли жизнь на других планетах?»

Алена Владимировна Переселкова
Исследовательская работа «Есть ли жизнь на других планетах?»

Исследовательская работа Дарьи Ж. «Есть ли жизнь на других планетах

Краткое описание работы:

Ребята моей группы верят, что на других планетах есть жизнь. В космосе много планет. Так как мы живём на одной из них, нам стало интересно, есть ли условия жизни на других планетах. Именно поэтому я и выбрала эту тему для моего исследования.

Проблема: возможна ли жизнь на других планетах.

Цель: исследовать другие планеты Солнечной системы на наличие возможных условий для жизни.

Собрать информацию по теме «Космос».

Определить условия для жизни на других планетах.

Изготовление макета для изучения строения Солнечной системы.

Гипотеза: если бы на других планетах были такие же условия, как на нашей планете, то там тоже возможна была жизнь.Результаты: Изучив особенности планет, я пришла к выводу, что жизнь на них невозможна из-за очень высоких и низких температур, отсутствия воздуха, воды.

Результаты: изготовление макета, презентации, лепбука «Даша изучает космос». Знакомство детей старшей и подготовительной групп с планетами Солнечной системы.

Выводы: в ходе исследовательской работы я узнала, что жизни на других планетах нет, так как там нет условий для жизни: оптимального температурного режима, воды, воздуха.

В течение двух месяцев я совместно с мамой и воспитателем изучила много информации про космос. Вместе с мамой и воспитателем ходила в детскую библиотеку, где изучала энциклопедии про космос, составляла картинки из пазлов «Собери планету». Вместе с мамой мы изучали макет Солнечной системы и глобус нашей планеты. Мне захотелось перенести все свои новые мысли и знания в свою книгу под названием «Я изучаю космос»и мама помогла мне в этом: получился космический лепбук из флиса. Я очень многое узнала о планетах и о том, какие на них есть условия.

Космос-это бесконечное пространство, в котором светятся многие миллионы звезд. Слово «космос» придумали древние греки. Оно означает «порядок» или «устройство». После захода солнца небо темнеет, и на нем появляются первые звезды. Утром небо светлеет и звезды постепенно гаснут. Днем их совсем не видно из-за солнечного света, но они никуда не исчезают и ночью светят снова. Наша Земля – часть космоса. Она находится в солнечной семье – Солнечной системе, в самом центре которой – наше светило- Солнце. Вокруг него располагаются 8 планет. Все планеты находятся на разном расстоянии от Солнца. На солнце постоянно бушует пламя, не затухая ни на минуту. Иногда на солнце происходят взрывы и поднимаются высокие языки пламени. Порой там образуются темные пятна. Из-за большой яркости за солнцем наблюдают в специальные солнечные телескопы. Иначе можно получить ожог глаз или ослепнуть.

4 ближайшие к солнцу планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс. Они в основном состоят из металлов. Дальние планеты: 2 газовых гиганта Юпитер и Сатурн и 2 ледяных гиганта Уран и Нептун. Все планеты вращаются вокруг солнца против часовой стрелки. У каждой планеты есть своя дорожка как у бегуна на стадионе. Её называют орбита. Все планеты вращаются не только вокруг солнца, но еще вокруг своей оси. Что такое ось вращения? Это такая воображаемая спица, на которую нанизана планета и вокруг которой она вращается.

Меркурий – самая маленькая и ближайшая к солнцу планета. Днем там очень жарко, а ночью холодно так, что ни один живой организм не выживет.

Венера – вторая планета от солнца. Ее часто называют утренней или вечерней звездой. Венеру можно увидеть вечером, в лучах заходящего солнца, или утром, перед самым восходом. На ней есть газовая оболочка – атмосфера, но для людей она ядовита, там постоянно сверкают молнии и льют кислотные дожди. Так как облака состоят из серной кислоты.

Земля. Если на Землю смотреть из космоса, она похожа на сине-зелёно-белый шар. Белый – это льды, снега, облака. Зеленый – леса, синий – цвет океана. Наша планета окутана газовой оболочкой, которая называется атмосфера. Благодаря воздуху и воде на нашей планете существует жизнь. У земли есть спутник луна.

Марс. Красноватый оттенок этой планете придает железо, которое находится в грунте. На марсе нет жидкой воды. Но есть лед. Днем прохладно на Марсе, а ночами ужасные морозы. На Марсе есть горы. Ученые давно изучают Марс, но никакой жизни не найдено. При всем сходстве с Землей Марс холодная планета. Поверхность покрыта сетью каналов. На поиск воды на Марс запущено много беспилотных аппаратов. Но воду так и не нашли. Поверхность Марса слишком холодна и суха для поддержания жизни.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он целиком состоит из кипящего газа. Большое красное пятно- это ураган, который бушует уже несколько сотен лет.

Сатурн – вокруг планеты вращаются кольца, они состоят из кусков льда, камней и пыли.

Уран – седьмая планета от солнца, тоже почти целиком состоит из газа, и из космоса выглядит бледно-голубым. Самая холодная планета. На ней тоже есть кольца, но они состоят из мелких камней и частиц льда.

Нептун – последняя планета Солнечной системы. Похож на Уран, быстро вращается, состоит из газа и льда. Из космоса кажется ярко-синей. На поверхности Нептуна жидкий газ, планета ветров. Такие низкие температуры и отсутствие воздуха делают невозможным обитание живых организмов.

Своими знаниями я поделилась с ребятами старшей и подготовительной групп. Провела беседу с ребятами по теме «Планеты Солнечной системы», «Представления древних о происхождении Земли», «Изучение космоса». А чтобы всем стало интересно и понятно, мы с воспитателем сделали макет Солнечной системы своими руками. С помощью него можно легко запомнить внешний вид планет, а также то, близко или далеко они находятся от солнца.

Изучив условия жизни на других планетах, я поняла, что жить там невозможно. Изучив особенности планет, я пришла к выводу, что жизнь на них невозможна из-за очень высоких и низких температур, отсутствия воздуха, воды. Понимая, что жизнь, в той форме, в которой мы понимаем ее сегодня, возможна лишь на планете Земля, мы восхищаемся планетой и хотим ее беречь, понимая, что она – лишь песчинка мироздания.

Но в своих мечтах я отправилась путешествовать на другие планеты. И теперь с помощью макета мы можем отправиться в путешествие с ребятами моей группы.

Исследовательская работа «Есть ли воздух в воде» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида № 199” Исследовательская работа «Есть ли.

Исследовательская работа «Березовая кора» автор Закурдаев Кирилл, 5 лет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Научно-практическая.

Исследовательская работа «Чудо-пластилин» Пластилин дает возможность изготавливать самые разнообразные поделки, включая: аппликации на бумаге и прочих поверхностях; статуэтки представителей.

Исследовательская работа исследовательская работа «Лекарственные растения Хакасии» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:«Лекарственные растения Хакасии». Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как.

Исследовательская работа «Профессия смелых» Введение В детском саду воспитатель нас знакомит с разными профессиями, я узнала, что каждая профессия по-своему является нужной и важной.

Исследовательская работа «Я расту» Тема исследования: Я расту Цель: Исследовать процесс роста и веса ребенка. Задачи: 1. Провести исследование изменения роста и веса ребенка.

Исследовательская работа «Особенности демотиваторов» Содержание Введение. … 3 Глава 1. Основные понятия о демотиваторах 1.1. Что такое демотиваторы 4 1.2. Происхождение.

Исследовательская работа «Жизнь как подвиг» о наследнике престола последнего русского царя Николая II цесаревиче Алексее Введение. Темой нашего исследования является жизнь и духовный подвиг наследника последнего русского царя Николая II Цесаревича Алексея Романова.

Исследовательская работа «Пластилиновая история» МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» Пермский край, г. Кудымкар. Можаев Тимофей, 6 лет Руководитель: Власова Нина Сергеевна, Введение. У.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух есть везде» Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. «Воздух есть везде» Цели и задачи: •Образовательные сформировать представления.

Но в своих мечтах я отправилась путешествовать на другие планеты. И теперь с помощью макета мы можем отправиться в путешествие с ребятами моей группы.

Поиск жизни на других планетах

Наличие жизни на других мирах нельзя считать доказанным.

Многие астрономы считают, что за пределами солнечной системы имеется немало планет, которые могут быть сходны с Землей по условиям для жизни и, следовательно, населены разумными существами. Но эти миры так далеки от нас и мы знаем о них практически настолько мало, что обсуждать вопрос о формах жизни на них — задача нереальная.

Существуют утверждения, что в метеоритах были обнаружены органические соединения (углеводороды и некоторые другие) и даже споры бактерий. Но могли ли сохраниться бактерии при переносе их через космическое пространство и не сгореть, когда метеорит проносился через атмосферу Земли? Вопрос этот всегда возникает перед биологом, который, кроме того, знает, насколько трудно при подобных исследованиях избежать заражения метеорита извне земными формами, быть может даже еще неизвестными науке.

Более твердая почва под ногами оказывается у ученых, когда речь идет о возможности жизни на планетах солнечной системы. Некоторые из этих планет находятся на таком расстоянии от Земли, которое уже может быть преодолено космическими кораблями; точно узнать, есть ли на них жизнь, — это не только теоретическая задача; это насущная проблема сегодняшнего дня космической биологии и астронавтики. По предложению астронома Г. А. Тихова наука, изучающая вопросы жизни на других мирах, названа астробиологией.

Обсуждая вопрос о возможности существования организмов на планетах солнечной системы, астрономы уже давно пришли к единодушному мнению, что речь может идти только о Марсе и Венере.

Такого мнения придерживаются и биологи. Солнечную систему можно разделить на три участка или зоны, отличающиеся по освещенности, температуре и другим факторам. В зоне, ближайшей к Солнцу, находится одна планета — Меркурий. Он всегда обращен к Солнцу одной стороной, температура которой равна 340°; на противоположной стороне — холод космического пространства. Избыток лучистой энергии и отсутствие атмосферы исключают возможность здесь жизни.

Дальше от Солнца во второй зоне находятся Венера, Земля и Марс с их спутниками. Расстояние от Солнца до Венеры равно 108 млн. км; освещенность у верхней границы ее атмосферы равна примерно 268 тыс. люкс. Земля находится на расстоянии 149 млн. км от Солнца, освещенность у верхней границы атмосферы — 140 тыс. люкс. Марс удален на 228 млн. км от Солнца, и соответственно освещенность его меньше — 60 тыс. люкс. Эта зона солнечной системы наиболее благоприятна для жизни; температуры на планетах допускают существование организмов, в атмосфере их есть вода и кислород, хотя бы в ничтожных количествах. Хотя часть ученых считает, что наличие кислорода «а Марсе и Венере не доказано, а температуры и состав газов в атмосфере этих планет неблагоприятны для жизни, все же именно здесь надо искать жизнь в пределах солнечной системы. На описании физических условий этих планет мы дальше остановимся подробнее.

Что касается третьей зоны, то она настолько удалена от Солнца, что совсем не пригодна для жизни. В этой зоне находятся планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они получают мало света, температура на них исключительно низкая, атмосферы состоят из таких газов, как метан и аммиак. Вследствие вечного глубокого холода зарождение на этих планетах живых существ мало вероятно, а вернее — исключено.

Вернемся к Венере и Марсу. Далеко еще не разгадано, что представляют собой эти планеты. Венера покрыта плотным слоем облаков из газов, состав которых до конца не известен. Поверхность планеты не просматривается астрономическими приборами.

В атмосфере Венеры имеется азот и в большом количестве углекислота. До последнего времени ученые не могли обнаружить здесь спектральные линии кислорода и водяных паров. Но в 1962 году советские астрономы сообщили об открытии в атмосфере Венеры кислорода. Для астробиологии это чрезвычайно важно. В. И. Вернадский считает, что весь кислород на Земле биогенного происхождения — образован растениями. Правда, кислород может возникать неорганическим путем, в результате окислительных реакций под давлением ультрафиолетовой радиации, но количество, его при этом не может быть велико. Наличие кислорода на Венере повышает вероятность существования на ней организмов, обладающих дыханием.

Есть ли на Венере вода? В 1960 году было получено сообщение, что американцу Стронгу с помощью телескопа, поднятого на высоту 24 км, удалось обнаружить в атмосфере Венеры водяные пары. Существует мнение (Н. Барабашов), что на Венере значительная часть поверхности представляет собой океан; тогда, естественно, имеются и пары воды.

Температура Венеры должна быть выше, чем на Марсе и Земле, но ее трудно установить ввиду мощного облачного слоя и отсутствия точных данных о суточном вращении вокруг оси. По одним данным, температура освещенной стороны около 60—80° днем, а ночью падает до 0°; по более новым измерениям, полученным с помощью радиотелескопа, она достигает 170—300°, что уже исключает возможность на ней жизни. Согласно выводам А. А. Белопольского, Венера не может быть обращена к Солнцу одной стороной, а следовательно, температура на ней должна быть значительно ровнее.

Итак, астрономы не располагают еще достаточными сведениями для того, чтобы биологи могли высказать свое мнение о возможности существования на Венере растений и животных. Если принять наиболее оптимистические данные, которые говорят в пользу наличия в атмосфере Венеры кислорода, не слишком высокой температуры, больших водных пространств, то эта планета может быть обитаемой. Следует отметить, что огромное количество углекислоты в атмосфере Венеры исключает существование животного мира, подобного земному. Углекислота для животных — сильнейший яд. На Земле она образуется как продукт жизнедеятельности организмов, но постоянно связывается зелеными растениями и не накапливается в атмосфере.

Причина столь высокого содержания углекислоты на Венере пока является областью догадок.

Марс, о природе которого мы имеем значительно больше сведений, привлекает главное внимание астробиологов. О возможности жизни на Марсе написано очень много. Тем не менее есть масса неразрешенных вопросов, а в последнее время возникли новые гипотезы, принесшие разочарование сторонникам обитаемости этой планеты. Проблема жизни на Марсе все более осложняется.

Правда, следует отметить, что и у нас в СССР и за рубежом сторонников теории обитаемости Марса сейчас больше, чем ее противников. Но очевидно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно собрать более точные сведения о физическом и химическом строении его поверхности и атмосферы.

Марс находится в 1—1,5 раза дальше от Солнца, чем Земля. Соответственно он получает меньше солнечной энергии. Благодаря тому, что атмосфера Марса очень разреженная, относительно легко изучать поверхность планеты и определить характер ее движений. Марс вращается вокруг своей оси, и его сутки почти равны по длительности суткам Земли. На Марсе имеется такая же, как у нас, смена сезонов: год делится на лето, осень, зиму и весну; продолжительность года примерно вдвое больше, чем у Земли. Средняя годовая температура на Земле +15°, а на Марсе —23°. Если бы здесь не было сезонных изменений климата, температура была бы постоянно около —23°. При этом вряд ли могла бы зародиться жизнь.

Но на части поверхности Марса в течение долгих месяцев стоит лето с температурой выше 0°. В экваториальной зоне днем температура может достигать +20°. Правда, вследствие разреженности атмосферы теплоотдача здесь очень велика и ночью температура становится отрицательной, достигая —45°. В полярных областях она еще ниже, до —75°. Но ведь у вас в Антарктике зарегистрирована температура и еще ниже: —87°. И ряд организмов сохраняет здесь жизнеспособность, находясь в состоянии покоя, анабиоза.

Максимальная годовая амплитуда на Марсе, достигающая 120°, примерно такая же, как на Земле, но наибольшие годовые колебания температур, которым подвергаются организмы на Земле, вряд ли превышают 90°. Впрочем, и большая амплитуда колебаний вряд ли составит препятствие для жизни. Мы уже видели, как разнообразны приспособления земных организмов к температуре. На Марсе нет водных пространств, но наличие воды в твердом состоянии, по-видимому, окончательно установлено. В 1962 году советский астроном Козырев спектрографически это подтвердил. Большинство астрономов и ранее склонялось к тому, что белые «шапки» на полюсах Марса состоят из тонкого слоя снега, льда или инея. В пользу этого говорит то, что размеры белых «шапок» сокращаются весной и летом. По-видимому, они тают, а значит появляется и вода и может пропитывать грунт.

Читайте также:  Какой минимум английских фраз стоит «взять» с собой за границу: словарный минимум английского языка для туриста

Относительно толщины снегового слоя существуют различные данные. По одним расчетам, он толщиной всего в несколько долей миллиметра, т. е. это слой инея. По другим, более новым сведениям, наибольшая толщина льда достигает 0,5 м. Академик Фесенков произвел расчет содержания воды на Марсе, исходя из спектроскопического определения паров в атмосфере. Он пришел к выводу, что воды там очень мало: количество водяных паров в тысячу раз меньше, чем в атмосфере Земли, и в 1—10 миллионов раз меньше того количества, которое на Земле содержится в-живых организмах; общее количество воды на поверхности Марса едва ли в несколько раз больше того, что содержится в его атмосфере.

Значит, на Марсе очень сухо. Жизнь на нем, если она есть, проходит в условиях более суровых, чем на Земле в самых сухих пустынях. Но даже в таких пустынях, как Кара-Кумы, где летом температуры предельные для жизни животных +40° и выше в тени, где влажность воздуха ничтожна, а осадков не бывает по нескольку месяцев, мы наблюдаем богатую животную жизнь, начиная от простейших и насекомых, кончая разнообразными видами пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. На Марсе же вследствие более низкой температуры дефицит влажности (разность между количеством влаги, насыщающим воздух при данной температуре, и их действительным количеством) относительно меньше, чем на Земле. Следовательно, организмам там легче переносить недостаток влаги в атмосфере.

Точных данных о том, из каких газов состоит очень разреженная атмосфера Марса, астрофизика, к сожалению, нам пока не дает.

Основным газом в атмосфере Марса считается азот. Обычно принимается, что имеется углекислота в количестве вдвое большем, чем в атмосфере Земли.

Недавно была высказана гипотеза, что полоса спектра, обнаруженная в атмосфере Марса и считавшаяся полосой поглощения углекислоты, принадлежит окиси азота и что некоторые другие линии спектра напоминают линии перекиси и окислов азота. Если эти предположения окажутся правильными, возможность существования на Марсе организмов, сходных с земными, очень сомнительна: окислы азота ядовиты. В спектре атмосферы Марса не обнаружены линии кислорода, но астрономы не отрицают его присутствия. Считают, что на Марсе кислорода в атмосфере примерно 0,1% от того, что есть на Земле.

Итак, условия на Марсе очень отличаются от земных, и вопрос о жизни на этой планете сложен. Но остановимся еще на других особенностях Марса, важных для жизни.

Величина атмосферного давления, по данным многих астрономов, близка здесь к 65±0,6 мм ртутного столба, что соответствует на Земле высоте около 20 км над уровнем моря.

При таком атмосферном давлении точка кипения воды равна 43°. Вследствие того, что масса Марса составляет 0,1 массы Земли, а сила тяжести — 0,4 от свойственной Земле, животные организмы на Марсе должны тратить значительно меньше энергии на двигательные процессы, следовательно, им достаточно меньшего количества кислорода.

В настоящее время нельзя точно сказать, какой радиации подвергается поверхность Марса. Атмосфера Марса значительно прозрачнее земной, но на большой высоте имеется так называемый фиолетовый слой, который поглощает и довольно сильно рассеивает синие, фиолетовые и ультрафиолетовые лучи в области 350—400 ммк. Кроме того, благодаря присутствию азота и углекислоты поглощаются ультрафиолетовые лучи короче 200 ммк. Мы не знаем, проникают ли через атмосферу Марса ультрафиолетовые лучи длиной от 200 до 300 ммк, наиболее опасные для организмов. Не знаем ничего и о проникновении через атмосферу Марса ионизирующей радиации.

Сезонные изменения окраски на поверхности Марса, особенно в области «морей», послужили основанием для предположения, что на Марсе есть растительность, цвет которой меняется в течение года.

Главным защитником этой гипотезы был крупный советский астроном член-корреспондент Академии наук СССР Гавриил Андрианович Тихов, посвятивший почти полвека изучению Марса и доказательству существования на нем растительности. Г. А. Тихов явился организатором интересных исследований спектра отражения и поглощения «пятен», или «морей», на Марсе в разные сезоны и соответственно спектров растений на Земле.

Тихов предположил, что зеленоватые, голубоватые и коричневатые тона этих «пятен» не только указывают на присутствие растительности; изменение их цвета связано с сезонными изменениями климата, вызывающими пожелтение и побурение растительного покрова летом и осенью, подобно тому, как происходит это на Земле.

Но как доказать, что эта окраска обусловлена растениями? Если бы в спектре марсианских «пятен» удалось обнаружить линию поглощения хлорофилла, это служило бы надежным доказательством. Но исследования Тихова не обнаружили поглощения хлорофилла, а профессор Шаронов в 1933 году показал, что «моря» Марса отражают свет с различной длиной волн совсем не так, как земные растения.

Это, однако, не обескуражило Тихова. На Марсе иной климат, считал он, и поэтому оптические свойства растительности там иные, чем на Земле. При низких температурах растениям нужно больше энергии и больше тепла: они поглощают больше длинноволновых (тепловых) лучей, а, следовательно, полоса поглощения хлорофилла в красной, оранжевой и зеленой областях спектра расширяется. Отражаются же преимущественно фиолетовые, синие и голубые лучи. Поэтому марсианские растения должны быть окрашены преимущественно в эти цвета — от голубого до фиолетового.

Если земные растения снять на фотопластинку в инфракрасных лучах, то они будут выглядеть белыми, потому что отражают инфракрасные лучи, несущие много тепла и могущие вызвать перегревание. На снимках же поверхности Марса в инфракрасных лучах «моря» выглядят темными. Тихов считает, что это различие закономерно: вследствие холодного климата и большой разреженности атмосферы на Марсе растения на нем должны поглощать тепловые инфракрасные лучи.

Эта гипотеза получила позже замечательное подтверждение. Сотрудники Тихова изучили спектрально-отражательные свойства растений из разных климатических условий. Оказалось, что многие растения, произрастающие в наиболее холодном климате — в горах Тянь-Шаня, Памира и в субарктике, на инфракрасных снимках выходят темными, в природе они имеют голубоватый цвет, а полоса хлорофилла в спектре их едва заметна.

Таковы, очень кратко изложенные, данные, позволившие Тихову и его сотрудникам защищать точку зрения о наличии растительности на Марсе и обосновать право на выделение особого раздела науки — астроботаники.

Многие астрономы в СССР и за рубежом разделяют взгляды Тихова и применяют его методы исследования. Синтон и Дольфус провели спектроскопические исследования и изучили контрастность и поляризацию на поверхности Марса. Они тоже считают вероятным, что изменения окраски марсианских «пятен» являются результатом деятельности организмов. Они предполагают, что это могут быть низшие растения, подобные вашим споровым: грибам, лишайникам, мхам, водорослям и, наконец, окрашенным бактериям.

Синтону удалось обнаружить небольшую полосу поглощения в инфракрасной области спектра отражения Марса. Она принадлежит связи С—Н органических соединений. Аналогичные полосы обнаружены в спектрах отражения лишайников и мхов в земных условиях.

Видный американский астробиолог Страгхолд считает, что проблему «пятен» на Марсе нельзя еще считать разрешенной, и обращает внимание при этом на мало понятную чрезмерную скорость роста «пятен», достигающую весной 10—20 км за день. Но если предположить, что с этой скоростью происходит таяние тонкого слоя льда или снега, из-под которого обнажаются растения с мало изменяющейся в течение года окраской, подобные нашим лишайникам или хвойным, то это сомнение отпадает.

Далеко не все ученые согласны с биологической теорией, объясняющей изменения в окраске поверхности Марса изменением цвета растительности. Существует ряд других гипотез, утверждающих, что эти явления вызваны чисто химическими процессами, совершающимися либо в грунтах, либо в атмосфере.

Выше уже упоминалось, что в атмосфере Марса много окислов азота. Эти газы под влиянием температуры могут менять свою окраску. Но сразу же возникает вопрос: откуда появились окислы и перекиси азота в атмосфере Марса? На этой планете до сих пор никогда не удавалось обнаружить вулканическую деятельность или ее следы; поверхность Марса представляется наблюдателю весьма ровной и гладкой. Академик В. И. Вернадский в своих замечательных исследованиях о геохимической роли организмов на Земле показал, что именно жизнь вовлекает в круговорот веществ большинство химических элементов земной коры. Химические процессы без участия активной жизнедеятельности протекают медленно и незаметно. И нигде на Земле нельзя наблюдать быстрых изменений окраски поверхности на огромных пространствах, вызываемых процессами, протекающими в грунтах или почвах.

Все эти соображения склоняют нас в пользу гипотезы, что сезонные изменения на поверхности Марса обусловлены органической жизнью. Но, конечно, для ее подтверждения нужны новые, строго проверенные факторы.

Как мы видели, при самых оптимистических выводах о возможности жизни на Венере и Марсе условия для жизни там не только резко отличаются от земных, но и чрезвычайно суровы вообще. Поэтому, допуская существование там жизни, мы не можем рассчитывать найти жизнь высокоразвитую и такую же разнообразную, как на Земле с ее гораздо более благоприятными условиями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Более твердая почва под ногами оказывается у ученых, когда речь идет о возможности жизни на планетах солнечной системы. Некоторые из этих планет находятся на таком расстоянии от Земли, которое уже может быть преодолено космическими кораблями; точно узнать, есть ли на них жизнь, — это не только теоретическая задача; это насущная проблема сегодняшнего дня космической биологии и астронавтики. По предложению астронома Г. А. Тихова наука, изучающая вопросы жизни на других мирах, названа астробиологией.

Каковы наши шансы обнаружить жизнь на другой планете?

Большинство учёных сходится во мнении, что в бесконечной Вселенной шансы обнаружить жизнь на других планетах довольно высоки.

Однако маловероятен тот факт, что привычные нам формы жизни будут найдены на любой из планет в пределах нашей Солнечной системы.

Жизнь, как мы её знаем: от одноклеточных организмов до человека, состоит в основном из жидкой воды. Таким образом, планета, которая таит в себе жизнь не может быть слишком холодной так как вода замёрзнет, или слишком горячей так как вода испарится.

Например, даже в нашей Солнечной системе поверхность Венеры горячая настолько, что там будет плавиться свинец, а поверхность Марса – наоборот, очень холодная и любой живой организм там просто замёрзнет.

Жизнь, в том виде, в котором мы её знаем здесь, на Земле также требует наличия у планеты магнитного поля и атмосферы, оба параметра должны защищать её обитателей от смертельной радиации родительской звезды.

Магнитное поле Земли генерируется её вращающимся железным ядром и отклоняет непрерывный поток высокоскоростных частиц солнечного ветра. Поскольку эти частицы достигают края атмосферы они иногда создают феномен, который известен как северное сияние. Без магнитного поля солнечный ветер уничтожил бы всю жизнь на Земле.

Что касается атмосферы Земли, то она защищает жизнь путём поглощения вредного ультрафиолетового излучения. Таким образом планеты в других звёздных системах также должны обладать аналогичной защитой.

Учёные предполагают, что в далёком прошлом на Марсе существовали океаны. Авторы и права: Kevin Gill.

Естественно, жизнь на Земле изменяет химический состав атмосферы. И, как известно, до тех пор, пока не появились растения (несколько миллионов лет назад) в атмосфере планеты практически отсутствовал газообразный кислород. Таким образом, обнаружение молекул кислорода в атмосфере другой планеты стало бы одним из доказательств того, что там есть живые существа.

Учёные изучают планеты нашей собственной Солнечной системы уже на протяжении более 50 лет, пытаясь найти доказательства наличия на них жизни в настоящем или хотя бы в прошлом. Запущенный в 1967 году аппарат “Венера-4” (СССР) был первым зондом, которому удалось отправить на Землю данные с другой планеты.

Потенциально обитаемая экзопланета Kepler-452b. Авторы и права: NASA.

Миссия показала, что атмосфера Венеры практически полностью состоит из углекислого газа, а температура на её поверхности достигает 467 градусов Цельсия, что делает нашу соседку очень маловероятным кандидатом для обнаружения жизни.

Открытие тысяч планет, вращающихся вокруг ближайших звёзд, значительно увеличило шансы на обнаружение там каких-либо форм живых существ. За последние 20 лет исследователи открыли почти 4000 планет за пределами нашей Солнечной системы. Кроме того, более четырёх тысяч других кандидатов в экзопланеты ждут своего подтверждения.

Наиболее подходящим местом для обнаружения жизни, судя по всему, окажутся маломассивные, каменистые планеты аналогичные нашей Земле. Более крупные планеты, как правило, состоят из газообразного водорода – самого распространенного элемента во Вселенной, и не имеют твёрдой поверхности.

Кандидаты в обитаемые экзопланеты также должны находиться в так называемой обитаемой зоне – области в которой на поверхности планеты будет существовать вода в жидком виде. В 1997 году НАСА запустило миссию “Кеплер”, благодаря которой была обнаружена экзопланета, которая отвечает обоим требованиям, ей оказалась Kepler-452b.

Таким образом шансы обнаружить жизнь на другой планете стремительно растут и не спеша приближаются к 100%. Однако сможем ли мы узнать жизнь, когда обнаружим её? На этот вопрос у нас, к сожалению, нет ответа.

Наиболее подходящим местом для обнаружения жизни, судя по всему, окажутся маломассивные, каменистые планеты аналогичные нашей Земле. Более крупные планеты, как правило, состоят из газообразного водорода – самого распространенного элемента во Вселенной, и не имеют твёрдой поверхности.

Есть ли жизнь на других планетах?

Вопрос, может ли существовать на других планетах жизнь, пусть и не совсем похожая на нашу, волнует человечество практически с тех самых пор, как оно узнало о существовании этих планет.

Одним из первых ученых, считавшим, что мы не одиноки во Вселенной, был Джордано Бруно. Однако до сих пор мы не получили достоверных данных даже о планетах Солнечной системы, и все выводы по этому вопросу могут быть сделаны только путем умозаключений.

Жизнь на нашей собственной планете Земле существует в достаточно узком диапазоне физических показателей. Для ее появления необходимы были следующие условия:

– колебания температуры на поверхности в пределах от -50°C до +50°C;

– наличие атмосферы и достаточного количества кислорода в ней;

– наличие в структуре планеты тяжелых элементов;

– наличие большого количества воды;

– наличие защитного озонового слоя для задержки наиболее жесткого излучения Солнца;

Температурный баланс определяется удаленностью от центрального светила. Для нашей Солнечной системы условиям удовлетворяют только три планеты – Венера, Земля и Марс.

Как стало известно после запуска исследовательских станций, на Венере слишком жарко: температура на ее поверхности составляет порядка +400°C. На Марсе же, как сообщили исследовательские станции, царит довольно холодная погода: в районе экватора средняя температура около -50°C.

Наличие атмосферы достоверно установлено и на Венере, и на Марсе, и даже на Юпитере. Но венерианская атмосфера содержит большое количество углекислого газа и водяных паров, что при столь высокой температуре, какая там имеется, не располагает к существованию белковой формы жизни.

Впрочем, не исключено, что жизнь там зародилась и существует на иной биохимической основе – по большинству других показателей Венера имеет очень большое сходство с Землей.

Атмосфера Марса значительно разрежена: ее давление у поверхности в десять раз меньше, чем на Земле, хотя состав довольно близок к земному. Впрочем, кислорода в марсианской атмосфере даже в процентном отношении слишком мало, чтобы поддерживать существование жизни.

Возможно, это связано с небольшой массой планеты , соответственно, гораздо меньшей силой тяжести: у Марса просто нет силы, чтобы удержать достаточно плотную атмосферу.

Что касается Юпитера и Сатурна, то их притяжения, конечно, вполне достаточно для удержания атмосферы. Беда в том, что эти планеты имеют слишком низкую удельную плотность, сравнимую с плотностью воды. То есть, судя по всему, твердая поверхность у них просто отсутствует, и обе планеты представляют собой гигантские шары из газов и пыли.

Может ли там существовать жизнь? Трудно сказать, но даже если она существует, то в формах, настолько отличных от земной, что в ближайшие столетия вряд ли удастся ее обнаружить.

Вот и получается, что условиям существования живых организмов в нашей Солнечной системе отвечает только Земля. Хотя в последние годы ученые внимательно присматриваются к спутникам Сатурна и Юпитера: среди них есть достаточно крупные объекты, способные удержать атмосферу и создать на поверхности пригодные для жизни условия. Так, например, спутник Сатурна Энцелада, по данным исследований, полностью покрыт водой.

Читайте также:  Новые идеи для личного дневника 2020 для девочек: рисунки по клеточкам, картинки для срисовки, новые рецепты любимых блюд, вдохновляющие цитаты, стихи, новые мечты и цели, список книг к прочтению и фильмов для подростков

Правда, на его поверхности царит температура в -200°C, и вода эта превратилась в ледяную корку. Но некоторые ученые считают, что под нею может скрываться океан со вполне пригодной для жизни температурой, а ледяной панцирь защищает его от губительных космических влияний.

Так это или нет, нам еще предстоит узнать. Хотя даже статистически понятно: раз даже в нашей Солнечной системе из девяти планет одна оказалась способной создать и поддерживать жизнь, то в бесконечных просторах космоса таких звездных систем должно найтись немало.

В одной только нашей галактике имеется около 200 миллиардов звезд. Даже если условия, подобные земным, сложились на одной планете из миллиона – это около двухсот тысяч планет!

И пусть на большинстве из них мы никогда не сможем побывать, все равно, вероятность существования живых существ в разных частях Вселенной достаточно высока.

Правда, на его поверхности царит температура в -200°C, и вода эта превратилась в ледяную корку. Но некоторые ученые считают, что под нею может скрываться океан со вполне пригодной для жизни температурой, а ледяной панцирь защищает его от губительных космических влияний.

Поиск жизни на других планетах

Наличие жизни на других мирах нельзя считать доказанным.

Многие астрономы считают, что за пределами солнечной системы имеется немало планет, которые могут быть сходны с Землей по условиям для жизни и, следовательно, населены разумными существами. Но эти миры так далеки от нас и мы знаем о них практически настолько мало, что обсуждать вопрос о формах жизни на них — задача нереальная.

Существуют утверждения, что в метеоритах были обнаружены органические соединения (углеводороды и некоторые другие) и даже споры бактерий. Но могли ли сохраниться бактерии при переносе их через космическое пространство и не сгореть, когда метеорит проносился через атмосферу Земли? Вопрос этот всегда возникает перед биологом, который, кроме того, знает, насколько трудно при подобных исследованиях избежать заражения метеорита извне земными формами, быть может даже еще неизвестными науке.

Более твердая почва под ногами оказывается у ученых, когда речь идет о возможности жизни на планетах солнечной системы. Некоторые из этих планет находятся на таком расстоянии от Земли, которое уже может быть преодолено космическими кораблями; точно узнать, есть ли на них жизнь, — это не только теоретическая задача; это насущная проблема сегодняшнего дня космической биологии и астронавтики. По предложению астронома Г. А. Тихова наука, изучающая вопросы жизни на других мирах, названа астробиологией.

Обсуждая вопрос о возможности существования организмов на планетах солнечной системы, астрономы уже давно пришли к единодушному мнению, что речь может идти только о Марсе и Венере.

Такого мнения придерживаются и биологи. Солнечную систему можно разделить на три участка или зоны, отличающиеся по освещенности, температуре и другим факторам. В зоне, ближайшей к Солнцу, находится одна планета — Меркурий. Он всегда обращен к Солнцу одной стороной, температура которой равна 340°; на противоположной стороне — холод космического пространства. Избыток лучистой энергии и отсутствие атмосферы исключают возможность здесь жизни.

Дальше от Солнца во второй зоне находятся Венера, Земля и Марс с их спутниками. Расстояние от Солнца до Венеры равно 108 млн. км; освещенность у верхней границы ее атмосферы равна примерно 268 тыс. люкс. Земля находится на расстоянии 149 млн. км от Солнца, освещенность у верхней границы атмосферы — 140 тыс. люкс. Марс удален на 228 млн. км от Солнца, и соответственно освещенность его меньше — 60 тыс. люкс. Эта зона солнечной системы наиболее благоприятна для жизни; температуры на планетах допускают существование организмов, в атмосфере их есть вода и кислород, хотя бы в ничтожных количествах. Хотя часть ученых считает, что наличие кислорода «а Марсе и Венере не доказано, а температуры и состав газов в атмосфере этих планет неблагоприятны для жизни, все же именно здесь надо искать жизнь в пределах солнечной системы. На описании физических условий этих планет мы дальше остановимся подробнее.

Что касается третьей зоны, то она настолько удалена от Солнца, что совсем не пригодна для жизни. В этой зоне находятся планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они получают мало света, температура на них исключительно низкая, атмосферы состоят из таких газов, как метан и аммиак. Вследствие вечного глубокого холода зарождение на этих планетах живых существ мало вероятно, а вернее — исключено.

Вернемся к Венере и Марсу. Далеко еще не разгадано, что представляют собой эти планеты. Венера покрыта плотным слоем облаков из газов, состав которых до конца не известен. Поверхность планеты не просматривается астрономическими приборами.

В атмосфере Венеры имеется азот и в большом количестве углекислота. До последнего времени ученые не могли обнаружить здесь спектральные линии кислорода и водяных паров. Но в 1962 году советские астрономы сообщили об открытии в атмосфере Венеры кислорода. Для астробиологии это чрезвычайно важно. В. И. Вернадский считает, что весь кислород на Земле биогенного происхождения — образован растениями. Правда, кислород может возникать неорганическим путем, в результате окислительных реакций под давлением ультрафиолетовой радиации, но количество, его при этом не может быть велико. Наличие кислорода на Венере повышает вероятность существования на ней организмов, обладающих дыханием.

Есть ли на Венере вода? В 1960 году было получено сообщение, что американцу Стронгу с помощью телескопа, поднятого на высоту 24 км, удалось обнаружить в атмосфере Венеры водяные пары. Существует мнение (Н. Барабашов), что на Венере значительная часть поверхности представляет собой океан; тогда, естественно, имеются и пары воды.

Температура Венеры должна быть выше, чем на Марсе и Земле, но ее трудно установить ввиду мощного облачного слоя и отсутствия точных данных о суточном вращении вокруг оси. По одним данным, температура освещенной стороны около 60—80° днем, а ночью падает до 0°; по более новым измерениям, полученным с помощью радиотелескопа, она достигает 170—300°, что уже исключает возможность на ней жизни. Согласно выводам А. А. Белопольского, Венера не может быть обращена к Солнцу одной стороной, а следовательно, температура на ней должна быть значительно ровнее.

Итак, астрономы не располагают еще достаточными сведениями для того, чтобы биологи могли высказать свое мнение о возможности существования на Венере растений и животных. Если принять наиболее оптимистические данные, которые говорят в пользу наличия в атмосфере Венеры кислорода, не слишком высокой температуры, больших водных пространств, то эта планета может быть обитаемой. Следует отметить, что огромное количество углекислоты в атмосфере Венеры исключает существование животного мира, подобного земному. Углекислота для животных — сильнейший яд. На Земле она образуется как продукт жизнедеятельности организмов, но постоянно связывается зелеными растениями и не накапливается в атмосфере.

Причина столь высокого содержания углекислоты на Венере пока является областью догадок.

Марс, о природе которого мы имеем значительно больше сведений, привлекает главное внимание астробиологов. О возможности жизни на Марсе написано очень много. Тем не менее есть масса неразрешенных вопросов, а в последнее время возникли новые гипотезы, принесшие разочарование сторонникам обитаемости этой планеты. Проблема жизни на Марсе все более осложняется.

Правда, следует отметить, что и у нас в СССР и за рубежом сторонников теории обитаемости Марса сейчас больше, чем ее противников. Но очевидно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно собрать более точные сведения о физическом и химическом строении его поверхности и атмосферы.

Марс находится в 1—1,5 раза дальше от Солнца, чем Земля. Соответственно он получает меньше солнечной энергии. Благодаря тому, что атмосфера Марса очень разреженная, относительно легко изучать поверхность планеты и определить характер ее движений. Марс вращается вокруг своей оси, и его сутки почти равны по длительности суткам Земли. На Марсе имеется такая же, как у нас, смена сезонов: год делится на лето, осень, зиму и весну; продолжительность года примерно вдвое больше, чем у Земли. Средняя годовая температура на Земле +15°, а на Марсе —23°. Если бы здесь не было сезонных изменений климата, температура была бы постоянно около —23°. При этом вряд ли могла бы зародиться жизнь.

Но на части поверхности Марса в течение долгих месяцев стоит лето с температурой выше 0°. В экваториальной зоне днем температура может достигать +20°. Правда, вследствие разреженности атмосферы теплоотдача здесь очень велика и ночью температура становится отрицательной, достигая —45°. В полярных областях она еще ниже, до —75°. Но ведь у вас в Антарктике зарегистрирована температура и еще ниже: —87°. И ряд организмов сохраняет здесь жизнеспособность, находясь в состоянии покоя, анабиоза.

Максимальная годовая амплитуда на Марсе, достигающая 120°, примерно такая же, как на Земле, но наибольшие годовые колебания температур, которым подвергаются организмы на Земле, вряд ли превышают 90°. Впрочем, и большая амплитуда колебаний вряд ли составит препятствие для жизни. Мы уже видели, как разнообразны приспособления земных организмов к температуре. На Марсе нет водных пространств, но наличие воды в твердом состоянии, по-видимому, окончательно установлено. В 1962 году советский астроном Козырев спектрографически это подтвердил. Большинство астрономов и ранее склонялось к тому, что белые «шапки» на полюсах Марса состоят из тонкого слоя снега, льда или инея. В пользу этого говорит то, что размеры белых «шапок» сокращаются весной и летом. По-видимому, они тают, а значит появляется и вода и может пропитывать грунт.

Относительно толщины снегового слоя существуют различные данные. По одним расчетам, он толщиной всего в несколько долей миллиметра, т. е. это слой инея. По другим, более новым сведениям, наибольшая толщина льда достигает 0,5 м. Академик Фесенков произвел расчет содержания воды на Марсе, исходя из спектроскопического определения паров в атмосфере. Он пришел к выводу, что воды там очень мало: количество водяных паров в тысячу раз меньше, чем в атмосфере Земли, и в 1—10 миллионов раз меньше того количества, которое на Земле содержится в-живых организмах; общее количество воды на поверхности Марса едва ли в несколько раз больше того, что содержится в его атмосфере.

Значит, на Марсе очень сухо. Жизнь на нем, если она есть, проходит в условиях более суровых, чем на Земле в самых сухих пустынях. Но даже в таких пустынях, как Кара-Кумы, где летом температуры предельные для жизни животных +40° и выше в тени, где влажность воздуха ничтожна, а осадков не бывает по нескольку месяцев, мы наблюдаем богатую животную жизнь, начиная от простейших и насекомых, кончая разнообразными видами пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. На Марсе же вследствие более низкой температуры дефицит влажности (разность между количеством влаги, насыщающим воздух при данной температуре, и их действительным количеством) относительно меньше, чем на Земле. Следовательно, организмам там легче переносить недостаток влаги в атмосфере.

Точных данных о том, из каких газов состоит очень разреженная атмосфера Марса, астрофизика, к сожалению, нам пока не дает.

Основным газом в атмосфере Марса считается азот. Обычно принимается, что имеется углекислота в количестве вдвое большем, чем в атмосфере Земли.

Недавно была высказана гипотеза, что полоса спектра, обнаруженная в атмосфере Марса и считавшаяся полосой поглощения углекислоты, принадлежит окиси азота и что некоторые другие линии спектра напоминают линии перекиси и окислов азота. Если эти предположения окажутся правильными, возможность существования на Марсе организмов, сходных с земными, очень сомнительна: окислы азота ядовиты. В спектре атмосферы Марса не обнаружены линии кислорода, но астрономы не отрицают его присутствия. Считают, что на Марсе кислорода в атмосфере примерно 0,1% от того, что есть на Земле.

Итак, условия на Марсе очень отличаются от земных, и вопрос о жизни на этой планете сложен. Но остановимся еще на других особенностях Марса, важных для жизни.

Величина атмосферного давления, по данным многих астрономов, близка здесь к 65±0,6 мм ртутного столба, что соответствует на Земле высоте около 20 км над уровнем моря.

При таком атмосферном давлении точка кипения воды равна 43°. Вследствие того, что масса Марса составляет 0,1 массы Земли, а сила тяжести — 0,4 от свойственной Земле, животные организмы на Марсе должны тратить значительно меньше энергии на двигательные процессы, следовательно, им достаточно меньшего количества кислорода.

В настоящее время нельзя точно сказать, какой радиации подвергается поверхность Марса. Атмосфера Марса значительно прозрачнее земной, но на большой высоте имеется так называемый фиолетовый слой, который поглощает и довольно сильно рассеивает синие, фиолетовые и ультрафиолетовые лучи в области 350—400 ммк. Кроме того, благодаря присутствию азота и углекислоты поглощаются ультрафиолетовые лучи короче 200 ммк. Мы не знаем, проникают ли через атмосферу Марса ультрафиолетовые лучи длиной от 200 до 300 ммк, наиболее опасные для организмов. Не знаем ничего и о проникновении через атмосферу Марса ионизирующей радиации.

Сезонные изменения окраски на поверхности Марса, особенно в области «морей», послужили основанием для предположения, что на Марсе есть растительность, цвет которой меняется в течение года.

Главным защитником этой гипотезы был крупный советский астроном член-корреспондент Академии наук СССР Гавриил Андрианович Тихов, посвятивший почти полвека изучению Марса и доказательству существования на нем растительности. Г. А. Тихов явился организатором интересных исследований спектра отражения и поглощения «пятен», или «морей», на Марсе в разные сезоны и соответственно спектров растений на Земле.

Тихов предположил, что зеленоватые, голубоватые и коричневатые тона этих «пятен» не только указывают на присутствие растительности; изменение их цвета связано с сезонными изменениями климата, вызывающими пожелтение и побурение растительного покрова летом и осенью, подобно тому, как происходит это на Земле.

Но как доказать, что эта окраска обусловлена растениями? Если бы в спектре марсианских «пятен» удалось обнаружить линию поглощения хлорофилла, это служило бы надежным доказательством. Но исследования Тихова не обнаружили поглощения хлорофилла, а профессор Шаронов в 1933 году показал, что «моря» Марса отражают свет с различной длиной волн совсем не так, как земные растения.

Это, однако, не обескуражило Тихова. На Марсе иной климат, считал он, и поэтому оптические свойства растительности там иные, чем на Земле. При низких температурах растениям нужно больше энергии и больше тепла: они поглощают больше длинноволновых (тепловых) лучей, а, следовательно, полоса поглощения хлорофилла в красной, оранжевой и зеленой областях спектра расширяется. Отражаются же преимущественно фиолетовые, синие и голубые лучи. Поэтому марсианские растения должны быть окрашены преимущественно в эти цвета — от голубого до фиолетового.

Если земные растения снять на фотопластинку в инфракрасных лучах, то они будут выглядеть белыми, потому что отражают инфракрасные лучи, несущие много тепла и могущие вызвать перегревание. На снимках же поверхности Марса в инфракрасных лучах «моря» выглядят темными. Тихов считает, что это различие закономерно: вследствие холодного климата и большой разреженности атмосферы на Марсе растения на нем должны поглощать тепловые инфракрасные лучи.

Эта гипотеза получила позже замечательное подтверждение. Сотрудники Тихова изучили спектрально-отражательные свойства растений из разных климатических условий. Оказалось, что многие растения, произрастающие в наиболее холодном климате — в горах Тянь-Шаня, Памира и в субарктике, на инфракрасных снимках выходят темными, в природе они имеют голубоватый цвет, а полоса хлорофилла в спектре их едва заметна.

Таковы, очень кратко изложенные, данные, позволившие Тихову и его сотрудникам защищать точку зрения о наличии растительности на Марсе и обосновать право на выделение особого раздела науки — астроботаники.

Многие астрономы в СССР и за рубежом разделяют взгляды Тихова и применяют его методы исследования. Синтон и Дольфус провели спектроскопические исследования и изучили контрастность и поляризацию на поверхности Марса. Они тоже считают вероятным, что изменения окраски марсианских «пятен» являются результатом деятельности организмов. Они предполагают, что это могут быть низшие растения, подобные вашим споровым: грибам, лишайникам, мхам, водорослям и, наконец, окрашенным бактериям.

Читайте также:  Детские загадки про воздух — лучшая подборка из 60 загадок

Синтону удалось обнаружить небольшую полосу поглощения в инфракрасной области спектра отражения Марса. Она принадлежит связи С—Н органических соединений. Аналогичные полосы обнаружены в спектрах отражения лишайников и мхов в земных условиях.

Видный американский астробиолог Страгхолд считает, что проблему «пятен» на Марсе нельзя еще считать разрешенной, и обращает внимание при этом на мало понятную чрезмерную скорость роста «пятен», достигающую весной 10—20 км за день. Но если предположить, что с этой скоростью происходит таяние тонкого слоя льда или снега, из-под которого обнажаются растения с мало изменяющейся в течение года окраской, подобные нашим лишайникам или хвойным, то это сомнение отпадает.

Далеко не все ученые согласны с биологической теорией, объясняющей изменения в окраске поверхности Марса изменением цвета растительности. Существует ряд других гипотез, утверждающих, что эти явления вызваны чисто химическими процессами, совершающимися либо в грунтах, либо в атмосфере.

Выше уже упоминалось, что в атмосфере Марса много окислов азота. Эти газы под влиянием температуры могут менять свою окраску. Но сразу же возникает вопрос: откуда появились окислы и перекиси азота в атмосфере Марса? На этой планете до сих пор никогда не удавалось обнаружить вулканическую деятельность или ее следы; поверхность Марса представляется наблюдателю весьма ровной и гладкой. Академик В. И. Вернадский в своих замечательных исследованиях о геохимической роли организмов на Земле показал, что именно жизнь вовлекает в круговорот веществ большинство химических элементов земной коры. Химические процессы без участия активной жизнедеятельности протекают медленно и незаметно. И нигде на Земле нельзя наблюдать быстрых изменений окраски поверхности на огромных пространствах, вызываемых процессами, протекающими в грунтах или почвах.

Все эти соображения склоняют нас в пользу гипотезы, что сезонные изменения на поверхности Марса обусловлены органической жизнью. Но, конечно, для ее подтверждения нужны новые, строго проверенные факторы.

Как мы видели, при самых оптимистических выводах о возможности жизни на Венере и Марсе условия для жизни там не только резко отличаются от земных, но и чрезвычайно суровы вообще. Поэтому, допуская существование там жизни, мы не можем рассчитывать найти жизнь высокоразвитую и такую же разнообразную, как на Земле с ее гораздо более благоприятными условиями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Итак, астрономы не располагают еще достаточными сведениями для того, чтобы биологи могли высказать свое мнение о возможности существования на Венере растений и животных. Если принять наиболее оптимистические данные, которые говорят в пользу наличия в атмосфере Венеры кислорода, не слишком высокой температуры, больших водных пространств, то эта планета может быть обитаемой. Следует отметить, что огромное количество углекислоты в атмосфере Венеры исключает существование животного мира, подобного земному. Углекислота для животных — сильнейший яд. На Земле она образуется как продукт жизнедеятельности организмов, но постоянно связывается зелеными растениями и не накапливается в атмосфере.

Меркурий

День на Меркурии длится 59 земных дней, а год — 88. У планеты практически нет атмосферы, так что небо там всегда чёрное, а Солнце выглядит в два с половиной раза больше, чем мы видим его с Земли, да и по небосклону оно движется очень странно How Long is Day on Mercury?
. Дневная сторона Меркурия раскаляется How Hot is Mercury? под +427 °C, а ночная охлаждается до −180 °C.

Но если вы окажетесь где‑нибудь на границе между ними (так называемом терминаторе Терминатор ), то вполне сможете выжить Neil deGrasse Tyson: Here’s How Long You Could Survive On Every Planet In Our Solar System — пока сумеете обходиться без кислорода.

На поверхности Меркурия почти вакуум, поэтому ваши лёгкие, если в них будет оставаться воздух, скорее всего, лопнут, тело начнёт распухать, а кровь — закипать. Секунд за 10–15 вы потеряете Library of Past Questions, THE HUMAN BODY IN SPACE: DISTINGUISHING FACT FROM FICTION сознание от нехватки кислорода, а через 1–2 минуты умрёте, не приходя в себя. Вас убьёт простая гипоксия.

Среднее время жизни: 2 минуты.

День на Меркурии длится 59 земных дней, а год — 88. У планеты практически нет атмосферы, так что небо там всегда чёрное, а Солнце выглядит в два с половиной раза больше, чем мы видим его с Земли, да и по небосклону оно движется очень странно How Long is Day on Mercury?
. Дневная сторона Меркурия раскаляется How Hot is Mercury? под +427 °C, а ночная охлаждается до −180 °C.

Тонкости определения размера

При выборе головного убора важно обращать внимание не только на дизайн, но и качество пошива, а также удобство ношения и стирки. Внешне изделие может казаться симпатичным, но после стирки может потерять в форме и цвете. Поэтому лучше всего покупать зимние шапки, чепчики, панамки, шляпы, косынки и так далее из натуральных тканей, которые не доставят вашему ребенку никакого дискомфорта.

  • первые 3 месяца жизни малыша голова растет очень быстро, поэтому можно приобретать шапки чепчики на вырост.
  • к 1 году ребенка голова будет увеличиваться каждый месяц на 1 сантиметр.
  • с 3 до 10 лет рост окружности головы замедляется и примерно составляет 0,5 см в месяц.
  • если же вы планируется приобрести ребенку межсезонную или зимнюю шапку, под которую необходимо поддевать еще и хлопковую, то в таком случае необходимо покупать головной убор на 1 размер больше.
  • если же материал шапки, чепчика, косылки или панамки не тянется, то лучше всего покупать головной убор по размеру, не впритык.
  • материал летних шапок и панамок должен быть натуральным, дышащим и влаговпитывающим.
  • необходимо избегать синтетику.


Полученный или близкий к нему результат ищем в таблице ниже и получаем российский размер головного изделия. Не стоит пугаться, если у какого-то производителя размерная сетка будет начинаться не с цифры, а с буквы. Необходимо также обратиться к таблице, опираясь на данные обхвата головы ребенка.

Отклонения от норм

Диагностировать заболевание на основании единственного показателя, отошедшего от общепринятых, нельзя. Если у малыша большая или маленькая головка, то педиатр, невролог обязаны обратить внимание не только на размер головы, но и на мерки окружности груди, вес, объем таза, телосложение. Полезно заглянуть в детскую медицинскую карточку родителей. Возможно, отклонения унаследованы.

Родители и врач должны встревожиться в следующих ситуациях:

  • У грудничка слишком большой череп, на головке выступают вены, роднички большие и выпуклые, лоб крупный, сильно выступает вперед. В этом случае у малыша возможна гидроцефалия. Точный диагноз нужно узнавать после УЗИ, замеров жидкости в головном мозге, на основе данных МРТ.
  • Череп маленький, недоразвитый. Одновременно с минимальными показателями окружности головы у малыша наблюдаются неврологические нарушения, лоб низкий и мелкий, роднички закрылись раньше времени. Педиатр в этом случае подозревает микроцефалию.

Мамы должны знать! Важно, чтобы показатель обхвата головы у годовалого ребеночка не превышал данные замера грудной клетки.

Они приближаются друг к другу в трехлетнем–четырехлетнем возрасте. Если обнаружили серьезное несоответствие, нужно срочно обратиться к врачу.


Выбирать головной убор лучше вместе с ребенком.

Как определить размер детской шапки

В этом процессе нет ничего сложного. Единственный показатель, который потребуется определить – обхват головы в сантиметрах. Замер делается по выступающим точкам на лбу, висках, над ушными раковинами и на затылке. Если у малыша густая шевелюра, то измерение нужно проводить поверх волос.

В крайнем случае можно воспользоваться и «точкой отсчета», которая представляет собой обхват головы ребенка в возрасте полугода. Его среднее значение – 43 см. Если требуется определить размер окружности головы чада более младшего возраста, то нужно вычесть из этой величины полтора сантиметра за каждый месяц. Например, если ребёнку нет и месяца, то расчёт будет производиться следующим образом: 43 см – (1,5*6) см = 34. Если ребёнку больше полугода, то нужно прибавить к «точке отсчета» 5 мм для каждого месяца. Например, для ребёнка в один год объём головы будет составлять: 43 + (0,5*6) = 46.

Важно! Следует учитывать и то, что у мальчиков голова обычно больше, нежели у девочек. Поэтому полученные таким методом приблизительные значения нужно корректировать.

Для новорожденного

Как выбрать шапочку новорожденному

Когда вы окончательно определились с размером головного убора, возникает вопрос: а как выбирать шапки, какими критериями руководствоваться? Таких параметров несколько:

  • Сезон;
  • Назначение;
  • Возраст.

Головной убор, как и одежду, нужно выбирать, в первую очередь, по сезону:

  • Лето. В теплое время года хорошо использовать легкие модели без завязок под подбородком. Подойдут изделия из тонного хлопка и батиста, обязательно светлых тонов – чтобы солнце не напекло головку.
  • Весна-осень. Это обманчивые сезоны, головной убор должен учитывать то, что погода на прогулке может резко измениться не в лучшую сторону. Подойдут модельки с защитой для ушек и завязками. Выбирайте из флиса или байки, однослойного трикотажа или махровой ткани. В сырую или ветреную пору под такую шапочку желательно надевать тонкий чепчик без завязок – это убережет темечко и ушки ребенка от сквозняков.
  • Зима. В эту пору самое важное – чтобы шапка была тепленькой, закрывала минимум половину лба и была с защитой для ушек. Подойдут двойные изделия из шерсти или мохера. В мороз под них желательно надеть тонкий чепец.


Для удобства при выборе шапки для крохи можно пользоваться таблицей размера головы ребенка по месяцам и годам:

Размеры для вязания головных уборов новорожденных своими руками

Шапочки для новорожденных быстро вяжутся при помощи крючка и спиц, что вдохновляет маму-рукодельницу на творческие эксперименты. Перед началом работы важно уточнить, какой диаметр дна у вязаного изделия. Он зависит от узора, плотности вязания, вида пряжи, плотности посадки. Также важно сразу узнать длину (высоту) взятой в работу модели. Для определения высоты и диаметра донышка можно пользоваться таблицей:

ВозрастОкружность головки младенца, смДиаметр дна изделия, см (окружность головки, поделенная на 3,14)Длина (глубина) изделия, см
0-33611,511-14
3711,8
3812,1
3912,3
4012,7
3-64113,114-16
4213,4
4313,7
4414


В магазинах можно найти очень оригинальные модели, однако наиболее креативные все же вяжутся под заказ или самостоятельно

Выбор шапки по размеру

Размер шапочки для новорожденного можно узнать, измерив обхват головы. Точное значение узнать до родов невозможно. Покупки лучше завершить до рождения младенца, чтобы успеть погладить и постирать приобретенные вещи. К тому же чепчик для новорожденного является вещью первой необходимости еще в родильном зале. Приблизительно рост ребенка, его вес, размер головы можно определить на последнем скрининге. На 30-34 неделе беременности проводят плановое УЗИ, позволяющее оценить состояние младенца и его размеры. Поможет определить размер чепчика для новорожденного таблица, в которой собрана информация о размере шапок для детей по месяцам.

Какой точно размер головы у ребенка, сообщат сразу после родов. При необходимости можно попросить родственников приобрести новую шапку. До выписки из роддома еще будет время. Обычно малыши имеют средний вес при рождении, рост – около 50 сантиметров. Если малыш рождается раньше предполагаемого срока, то его рост и обхват головы будут, соответственно, меньше. Также это зависит от родителей. У низкорослых мам и пап вряд ли родятся высокие дети.

Размер шапки для новорожденного среднего веса и роста – 33. Достаточно 2-3 штук, малыши быстро растут. Те, кто родились с маленьким весом, еще быстрее стараются догнать своих сверстников. Обычно новорожденным подходит 56 размер одежды и 35 шапок. При таком размере высота изделия составляет 13 сантиметров. Также необходим размер – диаметр донышка. Для новорожденных он обычно составляет 9 сантиметров. Эта информация нужна тем, кто хочет сам изготовить шапку своему ребенку. Для этих целей необходимо покупать натуральные ткани и материалы, швы оставлять снаружи. Вязание приобрело популярность в наши дни, мамы стараются окружить своего ребенка вещами, созданными с любовью и теплотой.

Младенец в вязаной шапке

Определить размер головы младенца можно с помощью сантиметровой ленты. Проводить замеры необходимо, когда грудничок спокоен. Ленту нужно провести за затылком по самым выступающим частям и соединить на лбу, над бровями. Обязательно пропустить над ушами. Можно воспользоваться обычной ниткой, потом приложив к линейке. Округление происходит по возрастанию, так же, как и с одеждой для ребенка. При росте 52 сантиметра необходим 56 размер.

Обхват головы у девочек обычно меньше, чем у мальчиков, и растут они более медленными темпами. На головных уборах в магазине часто указаны не размеры, а возраст ребенка. Для малышей разного пола предлагают значения, отличающиеся друг от друга, это средние показатели, бывают исключения, многое определяется генетикой.


Обхват головы у девочек обычно меньше, чем у мальчиков, и растут они более медленными темпами. На головных уборах в магазине часто указаны не размеры, а возраст ребенка. Для малышей разного пола предлагают значения, отличающиеся друг от друга, это средние показатели, бывают исключения, многое определяется генетикой.

Быстрый заказ

Свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов, если у Вас есть какие-либо вопросы.

Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”, и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Как определять размер головы у детей по возрастам: таблицы

На некоторых шляпках обозначен только возраст малыша. Подбирать изделие по этому показателю не стоит, так как детский организм развивается по индивидуальной схеме. Лучше примерить шапочку или свериться с таблицей размерных сеток, на которую ориентируются производители для определения параметров детей по возрастам. К примеру, в каком возрасте 52 размер головы.

Следует учитывать, что указанные в таблицах размеры головы у новорожденных и подростков неточны, так как являются среднестатистическими и определялись по детям определенных возрастных групп со стандартным развитием. Но поскольку каждый ребенок уникален и подвержен влиянию генетики, значения снятых с него мерок могут существенно отличаться от общепринятых.

Размер головы новорожденного по месяцам:

Возраст (мес.)Обхват головы = маркировка чепчикаРост (минимальный–максимальный)
Мальчики
34–3944–56
137–4149–60
239–4352–64
341–4555–68
643–4761–74
945–4865–79
1247–4967–83
Девочки
32–3844–55
137–4248–60
239–4451–63
341–4653–66
642–4660–72
943–4763–77
1247–4966–82
Возраст (лет)Окружность головы = маркировка шапкиРост
Мальчики
147–4967–83
1,548–5074–90
248–5179–97
349–5285–107
451–5390–116
552–5496–124
Девочки
145–4866–82
1,547–4972–89
248–5077–96
349–5184–106
450–5290–116
551–5395–124

Размеры детских головных уборов по возрасту: 5–14 лет:

ВозрастОбхват головыРост
Мальчики
652–54101–131
7–852–55105–144
9–1053–56114–156
11–1254–57131–163
13–1454–58141–176
Девочки
651–53100–130
7–851–54104–144
9–1052–54114–158
11–1252–55131–163
13–1452–55143–171


Размеры детских головных уборов по возрасту: 5–14 лет:

Размеры детских шапок в таблице

Может показаться, что подбор головного убора ребенку это очень просто. Действительно, что тут такого: снимай мерки и отправляйся в магазин. Но определяются размеры детских шапок и по возрасту, таблицы, приведенные в статье, содержат все нужные данные. Также сегодня мы расскажем особенности подбора этих изделий.

Месяцы123691218
Мальчики34-3937-4139-4341-4543-4745-4847-4948-50
Девочки32-3835-4037-4239-4441-4643-4745-4847-49
Годы23456789-1011-1213-14
Мальчики48-5149-5250-5350-5452-5452-5552-5553-5654-5754-58
Девочки48-5049-5150-5250-5351-5351-5351-5452-5452-5552-55


Может показаться, что подбор головного убора ребенку это очень просто. Действительно, что тут такого: снимай мерки и отправляйся в магазин. Но определяются размеры детских шапок и по возрасту, таблицы, приведенные в статье, содержат все нужные данные. Также сегодня мы расскажем особенности подбора этих изделий.

Ссылка на основную публикацию