Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Виды массажа

Классификация, комплексы упражнений были разработаны Дьяковой. Она выделяла такие виды массажа:

  • точечный;
  • зондовый;
  • сегментарный.

Каждый требует использования определенных техник. Затрагивают они область шеи, плеч, головы. Специалист должен хорошо представлять анатомию, физиологию человека и знать расположение черепно-мозговых нервов.

При заикании чаще всего используют точечный и сегментарный массаж. Иногда эффективно их сочетание.

Для зондового массажа используют специальные инструменты – зонды. Они позволяют снимать гипертонус либо активизируют мышцы.

Не стоит воспринимать методику воздействия как панацею. Это только дополнительная помощь при дефекте, но, если использовать только ее одну, результата не будет.


В коррекции заикания большую роль играет релаксация. Больного нелегко научить расслабляться. Массаж обладает таким действием. Если он ручной, то приносит дополнительные приятные ощущения.

Порядок выполнения массажа мускулатуры языка

Массаж мускулатуры языка следует делать в положении лежа за два часа до еды или после нее. Начинают процедуру проработкой десен горизонтальными движениями, затем перемещения по деснам изменяются на вертикальные.

Со средней линии с помощью пальца массируется небо, при этом приеме ребенком могут произноситься звуки Э и А. Упражнение дублируется до 15 раз.

Логопедический массаж языка проводится пальцами одной руки, а фалангами второй руки удерживается сам массируемый орган. Для этого применяют приемы поглаживаний, похлопываний, а также перетирания, вибрации, покалываний специальным зондом, распластывание языка с помощью клизмы-спринцовки.

Чтобы расслабить мышечные ткани языка, делают под нижней челюстью вибрирующие движения указательным пальцем в зоне подчелюстной ямки и под углами челюсти – по 15 секунд. Движения по языковой мускулатуре могут быть прямыми, кругообразными, спиралевидными, направления их движения указаны на рисунке.Логопедический массаж рта – обязательный этап подготовки перед началом массажа языка.


Логопедический массаж при повышенном тонусе языка начинается в воротниковой зоне, переходит на плечи, затем – лицо, язык и губы. Для расслабления языка проводится легкое массирование шеи с поворотами головы вправо-влево, против часовой и по часовой стрелке.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Доверить проведение данного вида массажа лучше специалисту.

Необходимо использовать шпатель, зубную щетку либо указательный палец руки. Для проведения логомассажа может понадобиться салфетка. Это нужно учитывать.

Манипуляции стоит начинать с поглаживаний продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем нужно произвести 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарат. На следующем шаге переходим к поперечным поглаживаниям.

Продолжать логопедический массаж нужно поглаживанием боковых мышц органа речи. После этого необходимо перейти к разминанию языка пальцами рук. Манипуляцию нужно проводить в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняются потряхивания кончика языка. После этого необходимо перейти к надавливаниям на орган речи шпателем или другим доступным предметом.

Затем выполняются сжимания боковых мышц языка. Движения должны быть легкими. Дискомфорта и боли во время процедуры возникать не должно.

Завершается сеанс пощипываниями и похлопываниями органа речи.

Количество повторов может достигать 10.

Количество повторов может достигать 10.

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Специалисты рекомендуют проводить логопедический массаж в домашних условиях. Во-первых, это залог непрерывности лечения, что влияет на эффективность коррекции. Во-вторых, дети, особенно маленькие, в обычной обстановке более раскрепощены, а с незнакомым человеком даже заставить открыть рот бывает невозможно. В-третьих, дома вы можете выполнять массаж в любое время: не нужно подстраиваться под график, менять свой режим, что само по себе стрессовый фактор.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.


Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

Польза массажа при дизартрии и заикании

Дизартрией называют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отражаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба. Заикание — это патология, для которой характерно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.

Лечение дизартрии всегда комплексное, и состоит из медикаментов, имеющих седативное действие, лечебной физкультуры, водной терапии, массажных процедур и занятий с педагогом или психологом, если заболевание прогрессирующее. Для избавления от заикания также используют медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, а если лечение не дает результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.

Полезные свойства массажа при заикании и дизартрии у детей объясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К основным целям процедур относят:

  • нормализация произношения слов;
  • эмоциональное оздоровление;
  • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
  • улучшение глотательного рефлекса;
  • стимулирование зон головного мозга, отвечающих за речь.

Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

  • улучшается состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
  • устраняется патология голосовых связок;
  • укрепляется капиллярная сеть;
  • улучшается движение биологических жидкостей;
  • нормализуется работа кожных клеток;
  • увеличивается амплитуда артикуляционных движений;
  • снижаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
  • формируются скоординированные артикуляционные движения.
Читайте также:  Сочинение на тему «Какова роль надежды в жизни человека»: аргументы, примеры из литературы

Обычно логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, но после прохождения обучающего курса родители могут выполнять простые процедуры и дома. Массаж затрагивает голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний. Научиться делать его несложно, но консультация с врачом обязательна: логопед должен определить тип процедур исходя из вида и стадии заболевания, частоту, продолжительность и интенсивность сеансов.


Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания

Любовь Паниковская
Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания

«Логопедический массаж в комплексной системе

преодоления заикания»

В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь негативного влияния средств массовой информации, компьютерных игр, которые обрушиваются на неокрепшую нервную систему ребенка и разрушают её.

В настоящее время мы непосредственно связаны с этой проблемой, так как работаем с детьми с заиканием.

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Ведущие признаки заикания

1) Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном, лицевые судороги;

2) Расстройство общей моторики;

3) Нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснение кожного покрова);

4) Нарушение эмоционально волевой сферы.

Мы убедились в этом при первичном обследовании группы детей с заиканием, первого года обучения. У всех детей наблюдался повышенный тонус мышц в общей, мимической и артикуляционной мускулатуре, судороги речевого аппарата, синкинезии, тремор и т. д. Скованность, напряжение, зажатость, повышенная тревожность, плаксивость наблюдались и в психо – эмоциональном состоянии детей, а также нарушения в просодической стороне речи и звукопроизношении.

Изучив методы и приёмы комплексного коррекционного воздействия на заикающихся, а также опираясь на результаты первичной диагностики,мы пришли к выводу: что использование в своей работе логопедического массажа, как одного из методов воздействия, будет необходимо для эффективного преодоления патологических проявлений у наших детей.

Так как: логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Цели логопедического массажа

1) нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, коррекция звукопроизношения и т. д. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:

• дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

• точечный массаж;

массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т. п.);

самомассаж.

Существует множество методик по проведению логопедического массажа, в том числе при заикании: Е. В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», Е. А. Дьякова «Логопедический массаж», Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», И. В. Блыскина «Логопедический массаж», методика самомассажа З. А. Репиной «Уроки логопедии», «Артикуляционный массаж при заикании» Е. Е. Шевцовой и т. д.

Мы изучили эти методики и пришли к выводу, что для наиболее эффективного результата в преодоления заикания у наших детей,мы будем использовать в своей работе следующие методики:

«Логопедический массаж» О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева;

«Артикуляционный массаж при заикании» Е. Е. Шевцовой;

«Логопедический массаж при дизартрии» Е. Ф. Архиповой;

«Точечный массаж при заикании» М. А. Поволяевой;

При наличии временной и технической возможностей лучше всего выполнять полный массажный комплекс – все виды массажа. Это займёт 50 – 60 минут.

Если же такой возможности нет, как в условиях д/с, вариативность выбора видов массажа произвольная, в зависимости от патологических проявлений.

Для достижения наиболее эффективных результатов, исходя из патологических проявлений, мы в своей работе используем все виды логопедического массажа, но избирательно, исходя из временных условий. По степени тяжести дефекта, мы разделили детей на три подгруппы.

• группа детей с легкой степенью заикания;

• группа детей со средней степенью заикания;

• группа детей со средне – тяжелой и тяжёлой формами заикания.

Опираясь на тяжесть дефекта, мы подобрали для каждой подгруппы детей свой план массажных мероприятий, который, в зависимости от изменений патологических проявлений, по необходимости будет меняться.

Для детей с заиканием легкой степени тяжести основными видами проведения массажа является:

самомассаж, (проводится в детском саду с воспитателями и дома);

• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (проводят родители в домашних условиях.)

Предварительно с педагогами и родителями были проведены обучающие консультации по этим темам

Для детей с заиканием средней степени тяжести основными видами логопедического массажа является:

самомассаж (проводится в детском саду и дома);

• классический ручной массаж, артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях логопедом в детском саду);

• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома);

Для детей с заиканием тяжелой (средне – тяжелой)степени тяжести:

самомассаж, (проводится в детском саду и дома);

• классический ручной массаж, точечный массаж и артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях логопедом в детском саду);

• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома).

Методы и приёмы логопедического массажа при заикании

Классический дифференцированный массаж мы проводим по методике Елены Евгеньевны Шевцовой. В методике, которой при выполнении классического массажа в основном используются такие приемы,как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно проводят 10-20 процедур. Массаж длится 5-7 минут. При необходимости рекомендуются повторные курсы массажа. Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя, которая способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание. Важно использовать психотерапевтический метод – звучание спокойной музыки, лучше фортепианной.

Как элемент релаксации, автор рекомендует начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Этот вид массажа мы проводим по методике Ольги Игоревны Крупенчук и Татьяны Анатольевны Воробьевой.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. В нашей группе самомассаж проводится воспитателем с детьми после утренней гимнастики., перед проведением артикуляционной гимнастики. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Точечный массаж БАТ (биологически активных точек) мы выполняем по методике М. А. Поволяевой.

В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведения метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцами или кистью. При заикании воздействие на точки стоит проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливание в течении 3-5 минут.

При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течении 12 дней, 7 дней перерыв, затем повторить. Автор рекомендует последовательно провести 3-4 курса.

Артикуляционный массаж с применением специальных инструментов мы проводим по методике Елены Филипповны Архиповой

«Логопедический массаж при дизартрии», целью которого также является устранение патологической симптоматики в мышечной системе.

Результаты диагностики детей по окончанию первого периода обучения показывают, что эти методики являются эффективными в коррекционной работе по преодолению заикания у детей первого года обучения в условиях детского сада. У большинства детей улучшилось судорожное состояние мышц периферических отделов артикуляционного аппарата, мимической и общей мускулатуре,улучшилось психо – эмоциональное состояние детей: дети стали намного спокойнее, общительнее, менее ранимы, улучшилось состояние плавной речи детей. Выбранная нами тема «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания» актуальна для нашей работы и требует дальнейшего изучения и применения в работе.

Читайте также:  Как сделать нож керамбит из бумаги, картона, своими руками: поэтапная инструкция, фото

Спасибо за внимание!

Артикуляционный массаж лица Артикуляционный массаж лица. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные.

Как избавиться от заикания Заикание – одно из самых сложных речевых расстройств,это нарушение в нервной системе,которое не дает речевому аппарату полностью выполнять.

Конспект логопедического занятия для детей с невротической формой заикания «Весна пришла!» (средняя группа) Тема: «Весна пришла!». Цель: развитие плавности речи, коррекция заикания, воспитание личности. Задачи: Коррекционно-развивающие: -Формирование.

Презентация «Логопедический массаж. Обзор специальных и нетрадиционных приспособлений» Логопедический массаж. Обзор специальных и нетрадиционных приспособленийСуществуют различные методики проведения логопедического массажа.

Массаж языка с использованием платка 1. «Лепим вареники» (прижимаем кончик языка от центра и обратно) Выполняем 7-8 раз. 2. «Доим корову» (оттягиваем правую сторону языка, затем.

«Грузовой транспорт». Подгрупповое занятие по коррекции заикания у детей подготовительной группы. Этап пересказа Лексическая тема: грузовой транспорт Грамматическая тема: словообразование Фонетическая тема: дифференциация [Л]—[Л’] в словах. Цель:.

Приёмы профилактики и преодоления стресса Стресс в своем первозданном значении обозначает реакцию человека на любое сильное внешнее или внутреннее раздражение, которое превысило.

Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников В этой статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также представлен опыт использования инновационных.

Точечный массаж. Комплекс упражнений ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь). Совершенствовать умение выполнять точечный массаж для поддержание жизненных.

Точечный массаж для дошкольников ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ Выполнение точечного массажа является основным элементом закаливания. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки.

«Логопедический массаж» О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева;

Точечный массаж

Лечебный эффект акупрессуры заключается в воздействии на биологически активные точки. Во время сеанса БАТ массируют подушечками пальцев, совершая ровные круговые движения. Всего для проработки используют 17 точек, а массажный курс состоит из 20-23 процедур. Первую неделю выполнение массажа ежедневно, затем сеансы проводят через день. В зависимости от того, как дети заикаются, какая наблюдается динамика лечения и каково состояние здоровья, в год повторяют 2-3 полных курса.


В завершении массажной процедуры приподнимают кончик языка к верхней челюсти, повторяя звуки «Та-та» и «Да-да». Первые сеансы массажа должны занимать не более 7 минут. Со временем продолжительность увеличивают до 15-20 минут. Средний курс рассчитан на 15-20 сеансов, которые проводят в течение 1,5-2 месяцев.

Комплекс сегментарного логомассажа лица

При сегментарном массаже происходит воздействие на определенную мышцу, отвечающие за речь.

Комплекс проводят ежедневно, длительность 2-3 недель. При хронической форме заикания массаж назначают раз в 5-6 месяцев в профилактических целях.

В начале курса сеанс длится 5 минут, постепенно увеличивая продолжительность до 20-25 минут.

Сегментарный массаж, как и точечный благоприятно влияет на весь организм пациента, в том числе на речевой аппарат.

При данном массаже выделяют зоны (сегменты):

  • мышцы языка;
  • артикуляционные мышцы;
  • мускулы шеи и плечевого пояса;
  • мимические мышцы.

Чтобы подобрать технику массажа, проводят осмотр, пальпацию, выполняют статические и динамические упражнения. При этом определяют тонус мышечного аппарата в определенном сегменте.

При спазмах мускулатуры комплекс включает себя поглаживание, легкую вибрацию, для расслабления мускулатуры. При гипотонусе, наоборот, в массажный комплекс входит растирание, разминание, более жесткая и сильная вибрация, для повышения тонуса мышцы.


После процедуры не должно оставаться видимых ямок на теле. Один комплекс длится не более 40-50 минут у взрослых, не более 30 минут у детей. Следует начинать массажный курс с проработки 2-3 зон, с постепенным увеличением их количества.

Логопедический массаж лица для детей

Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.

Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.

Техника проведения массажа при дизартрии

Процедура проводится чистыми теплыми руками, чтобы пациенту было комфортно. Ногти у массажиста должны быть аккуратно вычищены и коротко подстрижены, никаких украшений на пальцах и запястьях не допускается.

Сначала для релаксации мышц шеи массажист поворачивает голову пациента из стороны в сторону несколько раз, затем делается массаж лица при дизартрии чаще для расслабления, иногда – для тонизирования лицевой мускулатуры. Массажные движения повторяют пять-шесть раз.

Пациент лежит, массажист находится сзади. Поглаживания выполняются в следующих направлениях: от бровей в сторону волос; от центра лба по дуге к вискам; над глазами – от внутреннего угла по дуге к наружному, под глазами – от наружного к внутреннему. В области щек массируют дуги, соединяющие крылья носа, и кость скулы, затем круговыми движениями непосредственно щеки. Мускулатуру губ массируют от центра над верхней губой к ее углам, затем так же – под нижней; от угла рта – к козелку уха. Массажируют, растирая, подбородок; щечную мышцу – от скуловой кости вниз (косточками сжатых пальцев). При асимметрии лица пораженную сторону массируют более интенсивно.

Пальцевый массаж языка при дизартрии выполняется с использованием лоскута натуральной ткани, марли, напальчников (сообразуясь с чувствительностью пациента). Во время процедуры массажисту удобно находиться справа от пациента. Предварительно в неторопливом темпе проделывают подготовительные упражнения, расслабляющие мускулатуру корня языка:

  • массажист зажимает язык пальцами (большой находится при этом сверху, указательный и средний – снизу) и вращает его несколько раз в одну, потом – в другую сторону;
  • подтягивает язык на себя, «наматывая» его на указательный палец, потом отпускает, раскручивая.

Массаж языка начинается с ямки под подбородком – глубокие нажатия средним пальцем, не отрывая палец. Чтобы расслабить мышцы – движения выполняются в спокойном темпе, для активизации мускулатуры – применяется более интенсивный массаж. Круговыми растирающими движениями массируются щеки, затем переходят непосредственно к языку. Выполняют его «перетирание» сложенным вдвое широким бинтом или лоскутом хлопковой ткани. При этом большой палец кладется на верхнюю часть языка, два следующих – снизу. Если языковая мускулатура напряжена, массируют от кончика к корню, если расслаблена – наоборот, чтобы расслабить мышцы – язычок можно потрясти.

Упражнение «часики» – он отводится за кончик из стороны в сторону, затем сжимается с двух сторон и проводится по боковым сторонам к кончику.

Упражнение «стрелочка» – сжав язык пальцами (большим и указательным), проводят, слегка вытягивая, указательным пальцем другой руки от его корня к кончику.

Выполняется перетирание мышц:

  • подъязычной;
  • губ – большой палец внутри, указательный снаружи;
  • щечной – указательный во рту, большой – снаружи.

Логопедический массаж при дизартрии осуществляется с использованием вспомогательных приспособлений, называемых зондами. Производятся они из металла и пластика, имеют самую разнообразную форму: шарика, грибка, вилки, усиков, молоточка и прочие. Зондовый массаж при дизартрии эффективно развивает артикуляционный аппарат, нормализует мышечную деятельность и подвижность языка, звукопроизношение становится более четким и понятным. В качестве массажного инструментария используются также шпатели (металлические, деревянные), зубные щетки. С их помощью массаж делают от кончика языка к его корню и наоборот, например, шариковым зондом, активизируя или расслабляя продольные мышцы языка. Движениями от центра языка к его краям тонизируют деятельность поперечной языковой мускулатуры, в этом же направлении осуществляют точечные надавливания. Расслабляющие движения, наоборот, – мягкие и поглаживающие. Зондом, щеткой либо шпателем проделывают круговые и спиралевидные движения.

Покалывают язык по периметру усикообразным зондом (примерно 10 секунд).

Пощипав язык, выполняют ритмичные похлопывания по языку любым приспособлением, двигаясь вглубь от его кончика. Так нормализуют мышечную активность вертикальной языковой мускулатуры, также – его массируют, имитируя легкую вибрацию, используя зубную щетку либо шпатель.

Выполняют поглаживания по нижней стороне языка в направлении из глубины к его кончику любым подходящим приспособлением, при этом растягивается языковая уздечка.

Можно распластывать язык маленькой сложенной в два раза клизмой-спринцовкой (большей ее частью), держась за кончик.

Такой массаж делается ежедневно или с дневным интервалом. Это примерный перечень упражнений, возможны и другие. Их подбирают индивидуально в зависимости от расположения пораженных мышц.

Расслабляющий массаж при дизартрии выполняется с использованием, главным образом, поглаживающих и вибрирующих движений, также практикуется расслабляющее воздействие на точки акупунктуры. Массажировать пациента обычно начинают с воротниковой области, переходя к плечевой зоне, затем следует массаж лица. Процедура заканчивается массажем языка. Движения массажиста должны быть неторопливыми и скользящими. Их выполняют от восьми до десяти раз. С целью релаксации закрепощенных мышц в домашних условиях можно применить следующую технику:

  • поглаживать шею от линии роста волос в направлении к плечам;
  • указательным, средним и безымянным пальцами поглаживать лоб от висков к центру, от волос в сторону бровей;
  • кончиками этих же пальцев гладить по кругу щеки;
  • затем выполняют поглаживания от височной кости в сторону крыльев носа (движение выполняют по дуге);
  • растирают щечные мышцы по спирали от ушных раковин в направлении к крыльям носа;
  • от ушей в сторону подбородка, слегка нажимая, поглаживают скулы;
  • оглаживают пальцами поочередно верхнюю, затем – нижнюю губу, потом разминают их, передвигаясь от углов рта к его центру;
  • одновременно обеими руками оглаживают участок лица от крыльев носа в сторону подбородка и в обратном направлении;
  • простукивают пальцами всю поверхность губ.
Читайте также:  Развивающие игры для детей от 3 лет на развитие речи, фонематического слуха, мышления и логики, памяти, мелкой моторики, умения считать

После этого массажируют язык. Не имея логопедических зондов, в домашних условиях можно поглаживать указательным пальцем от его кончика в сторону корня.

Сниженная активность артикуляционной мускулатуры предполагает более интенсивные действия – поглаживающие и растирающие, похлопывающие и разминающие, пощипывающие и вибрационные. Каждую позицию повторяют восемь-десять раз. Первые движения легкие, затем их интенсивность постепенно усиливается. Они выполняются с надавливанием, но не должны при этом вызывать дискомфорта.

Вначале прорабатывают основные мышечные группы, затем – второстепенные:

  • лоб поглаживается пальцами (указательным и средним) одновременно обеих рук от центра в сторону висков, разминается костяшками этих же пальцев, растирается в том же направлении, проработка этого участка заканчивается легкими постукивающими и пощипывающими движениями;
  • мускулатуру щек прорабатывают растирающими и разминающими движениями в направлении от крыльев носа к ушам теми же двумя пальцами, затем их массажируют слева направо и по спирали от ушей к подбородку, заканчивают беспорядочным пощипыванием кожи на щеках;
  • растирание с нарастанием активности в дугообразных направлениях от подбородка к ушам и от уголка губы к наружному углу глаз;
  • мышцы губ разрабатываются от центра к уголкам рта (отдельно каждую губу), их сначала поглаживают, затем пощипывают и тщательно массируют складку, пролегающую от носа к губам.

Массаж зубной щеткой при дизартрии выполняется щетками разного размера и жесткости. Язык массируется как щетиной, так и ручкой щетки. Движения аналогичны описанным выше.

Развитие речи и произношения тесно связаны с тонкой моторикой рук. Поэтому массаж рук будет полезен ребенку с самого рождения. В самом раннем возрасте (до трех месяцев), проконсультировавшись с неврологом и в кабинете «здорового ребенка» в поликлинике, можно начинать делать легкий массаж пальчиков. Он делается теплыми, чистыми и смазанными детским маслом руками. Выполняются легкие разминающие, растирающие и поглаживающие движения для каждого пальчика.

С четвертого месяца можно применять разнообразные предметы и игрушки с выступающими частями (кубики, игольчатые мячики, шишки). Дети их перекатывают, ощупывают ручками.

Детям старше года рекомендуется зажимать каждый пальчик по очереди указательным и средним пальцами взрослого и тихонько покручивать; ребенок сцепляет одинаковые пальцы на левой и правой руке (два больших, два указательных и так далее), а взрослый расцепляет; можно помочь ребенку помассировать поочередно свои пальчики, нажимая на обе их стороны, самостоятельно.

В логопедическом кабинете детям в качестве подготовительных процедур разминают пальчики на руках. Начинают движение с кончика мизинца. Поднимаясь к основанию пальчика, его тщательно разминают, не пропуская ни миллиметра. Закончив разминать все пальцы, надавливают на пальцевые выпуклости и постукивают по ним концом ногтя. Затем по спирали оглаживают ладонь от края к центру и разминают ее в том же направлении.

Существуют разные методики массажа пальцев рук, в том числе – точечный тибетский, пальчиковые игры. Для развития мелкой моторики полезно перебирать ручками крупы, горох, сжимая и разжимая пальчики. Смешать две разные крупы и попросить ребенка разложить их по сортам в две разные тарелочки.

Логопедический массаж ложками при дизартрии выполняется с помощью четырех чистых чайных ложек без архитектурных излишеств. Его можно делать дома самостоятельно, однако, прежде чем начинать занятия, обязательно проконсультироваться с врачом.

Техника выполнения массажа ложками

  1. Выпуклой частью ложек – по направлению часовой стрелки погладить виски от шести до восьми раз; глазные впадины гладят над глазами от внутреннего угла к внешнему, затем под глазами – наоборот; щеки гладят круговыми движениями; виски – спиралевидными; затем так же – между бровей.
  2. Боковой стороной ложки делают массаж щек в направлении от подбородка к глазам.
  3. Концом ложки делают растирание носогубного треугольника. Прорабатывают верхнюю губу, слегка нажимая, затем – нижнюю.
  4. Выпуклой частью ложек массируют круговыми движениями подбородок и скулы.

Каждое движение повторяют от шести до восьми раз.

Логопедический массаж не должен доставлять болезненных ощущений. Продолжительность сеанса зависит от множества факторов: возраста, степени тяжести поражения артикуляционного аппарата, индивидуальной чувствительности и прочих. Вначале он длится от двух до шести минут, количество упражнений постепенно увеличивается и процедура удлиняется до 15-20 минут. В раннем возрасте не рекомендуется длительность сеанса более 10 минут, младшим дошкольникам не стоит делать массаж более четверти часа, детям старше пяти лет можно продлить сеанс до 25 минут, подросткам и взрослым уделяют от 45 минут до часа.

При нежелании ребенка делать массаж не допускается никакого насилия, процедура проводится в игровой форме, в первые разы можно ограничиться массажем кистей рук и лица. Рекомендуется отвлекать ребенка песенками, стихами, сказками.

К каждому пациенту любого возраста разрабатывается индивидуальный подход и составляется персональная план-схема лечения. Стандартный курс состоит из восьми-десяти сеансов. Его повторяют с интервалом в три недели. После завершения второго курса уже заметен положительный эффект. Например, если пациент вообще не разговаривал, то он начинает говорить. Через три месяца по завершению второго этапа лечения может быть назначен при необходимости третий.

Одним только логопедическим массажем при тяжелых степенях дизартрии обойтись нельзя, его применяют в составе комплекса лечебных мероприятий.

К каждому пациенту любого возраста разрабатывается индивидуальный подход и составляется персональная план-схема лечения. Стандартный курс состоит из восьми-десяти сеансов. Его повторяют с интервалом в три недели. После завершения второго курса уже заметен положительный эффект. Например, если пациент вообще не разговаривал, то он начинает говорить. Через три месяца по завершению второго этапа лечения может быть назначен при необходимости третий.

Показания к логопедическому массажу

Логопедический массаж для детей в домашних условиях показан при:

  • расстройствах речевого развития;
  • неэффективности традиционных логопедических процедур;
  • ряде диагнозов, в который включены дизартрия, задержки в психическом и речевом развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Логопедический массаж для детей родители могут проводить сами, получив предварительно консультацию специалиста

Ограничением в проведении логопедического массажа служат:

  • капиллярные болезни;
  • тромботические заболевания сосудов;
  • острая респираторная инфекция;
  • чрезмерная чувствительность тканей;
  • инфицированные раны;
  • тонзиллит.

В раннем детском возрасте дизартрия успешно поддается лечению, которое состоит из комплекса процедур: общеукрепляющая физкультура, рефлексотерапия, логопедический массаж. Массаж языка при заболевании способен стимулировать тонус мышц и сделать язык ребенка более подвижным и гибким, что упрощает произношение звуков и слов; меняется техника звукопроизношения.

Условия для проведения процедур

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.


Схема продолжительности сеансов по возрастам:

Точечный массаж

Суть этой процедуры заключается в воздействии на биологически активные точки (17 штук), которые отвечают за работу речевого центра. Техника выполнения несложная, поэтому выполнить точечный массаж смогут даже родители, но начальные манипуляции производит все-таки специалист.

Рекомендации по срокам и продолжительности лечения таковы:

  1. Курс составляет 15 процедур.
  2. Первые 4 манипуляции производят каждый день, остальные — через день.
  3. Интервал между первыми двумя курсами массажа должен составлять две недели. Между вторым и третьим — от 3 месяцев до полугода. Дальше процедуры повторяют через полгода на протяжении 2–3 лет.

Чтобы точечный массаж дал положительный результат, важно правильно локализовать точки воздействия. Ориентиром для этого служат впадины, мышцы и сухожилия. При неправильном выполнении массажа возникают специфическая боль и ломота.

Первые разы массируют только 3–4 точки. Постепенно их число увеличивают.


3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

Ссылка на основную публикацию