Эдипов комплекс у детей — что это такое: симптомы у мальчика, девочки, рекомендации родителям

Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте?

В преддверии очередного семинара из цикла «Психоаналитический взгляд на проблемы подросткового возраста» предлагаем вашему вниманию обзорные статьи по вопросам, которые будут затронуты в докладе Александры Оксимец «Работа подросткового возраста» . Надеемся что эта информация будет вам интересна и поможет сделать нашу дискуссию на предстоящей встрече плодотворной и увлекательной.

На эту важную тему в своей статье «Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте? Его актуальность, эволюция и появление в лечении» размышляет Марша Х. Леви-Уоррен, доктор философии, психолог, преподаватель, автор многочисленных работ, касающихся особенностей подросткового развития.

Зигмунд Фрейд открыл важнейшую личностно-образующую структуру в психике человека и назвал ее Эдиповым комплексом. Он стал одним из центральных понятий в психоаналитической теории и практике. В литературе и клинических дискуссиях мы часто сталкиваемся с устойчивым представлением об Эдиповом комплексе как о констелляции, которая относится к опыту маленьких детей. Однако концепция Эдипова комплекса может быть увидена гораздо шире: как совокупность проблем, возникающих в раннем детстве и повторяющихся на протяжении всего развития.

Марша Леви-Уоррен предлагает думать об Эдиповом комплексе как о комбинации, которая сначала формируется в раннем детстве, но затем продолжает развиваться и трансформироваться в течение всего жизненного цикла. Это трансформация отражает то, как мы изменяем представление о себе и объектах с течением времени. Наиболее важными являются способы, которые отражают наше основное представление о себе как о гендерных и сексуальных существах, так и о людях в близких отношениях.

Эдипов комплекс, как правило, считается сочетанием внутренних отношений и фантазий, которые формируются в возрасте от 2 до 6 лет. Марша Х. Леви-Уоррен считает, что необходимо рассматривать Эдипов комплекс как структуру, которая сначала формируется в раннем детстве, а затем продолжает развиваться и трансформироваться на протяжении всего жизненного цикла. Эта трансформирующая конструкция отражает способы, которыми мы меняем наше ” Я ” и представления об объектах с течением времени. Огромное значение имеют представления, отражающие наше основное ощущение себя как половых и сексуальных существ и как людей в интимных отношениях.

На ранней эдиповой фазе усиливается напряженность в отношениях между детьми и их родителями. Дети в этом возрасте склонны думать в черно-белых тонах, их когнитивная организация не допускает особой двусмысленности: велико их желание однозначно любить своих родителей. Конфликтная смесь негативных и любовных чувств, которые сопровождают Эдипов комплекс, ставит детей перед острой необходимостью объяснять, подавлять и приводить в порядок спутанные аффективные состояния. Чтобы уменьшить напряженность, дети развивают теории о том, почему их родители имеют особенные отношения. Эти сознательные теории успокаивают детей, что позволяет им меньше заботиться о жизни своих родителей и больше сосредоточиться на своей собственной деятельности по мере развития. Детские решения проблем ранней эдиповой эпохи, независимо от исторического времени и места, основаны на существовании отдельных миров для детей и взрослых.

Дети решают, что есть деятельность, которая принадлежит взрослому миру, и существуют знания, которые временно недостижимы. Они становятся менее озабоченными своими родителями, устанавливая, что существует форма отношений, которая является исключительно взрослой. В сущности, поскольку это взрослые отношения, отношения между двумя большими людьми, им не нужно беспокоиться об этом, потому что они все еще маленькие. Теории этого времени уходят в дальние уголки сознания детей, и начинается латентность.

Центральное значение Эдипова комплекса раннего детства заключается, в том, что это первый из многих случаев в жизни человека, когда наблюдается когнитивный и эмоциональный рост, который фундаментально меняет восприятие как социокультурного мира, так и внутреннего мира. Происходит революция в сознании, и эта революция оказывает эффект озарения.

Фундаментальные изменения в сознании, межличностном опыте и идентификации, которые являются основой Эдипова комплекса, происходят впервые в раннем детстве. Затем они развиваются и трансформируются в подростковом возрасте и повторяются в течение всей взрослой жизни.

Важнейшие вопросы эдиповой фазы-вопросы исключительности, ревности, страстных связей, агрессии и так далее – нарастают и ослабевают на протяжении всего развития. Каждый раз, когда эти вопросы всплывают в сознании, происходит реинтеграция предыдущего опыта с опытом настоящего; в каждый период возрождения дети, затем подростки, затем взрослые переформулируют свои представления об отношениях, сексе и поло-ролевой идентичности. Для этого преобразования они используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы для понимания своей внутренней и внешней жизни.

На протяжении всего жизненного пути эти изменения ускоряются физическим созреванием, развитием и обстоятельствами жизни. Но, пожалуй, именно в подростковом возрасте актуализация Эдипова комплекса наиболее турбулентна и драматична. Это связано с тем, что впервые подросший ребенок начинает чувствовать силу гормональной активности, чувствует, как тело растет и изменяется. В это время необходим постоянный пересмотр представлений о себе, то есть ментальных образов своего тела. По мере того, как подростки растут интеллектуально и эмоционально, они все больше способны представить себя частью интимной пары, и это трансформирует их самоощущение.

Когда дети по мере достижения половой зрелости переживают всплески роста и другие телесные изменения, они должны начать реорганизовывать свои представления о себе, чтобы осознать свое нынешнее положение, внешний вид, внутренние чувства и ощущения. Они начинают видеть себя уже не маленькими, но достаточно большими, то есть вполне сравнимыми по размеру с родителями.

В романе Ямайки Кинкейд (1983) “Энни Джон” прекрасно описан способ, которым этот процесс может начаться на ранних стадиях подросткового возраста:

«Летом того года, когда мне исполнилось двенадцать, я заметила, что стала выше; большая часть моей одежды больше не подходила. Когда я могла надеть платье через голову, талия доходила мне чуть ниже груди. Мои ноги стали более тонкими, волосы на голове еще более непослушными, чем обычно, маленькие пучки волос появились под мышками, и когда я вспотела, запах был странным, как будто я превратилась в странное животное. Однажды мы с мамой пошли за материалом для новых платьев, чтобы отпраздновать ее день рождения . когда я наткнулась на отрез ткани. Я сразу же сказала, как мне он мне нравится и как хорошо она будет смотреться на нас обоих, но мама ответила: “О, нет. Ты слишком взрослая для этого. Ты просто не можешь всю оставшуюся жизнь выглядеть маленькой!» Сказать, что я чувствовала, как земля уходит у меня из-под ног, было бы слишком мало. Дело было не только в том, что она сказала. Дело было в том, как она это сказала! Никакого сопровождающего смеха. Она не наклонилась и не поцеловала мой влажный лобик. Моя мать сообщила мне, что я нахожусь на грани превращения в юную леди, так что есть немало вещей, которые мне придется делать по-другому.»

Как красноречиво в этом отрывке, описан опыт ощущений, когда тело становится больше и принадлежность к полу более определенной. Этот опыт полон боли потери и страха изменения. Главная героиня особенно сосредоточена на потере способности ее родителя к близкому телесному контакту. Все подростки, достигшие половой зрелости, должны смириться с тем фактом, что они оставляют позади свое детское “маленькое Я” с телом, пол которого, не очень определен и приятный опыт нежного физического контакта с родителями.

Таким образом, в это время эдиповы объяснения, которые основывались на идее, что существуют отдельные миры взрослых и детей, становятся неудовлетворяющими. Эти бывшие дети развивают более взрослые тела и воспринимают себя более взрослыми по духу и поведению. Их половая идентификация становится более сфокусированной на” взрослых ” представлениях о гендерных ожиданиях. Это приводит подростков к пониманию, что их родители просто обычные. Такие открытия наполнены смешанными чувствами, что отражено в словах 14-летнего пациента-подростка раннего подросткового возраста:

. Вы знаете, я раньше думал, что мой отец был самым большим, самым сильным, самым умным человеком. И, конечно, я не мог думать иначе. Каждый раз, когда я задавал вопрос, у него был ответ. Я помню, каждый раз, когда самолет летел в небе над нами, и я спрашивал его, куда он летит . он мне говорил!? Я имею в виду: как он знал? Теперь я чувствую, что он ошибается, по крайней мере, в половине из своих ответов. И он становится таким старым. Я сильнее его, и больше тоже. Это странно. Иногда, кажется, что он сжался или что-то в этом роде. Я не знаю. Это как будто. у меня даже и нет отца или что-то в этом роде…

В этой виньетке присутствуют элементы конкуренции, величия и малости, разочарования, эдипального желания « смерти » и чувства потери, которое должно быть частью нашего понимания сложной структуры Эдипа, которое повторяется на протяжении всей жизни. Для подростковой версии мы должны обратить особое внимание на реальность изменения в росте. Для мальчиков, например, приток дополнительной силы и размера затрудняет поддержание прежнего идеализированного образа отца это делает возможность «победы» над их отцами более реальной. Расширение базы знаний дает ощущение, что подростки могут узнать больше, чем их родители в различных сферах.

Символично, что переход в юность – это «смерть» детства и, конечно, смерть ранних представлений о жизни. Есть необходимость совершения символического отцеубийства для решения проблем Эдипова комплекса: фактическое уничтожение родительского авторитета и участия в жизни ребенка. Чтобы дети могли функционировать автономно: завязывать собственную обувь, кормить себя, купаться и т. д., требуется уничтожить чувство, что родителям необходимо выполнять такие родительские роли. То, что дети пережили пассивно через взаимодействие с родителями, теперь они должны активно и независимо выполнять. Для молодых людей теперь рассматривать привилегии и удовольствия детства как вечные больше не представляется возможным, равно как и родителей в их прежних переоцененных и всепроникающих ролях. Родители больше не занимают той же роли в жизни своих детей; они тоже должны справляться с этой потерей.

То, как подростки развиваются в своих мыслях о том, кто их родители, а также их растущий интерес и понимание того, кем они являются, вносят существенные изменения в их интернализованные объектные отношения. Подростковый возраст явно оказывает мощное влияние на идентификацию и фантазии, которые формируют Эдипальную ситуацию, особенно в отношении эротики.

Читайте также:  «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» – загадка с ответом и расшифровкой

Но всю эту Эдипову драму подростковости можно пережить с достаточно хорошим опытом отношений со своими объектами: когда Эго не утратит способности справляться с натиском импульсов Ид и нападками Супер-Эго. В аналитический кабинет попадают подростки, у которых такой опыт был нарушен или недостаточен, и тогда они вынуждены прибегать к таким защитным механизмам, которые не дают им пройти очередной Эдип успешно и осуществить это внутреннюю трансформацию.

(Статья из журнала ” Studies in Gender and Sexuality” (2008))

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

На протяжении всего жизненного пути эти изменения ускоряются физическим созреванием, развитием и обстоятельствами жизни. Но, пожалуй, именно в подростковом возрасте актуализация Эдипова комплекса наиболее турбулентна и драматична. Это связано с тем, что впервые подросший ребенок начинает чувствовать силу гормональной активности, чувствует, как тело растет и изменяется. В это время необходим постоянный пересмотр представлений о себе, то есть ментальных образов своего тела. По мере того, как подростки растут интеллектуально и эмоционально, они все больше способны представить себя частью интимной пары, и это трансформирует их самоощущение.

Когда появляется комплекс

Столкнуться с синдромом Эдипа можно как в детском, так и во взрослом возрасте. Но если в одном случае это считается нормой, то в другом — неприятной патологией.

  • сильные стрессовые ситуации в детском возрасте;
  • нехватка внимания со стороны мамы или папы;
  • воспитание в неполной семье;
  • гипервнимание и опека;
  • чрезмерное проявление нежности: поцелуи в губы, ласки гениталий;
  • демонстрация голого тела одного из родителей;
  • конфликты на глазах у ребенка с последующими попытками получить его поддержку.

Что это такое?

Эдипов комплекс — это понятие, которое описывает окрашенное сексуально влечение сына к матери и ревностное отношение к отцу. Часто бывает, что при нем ребенок вступает в конкурентные отношения с отцом за любовь родителя противоположного пола.

Использовать впервые этот термин стал Зигмунд Фрейд в своих работах по психоанализу.

Выбирая название для данного психического состояния, ученый видимо руководствовался известным мифом, в котором комплекс Эдипа восходит ко временам Древней Греции. В этом сказании одного юношу (Эдипа) с младенчества лишили семьи.

Когда он вырос, дороги судьбы привели его в дом настоящих родителей, но пребывая в неведении об этом, он влюбился в свою мать, а для того чтобы жениться на ней — убил отца.

Женским вариантом подобного явления выступает комплекс Электры.

Опираясь на сюжет трагедии Софокла, Карл Юнг стал использовать в психологии понятие «комплекс Электры», которая была описана в греческих мифах как воплощение любви к родному отцу и ненависти к матери. Зигмунд Фрейд такого понятия не признавал, он пользовался термином — «женский эдипов комплекс»

За основание своего понимания подобного явления ученый принимал начало и разгар формирования половой идентичности у детей в возрасте 2-7 лет. Объектом сексуальной любви в данном случае выступают самые близкие люди — родители противоположного пола, на них и обрушивается «коктейль» из различных эмоций ребенка.



От благополучного разрешения этого постоянного противодействия зависит психическое здоровье человека.

Понимание комплексов

Эдипов комплекс и комплекс Электры могут иметь два направления.

  1. Позитивное, когда, по мнению Фрейда, ребенок влюблен в родителя противоположного пола.
  2. Негативный, влюбленность девочки в мать, мальчика в отца.

Понятие комплекса по Фрейду может означать, что ребенок способен занять как позицию любви к матери, так и к отцу. Такое понятие бисексуальности проявляется с ранних лет. Ребенок может отдавать предпочтение любой форме любви, в периоде взросления проявляется позитивное и негативное направление комплекса Эдипа – это норма. Важно, чтобы дитя сделало правильный выбор и выводы, которые пригодятся для дальнейшей жизни.


Эдипов комплекс и комплекс Электры могут иметь два направления.

Родители остаются за спиной как группа поддержки

— Если родители сделали все правильно, как разрешается конфликт?

— При благополучном развитии, когда родители — хорошая, крепкая пара, ребенок ужасно расстраивается. Он горюет, чувствует свою ненужность, отверженность. Но так как в этот же самый момент он получает от мамы и папы сообщение: «Ты наш любимый малыш, мы никогда не причиним тебе вреда, мы тебя защитим, мы тебя любим!», то, отгоревав эту возможность заполучить родителя себе в партнеры, ребенок разворачивается в сторону сверстников. Начинаются все эти бесконечные свадьбы в старшей группе детского сада, когда они женятся по 4 раза в день, у них рождаются дети.. И вообще тема семейной жизни выходит на первый план в играх. При таком исходе в школу ребенок идет уже полностью нацеленный на взаимодействие со сверстниками. Родители остаются за спиной как группа поддержки, как тыл и как божественная пара — на них можно опираться, им можно жаловаться, они могут карать и миловать. Главное, что ребенок не втянут в этот треугольник.

— Не могу не спросить о неблагополучных вариантах развития…

Основные признаки.

В зависимости от того, какой тип воспитания в семье, какие взаимоотношения между членами, основные симптомы могут отличаться. К основным относятся:

  1. Капризное поведение. Ребёнок пытается обратить на себя внимание родителя противоположного пола. Поэтому пытается это сделать не только хорошим поведением, но и капризами, истериками.
  2. Стрессовое состояние психики. Находятся в постоянном напряжении и раздражении, поскольку испытывают новые ощущения, которые не понимают. Также, вокруг постоянно находится соперник, за которого надо быть лучше.
  3. Чувство собственности. Сложно отпустить маму/папу на целый день, если уходит на работу, в гости, по магазинам. Ребёнок грустит, скучает, пока не вернётся родитель.
  4. Отсутствие друзей. Отказывается от общения и проведения времени со своими сверстниками. Отдаёт предпочтение и внимание только маме/отцу.
  5. Сновидения. Если расскажет о своих снах, то часто можно услышать эротический подтекст относительно одного из родителей.

Относительно сына, то ситуация хуже. Поскольку слабо характерный, женоподобный мужчина мало кого привлекает. И как следствие, вовсе не складываются отношение с противоположным полом. Становится замкнутым, усиленное чувство одиночества. Может со своей стороны разочароваться в женщинах, поскольку они не похожи на его идеальную Маму.

Эдипов комплекс у девочек: рождение принцессы

Ситуацию, когда дочь начинает соперничать с матерью и завоевывать внимание отца, в психоанализе называется комплексом Электры, по аналогии с эдиповым комплексом у мальчиков. Правда, у представительниц прекрасного пола все проходит немного иначе.

Примерно с трех лет мальчишки начинают смущать своих родителей, а иногда и других окружающих, демонстрируя половые органы. Как вести себя в подобных случаях, мы писали ранее. Что же происходит с девочками?

Ситуацию, когда дочь начинает соперничать с матерью и завоевывать внимание отца, в психоанализе называется комплексом Электры, по аналогии с эдиповым комплексом у мальчиков. Правда, у представительниц прекрасного пола все проходит немного иначе.

Что такое Эдипов комплекс?

Стоит отметить, что мальчик, обладающий подобным комплексом, испытывает раздражительность и ревность в отношении другого мужчины, которому уделяет много внимания его собственная мать. При этом у него проявляется своего рода возбуждение при виде матери, в то время как отец способен казаться потенциальным конкурентов. Мальчики делают все возможное, чтобы привлечь внимание матери, получить эмоциональное тепло и любовь с ее стороны.

«Папа, подвинься»: как работает эдипов комплекс и как с ним справиться

Однажды царь Эдип попал в неприятную ситуацию: убил отца, мать взял в жены и наделал с ней детей. Все это произошло в результате случайных хитросплетений, но Эдип, узнав правду, не смог жить как прежде. Он выколол себе глаза и отправился в изгнание. Такой сюжет был в трагедии Софокла, а не в реальной жизни. Эта история вдохновила Зигмунда Фрейда — родоначальника психоанализа. В дальнейшем именем царя Эдипа он назовет психическое отклонение, которое будет обозначать подавленное сексуальное желание ребенка по отношению к родителю. Это наименование станут использовать миллионы психологов по всему миру. О том, как распознать эдипов комплекс у девочек и мальчиков, а также что делать, если он все-таки нашелся, — читай в новой статье Royal Cheese.

Однажды царь Эдип попал в неприятную ситуацию: убил отца, мать взял в жены и наделал с ней детей. Все это произошло в результате случайных хитросплетений, но Эдип, узнав правду, не смог жить как прежде. Он выколол себе глаза и отправился в изгнание. Такой сюжет был в трагедии Софокла, а не в реальной жизни. Эта история вдохновила Зигмунда Фрейда — родоначальника психоанализа. В дальнейшем именем царя Эдипа он назовет психическое отклонение, которое будет обозначать подавленное сексуальное желание ребенка по отношению к родителю. Это наименование станут использовать миллионы психологов по всему миру. О том, как распознать эдипов комплекс у девочек и мальчиков, а также что делать, если он все-таки нашелся, — читай в новой статье Royal Cheese.

Диагностика

Если проблемы с запоминанием обнаружились во время посещения занятий по подготовке к школе или в первом классе, родителям нужно уделить внимание поведению.

Выясните, действительно ли ребенок не в состоянии отвечать на вопросы и выполнять простейшие задания либо же ему просто не нравится коллектив, правила, ограничения, повышенные требования и подобные нюансы.

Проследите, в каких ситуациях еще проявляется невнимательность и забывчивость помимо школьных дел.

Для проверки общей памяти расспросите ребенка о его дне, прошлых выходных, событиях прошлых новогодних праздников и тому подобных моментах. Ведите разговор о том, что знает не только сын или дочка, но и вы сами, чтобы понимать, правильны ли ответы.

В большинстве случаев дети отвечают на такие вопросы. В случае провалов в памяти стоит задуматься о визите к неврологу, так как это может указывать на дисфункцию мозга.

Далее оцените зрительно-предметную память, например, дайте младшему школьнику 5-6 картинок, на которых изображены понятные ему предметы, например, стул, автомобиль, кастрюля, книга, самолет и так далее. Предложите их запомнить и закрыть глаза, пока вы уберете 1 картинку или перевернете ее. В норме ребенок должен вспомнить, какой предмет «исчез», с одной или двух попыток.

Читайте также:  Правила этикета, поведения за столом для детей, школьников в России: видео, фото

Будет немного сложнее, если вы попросите не просто запомнить предметы, но и порядок расположения их изображений, но и с этой задачей 6-9-летние дети с нормальной памятью должны справляться без проблем.

Отметим, что в случае затруднений или ошибок причиной бывает не только нарушение запоминания, но и низкий уровень внимания.

Для тестирования слуховой и речевой памяти ребенку называют 3 слова. Когда он дважды повторит заданный набор слов, ему называют еще 3 слова и снова дают возможность дважды их повторить. После этого просят сказать, какими были первые слова, а затем назвать вторые слова.

Еще одним тестом на слухо-речевую память является пересказ короткого рассказа. Трудности с такой задачей встречаются при недостатке памяти или образного мышления, слабом слухе, сниженном уровне внимания, плохом речевом развитии.

  • Для стимуляции двигательной памяти хорошо подходят активные игры с повторением движений. К примеру, можно сказать ребенку присесть, встать, поднять руки вверх, а затем попрыгать на одной ноге. Показав движения по порядку, надо предложить повторить их по памяти.
  • Чтобы воздействовать на зрительную и образную память, часто используют дорисовку отсутствующих элементов. Можно показать ребенку картинку, а затем дать ему такой же рисунок, но без некоторых деталей и предложить восстановить рисунок таким, каким он запомнился. Еще одна популярная игра – положить на стол перед ребенком 5-10 предметов, предложить закрыть глаза, убрать 1-3 предмета и попросить ответить, какие предметы исчезли.
  • Для развития слуховой памяти и способности придумывать ассоциации можно предложить ребенку расшифровывать слова. Для такого упражнения нужно назвать любой предмет, попросив охарактеризовать его, например, назвать его цвет, свойства, внешний вид, предназначение.
  • Чтобы развивать долгосрочную память, расспрашивайте ребенка о событиях в течение дня. Пусть малыш расскажет, что он делал утром, в обед, после обеда, вечером. Задавайте наводящие вопросы, например «Что было на завтрак в саду?», «Какая новая тема была на уроке математики?».

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость. Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы. часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание. учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем. никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами. наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание. дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В. Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью. установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга. кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

  • печеночная недостаточность
  • почечная недостаточность
  • цирроз печени
  • туберкулез легких
  • гипертоническая болезнь
  • сахарный диабет
  • гипотиреоз
  • патологии нервной системы
  • депрессия
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • болезнь Паркинсона
  • болезнь Альцгеймера
  • эпилепсия
  • рассеянный склероз
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Беременность и кормление грудью. установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Почему у ребёнка плохая память и что с этим делать

Причины плохой памяти у ребенка. Органические и социальные нарушения. Что делать родителям, чтобы помочь малышу. Правильный режим, питания, игры и занятия, общее развитие.

Способность малыша усваивать и запоминать все новое помогает ему развиваться. Однако зачастую у детей даже в раннем возрасте возникают проблемы, связанные с запоминанием. В этом случае родителям очень важно знать, что делать. Причины плохой памяти у ребенка — первое, что необходимо выяснить.

Причиной появления проблем с усвоением знаний могут быть социальные, наследственные и приобретенные состояния нарушений памяти. К социальным причинам относятся образ жизни в семье, постоянное отсутствие необходимых продуктов и витаминов в рационе малыша. Отрицательно сказывается на развитии, если ребенок почти не бывает на свежем воздухе или с ним мало занимаются, он предоставлен сам себе.

Помогаем ребенку: лекарства для улучшения успеваемости

Нет такой матери, которая бы не хотела, чтобы ее чадо приносило из школы только положительные отметки. Но для успешной учебы ребенку необходимо обладать хорошим вниманием и памятью, и если с этими показателями имеются проблемы, о хорошей успеваемости говорить не приходится. Помочь решить эти проблемы могут специальные лекарственные средства.

  • Причины снижения внимания у детей и подростков
  • Лекарственные средства для улучшения внимания у детей и подростков

Препараты для концентрации внимания у детей называются ноотропами. Они позволяют в несколько раз улучшить интеллектуальную деятельность ребенка, активизировать его познавательные функции, улучшить кровоснабжение головного мозга. Лекарства для улучшения внимания и памяти могут значительно уменьшить имеющиеся расстройства этих показателей умственной деятельности, но они неспособны сделать так, чтобы их уровень превысил норму, данную ребенку от природы.


Препараты для концентрации внимания у детей называются ноотропами. Они позволяют в несколько раз улучшить интеллектуальную деятельность ребенка, активизировать его познавательные функции, улучшить кровоснабжение головного мозга. Лекарства для улучшения внимания и памяти могут значительно уменьшить имеющиеся расстройства этих показателей умственной деятельности, но они неспособны сделать так, чтобы их уровень превысил норму, данную ребенку от природы.

Плохая память у ребенка

Плохая память у детей – не редкость. Что же делать родителям, которые заметили проблемы с памятью у ребенка.

Сначала стоит сказать о том, что это – не приговор, как думают многие родители, опираясь на очень странные аргументы. Нет. Если заниматься со своим ребенком, не опускать руки и верить в него, все обязательно получится!

Ну а теперь с самого начала.

Очень многие ученые, специалисты спорят о том, когда у человека появляется память. Некоторые утверждают, что еще до рождения и ребенок помнит все то, что было во время внутриутробного периода жизни – правда, эта память бессознательная, – другие говорят, что запоминать что-либо ребенок начинает годам к трем.

Советы и рекомендации для родителей «Что делать, если у ребёнка плохая память?»

Светлана Калугина
Советы и рекомендации для родителей «Что делать, если у ребёнка плохая память?»

Не стоит сразу делать выводы, что у ваш ребенок ленивый или вообще неспособный. Попытайтесь спокойно разобраться, в чем же состоит проблема и принять действительно нужные меры.

В первую очередь внимательно проанализируйте, насколько загружен ваш ребенок. Примите во внимание всё – занятия в саду, домашние задания, всевозможные кружки, чтение, просмотр телевизионных программ (они очень утомляют). А теперь

подумайте, сколько времени ребенок отдыхает, бывает на свежем воздухе, как он питается, есть ли у него строгий распорядок дня, высыпается ли он.

Наши дети устают точно так же, как и взрослые. И усталость имеет способность накапливаться, а отсутствие правильного питания, здорового образа жизни, режима плюс чрезмерная нагрузка, не дают возможности ребенку восстанавливаться за время ночного сна. Как результат – рассеянность, неумение сконцентрировать внимание, трудности, раздражительность, капризы и прочее.

Решение этой проблемы лежит на поверхности – приведите в норму распорядок дня вашего ребенка, контролируйте его, и в скором времени вы увидите заметные изменения. А в трудных случаях обязательно обратитесь к врачу, чтобы не углублять стрессовую ситуацию.

Вы заметили, что ваш ребенок с трудом выражает свои мысли, когда пытается вам что-то рассказать – у него не хватает слов, он перескакивает с события на событие и не доводит мысль до конца? Если у ребенка плохо развита речь, то он неизбежно будет и плохо запоминать.

Чтобы развить речь у детей, с ними нужно разговаривать и делать это, как можно чаще. Расспрашивайте своего ребенка о делах, задавайте уточняющие вопросы, не обрывайте его попытки вам что-то объяснить – дослушивайте до конца. Ответы на ваши вопросы заставляют активизироваться участки мозга, отвечающие за память, заставляют их работать. Чем больше подробностей вы спрашиваете, тем сильнее ребенок напрягает и, тем самым, тренирует свою память.

Читайте также:  Как нарисовать слона карандашом поэтапно для детей и начинающих? Как нарисовать Слона и Моську?

Старайтесь заучивать стихи и делайте это вместе с ребенком каждый день. Начните с простых четверостиший и постепенно увеличивайте размер выученных стихов. Очень полезно учить иностранные слова и фразы. Ежедневно ребенок должен выучить 2-3 новые фразы или несколько новых слов. Но при этом не забывайте то, что вы уже выучили – повторяйте и его тоже, так как это очень важно.

Развивайте у ребенка ассоциативную память. Для этого,в разговорах с ним обращайте его внимание на частности: цвет, запах, отдельные предметы, их описание, размеры. Так вы развиваете образы, а они запоминаются легче. Тут все может идти в ход – большая снежная баба во дворе. Сопоставляя разные события, особенности предметов, запахи, ребенок тоже тренирует память и учится связывать различные факты в единое целое. (Например, снегопад начался, когда вы шли мимо булочной, где пахло вкусным свежим хлебом, а рядом дети слепили большую снежную бабу с морковкой вместо носа.)

Образное мышление тоже поможет ребенку лучше запоминать стихи. Гораздо быстрее строчки уложатся в памяти, если ребенок понимает и представляет, о чем идет речь. И вы должны объяснить ему, что значит то или иное слово или действие, о чем именно рассказывает стихотворение. Представляя еле-еле бредущую по свежевыпавшему снегу лошадку, строчки «… Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…» у ребенка отпечатаются в памяти гораздо быстрее, чем при бездумном тупом повторении.

Важно не забывать и о зрительной памяти. Ее развитию могут помочь мысленно нарисованные картинки, которые ребенок представляет при заучивании текстов. Кроме того, важно научить малыша обращать внимание на сам вид текста – как и где на странице расположено стихотворение в учебнике, какие картинки находятся рядом, какого цвета буквы

Безусловно, тренировки памяти у детей – процесс длительный и трудоемкий, требующий и времени, и усилий, и, самое главное – систематичности. Но не пускайте все на самотек, если вы не займетесь вашим ребенком сейчас, когда занятия еще несложные и небольшие по объему. Иначе дальше вы столкнетесь с гораздо большими проблемами, в которых вина собственно ребенка будет невелик

10 ПРОСТЫХ СПОСОБОВ УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ

Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их. Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей. Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.

Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Играйте с ребенком в слова

• Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

• Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

• С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил

Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Разучивайте с ребенком песни

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам.

Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок. Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается

вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией “Что делать, если ребенок кусается?”.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Если вы уступите ребёнку, он сделается вашим повелителем, И для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей “Что делать, если ребенок врет” Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», “Нет, не бери, это моё!” На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает» Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?» Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент своей жизни их ребёнок стал использовать в своей речи бранные слова.

подумайте, сколько времени ребенок отдыхает, бывает на свежем воздухе, как он питается, есть ли у него строгий распорядок дня, высыпается ли он.

Ссылка на основную публикацию