Какие прививки делают человеку в течение жизни: график, таблица, рекомендации

Какие инфекции самые распространенные?

Коклюш, дифтерия, столбняк

Дифтерия протекает тяжело [16], приводит к удушью, поражает сердце, мышцы и нервную систему, может вызвать паралич, а в 10% случаев заканчивается летально [17]. Коклюш сопровождается затяжным выматывающим кашлем (так называемый стодневный кашель) [18], который может привести и к остановке дыхания, и даже к переломам ребер [19].

Кроме того, если в вашем окружении находится еще не привитый или не полностью привитый ребенок первого года жизни, при заражении он будет переносить коклюш очень тяжело, вплоть до летального исхода. Поэтому взрослым важно прививаться против коклюша, если они планируют стать родителями или уже стали ими.

Столбняк — это острое инфекционное заболевание, и оно смертельно опасно [20].

Столбнячная палочка обитает в почве и с пылью может оседать на поверхностях. Даже небольшое повреждение кожных покровов может привести к заболеванию. Столбняк еще носит название «стеклянной болезни», или «болезни босых ног».

Согласно российскому Национальному календарю профилактических прививок, от дифтерии и столбняка необходимо прививаться всем взрослым с 18 лет каждые десять лет от даты последней ревакцинации. Против коклюша в России прививают в детстве, однако во многих странах также и во взрослом возрасте. Вакцинация помогает предупредить столбняк [21], снижает риск развития тяжелых форм дифтерии и коклюша.

Корь

У взрослых старше 20 лет корь часто протекает с осложнениями [22]. Может развиться слепота, энцефалит, пневмония. К тому же болезнь чрезвычайно заразна: еще до появления первых симптомов человек инфицирует до 90% непривитых людей [23].

Прививки от кори необходимы всем взрослым, не привитым в детстве и не болевшим корью, в возрасте до 35 лет. С 36 до 55 лет прививают только людей из группы высокого риска, например медицинских работников и учителей. Вакцинация от кори снижает риск развития осложнений и смерти: за 2000–2017 годы эти риски были снижены на 80% [24].

Краснуха

Это заболевание наиболее опасно для беременных женщин [25]. Заражение во время беременности приводит к развитию множественных тяжелых пороков развития и гибели ребенка внутриутробно. Вакцинация проводится двукратно в детстве в 12 месяцев и в шесть лет. В возрасте 18–25 лет прививают женщин — неболевших, непривитых, привитых однократно против краснухи, не имеющих сведений о прививках против краснухи, — это предупреждает заражение во время беременности, а значит, развитие пороков развития у ребенка, зачастую несовместимых с жизнью.

Вирусный гепатит B

Около 1 млн человек в год умирает от хронического вирусного гепатита B [26]. Во многих случаях инфекция приводит к циррозу и раку печени [27]. Передача вируса происходит при контакте с кровью и другими биологическими жидкостями — при половом контакте, во время медицинских или косметологических процедур. Оперативные вмешательства, переливание крови и ее компонентов, визит к стоматологу, парикмахеру, маникюр, педикюр, услуги тату-салонов — вот наиболее частые пути заражения. Кроме того, новорожденный ребенок с 90% вероятностью инфицируется вирусом гепатита В при родах, как оперативных, путем кесарева сечения, так и самопроизвольных. Вакцинация необходима всем непривитым взрослым и позволяет предупредить заражение вирусным гепатитом B.

Вирусный гепатит А

Это заболевание носит множество названий: болезнь Боткина, желтуха, болезнь грязных рук, устричная, мидийная болезнь. Путь заражения фекально-оральный. Вирус попадает в организм человека с едой и водой, если нарушаются правила гигиены, в случае инфицирования сотрудников предприятий общественного питания, в случае аварийных ситуаций на водоканале и канализации, во время стихийных бедствий или разрухи в зонах военных конфликтов. Также к группам риска относятся военнослужащие, лица, проживающие в казармах, интернатах, общежитиях, паломники, путешественники, посещающие эндемичные зоны (Азия, Африка, Латинская Америка, а в Европе — побережье Черного и Средиземного морей).

Грипп

Обычный грипп нередко протекает с осложнениями, особенно у людей с ослабленным иммунитетом, хроническими заболеваниями сердца, легких и других органов, а также во время беременности [28]. Грипп особенно опасен взрослым старше 60 лет. ВОЗ рекомендует ежегодную вакцинацию пожилым и людям из группы риска, беременным женщинам, а также работникам здравоохранения [29]. Прививаться следует до начала эпидемического сезона — для выработки антител нужно около двух недель. Вакцинация снижает риск развития осложнений на 40-60% [30].

Папилломавирусная инфекция

Вирус папилломы человека передается половым путем и наиболее опасен для женщин: в 99% случаев рак шейки матки вызван именно ВПЧ [31]. А на долю 16-го и 18-го серотипов вируса приходится 70% случаев рака шейки матки по всему миру. Существующие вакцины успешно защищают именно от этих серотипов ВПЧ и снижают риск развития рака шейки матки.

Кроме того, ВПЧ может вызывать и другие виды рака аногенитальной области, головы и шеи, а также остроконечные кондиломы у мужчин и женщин.

Согласно данным ВОЗ, большинство стран лицензировало вакцины против ВПЧ для вакцинации девочек в 9–14 лет, поскольку от ВПЧ лучше привиться до начала половых контактов.

В США, Австралии и странах Европы ввели в национальные календари обязательную вакцинацию против ВПЧ как девочек, так и мальчиков, преследуя цель элиминации вируса у подрастающего поколения.

Ветряная оспа

Ветряная оспа протекает с осложнениями у людей со сниженным иммунитетом и беременных женщин [32]. Прививаться необходимо всем взрослым, не болевшим ветряной оспой в детстве. Но поскольку вирус ветряной оспы, как все герпесвирусы, к которым он относится, оседает в нервных ганглиях у переболевшего и остается там пожизненно, в случае, если вы не уверены в том, что болели ранее, рекомендуется сдать анализ крови на антитела (иммуноглобулины класса G) к ветряной оспе. Результат анализа позволит абсолютно точно ответить на вопрос о необходимости данной вакцинации у взрослого человека. Вакцинация снижает риск развития осложнений и летального исхода, особенно у людей из группы риска [33].

Клещевой энцефалит

Энцефалит вызывает тяжелые заболевания нервной системы, может привести к параличу и смерти [34]. Прививки требуются всем, но особенно тем, кто живет на эндемичной территории. Вакцинация предупреждает заражение и развитие тяжелых форм клещевого энцефалита.

Генерализованная менингококковая инфекция

Среди взрослых эта инфекция наиболее опасна для молодых людей [35]. К группе высокого риска относятся студенты, лица, проживающие в общежитиях, домах инвалидов и престарелых, спортсмены, посещающие сборы, военнослужащие, путешественники (в том числе паломники). По данным ВОЗ, даже в случае ранней диагностики и надлежащего лечения на ранних стадиях болезни 8–15% пациентов умирают в течение 24–48 часов после появления симптомов. Летальность при менингококцемии (менингококковом сепсисе) достигает 40%. У 10–20% выживших людей бактериальный менингит может приводить к повреждению мозга, потере слуха или инвалидности. Инфекция особенно опасна своим молниеносным течением.

Прививаться необходимо всем взрослым людям из группы риска. Вакцинация предупреждает заражение и развитие тяжелых форм менингококковой инфекции.

Порядок вакцинации взрослых отображен в национальном календаре профилактических прививок России — этот документ определяет сроки и типы вакцинаций, которые проводятся бесплатно в соответствии с программой обязательного медицинского страхования. Эти прививки можно сделать в поликлинике по месту жительства. Среди них:

Число предупреждаемых болезней по всему миру и болезни, включённые в обязательные Национальные календари прививок разных стран

В каждой стране-участнице ВОЗ есть собственный календарь прививок. Национальный календарь прививок России не имеет принципиального отличия от национальных календарей прививок развитых стран. Правда, в некоторых из них предусмотрено проведение прививок против гепатита А, менингококковой инфекции, вируса папилломы человека, ротавирусной инфекции (например, в США). Таким образом, к примеру , нацкалендарь прививок США более насыщен, чем календарь РФ. Календарь прививок в нашей стране расширяется – так, с 2015 г. в него включена прививка против пневмококковой инфекции.

С другой стороны, в некоторых странах в рамках Национального календаря не предусмотрена вакцинация против туберкулеза, сохранять которую в нашей стране заставляет высокий уровень заболеваемости этой инфекцией. И до сих пор вакцинация против туберкулеза включена в календарь прививок более чем 100 стран, при этом во многих предусмотрено проведение ее в первые дни после рождения, как это рекомендовано Календарем прививок ВОЗ.

Вторая ревакцинация проводится анатоксинами с уменьшенным содержанием антигенов.

Календарь профилактических прививок школьников

В школьные годы за сроками вакцинации детей обычно следит сотрудник медпункта — всем ученикам прививки часто ставят централизованно, в один день. Если у вашего чада есть особенности здоровья, требующие отдельной схемы вакцинопрофилактики, — не забудьте обсудить это с представителями школьной администрации.

Возраст ребенка

Процедура

Используемый препарат

Техника прививания

Ежегодно с 7 до 18 лет

Прививка против гриппа

Ваксигрипп, Инфлювак и другие

Внутримышечно (в плечо)

14 лет

Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка

АКДС, Инфанрикс, АДС, АДС-М, Имовакс и другие

Внутримышечно (обычно — в плечо)

Третья ревакцинация против полиомиелита

ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс и другие

Орально (вакцина закапывается в рот)

Опасность подобных убеждений в том, что без всеобщей вакцинации невозможно исключить сохранение очагов инфекции, носители которой — непривитые дети. Вступая в контакт с другими малышами, которым вакцина не была введена из-за противопоказаний, они способствуют распространению болезни. И чем больше убежденных «антипрививочников» среди родителей — тем чаще дети страдают корью, менингитом, краснухой и другими инфекциями.

Национальные календари прививок разных стран
ИнфекцииРоссияСШАВеликобританияГерманияКол-во стран, использующих вакцину в НК
Туберкулез+более 100
Дифтерия++++194
Столбняк++++194
Коклюш++++194
Корь++++111
Грипп++++
Гемофильная инфекция типа b/Хиб+ (группы риска)+++189
Краснуха++++137
Гепатит А+
Гепатит В+++183
Полиомиелит++++все страны
Паротит++++120
Ветряная оспа++
ПневмококкС 2015 г.+++153
Вирус папилломы человека / РШМ+++62
Ротавирусная инфекция+75
Менингококковая инфекция+++
Всего инфекций12161214
Кол-во инъекций, вводимых до 2 лет141311

В России Национальный календарь менее насыщен, чем календари прививок таких стран, как США, ряда стран Европы:

  • отсутствуют прививки против ротавирусной инфекции, ВПЧ, ветряной оспы;
  • прививки против ХИБ проводят только в группах риска, гепатита А – по эпидпоказаниям;
  • отсутствует 2-я ревакцинация против коклюша;
  • недостаточно используются комбинированные вакцины.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2014 г. Регистрационный № 32115 Опубликовано: 16 мая 2014 г. в “РГ” – Федеральный выпуск №6381.

Первые прививки по Национальному календарю ребенок получает еще в роддоме – это самая первая прививка против гепатита В, которая делается в первые часы жизни. Нередко также в стенах роддома проводится и первая вакцинация против туберкулеза. До года дети прививаются от гемофильной инфекции, коклюша, полиомиелита, дифтерии, столбняка, пневмококковой инфекции. С полугода можно прививать ребенка от гриппа. Более старшие дети, в возрасте 12 месяцев, получают с помощью прививок защиту от кори, краснухи, эпидемического паротита.

Физминутки в стихах для дошкольников с движениями

Физминутки для детей
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки, ноги шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
***
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок.
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подаёт нам голосок.
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: “Такого свиста, не слыхали мы пока”.
плечи поднять
***
Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!

Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за стол тихонько сесть.
***
Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Встав на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.
***
Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На заснеженный лужок.
***
От зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад сначала
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход.
ходьба на месте

Липы
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг Широким жестом развести руки в стороны.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Разминка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра повторим урок!

Облако
Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их, присесть.

Звериная зарядка
Раз – присядка,
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнут
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнут
легкий прыжок вверх

Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Сделаем разминку, держим ровно спинку!
Голову назад, вперед, вправо, влево, поворот!
Руки вверх поднять прямые –
Вот высокие какие![/i]

Еще выше потянитесь,
Вправо, влево повернитесь.
А теперь танцует таз –
Посмотрите-ка на нас!
Этим славным упражненьем
Поднимаем настроенье.
Дальше будем приседать:
Дружно сесть и дружно встать!
Прыгать нам совсем не лень –
Словно мячик целый день.
***

На болоте две подружки –
две зеленые лягушки –
Утром рано умывались,
полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Влево-вправо наклонялись –
Разлетелись комары –
Все остались без еды.
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Гимнастика в стихах
1
Мы ручками похлопаем – Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем – Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт.
(руки, согнутые в локтях, перед грудью)
Завели мотор – Ж- ж- ж, ж-ж-ж
(крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит – У-у-у, у-у-у
(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели. (обычно сделав пару кругов по комнате, мы летим кушать или мыться, а иногда и к карте, висящей на стене, “подлетаем” для игры в географию)
2
Хлоп! Раз, еще раз

Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Хлопай, хлопай, хлопай!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Топай, топай, топай!

3
По дорожке мы шагаем
Топ-топ, ножки, топ!
И в ладоши ударяем.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
4
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг. (“нарисовали” руками круг)
5
Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
6
Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение “ножницы” руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись,поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
7
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)
8
Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, “фонарики”)
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
9
На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
10
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
11
Мы на карусели сели. ( мама с малышом встают друг напротив друга, держась за руки, и ходят кругами)
Завертелись карусели,
Завертелись карусели.
Пересели на качели,
Вверх летели, (встали и потянулись вверх)
Вниз летели, (присели на корточки)
Вверх летели,
Вниз летели,
А теперь с тобой вдвоем (изображаем, как плывём на лодке)
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, (машем вытянутыми вверх руками)
Нашу лодочку качает. (руки на пояс, покачаться всем телом)
12
Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны, “летим” по кругу)
У-у-у, у-у-у.
13
Тики – так, тики-так, (стучим вытянутыми руками по бокам)
Так часики стучат.
Туки – так, туки -так, (руки перед собой, кулаки сжаты, “велосипед”)
Так колеса стучат.
Токи – ток, токи -ток, (руки сжаты в кулаки, стучим одним об другой)
Так стучит молоток.
Туки – ток, туки- ток, (топаем по полу)
Так стучит каблучок.
14
Ритм постепенно ускоряется.
Мельница, мельница мелет муку. (крутим руками “мельница”)
Дует – дует ветер сильней. (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)
Быстрее мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Еще быстрей мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)
Огромные мешки. (изображаем “большие мешки”)
Из муки, из муки (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)
Напекли мы пирожки,
Ладушки-ладушки, (хлопаем)
Напекли оладушки.
15
Стучим кулачками по полу, изображая капли, или ходим и топаем в такт каплям.
Тихий-тихий дождик. Кап-кап-кап.
Сильней, сильней дождик. Кап-кап-кап,
Сильный, сильный ливень. Кап-кап-кап!
Гром! Гром! (хлопаем)
В небе молния блестит! (руки вверх)
16
Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)
Липы выстроились в круг. (округленные руки сцепить над головой)
Липы кронами шумят, ( руки вверху, покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят (наклониться вперед)
Вниз верхушки пригибают, (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)
И качают их, качают.
После дождика и гроз (выпрямиться, руки поднять)
Липы льют потоки слёз. (плавно опустить руки, перебирая пальцами)
Каждый листик по слезинке (руки вниз, энергично потряхивать кистями)
Должен сбросить на тропинки.
Кап и кап, кап и кап – (хлопать в ладоши)
Капли, капли, капли, – кап!
До чего же листик слаб! (“уронить” руки)
Он умоется дождём, (погладить сначала одну, потом другую руку)
Будет крепнуть с каждым днём. (сжать кулаки)
17
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу. (присесть)
18
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга – (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение “ножницы”)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Мамы и детишки.
19
Изображаем руками размер капусты, потом показываем, как мы режем, солим, трем и мнем капусту.
Есть у нас капуста,
Большая капуста.
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.
20
Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок. (покружиться)
А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями)
С муравьём она порхает. (покружиться на подскоках)
Приседает в реверансе (делаем реверанс)
И опять кружится в танце. (покружиться)
Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)
[]21
По ровненькой дорожке, (ходьба на месте)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, (прыгаем, слегка продвигаясь на месте)
По камешкам, по камешкам.
В яму – бух! (приседаем на корточки)
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом –
Здесь мы живем.
По окончании текста бежим в дом (заранее договариваемся, где будет дом – на диване, стуле и т.д.).
22
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опаздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
23
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх,соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (прыгаем)
Прыг-скок, ква-ква!
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
24
Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками “красим” сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. (“метём” метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками “стелем” дорожку)
Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)
25
Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом. (движения руками, имитирующие работу с молотком)
Молоток: стук-стук
Помогать идёт петух. (шаги с наклонами в стороны)
26
Громко цокают копытца. (шаги на месте)
По мосту лошадка мчится. (скакать, как “лошадки”, высоко поднимая колени)
Цок, цок, цок!
За ней в припрыжку (бег на месте с подскоками)
Жеребёнок и мальчишка.
Цок- копытце жеребёнка. (топнуть правой ногой)
Цок- каблук о доски звонко. (топнуть левой ногой)
Понеслись, лишь пыль клубится. (“моталочка” руками)
Всем пришлось посторониться. (пятиться на пятках назад)
27
Маленький бычок, (присели, встали)
Желтенький бочок, (наклоны в сторону)
Ножками ступает, (топаем)
Головой мотает. (мотаем головой)
-Где же стадо? Му-у-у (поворот туловища направо, правую, прямую руку в сторону, затем налево и левую руку в сторону)
Скучно одному-у-у-! (наклонились вниз и помахали вытянутыми руками)
28
Рано утром на полянке (хлопаем)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
29
Ходит по двору индюк (шаги на месте, руки на поясе)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача. (остановиться, руки развести в стороны удивлённо посмотреть вниз)
Рассердился. (потрясти пальцем, поднятым вверх)
Сгоряча затопал, (потопать ногами)
Крыльями захлопал. (руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар. (сцепить округлённые руки перед грудью)
Затряс бородою, (помотать головой, “поболтать” как индюк)
Понёсся стрелою (бег на месте)
30
Журавлёнок встал на ножки, (встать, выпрямить спинки, плечи расправить)
Пошагать решил немножко. (шаги с высоко поднятыми коленями)
Смотрит вдаль из-под ладошки. (движения в соответствии с текстом)
Кто там скачет по дорожке? (прыгать на месте, руки на поясе)
Жабы вышли на лужок. (шаги на месте)
Жабы встали все в кружок. (образовать круг)
Важно подняли головки. (поднять голову)
Посмотрите, как мы ловки! (“гордые” повороты головы вправо – влево)
Вот похлопали в ладошки. (похлопать в ладоши)
Посмотрите, как мы ловки!
Вот попрыгали немножко. (прыгать на обеих ногах)
Поскакали, поскакали. (прыгать то на правой, то на левой ноге)
Покружились, покружились. (кружиться на месте)
А потом остановились. (остановиться, наклониться вперёд, покачать прямыми руками)

Липы
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг Широким жестом развести руки в стороны.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Физкультминутки в стихах
картотека на тему

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движение звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Физкультминутки в стихах для дошкольников. Картотека

Разминка 1
Руки потянули вверх,
Словно там висит орех. (Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом. (Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори. (Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Разминка 2
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А левую мы вниз опустим.
Поменяем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением
Одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

Разминка 3
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим—
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши руки кверху,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Вниз наклонимся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

Разминка 4
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Деревья
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)
Каждое старается,
Кверху, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонилисьдо земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Клоун
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед.
Поклонился всем как мог. (Поклоны.)

Разминка 5
Для начала мы с тобой
Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
(Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом
снова вверх, потом снова вниз и т. д.)

Ветер
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

Клён
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Разминка 6
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Разминка 7
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Разминка 8
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо —
Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)
Хорошо мы отдохнули
И на место все вернулись. (Дети садятся.)

Разминка 9
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком.
(Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят
назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы на коврик сядем вместе,
Вновь возьмёмся за дела

Насос 10
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево — раз, вправо — два,
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре — (3 раза.)
Хорошо мы потрудились.
(Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины);
наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Разминка 11
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

Разминка 12
Не сутультесь, грудь вперед,
Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.)
А теперь рывки руками
Снова повторите.
Достаём рукой носочек —
Правой — левый, левой — правый.
Вертолёт летит, стрекочет,
Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни,
потом наоборот, левой рукой — правой ступни.)
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Разминка 13
Раз, два – дружно встали, (Шагаем на месте.)
Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)
Три, четыре – разведем, (Руки в стороны.)
Заниматься мы начнем.
(Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая
нога).
С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)
Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)
На носочки мы присели (Приседания.)
И как птички полетели. (Побежали по классу.)

Разминка 14
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением
одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

Самолёт
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

Самолёт
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Разминка 15
Вверх и вниз рывки руками
Будто машем мы флажками
Разминаем наши плечи
Руки движутся навстречу
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись
Вправо-влево наклонись
(Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай
Не спеши, не отставай
(Приседания.)
А в конце — ходьба на месте
Это всем давно известно
(Ходьба на месте.)

Гусак
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания.)
Клювиком почистил пух,
* (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх!
(Присели.)

Разминка 16
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может
Влево смотрим — раз, два, три
Так. И вправо посмотри
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся
(Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся
(Дети садятся.)

Разминка 17
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно
(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать
(Приседания.)
А теперь ходьба на месте
Это тоже интересно
(Ходьба на месте.)

Заячья зарядка
1. Утреннееприветствиезайцев. И. п. —стоя, вдох через нос, рот плотно закрыт. Похлопывать пальцами по крыльям носа на выдохе, произносить м-м,н-н (2—3 раза).
2. И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо.
Зайка беленький сидит
И под кустики глядит.
Наклонился вправо — пусто,
Наклонился влево — пусто,
Не растет зимой капуста.

Силачи
И. п. – ноги на ширине плеч, руки вверху. Руки опустить на плечи, пальцы сжать в кулаки; руки в стороны, вверх, в стороны, на плечи.
Пальцы в кулачки сожми
И на плечи опусти.
Разжимая кулаки,
В стороны их разведи.
Теперь вверх подними,
В стороны их разведи
И на плечи опусти.
Ванька-встанька.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклоны туловища вправо, влево.
Ванька любит потрудиться
И ни капли не ленится.
Бьет поклоны вправо,
Бьет поклоны влево.

Городок
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты головой вправо, влево.
В нашем городе все есть:
Справа — мостик небольшой,
Прямо — парк, а слева — дом.
Если хочешь все запомнить,
Посмотри опять кругом.
Ветер елочки качает.
И. п . – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища влево, вправо.
В лесу ветер разгулялся
И стал елочки качать:
Раз – налево, раз – направо,
Раз, два, три, четыре, пять
Вверх ладошки!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
(Руки сложили накрест перед грудью.)

Литература:
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр( средняя, старшая, подготовительная группы). –М.:ВАКО,2005.

Разминка 11
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

физминутки в стихах, логоритмика

Из архивов Осьмаковой М.В.

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем в магазин («поездить» по комнате)

Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять по комнате)

Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)

Вот какой у нас букет,

Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз – вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Вот мы репку посадили (наклониться)

Физкультминутки в стихах

    Роман Шуринов 3 лет назад Просмотров:

1 Физкультминутки в стихах Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре Вот летит ракета ввысь! (1 2 стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3 4 основная стойка.) Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

2 Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова правою ногою, Снова левою ногою. После правою ногою, После левою ногою. И тогда придешь домой. Наши ручки Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Мы топаем ногами Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой.

3 Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

4 МАРТЫШКИ (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении) Мы – веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки) Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)

5 Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (прыжки на месте) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту) Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения. Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы) Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.

6 Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе – хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Раз – руки вверх махнули И при том вздохнули Два – три нагнулись, пол достали А четыре – прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем

7 При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики Звериная зарядка. Раз – присядка, Два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться кулачками потереть глаза Любят долго потянуться потянуться Обязательно зевнуть зевнуть, прикрывая рот ладошкой Ну и хвостиком вильнуть движение бедрами в стороны А волчата спинку выгнуть прогнуться в спине вперед И легонечко подпрыгнуть легкий прыжок вверх Ну, а мишка косолапый руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса Широко расставив лапы ноги на ширине плеч То одну, то обе вместе переступание а ноги на ногу Долго топчется на месте раскачивание туловища в стороны А кому зарядки мало – Начинает все сначала! развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

8 «Отдых наш-физкультминутка, Занимай свои места. Раз присели, два-привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой- встанькой словно стали А потом пустились вскачь, Словно мой упругий мяч. Ча, ча, ча Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам) Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах) Чи, чи, чи (3 хлопка над головой) Печет печка калачи (4 приседания) Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) Будет всем по калачу (4 прыжка на месте) Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой) Осторожно, горячо (ходьба на месте). Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку. – Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. – Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой правое ухо, правой-кончик носа.

9 4. Микропаузы при утомлении глаз: – Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. – Быстро моргать в течение секунд открыть глаза, отдыхать секунд. Повторять 3 раза. – Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении секунд.

6 Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе – хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Раз – руки вверх махнули И при том вздохнули Два – три нагнулись, пол достали А четыре – прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем

Физкультминутки на уроках, в детскам саду в стихах – для школьников и дошкольников

  • Из них: 0 0

Эти физкультминутки в стихах предназначены для детей дошкольников и для школьников начальных классов — прочитайте с детьми эти стишки, поприседайте, попрыгайте, похлопайте в ладоши, это поможет скинуть нагрузку, расслабиться и Вам и деткам! Ведь дети очень быстро устают, а такие физкультминутки помогают быстро восстановить силы.

***
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

***
Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

***
Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

***
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

***
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

***
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

***
Раз, два — выше голова
Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе.

***
Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

***
Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

***
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место ти…

***
Поднимайте плечики. Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели.
Травку покушали, Тишину послушали Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко.

***
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж — ж — ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш — ш — ш
И опять настала ти…

***
Мы походим на носках, А потом на пятках. Вот проверили осанку И свели лопатки.

***
Мы писали
Мы писали! Мы писали!
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.

***
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

***
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

***
Раз, два — встать пора
Раз, два — встать пора,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.

***
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайка поиграть
Прыгать серенький гаразд
Он подпрыгнул 300 раз.

***
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)

***
В в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Другие темы этого раздела смотрите здесь — Стихи, стишки и стихотворения для детей, поздравления

***
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Физкультминутки в стихах — дошкольников, школьников: лучшая подборка

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка

Войти через uID

Стихотворные физминутки

Елочки зеленые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Сколько елочек зеленых –

Столько делаем наклонов.

Я летала, я летала,

Устали не знала.

Ай, ду – ду, ду – ду, ду – ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Шел по берегу петух,

Поскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

— Га-га-га! — гогочет гусь,

— Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу, не нагляжусь.

РАЗ, ДВА, ТРИ

Шаг на месте: раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: «У-у-у». Дружно встанем, скажем: «А-а-а». Нам пора и за дела.

Ходьба на месте, руки в стороны. Присесть, ска­ зать «У-у-у» — выдох. Встать, сказать «А-а-а».

Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу.

Как хочу я ту трубу!
Поиграю на трубе.

ПОСИДИМ И ОТДОХНЕМ.

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть. Посидим и отдохнем,

А потом писать начнем.

Послушайте и повторите

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую!

— Ду-ду-ду да ду-ду-ду,

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики. Ножками топают,

Быстро выпрямляются. Глазками моргают,

Встать, руки на поясе, прыжки вверх на двух ногах. Топают ногами. Хлопки в ладони. Наклон впе ред, выпрямиться. Несколько раз закрыть и открыть глаза.

Аи, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу

И играет во трубу.

Загудела дудочка, Дудочка – погудочка.

ПРОВЕРИМ ОСАНКУ

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как заинька-трусишка,

И как серенький волчишко,

А разбудим мишку —

Мы пройдемся косолапо, Похрустывая шишками.

Встать, выпрямиться, свести лопатки. Ходьба на носках, на пятках. Ходьба с носка. Прыжки на двух ногах. Бег с высоко поднятыми коленями. Ходьба на внешнем своде стопы.

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Один, два, три, четыре, пять —

Один, два, три, четыре пять —

Один, два, три, четыре, пять —

Не будем отвлекаться.

Один, два, три, четыре, пять —

Топаем ногами 5 раз. Хлопки в ладони 5 раз. 1— 5 сгибаем пальцы в кулаки. 1—5 разгибаем пальцы по одному»

Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись.

Лапки ставит на бочок,

На носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Встать, поднять руки через стороны вверх, под­ няться на носки. Следить за дыханием. Сделать 6— 8 прыжков на двух ногах. Выполнить 3—4 раза в среднем темпе.

МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ

Мы топаем ногами:

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем.

Мы дружно приседаем И быстро все встаем. Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Топаем ногами 3 раза. Хлопаем в ладони 3 раза. Наклон головы вперед, поднять голову 3 раза. Под­ нять руки вперед-вверх, опустить. Присесть, встать. Взяться за руки и пробежать по кругу.

С детства закаленные.

Мы не хнычем, мы не плачем,

Дружим — не ругаемся.

Целый день по лужам скачем,

Подняться на носки, потянуться 2—3 раза, сде­ лать полуприсед; руки, согнуты в локтях, ладонями вперед. Повторить 4—6 раз в медленном темпе.

Встать, поворот налево, руки в стороны, левую ногу отставить в сторону на носок. То же — направо. Выполнить 4—б раз в среднем темпе.

Встать, руки вверх, ноги врозь. Сделать 2—3 пру­жинистых наклона вперед прогнувшись. Принять ис­ ходное положение, сделать несколько поскоков.

Выполнить 3—4 раза в среднем темпе.

На дворе у нас гора.

Ру – РУ – РУ, РУ – РУ -РУ, Собирайте детвору.

Целый день по лужам скачем,

Зачем проводить физминутки для детей в стихах?

  • Физкультминутка активно меняет деятельность ребенка и взрослого, тем самым повышает жизненный тонус и настроение.

Если вы видите, что малыш устал, капризничает, скучает, не слушается, проводите физминутку! Это отличное средство, которое помогает справиться с плохим настроением и, главное, переключить ребенка.Для детей дошкольного возраста физминутка – пожалуй, главная мера для предотвращения капризов и истерик.

  • Регулярная физическая активность повышает умственные способности ребенка.

Ученые доказали, что активные дети опережают своих малоподвижных сверстников в развитии. Особенно это заметно в устной речи. Шустрые малыши имеют обширный словарный запас, быстрее воспринимают и обрабатывают информацию. Прямая зависимость мыслительных процессов от физической активности объяснима. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря.

Прочитайте о зависимости развития речи от двигательной активности и вы поймете, насколько важно проводить физминутки с детьми.

  • О пользе детских физминуток с точки зрения поддержания здоровья и правильной осанки, думаю, сейчас говорить не будем. Всё и так понятно!

Распечатайте или запомните легкие детские физминутки и обязательно включите их в ваше времяпрепровождение с ребенком.

Введение

О пользе физических упражнений для детей говорить не будем, она очевидна. А вот на необходимости разнообразия в этих упражнениях, особенно если они проводятся в игровой форме, остановимся подробнее. Она вызвана двумя причинами:

1. Детям быстро надоедают одни и те же упражнения.

2. Разнообразные физкультминутки обогащают двигательный и физкультурный опыт детей.

Не нужно требовать от детей точного выполнения упражнений. Главное – хорошо расслабиться и активно подышать. Иногда нужно использовать и более интенсивные упражнения: прыжки, приседания, бег на месте (30–40 секунд). Физкультминутка должна быть радостной и интересной для детей.

Дыхательная гимнастика способствует углублению и учащению дыхания, усиливает газообмен, повышает возбудимость коры головного мозга, активизирует детей на уроке, повышает их внимание. Гимнастика для глаз снимает утомление глазных мышц. Гимнастика для ушей улучшает общее самочувствие, активизирует слух и косвенно влияет на зрение. Гимнастика для мышц шеи стабилизирует мозговое кровообращение, снимает напряжение с мышц шеи.

Все упражнения проводите в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Если на уроке провести проветривание проблематично, не забывайте проветривать класс на перемене.

Предложите детям продолжать делать игровые физкультминутки на переменах, во дворе с друзьями или дома с родными. Вы убедитесь, что дети с радостью будут повторять их не только в школьных стенах.

Физкультминутки, которые выполняются под короткие стишки, можно повторять несколько раз подряд.

ИП: исходное положение.

Слушай все внимательно (одна рука с поднятым вверх указательным пальцем делает «грозящие» покачивания, потом другая)

Видео о том, как можно провести физкультминутку в детском саду по стихотворению Сергея Михалкова «Так»

  1. Исходное положение – сидя или стоя.
  2. 15 движений справа налево, а потом – слева направо
  3. Упражнение, имитирующее движение воробья:
Читайте также:  Что такое вписка у молодежи, как проводится? Что такое вписка на молодежном сленге, виды, правила, тонкости проведения
Ссылка на основную публикацию