Анализ стихотворения «К Чаадаеву» А.С. Пушкин: история создания, характеристика лирического героя, тема, композиция

А. С. Пушкин, “К Чаадаеву”: анализ произведения и характеристика героев

Стихотворение «К Чаадаеву» датируется 1818 годом. Оно получило широкую известность, в особенности в декабристских кругах. Адресат этого произведения – Петр Яковлевич Чаадаев. Он был одним из ближайших друзей великого русского поэта еще со времен лицея.

Дружба Пушкина и Чаадаева

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина можно начать с указания того факта, что поэта связывала с Чаадаевым долгая дружба – они оба характеризовались свободолюбивыми настроениями, желанием что-то изменить в жизни страны, нестандартным взглядом на вещи. Как и многие другие приятели Пушкина, Чаадаев был одним из членов тайного общества декабристов под названием «Союз благоденствия». Впоследствии он решил отказаться от членства и занял очень необычную позицию в вопросах о государственной власти и дальнейшего развития событий в России.

За публикацию своего «Философического письма» Чаадаев был объявлен тогдашним правительством сумасшедшим. В этом труде были изложены политические взгляды Петра Яковлевича. В письме самодержавие противостояло свободолюбию. Позиции великого русского поэта не всегда совпадали с мнением Чаадаева. Но в 1818 году Пушкин увидел в своем старшем друге человека, который был умудрен приобретенным жизненным опытом.

Жанр и композиция произведения

При подготовке анализа «К Чаадаеву» Пушкина можно подчеркнуть тот факт, что для творчества великого поэта характерна трансформация уже существующих литературных жанров. И в этом стихотворении читатель имеет возможность увидеть проявление стремления к новаторству: дружеское послание, которое поэт адресует отдельно взятому человеку, превращается в послание всему народу.

Преобразовывая жанр своего стихотворения, великий русский поэт создает произведение, принадлежащее к новому жанру. Он называется гражданским посланием. Поэтому в его основе и лежит обобщение, выраженное словами «Товарищ, верь…». По своей стилистике стих близок к произведениям времени Великой Французской революции.

Тема, основная мысль

В анализе «К Чаадаеву» Пушкина необходимо указать и основную тему произведения. Это призыв уйти от повседневных, частных забот, обратиться к общественным интересам. Именно с ней и связана вера великого русского поэта в то, что его мечты о светлом будущем будут реализованы. В заключительной части стихотворения звучит достаточно редкая для творчества великого русского поэта идея о сломе всей тогдашней государственной системы, который, по мнению Пушкина, должен осуществиться в ближайшее время.

Новаторский ход поэта

Готовясь к анализу «К Чаадаеву» Пушкина, школьник может указать, что еще одной особенностью этого произведения является соединение двух тематик – гражданской и дружеской. В связи с этим стихотворение звучит достаточно необычно. Сравнение ожидания «вольности святой» с теми переживаниями, которые охватывают юного любовника, нетерпеливо ждущего следующей встречи с девушкой, было воспринято неоднозначно даже друзьями по духу и близкими людьми великого русского поэта. Однако в этом месте Пушкин совершил действительно новаторский ход. Он соединил в единое целое два понятия – «свобода» и «любовь». И этим поэт продемонстрировал, что для людей свобода так же важна, как и привязанность к другому человеку.

Мотивы стихотворения

Начало произведения характеризуется элегическими настроениями. Обращаясь к своему другу, лирический герой вспоминает дни молодости, он с печалью осознает, что многие из его прежних идеалов оказались «обманом». Поэтическая лексика, наполняющая первое четверостишие, построена в духе романтической элегии. Осталось ли что-нибудь от минувших юных лет? Уже нет ни любви, ни надежды. Однако внимательный читатель заметит, что в этой триаде не хватает еще одного компонента – веры.

И это слово еще появится в заключительной части стихотворения, чтобы придать ей особый акцент. Однако переход от пессимистического настроя к воодушевлению происходит постепенно. И эта перемена связана с образами огня, горения. Страстное желание, которое похоже на всепоглощающий огонь, обычно свойственно любовной лирике. Но в этом произведение данный мотив обретает новое звучание – он связан с открытым протестом против вседозволенности власти, что также можно упомянуть в анализе «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко его содержание можно описать так: обращение к другу постепенно перерастает в открытый призыв к свободе, возможность достижения ее высоких идеалов. Поэтический образ в заключительной части стихотворения – «звезда пленительного счастья» – становится настоящим символом победы идеалов свободы человека и гражданина.

Стихотворение и декабристы

Анализ лирического стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в последних строках произведения читатель видит открытый призыв автора к свободе, свержению установившегося самодержавия. Эта дерзкая мысль, которая прозвучала в произведении великого русского поэта, была высказана впервые. Он уже не верил многочисленным обещаниям царя что-то изменить в стране, и афишировать свое мнение по этому поводу не собирался. Многие биографы подтверждают этот факт. Произведение было доставлено адресату, а сам поэт благополучно о нем забыл. Но к этому моменту Чаадаев был не только одним из участников тайного масонского общества, но и членом организации будущих декабристов.

Стихотворение великого поэта участники этой организации восприняли в качестве открытого призыва к активным действиям. Они искренне поверили в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена». По прошествии времени заговор против царя был раскрыт, и немало представителей знатных дворянских фамилий было сослано в Сибирь. Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность, сожалея, что не мог разделить участи своих близких друзей, и считая, что именно произведение «К Чаадаеву» заставило их совершить попытку государственного переворота.

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина по плану

План литературного анализа произведения может быть следующим:

  1. Автор и название.
  2. Тема, основная мысль (призыв к свободе).
  3. Ритм стихотворения, размер.
  4. Художественные средства (перечислены ниже).
  5. Мнение школьника о произведении «К Чаадаеву».

Средства выразительности

Стихотворение написано четырехстопным ямбом – это также необходимо указать в анализе стиха «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко перечислим основные художественные средства произведения. В нем используются следующие средства художественной выразительности. Во-первых, это оксюморон – «тихой славы». По определению известность не может быть тихой, и поэтому в данной фразе сочетается несочетаемое. Во-вторых, поэт использует сравнение – «как сон, как утренний туман». Здесь этот художественный прием более чем уместен. Ведь и сон, и туман исчезают, не оставляя за собой следа. Точно так же бесследно уйдет и обман «любви, надежды…».

В произведении используется метафора – «горит желанье». Стремление, охватывающее лирического героя, оказывается настолько сильным, что оно сравнивается со стихией огня. Бушующая стихия олицетворяет бунт, революционные настроения. Подобное значение имеет и метафора «свободою горим». В произведении используется немало эпитетов – «нетерпеливою душою», «святая вольность». Свобода является высшей ценностью, воспеваемой в произведении. Обращения, используемые в стихотворении, подчеркивают его принадлежность к жанру гражданского послания: «Мой друг», «Товарищ».

Также анализ стиха «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в нем применяется и прием инверсии – «нежил нас обман», «но в нас горит еще желанье». Читатель найдет также метонимию – «на обломках самовластья». Здесь великий русский поэт имеет в виду разрушение самодержавия. Также используется прием синекдохи. Если произведение рассматривать в качестве послания ко всему народу, то обращения «товарищ», «мой друг» будут передавать целое (весь народ) через его часть (товарищ, друг). В стихотворении используется и прием олицетворения: «Россия вспрянет». Отечество воспринимается как нечто живое, что умеет чувствовать.

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану

1. История создания

Стихотворение «К Чаадаеву» своим вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств явно говорит, что принадлежит раннему Пушкину.

Действительно, оно написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Посвящая эти строки старшему другу – Петру Чаадаеву, молодой поэт искренне верил в торжество справедливости, смелость и свободу взглядов, творчества.

Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим. Пушкина неоднократно ссылали.

Однако все это еще впереди, а пока гениальный юноша пишет вот такое стихотворение и адресует его старшему товарищу.

Широкая публика увидит текст гораздо позже: в 1829 году, да и то напечатанный с серьезными правками. Причем, Пушкин не даст официального согласия на искаженную публикацию, однако все равно «К Чаадаеву» будет представлено в «Северной звезде».

2. Литературное направление

Без сомнения, произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанр тоже определяется очень просто, это дружеское послание.

5. Проблематика

Автор завуалировано поднимает проблему свободы и несвободы. Прежде всего, творческой, но так же и человеческой – свободы слова, выражения мыслей, действий.

Пока еще поэт не боится говорить об этом открыто, яростно, вдохновенно. Поздний Пушкин, устав от постоянных гонений, был более сдержан в высказываниях и проявлении чувств.

Такая эмоциональность характерна именно для раннего периоды творчества великого русского гения.

6. Тематика

Формально стихотворение написано на тему дружбы, что и определяется самим жанром. Однако это только внешняя сторона.

Автора явно волнуют совсем иные темы: гласность, свобода выражения мыслей.

Если посмотреть глубже, то гений намекает на свержение существующего строя, иначе откуда появляются эти красноречивые строчки?

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Учитывая тонкости содержания, можно говорить уже и о гражданской лирике, в которой четко отображена позиция автора.

7. Идея

Прежде всего, Пушкин написал стихотворение, чтобы поддержать друга.

Но так же в тексте он выразил собственные политические взгляды, весьма прогрессивные для того времени.

8. Пафос

Рассматриваемое стихотворение буквально бурлит эмоциями.

Читатель улавливает и нотки гнева, возмущения, и искреннюю преданность автора не только дружбе, но и своим идеалам.

В тексте сквозит уверенность в лучшем будущем, в том, что когда-нибудь существующий строй изменится, и все будет совсем по-другому!

9. Система образов

Стихотворение является посланием к Чаадаеву, но образ друга Пушкин практически не прописал. Он только обращается к нему, призывая отчизне посвятить «души прекрасные порывы». Александр Сергеевич словно поддерживает, вдохновляет Петра Яковлевича.

Читайте также:  Размер шапок для детей по возрасту. Обхват головы у детей: таблица для шапки

Автор рисует образ родины, олицетворяя ее:

Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Здесь чувствуется любовь к Отчизне, страстное желание помочь ей освободиться от «гнета власти роковой».

Писатель в красивых сравнениях описывает молодость, юность, когда еще сердца горят сильными чувствами. Не зря он сравнивает ожидание прихода нового режима, более вольного и свободного, с томлением любовника, торопящего миг назначенного свидания.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей тут несколько, и образ Чаадаева не является главным.

Скорее, поэт строит свое произведение на противопоставлении свободной Отчизны и угнетающей, несправедливой власти.

В этом смысле фигура Петра Яковлевича, к которому Пушкин обращается, служит как бы формальным прикрытием истинного посыла стихотворения. Получается гораздо более глубокий, сложный текст.

Мы наблюдает яркую художественную антитезу: с одной стороны, любимая родина, с другой – ненавистное самодержавие, не дающее ей развиваться правильно и гармонично. С одной стороны, страстное желание свободы, с другой – царский режим, при котором ни шагу нельзя сделать в сторону, будешь крепко наказан.

11. Лирический герой

Лирическим героем является творческая проекция личности самого автора. Это говорит Пушкин, это его мысли слышит читатель, его эмоции воспринимает.

12. Сюжет

Как такового, сюжета нет.

Как и в любой гражданской лирике, поэт высказывает собственные взгляды, идеи, открывает личное видение сложившейся ситуации.

В конце он выражает искреннюю надежду, что неправедный строй будет свержен, и наконец-то, люди освободятся от царского гнета. И, конечно, учтут заслуги тех, кто привел их к этой победе – певцов, провозглашающих либеральные взгляды.

13. Композиция

В произведении можно выделить три части.

В первой повествуется о молодом, вдохновенном лирическом герое и его друге, которые жили в своем собственном, красивом мире:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман

Однако все это развеялось очень быстро. Условно назовем первую часть прошлым.

Вторая часть – суровое настоящее. Открываются глаза не только у персонажей произведения, но и самого читателя: отчизна стонет, зовет на помощь.

Третья часть – это попытка заглянуть в будущее. Пушкин рисует совсем другой порядок, когда уже «самовластье» пало.

Учитывая, что мотивы призывов повторяются и в начале, и в конце стихотворения, можно назвать композицию кольцевой.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения точный, меткий и выразительный. Используется много слов, относящихся к свободе, существующему политическому строю, что опять же подтверждает гражданскую направленность лирики: «власть», «отчизна», «вольность», «свобода».

Автор использует слова возвышенного стиля, чтобы подчеркнуть значимость, торжественность послания.

Кроме того, очень много глаголов, прилагательных и словосочетаний, характеризующих внутреннее состояние Пушкина: «свободою горим», «горит желанье», «души прекрасные порывы» и т.д.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

  • перекрестная по типу АБАБ (первые четыре стиха, например),
  • опоясывающая ВГГВ (следующие четыре стиха).
  • Последние пять строчек зарифмованы особенно интересно: ДЕДЕД.

На строфы разделения нет.

16. Средства художественной выразительности

Для создания необходимых художественных образов Пушкин использует множество эпитетов: «юные забавы», «роковая власть», «нетерпеливая душа».

А также сравнения « как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой».

Кроме того, автор олицетворяет отчизну: «Отчизны внемлем призыванье». А вот метафора только одна: «горит еще желанье».

17. Значение произведения

Произведение воспевает любовь к своему отечеству, что всегда значимо для любого человека. Кроме того, оно помогает понять настроения молодого Пушкина.

18. Актуальность

Именно из-за своего патриотического содержания, бессмертное творение великого гения будет актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение именно своим эмоциональным фоном. С помощью него я могу узнать, каким был молодой Пушкин: что его волновало, какие настроения владели им.

20. Чему учит

Оно учит любить родину и всегда, несмотря ни на какие обстоятельство, верить и стремиться к лучшему будущему для Отчизны и народа.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

Автор: Guru · 29.03.2018

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

История создания

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей. «К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику. Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья. ».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах. Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка. Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба. Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.

Проблемы

Смысл

Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

Средства выразительности

Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

Не обходится автор и без эпитетов («тихой славы», «пленительного счастья», «нетерпеливою душой»). Широко используются в тексте инверсии: «Души прекрасные порывы!», «Отчизны внемлем призыванье».

Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

Критика

Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

Читайте также:  Праздник спортивных семей. Совместные праздники родителей и детей. Сценарии, спортивные конкурсы, игры, эстафеты

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой друг”.

Инверсия – “власти роковой“.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье“, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы“.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты верного свиданья“.
  • Обращение – “мой друг”.
  • Инверсия – “власти роковой“.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» – полный разбор по плану

Об авторе произведения

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий русский поэт, драматург и прозаик. Автор знаменитых романов «Евгений Онегин» и «Дубровский», поэмы «Руслан и Людмила», сказок для детей и других произведений. Впервые стих поэта был опубликован в 1814 году в журнале «Вестник Европы». Он носил название «К другу-стихотворцу». В 1817 году по окончании Царскосельского лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел и продолжил заниматься литературным творчеством.

На взгляды поэта значительное влияние оказали труды Радищева, Фонвизина, Жуковского, Батюшкова. В период 1817—1820 годов политическая лирика поэта («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву») вызвала гнев Александра I. От ссылки в Сибирь Пушкина спасло заступничество Крылова, Жуковского и Карамзина. Наказание заменили ссылкой на юг России.

При жизни поэта многие его произведения не печатались из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»). С 1836 г. поэт издавал свой журнал «Современник»,где впервые была опубликована повесть «Капитанская дочка». Однако журнал не пользовался популярностью. В 1837 г. автор был смертельно ранен на дуэли Жоржем Дантесом. После его смерти император Николай I распорядился оплатить долги поэта и обеспечить его семью средствами.

Создание стихотворения

Интересной является история создания стихотворения «К Чаадаеву». А.С. Пушкин был неравнодушен к трудностям, которые возникли в обществе после европейской кампании Александра I. Страна была в бедственном положении, что вызывало революционные настроения среди думающей интеллигенции. До декабрьского восстания 1825 года оставалось совсем немного времени, недовольство правлением самодержца возрастало.

Идея стихотворения «К Чаадаеву» возникла у Пушкина вполне закономерно. Он хотел поделиться с другом своими размышлениями о том, что происходит в обществе, и надеждами на светлое будущее страны. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) был близким другом поэта по лицею и разделял его революционные взгляды. Ему и посвящен стих, написанный в 1818 г.

В возрасте 19 лет Пушкин жил в столице, он еще не знал наказаний со стороны властей за вольномыслие и написание произведений революционного направления. Адресованный другу стих спровоцировал его первую южную ссылку в 1820 году.

Характеристика и анализ

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в девятом классе. Но прежде стоит познакомиться с текстом стихотворения.

Сюжет послания развивает мысль о становлении личности гражданина и патриота. Его начало вызывает грустные эмоции: поэт говорит об обманчивых надеждах былой юности. Все мечты о свободе и славе столкнулись с реальностью и обернулись сном, который развеялся в считаные секунды. Большинство современников улавливало в первой части стихотворения истинное отношение к эпохе правления Александра I, который придерживался либеральных взглядов.

Вторая часть послания — антитеза. Нетерпеливая душа героя испытывает порывы свободолюбия. Он стремится защищать не свои интересы, а выступает за нужды родины. Это зрелый шаг на нелегком пути становления гражданина своей страны и важное условие для проявления «вольности святой». Поэт убежден, что Россия проснется, когда каждый ее гражданин станет неравнодушным и внесет свой вклад в судьбу страны.

При всей пылкости, свойственной девятнадцатилетнему юноше, поэт осознавал, что в России есть силы, которые будут всячески препятствовать пробуждению. Порывам «нетерпеливой души» у него противопоставлен «гнет власти роковой». Однако Пушкин убежден, что лучшие годы жизни следует посвятить Отчизне, тогда патриотов будет ждать посмертная слава. В концовке на это указывает выразительная фраза: «на обломках самовластья напишут наши имена». Кратко проведя художественный разбор, можно подытожить:

  1. Жанр стихотворения — дружеское послание. Ему свойственна адресация к определенному человеку, призывание к действию, выражение идей, надежд. До XIX века подобный жанр носил название «эпистола». Стиль стихотворения — романтический.
  2. Композиция. Произведение написано по принципу «теза-антитеза» (контраст). В первой части упоминается прошлое (наивная юность). Вторая треть посвящена настоящему, остальное — будущему. Открывает и закрывает композицию мотив пробуждения страны от сна. Отсюда несложно понять, что поэт пребывал в приподнятом эмоциональном состоянии.
  3. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмой. С его помощью произведение выглядит легким, воодушевляющим.
  4. Темы стихотворения «К Чаадаеву» — патриотизм и дружба. На патриотизме основано все произведение. Лирический герой не только видит проблемы, существующие в России, но и готов принять участие в их разрешении. Нет мысли бежать из страны, но есть надежда на светлое будущее. Обращаясь к Чаадаеву, поэт пытается развеять пессимистичное настроение друга. Он мотивирует Чаадаева на достижение целей вопреки препятствиям и искренне верит, что тот сможет раскрыть свой потенциал.
  5. Метафоры (выражения, употребляемые в переносном значении). «Горит еще желанье».
  6. Оксюморон (остроумное сочетание противоречивых понятий). «Тихой славы».
  7. Инверсия (перестановка частей фразы для придания ей особой выразительности). «Власти роковой».
  8. Эпитеты (художественно-образные определения, подчеркивающие наиболее существенный признак предмета или явления). «Утренний туман», «власти роковой».
  9. Сравнение. «Как сон, как утренний туман».

Стихотворение насыщено общественно-политической лексикой («власть», «гнет», «честь»), что присуще раннему творчеству декабристов. Оно распространялось практически анонимно среди петербургской интеллигенции и было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году (после восстания декабристов).

Режиссер Владимир Мотыль взял строчку из него для названия киноленты о судьбе людей, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь. Фильм 1975 года носит название «Звезда пленительного счастья».

Главная мысль

Основная мысль стихотворения «К Чаадаеву» состоит в том, что путь к справедливости и светлой цели не бывает простым, а противников может быть несколько: внешний (самовластие) и внутренний (уныние), о чем напоминает Чаадаеву поэт. Идея Пушкина в том, что нельзя опускать руки. Следует бороться за свою свободу, проявляя настойчивость. Нельзя отказываться от намерений, встретив на пути помехи. Для молодого возвышенного юноши истинная цель — подарить свободу своему народу. В произведении рассматриваются две главные проблемы для поэта:

Читайте также:  Когда можно сажать ребенка: важные нюансы, во сколько месяцев можно высаживать мальчиков, девочек? Как начинать высаживать ребенка?

  1. Самовластие. Поэту небезразлична ситуация, которая происходит в стране из-за тиранического политического режима. Он чувствует гнет роковой власти и стремится найти путь избавления о нее. Однако в одиночку добиться счастья для народа невозможно, поэтому поэт ищет помощи у друга.
  2. Отчаяние. Испытав воздействия юношеских иллюзий, Пушкин четко осознает, как горько обмануться мечтами. Очевидно, что такие же чувства возникают и у адресата послания. Но Пушкин сумел победить уныние, воспрянул духом. Того же он ждет от Чаадаева.

Исходя из смысла стихотворения, возникает вопрос: почему Пушкина не было на Сенатской площади в день, когда многое можно было изменить? Накануне, узнав о смерти Александра I, поэт намеревался выехать из Михайловского (ныне – Псковская область), где был в очередной ссылке, и присоединиться к декабристам. Однако дорогу его повозке дважды перебежал заяц, а слуга заболел лихорадкой. Он взял другого человека, но навстречу вышел поп. Всего этого было достаточно, чтобы суеверный поэт отказался от плана ехать в Петербург.

Восстание закончилось трагически: 5 повешенных (близкие друзья автора), 120 сосланных на каторгу и сотни разжалованных военных. Неизвестно, как бы сложилась судьба Пушкина, если бы он принял в нем участие. В селе Михайловском установлен памятник зайцу, перебежавшему дорогу поэту. Надпись на нем гласит, что до Сенатской площади — 416 верст.

Стихотворение юного Пушкина «К Чаадаеву» проникнуто любовью к родине, горячим призывом к свободе, верой в светлое будущее России. В будущем поэт адресовал другу еще несколько произведений.

Это свидетельствует о том, что он дорожил этим блестящим философом и публицистом, преклонялся перед его талантом.

А. С. Пушкин, “К Чаадаеву”: анализ произведения и характеристика героев

Стихотворение «К Чаадаеву» датируется 1818 годом. Оно получило широкую известность, в особенности в декабристских кругах. Адресат этого произведения – Петр Яковлевич Чаадаев. Он был одним из ближайших друзей великого русского поэта еще со времен лицея.

Дружба Пушкина и Чаадаева

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина можно начать с указания того факта, что поэта связывала с Чаадаевым долгая дружба – они оба характеризовались свободолюбивыми настроениями, желанием что-то изменить в жизни страны, нестандартным взглядом на вещи. Как и многие другие приятели Пушкина, Чаадаев был одним из членов тайного общества декабристов под названием «Союз благоденствия». Впоследствии он решил отказаться от членства и занял очень необычную позицию в вопросах о государственной власти и дальнейшего развития событий в России.

За публикацию своего «Философического письма» Чаадаев был объявлен тогдашним правительством сумасшедшим. В этом труде были изложены политические взгляды Петра Яковлевича. В письме самодержавие противостояло свободолюбию. Позиции великого русского поэта не всегда совпадали с мнением Чаадаева. Но в 1818 году Пушкин увидел в своем старшем друге человека, который был умудрен приобретенным жизненным опытом.

Жанр и композиция произведения

При подготовке анализа «К Чаадаеву» Пушкина можно подчеркнуть тот факт, что для творчества великого поэта характерна трансформация уже существующих литературных жанров. И в этом стихотворении читатель имеет возможность увидеть проявление стремления к новаторству: дружеское послание, которое поэт адресует отдельно взятому человеку, превращается в послание всему народу.

Преобразовывая жанр своего стихотворения, великий русский поэт создает произведение, принадлежащее к новому жанру. Он называется гражданским посланием. Поэтому в его основе и лежит обобщение, выраженное словами «Товарищ, верь…». По своей стилистике стих близок к произведениям времени Великой Французской революции.

Тема, основная мысль

В анализе «К Чаадаеву» Пушкина необходимо указать и основную тему произведения. Это призыв уйти от повседневных, частных забот, обратиться к общественным интересам. Именно с ней и связана вера великого русского поэта в то, что его мечты о светлом будущем будут реализованы. В заключительной части стихотворения звучит достаточно редкая для творчества великого русского поэта идея о сломе всей тогдашней государственной системы, который, по мнению Пушкина, должен осуществиться в ближайшее время.

Новаторский ход поэта

Готовясь к анализу «К Чаадаеву» Пушкина, школьник может указать, что еще одной особенностью этого произведения является соединение двух тематик – гражданской и дружеской. В связи с этим стихотворение звучит достаточно необычно. Сравнение ожидания «вольности святой» с теми переживаниями, которые охватывают юного любовника, нетерпеливо ждущего следующей встречи с девушкой, было воспринято неоднозначно даже друзьями по духу и близкими людьми великого русского поэта. Однако в этом месте Пушкин совершил действительно новаторский ход. Он соединил в единое целое два понятия – «свобода» и «любовь». И этим поэт продемонстрировал, что для людей свобода так же важна, как и привязанность к другому человеку.

Мотивы стихотворения

Начало произведения характеризуется элегическими настроениями. Обращаясь к своему другу, лирический герой вспоминает дни молодости, он с печалью осознает, что многие из его прежних идеалов оказались «обманом». Поэтическая лексика, наполняющая первое четверостишие, построена в духе романтической элегии. Осталось ли что-нибудь от минувших юных лет? Уже нет ни любви, ни надежды. Однако внимательный читатель заметит, что в этой триаде не хватает еще одного компонента – веры.

И это слово еще появится в заключительной части стихотворения, чтобы придать ей особый акцент. Однако переход от пессимистического настроя к воодушевлению происходит постепенно. И эта перемена связана с образами огня, горения. Страстное желание, которое похоже на всепоглощающий огонь, обычно свойственно любовной лирике. Но в этом произведение данный мотив обретает новое звучание – он связан с открытым протестом против вседозволенности власти, что также можно упомянуть в анализе «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко его содержание можно описать так: обращение к другу постепенно перерастает в открытый призыв к свободе, возможность достижения ее высоких идеалов. Поэтический образ в заключительной части стихотворения – «звезда пленительного счастья» – становится настоящим символом победы идеалов свободы человека и гражданина.

Стихотворение и декабристы

Анализ лирического стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в последних строках произведения читатель видит открытый призыв автора к свободе, свержению установившегося самодержавия. Эта дерзкая мысль, которая прозвучала в произведении великого русского поэта, была высказана впервые. Он уже не верил многочисленным обещаниям царя что-то изменить в стране, и афишировать свое мнение по этому поводу не собирался. Многие биографы подтверждают этот факт. Произведение было доставлено адресату, а сам поэт благополучно о нем забыл. Но к этому моменту Чаадаев был не только одним из участников тайного масонского общества, но и членом организации будущих декабристов.

Стихотворение великого поэта участники этой организации восприняли в качестве открытого призыва к активным действиям. Они искренне поверили в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена». По прошествии времени заговор против царя был раскрыт, и немало представителей знатных дворянских фамилий было сослано в Сибирь. Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность, сожалея, что не мог разделить участи своих близких друзей, и считая, что именно произведение «К Чаадаеву» заставило их совершить попытку государственного переворота.

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина по плану

План литературного анализа произведения может быть следующим:

  1. Автор и название.
  2. Тема, основная мысль (призыв к свободе).
  3. Ритм стихотворения, размер.
  4. Художественные средства (перечислены ниже).
  5. Мнение школьника о произведении «К Чаадаеву».

Средства выразительности

Стихотворение написано четырехстопным ямбом – это также необходимо указать в анализе стиха «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко перечислим основные художественные средства произведения. В нем используются следующие средства художественной выразительности. Во-первых, это оксюморон – «тихой славы». По определению известность не может быть тихой, и поэтому в данной фразе сочетается несочетаемое. Во-вторых, поэт использует сравнение – «как сон, как утренний туман». Здесь этот художественный прием более чем уместен. Ведь и сон, и туман исчезают, не оставляя за собой следа. Точно так же бесследно уйдет и обман «любви, надежды…».

В произведении используется метафора – «горит желанье». Стремление, охватывающее лирического героя, оказывается настолько сильным, что оно сравнивается со стихией огня. Бушующая стихия олицетворяет бунт, революционные настроения. Подобное значение имеет и метафора «свободою горим». В произведении используется немало эпитетов – «нетерпеливою душою», «святая вольность». Свобода является высшей ценностью, воспеваемой в произведении. Обращения, используемые в стихотворении, подчеркивают его принадлежность к жанру гражданского послания: «Мой друг», «Товарищ».

Также анализ стиха «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в нем применяется и прием инверсии – «нежил нас обман», «но в нас горит еще желанье». Читатель найдет также метонимию – «на обломках самовластья». Здесь великий русский поэт имеет в виду разрушение самодержавия. Также используется прием синекдохи. Если произведение рассматривать в качестве послания ко всему народу, то обращения «товарищ», «мой друг» будут передавать целое (весь народ) через его часть (товарищ, друг). В стихотворении используется и прием олицетворения: «Россия вспрянет». Отечество воспринимается как нечто живое, что умеет чувствовать.

Ссылка на основную публикацию