Что такое разность чисел: уменьшаемое, вычитаемое, разность — правило

Понятие действия

Вычитание — бинарная операция, результатом выполнения которой является число, называемое разностью. В действии участвуют два аргумента: один из них — уменьшаемое, а другой — вычитаемое. Ответ получается путем уменьшения значения одного аргумента на второй. Уменьшаемое располагается слева, а вычитаемое — справа. Обозначают операцию знаком минус, который ставят между двумя числами. По сути, уменьшение — это действие, обратное сложению.

При операции вычитания используют три термина:

  1. Разность — ответ, полученный после выполнения действия.
  2. Уменьшаемое — часть выражения, которое нужно уменьшить.
  3. Вычитаемое — определяет величину уменьшения.

Стоит отметить, что результат вычитания может быть как положительным, так и отрицательным. Рассмотреть процесс уменьшения удобно на примере:

Пусть в вазе лежит восемь яблок. Если три штуки забрать, то в вазе останется пять.

Математическая запись такого действия будет выглядеть как 8 — 3 = 5. В ней число восемь является уменьшаемым, три — вычитаемым, а пять — разностью (результатом). Произносится эта запись так: разность восьми и трёх равняется пяти.

Применение вычитание также позволяет сравнивать два числа. Пытаясь вычислить, какое число больше, а какое меньше, фактически определяют ту часть выражения, где находится больше единиц. Найти же, какое число больше или меньше другого, можно как раз вычитанием. Например для того чтобы узнать, насколько 50 меньше 80, нужно из последнего вычесть первое: 80 — 50 = 30. То есть второе число больше первого на тридцать единиц.

Так как уменьшение — это операция, обратная суммированию (прибавлению), то проверкой вычитания будет сумма. Пусть дано равенство: 66 — 13 = 43. Чтобы проверить его верность, можно к тринадцати (вычитаемому) прибавить разность (ответ). В результате должно получиться число, равное уменьшаемому. Для рассматриваемого примера проверка выглядит следующим образом: 13 + 43 = 66. Осуществить проверку можно и другим способом. Для этого необходимо уменьшаемое уменьшить на разность. Если после действия ответ совпадет с вычитаемым, то задание решено верно: 66 — 43 = 13.

Уменьшение многозначных чисел обычно выполняют в столбик. Для этого друг под другом пишут уменьшаемое и вычитаемое таким образом, чтобы разряды чисел находились строго один под одним. Затем проводят черту и, начиная с наименьшего разряда, выполняют минусование. Результат записывают под чертой.

Если рассмотреть процесс на графике, то можно говорить, что происходит перенос числа по числовой прямой в левую часть. Следует отметить, что если действие выполняется с отрицательным числом, то получится операция сложения, так как минус на минус будет давать плюс. В этом случае результат сместится в правую часть. Важным является и то, что при вычитании переместительный закон, как для сложения или умножения, выполняться не будет. Действительно, очевидно, что 4 — 2 не будет равняться 2 — 4.

Вычитание однозначных чисел

Чтобы обозначить, что из 9 нужно вычесть 6, пишут эти числа рядом, отделяя их знаком — (минус):

Разность между этими числами будет 3, и ход вычисления выражают словесно:

девять без шести равно трем.

Большее число 9 будет уменьшаемым, меньшее 6 вычитаемым, число 3 остатком.

Вычитаем сотни. Пять нельзя вычесть из 2, поэтому занимаем у следующего высшего порядка (тысяч) единицу, что и обозначаем тем, что над 7 ставим точку. Единица каждого порядка содержит 10 единиц следующего меньшего порядка. Присоединяя эти 10 единиц к 2, получим 12; 12 без 5 составляют 7, подписываем под сотнями 7. Когда занимают единицу у высшего порядка, обозначают это тем, что ставят точку над порядком, у которого занимают.

Слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Вы здесь: Главная Методическая копилка Разработки уроков Начальная школа – математика Слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность

Записываются неравенства с использованием данных значков.

2.Актуализация опорных знаний:

1) Счёт в пределах 10 (прямой и обратный):

Сосчитайте от 4 до 10;

Работа происходит при помощи касс цифр. Дети показывают результаты.

    – Какое число на 2 больше, чем 5? – Какое число на 3 меньше, чем 8? – Какое число называют при счёте после числа 8? – Какое число называют при счёте перед числом 10? – Какое число стоит между 8 и 10, а между 5 и 7? – Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 2 (1)? – Покажите “соседей” числа 5.

2) Установите закономерность и продолжите ряд чисел.

3) Решение задач.

– А сейчас внимательно меня послушайте и решите задачи:

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек? (6-6=3)

На кустике перед забором

Шесть ярко-красных помидоров.

Потом четыре оторвалось.

А сколько на кусте осталось? (6-4=2)

Красиво вышила Татьяна

Две лилии и два тюльпана,

Три яблока и груши.

Какие чудесные цветы!

А сколько их скажи-ка ты. (2+2=4)

На доске записываю результаты: 3 2 4

Сложите полученные результаты, и отгадайте в каком конверте будет ответ на проблемный вопрос нашего урока. (3+2+4=9)

На доске находятся 3 конверта: 8 9 10

4) Заполни пропуски (на доске):

А сейчас вспомним, как называются компоненты при сложении?

– Ребята, в следующем задании вам нужно найти неизвестные слагаемые в этих числовых равенствах.

– Как найти неизвестное слагаемое в числовом равенстве?

(Нужно из суммы вычесть известное слагаемое)

– Назовите ещё раз компоненты при сложении.

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

– Молодцы! Вы хорошо рассказали про действие сложение, а сейчас будете учиться рассказывать про действие вычитание.

Второе число показывает, сколько вычли из числа 6.

Урок «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность»

Конспект урока по математике для 1 класса по теме «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность» УМК « Школа России», 1 класс учебник «Математика», ч.2, Авт. М.И. Моро и др. ,

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: Получение новых знаний

образовательные:

-познакомить учащихся с названиями компонентов при вычитании;

-научить читать выражения, используя данные термины.

– закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;

– формировать навыки самостоятельной работы;

развивающие:

– развивать математическую речь, вычислительные навыки;

– развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;

воспитывающие:

– воспитание познавательного интереса к предмету;

Оборудование:

– карточки для устной работы;

Вид урока: Урок –игра «В гостях у Фиксиков»

Организационный этап (2 мин.)

Актуализация знаний (6 мин)

Открытие нового. Введение компонентов вычитания.( 10 мин)

Физкультминутка (3 мин)

Повторение изученного материала. (17 мин.)

Рефлексия (2 мин)

1. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок –

Куда сегодня с вами попадем-

Увидите вы скоро.

В известный мультике мы пойдем

К помощникам веселым.

Вас на уроке ждет успех.

– А как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока? (Успех урока зависит от успеха каждого из нас.)

– Сегодня у нас урок-игра и вы будете работать в группах. Давайте с вами вспомним правила работы в группе. В ходе работы внимательно слушайте друг друга, уважайте мнения одноклассников, командиры групп следите за работой, помогайте ребятам, если будет трудно (правила работы в группах – вывесить на доску).

2.Актуализация знаний

Ребята, к нам пришло письмо с просьбой помочь героям мультфильма, но оно разорвано на части. Чтобы его собрать и соединить надо решить примеры и разместить ответы(числа) в порядке возрастания.

(Дети получают 3 фрагмента числа, на обратной стороне даны примеры на сложение:

Молодцы, вы справились, прочитаем что же к нам пришло:

МОЙ БРАТ, НОЛИК ПОПАЛ В БЕДУ.

ОН ЗАСТРЯЛ В МИХАНИЗМАХ ЧАСАХ И ЧТОБЫ ЕГО СПАСТИ НАДО ЗНАТЬ НА СКОЛЬКО ЧАСОВ НАЗАД НАДО ПЕРЕВЕСТИ СТРЕЛКИ.

ПОМОГИТЕ, ВАША СИМКА»

Итак, поможем, симке?

Но перед этим надо узнать какая тема нашего урока. Отгадайте ребус на слайде.

Запишите тему урока Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность

3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания.

Итак, чтобы помочь нолику надо сделать открытие. У вас на портах лежат карточки с равенствами

Подумайте, на какие две группы их можно разделить?

(Неверные и верные равенства)

А теперь давайте превратим неверные равенства в верные. ( Ученик выходит к доске и решает данную задачу)

А теперь на какие группы можно разделить полученные равенства (сложение, вычитание)

А как называются числа при сложении(ученики отвечают: слагаемые, сумма). Прочитайте данные равенства.

А можем ли мы прочитать равенства с минусом математическим способом? Итак, давайте поставим цель на сегодняшний урок, какое же открытие просят сделать нас фиксики? (научится читать равенства с минусом математическим способом)

Значит, сегодня на уроке мы узнаем, как же называются числа при вычитании, и научимся читать данные равенства.

Приступим к нашему исследованию.

Вначале вспомним, что может означит слово «вычесть»? (убрать, отнять, …)

Что обозначает первое число в равенстве? (сколько было вначале)

А что обозначает второе число в равенстве? (сколько взяли)

А что обозначает третье число в равенстве? (сколько осталось в результате выполнения действия)

Итак, какое число из трех всех больше? (первое)

Что же с ним происходит при вычитании? (Оно становится меньше, уменьшается).

И как мы можем называть это число? (УМЕНЬШАЕМОЕ).

А что происходит со вторым числом? (Его вычитают)

Значит, как его называют? (ВЫЧИТАЕМОЕ)

А третье число изображает разницу между первым числом и вторым. (РАЗНОСТЬ)

Если результат вычитания называется “разность”, то равенство со знаком минус можно назвать так же.

Читайте также:  Чем занять ребенка летом на каникулах: в деревне, на улице, на природе, на даче, в детском саду? Как организовать отдых и чем занять ребенка летом: советы

Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

Итак, какое мы совершили открытие? (узнали, как называются числа при вычитании)

Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте 62 № 1.

Как теперь можно прочитать выражение со знаком минус? (Разность чисел 7 и 3 равна 4).

Молодцы теперь мы готовы помочь фискам. Давайте отдохнем и продолжим наш путь.

4. Физкультминутка

Посмотрите на слайд и повторяйте за героями.

5. Повторение изученного материала.

Итак, мы готовы помочь нашим героям, но вот не задача. Опять сложности. Перед входом в комнату Дим димыча. Нас хочет проверить Папус. Не верит, что мы сможем помочь. Примем его испытание?

Итак, на слайде показано, что нам необходимо сделать.

Вам показана таблица из уменьшаемых и вычитаемых. Надо составить выражение и найти разность. Прочтите равенства математическим способом

Если результат вычитания называется “разность”, то равенство со знаком минус можно назвать так же.

Уменьшаемое.Вычитаемое. Разность.

Урок с презентацией составлен к уроку математики в 1 классе. Материал представлен в виде урока-путешествия ” Путешествие в зимний лес”. Путешествуя по стране, учащиеся в увлекательной форме знакомятся с названиями чисел при вычитании .В презентации использованы яркие картинки, которые способствуют восприятию данного материала и вызывают интерес у учащихся. Дети знакомятся с жизнью животных в зимнем лесу и учатся читать следы на снегу.

Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Чтобы найти ВЫЧИТАЕМОЕ, нужно из УМЕНЬШАЕМОГО вычесть РАЗНОСТЬ.

Как быстро выучить таблицу умножения и деления

Обычно у детей младшего школьного возраста неплохо развита механическая память, которая так необходима для выучивания правил. Но многие, особенно творческие личности, не выносят зубрежки. Кажется, что они отстают в школьной программе, – а на самом деле к ним нужен особый подход. Если Вы задаетесь вопросом, как помочь ребенку с изучением таблицы умножения.

На механической памяти, по сути, строится все начальное образование. Но она может быть скомпенсирована любознательностью, острым умом и творческими способностями ребенка. Мои советы помогут Вам узнать, как быстро выучить таблицу умножения с применением нестандартного подхода. Это проще простого – убедитесь сами!

Упрощаем таблицу

1. Что больше всего смущает ребенка (да и Вас, откровенно говоря), когда Вы смотрите на стройные ряды цифр в таблице умножения? Огромное количество правил – нетрудно сосчитать, что их ровно сто: десять столбцов и десять строк.

Как же ребенку выучить таблицу?

Для начала убедимся в том, что правил, на самом деле, гораздо меньше. Ни одному ребенку не составит труда выучить первый столбец – любое число, умноженное на единицу, равно самому себе. И с последним проблем ровно столько же – умножили на десять, значит, просто дописали справа от числа ноль.

Сто правил минус двадцать (два столбца) – уже 80.

2. Выучивая таблицу с ребенком, легко показать ему, что от перестановки сомножителей произведение не меняется. В первом классе он уже имел дело с переменой мест слагаемых, где царит тот же закон. То есть если 6 х 3 = 18, то и 3 х 6 = 18. Сколько правил можно сразу отбросить после выяснения этой несложной истины? Еще 44, посчитайте сами. А 80 минус 44 – это уже 36!

3. Продолжаем делать таблицу как можно проще. Ваш ребенок хорошо умеет складывать два числа и знает, что 5 + 5 = 10, 6 + 6 = 12. Пришла пора объяснить ему связь между умножением и сложением: число, умноженное на два, — это число, сложенное с самим собой. То же касается и других столбцов таблицы (на три – три раза сложенное и т.д.), но это уже сложнее, а с умножением на два проблем в сознании ребенка возникать не должно. Сколько правил уйдет из второго столбца? После предыдущих шагов их там осталось 8, а 36 минус 8 равно 28.

4. Далее разделаемся с другими запоминающимися правилами – умножение числа на самого себя(2 х 2, 6 х 6), умножение числа на 5 (тоже характерно, окончание всегда либо 5, либо 0: 6 х 5 = 30, 7 х 5 = 35). У Вас уже не должно остаться вопросов, как выучить таблицу умножения из 15 строк.

5. Обязательно повторите с ребенком выученные правила, сгруппированные по столбцам. Ему уже не составит никакого труда доучить то, чего он в этом столбце еще не знает.

6. Наконец, для закрепления материала пройдитесь по правилам вразнобой, выхватывая их из таблицы наугад. Вы удивитесь – но Ваш ребенок уже будет знать все! Если тратить по дню на каждый из шагов нашей инструкции, выходит, что выучить таблицу умножения без всякой головной боли можно меньше, чем за неделю!

7. Так же на основе умножения ребенок должен знать и таблицу деления.

Например 32:8 = ( Ребенок вспоминает что 32 это 8х4 значит 32:8 будет 4.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:

ПРИ УМНОЖЕНИИ КАКИХ ЧИСЕЛ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЧИСЛО 36? 25?16? И Т.Д.

Вы убедились в том, что можно легко выучить таблицу умножения? В заключение – еще несколько полезных советов на закрепление

  1. Можно порекомендовать детям самостоятельно нарисовать таблицу яркими красками (зрительная память), придумать аналогии и целые истории по каждому правилу (ассоциативная и образная память). Можно использовать игры с карточками, предметами быта и даже едой типа чипсов. Для запоминания «сложных» правил существуют методы, которые могут оказаться более эффективными, чем заучивание, например, «умножение на пальцах». В любом случае следует выбирать самый быстрый способ, то есть – более всего понятный ребенку.

ЗАПОМНИТЕ: ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ ПОВТОРЯТЬЕЖЕДНЕВНОИ НЕ ПО ПОРЯДКУ.

Правила по математике для заучивания летом !

первое слагаемое + второе слагаемое = сумма

уменьшаемое – вычитаемое = разность

первый множитель * второй множитель = произведение

делимое : делитель = частное

1. Чтобы найти НЕИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ необходимо из СУММЫ вычесть ИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ

2. Чтобы найти УМЕНЬШАЕМОЕ, нужно к РАЗНОСТИ прибавить ВЫЧИТАЕМОЕ.

Чтобы найти ВЫЧИТАЕМОЕ, нужно из УМЕНЬШАЕМОГО вычесть РАЗНОСТЬ.

3. Чтобы найти НЕИЗВЕСТНЫЙ МНОЖИТЕЛЬ необходимо ПРОИЗВЕДЕНИЕ разделить на ИЗВЕСТНЫЙ МНОЖИТЕЛЬ.

4. Чтобы найти ДЕЛИМОЕ, нужно ЧАСТНОЕ умножить на ДЕЛИТЕЛЬ.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 928 ;

Обычно у детей младшего школьного возраста неплохо развита механическая память, которая так необходима для выучивания правил. Но многие, особенно творческие личности, не выносят зубрежки. Кажется, что они отстают в школьной программе, – а на самом деле к ним нужен особый подход. Если Вы задаетесь вопросом, как помочь ребенку с изучением таблицы умножения.

Описание разработки

Прозвенел звонок и смолк –

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

Сегодня на уроке нам будут помогать герои Эдуарда Успенского. Узнали их?

Вы помните, как Гена и Чебурашка помогали детям? (Слайд 2)

Сосчитайте количество детей на картинке.

Покажите на пальчиках.

Назовите число. (7)

Между какими числами оно стоит в числовом ряду?

Предлагаю кому- то вспомнить состав числа 7

кому-то заполнить цепочки на доске

(Оцените уровень сложности и выберите ту цепочку, которую сможете выполить)

остальным – решить задачи в стихах.

Чебурашка у дубка

Вдруг увидел три грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько он нашел грибов? (3+1 =4)

Гена по лесу пошел,

На обед грибы нашел:

Два — под березой,

Сколько их будет

В плетеной корзине? (5+2=7) Каким правилом можно воспользоваться? (перестановки слагаемых)

На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив.

Гена съел всего лишь три.

А осталось? Посмотри. (7-3=4)

Проверка работ на доске и оценивание их обучающимися

Кто помнит, как Чебурашка попал в Россию? (в ящике с апельсинами) (Слайд 3) Рассмотрите ряд фруктов на доске.

Что заметили? (чередование в цвете и размере)

Какие нарушения видите?

Какую классификацию можете предложить? (размер, цвет)

Сегодня нам понадобится классификация по размеру.

Предлагаю из множества больших апельсинов исключить те, которые вы бы не стали есть.

Почему? (Зеленые, т.к. недозревшие фрукты есть нельзя)

Какую математическую операцию мы выполнили? (Вычитание)

Как записать при помощи цифр и знаков? (6-2=4)

Прочитайте выражение, которое мы записали? (все различные способы)

А по-другому, математическим языком? (дети молчат)

Значит чему мы будем сегодня учиться? (читать математические выражения со знаком «минус»)

Правильно, мы не только выясним названия чисел при вычитании, но и будем учиться устанавливать связи между числами.

Назовите целое в данном выражении.

Что с ним происходит? (уменьшается)

Как можно назвать данное число? (Уменьшаемое)

А второе число? Что происходит с ним? (Если дети затрудняются, то…)

Где можно узнать новое? (в учебнике)

Рассмотрите разворот учебника, найдите правило, прочитайте.

Кто теперь сможет прочитать выражение, которое мы записали? (уменьшаемое – 6…)

Почему такие названия? (Уменьшаемое – число, которое уменьшают и т.д.)

Не забыли новое? (если нужно – повторяем)

Наш друг Чебурашка получил телеграмму. Помогите ему прочитать. (Слайд 4 «Выпиши разности чисел, начиная с самого большого уменьшаемого, реши и тогда ты раскроешь секрет»)

Запишите нужные выражения в тетрадь

Проверьте свои записи. (Слайд 5)

Читайте также:  Песни для детей о маме, войне, лагере со словами. Детские песни для детского сада, зарядки

(По щелчку выражения меняются)

Вычислите значения разности.

Проверяем. (Дети читают выражения по-новому)

Что заметили? (Одинаковые значения)

Кто может объяснить, почему так произошло? (Уменьшаемое уменьшается на 1 и вычитаемое тоже, поэтому разность не изменилась)

Чем является в выражении уменьшаемое? (Целым)

Почему? (Самое большое число).

Где же секрет? (по щелчку)

Уменьшаемое – большее число, оно состоит из двух частей – вычитаемого и разности).

(По щелчку выражения меняются)

Что такое разность чисел: уменьшаемое, вычитаемое, разность — правило

Раздел: Сложение и вычитание.

Тема: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

-помочь детям усвоить название компонентов и результата вычитания;

-взаимосвязь между изменением компонентов и результатом вычитания, между частью и целым;

1 уровень (необходимый)

-использовать знание названий и обозначений операции вычитания;

2 уровень (программный)

  • Предметные:

– использовать в речи названия компонентов и результатов действий вычитания,

– использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий.

  • Метапредметные:
  • регулятивные УУД

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение;

  • познавательные УУД

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенную информацию;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы результате совместной работы класса.

  • коммуникативные УУД

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

– слушать и понимать речь других

  • Личностные:

– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества.

– опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

2.Актуализация опорных знаний:

3. Постановка проблемы. Открытие нового:

4. Повторение и закрепление пройденного

–Начнём с минуты настроения. Чего вы ожидаете от урока?

1) Счёт в пределах 10 (прямой и обратный):

Сосчитайте от 4 до 10;

Работа происходит со всем классом, за исключением 3 учеников они работают индивидуально.

  • – Какое число на 2 больше, чем 5?
  • – Какое число на 3 меньше, чем 8?
  • – Какое число называют при счёте после числа 8?
  • – Какое число называют при счёте перед числом 10?
  • – Какое число стоит между 8 и 10, а между 5 и 7?
  • – Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 2 (1)?
  • – Назовите “соседей” числа 5.

2) Установите закономерность и продолжите ряд чисел.

776 555 443 (222)

КАК ЖИВЕШЬ?
Как живешь? (Вот так)
Как идешь?

А сейчас внимательно посмотрите на доску.

На какие группы можно разделить данные выражения?

– прочитайте получившие примеры со знаком плюс по разному?

А сейчас вспомним, как называются компоненты при сложении?

– Назовите ещё раз компоненты при сложении.

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

– Молодцы! Вы хорошо рассказали про действие сложение, а сейчас будете учиться рассказывать про действие вычитание.

– Как можно по-разному прочитать равенства во втором столбике?

Девять минус четыре равно пяти. Из девяти вычесть четыре получится пять. 9 уменьшить на 4 получится 5. Из 9 отнять 4 получится 5.

Создание проблемной ситуации:

– Знаем ли мы, как называются компоненты при вычитании?

– Как выдумаете, чему мы сегодня будем учиться? Т.е. какова цель сегодняшнего урока?

Ученики высказывают свои мнения

– Какое из чисел в данном выражении самое большое?

– Что происходит с этим числом, когда из него вычитают: увеличивается оно или уменьшается?

Это число уменьшается.

– Кто из вас догадался, как тогда называется это число 9?

Это число называется уменьшаемым.

– Обозначим уменьшаемое буквой У для составления модели.

– Что показывает второе число?

Второе число показывает, сколько вычли из числа 9.

– Как можно назвать этот компонент?

– Обозначим число 4 в модели буквой В.

– А число 5- это результат, то есть разность. Обозначим ее буквой Р.

– Итак, назовите еще раз компоненты при выполнении действия вычитания.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

А теперь прочитаем это равенство, используя названия компонентов:

Разность шести и четырех равна двум. Уменьшаемое – шесть, вычитаемое – четыре, разность – два.

Музыкальная физминутка.

Итак, как же называются компоненты при вычитании?

  1. Закрепление нового материала по учебнику, стр. 32 № 1.

№1- решить задачу.

– Прочитайте решение, используя названия чисел (уменьшаемое – 6, вычитаемое – 2, разность – 4).

2. Самостоятельная работа.

Возьмите индивидуальный листок и выполните самостоятельно задание.

5 – = 2
6 – = 2
– 3 = 1

Ученики выполняют задание, затем проводится взаимопроверка по ответам, которые вывешены учителем на доску.

Кто допустил ошибки? Какие?

Ответы детей.

  1. Групповая работа

Составление примеров по таблице.

Ученики выполняют задание, затем проводится взаимопроверка по ответам

Если обе группы справились с заданием правильно, получается слово.

А что вам хочется сказать на прощание? Как пополнились ваши знания сегодня?

– Какое из чисел в данном выражении самое большое?

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность – ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Задачи в стихах

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается задача. Решение называют устно.)

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек? (6 — 3 = 3.)

На кустике перед забором

Шесть ярко-красных помидоров.

Но вдруг четыре оторвались.

А сколько на кусте осталось? (6 — 4 = 2.)

Красиво вышила Татьяна

Две лилии и два тюльпана,

Три яблока и груши.

Какие чудные цветы!

А сколько их — скажи-ка ты. (2 + 2 = 4.)

(Играют две команды по пять человек. Нужно соединить ответ в воротах соперника с выражением, записанным на мяче. Мел игроки передают по очереди друг другу. Остальные учащиеся — судьи. Они поднимают красную карточку, если игрок ошибся, а зеленую — если ответил правильно. Выигрывает команда, которая быстрее соединит примеры с ответами.)

III. Самоопределение к деятельности

— На какие две группы можно разделить примеры, записанные на мячах? (Примеры на сложение и на вычитание.)

— Сколько примеров на сложение?

— Прочитайте пример вместе с ответом, называя числа терминами “слагаемое” и “сумма”.

— Сколько примеров на вычитание?

— Можно ли их прочитать, используя эти термины?

Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель вывешивает на доску рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 3 листочка, а оторвались 2 листочка. Всего на рисунке 5 листьев.)

— Сколько листьев было на ветке сначала? (5.)

(Учитель выкладывает на полотно цифру 5.)

— Сколько листьев оторвалось? (2)

(Учитель выкладывает цифру 2.)

— Какой знак поставим в выражении? (Минус.)

— Сколько листьев осталось? (3.)

— Прочитайте первое равенство, которое получилось, используя термин “уменьшить на. ”. (5уменьшили на 2, получилось 3.)

— Какое число мы уменьшали? (5.)

Оно называется уменьшаемым.

— Какое число мы вычитали? (2)

Оно называется вычитаемым.

— Что в результате получилось? (3.)

Результат вычитания называется разностью.

— Прочитайте равенство, используя термины “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.

(Учитель вывешивает на доску плакат с названиями компонентов и результата вычитания.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 29. Составьте по рисунку задачу. (На ветке сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?)

— Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? (Кругом.)

— Почему 2 круга зачеркнули?

— Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3?

— Как называется выражение 5 — 2?

— Прочитайте предложение под схемой.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают:

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

(Взмахи руками, покружиться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Прочитайте задание. Запишите разность. Вычислите.

(Задачу читает учитель.)

— Назовите решение задачи. (6 — 4 = 2 (яб.).)

(Один ученик записывает решение на доске.)

— Как называются числа 6, 4, 2?

— Как называется выражение 6 — 4?

— Прочитайте равенство, используя термины “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность” разными способами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2. Разность чисел 6и 4равна 2.)

— Прочитайте решение, используя названия чисел. (Используя ответ этой задачи, учащиеся дополняют условие, придумывают вопрос и решают вторую задачу. Проверка. Чтение решений с использованием названий чисел.)

— Прочитайте задание. Выполните.

— Какой пример нужно записать в первый столбик? (6 + 1 — 5.)

— Какой пример запишете во второй столбик? (6 — 0 + 4.)

— В третий столбик? (5 + 5 — 4.)

(Дополнительно можно предложить задание на полях.)

2. Работа в тетради с печатной основой

(“Проверь себя” (учебник, с. 29).)

— Запишите ответы в строчку: вариант 1 — уменьшить на 2, вариант 2 — увеличить на 1.

(Два ученика выполняют задание на откидной доске, остальные — в тетрадях. Взаимопроверка. Учащиеся, работавшие у доски, открывают решение, остальные меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

Читайте также:  Как написать имя и фамилию на английском Вконтакте без модерации? Как сменить имя в ВК на английское: инструкция

— Кто понял новую тему?

— Какое чувство вы испытали, когда разобрались в новом материале?

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?

— Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?

— Почему второе число называется вычитаемым?

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность.

2) Решение примеров.

Что такое разность чисел в математике

Если присмотреться к самому названию, становится заметно, что оно имеет отношение к словам «разный», «разница». Из этого можно заключить, что имеется в виду установленная разница между количествами.

! Как раскрыть модуль действительного числа и что это такое

Данное понятие в математике означает:

  • разницу между двумя числами;
  • это показатель того, насколько одно количество больше или меньше другого;
  • это результат, полученный при выполнении вычитания — такое определение предлагает школьная программа.

Обратите внимание! Если количества равны друг другу, то между ними нет разницы. Значит разность их равняется нулю.


Таким образом, зная точное значение названий, можно легко догадаться, по какому правилу следует искать каждый неизвестный элемент.

Вычисление разности в столбик

Школьники изучают этот способ в рамках курса математики, обычно во втором или третьем классе. Взрослые люди, пользующиеся калькулятором, зачастую забывают, как считать в столбик. Однако калькулятор не всегда бывает под рукой. Освежите в памяти школьные знания, посмотрев это видео.


Пример.
Найдем разность чисел .

Слагаемые. Сумма. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность

Тема: Слагаемые. Сумма. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Ход урока
1.Организационное начало урока
Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения!
2. Актуализация знаний
1. Целеполагание
– Сегодня мы узнаем, как называются числа при сложении и вычитании. Будем решать примеры и отвечать на сказочные вопросы.
9 4 8 6 7 3

Ш И П У К Н
– Расставьте данные числа в порядке возрастания, чтобы узнать, в мир сказок какого писателя мы отправимся.
– А.С. Пушкин – великий русский писатель, произведения которого интересны и любимы и взрослыми, и детьми. Наш урок математики будет посвящён сказкам А. С. Пушкина, которые он написал, заложив в основу народные сказки, рассказанные ему любимой няней.
2.Устный счёт
1)

– Сколько стихотворных сказок было написано Александром Сергеевичем?

– Из какой сказки эти строки?
Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.
– Попробуйте справиться со следующим заданием и «расщёлкать» цепочку примеров, как белка – золотые орешки.
5 – 1 ○ -2 ○ +3 ○ -2 ○ +2 ○ -1 □

1 +2 ○ -2 ○ +3 ○ +2 ○ -3 ○ +1 □

– Помогите закончить следующие строчки:
Ветер по морю гуляет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

По морю, по океану

В царство славного … Салтана.

– Молодцы! Вы должны отправить кораблики к нужному берегу.
– Проверь себя.
3)

– Царица и её сын Гвидон плыли по морю в бочке 3 дня и 3 три ночи. Сколько дней и ночей царица и её сын находились в бочке?
– Правильно, шесть. Три плюс три будет – шесть.
– Отгадайте загадку.
Я круглое и гладкое.

Но не румяное и не сладкое.

Глядят в меня,

А видят себя. (Зеркало)

– Кто из героев сказок А. С. Пушкина очень часто смотрел в зеркало?
– Правильно, царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

– До обеда царица смотрелась в зеркало 5 раз, а после обеда – 2раза. Сколько раз посмотрела царица в зеркало за весь день?

– Правильно, семь раз. Потому что к пяти прибавить два будет – семь.

– В лесу жили в домике 7 богатырей и одна царевна. Сколько всего человек жило в домике?
– Совершенно верно, восемь. К семи прибавить один будет – восемь.
4)
– Из каких фигур состоит иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
– Домик состоит: из синего большого квадрата и жёлтого маленького квадрата, из красного большого треугольника и зелёного маленького треугольника.

Дерево состоит из зелёного овала и коричневого четырёхугольника.

Солнышко – это жёлтый круг. Пенёк – коричневый квадрат.
Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно и где крыльцо.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.
Актуализация знаний 2
3. Формирование знаний
– Сколько кораблей с белыми парусами? Шесть.

– Сколько кораблей с красными парусами? Два.

– Сколько всего кораблей? Восемь.

– Правильно.
Число 6 – это первое слагаемое; число 2 – это второе слагаемое; число 8 – сумма.
– Запись чисел «шесть плюс два» читается: «Сумма чисел шесть и два».

Таким образом, числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения – их суммой.
Два «слагаемые» в ряд

Друг за дружкою стоят.

Вслед за ними знак «равно» –

Он известен нам давно.

Что в итоге получаем,

Словом «суммой» называем.
– Назовите второе слагаемое. Два.
– Найдите сумму чисел четыре и один. Сумма чисел четыре и один равна пяти.
– Назовите каждое число в этой записи математическим «именем».

– Слагаемое, слагаемое, сумма.
– Сколько рыбок поймал старик? Шесть.

– Сколько рыбок кот пытается съесть? Две.

– Правильно. Шесть минус два равно – четыре.
В математике число шесть в таких равенствах называют уменьшаемым, число два – вычитаемым, четыре – разностью.

– Запись чисел «шесть минус два» читается: «Разность чисел шесть и два». Значит, число, которое уменьшают, называется уменьшаемым, а число, которое вычитают, называется вычитаемым. Результат является разностью.
Хоть я у всех всё отнимаю,

Но это вовсе не беда.

А это, верьте, не со зла.

Поэтому вы знать должны

что компоненты все важны.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
– Назовите уменьшаемое. Восемь.
– Найдите разность чисел шесть и один. Разность чисел шесть и один равна пяти.
– Назовите числа в примере их математическим «именем».
Физкультминутка

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.
Актуализация знаний 3
4. Закрепление знаний
Вдруг шатёр

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

– Из какой сказки эти строки?

– Правильно, «Золотой петушок».
1)
– У Васи было три книги. Ему подарили ещё 2 книги. Сколько книг стало у Васи? Правильно, пять. Запишите этот пример. Назовите первое слагаемое –три; второе слагаемое – два; сумму – пять.
2)

4 + 2 = 5 + 3 = 3 + 4 =
-Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получится в сумме.

– Первое слагаемое – четыре, второе слагаемое два, сумма – шесть.

– Первое слагаемое – пять, второе слагаемое – три, сумма – восемь.

– Первое слагаемое – три, второе слагаемое – четыре, сумма – семь.
– Уменьшаемое равно девяти, вычитаемое – двум. Запиши разность этих чисел и вычисли её.
– Уменьшаемое равно четырём, вычитаемое – двум. Запиши разность и вычисли.

4 -2 =2
– Запиши разность чисел пять и два и найди её значение.

– В море плавало восемь золотых рыбок. Одна из них уплыла. Сколько рыбок осталось?
– Верно, семь.

От восьми отнять один, будет семь.

– На ветке сидело четыре синички. К ним прилетело ещё две. Сколько птиц стало?
– Правильно, восемь. К четырём прибавить два, получится шесть.

– На полянке сидело девять зайчиков. Двое из них побежали в лес. Сколько зайчиков осталось на полянке?
-Правильно, семь. От девяти отнять два, равно семь.
Пять лодок у причала,

Волна их весело качала.

Три лодки взяли рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала?
– Верно, две.

– От пяти отнять три равно – два.
4) Самостоятельная работа.
1
перейти в каталог файлов

Обведу я ими круг.

80 готовых эссе по обществознанию для подготовки к ЕГЭ (2020/21 учебный год)
Александр Викторович Стерхов

В сборнике представлены 80 эссе по основным разделам курса обществознание: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Автор сборника – Стерхов Александр Викторович, старший преподаватель кафедры международной экономики и менеджмента Уральского Федерального Университета, репетитор с десятилетним опытом, специализирующийся на подготовке к ЕГЭ по обществознанию и олимпиадам по экономике.

В качестве примера приведу пример из средств массовой информации, связанный с подготовкой спортсменов. В настоящее время большая часть спортсменов высокого уровня готовятся в рамках школ олимпийского резерва. Развитие силы, ловкости, скорости и других биологических качеств спортсмена находится в тесной связи с развитием его воли к победе, силы духа и других социальных черт. Можно сказать, что одно без другого невозможно и биологическое развитие спортсмена одновременно ведет к формированию его личности.

Ссылка на основную публикацию