Эксперименты для детей с изменением цвета жидкости: идеи. Как проводить цветные эксперименты по химии с детьми в домашних условиях?

Сегодня день рождения

В пробирку помещают 10 капель жидкого фенола и 8 капель 40% формальдегида. Смесь нагревают на водяной бане до растворения фенола. Через 3 минуты в пробирку добавляют 5 капель концентрированной соляной кислоты и помещают ее в стакан с холодной водой. После образования в сосуде двух четких фаз следует слить воду и вылить полимер из пробирки. В течение нескольких минут образовавшаяся новолачная смола затвердевает.

Опыт №2 – Универсальный индикатор кислотности из капусты

Дети обожают интересные химические опыты с разноцветными жидкостями, это не секрет. Но и мы, как взрослые, ответственно заявляем, что выглядят такие химические эксперименты очень зрелищно и любопытно. Поэтому мы советуем вам провести в домашних условиях еще один «цветовой» опыт – демонстрацию удивительных свойств краснокочанной капусты. В ней, как и во многих других овощах и фруктах, содержатся антоцианы – природные красители-индикаторы, меняющие свой цвет в зависимости от уровня pH – т.е. степени кислотности среды. Это свойство капусты нам и пригодится, чтобы получить далее разноцветные растворы.

Что нам понадобится:

  • 1/4 краснокочанной капусты;
  • сок лимона;
  • раствор пищевой соды;
  • уксус;
  • сахарный раствор;
  • напиток типа «Спрайт»;
  • дезинфицирующее средство;
  • отбеливатель;
  • вода;
  • 8 колб или бокалов.

Многие вещества из этого списка довольно опасны, поэтому соблюдайте осторожность, выполняя простые химические опыты в домашних условиях, наденьте перчатки, по возможности защитные очки. И не подпускайте детей слишком близко – они могут опрокинуть реагенты или итоговое содержимое цветных колбочек, даже захотеть их попробовать, чего никак нельзя допустить.

Приступаем к выполнению:

А как эти химические опыты объясняют изменения цвета?

  • Дело в том, что на все объекты, которые мы видим, падает свет – а он содержит в себе все цвета радуги. При этом каждый цвет в луче спектра имеет свою длину волны, а молекулы разной формы, в свою очередь, отражают и поглощают эти волны. Та волна, которая отражается от молекулы, и является той, которую мы видим, и это определяет, какой цвет мы воспринимаем – ведь другие волны просто поглощаются. И в зависимости от того, какое вещество мы добавляем к индикатору, он и начинает отражать только лучи определенного цвета. Ничего сложного!

Немного другой вариант этого химического опыта, с меньшим количеством реагентов, смотрите в видео:


Почему так происходит?

Опыт №14. Коробка катается

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, линейка, воздушный шар.

Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладется в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.

Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится.

Поговорим? Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения)

Поговорим? Зеркало изменяет изображение. Поэтому говорят «в зеркальном отражении». Так можно придумать свой, необычный шифр.

Научный мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей»

Автор: Варнакова Ирина Владимировна

Учитель химии и биологии «МОУ СОШ № 16 г.Вольска»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию

« Опыты и эксперименты для детей »

Цель мастер -класса : повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер -класса в процессе активного педагогического общения по проблеме экспериментирования .

Задачи :

• познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;

• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов , знакомящих обучающихся с разными свойствами предметов;

• развивать у педагогов умение видеть проблему , решать её и делать выводы;

• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально -исследовательской деятельности.

• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми .

Раздаточный материал : к каждому опыту

Ход мастера – класса :

I . Приветствие. Введение в тему.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту , желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?» .

Сейчас мы с вами будем работать в кабинете, для проведения опытов .

– Кто мне скажет, что такое лаборатория? ( оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)

В лаборатории у нас есть лабораторный стол и стул, шкафы для посуды, раковина. На столе обязательно должны быть оборудование и вещества для исследования.

– А кто в лаборатории работает? ( Лаборанты)

Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами.

В лаборатории всегда тихо и чисто. Я буду заведующая лабораторией. Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории :

Предлагаю вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений :

2. О свойствах веществ.

3. О взаимодействии веществ.

II . Совместное проведение экспериментирования.

– Итак начнем наши эксперименты.

Опыт 1 . «Неугомонные зернышки»

Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зёрнышки риса, не дотрагиваясь до них? Проделайте этот опыт и вы узнаете по крайней мере один способ.

Охлаждённая банка с минеральной водой

6 зёрнышек риса

Разложи нужные предметы на столе.

Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан.

Начинаем научное волшебство!

Высыпь зёрнышки в стакан с минералкой.

Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.

Что ещё можно сделать

Вместо рисинок можно взять мелко наломанные спагетти, маленькие кусочки пластилина.

Через некоторое время зёрнышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз.

Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.

Когда ты высыпаешь в стакан зёрнышки риса, пузырьки газа «прилипают» к ним с поверхности. Плотность объединившихся зёрнышек становится ниже, чем у минеральной воды. Покрытые пузырьками рисинки поднимаются к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и плотность зёрнышек опять становится выше, чем плотность минеральной воды. Освободившись от пузырьков газа, они снова идут ко дну. Там пузырьки газа опять «прилипают» к поверхности зёрен, и всё повторяется с начала. Так происходит до тех пор, пока из минеральной воды не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекращает выделяться, и зёрнышки спокойно спускаются на дно.

Опыт 2 . «Лавовая лампа»

Проводить опыты и эксперименты — это не только занимательно, познавательно, увлекательно. но и стрессоснимающе и невероятно-расслабляюще! Не верите? Значит вы еще не делали лавовую лампу. Я очень давно хотела провести опыт с лава-лампой, и вот затея приобрела реализацию.

Реквизит : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Наполни стакан на 2/3 водой, вылей в воду 1/3 растительного масла.

Масло будет плавать по поверхности.

Начнем волшебство:

Добавьте пищевой краситель из пакетика к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Через некоторое время соль с красителем отпускает вниз на дно, а частицы масла поднимаются на поверхность.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Читайте также:  Как сшить детский балдахин на кроватку своими руками? Выкройка детского балдахина

Опыт 3 . «Невидимый убийца огня»

А сейчас я предлагаю почувствовать себя волшебниками и погасить свечу, даже не прикасаясь к ней.

Как погасить свечу одним легким движением руки? Легко!

Реквизит : уксус 9%, пищевая сода, два стакана, свечи, спички.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Насыпаем 2 чайные ложки соды в первый стакан и в него же добавляем 10 мл уксуса 9%.

3. Поджигаем свечи.

Начнем волшебство:

1 . Аккуратно “переливаем” из первого стакана полученный газ во второй стакан.

2. ” Выливаем” газ из второго стакана на горящие свечи.

Результат . Свечи тухнут.

При гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО 2 , который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха в 1, 5 раза и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы “льем” углекислый газ на свечи, они тухнут.

Со стороны опыт выглядит настоящим волшебством и на неподготовленного зрителя, особенно на детей и тех взрослых, у которых плохо с фантазией и со знанием элементарной химии, производит потрясающее впечатление.

Опыт 4 . «Огниво» или «Вулкан Шееле»

То, о чём вы сейчас узнаете, — не просто развлечение: это может оказаться полезным, если вы вдруг случайно окажетесь в пустыне. Ингредиенты для эксперимента часто входят в комплекты для выжиания и помогают людям в пустыне разводить огонь.

Если у вас не оказалось ни спичек, ни зажигалки, то добыть огонь возможно несколькими довольно трудными способами. Добыча огня с их помощью требует определенных навыков и предварительной тренировки.

Вообще то, таким способом можно спалить всю пустыню, несмотря на то, что растительности там нет.

обычная аптечная марганцовка

обычный аптечный глицерин

кафельная плитка или любая другая термостойкая подставка

1.Разложи нужные предметы на столе.

2.Насыпаем на термостойкую подставку немного марганцовки. Осторожно, не рассыпьте, ее потом очень сложно убрать и избавиться от малиновых разводов!

3.Кончиком ложки делаем небольшое углубление в горке марганцовки.

Начнем волшебство: Пипеткой аккуратно капаем в нее 2-3 капли глицерина. Ждем секунд 20-30.

Результат . Через 10-15 секунд появляется небольшой дымок, который постепенно увеличивается, затем происходит резкое самовозгорание.
Затем происходит бурная реакция марганцовки с глицерином — быстрая яркая вспышка. Настолько быстрая, что даже не успеваешь ее сфотографировать.

Химическая реакция марганцовка с глицерином помогает зажечь огонь без спичек. Вот, в общем-то, и все. Теперь вы знаете, как зажечь огонь без спичек. Если хотите сделать этот опыт эффектнее, можно предварительно положить на кафельную плитку кусочек тонкой бумаги, например, салфетки или туалетной бумаги. А уже поверх нее сыпать марганцовку. Тогда получится небольшой костер.

Только не забывайте о правилах техники безопасности и будьте осторожны с огнем!

Вулкан Шееле – один из самых простых и зрелищных опытов.
Теперь этот эффектный опыт с выбросом огня, похожий на поведение внезапно проснувшегося вулкана, осуществляют следующим образом. В фарфоровую чашку или на керамическую плитку насыпают в виде горки тщательно растертый в ступке перманганат калия KMnO 4 . В вершине горки делают небольшое углубление, вносят туда несколько капель глицерина C 3 H 5 (OH) 3 , не содержащего примеси воды, и сразу же отходят в сторону: сейчас «вулкан» проснется!

Через 1–2 мин происходит вспышка фиолетового цвета из-за разбрызгивания небольшой части KMnO 4 ; глицерин при этом воспламеняется.

Реакция, вызвавшая вспышку, соответствует уравнению:

14KMnO 4 + 3C 3 H 5 (OH) 3 = 7K 2 CO 3 + 14MnO 2 + 12H 2 O­ + 2CO 2 ­,

и сопровождается большим выделением энергии в виде теплоты и газообразных продуктов (CO 2 , пары воды), которые увлекают за собой раскаленные твердые частицы диоксида марганца MnO 2 и карбоната калия K 2 CO 3 .

Полная иллюзия извержения вулкана!

Опыт 5 . «Кислота надувает шарик»

В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.

Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта мы узнаем, почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.

Реквизит : уксус, пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный шарик.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Сначала насыпаем около трех четырех чайных чайных ложечек соды внутрь шарика. Для удобства используем воронку.

3. В бутылку наливаем немного уксуса.

4.Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.

Начнем волшебство:

1. Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.

Результат: Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.

Хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть материал.

Все, что нас окружает состоит из молекул или из различных типов веществ. Очень частно два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса.

Пищевая сода является молекулами бикарбоната натрия. Пищевая сода это один из видов вещества, называемого базовым . Уксус это смесь уксусной кислоты и воды. Уксусная кислота это вид вещества, называемого кислотой .

Именно уксусная кислота и вступает в реакцию с содой. В результате химической реакции мы получаем углекислый газ, который покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.

Многие думают, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Однако, углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит!

Если вы знакомы с химией, то вам может быть интересно, как описать реакцию, используя химическую формулу. Формула ниже описывает реакцию между бикарбонатом натрия и уксусной кислотой.

NaHCO 3 + CH 3 COOH → NaCH 3 COO + H 2 O + CO 2

III. Выводы

– Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется , проясняется.

VI . Рефлексия

-В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.

Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал в своей работе поднимите «солнышко»;

Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе поднимите «облако»;

Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря, поднимите «тучу».

I . Приветствие. Введение в тему.

Вегетарианство — вред здоровью малыша

Вы должны понимать, что существует пять причин, которые свидетельствуют о полном противопоказании подобной диеты для растущего организма:

  • у малыша, который сидит на растительной диете, происходит нарушение белкового обмена, у деток дошкольного возраста такое нарушение может привести к полной остановке роста;
  • сильное снижение гемоглобина в крови приводит к развитию анемии;
  • иммунитет снижается в виду отсутствия достаточного количества белков, системы комплемента, иммуноглобулинов и интерферона;
  • происходит явное ухудшение зрения вследствие пигментной дегенерации сетчатки и помутнения хрусталика;
  • не стоит забывать о том, что гормоны имеют белковую природу, в частности соматотропин, который отвечает за рост малыша.

Если малыш полностью отказывается от употребления мяса, а его рацион своевременно не пополняется другими железосодержащими продуктами, то не исключено развитие дефицита этого микроэлемента. О том, что у вашего карапуза началась серьезная нехватка железа, будет свидетельствовать наличие таких признаков:

  • вялость;
  • бледность кожных покровов;
  • повышенная утомляемость;
  • у ребенка наблюдаются частые простуды;
  • сухость кожи, шелушение;
  • у малыша возникает желание съесть несъедобные вещи;
  • нарушается структура волос и ногтей.


Если малыш полностью отказывается от употребления мяса, а его рацион своевременно не пополняется другими железосодержащими продуктами, то не исключено развитие дефицита этого микроэлемента. О том, что у вашего карапуза началась серьезная нехватка железа, будет свидетельствовать наличие таких признаков:

Если ребенок не ест мясо, чем его заменить

  1. Бобовые — фасоль, бобы, зеленый горошек — отличная замена мясу. Но их можно давать ребенку после 2 лет, для лучшего усвоение лучше в протертом виде.
  2. Шпинат, капусты (различные ее виды) — это кладезь витаминов В и железа. Важно не перекормить ребенка капустой, она может спровоцировать колики.
  3. Изюм, орехи, семечки — это для деток постарше (лет с 3) и в не большом количестве.
  4. Фрукты — яблоки, гранаты, абрикосы. Они богаты витаминами и железом, к сожалению организм может усвоить лишь не большую часть этих витаминов.
Читайте также:  Физкультминутки в стихах — дошкольников, школьников: лучшая подборка

Ребенок может быть вегетарианцем, если это философия семьи. Ненормально, когда мама готовит себе и мужу одно, а ребенку – другое. Естественным будет совместное питание всех членов семьи. В этом случае, родители должны знать, что в нашей стране, где не созданы условия для вегетарианцев, сбалансированно питаться будет достаточно сложно. У нас нет круп, обогащенных витамином B12, отделов в супермаркетах со специальными продуктами. С высокой степенью вероятности можно сказать, что у ребенка может возникнуть дефицит витаминов.

Мясо в рационе ребенка

В соответствии со схемой введения прикорма Всемирной организации здоровья, мясо в рационе крохи появляется в возрасте 7-8 месяцев (рекомендуем прочитать: рекомендованный рацион для 8 месячного ребенка). Изначально, как новый продукт, его дают в малом количестве, всего 5-10 грамм. Постепенно в течение месяца этот объем увеличивается до 30 грамм, а к 9-12 месяцам до 60-70 грамм.

Это объясняется тем, что у него, во-первых, низкая пищевая ценность, а во-вторых, экстрактивные вещества, которые выделяются в большом количестве в процессе варки мяса, способны спровоцировать аллергическую реакцию.

  • Высокая энергетическая ценность. Энергия, которая расходуется человеком в течение дня, восстанавливается организмом в процессе приема пищи, получая из продуктов необходимые жиры, углеводы, белки, аминокислоты, витамины и минералы. Обладая сбалансированным аминокислотным составом белков, мясо способствует восполнению энергозатрат и снабжению полезными веществами.

Мясо обладает высоким индексом энергетической ценности

  • Плюс ко всему организм легко усваивает его биологически активные элементы.
  • Разнообразие в приготовлении. Существует колоссальное количество блюд из мяса. На их вкусовые характеристики влияет не только способ приготовления, но и сорт продукта.
  • Очистка организма. Коллаген, который содержится в достаточном количестве в мясе, помогает очистить организм от токсинов, нормализовать пищеварение.
  • Содержание ценных жиров. Например, мясные продукты богаты линолевой и арахидовой аминокислотами, которые человеческий организм не синтезирует. Их дефицит способен привести к замедлению роста у детей или развитию атеросклероза у взрослых.

Польза мясных блюд

Мясо и приготовленные из него блюда – это источник белка с полноценным составом аминокислот. Из таких продуктов ребенок будет получать строительный материал, который станет основой для синтеза иммуноглобулинов, гемоглобина, гормонов, мышечных волокон, ферментов. Полезны и получаемые из мяса жиры, ведь они представлены разными жирными кислотами, среди которых есть и те, что в человеческом организме не синтезируются (линолевая, арахидоновая).

Кроме того, мясные блюда включают немало микро- и макроэлементов. В них достаточно много железа, представленного наиболее усваиваемой формой (гемовое железо), а также кальция, магния, цинка, фосфора и кобальта. Еще один плюс блюд из мяса – это их плотная структура, которая стимулирует жевательный аппарат.

Чтобы челюсти развивались нормально, зубки были здоровыми, а пищеварение не нарушалось, ребенку надо научиться пережевывать пищу, с чем мясные продукты справляются на отлично.


Вот еще несколько советов, как научить ребенка есть мясо, если оно просто не нравится.

Польза мясных блюд

Мясо и приготовленные из него блюда – это источник белка с полноценным составом аминокислот. Из таких продуктов ребенок будет получать строительный материал, который станет основой для синтеза иммуноглобулинов, гемоглобина, гормонов, мышечных волокон, ферментов. Полезны и получаемые из мяса жиры, ведь они представлены разными жирными кислотами, среди которых есть и те, что в человеческом организме не синтезируются (линолевая, арахидоновая).

Кроме того, мясные блюда включают немало микро- и макроэлементов. В них достаточно много железа, представленного наиболее усваиваемой формой (гемовое железо), а также кальция, магния, цинка, фосфора и кобальта. Еще один плюс блюд из мяса – это их плотная структура, которая стимулирует жевательный аппарат.

Чтобы челюсти развивались нормально, зубки были здоровыми, а пищеварение не нарушалось, ребенку надо научиться пережевывать пищу, с чем мясные продукты справляются на отлично.

  • Сделать мясной прикорм разнообразнее. К примеру, если грудничок отказывается от приготовленного дома мясного пюре, можно предложить готовые консервы, которые выпускаются специально для детского питания. Если крохе не понравилась продукция одного производителя, можно купить другие сорта мяса или баночки другой фирмы.
  • Предлагать мясо, приготовленное разными способами. Многие дети не любят мясные блюда из-за волокнистой структуры и излишней жесткости, поэтому для большей мягкости мясо рекомендуют несколько часов вымочить, а затем варить под закрытой крышкой на небольшом огне. Альтернативой отварному мясу могут стать тушеные, приготовленные на пару или запеченные блюда. Кроме того, ребенку могут понравиться многокомпонентные блюда, например, пельмени, голубцы или пирожки.
  • Готовить с ребенком вместе. Многим деткам понравится вместе с родителями формировать тефтели и котлетки, а после пробовать результат своей работы. К тому же такое времяпрепровождение поможет больше времени проводить всей семьей, что улучшает отношения.
  • Интересно оформлять блюда. Если пища выглядит привлекательно, ее хочется съесть быстрее. Возможно, ребенок 5-7 лет откажется от обычного куска мяса, даже если он будет вкусным, но согласится на котлетку, украшенную симпатичной рожицей из овощей.
  • Показывать своим примером. Малышам зачастую нравится копировать действия взрослых. Поэтому если мама с папой будут регулярно есть мясо, то и ребенок заинтересуется и рискнет попробовать что-то новое.

В старшем возрасте

Для детей старшего возраста, отказывающихся от мяса, специалисты также разработали целый ряд полезных советов, расскажем о них подробнее:

  1. красивая подача. Внешний вид отварного куска мяса едва ли вызывает аппетит, а вот если нарисовать на паровой котлетке веселую рожицу, желание съесть ее многократно возрастет;
  2. привлечение к готовке. Даже в 3-4 года ребенок вполне может оказать маме посильную помощь на кухне. А есть то, в приготовление чего вложен собственный труд — гораздо интереснее;
  3. показывать пример. Прекрасно, если сидя за общим столом, ребенок будет видеть, как мама и папа едят мясные блюда;
  4. изменить способ приготовления. Деткам после 3 лет можно предлагать запеченное или тушеное мясо, плов, пироги, пирожки и прочие интересные блюда. Какое-то из них — обязательно понравится;
  5. поиграть в фастфуд. Почти все дети обожают еду из ресторанов быстрого питания. Можно попробовать приготовить наггетсы или гамбургер (на домашней кухне используется в разы меньше специй и масла, не добавляются вредные добавки и т.д.).

Заставлять ребенка есть мясо бессмысленно, лучше подождать, пока у него появится интерес к этому продукту.

  1. красивая подача. Внешний вид отварного куска мяса едва ли вызывает аппетит, а вот если нарисовать на паровой котлетке веселую рожицу, желание съесть ее многократно возрастет;
  2. привлечение к готовке. Даже в 3-4 года ребенок вполне может оказать маме посильную помощь на кухне. А есть то, в приготовление чего вложен собственный труд — гораздо интереснее;
  3. показывать пример. Прекрасно, если сидя за общим столом, ребенок будет видеть, как мама и папа едят мясные блюда;
  4. изменить способ приготовления. Деткам после 3 лет можно предлагать запеченное или тушеное мясо, плов, пироги, пирожки и прочие интересные блюда. Какое-то из них — обязательно понравится;
  5. поиграть в фастфуд. Почти все дети обожают еду из ресторанов быстрого питания. Можно попробовать приготовить наггетсы или гамбургер (на домашней кухне используется в разы меньше специй и масла, не добавляются вредные добавки и т.д.).

Дети-вегетарианцы

Порой дети редко едят мясо или вовсе отказываются от пищи животного происхождения. Что делать родителям в такой ситуации? Об этом рассказывает врач-педиатр Елена Мотова.

Нелюбовь детей к мясу — примета наших дней. Не помню, чтобы во времена моего детства кто-нибудь питал к нему отвращение. Мясо тогда было страшным дефицитом, поэтому продуктом дорогим и желанным. Сейчас ситуация изменилась: все большее число родителей жалуется, что дети от него отказываются или едят крайне неохотно.

Ребенок не любит мясо
Процитирую одну из мам, которая консультировалась со мной по этому животрепещущему вопросу: «Обязательно ли детям есть мясо? Можно ли его чем-то заменить? Что делать, если ребенок категорически отказывается есть мясные блюда?» И еще: «Моя младшая школьница – активный и подвижный ребенок, результаты недавнего медицинского обследования показали, что она здорова, рост и вес тоже соответствуют возрасту. Ест с охотой только овощи-фрукты, белый хлеб, макароны, шоколад, печенье, орехи. Все остальное из-под палки или временами, т.е. бывает так, что может неделю есть и просить рыбу, курицу и т. п. Но это так редко!»
Послушаем мотивацию детей: «Когда я была маленькая, я отказывалась есть мясо, потому что мне было лень его так долго жевать». В этом девочка не одинока, часто детям не нравится форма, а не содержание еды.

Читайте также:  Загадки про зиму и Новый год для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ, взрослых: сборник лучших загадок с ответами. Какие есть и как найти новогодние загадки, о зиме для детей?

Польза животной пищи
Мясо содержит полноценный белок, который хорошо переваривается и является основным строительным материалом клеток, железо в оптимальной для усвоения форме и цинк. Именно с белками связаны рост и развитие, они работают ферментами и гормонами, специальные белки – иммуноглобулины – обеспечивают иммунный ответ, т. е. распознают и нейтрализуют чужеродные для нас объекты. Железо необходимо для кроветворения, оно является незаменимой составной частью гемоглобина (переносчика кислорода к клеткам), цинк необходим для формирования и для развития интеллектуальных способностей.
Многие из нас знают об этих полезных свойства животной пищи, поэтому основная причина беспокойства родителей, дети которых редко или мало, по их мнению, едят мясо, заключается в том, что ребенок не получит чего-то ценного и важного.

Я всегда говорю, что если ребенок что-то не ест, не заставляйте, не уговаривайте, не впихивайте. И уж тем более не заменяйте мясо суррогатами, лишь бы ребенок съел хоть что-нибудь. Помню одну маму полуторагодовалого мальчика, которая со слезами на глазах жаловалась, что из мясного сын ест только сосиски и только под телевизор. Удивительно, что такой маленький человек не только умеет включать телевизор, но и сам покупает в магазине сосиски.
Ребенок, который неохотно ест мясо, может любить другие продукты животного происхождения, например, молоко и его производные, яйца, и периодически в небольших количествах потреблять мясо, птицу или рыбу. При этом никаких проблем с белком и железом возникнуть не должно. Даже если ребенок ест мясное (рыбу, птицу) не каждый день, а лишь время от времени или периодами, это вовсе не означает, что с ним что-то не так. Железо в организме накапливается в депо, и надо несколько месяцев, чтобы эти запасы истощились. Если ваш ребенок здоров и активен, беспокоиться не о чем.

Ребенок-вегетарианец
Детям, которые полностью отказываются от мяса, рыбы и птицы, необходимо предложить другие продукты, чтобы сделать их рацион более сбалансированным:

  • молоко, молочные продукты и яйца;
  • широкий выбор растительных белков из бобовых, орехов и зерновых продуктов, их комбинации и сочетания в составе одного блюда или одного приема пищи, как это принято в традиционных кухнях, обходящихся без мяса;
  • растительные источники железа (те же зерновые, бобовые и орехи) нужно есть вместе с продуктами, содержащими витамин С, для лучшего усвоения железа.

Когда необходимо дополнительное железо
Усвоение железа, как и других нутриентов, вещь сугубо индивидуальная. Некоторым детям, особенно если речь идет о младших школьниках, подростках в период интенсивного роста, девушках с обильными менструациями, детях-спортсменах, лучше сделать анализ крови и посоветоваться с врачом относительно дополнительного железа в виде препаратов.
Родителям стоит насторожиться, если ребенок выглядит бледным, вялым, быстро утомляется, часто простужается, у него появилось желание есть что-то малосъедобное, его кожа выглядит сухой и шелушится, ухудшается состояние ногтей и волос. Срочно к доктору! Исследование крови покажет, есть ли у ребенка анемия. Есть также показатели транспортного фонда железа, которые выявляют его скрытый дефицит, т.е. истощение запасов в депо.
Тут уж, ничего не поделаешь, ребенку придется принимать препараты железа, поскольку одной едой восстановить его до нормального состояния невозможно.

Ребенок-веган
В практике педиатров западных стран, где дети с раннего возраста воспитываются в принципах вегетарианства и даже веганства (строгого вегетарианства, исключающего любые продукты животного происхождения), дефицит железа, витаминов и микроэлементов компенсируется их препаратами.

Возможные проблемные области при строгом вегетарианстве:

  • малое поступление железа и цинка;
  • недостаточное количество отдельных незаменимых (не синтезирующихся в организме) аминокислот;
  • дефицит кальция из-за исключения молочных продуктов;
  • отсутствие витамина В12, который содержится только в продуктах животного происхождения;
  • дефицит витамина Д в условиях недостаточной инсоляции (нехватке солнечных лучей).

Врач не может рекомендовать ребенку веганскую диету, потому что исключение из рациона одной или нескольких пищевых групп чревато дефицитом ряда важных питательных веществ. Однако если семья выбрала для себя такую систему питания, ребенок нуждается в наблюдении педиатра-нутрициолога, специальном планировании питания и, как правило, добавлении к еде витаминов и минеральных веществ.

Когда необходимо дополнительное железо
Усвоение железа, как и других нутриентов, вещь сугубо индивидуальная. Некоторым детям, особенно если речь идет о младших школьниках, подростках в период интенсивного роста, девушках с обильными менструациями, детях-спортсменах, лучше сделать анализ крови и посоветоваться с врачом относительно дополнительного железа в виде препаратов.
Родителям стоит насторожиться, если ребенок выглядит бледным, вялым, быстро утомляется, часто простужается, у него появилось желание есть что-то малосъедобное, его кожа выглядит сухой и шелушится, ухудшается состояние ногтей и волос. Срочно к доктору! Исследование крови покажет, есть ли у ребенка анемия. Есть также показатели транспортного фонда железа, которые выявляют его скрытый дефицит, т.е. истощение запасов в депо.
Тут уж, ничего не поделаешь, ребенку придется принимать препараты железа, поскольку одной едой восстановить его до нормального состояния невозможно.

Ребенок не есть мясо. Что делать и чем заменить?

Мясо является важным компонентом рациона наших детей. Доставляет им много необходимых компонентов в легко усвояемой форме. А что делать, если ребенок не ест мясо?

Мясо является ценным источником белка, железа, витаминов, например, группы B и жира. Рекомендуется его давать детям, начиная с 6 месяца жизни в случае малышей, которых кормят искусственно, и с 7 месяца, в случае грудного вскармливания. Бывает, однако, что, несмотря на наши лучшие намерения, малыш отказывается от употребления мяса. Что тогда делать?

Мясо является важным компонентом рациона наших детей. Доставляет им много необходимых компонентов в легко усвояемой форме. А что делать, если ребенок не ест мясо?

Как накормить ребенка: 10 правил

Потом вы начинаете ежедневно готовить одну и ту же еду три раза в день, думая, может ли ребенок выжить на одних макаронах…

Что делать, если у ребенка плохой аппетит?

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Если у ребенка хороший аппетит, то это повод для радости у родителей. Приятно наблюдать, как ребенок с удовольствием ест приготовленную пищу. Но есть семьи, где родители слышат от ребенка вечное «не хочу». Прием пищи превращается в уговаривание, стращания, обещания, хитрости и маневры. Что делать в таких случаях?

Отказ от ответсвенности

Мнение доктора Комаровского

Многих мам интересует мнение доктора Комаровского по многим вопросам, касающимся здоровья и воспитания детей. В частности вопрос, почему ребенок не ест мясо, можно отнести к сфере деятельности Евгения Олеговича.

Ответ знаменитого врача по этой теме прост: если малыш отказывается кушать тот или иной продукт – не заставляйте его. Несомненно, мясо важно для детского организма. Но его отсутствие в рационе ребенка не является катастрофой.

Если малыш в достаточном количестве употребляет молочные продукты, то волноваться не о чем. По мнению Комаровского, если ребенок не ест мяса, то требуется контроль уровне гемоглобина и б12, чтобы исключить дефицит необходимых организму веществ.

Складывается довольно странная ситуация, когда теория о том, что без мяса ребенок не может полноценно развиваться, не отражает действительность. С одной стороны разговоры о том, что в мясе присутствуют незаменимые аминокислоты и что только с мясом можно получить достаточно витамина б12, логичны и убедительны. С другой стороны, детей вегетарианцев становится все больше и вопрос о включении мяса в рацион ребенка каждая семья решает самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию