Как нарисовать герб семьи для школы карандашом поэтапно? Как правильно нарисовать герб и флаг своей семьи в детский сад, школу?

Как нарисовать семейный герб для школы или детского сада поэтапно своими руками

Сегодня можно легко создать свой собственный отличительный знак. Все, что для этого нужно – обычный набор для рисования и общие знания правил геральдики. Далее мы расскажем, как нарисовать герб семьи своими руками.

Герб семьи представляет собой эмблему или щит с символами, которые знакомят с ценностями и традициями семьи, которой он принадлежит. Впервые гербовые эмблемы появились в средние века. В древние времена, герб украшал щиты и обмундирование военных, что помогало различать солдат во время боя. Рыцари, принимавшие участие в турнирах или сражающиеся в битвах, были облачены в доспехи. Узнать их можно было только по гербу, который также провозглашал принадлежность к благородной родовой линии.


Придумать и нарисовать герб, имея начальные знания о геральдике, не составит труда даже школьнику начальных классов. Дошкольник подобное задание способен выполнить с небольшой помощью взрослых. Тем более что далее мы расскажем, как нарисовать герб семьи поэтапно карандашом.

Нервно-психическое развитие дошкольников

Возраст с 3 до 6-7 лет является существенным этапом в формировании психических функций ребенка. Важной основой этого процесса является дальнейшее созревание головного и спинного мозга.

К 3 годам масса головного мозга ребенка утраивается по сравнению с массой при рождении. К 5-6 годам формируются мелкие извилины коры. Продолжается структурное развитие нервных клеток. К концу периода головной мозг ребенка близок по строению к головному мозгу взрослых.

. В 5-6 лет соотношение спинного мозга и позвоночника становится таким же, как и у взрослых. Активно функционирует вегетативная нервная система (ВНС), при этом физиологическое преобладание влияния симпатической части ВНС на 3-4-м году сменяется большим воздействием ее парасимпатической части.

Движения в этом возрасте являются естественной жизненной потребностью. Суточная двигательная активность у детей 5 лет достигает 8-10 тысяч различных движений в сутки. В зимнее время она снижается. При этом суточная двигательная активность у девочек ниже, чем у мальчиков. Однако у девочек более выражена точность движений.

К 4 годам ребенок может ловко и уверенно двигаться вперед и назад, бегать вприпрыжку, бросать мяч. В пять лет ребенок умеет перепрыгивать с места на место, ловить мяч, ездить на велосипеде, исполняет под музыку разные движения, умеет делать простые танцевальные па, устанавливает четкое домини­рование правой или левой руки. В 6 лет дети уверенно скачут на одной ноге, ведут мяч одной рукой на ходу или ногами как в футболе, прыгают через скакалку, которую крутят два человека. В 6-7 лет они могут лазать по канату, метать мяч в даль и в цель.

Развитие тонких целенаправленных движений кисти у детей дошкольного возраста проявляется постепенно способно­стью пользоваться ножницами, столовыми приборами, умением рисовать треугольники, квадраты (в 4 года), круги (в 6 лет) и другие геометрические фигуры, писать печатными буквами. Однако координация движений в этом возрасте еще недостаточна. Это, в сочетании с высокой двигательной активностью, может приводить к разнообразным травмам. Травмы являются наиболее частой причиной смертности в данной возрастной группе.

В дошкольном периоде детства происходит дальнейшее развитие органов чувств. С 3 лет ребенок имеет хорошее цветовое зрение, в дальнейшем повышается тонкость цветоразличения. Он способен к стереоскопическому восприятию пространства, геометрических форм и дистанций. В возрасте 4 лет достигается максимальная острота зрения – 1,0. Продолжает развиваться музыкальный слух. Начинает формироваться ориентировка во времени. Все это улучшает процесс восприятия окружающего мира.

Воображение малыша становится более ярким, насыщенным, эмоциональным. Развивается творческое воображение. У дошкольников, как правило, хорошая память. Они легко запоминают сказки, соответствующие возрасту стихи, считалки, скороговорки.

Необходимо знать, что ребенок легко запоминает то, что для него эмоционально окрашено. В 3-4-летнем возрасте память имеет непроизвольный характер, при этом ребенок не ставит перед собой целью запоминать какие-либо объекты или слова. С 4-5 лет формируется произвольная память, т.е. сознательное стремление что-то выучить, запомнить.

С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание объема внимания. К 6-7 годам происходит включение механизмов произвольного внимания (подчинение внимания определенным целям), его способности к переключению.

К 6 годам словарный запас ребенка расширяется до 3000 слов. Употребляются предложения разных видов, правильно используются склонения и спряжения, формируется культура речевого общения.

К 3-4 годам развивается способность к коллективным играм со сверстниками, которые становятся основным видом деятельности. В 3 года дети начинают играть рядом и у каждого должна быть своя игрушка. В дальнейшем дети играют вместе, но это взаимодействие кратковременное. В 5-6 лет, с развитием игровых умений и замыслов, дети начинают объединяться для игры на более длительное время.

К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. К 4-5 годам начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, в предпочтении игр и игрушек.

Дошкольник может легко освоить все гигиенические навыки. Уже на четвертом году жизни ребенок может самостоятельно чистить зубы с пастой и полоскать рот после приема пищи. Большинство детей к 5 годам умеют самостоятельно умываться. Дошкольник способен пользоваться носовым платком. В 3-4 года малыш во время приема пищи может пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой. В 5 лет дети едят аккуратно, бесшумно. В 6-7 лет закрепляют навыки культуры поведения за столом, в том числе правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой, убирать со стола посуду.

В 3 года малыш может застегивать пуговицы и завязывать шнурки на обуви с небольшой помощью взрослого. К 4 годам совершенствуется стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, быть всегда аккуратным, опрятным. В 5 лет закрепляются навыки одеваться и раздеваться, дети сами застегива­ют пуговицы, молнии, зашнуровывают ботинки. К 6 годам дошкольники могут завязать шнурки на обуви, почистить обувь, постирать носки, следят за опрятностью костюма. К 7 годам дети умеют быстро одеваться и раздеваться.

Начальные формы самосознания формируются у ребенка трех лет, когда он начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я» и стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности. Это может осложниться «кризисом трех лет», при котором у ребенка на фоне установления новых отношений с окружающими, необходимых для выявления своего «Я», на­блюдается негативизм (ребенок отказывается подчиняться некоторым требованиям взрослых), упрямство (ребенок настаивает на своем требовании), строптивость (протест против порядков, существующих дома), своеволие, обесценивание роли взрослых.

К 7 годам на фоне появления новой внутренней жизни – жизни переживаний, влияющих на внутренний мир, возможно возникновение «кризиса семи лет».

Основные симптомы этого кризиса:

· потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка);

· манерничанье: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

· ребенку плохо, но он старается этого не показывать.

В связи с «кризисом семи лет» возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым. Преодоление кризиса свидетельствует о переходе в следующий возрастной период.

В конце дошкольного периода происходит формирование готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе устанавливается при комплексном психодиагностическом обследовании.

. В 5-6 лет соотношение спинного мозга и позвоночника становится таким же, как и у взрослых. Активно функционирует вегетативная нервная система (ВНС), при этом физиологическое преобладание влияния симпатической части ВНС на 3-4-м году сменяется большим воздействием ее парасимпатической части.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_nervno.docx20.19 КБ

Действия с предметами помогают устанавливать общение взрослого с детьми.

Этапы и закономерности НПР

Четыре закона формирования психических функций по Выготскому:

  • Детская психика развивается в своем собственном ритме, этот процесс сложно организован во времени, его темп может меняться. Год во младенчестве и в отрочестве существенно различаются по значимости.
  • Развитие — это последовательность качественных изменений. Малыша не следует воспринимать как маленькое подобие взрослого, просто с меньшим жизненным опытом: это качественно отличающееся по своим психическим параметрам существо.
  • Разные функции психики формируются неравномерно, каждая из них имеет свое оптимальное время.
  • Высшие психические функции изначально возникают в общении со значимыми людьми как форма группового поведения, и лишь потом «присваиваются» психикой самого маленького человека, становясь его собственными.

Выготский считал, что обучение является основным фактором психического прогресса. Он открыл так называемую «зону ближайшего развития»: это разница того уровня, что есть сейчас, и того, где могло бы произойти улучшение навыка с помощью правильно подобранных заданий. Это значит, что хорошее обучение предполагает наличие чуть более сложных задач, чем малыш готов решить на данном уровне. Нужно, чтобы он все время немного преодолевал себя, делал прежде невозможные вещи, таким образом все время продвигаясь вперед, не останавливаясь на достигнутом. Идеи, которые предложил Выготский, были затем развиты другими отечественными психологами, такими как Б. Д. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин и другими, заложившими основы отечественной возрастной психологии.

Психология развития ребенка, или возрастная, выделяет основные этапы, которые проходит детская психика в процессе формирования:

  1. Овладение мелкой и крупной моторикой. Нервно психическое развитие детей с рождения до 1 года характеризуется появлением основных навыков движения.
  2. Сенсорное восприятие. У малыша до трех лет формируются навыки реагирования на воспринимаемый мир.
  3. Мышление. С трех до двенадцати лет ребенок учится обдумывать и мыслить индивидуально.
  4. Окончательное становление психики, формирование личности происходит от двенадцати до четырнадцати лет.

Каждому возрастному периоду соответствует своя ведущая деятельность, в которой происходит перестройка основных психических процессов, меняющаяся с течением времени под влиянием новых возникающих мотивов, побуждающих детей к смене положения в окружающем сообществе людей.

Есть определенные видимые признаки того, что психологическое развитие ребенка протекает в пределах нормы, их должен знать каждый родитель. Психическое развитие детей до года протекает особенно интенсивно, каждый месяц возникают новые изменения. Однако приведенные сроки являются очень приблизительными: если что-то происходит чуть позже, это еще не повод для беспокойства. Одни навыки могут опережать по срокам, другие — немного отставать.


Каждому возрастному периоду соответствует своя ведущая деятельность, в которой происходит перестройка основных психических процессов, меняющаяся с течением времени под влиянием новых возникающих мотивов, побуждающих детей к смене положения в окружающем сообществе людей.

Нервно — психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Особенностью нервной системы новорожденного является ее относительная морфологическая и функциональная незрелость. Спинной и продолговатый мозг в период внутриутробного развития развиваются раньше и к моменту рождения ребенка более закончены по своему строению, чем головной мозг. В деятельности головного мозга функционально преобладают подкорковые центры. Психомоторное развитие ребенка раннего возраста происходит на фоне созревания морфологических структур головного и спинного мозга в процессе взаимодействия организма с внешней средой.

Первые 3 года жизни характеризуются быстрым нарастанием массы мозга. Так, у новорожденного она составляет 350-380 г, к году увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. Хотя количество извилин и борозд в полушариях головного мозга у новорожденного такое же, как и у взрослого, их развитие и дифференцировка выражены слабо. Нервные клетки ЦНС имеют мало отростков, многие пути не покрыты миелиновой оболочкой. Особенно активно дифференцировка нервных клеток идет в первые 5-6 мес жизни и в основном заканчивается к 8 годам. Развитие клеточных структур больших полушарий заканчивается только к 10-12 годам, а совершенствование морфологических структур центральной и периферической нервной систем продолжается до окончания роста всего организма. Миелинизация пирамидных путей завершается к концу первого полугодия жизни, периферических нервных стволов – к 2-3, иногда к 5 годам. В раннем возрасте также активно идет развитие и спинного мозга. К 2 годам строение его почти такое же, как у взрослого.

Нормальное развитие нервной системы ребенка возможно только при достаточном разнообразии внешних раздражителей. Особенно большое значение имеет общение ребенка со взрослыми, и в первую очередь с матерью, другими детьми. Новые знания ребенок получает посредством наблюдения, исследования, общения с родителями, детьми, воспитателем и др.

В течение первого года жизни появляются и развиваются условные рефлексы первой сигнальной системы. К концу первого года начинается развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими. Образование условных рефлексов с высших анализаторов опережает формирование сложных локомоторных актов, требующих сложной координации. Функциональное развитие мышц идет сверху вниз несколько неравномерно. Вначале формируется координация мышц глаз (фиксация взора), затем движения шейных мышц – ребенок начинает держать голову. После этого начинают развиваться координированные

движения рук, и только затем – общие движения по сохранению положения тела, его перемещению, поворотам, ползанию, вставанию, ходьбе. Для нормального развития мускулатуры и всего двигательного аппарата необходима организация рационального режима, воспитания, физических упражнений, соответствующих возрасту ребенка.

Развитие моторики. На 2-3-й нед жизни ребенок фиксирует взор на ярком предмете, следит за высоко поднятой яркой игрушкой. К 1-1,5-месячному возрасту начинает держать голову, производит координированные движения рук (приближает руки к глазам, носу, разглядывает их). С 3 мес ребенок ощупывает руки, перебирает руками одеяло, пеленки. С 5 мес берет предметы, но затрачивает при этом много лишних движений, и только к 7-8 мес появляется координация двигательного и зрительного анализаторов. На 4-5-м мес совершенствуется координация движений мышц спины, ребенок переворачивается со спины на живот, на 5-6-м мес – с живота на спину. После 6 мес ребенок начинает сидеть. В 7-8 мес устанавливается ползание (первые несколько дней ребенок ползает назад). В 8-9 мес ребенок стоит в кроватке, переступает ногами вдоль спинки. К году делает самостоятельно первые шаги. Однако некоторые дети начинают ходить с 10-11 мес, другие – с 1 года 2 мес.

Со 2-3-й нед в процессе кормления ребенок рассматривает лицо матери, с 1 мес – улыбается при виде матери или другого человека. К 2-3 мес ребенок «гулит». К 5 мес наблюдается длительное певучее «гуление», в 7 мес возникает лепет, к 3 мес появляется комплекс оживления. В 4-5 мес узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность, которая требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь. Понимание речи ясно выражается поворотом головки, протягиванием рук в направлении называемого предмета или человека. Сенсорная речь после 9 мес обогащается настолько, что ребенок начинает понимать запрет и простые просьбы. Формируется моторная речь. На 10-11-м мес ребенок произносит отдельные слова, к концу года – 8-10 слов, в 1,5 года – целые предложения, с интересом рассматривает картинки; в 2 года воспринимает несложные рассказы и сказки, к 3-му году речь занимает ведущее место в общении (табл. 6).

Оценка нервно-психического развития ребенка. Для быстрой оценки нервно-психического развития (НИР) существуют таблицы формирования основных навыков, которые позволяют констатировать, какому возрасту соответствуют отдельные функции или нервно-психический статус данного ребенка в целом (табл. 7).

Табл. 6. Средний возраст формирования основных навыков у детей раннего возраста (Л. Ферст, А. Мак-Грейви, 1997)

навыков общения и ухода за собой узнают из беседы с родителями. Для оценки тонких движений ребенок должен выполнить задания. Речевое развитие оценивают со слов родителей и при обследовании.

При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте до 7 лет следует руководствоваться общепринятыми в настоящее время показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического развития ребенка.

На 1-м году жизни выделены 8 линий развития (прил. 2.1): зрительные и слуховые ориентировочные реакции, эмоции, движения руки и действия с предметами, движения общие, подготовительные этапы понимания речи и активной речи, навыки и умения в процессах. На первом году жизни по 8 линиям развития имеется 58 показателей. Развитие детей первого полугодия жизни проверяется по всем линиям развития, кроме шестой – подготовительных этапов понимания речи; во втором полугодии не оценивают третью линию развития – эмоции, контролируют развитие действия с предметами, а не движения руки. Значимыми показателями до 6 мес являются те, которые характеризуют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, формирование движений руки. Во втором полугодии значимы для развития: подготовительные этапы понимания речи, общие движения и действия с предметами. Наиболее информативно развитие ответных положительных эмоциональных реакций, подготовительных этапов активной речи, навыков и умений в процессах. Примечание. О развитии движений, навыков общения, речевого развития врач

Возраст,МоторикаТонкиеВзаимодействие сРечь
месдвиженияокружающими
1Лежа на животе, поднимает подбородокСледит за движущими предметамиПрислушивается, улыбается
2Лежа на животе,Фиксирует взгляд,Слушает голос,
поднимает головуповорачивает наулыбается, гулит
звук голову
3Лежа наСпонтанноПоддерживает со-Смеется, гулит
животе, под-открываетциальный контакт,
нимается на предплечья,руки, тянется к игрушкеслушает музыку, улыбается
держит голову
6Сидит некото-ПереноситПредпочитает мать,Издает много-
рое времяигрушки из руки в рукувысказывает неудовольствиесложные звуки
9Становится,ЗахватываетИграет со взрослы-Подражает
подтягиваясьмелкий предметми, машет на про-звукам («мама»,
рукамипальцамищание«дядя»)
12Ходит с под-Опускает пред-Идет на зов, выпол-Произносит 2-3
держкой замет по команде,няет просьбы («дай»,значащих корот-
рукузнает «нельзя»«принеси»)ких слова
18С поддержкойЕст ложкойПодражает действи-Четко говорит
идет по лест-ям взрослых6 слов
нице
24БегаетСтроит дом из 6 кубиковИграет с другимиГоворит фразы в 2-3 слова
30Идет по лест-Строит дом изУбирает игрушкиЗовет себя «Я»,
нице, меняя9 кубиковзнает полное имя
ноги
36Стоит на однойМожет нари-Моет руки, ходитЗнает стихи,
ноге, ездит насовать окружв туалет, помогаетсчитает до
3-колесномность, крестодеваться3 предметов
велосипеде
48Прыгает наСтроит из куби-Играет в ролевыеРассказывает
одной ногеков по моделиигры с детьмиистории
60Прыгает черезКопируетОдеваетсяНазывает 4 цве-
веревочкутреугольниксамостоятельнота, считает до 10

узнает из беседы с родителями и при контакте с ребенком.

На 2-м году жизни выделено 6 линий развития: понимание речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, движения и навыки – 24 показателя (прил. 2.2). Наиболее информативным показателем является развитие активной речи.

На 3-м году жизни следует вести контроль по 5 линиям развития: активная речь, сенсорное развитие, игра, движения и навыки – 10 показателей (прил. 2.3). В это время происходят качественные изменения в развитии, самые существенные из которых касаются речи.

Помимо нервно-психического развития, на 2-м и 3-м году жизни следует контролировать также показатели поведения и настроения ребенка.

Для оценки нервно-психического развития ребенка от 4 до 7 лет обычно пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных режимных моментов (прил. 2.4). При этом учитывают следующие ведущие показатели: а) моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.); б) развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.); в) познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка в пространстве и во времени, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений); г) социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).

Однако имеются возрастные индивидуальные особенности психомоторного развития детей. Считается, что нервно-психическое развитие ребенка соответствует возрасту, если у него сформированы все умения по возрастным ведущим линиям на момент осмотра в поликлинике (±15 дней к возрастному интервалу). На 2-м году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах квартала, на 3-м году жизни – в пределах полугодия. Контроль за нервно-психическим развитием детей 2-го и 3-го года жизни проводит медицинская сестра кабинета здорового ребенка.

Уровень нервно-психического развития у детей раннего возраста можно оценивать по 4 группам развития, 3 из которых – варианты нормального развития, 4-я – развитие, пограничное с нормой (табл. 8).

1- я группа развития – дети с развитием в пределах нормы или опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

2- я группа – дети с задержкой в развитии на один эпикризный срок (до года – на 1 мес; до 2 лет – на 3 мес; до 3 лет – на 6 мес) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;

3- я группа – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, а часть на 2 эпикризных срока);

4- я группа – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока.

Кроме того, выделяют 3 степени задержки нервно-психического развития: I степень по 1-2; II – по 3-4 и III степень – по 5-7 показателям.

Табл. 8.
Качественно-количественная оценка нервно-психического развития детей 1-3-го года жизни

Гармоничным считается нервно-психическое развитие, если имеется единство оценки по каждому подуровню, дисгармоничным – отсутствие единства. В этих случаях заключение делается по каждому подуровню развития. Сохранение в динамике показателей в одной и той же зоне говорит о стабильных темпах психомоторного развития. При переходе показателей в вышележащие или нижележащие центильные зоны говорят об ускорении или замедлении темпов нервно-психического развития. Схема оценки НПР ребенка включает:

1) оценку уровня НПР ребенка по ведущим линиям развития детей, характерным для данного возраста;

2) определение соответствия или несоответствия уровня НПР ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степеней задержки;

3) оценку динамики НПР ребенка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей НПР. По результатам оценки НПР родителям даются рекомендации по обеспечению своевременного и гармоничного развития ребенка на следующий возрастной период: а) по линиям развития ребенка (эмоции, движения, навыки, речь и др.); б) по отдельным показателям НПР (сформировать у ребенка умение захватывать рукой игрушку, выработать условную связь слова с предметом и др.); в) по организации условий для своевременного формирования умений и навыков ребенка, соответствующих его возрасту (для умения ползать – манеж, для развития слухового анализатора – звуковые игрушки). При очередной встрече с ребенком прежде всего проверяется, как выполнены назначения, каковы сдвиги в НПР и поведении ребенка.

Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников применяются специальные тесты, таблицы и шкалы, в которых для каждого возраста предлагается определенное количество соответствующих вопросов, на которые нормально развивающиеся дети способны ответить. Однако при интерпретации результатов тестов следует учитывать присущие тестам недостатки. Необходимо сопоставлять полученные данные с мнением и высказываниями родителей ребенка, воспитателей дошкольных учреждений, патронажных медсестер.

Оценка нервно-психического развития ребенка. Для быстрой оценки нервно-психического развития (НИР) существуют таблицы формирования основных навыков, которые позволяют констатировать, какому возрасту соответствуют отдельные функции или нервно-психический статус данного ребенка в целом (табл. 7).

Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста

Матвеева Екатерина
Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста

В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический контроль и диагностика. Это составная часть оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Диагностика и контроль за физическим и нервно-психическим развитием позволяет судить о результативности проводимой воспитателем оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Контрольосуществляется коллегиально: медицинским работником, психологом, при непосредственном участии воспитателя группы. Поэтому, умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, работающего с детьми на группах раннего возраста. Каждому педагогу необходимо овладеть элементарными методами и приемами, диагностическими методиками, позволяющими судить об уровне об уровне развития и состояния здоровья своих воспитанников. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания детей, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.

В результате систематического контроля удается определить не только уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать его развитие и воспитательные воздействия, определив индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком.

Уровень развития физического и психического развития определяется на основе разработанных критериев, которые определены в кн. К. П. Печора, В. Г. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, – М. : 1985, а также В кн. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего возраста, Спб, 1999.

На первом году жизни такой контроль за ребенком осуществляет врач-педиатор в детской поликлинике один раз в месяц, на втором году – один раз в квартал, на третьем – в детском саду один раз в пол-года, в так называемые эпикризные сроки. Контроль за развитиемносит комплексный характер: диагностируется и оценивается состояние здоровья малыша, его физическое, психическое развитие и поведение. А отсюда психологом, медиком выдаются соответствующие рекомендации воспитателю и выстраивается стратегия педагогических воздействий для воспитателя и родителей ребенка.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей:

Физическое развитие;

• Психическое развитие;

Оценка поведения ребенка обычно осуществляется воспитателем, которые систематически наблюдает за ребенком.Учитывается:

• настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);

• сон (засыпание: медленное, быстрое, спокойное, беспокойное; длительность сна);

• аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище);

• характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный);

• индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактный, инициативный, любознательный, дружелюбный, застенчивый и др.);

При выявлении нервно-психического развития ребенка третьего года жизни оценка уровня развитияребенка идет по следующим линиям: оценка развития активной речи, мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование разных видов деятельности (Изобразительной, контсруктивной, развитие общих движений, навыков самостоятельности.)

Диагностика осуществляется при помощи методов контроля :

• метод опроса матери (при приеме в детское учреждение в дальнейшем по ходу развития ребенка);

• Наблюдение в группе за ребенком

Диагностические и тестовые методики.

Методика проведения диагностики:

1. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится с помощью определенного стимульного материала, в определенной ситуации, максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша.

2. В процессе диагностики педагог (психолог) должен не обучать ребенка, не показывать, а умело выявлять уже сформированные знания и умения малыша):

3. Все задания, выполняемые ребенком должны обязательно положительно оцениваться воспитателем (психологом);

4. Если ребенок не справляется с предложенным заданием, то педагог задает ребенку задание на возраст ниже. Например, если ребенок не выполнил задание 3 года не выполнил задание соответствующее своему возрасту, ему дается задание, соответствующее ребенку 2,6 мес.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых заданий с детьми соответственно показателям.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выделенный показатель. За нормальное развитиеребенка 3-го года жизни принимается формирование умений ребенка в пределах полугодия : 2 года 1 месяц – 2 г. 6 месяцев; 2 года 7 мес. – 3 года

По уровню развития дети условно делятся на 3 основные группы (есть и четвертая группа, которая встречается редко и свидетельствует о глубокой задержке развития ребенка – ЗПР.

К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.

Во П группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1-е полугодие)

Ш группу составляют дети с более глубокой задержкой – на 2 эпикризных срока).

1У группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.

Результаты оценки нервно-психического развития и поведения заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у психолога, у которого составлена такая картотека по группам.Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни. Она имеет определенну. Форма (предложена на стр. 120 в кн. Печора, Пантюхина, Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, – М,: 1985)

Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет увидеть отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, а также в его поведении и выстроить индивидуальную стратегию воспитательных воздействий, коррекционно-развивающую работу с ребенком в различных направлениях, которая осуществляется педагогом, психологом и будет результативной при непосредственном участии родителей ребенка.

НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.

Методика физического развития детей дошкольного возраста «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 1. Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей.

Пескотерапия как средство развития физического и умственного потенциала детей раннего возраста 1слайд- Тема: «Пескотерапия как средство развития физического и умственного потенциала детей раннего возраста». Во что вы любили играть.

Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности.

Диагностика развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Этап 1. • «Петушок» Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх. • «Кошечка».

Диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста Актуальность исследования. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении.

Психологическое просвещение. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация для родителей В детском саду № 28 «Сказка» в г. Ногинске Московской области педагогом-психологом организован родительский клуб «Мамина школа». Основными.

Реализация содержания работы по направлению физического развития детей во второй группе раннего возраста «Реализация содержания работы по направлению физического развития детей во 2 группе раннего возраста» Согласно образовательной программе.

Возрастные особенности психического развития детей 5–7 лет старшего дошкольного возраста Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается.

Особенности физического воспитания детей раннего возраста Выступление на РМО инструкторов по физической культуре ДОУ «Особенности физического воспитания детей раннего возраста» Чтобы правильно.

К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.

I. Речь

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.

Факторы психического развития ребёнка

Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.

  • Социальные условия. Для того чтобы ребёнок развивался, рядом с ним должны быть взрослые люди, которые будут способствовать этому развитию. Как минимум, за ребёнком должен осуществляться правильный уход, к нему должны хорошо относиться, разговаривать с ним, играть, читать книжки, знакомить его с окружающим миром. Не зря взрослых по отношению к детям называют проводниками в большой мир.
  • Собственная активность ребёнка. Без проявления собственной активности ребёнком его развитие не будет происходить в соответствии с нормами. Одной лишь богатой социальной среды недостаточно, важно позволять ребёнку проявлять природную любознательность и активно изучать все, что есть вокруг.


За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.

Основные периоды психического развития ребенка

Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

Нервно-психическое развитие

Период младшего школьного возраста

План лекции

Период младшего школьного возраста

Лекция №8

1. Нервно-психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста;

2. Характеристика периода младшего школьного возрас­та.

3. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этот период. Физическое, половое, и социальное развитие.

4. Универсальные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.

5. Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасно­сти.

Младший школьный возраст – Условно выделяют младший школьный возраст (до 11 лет).

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования , новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.

Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n – 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n;

Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребенка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.

Анатомо-физиологические особенности. Кожа и подкожная клетчатка. Строение дермы в школьном возрасте примерно такое же, как у взрослых, но коллагеновые волокна тоньше. К 7 годам заканчивается формирование выводных протоков потовых желез, устанавливается адекватное потоотделение. Интенсивность кровоснабжения кожи высокая.

Степень развития подкожной клетчатки во многом определяется наследственными, конституциональными факторами. Она более выражена у девочек. К 5—7 годам скопления жировых клеток появляются в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве.

Мышечная система. Продолжает увеличиваться масса мышц (в основном мышц конечностей), а также диаметр мышечных волокон. Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7

К 8—10 годам заканчивается развитие и дифференцировка соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6—7 лет быстро увеличивается

В 7—9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего школьного возраста еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная выносливость с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8—9 лет укрепляются связки, значительно нарастает объем мышц. Совершенствуются двигательные навыки — в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10—12 годам достаточно хорошо развита координация движений.

Костная система. Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена.

В младшем школьном возрасте происходит смена молочных зубов на постоянные, к 11 годам появляются вторые моляры. Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9—10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении.

Органы дыхания. К 8—9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам гортань у мальчиков по форме напоминает мужскую, голосовая щель постепенно расширяется. Трахея удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6—8 лет) до 6,3 см (в 10—12 лет. Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается от 118 мл до 227 мл, минутный объем дыхания — от 3200 до 5000 см 3 . Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2500 (в 11 лет.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет) .

К 7—8 годам заканчивается дифференцировка тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. Артериальное давление в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70.

Органы пищеварения. Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет) . Физиологическое сужения пищевода в младшем школьном возрасте сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет — 26—27,9 см, 10 лет — 27—33 см. Функциональная емкость желудка достигает к 10—12 годам 1300—1500 мл; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез. К 8 годам завершается формирование кардиального отдела желудка. Возрастает длина тонкой кишки. Увеличиваются поджелудочная железа и печень, повышается их функциональная активность. С 7 лет нижний край печени не выходит за пределы реберной дуги по среднеключичной линии, а по срединной линии не должен выходить за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Совершенствуются процессы пищеварения. Частота опорожнений кишечника 1—2 раза в день, кал оформленный.

Органы мочевыделения. Увеличивается масса и размеры почек; совершенствуется их строение: в основном в школьном возрасте структура почечных клубочков и канальцев не отличается от их структуры у взрослых. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых; в мочевом пузыре продолжает увеличиваться число мышечных и эластических волокон. Емкость мочевого пузыря в 5—9 лет — 200 мл, 9—12 лет — 200—300 мл. Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 10—12 см, у девочек — до 2 см. Постепенно нарастает суточное количество мочи: у детей с 5 до 8 лет оно составляет 700 мл, с 8 до 11 лет — 850 мл.

Кроветворная система. Продолжает возрастать масса костного мозга. Изменяется гемограмма, после 5 лет отмечается нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов (см. Гемограмма, Кровь).Увеличиваются масса и размеры селезенки: масса с 17 г (6 лет) до 94 г (11 лет), размеры с 8´5 см (8 лет) до 11´6 см (11 лет). Показатели свертывающей системы крови не отличаются от таковых у взрослых.

Иммунная система. Совершенствуется местный и общий иммунитет. Все больше повышается способность к синтезу интерферона. К 6—11 годам масса вилочковой железы достигает максимума — примерно 30 г, затем она постепенно уменьшается. К 10 годам количество лимфатических узлов такое же, как у взрослых, нарастает количество лимфоидных фолликулов в кишечнике. Лимфоидное кольцо носоглотки хорошо развито. Содержание иммуноглобулинов в крови к 10—11 годам приближается к уровню взрослых.

Эндокринная система. Заканчивается развитие и совершенствование гипоталамо-гипофизарной системы. Увеличивается щитовидная железа, совершенствуется ее структура (возрастает число фолликулов). Нарастают масса и размеры паращитовидных желез. В надпочечниках заканчивается дифференцировка, полностью формируется корковый слой. Под действием гонадотропных гормонов гипофиза яички у мальчиков и яичники у девочек увеличиваются в размерах, функционируют все более активно и обусловливают постепенное появление признаков полового созревания.

Нервная система. Масса головного мозга с 6—7 лет нарастает более медленно. В 6—7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г, у девочек 1225 г, в 11—1348 г и 1259 г.

. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Длина спинного мозга к 7—10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности. Совершенствуются активные тормозные процессы, легче формируются сложные условные рефлексы. Овладение навыками чтения и письма способствует дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли. Вместе с тем в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена адаптация к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

Особенности заболеваемости. Дети в младшем школьном возрасте болеют реже, чем дети раннего возраста, что связано с развитием иммунитета и совершенствованием адаптационных механизмов. Высокая резорбтивная способность кожи может приводить к нежелательным последствиям при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (например, гормоны). Костно-мышечная система, хотя и достигает определенной степени развития, еще неуйсточива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развиваются нарушения осанки, сколиоз. В этом возрасте отмечается самая высокая частота травм (например, переломов костей), в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

С развитием придаточных пазух носа увеличивается частота синуситов (гайморита и др.). Нередко наблюдаются аденоиды, возникают ангины. Часто у детей школьного возраста выявляются шумы сердца (преимущественно функционального характера). Повышается частота миокардита, ревматизма, нефрита, гастрита, дуоденита, язвенной болезни, холецистита.

Гигиена. Очень важно вырабатывать у детей гигиенические навыки, приучать к чистоплотности. Желательно выделить ребенку школьного возраста отдельную комнату или удобный уголок. Помещение, где находится ребенок, необходимо содержать в чистоте (ежедневно пол и предметы в комнате протирают влажной тряпкой), проветривать (зимой 3—4 раза в день по 10—15 мин, летом окна держат открытыми целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье (лучше из хлопчатобумажной ткани) регулярно меняют.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним. Нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия (переутомление, расстройство нервной системы и др.). Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10—15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Необходимо правильно организовать рабочее место школьника. Мебель должна соответствовать его росту. Важно следить за положением ребенка во время занятий; чтобы при письме уменьшилась нагрузка на позвоночник, расстояние от глаз до стола 30—35 см. Стол для занятий ставят так, чтобы свет от окна падал слева; свет от настольной лампы (60 Вт) не должен падать в глаза. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Приготовление уроков начинают с письменных работ, а затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Детям 6 лет нужно спать не менее 12 ч (из них 2 ч днем), 7—9 лет — 10 ч, 10—11 лет — 9 1 /2 ч.

Важна правильная организация отдыха школьников на воздухе. Необходимо, чтобы прогулки, игры на воздухе продолжались не менее 3 ч в день, половина этого времени должна приходиться на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, например кататься на коньках, лыжах следует не больше 1 1 /2—2 ч, играть в футбол — не более 1 ч.

Особое внимание необходимо уделять организации режима дня детей 6-летнего возраста, посещающих школу. Ежедневная учебная нагрузка не должна превышать 4 уроков продолжительностью по 35 мин. Перерывы между уроками по 15—20 мин, после 2-го или 3-го урока устраивается 45-минутная прогулка на воздухе. Обязательны физкультпаузы по 2—3 мин в середине урока. После учебных занятии следует организовать 2-часовой дневной сон.

Питание. Следует придерживаться определенного режима питания с 4—5-разовым приемом пищи.

. Физиологические особенности организма детей этого возраста — продолжающийся интенсивный обмен веществ, процесс роста и увеличение массы тела, формирование скелета и мускулатуры. Причем, чем младше ребенок, тем существеннее выражены эти процессы и тем большими затратами энергии и пищевых веществ они сопровождаются.

Нормальный рост и развитие зависят от правильно организованного питания. С этой целью следует использовать рекомендуемые нормы потребления энергии и пищевых веществ для детей школьного возраста разных возрастно-половых групп. С возрастом происходит увеличение общих затрат энергии, соответственно повышается потребление энергии и пищевых веществ.

Нормы потребления белков, жиров, углеводов составляют соответственно для детей

6 лет — 68 г; 68 г; 272 г; для детей 7—10 лет — 79 г; 79 г; 315 гПри этом соотношение белков, жиров, углеводов такое же, как и у взрослых — около 1:1:4, что является оптимальным для максимального усвоения их в организме детей. В первую очередь, следует обеспечить потребность в белках животного происхождения, содержащих незаменимые аминокислоты, которые особенно необходимы для растущего организма. Количество белков животного происхождения, в отличие от потребляемого взрослыми, должно составлять не менее 60%, а для 6-летних детей — не менее 65% от общего количества белка в рационе.

В рацион должны входить как животные, так и растительные жиры, содержащие незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты. Потребность в них у детей школьного возраста в связи с их большой подвижностью особенно высока.

В рацион детей следует обязательно включать овощи, фрукты, ягоды, зелень, т.к. они являются источником многих необходимых организму веществ, а также богаты клетчаткой, способствующей нормальной деятельности кишечника. Обязательная составная часть рациона ребенка — витамины и минеральные вещества.

Возрастные особенности пищеварения детей школьного возраста требуют соответствующей кулинарно-технологической обработки пищи. Желательно использовать тушеные, отварные, запеченные блюда и как можно реже жареные. В питании школьников 6—10 лет жареную пищу лучше не применять. Обязательно следует включать в рацион горячую пищу, которая стимулирует секрецию пищеварительных соков, способствует лучшему перевариванию и более полному ее использованию организмом, создает чувство насыщения.

|следующая лекция ==>
Период дошкольного возраста|План лекции. Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 6070 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Раннее развитие детей: плюсы и минусы

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet” , в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении . Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Нервно-психическое развитие

Период младшего школьного возраста

План лекции

Период младшего школьного возраста

Лекция №8

1. Нервно-психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста;

2. Характеристика периода младшего школьного возрас­та.

3. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этот период. Физическое, половое, и социальное развитие.

4. Универсальные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.

5. Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасно­сти.

Младший школьный возраст – Условно выделяют младший школьный возраст (до 11 лет).

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования , новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.

Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n – 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n;

Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребенка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.

Анатомо-физиологические особенности. Кожа и подкожная клетчатка. Строение дермы в школьном возрасте примерно такое же, как у взрослых, но коллагеновые волокна тоньше. К 7 годам заканчивается формирование выводных протоков потовых желез, устанавливается адекватное потоотделение. Интенсивность кровоснабжения кожи высокая.

Степень развития подкожной клетчатки во многом определяется наследственными, конституциональными факторами. Она более выражена у девочек. К 5—7 годам скопления жировых клеток появляются в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве.

Мышечная система. Продолжает увеличиваться масса мышц (в основном мышц конечностей), а также диаметр мышечных волокон. Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7

К 8—10 годам заканчивается развитие и дифференцировка соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6—7 лет быстро увеличивается

В 7—9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего школьного возраста еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная выносливость с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8—9 лет укрепляются связки, значительно нарастает объем мышц. Совершенствуются двигательные навыки — в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10—12 годам достаточно хорошо развита координация движений.

Костная система. Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена.

В младшем школьном возрасте происходит смена молочных зубов на постоянные, к 11 годам появляются вторые моляры. Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9—10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении.

Органы дыхания. К 8—9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам гортань у мальчиков по форме напоминает мужскую, голосовая щель постепенно расширяется. Трахея удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6—8 лет) до 6,3 см (в 10—12 лет. Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается от 118 мл до 227 мл, минутный объем дыхания — от 3200 до 5000 см 3 . Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2500 (в 11 лет.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет) .

К 7—8 годам заканчивается дифференцировка тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. Артериальное давление в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70.

Органы пищеварения. Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет) . Физиологическое сужения пищевода в младшем школьном возрасте сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет — 26—27,9 см, 10 лет — 27—33 см. Функциональная емкость желудка достигает к 10—12 годам 1300—1500 мл; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез. К 8 годам завершается формирование кардиального отдела желудка. Возрастает длина тонкой кишки. Увеличиваются поджелудочная железа и печень, повышается их функциональная активность. С 7 лет нижний край печени не выходит за пределы реберной дуги по среднеключичной линии, а по срединной линии не должен выходить за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Совершенствуются процессы пищеварения. Частота опорожнений кишечника 1—2 раза в день, кал оформленный.

Органы мочевыделения. Увеличивается масса и размеры почек; совершенствуется их строение: в основном в школьном возрасте структура почечных клубочков и канальцев не отличается от их структуры у взрослых. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых; в мочевом пузыре продолжает увеличиваться число мышечных и эластических волокон. Емкость мочевого пузыря в 5—9 лет — 200 мл, 9—12 лет — 200—300 мл. Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 10—12 см, у девочек — до 2 см. Постепенно нарастает суточное количество мочи: у детей с 5 до 8 лет оно составляет 700 мл, с 8 до 11 лет — 850 мл.

Кроветворная система. Продолжает возрастать масса костного мозга. Изменяется гемограмма, после 5 лет отмечается нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов (см. Гемограмма, Кровь).Увеличиваются масса и размеры селезенки: масса с 17 г (6 лет) до 94 г (11 лет), размеры с 8´5 см (8 лет) до 11´6 см (11 лет). Показатели свертывающей системы крови не отличаются от таковых у взрослых.

Иммунная система. Совершенствуется местный и общий иммунитет. Все больше повышается способность к синтезу интерферона. К 6—11 годам масса вилочковой железы достигает максимума — примерно 30 г, затем она постепенно уменьшается. К 10 годам количество лимфатических узлов такое же, как у взрослых, нарастает количество лимфоидных фолликулов в кишечнике. Лимфоидное кольцо носоглотки хорошо развито. Содержание иммуноглобулинов в крови к 10—11 годам приближается к уровню взрослых.

Эндокринная система. Заканчивается развитие и совершенствование гипоталамо-гипофизарной системы. Увеличивается щитовидная железа, совершенствуется ее структура (возрастает число фолликулов). Нарастают масса и размеры паращитовидных желез. В надпочечниках заканчивается дифференцировка, полностью формируется корковый слой. Под действием гонадотропных гормонов гипофиза яички у мальчиков и яичники у девочек увеличиваются в размерах, функционируют все более активно и обусловливают постепенное появление признаков полового созревания.

Нервная система. Масса головного мозга с 6—7 лет нарастает более медленно. В 6—7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г, у девочек 1225 г, в 11—1348 г и 1259 г.

. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Длина спинного мозга к 7—10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности. Совершенствуются активные тормозные процессы, легче формируются сложные условные рефлексы. Овладение навыками чтения и письма способствует дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли. Вместе с тем в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена адаптация к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

Особенности заболеваемости. Дети в младшем школьном возрасте болеют реже, чем дети раннего возраста, что связано с развитием иммунитета и совершенствованием адаптационных механизмов. Высокая резорбтивная способность кожи может приводить к нежелательным последствиям при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (например, гормоны). Костно-мышечная система, хотя и достигает определенной степени развития, еще неуйсточива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развиваются нарушения осанки, сколиоз. В этом возрасте отмечается самая высокая частота травм (например, переломов костей), в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

С развитием придаточных пазух носа увеличивается частота синуситов (гайморита и др.). Нередко наблюдаются аденоиды, возникают ангины. Часто у детей школьного возраста выявляются шумы сердца (преимущественно функционального характера). Повышается частота миокардита, ревматизма, нефрита, гастрита, дуоденита, язвенной болезни, холецистита.

Гигиена. Очень важно вырабатывать у детей гигиенические навыки, приучать к чистоплотности. Желательно выделить ребенку школьного возраста отдельную комнату или удобный уголок. Помещение, где находится ребенок, необходимо содержать в чистоте (ежедневно пол и предметы в комнате протирают влажной тряпкой), проветривать (зимой 3—4 раза в день по 10—15 мин, летом окна держат открытыми целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье (лучше из хлопчатобумажной ткани) регулярно меняют.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним. Нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия (переутомление, расстройство нервной системы и др.). Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10—15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Необходимо правильно организовать рабочее место школьника. Мебель должна соответствовать его росту. Важно следить за положением ребенка во время занятий; чтобы при письме уменьшилась нагрузка на позвоночник, расстояние от глаз до стола 30—35 см. Стол для занятий ставят так, чтобы свет от окна падал слева; свет от настольной лампы (60 Вт) не должен падать в глаза. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Приготовление уроков начинают с письменных работ, а затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Детям 6 лет нужно спать не менее 12 ч (из них 2 ч днем), 7—9 лет — 10 ч, 10—11 лет — 9 1 /2 ч.

Важна правильная организация отдыха школьников на воздухе. Необходимо, чтобы прогулки, игры на воздухе продолжались не менее 3 ч в день, половина этого времени должна приходиться на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, например кататься на коньках, лыжах следует не больше 1 1 /2—2 ч, играть в футбол — не более 1 ч.

Особое внимание необходимо уделять организации режима дня детей 6-летнего возраста, посещающих школу. Ежедневная учебная нагрузка не должна превышать 4 уроков продолжительностью по 35 мин. Перерывы между уроками по 15—20 мин, после 2-го или 3-го урока устраивается 45-минутная прогулка на воздухе. Обязательны физкультпаузы по 2—3 мин в середине урока. После учебных занятии следует организовать 2-часовой дневной сон.

Питание. Следует придерживаться определенного режима питания с 4—5-разовым приемом пищи.

. Физиологические особенности организма детей этого возраста — продолжающийся интенсивный обмен веществ, процесс роста и увеличение массы тела, формирование скелета и мускулатуры. Причем, чем младше ребенок, тем существеннее выражены эти процессы и тем большими затратами энергии и пищевых веществ они сопровождаются.

Нормальный рост и развитие зависят от правильно организованного питания. С этой целью следует использовать рекомендуемые нормы потребления энергии и пищевых веществ для детей школьного возраста разных возрастно-половых групп. С возрастом происходит увеличение общих затрат энергии, соответственно повышается потребление энергии и пищевых веществ.

Нормы потребления белков, жиров, углеводов составляют соответственно для детей

6 лет — 68 г; 68 г; 272 г; для детей 7—10 лет — 79 г; 79 г; 315 гПри этом соотношение белков, жиров, углеводов такое же, как и у взрослых — около 1:1:4, что является оптимальным для максимального усвоения их в организме детей. В первую очередь, следует обеспечить потребность в белках животного происхождения, содержащих незаменимые аминокислоты, которые особенно необходимы для растущего организма. Количество белков животного происхождения, в отличие от потребляемого взрослыми, должно составлять не менее 60%, а для 6-летних детей — не менее 65% от общего количества белка в рационе.

В рацион должны входить как животные, так и растительные жиры, содержащие незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты. Потребность в них у детей школьного возраста в связи с их большой подвижностью особенно высока.

В рацион детей следует обязательно включать овощи, фрукты, ягоды, зелень, т.к. они являются источником многих необходимых организму веществ, а также богаты клетчаткой, способствующей нормальной деятельности кишечника. Обязательная составная часть рациона ребенка — витамины и минеральные вещества.

Возрастные особенности пищеварения детей школьного возраста требуют соответствующей кулинарно-технологической обработки пищи. Желательно использовать тушеные, отварные, запеченные блюда и как можно реже жареные. В питании школьников 6—10 лет жареную пищу лучше не применять. Обязательно следует включать в рацион горячую пищу, которая стимулирует секрецию пищеварительных соков, способствует лучшему перевариванию и более полному ее использованию организмом, создает чувство насыщения.

|следующая лекция ==>
Период дошкольного возраста|План лекции. Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 6071 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n – 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n;

Становление речи

  • Самый значительный прорыв в развитии малыша от 1 до 2 лет — в овладении речью.

До года карапуз учился понимать речь взрослых, до 1,5 лет — накапливал словарный запас, а к 2 годам он уже умеет строить небольшие фразы, склонять существительные, пользоваться предлогами, глаголами, прилагательными и т.д.

  • После 1 годика дети показывают знакомые предметы на картинках.
  • Они стремятся повторить за взрослым новые звуки, слоги, слова.
  • Им нравится познавать язык с помощью сказок, песенок, потешек и т.д.
  • Примерно в 1,5 года крохи начинают с удовольствием называть знакомые предметы. В произношении все еще могут быть неверные звуки. Также малыши могут путать местами слоги.
  • Речь ребенка начинает обогащаться мимикой, жестами, возгласами и т.д.
  • К 2 годам малыш владеет около 300 словами. Он понимает практически все слова, относящиеся к окружающим его предметам.
  • Некоторые дети в 2 года могут начать придумывать новые слова, а также формулировать вопросы.
  • В годик дети начинают самостоятельно ходить и перешагивать через препятствия.
  • Малышам нравится забрасывать игрушки в корзину, пинать или ловить мячик, карабкаться по лесенкам, висеть на перекладинах и т.д.
  • В этом возрасте дети учатся рисовать на листе линии карандашами.
  • Им интересно лепить из пластилина и песка, перебирать бусины и пуговицы.
  • При этом некоторые движения все еще могут оставаться неуклюжими, так как координация малышей только развивается.
  • Ближе к 2 годам некоторые малыши начинают бегать и прыгать.
  • Также к 2 годам ребята учатся двигаться задом наперед и ходить по бордюру.

Становление речи

  • Самый значительный прорыв в развитии малыша от 1 до 2 лет — в овладении речью.

До года карапуз учился понимать речь взрослых, до 1,5 лет — накапливал словарный запас, а к 2 годам он уже умеет строить небольшие фразы, склонять существительные, пользоваться предлогами, глаголами, прилагательными и т.д.

  • После 1 годика дети показывают знакомые предметы на картинках.
  • Они стремятся повторить за взрослым новые звуки, слоги, слова.
  • Им нравится познавать язык с помощью сказок, песенок, потешек и т.д.
  • Примерно в 1,5 года крохи начинают с удовольствием называть знакомые предметы. В произношении все еще могут быть неверные звуки. Также малыши могут путать местами слоги.
  • Речь ребенка начинает обогащаться мимикой, жестами, возгласами и т.д.
  • К 2 годам малыш владеет около 300 словами. Он понимает практически все слова, относящиеся к окружающим его предметам.
  • Некоторые дети в 2 года могут начать придумывать новые слова, а также формулировать вопросы.
  • В годик дети начинают самостоятельно ходить и перешагивать через препятствия.
  • Малышам нравится забрасывать игрушки в корзину, пинать или ловить мячик, карабкаться по лесенкам, висеть на перекладинах и т.д.
  • В этом возрасте дети учатся рисовать на листе линии карандашами.
  • Им интересно лепить из пластилина и песка, перебирать бусины и пуговицы.
  • При этом некоторые движения все еще могут оставаться неуклюжими, так как координация малышей только развивается.
  • Ближе к 2 годам некоторые малыши начинают бегать и прыгать.
  • Также к 2 годам ребята учатся двигаться задом наперед и ходить по бордюру.

Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.

Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.


Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

Читайте также:  Головоломки для детей 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 — лучшая подборка: 130 картинок
Ссылка на основную публикацию