Анализ стихотворения «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина: план, вопросы, самое главное для сочинения, художественные средства, композиция

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

История создания – стих написан в 1836 году и опубликован в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внес Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и пего произведений в общественной жизни, их важного предназначения.

Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.

Метафоры – “ не зарастет народная тропа “.

Эпитеты – “ памятник нерукотворный “, народная тропа “, “ гордый внук “.

Инверсии – “ главою непокорной “, “ и славен буду я… “.

Анафора – “ что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу “.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея. Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире” . Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца” , которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу” , то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении только одна метафора – “не зарастёт народная тропа” , однако остальных выразительных средств и образов гораздо больше. Так, в произведении есть такие стилистические фигура, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу” , эпитеты – “памятник нерукотворный” , “ народная тропа”, “гордый внук” , “жестокий век” , инверсии – “главою непокорной” , “и славен буду я…” .

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счет анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с ее помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию – свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Подготовка к ЕГЭ. А.С.Пушкин. «Памятник». Анализ стихотворения

Памятник А.С.Пушкину в Москве. Скульптор Опекушин А.М., 1880

«Памятник»
ЦитатыАнализ
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропаПушкин отмечает, что всё его творчество – «нерукотворный» памятник, который будет хранить народ в своей душе, то есть подчёркивает народность своего творчества .Он уверен в значимости своей поэзии, в том, что народ его не забудет.
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
Поэт подчёркивает, что земное владычество заканчивается. (Александрийский столп был воздвигнут в честь Александра 1. )А поэзия продолжит жить в сердцах людей.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Будут помнить поэта до тех пор, пока будет жива поэзия вообще
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,Поэзия его близка людям любой национальности, живущим в любом уголке России.
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
Называет главное, что сам ценил в своей поэзии: вольнолюбие, воспевание свободы, призыв к защите униженных, идеи человеколюбия
Веленью божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Обращается к своей музе, он просит, чтобы она не спорила с глупцами, с теми, кто не понял смысла его поэзии.Поэт должен следовать «божьему веленью», а не писать в угоду толпе, не требовать награды.

Общий анализ стихотворения

История созданияСтихотворение написано 21 августа 1836 г., за несколько месяцев до гибели поэта.А.С.Пушкин предчувствовал гибель, и это стихотворение — духовное завещание поэта. Он подводит итог своей творческой деятельности.автор продолжает традиции Г.Р.Державина ,который тоже написал произведение с таким названием.Интонация стихотворения отличается торжественностью, возвышенностью.Велико значение стихотворения. В нём автор не только подводит итог творчества. Но и словно отмечает, какой вообще должна быть поэзия. Это станет ориентиром для многих поэтов последующего времени.тематема поэта и поэзии, её роли в жизни общества, прославление истинной поэзии, утверждение высокого назначения человека в обществе.идеяидея смысла творчества и его оценкикомпозициякомпозиционно состоит из пяти строф.жанродапо интонации — торжественная речь поэта-гражданиналитературное направлениереализмразмеркаждая строфа написана катреном (то есть законченной строфой из четырёх строк): 3 строки – шестистопный ямб, 4-ая строка- четырёхстопный ямб, это делает её ударной и сосредотачивает на ней внимание.рифмаперекрёстная( абаб): женская рифма ( ударение падает на предпоследний слог)чередуется с мужской(ударение падает на последний слог).тропыэпитеты: памятник «нерукотворный», главою «непокорной»,Русь « великая», «жестокий век», «заветная» лира;

метафора: «Не зарастёт народная тропа»

метонимия: «Что чувства добрые я лирой пробуждал…»стилистические фигурыантитеза: «хвалу и клевету»

анафора:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободусинтаксические средстваИнверсия: «И славен буду я…», «И назовет меня…», «И гордый внук славян…», «И долго буду тем любезен…»

Ряды однородных членов: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…».

Полисиндетон( многосоюзие): «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык».Это средство помогает читателю воспринимать людей разных национальностей как единый народ страны.поэтическая фонетикааллитерация:Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропалексические средствавозвышенная лексика(старославянизмы): «главою непокорной», «приемли»,»вознёсся», «пиит»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Читайте также:  Ламода (Lamoda) — куртки для мальчиков демисезонные и зимние: модные бренды. Распродажа детских курток на мальчиков в Ламода: зима, весна, осень: ссылки на каталог

Краткий анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг…» по плану

1. История создания

История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом.

Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.

Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.

Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.

В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.

Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.

Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.

Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.

И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.

И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.

Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.

2. Литературное направление

Стихотворение восходит к античным истокам, поэтому его можно отнести к классицизму. Однако есть и признаки романтизма.

3. Род

По роду литературы это гражданская лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность творения – ода.

Однако просматриваются и черты лирического стихотворения на тему предназначения поэта и поэзии.

5. Проблематика

Автор затрагивает животрепещущую и невероятно важную для него в тот период проблему творческого бессмертия.

Он искренне надеется, что несмотря ни на что, останется в памяти потомков, даже если сейчас его гонят и запрещают.

6. Тематика

Темы стихотворения – значение поэта и его творчества, божественная природа настоящего гения.

7. Идея

Я думаю, что автор написал это стихотворение, желая выразить свое собственное отношение к тому, что он создал.

«Памятник» можно смело считать художественным итогом всего пушкинского творчества в целом, который он сам же и подвел незадолго до трагической смерти.

8. Пафос

Великое стихотворение пронизано разнообразными эмоциями. Здесь и отчаянная надежда на бессмертие в своих текстах, и смирение, и отчаянье, и даже тоска.

Несмотря на позитивный посыл, творение наполнено мрачными мыслями. В нем точно улавливается тревога.

Возможно, автор предчувствовал свое скорое будущее и невольно отразил негативное внутреннее состояние в гениальных стихах.

9. Система образов

Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.

К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.

Что ж, он оказался стопроцентно прав.

Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.

Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей тут нет, можно выделить только самого лирического героя – поэта-пророка, который воздвиг себе «нерукотворный памятник».

Кроме него, есть еще Муза, верная подруга писателя, всегда готовая творить. Без нее не получится произведения, она становится единым целым с творцом.

11. Лирический герой

Лирическим героем «Памятника» можно назвать самого Александра Сергеевича, а точнее, его художественную проекцию.

Стихотворение написано от первого лица и передает непосредственно те чувства, которые испытывал сам автор в момент его создания.

12. Сюжет

Мы говорим о творческом подведении итогов, стихотворном результате всего того, что успел сделать автор на нелегком литературном поприще. Соответственно, выраженного сюжета тут нет.

Пушкин просто освещает основные мысли, которые были у него, и говорит о предназначении поэта и поэзии, о свободе, о природе музы и гения.

Благодаря этому шедевру, мы можем постичь тонкую философию Александра Сергеевича и понять его внутреннее состояние.

13. Композиция

Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.

В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!

В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.

Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.

Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.

Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».

Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.

Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.

Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.

Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому, недаром оно восходит к Exegi monumentum Горация.

14. Художественное своеобразие произведения

Так как рассматриваемое творение принадлежит классицизму, оно написано возвышенным языком.

Нередко автор употребляет старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «доколь», «пиит» и т.д.

Благодаря таким лексическим единицам текст становится торжественным и образным.

15. Средства художественной выразительности

Вообще, все стихотворение можно назвать большой, развернутой метафорой. Ведь речь тут идет не о настоящем памятнике, а о литературном наследии, благодаря которому имя Пушкина останется в веках.

Кстати, говоря, что у «памятника» «непокорная голова», автор олицетворяет его. Следовательно, Александр Сергеевич оживляет и все свое творчество в целом, наделяет тексты душой. Весьма непокорной, какая была и у их создателя.

Пушкин использует множество эпитетов: «памятник нерукотворный», «заветная лира», «непокорная глава» и т.д.

Кроме того, в стихотворении встречается инверсия («я памятник воздвиг себе нерукотворный», «главой непокорной»), а также есть анафора:

…Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…

16. Размер, рифма, строфика

«Памятник» состоит из пяти катренов (четырехстиший).

Произведение написано ямбом. Причем в первых стрех стихах каждого четверостишия он трехстопный, а в четвертом – четырехстопный. Так автор подводит итог, обозначает мысль, высказанную в строфе.

Рифма перекрестная по типу АБАБ.

17. Значение произведения

Произведение является творческим подведением итогов всего, что успел создать Пушкин. Его значение невозможно переоценить.

18. Актуальность

«Памятник» – это ода свободе, воспевание поэзии и роли поэта. Оно актуально и в наши дни, потому что раскрывает взгляд на природу творчества.

19. Моё отношение

Мне очень нравится стихотворение глубиной, чистотой и ясностью пушкинской мысли. Удивительно, насколько точно поэт смог прочувствовать и описать значение своего творчества для всей российской литературы.

20. Чему учит

Оно учит следовать зову своего сердца и творить, не оглядываясь на реакцию публики.

Анализ стихотворения «Памятник» (А. С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.11.2019 · Обновлено 16.11.2019

А. С. Пушкина живо интересовала тема поэзии и места поэта в мире и обществе – одна из классических тем искусства, впервые поднятая в текстах древнегреческих поэтов. В ранних стихотворениях о поэзии Пушкин следовал романтической традиции, однако со временем его позиция становилась более глубокой, он размышлял о взаимоотношениях поэта с читателем, о природе поэтического дара и его назначении. Эти размышления нашли отражение в лирике Пушкина, а своеобразным подведением итогов стал гордый, написанный всего за несколько месяцев до смерти «Памятник».

Читайте также:  Учим геометрические фигуры для детей 1-3 лет: методики обучения, игры, раскраски

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор стихотворения «Памятник» по плану.

История создания

Стихотворение А. С. Пушкина «Памятник» по теме восходит к оде Горация «К Мельпомене», именно из нее взят эпиграф, помещенный поэтом перед текстом. Первый перевод оды Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову, позже свой вариант представил Г. Р. Державин. Каждый поэт не просто переводил древний текст, а пытался выразить, как он понимает и видит роль поэта и значение поэтического дара.

Свой вариант такого осмысления предлагает и Пушкин. Стихотворение «Памятник» он пишет в 1836 году, за несколько месяцев до своей трагической гибели, находясь в тяжелейших условиях: произведения поэта запрещаются и подвергаются жесткой цензуре, публика выражает недовольство его творчеством, недоброжелатели распускают слухи о неверности его молодой жены. Поэт переживает глубокий кризис, появляется необходимость подведения некоторых итогов. Он черпает идеи из текстов своих предшественников, но при этом создает оригинальное произведение, в котором находят выражение его личные поэтические и философские размышления.

Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Памятник» ближе всего к оде. Торжественный пафос, воодушевление и возвышенная лексика, свойственные данному жанру, создают яркий текст, который позволяет автору выразить свою поэтическую позицию.

Художественное направление «Памятника» больше всего походит на классицизм. В нем мы видим многочисленные отсылки к античной культуре и торжественный настрой.

Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.

Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.

Композиция

Стихотворение «Памятник» состоит из 5 строф, каждая из которых последовательно развивает определенную мысль.

  1. В первой строфе появляется сама идея о создании «нерукотворного памятника», о бессмертии поэтического наследия. Причем наследие это оказывается более ценным, чем многие земные «материальные» памятники.
  2. Вторая строфа говорит, что возможность такого бессмертия напрямую связана с существованием поэзии как таковой: пока «жив будет хоть один пиит» — будет жить воплощенная в текстах душа поэта.
  3. Далее Пушкин предрекает свою всенародную славу. Он видит широту России и единство в ней свободных народов, неразрывно связанных общей историей и культурой. Поэт верит, что его творческое наследие станет одной из объединяющих идей и неотъемлемой частью этой культуры.
  4. В четвертой строфе поэт открывает, почему его творчество должно остаться в веках. Он говорит о прославлении свободы и милости к падшим, гуманизм и «чувства добрые», которые вызывает в читателе его лирика, — это те столпы, которые не дадут его текстам быть забытыми.
  5. Наконец, в финале звучит обращение к музе. Здесь подчеркивается, что поэт и его муза в первую очередь ответственны не перед людьми и их критикой, а перед небом и своим предназначением, которые должны гордо нести.

Образы и символы

  • Ключевой образ стихотворения «Памятник» – сам «нерукотворный памятник». Это то поэтическое наследие, которое лирический герой оставит после себя. Пушкин делает образ памятника гордым и величественным, пророчески рисует его центром культурного притяжения, к которому «не зарастет народная тропа», слух о котором распространяется по всем уголкам России.
  • Лирический герой здесь – поэтическая проекция самого А. С. Пушкина. Перед нами сформировавшийся одаренный поэт, познавший главный смысл своего дара: воспевать гуманизм и свободу и следовать своему пути, не озираясь на мнение критиков и недоброжелателей.
  • Помощником и проводником поэта становится его муза. Именно она демонстрирует творцу образец поведения: не стремится к славе и всеобщему одобрению, не боится быть непонятой и осмеянной, но остается послушной лишь «веленью божию» и избранному пути.

Темы, настроение и проблемы

Тематика «Памятника» интересна даже сегодняшнему читателю:

  1. Поэт и поэзия. Основной темой стихотворения «Памятник» становится осмысление роли поэта и поэзии в мире и обществе. Пушкин показывает значение поэтического творчества: это то, что пробуждает в читателе добрые чувства, заставляет вспомнить о главных человеческих ценностях и гуманнее относиться друг к другу.
  2. Свобода. Пушкин подчеркивает, что неотъемлемая черта настоящего поэтического дара – свободолюбие, отсюда «непокорная глава» его памятника и способность даже в «жестокий век» не писать под диктовку власти или общественного мнения, но прославлять свободу и гуманизм.
  3. Бессмертие и историческая память. Еще одной центральной темой стихотворения становится важная для Пушкина тема смерти и ее преодоления через творчество. «Душа в заветной лире мой прах переживет», — говорит поэт, выражая уверенность, что его поэтическое наследие будет жить в веках.
  4. Настроение стихотворения — торжественное и серьезное.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Памятник» – признание божественной природы поэзии и ее высокого гуманистического значения. Пушкин в этой мысли продолжает традицию поэтов предшествующих эпох, но добавляет собственные размышления на эту тему.

Пушкин демонстрирует величие поэзии, помещая ее славу выше славы императоров и полководцев, ведь его памятник «вознесся выше Александрийского столпа».

Смысл стихотворения «Памятник» заключается в том, что поэзия таким образом возносится над всеми земными ориентирами, утверждается ее божественное происхождение. Поэт и его муза послушны лишь «веленью божию», они беспристрастны к похвале и осуждении «подлунного мира», но воспевают свободу и добро, и именно поэтому оказываются достойны бессмертия.

Средства выразительности

Ода Пушкина, согласно традиции Классицизма, написана возвышенным языком, что усиливает пафос произведения. Для этого автор использует старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «пиит».

  • Текст «Памятника» строится на целом ряде метафор, ключевая из которых – «нерукотворный памятник», то есть слава поэта и его творческое наследие. «К нему не зарастет народная тропа», говорит поэт, показывая, что слава эта никогда не померкнет и не будет забыта. Также метафорически поэт называет землю «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей».
  • Образность стихотворения усиливают многочисленные эпитеты: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век».
  • Интересно, что при описании памятника используется олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», так слава поэта одушевляется и становится самостоятельным действующим лицом, центром внимания и притяжения.
  • Есть в стихотворении примеры использования метонимии, например «непокорная глава» памятника – это одновременно и голова самого лирического героя, а назовет поэта в веках не сам «всяк сущий язык», а каждый его носитель.
  • Усиливают пафос стихотворения и его значение также синтаксические средства выразительности: инверсия («восславил я свободу»), анафора и многосоюзие.

Стихотворение «Памятник» становится подведением итогов и своеобразным поэтическим завещанием Пушкина. В нем поэт не только утверждает величие и значимость поэзии как таковой, но оценивает роль своего поэтического вклада и уверенно предрекает, что продолжит жить в культуре страны и памяти потомков.

Литературный анализ стихотворения Пушкина «Памятник»

Стихотворение «Памятник» было написано А. С. Пушкиным в 1836 году. В таких произведениях, как «Поэту» и «Поэт и толпа», остро поставлена проблема взаимоотношения общества и творческой личности. И в «Памятнике» этот вопрос приобретает совершенно особую, емкую формулировку. Она позволяет завершить размышления о смысле творчества и поэтической славе.

Особенности пушкинского произведения

В анализе стихотворения Пушкина «Памятник» учащийся может указать, что произведение было своеобразным подведением итогов творческого пути поэта, завещанием, составленным им в конце пути. По своей теме произведение восходит к оде Горация «К Мельпомене» – из нее и взят эпиграф к стихотворению. Необходимо отметить, что первый перевод оды был сделан еще М. В. Ломоносовым, а затем ее мотивы развивались Г. Р. Державиным. Однако каждый из поэтов по-разному осмысливал пройденный творческий путь, по-своему формулируя право на бессмертие. Гораций полагал, что он достоин хвалы за написанные им произведения; Державин – за поэтическую искренность и умение прямо высказывать свои идеи, гражданскую смелость.

История создания стихотворения Пушкина «Памятник»

Есть несколько предположений, которые связаны с созданием произведения. Одни исследователи утверждают, что стихотворение было написано в качестве подражания Горацию. Другие говорят о том, что Пушкин перефразировал стихотворения Ломоносова и Державина. Оригинал «Памятника» был найден после смерти поэта и передан В. Жуковскому. Тот внес в него правки, и в 1841 году произведение увидело свет.

Вечная слава великого поэта

Анализ стихотворения Пушкина «Памятник» показывает, что в произведении лирический герой связывает свою будущую славу с существованием поэзии как таковой. Его дух будет бессмертен до той поры, пока «жив будет хоть один пиит». Пушкин очерчивает границы своей славы, предрекая то, что его творчество превратится в национальное достояние всех народов России. Поэт пишет: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». И сразу же он указывает, что к этому поэтическому монументу «не зарастет народная тропа». В произведении лирический герой ясно осознает это право на бессмертие. Стихотворение является отличным образцом зрелого творчества великого русского поэта.

Читайте также:  Как нарисовать рисунок для детей — как я провел лето? Как нарисовать природу, пейзаж лета, девочку Лето поэтапно карандашом и красками для начинающих и детей?

Продолжая анализ стихотворения Пушкина «Памятник», необходимо упомянуть и его жанр. Большинство литературоведов относят произведение к оде. Однако это совершенно особая разновидность жанра. Как и Державин, великий русский поэт делит свое произведение на пять строф, применяя сходный размер стиха. В первых трех строках А. С. Пушкин использует размер, классический для оды – шестистопный ямб. Однако последняя строка написана четырехстопным ямбом. Это позволяет сделать на ней смысловой акцент.

Тема и идея

Произведение представляет собой гимн поэзии. Тема «Памятника» Пушкина – это прославление поэзии, а также утверждение высокого положения поэта в жизни общества. В стихотворении Пушкин выступает в качестве наследника традиций, созданных Ломоносовым и Державиным. Также в произведении великий русский поэт раскрывает и тему взаимоотношений поэта и читателя, указывая на то, что его творчество будет интересно самым разным адресатам. И это видно уже с первых строк произведения. После слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поэт выражает убежденность в том, что народ не забудет о его творческом подвиге. Также эта идея находит свое выражение и в последующих строках. А. С. Пушкин пишет о том, что его творчество будет овеяно славой до тех пор, пока на земле существуют поэты.

Композиция

Анализ стихотворения Пушкина «Памятник» был бы неполным без описания композиции произведения. В первой строфе утверждается тема значимости памятника поэзии. Однако Пушкин вводит сюда и традиционный для его творчества мотив свободы. Во второй строфе поэт утверждает бессмертие поэзии, позволяющее автору получить продолжение жизни в памяти потомков. В третьей строфе, подобно и державинскому «Памятнику», развивается тема народного интереса к творчеству среди самых разных слоев населения.

Но главная смысловая нагрузка заключается в четвертой строфе. В ней поэт определяет то, что наиболее важно для его творчества, что позволяет ему надеяться на бессмертие: он будет тем «любезен народу», что смог в жестокие времена «восславить свободу» и «призвать милость к павшим». Здесь поэт обращает внимание на гуманизм, которым пронизаны его произведения, человечность и милость. Поэт уверен в том, что «чувства добрые», которые пробуждает поэзия, гораздо важнее ее эстетических свойств.

В последней строфе произведения Александра Пушкина «Памятник» лирический герой традиционно обращается к музе. Просьба лирического героя, высказанная музе, возвращает читателя к идеям, которые были выражены еще в программном произведении поэта «Пророк». Главная мысль их состоит в том, что поэт творит не по своей воле, и поэтому несет ответственность не перед людьми, которые нередко оказываются неспособными понять идеи творчества, а перед небесами.

Художественные средства

В произведении читатель найдет большое количество средств художественной выразительности. Например, стихотворение богато эпитетами. Это и «друг степей калмык», и «Русь великая». Также в стихотворении поэт использует и прием метонимии, или синекдохи: «И гордый внук славян, и финн…». Напомним, что этим приемом называется способ, когда одно понятие заменяется другим, смежным по смыслу. Немало в произведении и метафор: «душа в заветной лире». Из средств синтаксиса используется многосоюзие. В произведении используется перекрестная рифмовка, где чередуются мужские и женские рифмы.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея и образы

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

История создания – стих написан в 1836 году и опубликован в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внес Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и пего произведений в общественной жизни, их важного предназначения.

Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.

Метафоры – “не зарастет народная тропа“.

Эпитеты – “памятник нерукотворный“, народная тропа“, “гордый внук“.

Инверсии – “главою непокорной“, “и славен буду я…“.

Анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу“.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея. Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении только одна метафора – “не зарастёт народная тропа”, однако остальных выразительных средств и образов гораздо больше. Так, в произведении есть такие стилистические фигура, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”, эпитеты – “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук”, “жестокий век”, инверсии – “главою непокорной”, “и славен буду я…”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счет анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с ее помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию – свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Ссылка на основную публикацию