Чем отличается институт от университета, академии, ВУЗа: что лучше, выше, престижнее, круче? Что общего у университета и института: сравнение

Заявка на поступление

Примечательно, что в некоторых узких сферах деятельности ценным или престижным может считаться образование в конкретном учебном заведении: медицинский институт, технический, а может институт культуры и т. д.

Что такое академия

Данный термин происходит еще со времен Платона. Определение говорит о том, что академия является высшим образовательным заведением, которое схоже с университетом. То есть также может выпускать специалистов с первым образованием и послевузовским. Самая первая академия была открыта философом в роще, которая была посвящена богу Академу. Таким образом, Платон и придумал название для собственной школы.

В чем же разница? Академия готовит кадры по сугубо одному направлению – это может быть искусство, технические специальности и так далее. Наверняка вы замечали, что отрасль четко отражается в названии ВУЗа.

Не важно, частный или государственный ВУЗ, в нем возможно наличие и других областей подготовки студентов, которые кардинально отличаются от основной специализации. Во многих заведениях со статусом Академии встречается юридическое, экономическое и научное направление в одном заведении. Современная учебная практика показывает, что при академии может находиться университет.


Не важно, частный или государственный ВУЗ, в нем возможно наличие и других областей подготовки студентов, которые кардинально отличаются от основной специализации. Во многих заведениях со статусом Академии встречается юридическое, экономическое и научное направление в одном заведении. Современная учебная практика показывает, что при академии может находиться университет.

Также читают:

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом», своими словами»

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.

Краткое содержание и мораль басни “Свинья под дубом” Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл

“Свинья под дубом”.
Художник И. Семенов

Басня “Свинья под дубом” написана И. А. Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в газете “Северная пчела” в 1825 г.

Сходные темы до Крылова разрабатывали Эзоп (“Пешеходы и Явор”), Лессинг (“Дуб и Свинья”), а также М. Базилевичева, В. Папышев и др.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни “Свинья под дубом” Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть, смысл и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Также басня “Свинья под дубом” несет в себе и следующую идею: невежественные, ограниченные люди могут порой представлять угрозу цивилизованному, культурному обществу. Невежды не способны ценить, беречь и уважать то, что важно для образованных, развитых людей. Невежды не уважают то, что сделано другими (это может быть культурное, научное наследие, созданное 10, 100 или 1000 лет назад).

Мораль басни

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»

Что такое басня?

Басня – как литературное произведение – относится к разряду дидактических произведений. То есть басни всегда несут некий воспитательный, поучительный, нравственный смысл. Выводы произведений характеризуются моральным оттенком. Моралью называется завершение басни, нравоучительное заключение.

Особенность этого жанра литературы – действующие лица. В баснях нередко в качестве главных героев представлены животные и растения. Также персонажами выступают вещи, наделенные человеческими чертами. Метафорический и аллегорический характер басен позволяет высмеивать, раскрывать человеческие пороки.

Басня – древний жанр, который появился еще в древнегреческой культуре. Наиболее известный баснописец из Древней Эллады – это, безусловно, Эзоп. В римской культуре в историю вошло имя Федра. Жанр басни наличествует как в европейских культурах, так и в восточных. Например, в Индии басни собраны в целостное произведение под названием «Панчатантра».

В России басня получила удивительную популярность, породив целую плеяду именитых авторов-баснописцев. Среди них: Сумароков, Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Кантемир, Тредиаковский, Полоцкий и другие. Но легендарным является имя именно Ивана Крылова, ведь изречения из произведений писателя давно обрели крылатый характер.

Басня – как литературное произведение – относится к разряду дидактических произведений. То есть басни всегда несут некий воспитательный, поучительный, нравственный смысл. Выводы произведений характеризуются моральным оттенком. Моралью называется завершение басни, нравоучительное заключение.

Крылов “Свинья под дубом”, какие пословицы отражают суть басни?

Крылов “Свинья под дубом”, какая пословица подходит к басне?

Какие пословицы подобрать к произведению?

Пословицы, отражающие суть басни, какие?

В басне, которую Иван Крылов назвал “Свинья под дубом”, речь идет о неблагодарном и недалеком животном – свинье, которая видит только лишь то, что у нее под рылом, а также думает лишь о своем брюхе, не заглядывая в завтрашний день. И вовсе не заботится о том, откуда берутся на дубе желуди и при чем тут корни.

Понятно, что речь в басне не только и не столько про свинью, сколько о невежественных, недалеких людях, не ценящих науку и образование, неумеющих и нежелающих заботиться о своем завтра.

Если говорить о пословице, то подойдет, например, следующая.

Не руби сук, на котором сам сидишь. Или же можно попробовать такие:

Крылов великий баснописец, в своих баснях он очень хорошо высмеивает человеческие пороки.

Одной из таких басен является “Свинья под дубом”.

В басне мы видим невежду, глупую свинью, которая является недалёкой и дальше своего рыла не видит.

Она выспавшийсь решила подкрепиться желудями, после чего взялась своим рылом рыть корни дуба.

Ворон ей сделал замечание, что не стоит так поступать, на что услышал ответ недалёкой свиньи, что ей не до чего нет дела, были бы жёлуди.

Тут и дуб не выдержал такого хамства, ведь именно он и даёт ей эти самые жёлуди.

Читайте также:  Как правильно пишется «по разному» или «по-разному»: правила, проверочные вопросы, примеры предложений

Басню “Свинья под дубом” можно охарактеризовать следующими пословицами:

У кого в чём счастье, а у свиньи в корыте.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Я к нему оком, а он ко мне боком.

Не делай людям добра, не увидишь от них лиха.

За добро не жди добра.

К басне Ивана Андреевича Крылова “Свинья под дубом” подойдут пословицы о благодарности, о глупости и недальновидности, о жадности, о жизни исключительно сегодняшнем днем без заботы о завтрашнем дне. Крылов порицает невежественных людей, не признающих науки, но активно пользующихся плодами научно технического прогресса. Также аллегорический смысл басни можно распространить на власть, не прислушивающуюся к гласу народа. Наиболее близко отражает суть басни пословицы:

Иван Крылов в каждую свою басню закладывал определенный поучающий смысл, так и в басне “Свинья под дубом” есть мораль.

Речь идет о свинье, которая была до такой степени необразованной, что даже не знала, что желуди растут на дереве дуб. Она досыта наелась желудей, а потом ради развлечения решила порыться в земле, тем самым оголяя корни дуба. А на замечание ворона ответила будто дуб ей совершенно не нужен, пусть засыхает.

Так вот, такое поведение можно охарактеризовать несколькими очень точными пословицами. Например:

Ведь на следующий год свинья снова придет полакомиться желудями к этому дубу, а он засохет из за нее.

А еще мне нравится пословица, выражающая совершенно наплевательское отношение свиньи к проблеме.

Эта басня Крылова повествует о том как лев, признанный самым сильным среди зверей, отказал маленькой мышке поселиться рядом с ним, причем он посчитал, что мышка просто недостойна этого.

Через некоторое время лев попадает в сети охотников, и он вспомнил, что мышке было вполне под силу перегрызть крепкие веревки и освободить его, но это было уже поздно.

Мораль этой басни автор выразил словами:

Если попытаться это объяснить своими словами, то можно сказать:

Часто влиятельные и богатые не признают других, кого считают ниже своего уровня, только от того, что они беднее их. Они не признают с бедными, но честными и порядочными людьми дружбы, так как считают что никакой пользы от этих людей не будет, но в не все так просто в жизни и как правило именно эти люди «низшего» ранга и способны прийти и помочь.

В этой басне высмеивается раздутое самомнение, глупость, высокомерие и недальновидность.

В своих баснях Иван Андреевич Крылов не осмеял только один из человеческих грехов – это грех чревоугодия, ибо сам был этому греху подвержен. Об удивительном аппетите Крылова ходили анекдоты по всей российской империи, в последние годы жизни Иван Андреевич сжился с образом добродушного чудака и обжоры и никогда не стеснялся своих недостатков. Известен доподлинный случай, когда Крылов гуляя по Летнему саду в С.-Петербурге наткнулся на компанию юнцов, один из которых, при приближении поэта сказал в голос – “Наверно, дождь будет, смотрите, какая туча движется”. На что Крылов, совершенно не обидевшись, сказал – “То-то я слышу, лягушки расквакались”.

В Википедии указано, что великий русский публицист, издатель, поэт, баснописец, Иван Андреевич Крылов, всего написал 236 басен. Напомню, что жил Иван Андреевич с 13-го февраля 1769-го по 21-го ноября 1844-го года и умер в 75-летнем возрасте.

Чтобы понять смысл басни ” Слон и Моська” надо вспомнить ее сюжет.

Маленькая собачка Моська стала облаивать слона, который даже не обратил на нее внимания. Другая собака стала укорять Моська в глупости ее поведения. Но Моська пояснила, что так легко добьется известности и восхищения других собак.

Смысл басни в том, что не каждый известный смельчак, настолько смел, как о нем говорят. Он может быть не очень смел, но хитёр.

Несмотря на то, что в основе сюжета многих басен Крылова лежали басни Эзопа и Лафонтена, Крылов не переписывал их, а изменял, адаптируя под существующие исторические условия. Именно поэтому многие его басни были запрещены и не печатались.

Крылов затрагивал самые острые проблемы, но писал о них простым и понятным языком. Многие фразы из его басен становились крылатыми, настолько точно они выражали главную мысль.

Животные в его баснях олицетворяют такие людские пороки как хитрость, глупость, лесть, лень, а также межличностные отношения, такие как кумовство, умение жить и работать в коллективе и т.п.

Басни Крылова были настолько актуальны и популярны, что современники часто использовали строчки из них в качестве подписи к политическим карикатурам.

Писались басни и как ответ на те или иные исторические события. Так считается, что басня “Волк на псарне” – это иносказательный рассказ о неудавшихся переговорах между двумя военачальниками – Кутузовым и Наполеоном.

Люди тоже становились героями басен Крылова, демонстрируя чисто человеческие пороки. Например, знаменитая “Демьянова уха” герой которой был вынужден уступать хозяину в силу слабости своего характера.

Басню “Свинья под дубом” можно охарактеризовать следующими пословицами:

Краткое содержание

В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.

На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.

Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.

Поднять голову и посмотреть, откуда берётся еда, свинья не в состоянии: это не предусматривает её физиология. Поэтому она продолжает неблагодарно копать землю. Мудрые мысли ворона и дуба остаются невостребованными.

Поднять голову и посмотреть, откуда берётся еда, свинья не в состоянии: это не предусматривает её физиология. Поэтому она продолжает неблагодарно копать землю. Мудрые мысли ворона и дуба остаются невостребованными.

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон – это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) – это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) – это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Открытый урок по литературе на тему«Басня И.А.Крылова “Свинья под дубом”»

Учитель: Запишите в тетрадь.

Мораль басни

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.
Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.

Читайте также:  Младенчик, младенческое — это болезнь? Младенческое у детей: причины, симптомы, способы лечения

Крылов “Свинья под дубом”, какие пословицы отражают суть басни?

Крылов “Свинья под дубом”, какая пословица подходит к басне?

Какие пословицы подобрать к произведению?

Пословицы, отражающие суть басни, какие?

В басне, которую Иван Крылов назвал “Свинья под дубом”, речь идет о неблагодарном и недалеком животном – свинье, которая видит только лишь то, что у нее под рылом, а также думает лишь о своем брюхе, не заглядывая в завтрашний день. И вовсе не заботится о том, откуда берутся на дубе желуди и при чем тут корни.

Понятно, что речь в басне не только и не столько про свинью, сколько о невежественных, недалеких людях, не ценящих науку и образование, неумеющих и нежелающих заботиться о своем завтра.

Если говорить о пословице, то подойдет, например, следующая.

Не руби сук, на котором сам сидишь. Или же можно попробовать такие:

Крылов великий баснописец, в своих баснях он очень хорошо высмеивает человеческие пороки.

Одной из таких басен является “Свинья под дубом”.

В басне мы видим невежду, глупую свинью, которая является недалёкой и дальше своего рыла не видит.

Она выспавшийсь решила подкрепиться желудями, после чего взялась своим рылом рыть корни дуба.

Ворон ей сделал замечание, что не стоит так поступать, на что услышал ответ недалёкой свиньи, что ей не до чего нет дела, были бы жёлуди.

Тут и дуб не выдержал такого хамства, ведь именно он и даёт ей эти самые жёлуди.

Басню “Свинья под дубом” можно охарактеризовать следующими пословицами:

У кого в чём счастье, а у свиньи в корыте.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Я к нему оком, а он ко мне боком.

Не делай людям добра, не увидишь от них лиха.

За добро не жди добра.

К басне Ивана Андреевича Крылова “Свинья под дубом” подойдут пословицы о благодарности, о глупости и недальновидности, о жадности, о жизни исключительно сегодняшнем днем без заботы о завтрашнем дне. Крылов порицает невежественных людей, не признающих науки, но активно пользующихся плодами научно технического прогресса. Также аллегорический смысл басни можно распространить на власть, не прислушивающуюся к гласу народа. Наиболее близко отражает суть басни пословицы:

Иван Крылов в каждую свою басню закладывал определенный поучающий смысл, так и в басне “Свинья под дубом” есть мораль.

Речь идет о свинье, которая была до такой степени необразованной, что даже не знала, что желуди растут на дереве дуб. Она досыта наелась желудей, а потом ради развлечения решила порыться в земле, тем самым оголяя корни дуба. А на замечание ворона ответила будто дуб ей совершенно не нужен, пусть засыхает.

Так вот, такое поведение можно охарактеризовать несколькими очень точными пословицами. Например:

Ведь на следующий год свинья снова придет полакомиться желудями к этому дубу, а он засохет из за нее.

А еще мне нравится пословица, выражающая совершенно наплевательское отношение свиньи к проблеме.

Эта басня Крылова повествует о том как лев, признанный самым сильным среди зверей, отказал маленькой мышке поселиться рядом с ним, причем он посчитал, что мышка просто недостойна этого.

Через некоторое время лев попадает в сети охотников, и он вспомнил, что мышке было вполне под силу перегрызть крепкие веревки и освободить его, но это было уже поздно.

Мораль этой басни автор выразил словами:

Если попытаться это объяснить своими словами, то можно сказать:

Часто влиятельные и богатые не признают других, кого считают ниже своего уровня, только от того, что они беднее их. Они не признают с бедными, но честными и порядочными людьми дружбы, так как считают что никакой пользы от этих людей не будет, но в не все так просто в жизни и как правило именно эти люди «низшего» ранга и способны прийти и помочь.

В этой басне высмеивается раздутое самомнение, глупость, высокомерие и недальновидность.

В своих баснях Иван Андреевич Крылов не осмеял только один из человеческих грехов – это грех чревоугодия, ибо сам был этому греху подвержен. Об удивительном аппетите Крылова ходили анекдоты по всей российской империи, в последние годы жизни Иван Андреевич сжился с образом добродушного чудака и обжоры и никогда не стеснялся своих недостатков. Известен доподлинный случай, когда Крылов гуляя по Летнему саду в С.-Петербурге наткнулся на компанию юнцов, один из которых, при приближении поэта сказал в голос – “Наверно, дождь будет, смотрите, какая туча движется”. На что Крылов, совершенно не обидевшись, сказал – “То-то я слышу, лягушки расквакались”.

В Википедии указано, что великий русский публицист, издатель, поэт, баснописец, Иван Андреевич Крылов, всего написал 236 басен. Напомню, что жил Иван Андреевич с 13-го февраля 1769-го по 21-го ноября 1844-го года и умер в 75-летнем возрасте.

Чтобы понять смысл басни ” Слон и Моська” надо вспомнить ее сюжет.

Маленькая собачка Моська стала облаивать слона, который даже не обратил на нее внимания. Другая собака стала укорять Моська в глупости ее поведения. Но Моська пояснила, что так легко добьется известности и восхищения других собак.

Смысл басни в том, что не каждый известный смельчак, настолько смел, как о нем говорят. Он может быть не очень смел, но хитёр.

Несмотря на то, что в основе сюжета многих басен Крылова лежали басни Эзопа и Лафонтена, Крылов не переписывал их, а изменял, адаптируя под существующие исторические условия. Именно поэтому многие его басни были запрещены и не печатались.

Крылов затрагивал самые острые проблемы, но писал о них простым и понятным языком. Многие фразы из его басен становились крылатыми, настолько точно они выражали главную мысль.

Животные в его баснях олицетворяют такие людские пороки как хитрость, глупость, лесть, лень, а также межличностные отношения, такие как кумовство, умение жить и работать в коллективе и т.п.

Басни Крылова были настолько актуальны и популярны, что современники часто использовали строчки из них в качестве подписи к политическим карикатурам.

Писались басни и как ответ на те или иные исторические события. Так считается, что басня “Волк на псарне” – это иносказательный рассказ о неудавшихся переговорах между двумя военачальниками – Кутузовым и Наполеоном.

Люди тоже становились героями басен Крылова, демонстрируя чисто человеческие пороки. Например, знаменитая “Демьянова уха” герой которой был вынужден уступать хозяину в силу слабости своего характера.

В басне мы видим невежду, глупую свинью, которая является недалёкой и дальше своего рыла не видит.

Урок по литературе “И.А. Крылов.Басня “Свинья под дубом”. Осмеяние невежества и неблагодарности”

Урок по литературе

«И.А.Крылов.

Басня «Свинья под дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности»

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 6 города Донецка»

Зеленкова Ольга Александровна

2019 г.

Цели:

  • 1.Образовательные.
  • 1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
  • 2) Продолжить знакомство со словарями В.И.Даля: знакомство со сборником «Пословицы и поговорки», с толковым словарем.
  • 3) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.
  • 4) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет.
  • 5) Познакомить с термином аллегория.
  • 6) Дополнить знания об особенностях жанра басни.
  • 7) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.
  • 2.Развивающие.
  • 1) Формировать самостоятельного и активного читателя.
  • 2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.
  • 3) Развивать чуткость к художественному слову.
  • 4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.
  • 3.Воспитательные.
  • 1) Обогащать духовный мир ученика.
  • 2) Воспитывать сопротивление невежеству.
  • Концепция урока.
  • Выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения.
  • Оборудование.
  • Читательские дневники учащихся, карточки со схемами для анализа персонажей басни, карточки с опорными оценочными высказываниями, словарик урока (на доске).
  • Автора и средства ее выражения
Читайте также:  У грудничка хрустят суставы: причины, медикаментозное лечение. Можно ли лечить хруст у грудничка народными методами?

Словарная работа : толкование слов «невежество», «невежа», «невежда», сопоставление понятий и применение их в практической работе при смысловом анализе басни.

Теория литературы : поучение, аллегория, аллегорический смысл, конфликт, композиция, позиция Автора

Наглядность : текст басни, раздаточный материал для работы с крылатыми выражениями из басен Крылова

Ход урока

1.Эмоциональная зарядка.

– Начнем словами К.Паустовского: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед» . Как вы понимаете это высказывание?

-С.Маршак делает вывод: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной» . Слово в руках писателя творит чудо! С какими художниками слова вы познакомились, что заинтересовало вас в прочитанном на днях? Поделитесь эмоциями, «Дневник читателя» вам поможет.

2.Сообщение темы, целей урока.

-Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».

-Что такое эпиграф?

-Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока». Я нашла два таких окошка-эпиграфа. Прочитаем их.

-Какой эпиграф наиболее подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

-Отправляемся в 19 век, для того чтобы узнать о басне еще кое-что.

Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики).

Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп.Басни».

Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?

Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.

Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.

Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.

-Что нового вы узнали о басне?

4. Объяснение новой темы: И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности .

Слово учителя:

И.А Крыловым было написано около 200 басен, и только 30 басен он считал неоригинальными, переводными, к ним примыкает и басня «Свинья под дубом», т.к. ее сюжет перекликается с сюжетом басен Эзопа «Пешеходы и Явор» и Лессинга (герм.) «Дуб и Свинья»

Проблема невежества, неблагодарности остается актуальной и в наши дни, а ведь басня написана в 1825 году.

Что же означают слова «невежество, «невежа», «невежда» ? Ведь именно против этих понятий и выступал Крылов в своих произведениях.

( Выслушиваем версии толкования слов, затем открываем запись на доске, которая или подтверждает, или корректирует мнение учеников)

Словарик : Невежество – отсутствие знаний

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Невежда – малообразованный, малосведущий человек

5. Выразительное чтение басни (прослушивание аудиозаписи).

Предваряющий чтение вопрос : Прослушайте басню и решите, можно ли Свинью назвать невеждой и невежей? Объясните свою точку зрения.

6. Беседа – подготовка к чтению по ролям:

1. Какой перед нами предстает Свинья? (Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о своем удовольствии).

Подтвердите свои мысли строками из басни. Определите, какой художественный прием использует Автор, характеризуя Свинью.

2. Какие персонажи, кроме Свиньи, участвуют в басне? (Ворон, Дуб, Автор)

3. В какой роли выступает Автор, кем он является в басне?

4. Как он относится к своим героям? Докажите по возможности строками из басни.

( к Свинье – с презрением: использование просторечных слов: наелась до отвала , наевшись, глаза продравши, рылом подрывать

к Дубу – с уважением: вековой, промолвил (чувствуется степенность, самоуважение)

к Ворону как к мудрой, вещей, много знающей птице)

5. Между какими героями происходит конфликт? Как Дуб называет Свинью? (неблагодарная) Почему? (Она не понимает, что губит источник своей сытости, своего довольства)

6. Прочитайте поучительную часть басни. Определите ее место в композиции произведения. Кому предназначено поучение: Свинье или человеку, в своем невежестве похожем на эту героиню?

Кто его произносит? (Автор)

7. В чем заключается, по-вашему, роль Автора в басне?

(Шутливо, с иронией, простодушно рассказать «забавную» историю, а в поучительной части показать свое истинное отношение к проблеме невежества)

8. Попробуйте определить аллегорический смысл басни (см записи в тетради).

( В случае затруднения прочитать отрывок из статьи учебника на с.356 со слов «Дуб-это науки…до слов… «будет некому»).

7. Словесное рисование- раскадровка

1. Предварительная работа с иллюстрациями художников Гороховского и Рачева.

Задание: Рассмотрите иллюстрации. Какие эпизоды басни на них изображены? Такими ли вы представляли героев произведения?

2. Представьте, что вы тоже художники и создаете картинки к мультфильму. (Ребятам раздаются листы с раскадровками, где они должны вписать ключевые эпизоды в каждый кадр, используя фрагменты басни). Работают в парах. Учитель помогает.

1. Свинья под Дубом ест желуди.

2.Свинья спит под Дубом.

3. Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

4.Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.

5. Свинья самодовольно отвечает Ворону.

6. Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Задание: Найдите и подчеркните слова в наших записях, которые отвечают на вопрос КАК?

Определите, какова их роль в басне?

Вывод: Эти ключевые слова, передающие отношение героев к конфликту, помогут вам найти верную интонацию при чтении басни по ролям.

8. Чтение по ролям

Сколько должно быть чтецов? Назовите их.(Дуб, Ворон, Свинья, Автор)

(Выбираем чтецов, еще раз напоминаем об особенностях чтения слов каждого героя и прослушиваем чтение, кратко обсуждаем достоинства и недостатки, над чем дома нужно будет поработать)

9. Закрепление.

Басни Крылова пользуются популярностью и в наше время: их читают взрослые и дети, а многие выражения из его произведений стали «крылатыми», т.е. перешли в разговорную речь, стали похожими на пословицы и поговорки, коротко и емко объясняют разные жизненные ситуации, схожие с басенными.

( Ученикам предлагается раздаточный материал с текстами о школьной жизни, 3 текста – 3 варианта)

Задание: Подберите к текстам о школьной жизни «крылатые» выражения из басен Крылова (задание написано на карточках)

Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются…

Для справок: 1. Хвалилась синица море сжечь.

2.Да только воз и ныне там.

3. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона.

Вместо подготовки к контрольной работе Катя Мурочкина пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услыхала…

Для справок: 1. Страшнее кошки зверя нет.

2. Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!

3. А ларчик просто открывался.

Костя Васечкин, не зная урока, исчеркал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель написал на доске правильное решение и со словами: «….», – отдал Васечкину дневник.

Для справок: 1. Страшнее кошки зверя нет.

2. А Васька слушает да ест.

3. А ларчик просто открывался.

Ответы: 1в.-3, 2в. -2, 3в.-3

10. Итоги.

Басни Крылова, его ирония помогают нам понять: с какими недостатками нужно бороться прежде всего в себе. Я думаю, вы прислушаетесь к добрым поучениям баснописца и будете стремиться к знаниям, к культуре, чтобы стать образованными, воспитанными , а не быть невеждами, отрицающими просвещение, образование и ученье.
11 . Домашнее задание

1. Выразительное чтение басни по ролям.

2. Чтение басни наизусть – инд. задание.

3. Нарисовать картинки к подписанным кадрам на карточках – по желанию

5. Выразительное чтение басни (прослушивание аудиозаписи).

Ссылка на основную публикацию