Что должен уметь ребенок в 4 месяца: физическое, социальное и эмоциональное развитие малыша в этом возрасте. Какие могут быть проблемы с развитием ребенка в 4 месяца, что при этом делать?

Новые возможности

Любые движения доставляют крохе несказанное удовольствие. Поэтому он постоянно дрыгает ножками, ручками и даже извивается всем телом. Тонус мышц постепенно освобождает ребенка, и теперь он учится управлять своим туловищем. Особенно успеха «добиваются» ручки. Что же может 4-х месячный малютка?

  • Участвовать в процессе кормления – поддерживать бутылочку или мамину грудь.
  • Дотянутся, потрогать и взять интересующий его предмет , например, игрушку .
  • .
  • Разгибать ручку самостоятельно, так как она освобождается от тонуса.

Не отстают и ножки карапуза. Чувствуя опору, малютка пинается и отталкивается от нее. На четвертом месяце жизни он активно развивает мышцы, сгибая и разгибая нижние конечности. Но, несмотря на регулярные тренировки, ребенок еще слишком слаб. Поэтому нельзя допускать того, чтобы маленький спортсмен переносил вес своего тела на ножки ( размер стопы здесь не имеет значения) .

Что делать родителям, чтобы стимулировать развитие ребенка в 4 месяца? Стоит совершенствовать те навыки, которые уже доступны крохе на четвертом месяце жизни:

  • повороты головы в разные стороны;
  • удерживание шеи в положении лежа на животе;
  • приподнимания с опорой на предплечья (тоже на животике);
  • распрямление ножек;
  • захват игрушек.

Даже если вам кажется, что малютка в 4 месяца отстает от сверстников – не торопите события. Развитие индивидуально и зависит от того, какой вес, рост, характер и наследственность у малыша.

Поэтому не сажайте его (даже с поддержкой), не ставьте на ножки, не заставляйте удерживать головку дольше, чем кроха может. Развивайте те умения, которые у малютки уже имеются.


Поэтому не сажайте его (даже с поддержкой), не ставьте на ножки, не заставляйте удерживать головку дольше, чем кроха может. Развивайте те умения, которые у малютки уже имеются.

Психологическое развитие ребенка 4 месяца

Для нормального развития ребенка в 4 месяца ему нужно общение.

Мамы четырехмесячных карапузов часто жалуются, что ничего не успевают делать, потому что дитя не отпускает от себя ни на минуту и требует постоянного общения.

Не отказывайте ребенку во внимании.

Домашние дела подождут, они не стоят того, чтобы заставлять волноваться своего малыша, не желая проводить с ним время.

Дети в этом возрасте невероятно дружелюбны. Они охотно улыбаются незнакомцам, пытаются говорить с ними на своем языке, изучают их, ощупывая лицо, пытаясь запихнуть пальцы в рот.

Потребность пребывать на руках тоже никуда не делась – это еще один из способов общения для ребенка.

Малыш плачет уже не так часто и лишь тогда, когда его действительно что-то беспокоит.

Некоторые мамы жалуются, что их сын или дочь стали слишком капризными, хнычут без причины, не хотят играть. Это может быть связано с тем, что через месяц–два у ребенка прорежутся зубки, а подготовительный период причиняет ему дискомфорт.

Спектр эмоций, которые может испытывать ребенок, очень яркий: страх, интерес, радость, обида, гордость за совершенный поступок, удовольствие, боль и т.д.


Многие дети в возрасте 4-ех месяцев переходят на трехразовый сон.

Игры и игрушки в 4 месяца

В 4 месяца ребенок начинает интересоваться игрушками. Однако не нужно спешить заваливать малыша ими. Достаточно несколько интересных ярких игрушек, которые ему будут интересны:

  1. Резиновая уточка или другой формы игрушка с пищалкой часто привлекает внимание малышей.
    Они постепенно учатся самостоятельно извлекать из нее звук. Пусть она будет достаточно мягкая.
  2. Хорошо иметь тканевые небольшие игрушки разных цветов.
  3. Они помогут развитию тактильных ощущений и изучению цветовой палитры.
  4. Пригодятся легкие погремушки, прорезыватели.
  5. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и быть безопасными.
  6. Помимо игрушек с ребенком можно играть в такие игры:
  7. Прятки. Мама закрывает лицо руками или прячется за кроватку и говорит «ку-ку», потом выглядывает;
  8. Ладушки. Хлопать ладошками ребенка и рассказывать при этом потешку;
  9. Можно показывать малышу «кукольный театр».
  10. Для этого мама показывает разные игрушки кошек, собачек и прочие и говорит за них;
  11. Рассказывайте ребенку различные стишки-потешки с движениями.

Например, мама показывает на ручки, потом на ножки, потом на животик и произносит такой стишок:

А где с кашкою живот?

Такой стишок развлечет ребенка и поможет изучить свое тело.

Помогать его развитию играми, рассказами, упражнениями;

Скачать:

ВложениеРазмер
krizis_3-h_let._kak_reagirovat_vzroslomu.docx66.75 КБ

Психологи утверждают, что кризис 3 лет у ребенка — это совершенно обычное и предсказуемое явление. Родителям нужно лишь помочь ребенку пережить этот период.

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Как пережить трудный период

Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.

Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».

Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.

Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:

  • Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
  • Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
  • При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
  • Избегать криков и наказаний.
  • Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
  • Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
  • Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
  • Игнорировать истерики – в любое время, в любой ситуации.

Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу – и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.

Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.

Все о кризисе 3 лет у детей: как понять психологию ребенка, как вести себя родителям – советы психолога

Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Поведение трехлетнего ребенка в период кризиса может измениться до неузнаваемости: родителям важно заранее знать о нюансах грядущего испытания, чтобы выйти из него максимально мягко


Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей

Моему сыну сейчас три года. И я его не узнаю. В моей голове регулярно прокручиваются строчки из гениального «Мойдодыра»:

Что случилось?

Завертелось,

Закружилось

И помчалось кувырком?»

Но дело вовсе не в чистоте и опрятности сына, а в его поведении. До недавнего времени он был непоседливым, веселым, активным, добрым, милым и очень сговорчивым. Но теперь. Он стал непослушным, вредным, капризным. Он плачет до последней слезинки в его глазах и требует тоже до последнего. Особенно он любит это делать на улице, когда вокруг люди ходят. И мне со стыдом приходится брать его в охапку и бежать домой под многозначительными, иногда просто убивающими взглядами прохожих.

Среди моих клиентов было много мам, которых подобная ситуация пугала, выбивала из колеи, наводила на мысли: «Все ли в порядке с моим ребенком?». Как мама, я тоже переживаю, но как психолог знаю и могу с уверенностью утверждать: все, что сейчас происходит с моим сыном ХОРОШО и ПРАВИЛЬНО, ведь именно так у него происходит формирование воли (одной из важнейших психических функций у человека). И называется этот этап развития – кризис 3 лет.

Давайте разберемся, что происходит с ребенком в этот период и каковы стратегии поведения родителей.

Развитие человека от рождения до смерти не происходит линейно. В определенные возрастные периоды происходят своеобразные «скачки», которые переводят человека на качественно новый уровень в развитии. Появляются новые ведущие виды деятельности и новообразования.

Кризис 3 лет наравне с кризисами 0 и 13 лет называют кризисом эмансипации, или, проще говоря, отделения от родителей. Все 3 эмансипации разные, отделение от родителей происходит на разных уровнях. Первая – биологическая, ребенок появляется на свет и физически уже не является одним целым с мамой. Вторая – психологическая, это время рождения Я ребенка, его самосознания, третья – социальная.

Кризис 3 лет относится к числу острых. Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.

О ПРЕДКРИЗИСНОЙ СИМПТОМАТИКЕ

Ряд первых «звоночков» в поведении вашего ребенка подскажут вам о скором наступлении кризиса. Эти проявления связаны с познавательными функциями. К ним относится:

– Интерес к своему отражению в зеркале

– Девочки активно интересуются своим внешним видом, тем, как они выглядят в глазах окружающих

– Мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании и остро реагируют на неудачу.

Почему же проявляется такая разница между поведением мальчиков и девочек? Дело в том, что сложившимися традициями воспитания в социуме девочки ориентированы на привлекательность в общении, а мальчики на эффективность в деятельности. Симптомы с этим и связаны. Девочки наряжаются, красуются перед зеркалом, кривляются, изучают свою мимику. Мальчики усердно строят башни из кубиков, замки и дома из конструктора, но если башня случайно рушится, или ломается домик, они бурно реагируют: визжат, орут, плачут.

Через два – три месяца после появления такого поведения наступает собственно кризис.

Симптомы кризиса называют СЕМИЗВЕЗДИЕМ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.

  • НЕГАТИВИЗМ – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. С содержанием ребенок может быть согласен. Например: мой сын только что отвергнув мое предложение пойти порисовать, идет и сам достает краски и бумагу. Ему важно негативно отреагировать на предложение исходящее от родителей, даже если ему идея порисовать нравится. Негативизм проявляется в стремлении сделать наоборот, даже вопреки своему желанию. Трудно не заметить, что в такой ситуации сложно и ребенку и родителям, но есть в этом и плюсы. Вот какие: у ребенка появляется свое мнение, он начинает ориентироваться на собственные решения, -он становится более самостоятельным и более «отдельным» от родителей.
  • УПРЯМСТВО – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому что ОН этого потребовал. И он связан своим собственным решением. Например, часто мой сын, требуя очередную машинку в магазине и получая ее, практически сразу теряет к ней интерес. Ему не нужна машинка, от так проявляет свое упрямство.

Есть ли в таком поведении положительный смысл? Да. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как ВОЛЯ, без которого нам, взрослым людям, невозможно жить в обществе.

3. СТРОПТИВОСТЬ – данный симптом безличен, направлен не против лица, а против норм воспитания, против образа жизни, который сложился за 3 года. Строптивость выражается в пренебрежительном жесте и словах «Да ну», которыми ребенок отвечает на все предложения.

О положительном: у ребенка формируются собственные ценности. По этому симптому родители должны догадаться, что социальная ситуация развития, которая сложилась у ребенка должна быть изменена. Взрослые должны перестроиться, должны перестать выполнять за ребенком то, с чем он может справиться сам. Но это не так-то просто. Например, вы к врачу опаздываете, а он хочет сам одеться. А он не умеет еще сам молнию застегивать. Самое же время научиться!

4. СВОЕВОЛИЕ или «Я-сам»– стремление все делать самому. Положительная сторона симптома в том, что формируется самостоятельность, ребенок постепенно переходит на самообслуживание.

5. ПРОТЕСТ-БУНТ – эмоциональное состояние похожее на состояние войны с окружающим миром. У взрослых бывает так, что делаешь что-то долго и все не получается, а потом как разозлишься, и как сделаешь все просто превосходно. В этом эмоциональном состоянии очень много энергии. Протест-бунт дает ребенку энергию на свершения, для того, чтобы сделать все то, что ему предстоит, а именно, отделиться от родителей и начать многие вещи делать самому.

6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Почему так происходит?

Дело в том, что для ребенка до 3 лет родители – это всесильные Боги. Во время кризиса очень важно этих Богов – папу и маму – с пьедестала свергнуть для того, чтобы ребенок мог постепенно овладевать сам своей собственной жизнью, стать автором своей жизни. В противном случае он вырастет подчиняемым, зависимым, инфантильным. Это не значит, что родителям надо плясать от радости и приветствовать это. Помимо того, что родители должны способствовать формированию воли, он еще должны социализировать своего ребенка. Показать, что можно иногда пользоваться механизмом обесценивания, но в самых крайних случаях.

7. ДЕСПОТИЗМ – выражается в том, что ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся.

Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особенно ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, этот симптом может проявляться как ревность. Может сопровождаться регрессом (просьбами дать соску, покормить из ложечки и т.д.). Например, мой сын, когда не хочет идти в детский сад, тоненьким голосочком пищит «Мама, я маленький, мне рано идти в сад, пожалей меня». Иногда я включаюсь и превращаю такое поведение в игру. Я предлагаю его запеленать, даю ему соску, качаю на ручках как младенца. Ему хватает минут 10, и он снова становится 3-летним, вполне самостоятельным ребенком и добровольно идет в детский сад.

Положительная сторона симптома – формирование воли. Ребенок приложит максимум усилий, чтобы мир подстроился под его интересы и желания, формируется умение стоять на своем, отстаивать свою позицию.

Кризис 3 лет не поддается коррекции, никаких способов договориться с ребенком в это время нет. Конечно, кризис можно подавить, ребенка можно подавить властью и силой. Но если родителям это удается, это крайне разрушительно для формирования воли. КРИЗИС ДОЛЖЕН ПРОТЕКАТЬ ОСТРО.

Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм – не очень жизнеутверждающе звучит, согласитесь! Это чрезвычайно непростой период, как для родителей, так и для самого ребенка. Как же родителям вести себя, чтобы ребенок вышел из кризиса с развитой волей, самостоятельностью, позицией Я – сам.

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для того, чтобы разобраться с оптимальной линией поведения родителей, давайте обратимся к структуре личности в транзактном анализе. Э. Берн считает, что каждый человек может взаимодействовать с другим исходя из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок. К Родителю относится позиция – надо, нельзя. Например: «Ты должен сделать это», или «Я запрещаю тебе это сделать». К Взрослому относится позиция – могу. Например: «Я могу помочь тебе». К Ребенку относится позиция – хочу. Например: «Я не хочу идти в детский сад».

Давайте рассмотрим поведение взрослого с этих трех позиций. Мой сын регулярно оказывается свидетелем происходящего в квартире ремонта. Ему очень интересно изучать инструменты. Особенно ему нравится дрель. Позиция родителя в роли Родителя в момент, когда ребенок взял в руки этот инструмент, будет звучать так: «Положи дрель, я не разрешаю ее брать». Ребенок будет настаивать изо всех сил. Таким образом, происходит конфликт власти, кто сильнее, тот и прав. И если в это время власть родителя оказывается сильнее, тогда воля ребенка подавляется. Кроме того, ребенок не получает опыт взаимодействия с инструментом.

Если родитель принимает позицию Ребенка, это звучит так: «Ну бери бери, получай свой жизненный опыт». Такой путь опасен для жизни и здоровья ребенка. И, следовательно, не пригоден для применения.

Между двумя крайностями родителям важно найти нормальную, адекватную позицию, а именно:

– нужно находиться рядом с ребенком и обеспечивать безопасность пока он маленький,

– постепенно его нужно научить самому это делать. Мы не запрещаем, мы постепенно научаем его этим пользоваться. В случае с дрелью это может выглядеть так: «Давай вместе просверлим дыру в стене, я буду держать дрель, а ты мне поможешь».

Таким образом, позиция Взрослого заключается в том, чтобы ограничить все, что категорически нельзя. Здесь необходима твердость. Если ребенку что-то опасно, родители или находятся рядом, или категорически запрещают ему. А в границах, где ребенку безопасно, разрешается все.

В семейной психологии есть такое упражнение. Я даю его родителям как домашнее задание, если в семье не сформированы или нарушены правила, есть проблемы с поведением ребенка. Приведу адаптированный вариант к нашей теме. И так, родители садятся за стол переговоров и СОВМЕСТНО вырабатывают перечень правил по трем пунктам:

  • ребенку категорически запрещено,
  • ребенку можно делать совместно с родителем,
  • ребенку можно. Получается таблица из трех столбцов, которая после тщательно обдуманного заполнения вешается на холодильник, красиво украшается магнитами. Теперь родители могут пользоваться ею, дополнять и изменять с течением времени. В чем плюсы такой таблицы:

– уменьшается количество спорных ситуаций, когда родитель разрешает то, что запрещает другой,

-с таблицей могут ознакомится люди, которые принимают участие в воспитании ребенка или общаются с ним (бабушки, дедушки, няни и т.д.) и действовать слаженно с мнением родителей,

– ребенку можно в игровой форме предъявить «свод законов нашего королевства», и он будет способен проще их усвоить. Важно также объяснить ребенку, почему что-то запрещено.

– у ребенка сформируется баланс между Можно и Нельзя, он будет хорошо чувствовать эту грань.

Приведу пример из своей семьи. Моему ребенку категорически нельзя трогать розетки, подходить к работающему духовому шкафу, оставаться без присмотра в наполненной водой ванной, нельзя бить других людей, нельзя портить дорогое имущество и т.д.Моему сыну можно совместно с родителями готовить еду, играть со строительными инструментами, плавать и нырять в ванной, лазить по шведской стенке и т.д. Ребенку можно рисовать на стенах, кататься по дому на самокате и велосипеде, распоряжаться своими игрушками по своему усмотрению, ходить по дому босиком и т.д.

Важно отметить, что категорический запрет мы ставим в случае реальной опасности для ребенка, а игрушку сломать, обои разрисовать можно разрешить. Ребенок – высшая ценность. Родителям нужно правильно расставить приоритет. Развитие уникальности ребенка – вот высшая ценность. А грязная одежда или порванные обои, это все исправить можно.

Идеально выработанной родительской позиции быть не может. Родители сами не знают, где границы. Родителям вместе с ребенком нужно обучаться осознавать границы, вставать на место ребенка. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ. Человек приобретает опыт по принципу маятника. Мы качнулись в одну сторону – столкнулись с одной границей, сразу же качнулись в другую сторону – опять граница. Прощупав границы, мы понимаем, где баланс.

В ситуации кульминации кризиса, если родитель видит, что ребенок делает опасную для жизни вещь, его нужно брать под мышку и уносить в безопасное место. Он может орать, брыкаться, плакать, упрямится, но родителям другого ничего не остается. Единственное, что можно сделать, это сделать это с любовью и симпатией, а не с гневом, злостью и ненавистью к ребенку.

Для иногородних возможна консультация по скайпу. Логин в scype: psynataliapoliakova

Развитие человека от рождения до смерти не происходит линейно. В определенные возрастные периоды происходят своеобразные «скачки», которые переводят человека на качественно новый уровень в развитии. Появляются новые ведущие виды деятельности и новообразования.

Игры на преодоление кризиса 3 х лет



Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

Негативизм

Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.


Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.

Причины кризиса трех лет

Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств. При этом родители сохраняют прежние модели поведения – ориентацию на предметную деятельность, ограничение поля возможностей для проявлений самостоятельности. Конфликт сопровождается ссорами с взрослыми. Выраженность данного периода определяется сочетанным воздействием определенных факторов:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Гиперопека. Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
  • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче. Ребенок имеет больше возможностей, вариантов выстраивания отношений. Сиблинги оказываются более гибкими, быстрее изменяют поведение.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья. Выраженность эмоционально-поведенческих отклонений определяется наличием заболеваний у ребенка. Болезненные дети часто испытывают повышенную зависимость от матери, развитие самостоятельности задерживается, кризис наступает позже, протекает сглажено. При неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.

Социальная позиция малыша перестраивается, он начинает отделять себя от взрослых не физически, как в период кризиса 1 года, а психологически. Возникает представление о себе как о личности, формируется образ «Я» как система желаний, потребностей, воли, активности. Для апробирования новых возможностей ребенок противопоставляет свои действия действиям взрослых – спорит, упрямится, отказывается. Направленность поступков определяется личностью, а не желаниями ребенка, как раньше.

Как помочь ребёнку легче пережить кризис

Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.

Верные способы укрощения маленького строптивца

  • При первых признаках истерики, постарайтесь отвлечь карапуза игрой, сказкой или новым занятием. Но если истерика уже в самом разгаре, заводить разговор бесполезно, вам остается лишь спокойно переждать слезы и крики.
  • Никогда не отвечайте руганью и криками на детский скандал, это лишь придаст вашему чаду уверенности в том, что он может вами управлять.
  • Позвольте истерике прийти к логичному завершению, после чего скандалист сам придет просить прощения.
  • Озвучивайте свои действия и эмоции. Попробуйте словами описывать яркие эмоции малыша, чтобы он научился их различать. В будущем это поможет крохе лучше понимать свои чувства и контролировать поступки.
  • Всячески демонстрируйте свое одобрение самостоятельности малютки.
  • Щедро хвалите его и напоминайте про свою любовь.
  • При этом никогда не сравнивайте своего отпрыска с другими детками. Любые сравнения можно проводить лишь со способностями вашего чада в прошлом. Например, похвалите его за то, что он сегодня сам убрал игрушки, и вам не пришлось об этом напоминать.

Детский негативизм можно использовать в своих целях. Достаточно предложить строптивцу остаться дома, как он тут же помчится собираться на прогулку. Иногда нужно проявляться гибкость, искать компромиссные варианты, которые угомонят упрямца и заставят его принять ваше предложение.

Можно попробовать оставить кроху наедине с собой, если он отказывается от развивающих игр или прогулок. Малышу трудно развлекаться в одиночку, потому он быстро заскучает и придет к вам в поисках развлечений. После этого можно повторить свои предложения, одно из которых наверняка придется шалопаю по вкусу.

Важно предоставлять малютке больше свободы для познания окружающего мира. Давайте ему право принимать решения, делать выбор, ведь именно этого так хочется вашему чаду. Даже если самостоятельная затея не удалась, не ругайте малыша, а похвалите его настойчивость. Избегайте резко негативных оценок, ведь ребенок особенно чувствителен и эмоционален в этом возрасте.

Главной жертвой кризисного периода становится самый близкий для крохи человек, обычно — это мама. Однако и другие взрослые попадают под влияние критического этапа детского развития. Папы реагируют на резкие негативные изменения в поведении малыша достаточно строго. Задача отца — дать ребенку четкое понятие того, какое поведение является приемлемым в семье и обществе, а какое приведет к наказанию.

Зачем нужен кризис 3 лет?

Примерно в этом возрасте заканчивается период полного слияния малыша с мамой. Ребенку нужно отделиться от нее и установить границы, внутри которых можно безопасно действовать. Малыш открывает для себя понятия «хочется» и «надо» и должен научиться соотносить с ними свои поступки. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители непременно должны ему дать. То, каким малыш выйдет из кризиса, в значительной степени зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять нужное место в большом мире.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Признаки кризиса

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.


Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

Читайте также:  Когда и как вводить мясо в прикорм ребенку? С какого мяса начинать прикорм: готовим сами, покупаем мясное пюре
Ссылка на основную публикацию