Безалкогольное пиво при грудном вскармливании. Можно ли кормящей маме безалкогольное пиво?

Правда ли, что безалкогольное пиво повышает лактацию

Во многих народных рецептах для увеличения грудного молока, употребление пива также считается хорошим методом, передающийся из поколения в поколение. Хотя это мнение абсолютно противоположное тому, что в период грудного вскармливания алкоголь категорически запрещён. Перед тем, как увеличивать лактацию с помощью пивного напитка, стоит разобраться, правда ли он может помочь в данном вопросе.

Важно! Никогда не кормите малыша грудью сразу после употребления пива. Стоит подождать минимум 2 часа. Прочитайте статью через какое время выводится алкоголь из грудного молока

Воздействие на время выветривания

Повлиять на скорость выведения можно по-разному. Часть способов применима только перед началом употребления. Другая — помогает справиться с похмельем при переходе границы допустимого объема. Выветривание обычно интересует второй тип людей, активно ощущающих на себе последствия приема спиртного.

Каждая женщина должна помнить, что вся пища, которую она употребляет, должна иметь гипоаллергенный состав, полезные качества.

Вредно ли безалкогольное пиво при ГВ?

Несмотря на то, что напиток не содержит алкоголя, в нем содержится большое количество веществ, которые могут быть вредны для мамы и малыша. Среди них ячмень, хмель, углекислый газ, поэтому при аллергии или других негативных реакциях на составляющие безалкогольного пива пить его запрещено.

Чаще всего безалкогольный напиток содержит больше химических добавок, чем обычное пиво. Эти вещества могут навредить ребенку на грудном вскармливании больше, чем спирт. Напиток может принести вред при употреблении некоторых лекарств. Регулярное употребление пива может стать причиной лишнего веса у кормящей женщины. Кроме того, такой напиток может быть особо вредным при следующих заболеваниях:

  • панкреатит;
  • геморрой;
  • цистит;
  • подагра;
  • простатит;
  • диабет;
  • эпилепсия и т. д.

Ой что я только не пила при грудном вскармливании для лактации, и чай, и таблетки, и даже пиво безалкогольное. Все одинаково не помогло. Пока не позвала консультанта по грудному вскармливанию и она не помогла нам наладить лактацию. Вообще не верю, что еда и напитки могут помочь.

Попадает ли оно в грудное молоко

Период лактации очень ответственный для каждой мамы – ей приходится внимательно следить за своим питанием, чтобы не допустить попадания опасных для ребенка компонентов в состав молока. Вещества, которые находятся в пиве, в том числе, алкоголь, быстро оказываются в молоке, а с ним – и в организме грудничка.

Конечно, матери, находящейся на ГВ, можно иногда выпить небольшой бокал после кормления, малышу это не навредит. Скорее всего, кровь и молоко очистятся от алкоголя до следующего прикладывания. Но при систематическом и обильном употреблении пива, даже безалкогольного, могут возникать неприятные последствия:

  • мочегонный эффект способствует потере калия;
  • увеличивается выработка мужских гормонов;
  • вырабатывается меньше молока;
  • регулярно возникают головные боли;
  • чаще хочется кушать, в результате повышается вес.

Именно поэтому кормящей маме безалкогольное пиво следует употреблять очень осторожно, не забывая о последствиях.

  • мочегонный эффект способствует потере калия;
  • увеличивается выработка мужских гормонов;
  • вырабатывается меньше молока;
  • регулярно возникают головные боли;
  • чаще хочется кушать, в результате повышается вес.

В чем опасность

Безалкогольное пиво не такое уж «безалкогольное». Производители, в среднем, указывают около 0,5% этилового спирта в составе напитка.

Некоторые мамы думают, что если они выпьют, а затем сцедят молоко, то следующая «порция» будет уже безопасной. Однако пока вещество продолжает оставаться в крови женщины, то оно поступает и в молоко. Поэтому при таком кормлении ребенок обязательно получит свою, пусть и небольшую, дозу вредных веществ. Одна порция алкоголя выводится из крови в течение 2-3 часов. То есть, если ребенка прикладывают к груди с перерывом в три часа или больше после выпитого бокала, то такое кормление уже будет более безопасным.

Другая опасность в том, что безалкогольное пиво, как и всякий газированный напиток, может вызывать у малыша колики, повышенное газообразование и вздутие животика.


Другая опасность в том, что безалкогольное пиво, как и всякий газированный напиток, может вызывать у малыша колики, повышенное газообразование и вздутие животика.

Мифы и правда о пиве при ГВ

Советчиков, говорящих о мнимой пользе безалкогольного пива при ГВ, хоть отбавляй. Есть категория людей, которые рассказывают столько выдуманных ужасов, связанных с употреблением всего бутылки безалкогольного пива кормящей мамой, что желание пить пропадет до конца жизни. Что из их слов на самом деле правда, а что — ложь?


Пиво действительно имеет богатый состав. Здесь содержатся витамины группы B, D, C. Есть микроэлементы: железо, цинк, хром. Присутствует небольшое количество калия и магния. Газированный напиток вымывает кальций из костей, но также содержит гумулон и лупулин, легко усваиваемый кремний, так необходимые для поддержания опорно-двигательного аппарата.

Предварительный просмотр:

Профилактика жестокости у детей.

«Если человека учат добру- учат

умело, умно, настойчиво,

требовательно, в результате

будет добро. Учат злу (очень

редко, но бывает и так), в

результате будет зло».

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям.

Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учит контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей – мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последних своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, интернет и т.д.), то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния. У них на первом плане семья и ближний круг, в котором он вращается.

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой- суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов.

Любопытство и непонимание . Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы и т.д. Такому « изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняя им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых – вложить в него знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же , как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация или месть . Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а так же возможность выместить свою злобу на тех, кто не может ответить.

Привлечения внимания или манипуляция . Вот такой пример жестокого обращения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек. Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь к себе внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что то. В данном примере прослеживается еще один аспект – агрессивные высказывания взрослых повышают детскую агрессию.

Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали значимую для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т.д.

Желание быть как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт(совершение жестоких поступков как результат коллективных действий). Ребенок, возможно, не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому, что так делают в его компании.

Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большей долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он и будет применять к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру), который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи и не обидит слабого – мечта любого родителя.

Рекомендации , которые позволят предотвратить в будущем проблемы, причиной которых могут являться жестокость и агрессия ребенка.

  • С самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа.
  • Показывайте пример своим поведением. Родители для малыша – единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами.
  • Говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.
  • Постарайтесь, что бы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в интернете.
  • Рассказывайте им о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое.
  • Рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, те, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим.
  • Обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по- другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уважать друг друга.
  • Найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковыми может быть спорт, творчество и т.д.
  • Показывайте хорошие, добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе детские песни.
  • Читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро. Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой №1. Газеты, телевидение, интернет ежедневно доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают – жить в жестоком мире или пытаться его изменить. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие как жестокость, просто исчезнет.

Как справиться с детской жестокостью? Если проблема появилась, прежде всего не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка – это сигнал о помощи , которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

  1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинений в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности станут необратимыми.

  1. Выяснить причину.
Читайте также:  Слова с мягким знаком для обозначения мягкости предшествующего согласного звука, в середине слова: правописание, правило, примеры

Дети по своей сути очень отзывчивы, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

  1. Дать негативную оценку.

Застав малыша «на месте преступления», следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять – его поведение недопустимо, его родители огорчены.

  1. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной их причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется педагогически оправданные наказания. Например: замечания, выговор, лишение чего –то приятного и т.д. вид наказания выбирается в зависимости от тяжести поступка.

  1. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он появления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбление, одобрение жестокости, повышение голоса тоже является проявлением агрессии.

  1. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упустить ни одной возможности напоминать ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они не казались. Ребенку просто необходимо мнение и совет родителей.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснять ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие будет абсолютно бессмысленным.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким- это хорошо, а жестоким, злым – плохо.

  1. Предоставлять возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т.д.

  1. Набраться терпения

Детская жестокость – проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

Сообщение из опыта работы на Всероссийской научно-практической конференции «Современные дети – какие они?».22-24 декабря 2010 года.МГГУ. г.Мурманск. .

Детская жестокость — проблема современного общества

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

Мы живем в таком поле жестокости,
В
таком его напряжении, что никто
Ни
от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Причины детской агрессии

Некоторые проявления агрессии вполне вписываются в естественный этап взросления. Дети очень эмоциональны, и в большинстве случаев они просто не умеют сдерживать себя и свои порывы. На непозволительные действия их толкает обида, а о том, поступают ли они правильно и что может повлечь за собой их поведение, они просто не задумываются. Например, ребенка в садике толкнул его сверстник, и он, недолго думая, толкает его в ответ. Завязывается драка, а когда воспитатель пытается разобраться в том, что произошло, слышит лишь: «Он меня ударил, и я его ударил!».

Очень часто агрессивность развивается у детей, в семье которых считается нормой физическое наказание за любую провинность или где родители часто ссорятся, громко ругаются, а иногда и дерутся при ребенке. Дети по своей природе очень наблюдательны, и, если они видят, что люди, которые являются для них образцами поведения – мать и отец – позволяют себе общаться на повышенных тонах, сыпать оскорблениями и даже поднимать друг на друга руку, они начинают думать, что такое поведение является нормой, даже если сами родители постоянно твердят об обратном.

Еще одной причиной жестокости у детей является трусливость. Чужая жестокость вызывает аналогичную ответную реакцию. Если над ребенком издеваются сверстники, и он долгое время является объектом жестокости, рано или поздно у него появляется мысль наказать своих обидчиков их же способом, и это часто приводит к трагическим последствиям.

Часто агрессивное поведение провоцирует вседозволенность со стороны родителей. Если ребенок никогда не слышит слова «нет», у него складывается убеждение, что ему все можно и что все вокруг ему что-то должны. Он чувствует себя безнаказанным и проявляет агрессию тогда, когда ему этого хочется.

Еще одной причиной жестокости у детей является трусливость. Чужая жестокость вызывает аналогичную ответную реакцию. Если над ребенком издеваются сверстники, и он долгое время является объектом жестокости, рано или поздно у него появляется мысль наказать своих обидчиков их же способом, и это часто приводит к трагическим последствиям.

Жестокие дети: в чем проявляется детская жестокость, почему дети бывают жестоки, кто виноват и что делать, как предотвратить детскую жестокость?

Очень часто можно услышать жалобы женщин о том, что ребенок вырастает “копией” отца, который отличается жестоким нравом характера. “Воспитывай не воспитывай, а гены берут свое!” – с горечью вздыхают они. Действительно, некоторые ученые утверждают, что жестокость представляет собой генетически запрограммированную форму поведения.

Согласно их исследованиям, если человек имеет в себе ген “жестокости” то никакие положительные примеры и хорошее воспитание не могут удержать его от криминальных поступков. Максимум, что могут сделать родители, это облегчить проявление жестокости. Обследовав мозг убийц с помощью сканирования, ученые пришли к выводу, что жестокость этих людей не вызвана насилием со стороны родителей, беспризорной жизнью или влиянием друзей, все дело в аномалии функционирования головного мозга.

Есть и другие мнения ученых, которые считают, что появление ребенка на свет путем кесарева сечения вызывает у него агрессию, что в дальнейшем сказывается на его характере и поступках. Прохождение ребенка через родовые пути позволяет малышу почувствовать, что для получения глотка воздуха и обозрения лучей солнца надо преодолевать препятствия.

Конечно же, у новорожденного ребенка нет никакой жестокости, он ее накапливает в течение жизни. Чаще всего жестокие дети – это результат неправильного воспитания родителей. Хамство, грубость и недостойное поведение родителей, физические наказания ребенка, словесные унижения его – самые распространенные причины проявления детской жестокости. Людям жестокость свойственна по природе, она заложена в нас за миллионы лет эволюции, в течение которых человек научился выживать, чтобы сохранить свой вид. В результате многолетнего воспитания и постоянного примера родителей люди научились контролировать свои первобытные инстинкты и эмоции.

Взрослым людям сдерживать свои эмоции удается легко, а дети этого делать не умеют. Поэтому они обижаются до слез и радуются от души, громко заражая своим смехом окружающих. Эмоции у детей захлестывают сознание и ум. Если маленький ребенок ударил родителей, то это еще не значит, что он вырастит отъявленным хулиганом. Такое проявление жестокости характерно всем детям, это определенный этап взросления ребенка. И если родители за такой поступок отшлепают ребенка, проявляя жестокость, то они неосознанно закрепляют в ребенке ее проявление.

Очень важно уже в таком возрасте дать ребенку понять, что он поступил нехорошо и своим действием причинил родителю боль. Неосознанная детская жестокость с годами проходит бесследно. А если подросток сознательно причиняет другому человеку боль, понимая, что делать это плохо, то это уже серьезный повод для переживания родителей и для принятия воспитательных мер.

Жестокие дети не обязательно вырастают в семьях, где родители показывают нехороший пример для подражания. Если воспитание родителей состоит из того, что на работе начальник испортил настроение отцу, тот дома сорвался на маму, мама накричала на сына, сын наподдал сестренке, то жестокого отношения сына к другим людям следует ожидать уже в подростковом возрасте. Иногда дети совершают жестокие поступки, чтобы обратить внимание родителей на себя, которые вечно заняты работой. Ребенок, которому никому объяснить, что такое плохо и что такое хорошо, вырастает неуправляемым подростком.

К сожалению, причиной детской жестокости может быть не только семья, но и детский сад, школа, компании друзей, мультфильмы, книги, интернет и кинофильмы. Под воздействием всех этих факторов чувство сострадания детей притупляется, а сила становится нормой решения проблем. Не допустить их влияние можно, только ограждая детей от источников вредной информации. Советовать поступить так родителям просто, а выполнить это часто невозможно.

Ведь редко кому удается постоянно контролировать ребенка и запрещать ему смотреть боевики, гулять на улице с плохими детьми, сидеть за компьютером и играть в агрессивные игры. Чтобы не пришлось постоянно следить за ребенком, с ранних лет воспитывайте в ребенке уважение к другим, умение отвечать за свои поступки и трезво оценивать их. Станьте ему другом и наставником. Окружите ребенка любовью и заботой, сами не проявляйте грубость и неуважение к другим людям.

Родителям жестоких детей следует обратиться к психологу, чтобы выбрать правильную тактику в воспитании. Ведь этих детей сложно перевоспитывать, а заставить слушаться родителей и уговорить что-то сделать невозможно. Обиду они никогда не забывают и считают, что все должно быть таким, как они желают. Во время драки они звереют и цепляются в обидчика смертельной хваткой, что разорвать их не удается даже взрослым.

Все же хочется верить, что причиной проявления такого поведения является только воспитание и что можно предотвратить жестокость, пока ребенок не вырос. Если ваш ребенок с детства задиристый и отличается от других детей неуемной энергией, то своевременно направляйте ее в мирное русло. Чрезмерную активность детей полезно реализовать в таких видах спорта, как карате, бокс, хоккей, волейбол и футбол. В этих видах спорта без правил никак нельзя, они учат ребенка понять значение слова “нельзя”.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Есть и другие мнения ученых, которые считают, что появление ребенка на свет путем кесарева сечения вызывает у него агрессию, что в дальнейшем сказывается на его характере и поступках. Прохождение ребенка через родовые пути позволяет малышу почувствовать, что для получения глотка воздуха и обозрения лучей солнца надо преодолевать препятствия.

Почему дети бывают жестоки?

Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама Наталья Ялтанская и православный психолог Людмила Ермакова.

«Когда окружающая среда агрессивна,
то детская психика ломается»

– Если взять нашу обыденность, то придется констатировать, что жестокость происходит от жестокости. Знаю пример, как в семье один мальчик, постоянно притесняемый старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается. Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются.

Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.

Сейчас дети в большой степени недолюбленные, им мало уделяется внимания. Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Дети вроде должны быть, но где-то на втором плане. Для мужчин, которые заняты всё время работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек. С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту, редко кто хочет. Из-за этого ребенок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в виртуальные игры, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, в которых присутствуют резкость и жесткость. Как же ему самому поступать?

Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу

Если посмотреть с более глубоких, богословских сторон, то мы увидим влияние греха на детей. Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу – дети рождаются с ней, и потому уже в детстве, когда ребенок еще и не очень ответствен за свои поступки, в его природе всё же проявляется что-то греховное: непослушание, своеволие, негодование.

Читайте также:  Название отряда, речевка и девиз для детского летнего лагеря для младших школьников: идеи, примеры

У преподобного Варсонофия Оптинского есть такие в каком-то смысле очень жесткие строки: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку, лет пяти-семи, и говорю: “Как ты сюда попала?” И думаю: “Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?” А она смотрит на меня и говорит: “Я здесь за скверные мысли”. Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: “Возможно ли это?”. Он отвечал: “Да, в аду половина ребятишек”».

Лично мне очень хочется, чтобы это видение, данное во сне, было только предостережением, а не реальным фактом. Но зачастую мы видим, что уже в маленьком возрасте человек начинает грешить ненавистью, гневом, жестокостью. Грех – это всегда агрессия. Это болезненность нашей природы. Но испорченность души во многом провоцируется внешне агрессивной средой, которая не сглаживает, а обостряет ее.

Что делать взрослым, когда они встречают жестокость среди детей? Если жестокость выражается нагло, то это, конечно, следует пресекать. Ребенок должен чувствовать, что всякое зло оборачивается поражением. Но все-таки самое главное – самому не поддаться жестокости, не заразиться ею и не начать ею же реагировать на других людей. Огонь не погасить огнем. Собственно, у диавола нет никакой другой цели, кроме как посеять в людях взаимную ненависть. Надо учиться это разрывать.

Вспоминается, как во время войны в Чечне к нашим солдатам попал раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра спросила: «А меня тоже будешь резать?» Подросток, который получил от нее столько помощи, не ожидал такого вопроса, сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался. То есть часто за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.

В сокровенных глубинах души всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. И это пробуждается от чьей-то любви.

Одного знакомого историка пригласили преподавать в школу-интернат для трудных детей. Будучи от природы добрым и вежливым человеком, он начал спокойно вести урок. Но дети стали реагировать насмешками, шутками, хохотом и фактически сорвали занятие. После урока преподаватель сразу направился к директору и сказал, что уходит. Он не питал к детям никакой злобы, просто не хотел оставаться в такой атмосфере. Тот еле упросил его задержаться хотя бы еще на сколько-то, объяснив: «У нас никто не хочет работать». В следующий раз, когда он пришел на урок, произошло какое-то чудо: он увидел на столе булочку и горячий чай, а дети сказали: «Это вам. Мы боялись, что вы уже не придете». С этого момента у них сложились самые близкие отношения. Дети чувствовали, как он относится к ним. Раскрывая какую-то тему, он показывал на следующем уроке художественный исторический фильм и потом с детьми обсуждал его. Результаты его доброго отношения были таковы, что один из его учащихся впоследствии пошел в духовную семинарию и стал священником.

Там, где люди искренне верят в Бога, дети более спокойные и меньше поводов к проявлению детской жестокости

Последнее, что хочется сказать: греху противостоит благодать. Я видел разные школы, и, как бы кто ни критиковал православные гимназии за несовершенство, могу сказать, что в них всё же атмосфера другая. Где люди искренне верят в Бога, молятся, каются в своих грехах и стараются жить по заповедям Божиим, там дети более спокойные, там меньше поводов к проявлению детской жестокости. Она там погашается, а не провоцируется. Божия благодать несет мир души, и это очень передается другим, особенно детям. Так что созидать свои отношения с детьми надо посредством созидания себя самого, посредством стяжания благодати Божией.

«Если у ребенка есть все материальные блага,
но нет родительской любви, он глубоко несчастен»

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:

– Маленький ребеночек быстро вырастает. Если у него нет отца, а есть только мама, то она вынуждена работать. Поэтому ей приходится отдавать своего ребенка в детский сад. Малышом я очень много времени провел в детском саду, даже бывал на пятидневке. Видел своих родителей только два дня в неделю. Еще тогда, когда мне было четыре года, я пообещал себе, что своих детей я никогда не отдам в детский сад, потому что более противоестественного состояния для дитяти трудно себе представить. Почему противоестественного? Потому что в многодетной семье не бывает детей одного возраста (ну, одна двойня, редко две), и поэтому между старшими и младшими детьми в таких семьях выстраиваются особые отношения.

Дети, разделенные по одновозрастным группам, быстро превращаются в волчью стаю, где верховодят самые невоспитанные, самые подлые. Это ломает психику детей, они становятся агрессивными и жестокими. Я, как человек, который провел в детском саду и в детских лагерях не один год, прекрасно знаю, как там чувствует себя ребенок. Если мне что-то снится из детства, я просыпаюсь в холодном поту. В лагерях всё время нужно было отстаивать себя как биологический организм. В пионерский лагерь я всегда ездил с ножом, который клал на дно чемодана. Я им не пользовался, но всё же устрашал тех ребят, которые пытались делать мне что-то неприятное. Потому что часто складывалась ситуация, когда восемь нападали на одного.

Каким образом воспитываются дети, лишенные родительского внимания? Они предоставлены сами себе. Их воспитывает улица, а теперь и разные гаджеты, в которых присутствуют самые разные мерзости, провоцирующие детей на жестокость.

Однодетность рождает несчастье. Человек, выросший в семье, в которой нет отца, глубоко несчастлив. Мы тратим колоссальные усилия, в том числе и материальные, на то, чтобы преодолеть эту утрату, но всё равно каждый ребенок чрезвычайно страдает от того, что у него нет семьи. Память о том, что у него есть мать, отец или хотя бы бабушка, очень много значит. Это страдание иссушает его ум, его способности. Некоторые дети теряют способность улыбаться. Для того, чтобы они снова начали улыбаться, нужно потратить годы и отдать всю свою любовь и нежность. Даже если у ребенка есть все материальные блага, но нет родительской любви, он глубоко несчастен. Ничто не заменит любовь и ласку родителей.

Кому нужны ваши хорошие отношения после развода! Ребенку нужна семья, нужен отец

Многие пары после развода говорят, что между ними остались прекрасные отношения. Да кому нужны ваши отношения? Ребенку нужна семья. Ему нужен отец, потому что он главный воспитатель, он главный охотник для семьи, он главный авторитет.

«Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери»

– Зло, ненависть, как и доброта, нежность и любовь, идут от родителей. Какими будут дети, зависит от родителей, которые, живя вместе, любят друг друга или, наоборот, постоянно ссорятся. Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери и впитывает в себя.

Ошибочно думать, что ребенок, сидя на полу и играя со своими игрушками, не понимает того, что его родители ругаются. На самом деле в эти минуты малыш всё прекрасно понимает и впитывает всё негативное и всё хорошее, в зависимости от того, что он слышит. Часто бывает, что дети повторяют за родителями то, чему их совершенно не учили. А родители удивляются. Ребенок услышал что-то один раз и запомнил это надолго. Поэтому процентов на 70–80 информация идет от родителей, остальное ребенок получает из общения в детском саду, школе и на улице.

Физическими наказаниями и ругательствами, тем более если это делается с раздражением, делу не поможешь. Бороться с детской жестокостью нужно личным примером: сюда входят и отношения между супругами, и то, как родители общаются с другими людьми.

«Если с грехом не бороться, то он разрастается»

– Да, в мире есть добро и зло. Зло борется с добром, и поле битвы – сердца людей. И детей в том числе.

В этой бесконечной теме хочется отметить два момента.

Нужно различать, где жестокость, а где слабая детская воля, неумение управлять своими эмоциями

Первый: ребенок – это не маленький взрослый. Личность еще не сформирована. Отсутствие жизненного опыта существенно сказывается на мотивах поведения. Дети часто совершают поступки, глубинный смысл которых совсем не такой, как у взрослого. Ребенок не знает, что, если человека ударить, ему будет больно. Его никогда не били. Или, наоборот, его задели, он вспылил и дал сдачи, а у обидчика – сотрясение мозга. Так сплошь и рядом бывает. Но это не жестокость – это слабая воля, неумение управлять своим темпераментом и отсутствие страха перед последствиями.

Второй момент. Не так давно подрастающее поколение восполняло недостаток собственных переживаний на примерах художественной литературы. Современные дети мало читают, зато много играют в электронные игры. А в электронном мире всё просто. Размазал героя по стенке – он отряхнулся и дальше побежал. Ему не больно, и он не калека. Такой вот негативный опыт.

Ребенок растет в засоренном грехом мире. Если с грехом не бороться, то он разрастается, как баобабы на Планете Маленького Принца, и выразится в поступках. Это верно как для детей, так и для взрослых. То, что до семи лет примерно ребенок сознательно не грешит, у меня сомнений не вызывает. Так и Церковь наша учит. Но проблески есть, конечно – как сознательной борьбы, так и сознательного падения.

Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги

Как бороться? Так и бороться. Конечно, мы не станем создавать нашим детям искусственных страданий, в которых, как известно, растет душа. Но вокруг нас по попущению Божию столько всего происходит! Надо разговаривать, обсуждать, переживать с детьми события. Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги. Надо вытеснять электронный мир из жизни. А иногда и ограничивать, потому что в определенном возрасте дети не могут себе в некоторых вещах отказать. Надо волю тренировать. Посредством занятий спортом, например.

«Современный ребенок рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать “колючки”»

– Если раньше проявление детской жестокости было все-таки редким явлением, то в последнее время это, к сожалению, становится новой статистической «нормой». Тому способствуют определенные факторы современной жизни.

1. Слишком раннее отделение ребенка от матери и передача его в систему общественного воспитания: ясли, детский сад – или няне, среди которых много добросовестных людей, но ребенку нужны, прежде всего, материнское тепло, любовь и защита. Современный ребенок очень рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать «колючки», которые не только его защищают, но и помогают ему «добиваться своего». Никто не учит его компромиссу, агрессивное поведение для него более успешно.

2. Способности идти на компромисс, гибкости, уступчивости тоже можно научиться только в семье, прежде всего у мамы. Однако нынешние мамы, замороченные мифологемой «равенства» мужчин и женщин, совершенно забывают о функциональных различиях. Мы в своем развитии давно идем в обратную сторону и уже очень приблизились к «первичному бульону» Опарина – не в биологическом, а в социальном смысле, – в котором мужчины, женщины, взрослые, дети присутствуют, но мало связаны друг с другом и плохо специализированы.

3. Дети живут в предельно агрессивной среде. Более 80% семей разводятся – это сопровождается тяжелейшими конфликтами и скандалами. Радио, телевидение, интернет, газеты, журналы заполнены криминальными сюжетами. Родители слабо стараются защитить от этого своих детей.

4. Родители невнимательны к первым проявлениям агрессивности маленьких детей и тем самым подкрепляют ее.

5. У людей верующих всё чаще возникает вопрос: «Может ли первородный грех стать причиной детской жестокости?» Архимандрит Рафаил (Карелин) в статье «Казнь над нерожденными» пишет: «Доказано, что дети наследуют не только физические свойства, но и определенные душевные качества своих родителей. Эмоциональная жизнь родителей отражается в наследственности и переходит, в виде предрасположений, к их детям. Родители, решившиеся на убийство своего ребенка, уже внесли в свой генетический фонд предрасположение к убийству, которое отяготит психику будущих детей, а иногда душевное свойство передается не прямо, а через поколения. Поэтому родители, решившиеся на убийство своего ребенка, совершили преступление не только перед ним, но и перед детьми, которых они оставили живыми. Родители, передавшие своим детям потенциал жестокости и подсознательного стремления к убийству, часто сами становятся жертвами жестокости своих детей и удивляются: откуда, по их мнению, такая несправедливость?» А поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость.

Поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость

Как родителям и учителям бороться с детской жестокостью? Прежде всего, нужно вернуть женщину в семью на ее законное место любимой жены, заботливой матери, хранительницы семейного очага. Самая лучшая карьера женщины – это здоровые дети, крепкая семья. Только в гармоничной семье можно воспитать хороших детей. Но это трудно, гораздо легче и интереснее, как кажется, посвятить себя работе, «самореализации». Однако «на двух стульях не усидишь» – всегда будет выбор. И чем чаще женщина будет выбирать детей, тем меньше будет у нас детей жестоких.

Читайте также:  Маска Собаки из бумаги, фетра, тарелки на голову своими руками: инструкция, шаблоны

Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.

Роль семьи

Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем. Все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку причиняя страдания, более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно отец в такой семье учит малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Кроха, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают.Ведут себя также, как привыкли вести дома.

Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Нередко взрослые занятые личной жизнью не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы.

Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность.


Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Детская жестокость: причины

Иногда наблюдаю ситуацию, когда взрослые, в том числе родители, вообще не пытаются подумать о причине детской жестокости: да, ребенка могут поругать или наказать в каждом конкретном случае, но на вопрос, почему ребенок злой и что делать, дается ответ в духе «А, это в нем есть! Хоть ругай, хоть наказывай – ничего не поможет… это в нем от природы, характер такой!».

Бывают ли случаи, когда склонность к жестокости можно назвать врожденной? Психологи отвечают – нет!

Врожденным свойством психики можно назвать гиперактивность (мы о ней также рассказывали), холерический темперамент, конфликтность – это обычно выглядит извне как агрессивность. Если речь идет о таком гиперактивном ребенке, то его проявления жестокости, скорее всего – драчливость, нечуткость к эмоциям других, интерес к конфликтным играм и т.д. Да, это его врожденные свойства, и выход здесь – не подавлять ребенка в его проявлениях (типа «Сядь! Прекрати свои войнушки бесконечные! Еще раз подерешься – я тебе покажу. »), а найти «отдушину» – например, отдать его в активный соревновательный вид спорта.

Каковы другие причины детской жестокости?

Очень часто – в том, что ребенок хочет почувствовать себя более сильным, значимым, на что-то в окружающем мире влияющем… Кто-то чувствует свою значимость и превосходство, выйдя победителем из драки (ради этого такие дети зачастую затевают заведомо неравные по силам драки – бьют более слабых, младших детей), кто-то (обычно в более старшем возрасте) прибегает к «психологическому насилию», кто-то тихонько мучает животных, чувствуя, что с людьми быть большим и сильным не удается, и т.д.

Почему ребенок не может найти нормальный, мирный способ самореализации и самоутверждения? А вот это – явно недочет взрослых! Это возникает, если ребенка воспитывают авторитарно – держат в «ежовых рукавицах».

А ведь порой родители даже не замечают собственной авторитарности, искренне считая, что так, в строгости, и нужно воспитывать детей – мол, вырастет, и будет сам за себя решать, а пока мал, пусть безоговорочно слушается!

Результат – ребенок видит, что он решительно ни на что не влияет, к его мнению не прислушиваются, им просто командуют. У него формируется логическая цепочка: чтобы на что-то повлиять, самоутвердиться, нужно быть сильнее физически или старше. И вот он находит более слабое существо и «отводит душу»! То есть, проблему жестокости у детей часто порождает именно комплекс неполноценности!

А еще, увы, причиной жестокости у детей, даже при нормальном семейном и школьном воспитании, становятся мультсериалы, фильмы-боевики, компьютерные игры и т.д. Развивать эту тему не будем, потому как об этом говорено уже столько раз — негативное влияние всей этой индустрии на детей бесспорно.

А еще, увы, причиной жестокости у детей, даже при нормальном семейном и школьном воспитании, становятся мультсериалы, фильмы-боевики, компьютерные игры и т.д. Развивать эту тему не будем, потому как об этом говорено уже столько раз — негативное влияние всей этой индустрии на детей бесспорно.

Истоки жестокости

Дети могут быть медлительными, активными, стеснительными, веселыми, обидчивыми, самолюбивыми, упрямыми, впечатлительными, тревожными, вспыльчивыми, легкомысленными, задумчивыми, фантазерами и кокетливыми и т.д. Эти качества им присущи чуть ли не от рождения, и мы можем только немного изменить их в ходе воспитания. Но вот жестокими дети становятся, только если им позволить это. Просто агрессивный ребенок или ребенок, склонный к агрессивному поведению, не обязательно станет зачинщиком травли. Он будет доставлять неприятности всем подряд, он будет стремиться что-то разрушить или выместить на ком-то свои чувства, часто без какой-либо тактики и расчета. А вот настоящий гонитель выберет себе жертву осторожно, учтет все обстоятельства, чтобы не нарваться на серьезный отпор и не нажить себе проблем. Именно поэтому детская жестокость в общении со сверстниками — это проблема не только детей. Она выходит за рамки треугольника: жертва — зачинщик — толпа (последователи, с чьего согласия творится несправедливость). Но именно равнодушие, попустительство, амбиции окружающих этих детей взрослых создают благоприятную почву для возникновения травли, и дети вязнут в этой ситуации, как в трясине. Если детей предоставить самим себе, то сильные начинают притеснять слабых, потому что они не знают, чем бы еще заняться, те их раздражают (а жертва всегда чем-то раздражает окружающих), да и просто потому, что им скучно.Нередко мы наблюдаем проявления детской агрессии, резкие всплески жестокого поведения учеников начальных классов. Обычно это бывает из-за того, что дети очень много времени проводят в довольно небольших помещениях, им негде побегать, сбросить накопившуюся энергию — и они начинают вымещать ее излишки друг на друге.

Но чаще чрезмерную детскую активность стараются не организовать, а подавить. А любое принуждение порождает протест. И если воспитатель слишком суров, а правила жесткие, то наиболее активные дети начинают вымещать свое недовольство на менее опасных объектах: своих товарищах или животных. Жалобы пострадавших либо провоцируют ужесточение правил (за что «доносчикам» мстят), либо игнорируются, потому что издевательства и притеснения никогда не происходят на виду, соответственно, не портят статистики (формальные правила жизни коллектива соблюдены). Если преследуемые пытаются как-то защищаться, сопротивляются, то они сами нередко становятся нарушителями дисциплины. В этом случае их мучители могут теперь унижать свою жертву безнаказанно, прикрываясь негодованием по поводу нарушения ими правил поведения. Тогда травля происходит с молчаливого разрешения взрослых.

Наблюдая за детьми, ставшими инициаторами травли своих сверстников, можно сделать вывод, что это не обязательно самые сильные, самые красивые, самые успешные дети в коллективе. Поведение зачинщиков травли всегда лицемерно (т. е. максимально скрыто от взрослых) и замешано на честолюбии. Самое сложное, что часто, не зная доподлинно о его поведении в кругу сверстников, ребенка трудно заподозрить в подначивании травли. С точки зрения дисциплины и отношения к старшим, зачинщики производят очень хорошее впечатление на старших, так как приветливы, послушны, внимательны ко всему, что говорит взрослый. Привечаемые учителями, эти дети интригами и ложью подчиняют себе сверстников.

  • Неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда
  • Возвращается из школы подавленным.
  • Часто плачет без очевидной причины.
  • Никогда не упоминает никого из одноклассников.
  • Очень мало говорит о своей школьной жизни.
  • Не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать домашнее задание, или вообще отказывается звонить кому-либо.
  • Ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу.
  • Одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.
  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.

  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.
  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.
  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.


В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Ссылка на основную публикацию