Что делать, если ребенок попал в плохую компанию: признаки, причины, отзывы, рекомендации психолога о том, как уберечь подростка от плохой компании

Когда это становится особенно опасным

Если от подростка, приходящего домой, стало пахнуть спиртным и табаком – это очень плохо, но есть вещи и похуже. Если у него обнаружатся какие-то непонятные, явно не его собственные вещи, электронные устройства и техника, денег на которые у него точно нет, или, если он неожиданно часто стал просить немалые суммы денег, то пора поговорить с ним по душам. Надо выяснить, откуда взялось все это богатство, и на какие цели ему нужны деньги.

Если подросток ничего не говорит, и у вас есть подозрения, что он попал в среду малолетних преступников, и это подтвердилось приводом в полицию, надо принимать какие-то экстренные меры.

В идеальном варианте следует переехать в другой район, в другой город, в другую страну с более благоприятной атмосферой и «нормальными» молодыми людьми. Поверьте, на планете Земля есть немало мест, где живут дружелюбные и миролюбивые люди, и где у вашего ребенка никогда не появятся «опасные» дружки.

Если такой возможности нет, нужно предпринимать какие-то «внутренние» экстренные меры, пытаясь переориентировать ребенка на более позитивный стиль жизни.

Если подросток ничего не говорит, и у вас есть подозрения, что он попал в среду малолетних преступников, и это подтвердилось приводом в полицию, надо принимать какие-то экстренные меры.

Что делать, если ребенок попал в плохую компанию: признаки, причины, отзывы, рекомендации психолога о том, как уберечь подростка от плохой компании

Дети растут так быстро, что родители не успевают и глазом моргнуть, как крошечный карапуз превращается в самостоятельную личность со своими интересами, увлечениями и друзьями, которые не всегда нравятся мамам и папам. О том, что делать, если ребенок попал в плохую компанию, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Когда мне было лет 9−10, я дружила с Анжелкой. У Анжелки была в наличии большая печь с настоящими дровами, двойки в дневнике и мама-уборщица. Это была «неподходящая компания для девочки из приличной семьи». Мы с Анжелкой учились в одном классе у заслуженной учительницы РСФСР Таисии Яковлевны и вместе ходили домой. Заслуженная учительница, точно так же, как и моя мама, считала, что дружить нам нельзя, и мы прятались. О дружбе с Анжелкой никто не знал, пока мы не попали в милицию, своровав кисточки и открытки в книжном магазине. Милиция провела с нами серьезный допрос, обвинила во всем Анжелку, мне сказали, что с такими девочками дружить не надо, а моей маме сообщили, что меня надо больше контролировать, что я «поддаюсь плохому влиянию». Но вообще назначить Анжелку зачинщиком безобразия было несправедливо. В злодеянии участвовали мы обе, обе заранее не планировали совершать никакого правонарушения, обе не были закоренелыми преступницами. Это была игра. Увы, довольно типовая для этого возраста. Социальные ожидания здесь сослужили свою службу на пользу мне и сыграли против Анжелки, с тех пор нас не подпускали друг к другу. Выросшая Анжелка стала милиционером и борется с несправедливостью мира. А мне довелось стать психологом и разбираться с тем, как оградить ребенка от влияния «плохих друзей», понять, почему его так тянет к «плохишам» и такие ли «плохиши» на самом деле ужасные.

Чувства родителей, которые хотят уберечь ребенка от дурного влияния, очень понятны. Так страшно, что он заразится чем-то от детей с улицы, выйдет из идеального мира, начнет хулиганить, говорить плохие слова. Часто, если такое происходит, родители начинают искать причину вне семьи, но на самом деле она почти всегда находится внутри.

Первые попытки родителей уберечь ребенка от тлетворного влияния чужих детей начинаются с момента, когда он впервые попадает в социум, то есть лежит в коляске на улице.

Детская площадка. Мама укачивает малыша в люльке и шипит на самостоятельно ходячих, кричащих, играющих детей: «Прекратите немедленно, мой ребенок не может уснуть! Почему вас никто не воспитывает!» Для новоиспеченных мам младенцев совсем не очевидно, что детская площадка не место для младенческого сна, а эти «ужасные и плохо воспитанные дети» ведут себя так просто потому, что сейчас их время бегать, прыгать и играть. Скоро ее малыш подрастет, и она будет защищать его от чужих мам неспящих младенцев.

Когда мы включены в выращивание собственного ребенка, то вся наша эмпатия и силы расходуются только на него, так что нам часто трудно посмотреть на ситуацию глазами других.

В дошкольном возрасте главное место, где ребенок учится всему — семья. Он подражает тому, что видит, слышит, воспринимает. Если вам не нравится поведение малыша, вы гадаете, где он этому смог научиться, прежде всего посмотрите в зеркало, а только потом ищите причину на детской площадке или в садике. Дошкольники любят экспериментировать, они могут подхватить впечатлившее их поведение другого ребенка и попробовать повторить его при вас, чтобы посмотреть, как вы отреагируете. Если вы засмеетесь или начнете сильно возмущаться, то есть явно обратите внимание на новое поведение, то ребенок будет повторять его раз за разом! Потому что это работает! Родители обращают на него внимание, и не так уж важно — позитивное или негативное.

Мам часто волнует, когда другой ребенок толкает или бьет их малыша. Родители начинают жаловаться на «агрессора» воспитателям, требуют изгнать его из детского сада, учат своего ребенка не подходить к «плохому» малышу или давать сдачи. Дошкольники, часто еще не научившись дружить, договариваться друг с другом, пытаются привлечь внимание любыми знакомыми им способами, «достучаться» до соседа. Если изолировать таких «плохишей», они, не получив желаемого и оставшись в одиночестве, будут вести себя еще хуже. Таким детям нужен взрослый, который поможет им организовать совместную игру, научит правильно общаться со сверстниками. Не спешите защищать или ругать своего ребенка, попытайтесь сначала выяснить мотивы детского поведения, в которое мы, взрослые, часто вкладываем свои интерпретации.

В этом же возрасте появляются и первые «плохие друзья», беспокоящие родителей. Например, мамы регулярно рассказывают о «самой красивой девочке в группе» или «хулигане из детского сада», от которых ребенок просто не отходит. Подчиняется, «подлизывается», жалуется, но терпит тычки, отдает принесенные из дома игрушки. Родители пытаются разрушить такую неравную дружбу, ребенок с родителями соглашается, но при виде своего «самого-самого» лучшего друга как будто становится заколдованным. Часто в такой «дружбе» дети дублируют свое подчиненное положение в семье. Дома родители подавляют инициативу ребенка, настаивают на послушании, но надеются на то, что он будет проявлять качества лидера в социальной среде. А малыш тянется к тем детям, которые проявляют лидирующие качества, чтобы компенсировать свою подавленную часть.

Если у вашего ребенка появляются такие друзья, учите его выражать свои чувства и желания, поддерживайте их, обсуждайте, учите говорить «нет», в том числе и вам, и принимайте его «нет» хотя бы иногда, объясняйте, почему вы с ним не согласны, но говорите, что понимаете его желания.

Дети школьного возраста начинают понимать ценность настоящей дружбы и стремятся найти «лучшую подругу» и «лучшего друга», без которых они чувствуют себя одиноко и потерянно. Они постепенно ищут авторитеты вне семьи, независимо от родителей, но нуждаются в опоре на чужое мнение. Школьники начинают перепроверять те истины, которые транслирует старшее поколение, сверяя их с мнением учителей, родителей своих друзей, блогеров и одноклассников. Чаще всего эти мнения не очень близки и понятны родителям. Дети ищут дружбы с теми, кто разделяет их интересы, страдают, если нет единомышленников. В школьном возрасте начинается период дружбы, часто основанной на единстве противоположностей. Перед каждым ребенком стоит задача «собрать себя» в целую личность, и те качества, которые в семье вытесняются, не одобряются, запрещаются, ребенку приходится осваивать, «вступая с ними в дружбу». В этом возрасте, как известно, Мальвины-отличницы воспитывают Буратино-двоечников, а «ботаники» запросто дружат с «хулиганами», которые списывают у них контрольные и диктанты, и защищают от нападок других. Если вам как родителям, не нравятся приятели ребенка, подумайте, почему он с ними дружит? Какие качества пытается «добрать» в этих отношениях?

Я думаю, что в истории про Анжелку, с которой я начала рассказ, она помогала мне чувствовать себя более смелой, давала мне представление о том, что жизнь в других семьях совсем иная, не похожая на мою, что у всех людей разные возможности. Возможно, и эти «плохиши» дают вашему ребенку что-то такое, чего не можете дать вы, родители. Но, конечно, важно, чтобы детские эксперименты со своей идентичностью оставались в рамках закона. Попробуйте посмотреть на дружбу с «плохишом» поближе, сводите детей куда-нибудь, познакомьтесь с родителями друга вашего ребенка, проведите время все вместе.

Еще одна важная тема дружбы в этом возрасте — сравнение жизни в разных семьях. Недаром одним из важных действий, которое должны совершить дети до 9 лет, по мнению авторитетных американских психологов, — это переночевать в другой семье, сходить на «sleeping party» — пижамную вечеринку. Послушав других детей, посмотрев на их жизнь, ребенок может попросить то, что есть в других семьях: дорогую технику, какие-то привилегии, например, гулять после школы, уходить далеко от дома, ходить на концерты. Для родителей это должно стать поводом для прояснения семейных ценностей, финансовых возможностей, а также обсуждения компромиссов с желаниями ребенка. Возможно, он вполне может получить то, что хочет, а ваши запреты и ограничения слишком строги и уже не соответствуют его возрасту. А может быть, вы абсолютно правы, но в любом случае новый внесемейный опыт становится обогащающим и для него, и для вас.

Конечно, когда ребенок начинает общаться с широким кругом людей, он испытывает на себе влияние социума, в том числе «неправильных друзей», это естественно. В процессе роста и развития он должен уходить из-под родительского влияния под чужое. Для родителей процесс взросления ребенка выглядит и заманчивым, и опасным, так страшно выпустить его из-под контроля, хочется подстелить соломки. Но на самом деле ваша задача как родителей состоит в том, чтобы рассказать взрослеющему человеку о последствиях того или иного поведения, событий, и обсудить возможные выборы, но не принимать решения за него.

Если вы столкнулись с тем, что ребенок дружит с детьми, склоняющими его к противоправным действиям или употреблению психоактивных веществ, заметили, что он стал замкнутым настолько, что скрывает свои отношения с друзьями, дружба сказывается на учебе и других активностях, в которых он с удовольствием участвовал, то это повод для серьезного вмешательства в происходящее. Обязательно поговорите с ребенком, найдите контакты новых друзей и их родителей, возможно, они тоже обеспокоены происходящим, ищите внешнего модератора — учителя, психолога, другие авторитетные фигуры, которые могли бы оказать поддержку вам и ребенку.

  1. Ребенку не хватает опоры на авторитет внутри семьи; «плохие компании» же, напротив, выглядят очень авторитетно.
  2. Ребенок не знает, каким социально-приемлемым способом завоевать авторитет в классе, группе сверстников. Часто это дети, которым дома рассказывают, что у них ничего не получается, они «какие-то не такие, как надо».
  3. Ребенок мстит родителям, выражает протест против слишком жесткого контроля или пытается хотя бы таким способом заставить обратить на себя внимание.

В любом случае, ребенок неуверенный в себе и болезненно зависит от мнения окружающих.

Ну, а если вы с детства внушаете детям уверенность в себе и своих силах, независимость, то они имеют полноценную прививку против негативного влияния «плохишей» и приобретают ценный опыт дружбы со своими подавленными частями личности, из которого можно взять много важного в свою жизнь.

Дети школьного возраста начинают понимать ценность настоящей дружбы и стремятся найти «лучшую подругу» и «лучшего друга», без которых они чувствуют себя одиноко и потерянно. Они постепенно ищут авторитеты вне семьи, независимо от родителей, но нуждаются в опоре на чужое мнение. Школьники начинают перепроверять те истины, которые транслирует старшее поколение, сверяя их с мнением учителей, родителей своих друзей, блогеров и одноклассников. Чаще всего эти мнения не очень близки и понятны родителям. Дети ищут дружбы с теми, кто разделяет их интересы, страдают, если нет единомышленников. В школьном возрасте начинается период дружбы, часто основанной на единстве противоположностей. Перед каждым ребенком стоит задача «собрать себя» в целую личность, и те качества, которые в семье вытесняются, не одобряются, запрещаются, ребенку приходится осваивать, «вступая с ними в дружбу». В этом возрасте, как известно, Мальвины-отличницы воспитывают Буратино-двоечников, а «ботаники» запросто дружат с «хулиганами», которые списывают у них контрольные и диктанты, и защищают от нападок других. Если вам как родителям, не нравятся приятели ребенка, подумайте, почему он с ними дружит? Какие качества пытается «добрать» в этих отношениях?

Почему затягивают плохие компании?

В пограничном возрасте, когда ваши сыновья и дочери уже не чувствуют себя детьми, но в то же время еще не стали совсем взрослыми, им очень хочется поскорее ими стать. Какой бы плохой ни была компания сверстников, в ней дают главное — понимание и поддержку. Тот, кто связался с неблагополучными друзьями, чувствует себя частью чего-то.
Но есть еще три причины, по мнению психологов:

  1. Желание обрести популярность. На слуху обычно хулиганы, которые срывают занятия и курят тайком. Успехи же обычно воспринимаются как должное. Секрет популярности кажется простым: свяжись с компанией бунтарей и делай, как они.
  2. Стремление стать сильнее. Неблагополучные подростки становятся авторитетами, потому что кажется, что нужна большая смелость, чтобы так агрессивно противостоять миру. В мышлении совершается ложное умозаключение: “плохой” — значит “смелый”.
  3. Поиск себя в обществе. Только путем проб и ошибок многим удается понять, чего делать не стоит, а к чему — стремиться.
    Поняв мотивы собственного ребенка, который связался с проблемными сверстниками, вам будет легче вытащить его из проблемной ситуации.

Главный совет профессионального психолога: всеми действиями дать понять ребенку, что вы любите его таким, какой он есть, даже если он временно связывается не с теми людьми. Екатеринбург полон центров помощи, в которых психолог может помочь вам. Вместе вы вытащите сына или дочь из любой проблемной ситуации, с кем бы они по ошибке ни связались.

Как приготовить своими силами?

Для домашнего приготовления детских блюд старайтесь выбирать только свежие, неиспорченные, хорошо выглядящие овощи, без видимых вмятин, пятен и тёмных точек. Лучше всего, если они будут собраны с собственной дачи или огорода. Если же земли для выращивания овощей нет, покупайте те плоды, которые выращены в вашей местности и соответствуют сезону.

Кабачки зимой — обычно импортные, и чтобы перевезти их используются химикаты; нередко ими удобряют овощи, предназначенные для экспорта, чтобы они дольше сохраняли товарный вид. Если на дворе зима, и кабачки в вашей местности в это время не растут, лучше отдать предпочтение баночному детскому пюре в качестве первого прикорма.

Из кухонного оборудования вам понадобится блендер, хорошо, если есть пароварка.

Рецепты пюре из овощей довольно просты. Моете и чистите овощ, нарезаете крупными кусками (так он сохранит больше витаминов при термической обработке), готовите в пароварке или варите без соли и специй в малом количестве воды. Помещаете готовые кусочки в блендер и перемалываете. Приготовить пюре можно с каплей оливкового масла. Если получается слишком густое пюре, можно добавить немного овощного бульона или кипячёной воды.

Читайте также:  Развивающие, веселые и музыкальные считалки для детей 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 лет

Важно каждый раз перед едой готовить новое пюре. Хранить его настоятельно не рекомендуется.

Ребёнку от года обязательно нужно делать разнообразное овощное меню. Это могут быть овощные супы, в том числе супы-пюре, это могут быть тушённые кусочками овощи, свежие овощи, салаты с добавлением отварных и свежих овощей. Детям очень нравятся красивые и вкусные овощные десерты, например, тыквенный мусс.

Для его приготовления возьмите 300-500 грамм очищенной мякоти тыквы, запеките в духовке или отварите, пропустите через блендер с небольшим количеством творога. Можно добавить немного сахара, а можно обойтись и без него, ведь тыква получается довольно сладкой. Готовый красивый солнечный мусс можно подавать как отдельное блюдо, например, на полдник, так и в качестве комплексного обеда для ребёнка.

Не заставляйте ребёнка есть овощное пюре или пить овощной сок. Если он не хочет, насильно ничего делать не нужно.

Здоровое питание малышей от года до трех лет и какие продукты и в каких количествах необходимы ребенку в этом возрасте.

С каждым годом рацион ребенка все больше приближается к взрослому. Уже через год после рождения пищеварительная система становится значительно более зрелой, заметно увеличивается двигательная и познавательная активность, энергозатраты. Однако пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы в это время еще не достигают полной зрелости. Нередко именно в этом возрасте берут свое начало различные хронические заболевания пищеварительной системы у детей, нарушается их общее физическое развитие, снижаются способности к обучению. Поэтому родителям необходимо с повышенным вниманием отнестись к количеству, качеству, составу питания, режиму приема пищи.

Объем и калорийность

Общая энергетическая ценность ежедневного рациона ребенка 1-1,5 лет составляет до 1300 ккал. Ребенку, перешагнувшему полуторагодовой рубеж, необходимо около 1400-1500 ккал, а трехлетнему нужно уже 1550-1600 ккал в день. Что касается деления суточного объема (в том числе и по калорийности) на отдельные кормления, то можно распределять все более или менее равномерно – завтрак и ужин по 25%, обед – 35%, полдник – 15%.

Конечно же, объем пищи зависит и от аппетита детей. Если у ребенка хороший аппетит, не злоупотребляйте этим, не приучайте его к чрезмерно обильному питанию. Рано или поздно это приведет к избыточному жироотложению и нарушению здоровья ребенка. Если же аппетит снижен и ребенок не всегда съедает предлагаемую ему пищу в достаточном количестве, то ему надо временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного ужина в 21 час или раннего завтрака, если ребенок просыпается слишком рано – в 5-6 часов утра. На дополнительный прием пищи обычно рекомендуется давать стакан теплого молока, кефир или йогурт с печеньем или кусочком булочки.

Обработка пищи

Важным моментом в питании детей 1-3 лет являются требования к кулинарной обработке пищи. До полутора лет супы и каши готовятся протертыми, а мясо и рыба – в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Овощи и фрукты также даются преимущественно в виде пюре, хотя иногда годится и мелкая шинковка. От полутора до трех лет по-прежнему актуальна особая механическая и термическая обработка пищи – хотя и не столь тщательная, как раньше. Хорошо разваренные каши, нежные запеканки и другие блюда более или менее плотной консистенции постепенно вытесняют из рациона малыша традиционные для более раннего возраста пюре и суфле. Большинство вторых блюд по-прежнему готовится варением и тушением, но появляются и первые жареные, например, нежирные котлеты.

В питании детей хорошо использовать специализированные продукты промышленного производства. Это сухие каши быстрого приготовления, сухие молочные напитки, мясные, рыбные и овощные консервы, фруктовые пюре, соки. Такие продукты решают массу проблем: экономят родительское время, гарантируют оптимальность состава питательных веществ, экологическую и эпидемиологическую безопасность.

Режим питания

Пища переваривается в желудке ребенка в среднем в течение 3,-4 часов, поэтому интервалы между приемами пищи должны быть примерно равны этому времени. Часы кормлений должны быть постоянными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15-30 мин. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей. Если говорить о частоте питания, то рекомендуется кормить ребенка четыре раза в день. Однако для детей 1-1,5 лет допускается и пятое (ночное) кормление.

Высокобелковую пищу (мясную, рыбную) дети должны получать в первой половине дня, так как она долго переваривается в желудке, а во второй – более легкую (молочно-растительную, углеводную).

А теперь рассмотрим, какие продукты и в каких количествах необходимы ребенку в возрасте от года до трех лет.

Молоко

Конечно, в рационе ребенка, преодолевшего годовой рубеж, важное место все еще принадлежит молоку. Малыш в возрасте 1-3 лет обязательно должен получать 400-600 мл молочных продуктов в день (с учетом тех, что используются на приготовление различных блюд). Молоко – это главный источник легкоусвояемых солей кальция и важный источник витамина В2, веществ, так необходимых для роста ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны включаться в рацион детей ежедневно, а творог, сливки, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня, но соответственно в большем количестве.

Мясо

По мнению детских диетологов, в данном возрасте большая часть всех поступающих с пищей белков должны иметь животное происхождение. Это способствует высокой усвояемости белка и удержанию в организме азота. Об исключительной важности последнего для организма малыша говорит хотя бы тот факт, что без азота невозможен синтез ДНК и РНК – соединений, руководящих всеми биохимическими процессами, протекающими в человеческом организме. Важнейшим источником животных белков является мясо, однако не все его виды полезны детям 1,5 -3 лет. Так, свинина и мясо некоторых птиц (уток, гусей) содержит излишек тугоплавких животных жиров, чрезмерно загружающих пищеварительную систему ребенка. Поэтому лучше выбирать нежирную говядину и телятину, а также мясо кур, цыплят, индейки, кролика.

Рыба

Очень полезным продуктом для детей от года является рыба. Белок рыб является полноценным и легкоусвояемым. В течение недели ребенку можно готовить четыре-пять дней блюда из мяса и два-три дня – из рыбы. Если мясо и рыбы даются в один день, их порции уменьшают. Лучше использовать нежирные сорта морских и речных рыб (судак, треска, хек, морской окунь и др.).

Многие родители задают вопрос о пользе красной и черной икры. Несомненно, этот продукт обладает высокой питательной ценностью. Все виды икры богаты белком, жиром и жирорастворимыми витаминами А и Д. Однако икру давать детям следует понемногу и нечасто, так как она содержит много соли.

Яйца

Большое значение в питании детей имеют яйца, так как они содержат много высокоусвояемых питательных веществ: белки усваиваются на 96-97 %, жиры – на 95 %. Желток яйца содержит комплекс жирорастворимых витаминов А, Д, Е, фосфолипиды и различные минеральные вещества и микроэлементы. Однако, несмотря на полезность яиц, в пище ребенка злоупотреблять ими нельзя, так как они способны вызывать аллергические реакции. Яйца используют только в круто сваренном виде или в виде различных блюд (омлет с молоком или свежими овощами, салаты с яйцом, сырники и т. д.), но не в сыром виде.

Жировые продукты

Для детей от года в качестве источников жиров используют сливочное и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое и др.). Растительное является богатым источником витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот, а сливочное – витамина А. Масла лучше использовать в натуральном виде: сливочное в бутербродах и готовых овощных пюре или разваренных кашах, а растительное для заправки салатов, винегретов, и тех же готовых каш или пюре. Детям 1-1,5 лет необходимо до 12-15 г сливочного и 3-5 г растительного масла в день, а 1,5-3 лет соотвественно до 17 г и до 6 г в день.

Хлеб и крупы

Крупы, хлеб и хлебобулочные изделия входят в обязательный ежедневный рацион ребенка 1-3 лет, обеспечивая организм углеводами и белками. В возрасте 1- 1,5 лет из круп наиболее важны овсяная и гречневая, но вполне допустимы и другие – ячневая, перловая, пшеничная и т.д. В питании детей трехлетнего возраста используются рис, гречка, овсяная и манная крупы. Каши можно готовить с молоком и без молока, с добавкой овощей или фруктов. Например, очень полезна и вкусна овсяная каша с яблоком, с изюмом или бананом, рисовая каша с тыквой или морковью, гречневая каша с яблоком. Всего круп ребенку требуется 15-20 граммов в сутки.

При выборе хлебобулочных изделий приоритет лучше отдавать изделиям из муки грубого помола, которая богата витаминами группы В и пищевыми волокнами, стимулирующими работу кишечника. Детям 1-1,5 лет необходимо 30-40 г хлебобулочных изделий в день, 1,5-3 лет – 50-100 г в день.

Овощи и фрукты

Фрукты, ягоды, овощи и зелень являются обязательной составной частью детского питания. Они являются незаменимым источником витаминов С, Р, провитамина А (каротина), легкоусвояемых углеводов – глюкозы и фруктозы, органических кислот, пектинов и пищевых волокон, некоторых минералов и микроэлементов.

В суточном рационе малыша 1-3 лет должно быть достаточно свежих овощей (1-1,5 лет – до 200-250 г, 1,5-3 года – до 350 г), а также фруктов и ягод – (1-1,5 лет – до 100 г., 1,5-3 года – до 130-200 граммов). Они полезны как в необработанном виде, обеспечивая хорошую тренировку жевательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, так и в виде свежеотжатых соков, богатых витамином С. В день ребенку 1-1,5 лет необходимо около 80-100 мл, а 1,5-3 лет – 100-150 мл соков.

Из овощей наиболее часто используются картофель, морковь, капуста, репа, свекла, кабачки, тыква и томаты. Довольно актуальны (при отсутствии специфических противопоказаний) огородная и дикорастущая зелень – укроп и салат, шпинат и петрушка, щавель, зеленые лук и чеснок, черемша, крапива. Из фруктов детям полезны яблоки, груши, сливы, бананы, цитрусовые, тропические фрукты. Из ягод рекомендуются малина и черная смородина, черноплодная рябина, крыжовник и облепиха, а также черника, брусника, клюква. Постепенно и осторожно вводя в рацион малыша незнакомые ему фрукты, ягоды и овощи, будьте внимательны – в случаях появления у ребенка кожной или другой аллергической реакции, исключите продукт из диеты ребенка.

В питании детей полезно использовать все сезонные фрукты, ягоды, овощи и зелень в натуральном виде, а также в виде соков и пюре, в зимнее время можно давать наряду с натуральными плодами консервированные соки и пюре, компоты и другие заготовки.

Сладости

Рацион ребенка в возрасте 1-3 лет обязательно должен включать сахар, обеспечивающий оперативное поступление веществ, энергетически особенно ценных для растущего организма. Суточная норма сахаров составляет около 35-40 г для детей 1-1,5 лет и 40-50 г для малышей 1,5-3 лет.

Источником сахара могут быть сухофрукты, кондитерские изделия. Из последних рекомендуются печенье, вафли, пастила, мармелад, фруктовая карамель, варенье, джем, повидло и мед, если ребенок переносит его. Шоколад и шоколадные конфеты повышают возбудимость нервной системы, могут вызывать аллергию, поэтому давать часто их детям не следует.

Вода

У детей, в связи с их высокой подвижностью, потери воды весьма ощутимы, поэтому их нельзя ограничивать в питье. Но компенсировать недостаток жидкости сладкими компотами, соками, напитками не следует, так как это приводит к угнетению аппетита. Давать ли пить во время приема пищи или не давать – зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если ребенок испытывает трудности с проглатыванием и из-за этого ест медленно и с неохотой, то, конечно, лучше запивать пищу ее водой.

В интервалах между приемами пищи вода всегда должна быть доступна для детей. Обычно дают свежекипяченую воду, остуженную до комнатной температуры, столовую минеральную воду без газа или слабо заваренный чай. Можно также рекомендовать травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, которые способствуют улучшению деятельности кишечника и обладают успокоительным действием.

В питании детей полезно использовать все сезонные фрукты, ягоды, овощи и зелень в натуральном виде, а также в виде соков и пюре, в зимнее время можно давать наряду с натуральными плодами консервированные соки и пюре, компоты и другие заготовки.

1–3 года

От ягод пока тоже стоит воздержаться: клубника является не меньшим аллергеном, чем апельсины. Да и виноград деткам противопоказан – он вызывает брожение и вздутие в животиках.

Самые полезные фрукты для детей: свойства и правила употребления

Фрукты богаты витаминами, минералами и клетчаткой, что делает их незаменимой частью здорового рациона питания для детей. В статье мы рассмотрим 15 самых полезных фруктов, и расскажем об их влиянии на здоровье ребенка.

  1. ТОП-15 лучших фруктов для детского питания
  2. Грейпфрут
  3. Яблоки
  4. Лимон
  5. Банан
  6. Апельсин
  7. Груша
  8. Ананас
  9. Мандарин
  10. Абрикос
  11. Хурма
  12. Слива
  13. Вишня
  14. Черешня
  15. Виноград
  16. Персик
  17. С какого возраста детям дают фрукты?
  18. Давать ли ребенку экзотические фрукты?

Фрукты можно использовать в качестве перекуса, заменять ими конфеты и сладости. Они богаты витаминами различных групп: А, В, С. В их составе есть йод, цинк, железо, селен, а также макроэлементы, такие как фосфор, натрий, кальций, магний.

Овощи, фрукты, ягоды: чем кормить ребенка летом

Джейн Огден профессор психологии здоровья из Университета Суррея. Работает с проблемами пищевого поведения

  • Почему ребенку нужно есть фрукты? Формируем привычку ребенка к фруктам
  • Польза овощей в детском питании. Как приучить детей есть овощи

Лето — сезон ягод, молодых овощей и сочных фруктов, но ваш ребенок отказывается все это есть? Вы не одиноки: множество родителей сталкиваются с нелюбовью детей к полезным плодам. Потому и существуют родительские хитрости, которые помогут со временем приучить ребенка есть овощи и фрукты. Попробуйте: наверняка что-то сработает!

Сделайте фрукты десертом. Старайтесь не заканчивать десертом каждый прием пищи, но иногда, примерно два раза в неделю, устраивайте особое пиршество со сладким. И лучше, чтобы это сладкое было фруктовым: фруктовый крамбл или торт, фрукты с кремом или йогуртом, ну или просто нарезанный ананас или манго. Только постарайтесь сделать это блюдо красивым и изысканным, чтобы фрукты воспринимались как лакомство.

Ребенок не ест овощи: как научить малыша питаться с пользой?

ВАЖНО: Овощи для прикорма ребенка грудного возраста могут быть магазинными или приготовленными самими родителями, но обязательно термически обработанными. Разбалованным вкусовым рецепторам родителей может показаться, что гомогенная овощная масса слишком пресная. Но для ребенка, впервые пробующего взрослую еду, ее вкус намного ярче. Детское овощное пюре не нужно солить и, тем более, приправлять. Допустимо лишь добавление в него некоторого количества смеси, грудного молока, а позже – сливочного масла

Какие продукты попадают под запрет

Следует повременить с введением:

  • консерв и блюд из них;
  • морепродуктов;
  • жирной тушенки;
  • мяса жирных сортов (утиного, гусиного, свиного);
  • полуфабрикатов;
  • перловой каши;
  • газированной воды;
  • шоколада;
  • подслащенных напитков;
  • грибов;
  • магазинных вареных, копченых, сыровяленых колбас.

Ограничьте потребление майонеза и заправленных им блюд.

Вовсе отказаться стоит от:

  • — чипсов;
  • — продуктов с добавлением консервантов;
  • — маринованных продуктов;
  • — бульонных кубиков;
  • — жвачек;
  • — майонеза;
  • — мивины;
  • — кетчупа;
  • — жареных блюд;
  • — маргарина;
  • — вафель.
Читайте также:  Детский жилет спицами и крючком для девочки: схема, выкройка, описание, узоры. Как связать детский жилет для девочки с капюшоном, удлиненный, в школу?

Подобная еда напичкана красителями и пищевыми добавками. Ее происхождение, питательность, условия хранения сомнительны.

Переработка желудком опасных продуктов приводит к фатальным последствиям, среди которых онкология, плохой стул, аллергия, поражение верхних дыхательных путей, плохое усвоение пищи.

Выводы педиатров сводятся к тому, что диетические, веганские, вегетарианские блюда не приносят пользы ребенку.

Они подходят для питания, обусловленного рекомендациями педиатров при наличии у ребенка тяжелых заболеваний желудочно-кишечного тракта, аномалий в развитии, ожирения.

При отсутствии аллергической реакции не стоит ограничиваться спецпитанием.

  • бобовыми (чечевичным пюре, паштетом из фасоли, гороховым пюре);
  • вымоченным, очищенным филе сельди;
  • сдобной домашней выпечкой.

Пищевые продукты для годовалого ребенка

Вопрос о том, какие продукты нужно добавлять к рациону ребенка и в каком возрасте, решается индивидуально врачом. Решение его зависит от пищеварения ребенка (что усваивается легче, что — с трудом) и от того, что есть на рынке.

Эта глава предназначается родителям, которые не могут регулярно советоваться с врачом и по большей части должны полагаться на собственные знания. Если вы оказались в такой ситуации, воспользуйтесь собственным здравым смыслом. Не верьте, что есть точно определенный срок для введения каждого нового вида пищи. Начинайте давать Е новую пищу постепенно, даже на втором году. Действуйте особенно неторопливо и осторожно с ребенком, у которого бывают неполадки с пищеварением.

Молоко после года. Молоко содержит почти все элементы, необходимые человеку: белок, жир, сахар, минеральные соли и большинство витаминов. Дети, которые получают сбалансированную диету, исключающую молоко, скорее всего получат большинство необходимого из другой пищи. Исключение составляет кальций. Молоко — единственный продукт, который содержит кальций в больших количествах. Поэтому ребенок должен ежедневно получать от трех четвертей до литра молока в разном виде.

Помните, однако, что большинство детей одну неделю хотят меньше, другую больше и что самый верный способ сохранить у них любовь к молоку — не заставлять пить, когда они не хотят. Если через неделю ребенок не вернется к своей норме (750г), подумайте, в каком другом виде можно дать ему молоко.

Чем можно заменить простое молоко. Сухие каши при варке поглощают очень много молока. Есть также разистые пудинги — от рисового до пудинга из. сладкого творога. Овощи и даже цыпленка можно варить не на воде, а на молоке. На молоке можно готовить макароны, картофель, печеный и пюре, и многие другие блюда.

Можно ли употреблять молоко с приправами? Если ребенок получает достаточное количество молока с разными блюдами, лучше этого не делать. Но если необходимо, молено готовить на молоке какао, горячий шоколад или подсластить холодное молоко небольшим количеством шоколадного сиропа. Однако у малышей шоколад часто вызывает диатез и желудочное расстройство, поэтому до двух лет лучше его не давать, а потом вводить очень постепенно. Молоко молено приправить ванилином или другими готовыми солодовыми приправами. Но какие бы приправы вы ни использовали, не делайте молоко чересчур сладким, иначе оно может испортить ребенку аппетит. Если дать пить молоко через соломинку, оно может показаться лакомством;

Ароматизированное молоко может приесться ребенку, как только выветрится аромат новизны. Скорее всего это произойдет в том случае, если мать начнет заставлять ребенка, когда он впервые выпил меньше стакана. Если мама постоянно говорит: «Выпей еще немного шоколадного молока (или чего-нибудь другого)», — ребенок быстро потеряет аппетит.

Очень полезная форма молока — сыр. 30 г сыра почти любого сорта содержит столько же кальция, сколько 250г молока. Но есть два важных исключения. Нужно втрое больше плавленого сыра (90г), чтобы заменить количество кальция в 250г молока. В твороге кальция еще меньше: нужно 300г творога, чтобы получить такое лее количество кальция, как в 250г молока.

Творог почти не содержит жира, он легко усваивается, его можно съесть много подсоленным или смешанным с протертыми сырыми овощами. В других сырах очень много жира, их нужно давать постепенно. Скорее всего ребенок съест вначале немного. Сыр можно натереть и добавить к другим блюдам или есть кусочками.

Масло и маргарин нужно вводить очень постепенно, добавляя понемножку к овощам и хлебу начиная с года. Сливки тоже можно постепенно добавлять к кашам, пудингам, фруктам для ребенка, у которого хороший аппетит.

Пищеварительной системе нужно время, чтобы привыкнуть к увеличенному количеству жира.

Мясо. Большинство детей к году едят мясо, мелко изрубленное или пропущенное через мясорубку: говядину, курицу, молодую баранину, печень, бекон, телятину, свинину, — когда его готовят для всей семьи, или они могут продолжать есть мясо из специальных детских консервов. Бекон содержит мало белка, поэтому его не следует давать регулярно вместо других видов мяса. Со свинины нужно срезать почти весь жир. Свинина — отличный источник витаминов, но ее следует тщательно приготовить, чтобы она была белой, а не розовой. Неправильно приготовленная свинина может стать источником опасной болезни, вызываемой глистом трихинеллой. Говяжьи сосиски и ветчину (не жареную) лучше давать после двух лет.

Многие дети, которым нравится мясо, отворачиваются от него, если оно недостаточно измельчено или нарезано. Кусочки, которые трудно разжевать, их пугают, дети могут ими подавиться. Поэтому продолжайте измельчать мясо для ребенка, пока ему не исполнится пять или шесть лет.

Рыба белых нежирных сортов, такая, как треска, палтус, камбала, может с предосторожностями даваться с года, вареная, запеченная или жареная. Ее следует тщательно размять пальцами, чтобы удалить все кости. Более жирные сорта рыбы и рыбные консервы можно постепенно добавлять с двух лет. Некоторые дети любят рыбу, и тогда она раз или два в неделю отлично заменяет мясо. Но многие дети отказываются от нее даже после нескольких попыток. Не принуждайте их.

Яйца. Яйца одинаково ценны вкрутую и всмятку, в виде яичницы, печеные, смешанные с другими блюдами или поданные в напитках. Если ребенку яйца нравятся, желательно, чтобы он ежедневно съедал по одному. Если захочет, может съесть и два.

Если ребенку не нравится большинство сортов мяса и рыбы или если вы не можете их раздобыть, потребности в белке покроет 750 — 1000 г молока в день и два яйца ежедневно, поскольку часть белка ребенок получит из каш и овощей.

Если ребенок не любит яйца или у него на них аллергия, тем более важно, чтобы он регулярно ел мясо. Овощи

Разнообразие овощей. В первый год ребёнок, вероятно, ест следующие овощи: шпинат, горох, лук, морковь, аспарагус, спаржу, кабачки, тыкву, помидоры, свеклу, сельдерей, картофель.

До года ребенок должен постепенно перейти от протертых овощей к нарезанным кусочками (естественно, некоторые овощи можно по-прежнему подавать протертыми). Зеленый горошек нужно слегка раздавливать, чтобы ребенок не глотал его целиком.

Начиная с года можно вместо обычного белого картофеля давать сладкий или ямс. Если до года вы давали только легкоусваиваемые овощи, то постепенно можно вводить менее распространенные и труднее усваиваемые, такие, как лимская фасоль (в виде пюре), брокколи, капусту, цветную капусту, репу, пастернак. Резкий вкус этих овощей можно устранить, если поварить их, дважды сменяя воду. Некоторые дети их любят и хорошо усваивают, но многие к ним не притронутся. Подождите до двух лет, прежде чем давать кукурузу в зернах. Младенцы ее не жуют, она выходит непереваренная. Давайте ребенку только мягкую кукурузу. Не срезайте слишком близко к стержню, тогда каждое зернышко раскроется. Когда в три-четыре года начнете давать кукурузу в початке, разрезайте каждый ряд зерен, чтобы они раскрылись.

Детям с хорошим пищеварением легкоусваиваемые сырые овощи даются между годом и двумя. Лучше всего очищенные помидоры, салат-латук, разрезанная фасоль, натертая морковь, мелко нарезанный сельдерей. Все должно быть хорошо очищено. Вначале двигайтесь медленно и проверяйте, переварились ли овощи. В качестве приправы можно использовать апельсиновый сок и подслащенный лимонный сок.

В это же время можно начать давать сок сырых овощей. Сырые овощи и овощные соки для детей с хорошим пищеварением не только так же хороши, как вареные, — они лучше, потому что витамины и минеральные соли в них не разрушаются высокой температурой и не растворяются в кипящей воде.

Если ребенок временно отказывается от овощей, вспомните о существовании овощных супов: горохового, томатного, сельдерейного, лукового, шпинатного, свекольного, кукурузного и супа, приготовленного из множества овощей.

Временная замена овощей. Предположим, ребенок в течение недели отказывается от овощей в любой форме. Пострадает ли его питание? Овощи особенно ценны из-за разнообразных минералов и витаминов, а также из-за клетчатки. Но фрукты дают много витаминов и минералов и такое же количество клетчатки. Если ребенок принимает витаминные концентраты, пьет молоко, ест мясо и яйца, он получает те витамины и минералы, которые не могут возместить фрукты. Иными словами, если ваш ребенок не любит все овощи, но любит фрукты, не волнуйтесь о том, что ему чего-то не хватает. Давайте фрукты два-три раза в день и на несколько недель или даже месяцев забудьте об овощах. Если вы не будете из-за этого поднимать шум, очень вероятно, что со временем к ребенку вернется аппетит на овощи.

Фрукты. В течение первого года ребенок, вероятно, попробовал домашнее или консервированные яблочное пюре, абрикосы, чернослив, груши, персики, ананас, а в сыром виде спелые бананы, яблоки, груши, авокадо. К году некоторые из этих фруктов уже даются кусочками. Консервированные фрукты, такие, как груши, персики, ананасы, приготовленные для взрослых, не очень желательны для детей, потому что слишком подслащены. По крайней мере слейте сироп.

Сырые фрукты, такие, как апельсины, персики, абрикосы, сливы, виноград без косточек, обычно добавляются между годом и двумя для детей с хорошим пищеварением. Они должны быть спелыми. До трех или четырех лет снимайте кожицу. Если кожица остается, фрукты нужно тщательно вымыть, чтобы удалить химикалии, которыми их опрыскивали.

Обычно рекомендуют ждать до двух лет, прежде чем давать вишню и другие сырые ягоды (землянику и клубнику, малину, чернику и черную смородину, логанову ягоду — гибрид малины с ежевикой). Клубника иногда вызывает сыпь. Маленькие дети глотают ягоды целиком, и они в таком виде и выходят, поэтому разминайте их, чтобы ребенок хорошо прожевал. Удаляйте косточки вишни, пока ребенок не научится их выплевывать. В каком бы возрасте вы ни начинали давать ягоды, делайте это постепенно и останавливайтесь, если они вызывают расстройство желудка.

Давать дыни и арбуз можно с двух лет. Начинать с небольших количеств в раздавленном виде.

Сухофрукты, такие, как чернослив, абрикосы, инжир, финики, можно давать невареными, нарезанными в виде салата или целиком. Их следует хорошо вымыть, если только на упаковке не сказано, что они готовы для еды в сыром виде. Сушеные фрукты надолго прилипают к зубам, поэтому не нужно давать их часто.

Каши. Годовалый ребенок, вероятно, уже ест разнообразные каши из детских полуфабрикатов или вареные — овсянку или пшеничную, — те, что ест вся семья. Если они ему нравятся, давайте их раз или два в день неограниченное время.

Помните, что маленькие дети любят либо очень твердую, либо мягкую и жидкую пищу. Вязкая консистенция им не нравится. Поэтому делайте каши жидкими.

Если один вид каши вашему ребенку наскучил, попробуйте другую, которая раньше ему не очень нравилась. Можно иногда давать вареный неполированный рис, мамалыгу или манную кашу.

Детям могут понравиться сухие каши (например, гречневая) , потому что они разнообразные и потому что их едят другие дети. Наиболее ценны манная каша и овсянка, потому что в них много витаминов и минералов (кукуруза и рис менее ценны).

Хлеб и каши. Если ребенку надоели обычные каши на завтрак, можете дать ему поджаренный хлеб, булочку, кекс из пшеничной муки грубого помола, из ржаной или рисовой муки или банановый хлеб. Зерно в печеной форме так же ценно, как в вареной. То, что оно не горячее, не уменьшает его пищевой ценности или усваиваемости. Намажьте хлеб маслом или маргарином (начиная с годовалого возраста и в небольших количествах). Можно намазать хлеб фруктовым пюре или мармеладом, если это сделает его аппетитнее.

Проблема замены каши возникает чаще всего за ужином и влечет за собой вопрос, из чего вообще должен состоять ужин.

Ужин. «Ему надоели ужины из каши и фруктов, и я не могу придумать, что ему дать», — часто жалуются на втором году матери. Лучше всего, когда меню ужина часто меняется и порой сочиняется в последнюю минуту. Завтраки и обеды в этом отношении более традицнонны.

Если вы собираетесь давать ребенку на ужин несколько блюд, соблюдайте простое правило, чтобы не давать в один вечер два сытных блюда, а в другой — два легких. Вот это правило:

1) либо фрукты, либо овощи и 2) сытное блюдо с большим количеством калорий.

Рассмотрим сытное блюдо. Таким блюдом может быть каша, которую сделают аппетитнее кусочки сырых, вареных или сушеных фруктов или немного нерафинированного сахара, меда или патоки.

Когда ребенок становится старше, кашу могут заменить хлеб или разного рода сэндвичи. Когда ему год, он очень медленно ест хлеб, а сэндвичи всегда разнимает, чтобы добраться до начинки. Но ближе к двум годам он справляется с этими блюдами хорошо. Ближе к двум годам используйте для сэндвичей и бутербродов ржаной, пшеничный, овсяный и банановый хлеб, а в два года можно добавить хлеб из непросеянной ржаной муки и ореховый хлеб. Намажьте на хлеб немного масла, маргарина, творога или плавленого сыра. Можно также добавить джем, желе, мармелад, мед или немного сахара, если нужно сделать бутерброд аппетитнее, но я не стал бы мазать их толстым слоем. Сэндвичи и бутерброды можно делать из самых разнообразных продуктов, одних или в разнообразных комбинациях: сырых овощей (салата-латука, помидоров, натертой моркови или капусты), вареных фруктов, нарезанных сухих фруктов, орехового масла, яиц, консервированной рыбы, нарезанных кусочками птицы или мяса. Сыр можно намазать, натереть или давать тонкими ломтиками. К трем годам большинство из указанных выше продуктов можно комбинировать с плавленым сыром или небольшим количеством майонеза.

Очень сытное блюдо, которое можно иногда давать, — это бульон или суп с рисом, перловой крупой или лапшой; или овощной суп, простой или со сметаной, куда бросают нарезанный на кубики поджаренный хлеб.

Вдобавок к яйцу, данному на завтрак или вместо завтрака, может даваться на ужин яйцо, вареное вкрутую или всмятку или в виде яичницы, на поджаренном хлебе или с накрошенным в него хлебом.

Простые крекеры, предпочтительно из пшеничной муки грубого помола, можно давать одни, или намазанные чем-нибудь, или с чашкой горячего или холодного молока. (Но в крекерах из муки грубого помола мало калорий.) С молоком можно дать также хлеб, простой или поджаренный, ломтиками или кусочками, слегка подсоленный.

Читайте также:  Когда и как приучить ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке в разном возрасте: основные правила, советы. Чего нельзя делать, приучая малыша спать отдельно?

Если ребенок любит картошку, это хорошее сытное блюдо на ужин. Изредка можно давать макароны, спагетти или лапшу.

Вместо того чтобы подавать вначале на ужин сытное блюдо, можно иногда дать вареные зеленые или желтые овощи или растительный или фруктовый салат. Затем дайте приготовленный на молоке пудинг: творог, вареный или печеный, рисовый, тапиоковый или кукурузный; изредка старшим детям — мороженое.

Отличный сытный десерт на ужин — банан. Бананы можно давать и на завтрак вместо каши.

Иногда можно на ужин в виде десерта давать сладкий творог, предпочтительно с фруктами, но в твороге немного калорий, и он не так сытен.

Есть дети, которые не любят блюда, содержащие крахмал, и он им как будто не требуется. Они получают достаточно калорий из молока, мяса, фруктов, овощей, чтобы нормально набирать вес. Комплексный витамин В они тоже получают из этой пищи. Иными словами, меньше всего вы должны беспокоиться о хлебе, кашах и другой крахмалистой пище в рационе ребенка. Пусть обходится без нее неделями, если у него все в порядке.

Родители, которые рано ужинают, могут предпочесть, чтобы основную еду за день, с мясом, картошкой и овощами, ребенок ел вместе с ними в это время. В этом нет никакого вреда, если ребенок ложится спать не поздно.

Тогда обед для него становится легкой едой, наподобие ужина, какой предлагался в этом параграфе.

Сухофрукты, такие, как чернослив, абрикосы, инжир, финики, можно давать невареными, нарезанными в виде салата или целиком. Их следует хорошо вымыть, если только на упаковке не сказано, что они готовы для еды в сыром виде. Сушеные фрукты надолго прилипают к зубам, поэтому не нужно давать их часто.

Польза фруктов для детей

Для грудничков фрукты – способ не только разнообразить скудное меню, но и сильнее насытить организм. С фруктами дети получают множество витаминов, микро- и макроэлементов. Сливы и печеные яблочки содержат полезные пектины, которых нет в сырых плодах. Также в яблоках есть витамины A, C, и B. Цитрусовые – источник витамина C – друга детского иммунитета и врага простуд. Абрикос содержит кальций, железо, аскорбинку и витамин A. Сытный банан очень насыщен калием, а хурма – каротином, полезным для зрения.

Чтобы фрукт приносил пользу, главное учитывать особенности организма Вашего ребенка и приобретать плоды в проверенных магазинах. Обращайте внимание не на глянцевую красоту, а на натуральность. Кормите ребенка сезонными плодами, от дорогой и безвкусной клубники зимой пользы не будет. Тщательно мойте все плоды.


Одних детей трудно ограничить в употреблении сочных плодов, других приходится заставлять их есть. Сегодня все чаще встречаются детки, игнорирующие ароматные фрукты и ягоды.

Питание ребенка от двух до трех лет.

У двухлетнего малыша в полости рта может быть уже 16-20 зубов, и как раз в этом возрасте малыша необходимо научить жевать, использовать свои зубки по назначению. Питание ребенка с 2-3 лет в основном происходит с общего стола, т.е. что кушают родители, кушает и малыш. Родители должны подавать пример, и учить малыша правильному поведению за столом, прививать культуру питания. Это как раз то время, которое идеально подходит к тому, что бы пересмотреть свое питание в правильном направлении, это скажется не только на здоровье ребенка, но и на здоровье родителей весьма положительным образом.

При пережевывании пищи стимулируется выработка пищевых соков, что позволяет пище легче усвоиться. С этого возраста необходимо уже заменять жидкую и полужидкую пищу на более плотную, грубую. Если в этом возрасте малыш не научится кушать такую пищу, в дальнейшем это может спровоцировать большие проблемы. Они будут касаться не только пристрастий в еде, болезней желудочно-кишечного тракта, но и могут вызывать проблемы с прикусом ребенка. Если челюсти не получают оптимальной нагрузки, они и не растут, и при прорезывании постоянных зубов образуется нехватка места. Развиваются различные нарушения, зубки малыша становятся неровные и требуют длительного ортодонтического лечения.

Режим питания нарушать нельзя.
У малышей такого возраста должно быть 4-х разовое питание, это завтрак, обед, полдник и ужин. Суточная потребность калорий составляет 1400 – 1500 ккал, если разделить этот объем между приемами пищи, то на обед положено около 40-50% всех ккал, а остальное распределяется на завтрак, полдник и ужин.

Что касаемо отношения – белки, жиры, углеводы, то приоритеты расставлены следующим образом, ребенку необходимо получать 60г белка, большая часть из которого животного происхождения, 60 г жиров, так же должны быть в основном растительного происхождения, углеводов необходимо около 220 г.

Соблюдение режима питания, а именно соблюдение временных промежутков между приемами пищи очень важно. При соблюдении режима питания, у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс на это время, тем самым обеспечивается ритмичная работа пищеварительной системы. Своевременно и в достаточном количестве вырабатываются пищеварительные соки, что облегчает переваривание и усвоение пищи. В противном случае рефлекс угасает, соки вырабатываются в меньшем количестве. Как раз с этой причиной связан отказ ребенка от приема пищи.
Отклониться от графика кормления можно не более, чем на 15 – 20 минут, и в промежутки между кормлениями не желательно давать малышу дополнительные блюда, даже фрукты, йогурты и тем более сладости. Это перебьёт аппетит малыша, впоследствии опять будет отказ от приема пищи.

У малышей 2-3 лет желудок освобождается от пищи через 3,5 – 4 часа, но если малыш скушал очень жирную пищу, то и через 4,5 часа. Поэтому интервалы между питанием должны составлять 3,5 – 4 часа. Некоторым малышам необходимо дополнительное питание в ночное время.

Молочные продукты.
Как и всем малышам, ребенку 2-3лет необходимо получать достаточное количество кисломолочных продуктов. Оптимальное количество составляет 550 – 600 г, и в это количество входят и те продукты, которые расходуются на приготовление пищи.

В рационе питания так же должны присутствовать творог, сырки, сметана, сливки, эти продукты можно использовать не только как основное блюдо, но и в качестве заправки. Творог должен быть жирностью 5-11%, и количество этого творога должно быть 50-100 г. Сливки или сметана 10-20% жирности должны так же присутствовать 10-20г. Так же должен быть сыр, молоко и кефир.

Все эти продукты можно использовать для приготовления различных блюд, например сырников, вареников, различных запеканок на завтрак с фруктами. Но стоит помнить, что такие завтраки или полдники должны быть всего 2-3 раза в неделю, а вот молоко, йогурты и другие молочнокислые продукты должны быть в рационе ежедневно.

Мясо.
С возрастом количество мяса в рационе питания ребенка должно увеличиваться, и к трем годам это количество должно быть 120 г в день. В меню малыша входит телятина, мясо кролика, ягненка, можно использовать нежирную свинину. В рационе питания должны быть и субпродукты, которые богаты белком, витаминами и усваиваются лучше мяса. К таким продуктам относится печень, язык, сердце. Что касаемо приготовления пищи, то мясо можно подавать в виде паровых котлет, можно их запекать и в духовке. Так же можно использовать рагу и обжаренный фарш. Для обогащения вкусового восприятия, для разнообразия можно давать небольшие кусочки вареной колбасы, детские сосиски. Хотя есть и другое мнение, которое запрещает колбасные изделия у детей до 7 лет.

Яйца и морские продукты.
В качестве основного поставщика белка в рационе питания должны быть яйца, малышу можно давать половинку вареного яичка в день, а с двух дет целое яйцо. Можно готовить малышу омлеты. При приготовлении котлет часто используют яйцо в качестве связующего компонента, в таком случае в этот день малышу не стоит давать яичко.
Если нет медицинских противопоказаний, в рационе питания должна присутствовать рыба морских и речных пород. Исключением является рыба жирных и деликатесных пород, а также сырая рыба. Деткам можно давать варенную, обжаренную рыбку, биточки и главное освободить ее от костей. Нельзя давать копченую и консервированную рыбу, с исключением детских рыбных консервов. Категорично нельзя давать экзотические морепродукты, и икру, которая является очень сильным аллергеном.

Овощи.
Употребление овощей в пищу – отличная профилактика запоров, так как в овощах имеется большое количество волокон. К тому же овощи и фрукты способны усиливать выделение пищеварительных соков, и повышать аппетит.
В рационе питания детей 2-3 лет должно быть 100-120 г картофеля ежедневно, сюда входит не только картофель во втором блюде, но и картофель в супах, овощных котлетах и т.д. Кроме картофеля необходимо использовать и другие овощи для приготовления супов или вторых блюд, салатов, к ним относится капуста, кабачки, томаты, огурцы, тыква и другие.

С двух лет необходимо использовать зелень, петрушку, укроп, шпинат, листья салата, лук и чеснок в небольших количествах. Овощные пюре необходимо заменять мелко нарубленным салатом, тушеными овощами и другими.

Как правильно обработать овощи и фрукты?
Обработка пищи начинается еще с очистки овощей, срезать кожуру необходимо тонким слоем, так как в кожуре содержится большее количество витаминов. Для различных салатов овощи варить лучше в кожуре в небольшом количестве воды или лучше всего на пару. После очистки нельзя держать овощи в воде, так как это способствует вымыванию витаминов.

Кроме того, необходимо обратить внимание и на время варки овощей, картофель, морковку, капусту варят не более 25 минут, свеклу чуть больше часа, а шпинат не более 10 минут. Сырые овощи натирают, нарезают непосредственно перед употреблением в пищу. Так как пребывание продуктов питания на открытом воздухе способствует разрушению витаминов.

Фрукты.
В рационе питания должно быть 100-200 г фруктов, и 10-20 г ягод. Малыши в основном не отказываются и употребляют с аппетитом различные фрукты. Стоит быть внимательными при употреблении цитрусовых и экзотических фруктов, так как возможно будет аллергия.

Особо полезными ягодами считается крыжовник, смородина, брусника, облепиха. Многие фрукты полезны при запорах, к ним относится черника, груша, черная смородина. Выраженным послабляющим действием обладает киви, но стоит помнить о том, что большое количество любых фруктов оказывает тот же эффект.

Крупы и сахар в рационе питания ребенка.
Ячневая крупа, пшенка и перловка считаются очень полезными в рационе питании ребенка. Можно уже вводить в рацион питания лапшу, вермишель в качестве гарнира для вторых блюд, или молочных супов.
С сахаром необходимо быть аккуратнее, так как он ухудшает аппетит ребенка. Но, конечно, он намного улучшает вкусовые качества, но стоит помнить о том, что избыток сахара может привести к избыточной массе тела. Норма сахара в день для малыша 2-3 лет жизни составляет 30-40 г, в это количество входит сахара, которые сохраняются в соках, фруктах, сладостях и т.д.

Сладости, которые можно дать ребенку – это пастила, мармелад, зефир и, конечно, фрукты. Самым сладким фруктом считается банан. Шоколадные изделия малышу давать не стоит, так как шоколад возбуждает нервную систему, и он очень сильный аллерген. Эта же информация касается какао.

Правила кулинарной обработки.
Молоко можно кипятить не более 3 минут и ни в коем случае нельзя кипятить повторно. При приготовлении каш, молоко добавляют уже в разваренную крупу и овощи. Мясо после обработки необходимо варить цельным куском в уже горячей воде. Это необходимо для того, чтобы мясной сок остался внутри мяса, и оно получилось сочным. Белки на поверхности мяса свертываются, образуя прочную пленку, и мясной сок не может выйти на поверхность.

При жарке продуктов необходимо придерживаться того же принципа. При жарке в раскаленном масле или жире на поверхности образуется корочка, которая препятствует выходу соков. Что бы потушить мясо, его необходимо сначала слегка обжарить, а затем тушить в небольшом количестве жидкости.

Молочные продукты.
Как и всем малышам, ребенку 2-3лет необходимо получать достаточное количество кисломолочных продуктов. Оптимальное количество составляет 550 – 600 г, и в это количество входят и те продукты, которые расходуются на приготовление пищи.

Какие фрукты можно ребёнку в 8 месяцев

Для первого фруктового прикорма в этом возрасте подойдут зелёное яблоко или груша. Если же вы уже ввели в рацион эти фрукты, самое время разнообразить меню. Малышу можно предложить черносливовое пюре, свежие сливы, персики, абрикосы. Искусственникам, которые уже знакомы со многими продуктами, понемногу вводят чёрную смородину, чернику, вишню и даже малину. Можно ли ребёнку в 8 месяцев банан и хурму, интересуются многие мамочки. Банан вполне можно попробовать деткам, уже знакомым с другими фруктами, но в небольшом количестве. А вот хурму лучше отложить на месяц-два.

Любой фрукт, особенно красного цвета, начинайте вводить с одной чайной ложки в день, так как велик риск развития аллергической реакции. Кроме того, отдавайте предпочтение сезонным фруктам вашей полосы. Если на дворе поздняя осень или зима, лучше купить готовые баночные пюре, чем свежий фрукт сомнительного качества в магазине.

Теперь перечислим, какие продукты можно ребёнку в 8 месяцев на обед. Предложите крохе супчик с картошкой и цветной капустой (не на мясном бульоне) или овощи, добавив к ним около 50 г мясного пюре. В качестве напитка хорошо подойдут сок или компот. На полдник можно дать малышу сухарик или печенье. Многие родители переживают, как давать печенье 8-месячному ребёнку, если у него ещё нет зубов. Для этого возьмите специальные детские сорта печенья, которые тают во рту. Так малыш не сможет подавиться.

Как правильно кормить ребенка в 6 месяцев

К сведению. В рационе младенца в возрасте до полугода должно быть только материнское молоко или молочная смесь. В случае смешанного вскармливания – и то, и другое.

Все продукты, которые малыш начинает получать в дополнение к смеси и материнскому молоку, называются прикормом. Рекомендации ВОЗ гласят, что вводить его необходимо с шести месяцев.

Все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы малыш получает из материнского молока или смеси. Для роста и полноценного развития в первые полгода жизни большего ему не требуется. Необходимо обеспечить кормящую мать полноценным и разнообразным питанием и приобрести для ребенка качественную молочную смесь. В этом случае до достижения 6 месяцев ничем прикармливать малыша не требуется, призывает педиатр Е. Комаровский. Пользы от раннего прикорма не существует. Зато существуют неприятные последствия в виде расстройства стула и аллергических высыпаний.

Питание ребенка в 6 месяцев и кормящей мамы по Комаровскому


Все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы малыш получает из материнского молока или смеси. Для роста и полноценного развития в первые полгода жизни большего ему не требуется. Необходимо обеспечить кормящую мать полноценным и разнообразным питанием и приобрести для ребенка качественную молочную смесь. В этом случае до достижения 6 месяцев ничем прикармливать малыша не требуется, призывает педиатр Е. Комаровский. Пользы от раннего прикорма не существует. Зато существуют неприятные последствия в виде расстройства стула и аллергических высыпаний.

Ссылка на основную публикацию