Глаголы исключения 1 и 2 спряжения: таблица

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Изучая правила орфографии в русском языке, постоянно натыкаешься на слова-исключения. Обычное заучивание не приводит к эффективному результату. Со временем эти слова забываются. Для фиксирования в памяти нелогичной информации разработаны способы, которые будем использовать для запоминания глаголов-исключений 1 и 2 спряжения.

Спряжение – это способ, который позволяет изменить глагол по 3 формам лица в единственном и множественном числе.

Знание основных правил и слов-исключений поможет в правильном написании окончаний.

Как определить спряжение глагола

  1. Найти неопределенную форму (задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»).
  2. Посмотреть какая гласная буква стоит перед -ть.

Глаголы 1 спряжения

Определяются по буквам, которые стоят перед -ть в суффиксах: а, о, у (ну), е, я.

  • а-ть – покупать, собирать;
  • о-ть – колоть, полоть;
  • у (ну)-ть – тонуть, подкапнуть;
  • е-ть – реветь, потеть;
  • я-ть – веять, сочинять.

Проспрягаем глагол «покупать»:

ЧислоЛицо1 спряжение
ОкончанияПримеры
Единственное1 (я)-у, -юпокупаю
2 (ты)-ёшь, -ешьпокупаешь
3 (он, она, оно)-ёт, -етпокупает
Множественное1 (мы)-ём, -емпокупаем
2 (вы)-ёте, -етепокупаете
3 (они)-ут, -ютпокупают

Не относятся к 1 только:

Слово «зиждиться» означает опираться на что-нибудь, основываться на чём-нибудь. «Зыбиться» значит колебаться. Это редкие слова и в современной речи часто не употребляются, но знать их надо.

СловоЛицо
123
ед. ч.мн. ч.ед. ч.мн. ч.ед. ч.мн. ч.
Бритьбреюбреембреешьбреетебреетбреют
Стелитьстелюстелемстелешьстелетестелетстелют
Зиждитьсязиждюсьзиждимсязиждишьсязиждетесьзиждитсязиждятся
Зыбитьсязыблюсьзыблемсязыблешьсязыблетесьзыблетсязыблются

Глаголы 2 спряжения

Находятся по суффиксу, в котором перед окончанием -ть стоит буква .

Проспрягаем глагол «проводить» в таблице:

ЧислоЛицо2 спряжение
ОкончанияПримеры
Единственное1 (я)-у, -юпровожу
2 (ты)-ишьпроводишь
3 (он, она, оно)-итпроводит
Множественное1 (мы)-импроводим
2 (вы)-итепроводите
3 (они)-ат, -ятпроводят

  • 4 глагола на -ать;
  • 7 глаголов на -еть.

Как выучить исключения

Для быстрого и длительного запоминания используют понятные и простые для восприятия способы.

Ритмичная запоминалка

Рифмованные стишки содержат слова, которые надо запомнить. Их необходимо заучивать наизусть и использовать в работе.

Этот способ запоминания вовлекает в образовательный процесс в виде игры, считалки, способствует тренировке памяти и лучшему восприятию.

Ассоциативный рассказ

Ещё один способ запоминания – методом ассоциаций. Заключается в установлении связи между словами, не имеющими ничего общего между собой. Связь может быть шуточной, смешной, сказочной, фантастической. Чем необычнее рассказ, тем легче запомнить:

Что, если друзья не могут терпеть друг друга? Такое бывает – просто ненавидят! Увидишь – смотришь, терпишь и думаешь, как бы посильней обидеть. А всё из-за чего? Никогда не прощу! Взял и побрил мою собаку. Теперь, мне кажется, что она мерзнет и приходится стелить ей тёплую постель. Но мы всё равно общаемся, зависим мы друг от друга – вместе делаем домашку. Хотя недавно я решил задачу, а он провертел тетрадь, а потом у меня списал. Случается, я скажу что-то обидное, а он услышит – и гоняет меня по школе. От быстрого бега аж дышать тяжело! Вот так, ненавидим и жить друг без друга не можем!

Таблица с картинками

Помогает лучше понять и запомнить, особенно с хорошей зрительной памятью. Наглядные таблицы концентрируют внимание, развивают логическое мышление и речь, способствуют усвоению материала. Таблицы, которые всё время на виду, гораздо легче запоминаются.

Спряжение глагола

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

ЛицоГлаголы 1 спряженияГлаголы 2 спряжения
Ед. числоМн. числоПримеры глаголов 1 спряженияЕд. числоМн. числоПримеры глаголов 2 спряжения
1-е-у (-ю)-емрисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю)-имприготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е-ешь-етерисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь-итеприготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е-ет-ут (-ют)рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит-ат (-ят)приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные), которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.

Глаголы-исключения I и II спряжения – правила правописания и определения

Очень важно научиться устанавливать спряжение глаголов, однако ещё важнее – знать глаголы-исключения 1 и 2 спряжения. Эта памятка поможет без труда определять необходимое.

Для закрепления материала хорошо прорешивать тренажеры с проверкой онлайн, чтобы к экзамену быть в полной готовности.

Глаголы II спряжения и их исключения

Слово нужно проспрягать, то есть изменить по лицам и числам, чтобы увидеть нужные окончания и верно определить спряжение.

Таблица ниже наглядно представляет примеры.

Он / она / оно летит

Имеются вдобавок глаголы 2-ого спряжения, которые являются исключениями. Дабы не ошибиться, желательно заучить их: вертеть, гнать, держать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, дышать, слышать.

В начальной форме все они оканчиваются на –ать и –еть, поэтому кажется, что они принадлежат 1-ому спряжению. Однако легко проверить, к какому спряжению принадлежит глагол, если просто проспрягать его.

Глаголы I спряжения и их исключения

Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).

я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;

я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;

я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;

я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;

я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.

Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения: брить и стелить.

Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.

Как определить спряжение глагола в русском языке

В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:

по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);

по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).

Метод выявления спряжения по ударному окончанию

Примеры:

    печь – ты печёшь, она/он печёт, они пекут (1);

кричать – ты кричишь, она/он кричит (2);

велеть – ты велишь, она/он велит, они велят (2);

течь – ты течёшь, она/он течёт, они текут (1);

молчать – ты молчишь, она/он молчит, они молчат (2);

таить – ты таишь, она/он таит, они таят (2);

жечь – ты жжёшь, она/он жжёт, они жгут (1).

Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.

лить – льёшь, льют (1 спр.);

гореть – горишь, горят (2 спр.);

мыть – моешь, моют (1 спр.);

рыть – роешь, роют (1 спр.), галдеть – галдишь, галдят (2 спр.).

Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу.

Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив (начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения

Личные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. Узнаем, как пра­виль­но напи­сать лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, опре­де­лив их спря­же­ние. В боль­шин­стве окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Глагол явля­ет­ся изме­ня­е­мой частью речи в рус­ском язы­ке. Эта само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам, лицам и чис­лам.

Спряжение глаголов

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окон­ча­ни­я­ми.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узна­е­те
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим
2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научи­те
3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, напри­мер

  • 1 лицо я по ю́ — мы по ём
  • 2 лицо ты по ёшь -вы по ёте
  • 3 лицо девоч­ка по ёт — дети по ю́т .

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спря­же­ния.

Узнаем, какое спря­же­ние име­ет гла­гол

  • 1 лицо я леч у́ — мы лет и́м
  • 2 лицо ты лет и́шь — вы лет и́те
  • 3 лицосамо­лёт лети́т — пушин­ки лет я́т .

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спря­же­нию.


Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицо я ви́ж у — мы ви́д им
  • 2 лицо ты ви́д и шь — вы ви́д и те
  • 3 лицо он ви́д и т — они ви́д я т

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся так­же ко вто­ро­му спря­же­нию (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотр ю́ — мы рассмо́тр и м
  • 2 лицо ты рассмо́тр и шь — вы рассмо́тр и те
  • 3 лицо он рассмо́тр и т — они рассмо́тр я т .

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спря­же­ния:

  • 1 лицо я купа́ ю — мы купа́ е м
  • 2 лицо ты купа́ е шь — вы купа́ е те
  • 3 лицо он купа́ е т — они купа́ ю т

Видеоурок для учащихся 5 класса


Спряжение глаголов в русском языке: таблица

Наступило лето и те ученики, которые добросовестно учили уроки, могут расслабиться и как следует отдохнуть. Для тех же, кто по каким-либо причинам имеет пробелы в знаниях, есть время немного подтянуть учебу и, как говорится, восполнить эти пробелы. Сегодняшний мини-урок мы посвятим спряжению глаголов в русском языке.

Что представляет собой спряжение глаголов

На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.

В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.

Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать.

В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:

  • во-первых, поставить ударение к окончанию глагола в настоящем времени;
  • во-вторых, проанализировать получившийся суффикс. Если поставить ударение к окончанию глагола не получается (т.е. оно безударное), то нужно анализировать суффикс неопределенной формы этого глагола.

Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.

Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица

Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.

К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».

Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.

Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется. Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение.

Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.

Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.

Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.

Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.

Приведем пример

Глагол «Несут»

Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.

Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.

Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.

Окончания при спряжении глагола такие: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Значит это глагол первого спряжения. Вряд ли кто-то после этого захочет написать что-то вроде «он рисуит на асфальте…» или что-то в этом роде.

Глагол «Купить»

У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.

Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.

Окончания при спряжении глагола такие: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят. Значит это глагол второго спряжения.

Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями: таблица

Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик. Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.

Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.

То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.

Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила. Поэтому отметим сразу, какие глаголы представлены 1-ым, а какие 2-ым спряжением.

Итак, к глаголам 1-го спряжения относят

  • глаголы, у которых в инфинитиве имеется суффикс «-еть» (однако здесь имеются исключения, 7 глаголов, о которых мы скажем немного позже);
  • глаголы, имеющий суффикс «-ать» (здесь тоже есть свои исключения, а именно 2 глагола с таким суффиксом, которые относят ко 2-му спряжению, о них мы тоже скажем немного позже);
  • три глагола с суффиксом «-ить»: стелить, брить и зиждиться;
  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-оть», «-уть», «-ть» и прочие (например, обуть, молоть, колоть и т.д.)

Глаголы 2-го спряжения в русском языке представлены следующими:

  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-ить», кроме стелить, брить и зиждиться;
  • семь глаголов с окончанием 1-го спряжения «-еть», которые считаются исключением: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
  • четыре глагола, с суффиксом «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.

Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов

Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.

Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение:

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр.
Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр.
Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.
Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.
Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.
Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.
Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.
Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр.
Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр.
Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр.
Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.
Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов

Умение грамотно писать – непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык – это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно “Мы знаем, что ныне лежит на всех. ” чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.

Правописание глаголов

Что касается изучение глагола как части речи, то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, – правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Глаголы 1 спряжения

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

1 лицоу (ю)мн.ч.ем
2 лицоешьмн.ч.ете
3 лицоетмн.ч.ут (ют)

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

Глаголы 2 спряжения

Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:

1 лицоу (ю)мн.ч.им
2 лицоишьмн.ч.ите
3 лицоитмн.ч.ат (ят)

Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше, в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие – и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, – в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Видео

О глаголах-исключениях – подробно в этом видео.

Читайте также:  Красивые детские прически на длинные, средние и короткие волосы в домашних условиях: фото. Какую прическу сделать девочке и мальчику на праздник, торжество?
Ссылка на основную публикацию