Что такое совесть: определение, объяснение для детей, примеры

Что такое совесть: определение, объяснение для детей, примеры

Две крайности

Существуют люди без каких-либо моральных принципов, «бессовестные», которые говорят одно, а делают другое, обычно то, что хочется им, не взирая на запреты и законы и при этом, зачастую, оставаясь безнаказанными.
Другой полюс – люди, живущие с постоянной оглядкой – «Правильно ли Я поступаю?», «Что обо мне подумают?». Такой человек часто и по малейшему поводу испытывает «муки совести» и считает себя никчемным человеком.
Нормой можно считать состояния, находящиеся между этими полюсами, которые не доставляют человеку жизненных проблем, дают ему чувство свободы и уверенности в себе, ощущение своей ценности и значимости.

Источники совести

Основы этой части личности у ребенка закладываются родителями в раннем детстве, а процесс ее формирования называется воспитанием. О важности раннего этапа говорит народная мудрость – «Учить надо, пока поперек лавки лежит, а когда вдоль – поздно будет». Важнейшую роль здесь играют не слова родителей, а их собственное поведение и реакция на поведение ребенка, по которой он понимает, довольны ли им родители. Ведь в этом возрасте родители для ребенка подобны всемогущим волшебникам, которые все знают, все умеют, даже могут знать его мысли и их просто невозможно обмануть, ведь они ВЗРОСЛЫЕ. Позднее в процесс воспитания включаются и другие люди, обладающие для ребенка определенным авторитетом – учителя, тренеры, родители друзей, общественные организации, и даже общественный строй государства.
Еще лет 20 назад, в эпоху «великого и могучего Советского Союза» был создан образ «строителя коммунизма». Это должен был быть человек строгих моральных принципов – «Прежде думай о Родине, а потом о себе!». А для формирования такого человека существовала широкая сеть организаций – пионерия, комсомол, коммунистическая партия. Подобный человек мог жить только в обществе людей, подобных себе, образуя с ними единую общность, так называемый «советский народ».

Как воспитать нормального человека?

Существует множество различных стилей воспитания – от жесткого, ограничивающего до полной вседозволенности. Как выбрать правильный? Как уберечь ребенка от опасностей внешнего мира и при этом не воспитать его трусом или эгоистом? Важную роль в этом играют запреты – слова «Да» и «Нет», «Можно» и «Нельзя». Процесс формирования совести у ребенка основан на его полном и безоговорочном доверии к родителям, которые (являясь, по мнению ребенка, всемогущими) обеспечивают ему чувство безопасности и комфорта во внешнем мире.
Совсем маленький ребенок не понимает, что нельзя совать пальцы в розетку и за его безопасность отвечают родители, которые точно уверены, что этого делать нельзя. Для этого родители убирают подальше острые предметы, закрывают розетки и т.п., как бы говоря тем самым «Нет» опасностям внешнего мира.
Когда ребенок немного подрастет, он начинает понимать, что это делать нельзя потому, что будет больно. Тогда родительские «Да» и «Нет» уже предназначены ему. Лучший путь для ребенка – воспитание в базисе «Да». Иначе говоря, вокруг него постепенно появляется все больше предметов, про которые мама говорит «Да». Такое развитие ребенка больше основано на поощрении, чем на запрещении. Слово «Да» образует основу, к которой добавляется «Нет».
Третья стадия этого процесса – стадия объяснений, в процессе которой у ребенка возникает основа для понимания, почему этого делать НЕЛЬЗЯ. Именно с этого возраста родительское «нельзя» относится уже не только к опасностям внешнего мира, но и к поведению самого ребенка – «что такое хорошо и что такое плохо».
Очень важен в этом процессе единый подход к «Нельзя» со стороны родителей. Ведь совсем маленький ребенок не различает близких людей, для него все они – мама. Но затем он начинает отличать маму, говорящую «Да» от мамы, говорящей «Нет». Именно тогда на горизонте ребенка появляется папа в виде той жесткой части матери, которая говорит «Нет» и настаивает на этом. Только после этого в жизни ребенка появляется папа, как родной человек, которого любят, уважают, который при случае может отвесить шлепок-другой, ничего при этом не теряя. Но он должен заслужить это право тем, что находится рядом и не принимает сторону ребенка против матери.
На самом деле, маленькие дети любят, когда им говорят «Нет». Им необходимо научиться проявлять агрессию, не разрушаясь при этом. Они не хотят играть только мягкими игрушками. Им нравятся камни, палки и другие острые предметы и иногда они провоцируют на слово «Нельзя», чтобы еще раз почувствовать нашу любовь и заботу о них.

Читайте также:  Детские букеты. Букеты для детей своими руками из конфет, цветов, игрушек, детской одежды, из бумаги. Букет из киндеров

Как воспитать нормального человека?

Учимся в игре

Известно, что быстрее дети учатся в процессе игры. Изучение цветов не исключение. Поэтому, если вы хотите научить ребенка различать цвета, советуем воспользоваться играми.

  • Найди цвет. На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора;
  • Разложи по цветам. Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной;
  • Путаница. Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит;
  • Колпак. Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком. Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» — при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову;
  • Найди лишний. Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других;
  • Веселые бусы. Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу;
  • Разложи шары правильно. Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки.

Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

  1. Изучение цветов началось слишком поздно, малыш еще просто не освоил эти названия полностью и не может легко применять полученные от родителей знания на практике.
  2. Своеобразный темп усвоения информации, который может быть связан с темпераментом ребенка, — вполне возможно, что он уже все отлично запомнил, просто пока сам не рискует делать те или иные утверждения о цветах предметов.
  3. Проблемы со зрением, и в этом случае лучше всего лишний раз сходить на прием к врачу и услышать его рекомендации, нежели думать и гадать, что будет дальше.

Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры, стишки, песенки, мультики, упражнения. Как учить цвета радуги по порядку детям? В каком возрасте ребенок начинает различать и должен знать цвета?

Статья расскажет вам о том, как правильно научить цветам ребенка.


Родители должны всегда помогать своим подрастающим детям познавать мир и изучать все вокруг. К примеру, знакомиться с цветами малышам бывает достаточно сложно, ведь они имеют множество оттенков и не всегда ярко выражены. Однако это очень полезно для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, выражать свои мысли и желания.

В каком возрасте дети должны знать цвета? Как научить ребенка различать цвета?

  • 22 Апреля, 2019
  • Дошколята
  • Светлана Фунтова

Когда речь идет о развитии ребенка, большинство родителей становится, мягко говоря, зацикленными. Переживают по поводу того, когда малыш должен начать ходить, говорить, в каком возрасте дети должны знать цвета и формы. Такая характеристика, как цвет, не достаточно обособлена, поэтому ребенку требуется время на ее освоение. Благодаря следующим рекомендациям и представленным играм у любого родителя получится быстро научить чадо различать и называть оттенки.

Когда речь идет о развитии ребенка, большинство родителей становится, мягко говоря, зацикленными. Переживают по поводу того, когда малыш должен начать ходить, говорить, в каком возрасте дети должны знать цвета и формы. Такая характеристика, как цвет, не достаточно обособлена, поэтому ребенку требуется время на ее освоение. Благодаря следующим рекомендациям и представленным играм у любого родителя получится быстро научить чадо различать и называть оттенки.

Читайте также:  Как быстро вылечить чесотку в домашних условиях препаратами и народными средствами: рекомендации, народные рецепты, список препаратов, отзывы

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:


Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

Этапы обучения ребенка цветам

В процессе изучения цветовых оттенков различают несколько этапов. Прежде, чем начать изучать названия цветов, следует убедиться, что кроха может их различать. Некоторые дети неспособны хорошо различать цвета до трёх и даже четырёх лет. Но начиная с 1 года 5 месяцев, можно предлагать задания на различение цветов.

В возрасте до двух лет можно предлагать простые упражнения на сортировку по цветам. На первых порах это должны быть контрастные два-три цвета, например, черный и белый. Предметы при этом должны быть одинаковыми. То есть ребёнок должен разделять, например, разноцветные кружочки. Можно отделять белую фасоль от красной. Кстати такое упражнение отлично развивает мелкую моторику рук.

Как только малыш хорошо освоит такие сортировки, можно приступать упражнениям посложнее. Одним из таких упражнений является сортировка по цветам разных предметов с помощью ложки или пинцета. Такое занятие можно предложить ребенку ближе к трем годам, когда он уже хорошо контролирует работу своих рук и пальчиков. Как только родители будут уверены, что малыш различает цвета основного спектра, то можно приступать к изучению их названия.

Для этого в Монтессори-педагогике используется так называемый трёхступенчатый урок. Перед маленьким учеником необходимо разложить три предмета разных цветов, но одинаковых по форме и размеру. В Монтессори-педагогике используются цветные карточки или катушки ниток.

1 ступень. Взрослый показывает карточки ребенку и говорит: «Вот синий, вот красный, вот жёлтый».

2 ступень. Взрослый спрашивает ребенка: «Где синий? Покажи жёлтый! Где красный?»

3 ступень. Взрослый показывает на предмет и спрашивает: «Какой это цвет?»

Если малыш отвечает неправильно, то не стоит его исправлять, нужно просто еще несколько раз проработать предыдущую ступень.

Во время строительства требуется преднамеренно брать деталь «неправильного» цвета. Ребенок должен замечать эту «ошибку» и исправлять ее.

Как научить ребёнка различать цвета?

Существует множество методик, как научить ребёнка цветам.

  • для малышей 2 лет и младше занятие стоит проводить ненавязчиво, в игровой форме, прекращая при первых признаках усталости, переключая внимание. Использовать для обучения стоит предметы, имеющие ту или иную требуемую окраску;
  • в 3 года, когда просыпается интерес к сказкам, а словарный запас и пространственное мышление растёт, стоит читать и рассказывать истории, стихи и произведения, останавливаясь на описании, стараясь не уходить от основного сюжета. Например: платье на принцессе было розового цвета, возле дома росла зелёная ёлочка, ветер развеял синюю тучку;
  • в 4 года старайтесь, чтобы ребёнок рассказывал что-нибудь и старался описать конкретным цветом. Для этого задавайте ему наводящие вопросы.


Учимся различать цвета с помощью красок, пластилина, фломастеров и карандашей. Начинать обучение можно в 1 — 2 года. Краска должна быть нетоксична и хорошо отмываться.

Цветные сенсорные коробки

Создайте для своего малыша сенсорную коробку, в которой все предметы будут одного цвета. В процессе игры ребенок сможет не только запомнить цвет, который он видит, но и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, воображение.


Покажите ребенку картинку, с недостающими деталями. Попросите его заполнить пробелы (это можно делать с помощью пластилина, помпончиков, крышечек, карточек и т.д.).

Как делать

Вырежьте тела монстров из цветного картона и наклейте на бумажные пакеты. Придайте форму и устойчивость каждому изделию, загнув верхние края пакета наружу. Сделайте надрезы в области рта. Получившееся отверстие должно быть чуть больше размером, чем блоки конструктора Лего. Нарисуйте фломастерами рожицы монстрам и наклейте глаза. Монстры готовы к приему пищи!

  • конструктор Лего Дупло (в Май-Шопе);
  • коричневые бумажные пакеты или коробки;
  • ножницы:
  • клей;
  • цветной картон;
  • фломастеры;
  • кукольные глаза (в Май-Шопе,Алиэкспресс)

Стихи про цвета с картинками

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Учим цвета в игре!

Для любящих родителей не будет проблемой, как научить ребенка различать цвета, если они будут постоянно играть с ним. В настоящее время создано множество игр, которые направлены на пополнение и закрепление знаний об окружающем мире, в том числе и цветах. Наиболее популярные и любимые детьми игры, при помощи которых учим цвета:

Читайте также:  Как организовать ребенку красивую летнюю фотосессию на природе, на море и в детском саду? Идеи фотосессии для новорожденных детей и для группы детей


Для любящих родителей не будет проблемой, как научить ребенка различать цвета, если они будут постоянно играть с ним. В настоящее время создано множество игр, которые направлены на пополнение и закрепление знаний об окружающем мире, в том числе и цветах. Наиболее популярные и любимые детьми игры, при помощи которых учим цвета:

Ход игры:

Ребенку предлагается игровое поле и дается задание каждой мышке найти свой домик.

Игра «Цветы».

Цель: Закреплять знания о цвете предмета. Продолжать учить находить два одинаковых по цвету цветка.

Материал: 10 фигурок цветов

Материал: 10 фигурок цветов

«Цветные» дни»

Эта игра приобрела большое распространение в наше время. Ее смысл в том, что ребенок на протяжении одного дня, а иногда и недели, должен постоянно сталкиваться с предметами одного и того же цвета. Благодаря такому ненавязчивому способу он сможет очень быстро запомнить оттенки. К примеру, в «красный» день, нужно играть только с красными игрушками, одевать только красные вещи. При этом не забывайте периодически называть цвет, когда встречаете на своем пути. Что еще можно делать в такие дни:

  1. во время прогулки ищите машины с соответствующей окраской;
  2. лепите из пластилина, рисуйте картинки, делайте подделки с изучаемым цветом;
  3. играйте с цветовой сенсорной коробкой;
  4. играйте в цветное лото, используя карточки;
  5. ищите в доме однотонные игрушки;
  6. включите в рацион цветные продукты.

Изучая один из цветов, нужно целый день акцентировать внимание именно на нем

«Зеленый» деньвиноград, горошек, зеленые яблоки, оливки, салат, киви, авокадо, огурец
«Оранжевый» деньтыква, морковь, мандарин, персик
«Красный» денькрасные яблоки, арбуз, клубника, помидор, малина, гранат, земляника (см. также: можно ли есть арбуз кормящим мамам во время вскармливания?)
«Желтый» деньсыр, банан, лимон, масло, желтые яблоки, ананас
«Синий» деньсливы, черника, темный виноград
«Белый» деньтворог, молоко, рис, манная каша, грибы, имбирь

  1. во время прогулки ищите машины с соответствующей окраской;
  2. лепите из пластилина, рисуйте картинки, делайте подделки с изучаемым цветом;
  3. играйте с цветовой сенсорной коробкой;
  4. играйте в цветное лото, используя карточки;
  5. ищите в доме однотонные игрушки;
  6. включите в рацион цветные продукты.

Как и с какого возраста начинать изучать цвета с ребёнком

Часто родители стараются как можно раньше научить детей названию цветов, но не нужно торопиться. Возраст, в котором ребёнок обычно начинает интересоваться различием в цветах, приходится на 2–3 года. Если ваш малыш не хочет учить цвета, значит, время ещё не пришло. Обычно дети, которые уже интересуются цветами, начинают их различать и называть (если, конечно, они уже умеют говорить) очень быстро, буквально за несколько недель или даже дней.

Наполните коробку вещами одного цвета. Так как это сенсорное упражнение, необязательно определять и запоминать названия. Презентуя коробочку малышу, скажите: «Смотри, здесь всё красное!», но не настаивайте, чтобы он запомнил.

Изучаем цвета с ребенком

В каком возрасте ребёнок должен знать цвета?

В полтора-два года ребенок уже хорошо различает цвета визуально. В промежутке от двух до трёх лет, когда ребёнок начинает говорить, имеет смысл начать разучивать названия цветов.

Как научить ребенка различать цвета?

Простой и эффективный способ — делать акцент на цветах в повседневной жизни. Во время прогулки, игры, чтения — обращайте внимание на цвета. Начинайте с самых основных, избегая оттенков. Во время игры с ребёнком отметьте, что машинка синяя, кубик жёлтый, мячик красного цвета. Попросите его подать вам тот или иной предмет, определенного цвета. В игровой форме можно начать искать в комнате все предметы зелёного цвета.

А что поможет выучить цвета?

Разноцветные кубики, воздушные шары, мелки, цветная бумага или картон, карандаши, развивающие книжки. С детьми постарше (около 4-х лет и старше) можно разрисовывать раскраски фломастерами.

Еще что-нибудь?

Занимайтесь с ребёнком регулярно. Ласково поправляйте его ошибки, похвалой отмечайте успехи. Будьте терпеливы и успех не заставит себя долго ждать.

Как научить ребенка различать цвета?

Ссылка на основную публикацию