Как быстро выучить таблицу деления? Таблица деления и умножения – тренажер. Игра: таблица деления

Примеры на умножение и деление на 2

В тетради чертится таблица, в которой прописываются все четные числа до 100, которые можно разделить на 2. Рядом оставляются пустые клетки, которые должен заполнить ребенок. Здесь же нужно разместить примеры с умножением — с использованием аналогичных цифр.

Все задания здесь аналогичны предыдущим, только выполняются с использованием цифры 3. Примерные упражнения: 3х1, 3х2, 3х3, 3х4, 3х5 и т. д. Эти задачи можно усложнять, используя иные арифметические действия — прибавляя и вычитая другие числа.

Школьник, усвоивший таблицу умножения и деления на 2 и 3, с легкостью выучит и аналогичные действия с участием числа 4.

Простые примеры: 4х3, 28:4, 36:4, 4х5, более сложные: 24:4-4, 28:4+8 и т.д.

Здесь нужно запомнить, что число делится на 5 только тогда, когда заканчивается на 0 или 5. Нужно выписать примеры с этими числами, дополняя их другими действиями — сложением, вычитанием или умножением. Вот интересное правило:

На 6 делятся только четные числа. Их и нужно использовать в примерах для изучения.

Упражнение аналогично предыдущим. В ряд выписываются примеры: 7:7, 21:7, 7х5, 7х7.

На 8 делятся четные числа, большинство из которых уже изучались при делении на 2 и 4, и из произведения которых получается 8. Рядом выписываются примеры с умножением на 8.

Умножать на 9 сложнее всего. Но девятка участвовала в предыдущих упражнениях — при делении и умножении других чисел, поэтому решить данные примеры можно по аналогии.

Схитрите. Попробуйте специально допустить где-то ошибку, а когда ребенок укажет вам на неё, обязательно похвалите его: «Какая ты молодчина! Я не заметила, а ты такая внимательная!»

Дидактические игры по математике: «Табличное умножение и деление»

on 25 Ноябрь 2014.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Математика в начальных классах имеет как практическое, так и учебно-познавательное значение.

В начальной школе много времени по программе отводится на изучение темы «Табличное умножение и деление». Наряду с известными приемами, которые рекомендуются в методической литературе для изучения табличных случаев умножения и деления, можно использовать в своей практике несложные дидактические игры, игровые приемы. Математические игры помогают быстро изучить и закрепить знания таблицы умножения, освоить соответствующие случаи деления.

Для тех кому нужно вспомнить или закрепить другие арифметические навыки, рекомендуем воспользоваться таблицой сложения.

Чтобы та же игра не надоедала, через некоторое время можно внести в нее некоторые изменения, усложнить задачу, учитывая усвоенный материал, индивидуальные особенности учащихся класса.

Вот некоторые примеры простых дидактических игр, которые позволяют прочно усвоить таблицу умножения и деления.

«Помоги белочке собрать грибы»

Учитель обращается к детям с предложением помочь Белочке отобрать вкусные грибы.

На грибах записаны примеры на умножение и деление.

Вкусными будут те, ответ которых будет меньше числа 27 и т.п.

До дыр зачитала.

Учитель говорит, что нужно залатать страницы книги по математике.

5х О = 15 3х О = 27

6х О = 18 3х О = 21

5х О = 20 2х О = 12

4х О = 24 4х О = 16

Игру можно организовать как соревнование между рядами.

На полках выставлены различные игрушки. Вместо таблички с ценой записан пример на карточке.

Цены станут известны тогда, когда дети-покупатели «покупая» игрушку, решат записанный пример.

Вот так яблоки – полные сока сладкого,

Руку протяните и яблоко сорвите.

Стал ветер ветку качать,

И трудно яблоко достать.

Но яблочки эти не простые,

На них цифры золотые.

Быстро яблочко сорвите,

Ловко пример решите.

Кто больше успел решить и записать примеров, тот и победил.

На листе бумаги нарисована яблоня.

К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры.

К доске выходят три ученика.

Они срывают яблоки и быстро записывают примеры.

В середине циферблата есть кармашек для чисел, которые являются произведением множителей.

Дети стрелками должны показать множители, при наведении на которые получаем то или иное произведение.

Второй вариант игры: ученики по очереди показывают стрелками множители и вставляют в кармашек произведение.

Для этой игры нужно вырезать 28 карточек размером 3 х 4 см.

В верхней части карточек написаны примеры на умножение и деление, а в нижней части – ответы к примерам.

Задача детей – подставить к примеру карточку с правильным ответом. Игра снимает напряжение и усталость, заинтересовывает, а главное, помогает лучше и быстрее запомнить таблицу умножения и деления.

Сообщаем детям, что на этом уроке они – «меткие стрелки» – будут «запускать стрелы» (проводить стрелки) от примера к ответу. Кто правильно и быстро найдет ответ, который соответствует определенному примеру, тот становится лучшим стрелком.

Задачу учащиеся выполняют на карточках или в тетрадях.

Ученик должен отвечать на вопросы учителя, не говоря ни слова, а показывая только карточку с числами.

Вопросы учителя связаны с изучением таблицы умножения и деления.

Такую игру полезно проводить, когда ученики возбуждены и им трудно сосредоточиться без помощи учителя.

Ведущий. Дети, сегодня повторим таблицу умножения на 3.

Во время эстафетного бега будем передавать палочку через каждые 3 метра. Приготовились! Марш!

Учащиеся передают друг другу палочку, называя числа: три, шесть, девять, двенадцать и так далее, то есть последовательно воспроизводят таблицу числа 3.

Второй, третий ряды, еще раз пробегая дистанцию, считают тройками.

Таким образом можно повторить таблицу умножения по всем числам

Например, повторяем на уроке таблицу числа 8. На наборном полотне числа 16, 32, 40, 54, 80.

Вопрос к классу:

– По большинству произведений определите, какая это таблица? (Таблица числа 8)

– Какое число лишнее? -54.

– Каких произведений не хватает?

– 8, 24, 48, 56, 64, 72.

Чтобы определить таблицу, вычленить лишнее число, назвать произведения, которых не хватает, ребенок трижды повторяет таблицу, следовательно, лучше запоминает ее.

На доске выставляем фигурки зверюшек – учеников лесной школы, под каждой фигуркой – кармашки для карточек с заданиями. Дети решают примеры вместе с учениками лесной школы.

У зверьков вышли следующие ответы: 14, 15, 18, 16, 21 (карточки вставлены в кармашки). Дети сверяют с результатами ответа лесных жителей.

– А как это могло случиться?

С помощью этой игры дети учатся проверять свою работу, анализировать ошибки, доказывать правоту.

«Найди свое дерево»

Перед уроком цепляем таблицу с нарисованными деревьями, под которыми записаны примеры.

У каждого на парте карточка – ответ к примерам, написанным под деревом.

Ученик, который не ошибся в решении примеров, найдет свое дерево.

Ища только свое дерево, ребенок решает все примеры.

На доске выставлена ​​картинка с изображением кастрюли. Рядом на наборном полотне выставлены изображения овощей: морковь, свекла, лук, картофель, капуста, помидоры.

Ведущий. Сейчас мы узнаем, умеют ли учащиеся нашего класса варить борщ. На каждом овоще написан пример.

Надо разместить ответы к примерам в порядке возрастания, благодаря этому мы узнаем, в каком порядке бросать овощи в борщ.

Таким образом можно приготовить любое «блюдо»

«Забей мяч в сетку соперника»

Выставляем две игрушки сетки. Первый вариант – одна команда, второй – другая команда.

Первая из них «забивает» мяч с ответом 7. Вторая – с ответом 8.

Примеры табличного деления с ответами обоих чисел записаны на доске в произвольном порядке. Ученик запишет половину примеров, но решает все. Желание победить заставляет работать вдумчиво, ведь ошибка – гол в свои ворота.

Изготавливаем дидактические карточки, которые по форме напоминают самолет.

На обратной стороне – примеры типа:

Самолеты разделены на две эскадрильи, ученики тоже организовывают две команды. Побеждает та, что первой выполнит «боевую задачу»: решить примеры – сделать «мертвую петлю» – и вернуться на «аэродром».

Быстро яблочко сорвите,

Базовые принципы самостоятельного изучения таблицы умножения

Прежде чем начинать знакомить ребенка с данной темой, необходимо определить для себя несколько правил:

  • обучение должно происходить через призму позитива. Форма подачи материала может варьироваться в зависимости от интересов школьника, например, ребенку, увлекающемуся рисованием, будет проще учить таблицу, нарисованную собственными руками и раскрашенную на собственный лад;

Важно! Успехи детей в учебе должны поощряться родителями. Слова поддержки и искренняя похвала будут мотивировать ребенка, подстегивать желание быть еще лучше.

  • необходимо помнить о том, что моментальных результатов не бывает. При возникновении сложностей в запоминании следует относиться к этому спокойно, стараться делать подсказки, не прибегая к эмоциональным порывам бросить изучать;
  • если существует такая необходимость, например, ребенок устал или заболел, лучше сделать небольшую паузу в занятиях и приступать к ним снова только после умственной разгрузки;
  • занятия с ребенком лучше всего проводить регулярно и в одно время по несколько минут, однако при отсутствии у родителей настроя на помощь ребенку, если мысли заняты чем-то другим, стоит перенести занятие.

Процесс обучения при позитивной обстановке


Атмосфера обучения в Великобритании

Как выучить таблицу умножения с ребенком

Рано или поздно в каждой семье наступает этот день, когда ребёнку задают выучить таблицу умножения. В большинстве школ это случается во втором классе. Но учителя, понимая, в какую драму может превратиться жизнь ученика в этот период, предлагают начинать ещё на летних каникулах. Ведь постижение новой науки в короткие сроки – огромный стресс. А постепенное продвижение к цели даёт время понять принцип умножения и научиться находить искомые значения разными способами, не прибегая к формальному заучиванию.

Но всё это выглядит простым только в теории. На практике изучение умножения оказывается едва ли не переломным моментом в жизни детей. Почему так происходит и как всё-таки научить ребенка, чтобы просто и быстро выучить таблицу умножения – расскажет эта статья.

Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения?

5 игр для увлекательного изучения таблицы умножения

Изучение таблицы умножения – один из самых важных и сложных процессов в математике для младших школьников. Можно, конечно, её вызубрить. Но, поверьте моему преподавательскому опыту: от этого в дальнейшем будет мало толку. Я всегда выступаю за изучение таблицы умножения с пониманием. И сегодня поделюсь играми, которые помогут вам не только наглядно понять, что такое умножение, но выучить ее без зубрежки и закрепить результаты!

от компании «Банда умников»

Здесь ребенок учится перемножать числа от 1 до 5. В состав игры входят полупрозрачные пластиковые карточки, изображающие дома с окнами. При совмещении двух карт получается дом с количеством окон, равным произведению окон первого и второго дома. Например, дом с двумя окнами наложили на дом с тремя и получили дом с шестью окнами.
В другой версии игры на поле выкладывается квадрат из 25 карточек. Нужно путем умножения окон получить число, указанное на фишках игрока. «Много-много» также отлично тренирует пространственное и стратегическое мышление.

1320 руб

– Поэтому сейчас я помогаю детям легко и весело справиться с этой задачей.

Психологические особенности поколения Z.

Психологические особенности поколения Z.
Поколение Z (Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение, период «зима»). Годы рождения начиная с 2001-2003 года по разным источникам. Главная мотивация поколения Z — интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи — часть состояния комфорта поколения Z. Поколение Z — думающие исполнители. Это поколение легко поддается влиянию. Из них можно слепить добросовестных работников
Отличие Z от предыдущих поколений.
Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»).
Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Z не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения.
Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Они быстрее развиваются, чем дети этого возраста 10-15 лет назад.
Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет.
Особенности познавательной сферы поколения Z.
• Клиповость – это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде».
• Учащиеся становятся все более и более эрудированными, но все менее и менее знающими. С помощью интернета они попадают в мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ.
• Интернет затрудняет сегодня формирование не только теоретического, но и проектного мышления у школьников. Компьютер создает иллюзию, что вы можете проникнуть в любое пространство и подействовать там.
• Устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо.
• У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная. Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации.
Личностные особенности поколения Z.
• Гиперактивность как результат клипового сознания.
• Склонность к аутизации.
• Интровертированный индивидуализм.
Особенности обучения поколения Z.
Рекомендации педагогам:
• Учащийся в центре внимания. Доброжелательное отношение к каждому учащемуся класса, даже к «слабому».
• Создание учебных планов, в центре внимания, при разработке которых будет современный мир и возможность обучающегося эффективно действовать в нем.
• Кооперация вместо конкуренции .( Робота в группах ).
• Применимость знаний. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.
• Время – главная ценность. Поиск учителем идеального соотношения между затраченным временем, объемом полученной информации и «пользой», которую учащиеся смогут из этой информации извлечь.
• Главное – результат. Нацеленность учебного процесса на результат. (знание, а не оценка). Необходимо поставить перед учениками видимую цель, к которой они будут идти.
• Учащиеся должны иметь возможность «настроить» в некоторой степени процесс обучения – чтобы каждому из них было максимально удобно, как получать знания, так и оценивать свои академические успехи. (самооценка).
• Создание позитивной атмосферы диалога между педагогом и одноклассниками на каждом уроке. Учитель на равных, а не «свысока». Использование « Я – сообщений» в диалоге с учениками.
• Использование метода визуализации как основного способа предоставления новой информации на уроках . Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Активное использование Интернет- ресурсов на уроках и в процессе подготовки домашних заданий.
• Чаще хвалите( похвала для них это как «лайки» в интернете.
• Говорите коротко, пишите развёрнуто и по пунктам.

Читайте также:  Оригинальные поздравления с 18-летием парню: своими словами, в прозе, в стихах

Рекомендации родителям поколения Z:
• Говорите о своих требованиях коротко и четко. Используйте « Я- Сообщения» в процессе воспитания.
• Ставьте лайки.Чаще хвалите. Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.
• Не отбирайте гаджеты. Они в них живут. Не отнимайте у них возможность соцсетей.
• Займите их досуг. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться.
• Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение всё ещё не может заменить дружеские посиделки. Приглашайте их друзей в гости на чай с тортом, например.
• Общаясь чаще и качественнее со своим ребенком, можно донести до него какие-то истины. Под качественным общением мы понимаем не дежурные “как дела?” и “есть будешь?”, а совсем другие разговоры — без нравоучений, на равных.
• Научите подростка адекватно оценивать ситуацию. Он должен понимать, когда можно “прогнуть” систему под свои условия, а когда это будет чистой воды эгоизмом.
• Не пытайтесь изменить вашего ребенка и сделать из него человека, с такими же убеждениями, установками и взглядами как у вас. Примите как факт — он другой, он в чем-то лучше вас. Помогите ему войти во взрослую жизнь, поделитесь своим опытом и присмотритесь повнимательнее — возможно, вам тоже есть чему поучиться у него.
• Станьте Интернет-гуру для ребенка.Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

Литература
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.37–42.
Клепиков В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39–46.
Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК,
М

Рекомендации родителям поколения Z:
• Говорите о своих требованиях коротко и четко. Используйте « Я- Сообщения» в процессе воспитания.
• Ставьте лайки.Чаще хвалите. Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.
• Не отбирайте гаджеты. Они в них живут. Не отнимайте у них возможность соцсетей.
• Займите их досуг. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться.
• Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение всё ещё не может заменить дружеские посиделки. Приглашайте их друзей в гости на чай с тортом, например.
• Общаясь чаще и качественнее со своим ребенком, можно донести до него какие-то истины. Под качественным общением мы понимаем не дежурные “как дела?” и “есть будешь?”, а совсем другие разговоры — без нравоучений, на равных.
• Научите подростка адекватно оценивать ситуацию. Он должен понимать, когда можно “прогнуть” систему под свои условия, а когда это будет чистой воды эгоизмом.
• Не пытайтесь изменить вашего ребенка и сделать из него человека, с такими же убеждениями, установками и взглядами как у вас. Примите как факт — он другой, он в чем-то лучше вас. Помогите ему войти во взрослую жизнь, поделитесь своим опытом и присмотритесь повнимательнее — возможно, вам тоже есть чему поучиться у него.
• Станьте Интернет-гуру для ребенка.Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

Скачать:

ВложениеРазмер
pokolenie_z.docx27.69 КБ
  1. В подростковом возрасте обостряется интерес к своим физическим и психическим особенностям, возрастает озабоченность по поводу своего физического, интеллектуального, характерологического или нравственного несовершенства , стремление к саморазвитию, повышенная рефлексия, попытка выработки мировоззрения.

Объясняйте, что движение — это жизнь

Современные дети малоподвижны, любая физическая нагрузка многим ребятам дается с трудом. Зарядка по утрам, регулярные занятия спортом, посещение спортивных секций — это должно войти в привычку.

Что волнует подростка, чем он живет. Эти дети лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. Если нужно, пишите электронные письма, записки, лишь бы оставаться на одной волне.

Дети поколения Z. Особенности воспитания

Теория поколений была создана в 1991 году американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Адаптацию теории поколений для России в 2003–2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.

Теория поколений показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на формирование его ценностей и мировоззрения.

Ценности можно объединить в четыре основные группы: здоровье, семья, социальные ценности и духовные. Формирование ценностей происходит согласно данной теории примерно до 12–14 лет.

Границы поколений зависят от уровня развития технологий в стране, где родились молодые люди. Например, в США к поколению Z относят детей, родившихся с 1995 года, в Японии родившихся в 1985 году.

В России выделяют следующие поколения.

Величайшее поколение (1900–1923). Ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы пришлись: революция, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Людей Величайшего поколения отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.

Молчаливое поколение (1923–1943). Ценности этих людей формировались до середины 50-х годов. Значимые события: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление. Только в своей семье эти люди могли говорить на любые темы, обсуждать проблемы, в остальных же местах они контролировали себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. Эти люди очень законопослушны.

Поколение беби-бумеров (1943–1963). Значимые события: победа в Великой Отечественной войне, советская “оттепель”, покорение космоса. Люди этого поколения выросли в настоящей супердержаве. Они верили в свою страну, им присущ оптимизм, коллективизм.

Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963–1984). Ценности людей этого поколения: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, не формальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Это так называемое поколение с ключом на шее, дети, которые приучались к ранней самостоятельности. События: закрытость страны, застой, холодная война, война в Афганистане, появление наркотиков, начало перестройки, бум разводов. Семейные ценности в это время очень пошатнулись, многие женщины — представители данного поколения стали заниматься бизнесом, стремиться к самостоятельности.

Поколение Y или Next (1984–2000). Их ценности: свобода, развлечения, результат. В систему ценностей этих людей также включены понятия “гражданский долг” и “мораль”, “ответственность”, но при этом их отличает наивность и умение подчиняться.

События: распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими. Наступила эпоха брендов. Основные проблемы людей этого поколения: наркомания, табакокурение, алкоголизм.

Поколение Z (c 2000). Поколение людей, родившихся после 2000 года и продолжающих рождаться по сей день. Поколение Z в России — это ещё школьники. Ценности поколения Z в процессе формирования.

В основе самой теории поколений есть предположение, что поколения не только отличаются друг от друга, они ещё и цикличны. Есть также мнение, что поколение Z будет очень походить на “молчаливое поколение”, которое появилось на свет перед Второй мировой войной.

Глобальные события, которые происходят сейчас, во время взросления детей из поколения: мировой финансовый кризис, укрупнение бизнеса, создание торговых сетей.

Молчаливость этих людей может быть обусловлена ещё и повсеместным распространением различных средств связи, они делают выводы на основе информации, которую получили из интернета. Неуклонно сокращается доля живого общения с людьми в пользу виртуального.

Вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: “Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети — часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно — быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет”.

“Цифровой человек” поколения Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Однако “строительным материалом” являются отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм.

Ценности здоровья для нового поколения будут ещё более актуальны. Люди будут осознавать, что для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий, и потребление в этой сфере будет расти. Семейные ценности в глазах нового поколения обречены на постепенную девальвацию. Перемещение внимания будет происходить в сторону социальных ценностей — карьера и благосостояние. Но, вспоминая про гиперактивность, повышенную конфликтность и проблемы с эмоциями, можно ожидать, что это общество будет склонно к более острой конкуренции людей друг с другом, конкуренции не корпоративной, а персональной. А четвёртая группа ценностей — духовная — для значительной массы молодёжи опять же будет обесцениваться.

Итак, общие характеристики поколения Z следующие.

  1. “Клиповое мышление”.

Клиповое мышление — особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.

Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чём более длительное время.

Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Поэтому они адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и просеивать огромные объёмы информации.

  1. Следование за кураторами.

Люди поколения Z следуют за кураторами, доверяют им, пытаясь понять, где находится наиболее адекватная информация и лучшие развлечения. Эти инструменты необходимы поколению Z для того, чтобы уменьшить потенциальный выбор из множества вариантов. Для того чтобы завоевать их внимание следует обеспечить переживания, приносящие немедленную пользу и являющиеся очень увлекательными.

  1. Социальные взаимодействия.

Поколение Z развивается в век чатов, форумов, сообществ. Они вроде бы и вместе, но каждый в своём гаджете, каждый у себя дома. Семья для них самое безопасное место. Им свойственна необходимость постоянно обмениваться информацией.

  1. Влияние социальных медиа.

Поколение Z на личном уровне стремится быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа — здесь проходят важные беседы, находятся их сверстники. С помощью социальных медиа они управляют несколькими личностями для того, чтобы суметь удовлетворить каждую из аудиторий. Люди поколения Z находятся между двумя силами: социальные медиа им необходимы для того, чтобы строить личные бренды, однако они не хотят, чтобы соцсети определяли то, кем они являются на самом деле.

  1. Ориентация на успех.“Я ещё не знаю, кем я буду, но обязательно добьюсь успеха” — это девиз людей поколения Z.Дети хотят достигать результата, но не любят ждать. У них нет усидчивости и терпения.

В действительности поколение Z сталкиваются с теми же проблемами, возникающими на определённом жизненном этапе у всех: расставанием с родителями, началом карьеры, формированием личной идентичности. Однако им приходится делать это в стремительную технологическую эпоху.

  1. Родители как друзья. Подводные камни нового подхода в воспитании?

Примечательно, что у детей современного поколения нет конфликта с более ранними поколениями. Дети рассказывают, что у них нет никаких проблем, сложностей с родителями. Они доверяют им и говорят с ними практически на любые темы. Важно, что сами родители хотят иметь равные отношения с детьми, они хотят с ними дружить. Сегодня модно быть другом своему ребёнку. В целом, концепция взаимодействия с ребёнком стала более обдуманной. Мы видим, как родители смотрят обучающие материалы, видеоролики о том, как правильно быть родителем и воспитывать ребёнка.

Также современные родители слишком жалеют и опекают своих детей. Им все время кажется, что их детям очень сложно, они живут в эпоху многозадачности, им обязательно в жизни придётся много чего добиваться. Поэтому родители создают для детей некий вакуум и руководствуются принципом: “Главное — не сломать ребёнка”.

При этом родители не ругают детей за плохие поступки, но хвалят за нормальные, само собой разумеющиеся. Таким образом, получается, что дети живут в системе вечных поощрений и похвалы. Разумеется, такой же модели взаимодействия с ними они ожидают и в более взрослом состоянии. Похвала становится для них чуть ли не жизненной необходимостью.

Педагоги перестали быть авторитетом, в принципе взрослые перестали быть авторитетом. Дети воспринимают взрослых как равных себе, они не готовы воспринимать информацию от педагога или родителя как истину в последней инстанции. Готовы спорить, уточнять, почему так, просить взрослого человека аргументировать свою позицию, если она непонятна и вызывает у ребёнка дополнительные вопросы. Для ребят поколения Z ценностями являются умение общаться, налаживать связи, контактировать. Находиться в одиночестве, физически не в Интернете — для них пытка.

Ребята сегодня уверены в собственной исключительности. С детства им родители и педагоги рассказывают о том, что они талантливы, одарённые, самые лучшие и всё смогут. Либеральные родители всячески развивают идею об их уникальности. Но, несмотря на веру в свою неповторимость, все они очень похожи и следуют единым трендам.

Как мы, родители, можем помочь своим детям?

Об этом рассказывает кандидат психологических наук Анна Варга в интервью “Harvard Business Review — Россия”.

  • Обучение детей с опорой на непроизвольное внимание.

Появление нового способа коммуникаций всегда ведёт к серьёзным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций — устную, письменную и аудиовизуальную.

Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр.

Родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.

Однако, школа не готова приспосабливаться к современному ребёнку и к тому типу общества, в котором ему придётся жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребёнок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребёнок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.

Тем не менее, многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.

Школа требует произвольного внимания, а ребёнок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

  • Надо отнимать у детей гаджеты?

Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и мы ничего не сможем с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребёнок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придётся ему помогать.

  • Быть на стороне ребенка.

На сегодняшний день школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться. Правильно, это быть на стороне ребёнка, помогать ему с учёбой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдёт свой интерес и научится развивать произвольное внимание.

Если родители будут бороться с ребёнком дома, учителя — в школе, то его ждёт не только СДВГ, но и тяжёлая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим.

У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.

Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?

Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться.

  • Интернет тоже бывает опасен.

Раньше родители переживали, что ребёнок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Пример: история мальчика Стёпы. Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых “полайкать” его страничку и картинки динозавров. И Стёпа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно? Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы её ребёнку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребёнка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребёнком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

  • В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?

Родители и учителя от этого в ужасе. Но запретами ничего не добьёшься. В юном возрасте многие употребляли неприемлемую лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность, и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жёсткое, потому, что оно во многом анонимное.

  • Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?

Если ребёнок не расстаётся с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребёнок не выходит из комнаты, входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учёбой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.

Родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребёнок этого не найдёт. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнём учить, упрекать, кричать и наказывать.

  • Чему ещё должны научиться родители “цифровых” детей?

Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Ребёнку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг друга. Так создаётся эмоциональная опора, которая важна для ребенка.

Литература:

  1. Решетников О.В. Поколение Z и недалёкое будущее рынка труда. Санкт-Петербург, 2014;
  2. Кудашева А.С. Здравствуйте, поколение Z. [Электронный ресурс];
  3. Harvard Business Review — Россия. Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно. [Электронный ресурс].

Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и мы ничего не сможем с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребёнок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придётся ему помогать.

X, Y, Z – кто есть кто? Разбираемся в теории поколений

Поколение X, Y или Z – это не серия романов Пелевина, это обширная социологическая теория, довольна интересная, к слову. Суть её сводится к тому, что люди, родившиеся в один и тот же период истории, имеют схожие черты в мировосприятии, жизнеустройстве и поведении. Это теория, которая очень красиво и доходчиво объясняет причины вечной проблемы «отцов и детей». Новое поколение сменяет предыдущее в течение каких-то полутора, максимум двух десятилетий, при этом частота исторических событий в двадцатом и двадцать первом веке была настолько высокой, что жизнь каждого поколения разительно отличалась от жизни их отцов, и это, естественно, отражалось на мировоззрении, социуме и даже экономике. Сегодня мы попробуем разобраться в этой теории поколений, и подробнее остановимся именно на «икс», «игрек» и «зэт» – современных взрослых и подростках. Так что если вы часто слышали слова «миллениалы» или «центениалы», или хоть раз в жизни путали поколение «икс» и «поколение пепси», то вам должно быть занятно почитать, чем же мы все так отличаемся от старших и младших, и почему схожи со своими ровесниками.

Итак, теорию поколений разработали Уилльям Штраус и Нил Хоув – американские социологи, обратившие внимание на то, что схожий коллективный опыт может наблюдаться у людей одного и того же поколения, даже если они никогда в жизни никак между собой не контактировали, а всего лишь жили в одном и том же историческом контексте. Их совместная книга вышла в начале девяностых, именно тогда свет впервые взглянул на историю как на серию биографий самых разных поколений. Социологи описали большое количество поколений, начиная аж с 1584 года, но мы не будем углубляться так сильно.

Я думаю, есть смысл начать изучать теорию поколений хотя бы с 20 века, потому что тогда, вероятно, вы смогли бы сравнить описания старших поколений со своими бабушками и дедушками, и решить для себя, насколько вы хотите этой теории доверять.

И хотя теория и была написана в рамках США (всё-таки социологи в большей степени изучали именно свою страну), Штраус и Хоув в процессе исследований обнаружили, что и для европейских государств разделение на поколения является практически таким же. Теорию поколений подхватили многие другие исследователи, и на сегодняшний день мы можем применить её и к России, правда, конечно, не без актуальных для нас поправок. Кстати, несмотря на то, что годы поколений указаны довольно чётко, большинство социологов сходятся на том, что границы поколений сильно размыты, а все эти датировки довольно условны, так что если вдруг вам кажется, что вы вылитый миллениал, хотя ваш год рождения теоретически отнесён к «иксам», это всего лишь подтверждает, что все мы разные, а все эти поколения – это всего лишь попытка обобщить и структурировать наши знания о нравах разных времён. Но мир может быть гораздо сложнее, чем все наши обобщения о нём.

Так что вперёд, ищите себя, своих знакомых и родных, возможно многое станет ясно.

Так что вперёд, ищите себя, своих знакомых и родных, возможно многое станет ясно.

Цифровизация

Компьютерные технологии как реальный мир, в котором живет поколение Z, вовсе не преувеличение. По данным одного из крупнейших в мире коммерческих банков Goldman Sachs, молодежь может проводить онлайн до 10 часов в сутки. Банк, как вы понимаете, структура, заинтересованная в привлечении клиентов и поиске каналов коммуникаций с ними, так что к их наблюдениям стоит присмотреться.

Разумеется, данные следует воспринимать с поправкой на страну, регион и доступность быстрого Интернета, но в целом тренд цифровизации характерен для всего поколения Z. Границы между онлайн и офлайн для поколения Z весьма условны. Едва ли не все, что происходит с ними в реальной жизни, тут же становится достоянием гласности посредством соцсетей и мессенджеров, которыми молодежь активно пользуется.

Вполне логично, что от всех остальных они ждут того же – открытости и готовности делиться событиями. Желательно, чтобы события были интересными и захватывающими. Это относится не только к друзьям и ближнему окружению – для внешних коммуникаций молодежь выбирает людей и бренды, которые тоже живут в Сетях и дают быструю обратную связь.

Среди представителей поколения Z желающих сидеть в офисе с 9 до 18 будет намного меньше, чем среди ныне здравствующих работников поколения Х и даже составляющих основной рынок труда поколения Y. Учитывая, что поколение Z находится на связи до 10 часов в сутки, всегда есть возможность решить с ними удаленно любой рабочий вопрос.

Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z

Гапизова Марина Васильевна

Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z

(выступление на МО воспитателей)

Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание, общая цель у педагога и учащегося. Как достичь взаимопонимания, если педагог и учащийся представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом?

Теория поколений впервые была описана в 1991 году американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, которые проверили ее на жителях Штатов вплоть до 1900 года рождения. В основу теории поколений Хоув и Штраус положили мысль о том, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12—14 лет. Именно до этого возраста у человека формируется собственная система ценностей, которую он потом и проносит через всю жизнь: сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом. Адаптацию теории поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations. Сегодня проект RuGenerations и его команда продолжают работу. Но уже с новым поколением. Ценности представителей одного поколения, утверждают они, будут одинаковы, что для США с Европой, что для России и Китая. А все потому, что они формируются в детском и юношеском возрасте.
В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Человек этих ценностей не замечает, они действуют незаметно, но во многом определяют поведение человека: как он общается, как решает конфликты и строит команды, как развивается, что и как покупает, что его мотивирует, как ставит цели и управляет людьми. Ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы.

Сейчас, по версии RuGenerations, в России живут представители пяти поколений:
• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)
• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)
• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)
• Поколение Х (1963–1984 г. р.)
• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)
• Поколение Z (c 2000 г. р.)

1. Величайшее поколение или поколение GI (1900—1923)
Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.
Люди, принадлежащие к данному поколению, если о чем-то судят, то переубедить их в чем-то действительно очень сложно. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду. Деньги для них ценностью не являются. Видимо, это объясняется тем, что деньги за время их жизни неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли все, что наживали.

2. Молчаливое поколение (1923- 1943)
Ценности представителей данного поколения формировались до середины 50-х годов. События, которые произошли в данный отрезок времени: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление наложили свой отпечаток на формирование и развитие Молчаливого поколения.
Понятие «семья» для них — святое понятие. Только в семье они могут говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они контролируют себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны.

3. Поколение Беби-бумеров (1943-1963)
Данное поколение названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Но их «победное» настроение сильно отличается от настроения поколения Gl и полностью — от настроения «молчаливых». Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в самой страшной войне, которая покорила космос. И ко всем этим событиям они причастны лично. Гагарин летел в космос не один, вместе с ним на борту космического корабля «Восток» летели все девчонки и мальчишки Советского Союза.
Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер — это личный вызов. Они оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. Для достижения поставленной перед ними цели они не остановятся ни перед чем. Главное для них — победа. При этом представитель данного поколения предпочитает работать в команде, так как именно команда, коллектив, выполняют у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и без которой он ничего собой не представлял. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека является активность и любознательность. Ибо потеря активности для них равносильна разрушению фундамента и, фактически, смерти.

4. Поколение Х (1963-1984)
Фоном для данного поколения были «холодная война» и война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся в их время по стране бум разводов сделал данное поколение более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей- трудоголиков на работе — более самостоятельными. У поколения Беби-бумеров задача заботы о подрастающем поколении не была приоритетной. Напротив, с их точки зрения, чем больше трудностей вставало перед ребенком, тем счастливее он должен был быть. Именно оттуда и пошел «ключ на шее» — символ ранней самостоятельности. Дети сами делали уроки, сами разогревали себе обед, оставленный старшими на плите. Все это привело к тому, что, повзрослев, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. К чужой помощи представитель поколения X прибегает крайне редко и неохотно.
Человек, принадлежащий к поколению X, — индивидуалист, противник всяческой толпы. Ценности, которые присущи данному поколению: готовность к изменениям, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Но главная ценность для него — возможность выбора. Если представитель поколения Беби-бумеров был рад работать токарем при условии, что он был лучшим токарем на заводе, то представитель поколения Х такая работа уже не устраивает. Потому что он сам должен выбирать, какие ему детали точить. Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления.

5. Поколение Миллениум или Y (1984-2000)
Основные события становления представителей данного поколения — это
распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. Люди, принадлежащие к поколению Y, наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие — им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Одно из прозвищ, которым социологи нарекли данное поколение, — «поколение большого пальца», от привычки набирать эсэмэски одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности, в блогах и в искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. Когда им говорят, что надо поработать десять лет в организации, и ваш труд будет вознагражден обеспеченной жизнью, они отвечают: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет. Ведь жизнь так быстро меняется. Десять лет назад не было ни смартфонов, ни быстрого интернета. И если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось (а для их предшественников — так и столетиями), в их жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Они не знают другой жизни.
Но стоит отметить, что долг и мораль в системе ценностей поколения Y занимают гораздо больше места, чем у их предшественников. Они лучше других разбираются в моде. Мода — это вообще их кредо, а цель жизни — получение удовольствия в максимальном размере. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. И лучшим спортивным снарядом для них становится байк, скейт или ролики.

6. Поколение Z (2000-2020)
По мнению учёных, впервые за всю историю люди в столь радикально высокой степени отличаются от своих предков. Поколение Z называют по-разному – центениалы, домоседы, поколение «ЯЯЯ», цифровые люди. Пока сказать о нём что-либо точно сложно, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования. Но предположить, каким оно будет, уже вполне можно. Становление представителей поколения Z происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей стабильность сетями, слабое погибает, сильное крепчает. Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. Если они другие – значит они изменились. Если они изменились, то в какую сторону – в хорошую или плохую? Здесь срабатывает давнишний стереотип – любые технологические изменения вызывают у людей опасения и страхи. В психологии даже дано понятие такому явлению – ювеноя. В этом случае ювеноя связана с интернетом, с его влиянием. Что же это за влияние? Источник ли это опасности, или это улучшение качества жизни? На сегодняшний день ситуация такова, что четких доказательств положительного, либо отрицательного влияния интернета на подрастающее поколение нет.
Но, как отмечает Евгения Шамис: «Уже ясно, что поколение Z будет очень заботиться о безопасности. Пример этому, какой ребенок, рожденный в СССР, не убегал из детсада через дырку в заборе? А сейчас в детсадах пропускная система, и у детей даже мысли такой не возникает. По прогнозам специалистов, это поколение будет внимательно читать инструкции, не задумываясь и без напоминаний пристегиваться в автомобилях и самолетах и изучать список противопоказаний к лекарствам. Они будут теми, кто привнесет новые технологии и интегрирует их в жизнь. Еще студентам поколения Z будет важен не диплом, а сама суть образования».
Кто они, дети поколения Z? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей, общество, педагогов.
О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке. По данным Marketing Media Review, они действительно намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.
Поколение Z обитает в виртуальном мире – они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов. Виртуальные развлечения выходят на первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети поколения Z еще долго будут обеспечивать работой психоаналитиков и психотерапевтов. Они – поколение опытных потребителей, равнодушных к брендам, знающих, чего они хотят и как это получить. А вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет».

Личностные особенности поколения Z

1. Гиперактивность как результат клипового сознания.
Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности.

2 Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации.
Речь идет об аутизме не в виде расстройства, а как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.
3. Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация.
Подростки будут менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, будут постоянно ожидать от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки всего, что они делают.
4. Характерной чертой поколения Z является отсутствие критичности.
Зачем думать самостоятельно, если можно написать свой вопрос в поисковую строку. Больше не нужно запоминать огромные массивы информации, так как проще воспользоваться знаниями мировой паутины, которая все решит сама. С одной стороны, такие возможности помогают современным учащимся искать большое количество информации, находить ответы и поражать родителей своими навыками. С другой стороны, кажущаяся легкость бытия заражает сознание вирусом некритичности. Потому что учащемуся не нужно больше прилагать усилия, думать самому, создавать что-то с нуля – все уже придумано. Никаких проблем по решению трудных задач, можно просто получить чужие знания во временное пользование.

5. Отличительной чертой поколения Z является «витание в фантазиях».
Психологи сильно обеспокоены тем, что производители детских книг и фильмов стали очень редко использовать в качестве героев обыкновенных животных. На их место пришли роботы, вампиры, зомби, супер-герои и прочие выдуманные персонажи.

6. У новой молодежи еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели.

7. Следующий важный момент – исчезает традиционная семья.
Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Это уже не брак гражданский, а так называемая семья выходного дня. Люди вместе не живут, а только проводят выходные.
Семейный круг, встречи родных тоже будут уходить в прошлое, и лет через 15-20 они станут виртуальными и общаться люди будут по аналогу Skype. Уже сейчас есть молодые люди, которые живя отдельно от родителей (но за их счет), общаются с родителями только по телефону или через сеть. И дело не в отдельно взятых семьях, к сожалению, это закономерность, образ жизни подталкивает молодежь именно к такому поведению.

Многие родители признаются в том, что самое страшное для них на данный момент заключается в том, что у детей абсолютно нет цели. У них есть чувство дисциплины и ответственности, но полностью отсутствует свойственный предыдущим поколениям энтузиазм и тяга к познанию мира. Они ждут лидера, который поведёт их за собой.
Отсюда появляется соблазн убежать от выбора совсем, отвлечься на новомодные развлечения, которые так услужливо предлагает мир.

3. Поколение Беби-бумеров (1943-1963)
Данное поколение названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Но их «победное» настроение сильно отличается от настроения поколения Gl и полностью — от настроения «молчаливых». Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в самой страшной войне, которая покорила космос. И ко всем этим событиям они причастны лично. Гагарин летел в космос не один, вместе с ним на борту космического корабля «Восток» летели все девчонки и мальчишки Советского Союза.
Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер — это личный вызов. Они оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. Для достижения поставленной перед ними цели они не остановятся ни перед чем. Главное для них — победа. При этом представитель данного поколения предпочитает работать в команде, так как именно команда, коллектив, выполняют у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и без которой он ничего собой не представлял. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека является активность и любознательность. Ибо потеря активности для них равносильна разрушению фундамента и, фактически, смерти.

Поколение Z – годы рождения

Поколения X, Y и Z – их характерные особенности, связанные с временным периодом, в который они родились – это то, что занимает социологов. Поколение сменяют друг друга каждые 20 лет. Возраст поколения Z рассчитывается исходя из разных источников и имеет привязку к территории проживания:

  • рожденные с 1995 года – возраст 22 года (западные стран);
  • дети которые родились в 2000-м году и те, кто еще будет рождаться (характерно для России), самым старшим из них – 17 лет.
  • рожденные с 1995 года – возраст 22 года (западные стран);
  • дети которые родились в 2000-м году и те, кто еще будет рождаться (характерно для России), самым старшим из них – 17 лет.

Поколение Z. Как с ним общаться?

Они начинают пользоваться смартфонами раньше, чем ходить, реальному общению предпочитают виртуальное. Найти общий язык с «цифровыми аборигенами» не так просто.

Родители и учителя часто ругают детей за то, что те не хотят учиться, не читают, «зависают» в телефонах. Психолог высшей категории, преподаватель педагогического факультета ПГНИУ Татьяна Графская много знает о поколении, которое называют поколением Z. Она уверена, что современные дети обладают множеством достоинств. Главное – научиться их слышать и понимать.

Конечно, многозадачность не всегда влияет на детей этого поколения положительно. Обратная сторона медали – это клиповое мышление. У них нет глубины и системности знаний, которая была характерна для советских детей. Можно сказать, что у современных детей мир в сознании яркий, но фрагментарный в виде мозаики. Зато они много могут объять. Ещё одна проблема – дефицит внимания. Большинству ребят очень сложно сосредоточиться на каком-либо предмете, так как они постоянно окружены массой информации.

Ссылка на основную публикацию