Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается наречие в предложении? Чем отличаются наречия от других частей речи и прилагательного?

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 444.

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

  • Дефисное написание слов
  • Что такое наречие в русском языке
  • На какие вопросы отвечает наречие
  • Наречие как часть речи
  • Морфологический разбор наречия
  • Н и НН в наречиях
  • Как подчеркивается наречие в предложении
  • Разряды наречий по значению
  • Слитное и раздельное написание наречий
  • Дефис в наречиях
  • Правописание наречий
  • Степени сравнения наречий
  • Как пишется НЕ с наречиями
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий
  • Отрицательные наречия
  • Указательное наречие
  • Как определить наречие
  • Способы образования наречий
  • Смысловые группы наречий
  • Морфологические признаки наречия
  • Не с наречиями на О, Е
  • Местоименные наречия
  • Синтаксическая роль наречия
  • Буквы «о» и «а» на конце наречий
  • Правописание суффиксов наречий
  • Слитное, дефисное и раздельное написание наречий
  • Как отличить наречие от прилагательного?
  • Определительные и обстоятельственные наречия
  • Наречия времени
  • О, Е на конце наречий после шипящих
  • Правописание наречий, предлогов, союзов
  • Окончание наречий
  • Разбор наречия по составу
  • Неизменяемость наречий
  • Наречия меры и степени
  • Наречия места

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Алина Сайбель 1,524
  2. 2. Игорь Проскуренко 556
  3. 3. Денки Каминари 362
  4. 4. Богдан Зайцев 293
  5. 5. Роман Гончаренко 275
  6. 6. Виктория Мирославская 228
  7. 7. Полина Кулишенко 200
  8. 8. Кирилл Иванов 198
  9. 9. Михаил Тяпин 122
  10. 10. Ксения @@ 115
  1. 1. Мария Николаевна 14,170
  2. 2. Лариса Самодурова 13,735
  3. 3. Кристина Волосочева 13,655
  4. 4. Ekaterina 13,431
  5. 5. Liza 13,235
  6. 6. Юлия Бронникова 13,060
  7. 7. Алина Сайбель 12,824
  8. 8. Darth Vader 12,691
  9. 9. TorkMen 12,516
  10. 10. Влад Лубенков 11,975

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Наречие и его значение как части речи

Наречие – это очень сложная и интересная часть речи, без которой утратилась бы образность и экспрессивность. Она является самостоятельная грамматическая категория, обладающая определенными морфологическими и синтаксическими признаками.

  1. Значение наречия в речи
  2. Морфологические признаки наречий
  3. Синтаксическая функция наречия
  4. Классификация наречий по значению
  5. Степени сравнения наречий
  6. Классификация по способу образования
  7. Правописание дефиса в наречиях

Наречие – это очень сложная и интересная часть речи, без которой утратилась бы образность и экспрессивность. Она является самостоятельная грамматическая категория, обладающая определенными морфологическими и синтаксическими признаками.

Наречие

Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключением качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро).

В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-турецки. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Выделяют два разряда наречий по значениюопределительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:

образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;

меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое;

места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;

причины (почему?): сгоряча, почему, потому;

цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

Наречие как часть речи

Прежде всего, нужно выяснить, что такое наречие как часть речи? Это очень важный аспект. Он поможет нам четко определить те вопросы, на которые отвечают наречия в предложениях.

Итак, наречие – это часть речи, которая выражает признаки действия (чаще всего) или же признаки других признаков. При этом нужно отметить, что эта часть речи является самостоятельной и неизменяемой, вне зависимости от позиции, которую она занимает в конкретном предложении. Как правило, наречия в предложениях привязаны к соответствующему глаголу, реже к деепричастию.

Сам термин имеет латинские корни и был образован путем лингвистического калькирования. На латинском языке слово “наречие” звучит как “adverbium” (“ad” – к, на; “verbum” – речь, язык).

Адвербиализацией называют механизм образования наречий из слов, принадлежащих другим частям речи. Так, наречия могут быть образованы из отдельных форм прилагательных, существительных, глаголов, а также некоторых других видов словоформ. Таким образом, путем адвербиализации слово качественно изменяет своё грамматическое значение.

Это самые распространенные группы вопросов. Рассмотрим их более детально, на конкретных примерах слов.

Trostencova.ru

1. Чем отличаются наречия от других частей речи?

Главное отличие состоит в том, что наречие является неизменяемой частью речи. Оно, как и деепричастие, не изменяется. Но при этом наречия намного разнообразнее, нежели деепричастия, они могут выражать различные смыслы, сочетаться не только с глаголом, но и с прилагательным (совершенно непонятный, невероятно красивый и т.д.), другим наречием (очень высоко, удивительно неосторожно и т.п.), а также с существительными (платье впору, блузка навыпуск и т.д.) и другими частями речи (абсолютно никто, ровно пять, весело напевая, внезапно вздрогнувший). Кроме того, не склоняясь и не спрягаясь, наречие все же способно менять свою форму: оно может образовывать степени сравнения.

2. Приведите примеры обстоятельственных и определительных наречий.

Обстоятельственные наречия обозначают обстоятельства действия: время, место и т.п.: свернуть направо, случилось вечером, петь весело и т.п.
Определительные наречия обозначают меру и степень или качество действия: сильно устал, очень глупый, вдвое дороже.

3. Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?

Есть целый ряд способов различать эти части речи.
Во-первых, наречие относится к глаголу, а прилагательное – к существительному: прыгнуть выше (наречие) – прыжок выше (прилагательное).

Во-вторых, наречие является обычно обстоятельством, а прилагательное – всегда сказуемым. Я прыгнул (как? обстоятельство) выше, чем Катя. (наречие) – Мой прыжок был (каков? сказуемое) выше. (прилагательное).

В-третьих, по вопросу: к наречию ставится вопрос как?, а к прилагательному каков? танцевать (как?) веселее – танец (каков?) веселее.

В-четвертых, можно образовать от простой сравнительной степени составную сравнительную степень и посмотреть на слово: танцевать веселее (более весело – наречие) – танец веселее (более веселый – прилагательное).

4. С помощью каких способов образуются наречия?

Основной способ образования наречий – суффиксальный. Очень многие из них образованы таким способом: веселый – весело, печальный – печально и т.д.

Также возможны и другие способы:
приставочный: весело – невесело;
приставочно-суффиксальный: весенний – по-весеннему;
сложение: сильный-сильный.

5. В каких наречиях пишется одна буква Н, а в каких – две?

В наречии пишется столько же н, сколько и в слове, от которого оно образовано. Например: странный – странно, мудреный – мудрено.

6. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс –о, а в каких – суффикс –а?

В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется на конце а, если они образованы от слов, в которых не было приставки, приставочно-суффиксальным способом: новый – снова (с+нов+а).

В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется на конце о, если они образованы от слов, в которых уже была приставка, суффиксальным способом: слаженный – слаженно (слаженн+о).

7. Как пишется не с наречиями на –о, -е?

Не с наречиями на -о, -е пишется так же, как и с прилагательными.

Слитно, если слово без не не употребляется и если можно подобрать к нему синоним. Примеры: невзрачно (без не не употребляется), невесело (= грустно).

Раздельно, если нельзя подобрать синоним, есть противопоставление с союзом а или слова далеко, вовсе, совсем и т.п. Примеры: не направо (нельзя подобрать синоним), не весело, а грустно (есть противопоставление с союзом а), это было ничуть не весело (есть слово ничуть).

8. Как пишутся наречия с дефисом?

Через дефис пишутся наречия, если они

образованы с помощью сложения одинаковых, однокоренных или похожих по значению слов: еле-еле, видимо-невидимо, нежданно-негаданно;
образованы с помощью кое-, -то, -либо, -нибудь: как-то, кое-где, когда-нибудь, зачем-либо;
образованы с помощью приставок по-, в-, во- и суффиксов –ому, -ему, -и, -ых, -их: по-моему, по-новому, по-русски, во-первых, в-третьих.

9. На конце каких наречий после шипящих пишется мягкий знак?

В наречиях на конце пишется ь после шипящих ш и ч, а не пишется после шипящей ж. Исключение – настежь. Пример: замуж (на ж), прочь (на ч).

10. В каких наречиях пишется приставка не-, а в каких – ни-?

В отрицательных наречиях приставка не- пишется под ударением, а приставка ни- – в безударной позиции: нЕкогда – никогдА.

Основной способ образования наречий – суффиксальный. Очень многие из них образованы таким способом: веселый – весело, печальный – печально и т.д.

Наречие

План урока:

Говоря о наречии, вспоминается интересное стихотворение, автор которого пожелал остаться неизвестным.

Они читали (как?) внимательно.

Морфологические признаки

Наречия обозначают следующие признаки:

  • Признак действия — наречия присоединяются к глаголу или деепричастию и отвечают на вопрос как? Примеры: живите (как?) дружно, идите (как?) быстро.
  • Признак предмета — присоединяются к существительным и отвечают на вопрос какой? какая? какое? Примеры: прогулка (какая?) пешком, чтение (какое?) вслух, кофе (какой?) крепкий.
  • Признак другого признака — присоединяются к прилагательному, причастию или другому наречию и отвечают на вопросы в какой степени? в какой мере? как? Примеры: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево, довольно приятное известие, мне (в какой мере?) немножечко грустно, идущие (как?) пешком.
  • Указывают на признак действия (но не называют признак действия) — используются для связи предложений. Примеры: там, тут, оттуда, где-то и т.п.

По значению наречия делятся на группы:

  • Наречия образа действия — отвечают на вопросы как? каким образом? (быстро, хорошо, по-дружески, вдруг и т.п.);
  • Наречия времени — отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? (сегодня, сейчас, давно, зимой, тогда, вечером и т.п.);
  • Наречия места — отвечают на вопросы где? куда? откуда? (вдали, везде, вблизи, наверху, домой и т.п.);
  • Наречия причины — отвечают на вопрос почему? (сгоряча, сослепу, поневоле);
  • Наречия цели — отвечают на вопрос зачем? (нарочно, назло);
  • Наречия меры и степени — отвечают на вопросы сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере? (очень, надвое, пополам, весьма, вдвоём, вполне и т.п.).
Читайте также:  Детские загадки про воздух — лучшая подборка из 60 загадок

Наречия, указывающие на признак действия, делятся на группы:

  • Указательные — здесь, там, туда, тогда;
  • Неопределённые — где-то, куда-то, кое-где, кое-как;
  • Вопросительные — где, куда, когда, зачем, как, почему;
  • Отрицательные — нигде, никуда, негде, никогда.

Часть речи наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается.

  • Признак действия — наречия присоединяются к глаголу или деепричастию и отвечают на вопрос как? Примеры: живите (как?) дружно, идите (как?) быстро.
  • Признак предмета — присоединяются к существительным и отвечают на вопрос какой? какая? какое? Примеры: прогулка (какая?) пешком, чтение (какое?) вслух, кофе (какой?) крепкий.
  • Признак другого признака — присоединяются к прилагательному, причастию или другому наречию и отвечают на вопросы в какой степени? в какой мере? как? Примеры: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево, довольно приятное известие, мне (в какой мере?) немножечко грустно, идущие (как?) пешком.
  • Указывают на признак действия (но не называют признак действия) — используются для связи предложений. Примеры: там, тут, оттуда, где-то и т.п.

Стремление заслужить любовь

Недолюбленный ребенок во взрослой жизни требует у окружающих определенного внимания. Человек хочет почувствовать, что его действительно ценят, что он кому-то необходим. На самом деле срабатывает потребность заслужить любовь, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни. Это происходит совершенно неосознанно, на подсознательном уровне. Дело в том, что мы всегда стремимся восполнить недостаток чего-либо определенными действиями. Индивид хочет компенсировать собственные страдания какими-то благами. Иногда происходит так, что мы поддаемся эмоциональным порывам, при этом совершенно не думая о возможных последствиях.

Материнская любовь — это то, что всегда согревает нас в любых невзгодах. Мы укрываемся этими воспоминаниями как неким щитом, когда случаются неприятности. Бывает весьма печально наблюдать взрослого человека, который порой ведет себя настолько инфантильно, что остается только удивляться.

Недолюбленный ребенок во взрослой жизни требует у окружающих определенного внимания. Человек хочет почувствовать, что его действительно ценят, что он кому-то необходим. На самом деле срабатывает потребность заслужить любовь, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни. Это происходит совершенно неосознанно, на подсознательном уровне. Дело в том, что мы всегда стремимся восполнить недостаток чего-либо определенными действиями. Индивид хочет компенсировать собственные страдания какими-то благами. Иногда происходит так, что мы поддаемся эмоциональным порывам, при этом совершенно не думая о возможных последствиях.

К чему приводит

Недолюбленность отражается на самооценке. Малыш воспринимает себя только через призму видения родителей. По мере взросления, когда у детей уже появляется способность к логическому мышлению, поведение родителей способствует появлению в мозгу утверждений, которые звучат так: «если меня не любят собственные родители, больше никто никогда не будет любить». Со временем этот стереотип укрепляется в подсознании и заставляет чувствовать себя неполноценным, избегать общения с детьми. Не получая сигналов от мира, что он кому-то нужен, индивид начинает подсознательно стремиться к смерти.

Индивид вместо концентрации на красках жизни старается всеми силами побороть поселившиеся в его душе страхи, переживания и комплексы. Такой человек всю жизнь старается доказать миру, в том числе и себе, свою важность, не веря в нее ни на грамм.

Нередко, недополучив ласки, дети стараются привлечь внимание взрослых неблагоприятными поступками. Естественно, за такими поступками приходит наказание, а потом сожаление родителей, проявление которой ребенок наблюдает в ласке. Наказание после ласки провоцирует у ребенка появление в мозговых центрах ощущения удовольствия от негатива, поэтому он вырабатывает определенную линию поведения. Подчас такое поведение приводит к наркомании или алкогольной зависимости, ребенок привык, что его посрамят за неблаговидный поступок, а потом пожалеют и будут опекать, следя, чтобы он не сделал этого вновь. Помимо конфликтов психологических, возникают еще и физические.

При нехватке тактильных прикосновений ребенок начинает негативно воспринимать свое тело. В подростковом возрасте это начинает проявляться через такие фобии, как боязнь зеркал и фотокамер.

Порой ребенок перестает полностью заботиться о состоянии своего тела, думая, что оно все равно у всех вызывает отвращение. Недолюбленные подростки, предъявляющие к себе завышенные запросы, считают, что их тело – сплошное скопление недостатков, поэтому срочно нужно исправить форму носа, бровей, менять цвет и длину волос. Таких примеров мы можем видеть множество среди звезд мирового шоу-бизнеса. Неуверенность в себе и погоня за эталоном красоты способствуют появлению на сцене все большего количества звезд, похожих на куклу Барби и Кена.


Недолюбленный человек проявляет недоверие ко всем окружающим

Последствия синдрома «недолюбленный ребенок»

Если родители не смогли дать в полной мере любовь и ласку своим детям, последствия во взрослой жизни могут быть самыми плачевными.

Недоверие к окружающим. Если малыш с детства жил в нестабильной эмоциональной обстановке, в будущем у него обязательно возникнут проблемы с общением. Ему будет сложно найти друзей, на работе сотрудники будут называть его «отшельником», а личная жизнь, скорее всего, так и не сложится.

Сложности в управлении эмоциями. Развитие эмоционального интеллекта закладывается в раннем детстве. Если ребенка в детстве не окружали вниманием и теплом, в будущем ему будет сложно управлять своими эмоциями.

Страх совершенных ошибок. Чтобы привлечь внимание родителей, недолюбленные дети часто стараются хорошо учиться, занимать первые места на соревнованиях и чемпионатах, поступить в ВУЗ, получить образование, лишь бы самые родные люди похвалили и заметили их успехи.

Во взрослой жизни таких детей преследует «синдром отличника», они очень боятся совершить любую, даже самую незначительную, ошибку.

Душевная ранимость. Те, кто не получил в детстве родительскую любовь, очень остро реагирует на критику. Их постоянно преследует страх, что близкие люди (муж, жена, друзья) отвергнут, бросят, уйдут. Такие люди страдают от заниженной самооценки, постоянно копаются в себе и своих поступках, считают себя виноватыми в любых ситуациях.

Проблемы в воспитании собственных детей. Недолюбленные в детстве взрослые рискуют совершить две ошибки в воспитании своих дочерей и сыновей: они бессознательно могут копировать поведение своих родителей (хотя и очень боятся этого), либо, наоборот, будут проявлять чрезмерную опеку и любовь в отношении своих деток. Как известно, любые крайности не идут на пользу.

Страх совершенных ошибок. Чтобы привлечь внимание родителей, недолюбленные дети часто стараются хорошо учиться, занимать первые места на соревнованиях и чемпионатах, поступить в ВУЗ, получить образование, лишь бы самые родные люди похвалили и заметили их успехи.

Причины проявления синдрома недолюбленности

Каждому ребенку для полноценного развития необходима родительская любовь. Только те дети отличаются целеустремленностью и успешностью, которые были уверены в том, что родные и близкие их любят, помогут и поддержат в любой ситуации.

Даже в дикой природе у животных выживают те детеныши, которые получают максимальный уход от матери. Если же, например, олененок предоставлен самому себе, то, скорее всего, умрет от голода или попадет в лапы хищного льва. И дело не в банальной защите, но и в инстинкте выживания. Звери учат своих малышей, как правильно обезопасить себя от природных врагов, как завести потомство и т.п.

Обучение – тоже проявление любви. Люди, по большому счету, ничем не отличаются от животных в некоторых своих инстинктах. И если у женщин присутствует материнский инстинкт, то разве стоит удивляться тому, что у ребенка есть потребность в любви матери?

К сожалению, не все дети могут удовлетворить потребность в родительской любви и причины у этого могут быть различны:

  1. Неумение родителей проявлять любовь. Некоторые мамы и папы не понимают, как правильно показать ребенку свои чувства и начинают просто его баловать. Они будут задаривать его дорогими и новомодными игрушками, покупать брендовую одежду и потакать его капризам, считая, что таким образом доказывают ребенку свою любовь. Но ведь намного больше пользы принесут теплыми мамины объятия и, прочитанная вместе сказка.
    Гуляет по сети ролик один, суть сюжета такова: ребенок спрашивает у мамы, сколько денег в час она зарабатывает. Мама отвечает, что 500 рублей. Ребенок просит у нее 200 рублей, она начинает ругаться из-за того, что она так много работает, а малыш думает только об игрушках. Ребенок обижается и закрывается в себе. Мама переживает, занимаясь домашними делами, но потом приходит к нему и дает эти деньги. Он забирает, обнимает и благодарит. И тут мама спрашивает: «А зачем тебе нужны были деньги?» В ответ она слышит: «Я копил. У меня есть 300 рублей, ты мне дала 200. Теперь у меня есть 500 рублей. Мама, давай я отдам тебе эти 500 рублей, а ты поиграешь со мной часик вместо того, чтобы работать?».
    Душераздирающий ответ ребенка показывает все скрытые проблемы современной семьи. Ведь практически каждый ребенок скучает по родителям, нуждается в их внимании, а они вынуждены работать чуть ли не круглосуточно, лишь бы обеспечить себе более-менее достойную жизнь. С одной стороны, и родителей понять можно, но с другой стороны вместо того, чтобы тратить все свое время на работу, можно найти пару часов и на своего малыша, а не отдариваться от него новой игрушкой с зарплаты и отмахиваться от него, сетуя на очередной приступ головной боли или усталость.
  2. Отсутствие чуткости со стороны родителей. У всех детей есть особенности в характере и поведении. Если один малыш нуждается в постоянном контакте с мамой, то другой отличается большей самостоятельностью. Одному достаточно просто непродолжительной беседы за ужином, а другой остро нуждается в совместно проведенном вечере. К сожалению, не все родители готовы уделять ребенку столько времени, сколько ему требуется.
  3. Родители дарят любовь другим детям. В некоторых семьях ребенка обделяют любовью в пользу братьев или сестер. Многим знакома ситуация, когда в семье два и более ребенка и вся ласка и забота достаются, например, самому младшему. Родители, конечно же, уверяют, что любят всех детей одинаково, но это не так. Нельзя разделить любовь поровну, каждого любят за что-то, по-своему. Если родители умеют «дозировать» свою любовь хотя бы приблизительно в равных долях, то это прекрасно. Но чаще всего ребенок видит и чувствует, что его брата или сестру любят сильнее, отсюда и возникают обиды и переживания.
  4. Любви нет вообще. Редко, но бывает и такое, что мама с папой вообще не любят свое чадо. Причиной тому может быть ранняя или незапланированная беременность, неготовность молодых родителей к рождению малыша, материальные трудности или нарушение жизненных планов, например, пришлось забыть о построении карьеры, пока не подрастет карапуз. Ребенок чувствует, что его не любят и это в итоге ведет к появлению множества проблем.
Читайте также:  Список бесплатных лекарств для детей до года, 2, 3 лет. Закон о бесплатных лекарствах детям

Недолюбленный ребенок не может вырасти и превратиться в гармоничную и самодостаточную личность. Росший с уверенностью, что его не никто не любит, он будет обладать целым набором различных комплексов и заниженной самооценкой. Распознать взрослого, страдающего от синдрома недолюбленности достаточно, просто, главное – обратить внимание на следующие признаки:

10 признаков, что вы слишком строги с ребенком

Разумная строгость необходима в воспитании: детям спокойнее, когда они хорошо понимают, где проходит граница между допустимым и недопустимым поведением. Однако порой родители перегибают палку — строгость в отношениях с ребенком становится важнее любви и радости. Как понять, что вы слишком строгий родитель?

Разумная строгость необходима в воспитании: детям спокойнее, когда они хорошо понимают, где проходит граница между допустимым и недопустимым поведением. Однако порой родители перегибают палку — строгость в отношениях с ребенком становится важнее любви и радости. Как понять, что вы слишком строгий родитель?

Недолюбленные дети

К термину «недолюбленные дети» прибегают сегодня многие психологи. Что же он означает, к каким детям его можно отнести? А главное, что делать, чтобы собственный ребенок не считал себя недолюбленным? На эти вопросы отвечает православный психолог Людмила Федоровна Ермакова.

БЕЗЗАЩИТНЫЕ ЦЫПЛЯТА

Недолюбленными обычно считают себя дети, которые недополучили родительской любви, материнской ласки, домашнего тепла, а также те, которые воспитывались по большей части вне семьи. Совсем не обязательно это дети из неблагополучных семей, из домов-интернатов или детских домов. Как это ни печально, но и в полных семьях, обеспеченных в материальном плане, дети очень часто остаются недолюбленными. Почему? Потому что сегодня, к сожалению, родители часто думают, что любовь к детям заключается в том, чтобы заработать как можно больше денег, накормить-напоить ребенка, найти ему хорошую няню или престижный детский садик — то есть обеспечить его базовые потребности.

К детям относятся, как к инкубаторским цыплятам

Таким образом, получается, что к детям относятся, как к инкубаторским цыплятам, которые очень сильно отличаются от тех, что растут в деревне под курицей. Выглядят инкубаторские птенцы иногда «товарнее» деревенских. Но главное отличие инкубаторских цыплят состоит в том, что у них не сформированы необходимые для жизни поведенческие навыки, которые характерны для взрослой птицы. Поэтому, если «воспитанников» инкубатора выпустить на волю, они не сумеют защититься или убежать от хищников, они не умеют клевать траву, искать подножный корм. Да и продолжить свой род не смогут — потому что, хоть яйца такие курочки и несут, но у них утрачен инстинкт насиживания.

Примерно то же самое происходит у людей. Если человек провел свое детство в яслях и детском саду и не получил правильного семейного воспитания, то в сложных жизненных ситуациях — при выборе супруга, в любой стрессовой или конфликтной ситуации, при воспитании собственных детей — он будет беспомощным.

СЕМЬЯ ТРАНСЛИРУЕТ ОПЫТ

«Как же так?» — возмутятся многие. Ведь принято считать, что для социализации ребенка ему как раз и необходимо посещать дошкольное учреждение…

Но тогда, следуя этой логике, самыми гармоничными и социально успешными должны быть дети из детских домов. Ведь они постоянно существуют в коллективе.

Оказывается, это не так. Как только повзрослевшие ребята выходят из детского дома в самостоятельную жизнь, выясняется, что они к ней совершенно не приспособлены — ни в бытовом, ни в психологическом смысле, ни в плане самореализации. Такие дети не умеют самых простых вещей — даже сварить макароны и заварить чай. Жилье, которым такие дети обладают, быстро уходит в чьи-то неизвестные руки, а сами эти дети по статистике становятся в 85-90% случаев обитателями колоний и тюрем. Т.е. адаптация таких детей к жизни чрезвычайно сложна.

Живя в семье, ребенок растет, перенимая опыт старших

Живя в семье, ребенок растет, перенимая опыт старших. Он умеет худо-бедно решать бытовые проблемы. Но, главное, семейная жизнь учит его обходить трудности, барьеры, которые взрослый человек встречает на каждом шагу, в каких-то случаях идти на компромиссы, в других — быть принципиальным. Когда ребенок воспитывается в семье, он видит, к примеру, что где-то мама или папа промолчит, где-то отшутится, а где-то настоит на своем. И он начинает понимать, впитывать жизненную мудрость, образ жизни своей собственной семьи, а не какой-то абстрактной. Родная семья транслирует детям опыт, накопленный из поколения в поколение.

Для гармоничного развития ребенку очень важно чувство защищенности. А оно дается именно мамой. Защита — это самая важная материнская функция. Что бы мама ни делала, краем глаза она все время присматривает за ребенком. Преждевременный разрыв этой защиты заставляет ребенка выстраивать собственную защиту в ущерб общему психическому развитию.

Можно провести аналогии с другими детенышами. Возьмем, например, тигренка. Рядом с мамой он веселый, добрый большой котенок. Но если мамы рядом нет, а кто-то чужой подходит — как он ощеривается, как рычит! Шерсть дыбом! Защитить себя он пока не может, больше пугает. А пугает потому, что сам страшно напуган. И ребенок сильно напуган, когда его слишком рано отрывают от мамы. Поэтому-то дети так часто плачут и болеют даже в очень хороших детских садах — особенно первый год.

ЕСЛИ ПРЕРВАНА ТРАДИЦИЯ

Каков же психологический портрет повзрослевшего ребенка, не получившего правильного семейного воспитания?

Будем откровенны, мир очень сложен и порой даже жесток. Человек, не прошедший хорошую семейную социализацию, оказывается один на один с этим миром — и он в панике. Потому что его не научили решать жизненные проблемы, выходить из конфликтов, строить теплые отношения с окружающими и в то же время уметь поставить на место манипуляторов, посягающих на его свободу и личностное пространство. Поскольку его этому никто не научил, то из раннего детства он вынес чувство собственной незащищенности, не прикрытой чувством семейной сплоченности, семейной защиты, в основе которой прежде всего материнская любовь и защита.

Здоровые дети сидят дома и не хотят никуда выходить.

Их мир — компьютер, маленькая комнатка, диван, холодильник

Все чаще подросшие дети решают вообще не участвовать в этой жизни. Поэтому сейчас среди молодежи столько суицидов, столько наркомании. А наркотики — это тоже уход от жизни. Сегодня многие мамы, обращающиеся за советом к психологам, встревожены тем, что их здоровые, красивые, умные дети сидят дома и не хотят никуда выходить. Их мир — компьютер, маленькая комнатка, диван, холодильник.

У ребят, которым пришлось слишком рано выпорхнуть из-под маминого крыла, как правило, впоследствии устанавливаются достаточно сложные и тяжелые отношения с родителями. Почему? Потому что люди, не воспитанные в семье, не просматривают свою жизненную траекторию в родовом плане. Они живут вне прошлого и будущего. Они как будто существуют только в настоящем моменте, не имея любви и ответственности перед семьей, и принимают жизненно важные решения безотносительно к будущим, часто роковым последствиям для себя и своих близких. Понятно, что такой подход влечет за собой немало тяжелых проблем.

Ребенок, воспитанный на семейных традициях, ориентируясь на жизненный опыт своих предков, житейски обогащенный этим опытом, органично встраивается в весьма непростые современные условия, принимает более адекватные решения, менее опрометчив, более осмотрителен в своей жизни. Благодаря воспитанным в семье качествам он и ошибок в жизни совершает меньше и разногласия с родителями у него редки.

Часто бывает так, что мама любит идеальный порядок. У нее все разложено по полочкам — ее к этому приучили в детстве, а у подросшего сына все всегда разбросано и он никогда ничего у себя не может найти. Сын не перенял маминого аккуратного отношения к вещам. Почему? Потому что, к сожалению, мама сама прервала эту традицию, отдалив свое чадо от семьи. А потом собственный ребенок своей непохожестью на нее саму может начать ее раздражать.

ЧУВСТВО ПЛЕЧА

На первый взгляд, кажется, что все эти проблемы не могут возникать только оттого, что ребенок ежедневно какое-то время проводит вне семьи. Ведь он же не изымается из нее навсегда. Кроме того, детский сад предоставляет ребенку такое необходимое для него общение со сверстниками.

Все это так. Конечно, ребенок все равно видит родителей каждый вечер, общается с ними. Но происходит это в меньшем объеме. И даже не это главное. Важнее то, что мама, выйдя на работу, занимаясь самореализацией, порой целиком переключается на другие заботы и проблемы. Мама и ребенок все равно отдаляются друг от друга. У мамы голова уже занята другими вещами. Главное для нее — чтобы ребенок был сыт, одет не хуже других, имел электронные игрушки разного назначения… А потом начинаются мытарства по психологам и врачам, потому что вырастает какое-то чужое, часто агрессивное существо, не видящее смысла ни в собственной жизни, ни в жизни своих близких.

Если в семье есть финансовые проблемы или женщина ощущает потребность в какой-то деятельности кроме ведения хозяйства и воспитания детей, никто не говорит, что нужно себе это запретить. Но есть смысл постараться, чтобы работа была «без отрыва от семьи». Интернет сегодня дает прекрасную возможность мамочкам трудиться, практически не отлучаясь из дома и не разлучаясь с детьми.

Что касается общения — оно действительно необходимо ребенку. Но его может быть вполне достаточно и внутри семьи, особенно если она многодетная.

Когда в семье хотя бы трое детей, они заняты друг другом. Им не скучно

Когда в семье один ребенок, он требует к себе повышенного внимания мамы. Просто потому, что ему действительно не хватает общения. Ему одиноко. И маме приходится его все время развлекать. Ребенок и мама устают друг от друга. Когда же в семье хотя бы трое детей, они заняты друг другом. Им не скучно. У детей образуется свой параллельный мир рядом с родительским, где папа и мама занимаются своими делами, а дети растут в атмосфере постоянного труда и постепенно включаются в общесемейную деятельность.

Читайте также:  Как правильно пишется слово ПО ПРЕЖНЕМУ слитно или раздельно или через дефис: правило

Кроме того, только в многодетной семье появляется чувство плеча. Это чувство защищенности останется у человека и тогда, когда мамы с папой уже не станет на свете. Повзрослевшие дети будут друг друга поддерживать в течение всей жизни — если, конечно, воспитаны правильно, в любви друг к другу. Но это уже тема отдельного разговора.

РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ

Конечно, важно не только, сколько времени мама проводит со своими детьми, но и как она с ними общается.

Очень важно обнимать, целовать своих детей (только не в губы, естественно). Одной из главных причин, по которой дети сегодня так рано начинают сексуальную жизнь — это слишком раннее и резкое лишение телесного контакта с матерью. И в поисках этого телесного контакта они выходят на сексуальный контакт. Материнская ласка нужна ребенку в любом возрасте. Хорошо, если отношения у мамы с ребенком таковы, что и в 20 лет он может прийти и, обняв свою мамочку, пошептаться, посекретничать с ней. Но здесь тоже желательно избегать перекосов. Так, спать ребенка лучше сразу приучать в своей отдельной кроватке. Если ребенок привыкает спать с мамой, то в дальнейшей взрослой жизни есть вероятность неравного брака, т.е. он найдет себе супруга значительно старше себя.

Очень сближает детей и родителей совместная деятельность

Очень сближает детей и родителей совместная деятельность. Мама что-то делает, а ребенок рядом и ему хочется делать то же, что и мама. Мама полы моет — ребенок помогает. Мама одну штанину стирает, а он — другую. Конечно, у ребенка еще все получается не очень-то ловко, кажется, быстрее и лучше будет самой всё сделать, но ничего: надо проявить терпение, где-то помочь ему. И, если это сопровождается какими-то разговорами, обсуждением общих семейных событий — вот тогда и начинается прорастание любви в общих делах.

Кстати, дети очень любят возиться с водой, песком, тестом. Затевайте с ними такие занятия. Например, научитесь печь свой хлеб. Это совсем не так сложно, как может показаться. А удовольствие — огромное! Пусть ребенок вам помогает. Мальчик это или девочка — не важно. Пусть свой хлебушек вылепит. С домашним хлебом ни одно пирожное не сравнится. Когда в доме пахнет свежеиспеченным хлебом, то и атмосфера в нем теплая, душевная.

ЗАКОНЫ ДУХОВНЫЕ

А что делать, если ситуация уже запущенная, и начались сложности в отношениях с ребенком?

Нет любви — надо делать дела любви!

Когда тесный душевный контакт мамы с ребенком был прерван — мама вышла на работу, ребенок пошел в детский сад — восстановить его бывает очень непросто. Часто мама ощущает, что уже нет у нее той подлинной любви к ребенку, которая была прежде. Появляется какая-то глухость, какая-то тупость душевная. И ребенок, чувствуя такое состояние мамы, становится словно чужим и колючим. Как преодолеть это отчуждение? Нет любви — надо делать дела любви! Вспомните, что любит ваш сынок или дочка. Пельмени? Значит, затейте пельмени. Лепите их вместе и при этом рассказывайте что-нибудь, а когда ребенок включится в разговор, поддержите его.

И не забывайте целовать-обнимать свое чадо. Да, когда вы отдалились друг от друга, это бывает трудно сделать. Возникает некий невидимый барьер. Маме бывает даже трудно протянуть к ребенку руку. И он уже дичится. Но это возможно преодолеть. Например, когда он сидит за уроками, подойдите и погладьте его по спинке — чтобы не сутулился или ласково взъерошьте волосы, чтобы снять усталость. И так постепенно, день ото дня, отношения будут теплеть.

Но бывает, что с повзрослевшими детьми наладить контакт никак не удается — слишком долго мама и ребенок жили в отчуждении друг от друга. Что же тогда делать? Все, что мама не додала ребенку, можно попытаться восстановить при помощи молитвы. Говорят, материнская молитва со дна моря достанет.

И еще один очень важный момент. Нужно помнить, что все члены одной семьи духовно связаны друг с другом. Поэтому, если один человек делает что-то не очень, скажем, хорошее, то это отражается на всех его родных. Поясню этот духовный закон на примере закона физического. Возьмем сообщающиеся сосуды. Если мы наливаем жидкость в один сосуд, на каком уровне она установится в других сосудах, имеющих разную форму и объем? По закону сообщающихся сосудов — на одном. Этим можно проиллюстрировать и систему человеческих отношений. Так, например, когда женщина — она же жена и мама — не очень внимательно относится к своей жизни, грешит, то уровень, скажем, благодати у нее падает. Но, по закону сообщающихся сосудов, он падает во всей системе, т.е. у всей семьи, а не только у нее одной. И в семье запускаются разрушительные процессы. Но если женщина, почувствовав это, начинает регулярно молиться, исповедоваться, причащаться, паломничать, делать добрые дела — и уровень благодатной жизни у нее повышается. Одновременно он повышается и у ее детей, мужа, даже если они не делают того же, что и она. Семья начинает собираться, все члены семьи становятся более защищенными, более спокойными. Вся семья становится ближе к Богу, а значит, и ближе друг к другу. С детьми становится гораздо легче общаться.

БЕЗ ОБИД

Недолюбленным детям совершенно не за что обижаться на своих пап и мам

Взрослые люди, осознающие, что в детстве не были согреты любовью в должной мере, зачастую таят в душе обиду на родителей. И совершенно напрасно. На самом деле недолюбленным детям совершенно не за что обижаться на своих пап и мам. Почему?

От рождения до смерти мы проходим, можно сказать, систему испытаний. И чем сильнее личность, тем серьезнее и тяжелее испытания. А самые трудные испытания мы получаем через ближних. Проходя правильно через жизненные трудности, мы сами становимся мудрее, сильнее.

Православный человек за все Бога благодарит, потому что понимает: Бог попускает только то, что нам полезно. Мы имеем таких родителей, какие нам нужны для нашего духовного роста. Поэтому обижаться на родителей нет смысла. Родители всегда любят своих детей. Проблема в том, что свою любовь они проявляют часто таким образом, что ребенок ее воспринимает как нелюбовь. Например, мама, переживая за ребенка, постоянно ругает его, но никогда не отметит его успехи, а просто промолчит. Таким мамам я советую переставить акценты, т.е. особенно отмечать успехи ребенка и мягче относиться к его ошибкам. Как правило, ребенок и сам переживает о своих ошибках, иногда его лучше даже не ругать, а поддержать.

Все чаще встречается и такой перекос воспитания, когда мама считает, что папа не понимает тонкую натуру сына и фактически изолирует ребенка от папы. В результате человек вырастает в полной уверенности, что мама меня всегда любила, а папа — нет. Женщинам, которые сетуют на излишнюю строгость своего супруга к ребенку, стоит задуматься: а в каком мире моему ребенку предстоит жить? В жизни ему, увы, придется встречать и грубость, и окрики от посторонних людей. Как он все это будет воспринимать? Как постоянный шок? Как жуткий стресс? Да, может быть, сейчас папа пришел с работы уставший и был к ребенку несправедлив — ответил раздраженно, повысил голос. Или даже наказал — поставил в угол. И ваше сердце дрогнуло от жалости к своему малышу. Но, как это ни парадоксально, даже излишняя папина строгость — на пользу ребенку. Он благодаря ей в щадящих домашних условиях проходит школу стресса. Учится, как из этого стресса выходить. Повзрослев, он легче сможет определить, кого лучше обойти стороной, уклониться, научится подчиняться, находить свое место в семейной структуре, а не считать, что он никому ничего не должен. Как ни парадоксально это звучит, но строгий папа помогает ребенку адаптироваться к нашей суровой действительности. Отчасти и в этом заключается мужская роль в деле семейной социализации подрастающего поколения.

А что делать, если ситуация уже запущенная, и начались сложности в отношениях с ребенком?

Почему развивается синдром

Причина развития синдрома – эмоциональная холодность родителей. Это в свою очередь может быть связано с инфантильностью мамы и папы, их неблагополучным детством, занятостью на работе.

Варианты родительского поведения, при котором у ребенка формируется синдром недолюбленности:

  • рождение ребенка для других, потому что «так надо» или «так получилось» в сочетании с нежеланием им заниматься;
  • стремление откупиться от ребенка игрушками на фоне неспособности словесно и тактильно выразить свою любовь или на фоне трудовой занятости;
  • перенос на ребенка личных проблем, например, мать-одиночка видит в сыне ушедшего мужа и мстит тем, что не подходит к младенцу, не целует, не обнимает его;
  • неравное распределение внимания между несколькими детьми в семье (любимый и нелюбимый ребенок);
  • воспитание только наказанием и порицанием из-за того, что родители не знают другой модели взаимодействия с ребенком.

Иногда в основе родительской холодности лежит дефицит педагогической грамотности. Что это значит? Каждому ребенку нужна своя норма любви, внимания и ласки. У одних детей эта потребность выражена сильнее, у других слабее.

Кому-то достаточно теплого слова, а кому-то важен тактильный контакт. Причем даже в одной семье у двух детей это может проявляться по-разному. Не все родители это учитывают. Как понять, сколько любви нужно вашему ребенку? Наблюдать за ним, анализировать его реакции.


Первое, что важно понять – ребенка нельзя перелюбить. Конечно, речь идет о здоровых проявлениях любви, а не о гиперопеке или воспитании по типу «кумир семьи». Подробнее о стилях воспитания и их влиянии на ребенка →

Лайфхаки: что делать, если вас недолюбили в детстве

Из-за слишком сильных или повторяющихся травм психике может быть нанесен настолько сильный урон, что образно этот процесс можно описать как «умирание души» (ведь наш внутренний ребенок — это наше глубинное, подлинное «я»). Так происходит с людьми, которые перестают чувствовать себя, живут как будто не своей жизнью, не испытывают настоящего удовлетворения или радости. Доступ к этим чувствам у них просто закрыт. Потому что они потеряли очень важную часть себя — себя настоящего. Поэтому так важно обнаружить в себе «внутреннего ребенка», который прячется там, где прячется ваше истинное «я», и воссоединиться с ним.

Ссылка на основную публикацию