Физкультминутки в стихах — дошкольников, школьников: лучшая подборка

Физминутка Бабочка

Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).


Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево — вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Физкультминутки в начальной школе

Физкультминутки на уроке в начальной школы помогают деткам снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал. Физкультминутки- это небольшой комплекс физических упражнений: наклонов, потягиваний, поворотов, прыжков. Все действия выполняются под стихотворный текст. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки было подобрано соответственно возрасту ребенка.

Учителю важно помнить, что упражнения и сопутствующее стихотворение нужно периодически менять.

***
Ветер дует нам в лицо, – детки машут ручками себе на лицо
Закачалось деревцо. – поднимаем руки вверх и качаемся
Ветер тише, тише, тише. – приседаем
Деревцо все выше, выше. – встаем, тянемся руками вверх.

***

Буратино потянулся, – поднимаем ручки вверх и встаем на мысочки
Раз – нагнулся, – наклоны вперед, доставая пальчиками до пола
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел, – разводим руки в стороны
Ключик видно не нашел. – качаем головой
Чтобы ключик нам достать, – поднимаем ручки вверх
Нужно на носочки встать. – тянемся вверх, вставая на мысочки.

Мы – веселые мартышки, – дети встают со своих мест
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем, – топают ногами (ходьба)
Все руками хлопаем, – хлопают в ладоши
Надуваем щечки, – надувают детки щеки
Скачем на носочках. – прыжки
Дружно прыгнем к потолку, – высокий прыжок
Пальчик поднесем к виску – подносим оба указательных пальца к виску
И друг другу даже
Язычки покажем! – показывают языки
Шире рот откроем , – открывают рот
Гримасы все состроим. – строят гримасы
Как скажу я слово три,
Все гримасы убери.
Раз, два, три!- садятся на места

***
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

***
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

***
Дети повторяют за учителем упражнения, а заодно повторяют понятия право-лево.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо!
И еще
Через левое плечо!

***
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.

***
Все подняли руки – раз!
На носках стоит весь класс,
Два – присели, руки вниз,
На соседа повернись.
Раз! – И вверх,
Два! – И вниз,
И к соседу повернись.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз – присели,
Два – поднялись.
Кто старался приседать,
Может уже отдыхать.

***
Раз, два – наклонимся мы слегка.
Три, четыре – руки в боки, будем делать многоскоки.
Пять, шесть – на лесенку надо влезть.
Семь, восемь – пробежаться вас попросим.
Девять, десять – вот и всё.
Скоро встретимся ещё.

***
С добрым утром, детвора! – детки поднимаются из-за парт и становятся в проход
Просыпаться всем пора!
Потянулись – потянулись. – потягиваются на мысочках
Вот уже почти проснулись.
Руки в стороны, вперёд, – руки разводим в стороны и сводят вперед
А теперь наоборот.
Наклонились до носочков, – наклон к носочкам
Пробежались на мысочках. – тихонечко бежим на месте
Прыгай дружно прыг да скок. – прыжки на месте
Продолжаем свой урок. – дети садятся за парты.

***
Утром дети в лес пошли – дети шагают, высоко поднимая ноги
И в лесу грибы нашли – выполняют приседания,
Наклонялись, собирали – наклоны вперёд,
По дороге растеряли – разведение рук в стороны.

***
У меня спина прямая, – дети встают и расправляют плечи
Я наклонов не боюсь – наклоны вперед.
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь. – делаем повороты.
Раз – два, три – четыре.
Три – четыре, раз – два.
Я хожу с осанкой гордой. – поворачиваются в стороны
Прямо голову держу, – поклон вперед
Никуда я не спешу. – руки за спину и ходьба на месте
Раз – два, три – четыре, – повороты туловищем
Три – четыре, раз – два. – снова ходьба на месте
Я могу и поклониться. – поклон
И присесть, и наклониться, – приседание и поклон вперед
Повернись туда – сюда! – повороты
Ох, прямешенька спина!
Раз – два, три – четыре, – повороты туловищем
Три – четыре, раз – два. – снова ходьба на месте.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!



***
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

СБОРНИК ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ПО МАТЕМАТИКЕ

Физкультминутка по математике для дошкольников

Бугакова Марина Анатольевна,

инструктор по физической культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное

детский сад №28 «Ладушки»

Старооскольского городского округа

Математические физминутки предназначены для организации минутки здоровья на уроке математики для дошкольников.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста (4-5 лет) необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультминутки математического содержания.

Цель физкультминутки по математике: снятие утомляемости глаз, преодоление усталости детей средней и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников, тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Для физминутки в подготовительной группе составляют комплекс, включающий в себя 4 — 6 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища) активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Математическая физкультминутка в детском саду

– До пяти считаем, гири выжимаем,(стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх — в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))
– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки(на доске — круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим,(стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед — вниз)
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов,(стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз),(на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас(стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– На носочки встанем, Потолок достанем(основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх — в стороны, потянуться)
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз),(основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны — вверх, ладони ниже уровня плеч)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас.(стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)
– Будем считать, Грибы собирать(стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза),(стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
– Ягоды считаем, Дружно приседаем,(основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Физкультминутки на математике

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.

Читайте также:  Недолюбленные дети: признаки, проблемы и последствия в будущем. Как жить дальше недолюбленному ребенку: исправляем ошибки, чтобы не переносить проблему на своих детей

Приседаем столько раз
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас 9
Столько мы подпрыгнем раз.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Наклоны и прыжки

Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету. (Наклоны вперед)
Давай присядем столько раз
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.

Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Дети повторяют за воспитателем все движения

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.

Часики

Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.

Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
(количество определяет сам воспитатель)

Веселые прыжки

Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.(3 раза)

Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.

Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.

Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем искать опять.
Наклониться.
Левой рукой коснуться правой ноги.
Правая рука остается на поясе.
Потом, «увидев» ягодку у левой ноги,
«сорвать» ее правой рукой.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще
Через левое плечо!

Кружки-прыжки

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (подскоки на месте)
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз (прыжки)
На носочки встали
Потолок достали.
Наклонились столько раз, сколько уточек у нас.
Сколько покажу кружков.
Столько выполни прыжков.

От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад вперед (шаг назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).

Сначала буду маленьким, (присесть)
К коленочкам прижмусь. (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим, (встать)
До неба дотянусь. (поднять руки вверх, встать на носочки)

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзья физкульт привет!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись.

А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

Три медведя

Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)
Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!

И – направо! И еще
Через левое плечо!

Физкультминутки и пальчиковая гимнастика на зимнию тематику и Новый Год.

Искала одно, нашла другое)))))

Сюда копирую, что б не потерять)

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания

расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи.

Пальчиковая гимнастика “Ёлочка”

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Физминутка “Мы к лесной лужайке вышли”

Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал – (хлопки в ладоши)
Не споткнулся, не упал.

Пальчиковая гимнастика «На елке»

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным

Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук.

Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же — вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши.

Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках, начиная с больших.

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Физминутка «Новый год»

У всех Новый год,
И у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)

Возле ёлочки зелёной Хоровод, хоровод.

К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)

Пальчиковая гимнастика «Ёлка»

Елка быстро получается,

если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).

Пальчики выставить вперед.

Локотки к телу не прижимать.

Горит огнями елочка, под нею тени синие, Поднимаем руки вверх

Колючие иголочки, как будто в белом инее. Опускаем через стороны, вниз

Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Наклоны вправо, влево

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются Ходьба на месте, улыбка

Мы погреемся немножко, Натираем плечи

Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши

Ножками потопаем Топаем на месте

И себя похлопаем. Хлопаем по коленям

Пальчиковая гимнастика «Варежка»

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».

Читайте также:  Сочинение, эссе на тему «Одни преступления открывают путь другим»: аргументы

Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик,

Сжать пальцы в кулачок.

Все пальцы разжать, кроме одного.

Разогнуть оставшийся согнутым палец.

Сжать пальцы в кулачок.

Физминутка «Гуляют дети»

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.

Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.

Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.

Ходьба на месте

Ребенок потирает руку об руку.

Ребенок топает ножками.

Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Наступает Новый год! хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на елке шарики, поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики. фонарики
Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. по очереди массажируем каждый палец

если пальчики сцепляются.

Доврачебная помощь

Для детского организма в такой период крайне важно восполнение потерянной жидкости, поэтому спасайте кроху от обезвоживания с помощью воды. Для этого можно использовать специальные растворы с электролитами, которые направлены на восстановление водно-солевого баланса. Для детей, питающихся материнским молоком, крайне важно продолжение лактации.

Средства, помогающие справиться с проблемой:

  • Регидрон или Гастролит. Данные препараты помогут при обезвоживании организма. Купить их можно в любой аптеке, а разводятся они очень просто – водой (в указанных в инструкции пропорциях). Охлажденную жидкость следует пить небольшими глотками.
  • Смектит. Препарат, применяемый при поносе, который справляется с задачей вывода из организма грудничка вредных токсинов, микробов и прочих отрицательных веществ. Смектит занимается восстановлением микрофлоры кишечника и приятен на вкус. Грудным деткам дают средство в следующей концентрации: ½ пакетика растворить в 1 стакане воды. Кроха должен выпить этот объем за несколько раз.
  • Энтерол. Данное средство – незаменимый помощник при дисбактериозе и различных инфекционных заболеваниях кишечника. Всего 4 дня применения, и вы заметите, что стул малыша не пенится, а его кишечник освободится от грибковых и микробных микроорганизмов. Форма выпуска для детей – капсулы. Растворите содержимое капсулы в молоке и напоите карапуза. Принимать препарат нельзя более 5 дней.
  • Хилак форте (рекомендуем прочитать: инструкция на «Хилак Форте» для новорожденных ). Наличие испражнений с пенной примесью в большинстве случаев подразумевает прием данного препарата. Он восстанавливает микрофлору, отвечает за налаживание работы пищеварительной системы. Капли удобны в применении. Ребенку нужно дать всего пару капель после кормления.

Хилак Форте быстро наладит работу пищеварительной системы и уберет расстройство желудка

  • Линекс. Когда кишечник ослаблен большим содержанием бактерий, на помощь придет Линекс (рекомендуем прочитать: инструкция по применению детского порошка “Линекс”). Капсулу следует раскрыть и высыпать порошок в воду или молоко.
  • Лактаза Бэби (рекомендуем прочитать: инструкция на препарат «Лактаза Бэби»). Препарат на основе ферментов помогает лучше усваивать молочную продукцию. Крохам до года данное средство добавляется в сцеженное молоко. Спустя несколько минут можно приступать к лечению. Детям после 1 года жизни можно растворять содержимое капсулы в воде с небольшим количеством молока.


Более подробное обследование можно пройти у гастроэнтеролога. Он поможет выявить причины пенистых испражнений и назначит требуемое лечение. Возможно, таковое и не будет требоваться, тогда врач успокоит разволновавшихся родителей.

Диета мамы, если ребенок на грудном вскармливании

Изменение консистенции и цвета стула у детей на грудном вскармливании напрямую зависит от того, чем питается мама. Если она злоупотребляет сладостями, копченными и острыми блюдами, вероятность того, что испражнения ребенка будут пенистыми, очень высока. К числу основных рекомендаций для кормящих матерей можно отнести:

  • Исключение продуктов, которые приводят к повышенному газообразованию (бобовые культуры, газировка, виноград, огурцы). Коровье молоко можно употреблять кормящей маме в минимальных дозах.
  • Правильный выбор тепловой обработки. Оптимальный вариант — тушеная или вареная пища, употребление жареных блюд необходимо максимально ограничить.
  • Употребление только полезных продуктов. Фрукты, овощи, зелень, постное мясо, рыба, супы и каши — необходимые элементы здорового питания кормящей мамы.


Профилактика пенистого стула у детей включает в себя постоянный контроль питания малыша. Также родителям нужно следить за тем, какая частота его испражнений. Отсутствие запоров, правильное сбалансированное питание сводят риск пенообразования в стуле к минимуму.

При грудном вскармливании

При грудном вскармливании стул у ребенка более частый и жидкий в отличие от стула детей, находящихся на искусственном вскармливании. Легкое вспенивание может появляться часто, пока кормящая мама вводит в свой рацион новые продукты. И это является абсолютной нормой, не угрожающей для здоровья малыша. Стул начинает восстанавливаться самостоятельно после 3–6 месяцев жизни и приходит в норму после введения прикормов.

Если ребенок на фоне пенистого стула чувствует себя хорошо – не капризничает, хорошо спит и ест, набирает в весе и росте, то поводов для беспокойства нет. В грудном возрасте ориентиром состояния здоровья является не стул, а общее состояние малыша.

Если ребенок плохо набирает в весе, пенистый стул имеет темный оттенок, ребенок постоянно капризничает, беспокойный, плохо спит, то это может быть признаком недостаточности грудного молока. В такой ситуации стоит восстановить лактацию с помощью правильной диеты, добавок для кормящих и в крайних ситуациях нужно вводить докорм.

Лактазная недостаточность не является поводом для перевода ребенка на искусственное вскармливание.

Погрешности питания

Периодически пенистый стул у взрослых и детей старших возрастных групп выявляется при употреблении некоторых продуктов. Чаще всего развитие симптома связано с поеданием большого количества углеводной пищи, которая подвергается реакциям брожения в кишечнике, что повышает газообразование. Характерно учащение стула до 4-5 раз за день. Во время каждой дефекации выделяются обильные пенистые каловые массы, которые имеют зеленоватый оттенок и резкий «кислый» запах. Иногда в кале можно увидеть комочки непереваренной пищи.

Симптом также возникает при злоупотреблении некоторыми овощами и фруктами (капуста, виноград, груши), бобовыми, преобладании в рационе острых блюд и копченостей. В типичных случаях диспепсия проходит самостоятельно в течение одного дня, общее состояние человека не нарушается. Регулярное появление пенистого кала, который сопровождается рвотой, сильной болью в животе, потерей аппетита, является признаком органической патологии ЖКТ. При таких симптомах следует как можно быстрее посетить врача.

Симптом также возникает при злоупотреблении некоторыми овощами и фруктами (капуста, виноград, груши), бобовыми, преобладании в рационе острых блюд и копченостей. В типичных случаях диспепсия проходит самостоятельно в течение одного дня, общее состояние человека не нарушается. Регулярное появление пенистого кала, который сопровождается рвотой, сильной болью в животе, потерей аппетита, является признаком органической патологии ЖКТ. При таких симптомах следует как можно быстрее посетить врача.

Жидкий, пенистый стул у грудничка желтого, зеленого цвета

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

  • Эпидемиология
  • Причины
  • Факторы риска
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика
  • Дифференциальная диагностика
  • Лечение
  • К кому обратиться?
  • Профилактика
  • Прогноз

Педиатры всегда обращают внимание на любые изменения характера каловых масс у детей грудного возраста как на основной показатель состояния пищеварительной системы, от правильного функционирования которой зависит развитие ребенка. Поэтому появление такого симптома, как пенистый стул у грудничка, требует выяснения его причин и принятия соответствующих мер.

По некоторым данным, почти 4 млрд. человек во всем мире имеют мальабсорбцию лактозы, а вот симптомы непереносимости лактозы редко развиваются у детей младше шести лет.

Пенистый стул у грудничка на грудном вскармливании

Единственным элементом питания новорожденного при нормальном стечении обстоятельств является грудное молоко. Этот продукт создан природой и содержит все необходимое для роста и развития младенца.

Поэтому обнаружив пенистый стул у грудничка на грудном вскармливании, мамы недоумевают и задаются вопросом о причинах возникновения этого явления.

Читайте также:  Эксперименты для детей с изменением цвета жидкости: идеи. Как проводить цветные эксперименты по химии с детьми в домашних условиях?

Причины формирования пены в стуле грудного ребенка бывают разнообразными. Одни из них относительно безобидны, а другие требуют немедленного обращения к врачу.

Маме следует быть крайне настороженной при появлении температуры, сыпи, рвоты, изменении нормального поведения младенца.

При обнаружении любого из этих тревожных признаков следует немедленно обратиться за срочной медицинской помощью.


• наличие включений: большое количество частиц непереваренной пищи, слизи, прожилок крови.

Лактазная недостаточность

Лактаза – фермент, который помогает переваривать молоко. Ее недостаток приводит к тому, что единственная пища младенца на естественном вскармливании усваивается организмом плохо. Переваривание сопровождается болью, вздутием. Ребенка мучают кишечные колики. У грудничка появляется пенистый стул с неприятным резким запахом. В нем также может присутствовать слизь. Подозрение на недостаток лактазы – не повод для скорой помощи. К лечащему педиатру следует обратиться как можно скорее.


Лактаза – фермент, который помогает переваривать молоко. Ее недостаток приводит к тому, что единственная пища младенца на естественном вскармливании усваивается организмом плохо. Переваривание сопровождается болью, вздутием. Ребенка мучают кишечные колики. У грудничка появляется пенистый стул с неприятным резким запахом. В нем также может присутствовать слизь. Подозрение на недостаток лактазы – не повод для скорой помощи. К лечащему педиатру следует обратиться как можно скорее.

Причины изменения стула

Их существует немало. Детские доктора выделяют самые частые факторы, провоцирующие тревожные изменения. Вот основные причины стула с пеной у грудничка:

  • Аллергия. Она возникает даже на материнское молочко. Напомним: употребляемые мамой продукты (все без исключения) в него попадают. Однако не все такие компоненты молока нормально воспринимаются системой пищеварения крохи. Когда дитя склонно к аллергии, то его система ЖКТ реагирует на подобные продукты в материнском меню своеобразным протестом — грудничок какает пеной. Аналогичная реакция желудочка может наблюдаться и при неграмотном введении взрослой еды (прикорма). Речь идет о слишком раннем знакомстве малыша с ними или не соблюдение принципа постепенности при их введении.
  • Медикаменты. Даже дозволенные таким юным пациентам лекарства способны спровоцировать резкое ухудшение пищеварения. Проявление этого — у ребенка вместо кала пена. Также употребление лекарств мамой грудничка провоцирует аналогичное состояние. Неопытные лактирующие женщины при появлении болей (зубных, желудочных) по привычке хватаются за медикаменты из домашней аптечки, не учитывая, что те быстро проникают в их молоко. Практика показывает: даже специально предназначенные лекарства от колик для грудничков могут спровоцировать понос с пеной у ребенка.
  • Инфекции. Кишечные довольно часто провоцируют вышеуказанные проблемы, если родители сами игнорируют правила гигиены, не уделяют должное внимание стерильности в содержании крохи. В таких ситуациях не только появляется у ребенка пена в кале, а резко повышается температурный режим тела, возникают колики, дитя неугомонно плачет. Педиатрическая практика констатирует, что причиной водянистого, пенящегося стула может быть и ротавирус у грудничка. В последнем случае фекалии обретают зеленый цвет. Инфекции могут спровоцировать нарушение пищеварения и в периоды прорезывания зубного ряда у деток такого возраста. Это всегда болезненный процесс, когда крохи пытаются почесать воспаленные десны, тянут в ротик разнообразные грязные игрушки, предметы. Таким образом, инфекционные агенты и провоцируют пенистый кал у грудного ребенка. Помимо него, может усилиться саливация, наблюдаться раздражительность у чада.
  • Дисбактериоз. Не частый фактор того, что возникает жидкий стул с пеной у грудничка. Недуг практически всегда сопровождается сбоями в функционировании слабой системы детского пищеварения. Характерная черта при этом — непереваренная пища в фекалиях, недобор веса при хорошем аппетите. Детские доктора утверждают, что у некоторых новорожденных транзитный дисбактериоз может быть временным явлением и не требует медикаментозных вмешательств, других вспомогательных мероприятий.
  • Лактазная недостаточность — не что иное, как наличие дефицита особого фермента. Лактаза является тем веществом, который помогает перерабатывать пищу крохам. Фермент они получают вместе с маминым молоком. Когда его у женщины недостаточно, то фекалии ее чада обретают другой, более неприятный запах. Наблюдаются пузырьки и пена в стуле у ребенка.

  • Неправильная техника кормления. Дисбаланс грудного молока возникает в тех случаях, если кроха просто не достает так называемое заднее, более питательное мамино молочко. Получая сугубо переднее, может наблюдаться жидкий пенистый стул у ребенка. Такое больше свойственно в случаях, когда мама неопытная, неверно прикладывает дитя к молочным железам. Это и провоцирует стул пеной у грудничка на гв.
  • Недоедание. Дефицит грудного молока катализирует не только нехватку ферментов, но и недобор веса, сбои в работе пищеварительного тракта малыша. Отображается это и на состоянии кала. Он может стать более светлым, практически белым.
  • Излишнее газообразование. Такое часто характерно крохам до трехмесячного возраста, в период становления их системы ЖКТ. Иногда проблема проходит без вмешательства детского врача, с возрастом. Но часто газообразование и его следствие — пена в стуле у грудничка является результатом безграмотного питания женщины. Употребление в меню коровьего молока, тушеной капусты, сладостей, винограда и прочих запрещенных блюд негативно отражается на пищеварении чада.
  • Непереносимость определенной пищи. У некоторых грудничков при введении злакового вида прикорма может иметь место целиакия. Тогда фекалии становятся зловонными и даже блестящими.
  • Муковисцидоз. Так именуют нарушение функционирования эндокринной системы врожденной этиологии. Проявляется патология сбоями в ЖКТ, потерей массы тела, диареей.
  • Другие недуги. Пенистые испражнения у крохи могут быть лишь одним из признаков заворота кишок, перитонита либо аппендицита. Такие болезни, как причины проблемы со стулом, у юных пациентов регистрируют не часто. Диагностировать их в подобном случае по силам лишь опытным детским врачам.

Однако пена в кале у грудничка причины могут быть и другими. И установить их поможет бактериальный посев. Такое исследование определяет состав кишечной микрофлоры, выявляет патогенные бактерии, а также соотношение вредных и полезных микроорганизмов. При дефиците последних педиатры обычно ставят диагноз «дисбактериоз», прописывают юным пациентам спецпрепараты в виде полезных бактерий. Такими медикаментами могут быть:

Пенистый стул с кровяными прожилками

Зачастую причиной подобного состояния выступает лактазная недостаточность, когда в пищеварительной системе малыша не хватает ферментов для расщепления молока. Если кормящая мать употребляет много молочных продуктов, неокрепший желудок не имеет возможности справляться с нагрузкой, из-за чего в кале появляются кровяные прожилки и пена.

Реже причиной кровяных вкраплений в пенистом стуле выступает врожденный дисбактериоз. Эта патология очень тяжело подвергается лечению и ребенку приходится постоянно давать препараты, поддерживающие микрофлору кишечника в нормальном состоянии.


Если стул у грудничка, находящегося на грудном вскармливании, пенится и становится жидким, причина может крыться в аллергической предрасположенности. Вместе с молоком матери кроха получает вещества, способные вызвать раздражение пищеварительного тракта и кишечника. Для устранения проблемы женщине достаточно определить, какой продукт вызывает аллергию у малыша и исключить его.

Если ребёнок чувствует себя относительно хорошо, рвоты и температуры нет, но присутствует диарея с пеной, мучает газообразование, дискомфорт в животе, можно попробовать домашнюю терапию. Особенности лечения пенистого жидкого стула заключаются в следующем:

Питание

Пенистый стул у ребёнка может вызывать недостаточность его питания, или, проще говоря, если ребёнка недокармливают. Подобное возможно в тех случаях, когда ребёнка кормят мало и редко. При этом ребёнок попросту оказывается не в состоянии высосать количество молока, которое будет ему достаточно для полноценного насыщения.

Некачественное питание способно стать причиной возникновения колик в желудке у ребёнка. Это также может вызвать появление у малыша пенистого стула жидкой консистенции. После того, как произойдёт постепенное отхождение газов из кишечника ребёнка, он начинает чувствовать облегчение.

Стадию образования колик в желудке ребёнка ему попросту следует пережить. Надо чаще чем обычно в такой период матери прикладывать ребёнка к груди и всячески способствовать облегчению его состояния. При помощи подручных средств надо облегчать боли в его желудке и кишечнике. Кроме того в такой период рекомендуется исключение из питательного рациона женщины коровьего молока и сладостей. Такие продукты обладают способностью увеличивать образование газов.

При лечении пенистого стула у грудного ребёнка прежде всего следует установить причину, которая вызывает его образование. Подобное под силу только квалифицированному врачу после проведения им всего комплекса необходимых в таких случаях лабораторных анализов. Самым основным из них является анализ кала. После этого необходима сдача на анализ мочи ребёнка, поскольку только в сопоставлении результатов таких двух исследований и лежит ключ к разрешению ситуации и назначению врачом правильных методов лечения. Назначенные анализы помогут правильно установить причину пенистого стула у ребёнка и степень его опасности для детского организма.

Ссылка на основную публикацию