Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: план, вопросы, сравнительная таблица

Краткий анализ стихотворения «Пророк» по плану

1. История создания

Данное стихотворение имеет печальную историю создания.

После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд. Многих виновных сослали на вечную каторгу в Сибирь, среди них оказался и лицейский друг Александра Сергеевича Иван Иванович Пущин. Других же постигла участь ужаснее: смертная казнь.

Узнав о том, что страшный приговор приведен в исполнение, Пушкин, испытавший сильнейшее душевное потрясение, написал «Пророка». Произошло это в 1826 году.

Многие исследователи полагают, что казненные декабристы воспринимались великим гением как пророки – люди, видящие правду и не боящиеся пострадать за нее.

Опубликованное в 1828 году, стихотворение было весьма холодно встречено критикой. Многие решили: Пушкин совсем зазнался и превознес себя над обычными людьми. Однако на самом деле так поэт выражал свою скорбь.

2. Литературное направление

Произведение можно отнести к классицизму с элементами романтизма.

Оно затрагивает библейские образы, написано возвышенным языком, заставляет задуматься над серьезными философскими вопросами. С другой стороны, яркие картины и описания состояния самого лирического героя явно намекают на романтическое составляющее.

3. Род

По роду литературы это философская лирика.

4. Жанр

«Пророка» можно отнести к жанру элегии.

5. Проблематика

В стихотворении автор затрагивает проблему правдивого, открытого творчества.

Он сравнивает людей, не боящихся нести свет в общество и выступать даже против правительства, с настоящими пророками. В этом смысле не только декабристы, но и сам поэт относятся к таким божественным провидцам.

6. Тематика

В произведении затрагивается всего одна тема, невероятно важная для Пушкина и проходящая красной нитью по всему его творчеству – тема избранности поэта.

Люди, пишущие стихи, говорят от лица Бога, поэтому часто становятся гонимыми властью, осуждаемыми обществом. Однако их предназначение – нести правду, не боясь и не обращая внимания на ответные реакции.

7. Идея

У «Пророка» очень глубокая и непростая идея. Автор показывает читателю свое видение предназначения поэзии.

8. Пафос

При прочтении гениального творения Пушкина читатель невольно проникается возвышенными чувствами.

В строчках ощущается гордость, торжественность, но в то же время и некий священный ужас перед действиями серафима, и смирение. Автор настолько тонко передал переживания поэта (творца), что, читая стихотворение, невозможно оставаться равнодушным.

9. Система образов

Центральный образ – шестикрылый серафим. Именно он является лирическому герою произведения, когда тот, томимый духовными поисками, оказывается на перепутье.

Ангел ведет себя совсем непривычно: он совершает с путником страшные действия, благодаря которым тот открывается господу и получает возможность нести божественную истину людям.

Кстати, перепутье тоже глубоко символичный образ. Это тот самый выбор, который совершает любой творец. Он оказывается у места, на котором еще не поздно повернуть назад, но именно тогда появляется божественный посланник.

Теперь уже обратной дороги нет, и как бы не реагировало общество, истинный пророк будет говорить, не боясь наказания. Таков его выбор и таково его предназначение.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж, опять же, серафим. Он активная фигура произведения, субъект происходящего действия.

Воинственный ангел становится проводником для будущего пророка: открывает истину, которую отныне может слышать и вещать лирический герой.

И хотя его действия пугающе жестоки, но ведь и правда познается сложно, ценой потерь, иногда даже жизни. Чтобы стать пророком, вещающим от лица самого господа, необходимо пройти через сложные испытания, – вот о чем говорит Пушкин.

11. Лирический герой

Лирический герой тут – художественная проекция самого Пушкина.

Вообще, образ пророка, скорее, собирательный, потому что большинство исследователей полагает: в нем автор воплотил черты погибших друзей-декабристов.

Однако он всегда воспринимал поэзию как способ говорить с народом от лица господа. И раз он сам творил, значит, пророческие качества были свойственны и ему.

Повествование ведется от лица лирического героя, которому постепенно открывается истина.

12. Сюжет

Действие разворачивается в «мрачной пустыне», у распутья, на котором оказывается путник – изможденный, усталый. Здесь будущему пророку является «шестикрылый серафим», который сначала легко касается «зениц» лирического героя.

Глаза раскрываются, зрению становится доступно то, чего никогда не увидит обычный человек. Не зря автор вводит образ орлицы. Ведь всем известно, насколько хорошо и четко видят эти хищные птицы.

Затем серафим касается ушей пророка – и ему открываются новые, доселе неслышимые звуки.

Наконец, ангел вырывает человеческий язык и вставляет змеиное жало. Тоже очень значимый, яркий символ. Ведь змеи издавна воспринимались как мудрые, сакральные животные. Кроме того, правда очень часто жалит, кусает в самое сердце.

В завершение божественный посланник вынимает сердце человека и вставляет ему в грудь пылающий уголь.

Проделав кровавый ритуал, серафим отпускает новоиспеченного пророка. Лирический герой лежит в пустыне, подобно мертвецу, и вдруг слышит наставление Господа:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

13. Композиция

Стихотворение имеет классическую линейную композицию.

  • Экспозиция – путешествие будущего пророка по пустыне.
  • Завязка – встреча с серафимом.
  • Развитие действия – поступки воинственного ангела.
  • Кульминация – нахождение новоиспеченного пророка в пограничном состоянии в пустыни.
  • И, наконец, развязка – обращение господа к своему новому «голосу», напутственные слова своему посланнику.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано в традициях классицизма. Здесь мы видим характерное триединство – времени, места и действия.

Кроме того, поэт использует возвышенный язык, много старославянизмов, церковную лексику: «серафим», «зеницы», «десница», «уста», «восстань», «виждь», «внемли».

Стихотворение переполнено глаголами, отчего действие развивается стремительно, и перед глазами изумленного читателя предстает яркая картина.

С другой стороны, тут есть и признаки романтизма. Повествование идет от первого лица, и читатель получает непосредственные эмоции от лирического героя. Передаются его чувства и ощущения: «духовная жажда», изумление, испуг.

15. Рифма и размер

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, размером, который больше всего любил зрелый Пушкин.

  • перекрестная АБАБ (первые четыре строки),
  • парная ВВГГ (следующие четыре стиха),
  • опоясывающая ДЕЕД (стихи 11-14) и т.д.

Автор сознательно использовал такие приемы, чтобы сделать произведение многослойнее, разнообразнее, сложнее.

15. Средства художественной выразительности

Пушкинский «Пророк» наполнен средствами художественной выразительности.

  • метафор («духовной жаждою томим», «угль, пылающий огнем»),
  • эпитетов («десницею кровавой», «грешный язык», «подводный ход», «трепетное сердце», «шестикрылый серафим»),
  • сравнений («как труп», «как у испуганной орлицы»).

16. Значение произведения

Стихотворение значимо для понимания всего творчества великого русского поэта. Оно определяет место поэта и поэзии. Эта тема красной нитью проходит по всему пушкинскому литературному наследию.

17. Актуальность

«Пророк» затрагивает важнейшие философские темы, которые всегда будут волновать человека: предназначение творца и его творчества. Оно актуально и в наши дни.

18. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно невероятно образно, красиво и выразительно. Читаешь и представляешь картину прямо перед глазами.

19. Чему учит

Стихотворение учит правильному отношению к творчеству, пониманию поэзии и прозы, видению ее со стороны самого автора. Оно помогает воспринимать литературу и слышать голоса авторов.

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

«Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.

Метафоры«духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты«шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения«персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием – расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. « Шестикрылый серафим » оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей. После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: « Глаголом жги сердца людей ».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых » слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр – элегия, так как автор размышляет над вечной философской проблемой. В произведении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый» , сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Читайте также:  Как происходит опыление растений? Каким растениям помогают размножаться животные и птицы?

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Пророк»

Лирика А. С. Пушкина, равно как и М. Ю. Лермонтова, затрагивает широкую проблематику. Авторы создавали самые разные произведения, раскрывающие многие важные темы. Разумеется, исключением не стала проблема поэта и поэзии, характерная для творчества обоих поэтов. В двух стихотворениях с одноименным названием «Пророк» А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов дают точное определение поэту: он — прорицатель, дарующий истину. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробнее разобраться в этом и сравнить замечательные работы авторов.

Жанр, размер, композиция

«Пророк» А. С. Пушкина, созданный в 1826 году, является лирическим стихотворением по жанровому определению. В центре повествования – описание внутреннего мира героя, его чувств.

Стихотворный размер пушкинского «Пророка» — четырехстопный ямб. Безударный слог сменяется ударным при четырех повторениях – это и есть избранный поэтом размер. Данный критерий анализа снова обнаруживает схожесть между лермонтовским и пушкинским «Пророками»: М. Ю. Лермонтов также использует 4-стопный ямб.

Несмотря на то, что А. С. Пушкин повествуют о судьбе пророка последовательно (линейная композиция), здесь появляются яркие черты кольцевой композиции. Сначала герой видит «шестикрылого серафима», который открывает ему правду, ранее неведомую. К концу же стихотворения путник снова встречается с потусторонней силой – богом, диктующим ему свою волю. Иначе у М. Ю. Лермонтова: всеведущий пророк оказывается изгнанным из общества. Линейная композиция способствует простоте восприятия, а кольцевая – добавляет новые смыслы. При этом, хотя пророк М. Ю. Лермонтова и не встречается с богом, в тексте стихотворения присутствует явная отсылка к божьей воле (благодаря которой лирический герой и стал гением).

Жанр «Пророка» М. Ю. Лермонтова (1841) (так же, как и пушкинского) — лирическое стихотворение. Однако М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди. Как и у А. С. Пушкина, лермонтовский герой чувствителен, читатель видит его переживания. Но внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет исповедального характера повествования, за счет монолога лирического героя.

Композиционно «Пророк» М. Ю. Лермонтова может быть представлен следующим образом. Жизнь героя до уединения в пустыне – одиночество – возвращение в общество, в город. Композиция стихотворения помогает читателю сконцентрироваться на конкретных проблемах каждой условной части лирического произведения (гений поэта как снизошедший по божьей воле дар, непризнание поэта и его отрешенность от мира людей, отношения поэта и толпы).

Образы и символы

А. С. Пушкин «Пророк»:

Пророк томится духовно, ему необходимо сильное потрясение для того, чтобы пробудиться, испытать нечто новое – вдохновиться. Шестикрылый серафим буквально «открыл» глаза и уши герою: теперь он видит мир совершенно иначе, его сознание перевернулось. Он признает, что прежде язык его был «празднословным» и «лукавым». Отныне цель лирического героя – «глаголом жечь сердца людей».

Лирический герой предстает в образе пророка. Именно от его лица ведется повествование, раскрывается внутренний мир. Образ толпы нарисован весьма схематично. Читатель догадывается только о том, что сердца людей могут «зажечься» от слова гения. Поймет его общество или нет, неизвестно, ведь сам пророк, грешный, вышел оттуда не знающим истины, но стал духовно богаче, познав ее.

М. Ю. Лермонтов «Пророк»:

Напротив, гений пророка М. Ю. Лермонтова остается покинутым и непризнанным. Всеведение лирического героя – здесь им также оказывается пророк – жестоко отвергается невежественным обществом. Действительно, люди презирают его – он понят только в пустыне, звездами и зверями. Лирический герой не испытывает тоски по этому поводу, он доволен своей участью. Вокруг него в пустыне тишина и радость гармонии. Благодаря исповеди, к которой прибегает М. Ю. Лермонтов в стихотворении, легче представить душевное состояние лирического героя. Он смирен, не испытывает ответной ненависти и неприязни к социуму.

Город становится средоточием толпы – это сборище невежд, не желающих принимать плоды науки и открывать глаза истине. Толпа жестока: она бросает в пророка камни, она смеется и унижает его – она изгоняет героя из жизни.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика стихотворений в целом схожи. Пророк – это поэт, миссия которого просветить общество. Поэзия – основной язык пророка, с помощью которого он разговаривает с толпой.

  • Поэт и поэзия. Пророк и А. С. Пушкина, и М. Ю. Лермонтова избран богом. Каждый из них выполняет задачу, поставленную высшей силой.
  • И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов видят предназначение поэта в том, чтобы донести истину до общества. Об участи пушкинского героя читатель не знает, но судьба лермонтовского гения печальна: он не понят, изгнан, унижен. А. С. Пушкин не раскрывает проблему поэта и толпы так наглядно, как это делает М. Ю. Лермонтов. В первом случае для автора важнее показать скорее прозрение самого пророка. Во втором случае («Пророк» М. Ю. Лермонтова) важнее уже реакция общества на просвещение и на гений героя.
  • Отсюда вытекает проблема взаимоотношений поэта и толпы. Поэт несет свет ученья в мрачное от незнания общество. Толпа решает, внять ли мудрости гения или жестоко отвергнуть его. Она выбирает осмеяние и презрение по отношению к пророку М. Ю. Лермонтова. Пушкинский герой готов просвещать «темную» толпу, но ее реакция скрыта от читателя. В любом случае оба поэта рисуют народные массы порочными и невежественными.

Основная идея

В обоих стихотворениях пророк – собирательный образ. Он олицетворяет собой поэта вообще. В обоих произведениях читатель видит: пророк обладает знанием и хочет поделиться им со всеми, но в одном из них люди отвергают любые стремления гения.

Главная мысль у А. С. Пушкина – поэт должен, прежде всего, видеть и слышать. Из грешного и празднословного человека пророк стал гением, предназначение которого «жечь сердца людей». Главное – понять истинную цель искусства. Именно в этом стихотворении А. С. Пушкин и утвердил ценности и стремления, относящиеся к любому творцу и к нему самому.

Смысл М. Ю. Лермонтова заключается в парадоксальном одиночестве поэта в толпе, яростно сопротивлявшейся ученью. Пророк находится значительно выше общества в духовном развитии: он обладает непреложной истиной, но люди не хотят ее знать, и любому таланту нужно быть готовым к осмеянию и изгнанию. Возможно, автор написал своего «Пророка» в качестве продолжения пушкинского стихотворения. Он изобразил дальнейшую печальную судьбу того, кто «глаголом жег сердца людей»: они просто выгнали его. Эта версия находит основание в реальной жизни поэтов: если А. С. Пушкин был вдохновлен революционным ажиотажем декабристов, был уверен в светлом будущем после решительных перемен, после прозрения, то М. Ю. Лермонтов был представителем поколения разочарованных дворян, которые увидели, что восстание ни к чему не привело. Отсюда сходства и различия «Пророков»: один еще верит в успех просвещения, другой уже нет.

Средства художественной выразительности

В обоих стихотворениях отведено значительное место средствам художественной выразительности. Среди них такие тропы, как:

  • эпитет (пылающий, мудрыя; вечный, чистые);
  • метафора (духовной жаждою томим, неба содроганье);
  • олицетворение (глас воззвал; звезды слушают);
  • сравнение (как труп; как птицы).

А. С. Пушкин гиперболизирует: то пророку является шестикрылый серафим, то взывает божий глас. М. Ю. Лермонтов, отсылая читателя к богу при создании образа всеведущего пророка, также использует гиперболу. Такой прием помогает определить богоизбранность, исключительность поэта.

Оба автора прибегают и к синтаксическим приемам, например, к инверсии («правды чистые ученья» — у М. Ю. Лермонтова; «отверзлись вещие зеницы» — у А. С. Пушкина). Единоначатие, или анафора, у А. С. Пушкина занимает особенное место при создании картины, открывшейся пророку после видения. Прием помогает нарисовать картину изменений в герое. Анафора встретилась и в лермонтовском стихотворении – в последних двух строфах. Здесь М. Ю. Лермонтов показал обращение старцев к детям: наставление старшего поколения младшему – презирать поэта и его мудрость. Повторяющиеся элементы (смотрите; как) усиливают оторванность толпы от гения.

Любовь и злоба противопоставляются у М. Ю. Лермонтова, жизнь и смерть со всей многозначностью – у А. С. Пушкина (прием антитезы). Противопоставление усиливает контрасты, создает более яркий образ и среду, в которой существует лирический герой.

“Пророк” – сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

История написания стихов

А. С. Пушкин написал своего «Пророка» в 1826 году. Стихотворение было посвящено восстанию и казни декабристов. Поэт хорошо знал казнённых, дружил с ними и считал их благороднейшими людьми своего времени. Свой протест случившемуся он выразил в строках этого стихотворения. В это время его более всего заботил духовный аспект человеческой жизни.

Произведение Лермонтова преисполнено душевной боли и горьких переживаний. Его стихотворение служит как бы продолжением пушкинского. Между произведениями отслеживается духовная преемственность.

Своё стихотворение Лермонтов создал накануне гибели. Он как будто предсказывал собственную трагическую судьбу и непростой жизненный путь. За серию стихов («На смерть поэта», «Родина» и др.) Лермонтов попал в опалу и был сослан на передовые линии Кавказской войны. Официальным предлогом для ссылки была дуэль с сыном французского посла. Однако его стихи становились всё более прямыми и открыто выражали взгляды поэта.

Подавленность и обречённость, пронизывающие стихотворения Лермонтова – это не только его реакция на опалу и ссылку. Такие настроения царили тогда среди просвещённого российского общества. В целом авторов обоих произведений постигла одна и та же участь – непонимание окружающих и ранний уход из жизни.

Содержание произведений

В произведениях Пушкина и Лермонтова главные герои наделены даром провидения. Прототипом пушкинского персонажа стал библейский пророк Исайя, лермонтовского – Иеремия:

  1. Герою Пушкина открывается высшая истина, которую он должен донести до людей. Поэт описывает создание пророка. Всевышний посылает серафима наделить героя необходимыми качествами. Стихотворение отражает веру автора в высшую справедливость и человеческую душу.
  2. Герой Лермонтова, напротив, страдает от того, что люди не верят в истину, которую он пытается донести. Его окружает всеобщее презрение. Внешность персонажа вполне человеческая – он бледный и худой, одет в отрепья. Пророк бредёт по городу и слышит оскорбления в свой адрес. Он лишён надежды и не верит в будущее.

Главная идея

Основная идея, которая прослеживается в стихотворениях обоих авторов – это противостояние поэта и общества. Однако пушкинский персонаж представлен как превосходящий человеческие пороки. Истина открывается ему в служении людям и донесении до них истины и воли Творца. Из «мрачной пустыни» пушкинский герой стремится к людям. По мнению автора, за полученный дар пророк обязан послужить людям и пожертвовать ради них своей жизнью. Его цель – нести свет и добро. Это главное, чем различаются образы поэта-пророка и писателя.

Лермонтовский пророк – абсолютная противоположность герою Пушкина. Поэт выражает свои взгляды, но не находит понимания среди окружающих его людей. В отчаянии он уходит от общества в пустыню. Стихотворение наполнено отчаянием и безысходностью. Поэт ощущает своё бессилие донести до людей истину. За свои старания он подвергается унижению и гонениям.

Читайте также:  Имена для мальчиков, рожденных зимой, весной, летом, осенью 2020. Счастливые мужские имена в 2020 году. Характерные черты мальчиков, рожденных в 2020 году

Основная идея у этих стихотворений одна. Оба они написаны как некие метафоры. Но авторы по-разному видят пророческую роль поэта в обществе и описывают разные стороны этого пути:

  1. В стихах Пушкина описывается процесс преображения поэта в пророка и даётся направление следования.
  2. Стихи Лермонтова больше внимания уделяют тому, насколько труден и наполнен страданиями этот путь.

Темы и проблемы

Оба стихотворения затрагивают схожие проблемы. Основные темы, раскрытые авторами:

  1. Предназначение поэта и поэзии – быть избранными Богом пророками. Их главное предназначение – донести до человечества истину.
  2. Проблема отношения поэта и толпы – у Пушкина она не раскрыта, но Лермонтов наглядно показывает её. Пророк у него не понят окружающими, унижен и изгнан из общества.

В обоих случаях поэты представляют народные массы тёмными, невежественными и порочными.

Особенности жанра и техники

Оба великих произведения русских поэтов созданы в едином жанре – лирической исповеди. Пушкин делает своего персонажа величественным и значительным. Для этого он пользуется старославянизмами и другими приёмами для усиления торжественности описания. Всё стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано в возвышенном духе.

В этом заключался намёк Пушкина на то, что поэзия в целом и оды в частности не должны служить только власть имущим. Ранее оды посвящали монаршим особам и писали по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и пр. В своём творении Пушкин бросает вызов мастерам старой школы – Ломоносову, Державину, Карамзину.

Судьба главного героя описывается последовательно. Этот приём носит название линейной композиции. Однако здесь отчётливо прослеживается и кольцевая композиция, при которой описание некоторых событий повторяется:

  1. В самом начале бредущему по пустыне герою является высшая сила в образе шестикрылого серафима. Она открывает ему неведомую доселе истину и преображает его духовно и физически.
  2. В конце сочинения пророк вновь сталкивается с высшей силой – Бог направляет его и диктует дальнейшие поступки.

Стихотворный размер рифмы, которым написаны оба «Пророка» — четырёхстопный ямб.

Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж выглядит более «земным» и реальным. Лексика стихотворения более современная. Оно написано в стиле неоромантизма. Каждая строка пронизана глубокой душевной печалью и тяжестью возложенного на себя бремени. Жанр произведения – лирический. Однако в нём присутствует не столько описание событий, сколько исповедь героя. Читателю открываются его переживания и внутренний мир.

Лермонтов также объединяет в своём творении линейную и кольцевую композиции. Благодаря первой, смысл стиха легко воспринимается, вторая добавляет ему глубины и красок. Герой Лермонтова не встречается с высшей силой напрямую. Однако его пророческий дар – ссылка на Божью волю.

Композиция лермонтовского стиха включает:

  1. Жизнь героя до уединения с попытками донести до людей истину.
  2. Изгнание и жизнь в пустыне.
  3. Возвращение в город.

Таким образом, поэт даёт возможность читателю ощутить остроту каждой из раскрытых проблем – гениальность поэта как Божий дар, его отрешённость от мира и отношения с толпой.

Средства художественной выразительности

Эти средства применяются авторами обоих произведений. Наиболее значимыми являются следующие:

  1. Эпитеты – они придают речи экспрессивности и выразительности (пример: мудрые, пылающий, чистые, грешный, лукавый).
  2. Метафора – более обобщённый приём, перенос значения по похожему признаку.
  3. Олицетворение – придание признаков живого существа («звёзды слушают» и пр.).
  4. Сравнение.
  5. Гипербола – используется, чтобы подчеркнуть мысль о богоизбранности пророка, его исключительную роль.
  6. Антитеза – поэты противопоставляют любовь злобе, жизнь — смерти и пр. Это усиливает яркость образов главного героя и среды, в которой он существует.

Персонаж Пушкина одолеваем духовной жаждой. Он нуждается в сильном потрясении, чтобы возродиться морально. Таким потрясением для него становится встреча с серафимом. Теперь герой совсем по-другому видит окружающий его мир, почему его сознание коренным образом меняется. Если раньше его язык был «празднословным и лукавым», теперь его основная задача – жечь людские сердца словами (глаголом).

Образ толпы у Пушкина практически не прорисован. О её существовании можно догадаться только по тому, что пророк будет затрагивать людские сердца. Неизвестно, как будут восприняты слова поэта людьми, не знающими истины.

Пророк Пушкина отличается от пророка Лермонтова. Последний уже познал отношение и неприязнь толпы. Невежественные люди оттолкнули его и подвергли насмешкам. Единственные, кто его понимают – это звери в пустыне и высокие звёзды. Но герой не испытывает тоски, он наслаждается тишиной и гармонией пустыни.

Город в стихотворении Лермонтова описывается как средоточие невежественности. Живущие в нём не желают принимать истину и знания. Толпа забрасывает камнями пророка.

Сравнительный анализ

Сопоставительное сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова — таблица:

сравнительный признакхарактеристика у Пушкинахарактеристика у Лермонтова
жанрлирическое повествованиелирическая исповедь
поднятые вопросыдолг поэта перед обществом и его место в миреотношения поэта и толпы
литературные приёмыгиперболы, сравнения, метафоры, эпитетысравнения, метафоры, эпитеты, антитезы
главная идеядолг поэта-пророка донести истину до людейнепринятие пророка толпой
стиль написанияклассицизм, можно сопоставить с одой у мастеров старой поэтической школынеоромантизм
основное сходствоподнята проблематика роли поэта в обществе, написано в лирической тональности четырёхстопным ямбом, используется линейная и циклическая композиция
различияповествует о начале пути пророкараскрывает дальнейшую судьбу пророка и его отношения с людьми

Стихотворение Пушкина является логическим началом темы отношений поэта и общества. Здесь описано самое начало истории – поиск героем знаний и истины, явление ему божьего посланника, духовное и физическое преображение. В аллегорической форме здесь отражена способность поэта видеть и чувствовать то, что недоступно остальным людям.

«Пророк» Лермонтова логически продолжает тему. Здесь как будто показано, какое будущее ждёт того, кто стал исполнителем Божьей воли и прорицателем истины. Лермонтов в своём стихотворении описывает не только себя. Он ссылается на библейский стих – пророк Иеремия также подвергался гонениям от своих современников.

Здесь просматривается намёк и на другого гениального пророка – Пушкина и его судьбу. Ему тоже приходилось неоднократно становиться добровольным узником, скрывшись в своём родовом имении.

Персонаж Лермонтова может быть счастливым только в уединении, ведя диалог со звёздами и животными. В этом отражается вся трудность пути пророков. Для обычных людей они становятся изгоями. Ведь большинство людей верит лишь тому, чему хочет верить.

Оба произведения написаны в лирическом жанре и основаны на библейских темах. Они подчёркивают общность судьбы тех древних пророков и поэтов в современном им обществе.

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Пророк»

Лирика А. С. Пушкина, равно как и М. Ю. Лермонтова, затрагивает широкую проблематику. Авторы создавали самые разные произведения, раскрывающие многие важные темы. Разумеется, исключением не стала проблема поэта и поэзии, характерная для творчества обоих поэтов. В двух стихотворениях с одноименным названием «Пророк» А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов дают точное определение поэту: он — прорицатель, дарующий истину. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробнее разобраться в этом и сравнить замечательные работы авторов.

Жанр, размер, композиция

«Пророк» А. С. Пушкина, созданный в 1826 году, является лирическим стихотворением по жанровому определению. В центре повествования – описание внутреннего мира героя, его чувств.

Стихотворный размер пушкинского «Пророка» — четырехстопный ямб. Безударный слог сменяется ударным при четырех повторениях – это и есть избранный поэтом размер. Данный критерий анализа снова обнаруживает схожесть между лермонтовским и пушкинским «Пророками»: М. Ю. Лермонтов также использует 4-стопный ямб.

Несмотря на то, что А. С. Пушкин повествуют о судьбе пророка последовательно (линейная композиция), здесь появляются яркие черты кольцевой композиции. Сначала герой видит «шестикрылого серафима», который открывает ему правду, ранее неведомую. К концу же стихотворения путник снова встречается с потусторонней силой – богом, диктующим ему свою волю. Иначе у М. Ю. Лермонтова: всеведущий пророк оказывается изгнанным из общества. Линейная композиция способствует простоте восприятия, а кольцевая – добавляет новые смыслы. При этом, хотя пророк М. Ю. Лермонтова и не встречается с богом, в тексте стихотворения присутствует явная отсылка к божьей воле (благодаря которой лирический герой и стал гением).

Жанр «Пророка» М. Ю. Лермонтова (1841) (так же, как и пушкинского) — лирическое стихотворение. Однако М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди. Как и у А. С. Пушкина, лермонтовский герой чувствителен, читатель видит его переживания. Но внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет исповедального характера повествования, за счет монолога лирического героя.

Композиционно «Пророк» М. Ю. Лермонтова может быть представлен следующим образом. Жизнь героя до уединения в пустыне – одиночество – возвращение в общество, в город. Композиция стихотворения помогает читателю сконцентрироваться на конкретных проблемах каждой условной части лирического произведения (гений поэта как снизошедший по божьей воле дар, непризнание поэта и его отрешенность от мира людей, отношения поэта и толпы).

Образы и символы

А. С. Пушкин «Пророк»:

Пророк томится духовно, ему необходимо сильное потрясение для того, чтобы пробудиться, испытать нечто новое – вдохновиться. Шестикрылый серафим буквально «открыл» глаза и уши герою: теперь он видит мир совершенно иначе, его сознание перевернулось. Он признает, что прежде язык его был «празднословным» и «лукавым». Отныне цель лирического героя – «глаголом жечь сердца людей».

Лирический герой предстает в образе пророка. Именно от его лица ведется повествование, раскрывается внутренний мир. Образ толпы нарисован весьма схематично. Читатель догадывается только о том, что сердца людей могут «зажечься» от слова гения. Поймет его общество или нет, неизвестно, ведь сам пророк, грешный, вышел оттуда не знающим истины, но стал духовно богаче, познав ее.

М. Ю. Лермонтов «Пророк»:

Напротив, гений пророка М. Ю. Лермонтова остается покинутым и непризнанным. Всеведение лирического героя – здесь им также оказывается пророк – жестоко отвергается невежественным обществом. Действительно, люди презирают его – он понят только в пустыне, звездами и зверями. Лирический герой не испытывает тоски по этому поводу, он доволен своей участью. Вокруг него в пустыне тишина и радость гармонии. Благодаря исповеди, к которой прибегает М. Ю. Лермонтов в стихотворении, легче представить душевное состояние лирического героя. Он смирен, не испытывает ответной ненависти и неприязни к социуму.

Город становится средоточием толпы – это сборище невежд, не желающих принимать плоды науки и открывать глаза истине. Толпа жестока: она бросает в пророка камни, она смеется и унижает его – она изгоняет героя из жизни.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика стихотворений в целом схожи. Пророк – это поэт, миссия которого просветить общество. Поэзия – основной язык пророка, с помощью которого он разговаривает с толпой.

  • Поэт и поэзия. Пророк и А. С. Пушкина, и М. Ю. Лермонтова избран богом. Каждый из них выполняет задачу, поставленную высшей силой.
  • И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов видят предназначение поэта в том, чтобы донести истину до общества. Об участи пушкинского героя читатель не знает, но судьба лермонтовского гения печальна: он не понят, изгнан, унижен. А. С. Пушкин не раскрывает проблему поэта и толпы так наглядно, как это делает М. Ю. Лермонтов. В первом случае для автора важнее показать скорее прозрение самого пророка. Во втором случае («Пророк» М. Ю. Лермонтова) важнее уже реакция общества на просвещение и на гений героя.
  • Отсюда вытекает проблема взаимоотношений поэта и толпы. Поэт несет свет ученья в мрачное от незнания общество. Толпа решает, внять ли мудрости гения или жестоко отвергнуть его. Она выбирает осмеяние и презрение по отношению к пророку М. Ю. Лермонтова. Пушкинский герой готов просвещать «темную» толпу, но ее реакция скрыта от читателя. В любом случае оба поэта рисуют народные массы порочными и невежественными.
Читайте также:  Чем можно кормить ребенка в 4 месяца? Меню, рацион и режим питания ребенка в 4 месяца

Основная идея

В обоих стихотворениях пророк – собирательный образ. Он олицетворяет собой поэта вообще. В обоих произведениях читатель видит: пророк обладает знанием и хочет поделиться им со всеми, но в одном из них люди отвергают любые стремления гения.

Главная мысль у А. С. Пушкина – поэт должен, прежде всего, видеть и слышать. Из грешного и празднословного человека пророк стал гением, предназначение которого «жечь сердца людей». Главное – понять истинную цель искусства. Именно в этом стихотворении А. С. Пушкин и утвердил ценности и стремления, относящиеся к любому творцу и к нему самому.

Смысл М. Ю. Лермонтова заключается в парадоксальном одиночестве поэта в толпе, яростно сопротивлявшейся ученью. Пророк находится значительно выше общества в духовном развитии: он обладает непреложной истиной, но люди не хотят ее знать, и любому таланту нужно быть готовым к осмеянию и изгнанию. Возможно, автор написал своего «Пророка» в качестве продолжения пушкинского стихотворения. Он изобразил дальнейшую печальную судьбу того, кто «глаголом жег сердца людей»: они просто выгнали его. Эта версия находит основание в реальной жизни поэтов: если А. С. Пушкин был вдохновлен революционным ажиотажем декабристов, был уверен в светлом будущем после решительных перемен, после прозрения, то М. Ю. Лермонтов был представителем поколения разочарованных дворян, которые увидели, что восстание ни к чему не привело. Отсюда сходства и различия «Пророков»: один еще верит в успех просвещения, другой уже нет.

Средства художественной выразительности

В обоих стихотворениях отведено значительное место средствам художественной выразительности. Среди них такие тропы, как:

  • эпитет (пылающий, мудрыя; вечный, чистые);
  • метафора (духовной жаждою томим, неба содроганье);
  • олицетворение (глас воззвал; звезды слушают);
  • сравнение (как труп; как птицы).

А. С. Пушкин гиперболизирует: то пророку является шестикрылый серафим, то взывает божий глас. М. Ю. Лермонтов, отсылая читателя к богу при создании образа всеведущего пророка, также использует гиперболу. Такой прием помогает определить богоизбранность, исключительность поэта.

Оба автора прибегают и к синтаксическим приемам, например, к инверсии («правды чистые ученья» — у М. Ю. Лермонтова; «отверзлись вещие зеницы» — у А. С. Пушкина). Единоначатие, или анафора, у А. С. Пушкина занимает особенное место при создании картины, открывшейся пророку после видения. Прием помогает нарисовать картину изменений в герое. Анафора встретилась и в лермонтовском стихотворении – в последних двух строфах. Здесь М. Ю. Лермонтов показал обращение старцев к детям: наставление старшего поколения младшему – презирать поэта и его мудрость. Повторяющиеся элементы (смотрите; как) усиливают оторванность толпы от гения.

Любовь и злоба противопоставляются у М. Ю. Лермонтова, жизнь и смерть со всей многозначностью – у А. С. Пушкина (прием антитезы). Противопоставление усиливает контрасты, создает более яркий образ и среду, в которой существует лирический герой.

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9, 10 класс

Знаменитое стихотворение великого русского писателя Александра Пушкина, написанное в 1826 году, было посвящено его друзьям декабристам. Стоит отметить, для тех, кто не знает декабристы, в те времена были очень жестко наказаны правительством. Именно в это время многие друзья, нужно добавить довольно близкие друзья поэта были расстреляны или отправлены в ссылку.

Данным произведением поэт хотел, как бы дать отпор власти на их жестокие действия. Только вот данный отпор был как бы зашифрованным, так, как открыто, дать отпор власти Пушкин просто не имел права, да ему и не дали бы этого сделать.

Анализируя данное произведение можно сделать вывод, что главный герой не чувствует себя обделенным или оскверненным тем, что творится вокруг него, но в тоже время ему неприятно, больно и тяжело смотреть на произвол, который творится в стране.

Именно поэтому он становится избранным, пророком, который может наказывать и карать людей, поступающих подло и несправедливо.

Данное произведение наполнено большим количеством различных эпитетов, и других литературных приемов, которые помогли поэту сделать данное стихотворение ярким, красочным и очень запоминающимся.

Нужно так же заметить, что в данном произведении Пушкин очень часто использует союз “и”, которым старается показать как едино все происходящее вокруг.

В заключении хотелось бы еще добавить, что данное стихотворение очень точно передало чувства и эмоции поэта, его отношение ко всему. Дело в том, что Александр очень сильно и болезненно переживал всё происходящее с его друзьями, но открыто не мог ничего предпринять, и поэтому ему ни чего не оставалось, кроме как передать все свои чувства на бумагу. Критики и специалисты в области литературы утверждают, что данное стихотворение носит очень сильный смысл, и несмотря на его зашифрованность он был понят и правильно растолкован правительством.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина

Стихотворение «Пророк», написанное в 1826г., как душевный порыв на события связанные с декабристами и в период трудностей самого поэта, когда он находился в ссылке в Михайловском. Стихотворение, безусловно, является примером философской лирики, созданное в жанре оды, что доказывает использование старославянской высокопарной лексики и описания момента, данное произведение как нельзя лучше объясняет истинное назначение поэта и его творчества на этой земле.

За счет использования столь необычной формы написания, а именно, визуального слияния лирического героя и поэта, многие товарищи стали скептически относиться к личности Пушкина, посчитав его слишком высокомерным, ведь он прировнял себе к тому, кого избрал сам Бог. Но, обратившись к глубокому анализу текста, становится понятно, что Пушкин ничуть не пытается возвысить свою персону, напротив он указывает истинный путь каждого из служителей пера.

Четырехстопный ямб без деления на строфы, подчеркивает определенную ритмику стихотворения, а так же наиболее глубоко передают переживания лирического героя. Использование библейского сюжета и привлечение в текст конкретного библейского персонажа – серафима, одного из самых верных ангелов Господа, волю которого он исполняет, выбрав странника и наделив его столь великими дарами, так же обусловлено спецификой жанра. Условно стихотворение можно разделить на три части.

В первой части теста лирический герой представлен скитальцем, он жаждет духовного наполнения. Всего лишь в одном предложении создается столь яркий образ.

Вторая часть описывает встречу с посланником небес, а значит, каждый поэт заведомо избран свыше.

Третья часть – преображение лирического героя из простого странника, в глашатая божественной воли. Но не все так просто, для этого, обычному человеку необходимо пережить ряд трансформаций. Для начала у него обостряется слух и зрение, за счет чего он получает возможность узреть этот мир совершенно под другим углом, уловить то, что не доступно каждому из нас. После ангел вырывает язык, который назван эпитетами – празднословный, грешный и лукавый, потому что именно язык человека лежит у истоков самых страшных грехов, за счет него мы можем врать, льстить, сквернословить, и только лишившись его, появляется возможность говорить истину. Но и этого мало, чтобы стать истинным поэтом, ведь сердце поэта должно гореть желанием творить для людей, трепетать, переживать, любить, проживать каждый миг с теми, кому ты посвящаешь свои стихи. Именно поэтому в груди странника оказывается горящий огонь. Подобно Данко, с горящим сердцем, поэт несет огонь своей души людям.

По праву данное стихотворение следует считать одним из лучших образцов поэтического творчества, который так четко объясняет назначение поэта и поэзии.

Вариант №3

Одним из самых знаковых произведений в творчестве А. С. Пушкина является стихотворение «Пророк». Оно навеяно трагическими событиями 14 декабря 1825 года, когда сотни талантливейших передовых и прогрессивных либерально настроенных людей попытались изменить этот мир. Произошло Восстание декабристов. И А. С. Пушкин, находясь под сильным впечатлением от того, что его друзья, кто отправлен в ссылку, кто в опале, а зачинщики волнений – казнены, излил свои переживания на бумагу. Лирический герой, словно сам Пушкин, внезапно прозревает и смотрит на жизнь совсем иным взглядом. Он понял, что всю жизнь жил, не так и следовал не тому, его идеи были пусты и ложны. «Шестикрылый серафим» приоткрыл занавес и указал лирическому герою на его предназначенье. Это своеобразный манифест поэта-творца с библейской подоплёкой.

Преображение лирического героя-поэта легко наблюдать благодаря чёткой структуре стихотворения. Можно условно разделить его на 3 части: изначально он, как раскрывают этот момент эпитеты: «духовной жаждою», «в пустыне мрачной», прибывал в коматозном и плачевном состоянии. Лирический герой истосковался по духовной пище, он находится в поиске – ищет себя. Затем происходит судьбоносная встреча с «шестикрылым серафимом», которая в корне изменила его мировоззрение, что отлично показывает такое средство художественной выразительности, как сравнение: «как у испуганной орлицы». Серафим вдохнул поэта жизнь, а Бог своим обращением: «Восстань, пророк…», – определил ей новый смысл.

Если вспоминать библейские каноны, то серафим – это исключительный ангел, который является только лучшим из лучших, избранным людям. Именно такими А. С. Пушкину представляются люди искусства, поэтому их предназначение выражается в метафоре: «Глаголом жги сердца людей». Они должны доносить до людей истину и пробуждать в них чувства.

Старославянская лексика: «виждь», «мудрыя», «зениц» использованы для придания стихотворению атмосферы святости и духовности. Поэт-пророк сродни пророку из библейских сюжетов.

Излюбленный А. С. Пушкиным четырёхстопный ямб с вкраплениями из пиррихиев придаёт болезненный ритм и почти бешеную динамичность. Смешенная рифма добавляет необычности и без того оригинальному стихотворению.

Возведение служителя искусства – поэта в ранг пророка послужило началом определения роли поэтов и писателей в обществе. А. С. Пушкин породил новое веяние в русской литературе – тему особой миссии творцов.

9, 10 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Пророк

Популярные темы анализов

Игорь Северянин удивительный писатель начала двадцатого века, его творчество начиналось в период рождения такого литературного направления как футуризм и стихотворения имели много общего с этим специфическим направлением.

Стихотворение «Разуверение» относится к любовной лирике Евгения Баратынского. Сам поэт был довольно талантливой и загадочной фигурой литературы своего времени.

Патриотизм и любовь к родному краю – вот какими чувствами должен обладать настоящий человек, гражданин своей страны. Он должен знать свою историю, помнить о своих героях и стараться быть хоть чуточку похожим на них.

После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,

Знаменитый советский поэт 50-х годов Николай Заболоцкий появился в литературе как мастер поэтических произведений и стал самым читаемым автором до настоящего периода. Все его мечты начать поэтическую деятельность сбывались постепенно.

Ссылка на основную публикацию