«Добро должно быть с кулаками»: автор слов, аргументы для сочинения, эссе

«Добро должно быть с кулаками»: автор слов, аргументы для сочинения, эссе

Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Как раскрыть тему Добро и зло. Итоговое сочинение

Аргументы для итогового сочинения Добро и зло

Список литературы для итогового сочинения Добро и зло

Цитаты и афоризмы по сочинению Добро и зло

Готовые сочинения по направлению «Добро и зло»

Данное итоговое декабрьское сочинение – рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

Пословица «Добро должно быть с кулаками» обозначает то, что добрый человек должен быть готов к столкновению со злыми силами, что он должен уметь защитить себя от нападок со стороны жестоких людей. Мало быть добрым, нужно уметь защищать свои взгляды на жизнь и отстаивать добро в мире. В противном случае зло победит добро.

Добрый человек должен иметь кулаки. Но в отличие от злых людей, которые используют эти кулаки для нападения, добрым людям они нужны для защиты. Потому что бороться со злом без оружия невозможно.

Многие писатели в своих произведениях показывают, что добрые люди должны уметь защитить себя от окружающего зла. Некоторые писатели с сожалением демонстрируют то, что будет, если добрый человек не имеет способов защитить себя.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» доброй является героиня Маша Миронова. Это скромная и справедливая девушка, которая добра ко всем окружающим. Однако доброта Маши Мироновой не мешает ей проявить свой сильный характер и защитить себя, когда это действительно необходимо. Попав в плен к Швабрину, героиня ведет себя достойно, она не позволяет Швабрину опорочить ее и опозорить ее честь. Маша Миронова ясно и четко выражает свою позицию: она никогда не выйдет замуж за Швабрина. Это демонстрирует то, что девушка умеет постоять за себя и свое достоинство. На это указывает и другой эпизод повести: когда Маша Миронова узнает об аресте своего возлюбленного Петра Гринева, она едет в Петербург, чтобы добиться справедливости. Маша Миронова не опускает руки и поднимает «кулаки» против зла и несправедливости, чтобы защитить себя и своих близких от воздействия сил зла.

О том, что будет, если у доброго человека нет «кулаков» для защиты, рассуждал А.И. Солженицын в повести «Матренин двор». Главная героиня Матрена – добрая женщина, настоящий праведник. Она всю свою жизнь помогает окружающим людям, откликается на любые просьбы и предложения. Однако услугами Матрены просто пользуются, специально оставляя ей всю самую тяжелую работу. Бывший жених Фаддей, отличающийся своей жестокостью, пытается добиться разделения горницы Матрены. Когда героиня согласилась отдать горницу Кире, своей приемной дочери, Матрена предложила свою помощь в перевозке. Именно в момент перевозки Матрена попала под поезд. А.И. Солженицын в своей повести показал, что добрая и милосердная Матрена не имела тех самых «кулаков», которые смогли бы защитить ее от того зла, которым она была окружена. Матрена не смогла увидеть то, что окружающие пользуются ее добротой, имея корыстные цели. Неспособность защитить себя приводит к гибели героини. Автор повести «Матренин двор» демонстрирует, что даже поистине добрые люди могут погибнуть из-за жестокости окружающего мира.

Таким образом, добро должно иметь кулаки, чтобы защищаться ими от воздействия зла, которое использует кулаки для другой цели: чтобы нападать. Когда зло нападает, нужно уметь противостоять ему, иначе борьба закончится проигрышем добра и победой зла.

Читать далее.

«Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?» (Итоговое сочинение)

Доброта – это высокое душевное качество личности, которое в первую очередь проявляется в любви к ближнему. Добрый человек отзывчив, стремится помочь бескорыстно, причем всегда, а не от случая к случаю. Почему же тогда народная мудрость утверждает, что добро должно быть с кулаками, ведь «кулаки» предполагают насилие? Я понимаю пословицу так: добро обязательно должно активно противостоять злу. Если жестокости не давать отпор, мир может погрузиться во тьму.

В произведениях русской литературы мы находим многочисленные подтверждения этой точки зрения.

Обратимся к повести В. Железникова «Чучело». Главная героиня, Лена Бессольцева, новенькая в классе. Она доброжелательная, умная девочка. Несмотря на юный возраст, Лена способна даже на самопожертвование. Она берет на себя вину дорогого ей человека Димы Сомова. Девочка до последнего терпит травлю класса, но не раскрывает имя «предателя», из-за которого не состоялась поездка в Москву.

Издевательства подростков достигают предела, когда они сжигают чучело Лены. После этой выходки Лена, пораженная предательством Димы, становится другим человеком – она не позволит больше над собой глумиться и будет противостоять злу. Всем это стало ясно, когда она, отбросив поджигателя Димку, вырвала из огня чучело и стала им размахивать, наступая на обидчиков. Одноклассники были поражены смелостью Лены, остригшейся наголо и пришедшей на день рождения к Сомову. В этот вечер Попов, который знал, кто на самом деле выдал класс, рассказал правду одноклассникам. И на наших глазах бесчувственным и жестоким подросткам становится стыдно, в них просыпается совесть. Они просят прощения у той, которая была изгоем в классе. Хрупкая Лена силой своей доброты смогла растопить зло в сердцах одноклассников. Она преподала урок гуманизма и высокой нравственности, который запомнится им на всю жизнь.

Наиболее ярко созидательная сила доброты проявляется во время освободительной войны. Именно она очищает земли и народы от вражеской скверны.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» показано единение народа перед лицом общей беды. Никто не остается безучастным: ни дворянин, ни крестьянин. Батарея Тушина героически сражается, несмотря на то что нет прикрытия. Семья Ростовых размещает у себя раненых солдат, а затем отдает им подводы, оставляя свое имущество на разграбление. Пьер Безухов задумывает убить Наполеона и остается в Москве. Восхищает храбрость и боевой дух простого солдата, который готов на все, чтобы победить неприятеля. И конечно, нельзя не вспомнить мудрую стратегию М. И. Кутузова, горячо любящего свою страну и ее народ. Эта любовь не позволяет полководцу допускать ненужных человеческих жертв. Он понимает бедственное положение французской армии после Бородинского сражения и берет на себя всю ответственность за будущее страны. Во имя сохранения армии и спасения России им было принято решение об отступлении из Москвы, и оно оказалось единственно верным. Так могучая сила любви русского народа к своей Отчизне разбила врага.

Читайте также:  Слово черепаха на английском языке: перевод с транскрипцией. Описание черепахи на английском языке

Через сто тридцать лет подвиг прадедов повторят их правнуки. Вспомним Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Пройдя через всю войну, испытав ужасы фашистского плена, потеряв самых близких людей, Андрей остается верным долгу защитником своего народа. Он совершенно не думает о себе. Его главная задача – сделать все возможное для победы. И мы знаем, что он победил: русский солдат силой своего духа, мужества, своей добротой и любовью к ближнему избавил мир от фашистской тьмы.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что доброта является основой нравственной жизни и отдельного человека, и всего общества. У доброты есть важнейшая функция – уничтожать зло, ведь именно она представляет собой мощную созидательную силу, которая борется с разрушительной жестокостью. Эта сила способна спасать не только озлобленные души, но и целые народы. Благодаря доброте мы живем и радуемся жизни. Именно поэтому проверенная временем народная мудрость по праву считает, что добро должно быть с кулаками.

Итоговое сочинение. Направление «Добро и зло»

Последние статьи раздела «Образование»

В каких произведениях стоит искать аргументы для направления «Добро и зло»

Текст: Ольга Разумихина
Фото: pixabay.com

Что такое добро и зло и есть ли между ними чёткая грань? Ох, сколько копий сломали философы, пытаясь найти ответы на эти вопросы! И однозначного решения нет до сих пор.

Поэтому направление «Добро и зло» стоит выбирать выпускникам, которые на итоговом сочинении не хотят писать клишированные размышления, а стремятся как следует порассуждать.

И хотя обычно в школьных работах не рекомендуется высказывать спорных мыслей, которые могут не понравиться проверяющим, для этого направления можно сделать исключение. Тем более что примерные темы располагают к смелым выводам и умозаключениям:

  • Действительно ли «благими намерениями выложена дорога в ад»?
  • Может ли один и тот же поступок быть для кого-то добрым, а для кого-то злым?
  • Прав ли автор цитаты «Добро должно быть с кулаками»?
  • Почему добрый человек может со временем стать злым, и наоборот?
  • Что важнее — добрые слова или добрые поступки?
  • Почему говорят: «Не делай добра — не получишь зла»?
  • Доброта — это проявление внутренней силы или слабости?
  • Отчего люди часто неблагодарны к тем, кто искренне желает добра?
  • Самый добрый человек: мой пример для подражания.
  • Почему нельзя всю жизнь совершать только добрые поступки?

Конечно, на итоговом сочинении кому-то могут попасться и простые темы, требующие однозначных выводов. Например, недавно в нескольких московских школах одиннадцатиклассники писали сочинение на тему: «Может ли в одном человеке сочетаться добро и зло?» Конечно, может: все мы когда-то совершали как самоотверженные, так и эгоистичные поступки. И даже последний злодей хоть раз в жизни, хочется верить, сделал хотя бы какое-то доброе дело. Как в притче Достоевского о луковке:

«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл». (Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Впрочем, если вы не читали «Братьев Карамазовых», можно взять аргументы из более простых, знакомых по школьной программе произведений. Хорошо подойдёт «Недоросль» Д. И. Фонвизина, где герои в основном либо отрицательные, либо положительные (хотя ту же Простакову, маму Митрофана, осудить сложно — всё-таки у неё в детстве не было достойного примера для подражания, и она попросту не знает, что с окружающими можно обращаться уважительно). Присмотритесь также к «Демону» М. Ю. Лермонтова — поэме о том, как тёмный дух чуть было не «перевоспитался», полюбив земную женщину, а также, разумеется, к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского: если кого благие намерения и привели в ад, так это Родиона Раскольникова.

Наконец, одно из самых глубоких и интересных произведений, посвящённых проблеме добра и зла (и при этом входящих в школьную программу), — это «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Именно в этом романе имеется знаменитый монолог Воланда: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Такой довод приводит князь тьмы в разговоре с Левием Матвеем, и он определённо наводит на размышления. И правда, что было бы, если бы у человека попросту не было необходимости делать нравственный выбор? Нести свет в этот мир, бороться с собственными недостатками и сражаться с несправедливостью — не в этом ли смысл нашей жизни?

«Продвинутые» школьники, кстати, могут цитировать не только художественную, но и научную литературу.

Да хоть труды Канта или Ницше! Действительно ли самые красивые вещи на свете — это звёздное небо над нами и моральный закон внутри нас? Или все мы живём по ту сторону добра и зла? Не стесняйтесь показывать, что ориентируетесь даже в таких сложных материях!

…конечно, если литература не входит в число ваших любимых предметов, можно обойтись и без «Недоросля», и без «Мастера» и привести аргументы из собственного опыта.

Вспомнить, например, как одноклассник поставил вам подножку, но сработал закон бумеранга — и через несколько дней негодяй сам подвернул ногу. Однако такие примеры всё-таки ценятся куда ниже, чем эпизоды из читательского опыта. Поэтому, чтобы получить достойный балл за свои труды, выберите денёк-другой и повторите вышеупомянутые произведения. А ещё можно выучить несколько фраз, которые отлично подойдут в качестве эпиграфа к сочинению по направлению «Добро и зло»:

  • Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле. (Л. Н. Толстой)
  • Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский)
  • Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. (Ф. М. Достоевский)
  • Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А. П. Чехов)
  • Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко)
  • Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы. (Оскар Уайльд)
  • Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты, обычно — когда уже слишком поздно. (Эрих Мария Ремарк)
  • Лучше добрым на свете быть, / Злого в мире и так довольно. (Эдуард Асадов)
Читайте также:  Как нарисовать кошку, котенка? Рисунки простым карандашом поэтапно для начинающих

Темы сочинений «Добро и зло»

Представляем примерные темы, которые могут вам попасться на итоговом сочинении в 2019-2020 учебном году.

Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.

Реальные темы 2019-2020 (Полный список всех реальных тем)

  • 301.Почему так трудно отвечать добром на зло?
  • 302.Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • 303.Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
  • 304.Всегда ли легко различить добро и зло?
  • 306.Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?
  • 307.Как связаны добро и благородство?
  • 309.Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?
  • 310.Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
  • 312.Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
  • 313.Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

Ниже мы приводим не только примерные темы, но и реальные темы прошлого года по направлению “Доброта и жестокость”, которое очень похоже на направление “Добро и зло”.

Примерные темы “Добро и зло”

  • Что такое доброта?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему человек должен быть добрым?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?
  • Нужно ли сдерживать в себе доброту?
  • Как человек может воспитывать в себе доброту?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Какими качествами обладает добрый человек?
  • Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Может ли доброта причинить вред человеку?
  • Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Что может сделать человека добрее?
  • Роль добра в жизни каждого из нас
  • Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
  • Согласны ли вы с утверждением: “Триумф зла — бездействие доброго человека”?
  • Согласны ли вы с тем, что “ничто не является злым с самого начала”?
  • Доброта как качество счастливого человека
  • Доброта как важнейшее качество человека
  • Как вы понимаете смысл фразы: “Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
  • Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
  • В чем проявляется зло?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
  • Можно ли воспитать в человеке доброту?
  • Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Важно ли прививать доброту с детства?
  • Может ли зло помочь человеку понять себя?
  • Согласны ли вы с утверждением, что “злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно – Зло?
  • Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
  • В чем разница между добром и ханжеством?
  • Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
  • Кого можно считать добрым человеком?
  • Высшая мудрость – различать добро и зло
  • Можно ли отвечать добром на зло?
  • Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова?
  • Нужно ли отвечать добром на зло?
  • Злость как качество несчастного человека
  • Может ли злой человек стать добрым?
  • Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
  • Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
  • Причины жестокости
  • Всегда ли люди отвечают добром на добро?
  • Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
  • Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
  • Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
  • Каким был бы мир без добрых людей?
  • Всегда ли добро побеждает зло?
  • Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
  • Может ли злобный человек быть счастливым?
  • Что порождает злость в людях?
  • Может ли жестокостью заслужить уважение?
  • Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
  • Почему люди становятся жестокими/злобными?
  • Роль доброты в современном мире
  • Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
  • Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  • Есть ли место злости в добром сердце?
  • Воспитание как источник злобы в человеке

Видеоразбор тем и направления ДОБРО И ЗЛО


Примерные темы итогового сочинения «Добро и зло» 2019/2020

Важно.

  1. Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  2. Итоговое сочинение пройдет 4 декабря 2019 — основной срок, 5 февраля и 6 мая 2020 .
  3. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  4. Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.
  • Что такое доброта?
  • Что может сделать человека добрее?
  • Что порождает злость в людях?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • В чем проявляется зло?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • В чем разница между добром и ханжеством?
  • Почему человек должен быть добрым?
  • Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
  • Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
  • Почему люди становятся жестокими/злобными?
  • Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?
  • Может ли доброта причинить вред человеку?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Может ли жестокостью заслужить уважение?
  • Может ли зло помочь человеку понять себя?
  • Может ли злой человек стать добрым?
  • Может ли злобный человек быть счастливым?
  • Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
  • Нужно ли сдерживать в себе доброту?
  • Нужно ли отвечать добром на зло?
  • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Как человек может воспитывать в себе доброту?
  • Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Какими качествами обладает добрый человек?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Доброта как качество счастливого человека
  • Доброта как важнейшее качество человека
  • Можно ли воспитать в человеке доброту?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Можно ли отвечать добром на зло?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
  • Важно ли прививать доброту с детства?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Всегда ли люди отвечают добром на добро?
  • Всегда ли добро побеждает зло?
  • Высшая мудрость – различать добро и зло
  • Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
  • Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
  • Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
  • Каким был бы мир без добрых людей?
  • Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
  • Есть ли место злости в добром сердце?
  • Что порождает злость в людях?
  • Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
  • Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
  • Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
  • Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла — бездействие доброго человека”?
  • Согласны ли вы с тем, что «ничто не является злым с самого начала”?
  • Согласны ли вы с утверждением, что «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?
  • Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно – Зло?
  • Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
  • Роль добра в жизни каждого из нас
  • Роль доброты в современном мире
  • Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
  • Злость как качество несчастного человека
  • Воспитание как источник злобы в человеке
  • Причины злости
  • Источники зла
  • Причины жестокости
Читайте также:  Звездные мамы России и Голливуда, у которых мужья отняли детей — Анна Седокова, Дана Борисова, Яна Рудковская, Согдиана, Ксения Новикова, Мадонна, Бритни Спирс, Кортни Лав, Лиза Боне, Шерон Стоун: фото, история

Дополнительный материал к направлению «Добро и зло»:

Добро должно быть с кулаками

Оказывается наш богатырь, быль реально исторической личностью, служившей почти всю жизнь, своему князю верой и правдой. Не знал, честно говоря не знал. А вот то, что он в старости ушёл в монахи и покоится в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря, для меня вообще стало откровением, хотя мне не раз доводилось бывать в Лавре.

Суета-сует, бегаем копошимся, где-то, как-то пытаемся самоутвердиться, чего-то добиться. А проходит время и что? А ровным счётом ничего; бег на месте, с имитацией каких то умственных напряжений и физических телодвижений. По простому говоря – Пшик!

Житие этого святого, так меня заинтересовало, что я стал более подробно изучать его жизнь. Оказалось, что не пришлось в старости отдохнуть ему от трудов ратных, а встать на защиту своего монастыря и погибнуть с оружием в руках. Такие выводы сделали учёные мужи изучая его останки.

Так как тут не вспомнить за нашу поговорку, которая гласит: “Добро должно быть с кулаками, иначе оно не сможет себя защитить”. Мне почему-то вспомнился случай на боевой службе. Перед пуском ракет, командир ракетного комплекса, обычно докладывал командиру корабля: “Боевой пост к пуску ракет готов. Прошу добро на запуск”.

Прошу добро. Не зло просит, а добро. Вон оно как получается. Не находится ли здесь преемственность поколений, в защите своих рубежей от врага?

И вообще, что подразумевается под этим названием – добро? Обратимся к философской энциклопедии. Как же она трактует этот термин?

“ДОБРО — в широком смысле слова, как благо, означает, во первых, ценностное представление, выражающее положительное значение ч.-л. в его отношении к некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт. В живой речи слово добро употребляется для обозначения самых разных благ. В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства, происходит выявление смысловых различий в употреблении слова добро. В истории философии и культуры добро трактовалось в зависимости от принимаемого стандарта как то, что соответствует непосредственным (житейским) потребностям, интересам и ожиданиям человека как индивида или члена сообщества (удовольствие, польза, счастье). С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального добро
а) добро осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений: добро (как и зло) характеризует действия,совершенные свободно, ради них самих, а не ради чего то постороннего;
б) добро знаменует не просто свободные, но сознательно соотнесенные с высшими ценностями, с идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно ценностное содержание добра: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между людьми; оно характеризует действия человека с точки зрения. его духовного возвышения и нравственного совершенствования. То есть добро связывается с духовным миром самого человека. Сведение понятия добро к отдельным положительным качествам, сопровождающим события и явления, которые люди воспринимают как добро.
Различие между натуралистическим и этическим пониманием добра соответствует различению добра в относительном и абсолютном смысле. При первом понимании «доброе» —это хорошее, т.е. приятное, полезное, важное, а значит, ценное ради чего-то другого.
Хотя по императивно ценностному содержанию добро, как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно:
Добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве.”

(Материал из философской энциклопедии)

Лучше, чем сказано в философской энциклопедии, мне не сказать. Вроде, как всё предельно ясно, но не всё понятно: Добро соответствует непосредственным (житейским) потребностям, интересам и ожиданиям человека как индивида или члена сообщества и оно же – добро, находится в постоянном единоборстве со злом. Не понятно по каким критериям определить, что в данный момент есть добро, а что зло. Ситуация в Мире так быстро меняется и часто случается так, что вчерашний герой-миротворец, сегодня уже может быть врагом. А его подвиг во благо добра – это преступление..

Ответьте, уважаемые читатели, мир – это добро или зло? А война? Не торопитесь сразу отвечать на эти казалось бы прописные истины. Спросите меня почему? Ведь вроде бы как всё понятно. Мир – это хорошо, а война – плохо. А, если – это освободительная война? Хорошо? А,если в гуще её кровавых события погибают заложники – мирные, добрые люди? Плохо? А, если для того чтобы сохранить мир в одной стране, другую страну надо превратить в радиоактивный пепел? Чего же тогда будет стоить тот мир и то добро установленное на крови мирных жителей или это в расчет не стоит принимать, они на тот момент были плохими?

Всё в Мире относительно. И что для одного во благо, то для второго оборачивается во зло. Мира, как такового понятия в природе не существует. Оглянитесь вокруг, везде в природе ежедневно, ежеминутно и ежесекундно идёт борьба за выживание и определить, где добро, а где зло очень сложно, а порою бывает и невозможно. Так что же делать, где найти золотую середину, которая удовлетворяла бы всех людей?

Всё просто, как всё гениальное – старайтесь жить по христианским заповедям. Ну а если не дают. Хочешь быть добрым человеком – обороняй свой дом и свою землю от супостата. Борись со злом. А уж какими методами, здесь каждый должен выбирать сам. Добро должно быть с кулаками и уметь себя защищать. Не нами это придумано и не нам это и опровергать!

Хотя все спорные вопросы, лучше конечно было бы, решать мирным путём. Это моя сугубо личная точка зрения, которую я никому не навязываю.

Ссылка на основную публикацию